Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

Я жить хочу! хочу печали… (Лермонтов)

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Анализ стихотворения «Я жить хочу, хочу печали…»

Стихотворение «Я жить хочу, хочу печали» написано в августе 1832 году, когда поэту было 18 лет. В этот период Лермонтов переезжает из Москвы в Санкт-Петербург и поступает в школу юнкеров. Это стихотворение, созданное в жанре философской лирики, можно назвать манифестом поэта.

Немного об истории

С историей создания этого стихотворения связано имя Софьи Александровны Бахметьевой, воспитанницы бабушки поэта. (не путайте с Софьей Андреевной, супругой Алексея Константиновича Толстого). Несмотря на то, что Софья Александровна была на 14 лет старше поэта, он недолго был увлечен ею. Лето 1830 года она провела вместе с поэтом в Середникове, впоследствии недолго переписывались. Сохранилось три письма Лермонтова к Бахметьевой. Лермонтов посылал ей свои стихи. В их числе оказалось стихотворение «Я жить хочу, хочу печали». Вот как описывает биограф Лермонтова Висковатый Павел Александрович отношения Лермонтова и Бахметьевой:

По мнению биографа, стихотворение было написано для Бахметьевой.

Стихотворение было опубликовано в 1889 году в собрании сочинений, подготовленном Висковатовым.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения – место поэта в обществе. Главная мысль, идея произведения выражена словами:

В какой-то момент Лермонтов решил, что, не познав страдания, нельзя быть талантливым и, тем более, нельзя быть поэтом. Страдания возвышают душу, делают человека человеком. Эта идея была особенно популярна в русской литературе середины XIX века. Только литераторы того времени призывали читателей страдать во имя свободы, во имя счастия других людей.

Идея страдания характерна для христианской морали, в которой говорится, что человек должен страдать, чтобы приблизиться к Богу, приобрести вечное блаженство в другой жизни.

В этом произведении, как и в других творениях Лермонтова, просматривается влияние Пушкина. Но здесь юный поэт полемизирует с Александром Сергеевичем. В стихотворении Пушкина «Элегия» есть строки:

Лермонтов утверждает, что для того, чтобы быть поэтом, он должен

В произведении Лермонтова нет места наслаждениям, любви и счастию, поскольку они

Композиция и построение стихотворения

По композиции стихотворение можно разделить на две части. В первой части Лермонтов говорит о своем пожелании. Эта часть занимает первые 6 строк. Во второй части выражен его взгляд на жизнь поэта.

В стихотворении всего 12 строк, написанных одной строфой. Ритм стиха – классический четырехстопный ямб. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Средства художественной выразительности

В этом произведении средств художественной выразительности немного, но они довольно разнообразны:

Архаизм «чело» приближает поэта к православным мученикам, говоря, что «любовь и счастие сгладили чело», поэт применил метафору. Тем самым он хотел подчеркнуть, что любовь и счастие заставляют его расслабиться, не думать, не тревожиться. Также метафора заключена в словах «мой ум избаловали». Туман спокойствия – еще одна метафора.

Насмешкам света – общепринятая метонимия, подразумевающая светское общество, дворянскую элиту. Неба звуки – олицетворение, под которым подразумевается талант поэта.

В стихотворении также использованы анафоры (повторы). Местоимение «он» акцентирует внимание на поэте. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Завершая краткий анализ стихотворения, следует вспомнить о том, что известный литературный критик ХХ века Д. Е. Максимов увидел в стихотворении «Я жить хочу, хочу печали» «любовь к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе». Максимов писал, что «Лермонтов своим творчеством утверждает… и много раз признается в этой любви».

Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

В стихотворении Я жить хочу! хочу печали Лермонтов рассказывает именно о такой потребности, ощутить тяготы и муки, в которых он видит возможность «прогнать спокойствия туман». Поэт хочет чтобы его одолевали различные невзгоды, чтобы даже он стал предметом для насмешек. Таким образом появится возможность услышать звуки неба.

На самом деле мы видим тут более развернутый вариант известной фразы – художнику нужно страдать. Также есть другой вариант про голодного художника, который сути не меняет, речь всегда идет о каких-то невзгодах, которые становятся почвой для творчества. К слову, тут вспоминается пословица и о сытом брюхе, которое к учению глухо.

В общем, есть довольно много проверенных временем указаний, которые свидетельствуют о связи между страданием и продуктивным творчеством. Лермонтов в свою очередь по-видимому довольно отчетливо осознает этот факт и сознательно стремится к тому чтобы испытывать не повседневные и банальные переживания, которые свойственны всем людям, а нечто особенное. Мятежный Михаил Юрьевич ищет бури, в которой стремится отыскать покой для творчества, он действительно стремится приобрести нечто ценное через собственные страдания. Стихотворение относится к раннему периоду лирики, но тут мы видим довольно зрелый взгляд на предназначение поэта и особенности поэтической деятельности. Автор оригинально рефлексирует собственный внутренний мир, предлагает самому себе интересные цели.

Вариант 2

Согласно биографическим сведениям, Лермонтов был довольно противоречивой личностью, он обладал резким и бодрым характером, который создавал множество конфликтов, не позволял нормально уживаться в обществе. С довольно раннего возраста он стал строить военную карьеру и занялся поэзией, читал стихи в обществе, где был принят довольно уважительно, хотя он не особенно церемонился с другими людьми и иногда даже искал ссоры. Если говорить о заключительном времени его земного пути, то оно тоже ознаменовано провоцированием дуэлей и другими неприятностями, которые Михаил Юрьевич сознательно для себя искал.

Я жить хочу! хочу печали – стихотворение раннее, но довольно точно характеризующее практически весь творческий путь поэта. В каком-то смысле оно представляет его творческий манифест, декларацию о намерениях относительно выбора способа получения вдохновения. Эти строки написаны в период начала набора популярности автором, но и тогда он ясно осознавал разницу между приятным и спокойным существованием и путем полным тревог, волнений, но и творческой активности.

Конечно, не каждому нужны страдания для того чтобы творить, но формула, которую предлагает поэт, заслуживает некоторого внимания.

Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Так пишет Лермонтов о деятельности поэта. Если описать немного другими словами, то строки своих стихов нужно выстрадать и не имеет смысла просто красиво рифмовать слова.

На самом деле не столь трудно создавать стихотворения, а если обучиться этому специально и потратить некоторое количество времени на тренировку, то подобное вообще может выглядеть довольно притягательно. Только в некоторых стихотворениях чувствуется нечто подлинное, а в других не чувствуется. Выражение о художнике (или поэте) который всегда пишет собственной кровью не является таким невероятным иносказанием, на самом деле такое понимание довольно близко к действительности, каким бы странным этот факт ни казался.

Лермонтов говорит о потребности поддерживать себя в строгости, потребности избавиться от такого чела, которое чрезмерно разгладилось от отсутствия тяжелых дум, от изобилия любви и счастья. В действительности автор хочет разнообразных душевных и внешних невзгод, которые могли бы прийти на смену туману спокойствия. Образ тумана тут довольно точен, ведь в тумане многое оказывается скрытым и неясным и хотя туман спокойствия, такое спокойствие не многого стоит, если не позволяет трезво различить действительность, остальной мир.

Без страданий жизнь поэта является неестественной. Так резюмирует автор. Он живет ценою муки и в этом служение.

Тем не менее, когда речь идет о поэтах или вообще о творческих людях, то они представляют собой некую особенную формацию внутреннего мира и намерений. Безусловно, подобные наклонности, измеряемые психоаналитическим методом, могут казаться разновидностью расстройства, но в действительности тяга к страданию у поэта является чем-то наподобие профессиональной склонности или деформации. При этом, конечно, только такой склонностью ни весь внутренний мир, ни творческий путь не ограничивается.

Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали по плану

Я жить хочу, хочу печали

Возможно вам будет интересно

Если и не читать стихов Брюсова, то и самостоятельно не столь трудно понять некоторое волшебство и удивительность, которыми обладают сумерки в городе. Действительно, именно городские сумерки

Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.

Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая – мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет

Афанасий Фет, находясь в молодых годах, переживает страстные и бурные отношения с Марией Лазич. Из-за финансовых соображений, он отказывается от любимой и женится на другой. Он не может выбрать ее из-за скромного

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…» по плану

Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский стихотворец девятнадцатого века. Лермонтов, «кит» русскоязычной поэзии, появился на свет 3 октября 1814 году в городе Пятигорск. Его творчество, в коем имеются светские, мудрые и собственные мотивы, дало начало новому витку русской литературы и оказало огромное действие на популярных русских прозаиков и поэтов 19 и 20 веков. Стихотворения Лермонтова нашли неплохой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его строки прекрасно подходят для опер, симфоний и романсов.

Творчество поэта очень многогранно и специфично. Одним из знаменитых произведений является двенадцати-строчие «Я жить хочу!Хочу печали», оно раскрывает душу поэта, как и многие его произведения. Эти строки были написаны для С. А. Бахметьевой в августе 1832 года, именно они были в письме от Лермонтова. Но вот изданы они были лишь в 1889 году в собрании сочинений под редакцией Висковатова. Стихотворение говорит о том, что постоянное спокойствие и не желание перемен ослабляет человека. О нужде «бури», говорит поэт намекая на желание кардинальных перемен. Он высмеивает любовь и радость, которые его избаловали. Ведь для поэта, особенно такого, грусть и печаль это основа стихотворений.

Это произведение, как и многие другие стихотворения Лермонтова, таит в себе некий шарм. Так же оно бунтарское и раскрепощенное, свободное. Именно за эту свободу поэта отправили в ссылку на службу на Кавказе. По мнению Лермонтова свобода великий дар для человека который дан не всем. Но жизнь важнее, даже свободы, как сказал автор «Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот.» и в этом скрыта правда. Правда в том, что для человека жизнь хоть и коротка, но ни какие блага не смогут заменить неимение жизни. Да и зачем они нужны если ты мертв. Каждая секунда, какой она бы не была горькая, веселая, печальная, важна для нас, ведь не может без горести быть счастья. Именно это хотел выразить Михаил Юрьевич в этих строках «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?».

Данное стихотворение, как было описано выше, несет в себе частичку души самого поэта и каждого из нас. Показывает на сколько глубока внутренняя вселенная человека который занимается поэзией, прозой, музыкой и всем что связанно с искусством. Читая это стихотворение рождается желание жить, как не было бы сложно. Никакие сложности и трудности не должны вас подталкивать к мысли о прекращении своего существования.

Кратко 9 класс, по плану. Тема идеи

История создания

Стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали» написано в 1832 году в период раннего творчества М.Ю. Лермонтова.
Поэту 18 лет, и по настоянию бабушки он вынужден покинуть Москву, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Лермонтов еще не знает, что расставание со своей любимой — Варварой Лопухиной, а также со всеми близкими друзьями станет для него тяжелым испытанием.

В нем еще живы оптимистичные ноты, и он смотрит на перемены как на разумную плату за писательский дар. В результате на свет появляется стихотворение «Я жить хочу».

Система образов

В стихотворении четко вырисовывается образ океана. Океан – это судьба поэта, полная бурных и волнительных событий.

Водной стихии Лермонтов противопоставляет «спокойствия туман». Действительно, поэту кажется его будущее туманным, так как размеренная жизнь его мало трогает.

В тоже время океан «даром славы не берет». Другими словами, успех просто так не дается. Путь поэта – это сложный, тернистый путь, полный противоречий.

Виртуальная выставка, посвященная 200-летию со дня рождения М. Лермонтова

Именно таким он видит свой путь в литературе – тернистым, сложным, полным противоречий и непонимания. Оно выделяет желание лирического героя жить, а не существовать, которое становится подобно крику. Но далее идёт парадоксальное противопоставление, выражающее основную идею произведения. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства.

Примечательно, что жажда жизни синонимична жажде печали и контрастна «любви и счастию», понимаемым здесь как «опасные» для поэта состояния покоя и умиротворения. Л., опираясь на традиции рус. гражд. поэзии, противопоставляет образу изнеженного поэта образ мятежного романтика, ищущего напряженной жизни в волнениях и страстях. Все эти мотивы отличают избранного поэта, приуготовленного к бессмертию, и закрепляются в риторич.

В. И. КоровинЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Валерик (стихотворение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Валерик. Как часто, пёстрою толпою окружён (Лермонтов) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Книга представляет собой документальный роман-хронику, основные принципы которого впервые были разработаны В.В. Вересаевым в биографических повествованиях «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни».

Читайте также:  Княгиня Лиговская – краткое содержание романа Лермонтова

Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством».

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция стихотворения – тематическая, последовательная.

Композиционно делится на 2 части. Первая часть состоит из первых 6 строк, где Лермонтов говорит о своем желании:

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман;

Затем автор плавно переходит от одной мысли к другой, где выражает свое отношение к жизни поэта. Это вторая часть:

Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, 10 Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…»

Михаил Лермонтов. чей литературный дар проявился в достаточно раннем возрасте, к 18 годам был уже сформировавшимся поэтом. В этот период он не планировал посвятить свою жизнь творчеству, рассчитывая сделать блестящую научную карьеру. Тем не менее, судьба распорядилась иначе, и он был отчислен из Московского университета. Мрачный 18-летний юноша с богатым воображением, которое в какой-то период стало для него не только источником вдохновения, но и превратилось в особый мир, полный несбыточных надежд, Лермонтов решил круто изменить свою жизнь, выбрав военную стезю. Параллельно он обдумывает возможность реализации своих поэтических дарований и даже пытается публично читать стихи на светских раутах, которые воспринимаются достаточно благосклонно. Молодой поэт при всей сложности и резкости своего характера, неумении сходиться с людьми и вести светские беседы, тем не менее, любит бывать в обществе, которое привлекает его гораздо больше, чем армейская служба. Однако в какой-то момент Лермонтов понимает, что прожигает свою жизнь зря, и это открытие больно задевает его самолюбие. Он вновь начинает мечтать о подвигах и глубоких душевных переживаниях, которые, по его мнению, облагораживают человека. Именно в этот момент, осенью 1832 года, появляется на свет стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали…». В нем автор высказывает свои самые сокровенные мысли, которые, впрочем, весьма нетипичны для молодых людей его окружения, предающимся светским забавам. Однако такая жизнь не по душе Лермонтову, который не видит никакой пользы в подобном времяпровождении.
Именно поэтому в первых строчках стихотворения автор открыто признается: «Хочу печали любви и счастию назло». В его понимании лишь это чувство, отдающееся болью в сердце, достойно уважения, потому как умиротворение и спокойствие – первый шаг к равнодушию, которого так боится поэт. Не равнодушия по отношению к нему, а собственного безразличия, которое неизбежно, когда человек пресыщается жизнью. И лишь только глубокие страдания могут заставить его выйти из душевного оцепенения, которое для поэта особенно губительно. Поэтому автор подчеркивает, что именно счастливые моменты жизни «мой ум избаловали и слишком сгладили чело».

Лермонтов готов бросить вызов светскому обществу, которое пока еще относится к нему достаточно благосклонно. Это – естественное желание прирожденного бунтаря, не желающего смиряться с очевидными вещами. Впрочем, подобные черты характера проявлялись у поэта с раннего детства, когда он осознал, что мир устроен совеем не так, как ему рисовалось в сладких грезах, и в нем уже нет место подвигам. Но зато есть возможность противопоставить себя всем тем, кто жаждет спокойной и счастливой жизни, считая это высшим благом. Поэтому Лермонтов словно бы подбадривает сам себя, заявляя: «Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман». Будущая жизнь видится ему бурной и полной событий, а свою судьбу он отождествляет с бурным океаном. «Что без страданий жизнь поэта?», — вопрошает автор, и сам же отвечает на этот вопрос, подчеркивая, что он «хочет жить ценою муки». Проводя параллель с бушующей водной стихией, Лермонтов о. Именно таким он видит свой путь в литературе – тернистым, сложным, полным противоречий и непонимания. И уже в столь молодом возрасте автор к этому готов, считая, что если его творчество будет по достоинству оценено современниками, то будущие поколения попросту забудут сладкоголосого поэта, который создавал свои стихи лишь для того, чтобы добиться сиюминутной славы и снискать одобрение высшего света.

Анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали»

Художественное своеобразие произведения

Стихотворение начинается с эмоционального возгласа «Я жить хочу!». Уже вначале поэт заявляет о желании жить полноценно. Мотив печали усиливается за счет созвучных гласных «о» и «а».

Лермонтов вводит в текст тропы для усиления страданий лирического героя.

Лермонтов вводит анафоры. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Трижды поэт использует местоимение «он», чтобы подчеркнуть значимость качеств художника-творца:

“Я жить хочу! Хочу печали…! ” 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова

И снился мне, сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Бурцева, Е.А. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова // Литература в школе: – 2010.- №11. – С. 10-14.

Статья посвящена эволюции любовной лирики в поэзии М.Ю. Лермонтова. На основе анализа стихотворений разных периодов – юношеского и зрелого, показано, что эта тема становится одной из центральных в его творчестве и приобретает глубокое философское звучание, отражающее мировоззрение поэта.

Висковатов, П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество .- Москва: Современник, 1987. – 494 с. Портр.

Труд русского историка литературы Павла Александровича Висковатова – первая научная биография м.Ю. Лермонтова, написанная на основе обширного фактического материала и бесед с людьми, близко знавшими поэта. Книга эта давно стала библиографической редкостью, но по сей день сохраняет значение первоисточника для всех, кто обращается к творчеству великого русского поэта.

Гусляров, Е.Н. Лермонтов в жизни. Систематизированный свод подлинных свидетельств современников. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2003. – 416 с.: ил.

Книга представляет собой документальный роман-хронику, основные принципы которого впервые были разработаны В.В. Вересаевым в биографических повествованиях «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни». Особая привлекательность этого жанра в том, что в нем сохраняется захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объемный образ М.Ю. Лермонтова без стыдливых умолчаний и приглаживания. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.

За хребтом Кавказа : 160 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова/ сост. В. Шадури. – Тбилиси: Мерани. – 1977.- 168 с.

Карпушин, С.В. М.Ю. Лермонтов. : д идактические материалы по русскому языку и литературе. / С.В. Карпушин, А.В. Терентьева. – Москва: Интеллект-Центр, 2000. – 112 с. Серия «Уроки словесности».

Сборник дидактических материалов посвящён жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Он построен на основе концепции интегрированной методики изучения гуманитарных дисциплин и включает в себя особым образом систематизированные фрагменты из литературно-критических статей, писем, воспоминаний современников, цитат из произведений поэта, выступающих в качестве упражнений.

Карпушин, С.В. России верные сыны. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. – Москва: Интеллект-Центр, 2000. – 136 с. Серия «Уроки словесности».

В пособии предлагается оригинальный алгоритм систематизации дидактических материалов, который поможет учителю организовать работу на уроках развития письменной и устной речи учащихся, а учащимся подготовиться к докладу, сообщению или написать сочинение.

Лебедев, Ю.В. М.Ю. Лермонтов и русская литература. К 200-летию со дня рождения поэта //Литература в школе: -2014. – №6. – С. 2-9.

В статье раскрывается влияние творчества М.Ю. Лермонтова на русскую литературу второй половины XIX века.

М.Ю. Лермонтов в русской критике: сборник статей / сост., вступ. ст. и примеч. К.Н. Ломунова. – Москва: Советская Россия, 1985.- 288 с.

«Кратковременная, но изумительная своей огромностью деятельность Лермонтова на поэтическом поприще» – получила глубокую и всестороннюю оценку в цикле статей и рецензий В.Г. Белинского о творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Эта оценка была поддержана и развита революционными демократами – А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым и М.Е. Салтыковым – Щедриным, а затем была унаследована видными деятелями советской культуры, о чем свидетельствуют вошедшие в сборник статьи и речи о Лермонтове А.В. Луначарского, А.Н. Толстова и Н.С. Тихонова. Продолжающаяся до наших дней история борьбы за верное истолкование наследия М.Ю. Лермонтова освящена во вступительной статье доктора филологических наук, профессора К.Н. Ломунова.

Лермонтов, М.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 320 с. (Классика мировой литературы)

В издании представлены стихотворения и поэмы одного из великих русских поэтов Михаила Юрьевича Лермонтова.

Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени (Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации.).- сост. примеч., учеб. материал Е.Д. Волжиной. – Москва: Айрис-пресс, 2006. – 384с.

Учебно-справочное пособие по работе с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Кроме текста самого произведения, в этом издании вы найдете справочные и методические материалы, которые помогут учащимся расширить свое представление о месте и роли писателя в литературном процессе; учителям – провести интересные уроки, а выпускникам и абитуриентам – подготовиться к выпускным и вступительным сочинениям и экзаменам.

Лермонтов, М.Ю. «Для мира и небес чужой…» . Стихотворения. Поэмы. Малая проза/ сост., эссе о поэте А. Марченко. – М: Школа-Пресс, 1998. – 464 с.

Издание включает избранные стихотворения, поэмы, образцы малой прозы М.Ю. Лермонтова (1814 – 1841 гг.). Композиция сборника и тексты «от составителя» помогают осмыслить творческий путь и художественный мир великого русского поэта.

Лермонтов, М.Ю. Маскарад.- Ленинград: Детская литература, 1990.- 272 с.

Лермонтов, М.Ю. Стихотворения и поэмы .- Москва: иЭКСМО-Пресс, 2007. – 368 с., илл.

«Я жить хочу! Хочу печали…». Краткий анализ стихотворения М.Леермонтова.

История создания

Стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали» написано в 1832 году в период раннего творчества М.Ю. Лермонтова.
Поэту 18 лет, и по настоянию бабушки он вынужден покинуть Москву, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Лермонтов еще не знает, что расставание со своей любимой — Варварой Лопухиной, а также со всеми близкими друзьями станет для него тяжелым испытанием.

В нем еще живы оптимистичные ноты, и он смотрит на перемены как на разумную плату за писательский дар. В результате на свет появляется стихотворение «Я жить хочу».

Система образов

В стихотворении четко вырисовывается образ океана. Океан – это судьба поэта, полная бурных и волнительных событий.

Водной стихии Лермонтов противопоставляет «спокойствия туман». Действительно, поэту кажется его будущее туманным, так как размеренная жизнь его мало трогает.

В тоже время океан «даром славы не берет». Другими словами, успех просто так не дается. Путь поэта – это сложный, тернистый путь, полный противоречий.

Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

Композиция

Композиция стихотворения – тематическая, последовательная.

Композиционно делится на 2 части. Первая часть состоит из первых 6 строк, где Лермонтов говорит о своем желании:

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман;

Затем автор плавно переходит от одной мысли к другой, где выражает свое отношение к жизни поэта. Это вторая часть:

Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, 10 Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Читайте также:  Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова – краткое содержание произведения Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали»

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали. » было написано в 1832 году и относится к раннему периоду творчества, для которого характерны максимализм взглядов и мотив жертвенности во имя поэзии. Благодаря своей тематике, это стихотворение носит программный характер. В нем автор размышляет о судьбе поэта и поэзии, отношениях между поэтом и толпой. Настроение произведения возвышенное, что становится следствием программности. На этом сказывается и используемый классический размер, четырехстопный ямб, придающий стихотворению

маршевое звучание. Следствием тематики становится несколько задумчивое настроение. Произведение несет не праздные размышления, а программное заявление какими должны быть поэт и плоды его вдохновения. В первых четырех строках ассонанс гласных [о] и [а] создает атмосферу стона.

Стихотворение начинается с восклицания: «Я жить хочу!». Оно выделяет желание лирического героя жить, а не существовать, которое становится подобно крику. Но далее идет парадоксальное противопоставление, выражающее основную идею произведения. Лирические герой жаждет печали, отвергая любовь и счастье. В этом стихотворении Лермонтов полемизирует

с пушкинским «Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. «. Страдать для лирического героя Пушкина значит чувствовать, а для лермонтовского героя страдания — источник вдохновения. Любовь и счастье не для него.

Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело.

Спокойная, счастливая жизнь ослабляет ум, гасит огонь души, делает человека невосприимчивым к происходящему вокруг. Автор использует старорусское слово «чело», обозначающее лоб, и это делает метафору более выразительной. Складки на лбу становятся отражением пережитых героем страданий, а их исчезновение говорит о том, что счастье позволяет забыть самые тяжелые невзгоды. Но, в отличие от пушкинского, лирический герой Лермонтова — романтик, а для него жизнь состоит из противоречий, страданий от их неразрешимости, непонимания и унижения. Он зовет, жаждет их. Эта жажда выражена повтором.

Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман.

Лирический герой хочет быть осмеян, отвержен толпой, потому что лишь это может вернуть его к поэтической жизни, сбросить оковы бездействия, туман оцепенения. Здесь автор использует красочную метафору «спокойствия туман». Она обозначает то состояние полного покоя и безмятежности. в котором оказывается герой, опьяненный счастьем и любовью. И лишь очень сильное горе способно вывести его из этого состояния. Последующие вопросы становятся риторическими:

Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

Повтор союза «что» выделяет идею, содержащуюся в вопросах, усиливает их звучание. В этих двух строках автор сопоставляет жизнь поэта и океан. Истинная сила океана проявляется во время бури, так и настоящее поэтическое слово рождается в момент «душевной бури» поэта. В последних четырех строках автор создает образ идеального, по моему мнению, поэта. Этот образ усиливается анафорой. Троекратное повторение личного местоимения «он» концентрирует внимание читателя на тех качествах, которыми должен обладать поэт.

Он хочет жить ценою муки, Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Для поэта жизнь — это творчество, а творчество — это страдания и лишения, и иного не дано. Лермонтовский герой принимает муки во имя великого поэтического слова, звуков неба. и поэт не может принять ничего даром. Каждое новое произведение несет частицу души поэта, его жизни. Я думаю, что это стихотворение можно считать эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Оно позволяет понять моральные, духовные ценности поэта-романтика, его мысли и чувства. данное произведение также несет общечеловеческое значение. оно состоит в том, что человек должен жить, а не существовать, но за все в этой жизни надо платить.

Художественное своеобразие произведения

Стихотворение начинается с эмоционального возгласа «Я жить хочу!». Уже вначале поэт заявляет о желании жить полноценно. Мотив печали усиливается за счет созвучных гласных «о» и «а».

Лермонтов вводит в текст тропы для усиления страданий лирического героя.

Лермонтов вводит анафоры. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Трижды поэт использует местоимение «он», чтобы подчеркнуть значимость качеств художника-творца:

Он хочет жить ценою муки, Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Я жить хочу! хочу печали. ” было написано в 1832 году и относится к раннему периоду творчества, для которого характерны максимализм взглядов и мотив жертвенности во имя поэзии. Благодаря своей тематике, это стихотворение носит программный характер. В нем автор размышляет о судьбе поэта и поэзии, отношениях между поэтом и толпой. Настроение произведения возвышенное, что становится следствием программности.

На этом сказывается и используемый классический размер, четырехстопный ямб, придающий стихотворению маршевое звучание. Следствием тематики становится несколько задумчивое настроение. Произведение несет не праздные размышления, а программное заявление какими должны быть поэт и плоды его вдохновения. В первых четырех строках ассонанс гласных [о] и [а] создает атмосферу стона. Стихотворение начинается с восклицания: “Я жить хочу!”. Оно выделяет желание лирического героя жить, а не существовать, которое становится подобно крику. Но далее идет парадоксальное противопоставление, выражающее основную идею произведения. Лирические герой жаждет печали, отвергая любовь и счастье. В этом стихотворении Лермонтов полемизирует с пушкинским “Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. “. Страдать для лирического героя Пушкина значит чувствовать, а для лермонтовского героя страдания – источник вдохновения. Любовь и счастье не для него. Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело. Спокойная, счастливая жизнь ослабляет ум, гасит огонь души, делает человека невосприимчивым к происходящему вокруг. Автор использует старорусское слово “чело”, обозначающее лоб, и это делает метафору более выразительной. Складки на лбу становятся отражением пережитых героем страданий, а их исчезновение говорит о том, что счастье позволяет забыть самые тяжелые невзгоды. Но, в отличие от пушкинского, лирический герой Лермонтова – романтик, а для него жизнь состоит из противоречий, страданий от их неразрешимости, непонимания и унижения. Он зовет, жаждет их. Эта жажда выражена повтором. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман. Лирический герой хочет быть осмеян, отвержен толпой, потому что лишь это может вернуть его к поэтической жизни, сбросить оковы бездействия, туман оцепенения. Здесь автор использует красочную метафору “спокойствия туман”. Она обозначает то состояние полного покоя и безмятежности. в котором оказывается герой, опьяненный счастьем и любовью. И лишь очень сильное горе способно вывести его из этого состояния. Последующие вопросы становятся риторическими: Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан? Повтор союза “что” выделяет идею, содержащуюся в вопросах, усиливает их звучание. В этих двух строках автор сопоставляет жизнь поэта и океан. Истинная сила океана проявляется во время бури, так и настоящее поэтическое слово рождается в момент “душевной бури” поэта. В последних четырех строках автор создает образ идеального, по моему мнению, поэта. Этот образ усиливается анафорой. Троекратное повторение личного местоимения “он” концентрирует внимание читателя на тех качествах, которыми должен обладать поэт. Он хочет жить ценою муки,

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет. Для поэта жизнь – это творчество, а творчество – это страдания и лишения, и иного не дано. Лермонтовский герой принимает муки во имя великого поэтического слова, звуков неба. и поэт не может принять ничего даром. Каждое новое произведение несет частицу души поэта, его жизни. Я думаю, что это стихотворение можно считать эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Оно позволяет понять моральные, духовные ценности поэта-романтика, его мысли и чувства. данное произведение также несет общечеловеческое значение. оно состоит в том, что человек должен жить, а не существовать, но за все в этой жизни надо платить.

Средства художественной выразительности

В этом произведении художественных средств выразительности не так много, но все они разноплановы.

Стихотворение построено на сопоставлении. Так, поэт проводит параллель между разными понятиями с единым смыслом:

Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

Страдания сравниваются с бурей, океан — с душой, над которым собираются тучи. Подобно тучам, которые никак не успокоятся и волнуют водную стихию, негативные эмоции никак не утихнут. Но именно такой ценой можно быть по-настоящему талантливым.

Архаизм «чело» позволяет сравнить поэта со святыми мучениками. Здесь

Лермонтов вводит метафору «любовь и счастие сгладили чело». Другими словами, два этих состояния расслабляют, заставляют не думать, не беспокоиться. То же значение передают метафоры: «туман спокойствия» и «мой ум избаловали».

Метонимия «насмешкам света» характеризует светское общество, дворянскую элиту. А под олицетворением «неба звуки» идет речь о таланте поэта.

В поэтическом тексте также использованы анафоры. Повтор местоимения «он» делает акцент на образе поэта. Повтор слова «что» усиливает вопросы.

Для чего я живу?

От начала до конца человек идёт по тропе жизни. Каждый проходит её по-своему. И у каждого с самого рождения и до смерти есть предначертанная полоса событий, которая может подвергаться изменениям со стороны самого человека, она же наделяет нашу жизнь определённым смыслом. Многие из нас ищут тот самый вектор жизненных усилий, направленный на достижение поставленных целей, а кто-то находит его сразу и движется по нему всю свою жизнь. Но стоит ли жить только ради самореализации? Разве мы рождены только для осуществления собственных желаний?

Я считаю, что основная цель человеческой жизни — счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы — атеисты или верующие, буддисты или христиане, — все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью… Далай-лама На мой взгляд, любой человек должен нравственно развиваться и воспитываться, тем самым искать свой жизненный путь и его смысл. Не стоит забывать о том, что мы рождены все равными, и каждый из нас может внести свой вклад в развитие человечества. Любой в состоянии дарить добро и любовь, несмотря на окружающий «смог» нашего современного общества. Зачастую, кажется, что легче быть нечестным, недобросовестным, непорядочным, чтобы достигать своих целей, пусть и корыстным путём. Но не надо искать лёгких путей, ведь они не всегда так легки. За любое деяние мгновенно действует последствие, всё в жизни находится в равновесии, и это следует помнить!

Жизнь – интересная штука, которую я должен держать в ежовых рукавицах, всегда предвидя от неё неожиданные повороты событий. Только уверенным шагом, переступая через все преграды, я достигну столь желанной награды, которая даст мне возможность двигаться дальше по дороге моей судьбы. А кто и что даёт мне эту уверенность? Из-за чего я продолжаю идти не останавливаясь?

Ради больших и маленьких мгновений, ради чуда, ради волшебства, я продолжаю мой путь из-за тех, кто дарит мне свои улыбки и греет своим теплом, кто нуждается во мне, верит, надеется, ищет в каждом взгляде прохожего. Я живу ради родных и близких, возможно это так, но есть ли суть глубже?

Вся моя жизнь состоит из незабываемых ощущений и многочисленных мгновений, которые дают мне стремление ощутить их ещё раз, повторить то, что не забуду никогда. Это и составляет моё счастье, ради этого я каждый день встаю и проделываю определённый круг действий, ради этого я каждый день живу. Само счастье – не просто лучи солнца в беспросветных буднях, это равновесие моей души, которое постоянно говорит мне: дыши, живи, люби!

Для чего я живу? Для осознания того, что я полностью счастлив и счастливы все, кто окружает меня.

Порой в моей жизни появляются чёрные полосы, меня преследует невезение, окружают проигрыши, но только благодаря этому, я начинаю по-настоящему ценить своё счастье, добиваться его и созидать. Как говорил один из писателей: «Счастье не ищут, как золото или выигрыш. Его создают сами те, у кого хватает сил, знания и любви».

Я живу, чтобы найти в себе силы, обрести знания, отыскать любовь и создать счастье!

Анализ поэмы «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

Многомудрый Литрекон поможет Вам растолковать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Вы можете использовать анализ произведения по плану для написания сочинений и проверочных работ. Кроме того, разбор поэмы – отличный способ подробнее разобраться в творчестве Лермонтова, а эти знания пригодятся Вам на решающих экзаменах в старших классах.

История создания

История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

  1. Любопытно узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице — Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
  2. Цензура жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии. Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором диалог был опубликован.
  3. История создания «Демона» тесно связана с его распространением. Вопреки цензуре и запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим ажиотажем со стороны публики.
  4. «Демон» имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений. Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно присутствовал нечистый дух.
Читайте также:  Максим Максимыч – краткое содержание глава из Героя нашего времени Лермонтова

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:

  1. Главный герой поэмы – изгнанник, который не может справиться с внутренней борьбой, Падший Ангел, который расплачивается за свое неповиновение. Более того, одним из главных признаков романтизма в поэме, который невозможно оставить без внимания — идея борьбы. Борьба между двумя героями заключается в противостоянии Демона и Бога. Также мы замечаем менее очевидный и уловимый внутренний конфликт Демона с самим собой: его земными желаниями и инфернальной сущностью.
  2. Место действия — экзотическая страна — Грузия. Такой выбор локации тоже указывает на романтизм, ведь авторы хотели сделать свое повествование максимально нетипичным.
  3. Отсылки к религиозным и мифологическим источникам — еще одно свойство романтизма. Поэты и писатели часто ссылались на исторические и мифологические сюжеты прошлого.
  4. Кроме того, читатель замечает традиционные романтические мотивы в «Демоне»: одиночество, злой рок, фатализм, бунт, несчастная любовь, свобода.

Размер «Демона» — четырехстопный ямб.

Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.

Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.

Образы и символы

Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.

ДемонПадший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.
ТамараТамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.

Тематика поэмы «Демон» выходит за рамки типичной русской литературы, и Многомудрый Литрекон посвятит ей больше времени, если читатель напишет в комментариях, чего не хватает. Автор затрагивает такие темы, как любовь, вера, одиночество, борьба добра и зла.

  • Любовь способна излечить даже самую израненную и уставшую душу, она является ключом к спасению от вечного одиночества Демона. Однако его судьба отверженного духа противостоит намерению Демона найти спасение. Он уже сделал свой выбор, когда пошел против Бога, и с тех пор его дорога определилась. Ее не изменить даже самым отчаянным порывом. Поэты-романтики часто изображали любовь как недоступный на Земле идеал, и Лермонтов продолжил данную традицию. Счастливой любви в тексте нет.
  • Вера спасает Тамару от вечных мук в Аду, она не поддается уговорам Демона и продолжает верить, что Бог ее спасет. Ее сопротивление страсти и самоотречение во имя религии в стенах монастыря — все это говорит в ее пользу, и Ангел спускается на выручку.
  • И основная тема, которая затрагивается во многих произведениях – борьба добра со злом. Ангел и Демон — это две стороны одной человеческой души. Они борются в каждом из нас, и очень важно осознавать, что не существует деления на отрицательных и положительных персонажей. Автор аллегорически описал две стороны человеческой сущности. Возможно, реально существующая героиня в тексте одна — это Тамара, душа которой разрывается от противоречий.
  • Мистика является одним из любимых приемов романтиков. Автор прибегают к ней, когда хотят оторваться от земных забот и показать идеал, недоступный действительности. Лермонтов создал свое двоемирие, показав жизнь духов и бытие людей.
  • Природа. Грузинские пейзажи подходят для описанных событий и подчеркивают страстную, гнетущую атмосферу произведения. Они олицетворяют непреклонный и знойный нрав злого духа.

Проблемы

Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.

  1. Гордыня. Для автора любовь – это святое неземное чувство, которое отзывается в нас чем-то мистическим и духовным. Она не может быть совместима с пороком и злом, она заставляет нас творить добро и отказываться от гордыни. Демон не мог выйти из своей гордой и надменной сущности, поэтому его страсть окрасилась в мрачные тона и убила Тамару. Чувства не победили в нем, а оказались побежденными более сильными порывами его души.
  2. Одиночество. Демон трагически одинок и тяжело переживает низвержение. Автор открыто сочувствует ему, понимая, что природу злого духа не изменить. Он таков, его таким создали, поэтому он обречен на одинокие скитания. В характере Демона прослеживается схожесть с нравом самого автора, которого современники считали желчным, замкнутым и неприветливым человеком, обреченным на уединение и нелюбовь.
  3. Бунт против своей природы — это тоже проблема, поднятая в произведении «Демон». Герой ненавидит свой путь и хочет перемениться, но метаморфоза невозможна. Ты — тот, кем тебе суждено быть, ты не делаешь себя сам — вот посыл, который пропагандировали многие поэты-романтики, поэтому все попытки Демона тщетны.
  4. Судьба. По мнению многих поэтов-романтиков, злой рок неумолим. Если что-то начертано на роду, то от этого не уйдешь. Так и Демон не смог уйти от себя, не сумел свернуть со своей дороги, как ни пытался.

Основная идея

Смысл поэмы «Демон» заключается в том, что герой объявляет войну самому себе, своему пути и характеру. Он решает все изменить и начать сначала. Для него любовь — яд, лишающий демона злых сил, которыми он так гордится. Она же лишает его независимости — того, ради чего персонаж променял рай на ад. Для него связь с Тамарой могла стать капитуляцией, признанием правоты отвергнутого Творца, но все же природа взяла свое: Демон убил не себя, а человека, которым завладел. Это говорит о его обреченности — конечной точке развития образа. Злой дух всегда останется таким: одиноким, грустным и мрачным напоминанием о том, какая кара ждет гордецов, осмелившихся уйти от Бога. Трагедия Демона — это невозможность изменить свою природу, даже пройдя через испытание любовью.

Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.

Средства выразительности

Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.

  1. В первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица».
  2. В описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно отверженный».
  3. Также автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел».
  4. Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку, невинность — страсти. Даже природа Грузии контрастна: на вершинах гор лежит снег, а на земле цветут яркие краски лета.

В поэме «Демон» еще очень много средств художественной выразительности, которые Многомудрый Литрекон добавит в текст, если в этом есть надобность, о которой стоит сообщить ему в комментариях.

Анализ поэмы «Демон» Лермонтов

К образам нечистой силы прибегали многие писатели. Нечистая сила тревожила сердца многих людей и была многоликой, ведь не зря же у нее множество имен. По этим причинам люди должны быть осторожны и никогда не поддаваться искушениям. Тему нечистой силы затронул и Лермонтов в своей работе Демон, которую создавал чуть ли не всю свою жизнь.

Краткий анализ поэмы Лермонтова Демон

Над своей работой Демон, краткий анализ которой мы представляем вашему вниманию, Лермонтов начал работать еще в четырнадцатилетнем возрасте. После ее появления в первоначальном виде, автор неоднократно ее переделывал. По этим причинам было восемь редакций Демона. Они отличались между собой и неудивительно, ведь в раннем возрасте было одно видение, в которое вмещались множественные философские рассуждения, в то время как в более зрелом возрасте там нет параллелей между лирическим героем Демоном и автором работы.

Создавая стихотворение Демон, автор опирается на известную легенду из Библии, где Бог низвергает с неба падшего ангела. В работе писатель использует грузинский фольклор и прибегает к деталям местного быта.

Раскрывая сюжетную линию в нашем анализе поэмы Лермонтова по плану, мы видим многие затронутые тематики, где особое место отводится теме любви. Это чувство, которое может погубить, а может подарить надежду. Так ревность и спешка жениха Тамары его губит, а вот Демону любовь дарит надежду на спасение. В поэме Лермонтова видна борьба, где Демон противостоит не только миру, но ведет борьбу с самим собой. Кроме того, Лермонтов раскрывает тему веры и одиночества.

Сюжет и проблематика

Согласно сюжету, Бог изгнал с небес Демона, которому пришлось скитаться в горах. Демон был одинок, его не радовали темные дела, но пролетая над Грузией, он заметил Тамару. Это прекрасная девушка, которая готовилась к сватанью. Она ждала своего жениха с нетерпением, играла на бубне и танцевала. Она пленила Демона, который задумал уничтожить соперника, направив разбойников на жениха, что спешил к своей невесте. Демон добился его смерти и вместо предстоящей свадьбы над героиней нависло траурное событие.

Теперь Демон стал являться к девушке во сне, его голос она слышала повсюду, и не выдержав, упрашивает отца отдать ее в монастырь. Хоть и в монастыре не было покоя Тамаре от Демона, она оказалась под защитой Ангелов. Однажды Демону удается соблазнить героиню, хоть он и понимал, что плотская связь завершится смертью его избранницы. Так и произошло. Демон соблазнил Тамару, после чего она умирает. Однако душа ее была спасена, ведь Ангел забрал ее в рай. Главный же персонаж обречен теперь на одиночество и скитания.

Как мы видим, Лермонтов в своем произведении актуализировал такую проблематику, как порок и любовь. Герои должны сделать свой нравственный выбор, где Демон отказался от смирения, выбрав страсть за что получает еще больше страданий. Жених Тамары пренебрегает молитвой, за что тут же и поплатился. А вот Тамара устояла, и не поддавшись соблазнам, попадает в рай.

Главные герои

В кратком анализе стихотворения Демон мы можем выделить двух главных героев. Это падший ангел Демон, который был наказан вечной жизнью в тоске и одиночестве. Он полюбил Тамару, однако его чувство привело лишь к трагедии. Тамара тоже является главной героиней поэмы. Она скромна, верит в бога и целомудрие, и является символом красоты в поэме.

Основной смысл поэмы

Если говорить о смысле и идее поэмы Лермонтова, то автор, показывая нам Ангела и Демона, пытается показать двойственность человеческой натуры, где постоянно идет борьба между добрым и злым началом. Так Демон внутри человека сеет сомнения, лукавство, следуя за которыми можно получить наказание. Ангел же призван наставить нас на путь истинный.

Ссылка на основную публикацию