Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей…

Михаил Лермонтов — Я не люблю тебя: Стих

Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!

  • Следующий стих → Михаил Лермонтов — Венеция
  • Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Я не для ангелов и рая

Читать похожие стихи:

  1. Михаил Лермонтов — Расстались мы, но твой портрет
  2. Михаил Лермонтов — Нет, не тебя так пылко я люблю
  3. Михаил Лермонтов — Пусть я кого-нибудь люблю
  4. Михаил Лермонтов — Звезда
  5. Михаил Лермонтов — Итак, прощай

Отзывы к стихотворению: 2

Я не люблю больше своего парня за что он мне изминял з другои

А что Вы так безграмотно пишете? Может быть, Вам из-за этого и изменил «Ваш парень»?

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения «Я не люблю тебя» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 30.07.2018

Михаил Юрьевич Лермонтов — известный поэт и прозаик. Все его произведения наполнены живостью, все его персонажи многогранны и интересны. То же самое можно сказать и о его стихотворениях. Они полны эмоций, они разносторонни, они открывают внутренний мир творца. Его произведения входят в школьную программу, начиная со средней школы. Романы, стихи, рассказы Михаила Юрьевича читают и изучают не только в нашей стране, но и за рубежом.

История создания

В 1830-ом году поэт знакомится с Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний Михаил тут же влюбляется в нее. К сожалению, его возлюбленная не испытывала к нему никаких романтических чувств, даже более того, она дала ему такую характеристику:

Неуклюжий, косолапый мальчик с умными, выразительными глазами и язвительно-насмешливой улыбкой.

Спустя некоторое время им пришлось расстаться на целых четыре года. В 1831-ом году Михаил Лермонтов пишет данное стихотворение и посвящает его Екатерине. Он жестоко отомстил за свою поруганную любовь, когда расстроил помолвку девушки, убедив ее в том, что известный литератор, то есть он сам, все еще без ума от нее.

Жанр, направление и размер

Для творчества Лермонтова характерна многожанровость. Он пишет в абсолютно любых направлениях, умело соединяя в своих работах любовь к природе, умные и интересные рассуждения, которые не лишены душевной теплоты. Данное произведение как раз относится к любовной лирике поэта.

Написано «Я не люблю тебя» четырехстопным ямбом. Рифма перекрестная. Вообще, это не первый опыт Михаила Юрьевича в данной тематике. На тему любви за всю жизнь писатель написал около 160 стихотворений.

Образы и символы

Лирическим героем является сам писатель. Он сравнивает свое сердце и душу с храмом. Образ возлюбленной является божеством. Оно согревает храм своим сиянием.

Герой стихотворения страдает, ему тяжело, но в конце он признает, что, несмотря на все страдания, его душа и сердце по-прежнему остаются храмом для этого божества, а оно само всегда будет для него чем-то особенным.

Темы и настроение

Поэт затрагивает тему переживаний влюбленного человека. В этом небольшом стихотворении Михаил Юрьевич уместил все противоречивые мысли, которые возникают у мужчины, расставшегося с любимой. С одной стороны ему грустно, он вроде бы забыл о чувствах, но с другой стороны ему обидно и неприятно, что все закончилось тем, что он вынужден подавлять свою любовь.

Конечно же, основная тема – безответная любовь и последующая разлука, которая навсегда останется шрамом на сердце. Но лирический герой не может злиться и ненавидеть, он никогда не сбросит свой идол с пьедестала.

Это стихотворение похоже на прощальное письмо, в котором он говорит, что ему пришлось нелегко, но он справился и забыл свою любовь, ему пришлось переломить себя. Все закончилось, но послевкусие разбитого сердца все равно остается.

В этом стихотворении Михаил Лермонтов передает свои чувства. Он выплёскивает их в стихах, чтобы освободить свою душу и сердце от переживаний, очистить мысли от памяти о бывшей возлюбленной. Но все же она – все еще смысл его жизни, как бы он не хотел обратного. Такая страсть не исчезает, а просто таится в душе, как уснувший вулкан.

Поэт был весьма любвеобилен, что вполне характерно для творческих личностей (они нуждаются в музе). Но в его стихотворениях его любовь всегда печальна. Роман с Сушковой был довольно интересен, так как в нем Лермонтов сначала никак не мог добиться ее расположения, а потом жестоко обманул свою возлюбленную. Это стихотворение — лишь малая капля в любовной лирике, посвященной Сушковой. «Я не люблю тебя» можно назвать стихотворением, завершающим любовную эпопею автора, поэтому главная мысль – это озвучить последний аккорд мелодии страсти, которую творец ведет к концу.

Средства художественной выразительности

На первый взгляд, кажется, что стихотворение не имеет особых средств выразительности, но если разбирать более подробно, то можно найти метафоры: «образ жив, хотя бессилен»; олицетворение: «умчался сон»; эпитеты: «прежний сон», «кумир поверженный», «оставленный храм».

Также присутствует инверсия. За счет этого произведение имеет более интересное звучание. В целом, это стихотворение не большое, но автор настолько гармонично сочетает все слова, что оно сразу берет за душу.

Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей

Лермонтов — автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой.

Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было всего лишь шестнадцать, влюбился в популярную среди кавалеров женщину. Но она была холодна, хоть внешне и приветлива.

Через год страсти прошли и все остыло. Лермонтов в 1831 году пишет

Поэт сам себе противоречит, заявляя в начале стиха, что не любит отчаянную кокетку, в середине он мучиться я сомнениями по поводу своих чувств. В конце же он как бы признает, что чувства по отношению к Сушковой все же остались. Финал довольно красочен, получается так, будто Лермонтов разобравшись, все же признается в любви девушке. Михаил Лермонтов в свои двадцать лет, четыре года после расставания с Сушковой, живет вполне обычно, но не забывает о ней.

Он полон мщения и злопамятности.

Чувства поэта были очень сильно написаны в стихотворении «Я не люблю», которое звучит сначала как отказ от своих прежних эмоций, в которых чувствуется также униженная гордость. А потом — как романтическое, даже завуалированное признание в любви девушке, когда-то его отвергшей.

Напишите сочинение на тему: экономическая система. Исторические типы экономических систем Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. От типа системы зависит политика государства, как на мировой.

Задачи в стихах для детей 5-7 лет Задачи в стихах для старших дошкольников и младших школьников 0 Барсучиха-бабушка Испекла оладушков. Угостила двух внучат — Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько.

Уитмен У. биография УИТМЕН Уолт , американский поэт. Его главная книга «Листья травы» при жизни автора выходила шесть раз, при каждом переиздании, включая в себя новые циклы стихотворений, оставалась единым поэтическим произведением, в.

Найпростіші засоби захисту органів дихання Мета: ознайомити учнів з призначенням най простіших засобів захисту органів дихання. Сформувати уявлення про виготовлення та правила користування ватно-марлевими пов’язками та проти пильними масками. Виховувати уважність, пунктуальність розвивати самостійність у.

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л. Д. Менделееву, будущую жену писателя. Также в этот период.

Осип Эмильевич Мандельштам биография Детство и годы учебы Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве. Его отец вырос в семье ортодоксальных евреев. Эмилий Вениаминович юношей убежал в Берлин и самостоятельно приобщался к европейской культуре, но.

Новаторство Ибсена-драматурга. Его значение в мировой литературе Пьеса Г. Ибсена «Нора» вызвала бурные споры в обществе, кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: «Просим не говорить о «Кукольном доме»». Собственно, новая драма началась со слов главной героини Ибсена.

«Чудики» в рассказах В. Шукшина «И поднималась в душе хворь. Но странная какая-то Хворь — желанная. Без нее чего-то не хватало». В. Шукшин Василий Макарович Шукшин — счастливый писатель. Сейчас, когда стали читать гораздо меньше.

Музыкальная интерпретация поэтического текста Уильям Шекспир и Николай Рубцов Обращение к музыкальной интерпретации поэтического текста на уроках литературы является вполне традиционным видом работы: довольно часто мы привлекаем на урок аудио­записи романсов и песен на.

«Родина» анализ стихотворения Лермонтова, сочинение Стихотворение «Родина» было создано Лермонтовым в начале 1841 года, а в этом же году в июле месяце поэт был убит на дуэли. Стихотворение посвящено теме Отечества, которая была близка и.

История создания поэмы «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» была написана примерно за 17 лет, а сюжет ее, как и сюжет «Ревизора» был подсказан А. С. Пушкиным. Над «Мертвыми душами» Гоголь начал работать осенью 1835 года.

В Сан-Франциско перерабатывают мусор в искусство Чем быстрее развивается общество и чем быстрее разрастаются крупные мегаполисы, тем острее встает проблема мусора. Ежегодно американцы оставляют после себя примерно 250 миллионов тонн мусора. Лишь 35 процентов поддаются вторичной.

Поради батькам: «Що робити, якщо дитина відмовляється йти в дитячий садок?» Батьки часто стикаються з проблемою, коли вранці їхня дитина не хоче йти до дитячого садка. Ось кілька порад, як полегшити цей «важкий» процес. 1. Уранці піднімайте дитину спокійно, з посмішкою.

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого Заболоцкий написал произведение под названием «Журавли» в 1948 году на этапе своей жизни. Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения — очень необычайно.

Конспект урока на тему «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 Г-к Кисловодска Согласовано Руководитель МО _____________/____________/ Гакинульян О. С Протокол № ___ от __ ____________20___г. Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ _____________/______________/.

Серебрянный век русской поэзии Термин «серебрянный век» заимствован из философских трудов древнегреческого философа Гесиода, который разделял человеческую жизнь на три периода: «золотой век» — юность, период расцвета, лучшая пора жизни; «серебрянный век» — зрелость.

Почему в воровском мире был культ ЕСЕНИНА? В. Шаламов и А. Жигулин, оба прошедшие через ад колымских лагерей, в своих книгах говорят об исключительной популярности стихов Есенина в уголовной среде, о настоящем культе Есенина в воровском мире.

«Я последний поэт деревни» анализ стихотворения Есенина Творчество Сергея Есенина неразрывно связано с темой деревни. Выросший на «приволье зеленых лех», поэт воспринимал Россию как живой организм, развивающийся по особенным, известным только ей законам. Русь Есенина — деревенская.

Сашка — характеристика персонажа Произведение: Сашка Сашка — главный герой повести, молодой солдат, оказавшийся на передовой, подо Ржевом. В повести показано несколько дней из жизни героя: сначала на фронте, после ранения — в поезде.

Реферат на тему «Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы» «Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы» И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов. В 80-е годы XIX века в многочисленных журналах с характерными названиями «Всякая всячина», «Будильник», «Осколки».

Читайте также:  Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

Сценарій презентації класу Сценарій презентації 7 класу в загальношкільному виховному заході «600 днів в школі» Вид : Інсценізація Тема: Презентація колективу 7 класу Мета: Розвиток позитивних уявлень про школу, цілі шкільного життя, колектив.

Конспект занятия во второй младшей группе. День матери Конспект НОД во второй младшей группе ко Дню Матери Подарок на День Матери Автор: Воронина Ксения Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад №50 Василеостровского района города Санкт-Петербурга Предлагаю Вам конспект непосредственно.

Конспект урока по истории «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II» РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II» Учитель истории высшей категории МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида г. Озерска Челябинской области Екимова Миля Афанасьевна Цели урока: -уяснить основные.

Помогите составить сочинение на тему подросток Слово «подросток» стало своеобразным брендом определенного возраста в жизни человека. Возраста поиска, устремлений, максимализма, мечтаний, открытых дорог и подчас сложных или неоднозначных отношений со взрослыми, и прежде всего с учителями.

Магическая сила слова 1. Номинация, или Отчего лимон кислый? Самый простой способ так или иначе обозначить предмет, качество или действие — это назвать их, найти подходящее к случаю слово и произнести либо написать.

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт Стихотворение «Поэт» было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение «Смерть поэта». Произведение «Поэт» относится к гражданской лирике.

«Цветы» анализ стихотворения Фета Вы задумывались когда-нибудь о том, откуда взялись эти эфемерные создания — цветы? Сколько сложено преданий, легенд о нарциссе, розе, незабудке! Эти хрупкие и нежные творения, наверное, никого не оставляют равнодушным.

Как работать со стихотворной пародией При изучении лирики Афанасия Фета в 10-м классе мы часто обращаемся к пародии, так как именно этот жанр использовался представителями «некрасовского» направления для борьбы с поэтами «чистого искусства». Одним из.

Сочинение по картине Левитана Ранняя весна Картина «Ранняя весна» И. И. Левитана немного печальна. Преобладание холодных серых оттенков создает тоскливое настроение. Но, если присмотреться внимательнее и рассмотреть первые вестники природного пробуждения, то пейзаж покажется не грустным.

Книга — наш друг, наш учитель Книга — наш друг, наш учитель Мета: розширити знання учнів про книгу, її будову, значення в житті людини; розвивати почуття відповідальності, уважності, спостережливість; виховувати бережливе ставлення до книги. Обладнання: виставка.

Єдність навчання і виховання як важлива умова успішної соціалізації учнів Спираючись на праці психологів Б. Г. Ананьєва і В. С. Мерліна, можна стверджувати, що розвиток особистості — це сукупність процесів якісної зміни психологічної цілісності людини, удосконалення його функціональної готовності, формування.

Твір на тему Мій день Твір Мій вихідний день Я чекаю вихідних весь тиждень. Їх у мене два: субота та неділя. Протягом робочого тижня я в голові вже планую чим зайнятись на вихідних. Завжди є.

Белогрудка Деревня Вереино стоит на горе. Под горой два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты. Между Зуятами и Вереино огромный крутой.

Катаев В. П. биография Катаев Валентин Петрович , прозаик. Родился 16 января в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских.

Гладков Ф. В. биография Гладков Федор Васильевич , прозаик. Родился 9 июня в селе Чернавка Саратовской губернии в крестьянской старообрядческой семье. Начальное образование получил в сельской школе, затем пришлось работать: был «мальчиком» в лавке.

Сочинение на тему Моя квартира описание Я с родителями живу в панельном доме. Наша квартира находится на 4 этаже. В ней одна комната. У нас дома большие окна, благодаря этому в комнате светло. А когда солнце.

Как добиться успеха? Мы часто задаем себе этот вопрос, но не всегда находим на него ответ. А вообще, что такое успех? Может это какая-то от нас не зависящая фортуна, которая имеет свойства появляться.

Военная тема в творчестве В. М. Гаршина Развернутый план урока Г Лавная особенность Гаршина в изображении армии и войны — правдивое, насыщенное точными подробностями — батальными, бытовыми, психологическими — воспроизведение действительности. Его рассказы «Четыре дня», «Трус», «Из.

Версилов — характеристика персонажа Произведение: Подросток ВЕРСИЛОВ — центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Подросток» , отец Аркадия Долгорукого, проживший «всю жизнь в странствии и недоумениях», истративший три наследства, отчего «то совсем впадал в.

Мифопоэтика сновидений Пискарева в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» В статье кандидата филологических наук, популярного исследователя мифопоэтики сновидений в русской литературе Д. А. Нечаенко первая «петербургская повесть» Гоголя «Невский проспект» рассматривается с этой точки зрения. Показано, что уже в.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей

Заключая брак, Ахматова и Гумилев договорились сразу рассказывать друг другу об изменах

История создания

Стихотворение «Я не люблю тебя; страстей…» написано в 1834 году под впечатлением знакомства с Екатериной Сушковой, юношеской любовью Лермонтова.
Признавшись ей в своём чувстве в 1830 году, шестнадцатилетний поэт был осмеян юной красавицей, за что затаил на неё чувство обиды. Через четыре года, после встречи в Москве, Лермонтов с удивлением обнаружил, что образ девушки до сих пор волнует его, и написал стихотворение, в котором попытался проанализировать свои чувства.

Нужно сказать, что поэт осуществил план мести за попранное чувство. Он влюбил в себя Сушкову, чем расстроил её намечающееся замужество и скомпрометировал в глазах общества. Готовой на любые жертвы Екатерине Мишель холодно сообщил, что больше не любит её и никогда не любил.

Так или иначе, память о девушке не покидала Лермонтова. Медальон с её портретом он носил до самой своей смерти вместе с нательным крестом.

Данное стихотворение относится к «сушковскому» циклу лермонтовского творчества и вместе с другими произведениями повествует об одном из самых значимых романов в жизни поэта.

Николай Гумилев «Колдунья»

Она колдует тихой ночью У потемневшего окна И страстно хочет, чтоб воочью Ей тайна сделалась видна.

Как бред, мольба ее бессвязна, Но мысль упорна и горда, Она не ведает соблазна И не отступит никогда.

Внизу… там дремлет город пестрый И кто-то слушает и ждет, Но меч, уверенный и острый, Он тоже знает свой черед.

На мертвой площади, где серо И сонно падает роса, Живет неслыханная вера В ее ночные чудеса.

Но тщетен зов ее кручины, Земля всё та же, что была, Вот солнце выйдет из пучины И позолотит купола.

Ночные тени станут реже, Прольется гул, как ропот вод, И в сонный город ветер свежий Прохладу моря донесет.

И меч сверкнет, и кто-то вскрикнет, Кого-то примет тишина, Когда усталая поникнет У заалевшего окна.

Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале семейной жизни Гумилев был безумно влюблен в свою супругу, которая не отвечала ему взаимностью, то со временем его чувства остыли. Ахматова же, наоборот, поняла, что испытывает к мужу нечто гораздо большее, чем обычное дружеское расположение.

Тем не менее, двое этих людей оказались настолько разными и так редко шли на уступки, что весной 1918 года их союз

Распался. Этому печальному событию Николай Гумилев посвятил стихотворение «Когда, изнемогши от муки…». Оно было написано зимой, когда после разрыва отношений с Ахматовой прошло более 6 месяцев. Только тогда Гумилев смог осмыслить то, что случилось, и признаться себе самому, что Анна Ахматова по-прежнему играет в его жизни огромную роль.

Свое увлечение этой женщиной поэт приравнивает к болезни, когда «какие-то бледные руки ложатся на душу мою». Автор не может подобрать точных определений тому, что испытывает, вспоминая бывшую супругу. Он отдает себе отчет в том, что больше ее не любит. Однако и забыть

Ахматову, полностью вычеркнув из своей жизни, ему не по силам. Поэт признается: «И чьи-то печальные очи зовут меня тихо назад». Нет никаких сомнений относительно того, кому именно он адресует эти строки. Иллюзия любви еще жива в душе поэта, но он понимает, что прошлое не вернуть. Отныне между ним и Ахматовой пролегла пропасть, но поэт не может понять, почему же осознание этого причиняет ему такую боль.

Брак Гумилева и Ахматовой был расторгнут по взаимному согласию. Причем, произошло это после того, как поэт открыто признался своей избраннице в том, что больше не испытывает к ней прежних чувств. Тем не менее, мысленно он по-прежнему с ней, хотя поэтесса уже готовится ко второму замужеству. Возможно, именно это так сильно задевает Гумилева, который с самого первого дня семейной жизни чувствовал над собой превосходство женщины и не желал с этим мириться. Так или иначе, но в своих грезах поэт целует руки той, которую когда-то боготворил, «рыдая от муки» и «проклявши свое бытие». Он не смог стать по-настоящему счастливым рядом с этой женщиной, но и забыть ее поэт не в состоянии, хотя и понимает – это было бы самым лучшим вариантом развития событий для них обоих. Удивительно, но и Анна Ахматова в этот период сожалеет о разрыве в Гумилевым, но понимает, что прожить жизнь заново никому не дано.

Сочинения по темам:

  1. Нерастраченные любовь и нежность стали для Николая Гумилева чем-то вроде символа семейной жизни. Его отношения с Анной Ахматовой с самого…
  2. История романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше…
  3. Принято считать, что у Николая Гумилева была единственная муза, и имя ей – Анна Ахматова. Однако на протяжении нескольких лет…
  4. Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями….

Художественные особенности

Язык стихотворения соответствует стилю эпистолярных признаний. Такие слова, как «люблю», «мук», «страстей» вписываются в жанровый канон.

Индивидуальность послания передаёт напряжённый лермонтовский синтаксис. Весь текст заключён в одно сложносочинённое предложение. Для поэта важно передать свою мысль единым потоком, на одном дыхании, «выпалить в лицо» прекрасной обидчицы горькую и нежную правду.

Признание завершается восклицательным предложением, передающим наивысшую точку эмоционального накала.

Структурный анализ

Лирическое стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» состоит из трех строф, каждая по пять строчек. Используемые автором рифмы нарушают, казалось бы, строго заданный порядок, и, тем самым, еще раз подчеркивают те противоречивые чувства, которые присутствуют и в душе поэта. Усиливают впечатление противопоставляемые друг другу контрасты. Страсти в героях стихотворения кипят, но в сердце имеется тайный холод.

В первой строфе Некрасовым используется кольцевая рифма, во второй — перекрестная, а в третьей он обращается к смешанной. В своих строфах Некрасов пропускает ударения, тем самым передавая испытываемое волнение читателю.

Эмоциональная окраска также весьма контрастна. Ряд переживаемых чувств Николай Алексеевич описывает нежно и романтично: «горячо любившим», «застенчиво и нежно», «жаждой полны». Имеется в строфах и негатив — это «ревнивые тревоги», «развязки неизбежной», «тайный холод».

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются метафоры: «храм оставленный» (с ним сравнивается прежнее чувство), «кумир поверженный» (бывшая возлюбленная), «прежний сон» (былая любовь»).

Олицетворение «прежний сон… умчался» передаёт живой образ человеческой судьбы в её динамичности.

С помощью аллитераций («н», «л», «б», «ст», «р») поэт передаёт внутреннее напряжение, взволнованность, противоречивость своих чувств.

Ассонансы с «э», «у», «а» раскачивают маятник смысла от ненависти к любви, вместе с мелодией строк меняя восприятие их содержания.

В этом стихотворении Михаил Лермонтов передает свои чувства. Он выплёскивает их в стихах, чтобы освободить свою душу и сердце от переживаний, очистить мысли от памяти о бывшей возлюбленной. Но все же она – все еще смысл его жизни, как бы он не хотел обратного. Такая страсть не исчезает, а просто таится в душе, как уснувший вулкан.

Поэт был весьма любвеобилен, что вполне характерно для творческих личностей (они нуждаются в музе). Но в его стихотворениях его любовь всегда печальна. Роман с Сушковой был довольно интересен, так как в нем Лермонтов сначала никак не мог добиться ее расположения, а потом жестоко обманул свою возлюбленную. Это стихотворение — лишь малая капля в любовной лирике, посвященной Сушковой. «Я не люблю тебя» можно назвать стихотворением, завершающим любовную эпопею автора, поэтому главная мысль – это озвучить последний аккорд мелодии страсти, которую творец ведет к концу.

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей»

У любого поэта есть стихи, посвященные вечной теме любви. Николай Некрасов не является исключением из правил.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» является одним из ряда, посвященных своей любимой жене Авдотье Панаевой. В нем автор раскрывает и передает все свои чувства и переживания.

Некрасов описывает один из банальных моментов, когда чувства, буквально вчера еще приносившие тепло и радость, сегодня оказались ничем, они попросту пропали. Этот факт очень сильно ранил лирического героя произведения. Он с такой нежностью вспоминает былые дни: «А нам с тобой, так горячо любившим», а также передает всю суть и противоречие своих мыслей «Нам рано предаваться ей!» Лирический герой в последний, как ему кажется, раз разговаривает и призывает свою любимую его услышать. Он понимает, что ирония уже разбудила совершенно другие чувства в ее душе, и былое никогда не вернуть.

Именно против слово «ирония» и бунтует герой, поскольку настоящей любви это слово и понятие не может быть известно. Не может быть иронии между двумя любящими людьми. Она возникает, по мнению автора, только перед окончанием этих отношений. Свои мысли Некрасов и вкладывает в уста лирического героя, который провозглашает великую роль взаимопонимания и искренности в отношениях к своему близкому и родному человеку.

Читайте также:  Бородино - краткое содержание стихотворения Лермонтова

Лирический герой сравнивает то, что он чувствует своим сердцем, с огнем, который пылает и сжигает все вокруг. Но его дама сердца уже не чувствует этого, от ее любви есть только «остаток чувства». Герой понимает и признает свою вину в том, что его любимая так быстро охладела.

Кульминация наступает в последней строфе, где лирический герой понимает, что от чувств осталось одно только постепенно потухающее «кипение», а в сердце — «только холод и тоска».

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» написано в форме пятистопного ямба, с использованием и женских, и мужских окончаний. Это произведение не характерно писателю Некрасову и позволяет нам с совершенно новой стороны узнать и оценить его внутренний мир.

«Я не люблю иронии твоей», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» написано Некрасовым предположительно в 1850 г. напечатано в журнале «Современник» № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.

Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение «Я не люблю иронии твоей» пророческое.

Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали «Современник». С 1847 г. троица жила вместе, Некрасов с согласия ветреного Ивана стал гражданским мужем Панаевой. Оба тяготились этой связью, хоть и любили друг друга.

Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.

Основная мысль: только любовь – это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о её сохранении, заметив первые признаки угасания.

Стихотворение – это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.

В первой строфе лирический герой признаёт, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна «отжившим и не жившим», то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.

Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя «кипят ревнивые тревоги и мечты». Но любовь угасает, что передаётся словами «пока ещё». Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.

В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты – признак завершения отношений, когда в сердце уже «тайный холод и тоска».

Тропы и образы

Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой

. Чувству противопоставлены
тайный холод и тоска
сердца (метафора равнодушия).

Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замёрзнет, так же и любовь.

Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой – тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.

Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод

. Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской:
горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно
. Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (
тревога, жажда, развязка
) считает лишёнными желанного чувства. Так идея стихотворения работает на языковом уровне.

Размер и рифмовка

В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.

Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй – перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.

Вывод

В своем произведении автор стремился донести до читателя мысль, что двое любящих людей, постепенно пришедших к грани расставания, при появлении первых звонков об охлаждении чувств, не должны торопиться с окончательным решением или делать поспешные выводы.

У Некрасова есть стихи на разные темы, в том числе и послания любимой Авдотье Панаевой. Одно из таких стихотворений — ”Я не люблю иронии твоей “, Некрасов создал его в 1850 году. В нем показаны отношения между Николаем Алексеевичем и Авдотьей, которая на тот момент была замужем за Иваном Панаевым.

Жанр и структура стихотворения

Жанр стиха “Я не люблю иронии твоей”- послание. Некрасов обращается к Авдотье с просьбами, разъяснениями. Структура данного произведения состоит из трёх частей. В первой строфе автор обращается к своей возлюбленной с просьбой не рушить то, что все еще было между ними. Во второй части стиха он показывает их чувства на данный момент, анализируя их. В третьей же строфе автор указывает на перспективы их взаимоотношений.

Идея и контекст, произведения

Все рано или поздно исчезает, кончается. Любовь в том числе, сперва, она вспыхивает, бурлит в нас, пока не угасает. Это и есть главная идея стихотворения, то, что хотел показать автор. Некрасов и Авдотья любили друг друга: “Так горячо любившим “, “кипят во мне мятежно ревнивые тревоги и мечты”, но рано или поздно их чувства бы остыли: ”Но в сердце тайный холод и тоска”. Некрасов показал, что они на пороге остывания “Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны”.

Рифмовка и размер стиха

У произведения “Я не люблю иронии твоей” необычная рифмовка: она меняется через каждую строфу. В первой строфе она является кольцевой, во второй перекрестной, в третьей такая ситуация: смежная рифмовка меняется с перекрестной.

Читая это стихотворение, можно заметить, что последняя строка первой строфы укорочена, чтобы показать настрой автора во время написание своего произведения — взволнованно сбивчивое. Размер данного творения Некрасова — пятистопный ямб.

Впечатление от стихотворения

Данный стих весьма эмоционален, наполнен чувством безысходности, и в то же время надежды. Его читаешь на одном дыхании, при этом оно как будто сбивается.

Анализ стихотворения Лермонтова «Я не люблю тебя; страстей…»

Лермонтов впервые встретился с красавицей Екатериной Александровной Сушковой в 1830 году. Шестнадцатилетний поэт сразу же влюбился в столичную кокетку. Она ответных чувств не питала. В книге мемуаров «Записки» Сушкова охарактеризовала молодого Михаила Юрьевича как «неуклюжего, косолапого мальчика», у которого были «умные, выразительные глаза» и «язвительно-насмешливая улыбка». Апогеем влюбленности Лермонтова в Сушкову считается лето 1830-го. Осенью они расстались. В следующий раз их судьбы пересеклись лишь спустя четыре

Стихотворение «Я не люблю тебя; страстей…» написано в 1831-ом и посвящено Сушковой. В нем Лермонтов развивает мотив, проходящий через всю его интимную лирику. Речь идет о мотиве верности первой или давно оставшейся в прошлом любви. В рассматриваемом тексте он выражается при помощи череды противоречий. В самом начале стихотворения лирический герой заявляет, что чувств к бывшей возлюбленной у него больше нет. Далее следует резкая перебивка, как будто он сам испугался сказанных слов. Вторая строка начинается с союза «но». Оказывается, образ адресата стихотворения до сих пор жив в душе лирического героя.

И снова противопоставление — «хотя бессилен он [образ]». Финал звучит как признание в любви. Правда, чувство это особенное, не порождающее мук и страстей. Лермонтов переводит его в совершенно иной пласт. Образ, бессильный в мире физическом, оказывается вечным в пространстве души. Концовка напрямую связана с восьмистишием «Как дух отчаянья и зла…». Оно написано примерно в одно время с анализируемым текстом и также посвящено Сушковой. В нем Лермонтов уподобляет душу лирического героя храму, в котором образ любимой женщины выступает в роли божества.

Как говорилось выше, отношения Михаила Юрьевича с Екатериной Александровной возобновились в 1834 году. Поэт решил отомстить красавице за пережитые им в юношестве страдания. Для начала он влюбил ее в себя. Затем расстроил брак Сушковой с Лопухиным, выставил девушку в дурном свете перед обществом. Закончилось все драматическим расставанием. Лермонтов оставил Сушкову, перед этим признавшись, что никогда не любил ее. История получилась абсолютно в духе Печорина. Позже она легла в основу незавершенной повести «Княгиня Лиговская» (время работы — с 1836 по 1837), в которой черты Екатерина Александровна воплощены в образе Елизаветы Николаевны Негуровой.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю… «. (Лермонтов М. Ю.) Стихотворение было опубликовано в 1841 году. В это время Лермонтов имел любовные отношения с Екатериной Быховец, однако стихотворение посвящено Варваре Лопухиной, которую Лермонтов так и.

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841). Стихотворение обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонто­ва Екатерине Быховец, которая напомнила поэту Варвару Алек­сандровну Лопухину. С.

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух.

«Нет, не тебя так пылко я люблю… » анализ стихотворения Лермонтова Не каждый мужчина способен признаться в любви: он может просто не найти нужных слов. Гораздо легче сделать это с помощью стихов — Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Анализ стихотворения Начало стихотворения В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: «я люблю». Вчитавшись.

Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарю!» В 16 лет Михаил Лермонтов влюбился в Екатерину Сушкову — барышню кокетливую и не воспринимавшую всерьез своего кавалера. Тем не менее, она была прекрасно осведомлена.

Анализ стихотворения Лермонтова «Стансы» С подросткового возраста Михаил Лермонтов был горячо и безответно влюблен в Екатерину Сушкову, которая прямом смысле слова играла с поэтом, то давая ему надежду, то.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ночь (Один я в тишине ночной…)» В 1830 году шестнадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов познакомился в гостях у Верещагиных с восемнадцатилетней Екатериной Александровной Сушковой. От красавицы с черными глазами и роскошными длинными.

Анализ стихотворения Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…» У Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, однако самыми длительными и мучительными оказались взаимоотношения поэта с Екатериной Сушковой. Он познакомился со своей избранницей в 15.

Анализ стихотворения Лермонтова «Весна» В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову — барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пусть я кого-нибудь люблю…» В 1830 году 16-летний Михаил Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении, где познакомился с очаровательной Екатериной Сушковой. Девушка произвела на юного поэта неизгладимое.

Анализ стихотворения Константина Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь…» Константин Ваншенкин не относится к числу тех поэтов, которые развиваются скачками, озаряя свой путь вспышками. Но он умеет пристально всматриваться в окружающую жизнь, умеет находить.

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова «Нищий» (1830). Стихотворение относится к любовной ли­рике Лермонтова и написано под влиянием сильного чувства по­эта к Екатерине Александровне Сушковой, которая не разделяла любовь поэта. Лирическому.

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» Подберите самостоятельно для анализа несколько стихотворений из любовной лирики Лермонтова . Возьмем, к примеру, стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…» и «Нет, не тебя так.

Стихотворение М. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (Восприятие, истолкование, оценка) На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями — небом и землею, переход от безусловного признания примата первого над вторым через признание их равноправности.

Анализ стихотворения Лермонтова «В альбом (Нет! — я не требую вниманья…)» В 16 лет Михаил Лермонтов всерьез и безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову, которая на долгие 10 лет стала музой поэта. Девушка, отличавшаяся вздорным характером, долгое.

Анализ стихотворения Лермонтова «Морская царевна» Ранняя любовная лирика Лермонтова имела конкретных адресатов. Точнее, она в подавляющем большинстве случаев была посвящена одной и той же особе — ветреной Екатерине Сушковой. Прямолинейные.

Анализ стихотворения Лермонтова «Надежда» Если задаться вопросом, что именно дает человеку силы жить и двигаться вперед, то многие наверняка ответят, что это — надежда. Правда, у каждого она свое.

Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук…» Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая его ребенком. Тем не менее.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» Известный литературный критик Белинский охарактеризовал поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова следующими словами – «везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце». Нелёгкая судьба поэта, события в жизни.

Сопоставительная характеристика стихотворений «Мы случайно сведены судьбою» и «Нет, не тебя я так пылко люблю» (Лермонтов М. Ю.) Стихотворение «Мы случайно сведены судьбою» написано в 1832 году. Тема произведения — самая сильная любовь в жизни Лермонтова. Варвара Алексеевна Лопухина — женщина, которой поэт.

Читайте также:  Тамань - краткое содержание главы из романа Герой нашего времени Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Она была прекрасна, как мечта…» Первый раз юный Лермонтов влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои.

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок» Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Листок» рассказывает о душевных исканиях человека в чуждом для него обществе. Он одинок, и кажется лишним в этом мире. Поэт использовал.

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» Со стихотворением великого русского писателя и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус» я познакомился в далёком детстве. С тех пор я считаю его своим любимым произведением.

Анализ стихотворения Лермонтова «Два сокола» Ранние произведения Михаила Лермонтова наполнены мечтами и романтикой. Тем не менее, даже в них проскальзывают довольно мрачные философские мысли, которые были свойственны 15-летнему юноше. Он.

Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Мы случайно сведены судьбою…)» В 1831 году 16-летний Михаил Лермонтов познакомился с Екатериной Сушковой и влюбился в девушку, которая впоследствии долгих 10 лет играла его чувствами. Однако юный поэт.

Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарность» Личная жизнь Михаила Лермонтова до сих пор полна тайн. Исследователи едины во мнении, что у поэта было много романов, однако он очень хорошо умел скрывать.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова «Тучи» (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничест­вом, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники.

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов «Я не люблю иронии твоей…» (1856). Стихотворение отно­сится к любовной лирике и посвящено жене поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой. Рядом с любящим героем появляется образ независимой.

«Расстались мы, но твой портрет…» анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» было написано М. Лермонтовым в 1837 году на основе своего раннего стихотворения «Я не люблю тебя; страстей». При этом.

Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова

Введение

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

«Мцыри» (анализ произведения)

Мцыри – это романтическая поэма, одна из последних поэм в русской литературе, принадлежащая романтическому направлению в русской литературе.

Коротко об истории создания поэмы

(подробнее об истории создания «Мцыри» можно прочитать здесь)

В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта». Проезжая по военно-грузинской дороге, он встретился со старым монахом, рассказавшим о своей невеселой судьбе. Этот рассказ до глубины души поразил поэта. Находясь на Кавказе, он начал работать над поэмой. Источником вдохновения ему служила сама природа Дарьяльского ущелья которое он проезжал всякий раз, когда приезжал в Тифлис.

Поэма вошла в первое прижизненное издание, увидевшее свет в 1840 году.

Тема и идея произведения

Лермонтов давно задумал написать произведение о монахе. Такие попытки были сделаны в произведениях «Боярин Орша» и «Исповедь», но эти произведения не удовлетворяли поэта. В рассказе старого монаха на военно-грузинской дороге он услышал нужные ему мотивы. В этом рассказе прозвучала тема неволи.

Лермонтов решил вложить в новое произведение идею свободы и попытку бороться за нее на примере конкретного юноши. Сначала он планировал назвать свое произведение «Бэри», монах. Но узнав полное значение слова «Мцыри» переименовал поэму. Кроме того, что «мцыри» означало неслужащий монах, это слово переводилось как пришелец, чужеземец. Темой произведения стала жизнь юноши-горца в монастыре и три дня жизни на воле.

Произведение «Мцыри» написано в жанре классической поэмы. Это одно из последних романтических произведений в русской литературе. И хотя критики находят в ней нотки байроновского творчества, это русская поэма, и в ней отражены проблемы России, русского Кавказа.

Композиция и построение поэмы

(подробная статья об особенностях композиции произведения здесь)

Поэма начинается авторским вступлением, экспозицией, в которой автор рассказывает, где происходят события поэмы. Во второй строфе завязка сюжета, в которой автор рассказывает о русском генерале, везшем мальчика.

С третьей строфы начинается развитие основного действия. Отсюда рассказ ведется от лица Мцыри. Он повествует о своих переживаниях, о том, что успел увидеть, оказавшись на воле.

Кульминацией произведения служит его выход к монастырю и голос колокола. Развязка произведения – завещание юноши, его просьба похоронить в саду.

В поэме «Мцыри» 26 строф разной длины. Самая длинная– 2 строфа. В ней 49 строк. Самые короткие – 19 и 24-я строфы. В них по 11 строк. В 23-ю строфу включена песня, которую Мцыри слышит, находясь без сознания, между жизнью и смертью. «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом. О стихотворном размере поэмы Белинский писал:

Действующие лица поэмы

На первом плане этого произведения основных 2 действующих лица. Мцыри и монах. Мцыри рассказывает, монах слушает. О монахе читатель знает, что именно он выходил и вырастил юношу. Это свидетельствует о его добром христианском сердце. Возможно, он знаком с народной медициной. Благо, за воротами монастыря целый лес зеленой аптеки. Мы можем предположить, что у монаха в прошлом была бурная мирская жизнь, разочаровавшись в которой он удалился в монастырь.

Мцыри в отличие от старого монаха жизни совсем не знал. До шести лет он жил в ауле, а после того, как оказался в монастыре, кроме монахов и монастырских стен никого и ничего не видел. Эти три дня свободы были для него глотком настоящей, беспокойной жизни со всеми ее заботами и опасностями.

На втором плане русский генерал, привезший мальчика в монастырь, и девушка- грузинка. Ее Мцыри повстречал у потока. От переполнявших его чувств и эмоций «Мцыри» на короткое время лишился чувств. Но она запомнилась ему чистым голосом, который пел народную песню, стройностью и небогатым нарядом, выдававшим в ней крестьянку.

На третьем плане – отец Мцыри и сестры. О них Мцыри рассказал как о детских воспоминаниях. Детские годы запомнились как счастливые. Сестры пели у его колыбели, смеялись между собой. Отец пользуется авторитетом и уважением. У крыльца дома часто собирались старики, чтобы посоветоваться о делах. Он слушал рассказы о боевых подвигах сельчан.

Средства художественной выразительности произведения

«Мцыри» – лирико-эпическое произведение и все средства художественной выразительности направлены на усиление образов, на создание лирических, ярких картин, описаний природы. В поэме их довольно много, поэтому назовем лишь самые выразительные тропы.

  • Сравнения: обнявшись, будто две сестры; как серна гор, пуглив и дик; слаб и гибок, как тростник; Она, (пламенная страсть) как червь,
  • Эпитеты: во тьме ночной оторванный листок; келий душных, грузинки молодой и др.
  • Метафоры — Изгрызла душу; я эту страсть вскормил слезами и тоской; бой закипел, смерть их навеки заживит; мечтанья погибли; страданье спит.
  • Олицетворения рассыпанный аул, гордый непреклонный взор, ночную свежесть.

В этих строках что ни слово, то все – поэзия. В каждой строке по одному или несколько художественных средств, В этих стихах Лермонтов постарался выразить красоту природы после грозы, увидеть ее глазами юноши, впервые оказавшегося в лесу. Цвел божий сад – это гипербола. Растений радужный наряд – метонимия. Наряд хранил следы – метафора, небесных слез (дождя) – олицетворение. Кудри виноградных лоз – тоже олицетворение. И грозды полные на них серег подобье дорогих – сравнение. Птиц пугливый рой — олицетворение.

Заключение

Анализ поэмы «Мцыри» поневоле заставляет прийти к выводу, что поэма звучит упреком русскому царизму. В ней появляются завуалированные революционные нотки. В угоду собственным амбициям и неким государственным интересам Российская империя стремилась лишить горцев независимости. Впрочем, взаимоотношения России местными с народами Кавказа были неоднозначными, сложными и запутанными. Выражение «Восток — дело тонкое» в полной мере относится и к Кавказу.

Ссылка на основную публикацию