Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» (М.Ю. Лермонтов)

Лирика М. Ю. Лермонтова обогащена историческими, социальными и культурными подробностями из жизни наших предков. Поэт тонко чувствовал свою эпоху, поэтому смог изобразить ее точно и красиво в небольших, но насыщенных произведениях. Чтобы разобраться во всем, что написал этот автор, будучи одним из самых образованных людей своего времени, Многомудрый Литрекон советует Вам обратиться к анализу его творчества.

История создания

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» поэт написал в 1832 году, будучи ещё семнадцатилетним мальчишкой. Уже в столь раннем возрасте он прекрасно видел свой жизненный путь: «Я раньше начал, кончу ране».

Как многие современники, Лермонтов восхищался творчеством английского литератора Байрона. Это один из основоположников романтизма, его Чайльд-Гарольд станет русским Печориным, а все потому, что Михаил Юрьевич имел схожее мировоззрение со своим коллегой по цеху. Он тоже был романтиком, но поздним, ведь до северных стран это направление дошло гораздо позднее. В этом стихотворении русский поэт сопоставляет себя и зарубежного автора, подмечая сходство, однако обозначая и различие. Видимо, этими строками он отвечал на обвинения в позерстве и подражательстве Байрону, который к тому времени уже был известен на весь мир. «Разочаровываться в жизни» стало уже слишком модно, и юный, но запальчивый Лермонтов спешит уверить, что для него упаднические настроения и томные взгляды – не способ привлечь внимание дам, а нечто большее, то есть состояние «русской души». Его последующая судьба стала ярким доказательством того, что он не солгал.

Жанр, направление, размер

Как во многих стихотворениях поэта, в этом произведении нельзя однозначно определить жанр. Его можно отнести к элегии: оно содержит философские мотивы, рассуждение над своей жизнью.

Стихотворение написано привычным для Лермонтова размером: четырехстопный ямб. Размышления о собственной судьбе, о своем поколении, чувство совершенного одиночества – все это позволяют отнести произведение к философской лирике.

Направление – романтизм, ведь перед нами классический букет того периода: разбитые надежды (в 17 лет!), мысли о смерти и бренности бытия, противопоставление себя, непонятого, но гордого, презренной толпе. Все черты романтизма в сборе, и осталось только махнуть на прощание белым парусом.

Образы и символы

В центре стихотворения — внутренний мир лирического героя. Различные образы передают его эмоциональное состояние. Так, океан символизирует душу. Как и создание природы, она непостоянна, бездонна, наполнена тайнами, которые в 19 веке выглядели непостижимыми. В душе всегда что-то бурлит, она не может оставаться смиренной, как стихия в расцвете буйства.

Образ толпы появляется в предпоследней строке – герой противопоставляет себя ей, подчеркивая свое одиночество, разлад с обществом. Он считает, что его «думы» никто не в силах понять, кроме него и бога. Именно оторванность от презренных мещан позволяет ему сравнивать себя с известным эпатажным поэтом, так что толпа добавлена для контраста и не описана подробно. Целью было выгодно показать себя на фоне нее.

Герой сравнивает, но в тоже время противопоставляет себя Байрону. В первой строке он сразу проводит черту между ними: «Нет, я не Байрон, я другой». Герой еще никому не известен, он понимает, что не успеет многого добиться. Однако затем он указывает на сходства между ними: «как он, гонимый миром странник». Их роднит отчужденность от общества, угрюмость, одиночество.

Образ лирического героя – типичный для романтизма шаблон. Он, гордый одиночка и непременно скиталец, верит в свою раннюю смерть, как избавление от дел, которыми он вовсе не спешит себя занять. К чему, ведь все равно не успеет совершить многое? Это оторванный от реальности человек, который занимается только самокопанием. Его не устраивает презренное мелкое дело, он хочет всего и сразу, поэтому равнодушно отмахивается от труда в самом начале жизни. Сейчас автору близко это мировоззрение, но в зрелые годы он эволюционирует и с горьким раскаянием изобразит никчемного и инфантильного Григория Печорина, которого этот образ мыслей доведет до логического конца.

Темы и настроение

В стихотворении поднимается несколько тем, характерных для творчества М.Ю. Лермонтова.

  1. Лирический герой рассуждает над своим будущим. Он предопределил творческий и жизненный путь в строках: «Я раньше начал, кончу ране,/Мой ум немного совершит». Он противопоставляет себя тем самым знаменитому Байрону, который уже достиг высоких вершин. Тема судьбы занимала умы многих поэтом-романтиков, поэтому здесь мы видим это невеселое пророчество, которое человек не собирается опровергать. В рамках «пассивного романтизма» принято было не бороться со злым роком, ибо жалким людям нечего и пытаться одолеть его.
  2. Тема одиночества также неотъемлема от творчества Лермонтова. Лирический герой называет себя «гонимым странником». Он чувствует себя лишним в обществе, не может найти родную душу, которая поняла бы его тайные думы.
  3. М.Ю. Лермонтов затрагивает в стихотворении тему поэта и толпы. Лирический герой считает себя одиноким – никто не способен понять его. «Приличьем стянутые маски» равнодушны ко всему, что происходит вокруг, потому поэту тяжело жить и творить в таком обществе.
  4. Также интересна тема самопознания. Лирический герой находит, что люди не знают друг друга, что душа – океан, скрытый от глаз. Даже сам он не знает, что творится в его внутреннем мире. Человек в его представлении – слепец, которому не дано увидеть даже себя.
  5. Стихотворение проникнуто разочарованием, тоской. Даже в такой молодой душе уже лежит «груз несбывшихся надежд». Лирическому герою грустно оттого, что он одинок в этом мире, его мысли и идеи чужды окружающим, он всегда будет для них странным и угрюмым.

Основная идея

Лирический герой размышляет над предопределением. Он считает свой жизненный путь самобытным, не похожим на чей-либо, несмотря на некоторые сходства с судьбой английского поэта Байрона. Называя себе «неведомым избранником», он чувствует свою особую цель. Поэт предсказывает себе недолгую творческую деятельность, томительное одиночество, непонимание со стороны общества. Смысл стихотворения – демонстрация творческого кредо, некая визитная карточка, где ясно видны особенности и основные мысли поэта-романтика.

М. Ю. Лермонтов понимал, что он не первый в очереди на разочарование в жизни, поэтому нужно заявить о себе, предугадав упреки и насмешки. Так, он указывает на новаторский русский колорит своих произведений и на то, что не успеет даже насладиться лаврами успеха – дни его сочтены. То есть он пишет не ради моды и признания света, не подражает Байрону во всем, а пытается обрести собственный путь в литературе, выражая то, что есть в его душе, даже если это уже было выражено кем-то до него. Таковая главная мысль автора.

Средства художественной выразительности

Эмоциональное состояние лирического героя помогают передать многие средства художественной выразительности.

Так, метафора «гонимый миром странник» подчеркивает отчужденность героя от окружающего мира, его обособленность. Он одинок в этом обществе, вынужден всё время скитаться в поиске счастья. С помощью метафоры герой описывает свое душевное состояние: «океан угрюмый». Он сравнивает себя с тоскующей природой, глубокой и таинственной. Под фразой «мой ум немного совершит» он имеет в виду быстротечность и несовершенство своего творчества.

В стихотворении часто встречается такой троп, как сравнение. Лирический герой указывает на сходство с Байроном: он так же страдает от людского неприятия.

Также автор использует риторический вопрос. Лирический герой обращается к себе самому:

Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?

Однако сам же понимает, что такого человека не найдёт. Придется самому заняться хоть этим делом.

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов – представитель романтизма. Он увлекался творчеством английского романтика Дж. Байрона. Это отобразилось в стихотворении, о котором рассказывается в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, я не Байрон, я другой» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нет, я не Байрон, я другой.

История создания – произведение поэт написал накануне своего 18-летия в 1832 году, впервые оно было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 г.

Тема стихотворения – судьба души странника.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на части: сравнение с Байроном, рассказ лирического героя о своей душе. Произведение не делится на строфы.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использована перекрестная рифмовка АВАВ.

Метафоры«гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый».

Эпитеты«неведомый избранник», «русская душа».

Сравнения«в душе моей, как в океане».

История создания

М. Ю. Лермонтов написал анализируемое стихотворение в 1832 г. незадолго до того, как ему исполнилось 18 лет. Уже тогда молодой человек знал, что посвятит свою жизнь литературе. Ранние стихотворения Михаил Юрьевич создавал в духе романтизма и до конца своего творческого пути не изменил этому направлению. Не удивительно, что молодой поэт сравнивал себя с Байроном.

Творчеством английского поэта-романтика Лермонтов увлекался с детства. Он перечитывал не только произведения Байрона, но и его биографию. В юношеском возрасте Михаил Юрьевич заметил, что у него с его кумиром много общего и в судьбе, и в характере. Байрона считали угрюмым и обидчивым человеком, с которым очень трудно найти общий язык. Лермонтов тоже чувствовал, что его не понимают окружающие, поэтому часто замыкался в себе.

До момента написания стихотворения русский поэт успел пережить смерть матери, разлуку с отцом. Его мечта стать филологом тоже была разбита. Намеки на эти события находим в его творении.

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» считается пророческим, ведь в нем поэт предсказал, что жизнь его будет недолгой. Впервые произведение было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 г.

Анализируемое стихотворение можно считать программным, ведь в нем отобразились особенности романтизма. В его строках поэт рассказывает о судьбе души странника. В центре произведения лирический герой, который пытается познать самого себя и предсказать будущее. Лирическое «Я» полностью сливается с автором.

Читайте также:  Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

В первых строках герой уверенно заявляет, что он не Байрон. Тем не менее, он не скрывает, что считает себя избранным. Юноша не отрицает некоторую схожесть с английским поэтом, считая, что оба они странники «гонимые миром». Эта метафора намекает не только на отчужденность от толпы, неспособной понять мятежную душу, но и на скитания Лермонтова, связанные со службой. Лирический герой называет себя странником. Такое восприятие одинокой бунтарской души характерно для романтизма.

Герой рассказывает, что он обратился к творчеству раньше Байрона, поэтому считает закономерным «кончить ране» . Он позволяет себе приоткрыть занавес своей души. Читатель может видеть, что в ней «надежд разбитых груз лежит» . Лирический герой тщательно скрывает свои мысли от толпы, осознавая, что найдет в ней только непонимание и осуждение. Его думы известны пока только ему самому и Богу.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на части: сравнение с Байроном, рассказ лирического героя о своей душе. Тем не менее, мысли плавно перетекают из одной в другую, поэтому формально произведение не делится на строфы.

Жанр – элегия, так как в стихотворении преобладают философские мотивы. Рассуждая о своей судьбе, лирический герой не скрывает грусти. Стихи написаны четырехстопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Раздумья о своей судьбе и о судьбе Байрона М. Лермонтов воспроизвел при помощи художественных средств. Тропы позволили автору раскрыть тему выразительно и оригинально.

В тексте преобладают метафоры: «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый» . Дополняется монолог эпитетами – «неведомый избранник», «русская душа» и сравнением – «в душе моей, как в океане» .

Важную роль в произведении играет интонация. При помощи вопросительных и восклицательного предложений поэт расставляет смысловые акценты

Мятежный дух лирического героя передается посредством аллитерации «р»: «как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой» .

302,Анализ стихотворения М, ю, лермонтова «нет, я не байрон, я другой…»

Лирика М. Ю. Лермонтова обогащена историческими, социальными и культурными подробностями из жизни наших предков. Поэт тонко чувствовал свою эпоху, поэтому смог изобразить ее точно и красиво в небольших, но насыщенных произведениях. Чтобы разобраться во всем, что написал этот автор, будучи одним из самых образованных людей своего времени, Многомудрый Литрекон советует Вам обратиться к анализу его творчества.

Влияние на творчество

Для правильной трактовки стихотворения надо сказать несколько слов о самом Джордже Гордоне Байроне. Это английский поэт, представитель романтизма, который стал символом своего времени. Герои его произведений – разочарованные жизнью странники. Они весьма циничны и эгоистичны из-за того, что не смогли найти себя и свое место в этом мире.

Влияние Байрона на современников было огромно. Это обусловлено его идеями свободы, культом разума и духом протеста. Он будоражит умы и становится «властителем дум». Своим примером он пробуждает в молодых людях гражданственность и патриотизм.

Личность Байрона интересовала Лермонтова еще в начале творчества. Он с удовольствием замечает, что его становление как поэта прошло под звездой Байрона. Свободолюбивые настроения англичанина были ему близки. В возрасте 15 лет юный поэт начинает переводить с английского его поэзию. Влияние Байрона на Лермонтова со временем все больше усиливалось. Поэт с радостью подмечал детали биографии, которые их роднили. Например, ранняя тяга к поэзии и желание посвятить ей жизнь.

Картинка к стихотворению Нет я не байрон я другой

История создания

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» поэт написал в 1832 году, будучи ещё семнадцатилетним мальчишкой. Уже в столь раннем возрасте он прекрасно видел свой жизненный путь: «Я раньше начал, кончу ране».

Как многие современники, Лермонтов восхищался творчеством английского литератора Байрона. Это один из основоположников романтизма, его Чайльд-Гарольд станет русским Печориным, а все потому, что Михаил Юрьевич имел схожее мировоззрение со своим коллегой по цеху. Он тоже был романтиком, но поздним, ведь до северных стран это направление дошло гораздо позднее. В этом стихотворении русский поэт сопоставляет себя и зарубежного автора, подмечая сходство, однако обозначая и различие. Видимо, этими строками он отвечал на обвинения в позерстве и подражательстве Байрону, который к тому времени уже был известен на весь мир. «Разочаровываться в жизни» стало уже слишком модно, и юный, но запальчивый Лермонтов спешит уверить, что для него упаднические настроения и томные взгляды – не способ привлечь внимание дам, а нечто большее, то есть состояние «русской души». Его последующая судьба стала ярким доказательством того, что он не солгал.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой. «

Стихотворение написано в 1832 году.

На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие вы­дающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. Темой стихотворения яв­ляется обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. Здесь он, с одной стороны, не отвергает внутреннего родства с Байроном: оба поэта предстают в стихотворе­нии как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Объединяет Лермонтова с Байроном избранничество («Еще неведомый избранник. »). Но в то же время в стихотворении намечено не только сопоставление с Байроном, но и противопоставление ему. Судьба поэта «с русскою душой» более трагична:

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум не много совершит;

В последних строках стихотворения подчеркнута незаменимость человеческого и поэтического призвания поэта:

Толпе мои расскажет думы?

Я — или Бог — или никто!

Анализ стихотворения

Стихотворение увидело свет в 1832 году. В центре сюжета – романтический герой-странник, олицетворяющий самого Лермонтова. Поэт указывает на внутренне родство с Байроном. Они оба находятся в конфликте с окружающими и со всем миром. Они – гонимые миром странники. Общей для них является роль избранных, носителей особых знаний о мире. Лермонтов не стремится обособиться от Байрона, как можно подумать из первой строки. Но он отмечает свое особое, русское предназначение. Поэт видит самобытность той исторической и политической ситуации, в которой ему предстоит жить и творить.

На момент написания стихотворения поэту почти 18 лет. Поэтому Лермонтов отмечает, что он «еще неведомый избранник». Но вместе с этим уже осознает свое исключительное предназначение.

Поэт предчувствует, что его жизнь будет недолгой. Он пророчит свою судьбу: «Я раньше начал, кончу ране». Лермонтов видит, что его идеи не принимают. Он родился не в то время. Поэтому поэт не рассчитывает, что при жизни его поймут. Знает, что не успеет сделать все то, что мог и хотел.

Сравнение души с океаном помогает подчеркнуть, насколько огромны те переживания, которые его терзают.

О каких разбитых надеждах упоминает автор? Речь идет о сфере личностных и душевных переживаний. Но не меньше поэт тревожится за судьбу Родины. В России байронизм базировался на декабристских идеях. Но уже к концу 20-х годов такие настроения сходят на нет, а новые революционно-демократические идеи еще только начинают зарождаться. Отсюда и терзания поэта, который видит отсутствие общественного идеала и туманность будущего.

Интересен треугольник, который создает поэт: «Я – или Бог – или никто!». Это вершина мотива одиночества. Лермонтов видит фальшь и пустоту светских развлечений. Поэтому он понимает, что среди друзей он вряд ли найдет единомышленников. Находясь под влиянием пессимистических и трагических настроений, поэт указывает, что кроме него и высших сил никто не способен понять и донести его идеи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нет, я не Байрон, я другой.

История создания – произведение поэт написал накануне своего 18-летия в 1832 году, впервые оно было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 г.

Тема стихотворения – судьба души странника.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на части: сравнение с Байроном, рассказ лирического героя о своей душе. Произведение не делится на строфы.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использована перекрестная рифмовка АВАВ.

Метафоры – «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый».

Эпитеты – «неведомый избранник», «русская душа».

Сравнения – «в душе моей, как в океане».

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»

Дж. Гордон Байрон — один из самых знаменательных поэтов Великобритании. При жизни он не был понят и принят своими современниками, лишь сейчас, с расстояния в несколько веков, перед нами раскрываются все краски его творчества.

Байрон был человеком скрытным, одновременно заносчивым и тихим, немного угрюмым и несколько меланхоличным. Неудивительно, что Лермонтов в самом начале своего творческого пути невольно сравнивал себя с ним. В возрасте 18 лет, когда к нему пришло осознание того, что жизнь свою он хочет связать с искусством, с литературой, он написал стихотворение, в котором не только противопоставил личности Байрона личность свою, но и сравнил судьбу английского поэта с возможным развитием своего собственного жизненного пути.

Так же, как и Байрон, Лермонтов был весьма скромны человеком, с изрядной толикой самоедства. Он никогда не считал себя поэтом особого таланта, не любил славу, а лестные отзывы воспринимал как сигнал для того, чтобы писать еще лучше. В том возрасте, Лермонтов считал себя «еще неведомым избранником», которому только предстоит выбрать свою судьбу. Сравнив себя и Байрона, Лермонтов находит много общего, и, в тоже время, отказывается подражать ему. Да, у обоих поэтов сложная судьба, но Лермонтов «другой», он начал раньше, позже и закончит. Этими строками он предрекает себе скорый конец, смиряется с тем, что его жизнь как поэта будет весьма скоротечной.

Рассматривая перспективы своего творчества, Лермонтов пессимистично и иронично отмечает, что «ум его немного совершит». Он видит, что в те смутные времена, творчеством и стихами вряд ли можно будет как-то повлиять на умы людей, изменить жизнь к лучшему. Эта ноша тяжким грузом легла на плечи поэта, этот лейтмотив разочарования, собственного бессилия проходит сквозь все его дальнейшее творчество.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс

Отрицая попытки подражать Байрону в его мрачной, ироничной и циничной манере, Лермонтов дает понять, что готов встретиться с недопониманием, тоской и людской злобой. При этом, он хочет сохранить в своей душе веру в лучшее, веру в людей и в бога. Уже тогда, в столь юном возрасте, Лермонтов понимает, что выбранный им путь сулит лишь одиночество и душевные муки. Но он не в силах, не в праве изменить это.

Обрекая себя на отрешенность от общества, он словно добровольно соглашается на сделку с некими высшими силами. Можно ли назвать это пассивностью, можно ли обвинить Лермонтова в пессимизме? Нет, конечно. Не нам судить, сквозь пелену времен. Но если взглянуть под правильным углом, то станет ясно. Выбор Лермонтова — это самый настоящий стоицизм. Это проявление веры в некие высшие идеалы. Это отказ от жизни по уже проложенному пути.

Рекомендуется к прочтению:

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на части: сравнение с Байроном, рассказ лирического героя о своей душе. Тем не менее, мысли плавно перетекают из одной в другую, поэтому формально произведение не делится на строфы.

Основная идея

Лирический герой размышляет над предопределением. Он считает свой жизненный путь самобытным, не похожим на чей-либо, несмотря на некоторые сходства с судьбой английского поэта Байрона. Называя себе «неведомым избранником», он чувствует свою особую цель. Поэт предсказывает себе недолгую творческую деятельность, томительное одиночество, непонимание со стороны общества. Смысл стихотворения – демонстрация творческого кредо, некая визитная карточка, где ясно видны особенности и основные мысли поэта-романтика.

М. Ю. Лермонтов понимал, что он не первый в очереди на разочарование в жизни, поэтому нужно заявить о себе, предугадав упреки и насмешки. Так, он указывает на новаторский русский колорит своих произведений и на то, что не успеет даже насладиться лаврами успеха – дни его сочтены. То есть он пишет не ради моды и признания света, не подражает Байрону во всем, а пытается обрести собственный путь в литературе, выражая то, что есть в его душе, даже если это уже было выражено кем-то до него. Таковая главная мысль автора.

Послушать стихотворение Лермонтова Нет я не байрон

«Нет, я не Байрон, я другой», анализ стихотворения Лермонтова

Имя английского лорда Джорджа Гордона Байрона – поэта, по сути, ставшего родоначальником романтизма, у многих любителей поэзии ассоциируется с мрачным Чайльд-Гарольдом – главным героем его самой известной поэмы. Этот мрачный молодой человек, мучимый хандрой, стал воплощением непростой судьбы самого Байрона, как известно, от рождения хромого, отверженного женщинами, страдающего от чувства неполноценности с детства (известен факт, что у него едва отняли нож, которым он хотел себя убить).

Однако, благодаря собственному мужеству и стойкости (чтобы пересилить хромоту, Байрон переплыл пролив Дарданеллы), а также появлению поэмы «Путешествие Чайльд-Гарольда» в британской, а впоследствии и во всей европейской литературе, появился новый тип героя – байронический, а байронизмом «переболели» все молодые поэты, включая Александра Сергеевича Пушкина.

Михаил Лермонтов, тоже знакомый с творчеством английского поэта, накануне своего совершеннолетия создает короткое стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой», в котором практически предопределяет свою дальнейшую судьбу. Молодой Лермонтов в буквальном смысле сравнивает себя с английским лордом, понимая, что он тоже «гонимый миром странник», но только «с русскою душой».

Ощущение своей ненужности в русском обществе пришло к Михаилу не сразу. Оставшись без матери в трехлетнем возрасте, усилиями бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой он лишился отца и нормального детства. Бабушка посчитала, что лучшим вариантом воспитания для мальчика должно стать военное воспитание. С 13 лет кочуя по казармам, мальчик, тем не менее, был очень привязан к бабушке. Лишенный связи с единственным родным человеком, живущий в атмосфере вечной муштры и дисциплины, творческий ребенок постепенно превращался в угрюмого и замкнутого подростка.

Зная о нелегкой судьбе Байрона, Лермонтов внутренне противится ее повторению: «Нет, я не Байрон, я другой». Ему не хочется быть таким же изгоем, каким долгое время был сам английский поэт-романтик. Широко известен факт, что свою 36-летнюю жизнь Джордж Гордон Байрон завершил в Греции, где, поддерживая повстанцев, заболел лихорадкой, а после умер. Поэту пришлось покинуть родину, где, по мнению Байрона, его все забыли.

Противопоставляя свою судьбу судьбе английского поэта-романтика, Лермонтов подчеркивает, что он пока «неведом» миру, он пока – «неведомый избранник», потому что «с русскою душой». Главное его отличие в том, что он начал раньше (очевидно, творить), и закончит свой путь тоже намного раньше:

Нужно понимать, что в лирическом произведении совсем иная реальность. Когда поэт пишет «Я», то подразумевает некоего лирического героя, чья судьба вполне может быть схожа с автором, но герой приобретает обобщенное значение. И все-таки мотив изгнанничества и одиночества станет ведущим мотивом творчества Михаила Юрьевича Лермонтова.

В заключительной части стихотворения звучит уже знакомый по творчеству Александра Сергеевича Пушкина мотив: противопоставление поэта и толпы. Этот мотив появится в творчестве Лермонтова еще не раз в таких стихотворениях, как «Поэт», «Кинжал», «Пророк». И если в «Пророке» поэт предпочитает удалиться в пустыню, чтобы только не видеть толпу своих гонителей, то в данном произведении герой придерживается другой идеи. Отвечая на вопрос «Кто толпе мои расскажет думы?», сам поэт подчеркивает, что, кроме него и Бога, никто не сможет передать окружающим истины, а это тяжелое испытание, которое не каждый может выдержать.

В стихотворении преобладают романтические средства: сравнение со стихией («в душе моей, как в океане»), метафоры («надежд разбитых груз лежит»). Сама идея произведения, герой которого одинок и противопоставлен всему миру, и есть главная идея романтизма.

Несмотря на небольшой объем, это произведение смело можно отнести к разряду «вечных», так как мысль о собственном предназначении в этом непростом мире тревожит всех, кто неравнодушен к собственной судьбе и судьбе своей страны.

«Нет, я не Байрон, я другой» – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

История творчества Лермонтова

Личность английского поэта, представлявшего эпоху литературного романтизма, заинтересовала русского писателя еще в молодом возрасте. Он внимательно следил за его творчеством, а впоследствии отмечал, что именно этот человек был его вдохновителем. Влияние Байрона со временем усиливалось, Лермонтов с удовольствием сравнивал факты из биографии и личной жизни, подмечал сходства. Особенно сильно он выделял их общую черту — желание посвятить поэзии всю жизнь и безмерная любовь к литературе.

В произведениях Джорджа Гордона просматривается огромная любовь к свободе и явный дух протеста. Личным примером и литературными шедеврами он будоражит разум молодежи, пробуждает в ней чувство патриотизма и гражданственности. Михаил Юрьевич считал настроения зарубежного автора близкими своему духу, и уже в 15 лет он сделал первый перевод с английского.

Известный стих «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова появился на свет в 1832 году. Написано произведение накануне 18-летия поэта, уже в этот период своей жизни он осознавал, что будет неразрывно связан с литературой всегда. Творчество Байрона не находило признания в его обществе, но оно оказалось глубоко почитаемыми многими русскими писателями.

Англичанин сам по себе был очень угрюмым, нелюдимым, достаточно восприимчивым и обидчивым. Лермонтов где-то в глубине души ощущал, что с такой же участью может столкнуться и он, называя себя «гонимым миром странником, только с русскою душой». Он подчеркивал однозначное сходство в их судьбах, но при этом старался опровергнуть свое подражание иностранцу.

Будучи еще в молодом возрасте, русский писатель понимал, что родился не в нужном для него месте и не в то время. Целью его жизни было донесение до людей правды, изменение общества, влияние на умы народа. Однако именно в эту эпоху реализовать такие намерения посредством литературы было невозможно, поэтому Лермонтов и предсказывал себе, по аналогии с Байроном, недолгую жизнь и недлинный творческий путь:

  • «я раньше начал, кончу ране»;
  • «мой ум немного совершит».

Такие пессимистичные настрои выражались в готовности русского автора остаться одиноким, встретившись с агрессией и непониманием общества. Но при этом он ни за что не изменит своих убеждений и взглядов. По его мнению, только он способен раскрыть глаза толпе или исключительно сам бог.

Тема и идея

Впервые стихотворение появилось в журнале для публичного ознакомления в 1845 году, спустя 13 лет с даты его создания. Основная тема, которую автор пытается донести до читателя, — судьба одинокого странника. В произведении отчетливо прослеживаются черты романтизма. Центральным образом текста выступает лирический герой, всеми силами пытающийся познать самого себя и определить свое будущее.

Первые строки стихотворения опровергают сравнение Лермонтова с английским поэтом, именно они и стали названием литературного шедевра. Но при этом, подобно настроениям Байрона, юноша считает, что он избранный, особенный, «гонимый миром». С помощью такой метафоры писатель подчеркивает отчужденность от общества, которое не в состоянии понять его неспокойную, склонную к скитаниям душу.

При написании «Нет, я не Байрон» Лермонтов отождествляет себя со странником, бунтарем, позволяет читателю заглянуть в его душу и увидеть «надежд разбитых груз». Свои мысли поэт настойчиво скрывает от толпы, ведь он уверен, что его никто не поймет и не поддержит.

Кроме того, Михаил Юрьевич раскрывает и другие идеи в своем произведении:

  • самопознание;
  • разочарование и уныние;
  • одиночества;
  • поиск собственного творческого пути.

Предугадывая события ближайших лет, автор утверждает, что даже не успеет насладиться своим успехом, так как его дни сочтены. Этим он пытается доказать различие между собой и Байроном, убедить читателя в том, что пишет он не ради славы и лавров, а только для обретения своего литературного образа. Он откровенно выражает то, что накопилось у него на душе, даже если об этом уже говорил не один писатель до него.

Жанр и композиция

Повествование в произведении ведется в форме монологической речи главного героя. Условно можно разделить текст на части. В первой автор сравнивает себя с Байроном, затем рассказывает о душе своего лирического героя. При таком формальном разделении блоков текста просматривается очень плавное перетекание мыслей.

Читайте также:  Морская царевна – краткое содержание произведения Лермонтова

Анализ «Нет, я не Байрон» позволяет сделать вывод, что стихотворение написано в жанре элегии. В тексте явно преобладающими являются философские размышления, лирические мотивы. Герой не скрывает своего разочарования и грусти, ощущения темноты в душе. Автор использует простой литературный размер — четырехстопный ямб, а также перекрестное рифмование.

Свои раздумья Лермонтов выражает с помощью художественных приемов:

  • метафор («океан угрюмый», «гонимый миром странник»);
  • эпитетов («русская душа», «неведомый избранник»);
  • сравнений («в душе моей, как в океане»).

Смысловые акценты грамотно расставлены благодаря восклицательным и вопросительным предложениям, которые также позволяют подчеркнуть заданную поэтом интонацию.

В своем стихотворении Лермонтов подчеркнул свое русское происхождение и особое предназначение. Он не намерен полностью подражать английскому поэту и родниться с его внутренним миром. Написанный много десятилетий назад литературный шедевр заставляет переосмыслить и задуматься над общественными отношениями и главными ценностями.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» написано в 1837 году, через некоторое время после создания знаменитого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Цензурный комитет принял решение поместить юного обличителя под арест до окончательного решения по его делу.

Находясь в Петербургской тюрьме, Лермонтов с особой остротой чувствует тоску по гармоничному миру природы и воспроизводит в своём воображении череду пейзажей, помогающих ему пережить испытания неволей.

В сборнике стихотворений 1840 года данное произведение впервые увидело свет.

2. Литературное направление

Стихотворение написано на стыке реалистической и романтической традиции.

Внимание к миру природы вписывается в концепцию романтизма. Поэт обращается к реальным, не оторванным от действительности, воспоминаниям, но пишет свои пейзажи не с натуры. Они составляют часть его внутреннего, сокрытого от посторонних глаз, мира.

3. Род

Перед нами лирическое стихотворение, сочетающее черты пейзажной и философской лирики.

4. Жанр

В звучании лермонтовских строк чувствуется исповедальность. По своему звучанию они напоминают благодарственную молитву. Это подтверждают итоговые строки стихотворения.

Жанр — лирическое стихотворение-исповедь.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему отношений человека и природы. Только в слиянии с ней всякое живое существо может чувствовать себя счастливым.

6. Тематика

Основная тема стихотворения – совершенство природы и её Создателя. Лирический герой любуется временами года и видит надо всем этим Бога.

7. Идея

На земле много прекрасного: это её плоды, цветы, небесные светила. Глядя на совершенные создания Бога, человек успокаивается, забывает обо всех тревогах и вспоминает о том, кто сотворил мир.

8. Пафос

Стихотворение написано в настроении благостного примирения с природой и её созданиями. Поэт любуется красотой божьего мира и чувствует радость от слияния с ним.

9. Система образов

Образы природы («малиновая слива», «зелёный листок», «ландыш серебристый», «утра час златой» и другие) передают красоту Вселенной.

Лермонтов не привязывает изображение к конкретному времени и пространству: желтеющая нива – это примета лета, ландыш – дитя майского леса. Для поэта хороши все сезоны, главное – почувствовать первозданную прелесть природы.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: человек и Бог.

Человек наблюдает за картинами природы и любуется каждой их деталью. Поднимаясь глазами от земли к небу, он всё глубже постигает совершенство мира и, наконец, в небесах видит Бога. Этот образ пронизывает собой всё. Он не совершает конкретных действий, а как бы показывает уже совершённое, содеянное. Человеку радостно жить среди всего, что сотворил Господь.

11. Лирический герой

Лирический герой делится с читателями самыми сокровенными воспоминаниями, описывая те состояния природы, которые исцеляют его душу, помогают вспомнить о главном. «Тогда смиряется души моей тревога», — признаётся он.

Необычность этого признания в том, что для Лермонтова не характерны мысли о земном счастье. Здесь же он блаженно шепчет: «И счастье я могу постигнуть на земле…».

12. Сюжет

Сюжет стихотворения включает в себя три пейзажных фрагмента, описывающих жаркий день августа, сумрак майской рощи и переливы журчащего ручья. Итогом описания становится признание героя в том, что минуты созерцания прекрасного делают его счастливым, позволяя увидеть в небесах Бога.

13. Композиция

Композиция произведения линейная. Картины следуют друг за другом последовательно.

В первых трёх строфах описаны различные проявления первозданной природы.

В четвёртой строфе звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «И счастья я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу бога».

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат прилагательными, что наполняет картину воздухом жизни, ощутимой почти физически прелестью природы.

С точки зрения синтаксиса текст выполнен оригинально: он представляет собой одно сложное предложение с несколькими придаточными времени (когда…, когда…, когда…).

Каждая из картин природы является тем условием, которое позволяет герою почувствовать череду внутренних изменений. Из-за плотной синтаксической структуры текст воспринимается как единый выдох, спонтанный порыв восторга.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано разностопным (6-8 стоп) ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются. За счёт того, что строки выглядят удлинёнными, текст не становится тяжеловесным. Он максимально сближается с ритмом естественной неторопливой человеческой речи, приближаясь к прозе.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст состоит из 4-х четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «малиновая слива», «под тенью сладостной», «росой душистой», «румяным вечером», «утра час златой», «ландыш серебристый», «студёный ключ»;
  • олицетворения: «волнуется нива», «прячется слива», «ландыш… приветливо качает головой», «ключ играет, лепечет… сагу», «смиряется тревога»;
  • метафоры: «лепечет таинственную сагу», « в небесах я вижу бога».

Обилие олицетворений необходимо Лермонтову, чтобы показать, сколько жизни разлито в каждом создании природы. Они играют, шумят, лепечут, волнуются – т.е. живут полной духовной жизнью.

Мелодичность и плавность стихотворения обусловлена наличием аллитераций («л», «н», «в»), его молитвенность и глубина переданы посредством ассонансов («о», «у», «и», «э»).

17. Значение произведения

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» — это гимн единению человека с природой.

Для Лермонтова важна не столько телесная, кожная связь с землёй, сколько чувство общности энергии, одинаково присутствующей в каждом божьем создании.

18. Актуальность

Размышления Лермонтова о природе актуальны и сегодня, когда мы не приблизились к ней, а стали ещё дальше от неё.

Быт человека налажен, благодаря современным технологиям. Насущной потребности отправляться в лес, к реке или в поле у нас нет. Тем не менее, поэт напоминает, что только живая красота земли может исцелить человека от душевной боли, наполнить силой, возродить к жизни.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова близко мне по своей простоте. Я очень люблю ландыши и с нетерпением жду их появления. Для меня они — маленькое чудо, которое происходит каждый год в конце весны. Это значит, что скоро летние каникулы, можно отдохнуть и погулять на свежем воздухе. Поэт выражает свои чувства более изысканно, но их суть в том, что природа радует нас.

20. Чему учит

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» учит бережному отношению к природе, вниманию к мелочам, способности удивляться самым обычным, но не менее прекрасным от этого, вещам.

Когда волнуется желтеющая нива… (анализ стихотворения Лермонтова)

Известно, что стихотворение «Нива» («Когда волнуется желтеющая нива…») было написано Лермонтовым в заточении. В это сложно поверить, настолько ярко и образно описана деревенская природа. Но, может быть, именно в заточении так обостряются чувства и восприятие мира, что будь поэт на воле, он, возможно, не создал бы такого произведения.

За стихотворение «На смерть поэта», в котором он гневно обвинил царское правительство в гибели Пушкина, Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба в Петербурге.

История написания и жанр

Условия, в которых Лермонтов писал стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», совершенно противоположны и противоречивы тем условиям, в которых автор находился в момент его создания. Поэтому биографичным это творение назвать нельзя.

Лермонтов писал его, не имея бумаги, перьев и чернил. Бумагой служила оберточная серая бумага, в которую заворачивали ему хлеб. Чернила он готовил из печной сажи и вина, а вместо перьев использовал деревянные спички. В мрачной тесной комнате воображение рисовало поэту залитое солнечным светом поле, журчащий ручей, зеленый, свежий лес.

Стихотворение можно отнести к жанру пейзажной лирики, но наличие философской концовки приближает его к думе. Был такой жанр в XIX столетии. Думой называлось стихотворное размышление поэта на социально-философские темы.

Композиция и тема стихотворения

Темой стихотворения служит описание российской природы летом. Главная мысль произведения и его идея заключены в последней строфе. Находясь в заключении, поэт понимает, что он был счастлив, когда был свободен. Человек способен постигнуть Бога, только будучи свободным и имея возможность видеть Его творения.

Композиция этого произведения не укладывается в привычную схему. Стихотворение состоит из двух частей.

  1. Описание природы. Эта часть занимает три строфы;
  2. Собственные переживания поэта вмещаются в одно четверостишие.

Три строфы разделены между собой вопросительным наречием «когда», которое устанавливает четкие границы, отделяющие картинки природы. И как подведение итога – появляется наречие тогда.

Средства художественной выразительности и стихосложения

Стихотворение состоит из 16 строк, разбитых на строфы-катрены. Оно написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, женские слоги чередуют нечетные строки женские, четные – мужские. В последней строфе рифма кольцевая.

В этом произведении автор применил следующие средства художественной выразительности, которые помогают ему передать очарование природы:

  • Лексическая анафора, или повторение какого либо слова (фразы). В данном случае вначале каждого четверостишия повторяется слово «Когда»;
  • Архаизм – чело;
  • Эпитеты – желтеющая, малиновая, обрызганный, душистой серебристый, зеленый, студеный
  • Олицетворения – свежий (лес), златой (час), сладостная (тень);
  • Метафора – лепечет таинственную сагу.

С помощью этих средств художественной выразительности природа в строках Лермонтова оживает.

В заключение анализа стихотворения «Нива» вспомним о том, что известный русский публицист Глеб Успенский в своей статье «Поэзия земледельческого труда» раскритиковал Лермонтова, заявив, что

Однако Успенский подходит к поэзии как публицист, а не как поэт, требуя от автора стиха публицистической достоверности. Цель поэзии – создать настроение, передать основную мысль произведения через образы. Этого Лермонтов добился в полной мере.

Ссылка на основную публикацию