Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю.Лермонтовым в 1841 году. Оно принадлежит к последним произведениям поэта, год его написания совпадаем с годом смерти Лермонтова. В стихотворении поэт продолжает тему предназначения поэтического дара, которую несколько ранее задал А.С.Пушкин. Пушкинский и лермонтовский «Пророк» имеют сходство не только в названии, но и в ярких христианских образах и старославянской лексики.

Стихотворения Лермонтова является продолжением истории о провидце Пушкина. После того, как «вечный судия» дал лирическому герою «всеведенье пророка», он оправился к народу, чтобы научить его любви и правде. Но здесь он встречает неприятие моральных принципов, которые безуспешно пытается передать людям. От лирического героя отворачиваются не только незнакомые ему люди, но и ближнее окружение. Поэтому он решается на побег:

Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу…

Именно здесь «завет предвечного храня», он находит своих слушателей. Ими становятся звери и звезды. Человек начинает жить в единении с природой и находит в этом спокойствие и гармонию, к которым стремился. Герой не приемлет иных ценностей, помимо любви и правды.

Иногда пророку приходится «пробираться через шумный град», где старцы ставят его в отрицательный пример детям. Речи пожилого поколения полны оскорбительных и ироничных слов, лирического героя обвиняют в гордости, глупости и неуживчивости. Пророк не задерживается в городе, покидает его «торопливо». Он спешит назад, к своим невольным слушателям, более добрым к человеку, нежели то общество, в котором он жил.

Лермонтовский пророк не наделен терпением. Выполняя добровольную миссионерскую роль, он очень быстро лишается надежды достучатся до сердец людей, и становится отшельником. Посыпание пеплом головы является ярким знаком отречения от общества. Пророк обременен тяжестью непонимания и неприятия людей, Он уходит в пустыню, становится «нищим», живет «как птицы, даром божьей пищи».

Однако пророк не является бедным человеком, его главное богатство – это душа, в которой помещена любовь к жизни и всему живому. Лирический герой духовно очень близок к Богу. Общество же, напротив, отвергнув пророка, обрекло себя на нищее существование души. Таким образом, стихотворение построено на противостоянии одного человека враждебному миру.

Вариант 2

В стихотворении М.Ю. Лермонтов создает образ поэта-пророка, являясь продолжателем идеи о творческом даре, заданным А.С. Пушкиным в одноименном стихотворении. Поэтому стихотворение проникнуто аллюзиями и другими отсылками к творчеству Александра Сергеевича. Еще одной общей чертой является использование славянской лексики, библейских мотивов. Однако у Лермонтова мы видим поэта в момент обретения дара, тогда как у Пушкина на моменте получения дара заканчивается стихотворение.

Основной конфликт стихотворения построен на взаимоотношениях поэта с обществом. И именно этому и посвящено все стихотворение. Став пророком, поэт понес “божественный глагол” людям, но не нашел в них отклика. В ответ он видит злобу, зависть и “порок”. Толпа не внемлет призывам поэта к “любви и правде”. Более того, не только толпа, но и “ближние” оставляют поэта в одиночестве, либо закидывают его камнями.Такое поведение общества толкает героя Лермонтова уйти от людей и стать отшельником. Герой посыпает голову пеплом, отрекаясь от всего мирского, и уходит в пустыню. Именно здесь он находит тех, кто слушает его речи – это звезды и животные. Звезды подбадривают его, играя лучами, а “твари земные” оказываются покорными ему. Тем, самым он делает вывод о том, что мир природы ближе к Богу, чем мир людей. И именно в нем он находит успокоение.

В конце произведения мы вновь видим поэта, который оказывается в городе. И именно в этих строках автор говорит о том, что надежды на изменение общества нет. Старики, указывая детям на поэта, смеются над ним, презирают и обвиняют его в гордыне, бедности и неспособности ужиться с людьми.

Они вновь отвергают пророка, подвергая его осмеянию, тем самым обрекая себя и своих детей на безрадостное будущее.

Он горд был, не ужился с нами.

Таким образом, используя отсылки к творчеству А.С. Пушкина поэт продолжает тему поэта-пророка и показывает, на его взгляд, наиболее вероятный путь развития дальнейших событий, показав ожесточенное противостояние поэта и социума.

Данное стихотворение мне понравилось своими яркими образами, интересным языком а также оригинальностью раскрытия темы поэта и поэзии, поэта и толпы.

Анализ стихотворения Лермонтова Пророк

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира. Произведение несет в себе глубокий смысл, который обнажает людские сердца и будоражит мысли. Не смотря ни на что, для любого живого на первом месте будут искренние эмоции и то, что человек чувствует. Каждая личность индивидуальна и невозможно угадать то, что творится в голове у другого.

В стихотворении хорошо прослеживается тема противопоставления добра и зла, что человек, утопая в собственном негативе может не видеть и не замечать то хорошее, что может происходить вокруг даже по отношению к нему самому. Пророк старался внести в этот мир добро, понимание, любовь, сочувствие к другим, но в мире, где в каждом живет зло – это довольно таки трудно сделать.

Жанр произведения «Пророк» можно отнести к исповеди, которая плавно перетекает в лирику, также Лермонтов М.Ю. склоняется к библейскому мотиву. Борьба поэта с толпой, вот основная тема стихотворения.

По структуре композиции произведения, «Пророка» можно разделить на три части. В первой описывается жизнь главного героя с людьми, которые пытаются выжить его. Во второй части пророк пребывает в пустыне, где ему комфортно и гармонично живется в отдалении от зла и людей. Третья часть снова возвращает читателя и главного персонажа к чувству ненависти, презрения. В первой и второй части прослеживается противоположность окружающей обстановки, природа противопоставляется с людьми, а третья часть несет поражение пророка в донесении добра до общества.

В произведении используется такое понятие, как четырехстопный ямб, куда поэт вставляет различные средства художественной выразительности.

Несмотря на то, что стихотворение было опубликовано только после смерти поэта, оно дает нам понять, на сколько пронзительны и глубоки мысли поэта, насколько он жил в свободе, не пытаясь ограничивать себя мнением окружающих его людей. «Пророком» Михаил Юрьевич подводит свою жизнь и свое творчество к логическому завершению. Он один из немногих, кто дал понять своему читателю, какова правильная миссия писателя в литературном мире.

Михаил Юрьевич никогда не скрывал своих мыслей и старался раскрывать их в своих произведениях. Именно в этом творении, автор, не скрывая ничего от зрителя, пытается открыть ему глаза на то, каким на самом деле может являться человек. Человек – это завистливое, жадное и злое существо, которое в любом действии ищет выгоду. А образ пророка в стихотворении выступает как лицо, которое пытается творить добро, помочь другим, сделать мир лучше. Но на пути он встречается со злом, негативом, ненавистью и завистью.

Анализ для 9 класса

Хочется начать свой анализ произведения с того, в каком веке жил автор. Лермонтова все больше волнует вопрос вечности, для чего мы здесь все живем. В «пророке» автор, будто желает выделить катастрофичность судеб одаренных личностей, не принятых населением. Лермонтов в своей работе словно подводит итоговую черту в своей судьбе и сильно огорчается, что много что еще не успел сделать. Если сильно вникнуть в каждое слово, написанное поэтом, то можно обнаружить разлад Лермонтова с окружающим миром, ведь он вовсе не идеален. В стихотворении поэт лишний раз приходит к тому, насколько печальна его судьба.

Стихотворение считается, чуть ли не последней работой Лермонтова, он словно чувствует, что ему немного осталось жить. Но поэт не молчит, а пишет и показывает насколько не идеально государство.

Какой смысл таит данное произведение?

В стихотворении хорошо изображена жизнь автора, его обреченность, его скорый уход из жизни. И уже в самом начале произведения чувствуется обида и досада. Лермонтов разочаровался не только как живет население, но так же и в близких своих людях. А то, что ему дано свыше, считается его наказанием. Но, даже не смотря на это, поэт все так же пишет и закладывает в мир, что ему осталось быть на этой земле не так уж и много. По этой причине, что Лермонтов пытается писать правдиво, на его судьбу идут ужасные муки и изгнание. Поэт не может вынести такого негатива со стороны общества и отстраняется, уже живя в своем уединенном мире и продолжая писать все в том же духе.

Данное стихотворение написано в форме лирической проповеди. Четкость увиденного, полученным Лермонтовым в своем уединении, восторгает, но так же и терзает его. Поэта терзают упреки и злые мнения высшего общества. В этом произведении отлично чувствуется не доверия автора, что завтра будет лучше, чем сегодня.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Пророк

Возможно вам будет интересно

Оторванность от природы свойственна существенной части городских жителей, но Есенин был родом из деревни и всегда отличался не просто чувством природы, но чувством подлинного единства со всем живым

У каждого поэта в русской литературе существует собственный взгляд на времена года. Если речь идет о весне, то у авторов предвестниками выступают разные живые существа, явления.

Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

Стихотворение «Не отходи от меня…» характеризует Фета, как мастера лирического фрагмента, он привык описывать любовь с точки зрения мимолетных порывов души,

Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Молодой писатель Михаил Юрьевич Лермонтов все больше начал интересоваться вопросами бытия, которые напрямую были связаны с вечностью и смыслом жизни. Увлеченный развитием этой темы поэт решается написать новое произведение, которому дает название “Пророк”. Своим стихотворением Лермонтов подчеркивает всю трагичность жизни и творчества талантливого человека, которого в определенный момент его жизни не понял окружающий мир. Стихотворением “Пророк” автор словно подводит итог своей жизни, где сильно сожалеет обо всех делах, которые так и не успел довести до конца. Если задуматься о тексте произведения, то между строк просматривается некий спор между обществом и самим автором. На долю Лермонтова выпало много тяжелого и горького, он словно передает это через стихотворение. “Пророк” своим замыслом может сильно зацепить даже самых черствых людей, проникнув в их души. Данный стих написан в жанре лирической исповеди, исповеди человека, которого возненавидели и отвергли.

Будучи человеком, не умеющим скрывать от окружающих свои эмоции и чувства, Лермонтов проявляет их в своих произведениях, которые творит в абсолютно разных жанрах. “Пророк” повествует о правде жизни, описывая ее через жизнь человека. Люди по своей натуре чаще всего встречаются жадными, иногда завистливыми и злыми. Многие обладают только этими качествами и не хотят открывать в себе что-то другое. Покопаться в глубинах своей души и найти там правильный путь добра и отзывчивости, могут, к сожалению, не все. Произведение “Пророк” рисует перед людьми образ некого миссионера. Он приходит в наш бренный мир с чувством теплоты и добра. Целью главного героя является сделать наш бренный мир чуточку добрее и лучше. Герой светлый, открытый и отзывчивый человек, даже не представляет, с какими преградами ему придется побороться. Придя в мир с хорошими помыслами и намерениями, миссионер встречает на своем пути только злость и ненависть, которые вызывают у него лишь чувство отчаяния и беспомощности. Главный герой старается показать всем, что только добрые дела помогут им очистить душу и изменить свое существование. Но, несмотря на все его дела, которые он делает с добрыми мыслями в сердце, его не понимают и завидуют.

Михаил Юрьевич достаточно точно описал, что человек, слишком замкнут и глух. Люди могут быть настолько упорны и неотзывчивы, что замыкаются в своих проблемах и грехах, продолжая при этом творить злые дела. Душа героя испытывает лишь пустоту и неприятие, он отдал бы все, лишь бы донести людям добро и любовь. Все его усилия напрасны, человечество его не слушает, оно лишь продолжает жить в своем сгнившем изнутри мире. Сам же Лермонтов, словно главные герой стихотворения, видит в своей жизни трагичность и непонимание, он понимает, что его жизнь обречена. Как и множество талантливых людей, поэт знает, что в будущем его ждет только одиночество.

Анализ стихотворения Лермонтова Пророк

Михаил Юрьевич Лермонтов – гениальный русский поэт, живший и творивший в начале XIX столетия. Его еще в молодости начинали волновать вопросы, относящиеся к поиску смысла жизни и вечностью. В своем творчестве поэт как бы подчеркивает трагичность жизненного пути талантливого человека, которого не понимает окружающий его мир.

Написав произведение “Пророк”, Михаил Юрьевич будто подводит итог своей жизни и глубоко переживает от того, что не смог еще много чего сделать. Читая произведение между строк, можно отыскать скрытый спор Лермонтова с обществом, где автор очередной раз убеждает в том, что на его долю выпал горький жребий. Он считает свое дарование писать стихи проклятием, но все равно продолжает совершать бренный путь пророка в отведенное ему на земле время жизни, потому что это его истинное предназначение.

Он несет людям правду, за что его карают гонениями и создают новые испытания. Именно поэтому молодой поэт ищет уединения, все дальше отторгаясь от рода людского. “Пророк” – это лирика, это исповедь. Видения Лермонтова ясны и восхитительны, оттого он испытывает творческие мучения. Он не хочет верить в то, что придут лучшие дни, что как и ныне всех талантливых людей ждет незавидная участь.

Лермонтов использует библейские мотивы, которые основывает на откровениях Пророка Иеремии, сопоставляя его жизнь со своей. Свое стихотворение он отождествляет с донесением до рода человеческого истинности бытия, которое не хочет принимать общество. Его с позором изгоняют в пустыню, где он продолжает свои скитания, оставаясь со своими мыслями один на один.

Строки произведения пронизаны горечью, болью и страданием автора. Строки идеально зарифмованы друг с другом в стиле четырехстопного ямба, в нем используются архаизмы.

Это, бесспорно, одно из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

Вариант №3

Стихотворение Лермонтова “Пророк” было написано в последние дни жизни молодого поэта. И в нем видно послание к людям, но не ко всем, а лишь тем, кого Лермонтов считает братьями. То есть товарищам “по перу”, таким же поэтам, как и он. Большинство произведений Лермонтова пронизаны меланхолическим настроением, и стихотворение ” Пророк” тому подтверждение. В нем поэт считает себя и всех своих собратьев “пророками”, что им единственным дарован дар видеть все так, как оно есть на самом деле. И следственно, остальные люди невзлюбили поэтов, за их откровенность. Он воспевал любовь и дружбу, те чистые чувства, которые люди научились продавать как что-то материальное.

Никто не уважал, и слушать его даже не хотел, поэтому он бежал от всех, в светлый мир музы. Это не означает, что Лермонтов в прямом смысле бежал из города и путешествовал, нет. Он потерял веру в людей, и поэтому не нуждался больше в общении с ними, он закрылся в себе. Стал вести образ жизни отшельника и презирать людей, и их существование. И в стихотворении сказано, что ему нравилось так жить. Он на некоторое время забыл о том, какое предназначение у него в жизни и просто наслаждался тем, что он жив, и тем, что он знает и видит то, чего не видят другие. В его мире ему покорны все, и моря, и звёзды. Лишь там он чувствует, что человек может, что-то значить в этой жизни.

Читайте также:  Княжна Мери - краткое содержание главы из Героя нашего времени Лермонтова

Но недолго длится его безмятежная жизнь, он признаёт то, что он должен пройти через всю боль и страдания, но донести людям то, что ему велено свыше.

И поэтому он возвращается в мир жестоких и глупых людей. Лермонтов вновь пытается к ним достучаться. Открыть их души для чего-то светлого и прекрасного, но все что он вновь получает, это издевательства и ненависть. В последних строках стихотворения, поэт показывает, что это неведение и нежелание слушать других людей передаётся с поколения в поколения. Старцы ставят его в пример детям, как неудачника лишившегося всего из-за своей гордости и упрямства. И дети это воспринимают как правду, верят в это и живут с такой мыслью до конца дней, что тот, кто отличается от других – плох. Лермонтов, не в состоянии что-либо сделать, признаёт, что всех его последователей ждёт такая же тяжёлая участь.

9, 10 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Пророк

Популярные темы анализов

Николай Алексеевич Некрасов всегда отличался внимательностью и чуткостью к проблемам простого народа. Он всем сердцем и душой, как мог, откликался на зов нуждающихся людей. Немало интересным произведением Некрасова стало “Размышления

Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,

Марина Цветаева отличалась от остальных поэтов, то, что она писала небольшие произведения, и они, безусловно, имели смысл. Она в своих стихах всегда передавала свое душевное состояние, и это ее не отличало от остальных поэтов. Цветаева

Поэт, воспевающий природа и чистоту мысли, Фёдор Тютчев затрагивал в своих произведениях философские проблемы. Для него важно, как для писателя и творческого человека, понять суть жизни, выделить главные ценности. Он считал, что,

Тютчев посвятил своей любимой девушке Елене Денисьевой ряд стихотворений. Для поэта она была музой, которую он превозносил и безумно любил. Частная жизнь лирика постоянно подвергалась сплетням и слухам, потому что более 14 лет

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 28.06.2018

На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.

История создания

Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.

Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.

Жанр, направление и размер

Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.

Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение делится на строфы, что свойственно для позднего романтизма. Их в произведении семь. Шестое и седьмое четверостишия закольцовывают стихотворения. Они иллюстрируют собой то, о чём говорится в первых двух – злые слова людей в адрес поэта. Центральным же является четвертый катрен, в котором говорится о гармонии, что обрёл пророк.

Таким образом, композиция стройна и математически выверена: кульминация говорит о балансе, а обрамляющие её части сообщают читателю о конфликте.

Образы и символы

Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.

Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»

Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.

Темы и настроение

  1. Одиночество. Поэт-пророк полностью осознаёт свою миссию – говорить людям правду. Но это далеко не всегда приятно публике. Поэтому он вынужден искать покой и уединение в пустыне, где его слушают звезды. Без лишения себя социума, герой не может в полной мере реализовывать свои способности, потому пророк совершает подвиг отшельничества. Когда автор говорит об изгнании – он полон отчаяния и сострадания к людям. Настроение сменяется радостным, когда речь идёт о природе и звёздах.
  2. Поэт и поэзия – основная тема. Творчество – это дар неба. И относиться к нему нужно с должной ответственностью. Терпеть непонимание, одиночество – идти на многие жертвы ради того, чтобы мир узнал божественные слова.
  3. Поэт и толпа. Народ не желает принимать поэта, люди противятся заветам любви и правды. Вместо того чтобы прислушаться к словам пророка, она изгоняют его. Так и правдивые, искренние стихи часто оказывались под гнётом критики, а их авторы – в ссылке.

Основная мысль стихотворения – стойко и мужественно следовать своему предназначению. Людям не приятно знать правду о себе, но всё же должен быть тот, кто её вещает. И это поэт-пророк. Он призван, чтобы научить алчных и завистливых людей жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет не просто, но он готов к трудностям и лишениям. Ведь сам «вечный судия» призвал его на это служение.

Смысл стихотворения был выстрадан поэтом, ведь сам он нередко вынужден был драться на дуэлях, отстаивая свое право на прямолинейность и честность суждений. Один из таких поединков его и погубил.

Средства художественной выразительности

В первой строфе встречается метафора: «В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока».

Намерения героя автор подчеркивает эпитетом «чистые», что говорит об искренности и бескорыстии пророка. Этому по определению противопоставлена «самолюбивая» улыбка старца, который воспитывает презрение в детях к таким, как этот поэт. Лирический герой рисует свой портрет через взгляд человека из толпы: «Как он угрюм, и худ, и бледен!»

В стихотворении противопоставляются пустыня и мир людей, а проводник между ними – пророк, ведающий истину.

Кроме того, автор использует фразеологический оборот, берущий своё начало в Ветхом завете, – «Посыпал пеплом я главу». Что говорит об отчаянии и сожалении пророка.

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение «Пророк» в 1841 году. Это стихотворение очень глубоко проникает в людские сердца т потайные мысли. Эмоции и чувства человеческих существ – это всегда что-то непредсказуемое. Никогда нельзя предсказать или предугадать мысли любого человека, можно ведь и ошибиться.

Лермонтов – человек, который не очень любил скрывать сувои мысли, он все свои мысли, будучи одиноким на самом деле человеком, проявлял в стихах и произведениях разных жанров. В этом стихотворении, автор как бы раскрывает всю правду человеческой сущности. Ведь она и вправду такова. Человек – завистлив, зол и жаден. Ему всегда кажется, что именно он всегда должен обладать именно этим, и никто другой. Пророк – это прообраз миссионера, который появился в этом мире с хорошими намерениями, с намерениями – сделать мир лучше и хоть немного добрее. Но он встретился и столкнулся только с ненавистью и злостью. Все люди завидовали пророку, хоть он и творил добрые дела.

Лермонтов прекрасно показал – насколько человек может быть глухим к добру, и насколько может продолжать с глухим упорством – делать злые дела. Главный герой, пророк, пытался ко всем донести тему любви и добра, но кажется не смог этого сделать. Ведь со стороны людей, не было даже хоть чуточку понимания – насколько мир грызен.

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса

  1. История написания
  2. О чем стихотворение?
  3. Жанр
  4. Главная идея
  5. Способ стихосложения

История написания

Приступая к анализу стихотворения «Пророк» Лермонтова следует обратиться ко времени его создания. Молодого поэта все чаще стали беспокоить вопросы, связанные со смыслом жизни и вечностью. В данном произведении поэт как будто бы хочет подчеркнуть трагичность жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром. Молодой поэт стихотворением «Пророк» как будто проводит финальную черту в своей жизни и горько сожалеет о многом не сделанном им. Глубоко вчитываясь в строки произведения можно увидеть некий спор автора с обществом, которое далеко не совершенно. В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в выпавшем на его долю горьком жребии.

«Пророк» является одним из поздних творений поэта, как будто предчувствовавшего свой скорый уход из этого мира. Но все же поэт не умолкает, а продолжает творить и обличать несовершенства правящей власти.

О чем стихотворение?

Делая анализ «Пророка» Лермонтова и глубоко вчитываясь в его строки невозможно не почувствовать ту горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта.

В произведении отчетливо видится судьба поэта, обреченного на несправедливую гибель. Даже первые строки стихотворения: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока» уже насыщены той болью и разочарованием, переполняющим молодого гения. Автор разочарован не только в устройстве общества, но и в его ближнем окружении. А полученный им дар творения, является его проклятием. Всё же Лермонтов продолжает пророчествовать в оставшиеся дни земной жизни, так как его предназначение заключается именно в этом. Из-за правды, которую доносит поэт до читателя, на его долю выпадают страшные испытания и гонения. Автор не выдерживает такого натиска со стороны людей и уходит от них, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.

«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности. Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни. В стихотворении присутствуют библейские мотивы, основанные на сказаниях Пророка Иеремии.

Главная идея

Стихотворение «Пророк» является описанием противостояния поэта и общественности. Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои пророчества он несет через собственное творчество и встречает непонимание со стороны общественности. Внутренний спор, который зарождается в душе Лермонтова к несправедливости людей, поэт выражает в своих произведениях.

Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия.

Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.

Способ стихосложения

Стихотворение «Пророк» написано способом четырёхстопного ямба. В произведении имеется много устаревших слов: «град», «в очах», «главу». Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.

Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки. Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен». К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. ». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

Анализ стихотворения “Пророк” Михаила Юрьевича Лермонтова

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова начнем с того, что узнаем о времени его создания. Оно было написано в 1841 году. Стихотворение считается одним из самых последних творений гения. Можно сказать, что «Пророк» – это некое завещание поэта, его прощание.

Стихотворение было опубликовано только после смерти автора. Тем не менее оно является знаковым для Михаила Юрьевича.

В своем произведении поэт попытался отразить весь свой жизненный путь. Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» часто сопоставляется с анализом аналогичного «Пророка» Пушкина.

Рассмотрим жанровую принадлежность и композиционное построение стихотворения. Оно опирается на библейский текст и тяготеет к такому жанру, как легенда. Важное отличие от произведения Пушкина в том, что тот выбрал книгу Пророка Исайи, а Лермонтов избрал книгу пророка Иеремии.

Композиция одноименных стихотворений также подвергается сравнению. Дело в том, что у Пушкина – это движение от низшего к высшему: сначала «пустыня мрачная», а потом путь к людям с надеждой. У Лермонтова же наоборот: сначала энтузиазм, любовь и правда, а затем побег из города с пеплом на голове.

Анализ стихотворения «Пророк» подразумевает рассмотрение идейно-художественного содержания произведения, заканчивающегося обращением, оформленным в виде прямой речи. Это своего рода призыв «стариков» к молодому поколению, детям, которые должны отречься от пророка и ни в коем случае не следовать за ним.

Теперь поговорим об основных идеях стихотворения. Главное здесь – тема поэта и поэзии. Следует обратить внимание на образ пустыни. Она обладает двумя семантическими признаками:

1) пространство, которое противостоит городу, населению людей и всему миру, который создан человеком;

2) большое и открытое пространство, которое символизирует бескрайность.

Недаром именно пустыня утолила жажду пророка. Здесь он получает то, чего не хватало в городской жизни, – общение. Среди людей и городской суеты его никто не слушал, а теперь даже звезды ему внемлют. Одиночество поэта противопоставляется единению с мирозданием.

Подробный анализ стихотворения «Пророк» требует рассмотрения и художественных особенностей. Широко использована здесь библейская лексика, а также славянизмы. Приведем примеры таких слов: тварь земная, очи, пророк, глава, завет и т.д. Поэт пользуется эпитетами, принадлежащими к высокому стилю, например, божья пища, вечный судия, чистые ученья и другие. Что интересно – Михаил Юрьевич использует еще и сатиру и иронию. Он рисует агрессивную толпу, которая не признает пророка и гонит его. Строка «старцы говорят «с улыбкой самолюбивой» повторяется в обоих заключительных четверостишьях.

Из-за такой стилистической неоднородности Лермонтов делит стихотворение на строфы. Оно представляет собой семь катренов, каждый из которых передает определенный этап развития сюжетной линии.

Что касается стихотворного размера, то здесь мы найдем сочетание четырехстопного ямба с пиррихием.

Стихотворение изобилует словами, в которых есть взрывные согласные, например, «посыпал пеплом», «в пустыне», «бежал» и так далее. Эти слова создают атмосферу напряженности. Акцент на букве «у» обеспечивает интонацию печали и тоски, например, «в пустыне я живу», «как он угрюм и худ».

Лермонтов подводит итоги всему своему творчеству, своей жизни. Он затрагивает тему трагической судьбы поэта-пророка, его существования в мире. Михаил Юрьевич – один из немногих классиков, которые заложили основу правильного понимания миссии поэта и всего искусства.

Текст «Пророк» М.Лермонтов

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения №5

Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели — 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную Пушкиным. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.

Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель — нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.

Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком». Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние». Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.

Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством. Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями — разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.

Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.

Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд — видимый знак отречения от общества.

Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали — покорность зверей и радостная игра лучей света — служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.

Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца. Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости. Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.

Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».

Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.

Послушайте стихотворение Лермонтова Пророк

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Стихотворение «Пророк» было создано весной — в начале лета 1841 года. Оно было написано в записной книжке, подаренной Лермонтову Одоевским. В свете напутствия, сделанного Одоевским Лермонтову, это стихотворение звучит как ответ поэта князю.
Одоевский написал на титульном листе строки из послания Апостола Павла коринфянам, которое в современном переводе выглядит так:


В то же время произведение перекликается со стихотворением «Пророк» Пушкина. И не просто перекликается, оно словно продолжает тему, начатую Александром Сергеевичем. Последние строки Пушкина:

Лермонтов начинает так:

Это произведение написано в жанре философской лирики. Лермонтов, как и Пушкин, пишет от первого имени, связывая себя с пророком. В этом стихотворении поэт выразил собственное мироощущение, собственное отношение с людьми. Он говорит о переживаниях, о собственном одиночестве.
Приближение к Богу отдаляет поэта и пророка от людей, потому что пророки частенько говорят не то, что хотят слышать люди. Люди хотят слышать оправдание собственным порокам и слабостям. Если вспомнить Библейских пророков, жития святых христианской эпохи, то можно увидеть, что путь их был тернистым, нелегким, требовал самоотречения, подвижничества. Бог призвал пушкинского пророка к такому служению, но люди не были готовы его принять. Пророк Пушкин погиб. Та же участь ждала и пророка Лермонтова.

Композиция

По композиции стихотворение можно разделить на 3 части. В 1-й части поэт говорит о том, что как только Бог открылся ему, он учение Божье нес людям. 2-я часть о том, что люди не приняли его пророчеств и безжалостно швыряли в него камни. Во вторую часть встраивается часть 3-я, разбивая вторую часть. Таким образом, вторая часть имеет кольцевое строение.
Пророк был вынужден удалиться в пустыню, где он понимал зверей. Звери и птицы покорялись ему, понимали его.

Когда в редкие дни пророк заходит в город, он старается пройти незаметно, не привлекая внимания, но слышит, как люди говорят о нем, показывая на него пальцем:

В стихотворении 7 строф. Наверное, это не случайно. В 7 дней Бог создал землю и жизнь на ней. Число 7 неоднократно упоминается в заповедях и законах, посланных Богом израильтянам. Рифма в стихотворении перекрестная, с чередованием мужских и женских стихов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Средства художественной выразительности

В произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:

  • Архаизмы, церковнославянизмы: судия, в очах, каменья, главу, тварь, предвечного;
  • Эпитеты – ближние, нищий, земная, самолюбивой,
  • Метафоры – вечный судия, чистые (ученья), звезды слушают, лучами играя, страницы злобы, Божьей (пищи).
  • Сравнения. Поэт сравнивает жизнь пророка с жизнью птиц.
  • Эмоционально-оценочная лексика – глупец.

Во второй, третьей и четвертой строфах, где пророк оторван от людей, встречаются строки, начинающиеся союзом и. Точно также в Библии встречаются стихи, начинающиеся этим союзом. Тем самым поэт стремится подчеркнуть связь его пророка с Богом. Лермонтовские строки

Отсылают нас к Евангелию от Матфея 6:26:

В заключении анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» стоит вспомнить слова известного русского критика.

Стихотворение «Пророк» впервые было опубликовано после смерти поэта в 1844 году.

Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)

После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении Благодарность (За все, за все тебя благодарю я..) обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться, в том числе и по причине явного указания на различные аспекты переживаний, которые часто связаны с любовью. Тем не менее, если немного поразмыслить, становиться понятным, о чем пишет автор.

Сначала может казаться будто он обращается к жизни как таковой, так как охватывает наиболее существенные ипостаси человеческого бытия. При этом строчка «обманут в жизни был» указывает на нечто иное, ведь не представляется возможным благодарить жизнь о жизни. Тогда, следуя рассуждению, легко понять: Лермонтов обращается ко Всевышнему, ведь именно Он является создателем жизни и именно его следует благодарить обо всем.

Собственно форма стихотворения во многом напоминает молитву, в которой сначала идет обращение «За все, за все тебя благодарю..», далее перечисляются различные аспекты, за которые благодарит молитвенник-поэт, после чего следует просьба, которая тоже нередко завершает молитву. Только в отличие от канонического обращения поэт позволяет здесь себе некоторую вольность, в его речи звучит и ирония, и даже упрек. Он перечисляет такие радости жизни как: мучения страстей, яд поцелуя, горечь слез, клевета, враги, обман.

Безусловно, такая искренняя благодарность тоже является формой молитвенного обращения и признаком смирения, то есть субъект принимает не только радости, но и страдания посланные Господом и даже за такие невзгоды выражает благодарность, как бы предаваясь воле Всевышнего. Тем не менее, в строках Лермонтова есть заключительная просьба. Он обращается: «чтобы тебя отныне

недолго я еще благодарил», то есть, вероятно, просит о скорой кончине, но также может рассматриваться и вариант просьбы избавиться от страданий.

Так или иначе, мы видим лирического героя, который обладает самоиронией и здоровым цинизмом, с которым относится к собственному существованию, но при этом он немного измучен жизненными обстоятельствами. Герой способен принять различные невзгоды, он не собирается роптать на судьбу и стойко переносит подобное. Тем не менее, герой все-таки с некоторым юмором и настойчивостью просит о довольно существенном, он хочет, чтобы страдания завершились, так как испил чашу сполна.

Стихотворение имеет философский смысл, так как описывает мир как юдоль скорби. Перед нами пространство полное страдание. Каждый красивый феномен, такой например как поцелуй, предстает в оборотном и негативном контексте.

Литературный анализ

Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой подведение итогов взаимоотношений автора с божественным началом, которое подвергло его нечеловеческим жизненным испытаниям.

Композиционная структура стихотворения является восьмистишием (октавой), состоящей из восьми строк, в которых лирическим героем, осуществляющим повествование-монолог, излагаются философские размышления о чувстве к богу, представляющие субъективное личное мнение автора.

В качестве стихотворного размера в «Благодарности» применяется пятистопный ямб, придающий произведению поэтическую экспрессию в форме дерзко-иронического вызова богу, который основал земную жизнь, полную несовершенства, страданий и парадоксальности.

Средствами художественной выразительности в стихотворении являются оксюморы, представленные внутренними противоречивыми словосочетаниями, которые в виде сложенных оппозиционных пар становятся равными по смысловому значению и уравновешивают экспрессионную окраску (месть врагов превращается в клевету друзей, горечь слез проявляется посредством отравы поцелуем).

Отличительной особенностью стихотворения является его укрупненный обобщенный масштаб, достигающийся за счет использования поэтом многочисленное количество раз местоимений «я» и «ты», символизирующих лирическую душу автора и высшую духовную силу. Данный прием позволяет ощутить противостояние двух духов, обладающих могуществом и равным величием, а также вступающих в непосредственное взаимодействие.

Финальная часть стихотворения наполняется авторской иронией и сарказмом, выражающей в виде скорбного прощания с созданной богом жизненной пустыней, в которой растрачивается жар души поэта, делая человеческую жизнь никчемной, ненужной, непонятой окружающими.

Смысловая нагрузка «Благодарности», являющимся своеобразным поэтическим покаянием, заключается в полном разочаровании автором земным существованием, несущего лишь душевную боль, тайные мучения страстей и усталость, а также предчувствие собственной гибели, выраженное в молитве к богу с просьбой о скорой смерти.

Благодарность

Несколько интересных сочинений

В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве.

Произведение под названием «А зори здесь тихие…» написано советским писателем Борисом Львовичем Васильевичем. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Мой самый любимый человек – мама. Она у меня строгая и красивая. В молодости у мамы была коса до пояса, но потом она её обрезала и сделала короткую стрижку. Мама носит очки, и я и мои братья тоже носим очки.

И. А. Бунин написал «Тёмные аллеи» в последние годы своего творчества, поэтому во всех рассказах сборника можно заметить мудрость и большой жизненный опыт писателя. Преимущественно рассматривались темы любви.

Семья – сколько в этом слове любви, нежности, трогательности. Если верить Ожегову, семья – это группа живущих вместе близких родственников, но ведь родные и близкие по духу нам люди не всегда рядом с нами.

Читайте также:  Анализ стихотворения Предсказание Лермонтова

227,Анализ стихотворения «Благодарность» М, лермонтова

Открытый онлайн-справочник
по образованию

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова — Благодарность

Благодарность

«Благодарность», стихотворение позднего Лермонтова (1840 г.), в котором в афористической форме с особой силой поэтической экспрессии подводится итог отношений поэта с «непринявшим» его миром.

Мотивы, нашедшие выражение в стихотворении, восходят к ранней романтической лирике, по-новому освещают тему богоборчества, завершая ее в творчестве Лермонтов, и смыкаются как со стихотворными («Гляжу на будущность с боязнью», «Дума», «Как часто. », «Демон» и др.), так и с прозаическими произведениями («Герой нашего времени»). Обобщающий смысл стихотворения отчетливо проясняется при сопоставлении со стихотворением 1830 г. «Благодарю!»: если раннее «передает горькую иронию поэта над своими обманутыми надеждами в любви, то ирония второго перерастает в безрадостный итог всей жизни», что придает стихотворению программное значение и делает его одним из самых характерных лирических изъявлений жизненной позиции Лермонтова.

Трагическое чувство одиночества в мире и разлад с враждебной действительностью выливаются в дерзко-иронический вызов богу, основавшему несовершенный и парадоксальный мир. Обобщенности стихотворения способствует укрупнение масштаба лирического «Я», вступающего в непосредственный контакт с высшей духовной силой. «Ты» (бог) и «Я» (поэт) — два противостоящих друг другу, но равновеликих и могучих духа. Троекратное употребление выражения «за все», анафорическая архитектоника стихотворения также оттеняют абсолютный пафос отрицания, не ограничивающийся перечислением личных страданий, а простирающийся до отказа от жизни. Интимная форма обращения, предполагающая искренность и неподдельность благодарности, оборачивается страстными обвинениями, приоткрывающими силу внутренних переживаний лирического героя; их подлинность и философская глубина создаются нагнетанием ораторских формул, взаимопереходом, интимно-прозаической и патетической интонаций. Стихотворение отражает общую эволюцию стиля Лермонтов, связанную с отказом от романтической гиперболизации.

Художественный эффект достигается ироническим переосмыслением благодарности, выражаемой не за радости жизни, а за испытанные в ней страдания. Парадоксальность ситуации находит поддержку в употреблении оксюморонных, внутренне противоречивых словосочетаний («отрава поцелуя», «клевета друзей»), которые, составив сложные оппозиционные пары («горечь слез» — «отрава поцелуя», «месть врагов» — «клевета друзей») неожиданно оказываются уравновешенными в смысловом отношении и близкими по экспрессивной окраске. Ирония обнажена и в концовке стихотворения, звучащей как афоризм и противоположной по смыслу началу стихотворения. В этом трагическом итоге заключено бескомпромиссное и полное скорбной насмешки отрицание всего мироустройства, прощание с «пустыней» жизни, где был напрасно растрачен «жар души».

Лермонтов. «Благодарность»

В «Благодарности» 1 перечислены все «дарованные» Богом и выпавшие на долю лирического «я» «отрицательные» переживания, опустошившие его душу. «Благодарность», с этой точки зрения, представляет собой иронически окрашенную эпиграмму, выдержанную в сатирико-ораторских тонах с афористической концовкой и оксюморонными сочетаниями («горечь слез», «отрава поцелуя», «клевета друзей»). На этом фоне обычные обороты воспринимаются в том же противоречивом ключе («тайные мучения страстей», «месть врагов», «жар души, растраченный в пустыне»). Начав с иронической благодарности, Лермонтов в завершающей части стихотворения с довольно сильным сарказмом и вполне серьезно просит Бога ускорить свою смерть, дабы прекратить изъявление неподобающей благодарности. Так одно кощунство перекрывается другим, еще более дерзким:

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил 2.

Вместе с тем наряду с «Благодарностью» Лермонтов пишет совсем другие стихотворения, в которых выражено иное отношение к Богу и к сотворенному им миру,— светлое и сочувственное. Среди таких стихотворений выделяются «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива. », две «Молитвы». Во всех этих стихотворениях, в противоположность таким, как «Валерик» или «Завещание», Лермонтов не проявляет никакого стремления превратить «поэзию» в «прозу». Он не «ломает» стих, не заставляет фразы вступать в спор со стихом, избегает «прозаической» речи и ограничивает проникновение разговорных лексики и интонации в текст.

Традиция, которая питает стихотворение «Ветка Палестины», хорошо известна. Это стихотворение немецкого поэта Уланда «Боярышник графа Эбергарда», переведенное Жуковским и ставшее балладой «Старый рыцарь», и элегия Пушкина «Цветок». Жуковский в своем переводе заменил ветку боярышника веткой оливы. Его рыцарь пронес ветку «от святой оливы» через все сражения и битвы. Из ветки Палестины выросло дерево, и теперь старый рыцарь, сидя под ним, вспоминает о былых походах:

Вздыхает он глубоко
О славной старине

И о земле далекой.

Пушкин в стихотворении «Цветок» изменил сюжет и его детали: у него нет ни старого рыцаря, ни ветки боярышника или оливы. Появляется цветок, забытый в книге. Вместо мотива воспоминания поэт развил мотив «мечты», воображения: он видит цветок и старается отгадать, что с ним было. Перед мысленным взором Пушкина открывается картина влюбленности двух существ и возможные варианты их судьбы. Лермонтов меняет оливу Жуковского на пальмовую ветку из той же Палестины, из той же Святой земли. Он, как и Пушкин, погружен в мечты и стремится представить с помощью воображения, какова судьба ветки и судьба ее владельцев. В отличие от Пушкина, у Лермонтова исчезает мотив влюбленности. Поэт сосредоточен на изображении ветки как свидетеля событий на Святой земле, в святом граде («ветвь Ерусалима»), хранителя святости («святыни верный часовой») и ее святых символов веры («Кивот и крест, символ святой. »). Судьба ветки Палестины не свободна от печалей и бед, как и ее матери-пальмы:

И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы.

Пальмовая ветка обречена на разлуку с родным древом, но судьба оказалась милостива к ней и, скрасив тихое умирание, окружила природой, набожными людьми, ценившими святую чистоту земли, воды, солнца, высоких песнопений — молитв и преданий старины, которую она впитала. Поэт спрашивает у ветки («Скажи. », «Поведай. ») и предполагает, что из святой земли Палестины ее как памятный знак святости перенес в иной, суровый северный край, возможно, христианский паломник или проповедник («набожной рукою»), который потом тоже был разлучен с родной духовной почвой («Грустил он часто над тобою? Хранишь ты след горючих слез?»). В той же роли мог оказаться и ангел или архангел 3 («Иль Божьей рати лучший воин, Он был, с безоблачным челом, Как ты, всегда небес достоин Перед людьми и Божеством. »).

Это видимое присутствие Святой земли и погружение в атмосферу святости особенно чувствуется, если принять во внимание скрытый, но подразумеваемый фон. В стихотворении отчетливо различимы два разных мира: Палестина и «этот край», в котором ветка Палестины — случайный гость, символизирующий святость, покой, гармонию в мире тревог и скорбей. В «этом краю», в противоположность святым местам (икона, лампада, кивот, крест), есть и разлука, и смерть, и печаль, и страдание. Примечательно, что не сама по себе ветка Палестины, условно говоря, умиротворена, а вокруг нее и над ней «Всё полно мира и отрады». Ветка, не получив «счастья», «вознаграждена» хотя бы тем, что пребывает в гармоничном и прекрасном мире. Лирический герой лишен и этого: его не только не покидает внутренняя тревога, сомнения и страдания, но и вне его — ни на земле, ни на небе — нет «мира и отрады». И все-таки, вопрошая ветку Палестины, он в конце концов склонен верить, что красота и гармония возможны, а стало быть, возможны примирение, согласие с Богом и признание его величия. 1 В стихотворении видят то ироническую любовную элегию, адресованную женщине, то инвективу, обращенную к Богу.

2 Легко заметить, что как сама «благодарность», так и просьба о смерти для христианина греховны.

3 Вполне вероятно, что здесь Лермонтов имел в виду своего ангела Михаила, «ангела предстояния» и заступника перед Богом; «Божьей рати лучший воин» — едва ли не архангел Михаил, великий ангел, архистратиг, предводитель небесного воинства; Михаил считался посредником между Богом и людьми, он выступал проводником душ, которые либо сопровождал к воротам небесного Иерусалима и помогал им их открыть, либо стоял у ворот со своей ратью, разрешая вход праведникам. Михаил являлся также хранителем таинственных письмен и магических слов, которыми были сотворены земля и небеса, и в православной традиции играл гармоническую роль культурного героя (см. Мифы народов мира: энциклопедия.—М. 1992,—Т. 2,—С. 158—160).

Ответ будет доступен через 20 секунд

Анализ стихотворения «Благодарность» Лермонтова

Стихотворение «Благодарность» Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1840 году, в уже поздний период его творчества, незадолго до гибели поэта в 1841 году во время дуэли. Некоторые критики считали, что это произведение Лермонтов мог посвятить одной из своих возлюбленных. Действительно, местоимение «тебя» было написано с большой буквы, что могло указывать на конкретного человека, однако позже выяснилось, что поэт сделал это специально, дабы ввести в заблуждение цензоров, которые и правда решили, что стихотворение посвящено женщине. На самом же деле, внимательно прочитав произведение, становится понятно, что оно обращено к миру и к Богу. Это некого рода стихотворение-молитва, которые, к слову, уже появлялись в его творчестве и раньше. Но в данном случае «благодарность» не стоит воспринимать в прямом смысле. В каждой строчке чувствуется печальная ирония слов автора. Лермонтов говорит о том, насколько сложна и непредсказуема жизнь, сколько в ней боли и страданий. В последних строках поэт просит, чтобы ему не пришлось долго благодарить. Буквально — просит Бога о смерти, об окончании его мучений.

Стихотворение «Благодарность» написано пятистопным ямбом, мужская рифма чередуется с женской. На строфы оно не разделено для создания целостного восприятия. Но также можно сказать, что стих делится на две части по смысловой нагрузке. Первая — благодарность лирического героя, вторая — просьба.

Среди художественных средств, использованных Лермонтовым, важную роль играют метафоры («отрава поцелуя», «мучения страстей», «жар души, растраченный в пустыне»), а также повторы: «за все, за все» в первой строке и, более того, дальше шесть строчек из восьми начинаются с одного и того же предлога «за». Автор перечисляет, за что он благодарен. Эпитет здесь всего один — «тайные мучения».

Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова считали, что вызов Богу, заключающийся в последних двух строчках, указывает на чрезмерную гордость или даже гордыню лирического героя. Она не позволяет ему видеть свои собственные недостатки, оставляя винить во всём окружающий мир. Того, к кому обращена «Благодарность», он даже не называет.

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Благодарность на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

«Благодарность» М.Лермонтов

«Благодарность» Михаил Лермонтов

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарность»

Личная жизнь Михаила Лермонтова до сих пор полна тайн. Исследователи едины во мнении, что у поэта было много романов, однако он очень хорошо умел скрывать свои чувства. Именно по этой причине стихотворение «Благодарность», написанное в 1840 году, многие литературные критики приписывают одной из возлюбленных поэта.

Действительно, для этого есть веские основания, так как при первой публикации в произведении все местоимения «ты» автор написал с большой буквы. Однако позже выяснилось, что сделано это было умышленно – Лермонтов хотел ввести в заблуждение цензоров, которые действительно пришли к выводу, что стихотворение посвящено женщине. На самом деле, это был ироничный и достаточно колкий монолог, обращенный к Богу. И в контексте произведения его название «Благодарность» следует воспринимать в переносном смысле.

Конечно, первая строчка стихотворения не вызывает вопросов, потому как в обычае православных христиан – за все благодарить Всевышнего. Однако во фразе о «тайных мучениях страстей», которые на протяжении всей своей жизни испытывал поэт, можно уловить первые признаки иронии. Все дело в том, что по религиозным канонам именно вера и молитва освобождают человека от низменных желаний. Однако поэт, являясь глубоко набожным человеком, все же не смог преодолеть подобных искушений.

Лермонтов видит в Боге высшую силу, которая в состоянии сделать человека по-настоящему счастливым. Однако автору прошлось пройти через «горечь слез» и «отраву поцелуев», испытать «жар души», который превратил ее в настоящую пустыню. Поэт благодарит Господа «за все, чем я обманут в жизни был», и в этой фразе уже слышится не столько ирония, сколько обида и боль человека, на долю которого выпало слишком много разочарований.

Лермонтов считает, что судьба обошлась с ним слишком жестоко и несправедливо, лишив возможности быть счастливым. Конечно, взамен поэт получит острый ум и блестящий литературный талант, но его это совершенно не радует. Поэтому он считает свою жизнь пустой и никчемной, он разочарован и мечтает лишь о том, чтобы как можно скорее завершить свой жизненный путь. По этой причине в финальной фразе стихотворения Лермонтов проявляет свой сарказм в полной мере, заявляя: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще благодарил». То есть, фактически автор просит Всевышнего о скорой смерти, так как устал жить и нести бремя душевной боли, которую постоянно испытывает.

Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарность»

Личная жизнь Михаила Лермонтова до сих пор полна тайн. Исследователи едины во мнении, что у поэта было много романов, однако он очень хорошо умел скрывать свои чувства. Именно по этой причине стихотворение «Благодарность», написанное в 1840 году, многие литературные критики приписывают одной из возлюбленных поэта.

Действительно, для этого есть веские основания, так как при первой публикации в произведении все местоимения «ты» автор написал с большой буквы. Однако позже выяснилось, что сделано это было умышленно – Лермонтов хотел ввести в заблуждение цензоров, которые действительно пришли к выводу, что стихотворение посвящено женщине. На самом деле, это был ироничный и достаточно колкий монолог, обращенный к Богу. И в контексте произведения его название «Благодарность» следует воспринимать в переносном смысле.

Конечно, первая строчка стихотворения не вызывает вопросов, потому как в обычае православных христиан – за все благодарить Всевышнего. Однако во фразе о «тайных мучениях страстей», которые на протяжении всей своей жизни испытывал поэт, можно уловить первые признаки иронии. Все дело в том, что по религиозным канонам именно вера и молитва освобождают человека от низменных желаний. Однако поэт, являясь глубоко набожным человеком, все же не смог преодолеть подобных искушений.

Лермонтов видит в Боге высшую силу, которая в состоянии сделать человека по-настоящему счастливым. Однако автору прошлось пройти через «горечь слез» и «отраву поцелуев», испытать «жар души», который превратил ее в настоящую пустыню. Поэт благодарит Господа «за все, чем я обманут в жизни был», и в этой фразе уже слышится не столько ирония, сколько обида и боль человека, на долю которого выпало слишком много разочарований.

Лермонтов считает, что судьба обошлась с ним слишком жестоко и несправедливо, лишив возможности быть счастливым. Конечно, взамен поэт получит острый ум и блестящий литературный талант, но его это совершенно не радует. Поэтому он считает свою жизнь пустой и никчемной, он разочарован и мечтает лишь о том, чтобы как можно скорее завершить свой жизненный путь. По этой причине в финальной фразе стихотворения Лермонтов проявляет свой сарказм в полной мере, заявляя: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще благодарил». То есть, фактически автор просит Всевышнего о скорой смерти, так как устал жить и нести бремя душевной боли, которую постоянно испытывает.

Ссылка на основную публикацию