Анализ стихотворения Прощай немытая Россия Лермонтова

Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Традиционно это произведение М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете ознакомится с полным и кратким анализом “Прощай, немытая Россия” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Прощай, немытая Россия.

История создания – 1841 год, после приказа покинуть Петербург, перед отправлением в ссылку на Кавказ.

Тема – непринятие общества и политики царской России.

Композиция – 2 четверостишия, образующих антитезу.

Жанр – стихотворение с чертами политической эпиграммы.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.

Эпитеты“немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

Метонимия“голубые мундиры” .

Гипербола – “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

История создания

Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроена, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления” . Фактически это был смертный приговор, и автор понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..” . Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.

Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, непризнанного своей страной, не нужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “ мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “ им преданный народ “.

Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотам, не смотря на отношения с властью.

Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “ немытой ” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопреклонении, доносах и угодничестве.

Композиция

Небольшое произведение – всего два четверостишия – уместило целую эпоху и характеристику общества 19 века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа “, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“ всевидящих глаз и всеслышащих ушей “).

Стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В произведении есть черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “ всевидящий и всеслышащий ” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “ мундирам”, “народу”, “немытой ” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.

Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Средства выразительности

Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стих произведения непревзойдённо “лермонтовским”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.

Метонимия “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.

Метафоры – “ страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши” .

Полный анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» (М.Ю. Лермонтов)

Полный анализ стихотворения «Прощай, немытая Росси», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, помогает раскрыть весьма актуальные проблемы и понять настроение автора в тот момент. Команда Литеровед.ру поможет разобрать основные вопрос произведения, а так е раскроет смысл, которые передал нам автор.

  1. История создания
  2. Темы, проблемы
  3. Композиция
  4. Жанр, размер
  5. Средства выразительности
  6. Основная мысль произведения

История создания

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» было написано Михаилом Юрьевичем в 1841 году, когда он собирался отправиться в ссылку на Кавказ. Личная жизнь не приносила никакой радости, в службе тоже не было никакого просвета, а творчество было настолько ограничено, что автор не мог писать свободно о наболевшем. Благодаря слухам, Михаила Юрьевича арестовали за участие в дуэли. Поэтому было вынесено решение отправить его на Кавказ, где война уже шла далеко не первый год. Автор понимал, что очень вряд ли вернется оттуда. Возможно поэтому он начинает свое стихотворение со слова : «Прощай». Лермонтов так же понимал, что неугоден власти, именно поэтому его отправляют туда, откуда назад нет пути. Зимой 1841 года было написано стихотворение «Прощай, немытая Россия», а летом того же года великий поэт погиб.

Темы, проблемы

Главной темой произведения выступает непринятие того режима, который был в России. Нежелание повиноваться общественным устоям и полная неудовлетворенность властью. В тексте хорошо прослеживается обида поэта на то, что в родной стране его так и не смогли понять и оценить по достоинству. Он не хотел находиться в стране, где правило самоуправство, невежество и низость. Каждый мог донести на другого, что было поэту неприемлемо. Это единственное произведение, где Лермонтов так открыто осуждает Россию и то, что с ней стало. Он не понимает ни сторону правителей, ни тех, кто молча им покорился.

Михаил Юрьевич имел очень непростой характер, из-за которого у него практически отсутствовали друзья. Высшее общество не принимало его из-за вздорного и неуравновешенного характера, который был ярко выражен у поэта. На приемах он часто высказывал свое негативное отношение и мнение на чей-то счет, что, естественно, совершенно не нравилось публики. Острый на язык творец не собирался перед кем-то лебезить. Он открыто высказывал свое мнение, совершенно не заботясь о чувствах окружающих.

Лермонтов высказывает свое недовольство властью и режимом, которые на тот момент царили в России. Он до конца своих дней остается патриотом своей Родины, которую очень любил и ценил. Но принять тот порядок, который устоялся в стране, он так и не смог. Он безумно любит Россию, но ненавидит власть.

Состояние автора прослеживается через лирического героя, который раздавлен и опечален всей ситуацией в его государстве. При помощи антитезы автор показывает яркий контраст между порабощенной Россией и свободным Кавказом. Называя в стихотворении Россию «немытой», он тем самым подчеркивает всю ту ложь и грязь, которая как болото затягивала страну все дальше и дальше.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две строфы. Но даже в этих двух четверостишьях автор сумел емко охарактеризовать всю эпоху. В самом начале лирический герой прощается со всем тем, что так неприятно ему было наблюдать. Весть этот режим, который установился в России, действовал очень удручающе на поэта, и разрушало его. В каждой строчке первой строфы мы можем видеть боль и разочарование.

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

В заключительной же строфе автор высказывает некую надежду на то, что возможно его место в жизни находится на далеком Кавказе. Подальше от всего того хаоса, который происходит на родной земле Михаила Юрьевича. Благодаря использованию определенных форм глагола, которые употребляет автор во второй строфе, ощущается присутствие лирического героя.

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Жанр, размер

Поскольку данное творение затрагивает тему отношений в государстве, а также неприятие жизненных устоев общества, то в нем можно заметить черты эпиграммы. Здесь явно показан негатив, который направлен на существующий режим, а так же то, что толпа безмолвно покорилась власти. Так же о чертах эпиграммы говорит обращение к определенному адресату. Автор взывает к родине, а так же к господствующей власти и народу.

Размер стиха – это четырехстопный ямб, рифмовка – перекрестная.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет данное стихотворение на эмоциях, о чем говорит большое использование эпитетов. В самом названии автор использует эпитет, чтоб подчеркнуть свое отношение и эмоции. Так же использование сатирической гиперболы и метафор делают текст ещё более ярким и выразительным. Он отлично передает эмоциональный фон поэта, который он выплеснул на бумагу.

Основная мысль произведения

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» Михаил Юрьевич Лермонтов передал все свое отношение, которое сложилось относительно действующей власти. Власть, почувствовав свое могущество и безнаказанность, просто издевается над русским народом. Люди же, выбрали вариант просто смириться и преклониться перед действующим режимом, чем попробовать как-либо бороться. Поэту тяжело наблюдать за тем, как его родина превращается просто в сборище пирующих правителей. Ему очень больно и противно наблюдать подобное, что чувствуется практически в каждой строке.

Творец не может больше находиться там, где его никто не понимает и не принимает. Лучшим выходом он видит отъезд. Призрачная надежда лишь мелькает в его сознании, что там на чужбине, возможно, он найдет свое место. Он сам до конца не верит в это, потому что является настоящим патриотом, который готов бороться за светлое будущее государства. Но что он может сделать в одиночку? Он прекрасно понимает всю бесполезность своих действий. Он устал от окружающего его беспредела, поэтому отъезд на Кавказ для него и то становится выходом из данной ситуации.

Настроение автора отлично чувствуется при прочтении этого бессмертного стихотворения. С одной стороны – это призыв к борьбе, высказывание негодования и протест. С другой же стороны, данное произведение – это своего рода стихотворение разочарования. Автор огорчен и разбит, ему невыносимо больно наблюдать все то, с чем пришлось столкнуться его современникам. Он безумно любит свою родину за ее бескрайние пейзажи, обычаи и красоту. Но он так и не смог принять образ жизни дворянства, и понять народ, который молча склонил голову.

Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая Россия

Слово «Прощай» в названии означает, что Лермонтов прощается не с Россией, а с укладом жизни в ней. А я подумала, что он прощается с Россией потому, что уезжает в ссылку на Кавказ.

Почему «немытая Россия»? Поэт явно не имеет в виду антисанитарию своих сограждан. Он имеет в виду государственное устройство. Хотя, я честно говоря, подумала о качестве дорог, которые и тогда, и сейчас утопают в грязи, лишь только пройдёт небольшой дождь. Образуются такие огромные лужи, что Россия кажется немытой в полном смысле этого слова.

Что касается «немытых граждан», так баня в России всегда особо почиталась. Суббота всегда считалась банным днём. А вот, кстати, в передовой якобы Европе принимали ванну несколько раз в год. Зато обильно поливали себя духами и одеколоном, чтобы перебить исходящий запах от немытого тела. Так что, в плане мытья в России всё в порядке.

Фразой «страна рабов» Лермонтов намекает на бесправность низшего сословия, с которым обращаются, как с рабами. Хозяева их могут купить, могут продать, могут в карты проиграть, а могут сослать в Сибирь или отправить на воинскую службу. А солдаты служили в те времена по двадцать пять лет.

«Страна господ» – имеется в виду, что суд вершится не по закону, а по прихоти господ. Примером может служить история, произошедшая с самим поэтом. Его вызвал на дуэль сын французского посла. Стреляя в Лермонтова, он промахнулся, поэт же вообще не стал стрелять – разрядил демонстративно пистолет в воздух.

Однако, пришлось расплачиваться за это Лермонтову. Его сослали на Кавказ только потому, что у его противника – отец посол. И дело постарались поскорее «замять».

«Мундиры голубые» – это жандармы, которые верой и правдой служили царю, а не поддерживали порядок в стране.

Читайте также:  Русалка - краткое содержание стихотворения Лермонтова

«Преданный народ» – речь идёт о русском народе, который поддерживает существующий государственный аппарат. А его уже давно поря менять, как это сделали в Европе.

« За стеной Кавказа скроюсь» Как ни странно, но Лермонтов не боится ссылки на Кавказ. Он был здесь, будучи мальчиком, полюбил его и эту любовь пронёс через всю свою такую короткую, но яркую жизнь.

«От твоих пашей…» Паша – это титул военноначальников в Османской империи. Почему Лермонтов употребляет его здесь? Россия всегда воевала с Турцией, этим деспотичным государством на Ближнем Востоке. ( А теперь на курорт туда ездят некоторые российские граждане). Поэт проводит параллель между жестокими янычарами и начальниками жандармских управлений, которых не очень-то любили в России.

«Всевидящие и всеслышащие» – это про охранное отделение. Вроде ссора и дуэль носила частный характер, и свидетелей не было, кроме секундантов. Однако, на следующий день поэта уже арестовали. Кто-то из офицеров всё-таки донёс в охранку.

А «не видящий глаз» и «не слышащие уши» – это российское правосудие того времени, слепое, глухое и пристрастное.

По плану 9 класс кратко

Картинка к стихотворению Прощай немытая Россия

Популярные темы анализов

Тема труда является одной из ключевых в творчестве Валерия Брюсова, на это указывает множество его произведений, одним из которых является воодушевляющее стихотворение «Работа». В этом произведении поэт однозначно возвышает все формы

Самый родной человек – мама, та, что всегда с нами душой, близкая и понимающая. Человеку дается мать для того, чтобы он смог увидеть настоящую любовь, безусловную, прощающую, сопереживающую, самоотверженную

Много прекрасных произведений о народе принадлежат перу одному из самых талантливых русский поэтов 19 века Николаю Алексеевичу Некрасову. Он с невероятной точностью и искренними эмоциями передавал страдания и тяжелую народную жизнь.

Современники не принимали стихотворения Фета, по крайней мере, в 50 – 60-е года. В то время лирика писалась на злобу дня, и это было, чуть ли не единственное направление, которое вызывало одобрение читателей. Тогда королём поэзии был Некрасов.

Автор был выбран на получение Нобелевской премии. Эту премию он по праву заслужил за свою огромную лепту, которую внес в литературу. Но это совершенно не принесло писателю никаких благ. СССР не очень хорошо приняли данное

«Прощай, немытая Россия». Лермонтов. Анализ.

Меню статьи:

Текст произведения

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Вопросы авторства

Год написания стихотворения предположительно 1841. Произведение много лет переписывалось от руки, распространялось нелегально по вполне понятным причинам. Власти не допускали публикации стихотворения.

Историки и литературоведы предполагают, что произведение принадлежит перу М.Ю. Лермонтова, но есть и те, кто считает автором произведения Дмитрия Минаева, пародиста, которые написал пародии на многие произведения его современников, в том числе и на стихи Лермонтова.

Стихотворение было опубликовано через 32 года после смерти поэта, поэтому сложно утверждать однозначно. У каждой из сторон есть свои доводы в пользу своей версии.

До нашего времени дошло несколько вариантов стиха, записанного П. И. Бартеневым в разное время, где он утверждает, что поэт подтвердил свое авторство.

В 1873 г. Бартенев писал П. А. Ефремову, отправляя стих: «Вот еще стихи Лермонтова, списанные с подлинника».

В 1890 г. Бартенев опубликовал другую редакцию текста, сопроводив ее примечанием: «Записано со слов поэта современником» (Русский архив, 1890, № 11, стб. 375).

В 1955 г. опубликован еще один вариант текста – список того же Бартенева из архива Н. В. Путяты. В этом списке стих 4 читается: «И ты, покорный им народ». Остальной текст – как в письме Ефремову.

С другой стороны слова «голубые мундиры» у Лермонтова больше нигде не встречаются, но они есть у пародиста Минаева. И исследователи утверждают, что художник Лермонтов не мог написать «голубые мундиры» тогда, когда форма у жандармов была синей. Но упоминание этого словосочетания встречается у Минаева в его пародии на “Демона” М.Ю. Лермонтова: “Бес мчится. Никаких помех…/ На голубом его мундире/ Сверкают звезды рангов всех.”

Автограф автора не сохранился, поэтому вопрос остается открытым для многих.

История создания

В Советское время авторство Лермонтова не подвергалось сомнению.
Предположительно стих был написан зимой 1841г. перед отъездом Лермонтова на Кавказ в ссылку.

Для Михаила Юрьевича это время было сложным. Он не хотел продолжать службу, устав от приказов и необходимости подчинятся тому, с чем не был согласен. Мечтал подать в отставку и уйти со службы. Поэт хотел жить творчеством, но в этом мешали сложности его вспыльчивого характера. Он написал немало обличительных и резких стихов, легко конфликтовал, и из-за этого двери многих богатых домов для него закрылись.

Бабушка настояла на том, чтобы Михаил остался на службе, и он уступил. За свои колкие стихи в отношении власти Лермонтов был сослан на Кавказ, откуда ему уже не суждено было вернуться. Поэт пережил несколько историй любви, которые он принял как трагедию. Он был одинок, разочарован во власти, в личной жизни и в обществе, которое его окружало.

Обличительное и резкое стихотворение было написано автором перед отправкой из Петербурга, в адрес российской власти и всего народа, готового терпеть свое рабство и униженное положение.

Стих много лет переписывался и поэтому имел много различных искажений и вариантов. Впервые был опубликован в «Русской старине» в 1887 году.

Тема стиха

Тема стиха – отказ принимать политику России его времени, а также осуждение сложившихся отношений между правящим классом и народом.

Автор стихотворения называет Россию немытой, то есть страной, лишенной базовых отличительных черт цивилизации. Он отказывается называть цивилизованной страну, где правящий класс угнетает народ и управляет посредством страха, доносов, слежки и предательства. Поэт не видит будущего у России, пока не изменится основа, на которой строятся отношения между правительством и народом.

Также поэт не уважает народ, который согласен жить в подобной атмосфере. Народ, который раболепствует и соглашается доносить на ближнего из страха за свое благополучие и жизнь.

Поэт не хочет видеть Россию как страну господ и рабов, не желает мириться с тем, что его окружает. Одиночество – неизменный спутник человека, не принимающего общепринятые нормы, даже если они ложные.

Автор стихотворения думает, что непокоренный Кавказ как стена защитит его от всего, что он видит в столице.

Поэта греет мечта, что там, куда его сослали, будет лучше, несмотря на войну. Ведь те, кто подсматривает, подслушивает и доносит обычно стараются жить поближе к правящему классу, в местах поспокойнее. Гордый Кавказ прославился своим свободолюбием и непокорностью. В глазах поэта Кавказ – это место, где он может найти единомышленников и друзей.

Композиция

Стих состоит из двух строф, вместе образующих антитезу. В коротком стихотворении, всего в пару четверостиший, поэт охарактеризовал целую эпоху, в которой он жил.

В первой половине стихотворения автор прощается со своей страной, характеризуя ее как страну рабов и господ, где нет места свободе мысли, слова или дела. Для него Россия стала местом, где за каждым ее гражданином ведется слежка, где невозможно свободно говорить или делать что-либо. В ней люди понимают, что за каждым их шагом следят, каждое слово подслушивают и «докладывают наверх» правящему классу. И народ, находящийся под рабским гнетом не противится, напротив, они преданы своим господам. Подобное отношение претит поэту. Он не желает смириться и остается «в меньшинстве».

Во второй строфе поэт выражает надежду, что на Кавказе все иначе, что там будет свободнее дышать и творить. Он верит в свободолюбие кавказцев и в то, что они не позволяют чиновникам вмешиваться во все сферы их жизни. Он верит, что Кавказ – это стена, за которой возможно укрыться от правительственных «сексотов»[1], жить так, как велит совесть, и говорить то, что думаешь.

Насколько оправданы эти надежды – это уже другой вопрос. Но поэт выражает эту надежду.
Эмоциональное состояние лирического героя передается использованием форм глаголов и определениями «всевидящего», «всеслышащих».

Стих состоит только из восьми строк и имеет ясное композиционное деление: Россия – «немытая», неустроенная, порабощенная и в противопоставление – Кавказ – гордый, независимый, свободолюбивый. Там, за стеной Кавказа, поэт надеется получить свободу.

Главный герой

Лирический герой данного стихотворения – человек, покидающий Россию. Из истории написания произведения мы предполагаем, что он сослан на Кавказ. Но в самом стихе не видно, уезжает ли он по собственной воле или по принуждению. Герой разочарован в России. Он характеризует правящий класс как жестоких господ, которые не брезгуют тем, что правят посредством слежки, доносов и жесткого подавления свободомыслия.

В его видении – это жандармская страна, где нет места для свободы мысли и слова. Он не уважает и народ, который позволил себя унизить и подавить. Поэта возмущает не то, что народ терпит жестокую власть, а за то, что он предан своим господам, что не пытается изменить свое положение.

Поговорка гласит: «Каждый народ достоин своего правителя» и в этом произведении автор, очевидно, придерживается этого мнения. Он критикует и жестокую власть, и странную преданность угнетенных своим угнетателям.

В его представлении Кавказ совсем другой. Он – как стена может защитить его от подглядывания и подслушивания со стороны властей. Лирический герой надеется скрыться на Кавказе от своего прошлого противостояния с властью и найти покой от давления и притеснения от правящего класса.

Лермонтов всегда был патриотом своей родины. Он восхищался ее природой, любил родную землю. Но этот стих наполнен горечью и разочарованием.

Второстепенные герои

В стихе едва упоминаются жестокие правители и жандармы, а также сломленный народ России.

Кавказ выступает как стена, способная защитить свободу всякого, кто скроется за ней.

Главная идея стиха

Основная идея стиха – невозможность принять существующее положение вещей, когда дворяне жестко властвуют над народом, используя жандармов и жестоко подавляют всякое проявление свободы мысли. Лирический герой покидает опостылевшую страну, политические устои которой он больше не желает терпеть.

Других сторон поэт в этот момент не касается.

В своем стихотворении “Я не унижусь пред тобой” Михаил Лермонтов превращает читателей в свидетелей своего горького разочарования. Поэт мучается чувством неразделенной любви. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Накал эмоций не позволяет автору видеть другие стороны жизни его страны. Он не помнит друзей и родных, которых покидает в ней. Слежка и доносы стали для него центральной силой, которая отталкивает от страны и заставляет искать убежища за «стеной Кавказа». «Голубые мундиры» видятся автору повсюду как сила, сломившая народ. Но угнетенные не противятся, не пытаются получить свободу. Напротив, они преданы своим господам, а значит, становятся похожими на них.

Ведь для того, чтобы система доносов работала, нужен не только тот, кто желает слушать донос, но и тот, кто подслушает, подсмотрит и расскажет. Поэтому народ стал достойным своих поработителей.

Кавказ рассматривается в произведении как прямая противоположность этой системе. Свободолюбие кавказцев дает автору надежду вырваться из прогнившей системы доносов и получить желаемую свободу мыслей и слов.

Автор – не революционер. Он не собирается воевать. Поэт просто ищет возможности думать и говорить открыто то, что думает. Он хочет жить в свободе.

Стих с чертами короткой политической эпиграммы. Использован четырёхстопный ямб – самый сильный в русском стихосложении. Используется перекрестная рифмовка.

Произведение затрагивает тему личности и толпы. Сильные личности и пророки всегда будут отвержены толпой. Черты эпиграммы мы видим в высмеивании «всевидящего ока» и «всеслышащих ушей», в образе восточных тиранов – «пашей».

Стих, как и другие эпиграммы, адресован конкретным группам: «голубым мундирам», народу и «немытой» России. С. Наровчатов назвал произведение «эпитафией всей николаевской России».

Средства выразительности

Стих «Прощай, немытая Россия» рассматривается как звено в переживании автора за судьбу своей родины и разочаровании в своем представлении о равенстве и добрых отношениях между людьми.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою

В стихе употребляются метафоры: “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”. Метафора “паши” указывает на восточных деспотов, которым автор уподобил российского царя и дворянство.

Также мы видим употребление эпитетов: “немытая Россия”, “преданный народ”.

Автор стихотворения «Родина», скандальный поэт, писатель-фаталист, «герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Для того, чтобы подчеркнуть безликость тех, через кого власти подавляют народ, автор использует метонимию – “голубые мундиры” вместо употребления обычного слова «жандармы».

Этим автор показал, что система стерла всяческое проявление личности, превратив людей в машину, где человек стал только «винтиком», определяющимся только цветом его мундира.

Поэт также употребил сатирическую гиперболу – “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши” для усиления понимания читателем жажды властей влезать во все сферы жизни народа, подавляя всякое свободомыслие.

Используется прием антитезы. Российских деспотов, пытающихся поработить и подчинить себе весь русский народ, а также раболепствующий от страха народ, поэт противопоставляет свободолюбивому Кавказу, стоящему как стена под натиском завоевателей.

В произведении присутствует аллитерация – во всем стихотворении повторяется звук «Р», придающий повествованию трагизм и напряженность.

Особенности стиха

Несмотря на то, что Лермонтов обычно был довольно резок, с «колким языком», он все же всегда был патриотом своей родины. Также поэт, являвшийся дворянином, получивший прекрасное образование и тонко чувствующий мир, обычно выбирал более мягкие выражения. Хотя в его творчестве есть немало спорных стихов, написанных «под настроение». Лермонтов был эмоциональным молодым человеком.

В данном стихотворении поэт резко, даже жестко высказывается в отношении России, что можно объяснить эмоциональным состоянием, обидой на ссылку и разочарованием. Но все же этот стих выделяется среди других произведений поэта своей жесткостью и употреблением некоторых не свойственных поэту образов. Из-за этого некоторые литературоведы сомневаются в том, что он принадлежит Лермонтову.

В стихе мы видим глубокое разочарование поэта в своей родине. Патриот, который видит, как губят его отчизну, и он не может ничего изменить, потому что он один против всей системы. Не только поработители, но и порабощенные поддерживают прогнившую ложную политику государства рабов и господ.

Несмотря на горечь и жесткость, стихотворение удивительно талантливо.

Каждое слово несет в себе целый слой смыслов и образов. В коротком произведении, лишь в восемь строк поэт сумел передать образ целой эпохи, в которой он жил и свое отношение не только к российскому правительству, но и к свободолюбивому Кавказу.

Критики

В народе стих был принят с восторгом, особенно среди свободомыслящей молодежи. Его переписывали и передавали из рук в руки. Но власти не только не позволяли публиковать стих, но и запрещали передачу его в народе. Этим объясняется, что стих был опубликован через 32 года после смерти поэта и до сих пор литературоведы не все согласны с авторством Лермонтова, находя доводы как в пользу его авторства, так и против него.

Бесспорна лишь талантливость произведения и его популярность в народе в годы его написания.
________________________________________
[1] Сексот – Сотрудник правоохранительных органов, работающий под прикрытием.

М. Лермонтов, “Прощай, немытая Россия”: анализ стихотворения

Лермонтов всегда был человеком принципов. С возрастом его характер постепенно становился все более твердым, и многие из окружающих откровенно недолюбливали поэта. Несмотря на это, читатели знают его как одного из выдающихся борцов за справедливость, который и создал в 1814 году свое поэтическое произведение «Прощай, немытая Россия». Оно поразило современников Лермонтова своей открытостью. Многие возмущались этим произведением; другие – восхваляли откровенность, с которой поэт говорил о проблемах родины.

Личностные особенности поэта, отраженные в стихотворении

Однако подавляющее большинство все-таки возмущались произведением «Прощай, немытая Россия». Анализ, который проводили биографы, показывает: на том этапе своей жизни поэт видел реальность в черных и белых тонах, это был не самый легкий этап его пути. Лермонтов был очень чувствителен к критике, воспринимая ее слишком серьезно. Обидчивость поэта не знала никаких границ. И поэтому он воспринимал реальность в весьма пессимистическом ракурсе. Нельзя отнести к романтическим его произведение «Прощай, немытая Россия». Анализ, который делает учащийся, должен содержать указание на то, что это стихотворение достойно похвалы. Ведь оно осуждает самые серьезные недостатки правительства тех времен.

История создания

Некоторые исследователи творчества Лермонтова сомневаются в том, когда именно было создано это стихотворение. Однако большинство все же сходятся на том, что написал его поэт в сложный для себя 1841 год. В то время Лермонтов отправили в ссылку на Кавказ. Перед этим он пережил несколько любовных отношений, завершившихся трагически. Поэта преследовали неприятности по службе, в жизни его ждало разочарование, дышало в спину одиночество. В результате всего этого и появилось на свет произведение «Прощай, немытая Россия». Анализ его может включать в себя историю создания.

Тема стихотворения, его сюжет

Лермонтов в своем произведении признается в неприятии той российской действительности, которая его окружала. Это и есть основная тема стихотворения, которая является трагической. Ему очень не хочется видеть свою родину несправедливой «страной рабов, страной господ». Великий поэт передает свое видение России как колосса, стоящего на хрупких глиняных ногах. Это страна, у которой нет никакого будущего, ее жителей ждет только полный мрак и прозябание в нищете.

У государства нет внутреннего стержня, ведь оно стоит на самом зыбком основании. Вместо тех, кто будет защищать родину – воинов – всюду здесь «голубые мундиры» (иными словами, сотрудники жандармерии). Все, на что они способны, – это подслушивать, подглядывать за простым человеком, делать доносы и наказывать. Не лучшими качествами обладает и народ – слишком «преданный» этим жандармам, потому слабый, не умеющий постоять за себя.

Композиция, приемы антитезы, градации, инверсии

В анализе «Прощай, немытая Россия» школьнику следует указать и особенности построения произведения. Стихотворение построено на яркой антитезе. В первой части читателю представляется объективное повествование, а во второй – субъективное мнение. Лирический герой произведения осуждает политический строй того времени. Поэт очень метко использует термин «немытая» Россия, который особенно ярко звучит на фоне литературной лексики.

В первой строфе поэт пользуется такими приемами, как инверсия и градация. Это еще больше усиливает эмоциональное напряжение, передаваемое при помощи интонации. Поэт этими средствами передает ярость и боль, которая его наполняет. Трагизма стихотворению придает контраст в определениях «мундиров голубых» и «преданного народа».

Обращение к родине

Делая анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова, следует обратить внимание и на первое слово стихотворения: «Прощай». В нем отображается глубокая скорбь по своей родине, на долю которой выпало столько много страданий. В сознании лирического героя сливаются воедино любовь к отечеству и боль. Поэт обращается к своей родине так, как будто она является живым существом. Лирический герой резко осуждает сильных мира сего, но не менее резок он и к самой стране – точнее, к тем раболепным гражданам, из которых она состоит.

Всеобъемлющая трагедия отечественного быта очерчена поэтом с помощью местоименного параллелизма: «И вы… И ты…». Бессилие, которое Лермонтов испытывает из-за той страшной ситуации несправедливости, которая сложилась на территории его страны, он выражает с помощью горькой иронии: очень гротескно звучат такие слова, как «пашей», «ушей», «глаз».

Размер произведения, прием аллитерации и пиррихии

Свободолюбивый Кавказ всегда мыслился Лермонтовым как противопоставление России, которая находится в кабале. В анализе стихотворения «Прощай, немытая Россия» стоит также указать, что произведение написано четырехстопным ямбом. В нем читатель встречает многочисленные пиррихии. Напомним, что под последним термином понимается стопа из двух кратких либо безударных слогов. Данный прием исполняет как экспрессивную функцию (помогает усилить впечатление напряжения), так и содержательную. Слова, на которые приходится пиррихий, имеют совершенно особую смысловую нагрузку. Это эпитеты: «немытая», «голубые», «преданный». Именно благодаря этому приему, сила ударного слога становится еще больше, а безударный интервал в строке увеличивается.

Через весь текст первой строфы стихотворения протянута аллитерация на звук Р; во второй строфе читатель встречает тот же прием, но приходящийся на шипящие. С помощью данного метода поэт усиливает тревожность от первой строки произведения до последней. Всего лишь в восьми поэтических строчках содержится масштабность видения Лермонтова, отточенность его литературного мастерства и огромная энергетика переживаний, делающие стихотворение достоянием всего поэтического наследия.

Рифмы

В первой строфе читатель сразу же встречает рифму, которая выделяет и акцентирует контрастирующие слова, содержащие звуковой повтор: «страна рабов», «страна господ». Во второй строфе рифмуются слова, которые содержат в себе шипящие. С помощью рифмы поэт выделяет главные тематические категории слов.

Во второй строфе неблагозвучие еще больше усиливается. Негативное внутреннее состояние лирического героя передается при помощи аллитерации на шипящие, свистящие, а также глухие согласные.

Эпитеты

В анализе стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия» нужно подчеркнуть, что в нем поэт использует много эпитетов. «Преданный народ», «Всевидящие глаза», «Всеслышащие уши». С помощью этих ярких определений поэт передает ту атмосферу, в которой ему приходится существовать – это обстановка постоянной слежки, доносов. Но все-таки самый яркий из всех эпитетов стихотворения – «немытая Россия». Иными словами, поэт называет страну той, которая не может очиститься от своего вечного рабства.

Его причины лежат не только в социальном строе, но и гораздо глубже. Это рабство заложено в душах людей. В анализе стиха «Прощай, немытая Россия» школьник может указать, что рабами в стране являются представители всех слоев населения. Это и крестьяне, которые кладут свою жизнь на алтарь тяжкого физического труда; и солдаты, вынужденные нести тяжелое ярмо воинского долга; и чиновники, каждый день льстящие и пресмыкающиеся перед руководством. Всегда считалось, в особенности в эпоху Советского Союза, что легендарный поэт, как и А. С. Пушкин, ненавидел крепостничество и весь уклад жизни человека в России как таковой. Но и при жизни, и после смерти обоих поэтов называли русофилами.

Метонимия и метафора

В анализе стиха Лермонтова «Прощай, немытая Россия» школьник может также указать, что закостенелость обыденности русского человека подчеркивается при помощи литературного приема метонимии. Вместо того, чтобы писать «жандармы в голубых мундирах», поэт пишет «мундиры голубые». Этим Лермонтов акцентирует внимание на том, что личность в России – это не существующий конструкт. Она уничтожена, полностью сведена к должности, которую занимает тот или иной человек, являющийся подданным правительства.

Можно упомянуть и о метафоре, делая анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова. Кратко описать применение данного метода поэтом можно, приведя все тот же пример с «голубыми мундирами». Их поэт сравнивает с восточными пашами – деспотичными правителями.

Особое место занимает и лексика в стихе Лермонтова «Прощай, немытая Россия». Полностью анализ тех частей речи, из которых состоит стихотворение, должен содержать в себе информацию о лексической материи произведения. Она содержит в себе 32 слова. Из них 12 относятся к существительным, 5 – к прилагательным. В стихотворении есть 1 глагол, 6 местоимений, 2 союза, 4 предлога, а также оно дополнено двумя модальными словами. Лексика создает базу для создания ярких художественных образов, придает произведению особые стилевые эффекты, наделяющие стихотворение той или иной тональностью.

Эмоциональная экспрессия

Негативная экспрессия в произведении ярко передает жгучую ненависть к угнетателям, полностью соответствует общему эмоциональному тону стихотворения. Острое волнение передается поэтом при помощи использования предлога «от». С ним связан главный мотив произведения – избавления от гнетущего ига, спасения от бездумного насилия жандармерии. С помощью местоимений поэт подчеркивает те понятия, к которым во гневе обращается лирический герой. Единственный глагол во всем стихотворении – «сокроюсь» – представляет собой связующее звено всего текста. Он показывает образ страдающего рассказчика, который хочет скрыться «за стеной Кавказа».

Как реагировали на произведение современники поэта?

Понятно, что стихотворение не было опубликовано при жизни Лермонтова. Не увидело оно свет и после его смерти, однако очень быстро разошлось в рукописном виде. Стихотворение было очень популярным у свободомыслящих представителей молодого поколения, которые мечтали о том, чтобы в корне изменить российскую действительность. Вдохновлял текст большевиков и революционеров – это также можно указать, проводя анализ «Прощай, немытая Россия». Кратко упоминая о его роли в общественной жизни, школьник может рассказать, что в советскую эпоху произведение рассматривалось как приговор царской России. Но в настоящее время понимание стихотворения стало немного мягче. Оно рассматривается в качестве определенного звена мировоззрения Лермонтова на одном из участков его непростого пути.

Читайте также:  Родина – краткое содержание стиха Лермонтова

Белый пудель (сборник) – Куприн Александр Иванович

Белый пудель (сборник) – Куприн Александр Иванович краткое содержание

В сборник вошли замечательные рассказы известного русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870–1938) о детях и о животных: о побеге из казенного пансиона, о ночной ловле раков, о дворовом псе Барбосе и комнатной Жульке, об артистичном белом пуделе Арто и отважном мальчике Сергее и другие.

Для среднего школьного возраста.

Белый пудель (сборник) читать онлайн бесплатно

Александр Иванович Куприн

«…Веселая, занятная, чудная штука – эта жизнь…»

Если бы мы решили как можно вернее представить себе российскую действительность конца XIX – начала XX века, то, пожалуй, лучше всего этому смогли бы помочь сочинения Александра Ивановича Куприна (1870–1938). Пожалуй, никто из писателей-современников не показал ее с такой точностью в деталях и в таком разнообразии типов и характеров, с такой внешней и внутренней полнотой, а главное – с такой чувственной осязаемостью, что, кажется, все это писано с натуры и иначе быть увидено просто не может. Блестящий изобразитель нравов, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт, образ жизни людей из самых разных слоев общества.

Родился Куприн в городе Наровчатове Пензенской губернии, в небогатой семье. Отец его, мелкий чиновник, умер, когда сыну шел второй год. Мать, из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних.

Куприн вспоминал: «Бывало, в раннем детстве, вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день – еще крепишься кое-как.

Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется, – о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевают маленькой душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь жаркими слезами, и знаешь, что никогда не насытишь ими своего горя».

Уже тогда Куприн прослыл большим фантазером и прекрасным рассказчиком, сочинял стихи, отличался неуемной энергией и разнообразными проделками. В автобиографическом рассказе «Храбрые беглецы» герой его, мальчик Нельгин, выдумщик и бунтарь, противостоит косной силе давящего личность порядка в казенном сиротском пансионе.

В московской военной гимназии, позже преобразованной в кадетскую школу, впечатления десятилетнего Куприна также не были особенно радостными. Снова казенщина, грубость окружения, тупость начальства, «всеобщий культ кулака», зависимость слабых от сильных – все это противоречило тем лучшим началам – началам чести и благородства, которым учили мальчика в семье. Впечатления об этом периоде жизни отразились в повестях Куприна «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

После кадетской школы было юнкерское училище. Куприн готовился к военной карьере, однако, не поступив в Военную академию, подал в отставку. Жадный до впечатлений, он стал вести страннический образ жизни, работал грузчиком, наборщиком, журналистом, землемером, артистом, коммерсантом и т. д. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

Личностью Куприн был чрезвычайно колоритной. О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, он жадно устремлялся навстречу любому новому опыту. Он спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни, – об этом рассказ «Мой полет»), организовывал атлетическое общество… Во время Первой мировой войны им и его женой в их гатчинском доме был устроен частный лазарет.

И интересовали писателя самые разные люди. Чтобы лучше узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К. Чуковский вспоминает: «Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий – инженеры, фабричные, шарманщики, циркачи, конокрады, монахи, банкиры, шпики – он жаждал узнать о них всю подноготную, ибо в изучении русского быта не терпел никакого полузнайства, никакой дилетантщины и почувствовал бы себя глубоко несчастным, если бы вдруг обнаружилось, что ему неизвестна какая-нибудь бытовая деталь из жизни, скажем, водолазов или донских казаков. Не было такой жертвы, которой бы он не принес, чтобы изучить доскональнее всю, как теперь говорится, специфику той или другой человеческой деятельности».

Февральскую революцию Куприн принял с энтузиазмом, а вот к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно, хотя поначалу пытался с ними сотрудничать и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля». Вскоре он перешел на сторону Белого движения, а после его поражения эмигрировал сначала в Финляндию и затем во Францию, где обосновался в Париже. Оторванность от родины писатель переживал очень сильно, однако продолжал творить (романы «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», статьи и рассказы). В 1937 году, незадолго до смерти, он, больной и уставший, вернулся вместе с женой в Россию.

Во многих произведениях Куприна мы находим традиционное для русской литературы сочувственное изображения «маленького» человека. Мир несправедлив к нему, тяжелые условия жизни загоняют его в угол, заставляют влачить жалкую участь.

Впрочем, простой человек у Куприна оказывается способным постоять за себя, обладает завидной внутренней крепостью. Народная жизнь предстает в его произведениях в самых разных проявлениях, в своем естественном течении, с кругом обычных повседневных забот – не только с горестями, но также и радостями, и утешениями.

Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие чистого возвышенного начала – оно и в его тяготении к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа – в любви, творчестве, доброте… Не случайно и героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества…

Какие бы темные стороны действительности ни изображал Куприн (с какой силой, к примеру, написан шахтерский быт в рассказе «В недрах земли» – с драками, пьянством, руганью, порожденными тяжелыми, нечеловеческими условиями существования), в его произведениях так сильна радость жизни, что даже самые мрачные из них все равно несут в себе заряд бодрости. Как говорит один из купринских героев, «главное – не бойтесь вы, не бойтесь жизни: она веселая, занятная, чудная штука – эта жизнь…».

Еще одна примечательная черта его творчества – писатель умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни. Согласие с законами природы – для Куприна желанная норма, идеал, которым он часто поверяет современную жизнь (повесть «Олеся»), находя в ней печальные уклонения от этой нормы, нарушение одухотворяющего мир лада. Для многих читателей именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия стали главным притягательным свойством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Куприн – превосходный мастер литературного характера: портрет, психология, речь – все у этого писателя проработано до мельчайших нюансов. Прекрасно рисовал он в своих произведениях и пейзажи, а также тонко и выразительно передавал то, что связано именно с чувственным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто точнее определит запах того или иного явления).

Писателя вообще привлекал мир природы, к которому он был очень чуток. Взять хотя бы рассказ «На реке», продолжающий тургеневскую традицию и вполне сопоставимый с «Бежиным лугом».

Очарование июльской ночи, плеск воды в реке, запах липы, росистой травы и меда, стрекотание миллионов степных кузнечиков и минуты всеохватной тишины, когда мальчику чудится, что мимо торжественно проплывает что-то огромное, как мироздание…

Рассказ удивительно живописен и емок – здесь и описание ночи, и трепетные чувства мальчика, от лица которого ведется повествование, и подробности ловли раков, и легенда о страшном разбойнике, именем которого названа река, – все настолько осязаемо, что кажется – видишь собственными глазами.

Питомник пуделей и лабрадоров

Nav view search

Навигация

  • Большой пудель
  • Миниатюрный пудель
  • Той пудель
  • наши чемпионы
  • Щенки на продажу
  • Выставки
  • Новости

Искать

Александр Куприн “Белый пудель” 1 глава читать онлайн

Подробности Категория: Многостраничные статьи Опубликовано: 25.01.2019 07:32 Автор: Super User Просмотров: 1221

Александр Куприн “Белый пудель”

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из “Путешествий в Китай” – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, по теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

– Что поделаешь. Древний орган. простудный. Заиграешь – дачники обижаются: “Фу, говорят, гадость какая!” А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас “Гейшу” подавай, “Под двуглавым орлом”, из “Продавца птиц” – вальс. Опять-таки трубы эти. Носил я орган к мастеру – и чинить не берется. “Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей. вроде как какой-нибудь памятник. ” Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:

– Что, брат? Жалуешься. А ты терпи.

Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад “напрокат” у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.

© Произведение является общественным достоянием. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Ссылка на основную публикацию