Анализ стихотворения Сосед Лермонтова (8 класс, 1837)

«Сосед», анализ стихотворения Лермонтова

Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.

Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость – основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его образ узника, к которому поэт обращался неоднократно. Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840), «Пленный рыцарь» (1840). Они были впервые опубликованы в 1840 году.

Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение «На смерть поэта». Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме. Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.

Поэт близко к сердцу принимал то, что происходило в стенах тюрьмы. После выхода на свободу, он написал стихотворение «Сосед», в котором рассказал о тех сложных переживаниях, что испытал в царских застенках.

Основная тема стихотворения – живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой – такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру. Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед. Он воспринимает его «как друга юных лет», искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.

Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая – четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк. Они рифмуются между собой – aabccb.

В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: «как слезы, тихо льются, льются»«как звуки, друг за другом льются». Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки («сосед»«лет») откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки («игрой»«тобой») — в строках 16 и 17; рифмы строк 15 — 18 («раздаются»«несутся») в строках 21—24.

В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую «музыкальность» стихотворения: «Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…». И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение «Сосед» было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.

Все образы в стихотворении символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак – атмосферу бездуховного существования. Образ часового, который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни. Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже «зари румяной полусвет» умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.

В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова способен к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.

В груди моей все оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей…

По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и способна противостоять гнетущей пустоте существования.

«Сосед», анализ стихотворения Лермонтова

Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.

Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость – основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его образ узника, к которому поэт обращался неоднократно. Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840), «Пленный рыцарь» (1840). Они были впервые опубликованы в 1840 году.

Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение «На смерть поэта». Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме. Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.

Поэт близко к сердцу принимал то, что происходило в стенах тюрьмы. После выхода на свободу, он написал стихотворение «Сосед», в котором рассказал о тех сложных переживаниях, что испытал в царских застенках.

Основная тема стихотворения – живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой – такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру. Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед. Он воспринимает его «как друга юных лет», искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.

Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая – четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк. Они рифмуются между собой – aabccb.

В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: «как слезы, тихо льются, льются» — «как звуки, друг за другом льются». Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки («сосед» — «лет») откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки («игрой» — «тобой») — в строках 16 и 17; рифмы строк 15 — 18 («раздаются» — «несутся») в строках 21—24.

В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую «музыкальность» стихотворения: «Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…». И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение «Сосед» было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.

Все образы в стихотворении символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак – атмосферу бездуховного существования. Образ часового, который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни. Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже «зари румяной полусвет» умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.

В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова способен к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.

В груди моей все оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей…

По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и способна противостоять гнетущей пустоте существования.

Анализ стихотворений Лермонтова

Список стихотворений:

Отзывы: 11

Здесь представлены не все стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Здесь собраны стихотворения, для которых написаны анализы / рецензии. По мере возможности, пополняем коллекцию.

СИЛЬНЫЕ СТИХИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

а где стих Москва

Камила, вы о каком стихотворении? Если можно укажите пару строчек

Жалко, что тут нет анализа на стихотворение “Письмо”

где стихотворение Москва москва люблю тебя как сын как Русский пламенно и нежно.

А почему не все произведения? Я сижу и ищу а нету

Анита, не для всех произведений писались разборы.

А можно срочно анализ стихотворения лермонтова посреди небесных тел прям сейчас очень надо ищу ищу, а найти не могу срочно

Анализ стихотворений Лермонтова: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты
Читайте также:  Герой нашего времени – краткое содержание романа Лермонтова

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Урок литературы в 8-м классе по теме “Михаил Юрьевич Лермонтов – певец родины и свободы”

Разделы: Литература

Цели урока: продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободневность содержания произведений Лермонтова; вызвать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только знания, а появился духовный опыт; воспитать у ребят чувства бережного отношения к лирике; развить эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова; выставка книг поэта; иллюстрированный материал по теме урока; романс «Парус» (грамзапись).

Ход урока

Вступительное слово учителя.
Перевернуты последние страницы произведений нашего национального гения А.С. Пушкина и впереди у нас встреча с другим автором, яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым. В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника».
М.Ю. Лермонтов был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые.

Запись в тетрадях: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.)
«Мы узнаем в Лермонтове поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова».
(В.Г. Белинский)

– Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза.
Послушайте сонет В. Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова».

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!

(Сонет читает подготовленный ученик).

– Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.
Иван Сергеевич Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым…
«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз.
Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, нешироких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал каждый».
Вы видите лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, П.Е. Заболотского, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова и других.

– «Итак, в Лермонтове готовился тот, кто должен был, по словам Николая I, заменить Пушкина, великий живописец русского быта, по убеждению Гоголя, истинный печальник народа, по мнению Достоевского, и в ком была сломлена, по словам В. Розанова, самая крона русской литературы, а не ее боковые сучья, ибо и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Некрасов, но все-таки по отношению к Лермонтову, как и к Пушкину, пусть могучие, все-таки боковые сучья. А еще тот, кто уже прорывался в космос и умел сурово и благодатно говорить с Богом». Н. Скатов.

Запишем тему сегодняшнего урока:
«М.Ю. Лермонтов – певец родины и свободы».
Эпиграфы:
«История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
(М.Ю. Лермонтов)
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?»
(А.С. Пушкин)

– Как сложилась судьба М.Ю. Лермонтова?
Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.
Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть…
Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека.
– Обратимся к выставке книг. (Ее представляет подготовленный ученик).
(Чтение учащимся стихотворения «Пиршество»).

На буйном пиршестве задумчив он сидел
Один, покинутый безумными друзьями,
И в даль грядущую, закрытую пред ними,
Душевный взор его смотрел.

И помню я, исполнены печали,
Средь звона чаш, и криков, и речей,
И песен праздничных, и хохота гостей,
Его слова пророчески звучали.

Он говорит: «Ликуйте, о, друзья!
Что вам судьбы дряхлеющего мира?
Над вашей головой колеблется секира,
Но, что ж. Из вас один ее увижу я».

– Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум.

– Самые яркие, лучшие, печальные и радостные впечатления – это детские.
Послушайте стихотворение «Ангел», написанное в 1831 году, в котором передается воспоминание о песне матери, услышанной в 3-х летнем возрасте. Он помнил, что плакал от нее, и был уверен, что «если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие».

– Известный поэт XX века Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».
– Тема свободы звучит в стихотворениях «Тучи» и «Парус». (Дети слушают запись романса «Парус»).
Буря под парусом ему предпочтительнее.

– Одной из главных тем лирики Лермонтова является тема Родины. Вспомните «Бородино», «Над Москвой великой златоглавой», «Люблю Отчизну я…»
Любимый город у Лермонтова – Москва. (Чтение стихотворения «Москва»).

– В стихотворении «Родина» зримый образ России, ее ширь, раздолье. Судьба поэта, его «проселочный путь» в стихе как сопричастность к судьбам Родины, с ее неброской, а между тем величественной красотой.
(Ученик читает стихотворение).

– Но пришлось расстаться с Россией. Поэт едет в вынужденную ссылку на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия».
Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» – это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди. «Родина» же – стихотворение-размышление.
– Еще одно из любимых мест поэта – Кавказ. «Люблю я Кавказ», – говорил Лермонтов.
(Чтение стихотворения «Кавказ» учащимся).

– «Тревоги дикие войны». Есть один Кавказ.
(Чтение «Казачьей колыбельной).
– Как вы встретили «Колыбельную»?
Что особенно изумило в ней?
Какие строки остались в памяти?
– Да, о «злом чеченце», что точит свой кинжал. Эта тема обрывается, но остается тревога матери-казачки за судьбу сына, хоть и богатыря, казака, сильного духом! И образок святой, и благословение. А разве сейчас не отправляют на войну своих сыновей матери, не благословив их? Ведь совсем недавно закончилась война в Чечне, и многие семьи потеряли там своих сыновей.
«Стихотворение необычно просто: молодая казачка-мать, ее младенец, колыбельная песня, отец младенца… Но через изображение простых людей Лермонтов выявил нечто особенное: представление миллионов людей разных поколений о жизни истинной, основанной на нравственном долге, любви к Богу и Отчизне. Такова глубинная суть лермонтовского шедевра». (И.П. Щеблыкин).

– Есть Кавказ в стихотворении «Валерик». Это картина войны. Кавказской войны. Здесь жанр письма, редчайший в поэзии. Кажется, что оно написано ради вас. Валерик – это речка смерти.
Совсем недавно мы сидели у экранов телевизоров и ждали новостей о военных событиях на Кавказе. Плакали родители, братья, сестры и просто чужие люди, когда видели бои, убитых и раненых мальчишек. Вся страна ждала возвращения из плена русских солдат. Особенно трагичны были сюжеты пыток и издевательств над русскими молодыми ребятами.
Вот поэтому война на Кавказе, описанная Лермонтовым, отзывается болью и сейчас у всех нас.
– О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Если бы поэт знал, как оборвется его жизнь! И все-таки у него было предчувствие дуэли и смерти. В стихотворении «Сон» поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.
Поэт XX века В. Соловьев писал: «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный через голову многих поколений переданный ему гений».
(Ученик читает стихотворение «Сон»).
– 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет.
Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.

Читайте также:  Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова.

В Москве есть памятник поэту.

Итоги урока:
– Да, ему было неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, – это подвиг во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…
Посмотрите еще раз на эпиграфы к нашему уроку.
– Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова Ю.В. Лебедев написал статью «Звезды и небо! – а я человек!», в которой дал свое видение творчества поэта и его личности. В частности он подчеркнул: «Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы огромно. В своей лирике он открыл простор для самоанализа, самоуглубления, для диалектики души. Этими открытиями воспользуется потом русская поэзия и проза. Именно Лермонтов решил проблему «поэзии мысли». В своей лирике он открыл путь к прямому, личностно окрашенному слову и мысли, поставив это слово и мысль в конкретную жизненную ситуацию и в прямую зависимость от духовного и душевного состояния поэта в каждую данную минуту…»
О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками:

Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! –
Но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И мир не пощадил – и Бог не спас!

Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас…

Задание на дом.
1. Готовить материал к сочинению «Мой Лермонтов».
2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению поэта.
3. Прочитать стихи «Сосед», «Узник», «Желание» и подумать, как в них показана тема неволи человека.

Использованная литература:
1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т.- Т.3. – М., 1978
2. Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М.,1995
3. Соловьев В.С. Литературная критика. – М., 1990
4. Андронников И.Л. Лермонтов: исследования и находки. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1977
5. Скатов Н. Всеведение пророка // Литература в школе. – 2005. – №8. – С.6
6. Щеблыкин И.П. «Казачья колыбельная песня» М.Ю. Лермонтова // Литература в школе. – 2004. – № 3. – С.10
7. Лебедев Ю.В. «Звезды и небо! – а я человек!» // Литература в школе. – 2004. – № 3. – С.9

Полный анализ стихотворения «Узник» (М.Ю. Лермонтов)

Полный анализ стихотворения «Узник» М.Ю. Лермонтова очень хорошо раскрывает переживания и состояние автора, в нелегкий период его жизни. Написан «Узник» был в тюремных стенах, где поэт отбывал наказание. Само настроение полностью пронизано настроением автора, изменение которого можно увидеть на протяжении всего текста.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Темы и проблемы
  5. Смысл произведения

История создания

После выхода в свет стихотворения «На смерть поэта», которое Михаил Юрьевич посвятил гибели Пушкина, государь отдает приказ о его тюремном заточении. Именно там и появилось на свет в феврале 1837 года стихотворение «Узник». Даже там автор не переставал творить, используя обрывки бумаги, которую использовали, чтобы завернуть продукты, и спички. Но вышло в свет оно только лишь в 1840 году.

Больше всего автора томило одиночество, потому что посещения были ограничены. Камердинер – единственный человек, который навещал поэта и приносил ему продукты.

Именно острая необходимость в обществе, общении чувствуется в каждой строчке стихотворения, которое очень хорошо передает душевное состояние Михаила Юрьевича.

Жанр, размер

Написано данное стихотворение четырехстопным хореем с пиррихием, что помогает лучше подчеркнуть трагизм данной ситуации. В самом начале Лермонтов прибегает к перекрестной рифмовке, но уже ближе к концу переходит к парной. Так же автор использует различные приемы, которые делают текст выразительнее. Наличие эпитетов, метафор, инверсий делают стихотворение ярче и чувственнее.

Композиция

Композиция данного произведения строится на антитезе. Произведение написано тремя строфами. В первых строках произведения чувствуется радость, желание свободы. Автор жаждет свободы и не сдерживает полет мысли, полностью открывая свои чувства и эмоции. Он еще до конца не осознает, где находится, и свобода не кажется ему такой недоступной. Он очень любит жизнь и привык наслаждаться ею сполна.

Дайте мне сиянье дня,

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но уже во второй строфе начинает прослеживаться понимание происходящего. Поэт начинает отчаиваться и чувствовать безысходность. Автор использует союз «но», делая акцент на том, как далека и недостижима вольная и свободная жизнь, и как несбыточны его мечты. В каждом слове чувствуется настроение автора, понимание того, что он находится в заточении. Воля недосягаема, но по-прежнему безумно желанна.

Дверь тяжелая с замком;

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив…

В заключительной части стихотворения уже хорошо видно печаль и чувство одиночества, а оно оказалось страшнее заточения. Лишившись всякого общения и общества, автор вынужден коротать свое время за решеткой. Это просто разъедает его изнутри. В каждой строчке чувствуется обреченность и какое-то смирение. Лермонтов понимает, что часовой – это единственный человек, шаги которого до него доносятся.

Последняя строфа выступает и кульминацией данного произведения, показывая полное разочарование автора. Каждое слово наполнено тоскливыми нотами по желанной свободе.

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Только слышно: за дверями

Ходит в тишине ночной

Антитеза хорошо просматривается на уровне внутренних стремлений и принятия окружающей реальности. Используя эпитеты, характерных для фольклора, автор тем самым подчёркивает нереальность своих желаний, и насколько они далеки от действительности. Особенно хорошо антитеза просматривается в двух последних строфах, где автор свободному коню, резвящемуся на воле по зеленым лугам, ставит в противовес голые тюремные стены, где из звуков доносятся только лишь шаги часового.

Поэтому чтобы правильно понять замысел автора, необходимо попытаться раскрыть основной художественный прием в этом стихотворении.

Темы и проблемы

Многие авторы прибегали к мотивам узничества, чаще всего используя тюрьму как условный символ. Но некоторые из них, в том числе и Лермонтов, знали не понаслышке о всех «прелестях» заключения.

Основной темой этого стихотворения является отсутствие свободы, тюремное заточение. И всё, чего желает узник, это быть свободным. Но на данном этапе жизни это является всего лишь мечтой, далекой и недостижимой. Герой понимает, что мечты его невыполнимы, от чего впадает в уныние. Так же очень негативно сказывается на нем отсутствие собеседника и одиночество.

Смысл произведения

В стихотворении «Узник» легко можно узнать самого Лермонтова, который в момент написания находится под стражей. Главной темой является жажда свободы. Чтобы почувствовать себя узником, не обязательно находиться в тюрьме и сидеть взаперти. Запреты в творчестве и выражении мысли – вот настоящее заключение для творца. Как раз, так и ощущает себя автор. Ведь тюремное заключение – это так же отсутствие возможности свободно писать и выражать свои мысли, за что он и оказался в заключении. Лермонтов принимает свое наказание, хотя совершенно не согласен с данной позицией.

Если сравнить «Узника» Лермонтова с «Узником» Пушкина, то видно огромный контраст. Пушкин описывает камеру, как вольное небо, то в стихотворении Лермонтова бескрайние просторы сужаются до размера камеры. У Лермонтова нет романтического описания тюрьмы, как у Пушкина. У него все более реалистично, что очень хорошо показывает всю трагичность ситуации и передает настроение всех узников.

Данное стихотворение выступает своего рода обвинением тем, кто не дает возможности творить свободному художнику, сковывая его и вгоняя в определенные рамки. Но в душе поэт не собирается мириться с этим, и продолжает рваться к свободе. Ведь для поэта свобода является самым важным в жизни, и любое её ограничение вызывает в нем бурный протест.

В своих мечтах он видит идеальный мир – бесконечно свободный, красивый. Но это всего лишь мечты. Он готов принять поражение, поскольку за свою достаточно короткую жизнь он постоянно находился в состоянии борьбы за независимость, свободу слова и мысли.

Краткое содержание Лермонтов Люди и страсти

Основной сюжет рассказа Лермонтова “Люди и страсти” крутится вокруг конфликта отца и бабушки на тему воспитания главного героя – Юрия Волина. Действия происходят в 1830 году и два родных человека никак не могут договориться о важных вещах, тем самым создавая напряжённую обстановку во всем доме и постепенно всех втягивая в конфликт.

Молодой Юрий находится на распутье – каждая из двух спорящих сторон старается перетащить его на свою сторону, практически раздирая его на части. К тому же он еще влюблен в свою двоюродную сестру – а это запретные чувства, которые необходимо скрывать.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс

В гости к Волиным приезжает друг детства и юности – Заруцкий. И главный герой начинает делиться с ним всем что накипело у него за это время. Не задумываясь о том, что за то время пока они не общались, они стали далеки друг другу, тем не менее молодому мужчине больше не с кем поделиться и держать в себе тоже уже невыносимо.

На протяжении всего рассказа Юрий никак не может решить что ему делать – остаться с бабушкой или уехать с отцом, это съедает его изнутри и не дает покоя.

Случайно увидев сцену в саду – как его друг встает на колено перед его возлюбленной кузиной, он неправильно истолковывает все и решает что предан со всех сторон. Предложив дуэль Заруцкому и получив отказ, Волин принимает решение, которое кажется ему самым правильным – покончить с собой. Последней каплей становится то, что все таки решив встать на сторону отца и уехать с ним, в какой-то момент повздорив он слышит его проклятье в свой адрес.

Юрий, загнанный в угол со всех сторон, преданный всеми близкими людьми он решает выпить яд. И последние минуты своей жизни он проводит с любимой женщиной Любонькой и умирает у нее на руках. Единственное что утешает его в конце его жизни, что она всегда была предана ему и не помышляла об измене, ее сердце навсегда осталось предано ее кузену.

Рассказ “Люди и страсти” показывает, как мы так слепы в своей любви и желании сделать хорошо близкому и родному человеку, что не прислушиваемся к нему и не смотрим на его потребности, что может привести к самым страшным последствиям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Люди и страсти. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В произведении «Дочь Монтесумы, написанном английским писателем ГенриХаггардом, повествуется о событиях XVI века. Мать Томаса погибла от руки своего бывшего возлюбленного – Хуана. Молодой человек поклялся найти убийцу

В сказочной повести «Дядя Фёдор, пёс и кот», созданной Эдуардом Николаевичем Успенским, рассказывается о мальчике по имени дядя Фёдор.

В книге рассказывается о приключениях школьницы – подростка из 21 столетия. Девушка исследует глубины океана, джунгли и мир рыцарей.

Никто не сомневается в том, что вещи живут своей жизнью. Часы ходят и кряхтят, кресло сидит, копируя фигуру своего хозяина, книги разговаривают. Трудящиеся вещи: стакан, свеча, интеллигентный термометр

Великий классик создавал множество прекрасных произведений, которые заставляли читателя задуматься о своей жизни. Среди творений автора было много и комедийных творений. И одно из них – пьеса «Чайка».

Михаил Лермонтов – Menschen und Leidenschaften (Люди и страсти)

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Михаил Лермонтов – Menschen und Leidenschaften (Люди и страсти) краткое содержание

Menschen und Leidenschaften (Люди и страсти) – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Михаил Юрьевич Лермонтов

Menschen und leidenschaften

Тобою только вдохновенный,
Я строки грустные писал,
Не знав ни славы, ни похвал,
Не мысля о толпе презренной.
Одной тобою жил поэт,
Скрываючи в груди мятежной
Страданья многих, многих лет,
Свои мечты, твой образ нежный;
На зло враждующей судьбе
Имел он лишь одно в пре мете:
Всю душу посвятить тебе,
И больше никому на свете.
Его любовь отвергла ты,
Не заплативши за страданье.
Пусть пред тобой сии листы
Листами будут оправданья.
Прочти – он здесь своим пером
Напомнил о мечтах былого.
И если не полюбишь снова,
Ты, может быть, вздохнешь об нем.

Марфа Ивановна Грóмова – 80 лет.

Николай Михалыч Волин – 45 лет.

Юрий Николаич, сын его – 22 лет.

Василий Михалыч Волин, брат Н М – 48 лет.

Любовь, дочь его – 17 лет.

Элиза, дочь его – 19 лет.

3аруцкий, молодой офицер – 24 лет.

Дарья, горнишная Громовой – 38 лет.

Иван, слуга Юрия.

Василиса, служанка 2-х барышень.

Слуга Волиных.

(Действие происходит в деревне Громовой.)

(Стоит на столе чайник, самовар и чашки)

Дарья. Что, Иван, сходил ли ты на погреб? Там, говорят, все замокло от вчерашнего дождя… Да видел ли ты, где Юрий Николаич?

Иван. Ходил, матушка Дарья Григорьевна, – и перетер всë что надобно – а барина-то я не видал – вишь ты – он, верно, пошел к батюшке наверх. – Дело обыкновенное. – Кто не хочет с родным отцом быть – едет же он в чужие края, так что мудреного… А не знаете ли, матушка, скоро мы с барином-то молодым отправимся или нет? Скоро ли вы с ним проситесь?

Дарья. Я слышала, барыня говорила, что через неделю. Для того-то и Николай Михалыч со всей семьей привалил сюда – да знаешь ли, вот тебе Христос – с тех пор, как они приехали сюда, с тех самых пор – (я это так твер знаю, как то, что у меня пять пальцев на руке) – я двух серебряных ложек не досчиталась. Ты не веришь?

Иван. Как не верить, матушка, коли ты говоришь. Однако ж это мудрено – ведь у тебя всё приперто – надо быть большому искуснику, чтоб подтибрить две серебряные ложки. Да! тут как хочешь экономию наблюдай и давай нам меньше жалованья и одежи и всё что хочешь – а как всякий день да всякий день пропажи, так ничего не поможет…

Дарья. Это же вина всё на мне, да на мне, а я – видит бог – так верно служу Марфе Ивановне, что нельзя больше. Пускают этих – прости господи мое согрешение – в доме угощают, а сделалась пропажа – я отвечаю. Уж ругают, ругают! (Притворяется плачущею.)

Иван. А можно спросить, отчего барыня в ссоре с Н М ? Кажись бы не отчего – близкие родня…

Дарья. Не отчего? Как не отчего? Погоди – я тебе всё это дело-то расскажу. (Садится.) Вишь ты: я еще была девчонкой, как Марья Дмитревна, дочь нашей боярыни, скончалась – оставя сынка. Все плакали как сумасшедшие – наша барыня больше всех. Потом она просила, чтоб оставить ей внука Юрья Николаича – отец-то сначала не соглашался, но наконец его улакомили, и он, оставя сынка, да и отправился к себе в отчину. Наконец ему и вздумалось к нам приехать – а слухи-то и дошли от добрых людей, что он отнимет у нас Юрья . Вот от этого с тех пор они и в ссоре – еще…

Иван. Да как-ста же за это можно сердиться? По-моему так отец всегда волен взять сына – ведь это его собственность. Хорошо, что Н М такой добрый, что он сжалился над горем тещи своей, а другой бы не сделал того – и не оставил бы своего детища.

Дарья. Да посмотрела бы я, как он стал бы его воспитывать – у него у самого жить почти нечем – хоть он и нарахтится в важные люди. Как бы он стал за него платить по четыре тысячи в год за обучение разным языкам?

Иван. Э-эх! матушка моя! – есть пословица на Руси: глупому сыну не в помощь богатство. Что в этих учителях. Коли умен, так всё умен, а как глуп, так всё – напрасно.

Дарья. (с улыбкой). А я вижу и ты заступаешься за Н Михалыча—он, видно, тебя прикормил, сердешный; таков-то ты, добро, добро.

Иван (в сторону). По себе судит. (С гордым видом) Я всегда за правую сторону заступаюсь и положусь на всю дворню, которая знает, что меня еще никто никогда не прикармливал.

Дарья. Так и ты оставляешь нашу барыню. Хорошо, хорошо, Иван (топнув ногой)– так я одна остаюсь у нее, к ней привязанная всем сердцем – несчастная барыня (притворяется плачущею).

Иван (в сторону). Аспид!

(Входит Василиса с молошником.)

Василиса. Пожалуйте, Дарья Григорьевна, барышням сливок – вы прислали молока, а они привыкли дома пить чай со сливками, так не прогневайтесь.

Дарья. Они у вас всё сливочки попивали! (В сторону) Видишь, богачки! (Ей) У меня нет сливок, теперь пост – так я не кипятила.

Василиса. Я так и скажу?

Дарья. Так и скажи! ну чего ждешь! я тебе сказала, что у меня нет. (Василиса уходит.) (Она продолжает) Экие какие спесивые – ведь голь, настоящая голь, а туда же, сливок да сливок – ради, что к тем попали, где есть сливки. Пускай же знают, что я не их слуга! Экие какие.

(Николай Михалыч, Василий Мих входят.)

Ник М (Дарье). Здравствуй, Дарья.

Дарья. Здравствуйте, батюшка! Хорошо ли почивали.

Ник М . Хорошо – да у вас что-то жарко наверху. Послушай! пошли мне моего человека.

Дарья (Ивану). Пошли! Что ты стоишь? (Он уходит.)

Никол М (брату). Посмотри-ка, брат, как утро прекрасно, как всё свежо. Ах, я люблю ужасно это время, пойдем прогуляться в саду, пойдем…

Василий М . Изволь – я готов. (Уходят. Дарья отворяет им дверь.) (Дарье) Подай нам чаю в сад! – слышишь?

Дарья. Каковы! – принеси им туда чаю – как будто я их раба. Как бы не так. Так не понесу же им чаю, пускай ждут или сами приходят. О-ох, время пришло, времечко – всякой командует!

(Квартира Заруцкого в избе.) (Ребятишки на полатях. Люлька и баба за пряжей в углу.)

Ссылка на основную публикацию