Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс

Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова

Изучение стихотворения “Поэт” предусмотрено программой в 9 классе. На уроках литературы будет необходим полный и краткий анализ “Поэт” по плану, эту информацию вы сможете почерпнуть в нашей статье.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написано в 1838 году. Поэт продолжает тему предназначения поэта, гибель Пушкина всё ещё сказывается на его творчестве.

Тема – поэта и поэзия, гражданская лирика.

Композиция – Стихотворение делится на две структурные части: повествование о кинжале и обращение к поэту. Состоит из 11 строф.

Жанр – элегия с чертами сатиры.

Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Метафоры – “изнеженный век”, “покрытый ржавчиной презренья”.

Эпитетытаинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”.

Синекдоха – “воспламенял бойца для битвы”, “не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье”.

Сравнение“стих, как божий дух…, как колокол…”, игрушкой золотой (кинжал) он блещет на стене”, “Как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны”, “звук(стихи)… как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.

История создания

Стихотворение написано в 1838 году. В 1839 году оно опубликовано в “Отечественных записках”. Смерть А.С.Пушкина глубоко взволновала поэта, он продолжал тему поэта и его предназначения в стихотворении “Поэт”.

Ссылка на Кавказ не сломила поэта, к тому же он стал широко известен после гонений за произведение, посвящённое смерти Пушкина. К тому же знание оружия и военного дела сказывается в тексте, поэт как никто знал ценность и силу кинжала, который стал центральным образом в стихотворении. Год написания был сложным, как и вся короткая жизнь поэта.

Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.

Тема поэта и поэзии свойственна позднему периоду творчества Лермонтова. Очень зрелое проникновенное стихотворение с особым характером повествует об особой роли поэта в жизни людей и государства. В былые времена поэты вдохновляли на подвиги, поддерживали боевой дух, воспевали значимые события, раскрывали правду исторических событий для потомков.

В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь словесного мастера.

Смысл произведения – без упорной работы, свободной, искренней, правдивой талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит – достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками” или приукрашать уродства общества “румянами” . Главная мысль произведения – поэт должен служить людям, истории, правде.

Композиция

Структурно стихотворение можно поделить на две части: в первой описывается история кинжала, его некогда славное прошлое и унылое настоящее; во второй – автор открыто сравнивает поэтический дар с оружием, которое ржавеет, если им не пользуются. В 11 строф автор вложил огромную по своей поэтической силе историю с прозрачной аллегорией.

Лирический герой дерзко и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравах общества. Заканчивается стихотворение восклицанием и вопросом, который глубже и сильнее риторического: “ Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Произведение относится к жанру элегии, об этом говорит ритм, общий настрой, тематика, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Черты сатиры также прослеживаются в смысловой сфере стихотворения. Оно написано шестистопным ямбом, временами переходящим в четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой. Это одно из лучший произведений поэта, относящихся к гражданской лирике. Все четыре стиха последней строфы содержат сильнейший эмоциональный накал, содержащий главную мысль стихотворения.

Средства выразительности

В произведении много эпитетов (“ таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк” ), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором.

По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.

Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс

Стихотворение «Поэт» было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение «Смерть поэта».

Произведение «Поэт» относится к гражданской лирике. Автор обращается с обличительным призывом к своим современникам. Романтические представления Лермонтова о противопоставлении поэта и толпы преобразуются в более серьезные философские размышления о роли и значении творчества в жизни общества.

В первой части стихотворения автор описывает кинжал, который долгое время верой и правдой служил воинам в сражениях. В то славное время ему были не нужны украшения. Кинжал выполнял свое предназначение – убивать врагов. В настоящее время он стал всего лишь «игрушкой золотой», висящей на стене.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с поэтом. В этом чувствуется возвращение к идеалам декабристов. Автор указывает на главное гражданское предназначение поэта – руководить и направлять толпу во времена тяжелых испытаний. Лермонтов использует яркое сравнение: «стих» – «колокол на башне вечевой». Этот образ обращает внимание читателя на традиции древнерусской вольницы в противовес деспотической власти.

Автор утверждает, что в современном ему обществе поэт, подобно кинжалу, забыл свое истинное предназначенье, променял его «на злато». Высшее общество не желает больше внимать суровым и справедливым словам поэтов. Главной ценностью стали богатство и мнимая красота («блестки и обманы»). Истинное положение вещей предпочитают скрывать, сохранять видимость благополучия.

В финале стихотворения Лермонтов обращается со страстным призывом к поэту-пророку. Автор надеется, что когда-нибудь продавшийся гений поймет всю ничтожность земного богатства. Поэт вырвет «из золотых ножон» свой стих-клинок и исполнит свой гражданский долг.

Вариант 2

Довольно странно для поэта быть довольным собственным творчеством. Самодовольство вообще не является признаком достойного человека и тем более великого поэта, которым, вероятно, был Лермонтов.

Стихотворение Поэт использует сравнение поэта, который отступил от собственных идеалов и перестал быть строгим порицателем общественного вкуса, с кинжалом, который ранее был суровым инструментом судьбы на поле брани, а теперь стал просто игрушкой, которая в золотой упаковке пылиться на стенке. Подобное сравнение выглядит весьма самокритичным, но к самому ли себе обращается тут Лермонтов? На самом деле на протяжении всего стихотворения автор обращается к поэту на ты, то есть возможно предположить некое обобщение, которое используется по отношению к поэтам-современникам Михаила Юрьевича.

Такое предположение выглядит весьма обоснованным, если знать историческую и культурную ситуацию того времени. Стихотворение написано практически после гибели Пушкина, который был если не единственным оплотом свободолюбия, то довольно мощным символом, с которым связывали свои надежды декабристы, да и потом Александр Сергеевич был существенной частью культуры.

После провала декабристов многие представители интеллектуальной элиты того времени разуверились в прогрессе и возможности позитивного преобразования российского общества. Более того, существенная часть вообще отправилась на каторгу, а кто-то подвергался строгой цензуре.

Именно поэтому некоторые поэты стали подобными тем самым кинжалам, которые смирились с ролью доступной игрушки в руках толпы. Лермонтов понимает начало своеобразного декаданса, который охватывает общество и взывает «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» к своим современникам и к поэтам вообще. Смогут ли снова представители творческой элиты стать чем-то стоящим или они останутся дорогостоящими, но, по сути, только игрушками, которыми могут распоряжаться гораздо менее нравственные представители общества.

Собственно образ кинжала выбран тут весьма точно. Лермонтов уподобляет поэта суровому инструмента, который способен оказывать существенное воздействие на людей.

Сочинение 3

Упадок, в том числе и творческий – довольно распространенная тема лирики во все времена. Если бы какие-то достижения были статичными, существование в этом мире сделалось бы намного легче.

Однако, и поэт чей «стих, как божий дух, носился над толпой» когда-то со временем может утратить собственное назначенье и кинжал, который «ее по одной груди провел.. страшный след и не одну порвал кольчугу» может в итоге просто висеть на стене «игрушкой золотой». Этот мир является, по сути, миром деградации, по крайней мере видится именно таким, если заметить как юное и сильное тело со временем дряхлеет и превращается в хладный труп, как рушатся империи и великие идеалы. Поэтому поддержание развития мира, понимание собственной роли в нем является задачей ответственного человека.

Лермонтов сравнивает в своем стихотворении Поэт надежный кинжал, который теперь более никому не служит и стал украшением, с поэтом, который поддался на требования времени, на низменные нравы толпы, которую интересуют только «блески и обманы». Автор обращается к какому-то поэту, к абстрактному адресанту, который, вероятно, не является самим Лермонтовым. Возможно, Михаил Юрьевич рефлексирует на тему собственного времени и упадка нравов.

Образы подобраны весьма точно и ярко, поэт как кинжал, который способен рассекать любые кольчуги, выглядит опасным созданием, предметом, который собственной мыслью также способен рассекать тягу толпы к блеску, к иллюзиям и заблуждениям. Описание кинжала акцентируется на признаках аскетичности и отрешенности от мира, он несет собственную миссию безукоризненно и с достоинством, но только вот со временем все равно оказывается в красивой обертке и более не используется. Мотив утраты этого достоинства, собственной функции и высокой миссии является основным в стихотворении Лермонтова и несет с собой ощущение разочарованности.

Тем не менее, автор оставляет надежду и вопрошает о дальнейшей судьбе поэта-кинжала. Сможет ли он снова вернуться к своему делу или останется также существовать в золотой обертке, которая останется для него фактически печальным пристанищем, разделяющим с подлинным смыслом существования? Лермонтов не стесняется в эпитетах и сравнениях, он называет поэта «осмеянный пророк», а основное настроение сравнивает с «ржавчиной презренья».

По сути, перед нами призыв Лермонтова к творческим людям своего времени вернуться к созидательной деятельности, снова стать подлинными пророками. При этом автор констатирует печальное положение дел. Он видит декаданс и упадок, который был актуальной темой лирики во все времена.

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт

Данное стихотворение представляет собой развернутую метафору, когда красивый позолоченный кинжал сравнивается с поэтом.

Читая начало стихотворения, мы видим красивый клинок, который был создан для использования в битве и был опасным оружием.

Не по одной груди провел он страшный след…

Его ценили за то, что он был «послушен» руке господина, и ему была чужда золотая отделка и богатая резьба. Этот наряд был бы стыдным для него, поскольку за боевое оружие должны говорить его деяния.

Однако после смерти хозяина он утрачивает свое предназначение: он долго провалялся в «Пыльной лавке» продавца, а потом стал «золотой игрушкой» для украшения стены.

Увы, бесславный и безвредный!

Наречие в начале стихотворения и использованные в этой строке эпитеты, передают сожаление автора о такой судьбе клинка. Он называет его «игрушкой», а раньше это был «клинок надежный». Автору кинжал нравился тогда, когда был оружием и верно служил хозяину, выполнял ту задачу, для которой он был создан.

Оставшаяся часть стихотворения – это сравнение с начальной частью, в которой участь поэта, живущего в одно время с автором, сравнена с судьбой клинка.

Автор пишет о том, что поэт в современном мире утрачивает свое предназначение, променивая свой дар на деньги. Для Лермонтова поэт – это всегда миссия, пророк, наделенный огромной властью. Его стихи наполнены «божьим духом». И далее он вспоминает о былом прошлом поэта, когда его слова были необходимы, «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы».

Однако обществу хорошо без поэта. Он снова остаётся один. И дальнейшие строки перекликаются со стихотворением «Пророк», подчеркивая одинаковость судьбы поэта.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Размер необычен – это ямб в сочетании с пиррихием. Использование данного сочетания позволяет создать плавность повествования.

На мой взгляд, стихотворение «Поэт» в творчестве Лермонтова – это один из ярких примеров, который глубоко раскрывает тему поэта и поэзии. Мне кажется, в нем наиболее ярко звучит протест Лермонтова против положения поэта в современном ему обществе. Мне оно запомнилось своей образностью, интертекстуальностью.

Анализ стихотворения Поэт по плану

Возможно вам будет интересно

Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Оно состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. Речь в нем идет о двух видах богачей. Первые богатые люди имеют неисчерпаемое количество денег, влияния и власти

Стихотворение «Вечером синим, вечером лунным» является коротким произведением. В нем описывается все промахи, а также ошибки, которые допустил за всю свою жизнь Есенин.

Изучив стихотворение «Россия» я считаю, что лирическим героем в нем является любимая, вечная Россия. С первых же строк ясно, что у автора особенное отношение к России. Если бы он любил ее как все-он бы стал писать про чарующие пейзажи и безграничные леса.

Величайший русский поэт – А. С. Пушкин, был романтиком в душе. В его произведениях можно найти множество созерцательных прообразов, к коим и сам стремился поэт. Его душевной музой всегда была супруга – Наталья Гончарова

Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» является известным творением русского поэта Бориса Пастернака. Оно написано в тяжелое время для поэта. Все коллеги Пастернака пошли на него войной и стали главными врагами.

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 9 класс

Кратко

,В стихотворении «Поэт» М.Ю. Лермонтов рассматривает свою излюбленную тему поэзии как искусства и роли поэта в жизни общества. Неоднократное обращение к этому вопросу в творчестве Лермонтова показывает особую значимость проблемы.

Условно стихотворение делится на две части. Лермонтов проводит параллель между кинжалом и образом поэта. В первой части кинжал боевой и известен своими благодеяниями. Он звенел и разрывал кольчуги, противодействуя угрозе. Его золото и богатая резьба не имели значения, так как кинжал славился своими подвигами. Так и поэзия, по мнению Лермонтова, должна пробуждать умы и сердца людей, правдиво и бесхитростно отражать все исторические реалии, и бороться с несправедливостью. Все это – черты, присущие слову Лермонтова.

Вторая часть стихотворения отличается от первой иной эмоциональной окраской и стилистикой. Здесь описан кинжал после смерти его владельца. Он утратил свою доблесть и стал пустым украшением, висящим на стене – «бедный», и «заброшенный». Лермонтов сопоставляет этот образ с поэтами, которые в современный ему «век изнеженный» предпочли «блестки и обманы» за золото.

Очевидна горечь, которую испытывает Лермонтов из-за несбыточности мечты о возрождении истинной цели искусства. В финале стихотворения звучит призыв к пробуждению, противодействию и мести.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 го­ду оно было напечатано в журнале «Отечественные записки». В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворе­ние представляет собой литературную декларацию Лермонтова.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Ос­новная тема его — гражданская миссия поэта.

Стихотворение построено с помощью развернутого сравне­ния. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполез­ной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического ге­роя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал». Только в этом стихотворении это сопоставление име­ло позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твер­дость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В сти­хотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистич­ную окраску.

Читайте также:  Княжна Мери - краткое содержание главы из Героя нашего времени Лермонтова

Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы. В пер­вой части представлено описание славной воинской судьбы кинжала:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу,

Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.

Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, бли­стающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» — «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» — «как фи­миам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как бо­лее образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опош­ленной:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

М.Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для роман­тизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противопо­ложному решению: поэт — учитель общества, выразитель на­родных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом (О. Миллер).

В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М.Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья.

Стихотворение написано с помощью чередования шести­стопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («таин­ственный закал», «в наш век изнеженный», «могучих слов»), сравнение («Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фи­миам в часы молитвы»), метафору («Твой стих…носился над толпой»), риторическое восклицание и риторический вопрос (последняя строфа).

Стихотворение имеет программное значение для всего твор­чества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лиричес­ких размышлений М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни об­щества — стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».

Анализ стихотворения №3

Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М.Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к гражданской лирике, в нем описаны личные переживания и стремления автора, здесь он представлен как главный герой. Как гражданина, Лермонтова волновала судьба своей страны, ее будущее и ее отношение к своим подданным, что привыкли уповать на оплот и защиту со стороны Отчизны.

Основной составляющей данного поэтического текста является его особенное композиционное построение, что помогает принять ему глубокую смысловую нагрузку. Первая часть стихотворения посвящена кинжалу, его описанию и предназначению. Судьба этого, некогда славного орудия, трагична. Погибает его владелец, тогда сам кинжал видится автору заброшенным и ненужным, пока не попадает на стену, и становится обычным украшением.

Вторая часть произведения более понятна в свете описания участи кинжала. Она посвящена поэту и его дальнейшей роли в жизни общества. Сравнивая былую славу могучих слов поэта, автор показывает, что современный поэт утратил свое назначенье и силу.

Эпитеты, точно справляются со своей ролью передавать тягостное настроение, сравнимое со смертью. Поэт мертв не физически, а духовно, он уже не служит той возвышенной цели, которая у него первоначально была. Мечтая о возрождении роли поэта, Лермонтов для усиления своих чувств, использует ряд ярких эпитетов и точных сравнений. В конце автор задает вопросы, которые смело можно назвать риторическими, и это дает возможность понять всю тщетность его желаний. Еще один прием использует поэт для того, чтобы ясно выказать свою обеспокоенность обсуждаемой в стихотворении темой, это – горький пафос.

Легкость и плавность речи Лермонтова достигается тем, что он написал свое произведение взлетающим ритмом ямба с изящным вкраплением пиррихия.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»

Михаил Юрьевич Лермонтов является уникумом в истории русской литературы. За отведенный ему кратчайший срок жизни (прожил всего лишь двадцать семь лет) он создал большое количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Причем это тот редкий случай, когда человек одинаково талантливо пишет как прозу, так и стихи. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора – «Поэт» 1838 года.

Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Стихотворение начинается с описания кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Но отважный хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина». Затем кинжал перекочевывает на стену и становится простым и пустым украшением:

Игрушкой золотой он блещет на стене –

Увы, бесславный и безвредный!

Очевидно, что настроение первой части меняется. Мы понимаем, что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор считает, что со смертью хозяина наступила и его смерть. Ведь он больше не мог исполнять своего долга. Передать изменение настроения первой части автору помогают эпитеты. В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Потом появляются эпитеты, относящиеся непосредственно к кинжалу, так как подвигов у него уже нет: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть полную бессмысленность кинжала.

Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, кем он был раньше:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Для автора поэт всегда был подобен пророку, чему-то, близкому к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении искусства зажигать словом сердца людей. Свою мечту он передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой». Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Именно осознанием нереальности своей мечты вызвана особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пафос стихотворения в целом. Несомненно, это сближает стихотворение «Поэт» с другим стихотворением Лермонтова – «Смерть поэта». Выразить нереальность своей мечты автору помогают риторические вопросы в конце стихотворения.

Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь.

Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал”)

Стихотворение было написано в 1838 году. Здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его пред­назначения. Он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием.

Стихотворение отчетливо распадается на две части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом куп­ли-продажи. В конце концов, кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральный образ второй части стихотворения — поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии, пред­почитая «золотую отделку». В финальной строфе он обращается с вопросом к современным поэтам:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

Текст «Поэт» М.Лермонтов

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну порвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и обидным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь с зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение — «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)». Написано оно в 1838 г. На тот момент Михаил Юрьевич был уже широко известен. Славу ему принесло посвящение убийству на дуэли Пушкина «Смерть Поэта». обнародованное в 1837 г. Именно из-за него Лермонтов отправился в первую кавказскую ссылку, длившуюся несколько месяцев.

«Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» — программное высказывание Михаила Юрьевича. Стихотворение посвящено положению дел в русской поэзии после трагической смерти Пушкина. Произведение построено на приеме противопоставления. В первых шести строфах речь идет о клинке. Когда-то оружие принадлежало наезднику в горах, служило ему верой и правдой, не одну прорвало кольчугу. Сейчас славные времена позади. Клинок висит на стене, превратившись в золотую игрушку. Вторые шесть строф относятся непосредственно к поэтам. В них Лермонтов называет свой век изнеженным, а мир — ветхим, обвиняет стихотворцев в утрате назначения. По мнению Михаила Юрьевича, ранее слово поэта могло вдохновить бойцов на битву, оно было необходимо толпе «как чаша для пиров». Но те годы ушли в прошлое. Отныне стихотворцам интересно только золото. В конце Лермонтов задается вопросами, одновременно соединяя между собой две части произведения:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

Для романтизма, который был близок Лермонтову, характерно противопоставление поэта и толпы. При этом герой преподносится как творец, вдохновленный свыше и чуждый большинству. Такой подход встречается и у Лермонтова, например, в позднем «Пророке» (1841). Интересно, что в произведении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» демонстрируется несколько другой взгляд на проблему. Здесь стихотворец предстает в качестве властителя народных дум. Толпа внимает его словам, жаждет их услышать.

По сути, в стихотворении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» Лермонтов называет произведения своих современников салонными развлечениями, пустышками, безделушками. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.

Слушать стихотворение Лермонтова Поэт

Анализ стихотворения «Поэт» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Поэт» (М.Ю. Лермонтов) поможет читателям полнее раскрыть внутренний мир одного из самых загадочный и талантливых русских поэтов.

Период расцвета творчества Лермонтова пришелся на тридцатые годы 19 века. Это годы духовного и нравственного упадка общества, а также годы позднего творчества Пушкина, которого боготворил молодой Лермонтов. Все это оказывает сильное влияние на становление его как поэта. А он не мог молчать, когда был убит Пушкин, не мог спокойно смотреть, как нравственно деградирует общество, в котором поэту приходится вращаться.

Стихотворение «Поэт» написано в 1838 году, напечатано через год в «Отечественных записках». Это одно из лучших философских произведений Лермонтова, наряду с такими, как «Смерть поэта» и «Пророк». А тема поэта и поэзии, раскрытая в анализируемом стихотворении, – одна из важнейших в его творчестве. Лермонтов видит предназначение поэта в служении народу и правде. Но к сожалению, он с горечью признает, что современные писатели забыли о своей настоящей миссии и продали дар, данный им свыше, за блестящую обертку славы и сытой жизни. Автор призывает всех поэтов вспомнить, чему и кому они должны служить несмотря на лишения и осуждения.

Стихотворение построено на основе тонкого сравнения поэта с кинжалом и антитезе прошлого настоящему. Благодаря этому, читателю видит четкое разделение композиции на две части. В первой поэт рассказывает нам историю кинжала. Когда-то, в прошлые времена, служил он верой и правдой «наезднику в горах» и за свою услугу никогда не брал платы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова

Но волей судьбы оказался кинжал в руках «отважного казака» и с тех пор стал безвредной красивой игрушкой. Больше не порвет он ни одну кольчугу и оставит на груди врага след. Он стал безопасен, но и бесполезен.

Во второй части Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом. Автор воспевает поэтический дар, которым награжден писатель. Он обращается к прошлому, перечисляя заслуги поэта, говорит о силе поэтического слова, способного вдохновить воинов на подвиги, нужного народу:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Но к сожалению, современные поэты променяли власть слова над народом на «злато». Современному человеку больше не нужны его мудрые наставления, ведь гораздо приятнее услаждать слух красивыми рифмами.

Автор беспощадно бичует современных поэтов обвинениями в подкупности. И в то же время он призывает их опомниться и посвятить свою жизнь служению слову. Особенно пронзительно звучат последние строки стихотворения, в которых автор призывает проснуться поэтов. Здесь «золотые ножны» превращаются из ценности в плен для поэтического дара- клинка. Они красивы только снаружи, тогда как в действительности клинок покрыт «ржавчиной презренья».

«Поэт» написано шестистопным ямбом и звучит по-лермонтовски торжественно. Особую эмоциональность стихотворению придают разнообразные средства художественной выразительности. Самым ярким тропом является, конечно же, сравнение. Искусно сравнивает Лермонтов поэта с кинжалом, а уж автор, надо сказать, знал толк в хорошем оружии. Так поэт наделяет кинжал человеческими качествами. Он надежный и «без порока» – в этих олицетворениях кроется завуалированный упрек современным поэтам. Без порока – значит, честный, с незапятнанной совестью. Как кинжал служил своему хозяину «не зная платы за услугу», так и поэт должен трудиться во имя искусства и правды на земле, «глаголом жечь сердца людей», а не продавать свой талант в кабалу «золотых ножон». Поэту, чтобы жить, необходимо работать. Так же, как и кинжал, без работы по призванию, он покрывается ржавчиной, только кинжал для поэта же ржавчина – это презрение народа.

Рука об руку со сравнением идет и антитеза. Автор противопоставляет насыщенную, плодотворную и честную жизнь поэта в прошлом с пустой и безнравственной сегодня. Лермонтов, не жалея красок, показывает, насколько низко может пасть самый талантливый человек, если продаст свой дар.

Кроме сравнения и антитезы в стихотворении есть эпитеты: «таинственный закал», «надёжный клинок», «бесславная игрушка», «хладный труп», «могучие слова», «изнеженный век», «ветхая краса», «осмеянный пророк». Они делают стихотворение более эмоционально напряженным.

С помощью метафор «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…», «золотых ножон», «ржавчина презренья» автор создает уникальный мир образов в своем стихотворении.

Сложно сказать, как какому жанру относится стихотворение «Поэт». Это и философская лирика, потому что Лермонтов затрагивает важные темы не только предназначения поэта, а и человека вообще. Он так и не смог понять и принять безликую толпу, погрязшую в бесчестии и пустых разговорах. Это и послание, о чем можно судить особенно по последним строкам, призывающим опомниться поэтов. Это и элегия, ведь душа автора по-настоящему болит за будущее своего народа. Как бы то ни было, стихотворение «Поэт» – это бесценный вклад в литературное наследие. Оно актуально во все времена, как актуальна проблема нравственности, духовного развития человека.

Анализ стихотворения «Поэт» М. Ю. Лермонтова

Автор: Guru · 25.07.2018

Каждого человека в определённый момент жизни начинает мучить вопрос своего предназначения, важности результатов проделанного труда для общества. Для творческих людей этот вопрос стоит еще острее, ведь, становясь кумирами миллионов, они чувствуют особую ответственность перед читателями. Исключением не стал Михаил Юрьевич Лермонтов, который в стихотворении «Поэт» представляет своё видение предназначения поэта и поэзии.

История создания

Ключевым этапом в творческой жизни Лермонтова становятся 1837-39 годы. В это время он пишет первое значимое произведение, открывшее ему двери в свет и сформировавшее вокруг него определённую литературную репутацию, — «Смерть поэта», приуроченное к гибели Пушкина. После литературного успеха на молодого поэта возлагаются огромные надежды, которые он с гордостью оправдывает, выпуская свои известнейшие произведения.

В это же время Михаил Юрьевич ищет своё предназначение в поэтической жизни, чему посвящает стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.

Жанр, направление и размер

Отнести данное произведение к какой-либо жанровой принадлежности сложно: можно рассматривать как послание (обращение к определённому лицу или группе лиц).

Стихотворение относится к философской лирике. Он излагает своё собственное мнение о предназначении поэта, и каждый сам решает, соглашаться с ним или нет.

Композиционно произведение делиться на две части с неким объединением в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая из пяти), написанные перекрёстной рифмой с чередованием шестистопного и четырёхстопного ямба.

Образы и символы

В произведении фигурирует два главных образа: грозный кинжал, ржавеющий в пыли, и поэт, утративший своё предназначение. Их на протяжении всего стихотворения сравнивает автор, показывая их схожую участь — уйти в забвение или висеть на потеху без практического применения.

Лирическим героем выступает сам Лермонтов, рассуждающий над важной для него темой – предназначения поэта. Каким в идеале должен он быть? Видимо, кинжалом в действии – разящим на смерть и обладающим грозной красотой.

Темы и настроение

  1. Назначение поэта и поэзии для общества – основная тема в стихотворении «Поэт» для Михаила Юрьевича. Автор показывает, что влияние мастеров слова на общество и их важность очень высоки.
  2. Так же он продолжает важную для себя мысль презрения к молодому поколению за безразличие ко всему, что происходит вокруг.
  3. Лермонтов огорчён тем, что мечта об истинной цели поэтического искусства становится более несбыточной. Финал стихотворения — это призыв к поэтическому пробуждению, ведь сила поэзии, как и сила кинжала, может сразить наповал.

Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века — время, когда общество находится в застое, для молодых людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не принимает происходящего.

Стихотворение «Поэт» — протест инертному обществу, в нём красной нитью проходит главная мысль о высоком предназначении поэта, смысл деятельности которого сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких нравов в обществе.

Средства художественной выразительности

В основу произведения положено развёрнутое сравнение: поэт и кинжал сопоставляются по своему прямому назначению. Язык настоящего стихотворца, как и остриё рабочего кинжала, способен наносить точные удары по проблемам общества. Однако бездействующий клинок и подкупный, равнодушный или же пустоголовый рифмоплет выполняют только декоративную функцию.

В стихотворении также использовано большое количество эпитетов (кинжал – золотой, надежный, таинственный, заброшенный, бесславный и безвредный). Поэт – мыслей благородных, осмеянный пророк, простой и гордый язык. Эти средства выразительности способствуют более острому восприятию сопоставляемых понятий.

В финале произведения Лермонтов использует метафору, сравнивая ветхий мир, прячущий морщины под румяна, со своим временем, в котором он жил и творил.

Среди других изобразительно-выразительных средств можно отметить аллитерацию (была б ему богатая резьба), инверсию (наезднику в горах служил он много лет) и риторические вопросы.

Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

Стихотворение под названием «Одиночество», относится к раннему творчеству Лермонтова, поэтому с первых строк читатель понимает, что в лирике будет подниматься тема одиночества и внутренних переживаний.

Главный герой в центре мира, который его не воспринимает. В произведении, он фактически сравнивает себя с божественным существом, с которым никто не хочет разделять грусть, одиночество и страдания.

Ему недавно исполнилось 16 лет, несмотря на юные годы, он уже осознает, что жизнь течет быстротечно. Его душа является старой, он представляет, как закончится его жизнь.

Герой Лермонтова достаточно разносторонняя личность, он противопоставляется безликой толпе, где каждый может найти поддержку и утешение. Его тоска и одиночество являются единственным способом общения с окружающими людьми, он не может по-другому найти контакт с окружающими.

Лермонтов, несмотря на свои юные годы, осознает, что человек приходит в мир один и уходит из него один. Все остальные являются попутчиками, которые рано или поздно покидают жизнь человека, они просто пересекают ее, а после покидают, оставляя человека в одиночестве.

Михаил Юрьевич Лермонтов прошел достаточно сложную школу жизни. Как только ему исполнилось три года, то он лишился самого родного человека – мамы. Его передают на воспитание к бабушке, которая принадлежала к известному и влиятельному роду Столыпиных. Она обладала влиятельным и властным характером, она старается дать внуку лучшее воспитание и обучение. Лермонтова окружало множество людей, которые обучали его европейским языкам и точным наукам, но в будущем он жалеет о том, что в его детстве отсутствовала забота и любовь, которую Александру Сергеевичу Пушкина дала его няня Арина Радионовна.

Но потом его привлекает творчество Александра Сергеевича, а именно «байроническая поэма». Так он знакомится с произведениями Гордона Байрона, он старается им подражать, даже написав несколько поэм в данном стиле. Поэтому под влиянием творчества, многие ранние произведения Лермонтова написаны в жанре лирического размышления, которые частично похожи на отрывки из дневника. Они наполнены безысходностью и одиночеством, чувствами, которые порой кажутся безвыходными.

Краткий анализ

Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова. Ведь поэт – сам по себе, по-своему характеру – одинок и достаточно решителен в этом плане. Лермонтов никогда не имел близких друзей, которые были с ним долгое время. Приятели, знакомые – но, увы, не более того. Именно потому Лермонтов решил написать об этой теме.

Это стихотворение начинается немного другой как бы темой, все звучит достаточно спокойно, и даже в какой-то степени – строго. Но потом постепенно тема – которой и названо произведение наконец-то показывается. Именно первая строфа – как бы задает тон всему дальнейшему повествованию. Голос лирического главного героя звучит сразу же в первых строках. Рассказывается о том, что когда человеку плохо – он просто неизбежно остается один, потому что он – одинок. Потому что одиночество – оно переносимо, да, но все же только по-настоящему одинокий человек будет наслаждаться одиночеством. Это состояние – просто необыкновенно, когда просто хорошо один на один с собой. Лермонтов в какой-то степени не просто передал эти чувства такого состояния, он еще и сделал это произведение автобиографичным. Именно стихотворение раскрывает характер поэта.

Вариант 3

Моменты одиночества есть в жизни каждого человека. Разница лишь в том, что у одних они кратковременные, которые быстро сменяются присутствием рядом близких людей, а у других они длительные. Парой одиночество является спутником человека на протяжении всей его жизни на земле. И это оставляет след в сознании, влияет на ход мыслей и поведение человека.

Тема одиночества послужила поводом для написания стихотворения «Одиночество» у Михаила Юрьевича Лермонтова. Ведь одиночество коснулось его как ничто другое в прямом смысле этого слова. Жизнь заставила его рано повзрослеть, так как он рано потерял родителей. Так же и в личной жизни у поэта складывалось не всё гладко и хорошо. Поэтому это стихотворение можно считать от части автобиографическим. Автор пишет от своего имени, во всём тексте использует местоимение «я». Когда читаешь стихотворение, создаётся впечатление, словно поэт находится рядом с тобой.

Он повествует слушателю о том, что его тревожит, от чего болит у его душа и сердце. А причиной всему является одиночество, от которого он устал, ему тяжело идти по жизни с этой тяжёлой ношей. Особенно тягостно одиночество в трудных жизненных ситуациях, в моменты грусти и разочарования от неудовлетворения своими желаниями. Автор подтверждает это строками: «делить веселье – все готовы. Никто не хочет грусть делить». Ведь так хочется, чтобы в тяжёлые жизненные моменты рядом был близкий человек, который выслушает, посоветует и поддержит. Но психология человека такова, что чужая боль никому не интересна. Поэтому в беде друзей нет. Убедившись на собственном опыте. Это прекрасно понимает герой стихотворения.

Поэт представляет себя, как царь воздушный. Он, как невидимый, поднявшись в высь, наблюдает за происходящим со стороны. Что же он видит? А видит то, что и чувствует: как безвозвратно уходят годы, будто сны, а остаются лишь мечты, которые так и остаются мечтами. Свои несбывшиеся из года в год мечты, поэт называет старыми. Он понимает, что назад время не вернётся и дважды жизнь не повторится, но по воле судьбы он остаётся один. Поэтому пропадает уверенность в себе, вера и надежда, что всё изменится в лучшую сторону, Страданья ещё больше стесняют сердце. На фоне этой безнадёжности поэт видит гроб уединённый, который ждёт его. Голос вселенной говорит ему о том, что зачем медлить, никто не покрушится о его смерти. Люди будут больше веселиться о том, если он уйдёт из жизни, чем радоваться о его рождении. Видимо настолько было тяжелое моральное состояние поэта, что он выбирает смерть, чем жить в постоянных душевных муках.

Чувство одиночества всегда было очень тяжёлым ощущением для человека. Ведь когда нет рядом собеседника, единомышленника, которому можно выговориться, открыть сердце, тогда человек замыкается, уходит в себя, он изолируется от окружающего мира. Некоторые, конечно, берут лист бумаги и предают ей свои чувства и душу. Точно так сделал поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, благодаря которому мы можем сейчас читать эти строки для того, чтобы ценить и беречь близких нам людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Анализ стихотворения Одиночество по плану

Одиночество

Возможно вам будет интересно

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца

В своих произведения Афанасий Фет очень часто обращался к теме человеческого характера, и человеческих взаимоотношений. Очень подробно описывая человеческие состояния он смог получить хорошее

Стихотворение поэт написал 1857 году. Чтобы понять его сюжет, следует изучить автобиографию Фета. Поэт посвятил стихотворение своей погибшей возлюбленной — Марии Лазич.

Стихотворение называется «Родная земля» – это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!

Произведение относится к периоду позднего творчества поэта и по жанровой направленности является любовной лирикой. Основной тематикой стихотворения автор выбирает поэтическое размышление об ошибках

Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

Тема одиночества и ненужности нередко звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В жизни поэт действительно часто чувствовал себя лишним, очень страдал из-за этого; и его произведения, посвященные такому личному опыту очень пронзительны и точно передают ощущения поэта.

В стихотворение «Одиночество», хоть оно и начинается как пространное рассуждение на нравственную тему, отчетливо звучит голос лирического героя. В первой строфе задается общая мысль всего произведения; и она не только в том, что от несчастного все обычно отворачиваются, а в том еще, что со своей печалью человек неизбежно остается один на один – потому что опыты счастья обычно у разных людей сходны, а вот в одиночестве человек переживает нечто уникальное, неповторимое, и невыразимое.

Во второй строфе появляется авторское «я», и сразу же – загадочное сравнение «как царь воздушный». Его можно понимать по-разному (самой любопытной была бы мысль о том, что это – сравнению с Богом, который, единственный в своем роде, абсолютно одинок); однако самым верным и подтверждаемым текстом предположением будет следующее. «Царь воздушный» как «царь воздуха, воздушных замков», страдающий от того, что его мечты невыполнимы. Жизнь уходит, а сны явью не становятся, хотя желание говорящего воплотить их в жизнь не ослабевает. В финале звучит страшная мысль о том, что человек более всего одинок, когда умирает – живые будут веселится не потому, что особенно желали ему смерти, а просто потому, что они живы. Такой контраст подчеркивается и антонимичной рифмой покрушится//веселиться.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

Стихотворение написано в 1830-м году и относится к ранним произведениям поэта; и можно сделать вывод, что поднятые в «Одиночестве» темы интересовали Лермонтова с очень юного возраста и продолжали занимать его на протяжении всего его творческого пути.

Анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» – лучшее сочинение

Главной темой всего творчества Лермонтова М.Ю. является личность, её развитие, самопознание и самореализация в жизни. В этом можно убедиться, изучив его стихотворения раннего периода, именно они наиболее показательны. В основном это зарисовки лирического характера, а также отрывки из дневника (дневниковые записи), которые наиболее точно описывают не только все творчество поэта, но и его понимание реальности в целом.

Абсолютная искренность человека – это основа лирики Лермонтова, летопись становления души, его истинная художественность личности. Чувства, духовная жизнь и события, происходящие в ней интересны поэту в момент их становления (свершения). Для Лермонтова важен сам процесс становление внутреннего мира человека и его изменение в зависимости от наружного окружения. Герой всего лирического творчества автора максимально приближен к самому поэту, он является образом человека, в котором заключены главные конфликты существования всего насущного.

Весь внутренний мир Лермонтова и его героя соответствует бунтарскому образу с его культом скрытой сущности персонажа, борьбы с судьбой и стремления к миру, а также отторжения от людей, что проявляется во многих его произведениях, включая стихотворение «Одиночество».

Тема одиночества весьма проявляется во всем творчестве М.Ю.Лермонтова (“И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”). Все попытки героя поэта изменить что-либо в этой жизни заканчиваются провалом, и наступает момент разочарования (“Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”).

Сам поэт в жизни был одиноким человеком, и в творчестве он показывал самого себя, начиная с самого детства, о чем свидетельствуют его творения. В его стихах встречаются и сосна, которая одиноко растет на севере диком, мечтая о дикой пальме и утес-великан, который остается одиноким в его стихотворении «Утес».

В своих работах он называет своего героя странником, которого отверг мир, но это отвержение является свободой. Всю свою жизнь Лермонтов подражал Байрону, который был весьма схож с поэтом в целом.

Как не странно, но одиночество не навязано герою Лермонтова миром, это добровольное решение самого персонажа, причем, по словам поэта, это единственное возможное состояния души. Ни Родина, ни искренний друг не могут помочь избежать этого «вечного» чувства.

Тут и начинается новая (именно лермонтовская) трактовка одиночества, которая означает отверженность, изгнание, странничество. Это особое одиночество, поскольку избранно оно странником добровольно.

Анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество»

Главной темой всего творчества Лермонтова М.Ю. является личность, её развитие, самопознание и самореализация в жизни. В этом можно убедиться, изучив его стихотворения раннего периода, именно они наиболее показательны. В основном это зарисовки лирического характера, а также отрывки из дневника (дневниковые записи), которые наиболее точно описывают не только все творчество поэта, но и его понимание реальности в целом.

Абсолютная искренность человека – это основа лирики Лермонтова, летопись становления души, его истинная художественность личности. Чувства, духовная жизнь и события, происходящие в ней интересны поэту в момент их становления (свершения). Для Лермонтова важен сам процесс становление внутреннего мира человека и его изменение в зависимости от наружного окружения. Герой всего лирического творчества автора максимально приближен к самому поэту, он является образом человека, в котором заключены главные конфликты существования всего насущного.

Весь внутренний мир Лермонтова и его героя соответствует бунтарскому образу с его культом скрытой сущности персонажа, борьбы с судьбой и стремления к миру, а также отторжения от людей, что проявляется во многих его произведениях, включая стихотворение «Одиночество».

Тема одиночества весьма проявляется во всем творчестве М.Ю.Лермонтова (“И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”). Все попытки героя поэта изменить что-либо в этой жизни заканчиваются провалом, и наступает момент разочарования (“Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”).

Сам поэт в жизни был одиноким человеком, и в творчестве он показывал самого себя, начиная с самого детства, о чем свидетельствуют его творения. В его стихах встречаются и сосна, которая одиноко растет на севере диком, мечтая о дикой пальме и утес-великан, который остается одиноким в его стихотворении «Утес».

В своих работах он называет своего героя странником, которого отверг мир, но это отвержение является свободой. Всю свою жизнь Лермонтов подражал Байрону, который был весьма схож с поэтом в целом.

Как не странно, но одиночество не навязано герою Лермонтова миром, это добровольное решение самого персонажа, причем, по словам поэта, это единственное возможное состояния души. Ни Родина, ни искренний друг не могут помочь избежать этого «вечного» чувства.

Тут и начинается новая (именно лермонтовская) трактовка одиночества, которая означает отверженность, изгнание, странничество. Это особое одиночество, поскольку избранно оно странником добровольно.

Одиночество Анализ

Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития — главная тема творчества М.Ю. Лермонтова.

Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи — датой или словами “отрывок”, “исповедь”, “монолог”. Лирика Лермонтова — летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности — истинное художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, становления. Его волнует сам процесс внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все важнейшие конфликты бытия, все, что в жизни автора не случайно, но является знаком Судьбы.

Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — с его культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру — и отторжения от людей.

Тема одиночества очень характерна для всего творчества М, Ю. Лермонтова. “И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: “Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”.

Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении “Дума” приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: “Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее — иль пусто, иль темно”.

Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в “Герое нашего времени”. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там “мелькают образы бездушных людей, приличьем стянутые маски”.

Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в “Герое нашего времени”, так и в лирике поэта:

“Любить? Но кого же? На время — не стоит труда. А вечно любить невозможно”.

Или стихотворение “Я не унижусь пред тобой. ”:

Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?

Не то ли же самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мери и к Бэле? Лишь намек на разгадку видим мы в истории его отношений с Верой.

И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”.

Одинок был сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,

Но только с русстихотворении, которое, по сути, стало программным:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается им традиционно. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении “Стансы” появляется неожиданная нота:

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Прочел потерянным досугом.
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет.

Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — ему мученье, но и его единственный путь!

Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества. Одиночество странника — особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества в стихотворении “О, полно извинять разврат!”. К поэту, певшему “. о вольности, когда Тиран гремел, грозили казни”, автор обращает удивительный призыв:

Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой.

Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»

М.Ю. Лермонтов в раннем детстве остался без матери, его воспитала бабушка. Она позаботилась о том, чтобы у внука было отменное образование, поэтому у него были няня и гувернер. Они были не русскими, и благодаря им Лермонтов с самого детства знал несколько языков.

Читая произведения Михаила Юрьевича, складывается ощущение, что он очень рано повзрослел. Когда он был еще подростком, то писал стихотворения полные грусти и отчаяния, как будто их писал взрослый человек, умудренный опытом. Так и в «Одиночестве, написанном в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет.

Поэт пишет, что он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Он говорит, что тяжело жить в одиночестве, тяжело на себе нести жизненные тяготы. Окружение готово разделить с ним радость, а вот грусть никому не интересна. В свои 16 лет поэт думает о смерти, считая, что когда он умрет, то все будут счастливы. Не понятно, откуда у столь юного человека такие мрачные мысли.

Лермонтов пишет, что года уходят, но о каких годах идет речь, если жизнь только начинается? Мне кажется, что он чувствовал себя намного старше, чем был на самом деле. Он предчувствовал, что ему, как и Пушкину предначертана короткая жизнь. Возможно, именно поэтому он стремился жить.

Основная тема – это одиночество человека. Стихотворение относится к лирическому размышлению. Оно состоит из четырех строф, в каждой из которых по четыре строки. «Одиночество» Лермонтова написано четырехстопным ямбом. Автор использует при написании перекрестную рифмовку.

«Одиночество», анализ стихотворения Лермонтова

«Все мы родом из детства», — был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин. выросший в семье, где дядя был поэтом и куда был вхож Василий Андреевич Жуковский, не мог не стать великим поэтом. Дальнейшее обучение в Царскосельском Лицее только огранило алмаз. И теперь «Пушкин — наше все», как уверял Аполлон Григорьев.

Детство Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя назвать счастливым. Его, потерявшего в три года мать, взяла на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Твердая и властная бабушка выражала свою привязанность к внуку, прежде всего, тем, что дала ему самое лучшее домашнее образование. У него была бонна-немка, гувернер-француз, а позднее преподаватель-англичанин. Поэтому Миша уже с детства в совершенстве владел многими европейскими языками, но впоследствии сожалел о том, что у него не было такой русской няни, какой была Арина Родионовна для маленького Саши Пушкина.

Однако потом начинающего поэта привлекло именно творчество Пушкина и «байроническая поэма». Так как Михаил познакомился с поэмами английского поэта Джорджа Гордона Байрона в подлиннике, он даже пробовал подражать, написав несколько своих поэм. Байронический герой — изгой, нарушающий законы общественной морали, этакая жертва общества. Очевидно, во много благодаря творчеству Байрона, ранние стихи Лермонтова наполнены чувством одиночества и безысходности. С 1830 года в лирике «русского Байрона» появляется жанр лирического размышления. напоминающего отрывок из дневника.

Стихотворение «Одиночество». которому и будет посвящен анализ, написано как раз в 1830 году и носит абсолютно исповедальный характер. Уже с первых строк заявлена тема одиночества:

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.

Герой как бы ставит себя в центр мира, который он сам создал. Но этот мир предстает как чужой и враждебный ему и обрекает его мыслящую и чувствующую личность на бесконечное одиночество. Недаром он сравнивает себя с «царем воздушным» (самим Богом?), с которым «никто не хочет грусть делить». Страшнее всего для героя, что «года уходят, будто сны». послушные судьбе, ведь время необратимо.

Разве не удивительно, что шестнадцатилетний человек, по сути, еще подросток, только начинающий жизнь, не просто считает уходящие года, но уже имеет старую (. ) мечту о смерти. Более того, герой уже видит «гроб уединенный». который его якобы ждет, а значит, для него правомерен вопрос: «Что ж медлить над землей?»

Первоначально, в подражание творчеству Байрона, Лермонтов противопоставляет своего героя бездушной и безликой толпе. Но позже этот мотив изменяется: уже в стихотворениях 30-х годов герой избирает одиночество как единственно возможный способ взаимодействия с миром. Изгнанник становится странником. Он сам, добровольно, уходит из мира, а непонимание его миром воспринимается уже не как знак проклятия, а как знак высокой избранной судьбы. Ярче всего это проявится в «Пророке». но гораздо позже.

А сейчас в финале «Одиночества» герой со свойственным юношам максимализмом уверяет, что «никто не покрушится» о его раннем уходе, наоборот, будут

О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем.

Конечно, многим подросткам знакомо такое ощущение, когда их не понимают окружающие, близкие, друзья, что вызывает у них глубочайшую депрессию. Тогда каждый ищет свое спасение: кто-то пишет музыку, кто-то стихи, кто-то ведет дневник. Но есть и такие, кто ищет смерти. Многие современники утверждали, что Лермонтов принадлежал именно к числу таких людей. Он много раз дрался на различных дуэлях, как будто искал возможности побыстрее уйти из жизни, что, в итоге, и осуществилось 15 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым.

Послушать стихотворение Лермонтова Одиночество

Ссылка на основную публикацию