Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

«Молитва(Я, матерь божия, ныне с молитвою)», анализ стихотворения Лермонтова

Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому. Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» – самой известной молитвы.

Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» – 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.

Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной», герой просит за «деву невинную». Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.

По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.

Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного», а за «деву невинную», которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного». Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная», ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную».

Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды», оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».

Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные». Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице», звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

“Молитва” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Композиция и жанр стихотворения Лермонтова

Молитвой считается искреннее обращение верующего к Богу. Это веками закреплённая традиция православной церкви. Священные просьбы и покаяния сочинялись в древние времена христианскими подвижниками, признанными впоследствии святыми и отцами церкви. Молитвы зачитываются как в храме, так и в домашних условиях. Любой верующий человек в силах обратится к богу, отыскав у себя в сердце или душе необходимые слова.

Обращение к жанру молитвы

Молитвы никогда не читаются в присутствии других людей и тем более не обнародуются в печати. Однако в литературных произведениях существуют примеры того, как обращение к Богу становится определением необычного жанра поэзии, сохраняющего характерные черты молитвы. Зачастую такие стихи вышли из-под пера сильно верующих поэтов. К ним можно отнести список литературных деятелей:

  • И. С. Никитина.
  • А. К. Толстого.
  • Константина Романова.

В том, что М. Ю. Лермонтов обратился к этому жанру, наблюдается некая странность, учитывая то, что с его именем прочно связан дьявольский порыв в поэме «Демон». Этому произведению поэт посвятил практически всю свою творческую жизнь. Начал сочинять в 1829 г. и только в 1839 г. завершил последнюю восьмую версию. У Лермонтова существует множество стихотворений, посвящённых демоническому существу, или они частично сопряжены с этим образом.

Можно подумать, что великий поэт всю недолгую жизнь находился под дьявольским присмотром тёмного духа. В этом отношении русский лирик продолжает привычные традиции романтизма Западной Европы, в первую очередь Байрона, которому не были чужды демонические интонации.

Отречение от тёмных мыслей

Однако русская духовная тема тоже присутствует в поэзии Лермонтова. Его дебютное сочинение в форме молитвы появилось в одном году (1829 г.) с произведением «Мой демон». В его строках «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» явно отражены мысли юного поэта. В 1839 г. он написал ещё одну молитву и с демоном «разделался — стихами». Похоже, что в своих последних сочинениях М. Ю. Лермонтов как будто пытается при помощи лирики найти примирение с окружающим миром. Об этом говорит тот факт, что поэт дважды использовал жанр молитвы незадолго до своей кончины.

Ход мысли в стихотворении «Молитва» 1839 г. складывает его структуру как путь от чувства печали и сомнения через понимание «силы благодатной» священных фраз до примирения и глубокого душевного просветления. Скорее всего, структура этого произведения отражает порыв собственной души Лермонтова от скептицизма к уверованию и спокойствию, что явно характеризует последний период в жизни поэта.

Главные темы и замыслы

За пару лет до появления текста «Молитвы» 1839 г. было написано произведение «Когда волнуется желтеющая нива…», отражающее новизну идей в сочинениях поэта. В замысле покорности перед Господом выражен мотив примирения:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

«Молитва» (1839 г.) также содержит задумку отречения от бывших сомнений и скептицизма, приводящих Лермонтова к грустным мыслям. Если в стихах «Когда волнуется желтеющая нива…» это ощущение возникает при наблюдении за спокойной природой, то в «Молитве» внимание акцентируется на благотворной силе священного слова. Следовательно, в строках этого произведения тема веры и духовного озарения переплетена с вопросом слова. В этом и заключается основной подход поэта к творчеству, охарактеризованный в строках «из пламя и света рождённое слово».

Такая взаимосвязь зародилась неслучайно. Уже на ранних этапах творчества у Лермонтова появились две вдохновительницы: демоническая муза, приносящая сомнительность, скептицизм и приводящая к тоскливому состоянию, и духовная, хранящая в памяти «песни святые», о которых говорится в стихах «Ангел». В течение долгих лет шло противостояние добра и зла, но к моменту сотворения «Молитвы» развязка этой войны становится ясна.

Обращение к Богородице

Злой дух опасения отвергнут «С души как бремя катится, сомненье далеко…». Но на душе поэта не сразу стало светло. В начале стихотворения описывается особое расположение духа, проявленное во множестве других произведений. Это грусть, которая была больше похожа на отчаяние. Такое состояние являлось следствием отсутствия веры в возможность присутствия добра. В тот момент произносились иные слова. Например, в «Молитве» 1829 г.:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен Я,

Боже, на тебе молюсь.

По сути, это были греховные песни, но у Лермонтова была возможность выразиться и по-другому. Например, обратиться к «тёплой заступнице мира холодного» в «Молитве» 1837 г. Такие строки пока не про Лермонтова. Он ещё побаивается молиться за свою пустую душу, обращаясь за советом к Богу, но он выступает с просьбой к Богоматери быть защитницей «девы невинной». А это уже напоминает веру постоянно находящегося в мольбах и страданиях народа.

Поэт довольно метко подчеркнул вечно живущую в душе русских людей идею, что защиту в нелёгкий час нужно искать у Божьей Матери, относящейся с пониманием ко всем людским невзгодам.

В строках «Молитвы» 1839 г. слышна интонация, характеризующая позднюю поэзию М. Ю. Лермонтова. Пронзающие сердце и в то же время приносящие умиротворение строки так похожи на истинную молитву простого народа. Слог этого произведения удивительным образом походит на церковное обращение к Богу. Слова льются искренне, прямо от сердца автора и воспринимаются как песня. Основная мысль стихотворения Лермонтова «Молитва» 1839 г. состоит в том, что при обращении к богу и очищается человеческая душа, трудные моменты в жизни переносятся намного легче.

Сила святого слова

Ключевский написал статью «Грусть», рассказывающую о творческой деятельности М. Ю. Лермонтова. Где автор старается доказать, что размер ритмичности и рисунок интонации поздних произведений поэта на самом деле стоит рядом с народной верой. Основную тональность стихов Ключевский определил словами «грусть-тоска» и рассматривал стихотворца в качестве первопроходца в новом ощущении мира, показанного в стихах поэта и соединяющего в себе основы романтики и православия.

Такие истинные основы национальной духовности также проявляются в обращении поэта к Божьей Матери наравне с народом. В стихотворении 1839 г. не показано, к кому именно обращается поэт, но его интонация больше походит на взывание к Святой Богородице. Основное внимание обращено на образ «созвучья слов живых», плавно переходящий в «молитву чудную».

Читайте также:  Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова

В основном Лермонтов желает выразить замысловатое очарование и силу священных изречений. Как раз поэтому не столь важно, кому адресованы строки и о чём они. Намного важнее совсем иное — эффект, полученный после прочтения молитвы, которая исходит из недр груди страдальца. Поразительное внутреннее облегчение, освобождённое горестью раскаяния, стихотворец в итоге осознал только на закате своего существования.

Художественная специфика

Даже среди всех лермонтовских шедевров его третья по счёту «Молитва» удивляет поразительной гармонией и проникновенностью слога. Все творческие подходы использованы в стремлении отразить серьёзность человеческого чувства поклонения. При написании этих стихов Лермонтов прибегнул к:

  • словам для оценки эмоций (сомненье);
  • фразам («в минуту жизни трудную»);
  • философским эпитетам («сила благодатная»).

Также были использованы такие средства, как сравнение «С души как бремя скатится сомненье…» и метафора «И дышит непонятная, святая прелесть в них». При воплощении медлительного и напевного оттенка произведения автору помогли повторения («И так легко, легко. »), параллели («И верится, и плачется…») и рифмы на букву «у» («одну молитву чудную…»).

«Молитва» 1839 г. стала достойным произведением литературы, которое повествует о новом направлении в духовном состоянии Лермонтова. Она послужила ответом на все обвинения в демонизме и отсутствии веры. Наравне с другими подобными стихами «Молитва» показала обращение к народным истокам в поздней поэзии Лермонтова.

Отзывы

М. Ю. Лермонтов настоящий подражатель великого Байрона…

Михаил Юрьевич, несомненно, являлся человеком, который уже от рождения был близок к сверхчеловеку…

Нельзя подвергать сомнению то, что основной склад психики Лермонтова, причислял его к эгоцентричным натурам.

«Молитва» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, история создания, идея, эпитеты

Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирический монолог, философская направленность.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление. После них всегда становится “легко” и умиротворённо.

Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

295,Анализ стихотворения М, лермонтова «молитва»

Советуем ознакомиться стихотворение лермонтова молитва с анализом с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…»

Последние записи

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Анализ №4

В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

После возвращения с Кавказа поэт понимает, что изменить мир, который его окружает, невозможно. Он не в состоянии сделать этого. Чувство бессилия заставляет Лермонтова обратиться к Богу. По причине классического религиозного воспитания поэт никогда не воспринимал веру всерьез. Современники его нередко отмечали в своих записках, что деятельная и бурная натура Лермонтова очень часто заставляла его сначала совершать поступки, а затем только думать над содеянным. Являясь бунтарем по жизни, поэт никогда не пытался скрыть своих политических убеждений. Только после нескольких месяцев, проведенных на Кавказе, он проникся идеями высшего начала, которым подчиняется судьба человека.

Читайте также:  Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова 6 класс

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» — самое светлое и лирическое произведение.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

Стихотворение не содержит просьб, покаяния и самобичевания. Поэт признает, что простые слова могут обладать силой, очищать душу от тоски, скорби и тяжкого бремени, вызванного тем, что человек осознает свое бессилие. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» показывает, что поэт воспринял слова юной Марии Щербаковой всерьез. Он начинает молиться в те моменты, когда оказывается загнанным собственными мыслями и переживаниями в угол. Сомнение – еще один коварный враг поэта. Оно как наказание для него. Являются ли верными его желания и стремления? Вдруг увлечение литературой — это всего лишь самообман, а идеалы, отождествляющие взаимное уважение людей и равноправие, – вымысел, плод богатого воображения? Чтобы избавиться от подобных мыслей, развеять сомнения и тревогу, пытается найти духовную опору Лермонтов.

«Молитва»: анализ и выводы

Создавая произведение, поэт старался смириться с предначертанным ему путем. Одновременно он укреплял веру в собственные силы. Не исключено, что написание стихотворения – это предчувствие скорой смерти. Это своеобразное покаяние в стихах. И смысл его заключается в том, что поэт борется с собственными слабостями, которые вынуждают его скрывать свои истинные мысли и чувства за маской благопристойности. Об этом говорит и проведенный художественный анализ. «Молитва» Лермонтова – это переломная точка, разделяющая его творчество на два отличающихся друг от друга периода.

Структурный анализ стихотворения

В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

Образы и символы

В «Молитве» бремя выступает символом сомнения. Оно и гложет сердце поэта больше всего. Неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, который часто задумывался над серьезнейшими нравственными, философскими и творческими вопросами. И каждый раз, стоя на распутье, он сомневался.

В образе героя можно разглядеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и автор пребывал в плохом настроении. Только молитва помогала ему справиться с отчаянием.

«Молитва (В минуту трудную.)», анализ стихотворения Лермонтова

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом. оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм. «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную». «теснится грусть». «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная». непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых». «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная». дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя». уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко». которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится». и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

  • «Как найти покой в душе?»;
  • «На что способна молитва?»;
  • «Может ли обращение к Богу помочь в тяжёлый период жизни?».

Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

Настроение и мотивы

Поэт раскрывает мотивы эмоциональной напряжённости и избавления от неё с помощью молитвы. В тексте ощущаются тоска, затем умиротворение, и, наконец, могущество слова верующего человека.

М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, говоря об утешении, обретенном в обращении к высшим силам. Это духовное общение очищает душу и разум, дает силы двигаться дальше.

Послушайте стихотворение Лермонтова Молитва

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839)

Автор: Guru · 20.04.2018

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» посвящено взаимодействию человека с божественной силой. Писатель считает, что обращение к Богу помогает пережить тяжёлые периоды в жизни.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение в 1839-м году. В то время его возлюбленной была М. А. Щербатова. Она посоветовала ему искать покой в духовной сфере. Автор прислушался к её словам, хотя это произведение достаточно необычно для столь скептичного человека.

Позднее оно вошло в собрание сочинений, которое было выпущено в 1842-м году.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения можно обозначить, как лирический монолог. Текст относится к романтизму и написан ямбом с пиррихием.

Автор применяет перекрёстную рифму, то есть первую строчку сочетает с третьей, а вторую с четвёртой. Также используется мужская рифма (ударение на последний слог) и дактилическая (ударение на третий слог с конца).

Композиция

  1. В начале произведения автор пишет о трудной минуте жизни. Ощущаются напряжённость, печаль и удрученность лирического героя, который решил попытаться найти успокоение в обращении к Богу.
  2. В середине текста поэт описывает чувства во время молитвы: ощущения благодатной силы и святой прелести.
  3. В финале стихотворения мы видим последствия прошения. Тяжёлый груз свалился с плеч героя, и ему стало легко.

Образы и символы

В «Молитве» бремя выступает символом сомнения. Оно и гложет сердце поэта больше всего. Неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, который часто задумывался над серьезнейшими нравственными, философскими и творческими вопросами. И каждый раз, стоя на распутье, он сомневался.

В образе героя можно разглядеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и автор пребывал в плохом настроении. Только молитва помогала ему справиться с отчаянием.

Настроение и мотивы

Поэт раскрывает мотивы эмоциональной напряжённости и избавления от неё с помощью молитвы. В тексте ощущаются тоска, затем умиротворение, и, наконец, могущество слова верующего человека.

М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, говоря об утешении, обретенном в обращении к высшим силам. Это духовное общение очищает душу и разум, дает силы двигаться дальше.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

Читайте также:  Маскарад – краткое содержание пьесы Лермонтова

Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

  • «Как найти покой в душе?»;
  • «На что способна молитва?»;
  • «Может ли обращение к Богу помочь в тяжёлый период жизни?».

Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Средства художественной выразительности

Автор употребляет в тексте эпитеты. Называет минуту трудной, молитву чудной, силу благодатной, прелесть святой и непонятной. Также присутствуют олицетворения. Грусть теснится и прелесть дышит.

Кроме того, поэт говорит языком сравнений: сомнение – как бремя.

Михаил Лермонтов — Княгиня Лиговская:
Краткое содержание

Санкт-Петербург, 1833 год, 21 декабря, 4 часа вечера. Именно в это время молодого чиновника-зеваку Красинского сбил лихой рысак. Впрочем, не насмерть. Офицер в повозке, Григорий Александрович Печорин (Жорж), как ни в чем не бывало, промчался мимо к своему дому. Матери дома не оказалось, зато его там ждали сестра Варенька и визитка от князя Степана Степановича Лиговского. Того самого, что женился на Верочке, которую любил сам Печорин. Впрочем, всем известно, что теперь Печорин увлечен прекрасными глазами Лизаветы Николаевны Негуровой. Ей-то он и пишет загадочное письмо и отправляется развеяться в театр, а после в ресторацию. Там он смешит приятелей историей с рысаком и сбитым чиновником. Он не знает, что Красинский совсем рядом. Молодой человек стыдит надменного офицера. В ответ тот предлагает ему стреляться на дуэли. Красинский вынужден отказаться: на его попечении старушка-мать.

Печорин ведет самую светскую жизнь и все язвительнее смотрит на влюбленную в него Негурову. Она согласна выйти за него замуж, но чары опытной кокетки на него уже не действуют. От скуки он завел эту интригу на глазах у всего общества, теперь ее закончил – тем самым загадочным письмом без подписи. В нем он сообщил красавице, что Печорин ее вовсе не любит. Уничтоженная, она отказывает волоките от дома. А он спешит по адресу, где с мужем живет та самая Вера Дмитриевна Лиговская, его юношеская любовь. Расстались они скверно, недовольные друг другом. А ведь когда-то, в Москве, они были счастливы вместе. Он даже забросил учебу. После чего был определен в юнкерское училище. И даже поучаствовал в польской кампании. Провожая его в полк, Верочка клятвенно обещала ждать его. Время шло – и пути их разошлись. Он решил, что она охладела, она узнала историю с Негуровой, своей хорошей знакомой. И вышла замуж за князя.

В таком качестве она и навещает теперь дом Печориных. В беседах за столом или в гостиных от колкостей они переходят к неловкому молчанию. Постепенно оба с радостью выясняют, что прежние чувства не умерли. Однажды Печорин любезно вызывается оказать Лиговским услугу: разыскать чиновника, который ведет одно их запутанное дело. Конечно, этот тот самый Станислав Красинский, бедный, но гордый юноша. Печорин беседует с его матерью, передает свое поручение. Юноша решает воспользоваться возможностью хоть одним глазком взглянуть на жизнь светского общества. Ему даже удается получить приглашение на блестящий бал у баронессы, где сходятся все действующие лица этой истории. Там Печорин вновь интригует сбитую с толку Негурову, возобновляет знакомство с ней и княгиня Лиговская. Повествование обрывается на череде кадрилей и беседе Лиговской с Негуровой.

Читательский дневник по роману «Княгиня Лиговская» Лермонтова

Сюжет. Бедный юноша-чиновник Станислав Красинский попал под лошадь. Ее хозяин, блестящий офицер Григорий Александрович Печорин, и не думает оказать ему помощь. Он спешит домой, к матери и сестре. Его голова занята двумя любовными историями: наскучившей интригой с Лизаветой Негуровой и глубоким чувством к теперь уже замужней Верочке Лиговской. Чтобы отвязаться от первой, он посылает ей анонимку, где уверяет, что Печорин негодяй и ее не любит. А при встречах с Верой пытается понять: живо ли еще то чувство, связавшее их когда-то в Москве. Ведь когда он уходил в полк – она обещалась его ждать. А когда вернулся, понял, что жизнь их развела. А тут еще история с Негуровой, о которой узнала Вера. Затем последний удар – она вышла замуж.

Несколько раз Печорин сталкивается и с Красинским. Один раз, когда со смехом пересказывает приятелям историю с лошадью. Затем – когда идет к нему домой по поручению князя. Красинский ждет извинений, Печорин согласен только на дуэль. Но она невозможна: старая мать Красинского не перенесет его смерти. В финале книги все герои сходятся на балу. Печорин изводит Негурову намеками, княгиня Лиговская возобновляет с ней же общение, и за всеми наблюдает уязвленный в лучших чувствах Красинский.

Отзыв

Роман не был завершен. Он автобиографичен. Прототип Негуровой – Сушкова, Лиговской – Лопухина. Гордость, цинизм и злопамятство разрушают отношения и чувства между людьми. В романе изображена пропасть между жизнью разных слоев общества, бедными и богатыми, знатными и не очень. Сатирически показаны дурные нравы светского общества. Аристократический и чиновничий Петербург – еще один герой книги.

Краткое содержание Лермонтов Княгиня Лиговская

Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1833 году. Один бедный молодой чиновник на улице попадает под лошадь. Повозка уезжает, однако пострадавший успевает заметить лицо своего обидчика. Это молодой и состоятельный военный Григорий Александрович Печорин.

Вернувшись домой, Печорин узнает от своей сестры Вареньки, что в их дом с визитом приходили князь и княгиня Лиговские. Это имя вызывает у молодого человека большое волнение. Несколько лет назад он влюбился в Верочку Р., и она ответила ему взаимностью. Печорин настолько увлекся своими чувствами, что не смог сдать экзамены. Он поступил на военную службу, а затем отправился на фронт, в действующую армию. Там Печорин показал свою храбрость. По окончании кампании, он узнал, что Верочка вышла замуж за князя Лиговского. Это глубоко ранило молодого человека.

В столице Печорин ведет активную светскую жизнь. От скуки он ухаживает за засидевшейся в девушках Елизаветой Негуровой и, наконец, решает прекратить эту игру. Печорин пишет Негуровой анонимное письмо, в котором сообщает, что ей не на что надеяться.

Вечером Печорин отправляется в театр. Там он видит интересную молодую женщину, чьего лица не может разглядеть, а также Негурову, которая проявляет к нему внимание. В ресторане у Печорина происходит неприятный разговор с одним молодым человеком, который оказывается именно тем самым сбитым чиновником. Чиновник считает себя униженным, ему кажется, что над ним посмеялись, а он считает, что богатство не дает права принижать и оскорблять других людей. Печорин предлагает решить дело посредством дуэли, но чиновник отказывается, ссылаясь на то, что заботится о пожилой матери.

Печорин наносит визит вежливости Лиговским и понимает, что вчерашняя дама в театре – это княгиня Вера. Сам князь – недалекий человек, который женился лишь потому, что так захотели его родные.

Мать Печорина устраивает большой обед, приглашая на него и Лиговских. За столом княгиня Вера сидит недалеко от молодого человека, который в беседе делает неприятные ей намеки. Бедная женщина расстроена до слез. Князь Лиговской жалуется, что его тяжба в суде затянулась, а делом занимается чиновник по фамилии Красинский. Печорин вызывается найти этого человека и попросить уделить больше внимания делу князя.

В поисках Красинского молодой человек отправляется в бедные кварталы. Наконец, он находит нужную квартиру, где его встречает пожилая женщина. Вскоре выясняется, что Красинский – это тот самый сбитый чиновник, который встречает Печорина холодно, но обещает прийти к князю. Действительно, он появляется в доме Лиговских, и княгиня Вера представляет его своим гостям.

На балу у баронессы Р. Печорин встречается как с Верой, так и с Елизаветой Негуровой. Последняя холодна с ним, потому что уже прочла анонимное письмо. Ее сердце разбито, так как девушка успела полюбить Печорина.

Произведение осталось незаконченным автором, однако, можно проследить несколько основных мыслей, заложенных им. Во-первых, это изображение жизни, типажей и нравов высшего света. Во-вторых, образ «маленького человека» – нищего чиновника Красинского, который ненавидит богачей и хочет мстить им, но сам жаждет богатства и власти.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Княгиня Лиговская. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Ибсен Пер Гюнт веселый мальчишка любящий рассказывать истории. Люди принимают его рассказы за небылицы и выдумки, думают что Пер таким образом выделывается.

Повествование относят к жанру плутовского романа, который был впервые написан на немецком языке и издан в Германии. Автор написал его от лица главного героя, который на склоне лет повествует о своих приключениях

В повести говорится о трех приятелях, которые в целях скрасить свое пустое времяпровождение, отправились в путешествие по реке.

Кандид Касторович Тарелкин решает имитировать свою смерть.Причины для этого у него есть. Жить он старался на широкую ногу, а денег не было, сильно задолжал кредиторам. А тут ещё украл письма своего начальника, генерала Максима Кузьмича Варравина

Сегодня у меня была особая радость: прилетал дядя Николай. Отца я не видел никогда, а с дядей Николаем они были дружны и вместе боролись с фашистами, летали на бомбардировщиках.

Ссылка на основную публикацию