Выразительные средства в стихотворениях Михаила Лермонтова “Тучи”, “Утес”, “На севере диком…”
История создания произведения
В 1840 году написал стихотворение «Тучи» Лермонтов. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу, на квартире Карамзиных. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова.
Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.
Текст «Тучи» М.Лермонтов
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»
Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.
«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!
Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.
У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.
Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.
Композиция «Туч», настроение лирического героя
Как показывает анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.
Тема и идея
В произведении автор поднимает тему одиночества и изгнания. Он часто описывал «лишних людей». В этот раз они для Лермонтова словно тучи, которым приходится жить без родины, не чувствуя ни к кому ни любви, ни привязанности.
Лирический герой стихотворения чувствует себя изгнанным из привычного окружения и это произошло без его воли. Эта мысль является главным конфликтом, что поднял Лермонтов. Учитывая, что произведение было написано в период, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающими, оно кажется еще более личным.
Составляя литературный сборник, Лермонтов поместил этот стих в конец и поставил тем самым точку в борьбе с непониманием. Тучи олицетворяют самого автора: он не по своей воле уезжает с «милого севера». Поэт обречён во второй раз ехать в ссылку на Кавказ, и несмотря на молодые годы, ощущает приближающейся конец своей судьбы.
Основная мысль заключается в том, что человек, у которого отняли родину, больше не боится что-либо потерять. Теперь он свободен, но несчастен. Главная идея — человек будет жить полноценно, когда он абсолютно свободен и может сам собой управлять.
Лирический герой приходит в отчаяние от мысли, что его жизнь сродни жизни туч, ведь он так же повсюду мечется, не имея дома, и потому страдает.
Два мира: человек и природа
Проводя анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова №6
Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.
В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч — «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.
Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.
Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север». Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба ), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.
В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине. тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.
Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники ) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?» ).
Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.
Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)
Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («цепью жемчужную», «степью лазурную»). Словосочетание «степью лазурною» было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями — бескрайность степи и просторов неба. «Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.
Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает — «изгнанники». Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова «или» («Или на вас… / Или друзей…»).
Анализ №3
Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».
Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.
За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же изгнанники С милого севера в сторону южную.
По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».
Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.
Риторические вопросы
Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении «Тучи» Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют. Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч. Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.
На этом завершаем анализ стиха Лермонтова «Тучи». Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.
Разбор средств выразительности
Через тропы автор придал произведению выразительности и уникальности. Лермонтовым были использованы такие художественные приемы:
- Антитеза — строка «с милого севера — в сторону южную» показывает отношение поэта к грядущим переменам.
- Эпитеты — «лазурная степь», «милый север», «жемчужная цепь», «вечные странники».
- Олицетворения — «мчитесь вы» и «вам наскучили нивы» по отношению к тучам.
Через олицетворения Лермонтов показал, что он, как и герой произведения, хотел бы познать природу. Но в то же время этот прием оголяет его собственные чувства и помогает глубже раскрыть внутренний мир для читателя.
Анафора в произведении помогает раскрыть идею безграничности человеческой подлости — ведь причиной ссылки или изгнания может стать не только совершенное преступление, но и клевета друзей.
Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» в 6 классе
Стихотворение было написано в сложный для Лермонтова период жизни. Поэт должен был вот-вот отправиться в ссылку, и факт того, что его судьба и само существование зависит от воли властей угнетал Михаила Юрьевича. Произведение получилось необычайно проникновенное и чувственное. Для учеников 6 класса анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова поможет в подготовке к уроку при составлении конспекта или презентации.
- Краткий анализ
- История создания
- Тема и идея
- Жанр и композиция
- Разбор средств выразительности
Краткий анализ
Анализ стиха «Тучи» Лермонтова за 6 класс составлен по плану с соблюдением всех стандартов ФГОС:
- История написания — стихотворение было создано Михаилом Юрьевичем в апреле 1840 года в день отправления во вторую ссылку.
- Тема — одиночество и неволя.
- Композиция — одночастная, 3 катрена, написанные в форме монолога автора к тучам.
- Жанр — стихотворение относится к философской лирике.
- Стихотворный размер — четырёхстопный дактиль с перекрестной рифмой.
Лермонтов использовал такие художественные приемы, как эпитеты, олицетворения, риторические вопросы и антитезу.
Краткий анализ Лермонтова по плану за 6 класс можно расширить по каждому пункту и детально разобрать произведение.
История создания
Стихотворение было написано в апреле 1840 года. В этот день Лермонтов должен был ехать на Кавказ в ссылку. Зная это, все его друзья пришли на квартиру Карамзиных, чтобы повидаться и попрощаться с творцом перед отъездом. Это очень растрогало Михаила Юрьевича. Приятели поэта после вспоминали: в тот день он долго сидел напротив окна, наблюдая, как проплывают тучи над Невой, а после прочитал прекрасный стих.
Спустя несколько месяцев после этой встречи Лермонтов умер. Некоторые его приятели после говорили: он уже тогда чувствовал, что скоро умрет, был уставшим от жизни, одновременно встревоженным и безразличным ко всему окружающему миру.
Поэта вгонял в тоску факт, что человек не может собой распоряжаться, а обязан подчиняться власти и быть там, где она прикажет. Невозможность управлять жизнью и быть главным в своей судьбе сильно повлияло на написание стихотворения.
Первая публикация поэзии «Тучи» состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения Михаила Лермонтова». В будущем оно было включено в школьную программу и размещено в учебниках по литературе за 6 класс.
Тема и идея
В произведении автор поднимает тему одиночества и изгнания. Он часто описывал «лишних людей». В этот раз они для Лермонтова словно тучи, которым приходится жить без родины, не чувствуя ни к кому ни любви, ни привязанности.
Лирический герой стихотворения чувствует себя изгнанным из привычного окружения и это произошло без его воли. Эта мысль является главным конфликтом, что поднял Лермонтов. Учитывая, что произведение было написано в период, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающими, оно кажется еще более личным.
Составляя литературный сборник, Лермонтов поместил этот стих в конец и поставил тем самым точку в борьбе с непониманием. Тучи олицетворяют самого автора: он не по своей воле уезжает с «милого севера». Поэт обречён во второй раз ехать в ссылку на Кавказ, и несмотря на молодые годы, ощущает приближающейся конец своей судьбы.
Основная мысль заключается в том, что человек, у которого отняли родину, больше не боится что-либо потерять. Теперь он свободен, но несчастен. Главная идея — человек будет жить полноценно, когда он абсолютно свободен и может сам собой управлять.
Лирический герой приходит в отчаяние от мысли, что его жизнь сродни жизни туч, ведь он так же повсюду мечется, не имея дома, и потому страдает.
Жанр и композиция
Жанр «Тучи» — философская лирика. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, высказывает мнение, что человек и природа между собой связаны и духовно у них есть кое-что общее. Автор противопоставляет себя — поэта в изгнании, чья судьба в руках царя, тучам — части свободной природы.
В тексте присутствуют и другие неявные сравнения, что не имеют столь глубокого философского смысла: тучи холодные, а сердце лирического героя переживает и болит, они не могут ничего почувствовать, а он в это время страдает. Человек неспособен как тучи подняться над внешней суетой и мирно сосуществовать с окружающим миром. А потому он также не может достичь гармонии и ужиться с самими собой.
Стихотворная форма — четырехстопный дактиль. Строки рифмуются перекрестно. «Тучи» состоят из трех катренов. Композиция построена на сравнении:
- В первом четверостишии лирический герой сравнивается с тучами. Он ощущает свое родство с ними: они движутся не по своему желанию, их направляет ветер. Как они бредут по небу, так и человек все время странствует по дороге жизни в одиночестве, обреченный быть кем-то управляемым.
- В следующей строфе перечисляются человеческие пороки, что лирический герой ненавидит больше всего. Он продемонстрировал самые негативные стороны человека, что живет, не задумываясь о результатах своих поступков.
- В последней строфе к поэту приходит осознание, что даже тучи не понимают его мук и печали. Ведь им, в отличие от лирического героя, не свойственно что-либо чувствовать.
В конце Лермонтов говорит, как он одинок, и что невозможность принимать решения за себя ужасна. Столь горький финал делает стихотворение еще более печальным.
Разбор средств выразительности
Через тропы автор придал произведению выразительности и уникальности. Лермонтовым были использованы такие художественные приемы:
- Антитеза — строка «с милого севера — в сторону южную» показывает отношение поэта к грядущим переменам.
- Эпитеты — «лазурная степь», «милый север», «жемчужная цепь», «вечные странники».
- Олицетворения — «мчитесь вы» и «вам наскучили нивы» по отношению к тучам.
Через олицетворения Лермонтов показал, что он, как и герой произведения, хотел бы познать природу. Но в то же время этот прием оголяет его собственные чувства и помогает глубже раскрыть внутренний мир для читателя.
Анафора в произведении помогает раскрыть идею безграничности человеческой подлости — ведь причиной ссылки или изгнания может стать не только совершенное преступление, но и клевета друзей.
Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6, 7, 9 класс
История создания
Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.
Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.
В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.
Художественные приемы
В стихотворении поэт использует прием метафоры – это также можно упомянуть в анализе «Туч» Лермонтова. «Небесные странники», которые по цвету напоминают жемчуг, плывут друг за другом. Так поэт стремится подчеркнуть единство человека и природы. Он обозначает тучи с помощью слова «изгнанники», будто бы сравнивая их путь со своим. Поэт также пишет о том, что этим странникам «чужды страдания», им «наскучили нивы». Эти выражения также являются метафорическими.
О художественных средствах необходимо рассказать даже в том случае, если нужен анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» кратко. 6 класс – это время, когда школьники уже знакомы со многими литературными методами, используемыми поэтами и писателями. В своем произведении Лермонтов использует и прием сравнения. Оно создается с помощью слова «как». Смысл данного приема заключается в том, что поэт нигде не может отыскать приюта. Но при этом лирический герой испытывает то чувство, которое не могут ощутить тучи – он страдает, его мучает ощущение горечи от чужой клеветы и зависти. Используется поэтом и прием риторического вопроса. Читатель найдет его во второй строфе произведения. На озвученные поэтом вопросы нет четкого ответа.
Система образов
Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.
Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.
Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.
Отчуждение лирического героя
В этом произведении, когда поэт стремился найти для себя пути преодоления того отчуждения, что царит между личностью и окружающим миром, нашли отражение актуальные для него темы одиночества, бесконечной свободы. И поэт изображает в своем произведении лирического героя, который вынужден быть изгнанником – в этом нет его свободного выбора. Среди тех причин, что могут вынудить оставить родные края, поэт перечисляет различные человеческие пороки. Это зависть, злоба, клевета – причем не от врагов, а от друзей.
Сюжет
Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.
Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.
Анализ стихотворения Тучи для 6 класса
Начало XIX столетия называют золотым веком русской литературы. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет и другие поэты, и писатели до сих пор остаются непревзойденными по литературному наследию. Их произведения вдохновляли и развивали русскую и зарубежную литературу. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано грустью и печалью, наверное, это связано с его биографией. Автор выражает чувства и переживания «о тоске одинокого сердца» через стихи и прозу.
Стихотворение «Туча» как раз относится к подведению итогов жизненного пути. Поэт размышляет о судьбе, об одиночестве, о недоверии к друзьям, и к самому себе, о любви к Родине. Лермонтов сравнивается с несущейся тучей в чужом краю не по своей воле. У поэта возникает противоречие: у неё нет Родины и она подвластна природным явлениям в отличие от Лермонтова и его вымышленного объекта. Лермонтов дрался на дуэли с французом, за это его сослали на Кавказ.
Перед отъездом в доме Карамзиных поэт собрал всех своих друзей, чтобы попрощаться. Стоя у окна, Лермонтов смотрел в него и размышлял о своей участи. Перед его глазами проплывала туча над рекой Невой и Летним садом. Под впечатлением, поэт пишет стихотворения. Друзья просят Лермонтова прочесть его, после прочтения он загрустил, его глаза наполнились слезами. «Вечные странники» так называет он тучи, то есть бродячее и одинокие.
В следующем четверостишие Лермонтов задаёт вопрос, и вспоминает о своих друзьях, злобе и клевете. Поэт сравнивает тучи с живыми существами и проводит аналогию. Хотя вполне понятно, что природа и люди — это разные вещи. Поэт потерял доверие друзей и знакомых, он перестал надеяться на самого себя.
Стихотворение состоит из трех частей, навевает грусть и тоску. Ритм стиха медленный. В первом четверостишии Лермонтов сравнивает себя с тучей, находит общий черты и различия.
Второе в основном состоит из философских вопросов, ответы на которые, скрытые, в его душе и далее в третьем заключительном стихе, поэт протестуют против сравнения с тучей, у неё нет Родины, поэтому всё равно куда плыть, у Лермонтова она есть. В стихотворении четко прослеживаются две темы: свобода и одиночество.
Поэт показывает свою любовь к Родине глубокое переживание по поводу изгнания. Душа пиита страдает и плачет от разлуки с ней. При всей простоте стихотворение по свои художественные ценности, емкое и глубокое!
Художественные особенности
Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».
Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.
Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.
Композиция
В анализе «Туч» Лермонтова стоит подробно рассказать и о композиции произведения. В первой строфе поэт обращается к тучам. Его слова полны грусти, Лермонтов видит в них такого же странника, каким и является сам. У них нет дома и родины, все время своего существования они путешествуют по небесным просторам. Небо Лермонтов называет «степью лазурной», ведь оно такое же бескрайнее, в нем словно отражаются степные просторы.
Анализ «Туч» Лермонтова продолжается рассмотрением второй строфы. Здесь поэт пытается понять, что же именно заставляет тучи нестись по просторам неба. Он освещает свои догадки при помощи риторических вопросов. В заключительной строфе лирический герой отрицает свою схожесть с тучками. У них ведь нет родины, а это означает, что и терять им нечего. Неслучайно поэт также употребляет и слово «чужды».
Этим он подчеркивает, что отличается от туч – у них разный путь. Они совершенно не являются изгнанниками, как он сам. Только тот, кто испытывает любовь к Отечеству, может пережить боль разлуки с ним так, как переживал это поэт. Таким образом, можно утверждать, что все произведение построено на приеме антитезы. Странствия свободных туч по небу противопоставляются изгнанничеству лирического героя.
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).
Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.
Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).
Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Туча.
История создания – Стихотворение написано в 1835 году.
Тема стихотворения – Переживания лирического героя, отражением которым стала природа.
Композиция – Композиционно произведение делится на три части по числу строф.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный амфибрахий.
Метафоры – «алчная земля», «ясная лазурь».
Эпитеты – «унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная».
Олицетворения – «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит».
Средства художественной выразительности
В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».
Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи. Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.
Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.
На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.
На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.
С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.
Вариант 2
Стихотворение «Тучи» Лермонтов написал перед отъездом на Кавказ в 1840 году. Эта была его вторая ссылка. Перед этим Лермонтов провел последний вечер с друзьями. По их воспоминаниям, поэт был тронут тем, что они решили оказать ему такое внимание. В тот день он рассматривал мрачное небо, которое заполонили тучи. Это вдохновило поэта написать стихотворение «Тучи», в котором он передал тему изгнания.
В стихотворении использованы литературные традиции Александра Пушкина (например, дактилическая рифма) и европейского романтизма (обращение к природным силам). Оно написано в жанре философской лирики.
Основная тема стихотворения ― изгнание. Поэт часто использовал ее в своем творчестве. Лирический герой обращается к «небесным странникам», называя себя «изгнанником». Это указывает на реальную ссылку Лермонтова на Кавказ. Не смотря на то, что герой сравнивает тучи с собой, все же они вольны выбирать свой путь. «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?» ― спрашивает он и сам же отвечает. ― «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». Это указывает на то, что у них право выбора есть, чего лишили лирического героя. Таким образом, в идеи стихотворения об изгнании может скрываться тема свободы, которой жаждет лирический герой. Лишь свободный человек может выбирать свою судьбу. В то же время звучит тема одиночества. В изгнании он вынужден быть один, без родины, без возможности быть с теми, кто ему дорог.
Настроение в стихотворении изменчивое. В первых двух четверостишиях герой сочувствует тучам, которые вынуждены куда-то мчаться, как и он сам. В третьем герой осознает, что в отличие от него им неизвестны страсти и страдания, что не скажешь о нем. Он страдает, не хочет покидать родину. Тучам же все равно: «вечно холодные, вечно свободные». Возможно, автор хотел тем самым показать, что герой, как и они, не хотел бы ничего чувствовать, но в тоже время не может. Поэтому это вызывает у него еще больше боли и тоски.
Стихотворение состоит из трех строф. В нем прописаны яркие образы с помощью специальных художественных приемов. Эпитеты: нивы бесплодные, милый север, клевета ядовитая. Олицетворение: тучи похожи на странников, изгнанников. Метафора: степь лазурная (сравнение бесконечности неба с бескрайностью степей), цепь жемчужная (сравнение облаков с жемчугом). Антитеза: использование мира людей и мира природы, которые сопоставлены друг другу (вынуждены что-либо искать, делать выбор).
Размер стихотворения ― четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой (дактилической рифмой).
Стихотворение оставляет глубокое впечатление. Оно наполнено грустью, чувством безысходности и одиночества. Также предчувствием судьбоносного и неизбежного поворота в будущем.
255,Анализ стихотворения «Тучи» М, ю, лермонтов
Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Одним из самых ярких и запоминающихся произведений, относящихся к позднему этапу литературной деятельности великого русского поэта Михаила Лермонтова, является его стихотворение «Тучи», созданное им в апреле 1840 года перед второй ссылкой на Кавказ. Оно появилось под рукой гениального поэта в Петербурге, где он, чувствуя скорую разлуку с друзьями и близкими, наблюдал за ползущими в окне тучами над знаменитым петербургским Летним садом. Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.
Анализ №2 (Восприятие, толкование, оценка)
Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым в доме Карамзиных в день отъезда его в кавказскую ссылку в 1840 году. Там собрались друзья поэта, чтобы попрощаться с ним перед разлукой. Лермонтов писал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Фонтанкой и Летним садом.
Стихотворение построено на сопоставлении судьбы лирического героя и судьбы «вечных странников» — тучек. Стиль его — романтический, жанр — соединение элегии с романсом. В стихотворении присутствует пейзаж, плавно переходящий в философскую медитацию.
В первой строфе поэт обращается к тучам, сравнивая и сближая себя с ними:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Во второй строфе поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней. Горестные раздумья облекаются здесь в форму риторических вопросов:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
И мы понимаем, что здесь поэт говорит о себе, о своей судьбе, о своем одиночестве, о неверных, ненадежных друзьях.
В третьей строфе использован принцип антитезы: тучи противопоставлены поэту. Они бездушны, не имеют Родины, страсти и страдания чужды им. Поэт же имеет Родину, в сердце его живет любовь к ней, привязанность, тоска. Он живой человек, обреченный на страдания и страсти. Таким образом, человек здесь противопоставлен миру природы.
История создания
Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.
Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.
Главная тема стихотворения
В основе данного произведения, написанного в период стремления Лермонтова снизить напряжение и отчужденность между собой и окружающим его миром, лежит тема, являющаяся центральной для всего его творчества – чувство одиночества, свободы и отстраненности от всех происходящих вокруг него событий. Мотив одиночества и обездоленности пересекается с мотивами тоски и пылкой любви к родной земле, которая совсем не готова отвечать поэту взаимностью, она подобно ветреной женщине непостоянна и изменчива, а любовь её зыбка и призрачна.
В стихотворении изображены страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края.
В основе стихотворения, имеющего вид диалога поэта с «тучками, небесными странниками», лежат три строфы и две основные части, существующие на базе использованного автором сравнительного метода. Поэт сравнивает тучи, которые гонит бездушный ветер, со своей судьбой, такой же изменчивой и непредсказуемой, закидывающей его в такие места и дали, что он и не может себе представить. Душа лирического героя полна умиротворения и спокойствия, он отстранен и абстрагирован от всего происходящего, покоряется судьбе предначертанной ему свыше и воспринимает окружающей его мир как нечто чуждое и враждебное. Сейчас он абсолютно свободен, наполнен чувством спокойствия и гордого одиночества, однако все может измениться в любой момент и он подобно тучам, будет отнесен безжалостным ветром судьбы «с милого севера в сторону южную (из Петербурга на Кавказ).
Мастерски изображенные образы туч «вечных странников» создают особое пронзительное звучание основного мотива изгнанничества и бесприютности: не существует на свете такой силы, которая могла бы прекратить вечный и беспрерывный бег одиноких туч по небосклону. Лирический герой ощущает себя таким же бездомным изгнанником, вынужденным постоянно одиноко брести по свой жизненной дороге в поисках счастья.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.
Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.
Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывает скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучший в творчестве поэта.
Анализ стихотворения «Тучки небесные, вечные странники» (М. Ю. Лермонтов)
- Анализ стихов
- Лермонтов
- Тучки небесные, вечные странники
На момент написания стихотворения Лермонтов пребывал в Санкт-Петербурге, был 1840 год, поэту предстояла ссылка на Кавказ, вторая по счету. Император Николай I подписал приказ, в котором говорилось, что поэту необходимо покинуть Петербург. Причина – его дуэль с французом Эрнестом де Барантом. Дуэли на тот момент были запрещены в России, поэтому после пребывания под арестом, Лермонтов был отправлен в ссылку. Вечер 3 мая был посвящен как раз лермонтовскому отъезду. Находясь на квартире у друзей, семьи историка Карамзина, Михаил Юрьевич смотрел в окно, разглядывая пасмурное небо. Предположительно, настроение поэта было печальным из-за предстоящих событий. Стихотворение родилось быстро, оно тоже наполнено нотками грусти. По просьбам друзей, Лермонтов сразу же зачитал написанный текст вслух. После этого вечера, Лермонтов прямо от Карамзина уехал на Кавказ.
Стихотворение носит характер размышления, относясь к философской лирике поэта. Лирический герой сравнивает себя с тучами – «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники», — это сравнение еще раз передает переживания поэта. Он называет себя «изгнанником», пишет о свободе и постоянных поисках себя.
Написано произведение дактилем, так как размер стиха трехсложный, первый из слогов долгий, остальные два – короткие.
Тучи – это центральный образ стихотворения. Тучи у Лермонтова символизируют движение, независимость, свободу. Поэт называет их ласково «тучки», даже в чем-то завидуя им. Он не хочет уезжать из родных краев, его тянет к своей земле, дому. А про тучи говорит, что им все равно, в каком направлении двигаться, ведь у них нет родины.
Во второй строфе автор задает вопросы, обращаясь к тучам, а на самом деле проецируя на себя. Зависть, злоба, и клевета друзей – все это способствовало дуэли Лермонтова, а после его ссылке на Кавказ, где в то время шла война.
Настроение всего произведения пронизано чувством тоски и тревоги перед неизвестным будущим. Грустные мотивы, печаль, страдания, — все это читается в лермонтовских строках. Лирический герой переживает, что стал изгнанником, ему не хочется ехать в «сторону южную». У туч нет привязанности, и на это поэт обращает внимание в тексте. Сам же он не желает покидать родину, хоть и вынужден это сделать.
Но горечь чувствуется не только по этим причинам, боль предательства того, кто считался друзьями, также преследует героя.
Основная тема – тема «лишнего» человека, она встречается во многих произведениях лирики Лермонтова. Оказавшись непонятым, непризнанным, преданным и, в итоге, изгнанным, герой стихотворения чувствует себя действительно лишним.
Идея произведения заключается в последней строфе – это невероятная тоска по родине. Автор пишет о том, что если родины нет, то и нет никакого изгнания. Он хочет быть таким же свободным, как и тучи. Жить на севере милом ему, быть при этом свободным и не зависеть от лживого мнения окружающих. Это предательство близких людей привело поэта к тому, что он стал с недоверием относиться к людям, что проявилось в его поздней лирике.
Из средств художественной выразительности поэт использует метафоры: «цепью жемчужною», «вечные странники». Много эпитетов: «милый север», «вечные странники», «зависть тайная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая», «степь жемчужная». Есть олицетворения, где поэт оживляет неживое: «вечные странники» тучки, «гонит» зависть, злоба, решение.
В первой строфе есть сравнение с лирическим героем: «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».
Из звукописи использован прием аллитерации – часто повторяются согласные звуки Т,Ч,Н,С.
Стихотворение «Тучи», написанное поэтом в непростой период его жизни, несет глубокий смысл и рассказывает читателю о душевных переживаниях самого Лермонтова.
История создания
Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.
Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.
В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.
Сочинение: Отзыв о стихотворении «Тучи» для читательского дневника (М.Ю. Лермонтов)
(404 слова) «Тучи» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Чаще всего преподаватели школ рассказывают свои ученикам, что это стихотворение о том, что лирический герой сравнивает себя с этими тучками, которым нигде нет места, где бы они не пребывали. Также и с самим главным героем, но все гораздо сложнее: тема этого стихотворения гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Стихотворения было написано в 1840 году в тот день, когда Лермонтов отправился на Кавказ. Считается, что это произведение — эпитафия на собственную могилу, будто он знает, что скоро умрет. Лермонтов никогда не был обделен чувством предсказывать свою судьбу. Во всех его последующих произведения было отчетливо видно, как эта красная линия проходит через все произведения.
Это произведение относят к жанру стихотворения, потому что в нем есть свойственная ритмичность и рифма, а также стихотворный размер. Направление – пейзажная лирика. Каждая строчка описывает облик природы и самих туч. Стихотворный размер – четырехстопный дактиль. С точки зрения рифмы, здесь преобладает перекрестная рифма:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
В стихотворении «Тучи» особенно преобладают эпитеты, такие, как «злоба открытая» или «тайная зависть». Также здесь есть олицетворение «вечные странники». Таким образом, лирический герой сравнивает себя с этими тучами. Еще присутствует сравнение: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Смысл названия прост и ясен, только вот наполнение у стихотворения философское и печальное.
В стихотворении «Тучи» конфликт строится на том, что между строк говорится о сравнении лирического героя с тучами, и только в конце ясно, что у туч нет родины и им, где бы они не были, места нет, а лирическому герою есть, куда бежать. Суть произведения в том, что лирический герой признается себе самому, что у него самого есть место, где, возможно, он важен и нужен, и, где бы он ни был, ему все равно ему, так или иначе, придется смириться со своей участью: его сердце хочет далеко, но там, далеко, для него нет места. Главный герой ищет себя и ему трудно осознавать, что там, где, кажется, что хорошо, вовсе не хорошо. Его мечты рушатся, и он осознает, что ему придется смириться с тем, что есть. Лирический герой — скиталец и ему трудно быть с самим собой в ладу. Основная мысль данного произведения в том, что лирический герой находится в смятении, и он ищет себя.
Мое впечатление от стихотворения «Тучи» приятное, текст мелодичен и легко запоминается. А главное, он отражает тоску, которая время от времени накрывает каждого из нас на распутье жизненного пути.
Автор: Катарина Ирхина
Система образов
Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.
Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.
Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.
Композиция
Композиция состоящего из трех четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.
В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: он тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек – тоже странствует, несчастный, обреченный одиноко брести по жизненной дороге.
Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.
А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.
Сюжет
Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.
Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.
Риторические вопросы
Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении «Тучи» Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют. Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч. Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.
На этом завершаем анализ стиха Лермонтова «Тучи». Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.
Художественные особенности
Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».
Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.
Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.
Это стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею о том, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэта-изгнанника, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люде не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмовкой. Особо стоит отметить, что в нем использована богатая рифма.
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).
Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.
Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).
Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.
Вариант №2
В 1840 году власти считали неприемлемым выступления Михаила Юрьевича за правду и справедливость, отправили его во вторую ссылку на Кавказ. Собравшись вместе в квартире Карамзиных, что находится в Санкт-Петербурге, Лермонтов прощался со своими друзьями.
В ожидании отъезда, Михаил Юрьевич стоял у окна, наблюдая за небом, покрытое тёмными тучами. Именно так и зародилась идея написать стихотворение «Тучи».
Жанр, направление и размер стихотворения.
Стихотворение «Тучи» Михаила Юрьевича написано в жанре философской лирики. Хочется немного объяснить читателю, что же это за жанр?
Жанр философской лирики – это произведения, в основе которых лежит философия, рассуждения о смысле жизни. Направление данного стихотворения – романтизм и реализм. То есть поэт размышляет о реальных жизненных и социальных проблемах.
Что же касается размера, то написано стихотворение дактилем. Дактиль – размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, а остальные слоги безударные.
Образы и символы стихотворения.
1. В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича, облака олицетворяются как свободные, независимые существа, их невозможно обидеть, задеть, в отличие от живых людей, которые обременены мирскими проблемами.
2. Такие чувства как злоба и зависть заставили поэта покинуть свою Родину, поехав в ссылку в страшное место, на Кавказ. В то время там происходили ужасные события. Также поэт пережил предательство друзей, которые вместо поддержки, оклеветали Михаила Юрьевича перед царём, тем самым ужесточив ему приговор.
3. В стихотворении «Тучи» Лермонтов указывает на то, что герой – одиночка по жизни. Смирение с судьбой указывает на то, что он ещё и спокойный, невозмутимый человек.
Темы и настроение стихотворения.
Одна из главных тем, затронутых автором стихотворения, это доказательство того, что человек и мир никогда не смогут стать одним целым. В отличии от туч, которые ничего не чувствуют, люди обременены людскими проблемами, размышлениями. Вторая немаловажная проблема – любовь к Родине, и переживания по поводу изгнания с родной стороны. Писатель тщательно пытается скрыть свои переживания от других, и у него это хорошо получается. О причине отъезда Михаил Юрьевич также говорит в печали, упоминая предательство близких друзей.
Настроение в стихотворении печальное, тяжелое. Тёмные тучи, которые плывут по течению в небе, указывает на тяжелую пору жизни человека.
Основная идея стихотворения.
Лермонтов в своём стихотворении указывает на разницу между человеком и природой. Тучи бесчувственные, безразличные, а герой обречен на заточение. Главная мысль заключается в том, что если ты что-то или кого-то любишь, это значит, что ты привязан к чему-либо.
Средства художественной выразительности в стихотворении.
В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича Лермонтова явно выражены стандартные приёмы, такие как метафоры, эпитеты, олицетворение. Например: «тучки небесные, вечные странники».
Использование эпитетов – тоже важная составляющая стихотворения. Примеры: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные». В этих приёмах скрытые смыслы, указывающие на отношение к событиям.
Метафора указывает на скрытое сравнение главного героя с мчащимися небесными тучами: «Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники»
Средства художественной выразительности
В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».
Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи. Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.
Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.
На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.
На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.
С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.
Средства выразительности
В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.
Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия»
1. История создания
Точная дата создания произведения неизвестна. Считается, что оно было написано перед очередной ссылкой в 1941 году.
Царское правительство, обвинив М.Ю. Лермонтова в участии в дуэли, нашло повод для того, чтобы избавиться от неудобного поэта.
Ссылка на Кавказ, где шли военные действия, была равносильна смертному приговору. Предчувствуя гибель, М.Ю. Лермонтов прощается с Россией.
Через несколько месяцев его не стало.
2. Литературное направление
Структура и идейное содержание стихотворения соответствует переходному периоду в творчестве поэта от романтизма к реализму.
Трагические ноты, разлад с окружающей действительностью — признаки романтического направления. Исторические детали, критическая направленность — соответствуют реалистическому направлению.
3. Род
Произведение представляет собой лирическое произведение, содержащее монологическое высказывание поэта.
4. Жанр
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» — яркий образец гражданской лирики поэта, в котором присутствуют элементы политической эпиграммы.
5. Проблематика
Короткое произведение сумело отразить несколько важных общественных проблем:
- негативные последствия крепостного права, превращающего русский народ в послушных рабов;
- неограниченная власть жандармов, лишающая человека свободы и независимости;
- любовь к Родине и ненависть к угнетателям;
- мечты о свободной счастливой жизни.
6. Тематика
Основная тема стихотворения — осуждение существующего в России режима.
Жизнь в «стране рабов, стране господ» полна унижений и обид. Обвинительная речь поэта обращена не только правящему классу, но и покорному, рабски преданному народу.
Ссылка на Кавказ, по мнению автора, является избавлением от постоянной слежки, «всевидящего глаза» жандармов.
7. Идея
Строки стихотворения передают боль и переживания поэта за судьбу горячо любимой Родины. Лермонтов не может принять существующий политический порядок. Страна, где с молчаливого согласия царя правят жандармы, не достойна уважения благородного и честного человека.
Всю силу своего возмущения поэт вкладывает в слово «немытая», которое становится синонимом лжи, коварства, угнетения. Россия должна отмыться от этих пороков и стать свободной, считает поэт.
8. Пафос
Каждое слово небольшого стихотворения наполнено чувством негодования, осуждения и горечи. Лермонтов понимает, что его преданность России не в состоянии изменить существующий порядок.
9. Система образов
Центральный образ России включает в себя ряд второстепенных персонажей. В первой строфе читатель видит обездоленный, рабски преданный народ, вездесущих жандармов. Любимая Родина превращается в «страну господ».
Во второй строфе возникает символический образ Кавказа, который является олицетворением вольной счастливой жизни.
Необычный образный ряд связывает воедино трагическое настоящее с надеждой на счастливое будущее.
10. Центральный персонаж
Центральным персонажем стихотворения является несчастная Родина поэта. Именно за нее болит душа у лирического героя.
«Немытая Россия» с неограниченной властью жандармерии и страдающим народом достойна иной счастливой участи и обновления.
11. Лирический герой
Лирический герой выражает чувства и мысли автора. Поэт вместе с ним испытывает горечь расставания с Россией, переживает боль за свой униженный порабощенный народ, клеймит беззакония и грезит о свободной жизни без «голубых мундиров».
Лирический герой — личность смелая, гордая и свободолюбивая.
12.Сюжет
В стихотворении «Прощай немытая Россия» нет привычной сюжетной линии.
Однако под статичным описанием чувств поэта скрывается целая история жизни человека и страны. Сюжетная линия скрыта от глаз читателя, но она незримо присутствует в каждом слове.
Трагические события прошлого (несчастная любовь, неприятности на службе, преследования власти), боль настоящего (тяжело покидать родные места) и надежды на будущее (на Кавказе он избавится от постоянного надзора и слежки) слились воедино в восьми строках стихотворения.
13. Композиция
В основе композиции произведения, состоящего из двух четверостиший, лежит противопоставление (антитеза).
Описание удушающей обстановки в России сменяется картиной вольного Кавказа, где нет «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей».
Повествование ведется от первого лица. Читатель слышит голос лирического героя, который созвучен чувствам и мыслям автора.
14. Художественное своеобразие
«Прощай немытая Россия» — монологическое высказывание автора.
Главной художественной особенностью произведения являются лаконизм, риторичность и эмоциональная насыщенность текста стихотворения, которая доносится до читателя с помощью изобразительно – выразительных средств.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение включает в себя два четверостишия с перекрестной формой рифмовки (АБАБ).
Чередование мужской и женской рифмы придают строкам законченность и лаконичность.
Четырехстопный ямб выражает силу негодования поэта.
16. Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности передают гражданский пафос стихотворения.
Поэт употребляет яркие тропы:
- эпитеты «немытая Россия», «преданный народ»;
- гиперболы: «всевидящего глаза», «всеслышащих ушей»;
- метафоры: «стена Кавказа»;
- перифраз: «мундиры голубые».
- риторические обращения: «прощай, немытая Россия», «мундиры голубые», «преданный народ»;
- книжную лексику: «сокроюсь», «господ», «рабов»;
- прием противопоставления: «страна рабов, страна господ».
17. Значение стихотворения
Крамольное произведение, содержащее резкую критику государственной власти, не было опубликовано при жизни поэта, однако быстро приобрело широкое распространение и популярность среди свободомыслящих слоев населения России.
Стихотворение содержало скрытый призыв к активным действиям, выражало неудовлетворенность существующей государственной властью.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова «Прощай немытая Россия» не утратило своей актуальности в современном обществе. Благодаря ему мы знакомимся с одним из сложных исторических периодов в истории нашей страны. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.
19. Мое отношение
Мне нравится это небольшое, но очень эмоциональное стихотворение великого поэта. В нем ощущается бунтарская душа Лермонтова, его непримиримая позиция к несправедливости, злу и насилию. Читая эти строки, понимаешь свою ответственность за судьбу страны, в которой родился и вырос.
20. Чему учит
Произведение Лермонтова учит преданности и патриотизму, воспитывает в человеке активную гражданскую позицию.
«Прощай, немытая Россия…» — анализ стихотворения
Стихотворение «Прощай немытая Россия» — это одно из произведений, возможно написанных Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в жанре гражданской лирики в последний год его жизни. Стихотворение тоже – одно из последних.
История написания
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» при жизни поэта не было известно широкой публике. В результате чего авторство Лермонтова пытались оспорить. Разногласия вызвала и дата написания. Одни исследователи считают, что стихотворение было написано в мае 1840 года перед отъездом на Кавказ. Другие – что произведение было написано через год во время его очередной ссылки. Разобраться в этих вопросах поможет анализ стихотворения.
Тот факт, что стихотворение «Прощай, немытая Россия» не было известно при жизни поэта, как раз не удивляет. Лермонтов прекрасно понимал, что стоит показать его хоть одному человеку, его начнут переписывать, а там и до царской охранки недалеко. После очередного конфликта с властями излил душу на бумаге, да и спрятал свое творение «в стол» от греха подальше.
Впервые стихотворение было опубликовано 32 года спустя после гибели поэта без ссылки на авторство Лермонтова. Вот еще одна причина для пересудов и сомнений. Противники принадлежности этого стихотворения Лермонтову полагают, что автор стихотворений «Родина» и «Бородино» не мог написать этого произведения, не мог столь нелицеприятно отзываться о России и государственности? Тогда вполне закономерно встает вопрос: а автор стихотворения «На смерть поэта» и точнее, последних 16 строк этого произведения мог? В них Лермонтов излил всю свою желчь на тех, кто был виновен в гибели Пушкина. В этом произведении власть имущие увидели призыв к бунту. Возможно, поэт скрывал стихотворение «Прощай немытая Россия», ото всех.
Скорее всего, это стихотворение было написано не в 1840, а в 1841 году. Нервы поэта были измотаны столь частыми переездами. То его ссылают, то возвращают. То его бросают в самое пекло войны и бунтов на Кавказе, то, напротив, сдерживают, чтобы он не мог продвигаться по служебной лестнице.
Главная мысль, идея произведения
Тема стихотворения – прощание с Россией, которую поэт в очередной раз покидал. Главная мысль произведения – упрек стране рабов, стране господ. Стране неустроенной, которой управляют всевидящие и всеслышащие голубые мундиры – «жандармы».
Этой стране противопоставляется гордый и свободолюбивый Кавказ. Тот самый Кавказ, который «страна господ» стремилась подчинить себе.
Жанр, композиция, построение стиха
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, хоть и несколько агрессивной. По композиции состоит из двух частей.
- Прощание со страной.
- О себе. Взгляд в будущее.
Прощание получилось довольно злым, желчным. Хотя в строках Лермонтова кроется доля правды. Немытая Россия – это скверные дороги, по которым поэт устал мотаться то с севера на юг, то обратно. Это нищие, оборванные крестьяне, встречавшиеся на пути. Это сейчас самолет из Санкт- Петербурга в Тбилиси летит 3 часа. А тогда на преодоление этого пути уходило не меньше месяца утомительной тряски в экипаже. Поэт надеется, что он сможет скрыться за стеной Кавказских гор, и власти о нем забудут. Тогда он сможет писать свои произведения.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифма перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими.
Средства художественной выразительности
В этом произведении поэт не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствует аллитерация – частое повторение звука Р в первой части и упор на шипящие – во второй.
В коротком произведение нашли место несколько разнообразных тропов:
- Метафоры — мундиры голубые;
- Эпитет – преданный,
- Гиперболы – немытая (Россия), всевидящего (глаза), всеслышаших (ушей)
- Метонимия – за стеной (Кавказа)
После публикации стихотворения в печати, оно быстро завоевало популярность у прогрессивной, свободолюбивой молодежи, мечтавшей о коренных изменениях российской действительности. С другой стороны, произведение, конечно, острое и хорошо написанное, но, возможно, не Лермонтовым. Не исключено, что кто-то воспользовался популярностью покойного поэта, чтобы сделать свой стих и свои мысли известными. Что же касается прогрессивной и свободолюбивой молодежи, то к чему привела их деятельность Россию, пусть и «немытую», мы все знаем. И никакие «мундиры голубые» времен Лермонтова и близко не смогут сравниться с НКВД и ГУЛАГом.