Анализ стихотворения Нищий Лермонтова 9 класс

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье. Эти знания помогут подготовится к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомится с идеей, историей создания произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нищий.

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.

Композиция – четыре строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “живая мука”.

Эпитеты“бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза“хлеб” и “камень”.

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем” – обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его эмоциональность, напевность и стихотворный размер и ритм. Последняя строфа напоминает послание, однако чёткого адресата не прослеживается. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “ врат святых “, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб” , образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “ И взор являл живую муку… И кто-то камень положил”…

В третьей строфе: “Так я молил твоей любви… Так чувства лучшие мои…”

«Нищий» – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

План описания произведения

Анализ стиха «Нищий» (Лермонтова) производится по следующему плану:

  1. История создания: причина написания произведения и процесс формирования главной идеи стиха.
  2. Тема и проблематика: основной смысл стихотворения.
  3. Композиция: стилистика стиха, особенности построения строф.
  4. Жанр: разновидность литературного произведения, выявления его отличительных признаков.
  5. Образ героев: характеристика главных персонажей стихотворения.
  6. Средства выразительности: способ подачи содержания стиха.

Глубокий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» позволит раскрыть основной замысел произведения выявить его ценность для русской литературы.

История написания

Стихотворение «Нищий» было написано летом 1830 г. В этот период Михаилу Юрьевичу было 16 лет. Поэт находился в своем подмосковном имении Середниково, где познакомился с Екатериной Сушковой. Юноша испытывал чувства к девушке, но его возлюбленная не отвечала взаимностью и не воспринимала его всерьез. Екатерина Сушкова произвела сильное впечатление на Лермонтова.

В течение 5 лет поэт напишет свыше 40 небольших стихотворений о неразделенной любви. После смерти Михаила Юрьевича цикл стихов «Сушковский», посвященный любовным отношениям поэта с Екатериной Сушковой, был опубликован в литературном журнале, где публиковались работы Тургенева, Некрасова и Толстого.

Во время поездки в Троице-Сергиеву лавру Лермонтов встретился с нищим человеком, просящим милостыню на улице. Он жаловался на бессердечность и грубость современной молодежи. Нищий поведал поэту историю о 2 шутниках, положивших ему в чашу для подаяний большой камень. Этот рассказ изменил сознание Лермонтова. Он сравнил историю нищего со своей безответной любовью. Поэтому писатель решил создать произведение на основе этого рассказа, проведя параллель с сердечными муками. Стихотворение произвело сильное впечатление на читателей. Поэтому оно стало одним из литературных памятников той эпохи.

Идея и проблематика

Основными темами стиха «Нищий» являются людское равнодушие, отсутствие сочувствия к ближним людям, предрассудки и осуждение современного русского общества. Основные действия в произведении происходят у ворот церкви. Главному герою, нищему беспомощному человеку, кладут в просящую руку камень. Этот момент раскрывает жестокость и равнодушие людей. Камень в данном случае символизирует обман и предательство. В своем стихотворении поэт также затрагивает следующие темы:

  1. Безответная любовь: главный герой сталкивается с отсутствием взаимности и непониманием со стороны общества. Лермонтов сравнивает это чувство с голодом.
  2. Одиночество: писатель демонстрирует читателям изгоя общества, брошенного на произвол судьбы.
  3. Бытовая жестокость: все второстепенные персонажи презирали главного героя произведения.

Проблематикой стиха «Нищий» является популяризация жестокого обращения с близкими людьми. Автор хотел показать собственные чувства и переживания, связанные со сменой норм морали в современном обществе.

Лермонтов старается внушить читателям, что чрезмерное глумление над слабыми людьми может вызвать жестокость. В результате произведение закончилось местью нищего, пытающегося добыть пищу силой при помощи подаренного ему камня.

Композиция и жанр

При подробном анализе стихотворения Лермонтова «Нищий» выяснилось, что это произведение является лирическим стихом. Об этом свидетельствуют следующие признаки:

  1. Эмоциональность.
  2. Поучительное символическое повествование.
  3. Наличие библейских мотивов.

Произведение выполнено в стилистике четырёхстопного ямба с элементами перекрестной рифмы. В нем присутствуют высокая лексика, придающая стихотворению мелодичность, метафоры и анафоры. Логическое ударение в стихотворении всегда падает на 2 слог.

Стих имеет следующую композицию:

  1. В первых 2 строфах показана история нищего, столкнувшегося с обманом и непониманием общества. Изначально стих вызывает у читателя чувства грусти и сострадания. Но в начале второй строфы произведение начинает раскрываться, события развиваются в быстром темпе.
  2. В 3 строфе автор произведения проводит параллели с безответной любовью, делясь опытом из личной жизни.

В последней строфе можно наблюдать послание Лермонтова. Автор не указал точного адресата ни в самом произведении, ни в собственных очерках. В нем Михаил Юрьевич использует элементы развернутого сравнения.

Образы героев

Главным героем стихотворения является нищий человек, брошенный на произвол судьбы. Этот образ является одним из главных элементов драматизма. Лермонтов выставляет центрального персонажа в виде высокодуховного человека. Он считал, что настоящей нищетой является утрата душевных качеств и собственной мечты.

Лермонтов создавал стихотворение в литературном стиле «романтизм». Поэтому нищий в его произведении является мечтателем с великими намерениями. Он столкнулся с жестокой реальностью и не смог выдержать давления со стороны общества. В результате его жизнь была жестоко разрушена. Лермонтов сочувствует нищему и относит его к святым мученикам. По этой причине в произведении присутствует большое количество религиозной символики.

Средства выразительности

В стихотворении Михаил Юрьевич использует следующие средства передачи содержания текста:

  1. Эпитеты: определение, подчеркивающее основные черты оживленного или неодушевленного предмета. Примеры в тексте: «горькими слезами» и «бедняк и иссохший». Эпитеты делают произведение более выразительным.
  2. Метафоры: употребление слова в переносном значении. Пример из текста — «живая мука». Метафоры предназначены для раскрытия переживаний героя и описания его лирических страданий.
  3. Анафоры: повторение сходных звуковых элементов в начале нескольких фраз или строф. Пример из текста — «И взор являл живую муку… И кто-то камень положил».

Инверсия также является одним из средств выразительности, характеризующих стих «Нищий» Лермонтова. Анализ произведения показал, что они предназначены для усиления эффекта от прочтения.

Полный анализ стихотворения «Нищий» (М.Ю. Лермонтов)

Начиная полный анализ стихотворения «Нищий», необходимо учитывать то, что написал его М.Ю. Лермонтов в очень юном возрасте. Поэтому переживания и проблемы, с которыми пришлось столкнуться автору, были полны юношеских тревог и неуверенности.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Основная мысль произведения

История создания

Появилось на свет данное стихотворение в 1830 году, благодаря таланту шестнадцатилетнего поэта. Именно летом, находясь в имении под Москвой, автор и познакомился с предметом своего обожания – Екатериной Сушковой. Разница в возрасте в два года, что в таком нежном возрасте было огромной пропастью, разделявших влюбленных. Избранница не могла серьезно относиться к ухаживаниям молодого человека, так как считала его слишком молодым и легкомысленным.

Однажды ему довелось услышать историю из уст одного старца, просившего милостыню. Старец сетовал на злую шутку, которую придумали молодые люди и положили камень ему вместо хлеба. Рассказ очень повлиял на юного творца, что под впечатлением от услышанного, и появилось на свет стихотворение «Нищий».Он сумел провести параллель своих внутренних мучений с терзаниями и обидой нищего.

Чувство автора к молодой красавице было очень сильным, потому что на протяжении пяти лет она все никак не шла из его головы. Более того, в этот период было создано несколько произведений, которые носят название «сушковских», но, к сожалению, изданы они были уже после смерти автора в 1844 году.

Жанр, размер

Жанр стихотворения «Нищий» – это лирика. Хотя своим повествованием и напоминает притчу. Так же в нем присутствуют и элементы элегии, поскольку поднимаются темы любви, обиды и непонимания. В заключительных строчках можно увидеть своего рода послание, хоть и без адресата.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Рифмовка в данном произведении перекрестная, написано стихотворение четырехстопным ямбом. Благодаря великолепному словарному запасу поэта стихотворение имеет оттенки торжественности, мелодичности и строгости. Как и остальное творчество Лермонтова – это, безусловно, романтизм, где герой не счастлив в любовных отношениях и страдает от безответственности.

Богатое использование эпитетов придает красочности стихотворению и помогает как можно лучше передать настроение и переживания автора. Использование в последней строфе восклицания максимально усиливает эффект от прочтения.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф.

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Здесь нам показан образ сидящего и просящего подаяние старца, весь облик которого вызывает жалость.

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Во второй строфе можно увидеть человеческую черствость и глумление над нуждающимся.

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Третья же строфа – это проведенная параллель с автором, который так же испытывает сердечные муки из-за несчастной и безответной любви.

Образы и символы

Лермонтов использует ряд образов в этом стихотворении. Образом «святой обители» он показывает любовь – чистую и непорочную. В образе нищего не трудно узнать самого автора, такого же брошенного, непонятого, обманутого и одинокого. Камень же становится образом предательства и обмана, с которым пришлось столкнуться.

Темы и проблемы

Тема данного произведения – это обман, предательство и черствость души. Образом нищего он старается показать то, что его чувства были так же преданы и обмануты. И что любовь для автора равносильна хлебу, в котором так сильно нуждается изголодавшийся нищий.

Отдельной темой можно выделить безответную любовь, с которой пришлось столкнуться юному поэту. Если голод можно утолить хлебом, то любовную жажду нельзя утолить ничем.

Проблемой же данного произведения выступает человеческая холодность и безразличие. Где вместо необходимого хлеба нищий получает камень, так и автор получает обман и страдания, вместо любви, на которую он так рассчитывает и в которой так нуждается. Более того, подвергается насмешки со стороны людей.

Основная мысль произведения

Основную мысль произведения понять очень легко, ведь автор и не пытался её скрыть. При помощи метафоры со стариком и хлебом, автор выплескивает свои эмоции, боль и обиду. Он показывает, что любовь – это не просто прихоть, а жизненная необходимость, без которой жизнь становится болью. Если учесть, что написано это произведение было в очень тяжелый период жизни поэта, то все становится на свои места. Сам Лермонтов на данном этапе жизни так же испытывал душевные муки, которые были для него равносильны голоду. Он был предан в любви. Его настроение чувствуется в каждой строчке произведения. Всю боль и обиду, которые переполняли его на тот момент, он вложил в это произведение.

Грамотно используя образы и сравнения, автор рассказывает нам о проблеме старца, о том, как ему пришлось столкнуться с несправедливостью этого мира. Но, если вдумчиво прочитать произведение, то в лице старца мы увидим молодого юношу, которого отвергли в любви.

Главной мыслю показано то, что любой просящий и обиженный становится намного ближе к Богу, и правда всегда будет на его стороне. А жестокость людей была, есть и будет всегда.

Так же автор завуалировано показывает то, что после таких человеческих поступков, обиженная личность может затаить злость и чувство мести. Ведь сам поэт, спустя определенное время, отомстил своей возлюбленной, бросив её так же, как она когда-то поступила с ним.

К сожалению, так устроен мир, что не всегда стоит ждать помощи или протянутой руки, очень часто вместо помощи можно столкнуться с обманом, обидой и жестокостью. И это касается и любви, где раскрыв свои чувства человеку, можно получить взамен камень.

Анализ стихотворения Нищий Лермонтова 9 класс

Потрясающее произведение, несет в себе глубокий философский смысл. Лермонтов использует «параллелизм», как основную идею построения стихотворения. Поэтические образы здесь перекликаются и как бы «вытекают» одно из другого, дополняя друг друга. Не случайно, действие происходит на ступенях монастыря, который в данном случае олицетворяет открытую душу человека, как Святое, духовное вместилище. Любовные переживания он показывает, через художественное описание несчастного бедняка. Использует его, как призму, чтобы как можно достоверней передать всю силу своих переживаний:

«. Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья. »

Безответность своих чувств он изображает в строках:

«. Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку. »

Кусок данном случае, – это метафора, обозначающая чувства поэта, а “взор” излучающий нестерпимую душевную боль, дает возможность читателю прочувствовать, глубже ощутить страдания. Лермонтов специально использует художественные приемы, для усиления. Двойственность произведения заключается в том, что молодой поэт проводит образные линии , послужившие сравнением между судьбой несчастного бедняка и отвергнутого влюбленного человека:

«. Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;. »

Поэт словно вымаливает любовь, будто милостыню, но получает лишь боль от потери и горечь разочарования:

«. Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Когда было написано данное “признание”, молодому Михаилу Юрьевичу исполнилось шестнадцать и он безответно мучается от несчастной любви к девушке на два года старше себя. Она умело манипулирует его чувствами, но не отвечает взаимностью. Ей льстит внимание поэта, в последующем, она будет делиться этим в своих воспоминаниях.

По разным источникам, предыстория создания стихотворения разница. По одной версии, Лермонтов в то время совершал паломничество к Троице-Сергиевской лавре, где повстречал бедняка, просящего подаяния. Получив монеты, слепой поблагодарил и рассказал о том, как однажды молодые шутники насыпали в его чашечку камней. Старик не держал на них зла: «Бог с ними. ». По другой версии, из воспоминаний современников, следует, что в компании с ними путешествовала Е.А. Сушкова, та самая роковая красавица, в которую был без памяти влюблен поэт, и именно она подшутила над незрячим, вложив ему камень, вместо подаяния. Правда сама Сушкова в своих мемуарах данный факт не только отрицает, но и предоставляет свою версию. Тем не менее, после произошедшего случая, Лермонтов к красавице резко овладел. Только встреча с незрячим произвела на молодого человека сильное впечатление и оставила в душе неизгладимый след, затем воспоминания легли в основу произведения.

Вариант 2

Делай людям добро, и оно к тебе вернётся, так гласит народная мудрость. Ведь каждому человеку хочется получать ответ взаимности за свои хорошие поступки и чувства. Но как больно и обидно получать обратное. Тогда наступают моменты разочарования и огорчения.

Примером такого случая является стихотворение Михаила Лермонтова «Нищий». В него автор вложил очень глубокий и двоякий смысл. Поводом для написания этого стихотворения послужил реальный случай из его жизни. Сам по себе поэт был не сильно верующим человеком. Однако он считал, что церковь и все святые места воспитывают терпение и покорность человеческой души, чего ему и не хватало в жизни. Поэтому он в свои короткие отпуска старался посещать храмы и обители святыни. В такие поездки он всегда брал с собой женщину, которую он любил долгие годы, но которая так и не стала его спутницей жизни. Сюжет стихотворения нам обрисовывает картину, которую увидел автор. У ворот святой обители стоял просящий подаяния. Он был иссохший, чуть живой, его весь облик напоминал не живого человека, а скорее живую маску. Это значит, в нем не было ни капли жизни, от жажды и страданья его взор словно окаменел и стал маской.

Описывая образ просящего, поэт одновременно подразумевает себя. Внешний вид нищего он сравнивает с внутренним миром себя. На тот момент у него было точно такое же душевное состояние от безответной любви женщины, которую он ждал долгие годы. А она только играла его чувствами и заставляла ждать, давала только обещания, которые никогда не выполняла. Но главным поводом разочарования в любимой для поэта стал необъяснимый поступок этой женщины. Она ради шутки положила в руку просящего подаяния камень, конечно же, в дальнейшем она это отрицала. Этим самым она «бросила» камень и в душу автора, в его искренние чувства. Это поставило точку в постоянном ожидании и надеждах автора, что когда-нибудь они будут вместе. Поэт понял, что эта женщина не та, за которую себя выдавала.

В данном стихотворении поэт совместил два смысла. В первых двух строфах он описывает увиденного нищего, а в последней – он высказывает о том, что чувствует. Как он ждал, молил о любви, но его лучшие чувства оказались обмануты навек. Сразу становится понятно, что автор обращается к конкретному человеку, потому что в конце употребляет выражение «чувства обмануты тобою».

Анализ 3

Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий». Отвергая все проявления внимания и ухаживания влюбленного в нее молодого человека, девушка еще и поднимала его чувства на смех – эти обстоятельства подавляли ухажера, вызывая глубокую скорбь.

Прогуливаясь по территории Троице-Сергиевой Лавры, поэт наткнулся на нищего слепца. Как известно, этот несчастный пожаловался Лермонтову на свою печальную судьбу и издевательства со стороны юных прихожан. Последние зачастую клали в его кружку вместо монет камни. Этот эпизод глубоко тронул поэта, напомнив ему собственные чувства насмешки, унижения и предательства со стороны объекта любви. Этими чувствами и проникнуто стихотворение, которое относится к любовной лирике.

Лирический герой испытывает горькое разочарование и глубокое отчаяние, удачно сравнивая себя с несчастным нищим, который вместо ожидаемого хлеба получает лишь горсть ненужных камней. Это сравнение – прообраз порочной человеческой жестокости, появляющейся вследствие душевной глухоты. Оно напоминает библейский сюжет – притчу Иисуса Христа о жестокости развращенного рода, который не угождает Богу, тогда как своему сыну ни один из этих людей не даст вместо хлеба камень.

Что касается композиционных особенностей произведения, то оно имеет две части и состоит из трех строф-четверостиший. Первая часть повествует читателю о нищем, столкнувшимся с жестокостью окружающих людей, а во второй части автор переходит к описанию собственных чувств. Стихотворение написано в размере четырехстопного ямба – именно он позволяет передать всю глубину душевной скорби лирического героя. Рифма стихотворения перекрестная.

При написании стихотворения автором использовано немало художественно-выразительных средств языка – это тропы, при помощи которых передается атмосфера внутренних чувств души. Эпитеты («обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «живая мука», «слезы горькие», «чувства лучшие») и метафоры (крупное образное сравнение протянутой руки нищего старика и души автора, жаждущей любви и понимания), а также трагизм стихотворения делают его прекрасным памятником русской литературы, показывая многочисленные возможности языка в раскрытии самых глубоких чувств человеческой души.

Читайте также:  Бэла - краткое содержание главы из Героя нашего времени Лермонтова

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий», призывающее видеть и чувствовать страдания окружающих нас людей, проявлять милосердие и ласку – одно из тех произведений, которое воплотило в себе суть русской поэзии.

Анализ стихотворения Нищий по плану

Нищий

Возможно вам будет интересно

Стих Тютчева написано в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году -это один из самых процитируемых и выдающихся стихотворений, к тому же одно из самых коротких так, как составлен всего из четырех строчек.

Фёдор Иванович Тютчев – замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце. » – пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться

Больше всего на свете Есенину нравилось описывать обычную природу или природу, которая находится в деревне. А также все бытовые проблемы и дела. Данное произведение было написано в 1914 году.

Талантливый мастер пейзажной лирики Ф. И. Тютчев мастерски описал бабье лета в своём произведении «Есть в осени первоначальной…». С

Анализ стихотворения Лермонтова Нищий 9 класс

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова « Нищий » повествует читателя, о проблеме отвергнутых чувств и любви. После неоднократного прочтения произведения в нашей голове возникает мыслительный образ, основанной на содержание стиха. В нем мы можем различить смешанные чувства, которые автор вкладывал в свое творение. И самое выделяющее из них это чувство злости и досады, продиктованное в адрес, неуказанного обидчика. И тема обиды является основной в данном стихотворение, и можно предположить, что писатель развивает ее на основе своих собственных переживаний, как и многие поэты. Основной смысл, в стихотворение, Лермонтов расположил буквально на поверхности, и эта выраженная прямота, говорит нам, что поэт в расторгнутом состоянии прямо выплеснул накипевшее внутри. Но особенности шедевра можно распознать только при подробном анализе.

В целом стихотворение произвело на меня достаточно хорошее впечатление, и это благодаря его основной теме, которую, раскрыл наш любимый поэт. Лермонтов, в добавок ко всему словно сочувствует всем, кто испытывал такое жизненное положение, и это несомненно заслуживает похвалы. Но не только проблема, поставленная автором, отличает стихотворение, а особая мысленная композиция, используемая в этих четверостишиях. В этом можно легко убедиться, рассмотрев сюжет, в нем автор использует, что то подобие аналогии. Ведь в первой части мы видим жалкую картину, нищего, стоящего возле церкви или храма, с протянутой рукой. Данный эпизод, описан очень эмоционально, представляя себе эту картину, мы проникаем жалостью и состраданием к бедняге. К тому же, этот эффект усиливается, благодаря наличию образа святого места.

В следующем четверостишие, мы видим случай, истиной жестокости и безразличия, кто то положил в тощую, высохшую руку, камень. Этот пример бездушия, словно нож, режет мысли читателя, как будто мы впадаем в шок. И на фоне этого возмутительного состояния, писатель вводит основную часть. В ней мы видим лирического героя, молившего свою любимую, сильнее, чем тот нищий, о взаимных, ответных чувствах. Но возлюбленная обманывала героя, возможно, она просто притворялась, играла на чувствах, или так же пошутила, подкинув ему в душу камень. И он, стал обманут как тот бездомный, безжалостно и как то нечеловечески. Такого рода, двойная структура стихотворения, создает понятным всем, пример и в то же время дает сравнить и измерить обиду обманутых чувств.

Завершая нашу работу, даже не хочется расставаться с произведение Михаила Лермонтова, настолько оно образное, понятное и можно сказать актуальное в любое время. Ведь тема разбитой любви стоит остро во все человеческие эпохи. Стихотворение мне понравилось, как и все безграничное творчество русского поэта.

Анализ стихотворения Нищий Лермонтова

Одно из самых известнейших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова “Нищий”, не было опубликовано при жизни поэта. А все потому, что автор считал это личным, и не желал выставлять на всеобщее обозрение свою любовь, так как в данном произведении ведётся повествование о его любви к Е. Сушковой. Сам поэт был набожным и богобоязненным человеком, хоть и винил религию в том, что она является главной причиной, по которой большинство людей так покорны, что не умеет даже отстаивать собственное мнение. Но все же, во время отпусков Лермонтов часто посещал монастыри, и после одного такого, он написал стихотворение ” Нищий”.

И все события в стихотворении, подкреплены реальными фактами. Когда он с компанией, в которой находилась его возлюбленная. Сушковая посетил монастырь, то они увидели слепого старика, который просил еды. Но вместо этого, кто-то положил ему в руки камень, чтобы пошутить над ним. И это была Екатерина Сушкова. После этого происшествия, Лермонтов наконец-то понял, что эта женщина никогда не будет с ним, и никогда его не любила. То что, как она поступила с несчастным стариком, так она поступит и с ним. Его любовь для неё, не больше чем коротко временное увлечение.

По прибытию домой, Михаил Юрьевич написал стихотворение “Нищий”, но не стал его опубликовывать. Но все же, когда после его смерти мир увидел это стихотворение, никто из друзей Лермонтова не сомневался, кому именно оно посвящённо.

В этом стихотворении читается разочарование автора в любви, это происшествие убивает в нем веру во взаимную любовь. И он подобно, слепому и бедному старцу, который остался сам со своими проблемами, так Лермонтов остался со своей, никому не нужной любовью. И хоть он и любил её, после этого он перестал показывать свои чувства, потому что одной частью своей души он любил, а другой презирал.

И никто не знает, смог ли потом, поэт полюбить кого-то так сильно и преданно. Ведь он не просил ничего кроме любви. Все что он просил, это чтобы она ответила на его чувства. И спустя время, когда он смог пересилить себя, и похоронить свою любовь, он повёл себя с нею, как ранее повела она себя с ним. Когда она влюбилась в него, и надеялась на ответ, он при всех унизил её. Тогда ему уже не нужна была любовь, тогда ему нужна была справедливость.

9 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Нищий

Популярные темы анализов

В этом стихотворении Есенин описывает свою жизнь. Есенин детство и юность прожил в селе Константиново, а потом переехал в Москву, и слава вскружила ему голову. За свою жизнь писатель заработал себе славу бунтаря и хулигана.

Лирика пейзажей Тютчева довольно-таки хороша и многообразна. Придерживаясь романтизма лирик полагает, что эмоции и чувства намного многозначнее, чем их проявления. Намного важнее видеть всю красоту мира, который тебя окружает

Сергей Александрович оказал возможно наиболее сильное влияние на литературу 20 века среди всех писателей Серебряного века. Тот факт, что он был из крестьянской семьи помогал ему быть более понятным и простым для любого читающего его стихотворения

Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано в его третьем сборнике, в 1897 году «Me eum esse», что в переводе на русский означает «Я люблю. ». На тот момент, ему было 23 года, и он все ещё был

В этом стихотворении Борис Леонидович описывает августовское утро, когда последние тёплые лучики света так приятно освещают комнату и напомнили писателю о празднике. Пастернак пишет, что когда он проснулся,

Краткое содержание Лермонтов Тамань для читательского дневника

Печорин – весьма загадочная натура, которая может быть порывистой, так и холодно-расчетливой. Но он далеко не прост, но в этом случае – в Тамани, его обвели вокруг пальца.

Именно там Печорин останавливает в доме одной старушки, которая довольно подозрительна. Но Печорину самое важное – кров над головой и еда. Прогуливаясь, он видит девушку, которая кажется ему очень странной. Девушка дерзка, просто необычайно дерзка, и еще очень ловкая. Но она симпатична, а кто может устоять при таких качествах и соотношений в характере и внешности?

Печорин просто заинтригован, тем более, он довольно молод. С ней происходит что-то похожее на знакомство, если это можно так назвать. Девушка предлагает встретиться ночью в лодке, так как Печорин начинает догадываться о ее противозаконной деятельности. Она собирается его убить, и этой ей почти удается, но Печорин спасается чудом. Печорин сразу стал подозревать ее, как только понял, что мальчик, живущий рядом с ним – не слепой, а притворяется. И он был свидетелем того, что происходило ночью на берегу реки.

Там девушка и мальчик передавали и прятали контрабандный товар. Только любопытство и интерес могли заставить пойти ночью на берег посмотреть, что будет дальше.

Краткое содержание главы Тамань (Герой нашего времени)

Поздно ночью Печорин приехал в Тамань. Десятнику он объяснил, что он офицер, едет по казенным делам и потребовал найти ему жилье для ночлега.

Десятник привел его к небольшому дому у самого моря. Печорин очень устал и велел своему денщику нести чемодан, а сам стал звать хозяина. Из сеней вышел парнишка лет четырнадцати и сказал, что хозяйки нет дома. Печорин зажег спичку и увидел, что мальчик слепой. Мальчик сказал, что он сирота, а дочка хозяйки убежала с татарином. Промелькнувшая улыбка на его лице, не понравилась Печорину.

В доме ничего не было, кроме нескольких лавок, стола и сундука. Насторожило Печорина и то, что в доме отсутствовали иконы. Он разложил вещи и улегся, однако заснуть ему не удавалось.

Месяц озарял комнату, Печорин заметил на полоске света промелькнувшую тень. Он оделся и вышел из дома. Печорин увидел слепого мальчика, тот прошел мимо него и стал спускаться к пристани. Печорин направился вслед за ним. Мальчик очень ловко пробирался по крутой тропинке. Наконец он остановился и присел. К нему подошла женская фигура.

Печорин услышал их разговор. Они ждали какого-то Янко. Вскоре на море показалась лодка, из нее вышел мужчина в татарской шапке. Втроем они взяли груз из лодки и направились вдоль берега.

Печорин встревожился, вернулся в дом и стал дожидаться утра. Утром он отправился к коменданту, узнать в котором часу он сможет уехать в Геленджик. Он расстроился, узнав, что ждать еще дня три.

Читайте также:  Беглец - краткое содержание произведения Лермонтова

Вернувшись в дом, он обнаружил хозяйку, которая готовила обед. У слепого мальчишки, он спросил, куда тот ходил ночью, но мальчик не ответил. Печорин разозлился и решил во что бы то ни стало узнать эту тайну.

Он присел на камень и задумался, прошло какое-то время и он услышал песню. Печорин увидел, что на крыше дома стоит девушка, похожая на русалку и поет песню. Девушка целый день крутилась возле Печорина, будто ждала от него вопроса. Но, всякий раз когда он пытался заговорить с ней, коварно улыбалась и убегала.

Девушке было около восемнадцати лет, она не была красавицей, но было что-то завораживающее в ее чертах. Печорину все же удалось заговорить с загадочной девушкой. Он рассказал, что видел ее ночью на берегу. Печорин пригрозил, что расскажет коменданту о ночном происшествии, девушка не отреагировала и убежала.

Смеркалось, Печорин сидел за столом и пил чай и тут вошла девушка. Она села напротив него, у нее было бледное и взволнованное лицо, она молчала. Неожиданно она встала, обвила руками его шею и поцеловала в губы. Печорин был одурманен поцелуем, девушка шепнула ему, чтобы ночью он приходил на берег.

Ночью Печорин прихватил пистолет и вышел из дома. Он предупредил своего денщика, чтобы тот шел на берег, если услышит выстрел.

Девушка дожидалась его, она взяла его за руку и они стали спускаться к берегу. Там стояла лодка, девушка прыгнула в лодку и потянула Печорина за собой. Лодка начала отплывать, Печорин взволновался. Девушка стала признаваться ему в любви, и тут он услышал всплеск воды. Печорин обнаружил пропажу пистолета.

Девушка набросилась на него, пытаясь столкнуть его в воду.Во время борьбы он спросил, чего она хочет. Она ответила, что боится его доноса. Ему удалось сбросить девушку в воду.

Добравшись до берега, Печорин притаился и увидел, что девушка уже на берегу. К ней подплыла лодка, с нее вышел Янко. Они разговаривали, пришел слепой и положил в лодку мешок.

Янко дал слепому монет и сказал, что больше здесь не появится и будет искать работу в другом месте. Они с девушкой сели в лодку и отчалили. Мальчик остался на берегу и долго плакал.

Печорин понял, что они занимались контрабандой. Вернувшись в дом, он обнаружил пропажу своих вещей, он понял, что именно их положил в лодку слепой.

Утром он покинул Тамань.

Печорин сделал для себя вывод, что не стоит вмешиваться в чужие дела и разрушать чужие судьбы.

Читать краткое содержание Тамань. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Картинка или рисунок Тамань

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Апполодор встречается со своим товарищем и тот просит его рассказать о пире, проходившем в доме поэта. Пиршество это было уже очень давно, около 15 лет назад. Велись на нем беседы о боге Эроте и о любви.

Ванька Тепляшин молодой деревенский парень. Он трудится шофером. Однажды у него обнаружили болезнь, язву двенадцатиперстной кишки. Шофера положили в больницу, сначала его лечили в родном селе, а потом перевели в город.

Одним из главных увлечений автора было исследование психики детей. На основании таких наблюдений была написана книга От 2 до 5, в которой были указаны правила, соблюдением которых не должны пренебрегать детские поэты.

Произведение показывает драматическую историю интеллигента, который оказался совершенно никому не нужным в России после революции.

Герои рассказов В.М. Шукшина – очень непонятные люди, которые вызывают жалость и умиление своей наивностью, добротой и непосредственностью. В сборнике Странные люди 3 рассказа:

Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Тамань»

  1. Основные герои
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание
  4. Основная идея

«Тамань» – одна из глав известной книги Лермонтова «Герой нашего времени». Главным героем выступает Григорий Александрович. Сама же книга вышла в 1840 году, став одним из самых известных произведений в русской литературе. Жанр «Героя нашего времени» – лирико-психологический роман.

Основные герои

Прежде, чем перейти к краткому содержанию главы «Тамань», следует ознакомиться с главными героями:

  • Печорин Григорий Александрович — главный герой книги;
  • Слепой — один из контрабандистов;
  • Девушка — ее имя неизвестно;
  • Янко — еще один контрабандист, который доставлял какие-то узлы по морю;
  • Хозяйка гостиницы — о ней мало что сказано. Есть пара намеков, что она знает про контрабандистов и прикрывает их;
  • Казак — человек, который жил в одной комнате с Печориным;
  • Денщик — работник гостиницы.

Очень краткий пересказ

Краткое содержание начинается с того, что главный герой прибывает в город под названием Тамань. Он остановился в одном из домов. Ему необходимо добраться в Геленджик, но путь туда лежит через море.

Однажды ночью Печорин увидел за окном подозрительный силуэт. Он решил проследить за ним. Это был слепой юноша, которого Печорин ранее видел в гостинице. Дойдя до берега, мальчик начал разговаривать с контрабандистом и какой-то девушкой. Позже к диалогу присоединился приплывший на лодке контрабандист Янко. Группа людей выгрузила какие-то мешки и пошла вдоль берега.

Утром Григорий Александрович попытался расспросить слепого о том, что видел ночью. Но тот сделал вид, что ничего не понимает.

В гостиницу пришла девушка. Она пригласила офицера на свидание. Вместе они поплыли на лодке. Девушка попыталась утопить Печорина, поскольку он стал свидетелем контрабанды. Однако главному герою удалось спастись. Он скинул девушку в воду, но та умела хорошо плавать и не утонула. Главный герой узнал, что его попытались убить, поскольку контрабандисты боялись, что он может обо всем рассказать властям.

Печорина пытаются убить

Григорий Александрович вернулся в гостиницу и узнал, что Янко больше не хочет заниматься контрабандой. В комнате главный герой обнаружил, что пропали его кинжал и шапка с серебряной вставкой.

Краткое содержание

В книге рассказ ведется от имени главного героя, то есть Печорина. Он называет Тамань дрянным городом. Он не пробыл здесь долго, но все же за это время с ним случилось несколько приключений, про которые он с увлечением поведал. Там Печорин чуть не умер от голода, к тому же его хотели утопить.

Григорий Александрович прибыл в город вечером. Он был очень уставшим и истощенным. Наконец ему удалось остановиться в одном гостевом доме. По городу ходили неприятные слухи о месте, где он планировал заночевать.

В доме его встретил слепой мужчина. Денщик смог уснуть сразу, а вот Печорин — нет: перед его глазами стоял слепой, и из-за этого офицер ощутил тревогу.

Вдруг Печорин заметил за окном тень. Он отправился на улицу, где и увидел слепого: мальчик шел к пристани, и главный герой решил незаметно проследовать за ним. Он заметил, что слепой встретился с девушкой и контрабандистом. Женщина была обеспокоена тем, что на море начался шторм и какой-то Янко все еще не прибыл. Но у слепого был острый слух и он сказал, что слышит звук лодки. Главный герой не заметил ее сразу, да и услышать ничего не смог. Затем он увидел, как мужчина прибыл на лодке и вся группа людей, взяв с нее какой-то груз, пошла по берегу.

Утром Печорин заметил слепого в доме. Он хотел спросить мальчика, куда последний ходил ночью, что это были за люди и груз. Но слепой притворился, что ничего не понимает. Хозяйка дома тоже прикинулась глухой. Несмотря на то, что она готовила завтрак, она не предложила гостю никакой еды.

Печорин остановился в этом городке из-за того, что должен быть добраться до Геленджика по морю. Однако вокруг не было кораблей. Поговорив с комендантом, офицер узнал, что через три дня должно прибыть почтовое судно.

Спустя некоторое время в дом вошла девушка. Она была активной и достаточно красивой. Девушку не могли понять, поскольку она говорила загадками. Она пригласила Печорина на свидание.

Во время свидания девушка предложила главному герою прокатиться на лодке, и он согласился. Когда же они отплыли достаточно далеко, она попыталась утопить офицера. Печорин спасся, но только благодаря тому, что смог заранее предугадать ее план. К тому же, он был сильнее физически.

Печорин схватил девушку одной рукой за шею, а второй за волосы. После того как девушка ослабла, он сбросил ее в воду. Григорий взял сломанное весло и поплыл в сторону берега. Прибыв туда, он обнаружил, что с девушкой все в порядке, она уже стояла на берегу и отжимала волосы: как и все жители морского городка, она отлично плавала.

Когда Печорин еще был на лодке, он выведал, что ее сообщники боялись его, ведь офицер узнал тайну и может донести властям.

После свидания мужчина вернулся обратно в дом, где остановился на постой. Там он стал свидетелем разговора слепого и контрабандиста Янко: последний сказал, что собирается уйти от своего хозяина, поскольку тот платит ему слишком мало за такую опасную работу. Кроме того, он передал хозяйке гостиницы, что собирается забрать девушку с собой.

Печорин увидел, как слепой начал плакать, Янко же уплыл на лодке. Он начала жалеть о том, что его любопытство сгубило бизнес честных контрабандистов. Вернувшись к себе в комнату, Печорин обнаружил, что исчез его кинжал, а также шапка с оправой на основе серебра. Он выместил свое огорчение на спящем казаке, который работал денщиком. Печорин понял, что будет глупо и стыдно сказать начальству, что его обокрал слепой мальчишка и чуть не утопила какая-то девушка.

Основная идея

Основная идея краткого содержания главы «Тамань» в том, что не следует совать свой нос в чужие дела. Главный герой решил поступить по-своему и его чуть не убили. Хоть Печорин и выжил, он все равно потерял ценный для него кинжал и дорогую шапку. Если же дело касается преступления, лучше обратиться в полицию вместо того, чтобы разбираться во всем самостоятельно, подвергая себя опасности. Рекомендуем прочитать краткий пересказ не только этой главы, но и повести в целом.

Ссылка на основную публикацию