Анализ стихотворения Узник Лермонтова 6, 9, 10 класс

300,Анализ стихотворения М, ю, лермонтова «узник»

Стихотворение Лермонтова «Узник», какое проходят на уроке литературы в 8 классе, был воспринят неоднозначно. По неизвестной причине, «Узника» критиковал даже В. Белинский. В первой части стихотворения слышна юношеская бравада. Ниже вы можете ознакомиться с подробным анализом стихотворения.

Полный текст стихотворения «Узник» М. Ю. Лермонтов

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет весел и игрив,

Хвост по ветру распустив…

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Только слышно: — за дверями

Ходит в тишине ночной

Стихотворение М.Ю. Лермонтова Узник

Свое стихотворение Узник М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году, но напечатали его впервые в 1840 году. Если сравнивать Узника с исходным текстом в стихотворении Желание, то теперь на смену абстрактному пленнику, приходит конкретный образ заключенного. Да и сама тюрьма предстает перед читателем уже не в образе романтической темницы, а в своем реальном образе.

Само стихотворение небольшое, но благодаря метафорам, эпитетам, инверсии писателю удается раскрыть тему одиночества и озвучить тюремную тематику, затронув тему свободы. Когда читаешь стихотворение Лермонтова Узник и делаешь анализ работы, сразу виден оптимизм, когда заключенный верит в свое скорое освобождение. Узник полон энергии, веры и просит подготовить коня и девицу ему, чтобы мчаться подальше от тюрьмы. Но переходя в следующую часть стиха, мы видим как оптимизм улетучился, ведь от реальности не убежать. Герой видит вокруг себя высокие стены, окна высоко под потолком, в которые невозможно выглянуть и насладиться небом. Если и есть где-то девица, то она не знает о его существовании и живет где-то в своем доме. Да и лошадь где-то пасется на воле, в то время как он заключен в темнице и свободы еще долго не видать. Надежда уходит, вера развеивается, что подтверждает окончание стихотворения, где в помещении отсвечивает лишь затухающая лампада и кроме шагов часового, что слышны за дверью, никаких звуков больше не проникает.

Прочитав стих, мы видим, насколько плохо и одиноко узнику, как сильно давит на него заточение и насколько сильно его стремление к свободе. При этом мы понимаем, что для писателя такой темницей может быть не только тюрьма, но и дом где его не понимают. Место, где не принимают его творения и взгляды. Где не представляется возможность высказаться, не будучи наказанным за свои вольные мысли.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

История создания

Стихотворение «Узник» было написано Лермонтовым во время его заточения в тюрьме, где он оказался по приказу государя за стих «На смерть поэта», посвященного гибели А. С. Пушкина. Единственным человеком, который имел право навещать поэта, был его камердинер. Даже в тюрьме Лермонтов продолжал писать стихи, используя для этого засаленные кусочки бумаги, в которую была завернута еда.

анализ стиха Лермонтова «УЗНИК»

«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит — в феврале 1837 г.). А. П. Шан-Гирей вспоминает: «Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива». «Я, матерь божия, ныне с молитвою». «Кто б ни был ты, печальный мой сосед». и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу». прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко». («Записки Е. А. Сушковой». «Academia», Л. 1928, стр. 380.)

На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу». 1832 г. ) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил. В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией.

Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова — «Молодая узница»). и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант». «Осужденный». «Цепи» — см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов». Л. 1924, стр. 55—57, где приведен сравнительный материал) .

Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя — «узника» или «пленника» — в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную.

«Узник». как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине». 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня». строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями»). Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом» ) неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г. — «Письма». т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах». — «Отеч. записки». 1840, №

6, 7, 8, 9, 10 класс

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник» 9 класс

Михаил Лермонтов, наряду со многими поэтами своего времени, с рвением отстаивал свои права, вел борьбу с властью за справедливость и честность. Он не боялся острых высказываний в сторону правящей «верхушки». Так, стихотворение «Смерть поэта» стало для Лермонтова «билетом» в Петербургскую тюрьму. Но, как известно, талантливый поэт может творить в любом месте, даже в заточенье. Именно в это время, холодным февральским днем 1837 года, Михаил Юрьевич написал одно из своих знаменитых стихотворений «Узник». По словам современников, Лермонтов создавал это произведение на бумаге, в которую заворачивали хлеб, а вместо пера он использовал спички и сажу. Стоит заметить, что первая публикация этого стихотворения состоялась уже через три года – в 1840 году.

В некотором смысле стихотворение имеет автобиографические отголоски. Антитеза – это основной «строительный материал» произведения. Противопоставления встречаются в каждой строфе. Темница – как символ одиночества, а сияние дня – это свобода. Для него, узника – актуальна тюрьма, а для черноокой девы – светлый терем.

Автор предоставил читателю произведение из трех строф, композиция которых не типичная – каждая состоит из восьми строк. Первое так называемое «восьмистишие» наполнено оптимизмом и мечтами о воле. Автор мечтает о свободе, символами которой являются черноглазая деву, черногривый конь, степь и ветер.

Вторая строфа приближает читателя к реальным мыслям автора. Лермонтов понимает, что свобода – это мечта. Свои несбыточные желания он сменяет «трезвым» взглядом на вещи. Михаил Юрьевич понимает, что окна в темнице слишком высоко, да и замок на двери никуда не денется. Реальность в том, что девушка и конь – очень далеко. Хотя, в его душе еще теплится надежда. Автор до сих пор вспоминает о зеленых полях, о ветре. Наверное, в тот момент Лермонтов противопоставлял себя тому черногривому коню, который «без узды, один, по воле». А вот в третьей строфе в чувствах автора читается безнадежность. Об это становится понятно уже из первой строки. Лирический герой четко осознает свое одиночество, единственным его «сокамерником» остается тусклый свет лампады, который символизирует некий «свет в конце тоннеля», но он тоже угасал. Даже конвоир не посещает камеру автора, а звучно-мерными шагами ходит за дверями.

Четырехстопный хорей, дополненный пиррихием, четко подчеркивают драматизм ситуации и трагедию главного героя. Важно и то, что Лермонтов использует сложные предложения и большое количество многоточий. Все эпитеты и сравнения очень грамотно вписаны в текст. В любом случае, стихотворение очень динамичное. В нем очень много движений и действий. Даже то, как автор описывает переход от радости к унынию, не является статичным событием.

«Узник» – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

История создания

Произведение «Узник» Лермонтов написал в 1837 году. У автора не было плана при создании стиха. Идея посетила Михаила Юрьевича в период его нахождения в тюрьме, куда он был помещен за написание после смерти А. С. Пушкина еще одного известного произведения — «Смерть поэта». Поэта практически никто не навещал. Даже в тюрьме продолжал творить.

Поскольку к Лермонтову никто не мог приходить, он был вынужден использовать подручные средства, чтобы написать стихотворение. «Узник» пропитан чувствами, которые одолели поэта в период нахождения в тюрьме. В первоначальном виде текст произведения был написан на старой бумаге, в которой Лермонтову принес еду единственный человек, кто мог его навещать, — камердинер.

Тема и жанр

Основная тема стихотворения «Узник» — неволя и заточение в тюрьме, поскольку идея была рождена в период нахождения Лермонтова под стражей. У автора возникает два непреодолимых чувства, вызывающих только боль и тоску:

  • одиночество, спровоцированное отсутствием возможности общаться с людьми, ведь никто не мог навещать поэта;
  • несбыточность мечты о свободе.

Жанр стихотворения — лирика. Оно написано четырехстопным хореем. Его размер позволяет передать весь трагизм произведения.

Средства выразительности

Стих состоит из трех строф, а сама композиция основана на антитезе. Каждая часть стиха противоречит последующей:

  1. В первой строфе автор демонстрирует оптимизм.
  2. Во второй строфе настроение меняется, атмосфера пропитывается тоской.
  3. Третья строфа показывает обреченность узника, который принимает свою учесть затворника.

Для передачи настроения автор использует множество средств выразительности, передающих суть трагедии. Лермонтов используется такие приемы, как:

  • метафоры — «пышный терем», «стены голые»;
  • эпитеты — «младая», «черноглазая»;
  • олицетворения — «тускло светит луч лампады умирающим огнем».

Такие средства выразительности позволяют завуалировать волнующие героя стихотворения проблемы. Автор таким образом описывает настигшие его одиночество и обреченность.

Краткий анализ

Идея создания стиха родилась после заточения Лермонтова. Государь приговорил его в тюрьме за публичные чтения одного из своих произведений. Именно этот опыт и вдохновил автора на создания «Узника». Кратко анализ этого произведения следует делать по строфам, содержание которых противоречиво.

Первая строфа, которая и начинает небольшой «рассказ» поэта в стихотворной форме, отражает оптимистичный настрой героя. Прочтение в сравнении похоже на исполнение залихватской народной песни. Эти строки очень напоминают предыдущие творения Лермонтова. В них нет боли и тоски. Здесь только мысли, переполненные надеждой. Однако дальше все меняется.

Вторая строфа вносит разлад в позитивный настрой героя. Вызвано это атмосферой тюрьмы, мрачными стенами, заточением, отсутствием других людей. Герой начинает чувствовать тоску. Надежда медленно покидает его, поскольку к автору приходит полное осознание его положения.

Третья строфа — финальная. В ней нет ни одного намека на ту народную песнь, что можно было увидеть вначале. Остается только безнадежность и одиночество. Герой обречен. Несбыточные мечты причиняют большую боль. Приходит понимание того, что свободы он уже никогда не увидит.

Завершается произведение образом часового. Последняя строфа стихотворения описывает его мрачный образ. С ним нельзя поговорить. Часовой как смерть, которая неизбежно ожидает каждого.

Сравнительный анализ позволяет увидеть четкую картину жизни человека.

Сначала все идет хорошо, есть надежда и стремления, но постепенно все понимают, каков конец. «Часовой» ожидает каждого.

Анализ стихотворения Лермонтова Узник 9 класс

Самое известное стихотворение Лермонтова – «Смерть поэта». Оно было написано в 1837 году как реакция на гибель Пушкина от пули Дантеса. Стихотворение это было встречено властями неодобрительно, и Лермонтов за него жестоко поплатился: его арестовали.

Родные вступились за него, бабушка подняла все свои связи, и для Лермонтова была приготовлена более мягкая участь: ссылка на Кавказ. Но пока поэт сидел в тюрьме, ему тоже хотелось писать стихи. Правда, писать приходилось спичками и подобием чернил. В таких условиях появилось стихотворение «Узник». Оно мрачное и тягостное, но осознаёшь это не сразу.

Начинается «Узник» весело и задорно. Лирический герой кричит: дайте ему коня, девицу и сияние дня! Отворите ему стены тюрьмы! Он расцелует девицу, вскачет на коня и помчится в поле наслаждаться свободой. Радость сквозит в первом восьмистишии. Герой всё может, ему все двери открыты… или нет?

Он вспоминает, что двери тюрьмы ему никто не откроет. Дверь тяжела, и на ней висит замок. Зарешёченное окно высоко. Красавица живёт в своём тереме, скучает или нет – неизвестно. Конь мчится по полю без узды и седла, он наслаждается свободой без всадника. Кому, как не коню, вдыхать воздух поля.

Совсем не то. Реальность оказалась мрачнее сладких грёз. Наш герой всё-таки сидит в тюрьме, он удерживается там по неизвестным причинам, и никто его не собирается выпускать. Что делать? Ничего. Сидеть и скучать. Лермонтов спасался стихами, а как коротает свои дни лирический герой – неизвестно. Второе восьмистишие мрачнее первого.

Герой одинок, и нет ему отрады. На стенах тюрьмы нет украшений, радующих глаз, они голые, серые и скучные. Свет лампады догорает, и скоро всё погрузится во тьму. Всё, что слышно в каменном мешке – мерный шаг часового. И царит ночь. Таков тюремный быт лирического героя, и таким был тюремный быт Лермонтова. Это уже не мрак, а депрессия.

Но это правда. Стихотворная правда, без которой никуда. Она не обязана быть красивой и сладкой, совсем нет. Она должна показывать жизнь без прикрас, потому что только такое искусство переживёт столетия и будет читаться потомками.

Лермонтов написал мрачное стихотворение, потому что сам сидел в тюрьме. На Кавказе будет совсем другая поэзия, но пока так.

Анализ стихотворения Узник Лермонтова

Лермонтовым в период, когда его арестовали за написание произведений о смерти Пушкина. Поэт был заключенным в здании Главного штаба и из посетителей у него был только камердинер, который носил ему еду. Лермонтов просил подавать хлеб, завернутым в серую бумагу, на которой он, используя вино, сажу и спичку сотворил несколько произведений, одним из которых было и это.

Центральное место в композиции отведено антитезе. Главный герой ведет монолог сам с собой. Над ним сиянье дня, которому противопоставляется свобода героя и мрачные стены тюрьмы. Свои мечтания герой раскрывает в первой строфе – ожидание черноокой, свобода и независимость, которая отождествляется с лошадью и ее свободолюбивой душе. Точно так же и узник живет в ожидании этой самой свободы, соединяясь с образами, отождествляя себя с ветром в широких степях.
Вторая строфа возвращает нас к реальности. Герой осознает невозможность выбраться на волю и понимает, насколько его мечты невыполнимы. Тюремное окно расположено высоко, дверь неимоверно тяжела, а черноглазая красавица и добрый конь где-то очень далеко.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Кульминация “Узника” спрятана в заключительной строфе. Она анитетична в сравнении с первой строфой. Лермонтов погружает нас в мир запретов, неволи, темноты и безысходности. Луч лампады практически умер, тусклеет и чахнет, как и надежды поэта.

Лирический герой произведения Лермонтова провозглашает неизменную ценность свободы, порываясь к борьбе и действиям. Он показал своему читателю, что любой человек может оказаться в ситуации, когда окружающее его пространство может оказаться тюрьмой, однако, порыв мысли бесконечен и его нельзя остановить. Можно заключить в клетке тело, но душа всегда остается свободной. Душа узника верхом на лошади едет к черноокой, пока тело закрыто в этой серой тюрьме.

6, 8, 9, 10 класс, по плану. Художественное средства

Картинка к стихотворению Узник

Популярные темы анализов

Одним из лучших стихотворений, как признавался сам А.А. Блок, было его стихотворение “О, я хочу безумно жить”. Это произведение открывает цикл под названием “Ямбы”. Этот философский стих поднимает проблему предназначения поэта.

В XIX веке в 70-года в России начинаются общественные движения, уделяется большое внимание социальным проблемам. Много писателей того времени пишут свои литературные произведения посвященные этим темам. Николай Алексеевич

Любая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.

В 1848 – 1855 года император Николай I, впечатленный революционными событиями, произошедшими во Франции, устроил тотальную цензуру в отношении журналистов и литераторов. Для Н. А. Некрасова, в то время руководившего журналом «Современник»,

В 1856 году, Николаем Некрасовым было написано стихотворение «Прощанье». К сожалению, поэт не успел увидеть его в напечатанном варианте. Его друзьям, предоставлялась возможность слышать произведение из уст автора, вследствие чего

Анализ стихотворения Лермонтова Узник

Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом.
Начинается стихотворение как залихватская народная песня. Сходства с последней произведение Лермонтова обнаруживает и на уровне ритмики (четырёхстопный хорей, весьма удобный для песен), и на уровне синтаксиса (параллелизмы и повторения), и на уровне лексики – такие выражения характерны для народной поэзии, слова хорошо ложатся в песенный ритм.

Во второй строфе чувствуется перебой заданного настроения – прежде всего, это связано с возникновением мрачного образа тюрьмы и общим настроением восьмистишия. Последняя строфа уже совсем не может быть воспринята как песенная, и производит впечатление, прямо противоположное заданному в начале. Если в первом восьмистишие звучала надежда, призыв и уверенность в благополучном исходе, то в финале стихотворения лирический герой приходит к мысли о полной безысходности и неизбежности печального исхода. Такое настроение отчаяния создается тонко подобранными выражениями – «стены голые», «тускло светит», «умирающим огнем».

Образ часового, возникающий в последнем стихе, можно понимать как образ смерти. Так, сюжетная канва стихотворения получается следующей: в начале жизни можно радоваться и строить планы; с возрастом человек понимает мимолетность жизни неизбежность конца всего (прежде всего, своего конца). В конце же своего земного пути каждый остается «в своей темнице», один на один с часовым.

Анализ стихотворения Лермонтова “Узник”. Тяжелые переживания поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов – это один из тех поэтов, произведения которого очень эмоциональны, проникновенны и заслуживают самой высокой оценки литературных критиков. Но более 150-ти лет тому назад за смелость и упорство высказанных мыслей Михаил был на время помещен под стражу. Этот период был одним из сложных в жизни великого поэта, поэтому в тюремных стенах им было написано несколько особенно проникновенных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» поможет нам раскрыть душевные переживания автора. Для начала давайте ознакомимся с его кратким содержанием.

Текст стихотворения «Узник»

Данное рифмованное произведение написано с помощью техники четырехстопного хорея. Логически его можно разбить на три части, каждая которой из которых является завершением предыдущей и носит определенный характер.

Начинается стихотворение «Узник» Лермонтова с просьбы автора отворить ему темницу и показать сияние нового дня, что вполне предсказуемо, ведь тюрьмы того времени действительно напоминали темницы из сказок о Кощее Бессмертном. Кроме желания выйти на свободу, Михаил рассказывает и о своей тоске по черноокой девице и смелому коню, но во второй части произведения прослеживаются панические строки о том, что темница высоко, а возлюбленная очень далеко. Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» приводит к пониманию психологизма таких резких переходов от одного настроения к другому. Третья часть произведения повествует о полной безысходности.

Анализ стихотворения №3

Политическая цензура 18-го века не позволяла найти развитие многим авторам. Сложный период был и тогда, когда писал стихотворение «Узник» Лермонтов. Анализ данного произведения позволит нам рассмотреть состояние автора в тот момент, когда он находился в тюремных стенах из-за своего творчества.

Первая часть показывает нам Лермонтова волевым и смелым человеком. Его желание вскочить на ретивого коня и умчаться к возлюбленной говорит о том, что пыл поэта не усмирят даже несправедливые оковы. Михаил Лермонтов был известен обществу, в котором вращался, в качестве бунтаря со свободной идеей, именно поэтому многие люди уважали его.

Душа поэта

Проводя анализ стихотворения Лермонтова «Узник», необходимо остановиться и на второй части. Она представлена читателю словами, в которых прослеживается сомнение в собственных силах и медленное осознание безысходности сложившейся ситуации. Таким подавленным и обезоруженным окружение Михаила совсем не привыкло видеть своего товарища, именно поэтому все свои истинные чувства поэт мог передать только в стихах, в жизни по-прежнему оставаясь непреступным.

Подбираясь к третьей части стихотворения, мы медленно подходим и к его основному смыслу. Упаднический дух повествования говорит нам о том, что поэт устал бороться за независимость с обществом и уже готов признать поражение. Период заключения был для Лермонтова неким осознанием суровой действительности, с которой творец боролся на протяжении всей своей короткой жизни.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Узник»

Приём использования различных цветов, на мой взгляд, убедительный. И «синяя» 3-я строфа приведёт детей к мысли о торжестве свободы в стихотворении А.С.Пушкина. Восклицательный знак выражает торжественность свободы, полёта. А многоточие продолжает мысли героя о свободе. Пушкин-романтик в пору подъёма общественного сознания, надежд, рождённых победой в войне 1812 года, создал стихотворение «Узник», воплотив в нём веру в то, что мечта о свободе реальна, что человек может вырваться из темницы и что стремление к свободе для человека естественно.

Тема тюрьмы, темницы характерна для поэзии 1-й пол. XIX века (В. Жуковский «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу 1813», баллада «Узник» 1819; К.Рылеев «Тюрьма мне в честь…» 1826). Стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова приобретают черты конкретно-биографического характера. «Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (в феврале 1837 г.).

В стихотворении М.Ю.Лермонтова один узник и мир воли и темницы, поэтому понадобится два цвета: синий и чёрный. Прийти к этому выводу можно через проблемный вопрос: сколько цветов понадобится для выделения слов-образов в этом стихотворении, почему?

Стихотворение начинается с образа воли. Выделим ключевые слова 1-й части (обведём синим цветом): сиянье, день, девица, конь, ветер. Если в «Узнике» А.С. Пушкина в начале стиха мы увидели удвоение образа неволи (узник и орёл), то здесь некое удвоение свободы «сиянье дня». Сиянье – яркий свет, свечение, блеск; день – светлое время суток.

С первых строк стихотворение наполнено жизнью, движением, желанием. На это указывают глаголы повелительного наклонения: отворите, дайте. Эти глаголы обвели чёрным («узник в темнице») и синим («желания, переносящие на волю»)

Выделим чёрным слова-узника (мне, темница, я ). Рассказ ведётся от первого лица, все мысли образы мечты принадлежат герою стихотворения, узнику, в отличие от героев А.С.Пушкина. Обратим внимание на то, что слова «темница» и «сиянье дня» оказались рядом. Эти слова мы можем назвать текстовыми антонимами. Темница – сиянье дня, соотношение воля – неволя. Сразу видим приём антитезы. Контраст лежит в основе всего стихотворения. Впрочем, как и в нашем сознании (см. начало первого урока В.К.).

Постоянные эпитеты «черноглазую, черногривого, младую » делают образы стиха народными, фольклорными. Иван-царевич, чтобы стать счастливым, добыл коня, Елену Прекрасную и жар-птицу. Герой стихотворения хочет улететь. Сравнивает себя с ветром. В фольклоре сон, в котором скачешь на прекрасном коне, предвещает исполнение желаний, возвышение.

Обстоятельства времени действия (прежде, потом ) указывают на последовательность событий, их реальность. Рифма последних строчек держится на глаголах, что усиливает полноту чувств (поцелую, вскачу, улечу ) динамику, веру в мечту.

Вторая часть стихотворения «Свобода недосягаема». Проследим как меняется настроение, мироощущение героя в этой части.

Выделив слова темницы и свободы, увидим, что слов, концептуально связанных с темницей, стало больше: три в первой строфе (отворите, темницу, дайте ), шесть во второй (тюрьма, дверь тяжёлая, замок, далёко, узда ). Слова свободы остались прежними, народными, песенными. Они повторяются: черноокая, конь, ветер. Ощущение народной песни усиливают гласные и преобладание сонорных мягких согласных [н, н к, м, ч, л, л ]

Строфа начинается противительным союзом «но». Он и задаёт идею всего стиха. Обстоятельства места «высоко», «далёко» делают мечты героя недосягаемыми. И даже окно – связь с миром – не становится таковым, оно «высоко». Значит, герой находится внизу, в подвале. Ему ничего не видно. Именное сказуемое (тяжёлая ) и несогласованное определение (с замком ) усиливают ощущение неволи, ограниченность пространства, в котором находится узник.

Опять же темнице противопоставлена воля: «конь в поле », «по воле » «без узды », т.е. его движения ничего не сдерживает, нет ограничений (исходя из лексического значения слова). «Хвост распустив » – однокоренные слова пустить, отпустить также сочетаются с «на волю». Но конь один, как и герой стихотворения. Появляется мотив одиночества, характерный для всей лирики Лермонтова.

На образе коня в этой строфе хочется остановиться особенно. Конь весел, игрив, «хвост по ветру распустив» Конь молод, беззаботен. Может быть, поэтому на воле. Если Пушкинский узник соединяется с орлом, то узник Лермонтова как бы противопоставляет себя коню. У героя Лермонтова нет «отрады».

Ещё один фольклорный образ – терем. Представим его себе. Терем пышный, высокий, прочный, девичий. Туда нет входа мужчине. Притяжательное местоимение «свой» убеждает читателя в этом («Черноокая далёко, в пышном теремё своём» ). Эта часть стихотворения безлична, здесь словно нет героя. Мир неволи в первом предложении: окно тюрьмы высоко. Всё остальное – прекрасный мир воли.

Что же объединяет узника с миром свободы? Мечты и желания. Но они недосягаемы.

3-я строфа. Темница. Здесь мы опять видим «я» героя, его мир, его чувства. В этой части нет мира воли. Герой одинок, у него нет «отрады». Предложим ребятам создать словарь настроения строфы. Лексика создаёт ощущение одиночества, грусти, тяжести, безысходности: одинок я, нет отрады, стены голые, тускло, умирающий огонь. В первой строфе темница противопоставлена сиянью дня. И символы свободы сильные, яркие. В последней части стихотворения почти нет образов свободы. Третья строфа противопоставлена первой. И насколько сильны образы свободы вначале, настолько «давят» слова темницы. Составим таблицу текстовых антонимов: сиянье дня – умирающий огонь, черногривый конь – безответный часовой, степь – стены кругом. «Стены (множественное число) голые кругом». Круг замкнулся, замкнута дверь темницы, герой ходит по кругу и не может вырваться. И даже свет, луч не создают ощущения тепла и освёщенности: свет тусклый, а огонь умирает.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Узник” №5

Лермонтов также как и Пушкин в свое время боролся за честность и справедливость Он мог выступить с гневной речью против действующей власти. Когда умер Пушкин, то Михаил Юрьевич приурочил к его смерти стихи, восхваляющие поэта и принижающие власть. За эти стихи он и был арестован. Находясь в тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Узник».

Стихотворение состоит из трех строф. В первой из которых лирический герой радостен, он просит выпустить его из заточения, дать ему черноглазую красавицу и коня. Во второй – он понимает, что это не произойдет, прослеживается безысходность и отчаяние. В третьей строфе чувствуется угрюмое и печальное настроение лирического героя. Он чувствует одиночество, ведь к нему заходит лишь конвоир, который молча, ходит за дверью камеры.

«Узник» – это лирическое стихотворение, в центре сюжета которого находится герой, мечтающий о свободе и страдающий из-за заключения. Основная тема – это тема свободы. Для отчаявшегося героя она кажется недостижимой мечтой. Стихотворение написано сложными предложениями с использованием многоточия. Используются эпитеты и сравнения. Также присутствует ассонанс на буквы «а» и «о».

Четырехстопный хорей подчеркивает уныние героя и трагизм ситуации. Автор в первых строках использует перекрестную рифмовку, а в последней – парную. Лирический герой чувствует тягостное одиночество, ему тяжело находиться в заточении. Лермонтов как будто смирился с тем, что свобода слова и мысли может привести к печальным последствиям. Он готов понести наказание, хотя считал его не заслуженным.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Узник»

Вольное стихотворение о воле, о мечте — оказаться на свободе, о том, что такое свобода. Удивительно тонкое стихотворение, но при этом на удивление ёмкое. Поэт сумел в этом произведении описать свободу и мечты любого молодого человека, который оказался за решёткой. И не важно по каким мотивам ему приходится сидеть взаперти.

Важно, что даже там, в камере, человек не разучился думать о свободе и ждать. А пока он просто мечтает, как будет вести себя там, на свободе и прежде всего он чётко знает, что ему нужно, чтобы быть там счастливым. Но для Лермонтова тюрьма – это не просто здание с узниками в камерах.

Тюрьма для поэта могла быть и его собственная комната в имении, или же родина, которая не давала покоя поэту. Для Лермонтова именно его свобода казалась для него тюрьмой. Как это не парадоксально звучит. Да и служба его армейская тоже была не хуже тюрьмы.

Лермонтов в стихотворении двояко объясняет понятие «тюрьма», на это стоит обратить внимание. Так что и белые стены комнаты или съёмной квартиры поэта вполне могли стать для его широкой русской души – камерой в тюрьме. А тот, кто шагает за дверью – «безответный часовой» — это вполне могла оказаться и судьба или даже сама смерть. Ведь сколько не спрашивай у Смерти – зачем и почему? – она не ответит, это бесполезно.

Читайте также:  Родина - краткое содержание стиха Лермонтова

Но всё же как ярко описывает поэт мгновения свободы и мечты узника. Ему всего то и надо – коня, девушку и «сиянье дня». И только лишь ветер будет его спутником на свободе. Наверно поэт мечтал и сам об этом. Чтобы никто и никак не мог помешать ему свободно дышать. Чтобы никто и никак не смог ему условия и чтобы ни от кого не зависеть… Это мечта каждого и Лермонтова в отдельности…

Многим хочется быть свободным и независимым, но не все так могут. Да даже если и получают свободу, то потом просто не знают что с ней делать. Так бывает: жизнь кажется тюрьмой, работа каторгой, но стоит лишь уволиться и получить свободу, как тут же начинаешь понимать, что она и не нужна была.

И начинаешь искать снова работу, а это снова рабство, унижение, усталость, раздражение. Это видимо, так заложено в природе человека, жаждать то, чего потом не надо будет. А когда захочется избавиться от приобретённого, то просто не понятно будет, как это сделать.

Лермонтов был очень вдумчивым человеком и явно с философским укладом ума. Недаром, после великого Пушкина, он второе «наше всё». Хотя прожил меньше времени, чем Александр Сергеевич.

анализ стиха Лермонтова “УЗНИК”

«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит — в феврале 1837 г.). А. П. Шан-Гирей вспоминает: «Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива». «Я, матерь божия, ныне с молитвою». «Кто б ни был ты, печальный мой сосед». и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу». прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко». («Записки Е. А. Сушковой». «Academia», Л. 1928, стр. 380.)

На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу». 1832 г. ) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил. В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией.

Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова — «Молодая узница»). и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант». «Осужденный». «Цепи» — см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов». Л. 1924, стр. 55—57, где приведен сравнительный материал) .

Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя — «узника» или «пленника» — в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную.

«Узник». как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине». 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня». строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями»). Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом» ) неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г. — «Письма». т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах». — «Отеч. записки». 1840, №

6, 7, 8, 9, 10 класс

Послушать стихотворение Лермонтова Узник

Анализ стихотворения Узник Лермонтова 6, 9, 10 класс

Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтов «Узник»

Вариант 1

Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом.

Начинается стихотворение как залихватская народная песня. Сходства с последней произведение Лермонтова обнаруживает и на уровне ритмики (четырёхстопный хорей, весьма удобный для песен), и на уровне синтаксиса (параллелизмы и повторения), и на уровне лексики – такие выражения характерны для народной поэзии, слова хорошо ложатся в песенный ритм.

Во второй строфе чувствуется перебой заданного настроения – прежде всего, это связано с возникновением мрачного образа тюрьмы и общим настроением восьмистишия. Последняя строфа уже совсем не может быть воспринята как песенная, и производит впечатление, прямо противоположное заданному в начале.

Если в первом восьмистишие звучала надежда, призыв и уверенность в благополучном исходе, то в финале стихотворения лирический герой приходит к мысли о полной безысходности и неизбежности печального исхода. Такое настроение отчаяния создается тонко подобранными выражениями – «стены голые», «тускло светит», «умирающим огнем».

Образ часового, возникающий в последнем стихе, можно понимать, как образ смерти. Так, сюжетная канва стихотворения получается следующей: в начале жизни можно радоваться и строить планы; с возрастом человек понимает мимолетность жизни неизбежность конца всего (прежде всего, своего конца). В конце же своего земного пути каждый остается «в своей темнице», один на один с часовым.

Вариант 2

Лермонтов также, как и Пушкин в “Узнике” в свое время боролся за честность и справедливость Он мог выступить с гневной речью против действующей власти. Когда умер Пушкин, то Михаил Юрьевич приурочил к его смерти стихи, восхваляющие поэта и принижающие власть. За эти стихи он и был арестован. Находясь в тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Узник».

Стихотворение состоит из трех строф. В первой из которых лирический герой радостен, он просит выпустить его из заточения, дать ему черноглазую красавицу и коня. Во второй – он понимает, что это не произойдет, прослеживается безысходность и отчаяние. В третьей строфе чувствуется угрюмое и печальное настроение лирического героя. Он чувствует одиночество, ведь к нему заходит лишь конвоир, который молча, ходит за дверью камеры.

«Узник» – это лирическое стихотворение, в центре сюжета которого находится герой, мечтающий о свободе и страдающий из-за заключения. Основная тема – это тема свободы. Для отчаявшегося героя она кажется недостижимой мечтой. Стихотворение написано сложными предложениями с использованием многоточия. Используются эпитеты и сравнения. Также присутствует ассонанс на буквы «а» и «о».

Четырехстопный хорей подчеркивает уныние героя и трагизм ситуации. Автор в первых строках использует перекрестную рифмовку, а в последней – парную. Лирический герой чувствует тягостное одиночество, ему тяжело находиться в заточении. Лермонтов как будто смирился с тем, что свобода слова и мысли может привести к печальным последствиям. Он готов понести наказание, хотя считал его не заслуженным.

История создания

Поэт долгое время находился в заключении, прежде чем создал «Узника». Стихотворение было написано в 1837 году. Если говорить кратко, то его главной темой является потеря свободы. Писателя посадили в тюрьму по приказу государя. Он, казалось бы, не совершал опасных преступлений, не грабил, не воровал. Михаил Юрьевич попал под стражу за публикацию стихотворения «На смерть поэта», посвященному А. С. Пушкину.

Лермонтов чувствовал себя одиноким, так как навещать его мог только камердинер. Хоть автор находился в тюрьме, он продолжал писать на грязных листах бумаги, в которой ему приносили еду.

Основная идея для написания произведения пришла ему, когда заточение казалось невыносимым. Поэт говорил, что свобода для узника — это мечта, которую достичь практически невозможно. Он прекрасно понимал, что сидеть ему придется еще долго, от этого строки стихотворения пронизаны унынием и безысходностью. Заточение становится невыносимым от мысли, что нет возможности поговорить с кем-либо, поделиться переживаниями.

Стих состоит из трех строф. В первой части стихотворения читатели могут наблюдать оптимизм главного героя, но уже во второй строфе можно увидеть, что настроение писателя меняется. Заключительная часть завершает мысли автора, он понимает, что обречен. В строках прослеживается глубокая грусть.

Произведение пропитано трагизмом и разочарованием. Именно по этим характеристикам можно определить жанр лирического рассказа. Чтобы передать читателям свое настроение, писатель использует несколько литературных приемов:

  1. Метафоры — «стены голые», «добрый конь».
  2. Эпитеты — «младая», «пышный».
  3. Олицетворение — «тускло светит луч лампады».

В литературном сочинении можно встретить и такие средства выразительности, как сравнения. Стихотворение «Узник» после выхода было принято неоднозначно. Его критиковал даже В. Белинский.

Несмотря на отрицательные отзывы, произведение опубликовали в газете «Одесский альманах» в 1840 году.

Литературные средства


Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Чем пользуется автор для написания поэтического текста, какие средства поэзии использует?

Олицетворение

Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода. «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

Образные выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека, состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой,
  • кровавая пища,
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» передаются светлые мечты, создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

Недосказанность

Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.

Средства выразительности А.С.Пушкина в «Узнике» помогают понять, какой силой обладает слово, как обычным выделением звука можно унести читателя за облака, отвлечь от тягостных мыслей, направить к мечте и исполнению желаний.

ОГЭ ЕГЭ Литература. А.С.Пушкин Узник (1822)

А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник».

Анализ стихотворения Узник Лермонтова

Лермонтовым в период, когда его арестовали за написание произведений о смерти Пушкина. Поэт был заключенным в здании Главного штаба и из посетителей у него был только камердинер, который носил ему еду. Лермонтов просил подавать хлеб, завернутым в серую бумагу, на которой он, используя вино, сажу и спичку сотворил несколько произведений, одним из которых было и это.

Центральное место в композиции отведено антитезе. Главный герой ведет монолог сам с собой. Над ним сиянье дня, которому противопоставляется свобода героя и мрачные стены тюрьмы. Свои мечтания герой раскрывает в первой строфе — ожидание черноокой, свобода и независимость, которая отождествляется с лошадью и ее свободолюбивой душе. Точно так же и узник живет в ожидании этой самой свободы, соединяясь с образами, отождествляя себя с ветром в широких степях. Вторая строфа возвращает нас к реальности. Герой осознает невозможность выбраться на волю и понимает, насколько его мечты невыполнимы. Тюремное окно расположено высоко, дверь неимоверно тяжела, а черноглазая красавица и добрый конь где-то очень далеко.

Кульминация «Узника» спрятана в заключительной строфе. Она анитетична в сравнении с первой строфой. Лермонтов погружает нас в мир запретов, неволи, темноты и безысходности. Луч лампады практически умер, тусклеет и чахнет, как и надежды поэта.

Лирический герой произведения Лермонтова провозглашает неизменную ценность свободы, порываясь к борьбе и действиям. Он показал своему читателю, что любой человек может оказаться в ситуации, когда окружающее его пространство может оказаться тюрьмой, однако, порыв мысли бесконечен и его нельзя остановить. Можно заключить в клетке тело, но душа всегда остается свободной. Душа узника верхом на лошади едет к черноокой, пока тело закрыто в этой серой тюрьме.

6, 8, 9, 10 класс, по плану. Художественное средства

Одинок я — нет отрады

(мотив одиночества в лирике Лермонтова) «Солнцем нашей поэзии» называют Пушкина. В таком случае, Лермонтова по праву можно назвать нашим месяцем, или, вернее, падающей звездой. Ибо, как и у падающей звезды, жизнь его была коротка, но она навеки озарила литературный небосвод наш гениальными произведениями. Отзывы о Лермонтове у современников были самые разные, весьма противоречивые. Одни утверждали, что добрее, отзывчивее человека не было, и очень дорожили дружбой с ним; другие, напротив, считали его угрюмым и желчным, язвительным и насмешливым. Так или иначе, узнать истинного Лермонтова мы можем по его произведениям, Как всякий настоящий, а тем более великий, поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. Страницы его юношеских тетрадей напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о смысле бытия. И уже тогда мы отмечаем один из ведущих мотивов его поэзии, мотив, который впоследствии будет отражаться практически во всех его произведениях, — мотив одиночества. Вспомним ранние его стихотворения, такие как «Монолог», «Н. Ф. И-вой», «Одиночество»: Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены. И вижу, как судьбе послушно, Года уходят, будто сны. Поэт словно предчувствовал, что ему предстоит нелегкая судьба. Он был несчастлив с детства: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, а впоследствии политические преследования и жизнь изгнанника. Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии. Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения. Но при этом Лермонтов не вычленял себя из него, он видел закономерность своих несчастий в несчастьях общества: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Грустью и сожалением о потерянном навеки времени пронизано стихотворение «И скучно, и грустно…». Лирический герой видит в этом мире только пустоту, он осознает никчемность своего существования, свое бессилие и одиночество: Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка… В этом стихотворении, кроме уже известного мотива бесконечного одиночества и усталости, сквозит, как мы бы теперь сказали, и суицидальный мотив. В самом деле, разве художник так уж не прав? Если жизнь действительно такова, какой он видит ее, то жить просто не стоит. Но Лермонтов оказывается сильнее этого, и этот порыв, возможно, был лишь сиюминутным. Хотя уже в другом стихотворении мы видим все тот же мотив одиночества, правда, уже скорее не меланхолического, а желчного («Как часто пестрою толпою окружен…»). Лирический герой остается наедине с самим собой в самой гуще толпы. Он не сливается с ней, а стоит как бы вне ее. Его мечты уносятся а самое лучшее время — в детство, в пору первой любви, юношеского трепета. Но, увы, его сознание вскоре возвращается в этот мир, «шум толпы людской» спугивает его мечту. И тут он понимает, насколько он одинок в обществе. И дерзость, с которой он хочет выплеснуть им в лицо «железный стих, облитый горечью и злостью», возможно, ничто иное, как попытка отыграться за свое одиночество. Одиночество преследовало поэта всю жизнь. Но ведь человек изначально одинок. Он рождается один и умирает один. Даже в минуты любви, когда рядом находится близкий человек, он все равно остается один. Возможно, Лермонтов как никто другой понимал это. Но сильная воля и стальной характер поэта не позволили ему полностью погрузиться на дно мрачного пессимизма. Его последние стихи полны уже не скептического отношения к миру, не стремления покинуть этот свет, в котором нет отрады, а желанием покоя. Уединение — вот его мечта («Выхожу один я на дорогу…») Здесь уже мотив одиночества рассмотрен с абсолютно новой позиции. Лирический герой восхищается красотой тихой ночи: В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Его по-прежнему гнетет какое-то невыразимое чувство, но оно отличается от глухой, безысходной точки прошлых лет. Его желание «забыться и заснуть» не пассивное бегство от проблем. Это мечта об отдыхе, покое, восстанавливающем силы. И, возможно, этот отдых позволит когда-нибудь поэту пробудиться для новых дел. К сожалению, мечтам поэта суждено было сбыться скорее, чем он думал, и в совершенно ином виде. Трагическая гибель оборвала его жизнь в самом расцвете творческих сил. Кто знает, может быть он наконец-то обрел долгожданный покой, и больше не чувствует себя одиноким. Хотелось бы верить. Но так или иначе, он навсегда останется в нашей памяти как гениальный поэт.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

Образы

Подробнее разберём образный ряд стихотворения «Узник». Лирический герой — человек бунтующего, вольного характера. Ему безумно тяжело даётся заточение. Герой привык к свободе, поэтому хочет сбежать из сырой темницы. Он представляет в своей голове идеальный первозданный пейзаж. Мир, к которому стремиться персонаж, красив и обширен, в нём нет рамок и ограничений. Несомненно, лирический субъект — романтический герой. Ему хочется верить, что он не один страдает от сложившейся ситуации. Персонаж наблюдает за орлом и видит в нём товарища по несчастью. Слова, которые как нам кажется, «вымолвить хочет» гордая птица, на самом деле являются мыслями самого узника.

Образ орла тоже очень важен для понимания авторского замысла, ведь он помогает лучше понять чувства и переживания лирического субъекта. Существо, которое обычно символизирует силу и свободную стихию полёта, становится заложником людей. Птица вскормлена в неволе, поэтому она не может покинуть место, ставшее ей домом. Орёл одновременно похож на лирического героя стихотворения «Узник» и сильно от него отличается. С одной стороны, и человек, и его «грустный товарищ» становятся заложниками не по своей воле. Им обоим тяжело даётся отсутствие свободы. С другой же точки зрения, птица предоставлена самой себе, у неё есть возможность улететь, лирический субъект же — узник, находящийся за решеткой.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану

1. История создания

Стихотворение «Осень» написано в 1828 году, когда Лермонтову было 14 лет. Это одно из первых сохранившихся произведений юного поэта, что отражается на стиле и форме стихотворения.

Проба пера, тем не менее, имеет все признаки будущего лермонтовского таланта: склонность к мрачным тонам и полутонам, мотивы печали, увядания, одиночества.

2. Литературное направление

Стихотворение «Осень» напоминает поэзию сентименталистов, а именно эклогу, проникнутую настроением элегии. В то же время присутствуют черты реализма в изображении отдельных изменений природы осенью.

3. Род

Перед нами образец пейзажной лирики — редкой для поэзии Лермонтова.

4. Жанр

«Осень» — это пейзажная зарисовка, включающая элементы эклоги и элегии.

5. Проблематика

Нельзя сказать, что поэт затрагивает серьёзные философские проблемы. Он пробует свои силы в описании времён года, разворачивая перед нами череду постепенных метаморфоз в природе и душе человека.

6. Тематика

Основная тема произведения – природа осенью.

7. Идея

Осенью всё живое увядает, тускнеет, теряет силу и красоту. Ни человеку, ни зверю осенний пейзаж не даёт приюта. Только свет месяца может породниться с грустными приметами осени.

8. Пафос

Пафос стихотворения – печаль, понимание того, что увядание неизбежно.

9. Система образов

Образ осени складывается из череды подробностей: желтеющие листья и создающие контраст тёмные ели напоминают о наступлении особой поры в жизни леса. Неприютно стало там, где отдыхал летом пахарь (там уже нет ни солнца, ни цветов).

Образ ночи и ночного светила с его серебристым светом завершают ряд цветовых образов холодной ниточкой морозного блеска.

10. Центральные персонажи

В стихотворении упоминается пахарь, который не стремится больше отдыхать на остывшей земле. Также речь идёт о звере, ищущем тёплую нору накануне зимы.

Других персонажей в тексте нет. Автор подчёркивает этим неприютность и пустоту осеннего пейзажа.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении отсутствует. Пока поэт выступает в роли наблюдателя и просто перечисляет замеченные перемены, не окрашивая художественные детали личным отношением к ним.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соединяет картину увядающих листьев на фоне поникших елей с описанием опустевшего поля и дола, где больше не ступают нога человека и лапа зверя. Надо всем этим разливается холодный свет месяца.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

В первой строфе говорится о лесе, во второй – о пахаре, в третьей – о звере и месяце.

Особенного замысла в таком построении текста нет. Автор последовательно описывает увиденное — эпизод за эпизодом. Тем не менее, произведение выглядит завершённым, ведь последний штрих (свет месяца) положен верно.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения очень прост и пока ещё скуп на средства художественной выразительности.

Синтаксис сочетает простые и сложные предложения. Среди частей речи преобладают глаголы, помогающие передать осень как процесс, метаморфозу времени.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано восьмистопным хореем с чередованием мужской и женской рифмы.

В нём всего три строфы (четверостишия) с перекрёстной рифмовкой: АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении почти не используются тропы. Однако есть эпитет («зелень мрачную») и олицетворение («листья…и кружатся, и летят», «ели зелень… хранят»).

С помощью ассонансов «и», «о», «э» передано задумчивое настроение осенней прогулки, продолговатый звук гулкого осеннего воздуха.

17. Значение произведения

Стихотворение «Осень» — проба пера совсем юного Лермонтова, небольшая зарисовка, описывающая уголок природы в русской усадьбе. Она пополняет сокровищницу русской пейзажной лирики своей естественностью и простотой.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально для всех, кто любит природу и каждой осенью вспоминает стихи классиков. Под звуки шагов по аллеям занесённых листьями парков строки лермонтовской «Осени» всегда будут звучать волшебно.

19. Моё отношение

Стихотворение «Осень» не сравнить с другими произведениями Лермонтова, которые он написал, когда стал постарше, но мне знакомы картины увядания и опустения, которые он изобразил. Осень – печальное время года, и в этом я соглашусь с поэтом.

20. Чему учит

Стихотворение «Осень» напоминает о быстротечности жизни. Как приходит конец тёплому лету, так завершается абсолютно всё на земле.

Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

Стихотворение «Осень» было написано Лермонтовым ещё в 14 лет, но несмотря на свой юный возраст он был очень талантливым поэтом и всегда любовался, и восхищался окружающей природой.

В этом стихотворении сам автор выступает в роли героя, который с читателями делиться своими наблюдениями и переживаниями. Лермонтов в данном произведении описывает осень с тёмной стороны. Наблюдая, как золотая осень меняет свои краски, деревья сбрасывают листву, животные прячутся в свои норы, автор задумывался о жизни, ведь процесс, когда подготавливается природа к зиме, он рассматривает с философской точки зрения. Он видел символическую связь между увядающей природой и циклом жизни. Автор понимал, что после увядающей осени природа вновь возродиться весной, также обстоит и в жизни: завершение цикла необходимо для зарождения новой жизни. Лермонтов понимал, что каждый человек рождается, взрослеет, живёт, потом стареет и умирает. Все люди смертны, так же как и в природе нет ничего вечного. Поэтому это стихотворение наполнено печалью, серыми красками, мрачной жизненностью.

Поэту всегда нравилась яркая и весёлая осень, когда разноцветные листья деревьев переливаются на солнце всеми цветами и красками. Но со временем он смог полюбить и другую сторону осени: серую и мрачную осень, наполненную дождём, слякотью и пронизывающим ветром, который сбрасывает листья с деревьев и укрывает ими землю. Автор разглядел в ней душевное равновесие, неотразимое обаяние, поэтому смог простым и лирическим языком описывать осень в своём стихотворении. Он даже сумел разглядеть, что осенью ночной месяц потускневший, и освещает землю не так ярко, как весной.

Стихотворение Лермонтова «Осень» мне очень сильно понравилось. Данное произведение учит меня не только наблюдать за природой и восхищаться ею, но и заботиться об окружающей среде, ценить природу, также анализировать, что символизирует каждая пора года, задумываться о смысле жизни, жизненном цикле и о самой жизни. Я понимаю, что ничего вечного на земле нет. Я, как и все люди, со временем состарюсь и умру, поэтому важно уважительно относится к людям преклонного возраста. Автор сумел хорошо прочувствовать всё это и поэтому легко передал свои чувства через стихи. Несмотря на то, что Михаил Юрьевич описывает в своём произведении осень в серых и мрачных тонах, он испытывает неподдельную нежность к природе.

Вариант 2

Стихотворение было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в юном возрасте, в четырнадцать лет. Лирический герой – это сам поэт. Его стихотворение по настроению непохоже на одноименное стихотворение А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов не любит осень так, как Пушкин. Он, безусловно, видит в ней красоту, что видно из первых строк стихотворения. Он видит желтые листья, которые опадают. Вторая строка стихотворения за счет синтаксической конструкции с повторами создает образ листопада.

И кружатся и летят.

Но вместе с тем он видит умирание природы. Именно об этом свидетельствую использованные им эпитеты: «зелень мрачную», «поникши ели», «месяц тускл» . Поэтому настроение стихотворения довольно мрачное, оно не наполнено радостью от созерцания осеннего золотого пейзажа.

Наблюдая за осенним пейзажем, автор видит перемены – жизнь словно замирает, и это касается и зверя, который ищет убежище, и человека. Пахарь уже не остается отдыхать в поле «меж цветов». Осень меняет привычный уклад жизни.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей с перекрестным чередованием женских и мужских рифм. Размерно-ритмический рисунок стихотворения придает ему напевность.

Анализ стихотворения Лермонтова Осень

Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было написано в числе первых работ писателя. Можно сказать, что занимаясь написание этого произведения писатель был ещё совсем ребенком, даже школьником, ведь написал его Михаил Юрьевич в возрасте четырнадцати лет от роду. Это очень мало, но тем не менее даже в таком довольно юном возрасте юноша смог написать такое пронзительное и запоминающиеся стихотворение.

Возможно именно поэтому многие профессионалы в этой области просто уверены, что данное произведение не является законченным. Есть в нём какая-то недосказанность.

Может быть многим кажется это лишь потому, что после описания природы, логически должно было последовать описание личной жизненной драмы или даже трагедии писателя.

Что касается стилистического написания, то стихотворение написано согласно всем основным законам пейзажной лексики и правил написания данных произведений в художественном мире.

Нельзя не заметить, что стихотворение наделено большим количеством различных поэтических высказываний о живой природе, которая ежедневно окружает человека, но к сожалению очень часто остается незамеченной и даже непонятой.

Так же весь сюжет содержит элемент внутреннего мира человека и его особенностей, его переживаний, его размышлений. А также наполнен целым рядом визуальных образов, которые сменяют друг друга на протяжении всего произведения.

Самые внимательные читатели могут уловить всю задумку данного произведения, весь смысл. Понять его именно так, как видел его создавая писатель.

Очень интересно то, что в природе зачастую можно увидеть каждого человека, кто-то весна или лето, а кто-то осень или зима. Все мы индивидуальны, это и хотел показать автор.

Анализ стихотворения Осень по плану

Осень

Возможно вам будет интересно

Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой

Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами

Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств

Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада..

После гражданской войны и революции Россия стала стремительно меняться. Через какое-то время Есенин понимает, что нет ему места в этой стране. Делая попытки отойти от политических событий, и не петь дифирамбы

Ссылка на основную публикацию