Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.11.2019 · Обновлено 28.11.2019

Одной из основных тем поэтического наследия М. Ю. Лермонтова является тема одиночества. Поэт создает яркие самобытные тексты, лирический герой которых остро ощущает обособленность от других людей и пытается отыскать свое место в мире. Похожие мотивы звучат в стихотворении «Завещание», которое содержит горькую исповедь умирающего солдата и является своеобразным поэтическим завещанием самого поэта. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Завещание» по плану, который поможет наиболее полно рассмотреть особенности композиции и проблематики произведения.

История создания

Лермонтов написал «Завещание» в 1840 году, за год до своей гибели, когда был во второй раз сослан на Кавказ. В основу стихотворения легли наблюдения поэта за военным бытом, жизнью и гибелью простых солдат.

Многие исследователи сходятся на том, что стихотворение во многом является автобиографичным. В нем отразилось мироощущение поэта в последние годы его жизни, чувство одиночества и обреченности. Родителей Лермонтова к этому времени уже не было в живых, немногочисленные преданные друзья остались в Москве, а на Кавказе ему так и не удалось с кем-то по-настоящему сблизиться. Одним из возможных прототипов возлюбленной лирического героя принято считать Варвару Лопухину, расставание с которой поэт тяжело переживал.

Пронизанное неверием в радости жизни и холодной иронией к условностям общественного устройства, «Завещание» становится закономерным итогом душевных исканий Лермонтова и мучившего его одиночества.

Жанр, направление, размер

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Композиция

Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».

Образы и символы

Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.

Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.

Образ соседки с «пустым сердцем», которая не смогла понять героя, усиливает трагическое звучание завещания солдата. Одним из прототипов этого образа исследователи называют Варвару Лопухину, в которую поэт долгое время был влюблен.

Темы, настроение и проблемы

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

Основная идея

В. Г. Белинский так определил смысл «Завещания» Лермонтова:

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Через все стихотворение «Завещание» проходит главная мысль одиночества и обреченности героя. Неминуемая скорая гибель воспринимается им как закономерный итог и, возможно, как избавление от жизни, где ему не нашлось места.

Средства выразительности

Стихотворение «Завещание» представляет читателям монолог умирающего солдата, ощущение живой разговорной речи создается, прежде всего, с помощью просторечных слов и выражений: «смотри ж», «сказать по правде», «ей ничего не значит».

  • В тексте стихотворения есть всего одна метафора «пустое сердце». С ее помощью герой описывает возлюбленную, которая оказалась не способна понять его чувств. Простая и в то же время емкая характеристика показывает, одновременно, отношение лирического героя ко всему обществу – такому же легкомысленному и лживому.
  • Особенности синтаксического строения стихотворения также помогают изобразить живую речь. Многочисленные паузы, выраженные с помощью многоточий, создают эффект сбивчивого монолога и даже затрудненного дыхания, так что читатель как будто слышит прямую, обращенную к товарищу речь умирающего от ранения солдата.

«Завещание» является одним из ключевых лирических текстов Лермонтова, в котором объединяются значимые для поэта темы: тема одиночества и поиска себя, отношения с Родиной и обществом, тема любви. Стихотворение не только раскрывает перед нами историю умирающего солдата, но и, одновременно с этим, становится своеобразным завещанием самого поэта, попыткой попрощаться с немногими близкими людьми и обществом, в котором для него не нашлось места.

Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.

Метафоры – «пустого сердца не жалей».

Эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».

Анализ произведения «Завещание»

  1. Главная
  2. Сочинения
  3. Сочинения на свободные темы
  4. Анализ произведения «Завещание» Лермонтова

Событийные границы произведения

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Завещание» написано за год до гибели поэта. Во многом оно типично для Лермонтова и иногда рассматривается как своеобразное предсказание. В то же время произведение очень интересно с точки зрения своих художественных особенностей и является, безусловно, одним из лучших образцов лирики Лермонтова.

Характеристика субъекта речи

Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике. Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет немало черт «простого» разговора, «народной» речи: «лекаря», «сказать по правде» и прочее. В то же время он обладает и чертами интеллигента: трудно предположить, что крестьяне ждали от сына частых писем («скажи, что я писать ленив…»), заметно стремление героя к анализу своего места в жизни, ощущение одиночества, выброшенности. Можно предположить и стремление заглянуть в душу простого солдата, придать его психологическому облику черты своей личности, и стремление создать некий всеобъемлющий «общий» образ героя, показать, что такое горе внесословно.

Характеристика пространственно-временные образы произведения, приемы их создания

Речь воина не отличается богатством тропов и образов. Напротив, она подчеркнуто конкретна, однозначна. Чуть ли не единственный эпитет («пустого» (сердца)) поэтому смотрится очень ярко. С точки зрения лексики речь очень точна и незамысловата, а эмоциональность говорящего прорывается в синтаксисе. Воин перебивает самого себя, не оканчивает фразы, использует инверсию («моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен», «соседка есть у них одна…» и т.д.) – это говорит о внутренней эмоциональности, горечи, которая скрывается говорящим, но все же проявляется в строе его речи. Кроме того, такие строки («Смотри ж… Да что?», «А если спросит кто-нибудь…Ну, кто бы ни спросил…») создают иллюзию прерывающейся устной речи. Говорящему с трудом даются его слова: он не привык обнажать душу и даже перед смертью ему трудно высказать все, что у него на сердце.

Основные композиционные приемы

Той же цели служит и строфика. Стихотворение и композиционно, и ритмически делится на четыре части, четыре восьмистишия. В каждом одно четверостишие с перекрестной рифмовкой и одно с парной. Причем в каждой строфе последние строки имеют женскую клаузулу, как бы предполагая возможность развития мысли, а не обрубая ее ритмически (что получилось бы с мужской).

В первой мы встречаем что-то вроде экспозиции: понимаем, кто герой ролевого стихотворения, что с ним случилось, его отношение к собеседнику (обращаясь «брат», он подчеркивает свое доверительное отношение).

Три последние строфы – три стороны жизни человека: отношения с родиной, отношения с родителями, любовь. Три трагедии. Переходя от трагедии к трагедии – от строфы к строфе – герой ролевой лирики преодолевает событийные границы произведения, переходя из одного «семантического поля» в другое: что-то типа иронии, за которой прячется настоящее чувство долга и любви к Родине, звучит в первой строфе (автор не хочет обнажать свою душу, отделываясь общими фразами для всех, «кто бы ни спросил»); нежность к родителям, тоже сдержанная, но очевидно глубокая, заметна во второй; горечь, ревность, обида ощущаются в третьей.

Герой стихотворения видит себя одиноким, в почти полной изоляции от мира. Он как точка, внеположенная по отношению к бытию. Его близкая кончина не проводит эту границу, а лишь делает ее явной: она уже существовала прежде. Герой с легкой иронией говорит о своей смерти «за царя» — того жалкого официального патриотизма ему недостаточно, душа ищет более тесной, глубинной связи с землей, нежели просто «поклон», посланный «родному краю». Вспоминается сразу и «странная любовь» Лермонтова к Отчизне, и его горечь при виде «немытой России».

Герой любит родителей («было б жаль Мне опечалить их…»), но это прошлое, безнадежно далекое: он даже не знает, живы ли они, а в философском плане прошлое для него давно умерло.

Любовь не удалась: соседка, по мнению умирающего, о нем не спросит. Ему кажется, что у нее пустое сердце – конечно, оно «пустое» лишь потому, что она не любит героя. Если бы она и в самом деле была «пустой», не способной на чувство, с чего бы ей плакать о погибшем воине?

С трех сторон мир закрыт для героя стихотворения, выход лишь в смерти, так что при своей трагичности смерть его выглядит закономерностью. Мне кажется, это говорит о модусе трагизма, ведь в данном произведении внутренне «я» оказывается шире роли, которая отведена герою в миропорядке: он не может найти себя в мире. В.Г.Белинский писал об этом произведении: «…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее — все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Такое восприятие действительности было свойственно Лермонтову, который остро ощущал несоответствие мира и личности. Неудовлетворенность действительностью, видение выхода в смерти звучит в таких произведениях поэта, как «Дума», «Мцыри», «Пленный рыцарь» и другие. Одиночество как неизбежное ощущение человека, который не может найти себя в мире, — один из сквозных мотивов лирики Лермонтова. Конечно, оно было обусловлено и исторической ситуацией реакции, процветанием тайной полиции и фактически открытого доносительства.

Читайте также:  Мцыри - краткое содержание поэмы Лермонтова

В каком-то смысле в этом стихотворении можно увидеть и предсказание Лермонтовым собственной скорой кончины, что было не просто данью романтической традиции, но и реальным внутренним ощущением поэта, и нашло отражение во многих его лирических стихотворениях («Не смейся над моей пророческой тоской…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Сон» и др.)

Выводы анализа

Таким образом, можно сказать, что стихотворение «Завещание» при подчеркнутой простоте и логичности формы передает глубокие и трагические размышления поэта о личности в мире, о жизни человека, вытесненного из границ дорого и важного для него на периферию существования, не имеющего для него ценности, следствием чего может быть только смерть – физическая или духовная. Умышленный контраст между простотой и незатейливостью формы и глубиной и сложностью содержания как раз и призван указать на контраст между внешней и внутренней жизнью человека.

История создания

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с того, что лирический герой приглашает к разговору своего друга. Он признается, что ему осталось мало жить на свете. После смерти друг должен поехать домой, но мало кто поинтересуется судьбой героя. А даже если кто и спросит, то достаточно рассказать кратко о смерти от пули, верности царю.

Герой также предлагает поговорить с его родителями. Он сомневается, что они еще живы, но если кто и остался на земле, то не стоит рассказывать им правду. Достаточно сказать, что герой ленив, не любит писать, а полк послали далеко.

Третья просьба касалась соседки. Они давно расстались, но лирический герой все еще о ней вспоминает и жалеет. Вот ей друг должен сказать всю правду. Ее пустое сердце пусть плачет, хотя вряд ли это что-то даст.

Стихотворение содержит только последние просьбы. В нем не рассказывается о том, умер ли персонаж и выполнил ли друг его поручения. Текст наполнен искренними признаниями и грустью.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Одной из основных тем поэтического наследия М. Ю. Лермонтова является тема одиночества. Поэт создает яркие самобытные тексты, лирический герой которых остро ощущает обособленность от других людей и пытается отыскать свое место в мире. Похожие мотивы звучат в стихотворении «Завещание», которое содержит горькую исповедь умирающего солдата и является своеобразным поэтическим завещанием самого поэта. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Завещание» по плану, который поможет наиболее полно рассмотреть особенности композиции и проблематики произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.

Метафоры – «пустого сердца не жалей».

Эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».

Образы и символы

Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.

Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.

Образ соседки с «пустым сердцем», которая не смогла понять героя, усиливает трагическое звучание завещания солдата. Одним из прототипов этого образа исследователи называют Варвару Лопухину, в которую поэт долгое время был влюблен.

История создания

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

Темы, настроение и проблемы

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира
    . Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни
    и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя
    обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Жанр, направление, размер

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Основная идея

В. Г. Белинский так определил смысл «Завещания» Лермонтова:

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Через все стихотворение «Завещание» проходит главная мысль одиночества и обреченности героя. Неминуемая скорая гибель воспринимается им как закономерный итог и, возможно, как избавление от жизни, где ему не нашлось места.

Последние слова — о жизни и смерти

В последнем сражении воин получил тяжёлое ранение в грудь. Как человек мужественный, он стоически принимает известие о том, что жить осталось совсем немного. Превозмогая боль, умирающий старается высказать последнюю волю.

Речь прерывиста, но вполне доступна для понимания и даже структурирована. При этом каждая часть стиха оставляет ощущение недосказанности темы. Возможно, Михаил Лермонтов сознательно использовал это выразительное средство, чтобы подтолкнуть читателя к сопереживанию и «соавторству» в домысливании сюжета. Но от этого выразительность ничуть не пострадала.

Если составить план, произведение чётко делится на четыре части. Первая, вступительная, содержит краткий рассказ о герое произведения. Остальные повествуют о трёх самых драматичных моментах в жизни этого человека.

По жанру этот стих перекликается с народными песенными шедеврами. В нём герой точно так же вспоминает:

  • далёкую родину;
  • семью;
  • старых друзей и знакомых.

И подобно персонажам из фольклора воин надеется, что о нём хоть кто-нибудь вспомнит. При этом он щадит близких и не расписывает в красках своё состояние, ограничиваясь краткими и по-мужски сдержанными фразами.

Прощальная просьба и поручение

Из слов умирающего можно сделать заключение о том, что он любит родной край и тоскует на чужбине, куда он попал, вероятно, уже давно. Свой воинский долг он исполнил честно, из-за ранения в грудь принял смерть за царя и Отечество — так кратко просит герой рассказать, если вдруг хоть кто-то поинтересуется его судьбой. В подробности вдаваться ни к чему.

Читайте также:  Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова - краткое содержание произведения Лермонтова

Связь с отчим домом прервалась, и мужчина даже не знает наверняка, живы ли его родные люди. Причины, из-за которых родители не переписывались с ним, умирающий не раскрывает. Но всё же просит, чтобы не огорчали стариков печальным сообщением. Уж пусть лучше думают, что их сына отправили служить куда-то очень далеко, а писем он не присылает лишь по лености. Эта трогательная забота говорит о любви и нежности к отцу и матери.

Совсем иначе смертельно раненный воин говорит о женщине, жившей по соседству с его семьёй. О той, которую, вероятно, любил когда-то, но без взаимности. Можно предположить, что мужчина продолжает страдать от неразделённого чувства, ему знакомы боль и гнев отверженного.

Обида пересилила всё, и умирающий просит не щадить чувства бывшей соседки, рассказать обо всём, что с ним произошло. Объясняет столь жёсткое решение тем, что «пустому сердцу» это не страшно. И сразу же противоречит собственным словам, высказывая надежду на то, что всё-таки женщина, которая уже наверняка забыла о прошлом, теперь «поплачет», услышав известие о его смерти.

Загадка главного героя

Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.

Ещё одна загадка — лингвистическая. С одной стороны, в его беседе с другом присутствуют высказывания, характе́рные для простых людей. Врачей, например, он называет лекарями.

С другой стороны, в его монологе есть и такие фразы, которые, скорее можно услышать от человека интеллигентного, а не от необразованного солдата. Чего стоит хотя бы слова о весточках родным и якобы собственной лени их писать. Невольно возникает идея об офицере, дворянине, разжалованном в рядовые.

Герой, умирая, как бы подводит итог и старается проанализировать своё прошлое. Звенящей струной в его словах звучит горечь одиночества, отверженности. Это вполне может быть отголоском темы лишнего человека, такой типичной для разочарованного поколения интеллигенции, сверстников самого́ поэта.

Композиционная составляющая

Контекстуальная взаимосвязь частей в анализе стихотворения «Завещание» М. Ю. Лермонтова довольно проста. Композиция представлена в виде обращения погибающего военного к сослуживцу. Балладу кратко можно разделить на 3 плановые части:

  1. Первый стих представляет собой пролог произведения. Читателю открывается картина, где солдат, находясь при смерти, дает указания и поручения своему «брату по оружию». В этом эпизоде можно проследить настроение героя, который говорит, что он никому не нужен и о его жизни никто не беспокоится.
  2. В последующих трех строфах разворачиваются некоторые сферы жизни солдата: отношение к родной стране, родителям и любимой женщине. «Умер честно за царя» — стандартная причина гибели солдата, которую указывало правительство в письмах для родственников. Не составит труда понять, что подобное извещение не несет в себе особого смысла, за ним скрывается огромная история каждого солдата, множество пережитых моментов и несчастная смерть. Автор не скрывает свою печальную иронию в стихотворении, говоря о гибели за царя и врачах, но все же с уважением относится к родине.
  3. В последнем эпизоде лирический персонаж вспоминает о возлюбленной девушке, с которой жил неподалеку. Гнев и досада наполняют его после того, как в памяти проскользнули воспоминания о расставании. Солдат думает, что вряд ли она поинтересуется его судьбой, и не против использовать свою гибель, чтобы напомнить о существовании.

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 09.09.2018

Многие верят, что некоторые одаренные люди могут предчувствовать свою смерть, что выражалось в их творчестве. Стихотворение Лермонтова «Завещание» многими рассматривается именно как подобное пророчество, признак того, что поэт предчувствовал свою раннюю кончину. Но в то же время это грустная и трогательная история о смертельно раненом солдате.

История создания

Стихотворение было написано в 1840 году, когда поэта уже второй раз сослали на Кавказ. Все друзья автора остались в столице, а на Кавказе он так и не сумел завести близкие связи с кем-либо. Родители поэта уже давно мертвы, и он переживает, что после смерти никто и не вспомнит о нем. Поскольку Михаила Юрьевича сослали на горячую точку, он думал о своей гибели с хладнокровием и определенностью солдата в бою.

Лермонтов умер через год, и некоторые считают это стихотворение пророческим. Возможно, именно так поэт представлял свое будущее.

Жанр, направление и размер

Стихотворение написано в характерном для Лермонтова направлении — романтизме. Налицо все признаки: грустное настроение, фатализм, мотивы смерти и одиночества.

Размер неоднороден: четырехстопный ямб перемежается с разностопным. То же можно сказать и о рифме: она то перекрестная, то построчная. Рифмуются частицы, местоименные существительные и неопределенные местоимения. Такое построение стихотворения помогает передать простонародную речь, показать, что герой – обычный солдат.

Образы и символы

Лирический герой – обычный солдат, который получил смертельное ранение и, зная, что умирает, дает несколько распоряжений другу, на словах передавая ему свое своеобразное завещание. Он просит не говорить о смерти отцу и матери, но просит передать эту весть некогда любимой им женщине, которая, как он уверен, не испытывает к нему никаких чувств. Он уверен, что некому будет переживать о его смерти. Вероятно, герой — простой крестьянин, и воинская служба сломала ему жизнь. Возможно, он еще молод, но уже хоронит себя, так как воинский долг не оставляет ему шанса на возвращение.

Несмотря на низкий социальный статус героя, в нем мы узнаем самого автора, который намекает на свой печальный удел. Многие сходятся во мнении, что через лирического героя и его судьбу Лермонтов хотел не просто затронуть сердца читателей, но и передать собственное завещание, так как считал, что и ему уготована похожая судьба. Например, таинственная соседка – это первая любовь Михаила Юрьевича, Варвара Лопухина, которая вышла замуж за богатого помещика. Родители автора уже скончались к тому времени, осталась лишь бабушка, которая из-за преклонного возраста могла не дожить до весточки о кончине внука.

Темы и настроение

  1. Основная тема – смерть. В ней автор видит закономерный итог своей жизни, которая никому не нужна. Он говорит о гибели спокойно и даже равнодушно, как будто ему наплевать на то, чем закончится очередной бой. При этом он иронично замечает, что «честно умер за царя». Почему иронично? Да потому, что сам царь послал его на бойню, и воинское дело поэт ненавидел, поэтому не имел никакой охоты им заниматься и уж тем более погибать во имя монарха, с которым у автора отношения не сложились. Сам Николай Первый после смерти Лермонтова сказал: «Собаке собачья смерть». Таким образом, в стихотворении поэт описывает не героическую жертву во имя родины (не за отечество он умирает, а именно за правителя), а казнь, на которую его обрек приказ царя.
  2. Тема одиночества. Солдат говорит о том, что никого не заинтересует его судьба, разве что отца и мать, а они, скорее всего, уже мертвы. Также он просит передать весть о его смерти соседке, которую он любил, и которая уже позабыла его. Все это говорит о том, что солдат не дорожит жизнью, потому что его никто не ждет. Ему незачем беречь себя, разницы нет, придет он домой или не придет. Это страшное ощущение становится главной причиной его смерти, ведь человек, который знает, что его любят, сделает все возможное, чтобы вернуться к семье. А тот, кто одинок, безропотно позволит себя убить.

Стихотворение пропитано одиночеством, оно заставляет читателя грустить. Особенно впечатляет спокойствие, с которым солдат говорит о своей судьбе. Он спокоен перед лицом неминуемой гибели, но читатель понимает, что произошедшее с героем несправедливо, он должен был наслаждаться спокойной жизнью, но умер на поле боя, и никто после не вспомнит о его кончине.

Лермонтов попытался отразить безмерное одиночество человека, который осознает, что его смерть никому не причинит горя. Он не ценит свою жизнь, потому что ее не ценит никто. Смысл его завещания заключается в том, чтобы хоть кому-то выразить свою тоску. Пусть даже это будет случайный собеседник, которому все равно, что и кому надо передать.

Главная мысль стихотворения – это предчувствие смерти, сдобренное горечью одиночества. Автор говорит о бессмысленно прожитой жизни, которую не жаль оборвать. В ней нет любви и семейного счастья, в этом кроется причина ее ничтожности. Поэтому так важно, чтобы человек вовремя нашел опору в чувствах другого человека и создал нечто большее, чем он сам – семью, которая придаст смысл его бытию.

Средства художественной выразительности

В стихотворении очень мало средств художественной выразительности. Встречается лишь один эпитет («пустое сердце») и несколько распространенных в народе метафор. То, что на первый взгляд кажется бедностью языка, является стилистическим приемом и позволяет передать простоту речи солдата.

В стихотворении много умолчаний, выраженных многоточиями, и восклицаний. Это тоже помогает передать живую простую речь. Все это заставляет читателя посочувствовать герою, поверить в его историю.

«Завещание», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Завещание» Михаил Юрьевич Лермонтов написал за год до своей гибели.

Стихи и поэмы последних лет его короткой жизни побуждают к размышлениям о личности и судьбе поэта. Темы одиночества, трагического ощущения бытия и мрачных предчувствий в его сочинениях занимают все большее место. В картинах природы: «На севере диком», «Утес», «Листок» – звучит мотив непонимания, отторжения и покинутости. Разочарование сквозит в стихах «Родина», «Пророк».

Скорбное начало жизни с ранним сиротством, неприязнь окружающих и гонения властей сформировали его характер и отношения с людьми. В мемуарах современников Лермонтову даются прямо противоположные оценки. Природу противоречивости личности поэта точно выразил Александр Иванович Герцен в статье: «Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову»

Существуют воспоминания о том, что круг общения Лермонтова не ограничивался светскими или армейскими знакомыми. «Среди людей непривилегированных» (И. Андроников) у него были истинные друзья. Им он мог открыть страдающую, мятущуюся душу, не находящую выхода в затхлой атмосфере обыденной жизни. Наверное, и они открывались перед поэтом в простоте и жизненной правде.

На эту мысль наводит анализ стихотворения «Завещание». Лирико-драматический герой его – простой солдат.

По словам Виссариона Григорьевича Белинского, «…это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный…»

Тяжелораненый в бою, на пороге смерти воин посылает со своим земляком последний привет родной стороне и тем, кто помнит или даже не помнит его. Первые слова: «Наедине с тобою, брат» создают атмосферу исповеди.

Формально текст можно разбить на четверостишия с построчной или перекрестной рифмой в различной последовательности. Размер их также неоднороден: то четкий четырехстопный ямб, то разностопный.

Первые четыре автор объединяет в одну строфу, скорее не по ритму, а по смыслу. Здесь вся нехитрая история служивого и итог его жизни. Читатель узнает немного: ранение в грудь, честная служба, плохое лечение – вот и все. В простых словах сквозит обреченность «На свете мало, говорят, Мне остается жить!» и в то же время покорность судьбе «Смотри ж. Да что? моей судьбой, / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен». Строка: «А если спросит кто-нибудь. / Ну, кто бы ни спросил» перекликается с воспоминанием о соседке. Как будто не сразу решился солдат сказать о самом сокровенном.

Вторая строфа объединяет два четверостишия и посвящена родителям. О родителях – особая забота: «Отца и мать мою едва ль / Застанешь ты в живых. / Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их». Пусть не знают, не испытывают горя.

Третья, также восемь строк – о той самой соседке, единственной, кто может поплакать, вспомнив его.

Такое, на первый взгляд, хаотичное построение стихотворения позволяет передать безыскусную простонародную речь.

Сами рифмы усиливают это впечатление. Рифмуются частицы: «едва ль – жаль», местоименные существительные: «кто-нибудь – в грудь», неопределенные местоимения: «одна – она».

В стихах практически отсутствует метафоричность. Устойчивый эпитет «родному краю» не нарушает общего языкового строя, близкого к бытовой лексике. Поэтому слова «Пустого сердца», характеризующие давнюю любовь, звучат так пронзительно и остро.

Речевые обороты в народном стиле «Сказать по правде», «Ей ничего не значит!» дополняют образ лирического героя.

Не надменный гордец, каким его видели в светском кругу, не язвительный острослов, каким он был среди офицеров, сочинил это стихотворение.

Ираклий Луарсабович Андроников, с большой любовью относясь к Лермонтову, отмечал способность его перевоплощаться в своих героев.

Просто, без изысков поведал Лермонтов историю умирающего воина, словно действительно перевоплотился в него, переняв и речь и образ мысли простого солдата. Так может написать только тонко чувствующий, искрений человек.

Андроников поставил «Завещание» по значимости выше многих других творений поэта: «…стихотворения последнего года, в которых он поднимается еще выше, потому что «Валерик», «Завещание», «Любовь мертвеца», «Спор», «Сон», «Выхожу один я на дорогу. » раскрывают новые стороны этой великой души».

Читайте также:  Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в конце весны – начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели Лермонтова. Он погиб на дуэли, так же, как и обожаемый им Пушкин.

Вероятнее всего, поэта посещало предчувствие скорой смерти. Он размышляет о бессмертии и одиночестве, предчувствуя собственную участь. Создаётся впечатление, что в этом произведении поэт подводит итоги своей короткой жизни.

Стихотворение было впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1843 году.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в романтической стилистике, в нём присутствуют такие черты романтизма, как вера в особое предназначение творящей личности, двоемирие, стремление познать непознаваемое.

3. Род

Перед нами лирическое произведение: в нём есть лирический сюжет (размышление) и лирический герой.

4. Жанр

Данное произведение Лермонтова являет собой образец философской лирики. По форме это стихотворение или стансы.

5. Проблематика

Поэт напрямую касается проблемы вечной жизни души. С одной стороны, он хочет покоя, с другой – не желает бесчувственного небытия.

6. Тематика

Основная тема стихотворения – переход от жизни к смерти.

Находясь в особом состоянии настроенности на разговор с Вселенной, поэт слышит звуки неведомых миров, подводит жизненные итоги, гадает о том, что ждёт его впереди.

7. Идея

Лирический герой устал от несовершенства земной жизни. Он понимает, что в гармоничном мире природы всё устроено мудро и справедливо, у всего живого есть собеседник («И звезда с звездою говорит…»). Лишь он чувствует разлад и одиночество.

Для себя ему уже ничего не нужно, поэт призывает сон, забытье. Но вечный сон пугает его, он хочет остаться чутким к звукам и зовам земной красоты, — тому лучшему, что создал Всевышний.

8. Пафос

Стихотворение написано с надеждой на продолжение духовной жизни за гранью земного бытия, с сожалением и признанием абсолютного одиночества поэта на земле.

9. Система образов

Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).

Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.

Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.

Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: поэт и Бог.

«Пустыня внемлет Богу», — сообщает поэт. Ему покорна ночь («ночь тиха»), Ему внемлет пустыня. Тихо так, что слышно, как переговариваются звёзды.

Несмотря на эту благость, поэту «больно» и «трудно», он выпадает из вселенского круга.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения находится на границе между мирами. Он знает больше, чем положено знать для спокойной жизни на земле, но и знание о загробном мире для него закрыто.

Душа томится предчувствием неизвестного и не хочет разлучаться с привычным миром «навек».

12. Сюжет

Сюжет стихотворения складывается из описания тихой лунной ночи и размышления героя над причиной мучительной тоски. Он спрашивает себя, отчего ему «так больно» и «так трудно».

Поэт признаётся, что не ждёт ничего от жизни, не сожалеет о прошлом и желает только покоя. Правда, его отталкивает могильный холод. Герой стихотворения предпочёл бы слышать над собой немолчный сладкий голос, поющий о любви и шум древесных крон.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

В пяти строфах последовательно развивается мысль о переходе души из одного состояния в другое.

Первые два четверостишия представляют собой завязку с кульминацией-вопросом в 8-й строке, три последующих содержат ответ на вопрос и развязку в 5-м четверостишии.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат образными определениями, благодаря чему стихотворение легко представить в виде художественного полотна, ночного пейзажа.

Синтаксис отличают риторические вопросы, ряды однородных сказуемых и обстоятельств. Вопросно-ответные конструкции помогают автору передать внутренний диалог, который происходит в его душе. На самом деле, так можно разговаривать лишь с Богом.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано хореем.

Мужские и женские рифмы чередуются.

Такой ритмический рисунок соответствует ходу мыслей поэта, соотносится с мерными звуками неторопливой, словно прерывающейся время от времени походки.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 5 четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в небесах таинственно и чудно», «холодным сном могилы», «сладкий голос»;
  • олицетворения: «спит земля в сиянье голубом», «чтоб в груди дремали жизни силы», «тёмный дуб склонялся и шумел»;
  • метафоры: «в сиянье голубом».

С помощью аллитераций («х», «д», «т», «с») поэт передаёт тихие звуки ночи: шорохи шагов, трепет листьев, колыханье воздуха. Постепенно он сводит звонкость к нулю, достигая эффекта тишины, после чего резко переходит к теме смерти.

Во второй части стихотворения звонкие согласные («з», «ж», «г») присутствуют для того, чтобы вновь вернуть звучание мрачной картине вечного сна.

Ассонансы «ы», «о», «у» придают происходящему торжественное звучание, погружают слушателей в космическую акустику.

17. Значение произведения

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» — одно из последних произведений Лермонтова, в котором ярко выразился его пророческий дар.

Исключительность этого шедевра в том, что поэт говорит о смерти спокойно, с готовностью принять её, с философской настроенностью на слияние с Вселенной.

18. Актуальность

Размышления об участи человеческой души всегда будут актуальны. Мы все рождаемся и умираем, ничего не зная о том, откуда пришли и куда уходим в течение своей земной жизни.

Поэт обнажает глубинные вопросы бытия, говорит о боли и страхе, которые испытывает каждый, кто не боится заглянуть за полог неизвестности.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» похоже на прогулку в лунную ночь. Тревожно вдумываться в глубинный смысл этого послания, ведь за ним – множество неразрешимых вопросов.

Как и поэт, я понимаю, что когда-нибудь меня не станет в этом мире. Как и он, я не хочу потерять возможность слышать, чувствовать, осознавать. Данное произведение волнует душу, слегка пугает и настраивает на волну долгих размышлений.

20. Чему учит

В строках лермонтовского стихотворения слышится напоминание о краткости жизни, бренности всего земного. Оно учит нас видеть вечные ценности: переливающиеся звёзды над головой, кроны деревьев, лица людей, с которыми нам не одиноко.

Полный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (М.Ю. Лермонтов)

Делая полный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу», принадлежащее перу Михаила Юрьевича Лермонтова, нам предоставляется возможность лучше узнать моменты жизни гениального поэта.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы произведения
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Во всем творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова не редко можно увидеть автобиографические элементы жизни автора. Он очень часто наделяет лирического героя своими качествами и переживает с ним одни и те же проблемы. Всё это происходило потому, что поэзия для Лермонтова всегда была своего рода отдушиной. Только в поэзии он мог раскрыться полностью, поделиться самым сокровенным и излить душу.

У автора была очень непростая судьба, он много разочаровывался, боролся и страдал. Его произведения актуальны до сих пор и пользуются огромной популярностью. Творения автора занимают одно из самых высоких мест на пьедестале в истории русской литературы.

Достаточно часто стихотворения поэтов становились пророческими и предсказывали последующие события. Это касалось как происходящих событий в государстве, так и в жизни творцов. Лермонтов не был исключением. Его произведения очень часто предсказывали события, которые со временем происходили в жизни автора. Одно из таких стихотворений – «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал в 1841 году накануне своей гибели. Именно в этот год великий творец был убит на дуэли.

Произведение было опубликовано уже после смерти великого поэта. Многие считали, что это одно из лучших его лирических стихотворений.

Жанр, размер

Жанр данного стихотворения – это, конечно же, элегия, так как на протяжении всего текста мы видим грусть, одиночество и разочарование во всем. Безусловно, это стихотворение относится к лирике. Причем принято считать раннюю лирику автора романтизмом, но и стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» так же относится к этому направлению.

В образе лирического героя мы видим автора, который проявляет беспокойство. Он разочарован устройством мира, поэтому вынужден искать совершенство.

Он не опускает руки и любыми путями идет к своей цели.

Образы, используемые авторы при написании, создают ощущение блаженства. Ведь именно там, находясь наедине с собой, лирический герой находит умиротворение. Ему наконец-то удается найти ответы на те вопросы, которые так давно не давали ему покоя.

Размер, выбранный автором для написания стихотворения – пятистопный хорей.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

В первых двух строфах автор описывает все прелести природы, которыми он не перестает наслаждаться. Но, в то же время, под светом луны он начинает задумываться о смысле жизни и задавать самому себе риторические вопросы.

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Именно в этих строках прослеживается основной вопрос автора, которым он задается не первый день. Он продолжает искать себя.

В последующих трех строфах автор начинает давать ответы на свои же вопросы.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Здесь хорошо видно, что лирический герой очень устал. Он не жалеет ни о чем, ни о своем прошлом, ни о настоящем, ни о будущем. Ему хочется просто покоя. Мечтает он лишь о свободе и тишине.

Фактически это стихотворение делится на пять строф.

Образы и символы

Лермонтов всегда прибегает к использованию системы образов, тем самым делая стихотворение более выразительным и красочным.

В образе звездной ночи автор показывает свой внутренний мир. Здесь хорошо просматриваются его неземные мысли, размышления. Он пытается получить ответы на свои вопросы именно у бескрайнего звездного неба.

Говоря о кремнистом пути, конечно же, Лермонтов подразумевает свой нелегкий жизненный путь, на котором постоянно появлялись какие-то преграды. А добавление в картину тумана характеризует неясность будущего. Он не знает, что его ждет и что именно приготовила ему судьба.

В заключительных же строках лирический герой определяется со своими желаниями. Он ясно начинает понимать, что именно ему необходимо. Покой и умиротворение – это все, чего требует его уставшая душа.

Темы и проблемы произведения

Основной темой произведения является одиночество. С самых первых слов стихотворения, автор дает понять, что в конце жизненного пути человек всегда остается один. Дорога – это и есть наша жизнь. Со всеми её ухабами, поворотами и ямами. Все те, кто были рядом – временные люди, которые на определенном этапе жизни сыграли свою роль.

Кто-то принес разочарование и опыт, кто-то счастливые моменты. Но без этих людей жизнь была бы не интересна.

Второй проблемой стихотворения можно выделить неизвестность. Лирический герой находится в неведении перед будущем. Он устал от пройденного пути, и не знает, что ему делать дальше. Идти вперед? Или оставаться на месте? Он не хочет ничего выбирать. Единственное чего он хочет по-настоящему – это покоя и беззаботности.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич Лермонтов использует в своем творчестве большое количество эпитетов, сравнений, метафор. Это стихотворение так же не стало исключением. Благодаря им, автору удается лучше передать настроение лирического героя, его душевное состоянии, а так же лучше нарисовать картину окружающей природы.

Основная мысль произведения

Основной смысл стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в третьей строфе произведения. Он рисует лирического героя, который устал от бесконечного поиска смысла жизни и вечного поиска себя самого. Он уже ничего не ждет и ни на что не надеется. Единственным его желанием является сон, но не вечный в могиле, а здесь на земле.

Уединившись с природой и наслаждаясь видом звездной ночи, лирический герой обретает умиротворение. Он не хочет больше искать смысл жизни, да и не уверен в его существовании. Он понимает, что к этому выводу приходит каждый человек, но лишь пройдя свою череду преград.

К каждому из нас приходит подобное озарение, но ко всем в разное время.

Все стихотворение пронизано грустью и спокойствием. Лирический герой не удовлетворен своими прожитыми годами, но ни в коем случае ни о чем не жалеет.

Философское произведение с извечным поиском смысла жизни. Очень трудно ответить на вопрос, что же является смыслом жизни, потому что для каждого человека он заключается в совершенно разных вещах. Чтобы понять это и наконец, найти его – необходимо пройти очень нелегкий путь. Но его осознание рано или поздно придёт к каждому из нас.

Ссылка на основную публикацию