Беглец – краткое содержание произведения Лермонтова

Лермонтов “Беглец”, какое краткое содержание?

В этом произведении Михаила Юрьевича Лермонтова рассказывается о юноше по имени Гарун. Гарун проявил трусость, бежав с поля боя и оставив там убитых двух братьев и отца.

Потеряв оружие и обезумев ото страха, Гарун бежит в родной аул, чтобы укрыться там после страшного сражения, в котором погибли все мужчины.

Сначала Гарун идёт к своему больному другу Селиму и сообщает ему, что все черкесы, кроме его погибли в бою. Тогда Селим называет Гаруна трусом и прогоняет его.

Тогда Гарун направляется к сакле любимой девушки. Подойдя к сакле он слышит песню девушки, прославляющей героев и понимает, что она его не примет.

Тогда Гарун отправляется к дому матери. Но мать, расспросив сына и узнав страшную правду, спрашивает отомстил ли он за смерть близких. Узнав, что сын сбежал, как трус, мать тоже отрекается от него.

Поняв, что теперь его участь позор и презрение, Гарун горько плачет под окном родного дома и, в этот момент, его муки прерывает удар кинжала.

Автор не сообщает, кто убил Гаруна, но мать, увидевшая тело младшего сына, холодно отворачивается от него.

После трагической смерти, душа Гаруна скитается по горам, просит её впустить, но нигде не находит приюта.

Эта история учит дорожить своей честью и показывает, что участь труса печальна даже после его смерти.

Краткое содержание поэмы М.Ю.Лермонтова “Кавказский пленник”:

Один из горцев на Кавказе поймал в плен русского война. На следующий день пленник понимает, что попал в рабство – на него ногах цепи. Тут на него нахлынули воспоминания о родине. Ночью к нему приходит молодая девушка и приносит попить. Она долгое время наблюдает за пленником и влюбляется в него. Но он не может ответить на чувства молодой девушки, так как на родине у него уже есть возлюбленная.

В плену уныло проходит день за днем и пленник постепенно привыкает к такой жизни. Он восторгается жизнью горцев. Когда об этом узнает девушка, она пытается уговорить пленника забыть жизнь на родине, родных и жить с ней. Но сердце пленника не дрогнуло и он остается верным своей возлюбленной.

В один день все мужское население уходит из аула и молодой человек это понимает. Они уходят готовиться к очередному нападению и у пленника появляется шанс сбежать. В этом ему помогает девушка и он предлагает ей бежать в месте. Но она не соглашается, вспоминая о том, что у него уже есть невеста. Пленник переплывает через реку и понимает, что девушка утопилась, ему становиться грустно. Потом он направляться к казачьим войскам.

Краткое содержание поэмы М.Ю. Лермонтова для читательского дневника:

  1. В аул на Кавказе приводят пленного русского;
  2. Пленник тоскует по родине, но в него влюбляется молодая девушка;
  3. Девушка просит его забыть родных, но он верен свой возлюбленной;
  4. Когда мужское население уходит из аула, пленник понимает, что есть шанс сбежать;
  5. Ему помогает девушка и он завет ее с собой;
  6. Девушка отказалась бежать с пленником и покончил с собой, а молодой человек бежал.

Старикан не имея по жизни детей воспылал отцовской любовью к некоему Печорину. Отсюда все беды. Он как старая курица за ним ходил ходил, холил и лелеял, восхвалял и ругал. Но Печерину такая забота ваще не нужна, ему нужны были женщины и их любовь. И засчет них он самоутверждался. Но все таки где то в глубине души Григорий конечно тяготел некоей благодарственной любовью к Макс максычу, за что и удостоил его аж целой главы. Это сродни благодарности нашим родителям и тех кто не взирая на наши промахи и ошибки, любил нас. Почему уважаемый мною МЮ ЛЕРМОНТОВ написав такой роман и не пожалел времени для придумки такого героя, лично для меня загадка. Потому как, если это дань какая то предкам, то уж больно комичным выглядит иногда старик. И жалким. Но Лермонтов душкой не был, поэтому писал как видел или чувствовал. А будучи натурой язвительной сам факт создания этой главы для такого как МЮ, уже можно считать комплиментом. Кстати это мой любимый роман. Читать можно бесконечно.

Главные герои произведения Гоголя “Вий”

  1. Хома Брут – главный герой произведения.
  2. Панночка – возлюбленная Хомы.
  3. Вий – главный антагонист произведения, монстр, у которого огромные веки. Олицетворяет нечисть. Не может зайти за круг, который нарисован мелом.

Событие данного произведения разворачиваются в середине 17 века. Мы видим семинаристов – людей, которые учатся или преподают в духовной семинарии. Однажды три семинариста решили свернуть с дороги, тем самым случайно повернув не туда и оказавшись коло холма.

Дальше с семинаристами начинается происходить действительно что-то ужасное – умершая ведьма начинает летать по храму, из-за чего Хома Брут чертит круг, чтобы за ним не пришла нечисть.

Оказывается эта ведьма – дочь одного из сотника.

В результате в конце Хома Брут погибает, потому что не справляется с нечистью. Как правильно заключили другие семинаристы, Хома умер из-за того, что плохо молился, иначе бы он был бы щас живой.

Очень милый и добрый рассказ о неожиданной дружбе лисенка и охотничьей собаки Дагона.

Краткое содержание рассказа таково. Автор поселяется у охотника и однажды отправляется в лес с его сыном Петей и псом Дагоном – специалистом по ловле лисиц. Собака находит лисенка, тот испуганный мечется и Петя приносит его домой. Лисенок очень пугливый, забивается в угол своей клетки, его никак нельзя приручить. Однажды Дагон срывается к цепи и подходит к клетке с лисенком. Сначала он рычит на него, но затем начинает играть, лисенок все норовит лизнуть пса. Так завязалась их дружба.

Зимой выросшего лисенка семья охотника отпускает в лес. Дагон первое время грустит, а Петя все переживает, чтобы отец случайно не подстрелил лису. Мальчик верит, что Дагон сразу узнает своего друга-лисенка. Так и происходит: однажды на охоте старые друзья встретились, они узнали друг друга. Лесник был удивлен тому, что собака и зверь могут дружить.

Можно совсем кратко составить план рассказа:

  1. Поход автора, Пети и Дагона в лес.
  2. Пойманного лисенка приносят домой.
  3. Знакомство Дагона с лисенком.
  4. Проходит время, лису отпускают на волю.
  5. Переживания Пети.
  6. Охота лесника и встреча старых друзей.

Главные герои рассказа “Дружба” Веры Чаплиной описаны здесь.

Как давно это было! Я эту повесть читала еще когда училась в школе.

ШКИД означает Школа имени Достоевского. В “Республике ШКИД” рассказывается о жизни детей, которые раньше были беспризорными. Главные герои повести – это Григорий Черных (прозвище — Янкель) и Алексей Пантелеев (Лёнька).

Лермонтов М.Ю. – Беглец

Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у сопостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку — и бежит!

И скрылся день; клубясь туманы
Одели темные поляны
Широкой белой пеленой;
Пахнуло холодом с востока,
И над пустынею пророка
Встал тихо месяц золотой.

Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун меж скал аул родимый
При лунном свете узнает;
Подкрался он, никем незримый.

Кругом молчанье и покой,
С кровавой битвы невредимый
Лишь он один пришел домой.

И к сакле он спешит знакомой,
Там блещет свет, хозяин дома;
Скрепясь душой как только мог,
Гарун ступил через порог;
Селима звал он прежде другом,
Селим пришельца не узнал;
На ложе мучимый недугом
Один, — он, молча, — умирал.
«Велик аллах, от злой отравы
Он светлым ангелам своим
Велел беречь тебя для славы!»
«Что нового?» — спросил Селим,
Подняв слабеющие вежды,
И взор блеснул огнем надежды.
И он привстал, и кровь бойца
Вновь разыгралась в час конца.
«Два дня мы билися в теснине;
Отец мой пал, и братья с ним;
И скрылся я один в пустыне
Как зверь, преследуем, гоним,
С окровавленными ногами
От острых камней и кустов,
Я шел безвестными тропами
По следу вепрей и волков;
Черкесы гибнут — враг повсюду.
Прими меня, мой старый друг;
И вот пророк! твоих услуг
Я до могилы не забуду. »
И умирающий в ответ:
«Ступай — достоин ты презренья.
Ни крова, ни благословленья
Здесь у меня для труса нет. »

Стыда и тайной муки полный,
Без гнева вытерпев упрек,
Ступил опять Гарун безмолвный
За неприветливый порог.

И саклю новую минуя,
На миг остановился он,
И прежних дней летучий сон
Вдруг обдал жаром поцелуя
Его холодное чело;
И стало сладко и светло
Его душе; во мраке ночи,
Казалось, пламенные очи
Блеснули ласково пред ним;
И он подумал: я любим;
Она лишь мной живет и дышит.
И хочет он взойти — и слышит,
И слышит песню старины.
И стал Гарун бледней луны:

Месяц плывет
Тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идет.
Ружье заряжает джигит,
А дева ему говорит:
Мой милый, смелее
Вверяйся ты року,
Молися востоку,
Будь верен пророку,
Будь славе вернее.
Своим изменивший
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет без славы,
Дожди его ран не обмоют,
И звери костей не зароют.

Месяц плывет
И тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идет.

Главой поникнув, с быстротою
Гарун свой продолжает путь,
И крупная слеза порою
С ресницы падает на грудь.

Но вот от бури наклоненный
Пред ним родной белеет дом;
Надеждой снова ободренный,
Гарун стучится под окном.
Там, верно, теплые молитвы
Восходят к небу за него;
Старуха-мать ждет сына с битвы,
Но ждет его не одного.

«Мать — отвори! я странник бедный,
Я твой Гарун, твой младший сын;
Сквозь пули русские безвредно
Пришел к тебе!»

— «А где отец и братья?» —

Пророк их смерть благословил,
И ангелы их души взяли».
— «Ты отомстил?»

Но я стрелой пустился в горы,
Оставил меч в чужом краю,
Чтобы твои утешить взоры
И утереть слезу твою. »
«Молчи, молчи! гяур лукавый,

Ты умереть не мог со славой,
Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус — и мне не сын. »
Умолкло слово отверженья,
И всё кругом объято сном.
Проклятья, стоны и моленья
Звучали долго под окном;
И, наконец, удар кинжала
Пресек несчастного позор.
И мать поутру увидала.
И хладно отвернула взор.
И труп, от праведных изгнанный,
Никто к кладбищу не отнес,
И кровь с его глубокой раны
Лизал рыча домашний пес;
Ребята малые ругались
Над хладным телом мертвеца,
В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца.
Душа его от глаз пророка
Со страхом удалилась прочь;
И тень его в горах востока
Поныне бродит в темну ночь,
И под окном поутру рано
Он в сакли просится, стуча,
Но внемля громкий стих Корана,
Бежит опять, под сень тумана,
Как прежде бегал от меча.

Краткое содержание поэмы Лермонтова «Беглец»

Лермонтов написал немало произведений под влиянием народных преданий. Не стала исключением поэма «Беглец». Краткое содержание знакомит с главными героями и основными событиями сюжета.

Работа основана на горских легендах и песнях, в ней воспевается героизм народов Кавказа. В поэме показано, насколько важны свобода и родина для любого человека.

  1. Действующие лица
  2. Краткое содержание
  3. Анализ произведения
  4. Отзывы читателей

Действующие лица

События произведения разворачиваются во время войны. Главный герой поэмы — Гарун. Молодой горец сбежал с поля боя, нарушив долг и предав соотечественников.

Его основные личностные качества:

  • трусость;
  • подлость;
  • слабость.

Лермонтов изобразил Гаруна резко отрицательным героем. Поэт сделал акцент на том, что подобные предатели недостойны прощения и чьей-либо любви.

Лермонтов подчеркнул в поэме, что гражданский долг — это не мусульманская ценность, а общечеловеческая, поэтому малодушие и трусость Гаруна требуют осуждения.

В поэме есть и другие персонажи:

  • Селим — друг Гаруна, умирает от тяжелой болезни;
  • девушка — возлюбленная предателя;
  • мама Гаруна — строгая женщина, которая не смогла простить сына.

Краткое содержание «Беглеца» Лермонтова позволит понять перипетии сюжета. Но лучше прочитать поэму целиком, так как она небольшая по размеру. Это даст возможность лучше понять смысл книги.

Краткое содержание

Гарун бежал с поля боя, где погибли его братья и отец. Их кровь требует мести, но юноша не решается на это. В пылу сражения он даже потерял шашку и винтовку. Молодой человек бежал и не заметил, как наступила ночь. В аул он пробирался тайком. Юноша решил обратиться к другу Селиму, но тот тяжело болен. Он откровенно рассказал о сражении и позорном бегстве.

Селим разгневался и прогнал друга. Тогда Гарун отправился к любимой девушке. Но когда он подошел к дому, то услышал ее пение. Она восхваляла мужество и рассказывала, что изменники родины достойны только смерти. Расстроенным уходит герой и идет к отчему дому.

Но мать, узнав, что ее муж и сыновья погибли, впадает в ярость. Она проклинает сына и прогоняет из дома. Гарун впадает в отчаяние и находит единственный выход. Он убивает себя кинжалом в сердце, но даже самоубийство не смывает его позора.

Труп лежит на улице, никто его не похоронил. Душа юноши лишена приюта и обречена бродить в горах. Он стучит в дома, но когда слышит молитвы Корана, убегает прочь.

Анализ произведения

Для написания поэмы Лермонтов использовал старинную горскую легенду. В произведении поэт клеймит позором малодушие и трусость. Он подчеркивает, что лучше умереть за родину, нежели быть предателем и всеми отвергнутым. В композиции поэмы можно выделить несколько частей:

  1. Бегство героя.
  2. Разговор с другом.
  3. Сцена у дома любимой.
  4. Беседа с мамой.
  5. Самоубийство и обречение на муки после смерти.

Поэма написана в жанре легенды, так как создана на основе устных преданий. Лермонтов использовал четырехстопный ямб, который передает переживания героя. Гарун стыдится своего поступка, боится его, но ему сложно признаться в случившемся. В аул он пробирается глубокой ночью, но никто не хочет его понять. Даже мать отвергла главного героя.

При написании поэмы Лермонтов использовал разные средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает кровь черкесской, пелену белой, а героя усталым;
  • метафоры — автор рассказывает о том, как кровь просит мести, а туманы одели поля;
  • сравнения — поэт сравнивает бег Гаруна с быстрыми передвижениями лани, а бегство с тем, как заяц скрывается от орла.

Краткое содержание «Беглеца» Лермонтова для читательского дневника помогает лучше понять смысл произведения.

В нем поэт показывает важность гражданского долга. Лучше погибнуть на поле боя, чем терпеть муки совести.

Отзывы читателей

Это одна из лучших поэм Лермонтова. Пусть она написана про горца, но главная мысль произведения актуальна для всех народов. В минуты сражений нужно следовать чувству долга, иначе можно не обрести покой даже после смерти.

Читайте также:  Бородино – краткое содержание стихотворения Лермонтова

Очень печальная поэма. Главный герой вроде бы предатель и сбежал с поля боя. Но страшно не это, а то, что его все прокляли и отвергли. Даже после смерти он не получил снисхождения. Всегда нужно помнить о гражданском долге и чести.

Сильное и проникновенное произведение. В какой-то степени жалко главного героя. Да, он струсил, но разве это можно осуждать? Что бы изменила его смерть? Гарун — обычный человек, который подвержен слабостям. Надеюсь, что его душа нашла покой.

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец» ( конспект урока)

В поэме «Беглец» Лермонтов рассказывает о юноше по имени Гарун, который проявил трусость и сбежал, бросив на поле боя тела убитых отца и двух братьев. У кавказских народов трусость для мужчины является страшным позором, она приравнивается к измене.

Но Гарун находится в плену страха и бежит, потеряв свое оружие. Он спешит в родной аул, чтобы укрыться там. После страшного сражения лишь он вернулся домой, все остальные мужчины погибли, как герои.

Сначала он идет к своему лучшему другу. Селим болен, он умирает, но всеми мыслями он находится в месте сражения, его интересует лишь исход боя. Гарун сообщает, что все черкесы убиты, в живых остался лишь он один. Селим называет бывшего друга трусом и прогоняет его.

Пристыженный Гарун идет к другой сакле, где живет его любимая девушка. Он хочет войти, но слышит, что девушка поет старинную песню, в которой прославляются отважные герои, идущие на войну. Юноша понимает, что и здесь его не примут.

Он идет дальше, туда, где находится родительский дом. Там находится его старая мать, которая ждет возвращения мужа и трех сыновей или хотя бы весточки от них. Гарун стучится, но мать не открывает ему, а спрашивает почему он пришел один. Узнав, что остальные погибли, она интересуется, отомстил ли за них Гарун. Выяснив, что ее младший сын сбежал, забыв о чести и о долге, мать отрекается от него. Юноша понимает, что больше ему некуда идти, никто не примет его. Отныне его участь — позор и презренье.

Он горько плачет под окном родного дома, и его муки в конце концов прерывает удар кинжалом. Гарун умирает, а читатель так и не узнает, кто убил его. Возможно, он сделал это сам, а может, кто-то другой. Утром эту печальную картину увидела мать, но она холодно отвернулась от тела своего младшего сына. Эта история осталась в преданиях, история позора и гибели труса, сбежавшего с поля боя.

Заканчивается поэма описанием трагической участи Гаруна: его душа не нашла покоя, она скитается по горам, стучится в сакли и просит впустить ее, но нигде не находит приюта. И как раньше Гарун убегал от меча, так сейчас его душа в страхе бежит, услышав стих из Корана. Эта история учит любить Родину и дорожить своей честью, ведь судьба труса очень печальна и при жизни, и после смерти.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

«Беглец» анализ поэмы Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов дважды, в 1837 и 1840 годах был сослан служить на Кавказ. Пребывание поэта в горах дало возможность много общаться с местным населением, изучать фольклор, обычаи, слушать песни и наблюдать за танцами. Именно в ссылке были созданы Лермонтовым его величайшие произведения.

Горская легенда «Беглец» была написана автором в 1938 году, так указывается в биографии Лермонтова, которую написал его первый биограф П. А. Висковатый.

Любовь к родине, к свободе отражены в стихотворении как главные ценности в жизни любого человека.

Главный герой черкесский юноша Гарун, бежавший с поля боя, осужден автором в лице всех своих героев произведения.

В основе Сюжета заложена трагическая судьба молодого воина, который вернулся в родной аул после похода против русских. В этом походе он потерял отца, родных братьев и своих товарищей. В пылу сражения Гарун, позабыв о долге и стыде, растерял и винтовку, и шашку. Трус и предатель не находит сочувствия ни у кого из близких людей.

Сначала Гарун явился к умирающему другу Селиме, который, выслушав оправдания юноши, велел покинуть его дом: «Ступай — достоин ты презренья». Селим, мучимый недугом, лежал

на ложе, и в тот момент ему очень нужен был друг, но чувство презрения к трусу пересилило боль.

Затем сердце молодого воина посетила надежда на то, что любимая девушка ждет и примет его любым. Однако Гарун слышит «песню старины», становится «бледнее луны», и даже не вступает в разговор с любимой.

Самый драматичный диалог — это объяснение героя с матерью, которая ждала с войны мужа и всех сыновей. Последнего из оставшихся сыновей она не принимает, не смотря на оправдания выжившего сына, на всю свою материнскую боль. «Месть», «мщение» — эти слова повторяются из уст матери, которая отреклась от трусливого сына.

И вот Гарун совершает еще один грех — самоубийство. В поэме автор точно не сказал этого, возможно, юношу убил кто-то из его аула, но при чтении создается такое впечатление, что произошло самоубийство.

Суровы кавказские обычаи. Тело труса не предали земле. А душа не знает покоя, тень Гаруна видят люди в его родном ауле.

Обычно подвиги героев воспевает народ, хранит их имена в памяти. А в этой поэме сказано, что сохранилась память о позоре изменника. Автор наталкивает читателя на мысль о том, что нужно страшиться судьбы Гаруна.

Беглец не достоин ни любви, ни дружбы, ни материнской ласки.

Произведение «Беглец» написано в жанре Легенда — это часть фольклора, сказание о каком-либо событии, оно основано на устных преданиях. Высокие чувства, которые пробуждаются в нас возвышенной речью поэта, говорят о том, что этот стих можно отнести к лирике. Действия героев описаны как в эпическом произведении, а то, что в поэме есть сюжет, повествование, напряженные диалоги — позволяет назвать этот стих драмой.

Поэма — это жанр, в котором переплетаются лирика, драма, и эпос.

Построение стиха — Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Начинается стихотворение с поэтичного и выразительного описания поля боя. Природа и окружающая среда как — будто тоже являются участниками сцены сражения.

Читателю кажется, что он слышит звук боя, голоса воинов, которые борются и остаются на поле чести навсегда. На фоне разыгравшейся трагедии еще мрачнее выглядит фигура беглеца.

Внутри поэмы встречается еще один вид жанра — песня девушки Гаруна. Спустя много лет этот мелодичный стих композитор М. А. Балакирев положил на музыку. Лермонтов был очень одарен музыкально, а его стихи — мелодичны.

С ними работали многие композиторы.

Большое количество Эпитетов и Метафор, употребляемых автором, олицетворение им природы помогает передать всю эмоциональность произведения: кровь «просит мщенья», туманы «одели поляны», встал «месяц золотой», взор «блеснул огнем надежды», сон «обдал жаром поцелуя», душа удалилась «со страхом прочь».

В таком насыщенном описании природы, действий, чувств, переживаний, в передаче читателю своего отношения к герою, и заключается смысловая оригинальность стихотворения М. Лермонтова «Беглец».

Любовь к Кавказу, воспевание мужества и героического служения Родине, которыми пронизано все творчество М. Ю. Лермонтова, не могут оставить равнодушным читателя и вынуждает его восхищаться поэтом, заставляет задумываться над вечными ценностями жизни.

Анализ поэмы Лермонтова «Беглец»

Родина и свобода – вот, что дороже собственной жизни, утверждает Лермонтов своей поэмой «Беглец», написанной на основе горской легенды, слышанной им на Кавказе. Но любовь к родине и свободе должна сочетаться с мужеством. Мцыри совершал бы на родине подвиги. Гарун – изменник и трус: он убежал с поля битвы. Его отец и братья «за честь и вольность так легки», а Гарун забыл свой долг: Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку – и бежит! Где-то в глубине происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы,

там борются и умирают за свободу сородичи Гаруна. На этом героическом фоне еще резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы слышим песню, которую поет девушка, любимая Гаруном. Эта песня звучит для него приговором: Своим изменивший Изменой кровавой, Врага не сразивши, Погибнет без славы… Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нем не угасает дух бойца, и он отвергает труса. Но с особенной силой запечатлен в поэме образ матери. Узнав, что Гарун вернулся один и не отомстил за смерть отца и братьев, павших в битве за родину, мать отказывается от сына: Твоим стыдом, беглец свободы, Не омрачу я стары годы, Ты раб и трус – и мне не сын.

Убежав с поля битвы, Гарун погиб в родном ауле, где никто не захотел его принять. Он погиб от удара кинжалом. Убил ли он сам себя, не вынеся позора, или кто другой пресек его жизнь, остается тайной. Поэт не раскрыл нам ее. И как хранит народ память о славе героев, так сохранил он и память о позоре изменника: В преданьях вольности остались Позор и гибель беглеца. В этой небольшой поэме Лермонтов с такой же страстностью и силой заклеймил малодушие, с какой в «Песне про купца Калашникова» и в поэме «Мцыри» воспел героизм. Беглец Гарун – полная противоположность Мцыри. Мцыри человек «могучего духа», у себя на родине совершал бы подвиги. Гарун ничтожество и трус. Он убежал с поля сраженья, где его близкие пали «за честь и вольность». И сколько гневного презрения заключено в словах поэта:

Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку – и бежит!

Где-то в глубине, на втором плане, происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы, и мы можем представить себе, как борются и умирают за свободу отец, братья и сородичи Гаруна. На этом героическом фоне еще резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нем не угасает дух бойца, и он отвергает труса. Мысль о бессмертии, о жизни в памяти грядущих поколений пронизывает все творчество Лермонтова. Тема народного придания звучит в «Измаил-Бее» и в «Песне про удалого купца Калашникова», а любимый герой Лермонтова Мцыри больше всего скорбит о том, что воспоминание о нем не сохранится в родном народе:

И повесть горьких мук моих Не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье На имя темное мое.

Сохранился автограф поэмы, по которому она обычно и печатается, но даты на нем нет. Поэтому «Беглец» Лермонтов написал, вернее всего, в 1840 или 1841 году. Поэма создана не только на основании горских легенд и песен, которые он слышал на Кавказе, но и на основе виденного и пережитого им в 1840 году, во время походов в Чечню. Лермонтов воспел в ней героизм народов Кавказа, свидетелем которого он был. Поэма «Беглец» говорит также о впечатлении, произведенном на Лермонтова неоконченной поэмой Пушкина о Тазисе, опубликованной уже после смерти великого поэта, в томе VII журнала «Современник» за 1837 год. В «Беглеце» есть строки, непосредственно навеянные Пушкиным. Но замысел Лермонтова совершенно иной. Его Гарун – герой отрицательный. Тазит Пушкина – положительный.

В поэме о Тазите нашел выражение гуманизм Пушкина. Ее герой по своему моральному облику выше окружающей среды горцев. Это человек более высокой и гуманной культуры. Им руководят высокие моральные принципы, и он не может грабить и убивать беззащитных. В конфликте Тазита с окружающей средой симпатии автора и читателей на стороне Тазита. Гарун у Лермонтова «изменник вольности», он действительно трус и осужден не только своими сородичами, но автором и читателями. Эта «горская легенда» давала возможность Лермонтову, произведения которого всегда насыщены современностью, бросить обвинение тем, кто в трудные годы реакции убегал из прогрессивного, передового стана, сделать упрек современникам в отсутствии гражданского мужества. «И под пятой у супостата лежат их головы в пыли». Согласно обычаю горцев, оставшиеся в живых обязаны были уносить с поля сражения тела убитых сородичей, а не оставлять их на поругание врагам.

Лермонтов Михаил Юрьевич — Беглец

(Горская легенда)Гарун бежал быстрее лани,Быстрей, чем заяц от орла;Бежал он в страхе с поля брани,Где кровь черкесская текла;Отец и два родные братаЗа честь и вольность там легли,И под пятой у сопостатаЛежат их головы в пыли.Их кровь течет и просит мщенья,Гарун забыл свой долг и стыд;Он растерял в пылу сраженьяВинтовку, шашку — и бежит. И скрылся день. Клубясь туманыОдели темные поляныШирокой белой пеленой;Пахнуло холодом с востока,И над пустынею пророкаВстал тихо месяц золотой. Усталый, жаждою томимый,С лица стирая кровь и пот,Гарун меж скал аул родимыйПри лунном свете узнает;Подкрался он, никем незримый. Кругом молчанье и покой,С кровавой битвы невредимыйЛишь он один пришел домой. И к сакле он спешит знакомой,Там блещет свет, хозяин дома;Скрепясь душой как только мог,Гарун ступил через порог;Селима звал он прежде другом,Селим пришельца не узнал;На ложе мучимый недугомОдин, — он, молча, — умирал…«Велик аллах, от злой отравыОн светлым ангелам своимВелел беречь тебя для славы!»«Что нового?» — спросил Селим,Подняв слабеющие вежды,И взор блеснул огнем надежды. И он привстал, и кровь бойцаВновь разыгралась в час конца.«Два дня мы билися в теснине;Отец мой пал, и братья с ним;И скрылся я один в пустынеКак зверь, преследуем, гоним,С окровавленными ногамиОт острых камней и кустов,Я шел безвестными тропамиПо следу вепрей и волков;Черкесы гибнут — враг повсюду…Прими меня, мой старый друг;И вот пророк.

Твоих услугЯ до могилы не забуду. »И умирающий в ответ:«Ступай — достоин ты презренья.Ни крова, ни благословленьяЗдесь у меня для труса нет. » Стыда и тайной муки полный,Без гнева вытерпев упрек,Ступил опять Гарун безмолвныйЗа неприветливый порог. И саклю новую минуя,На миг остановился он,И прежних дней летучий сонВдруг обдал жаром поцелуяЕго холодное чело;И стало сладко и светлоЕго душе. Во мраке ночи,Казалось, пламенные очиБлеснули ласково пред ним;И он подумал. Я любим;Она лишь мной живет и дышит…И хочет он взойти — и слышит,И слышит песню старины…И стал Гарун бледней луны. Месяц плыветТих и спокоен,А юноша воинНа битву идет.Ружье заряжает джигит,А дева ему говорит:Мой милый, смелееВверяйся ты року,Молися востоку,Будь верен пророку,Будь славе вернее.Своим изменившийИзменой кровавой,Врага не сразивши,Погибнет без славы,Дожди его ран не обмоют,И звери костей не зароют.

Читайте также:  Анализ стихотворения Прощай немытая Россия Лермонтова

Месяц плыветИ тих и спокоен,А юноша воинНа битву идет. Главой поникнув, с быстротоюГарун свой продолжает путь,И крупная слеза пороюС ресницы падает на грудь. Но вот от бури наклоненныйПред ним родной белеет дом;Надеждой снова ободренный,Гарун стучится под окном.Там, верно, теплые молитвыВосходят к небу за него;Старуха-мать ждет сына с битвы,Но ждет его не одного. «Мать — отвори. Я странник бедный,Я твой Гарун, твой младший сын;Сквозь пули русские безвредноПришел к тебе!» — «Один?» — «Один!» — «А где отец и братья?» — — «Пали. Пророк их смерть благословил,И ангелы их души взяли».— «Ты отомстил?» — «Не отомстил. Но я стрелой пустился в горы,Оставил меч в чужом краю,Чтобы твои утешить взорыИ утереть слезу твою…»«Молчи, молчи.

Гяур лукавый, Ты умереть не мог со славой,Так удались, живи один.Твоим стыдом, беглец свободы,Не омрачу я стары годы,Ты раб и трус — и мне не сын. »Умолкло слово отверженья,И всё кругом объято сном.Проклятья, стоны и моленьяЗвучали долго под окном;И, наконец, удар кинжалаПресек несчастного позор…И мать поутру увидала…И хладно отвернула взор.И труп, от праведных изгнанный,Никто к кладбищу не отнес,И кровь с его глубокой раныЛизал рыча домашний пес;Ребята малые ругалисьНад хладным телом мертвеца,В преданьях вольности осталисьПозор и гибель беглеца.Душа его от глаз пророкаСо страхом удалилась прочь;И тень его в горах востокаПоныне бродит в темну ночь,И под окном поутру раноОн в сакли просится, стуча,Но внемля громкий стих Корана,Бежит опять, под сень тумана,Как прежде бегал от меча..

Краткое содержание Лермонтов Беглец для читательского дневника

В поэме «Беглец» Лермонтов рассказывает о юноше по имени Гарун, который проявил трусость и сбежал, бросив на поле боя тела убитых отца и двух братьев. У кавказских народов трусость для мужчины является страшным позором, она приравнивается к измене.

Но Гарун находится в плену страха и бежит, потеряв свое оружие. Он спешит в родной аул, чтобы укрыться там. После страшного сражения лишь он вернулся домой, все остальные мужчины погибли, как герои.

Сначала он идет к своему лучшему другу. Селим болен, он умирает, но всеми мыслями он находится в месте сражения, его интересует лишь исход боя. Гарун сообщает, что все черкесы убиты, в живых остался лишь он один. Селим называет бывшего друга трусом и прогоняет его.

Пристыженный Гарун идет к другой сакле, где живет его любимая девушка. Он хочет войти, но слышит, что девушка поет старинную песню, в которой прославляются отважные герои, идущие на войну. Юноша понимает, что и здесь его не примут.

Он идет дальше, туда, где находится родительский дом. Там находится его старая мать, которая ждет возвращения мужа и трех сыновей или хотя бы весточки от них. Гарун стучится, но мать не открывает ему, а спрашивает почему он пришел один. Узнав, что остальные погибли, она интересуется, отомстил ли за них Гарун. Выяснив, что ее младший сын сбежал, забыв о чести и о долге, мать отрекается от него. Юноша понимает, что больше ему некуда идти, никто не примет его. Отныне его участь — позор и презренье.

Он горько плачет под окном родного дома, и его муки в конце концов прерывает удар кинжалом. Гарун умирает, а читатель так и не узнает, кто убил его. Возможно, он сделал это сам, а может, кто-то другой. Утром эту печальную картину увидела мать, но она холодно отвернулась от тела своего младшего сына. Эта история осталась в преданиях, история позора и гибели труса, сбежавшего с поля боя.

Заканчивается поэма описанием трагической участи Гаруна: его душа не нашла покоя, она скитается по горам, стучится в сакли и просит впустить ее, но нигде не находит приюта. И как раньше Гарун убегал от меча, так сейчас его душа в страхе бежит, услышав стих из Корана. Эта история учит любить Родину и дорожить своей честью, ведь судьба труса очень печальна и при жизни, и после смерти.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

«Беглец» анализ поэмы Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов дважды, в 1837 и 1840 годах был сослан служить на Кавказ. Пребывание поэта в горах дало возможность много общаться с местным населением, изучать фольклор, обычаи, слушать песни и наблюдать за танцами. Именно в ссылке были созданы Лермонтовым его величайшие произведения.

Горская легенда «Беглец» была написана автором в 1938 году, так указывается в биографии Лермонтова, которую написал его первый биограф П. А. Висковатый.

Любовь к родине, к свободе отражены в стихотворении как главные ценности в жизни любого человека. Главный герой черкесский юноша Гарун, бежавший с поля боя, осужден автором в лице всех своих героев произведения.

В основе Сюжета заложена трагическая судьба молодого воина, который вернулся в родной аул после похода против русских. В этом походе он потерял отца, родных братьев и своих товарищей. В пылу сражения Гарун, позабыв о долге и стыде, растерял и винтовку, и шашку. Трус и предатель не находит сочувствия ни у кого из близких людей. Сначала Гарун явился к умирающему другу Селиме, который, выслушав оправдания юноши, велел покинуть его дом: «Ступай — достоин ты презренья».

Селим, мучимый недугом, лежал на ложе, и в тот момент ему очень нужен был друг, но чувство презрения к трусу пересилило боль.

Затем сердце молодого воина посетила надежда на то, что любимая девушка ждет и примет его любым. Однако Гарун слышит «песню старины», становится «бледнее луны», и даже не вступает в разговор с любимой.

Самый драматичный диалог — это объяснение героя с матерью, которая ждала с войны мужа и всех сыновей. Последнего из оставшихся сыновей она не принимает, не смотря на оправдания выжившего сына, на всю свою материнскую боль. «Месть», «мщение» — эти слова повторяются из уст матери, которая отреклась от трусливого сына.

И вот Гарун совершает еще один грех — самоубийство. В поэме автор точно не сказал этого, возможно, юношу убил кто-то из его аула, но при чтении создается такое впечатление, что произошло самоубийство.

Суровы кавказские обычаи. Тело труса не предали земле. А душа не знает покоя, тень Гаруна видят люди в его родном ауле. Обычно подвиги героев воспевает народ, хранит их имена в памяти. А в этой поэме сказано, что сохранилась память о позоре изменника.

Автор наталкивает читателя на мысль о том, что нужно страшиться судьбы Гаруна. Беглец не достоин ни любви, ни дружбы, ни материнской ласки.

Произведение «Беглец» написано в жанре Легенда — это часть фольклора, сказание о каком-либо событии, оно основано на устных преданиях. Высокие чувства, которые пробуждаются в нас возвышенной речью поэта, говорят о том, что этот стих можно отнести к лирике. Действия героев описаны как в эпическом произведении, а то, что в поэме есть сюжет, повествование, напряженные диалоги — позволяет назвать этот стих драмой.

Поэма — это жанр, в котором переплетаются лирика, драма, и эпос.

Построение стиха — Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Начинается стихотворение с поэтичного и выразительного описания поля боя. Природа и окружающая среда как — будто тоже являются участниками сцены сражения. Читателю кажется, что он слышит звук боя, голоса воинов, которые борются и остаются на поле чести навсегда.

На фоне разыгравшейся трагедии еще мрачнее выглядит фигура беглеца.

Внутри поэмы встречается еще один вид жанра — песня девушки Гаруна. Спустя много лет этот мелодичный стих композитор М. А. Балакирев положил на музыку. Лермонтов был очень одарен музыкально, а его стихи — мелодичны.

С ними работали многие композиторы.

Большое количество Эпитетов и Метафор, употребляемых автором, олицетворение им природы помогает передать всю эмоциональность произведения: кровь «просит мщенья», туманы «одели поляны», встал «месяц золотой», взор «блеснул огнем надежды», сон «обдал жаром поцелуя», душа удалилась «со страхом прочь».

В таком насыщенном описании природы, действий, чувств, переживаний, в передаче читателю своего отношения к герою, и заключается смысловая оригинальность стихотворения М. Лермонтова «Беглец».

Любовь к Кавказу, воспевание мужества и героического служения Родине, которыми пронизано все творчество М. Ю. Лермонтова, не могут оставить равнодушным читателя и вынуждает его восхищаться поэтом, заставляет задумываться над вечными ценностями жизни.

Краткое содержание

Дорога к доктору заняла много времени: больной Пашка с матерью «шел до тех пор, пока не рассвело». Когда пришел их черед записаться у фельдшера, Пашка узнал, что зовут его «Павлом Галактионовым, что ему семь лет, что он неграмотен и болен с самой Пасхи». Наконец, доктор, Иван Миколаич, начал осмотр пациентов, и вскоре стали регулярно доноситься «пронзительные вопли, детский плач или сердитые возгласы доктора».

У Паши были серьезные проблемы с рукой. Доктор отругал мать за то, что она «полгода гноила» сына, и теперь у него был поврежден сустав. Он сообщил, что «мазями да каплями тут не поможешь», и мальчика нужно прооперировать в больнице. Чтобы немного приободрить оробевшего Пашку, Иван Миколаич пообещал купить ему леденцов на ярмарке и показать живую лисицу.

Больница поразила воображение Пашки, который пришел к выводу, что «доктору живется очень недурно». В палате было три кровати – одна из них была пустой, и единственным соседом Пашки оказался «какой-то старик с кислыми глазами, который всё время кашлял и плевал в кружку». Мальчик с удовольствием переоделся в больничную одежду, пообедал жирными щами с мясом.

Как стемнело, Пашка случайно стал свидетелем того, как из соседней палаты выносили тело умершего больного. Мальчик очень испугался, и кинулся бежать прочь из больницы. Он наткнулся на больничное кладбище и испугался ее больше. Наконец, он увидел дом доктора, и от пережитых эмоций упал в обморок на крыльце. Очнулся Пашка от добродушного голоса Ивана Миколаича.

Лермонтов Михаил Юрьевич — Беглец

(Горская легенда)Гарун бежал быстрее лани,Быстрей, чем заяц от орла;Бежал он в страхе с поля брани,Где кровь черкесская текла;Отец и два родные братаЗа честь и вольность там легли,И под пятой у сопостатаЛежат их головы в пыли.Их кровь течет и просит мщенья,Гарун забыл свой долг и стыд;Он растерял в пылу сраженьяВинтовку, шашку — и бежит. И скрылся день. Клубясь туманыОдели темные поляныШирокой белой пеленой;Пахнуло холодом с востока,И над пустынею пророкаВстал тихо месяц золотой. Усталый, жаждою томимый,С лица стирая кровь и пот,Гарун меж скал аул родимыйПри лунном свете узнает;Подкрался он, никем незримый. Кругом молчанье и покой,С кровавой битвы невредимыйЛишь он один пришел домой. И к сакле он спешит знакомой,Там блещет свет, хозяин дома;Скрепясь душой как только мог,Гарун ступил через порог;Селима звал он прежде другом,Селим пришельца не узнал;На ложе мучимый недугомОдин, — он, молча, — умирал…«Велик аллах, от злой отравыОн светлым ангелам своимВелел беречь тебя для славы!»«Что нового?» — спросил Селим,Подняв слабеющие вежды,И взор блеснул огнем надежды. И он привстал, и кровь бойцаВновь разыгралась в час конца.«Два дня мы билися в теснине;Отец мой пал, и братья с ним;И скрылся я один в пустынеКак зверь, преследуем, гоним,С окровавленными ногамиОт острых камней и кустов,Я шел безвестными тропамиПо следу вепрей и волков;Черкесы гибнут — враг повсюду…Прими меня, мой старый друг;И вот пророк.

Твоих услугЯ до могилы не забуду. »И умирающий в ответ:«Ступай — достоин ты презренья.Ни крова, ни благословленьяЗдесь у меня для труса нет. » Стыда и тайной муки полный,Без гнева вытерпев упрек,Ступил опять Гарун безмолвныйЗа неприветливый порог. И саклю новую минуя,На миг остановился он,И прежних дней летучий сонВдруг обдал жаром поцелуяЕго холодное чело;И стало сладко и светлоЕго душе. Во мраке ночи,Казалось, пламенные очиБлеснули ласково пред ним;И он подумал. Я любим;Она лишь мной живет и дышит…И хочет он взойти — и слышит,И слышит песню старины…И стал Гарун бледней луны. Месяц плыветТих и спокоен,А юноша воинНа битву идет.Ружье заряжает джигит,А дева ему говорит:Мой милый, смелееВверяйся ты року,Молися востоку,Будь верен пророку,Будь славе вернее.Своим изменившийИзменой кровавой,Врага не сразивши,Погибнет без славы,Дожди его ран не обмоют,И звери костей не зароют.

Месяц плыветИ тих и спокоен,А юноша воинНа битву идет. Главой поникнув, с быстротоюГарун свой продолжает путь,И крупная слеза пороюС ресницы падает на грудь. Но вот от бури наклоненныйПред ним родной белеет дом;Надеждой снова ободренный,Гарун стучится под окном.Там, верно, теплые молитвыВосходят к небу за него;Старуха-мать ждет сына с битвы,Но ждет его не одного. «Мать — отвори. Я странник бедный,Я твой Гарун, твой младший сын;Сквозь пули русские безвредноПришел к тебе!» — «Один?» — «Один!» — «А где отец и братья?» — — «Пали. Пророк их смерть благословил,И ангелы их души взяли».— «Ты отомстил?» — «Не отомстил. Но я стрелой пустился в горы,Оставил меч в чужом краю,Чтобы твои утешить взорыИ утереть слезу твою…»«Молчи, молчи.

Гяур лукавый, Ты умереть не мог со славой,Так удались, живи один.Твоим стыдом, беглец свободы,Не омрачу я стары годы,Ты раб и трус — и мне не сын. »Умолкло слово отверженья,И всё кругом объято сном.Проклятья, стоны и моленьяЗвучали долго под окном;И, наконец, удар кинжалаПресек несчастного позор…И мать поутру увидала…И хладно отвернула взор.И труп, от праведных изгнанный,Никто к кладбищу не отнес,И кровь с его глубокой раныЛизал рыча домашний пес;Ребята малые ругалисьНад хладным телом мертвеца,В преданьях вольности осталисьПозор и гибель беглеца.Душа его от глаз пророкаСо страхом удалилась прочь;И тень его в горах востокаПоныне бродит в темну ночь,И под окном поутру раноОн в сакли просится, стуча,Но внемля громкий стих Корана,Бежит опять, под сень тумана,Как прежде бегал от меча..

Анализ произведения Беглец Лермонтов М. Ю.

Родина и свобода — вот что дороже собственной жизни, утверждает Лермонтов своей поэмой «Беглец», написанной на основе горской легенды, слышанной им на Кавказе. Но любовь к родине и свободе должна сочетаться с мужеством.

Мцыри совершал бы на родине подвиги. Гарун — изменник и трус: он убежал с поля битвы. Его отец и братья «за честь и вольность там легли», а Гарун забыл свой долг:

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон

Он растерял в пылу сраженья

Винтовку, шашку — и бежит!

Где-то в глубине происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы, там борются и умирают за свободу сородичи Гаруна.

На этом героическом фоне еще резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы слышим песню, которую поет девушка, любимая Гаруном. Эта песня звучит для него приговором:

Врага не сразивши,

Погибнет без славы…

Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нем не угасает дух бойца, и он отвергает труса.

Но с особенной силой запечатлен в поэме образ матери. Узнав, что Гарун вернулся один и не отомстил за смерть отца и братьев, павших в битве за родину, мать отказывается от сына:

Твоим стыдом, беглец свободы,

Не омрачу я стары годы,

Ты раб и трус — и мне не сын.

Убежав с поля битвы, Гарун погиб в родном ауле, где никто не захотел его принять. Он погиб от удара кинжалом. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Убил ли он себя сам? не вынеся позора, или кто другой пресек его жизнь, остается тайной. Поэт не раскрыл нам ее. И как хранит народ память о славе героев, так сохранил он и память о позоре изменника:

В преданьях вольности остались

Позор и гибель беглеца.

В этой небольшой поэме Лермонтов с такой же страстностью и силой заклеймил малодушие, с какой в «Песне про купца Калашникова» и в поэме «Мцыри» воспел героизм.

Полезный материал по теме:

  1. Поэма Беглец. Тамбовская казначейша.
  2. Поэма Мцыри
  3. «Мцыри» как романтическая поэма
  4. Демон как романтическая поэма
  5. Поэма Мцыри. Краткая характеристика

Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

Хотя бы раз в жизни каждый из нас напрямую или косвенно сталкивался с молитвой. В тяжёлых жизненных ситуациях человек всегда ищет помощи, используя при этом все возможные пути. Несмотря на то, верующий человек или не очень, в моменты необходимости он обращается чаще всего с просьбой к молитве. Иногда даже не зная полностью слов молитвы, человек обращается конкретно к кому-то из святых образов, выражая просьбу своими словами. Самое распространённое у людей обращение – это к Николаю Чудотворцу или к Матери Божьей. Молитва – это как песня, которая идёт из уст человека, под воздействием сильных эмоций и желаний.

Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

В этом стихотворении автор отразил часть своей личной жизни, а в роли странника выступает он сам. В образе «девы невинной» поэт показывает девушку, которую он любил всю свою жизнь, но по воле судьбы они так никогда и не были вместе. Страдая от расставания и потери любимой, герой не находит себе места в жизни, ему нет ни где пристанища, поэтому он называет свою душу пустынной. Ему кажется, что жизнь для него остановилась, потеряла всякий смысл, интерес и стремление к развитию. Единственное чего хочет, это чтобы та девушка была счастлива. И желая хоть как-то помочь своей любимой на расстоянии, ведь она тоже страдала, поэт просит Матерь Божью оберегать душу этой девицы. Для него будет успокоением даже то, если он будет знать, что у этой девушки всё хорошо.

Святой образ в тексте автор представляет как яркое сияние. Это говорит о том, что герой сильно верит в силу этого святого образа, он для него самый яркий и могучий. Поэт просит окружить душу любимой счастьем, ведь, по его мнению, она достойна этого. Он хочет, чтобы рядом с ней всегда были внимательные спутники, чтобы у неё была молодость светлая, а старость спокойная. Чтобы в своей жизни она не знала боли, обмана, огорчений, разочарований и потери. Сердце у девушки незлобное, поэтому автор просит окружить её такими же добрыми людьми, как она сама. Как ни больно это осознавать, но герой думает и про час прощальный, ведь он понимает, рано или поздно он наступит. Автор волнуется, чтобы и в этот момент его любимая сильно не страдала. Для этого он просит матерь Божью послать к её ложу печальному самого лучшего ангела.

Из текста этого стихотворения можно сделать вывод, что у автора тоже доброе и искреннее сердце. Ведь не каждый желал бы своей любимой счастья, если она не с ним. Не каждый молился бы о защите её души. Ведь в данной молитве поэт ни одного слова не упомянул с просьбой для себя. Он, словно оправдываясь перед образом Матери Божьей, в начале стихотворения говорит, что не для себя молится, «…не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью…». Вся молитва, её содержание направлено на другого человека, а это говорит о чистоте и бескорыстности его души. И мы должны молиться, чтобы таких людей было как можно больше, тогда и мир станет добрее и чище.

Анализ 2

Лирика повествование в произведениях Лермонтова отличаются содержанием и живописностью, это особый и уникальный жанр принадлежавший поэту. Также у поэта присутствует лирические монологи содержащие все наличия обычного жанра, но при этом сохранив романтизм. В своих поздних произведениях автор приобрёл черту философского мышления которая является главной формы высказывания переживаний героя. Это и есть стихотворение Молитва.

Произведение “Молитва” олицетворяет непревзойденную любовь к женщине, нравственную духовность. В этом стихотворении отображается несколько образов, божьей Матери, любящей женщиной и самого Лермонтова. Это стихотворение можно отнести к лирическому монологу, который просит богородицу за невинную девушку.

Отсутствие наличия в тексте местоимений глаголов говорят нам о том что нет определенного или женского пола молящегося.

Картины стихотворения является в виде девушки чистые души которая оказалось в незнакомом для неё месте, и не знает как найти дорогу чтобы выбраться. В этом стихотворении она обращается к молитве, где показана Святая душа которая поможет встать на истинный путь.

Происходит сражения главного героя самим с собой, и в какой-то момент находит успокоение. Присутствуют разные формы а где он молила спокойствие души. Страх помолиться перед открытым небом, вынуждала смотреть на мир по-другому.

Автор возносит свои искренние эмоции к возлюбленной. Все строки в произведении “молитва” передают особенный непревзойденный эмоциональный фон. Герой стоящие перед чудом это есть Божья Матерь, святость из всех покровителей мира. Ее цель показать истинно праведный путь.

Можно сказать что всё содержание произведения молитва Поэта приводит к смиренности и понятному покаянию, которое своего рода особое Покаяние, покаяние через стихотворение, иначе герой не может признать свои промашки который допустил. Крик души-вот что представляет стихотворение самого поэта. Это борьба поэта с слабостями, трудности с которыми ему приходится жить. Он вынужден скрывать свой внутренний мир и мысли под маской, которую вплоть до самой смерти он не снимет.

Произведения Лермонтова можно разделить на поздние и начальные периоды. Начальные имеют оттенок заимствования, а у поздних произведений есть свой стиль, черта, которую позже назовут Лермонтовскими. Поэт основал свою тематику (смерть и любовь, гражданская лирика, природа). Также присутствует другие жанры- дума, элегия.

Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) по плану

Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою)

Возможно вам будет интересно

Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя

Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

Стихотворение написано Лермонтовым в 1830 году. Касательно данного стихотворения начинать с даты написания действительно важно. Стихотворение оказалось на самом деле судьбоносным

Произведение относится к раннему творчеству поэта и посвящается женщине Марии Козьминичне Лазич, безвременно трагически ушедшей из жизни и ставшей для автора единственной и неповторимой любовью всей его жизни.

Из многих стихотворений И. А. Бунина, посвященных пейзажной лирике, наиболее глубокие философские размышления представлены в произведении «Полевые цветы».

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану

1. История создания

«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду «Молитву» можно отнести к философской религиозной лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – элегия.

Философское размышление представлено в форме монолога лирического героя.

5. Проблематика

Автор поднимает проблему одиночества человека в мире, непонимание личности окружающими людьми, в результате чего и возникает «минута жизни трудная», и не каждый в состоянии справиться с возникшими трудностями самостоятельно.

6. Тематика

Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.

В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».

У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.

7. Идея

Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.

Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.

Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения показывает широкий диапазон чувств лирического героя – от охватившей его тоскливой безысходности и трагического восприятия мира, до пробуждения в душе надежды и веры в лучшее в заключительных строчках.

9. Система образов

В произведении присутствует образ лирического героя, который в тяжёлый момент своей жизни обращается к образу высшей силы.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, который ведёт повествование от первого лица.

11. Лирический герой

Мы не знаем жизненных реалий лирического героя. Остаётся неизвестным, кто он, чем занимается, как живёт. Но, тем не менее, понимаем, что он может быть отождествлён с автором стихотворения и, в значительной степени, выражает его мысли.

Через своего лирического героя Лермонтов говорит читателям о своих жизненных трудностях.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и нет действия. Автор описывает лишь эмоциональное состояние своего героя, чья скорбь и печаль, вызванные неизвестными читателю обстоятельствами, побуждают его обратиться к Богу посредством молитвы.

13. Композиция

Стихотворение состоит их трёх строф.

В начале стихотворения лирический герой говорит о своей тоске и печальном состоянии духа. Вторая строфа дарит ему надежду, а в заключительной происходит метаморфоза – скорбь и тревога покидают лирического героя, печаль «с души как бремя скатится», ему становится легко.

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.

Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.

Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении «Молитва» – двенадцать строк, три строфы.

Написано оно четырёх- и трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (АВАВ) с чередованием мужская – женская.

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть».

Метафоры: «сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них».

Удачно подобранная лексика позволяет следить за душевным настроением лирического героя – из состояния уныния «в минуту жизни трудную» он, посредством «слов живых», обретает состояние душевного покоя.

17. Значение произведения

Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.

Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.

18. Актуальность

Стихотворение «Молитва» написано около двухсот лет назад, но по-прежнему актуально. Оно находит отклик в душе у многих людей, поскольку проблема преодоления тяжёлых жизненных ситуаций, состояния духовного и душевного кризиса – одна из основных во все времена.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение. Оно мелодично по звукописи и трогательно по содержанию, поскольку выражает настоящие, знакомые каждому чувства и написано прекрасным языком.

20. Чему учит

Произведение учит не замыкаться в себе в трудные минуты, когда «теснится в сердце грусть», а искать выход и уметь обращаться за помощью, искать «силу благодатную», которая поможет вернуть уверенность в себе и в своих силах.

Ссылка на основную публикацию