Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова 6 класс

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» (полный текст здесь) написано Лермонтовым на тему аравийской легенды. Это произведение изложено в жанре баллады в присущем Лермонтову романтическом стиле. Романтизм диктует свои правила и законы. Гибель одного или нескольких главных героев – это одно из правил романтизма. Выбрано экзотическое для россиянина место действие – пустыня в Аравии.

Композиция

В балладе о 3-х пальмах 10 шестистрочных строф. Условно произведение можно разделить на 4 части.

  1. Экспозиция занимает первые 2 строфы. В ней автор знакомит читателя с главными героинями произведения и местом действия, подводит к завязке.
  2. Завязка сюжета занимает еще 2 строфы. Пальмы ропщут, и появляется караван, который расположился на ночлег.
  3. 7-я строфа подводит читателя к кульминации, и 8-я строфа кульминация произведения
  4. Следующие 2 строфы – это грустная развязка.

Таким образом, композиция в этом произведении линейная, а само произведение развивается с хронологической последовательностью.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Идея и проблема

Таким образом, несмотря на романтизм и сказочность сюжета, Лермонтов один из первых литераторов поднял проблему взаимодействия человека с природой. В этом заключается главная мысль произведения. Пока маленький оазис никто не посещал, равновесие в природе более-менее существовало, а жизнь продолжалась.

Идея произведения – нужно быть благодарным Богу за то, что Он дает. Бог не случайно оберегал пальмы, направляя караваны другими путями. Он оберегал маленький оазис в пустыне. Как только пальмы начали роптать, Бог исполнил их просьбу и направил к ним путешествующий караван.

Средства стихосложения и выразительности

Стихотворение изложено шестистрочными строфами, рифмы параллельные. 2 первые и 2 последние пары – мужские, средние две строки рифмы женские, безударные. Ритм стиха — четырехстопный амфибрахий.

Это произведение богато средствами выразительности, которые передают настроение, видение Лермонтовым Аравийской пустыни, и развернувшейся на ней драмы.

  • В этом произведении множество эпитетов: холодная (волна), знойные (лучи), летучие (пески) голубая (даль), золотой (песок), махровая (глава), нежданные (гости), (пепел) седой, гремучим (ключом), (коршун) хохлатый.
  • Поскольку неодушевленные растения в балладе получили одушевление, они ведут себя, как живые, то здесь обязательно присутствуют олицетворения: гордые (пальмы), пылающая (грудь), веселый (стан), следом печальным.
  • Метафоры: одежда (листья), тела (стволы пальм).
  • Сравнения: (караван) шел колыхаясь, как в море челнок.
  • Метонимия: верблюды шли, взрывая песок; араб горячил вороного коня; пальмы приветствуют;умчался туман; шепчутся листья.
  • Перифраз: питомцы столетий, степной нелюдим (в данном контексте нелюдим – существительное).

В этом анализе стихотворения «Три пальмы» стоит вспомнить о том, что оно перекликается с пушкинским «Подражанием Корану». Не факт, что Лермонтов взял за основу произведение поэта, перед которым всю жизнь преклонялся. Притчу о пальмах в пустыне могли рассказать Лермонтову образованные горцы, умевшие и переводить Коран. Именно в лермонтовской интерпретации видна исламская религиозная мораль – необходимость безропотного поклонения Богу и доверия Ему, его воле.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нем описывается история жизни трех гордых пальм. Ознакомитесь с нашим вариантом анализа “Три пальмы” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных двусложным трехстопным амфибрахием с использованием рифмы секстина со смежной рифмовкой.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.

Метафоры – песок крутился столбом, пылающая грудь

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой.

Сравнения – люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» .

Олицетворения – родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

Произведение “Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838 – ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликована в “Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни ( “степи аравийской земли” ), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!” . И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студеной водой” из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!” .

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

  • эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
  • метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь);
  • сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ;
  • олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей).

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

Лермонтов М.Ю. Стихотворение “Три пальмы”. Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Лермонтов М.Ю. Стихотворение “Три пальмы”. Урок РР в 6 кл.1.66 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». К уроку литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Выразительное чтение стихотворения «Тучи» наизусть. Кто автор данного стихотворения? Назовите произведения Лермонтова, которые вам нравятся.

Пальма – священное дерево, название которого встречается ещё в Библии. Символизирует вечную жизнь (вечнозелёное), вечность природы, красоту.

Выразительное чтение стихотворения «Три пальмы» (1838)

Подзаголовок. Какую роль играет подзаголовок? Приметы какого жанра есть в этом стихотворении? Баллада – стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, где реальное нередко сочетается с фантастическим.

План анализа стихотворения Реально – биографические факты (где, когда, кем написано…). Жанровое своеобразие. Вид (пейзажная, любовная, философская…лирика). Идейное своеобразие: а) тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска, чувства, выраженные в стихотворении, г) впечатления от стих-я. 4. Структура стих-я: а) основные образы, б) основные изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, аллегория). в) особенности стилистики, размер. 5. Вывод.

Анализ стихотворения «Три пальмы» план разбора стихотворения анализ стихотворения 1. Реально-биографический комментарий стих-е написано о священном дереве пальме Лермонтовым в 1838 году 2. Жанровое своеобразие восточное сказание. Философское произведение. 3. Идейное содержание: а) тема б) основная мысль в) эмоциональная окраска, чувства, выраженные в стихотворении г) впечатление от стихотворения – о гордых пальмах, караване, последствиях соприкосновения человека и природы; п оказать чёрствость, жестокость человека по отношению к природе; возвышенность, гордость, недовольство, веселье, радость, печаль, тоска, безнадёжность. … (написать самостоятельно на уроке)

стихотворный размер ключевое слово схема пример хорей море __ __ Бур я мгло ю неб о кро е т… ямб земля __ __ В е чор, т ы помн и шь, вьюг а злил а сь…. дактиль золото __ __ __ Тучк и н е б е сн ые , вечн ые странн и к и . амфибрахий железо __ __ __ В п е счан ы х ст е пях а р а вийск о й з е мли // Тр и горд ые пальм ы в ы сок о р о сли… анапест серебро __ __ __ Н е гр у сти, д о р о га я с о седк а … Стихотворные размеры

Определение размера стихотворения «Три пальмы» Разбиваем слова на слоги в двух строках. Поставим ударение в словах. Рассмотрим повторяющийся рисунок, «орнамент» в строке. Определяем вертикальной чертой детали орнамента Определяем размер.

Словарная работа Аллитерация – повторение однородных согласных звуков: П о ко р ням у пр угим т о п о р зас т учал, И п али без жизни п и т омцы с т оле т ий. С какой целью употреблена аллитерация в данных строках?

Д/З Доделать письменно анализ стихотворения (по предложенной схеме) Отрывок стихотворения наизусть. Принести дубовый листок (гербарий или рисунок).

Использованная литература: И.Л. Челнышева . Литература. 6 класс. Планы- конспекты уроков. – Р.-на-Дону, 2015. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .: М., ВАКО, 2014. Фонохрестоматия: http://muzofon.com/search

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы для 6 класса. Обучение анализу стихотворения. А. Я. Яшин “Орёл”.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч.

Данная работа представляет собой примерный образец анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус”.

Урок литературы в 6 классе.

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна. »)(6 класс)Конспект урока развит.

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия.

«Три пальмы» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, главная мысль, метафоры и антитеза

История создания

«Три пальмы» М. Ю. Лермонтов пишет в 1838 году. Редакторы успешного на тот период времени журнала «Отечественные записки» опубликовали стихотворение на год позже, в 1839.

В стихотворении поэт использует те же образы из IX «Подражания Корану» А. С. Пушкина, но идея и суть его произведения имеют немного другое направление, нежели пушкинские мотивы. Автор нередко полемизировал со своим предком и литературным учителем. Он обращался к тем же темам и образам, но толковал их по-другому, показывая смену ориентиров в русском обществе.

Тема стихотворения «Три пальмы»

Неслучайно к теме природы и в этот раз прибегает Лермонтов. «Три пальмы» -восточное сказание. В его основу положен рассказ о пальмах, которые выросли в чудесном оазисе Аравийской пустыни. С деревьями соседствует ручей с прохладной водой. Они жили вместе продолжительное время, пока пальмы не «возроптали» на Бога, говоря о том, что им бы хотелось принести пользу, увидеть благодарность.

Бог отвечает на просьбу — тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Жанр, направление и размер

«Три пальмы» — это лирическая баллада — несет в себе глубокий философский смысл. Поэт писал ее в форме восточной притчи. Четко прослеживаются нотки романтизма, так как автор стремится к безупречному миру, к чему-то идеальному и вспоминает о Боге. Кроме того, он изображает экзотические условия, что тоже свойственно поэтам-романтикам. Бунт и его трагическое завершение – типичное настроение для этого направления. Сам автор указал жанр сказания, намекая на фольклорную составляющую своего произведения, ведь сюжет взят из восточной легенды.

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

«Посмотри – какая мгла» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – тема, эпитеты, метафоры, идея

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Философский смысл стихотворения

Проблема отношений человека и природы лежит в стихотворении на поверхности, но если углубиться в смысл, можно увидеть серьезные вопросы, которые ставит М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» — размышление поэта о смысле человеческого существования в этом мире. Он пытается ответить на вопрос о том, для чего мы существуем? Не будет ли наша жизнь такой же, как у этих пальм: открыв свой талант другим людям, не падем ли мы их жертвой, не растопчут ли они нашу хрупкую душу, тем самым уничтожив.

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов — три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Основная мысль

Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

Лермонтов, Три пальмы. Какова основная мысль этого произведения?

Исследователи определяют жанр стихотворе­ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та­ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?

В стихотворении «Три пальмы», на­званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер­ты балладного жанра. Это суровая муже­ственность сюжета, его острая конфликт­ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком­позиционных форм, ритмическая органи­зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило­софские и общественно-исторические про­блемы. Все эти признаки имеются в сти­хотворении «Три пальмы».

Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Для внутреннего мира Лермонтова ха­рактерно ощущение грядущей человече­ской катастрофы. В балладе «Три паль­ мы» мы находим ситуации, сходные с те­ми, что возникают в «Демоне», Читайте также: Анализ стихотворения Александра Пушкина «Я пережил свои желанья»

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, — это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей — дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм — это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, — нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

К жестокой смерти пальм привела их гордость и отсутствие смирения. Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова призывает доверять воле Бога и не вмешиваться в судьбу.

Композиция стихотворения

У баллады кольцевая композиция. Она выстраивалась на противопоставлении в первом и последнем катрене темы жизни и смерти. В первом четверостишии Лермонтов описывает райскую жизнь в оазисе среди пустыни. В завершающей строфе этот островок рая умирает, становясь никому не нужной кучкой пепла. Песок больше не сдерживают прекрасные пальмы и он уничтожает ручей — источник жизни. Посреди сухой, душной пустыни больше нет оазиса, а без него она предвещает одиночным путникам только гибель.

В стихотворении Лермонтов отчетливо выражает личное мнение. По убеждениям автора каждый, кто желает жить для окружающих и доставлять пользу людям, обязательно окажется использованным, растоптанным и уничтоженным теми, кого волнует исключительно личная польза.

Композиционные особенности

Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.

Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета – они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».

Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».

Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые – они волнуют человечество испокон веков.

Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова 6 класс

Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании. Три пальмы растут в пространстве пустыни, они укрывают собою воды родника и в этом заключатся симбиоз между пустыней деревьями и родником.

Однажды пальмы изнывают от нетерпения явить кому-либо собственную красоту, они хотят чтобы кто-то смотрел на них, радовался этому удивительному оазису и вот они получают караван, который приходит, чтобы остановиться под сенью деревьев. Только люди безучастны к этой красоте, они преследуют полностью утилитарные цели, то есть напиться воды, немного отдохнуть и не замерзнуть. Поэтому, когда наступает темный период дня, пальмы оказываются топливом для огня и исчезают.

Автор описывает безразличие людей к красоте и отличие ожиданий от действительности. Пальмы хотели, чтобы другие разделили с ними красоту, но они забыли, где они сейчас – в безжалостной пустыне, где людям требуется выживать и вся красота заключается только в этом. Пустыня не предполагает созерцательное настроение только для мудрых отшельников и аскетов, которые способны сносить любые тяготы, подчинять себе природу и собственное тело.

От намерения дать кому-то красоту и радость остается только исчезнувший оазис. Пальмы не понимают какую потребность могут на самом деле испытывать другие. Поэтому они оказываются разрушенными.

Также Лермонтов говорит в этом стихотворении о разрушении красоты вообще. Порой нечто великолепное может существовать только в самом себе, отдельно от мира, возможно, такие частички красоты и созданы для того чтобы быть оазисами в пустыне этого мира и лучше никому бы вообще не видеть этой красоты. Ведь люди, по сути, и в большинстве своем губительны, они уничтожают пространство, куда приходят, наиболее распространенный способ преобразования предполагает суровую практичность.

Весьма печальное стихотворение, которое побуждает к длительным рассуждениям. Хочется осмыслить соотношение красоты и практичности. Понять в чем на самом деле была изначальная польза от пальм.

Вариант 2

Стихотворение Михаил Лермонтов написал в 1938 году. Как и во многих стихотворениях Лермонтова, в этом имеется поучительный смысл. Можно назвать это стихотворение притчей, потому как композиция и нравоучение явно настраивают читателя именно на такой расклад.

Стихотворение «Три пальмы» замечательно тем, что затрагивает в себе одновременно несколько проблем. Однако начинать стоит по порядку. С самых первых строк читатель знакомится с основными образами и лирическими героями стихотворения, пальмами. Эти деревья стоят посреди пустыни, под их зелеными ветвями находится оазис, причем ветви являются защитой для райского уголка. Пальмы принимают на себя удар солнца. Однажды три пальмы обращаются к Богу: они недовольны тем, что без надобности растут в пустыне, ведь они родились не для того, чтобы завянуть там. Молитвы пальм были услышаны, пришел караван и начал наслаждаться тенью прекрасных деревьев. Но ведь после наступления ночи люди безжалостно разрубили пальмы и сожгли, чтобы согреться. О чем это может сказать читателю?

Первая проблема, которую выделить можно сразу -это неумение ценить, Бог услышит молитвы, но даст ли он неблагодарному именно то, что тот хотел? Пальмы начали роптать на Бога, они получили долгожданный миг, но ведь это принесло им гибель. Не менее важной в стихотворении является проблема отношения человека к природе. Люди часто уничтожают природу, не понимая, какие дары она преподносит нам каждый день. Лермонтов также упоминает о том, что природа способна ответить на жестокость человека, лишив его того, что он не оценил. Только после лишения человек способен понять, как важен был дар природы.

Стихотворение является уроком для многих людей, ведь люди часто попадают в такие же ситуации, как и пальмы. Надо сказать больше, пальмы и есть олицетворение людей в какой-то степени. Именно пальмы отражают то, что необходимо ценить то, что имеешь.

Анализ стихотворения Лермонтова Три пальмы

В этом стихотворении Лермонтова передана восточная сказка. В той легенде главные герои, соответственно, пальмы. У них нет, как в русской сказке, сходства с тремя сыновьями (разнообразие характеров было бы от умного до дурака), они не спорят друг с другом (как лебедь, рак и щука), но твердят в один голос на троих. У них общее желание, общее недовольство волей Всевышнего…

Начинается стихотворение с описания пейзажа, частью которого и были пальмы, можно сказать, что только они и украшали, и оживляли пустыню. Итак, вокруг лишь бесплодная земля, но тень пальм хранит родник холодный. Иногда налетает пустынный вихрь. Только пальмы не позволяют засыпать родник. Голубая даль, золотой песок, безмятежность, зной… Проходят годны – ничего не меняется, лишь пальмы под вечным солнцем начинают сохнуть, да и родник тоже. А они мечтали о путнике, который припадет в их сени к роднику. И пальмы стали роптать на волю Небес.

Лермонтов передает прямой речью их недовольство. Они считают, что росли без цели, которую сами себе придумали – «благосклонный радовать взор». И пальмы так и заявляют хором, что судьба несправедлива. Как и бывает в сказке на их возмущение тут же ответом появляется караван. Кружится песок, нестройно звучат звуки, взрывают почву верблюды.

Караван со своими пестрыми коврами разрушает спокойствие этого почти райского уголка. Сравнивается движение каравана с челноком в море. С одной стороны, это логичное сравнение (по характеру движения), а с другой, неожиданное, так как построено на контрасте (пустыня и море). Тут и конь поднимается на дыбы, похожий на хищника – барса. Он принадлежит слегка обозначенному герою – фарису в белом. У каравана появляется лицо практически. Это человек, видимо, молод и удал – он кричит и свистит, бросает и ловит копье. Он совсем не похож на изможденного путника, о котором грезили пальмы. И веселый караван приходит под пальмы. Всё же они рады – гордо кивают головою, угощают гостей водой.

Ручей, как живой, щедро поит людей. Да, те набрали воды, но этого им мало. Люди срубают пальмы. И автор восклицает, что погибли «питомцы столетий». Людей он в этой ситуации не оправдывает, но сравнивает с детьми, которые сорвали с них одежду (листья), разрубили тела (стволы), медленно пытали огнем (жгли). Людей не волнует ни судьба пальм, ни ручья, ни караванов, который может вскоре оказаться здесь. Они оставляют за собой пустыню.

Караван уходит утром, оставляя лишь холодный и даже седой пепел, который разметает по пустыне. И остался несчастный родник, его вот-вот занесет песок, ему не с кем даже поговорить больше. Важно, что автор сразу подчеркивает, что пальмы были гордыми. То есть они взирали на все с высока своих стройных стволов не только буквально.

Пальмы считали, что они такие замечательные (особенно по сравнению с окружающим запустением), что составят счастье для любого путника. Он найдет живительную тень под их кронами, будет их всю жизнь благодарить и вспоминать. Как это похоже на мечтания какой-нибудь наивной девушки, например, что стоит ей выйти в свет, куда её не пускает маменька, как она станет светской львицей, звездой салонов. Но оказывается, что наученные обществом её тут же обманут, заговорят, высмеют и, вероятно, обманут её надежды.

Ближе к Михаилу Юрьевичу сравнение с «Мцыри», где герою ничто мило не было, кроме свободы в горах. Он вырвался из спасительных стен монастыря, но заблудился, изголодался, был ранен в схватке с диким зверем, в итоге – погиб. Стихотворение это о гордости, о желании лучшей доли, которая иногда несет гибель.

Конечно, героиням не нужно было проявлять недовольство Вселенной, но просить о том, чтобы помочь страждущему – можно. Но сказание таково.

Анализ для 6 класса

Очень мудро и поучительно написано стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы». Автор вложил в него очень глубокий философский смысл о ценностях в жизни, который передан в сюжете стихотворения. Порой человек не ценит то, что имеет, он не видит то хорошее, что случается каждый день, а замечает только минусы сложившейся ситуации. У него возникает неудовлетворённость оттого, что его ожидания не совпадают с реальностью. Из-за этих противоречий у человека возникает желание изменить ситуацию, не задумываясь о дальнейших последствиях.

Сюжет стихотворения описывает аналогичную ситуацию. В степях аравийской земли беззаботно растут три пальмы, которые омывает звучный родник. Казалось бы, всё очень хорошо, никто не беспокоит и не тревожит эту прекрасную картину. Зелёные, роскошные листья пальм прикрывают ручей от знойных лучей и летучих песков, а он в свою очередь питает деревья влагой. Они полны силы, стройные, красивые и гордые.

Однако в одно прекрасное время это надоело пальмам, они впали в уныние и стали жаловаться Богу о том, что они без пользы растут в пустыне, не радуют никого своим цветением. Странники не подходят к ним, чтобы отдохнуть в тени зелёной или напиться студёной воды из ручья. Но беда в том, что они не подумали о последствиях… И Бог услышал их просьбы, и ситуация изменилась. Но стало ли пальмам от этого лучше? Да, они увидели людей, да, они порадовали их своей роскошной, махровой зеленью, укрыв от палящего солнца. Но это было в первый и в последний раз. Люди же без особого восторга красотой пальм, использовали их как средство для выживания. Сначала они отдохнули в тени деревьев, напились из ручья и напоили своих животных, а с наступлением ночи – срубили и сожгли их огнём. Люди безжалостно лишили жизни питомцев столетий, не подумав о будущем. Они не подумали о том, что, срубив пальмы, они тем самым погубили ручей, потому, что он пересохнет от знойных лучей и его засыплют пески. Также люди не подумали о другом караване, который возможно будет идти после них. Они подумали только про себя, про удовлетворение своих потребностей.

Так и в реальной жизни – кто-то думает только про себя, а кто-то – ещё и про других, рядом присутствующих людей. По сюжету стихотворения пальмы думали не только про себя. Они хотели приносить какую-то пользу, несмотря на то, что уже многие годы они росли очень даже хорошо. Вселенная услышала их желания, но последствия стали необратимыми. Результат оказался полностью противоположным ожиданиям. Возможно это расплата за их уныние, ведь оно является большим грехом, а возможно такова судьба. Так давайте же ценить то, что имеем, радоваться жизни и возможности увидеть новый день.

Анализ стихотворения Три пальмы по плану

Три пальмы

Возможно вам будет интересно

Произведение относится к лирике символизма, одним из представителей которого является поэт, и содержит философские размышления автора о смысле человеческой жизни.

Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение.

Произведение относится к раннему творчеству поэта и по жанровой направленности является лирической поэзией, вошедшей во второе издание поэтического сборника «Камень».

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Утёс» по плану

1. История создания

Стихотворение «Утёс» было написано в начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели М. Ю. Лермонтова. Двумя годами позже оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».

Мнения исследователей о том, было ли данное произведение предчувствием ухода, разделяется. Одни считают, что тема одиночества всегда волновала Лермонтова и не была чем-то новым в его творчестве, другие связывают образ утёса с окончательным осознанием того, что человеческая жизнь коротка и хрупка.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в романтической традиции. По духу оно близко произведениям немецких романтиков, например, Генриха Гейне, которого знал и переводил на русский язык Лермонтов.

3. Род

«Утёс» – лирическое произведение. Оно рассказывает о сокровенных чувствах автора, с помощью конкретных образов прикасается к «вечным» темам.

4. Жанр

Стихотворение «Утёс» можно отнести как к философской, так и к пейзажной лирике. Эта художественная миниатюра напоминает японский пейзаж с его лаконичностью и глубиной.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему хрупкости бытия, быстротечности жизни.

6. Тематика

Тема стихотворения – одиночество. Лермонтов многократно обращался к этой теме.

В «Утёсе» она не связана с противопоставлением личности и социума. Здесь одиночество – вечное и естественное состояние, в котором рождается и умирает каждый.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что каждый человек изначально одинок, все встречи и привязанности на его пути – временны.

Как тучка, ночующая на груди великана, в краткий срок вырастают и покидают нас дети, уходят родные, друзья, а мы, как всегда, один на один остаёмся с самими собой.

8. Пафос

Стихотворение овеяно печалью и ощущением неизбежности одиночества.

9-10. Система образов и центральные персонажи

В произведении всего два образа – утёс и тучка. Их же можно назвать центральными персонажами произведения. Один из них прикован к земле, огромен, неподвижен. Другой переменчив, лёгок.

Контраст утёса и тучки подчёркивает неизбежность их разлуки. Несмотря на то, что эти две сущности не похожи друг на друга, утёс грустит после расставания, он «тихонько плачет». Каменной громаде не чужды простые человеческие чувства, и в этой малости есть нечто великое.

11. Лирический герой

Лирический герой, на первый взгляд, отсутствует. Но на самом деле его присутствие разлито повсюду. Он как бы сливается с образом задумчивого Утёса, который плачет при разлуке, несмотря на свою мудрость и древность.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. На склоне утёса ночует тучка. На рассвете она покидает свой ночлег. Покинутый утёс задумчиво стоит в пустыне и плачет. Он успел полюбить тучку, привязаться к ней. Может быть, до этой встречи утёс не знал, насколько он одинок.

13. Композиция

Композиция стихотворения линейная, одночастная.

Текст разбит на две строфы. Замысел автора укладывается всего в 8 строк.

14. Художественные особенности

Стихотворение написано с интонацией нежности, задушевности. Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «тучка», «тихонько».

Среди частей речи преобладают прилагательные, которые описывают внутреннее состояние утёса.

Предложения просты по своей структуре, используются инверсии «умчалась рано», «задумался глубоко». Они передают настроение печали, минорную интонацию стихотворения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пиррихированным хореем.

Поэт использует кольцевую рифму: АББА ВГГВ.

В стихотворении 2 строфы. Дважды встречается строфический перенос анжамбеман:

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Эти особенности придают тексту необычное звучание, мелодичность.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «тучка золотая», «влажный след», «весело играя»;
  • олицетворения: «ночевала тучка», «одиноко он стоит… задумался, плачет»;
  • метафоры: «на груди утёса-великана», «остался след в морщине старого утёса».

Аллитерации с «з», «ч», «с» рисуют прозрачно-невесомый контур тучки, аллитерации с сочетаниями «вл», «пл» передают неподвижность и печаль утёса.

Ассонансы с гласными «у», «о», «а» расширяют пространство произведения, выражают сначала свет и радость встречи, а затем темноту и холод одиночества.

17. Значение произведения

Стихотворение «Утёс» подводит итог размышлениям Лермонтова об одиночестве. Образ неприступной величественной скалы, расстроенной уходом тучки, выражает глубину страдания, на которую обрекает нас внутренняя пустота.

Это чувство знакомо каждому человеку. Поэт нашёл удивительно точный и мощный образ для его выражения.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова нисколько не устарело. Как и полтора столетия назад, люди чувствуют тоску, оставаясь в одиночестве.

Особенно грустно, когда ты одинок не всегда. У тебя, наконец, появляется привязанность, но и она оказывается временной – вот это по-настоящему горько.

Сердце гордого утёса оказывается мягким и любящим. Так и люди: даже тот, кто кажется всемогущим, хочет любить и быть кому-то нужным.

19. Моё отношение

Я очень люблю это стихотворение Лермонтова и знаю его наизусть с раннего детства. Мне всегда было жаль Утёс, хотелось погладить его холодные склоны и уговорить беспечную тучку не покидать старика.

Став старше, я понял(а), что Лермонтов говорит не только об утёсе. Его беспокоит краткость человеческой жизни, всех наших встреч и разлук.

20. Чему учит

Стихотворение «Утёс» учит нас быть внимательнее друг к другу. Мы часто забываем о своих родных и друзьях, бросаясь навстречу новым приключениям, уезжая в другие города.

Мы уходим, а они скучают о нас. Чтобы не испытать подобное одиночество самим, нужно помнить о тех, кто нас любит.

Анализ стихотворения Лермонтова Утес 6 класс

М.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге.

Элегию « Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г. Это произведение относиться к последним его творениям. Оно было написано не за долго до кончины автора. Как известно жизнь лирика закончилась очень трагично и печально, на дуэли. Критики предполагают, что поэт чувствовал приход своей внезапной смерти. Именно в последних произведениях ощущаются его переживания и странные необычные думы, что ранее ему было не свойственно. Да и смысл этого произведения говорит об этом.

Лирик описывал осознанно всех героев этого произведения. Он рассказывает о своем одиночестве в этом огромном многоликом мире, сравнивает человека с утесом, а тучку золотую – несерьезным мимолетным знакомством, которое оставит отпечаток в его жизни, но это не к чему его не обязывает. Все произведение пронято глубокой тоской и печалью, каким-то непониманием. Автор как будто сопоставляет себя утесу, который печален, сиротлив, стар и уязвим.

В основе произведения лежит параллелизм между природой и человеческой жизнью, олицетворение утёса, тучки.
Главный его герой – это утес великан. Он силен, велик и могуч, но совсем не страшен, вед элегия пронизана необыкновенной добротой и радостью, чувствуется необычная ясная и настоящая чистая отрада. Этот стих маленький он состоит из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

Вчитавшись в произведение, понимаешь, что в нем два эпических героя. Это утес – великан и тучка золотая. Эти два героя показывают двух людей с разными сущностями. Тучка золотая – это несерьезный ветреный легкомысленный человек, который воспринимает в жизни все просто, легко и беззаботно. Он радостен и не переживает о трудной жизни, его не чего не беспокоит и не за что не держится, так как у него нет не каких значимым жизненных ценностей. Утес – великан это противоположность тучке. Его нрав совсем другой. Утес – это человек, который внешне очень сильный, смелый и могущественный, но внутри – он слаб, так как умет предано беззаветно любить и надеяться, что есть на свете добро. Этот герой верит в доброту, в моральные ценности нашего огромного мира, где многие прекратили верить во все это по настоящему. Поэт показывает по-разному этих двух героев, которые скрываются под тучкой и великаном. Он как будто нарочно сравнивает их в своей элегии.

Это произведение мне очень понравилось. После его прочтения в моем сердце остался отпечаток грусти и печали. И когда я его перечитываю, возникает необъяснимое желание полететь к этому утесу и пожалеть его.

Анализ стихотворения Утес Лермонтова

Когда стихотворение «Утёс» появилось на свет, поэту оставалось всего ничего до трагической смерти. Он её предчувствовал, и более того – он искал её. Затевал ссоры с сослуживцами, надеясь, что кто-то вызовет его на дуэль и пристрелит. Как мы знаем, Лермонтову удалось добиться своего.

Но за свою короткую жизнь – поэт умер в 26 лет – ему удалось сделать хоть и немного, но след в литературе был оставлен. Много стихотворений и роман «Герой нашего времени» – портрет социопата, не имеющий аналогов в русской литературе XIX века. Лермонтова любят, им восхищаются.

Но потом возвращаются к своим обыденным делам. Заработать на хлеб насущный, обеспечить семью, поболтать с друзьями на отвлечённые темы, покричать на жену (или и с ней мило побеседовать). Не все люди способны на духовную жизнь, но эту способность можно развить.

Иногда духовное всё же касается зачерствевшей от быта души. Переночует там и уйдёт, а в душе останется след, и ей захочется ещё. Такое бывает. Это одна из трактовок стихотворения «Утёс», которое, как мы знаем, было написано поэтом почти перед смертью.

Но в стихотворении нет ничего мрачного или трагического. Да, в нём печаль, но не та, которая бывает перед смертью. Это печаль по уходу чего-то светлого и радующего душу, каким является духовное в жизни человека.

Сама зарисовка простая. Тучка золотая переночевала на груди утёса, а потом, с рассветом, умчалась в другие дали, весело играя лазурью. Но она оставила влажный след в морщине утёса. Утёс стоит, глубоко задумавшись, и тихо плачет – вода стекает.

Другая трактовка стихотворения – красавица побыла у пожилого и состоятельного человека, а потом ушла по своим делам. Красавице и в других местах хорошо, а вот мужчине без неё тяжко, и он плачет, потому что его впервые коснулась женская ласка.

Всё облечено во всё, и в природных явлениях можно найти немало метафор жизни. Так же и здесь: одна простая зарисовка может быть интерпретирована по-разному, и каждое объяснение верно.

Пробуждение духовной жизни, ночёвка красавицы у обделённого любовью человека или выход на природу, после которого снова хочется туда, и жалеешь, что живёшь в надоевшем мегаполисе – всё это одинаково подходит к стихотворению «Утёс».

Вариант №3

Михаил Лермонтов всегда любил описывать природу, ее явления, а самое главное обитателей, будь то прекрасные деревья или же, высокие горы и реки. Незадолго до своего ухода из жизни автор пишет интересное и наполненное житейским смыслом произведение, которому дает название “Утес”. Несмотря на то, что автор находился в душевном терзании, он даже чувствовал свою смерть, данное стихотворение не несет в своем замысле мысли о гибели. В момент написания писатель был на Кавказе. Его впечатлила местная красота, перед ним открылось великолепие всей местной природы. Лермонтов слишком трепетно относился к теме природы, все природные явления и предметы словно оживали в стихотворениях, они будто могли переживать и чувствовать.

Свое стихотворение Лермонтов пропитал духом романтики, но он не сделал его оптимистичным. Главная тема произведения раскрывает только одиночество главного персонажа, которым здесь представлен утес. Скорее всего, писатель ассоциирует себя именно с ним. Он такой же одинокий и чужой не только для окружающего мира, но и для жизни в целом. В таком небольшом стихотворении писатель смог тонко и чувственно передать прелесть южной природы. Весь рассказ пропитан душевными сильными переживаниями, в которые положен философский смысл. Здесь будто бы идет сравнение духовных и материальных ценностей жизни.

Утес для автора это описание чего-то обыденного и мирского. Тучка же в свою очередь, олицетворяет что-то неземное. Союз этих двух героев такой случайный и недолгий. Тучка со временем покинет утес, отравится дальше в путешествие, а утес будет ждать ее на прежнем месте в тишине и одиночестве. Лермонтов показывает, что люди перестали думать о своей душе, их больше интересуют другие насущные проблемы. Писатель хочет сказать, что обрести гармонию в жизни можно лишь объединив это. Он показывает, что тучка – это человеческая душа, которая призвана путешествовать без вреда для себя, а утес, словно тело – без своей души обречен на вечные муки и страдания.

Тучка беззаботна и легка, утес же напротив, стар и морщинист. Именно таким описанием писатель приходит к мысли, что духовный и материальный мир достаточно отличаются друг от друга. Человек одинокий по своей природе, но чтобы чему-то научиться, он должен отказаться от беззаботного и безрассудного образа жизни в пользу размеренности и благоразумия. Таким образом, Лермонтов описывает проблему в отношениях между людьми. Они как утес и тучка, так близки, но в тоже время, такие разные. Писатель словно показал свой внутренний мир, через который стремился постичь внутреннюю гармонию. Он так хотел научиться жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. Природа, по его мнению, была живой, могла чувствовать и испытывать благородство, о чем давно забыли люди.

6 класс, по плану краткое содержание. В 5 предложений кратко

Картинка к стихотворению Утес

Популярные темы анализов

В 1916г. М. Цветаева издала элегию «Имя твое – птица в руке. ». Стиль написания произведений поэтессы очень отличался от других поэтов. Поэтесса славилась вольнолюбивым нравом. Она уважала людей созидательных , но это почтение не переходило

Неоценим вклад русских поэтов в мировую литературу. И, не могло быть иначе. Ведь в то время, как западноевропейская культура находилась в кризисном состоянии, русская стремительно развивалась и совершенствовалась.

Белла Ахатовна родилась в 1937 году. На момент написания стихотворения «В тот месяц май, в тот месяц мой…» поэтессе было 22 года. На основе всего произведения можно предположить, что описываемый май был не простой, не обычный,

Марина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности.

Это стихотворение Некрасова посвящено размышлениям о предназначении человека, о том, как он проводит свои земные часы, и к чему это приводит. В произведении представлен целый список пороков, которые овладевают людским естеством.

Читайте также:  Маскарад - краткое содержание пьесы Лермонтова
Ссылка на основную публикацию