Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану

1. История создания

Стихотворение «Монолог» написано в 1830 году, когда М.Ю. Лермонтов уже познакомился с творчеством Байрона.

Ему близок тип лирического героя — изгоя. Порой поэт ощущал себя таковым.

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в духе романтизма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанр произведения – элегия.

5. Проблематика

В очередной раз Лермонтов поднимает проблему лишнего человека.

Поэт сетует на то, что его окружение нуждается в нем и готово разделить с ним радостные минуты. Однако разделить с ним печаль высший свет не желает.

Поэт говорит о потребительском отношении со стороны окружающих. Когда у тебя всё хорошо, все рядом, но стоит появиться проблемам, даже друзья куда-то исчезают.

6. Тематика

Главная тема произведения – одиночество. Лермонтов как узник этого состояния.

Жизнь подобна тюремному заключению, потому очень сложно встретить родственную душу, с которой можно познать не только радость, но печаль тоже.

7. Идея

В стихотворении Лермонтов протестует против «оков» — внутренней и внешней тюрьмы. Поэт противопоставляет свою личность миру и обществу.

8. Пафос

В стихотворении от начала до конца слышны ноты никому не нужности и полного одиночества. Стихотворение довольно мрачное, потому что поэт в нем намекает читателю о мыслях расстаться с жизнью. И это в 16 то лет! Лермонтов говорит, что его смерть принесёт всем только облегчение.

Поэт пишет, что он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Он говорит, что тяжело жить в одиночестве, тяжело на себе нести жизненные тяготы.

В свои 16 лет поэт думает о смерти, считая, что когда он умрет, то все будут счастливы. Удивительно, что у столь юного человека такие мрачные мысли.

9. Система образов

В стихотворении два образа: образ царя воздушного и гроба.

С образом царя воздушного поэт отождествляет себя. Лермонтов ставит себя в центр мира. Говорит о себе и своём понимании действительности, роли в обществе и жизни. В тоже время, его гнетет такое положение. Будучи царём, то есть центральной фигурой, он чужой среди своих.

Образ гроба символизирует выход из сложившейся ситуации — смерть, после которой все вздохнут с облегчением.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж здесь один. Это поэт.

Когда Лермонтов создавал произведение, ему было 16 лет. В этот период он переживал личную драму. Конфликт между отцом и бабушкой достигал своего предела.

То, что творилось на душе поэта описано в стихотворении. Мотив горечи, разочарования и скорой смерти — всё это неожиданно для молодого юноши 16 лет.

11. Лирический герой

М. Ю. Лермонтов в образе лирического героя выражает свои думы. Мысли эти весьма печальны, равно как и эмоциональное состояние героя.

Жизнь его лишена радости, повсюду преследует тоска и одиночество, недопонимания со стороны посторонних. Поэт приходит к заключению о том, что жизнь его исчерпала себя. Унылый фон рисуют такие слова, как «страшно, одиночество, страданья, судьба, гроб, смерть».

12. Сюжет

Стихотворение не имеет сюжета. Основу составляют личные переживания поэта. В поэтическом тексте выражены все бытийные конфликты, которые чем-то схожи с творчеством Байрона.

13. Композиция

Композиция стихотворения кольцевая. Структура стихотворения состоит из 4 частей.

Первая часть начинается с рассуждения о нравственности. Здесь сосредоточена основная мысль поэтического текста. Она заключается не только в том, что поникший человек никому не нужен. Поэт хотел показать каково это: оставаться наедине со своей грустью лицом к лицу. Одиночество заставляет человека испытывать нечто невообразимое и уникальное.

Вторая строфа посвящена авторскому «я». Поэт сравнивает себя с царём воздушным. Находясь в центре событий, он понимает что все «воздушные замки» — мечты, которые он рисует, невыполнимы.

Последние две части — это финал стихотворения. Поэт возвращается к тому, с чего начал свои размышления — мотиву одиночества. Эта мысль усиливается за счет контраста: Лермонтов делает вывод, что никто смерти ему не желает, а радоваться они будут оттого, что живы.

14. Художественное своеобразие произведения

Из художественных приёмов поэт использует синтаксический параллелизм «и вижу…, как уходят…», «И вновь приходят…», «и вижу гроб…», «и будут веселиться…».

За счёт этого достигается ощущение монотонности жизни. Никакие перемены в укладке жизни поэта не происходят. Такой обстановка скорее всего будет и после его смерти.

Также стоит отметить ряд оборотов. «Никто не покрутится» — никто не позаботится, не попытается нарушить ход событий и предотвратить фатальный исход, утешить. Оборот «медлить над землей» – подчеркивает идею о том, что нет смысла дальше продлевать земное существование.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение состоит из четырех строф в каждой по 4 строки.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Лермонтов при создании стихотворения использовал перекрестную рифмовку (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

Психологическое состояние лирического героя в момент наивысшего одиночества достигается благодаря средствам художественной выразительности. Данный стихотворный текст богат и разнообразен метафорами, сравнениями, эпитетами и т. д.

Инверсия в словах «жизни сей», «нам в одиночестве влачить (переносить, терпеть)», «грусть делить», «один я здесь» выделяет ключевые слова в каждой фразе.

Метафоры: «жизни оковы», «страданья в сердце стеснены» передают графическое изображение явлений.

Антонимы — «веселье – грусть», «смерть – рождение», «все готовы – никто не хочет», «уходят – приходят» рисуют статичность. Какие бы перемены не происходили, ничто не может отразиться на судьбе, настроении поэта.

По словам Лермонтова его чувства ничего не значат для других людей. Это показано в сравнениях: «я, как царь воздушный (невидимый, бесплотный)», «уходят, будто сны».

В тоже время такие эпитеты, как «воздушный царь», «позлащенная (позолоченная, видоизмененная, приукрашенная), но старая (прежняя) мечта», «гроб (в значении «могила») уединенный (одинокий)» зеркально отражают бессмысленность планирования будущего. Ведь жизнь его коротка и смерть не за горами.

17. Значение

Стихотворение «Одиночество» — это психологический портрет одинокого человека. Оно позволяет понять настроения поэта.

М. Ю. Лермонтов, как и в других произведениях, акцентирует внимание на личности в процессе самопознания и развития. Произведение относится к раннему периоду творчества. В эти годы поэт пишет стихотворения в форме лирических зарисовок, отрывков из дневника под названиями «исповедь», «монолог».

Предмет изучения лирики Лермонтова — душа человека. Поскольку заглянуть в чужую душу невозможно, то поэт изливает свою.

Лирика Лермонтова — это исповедь, становление души, искренность. Эти направления стали художественными открытием для всей русской литературы.

18. Актуальность

Выразив свои личные переживания в таком печальном произведении, Лермонтов показал, насколько глубокими и серьезными могут быть переживания подростков.

Стихотворение не теряет актуальности по сей день. Многие молодые люди хотят избавиться от чувства одиночества, грусти и стать счастливыми.

19. Мое отношение

Читая произведения Михаила Юрьевича, возникает впечатление, что поэт рано повзрослел. Юношей он пишет глубоко философские стихотворения, размышляет о бренности бытия, как будто их писал взрослый человек, умудренный опытом.

20. Чему учит

Данное произведение учит нас не быть равнодушными к проблемам близких нам людей. Оно учит быть внимательным к судьбам тех, кто находится с нами рядом.

Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал стихотворение “Одиночество”, в котором полностью описал человека, страдающего от непонимания других. В основу своей лирики Лермонтов закладывает искренние чувства человека. Ему очень интересны процессы становления героя как личности, поэту интересен сам внутренний духовный мир, со всеми его изменениями. Лермонтов написал свое произведения в тот момент, когда почувствовал себя поистине одиноким человеком. Это совсем не удивительно, у Лермонтова особо не было настоящих друзей, только знакомые.

Произведение открывает завесу в жизнь героя, немного с другой стороны. Он словно рассуждает на различные темы нравственности. Его посещают мысли о том, почему от несчастного человека постоянно отворачиваются другие. Обхватанный печалью и грустью герой всегда остается в одиночестве. Автор дает понять, что только будучи одиноким, человек может полностью пережить и прочувствовать что-то уникальное и неповторимое. Рассказ о главном герое стихотворения дает понять, что ему очень плохо, он настолько одинок, что не может это выносить. Но оказывается, одинокий человек может наслаждаться этим. Ему нравится находиться наедине с собой, это чувство для него просто великолепно. Данное произведение открывает в полной мере настоящий характер Лермонтова.

Герой стихотворения, это некий образ человека, в душе которого возникают различные конфликты существования и бытия. Главный герой так похож на своего автора, он словно бунтарь, который борется с судьбой стремясь обрести мир. Он отвергает людей и их помощь, ему нравится все решать в одиночку. Лермонтов не навязывает своему герою мысль об одиночестве. Он выбирает его добровольно и, кажется, это единственный правильный выбор его души. Ничто не может отвлечь его познать это чувство, ни друзья, ни любовь к родине. Герой произведения находится, словно в центре созданного ним самим мира. Этот мир все еще для него чужд и враждебен, именно он обрекает его душу на полное одинокое существование.

Лермонтов, словно герой из своих стихотворений. Он не хочет обременять себя тягостями реальной жизни. Кажется, будто бы поэт сам устал от бесконечного одиночества и пустоты, возникающей вместе с ним. Как считал Лермонтов, радость интересна всем, а вот боль и горечь разделить не с кем.

Анализ стиха Одиночество Лермонтова

Всем известно, что, безусловно, из детства начинает формироваться личность человека, закладывается, его характер и формируются все болезни и страхи. Так и Лермонтов с детства оставшийся без матери воспитывавшейся бабушкой. Этот всеми известный и любимый поэт вырос в окружении высшего общества, воспитывался в строгости французом и немкой. Ему нахватало материнского тепла и ласки. Русскому приходилось учится самостоятельно и он научится.

Ранние годы Лермонтова.

Он совершенно чувствовал себя одиноким, не кому не нужным ни в семье, ни в окружение с которым вынужден общаться. Ему казалась, что на свете нет человека, который смог бы его понять. Это чувство он выплескивает в своем раннем творчестве и это, безусловно, видно в его стихотворении «Одиночество».

Описание стихотворения «Одиночество».

Лермонтов написал его в 1830 году, в возрасте 16 лет. В те годы он уже был знаком с произведениями Байрона и понимал, что мотивы написания у них близки. В этом произведении Михаил описывает свою жизнь. Уже с первых строк понятно его состояние души. Он не имеет друзей, а лживые родственники готовы делить с ним только радость. Произведение написано четырехстопным ямбом с пересечением женской и мужской рифмы. В стихотворении его герой стремится в гроб, он не хочет оставаться на земле. Он пишет выразительными эпитетами, хоть их и немного, но они наделены неописуемой художественной силой.

Выводы: в стихотворных строках описывается герой, который не нужен миру. Так и поэт считает себя лишним в этом мире. Все свое внутреннее переживание он передает не только в юном возрасте в своих произведениях, но и в более осознанном возрасте.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Одиночество

Популярные темы анализов

Можно сказать, что не было ни одного поэта, который бы ни писал о любви. Александр Сергеевич посвящал этому великому чувству достаточно много своих произведений. Вся его лирика – это словно отражение душевных переживаний лирического героя.

Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных поэтов второй половины 19 века. Его называют настоящим защитником простого русского народа. Ведь большинство своих произведений он посвятил именно этой теме.

Велимир Хлебников был основателем футуризма в направлении поэзии. Футуристами было создано много обществ и множество известных писателей в них состояли. До футуризма Велимир Хлебников увлекался символизмом, и в этом стиле было

Душевное стихотворение Александра Блока “На железной дороге” соединяет в себе двоих литературных героев. С первых же строк чувствуется печаль и тоска по молодой женщине, которая посвятила свою жизнь ожиданию.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Отгородившись от всего мира, Пушкин находился в Болдине. Это время стало для писателя настоящим испытанием, хотя это не могло остановить творца Пушкина изливать свои чувства в своих произведениях. В этот самый момент писатель в корне

Анализ стихотворения «Одиночество» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.06.2020 · Обновлено 02.06.2020

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт, прозаик и драматург, творчество которого открыло новую веху в отечественной литературе 19 столетия и оказало колоссальное влияние на многие поколения литераторов и деятелей искусства вообще. Его работы гармонично сочетают в себе гражданские, философские и личные мотивы, представляя собой искусно подобранную палитру переживаний и настроений, бытующих в российском обществе в 30-е годы 19-го века. Одним из лейтмотивов творчества поэта выступает проблема одиночества. Многомудрый Литрекон предлагает к рассмотрению анализ одного из ранних стихотворений Лермонтова «Одиночество» по плану, в котором данный мотив проявляется наиболее ярко.

История создания

Стихотворение «Одиночество» было написано поэтом в 1830 году, а впервые опубликовано в литературном журнале «Нива» в 1884 году (№ 12, с. 270). На момент создания стихотворения Лермонтову едва исполнилось 16 лет, но он уже успел ознакомиться с произведениями Байрона, подражание которым ясно прочитывается в ранней лирике поэта. Ощущая свою духовную близость с английским романтиком, Лермонтов вводит в свои работы лирического героя-изгнанника, отвергнутого обществом.

И несмотря на то, что в ранних произведениях поэта мотив одиночества зачастую носит весьма абстрактный характер, будучи в большей степени данью традиции романтизма, за маской условных форм скрывались искренние поиски поэтом своего места в мире. Что такое одиночество, Лермонтов знал не понаслышке: рано потеряв мать, он провёл своё детство в имении бабушки Елизаветы Алексеевны, которая хоть и бережно заботилась о внуке, но всё же не могла подарить ему ту нежность материнской любви, что так необходима каждому ребёнку. Кроме того, мальчик рос болезненным, а потому часто вынужден был оставаться наедине с собой, всё больше уходя в мир своих грёз.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Одиночество» написано в жанре элегии, который занимает значительное место в творчестве поэта. Как и во многих ранних элегиях Лермонтова, испытавших влияние школы Карамзина-Жуковского, в «Одиночестве» слышатся мотивы меланхоличной, мечтательной печали, разочарования, потерянности.

Направление, которому принадлежит произведение «Одиночество», – романтизм, что отражает даже название стихотворения, типичное для элегий раннего романтизма. Творческая мысль поэта впитала в себя черты многих романтических школ и течений – как отечественных, так и зарубежных. Из авторов-соотечественников на работы Лермонтова оказали важное влияние произведения А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского, а что касается зарубежных авторов – это прежде всего Дж. Байрон, А. Ламартин, В. Гюго и многие другие.

Размер стихотворения «Одиночество» – четырехстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (abab) и чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция и конфликт

Стихотворение «Одиночество» можно разделить на 4 смысловые части в соответствии со строфами.

  1. Так, в первой строфе произведения лирический герой говорит о том, как мучительно для человека одинокое существование, и тут же даёт причину его неизбежности – окружающие кажутся герою столь поверхностными, что могут разделить лишь радость, но не печаль.
  2. В следующей строфе герой обращается к собственным переживаниям, к тому, как лично он ощущает состояние одиночества. Герой видит себя покинутым мечтателем, проводящим дни в мире фантазий, в которых, будто во сне, и проходят годы его жизни.
  3. Третья строфа наследует предыдущей мотив уходящих лет – герой осознаёт, что годы проходят, а его мечтам об искреннем понимании так и не суждено исполниться, и потому не видит больше смысла «медлить над землёй».
  4. В заключительной строфе лирический герой в очередной раз подчёркивает чёрствое безразличие окружающего мира к его персоне, утверждая, что его кончина будет встречена гораздо радушнее, нежели появление на свет.

Поскольку стихотворение Лермонтова «Одиночество» принадлежит романтическому направлению, в нём выражен основной конфликт романтических произведений – конфликт человека с миром. Личность лирического героя, его переживания, встают во главе угла. Он ощущает себя изгнанником, противопоставляя своё «я» всему свету, бунтуя против его порядков.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Одиночество» представлены в ниже следующем списке:

  1. 1.Обречённый на одиночество, лирический герой чувствует себя несчастным пленником, которого жизнь заключила в свои «оковы». Жизнь без возможности искреннего понимания со стороны другого человека представляется ему суровым наказанием – тюремным заключением.
  2. 2.«Царь воздушный» – образ мечтателя, правящего в собственном воздушном замке, отгородившегося с помощью фантазий от равнодушия окружающего мира. Данный образ также отражает ту эгоцентрическую позицию, которую принимает лирический герой, его чувство собственной исключительности, избранничества.
  3. 3.«Года уходят, будто сны» – образ быстротечности времени, эфемерности жизни.
  4. 4.«Гроб уединённый» – образ, символизирующий одинокую смерть, которую герой предпочитает жизни среди безучастных людей.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Одиночество», безусловно, синонимична его названию – это одиночество. Оно ощущается как тюремное заключение, освободить из которого способна одна лишь смерть.

  1. Тема смерти, также возникающая в стихотворении, перекликается с темой времени, в неукротимом беге которого «года уходят, будто сны».
  2. Звучит в элегии и тема изгнанничества – лирический герой по праву может быть назван лишним человеком, не понятым, отвергнутым светом. Романтический герой-изгнанник и сам не видит смысла искать его расположения, поскольку общество, по его мнению, не ставит его личность ни в какую ценность, и будет только радо его кончине.
  3. Читается в произведении и тема двоемирия, мечты о несбыточном идеале на фоне отягощающей реальности, когда смерть кажется единственным доступным выходом из сложившегося положения.
  4. Основная проблема произведения представляется в вопросе о том, возможно ли найти истинное понимание, соучастие окружающих людей? Стоит ли того жизнь в обществе, в котором от тебя все отвернутся в самые трудные времена, когда поддержка становится просто необходима?

Настроение стихотворения «Одиночество» глубоко трагично. В нём ощущается отчаяние и горечь, желание исчезнуть, сдаться и больше не пытаться найти своё место в безучастном мире. Мы чувствуем ту боль и разочарование, которые живут в душе лирического героя, и даже какую-то обиду на мир, не желающий прислушаться к нему, разделить его печали.

Основная идея

Смысл стихотворения Лермонтова «Одиночество» заключается в неизбежности одиночества, невозможности обретения родственной души в мире, полном безразличия к чувствам ближнего.

Лирический герой, осознающий свою оторванность от окружающих, отрешённость от их мира, начинает видеть уход из жизни самым логичным исходом, ведь всё равно его жизнь никому не дорога. Такова главная мысль стихотворения «Одиночество»:

«Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём…»

Средства выразительности

Для полномерной передачи состояния лирического героя Лермонтов использует множество средств художественной выразительности:

  1. 1.Выразительные эпитеты – «воздушный царь», «позлащённая мечта».
  2. 2.Олицетворение – «гроб», который «ждёт» лирического героя.
  3. 3.Сравнения – «года уходят, будто сны», «один я здесь, как царь воздушный».
  4. 4.Антитезы, подчёркивающие дихотомию между героем и окружающим миром, – «веселье» — «грусть», «смерть» — «рождение», «уходят» — «приходят».
  5. 5.Инверсии, ещё ярче высвечивающие самые важные для понимания чувств героя слова, – «жизни сей оковы», «грусть делить», «один я здесь».
  6. 6.Метафоры – «жизни сей оковы», «страданья в сердце стеснены».
  7. 7.Третий катрен завершает риторический вопрос: «Что ж медлить над землёй?».

Тропы в стихотворении «Одиночество» подчеркивают идейный посыл автора.

«Одиночество», анализ стихотворения Лермонтова

«Все мы родом из детства», — был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин, выросший в семье, где дядя был поэтом и куда был вхож Василий Андреевич Жуковский, не мог не стать великим поэтом. Дальнейшее обучение в Царскосельском Лицее только огранило алмаз. И теперь «Пушкин — наше все», как уверял Аполлон Григорьев.

Детство Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя назвать счастливым. Его, потерявшего в три года мать, взяла на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Твердая и властная бабушка выражала свою привязанность к внуку, прежде всего, тем, что дала ему самое лучшее домашнее образование. У него была бонна-немка, гувернер-француз, а позднее преподаватель-англичанин. Поэтому Миша уже с детства в совершенстве владел многими европейскими языками, но впоследствии сожалел о том, что у него не было такой русской няни, какой была Арина Родионовна для маленького Саши Пушкина.

Однако потом начинающего поэта привлекло именно творчество Пушкина и «байроническая поэма». Так как Михаил познакомился с поэмами английского поэта Джорджа Гордона Байрона в подлиннике, он даже пробовал подражать, написав несколько своих поэм. Байронический герой — изгой, нарушающий законы общественной морали, этакая жертва общества. Очевидно, во много благодаря творчеству Байрона, ранние стихи Лермонтова наполнены чувством одиночества и безысходности. С 1830 года в лирике «русского Байрона» появляется жанр лирического размышления, напоминающего отрывок из дневника.

Стихотворение «Одиночество», которому и будет посвящен анализ, написано как раз в 1830 году и носит абсолютно исповедальный характер. Уже с первых строк заявлена тема одиночества:

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.

Герой как бы ставит себя в центр мира, который он сам создал. Но этот мир предстает как чужой и враждебный ему и обрекает его мыслящую и чувствующую личность на бесконечное одиночество. Недаром он сравнивает себя с «царем воздушным» (самим Богом?), с которым «никто не хочет грусть делить». Страшнее всего для героя, что «года уходят, будто сны», послушные судьбе, ведь время необратимо.

Разве не удивительно, что шестнадцатилетний человек, по сути, еще подросток, только начинающий жизнь, не просто считает уходящие года, но уже имеет старую (. ) мечту о смерти. Более того, герой уже видит «гроб уединенный», который его якобы ждет, а значит, для него правомерен вопрос: «Что ж медлить над землей?»

Первоначально, в подражание творчеству Байрона, Лермонтов противопоставляет своего героя бездушной и безликой толпе. Но позже этот мотив изменяется: уже в стихотворениях 30-х годов герой избирает одиночество как единственно возможный способ взаимодействия с миром. Изгнанник становится странником. Он сам, добровольно, уходит из мира, а непонимание его миром воспринимается уже не как знак проклятия, а как знак высокой избранной судьбы. Ярче всего это проявится в «Пророке», но гораздо позже.

А сейчас в финале «Одиночества» герой со свойственным юношам максимализмом уверяет, что «никто не покрушится» о его раннем уходе, наоборот, будут

О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем.

Конечно, многим подросткам знакомо такое ощущение, когда их не понимают окружающие, близкие, друзья, что вызывает у них глубочайшую депрессию. Тогда каждый ищет свое спасение: кто-то пишет музыку, кто-то стихи, кто-то ведет дневник. Но есть и такие, кто ищет смерти. Многие современники утверждали, что Лермонтов принадлежал именно к числу таких людей. Он много раз дрался на различных дуэлях, как будто искал возможности побыстрее уйти из жизни, что, в итоге, и осуществилось 15 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым.

Тема одиночества в лирике Лермонтова 6 класс (кратко сочинение)

Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, Родины, вольности и т.д. Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /Средь бурь пустых томится юность наша…» («Монолог» 1829 г.) и заканчивая лирикой последних лет: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» («И скучно, и грустно» 1840).

Истоки мотива одиночества

Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).

Читайте также:  Пленный рыцарь – краткое содержание произведения Лермонтова

Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:

«… всегда один, Высокой башни мрачный властелин, Он возвещает миру все, но сам – Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).

Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:

«О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья…» (1829).

Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».

Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).

Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.

Сочинение на тему «Тема одиночества в поэзии Лермонтова».


Тема одиночества в писательском наследии Михаила Юрьевича Лермонтова является ведущей. Этот факт можно легко объяснить: поэт рано потерял мать, был лишён общения с отцом. Чувствуя с юности себя ненужным, он не видел перспективы собственного развития, как, впрочем, и представители прогрессивной интеллигенции в период тридцатых годов 19 века, то есть после воодушевившего всех декабристского восстания. Очень ярко и остро эти чувства показаны в стихотворениях поэта.
Их лирический герой жаждет получить воссоединение с родной природой, национальной историей, социумом, вселенной, но у него, к сожалению, не получается. Он чужой для окружающей среды и целого мира, он понимает это и ощущает данный факт очень остро. Одиночество… В ранних стихах лирический герой наслаждался им, принимал его за дар небес, а уже в лирике позднего периода он устаёт от этой награды, потом и вовсе страдает, будучи одиноким и гонимым среди людей.

Проблема тоскливого одиночества в обществе поднимается в произведении «Как часто пёстрою толпою окружён…». На балу его герой чувствует себя неуютно и одиноко: чтобы пережить тоску, он переносится мыслями в детство. После и вовсе ему хочется совершить что-то дерзкое, чтобы привести в смятение веселящихся вокруг него людей.

Тема уныния, пустоты, скуки также рассматривается в стихотворении «И скучно и грустно». Лирический герой его является типическим: самые яркие представители тогдашней молодёжи ощущали скуку, неудовлетворённость и разочарование: «А годы проходят — все лучшие годы!»

Если в предыдущих примерах герой показан одиночкой внутри общества, то в произведении «Выхожу один я на дорогу» он уже тоскливо стоит перед природой и вселенной. Он странствует, опустошённый, отчаявшийся, но даже родная природа отвергает его, не хочет дать ему успокоения.

Каждый знает, казалось бы, лёгкое произведение «Тучи». А ведь в нём тоже поднимается проблема одиночества: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Известно, что его строчки поэт придумал перед ссылкой, и вполне понятно, что щемящее чувство тоски и безысходности испытывал и сам Михаил Юрьевич.

Следовательно, можно утверждать, что рассматриваемая проблема показана в лирике поэта обширно и многосторонне, он переживал одиночество как личную катастрофу, чувствуя собственную несостоятельность, неудовлетворённость своей судьбой и обществом в целом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями:

Рекомендуем также посмотреть!

Сочинение на тему «Этих дней не смолкнет слава».

Сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю глядя на глобус» (для 4-го класса)

Сочинение на тему «Осень» (2 класс)

Сочинение на тему «Какие мы современные подростки» для 7-го класса

Сочинение на тему «Листопад» для 4-го класса

Сочинение на тему «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

Сочинение на тему «Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева»

Сочинение на тему «Волшебство в сказке Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Сочинение на тему «Снежная королева»

Сочинение на тему «Что я знаю о войне?»

Сочинение на тему «Город – герой Ленинград»

Сочинение на тему «Воскресная прогулка»

Лирический герой и общество: осознание одиночества

Герой Лермонтова противопоставлен обществу и оттого рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить. Без приключений”). Разумеется, такое общество не может удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не скупится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчеркнуть свою внеположенность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый горечью и злостью. » (“Как часто, пестрою толпою окружен”). Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.

Одиночество как гражданская позиция поэта

М.Ю. Лермонтову выпало жить и творить во времена жесткой политической реакции, которая имела место в России после кровавого подавления восстания декабристов. Картину жестокости и несовершенства мира дополнило то, что поэт в раннем возрасте потерял мать. Это сформировало его как наблюдателя жизни, грустного и философски-мечтательного. Но чаще всего лирический герой в стихах Лермонтова – это личность, не забитая одиночеством, а гордая, противопоставленная несправедливому миру и обществу. Лирика поэта наполнена скрытым протестом против всех видов рабства – внутреннего и внешнего, политического, когда человек не волен выражать свою позицию прямо, открыто.

Лирический герой, равно как и сам поэт в то время, не находит себе места ни в разношерстном светском обществе, ни на любовном поприще, ни в дружбе, ни даже в своей Отчизне. В стихотворении «Дума» очень ярко прослеживаются мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Краткое содержание стихотворения таково: поэт честно и открыто говорит, как сильно современное ему молодое поколение отстало в плане духовности, насколько оно трусливо и малодушно. Поэт сетует, что молодежь попросту струсила перед массовым разгулом деспотизма и тирании, это вызывает у него приступ гневного презрения. Вместе с тем Лермонтов не отделяет себя от своего недостойного поколения, говоря не «они», а «мы». Поэт выносит приговор и себе тоже, осуждая с позиции грядущих поколений.

Посредством стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» очень ярко отражены мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Здесь поэт абсолютно один среди масок, «приличьем стянутых». Ему неприятно их общество, как и прикосновение бездушных «красавиц городских». Поэт в гордом одиночестве противостоит всей этой толпе, он готов «дерзко бросить железный стих» им в лицо, облив его «горечью и злостью».

Мотивы одиночества в любовной лирике

Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадоксально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам. Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:

«Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю!» (1830).

Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:

«Никто, никто, никто не усладил В изгнаньи сем тоски мятежной! Любить? – три раза я любил, Любил три раза безнадежно» («Никто, никто, никто не усладил» 1830).

Вариант 2

Слово «одиночество» — не что иное, как лейтмотив всей жизни М. Лермонтова. Начиная с самого раннего детства, поэт был одинок. Он рано остался без родителей и воспитывался бабушкой, которая не смогла их заменить. Слабое здоровье мешало юному Лермонтову играть со сверстниками и шалить как обычному мальчишке. Вынужденная изоляция и отсутствие общения не могли не сказаться на его характере. «Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…» – писал поэт.

Печорин, Мцыри, Арбенин, поэтические образы паруса и «одинокого утеса» – это далеко не полный список примеров противостояния окружающему миру. Все герои находятся в постоянной борьбе сами с собой. Мцыри – пленник монастыря, чуждый всем вокруг. Григорий Печорин борется с противоречиями не только в окружающей действительности, но и внутри себя.

Лермонтов не испытал счастья любви, тем самым усилив свое личное одиночество. В одном из самых своих известных стихотворений «Парус» состояние лирического героя – вечное одиночество, потерянность и безысходность.

«Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит!»

Совпадение лирического героя и автора встречается в творчестве Лермонтова постоянно. Все его герои очень трагичны, как и его одинокая творческая жизнь.

Мрачными красками прописано стихотворение «Утес». Игривая и веселая золотая тучка покидает старый «утес – великан». Он остается грустить совершенно один. Переживания, страдания и одиночество – все, что выпадает на долю лирического героя.

Бесконечную печаль, и грусть вызывают строки из стихотворения «На севере диком…». Казалось бы, простое описание природы России, но «одиноко», «на голой вершине» и даже в названии автор создает читателю мрачное настроение, тем самым усиливает картину одиночества. Сосне неуютно, холодно и печально. Она мечтает о теплых странах и солнце. Даже природа у поэта может грустить и плакать. Противостояние образов, это прием, который постоянно использует Лермонтов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Я не унижусь пред тобою

В стихотворениях, написанных в 30 – е годы жизни поэта, он много рассуждает о загробной жизни, слышит могильные звуки и видит гроб «уединенный». Лермонтов очень рано «постарел душой». Его дуэль и написание стихотворения «Смерть поэта» повлекли за собой ссылку на Кавказ. «Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом» — пишет он в стихотворение «Узник». Практически в каждом третьем стихотворение Лермонтова легко встретить такие слова: гроб, смерть, могила, умереть. Читатель видит неудовлетворенность жизнью, иногда даже ожидание смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый». Смерть и одиночество неразрывно связаны между собой и следуют из одного стихотворения в другое в последние годы жизни поэта. Он разочарован во всем: любви, дружбе, семье, государственном устройстве. Не находит поэт себе места и в небесном мире. Он обречен на одиночество и вечные блуждания.

Вся короткая жизнь поэта пронизана этими болезненными мотивами. Природа этого состояния автора важна для понимания всего творчества М. Лермонтова.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» написано в 1837 году. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения».

Это своего рода серенада любимой женщине М.Ю. Лермонтова – Екатерине Сушковой. Хотя у Лермонтова были и другие женщины, но эту юношескую любовь он пронес через многие года и хранил воспоминания о ней до конца жизни.

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в период расцвета романтизма.

3. Род

По роду произведение относится к любовной лирике.

4. Жанр

Жанр – лирическое произведение с элементами послания.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему безответной любви.

Чувства Лермонтова к возлюбленной так и остались неразделенными. Пятнадцатилетний юноша, признавшийся в любви молодой девушке через 4 дня, не был воспринят серьезно.

Встрече суждено было повториться через 5 лет. Девушка с теплотой отозвалась о поэте, призналась, что до сих пор хранит его послания, но отношения так и не сложились.

6. Тематика

Главной темой является трепетная любовь, которая с годами не проходит.

7. Идея

Лермонтов стремился показать, насколько сильна любовь. Если чувства настоящие, искренние, то они навсегда останутся в сердце.

Воспоминания о такой любви как свет, озаряющий жизнь и наполняющий радостью и теплом.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто нотами грусти, печали.

В то же время поэт счастлив, когда смотрит на портрет девушки и вспоминает её милый лик: «Он душу радует мою». Любовь Лермонтова к Сушковой – это лучшее, что было в его жизни: «Бледный призрак лучших лет».

9. Система образов

Портрет – символ спокойствия, тоски и грусти. В то же время, в нем все воспоминания героя. Чувства оживают с новой силой при виде портрета. В романтичном образе девушки сокрыты самые нежные чувства поэта.

Образ храма теряет в стихотворении свою религиозную подоплеку. Во-первых, храм – это душа, где обитает любовь как божество. Во-вторых, этот образ можно разделить на 2 составляющие: божественность –возвышенные чувства; священная обитель – святость любви, вечная любовь.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажа здесь два. Они выступают под местоимениями «Я» (Лермонтов) и «Ты» (Сушкова).

Между ними обстоятельства непреодолимой силы. Глагол «расстались» соединяет смысл послания в единое «мы». Разлука окончательна, но она не обоюдна. Со стороны поэта неосознанно делаются попытки удержать образ девушки, воспоминания о ней.

11. Лирический герой

Лирический герой – это сам М.Ю. Лермонтов. Тема любви у представителей романтизма тесно связана с личными переживаниями, которые они воплощают в лирическом герое своих произведений.

Исповедь поэта о прошлой любви пронизана горечью и тоской. Герой тоскует, но в то же время понимает, что ничего уже не вернуть. Времена меняются, и объект любви тоже стал другим. Поэтому все, что остается поэту, так это лелеять светлые воспоминания.

12. Сюжет

Сначала поэт рассказывает о том, что аккуратно у самого сердца хранит на груди портрет той, что украла его покой.

Долгие годы он испытывал чувства к девушке. При жизни Лермонтов носил нательный крест, а вместе с ним и медальон с портретом своей возлюбленной. Снял он его лишь единожды перед дуэлью, в которой погиб.

Лермонтов признает свою беспомощность, потому что не в силах забыть девушку. Никакие новые отношения не могу заменить её.

Однако любит он не нынешнюю светскую даму, которую интересуют балы и желание удачно выйти замуж, а ту беззаботную девчонку. Именно воспоминания о юной девушке греют душу. Изменившаяся Екатерина Сушкова не имеет ничего общего с той, которую он полюбил. Это совершенно другой человек.

13. Композиция

Композиционно стихотворение простое и можно разделить на 2 части. В каждой части по одной строфе в виде пояснительного предложения.

В первой части следует утверждение поэта, а потом он сам же поясняет. Сердце Лермонтова разрывается на части, он мечется и не знает, что делать дальше: отношения закончились, так и не начавшись, но продолжает хранить её портрет.

Вторая часть начинается с внутреннего конфликта лирического героя. Любовь прошлая еще не угасла, а новые эмоции не могут дать никакого удовлетворения. Нет радости на душе.

Кольцевая композиция позволяет поднимать одну и ту же тему несколько раз. Чувства лирического героя перемещаются из прошлого в настоящее, а потом наоборот: «Расстались мы» (прошлое), «но твой портрет я на груди моей храню» (настоящее); «Как бледный призрак лучших лет» (прошлое), «Он душу радует мою» (настоящее).

14. Художественное своеобразие произведения

Драматизм текста создается за счет контраста «расстались – храню», «новые страсти – не мог разлюбить».

Аллитерация на «ст» (расстались, страстям, оставленный) и «пр» (портрет, призрак, преданный) показывают, насколько остры чувства поэта, передают лирическую напряженность стихотворения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» написано четырехстопным ямбом с использованием мужской рифмы.

Рифма – перекрестная (АБАБ).

Первой строфе свойственен спокойный и плавный ритм. На фоне теплых воспоминаний поэт испытывает внутреннее чувство радости.

При переходе ко второй строфе ритм ускоряется. Здесь бушуют яркие краски, сильные чувства. Эмоциональный фон усиливается за счет слов «страсть», «храм», «кумир», «не мог разлюбить».

В поэтическом тексте чередуются длинные нечетные и короткие четные строки. Количество фонем в каждой строке варьируется. Семантическое ядро выражено в словах: твой портрет и бог.

16. Средства художественной выразительности

Поэтический текст богат художественными приемами.

Поэт прибегает к ярким эпитетам «храм оставленный», «бледный призрак», «кумир поверженный», «новые страсти». Они передают всю глубину чувств и эмоций, терзающих душу поэта.

В эпитетах заключены сравнения: «кумир поверженный — все бог», «как бледный призрак». Оба приема дополняют друг друга и усиливают воздействие на восприятие читателя.

Метафора «портрет…душу радует мою» усиливается с помощью повтора слова храм. Так, Лермонтов показывает, насколько искренними могут быть чувства, которые он бережет как святое святых.

17. Значение произведения

По мнению исследователей, любовная лирика Лермонтова отличается тем, что поэт стремится не столько воспеть самую любовь как чувство, сколько показать любящего «я» и этапы состояния влюбленного человека до и после расставания.

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» – яркий тому пример. Поэт передает свои философские размышления, переживания, отношение к окружающей действительности, вызванное светлым чувством.

Лермонтов вводит новую схему любви – схему невозможности контакта. Со стороны лирического «ты» – это обман, насмешка над чувствами, непонимание.

18. Актуальность

Люди любили, любят и будут любить, поэтому данное стихотворение будет актуально во все времена.

Лермонтов хотел показать, что настоящее глубокое чувство никогда не проходит.

19. Мое отношение

Прочтение стихотворения вызывает только тёплые эмоции. Лирическому герою хочется посочувствовать. Несмотря на отказ или разрыв отношений воспоминания о человеке оставляют светлые чувства.

20. Чему учит

Нужно помнить, что любовь – это дар и его нужно оберегать. Это искреннее и одухотворяющее чувство. Любящий человек испытывает радость, и наполняет себя теплом и глубоким смыслом жизни.

Анализ стихотворения Лермонтова Расстались мы но твой портрет

Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов всегда был скрытной, но с другой стороны, достаточно романтичной личностью. Будучи совсем молодым человеком, писатель без памяти влюбился в девушку, которая в свою очередь, не видела его в роли ухажера. Девушка только использовала писателя, играя с его чувствами. Сердце поэта было переполнено, то любовью, то ненавистью к ней, но Лермонтов не переставая, верил в эти чувства. В 1837 году писатель решается передать свои переживания на бумагу, так и появляется стихотворение «Расстались мы, но твой портрет».

Главный герой произведения любит девушку, он признается, что безответное чувство он пронесет через всю жизнь, до конца своих дней. Он до сегодняшнего дня хранит в воспоминаниях образ любимой женщины, он не может просто так ее забыть и разлюбить. Тема стихотворения как обычно незабытая любовь. Кажется, будто герой открыт для новых страстей, но прошлое словно тянет его вниз, не давая полностью раскрыть себя в новых чувствах. Лирический герой смотрит на портрет любимой, единственное воспоминание о ней, которое есть. В момент созерцания красоты картины, у героя возникают чувства о прошлой прошедшей любви. Перед его глазами словно смешивается, что уже прошло и что виднеется впереди. Портрет любимой дает ему понять что, несмотря на тяжесть безответных чувств, герой все же был в некотором смысле счастлив.

Произведения Лермонтова, как и многие другие его шедевры, наполнены в полной мере яркими метафорами и эпитетами. Красочные сравнения любовной линии, указывают лишь на ценность чувства, не покидающего героя. Лермонтов словно дает понять, что нужно дорожить данным чувством и, несмотря на плохой осадок от неразделенной любви, лишь воспоминания о прошлом, помогают человеку строить свое будущее, наполняя жизнь светом. «Расстались мы» своего рода, словно исповедь героя перед портретом.

Поэт, как и главный герой произведения, полностью разделяет его чувства и одиночество. Он еще не готов отпустить ее, простится с былыми чувствами, и каждый раз, когда герой смотрит на портрет любимой, ему непросто отказаться от любви к ней. Главный герой словно прячется от новых отношений за этим портретом. Ему кажется, что так он полностью отгородится от внешнего мира, он будет с той, которую давно любит. С другой же стороны, герой понимает, что девушка, не давшая ему шанса, увлечена совсем другой жизнью, и в ней нет места для него.

Получается, важны не сами чувства, испытываемые лирическим героем, важны лишь воспоминания о безответной любви. Он понимает хоть любовь и угасла, именно воспоминания будут греть его душу еще очень долго.

9 класс кратко, по плану

Картинка к стихотворению Расстались мы но твой портрет

Популярные темы анализов

Творчество Апухтина А.Н. критики-литературоведы называют искусством для искусства. Поэт в своих произведениях не касался общественных тем, много стихов посвящено творчеству как самоцели, любви, самопознанию. Лирика Апухтина А.Н. объединяет черты

Пастернак написал данное произведение в 1941 году, в то время, когда немецкие солдаты практически стояли у Москвы. Люди находятся в панике и не знают, что их ждет. Поэт очень рвался воевать. Автор много времени проводил в лесах и думал о том,

Зинаида Гиппиус была одним из самых ярких представителей русского символизма. Вместе с супругом Д. С. Мережковским она составила один из самых необычных и продуктивных литературных союзов. Круг ее литературных интересов был чрезвычайно

Анна Андреевна – поэтесса, повидавшая много несправедливостей и бед на своём веку. Она жила в то время, когда только начинались кровавые ужасы, которые несла революция, но уже тогда Ахматова предвидела продолжение всех этих

Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла

Ссылка на основную публикацию