Боярин Орша – краткое содержание поэмы Лермонтов

Лермонтов “Боярин Орша”, какое краткое содержание, кто главные герои?

Краткое содержание. Зажиточный боярин из казаков отпрашивается у царя и возвращается в свою вотчину на Днепр к своей любимой дочери.

Ему сообщают, что его дочь тайком встречается с Арсением, его рабом, человеком без рода и племени, которого он купил ещё младенцем.

Боярин отправляется в покои дочери и застаёт её в объятиях Арсения.

Разгневанный боярин, сажает Арсения на цепь и начинает пытать его, а дочь запирает на замок и ключ выбрасывает в Днепр.

С помощью друзей, Арсению удаётся бежать.

По прошествии времени, боярин идёт на войну литовцами, где встречается с Арсением, воюющем на другой стороне.

Боярин умирает от ран, но успевает рассказать, что его дочь тоскует, отказывается от еды и питья. Арсений отправляется к любимой, но находит лишь её прах. Тогда Арсений уезжает, куда глаза глядят в поисках смерти. Жизнь без любимой, для него не имеет смысла.

  1. Боярин – жестоко обошёлся со своей дочерью и погибший на войне с литовцами.
  2. Боярская дочь – любила Арсения и умерла от тоски по нему.
  3. Арсений – бывший невольник боярина и любовник боярской дочки.

Главные герои повести В. Быкова “Альпийская баллада” (1964) – белорус Иван Терешко и итальянка Джулия.

Им удаётся во время бомбёжки бежать из концлагеря. Они пытаются оторваться от преследователей с собаками. Голод, лишения, горные препятствия встают на их пути. Ещё и полусумасшедший немец увязался за ними.

Но молодость и чувство свободы сближают молодых людей. И три дня в Альпах, проведённые вместе, как будто вырывали их из страшной реальности и одарили вспышкой счастья.

Когда же немцы с собаками загнали их в западню, Иван принимает единственно правильное и мужественное решение. Находясь на краю ущелья, он сталкивает Джулию вниз в надежде, что она упадёт в глубокий сугроб. Сам погибает в неравной схватке.

Из эпилога читатель узнаёт, что родственники Ивана получают письмо от Джулии, где она сообщает им, что у Ивана есть сын Джованни.

Автор убеждает нас в том, что для любви нет преград – и это вечная и незыблемая ценность.

«Миргород» – сборник Н. В. Гоголя, впервые опубликованный в 1835 году, как рассказывал сам автор это можно сказать продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

В сборник входит четыре всем известные повести :«Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Первая повесть нам рассказывает о паре пожилых людей, они дворяне и спокойно доживают свою старость , довольно грустная история, но в то же время чистая и светлая.

Во второй повести речь пойдет о Тарасе Бульбы и о его двух сыновьях.

В третьей повести главными героями будет студент Хома Брут и дочь пана.

И в последней части сборника мы все встретимся с двумя дворянами и бывшими друзьями, которые после ссоры постоянно судятся и похоже не собираются это дело прекращать.

А.С.Пушкин в произведении “Обвал” представил в стихотворной форме небольшую географическую зарисовку. Он описывает страшное природное явление. Обвал – ужасный сход лавины, который произошел в кавказских горах, описывается в произведении. На время прекратил свое течение Терек, поскольку образовалась естественная плотина, эта река перегорожена обвалом.

Однако длится это явление, как описывает Пушкин, недолго. Просуществовала эта плотина, пока под напором воды Терека не возобновилось течение в реке. Однако, по словам поэта, образовался и некоторое время существовал своеобразный мост- “ледяный свод”, по которому можно переходить. Но затем и он обрушился. Теперь над рекой лишь ветер гуляет свободно.

Повесть “Старуха” – это одно из самых необычных произведений Даниила Хармса.

Автор рассказывает нам о человеке с очень мрачной душой. Как-то, гуляя по городу и обнаружив рядом старуху, основной герой поинтересовался у неё, который час. Старуха протягивает ему часы, но на циферблате отсутствуют стрелки. Герой оставляет старуху и та вопит ему в след, “без четверти три”.

Придя домой, наш герой пробует вздремнуть, однако не может. Начинает писать некий рассказ, но засыпает. Очнулся он, когда в квартирку заглянула старуха.

Потом он засыпает вновь. Снова проснувшись, видит труп бабки на кресле. Конечно, начинает психовать, он же не знает, что ему делать с покойницей.

Потом приходит к близкому приятелю – Сакердону Михайловичу. Хлещет с ним водку и очень много рассуждает. Потом герой решает отвезти покойницу и утопить в зловонном болоте. Садится в поезд. В поезде у него воруют чемодан с трупом старухи. Затем герой устремляется в церковь, чтобы помолится там.

Произведение чрезвычайно сюрреалистично и больше мне напоминает сон, а не на реальные события.

Рассказ Бориса Житкова “Пудя”.

Главные герои рассказа из сборника “Что бывало”. Главные герои: двое детей, брат и сестра; соседский мальчишка Яшка; Отец; Гость.

Однажды, к родителям в гости пришёл человек, в очень смешной шубе из меховых пушистых хвостов. Дети недоумевали, и очень удивленно рассматривали одежду. Когда гость прошёл в дом, то его одежда осталась при входе. В тот момент к ним зашёл Яшка, и подбодрил детей, чтобы они оторвали один хвост. Дети не раздумывая, так и сделали, а хвост спрятали. Хвост назвали Пудей, и стали играться с ним. Яшка, оказался хитер, он пригрозил детям, что расскажет родителям об их озорстве, и им пришлось отдавать ему игрушки. Домашний пёс взял Пудю, и отнёс в столовую. Родители решили, что это пёс оторвал хвост с шубы, и наказали его. Детям стало стыдно, что пса наказали, и они признались родителям.

Краткое содержание Боярин Орша Лермонтов для читательского дневника

С самых первых строчек произведения, мы узнаем, что в Москве был такой боярин по имени Орша, имя которому дал Иван Грозный. Он богатый человек, по происхождению коренной казак. Кровь горячая, резкий, в выражениях, и в то же время, очень предан царю. Государю нравится, как Орша служит ему, и хорошо приплачивает, да подарками заваливает.

Но Михаил был человеком хмурым, не любил шума и придворной суеты, ему не нравились льстецы, которые так и кружились около царя. И боярин подал прошение отпустить его домой, который стоит на берегу Днепра долго совсем бесхозный.

Царь отпустил его. И когда Михаил прибыл домой, то он стал сразу же наводить порядок. Везде развесил в углах иконы, украшенные драгоценностями, постелил на полы и повесил в палатах дорогие ковры. Но больше всего он любил свою дочь, о которой думал постоянно. Девушка росла милой, красивой и невинной девушкой, как зеленое молодое дерево среди могильных плит на кладбище.

Все в доме вроде хорошо, но мается боярин, и ночами ему не спится, страх какой-то одолевает . Никогда он так не боялся ни темных ночей, ни гроз, ведь Орша воевал и побеждал неприятеля в грозных битвах. Даже гнев царя ему не так был страшен. И вдруг такое беспокойство и боязнь?!

И зовет Михаил своего любимого слугу Сокола, чтобы тот помог заснуть ему и рассказать какую-нибудь сказку. И тот повествует ему сказание о девушке, которая была дочерью царя, но, несмотря на свое положение, влюбилась в своего раба, за что была жестоко убита со своим возлюбленным. Орша отправил слугу спать, а самого же одолела тревога и беспокойство. Почему Сокол рассказал ему именно эту сказку?

И тогда боярин решил отправиться ночью, проверить опочивальню своей дочери. Около спальни сладко спала няня, но когда она услышала шаги хозяина, то быстро соскочила. Боярин, стал слушать, на самом деле ли дочь спит, может Сокол хотел оболгать девушку. И тут он слышит мужской и женский голос. Он врывается к дочери и видит там своего раба, которого он выкупил на ярмарке младенцем и вырастил при своем доме. Разъяренный, он заковывает Арсения в цепи и страшно подвергает пыткам, дочь же свою он заточил в комнате, а ключи выбросил в реку.

Молодому человеку удается сбежать. Ему помогли его друзья, которые разбойничали в лесах.

Орша с той поры зажил спокойно, и как защитник своего государства, идет воевать против наступающих поляков. На поле битвы он встречает Арсения, который умоляет рассказать про его возлюбленную. Смертельно раненный боярин прощает его и говорит, что дочь его сильно страдает, желая умереть.

Узнав об этом, Арсений мчится к девушке, но застает ее мертвой. Он молит Бога, чтобы тот вернул ее на землю, но чуда не происходит. Чувствуя себя виноватым в происшедшем, Арсений уезжает далеко-далеко. Жизнь без нее потеряла просто смысл.

Поэма учит нас достаточно разбираться в любых вопросах, в том числе и любовных. Если ты любишь человека, и чувствуешь, что свобода тебе дороже, не давай обещание о совместной жизни, иначе все может закончиться трагически, как в данном творении автора.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое Лермонтов содержание Боярин Орша

Орша – зажиточный боярин преклонных лет родом из казаков. Пользуется большим авторитетом у царя, который одаривает его за заслуги. Но боярину тягостна жизнь при дворе и он просит отпустить его домой. Царь смилостивился над ним, и Орша возвращается к себе на Днепр. В его жизни осталась лишь одна радость – молодая дочь, которую он берег от дурных глаз.

Однажды ночью его голову посещают дурные мысли, и он зовет сокольничего, который рассказывает сказку о царе, дочь которого, несмотря на сильнейшую охрану отца, полюбила недостойного ей, намекая, что его к его дочери ходит молодой парень. Орша идет ночью в покои дочери и застает ее с Арсением – рабом своего двора без рода и племени, которого он купил младенцем. В гневе он сажает Арсения на цепь и начинает пытать его, прибегая к игуменам церкви, а дочь запирает на замок, и ключи выкидывает в Днепр.

Арсений, не поддаваясь никаким уговорам и мукам, сбегает при помощи своих друзей-разбойников, которых не выдал под тяжбой смерти. Долгое время боярин живет спокойно, но при наступлении поляков собирает войско и едет на войну. Там он последний раз встречается со своим обидчиком, воюющем за литовцев. Арсений просит его рассказать про свою любовь и как ее отыскать. Орша рассказывает, что она ничего не ест и не пьет давно, они прощают друг друга, после чего боярин умирает от полученных ран во время битвы. Но прощения Арсений не принимает душой, чувствуя тяжкую вину за собой.

После этого Арсений покидает поле боя и мчится на коне своем к любимой. Преодолев тяжелый путь, входит в покои своей любви, но застает там лишь прах любимой, которая давно умерла. Раскаиваясь, молит небеса, чтобы они вернули его любовь, но в ответ ничего не происходит. Тогда Арсений уезжает, куда глаза глядят в поисках смерти. Жизнь для него не представляет смысла без любимой.

Голосов: 107
Читать краткое содержание Боярин Орша. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Глава 2

Остальное тебе уже известно, И грехи мои — целиком, и скорбь моя — наполовину, Но не говори мне более о покаянии… Байрон

Народ кипит в монастыре; У врат святых и на дворе Рабы боярские стоят. Их копья медные горят, Их шапки длинные кругом Опушены густым бобром; За кушаком блестят у них Ножны кинжалов дорогих. Меж них стремянный молодой, За гриву правою рукой Держа боярского коня, Стоит; по временам, звеня, Стремена бьются о бока; Истерт ногами седока В пыли малиновый чепрак; Весь в мыле серый аргамак, Мотает гривою густой, Бьет землю жилистой ногой, Грызет с досады удила, И пена легкая, бела, Чиста, как первый снег в полях, С железа падает на прах.

Но вот обедня отошла, Гудят, ревут колокола; Вот слышно пенье — из дверей Мелькает длинный ряд свечей; Вослед игумену-отцу Монахи сходят по крыльцу И прямо в трапезу идут: Там грозный суд, последний суд Произнесет отец святой Над бедной грешной головой!

Безмолвна трапеза была. К стене налево два стола И пышных кресел полукруг, Изделье иноческих рук, Блистали тканью парчевой; В большие окна свет дневной, Врываясь белой полосой, Дробяся в искры по стеклу, Играл на каменном полу. Резьбою мелкою стена Была искусно убрана, И на двери в кружках златых Блистали образа святых. Тяжелый, низкий потолок Расписывал как знал, как мог Усердный инок… жалкий труд! Отнявший множество минут У бога, дум святых и дел: Искусства горестный удел.

На мягких креслах пред столом Сидел в бездействии немом Боярин Орша. Иногда Усы седые, борода, С игривым встретившись лучом, Вдруг отливали серебром, И часто кудри старика От дуновенья ветерка Приподымалися слегка. Движеньем пасмурных очей Нередко он искал дверей, И в нетерпении порой Он по столу стучал рукой.

В конце противном залы той Один, в цепях, к нему спиной, Покрыт одеждою раба, Стоял Арсений у столба. Но в молодом лице его Вы не нашли б ни одного Из чувств, которых смутный рой Кружится, вьется над душой В час расставания с землей. Хотел ли он перед врагом Предстать с бесчувственным челом, С холодной важностью лица И мстить хоть этим до конца? Иль он невольно в этот миг Глубокой мыслию постиг, Что он в цепи существ давно Едва ль не лишнее звено. Задумчив, он смотрел в окно На голубые небеса; Его манила их краса; И кудри легких облаков, Небес серебряный покров, Неслись свободно, быстро там, Кидая тени по холмам; И он увидел; у окна, Заботой резвою полна, Летала ласточка — то вниз, То вверх под каменный карниз Кидалась с дивной быстротой И в щели пряталась сырой; То, взвившись на небо стрелой, Тонула в пламенных лучах… И он вздохнул о прежних днях, Когда он жил, страстям чужой, С природой жизнию одной. Блеснули тусклые глаза, Но это блеск был — не слеза; Он улыбнулся, но жесток В его улыбке был упрек!

И вдруг раздался звук шагов, Невнятный говор голосов, Скрыл отворяемых дверей… Они! — взошли! — толпа людей В высоких, черных клобуках, С свечами длинными в руках. Согбенный тягостью вериг Пред ними шел слепой старик, Отец игумен. Сорок лет Уж он не знал, что божий свет; Но ум его был юн, богат, Как сорок лет тому назад. Он шел, склонясь на посох свой, И крест держал перед собой; И крест осыпан был кругом Алмазами и жемчугом. И трость игумена была Слоновой кости, так бела, Что лишь с седой его брадой Могла равняться белизной.

Перекрестясь, он важно сел, И пленника подвесть велел, И одного из чернецов Позвал по имени — суров И холоден был вид лица Того святого чернеца. Потом игумен, наклонясь, Сказал боярину, смеясь, Два слова на ухо. В ответ На сей вопрос или совет Кивнул боярин головой… И вот слепец махнул рукой! И понял данный знак монах, Укор готовый на устах Словами книжными убрал И так преступнику вещал: «Безумный, бренный сын земли! Злой дух и страсти привели Тебя медовою тропой К границе жизни сей земной. Грешил ты много, но из всех Грехов страшней последний грех. Простить не может суд земной, Но в небе есть судья иной: Он милосерд — ему теперь При нас дела свои поверь!»

Арсений

Ты слушать исповедь мою Сюда пришел! — благодарю. Не понимаю, что была У вас за мысль? — мои дела И без меня ты должен знать, А душу можно ль рассказать? И если б мог я эту грудь Перед тобою развернуть, Ты, верно, не прочел бы в ней, Что я бессовестный злодей! Пусть монастырский ваш закон Рукою бога утвержден, Но в этом сердце есть другой, Ему не менее святой: Он оправдал меня — один Он сердца полный властелин! Когда б сквозь бедный мой наряд Не проникал до сердца яд, Тогда я был бы виноват. Но всех равно влечет судьба: И под одеждою раба, Но полный жизнью молодой, Я человек, как и другой. И ты, и ты, слепой старик, Когда б ее небесный лик Тебе явился хоть во сне, Ты позавидовал бы мне; И в исступленье, может быть, Решился б также согрешить, И клятвы б грозные забыл, И перенесть бы счастлив был За слово, ласку или взор Мое мученье, мой позор.

Читайте также:  Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова - краткое содержание произведения Лермонтова

Орша

Не поминай теперь об ней; Напрасно. у груди моей, Хоть ныне поздно вижу я, Согрелась, выросла змея. Но ты заплатишь мне теперь За хлеб и соль мою, поверь. За сердце ж дочери моей Я заплачу тебе, злодей, Тебе, найденыш без креста, Презренный раб и сирота.

Арсений

Ты прав… не знаю, где рожден! Кто мой отец, и жив ли он? Не знаю… люди говорят, Что я тобой ребенком взят, И был я отдан с ранних пор Под строгий иноков надзор, И вырос в тесных я стенах Душой дитя — судьбой монах! Никто не смел мне здесь сказать Священных слов: «отец» и «мать»! Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имен? Напрасно: звук их был рожден Со мной. Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ — могил! Но нынче сам я не хочу Предать их имя палачу И все, что славно было б в нем, Облить и кровью и стыдом: Умру, как жил, твоим рабом. Нет, не грози, отец святой; Чего бояться нам с тобой? Обоих нас могила ждет… Не все ль равно, что день, что год? Никто уж нам не господин; Ты в рай, я в ад — но путь один! С тех пор, как длится жизнь моя, Два раза был свободен я: Последний ныне. В первый раз, Когда я жил еще у вас, Среди молитв и пыльных книг, Пришло мне в мысли хоть на миг Взглянуть на пышные поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы! И в час ночной, в ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, При блеске молний роковых Я убежал из стен святых; Боязнь с одеждой кинул прочь, Благословил и хлад и ночь, Забыл печали бытия И бурю братом назвал я. Восторгом бешеным объят, С ней унестись я был бы рад, Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил! О старец, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой.

Игумен

На что нам знать твои мечты? Не для того пред нами ты! В другом ты ныне обвинен, И хочет истины закон. Открой же нам друзей своих, Убийц, разбойников ночных, Которых страшные дела Смывает кровь и кроет мгла, С которыми, забывши честь, Ты мнил несчастную увезть.

Арсений

Мне их назвать? Отец святой, Вот что умрет во мне, со мной. О нет, их тайну — не мою — Я неизменно сохраню, Пока земля в урочный час Как двух друзей не примет нас. Пытай железом и огнем, Я не признаюся ни в чем; И если хоть минутный крик Изменит мне… тогда, старик, Я вырву слабый мой язык.

Монах

Страшись упорствовать, глупец! К чему? уж близок твой конец, Скорее тайну нам предай. За гробом есть и ад и рай, И вечность в том или другом.

Арсений

Послушай, я забылся сном Вчера в темнице. Слышу вдруг Я приближающийся звук, Знакомый, милый разговор, И будто вижу ясный взор… И, пробудясь во тьме, скорей Ищу тех звуков, тех очей… Увы! они в груди моей! Они на сердце, как печать, Чтоб я не смел их забывать, И жгут его, и вновь живят… Они мой рай, они мой ад! Для вспоминания об них Жизнь — ничего, а вечность — миг!

Игумен

Богохулитель, удержись! Пади на землю, плачь, молись, Прими святую в грудь боязнь… Мечтанья злые — божья казнь! Молись ему…

Арсений

Напрасный труд! Не говори, что божий суд Определяет мне конец: Всё люди, люди, мой отец! Пускай умру… но смерть моя Не продолжит их бытия, И дни грядущие мои Им не присвоить — и в крови, Неправой казнью пролитой, В крови безумца молодой Им разогреть не суждено Сердца, увядшие давно; И гроб без камня и креста, Как жизнь их ни была свята, Не будет слабым их ногам Ступенью новой к небесам; И тень несчастного, поверь, Не отопрет им рая дверь. Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной, вечной тишине, Но с жизнью жаль расстаться мне! Я молод, молод — знал ли ты, Что́ значит молодость, мечты? Или не знал? Или забыл, Как ненавидел и любил? Как сердце билося живей При виде солнца и полей С высокой башни угловой, Где воздух свеж и где порой В глубокой трещине стены, Дитя неведомой страны, Прижавшись, голубь молодой Сидит, испуганный грозой. Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл… ты слеп, ты сед, И от желаний ты отвык… Что за нужда? ты жил, старик; Тебе есть в мире что забыть, Ты жил — я также мог бы жить.

Но тут игумен с места встал, Речь нечестивую прервал, И негодуя все вокруг На гордый вид и гордый дух, Столь непреклонный пред судьбой, Шептались грозно меж собой, И слово «пытка» там и там Вмиг пробежало по устам; Но узник был невозмутим, Бесчувственно внимал он им. Так бурей брошен на песок, Худой, увязнувший челнок, Лишенный весел и гребцов, Недвижим ждет напор валов, …………………….. …………………….. ……………………..

Густой туман, как пелена С посеребренною каймой, Клубится над Днепром-рекой. И сквозь него высокий бор, Рассыпанный по скату гор, Безмолвно смотрится в реке, Едва чернея вдалеке. И из-за тех густых лесов Выходят стаи облаков, А из-за них, огнем горя, Выходит красная заря. Блестят кресты монастыря; По длинным башням и стенам И по расписанным вратам Прекрасный, чистый и живой, Как счастье жизни молодой, Играет луч ее златой.

Унылый звон колоколов Созвал уж в храм святых отцов; Уж дым кадил между столбов, Вился струей, и хор звучал… Вдруг в церковь служка прибежал, Отцу игумену шепнул Он что-то скоро — тот вздрогнул И молвил: «Где же казначей? Поди спроси его скорей, Не затерял ли он ключей!» И казначей из алтаря Пришел, дрожа и говоря, Что все ключи еще при нем, Что не виновен он ни в чем! Засуетились чернецы, Забегали во все концы, И свод нередко повторял Слова: бежал! кто? как бежал? И в монастырскую тюрьму Пошли один по одному, Загадкой мучаясь простой, Жильцы обители святой.

Пришли, глядят: распилена Решетка узкого окна, Во рву притоптанный песок Хранил следы различных ног; Забытый на песке лежал Стальной, зазубренный кинжал, И польский шелковый кушак Изорван, скручен кое-как, К ветвям березы под окном Привязан крепким был узлом.

Пошли прилежно по следам: Они вели к Днепру — и там Могли заметить на мели Рубец отчалившей ладьи. Вблизи, на прутьях тростника Лоскут того же кушака Висел в воде одним концом, Колеблем ранним ветерком.

«Бежал! Но кто ж ему помог? Конечно, люди, а не бог. И где же он нашел друзей? Знать, точно он большой злодей!» — Так, собираясь, меж собой Твердили иноки порой.

Боярин Орша – краткое содержание поэмы Лермонтов

25 марта 2017 г. 10:02

Послушай, я забылся сном
Вчера в темнице. Слышу вдруг
Я приближающийся звук,
Знакомый, милый разговор,
И будто вижу ясный взор…
И, пробудясь во тьме, скорей
Ищу тех звуков, тех очей…
Увы! они в груди моей!
Они на сердце, как печать,
Чтоб я не смел их забывать,
И жгут его, и вновь живят…
Они мой рай, они мой ад!
Для вспоминания об них
Жизнь — ничего, а вечность — миг!

Восхитительная поэма, одна из самых пленительных жемчужин Лермонтова. Я познакомилась с ней впервые и была поражена, как необыкновенной красотой и изяществом ее поэтической составляющей, так и глубиной смыслового содержания.

Интрига сохраняется на протяжении всего повествования, а дивные описания природы, рисующие мрачное, почти мистическое настроение, производят неизгладимое впечатление на читателя. Старый дом; дверь, наглухо запертая огромным замком; паутины, словно балдахин окутывающие постель юной красавицы; воин, презревший все предрассудки и «истины» жизни, несущийся на спасение возлюбленной от тех, на чьей стороне он сам оказался злою волею судьбы; жестокие взгляды равнодушных карателей, чьи сердца и души давно истлели- такими образами наполнена эта поэма.

А в чем же ее суть? В том, что любовь важнее и сильнее всего в этом мире. Сильнее предрассудков, бедности и богатства, свободы и рабства, сильнее долга перед родными и отчизной, сильнее времени, войны, любых испытаний и бед. Лишь перед смертью любовь склоняется в беззвучном молчании безысходности, но и это не поражение, а лишь признание равного себе по силе противника. Любовь и смерть – вот два главных мотива этой поэмы. И стоит отметить, что в творчестве Лермонтова они весьма часто идут рука об руку.

Значительной особенностью является также и проработка персонажей. В поэме нет абсолютных злодеев, каждого можно понять, каждый старается выполнить свой долг, мыслит и поступает в соответствии со своими жизненными принципами.

Боярин Орша показан жестоким и коварным человеком, чье сердце не ведает милосердия, а поступки диктуются лишь долгом. Но у него есть положительные качества – отвага, стремление не склонится перед врагом даже в старости и на пороге смерти, упорство в защите чести своей семьи и любовь к родине.

Арсений, который идет на союз с нечистыми на руку и сердце людьми ради обретения счастья с любимой, долгожданной (хоть относительной) свободы и спасения своей жизни. Этот герой вызывает восхищение, несмотря на некоторые его неоднозначные поступки. Он- именно заложник своего положения, человек, который просто не мог поступать иначе и не его вина была в том. Не в силах Арсений был устоять перед любовью и не мешкал в выборе путей к достижению своих целей. Он презрел рай и ад, хорошее и плохое, лишь любовь была важна для этого героя.

О, если б рай передо мной
Открыт был властью неземной,
Клянусь, я прежде, чем вступил,
У врат священных бы спросил,
Найду ли там среди святых
Погибший рай надежд моих.
Творец! отдай ты мне назад
Ее улыбку, нежный взгляд,
Отдай мне свежие уста
И голос сладкий как мечта,
Один лишь слабый звук отдай…
Что без нее земля и рай?
Одни лишь звучные слова,
Блестящий храм — без божества.
«Теперь осталось мне одно:
Иду! — куда? не всё ль равно,
Та иль другая сторона?
Здесь прах ее, но не она!
Иду отсюда навсегда
Без дум, без цели и труда,
Один с тоской во тьме ночной,
И вьюга след завеет мой!»

И ничего на своем пути он не испугался: смерть, пытки, позор- ничто не остановило и не вызвало страха. Лишь переживания за любимую, тоска по ней были способны сломить Арсения, привести его к встрече со смертельным врагом лицом к лицу.

Игумен, чье сердце давно очерствело, также не является абсолютно отрицательным героем, хотя и остается равнодушным к страданиям несчастного скитальца, раба, сироты, в жизни которого единственным лучом света была лишь возлюбленная. Но игумен защищает свою веру, закон, выполняет долг. Как и боярин Орша. Правда, приводит это к плачевному для всех результату, ведь поэма и повествует том, что если заглушить в своем сердце голос любви, но ничего кроме хладного и презрительного взгляда смерти уже не стоит ожидать.

Трагичен финал этой истории. Арсений не успевает спасти возлюбленную и прекрасная, юная боярская дочь умирает страшной смертью, заживо погребенная. Комната, где она встретила смерть и где некогда проводила ночи с возлюбленным, превратилась в ее усыпальницу, выписанную поэтом в духе средневековых сказок – красиво и пугающе одновременно.

Печальный конец всегда придает истории большую глубину, потому что более созвучен с реальной жизнью, в которой ( как известно) никогда не бывает счастливых концов. Но, как и во многих своих произведениях на тему любви, Лермонтов в данной поэме воспевает силу этого чувства, провозглашая ценность даже мига любви пред вечностью смерти, ада или рая.


(Рисунок Rovina Cai)

Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Поэмы М. Ю. Лермонтова.
“Боярин Орша” (1835–1836)

«БОЯРИН ОРША» (1835–1836).

Романтическая поэма Л. Автографы: РГБ. Собрание рукописей Л., №1, лл. 2–12 об.; ГИМ. Ф. 445, №227а (тетрадь Чертковской библиотеки), л. 61 об. (стихи 420–433); ИРЛИ. Оп. I, №45, лл. 10–10 об. (стихи 747–815 и отрывок, не вошедший в окончательный текст).

Поэма впервые была опубликована после смерти Л. в 1842 г. в «Отечественных записках» (т. 23, №7, отд. 1, с. 1–24 с цензурными пропусками).

В. Г. Белинский в письме В. П. Боткину дал восторженный отзыв: «Сейчас упился я “Оршею”. Есть места убийственно хорошие, а тон целого — страшное, дикое наслаждение. Мочи нет, я пьян и неистов. Такие стихи охмеляют лучше вин» [1; т. 12, 111].

«Боярин Орша» состоит из трех глав, каждой из которой предшествует эпиграф из Дж. Байрона: первой главе из поэмы «Паризина» (1816), второй и третьей из «Гяура» (1813). Эпиграфы расставляют смысловые акценты: к «Гяуру» восходят характеры Орши и Арсения, к «Паризине» — греховная связь героев. В центре поэмы лежит любовный конфликт: трагический исход любви дочери боярина Орши и его «раба» Арсения.

Узнав, что его дочь тайно встречается с пленным юношей Арсением, Орша жесткого расправляется с влюбленными: Арсения заключает в монастырскую тюрьму, а свою дочь обрекает на голодную смерть, он запирает ее в комнате в замке, а ключ выбрасывает в Днепр. Жестокая месть продиктована чувством сословной гордости. Арсению удается бежать из тюрьмы, он переходит на сторону шляхтичей, но мечтает только об одном: об освобождении возлюбленной.

Поэма написана на историческом материале. Л. описывает эпоху царствования Ивана Грозного (1530–1584) и Ливонскую войну XVI в. Вероятнее всего, поэт пользовался «Историей государства Российского» Н. М. Карамзина. Главный герой, именем которого названо произведение, боярин Орша, персонаж вымышленный. Никаких исторических подтверждений существования этого человека не установлено. Л. называет его «боярин Михаил прозваньем Орша». Орша — название реки и древний город возле нее в Белоруссии, который упоминается еще в «Повести временных лет». В городе действительно есть монастырь, правда построен он был лишь в XVII в. Вероятнее всего, имя герою Орша дано было ему по участию в битве при этой реке. Битва под Оршей произошла в 1514 г. Т. о., главный персонаж поэмы предстает перед читателем русским героем.

Отсылки к историческим фактам можно проследить по ходу повествования: Орша удаляется от двора Ивана Грозного из-за того, что он «опричным огорчен», т. е. не хочет принимать участие в жестокости опричников (1565–1572). Это характеризует его как положительного персонажа. В третьей главе Л. упоминает о том, что «разнеслась везде молва, что беспокойная Литва с толпою дерзких воевод на землю русскую идет» — прямая отсылка к началу Ливонской войны (1558–1583).

Читайте также:  Анализ стихотворения Стансы Лермонтова

Единственная реальная историческая личность, которая упоминается в поэме — Иван Грозный. Л. не стремится к хронологической точности, для него главное — сама эпоха, историческая среда. Задачей поэта-романтика становится создание мрачного колорита времени и погружение в него героя. Белинский, указывая на недостатки поэмы, говорил о том, что произведение «…не только слегка начерченное, но даже детское, где большею частию ложны и нравы и костюмы…» [1; VI; 257].

Однако Л. удается передать колорит эпохи, но через призму восприятия человека первой трети XIX в. Используя реальные факты, он добавляет к ним вымысел, внося в поэму условноисторическое содержание. Боярин Орша, по мысли Л., типичный представитель эпохи Ивана Грозного. Он смел, отважен в бою, служит на благо царю («Бывал он в битвах, хоть и стар, / Против поляков и татар»), человек не терпящий лжи («При виде трепетных льстецов / Щипал концы седых усов») [IV; 8], грозный и в то же время он «обиженный» отец. Орша противопоставлен Арсению.

Арсений — романтический герой, его движущее начало — страсть. Главная черта — гордость («…Гордый вид и гордый дух, / Столь непреклонный пред судьбой») [IV; 26]. Это байронический тип, который в отличие от Орши не имеет исторической типизации. Его трудно назвать положительным.

Арсений явно не вписывается в эпоху Ивана Грозного, это романтический герой-индивидуалист. Арсений — «раб» Орши.

Он был взят ребенком в плен и вырос в монастыре под присмотром монахов. Ради любви Арсений совершает преступления: становится разбойником, изменяет своему отечеству. По мысли Белинского: «…Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах личности. Для кого доступна великая мысль лучшей поэмы его “Боярин Орша” и особенно мысль сцены суда монахов над Арсением, те поймут нас и согласятся с нами» [1; т. 7, 37]. Л. поднимает проблему права человека на земное счастье. На суде игумен обвиняет Арсения: «Безумный, бренный сын земли! / Злой дух и страсти привели / Тебя медовою тропой / К границе жизни сей земной» [IV; 20]. «Медовая тропа» — путь греха, который ведет к страданию, но в то же время, по мысли Л., и к свободе.

Арсений не может смириться со своей судьбой, судьбой человека, обреченного стать прахом. «Так вот все то, что я любил! / Холодный и бездушный прах!» [IV; 38] — восклицает он, найдя останки своей возлюбленной.

В основе поэмы лежат конфликт личности и общества, а также нравственный поединок героев. Можно говорить о том, что в поэме не один, а несколько конфликтов (личностный и общественный). В личностном поединке между Арсением и Оршей выигрывает Арсений, который следует за своими убеждениями, любовью. Орша, ведомый гордостью (его дочь, по его убеждениям, не может любить раба), губит свою дочь.

Кульминацией в этом конфликте становится сцена, в которой Арсений врывается в комнату любимой девушки и находит ее останки. В общественном же поединке побеждает Орша, который погибает с честью в борьбе за отечество, когда как Арсений становится предателем. У Арсения нет будущего, нет родины, нет любимой. Он потерян: «Теперь осталось мне одно: / Иду! — куда? не все ль равно, / Иду отсюда навсегда / Без дум, без цели и труда, / Один с тоской во тьме ночной, / И вьюга след завеет мой!…» [IV; 40]. Кульминация второго конфликта — сцена у дуба и разговор Арсения с умирающим Оршей. По мысли Л., невозможно обрести счастье преступлением (предательство родины). Победа Орши куплена дорогой ценой своей жизни и жизни дочери. Им движет понятие семейной чести, основанное на бытовом укладе жизни средневековой Руси, поэтому он не мстит Арсению, а карает его.

В поэме много примет времени, обычаев и проч. Интересно описание внутреннего убранства дома боярина. Одним из главных атрибутов дома благочестивого человека становится икона. Боярин Орша, возвращаясь после долгого отсутствия домой, вносит иконы: «Покои темные кругом / Уставил златом и сребром; / В алмазах, в жемчуге, с резьбой / Повесил в каждом он углу» [IV; 8]. Также «ожившие глаза» лика на иконе предсказывают герою трагические события: «Висят над ложем образа; / Их ризы блещут, их глаза / Вдруг оживляются, глядят — / Но с чем сравнить подобный взгляд? / Он непонятней и страшней / Всех мертвых и живых очей!» [IV; 10].

В поэме присутствуют фольклорные мотивы: сказка Сокола, которая предвосхищает дальнейшее развитие событий («сказка про оскорбленного отца»), эмоционально-символический северный пейзаж. Но в «Боярине Орше» нет той народнопоэтической традиции, которая присутствует, например, в «Песне про купца Калашникова». Л. использует образность, изображая бой как пир («Во все помчалися концы, / Зовут бояр и их людей / На славный пир — на пир мечей!» [IV; 30].); постоянные эпитеты: «темна ночь», «младая дочь», «сине море», «тоска-змея». Но таких элементов не много. Поэма эпична, а не лирична. Отмечалось, что история отношений влюбленных обрисована в духе народных песен и сказок о любви «холопа» к боярской дочери. В. Э. Вацуро указывал на связь сюжета «Боярина Орши» с фольклорной балладой «Молодец и королевна», а также на близость к сюжету баллады «Князь Волконский и Ванька-ключник» [2].

В раннем творчестве Л. можно наблюдать такое явление как «самоповторение», когда поэт пользуется ранее написанным материалом. «Исповедь» (1830–1831) содержит основу поэмы «Мцыри» (1839), стихи из «Джюлио» (1830) переходят в «Литвинку» (1832), большие фрагменты из «Литвинки» и имя героя, Арсений, — в «Боярина Оршу», стихи из «Орши» в «Мцыри» (ср.: «Ты слушать исповедь мою / Сюда пришел, благодарю…» [IV; 20].). «Боярин Орша» становится этапным произведением Л. на пути от раннего творчества к зрелому. Поэма написана четырехстопным ямбом с сплошными мужскими рифмами.

В 1909 г. режиссер Петр Чардырин снял немой художественный короткометражный фильм по мотивам поэмы «Боярин Орша».

Лит.: 1) Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 тт. — М. —Л.: АН СССР. 1953–1959. — Т. 6. — С. 257, 373, 415, 533, 548; Т. 7. — С. 37, 625; Т. 8. — С. 340; Т. 12. — С. 85, 111, 115. 2) Вацуро В. Э. Сюжет «Боярина Орши» // Концепция и смысл: Сб. статей в честь 60-летия проф. В. М. Марковича. — СПб., 1996. — С. 186–196. 3) Дурылин С. Как работал Лермонтов. — М.: Мир, 1934. — С. 65–71. 4) Краевский А. А. Отеч. зап., 1842. — Т. 23. № 7. — Отд. I. — С. 1–2. 5) Меднис Н. Датировка поэмы М. Ю. Лермонтова «Боярин Орша» // Тезисы и доклады XV научной студенческой конференции. — Г., 1962. — С. 14–15. 6) Щеблыкин И. П. М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и литературного творчества. — М.: Русское слово, 2000. — С. 87–88. 7) Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. — М. —Л.: АН СССР, 1961. — С. 87–88.

Арсений, герой поэмы «Боярин Орша»

До нас дошли черновики поэмы «Боярин Орша» и авторизованная копия, где имеется дата: 1836 год. Но при первой публикации поэмы в «Отечественных записках», в 1842 году, редактор А. А. Краевский, близко знавший Лермонтова, сообщал в примечании, что она была написана в 1835 году. При публикации было очень много цензурных пропусков, особенно в главе II. Образ юноши, томящегося в монастыре и рвущегося на свободу из мрачных стен монастыря – тюрьмы, проходит через всё творчество Лермонтова.

Впервые образ этот зарождается в небольшом лирическом стихотворении, написанном юным поэтом при посещении новоиерусалимского монастыря под Москвой («Пред мной готическое здание…» 1830). В тот же период Лермонтов написал небольшую поэму «Исповедь».

Действие поэмы происходит в середине века, в Испании. Её герой, молодой испанский монах, осуждён на казнь за нарушение монашеского обета, который состоял в отказе от жизни и земного счастья. Юноша полюбил молодую монахиню и по законам того времени должен умереть. В своей предсмертной исповеди, которая звучит гордо и независимо, инок отстаивает право каждого человека на жизнь и счастье, бросает вызов небу, высказывает сомнение в догмах церковного учения. Дальнейшее развитие образ монаха, рвущегося на волю, к жизни, находит своё место в поэме «Боярин Орша».

В сцене суда монахов над Арсением поэт развивает те же мысли, что и в «Исповеди». Здесь всё то же утверждение права каждого человека на земное счастье, основанное на идее равенства. Социальная, антикрепостническая тема в этой сцене подчеркнута сильнее, чем в поэме «Исповедь». Здесь отстаивает своё право на счастье раб. Утверждая, что пафос поэзии Лермонтова заключается «в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности», Белинский в статье 1843 года ссылался именно на эту сцену: «Для кого доступна великая мысль лучшей поэмы его (Лермонтова) «Боярин Орша» и особенно мысль сцены суда монахов над Арсением, те поймут нас и согласятся с нами».

В поэмах «Исповедь» и «Боярин Орша» мы найдем немало мест, хорошо знакомых нам по поэме «Мцыри».

Но замысел поэмы «Мцыри» далеко перерастал все предшествующие замыслы о рвущихся на волю иноках. Если там основной пафос заключался в борьбе за права человека на свободу мысли и личное земное счастье, то в поэме «Мцыри» эта тема хотя также занимает видное место, но составляет только часть всего громадного, бездонного содержания поэмы. Пленник русской монастырской тюрьмы XVI века Арсений, герой поэмы «Боярин Орша» (1835 – 1836), является первоначальным очерком характера будущего «Мцыри». Не удовлетворенный и этим опытом создания образа положительного героя, Лермонтов в период полной творческой зрелости осуществляет свой давний романтический замысел в поэме «Мцыри». Творчество Лермонтова в его конкретном изучении не может быть оторвано от общих проблем развития русской и мировой литературы в первой половине XIX века, в частности от проблем романтизма и реализма. Лермонтов как художник представляет значительный интерес не только колоссальным масштабом своего дарования и созданными им непреходящими художественными ценностями, но только тем, что рядом с образцами поэтики романтической он дал образцы поэтики реалистической, но и неповторимой в своем роде творческой «незавершенностью».

Если Пушкин и Гоголь, перейдя от романтизма к реализму, не испытывали творческой потребности в создании романтических произведений, если Тютчев и Фет на всю жизнь остались романтиками, хотя и усваивали достижения реалистической поэтики, то Лермонтов сочетает и сталкивает принципы поэтики реалистической и поэтики романтической, создавая одновременно романтические и реалистические произведения. Незавершенность противоборства романтизма и реализма, динамическое равновесие, установленное между ними, являет собой специфическую особенность лермонтовского творчества в зрелую пору. Подобная незавершенность как специфическая характерность творчества Лермонтова объясняется не только его трагически короткой жизнью. Она коренится в его эпохе, которая так же пребывает в кризисном состоянии. Общественная психология, порождённая этой социально-экономической незавершенностью, когда для современников и самого поэта было ещё не ясно, какие формы примет социально-экономическое развитие России, отразилось в произведениях Лермонтова в существенных, типичных чертах. Такого рода социально-экономическая почва обусловила характер Лермонтовской эпохи и причины подъема романтизма в 30-е годы XIX века в России, когда первая её волна (20-е годы) уже схлынула. Лермонтов близок нашему времени не только в тех произведениях, где он выступает певцом свободы и поэтом-патриотом. Нам бесконечно дороги и его лирические стихи, в которых дивная художественная форма сливается с высоким строем мыслей. В борьбе за воспитание гармоничного человека, которую ведёт наше общество, очень дорога Лермонтовская лирика, утверждающая красоту живой жизни, любовь к ней, зовущая к действию, к борьбе за торжество добра и правды.

Как истинный художник Лермонтов неутомимо и непрестанно искал новые формы и средства поэтического выражения. Его творческая деятельность была прервана в зените расцвета. Он унёс с собою недопетые песни, неосуществленные замыслы новых поэм, романов и драматических произведений. Высоко ценили творчество Лермонтова Лев Толстой, Салтыков-Щедрин и другие великие русские писатели. Огромное влияние оказал Лермонтов на советскую поэзию. О любви к нему писали поэты всех поколений: от Блока и Маяковского до тех, кто живёт и творит в наши дни. Вселенную, мироздание человек, обладающий «чувством правды», воспринимает как свой «всемогущий прекрасный дом». Самое поразительное, что в этом стихотворении Лермонтова нет и тени того «демонического» начала, которое присутствует в других его произведениях, связанных с космической темой. Ещё более поразительно, что в творчестве Лермонтова поставлен вопрос, который сегодня приобрел характер несколько философско-эстетический, как в его время, сколько трагически-апокалипсических быть или не быть роду человеческому, уцелеет ли что-нибудь живое на нашей планете или вся она сгорит в пламени «звёздных войн»?

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» по плану

1. История создания

Стихотворение Лермонтова «Ангел» очаровывает с первых строк. Всё в нём дышит тайной. Шестнадцатилетний юноша, расслышавший песню ангела, — этот образ стоит запомнить, чтобы после сравнить его с мятежом и бунтом будущих лет жизни поэта.

По мнению большинства литературоведов, основой стихотворения, написанного в 1831 году, стало воспоминание о матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой, которую он потерял в раннем детстве.

Материнская колыбельная стала для поэта образом потерянного рая. Самые трогательные стихи Лермонтова о Боге и мироздании выросли оттуда. Одновременно с «Ангелом» поэт создал стихотворение «Моя душа, я помню, с детских лет // Чудесного искала…».

Два произведения связаны темой иного мира, духовного поиска, жажды чуда.

2. Литературное направление

Стихотворение «Ангел» написано поэтом-романтиком. Типичная картина романтического двоемирия явлена в образах земного и небесного, прошлого и настоящего.

Литературное направление — романтизм.

3. Род

«Ангел» — образец духовной лирики. Лирическое начало связано с образом лирического героя, передачей сокровенных ощущений его детства через образы неба.

4. Жанр

«Ангел» — это лирическое стихотворение, но по содержанию и стилистике оно приближается к притче. История о скитаниях ангела в аллегорической форме описывает путь всякой человеческой души.

5. Проблематика

Поэт затрагивает важнейшие проблемы человеческого бытия: тайну рождения и смерти.

Песня ангела повествует о небесном блаженстве и не может сравниться со скучными песнями земли.

6. Тематика

Тема произведения – песня ангела.

Из этой темы вырастают все остальные темы лермонтовского творчества: одиночество, оторванность от мира, внутренний бунт, тоска по миру подлинных ценностей.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что душа, рождаясь на свет, теряет знание о небесной родине и забывает, как общалась с ангелами. Вся земная жизнь – попытка вернуться в райское прошлое, тоска по небесной музыке.

8. Пафос

Пафос стихотворения – тоска по миру, не знающему греха, плач о несовершенстве земли.

Небесным созданиям неведомы ложь и притворство, песня ангела хрустальна и чиста. Опускаясь в мир людей, ангел печалится, не находя покоя.

9. Система образов

Образы стихотворения соотносятся с традиционной христианской символикой. К ним добавляются природные образы неба: месяц, звёзды, тучи.

Два мира, земной и небесный, противопоставлены друг другу. В одном слышатся «печали и слёзы», в другом – песни «о блаженстве безгрешных духов».

Человеческая душа, посылаемая в мир, — жертва всевышней воли. Она обречена на страдания в земном мире, и ангел заранее печалится о том, какие испытания ей уготованы.

10. Центральные персонажи

В стихотворении описаны или косвенно названы следующие персонажи: Ангел, безгрешные духи, великий Бог, человеческая душа.

Бесспорно, важнейшим звеном в этой цепи для Лермонтова является человек, судьба которого не столь завидна, сколь участь ангелов. Душа, рождённая в мир, на время разлучается с божественным блаженством и отправляется в мир страданий.

11. Лирический герой

Проводя аналогию с материнской колыбельной, Д. С. Мережковский в статье о Лермонтове озвучил догадку о том, что душа, несомая ангелом, – это душа самого поэта. В ней живы воспоминания детства, звуки рая.

Читайте также:  Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова

Ангел уносит душу в далёкий и странный мир людей, где она будет вечно чувствовать себя одинокой.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает путь ангела, несущего с неба на землю душу рождающегося ребёнка. Полёт сопровождается чудной песней, в которой ангел рассказывает о блаженстве и любви, Боге и Его святых.

Чем ближе ангел к земле, тем слышнее стенания и слёзы людей. Ангелу жаль новорождённую душу, ведь ей нескоро предстоит воссоединиться с небом. «Скучные песни земли» не заменят ей райской музыки.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии содержится завязка – начинает звучать песня ангела.
  • Во втором следует развитие темы: поэт перечисляет то, о чём поёт ангел.
  • В третьем четверостишии сообщается о молодой душе, которую переносят в мир людей. Здесь же кульминация – звук ангельской песни остался в душе навсегда, теперь она понесёт эту память в мир.
  • Стихотворение завершается мотивом тоски по утраченному раю.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения сочетает в себе общелитературную и церковно-славянскую лексику. Встречаются книжные слова и выражения: «безгрешных духОв», «кущи райских садов».

Автор усиливает художественный эффект с помощью анафоры («он пел»), рядов однородных членов, повторов, инверсии.

Цветовой контраст чёрного полуночного неба и светлой фигурки ангела делает звучание основной мелодии пронзительным, приковывает к себе внимание с первого взгляда.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием.

Поэт использует только мужские рифмы.

Рифмовка – парная или параллельная: ААББ.

Стихотворение состоит из четырёх четверостиший или катренов.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «песни святой», «звук… без слов, но живой», «скучные песни земли»;
  • олицетворения: «И месяц, и звёзды, и тучи толпой // Внимали той песне святой»;
  • метафора: «мир печали и слёз», «звуки небес».

Аллитерации с «п», «л», «н» передают плавное движение ангела, нежность его голоса, лёгкость полёта. Кажется, что он держит «душу младую» с нежностью и теплом.

Изобилие ассонансов с «у» отсылает читателя к глубинным смыслам бытия, по насыщенности звука напоминает церковное пение. Переходы к протяжному «и» расширяют перспективу изображения, вызывают чувство щемящей грусти.

17. Значение произведения

Стихотворение «Ангел» – световая вспышка лермонтовского гения, озарившая весь 19 и 20 век, пронзительное свидетельство о том, что иной мир есть. Поэт коснулся небесных сфер, подарив миру неописуемый опыт путешествия от неба к земле и обратно.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова остаётся в душе каждого человека и приходит на ум в те редкие минуты, когда мы вспоминаем тех, кого уже нет рядом, думаем о прошлом и будущем своей души, задаёмся вопросом о жизни после смерти. Это главные вопросы человеческого бытия, основная загадка мироздания. Вот почему лермонтовский «Ангел» будет актуальным всегда.

19. Моё отношение

Каждая строчка стихотворения «Ангел» — живое волшебство. Музыка, которой наполнено это произведение, на самом деле похожа на песню ангела.

Я очень люблю это стихотворение Лермонтова за его искренность и нежность. Поэт говорит о самом сокровенном: своей тоске о матери, вечном одиночестве на земле. Когда читаешь «Ангела», понимаешь, насколько одинок на свете каждый человек.

20. Чему учит

Стихотворение «Ангел» учит душевной чуткости. Память о прошлом напоминает нам о детстве человеческой души, её близости к небу. Чтобы не терять эту связь, нужно беречь душу от лжи и других искушений. Тогда можно будет услышать ангелов и на земле.

Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

Тема одиночества пронизывает всё творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, и данная элегия не стала исключением. Помимо этого «Ангел» рассказывает читателям о нелёгкой судьбе творческой, возвышенной души, которая попадает на землю. Через метафоры и центральный образ ангела перед читающими раскрывается и тема материнства — рождение ребёнка, чистого и не познавшего ещё ужасы земной жизни.

Стихотворение было написано поэтом в 1831 году. Ангел — символ веры. Будучи посланником Бога, его глашатаем, он вместе с тем обозначает здесь матерь Михаила Лермонтова. Её песни и колыбельные поэт пронёс через всю жизнь. Через эти воспоминания он ощущал её тепло, поддержку и опору. Матерь поэта умерла, когда ему было 3 года. Стихотворение «Ангел» — дань памяти о ней, и потому является для автора наиболее важным произведением.

Эмоционально и по строению стихотворение относится к элегии. Об этом свидетельствует особый пафос, высокий стиль повествования и общее трагичное настроение. Это доказывают и темы данного произведения — одиночество, место поэта в мире, непонимание и вера. Любой человек искусства, преисполненный таланта и надежд, сталкивается с презрением и отторжением со стороны общества. Это Михаил Юрьевич ощущал на себе всю свою сознательную жизнь. Ангел, приносящий в этот жестокий мир новую душу, предрекает, что мир наполнен тоскливыми и скучными песнями, которые душа неизбежно должна слушать. Хотя её всю жизнь будет тянуть к Богу, куда-то выше, чем земная жизнь.

Михаил Лермонтов применяет много эпитетов и метафор, делая стихотворение выразительнее и печальнее. Инверсия как знак высокого стиля также здесь присутствует. По стихосложению это амфибрахий, но разностопный, хотя в среднем встречаются трёхстопные строки. Композиционно произведением состоит из четырёх строф, в которых развивается тема ангела и его приношения в мир новой души. При этом развиваются в едином синтезе тема веры (о чём говорят песни, которые ангел поёт Богу), рождения, матери и места поэта в мире (о чём рассказывают строки про «скучные песни земли»).

Стихотворение «Ангел» крайне важно для восприятия всего творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема одиночества заостряется здесь в образе чистоты души. Тема матери, тревожный, но вместе с тем отдающий теплом для поэта мотив, играет здесь первостепенную роль. Как и всё творчество поэта, произведение пронизано печальным, даже трагическим настроением, о чём и свидетельствует принадлежность стихотворения к жанру элегия.

Вариант 2

Произведение по жанру относится к элегии, посвящено рано ушедшей из жизни матери поэта и имеет основу в виде детских воспоминаний о колыбельных песнях, исполняемых его матерью.

Отнесение стихов к элегии обусловлено их напевной интонацией, возвышенной атмосферой, а также присутствием тоскующего лирического героя в виде младой души, обнимающейся херувимом, от лица которого ведется повествование. Стихотворное содержание произведения выражает религиозную, библейскую и философскую составляющих, подчеркивая их лирическую пафосность, заимствованную поэтом в байроновской романтической поэзии.

Структурная композиция стихотворения представляет собой четыре строфы, которые объединяются единым развитием сюжетной линией, описывающей зарождение в земной жизни нового душевного начала, способного описать величественную красоту мироздания, созданного ангелом.

В качестве стихотворного размера произведения поэтом использована форма разностопного амфибрахия, в основном трехстопного, с включением парной рифмовки, сочетающей мужскую и женскую рифмы, позволяющих придать стихотворению музыкальность, мягкость и напевность.

В стихотворении просматриваются несколько ключевых тематик в виде взаимоотношений поэта и толпы, а также связанной с этим проблемой одиночества и темой веры. С точки зрения автора, поэтическая душа обречена в земном обличии на непонимание и, соответственно, одинокую скуку, но в зарождающейся душе всегда существует надежда на лучшую реальность, на создание чудных мотивов, способных почувствовать истинное человеческое счастье.

Главным образом стихотворения является образ ангела, представленный в виде чистого света и олицетворяющий собой идеал веры.

Среди художественных средств выразительности в произведении применяются разнообразные эпитеты в сочетании с метафорами, а также антитеза, создающие особенную возвышенную и спокойную атмосферу повествования. Кроме того, стихотворение отличается особыми стилистическими фигурами в форме инверсии и анафоры, выражающихся в гармоничной целостности поэтического содержания и придающих ему светлый и печальный характер.

Звуковая сторона стихотворения представляется аллитерацией, ассонансом и использованием слов с преобладанием свистящих и мягких шипящих звуков, передающих ощущение воздушного пространства, которое рассекают ангельские крылья.

Мелодичное и торжественное содержание произведения воспроизводит тихую ангельскую песню, небесную музыку, которые существуют в человеческих душах, заставляя их терзаться в земной жизни из-за необъяснимого желания слышать их вновь и вновь.

Образец 3

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

Стихотворение «Ангел» – эпическое произведение, описывающее полет ангела, который несет душу маленького человека, чтобы она успела воссоединиться с телом до рождения младенца. Ангел поет восхитительную песню о праведной жизни и обещает пока еще невинной душе младенца бесконечный рай. Ночное небо чистое, оно не мрачное и не темное, скорее нежно синее, а украшает небеса сияющий месяц. На фоне звезд и луны, ангел кажется еще светлее. Но реальность далека от небесного наслаждения. Уже с малых лет ребенка ждут слезы, боль, различные испытания.

Юный писатель идеалист, так как считает, что человек пришел на землю, чтобы мучится, испытывать страдания, таким образом, очищая свою душу. Лишь тогда она сумеет обрести покой и вернуться назад на небеса, откуда принес ее ангел. Единственным счастьем, вдохновением, смыслом жизни для этого человека станет песня ангела, которая будет с ним всегда. Музыка небес чудесна, неописуема, она захватывает дух, не похожа ни на один земной звук. Ни одна колыбельная песня не сравниться с песней ангела.

Автор описывает два параллельных мира: небесный и земной. Небесный мир ассоциируется с чем-то божественным и великим, а земной – с простым существованием и окончанием людской жизни. В каждой строфе автор будто бы напоминает, что жизнь человека – это лишь вопрос времени и не стоит бояться смерти.

Стихотворный размер произведения – трехстопный амфибрахий. В произведении Лермонтов использует различные художественные средства: эпитеты и сравнения. Стихотворение «Ангел» в отличие от других его произведений хочется спеть, потому что оно очень нежное, мелодичное. Достичь такого эффекта автору удалось за счет сочетания шипящих и свистящих звуков. Настроение стихотворения постоянно меняется: вначале оно веселое, ясное, умиротворенное, в конце становится грустным.

Подробный анализ стихотворения Ангел Лермонтова для 9 класса

Лермонтов – прекрасный поет классик. Михаил Юрьевич Лермонтов еще с юности начинал пробовать писать стихи. Именно в свои шестнадцать лет он написал стихотворение под названием «Ангел». Оно было написано, если быть точнее, в 1831 году. Литературные критики отводят это стихотворение к самому раннему творчеству. В основу стихотворения были покладены рассказы матери о колыбельной, а также, сама колыбельная, которую пела его мать. Лермонтов в душе романтик, не преминул воспользоваться красивой и нежной песнью, чтобы создать просто шедевр.

Вообще, «Ангел» – это стихотворение эпическое, а также считается критиками – романтическим произведением. Стихотворение состоит из четырех строф, то есть четырех четверостишьев. Сюжет стихотворения весьма оригинален, и ниоткуда не списан и не взят, оно полностью уникально. Сюжет таков – ангел поет песню и несет чистую душу ребенку, который скоро родится на земле. Итак, сам сюжет произведения рассказывает как ангел, чистое и нежное существо с небес, несет в своих объятьях душу, которую собирается подарить телу ребенку, только что родившемуся на земле.

Он собирается воссоединить душу с телом маленького ребенка, еще до того, как он родится и появиться на свет. Когда ангел совершает это длительное путешествие из рая на землю, которую иногда можно даже сравнить с адом, он поет необычайно красивую песню. Песня – нежна, тиха, но тем не менее полна радости, что еще скоро появиться один человечек, который возможно станет хорошим человеком, делающим только добро.

Душа маленького человечка, пока еще полностью безгрешна, ведь она чиста, как лепесток только что распустившегося цветка, и нежна, как тихое дуновение ветерка ранним утром. Ангел, также обещает рай ребенку и причем, вечный. Душа ребенка – безгрешна в тот момент, именно потому для него есть такая возможность, но он обязан дальше вести жизнь только правильную, чтобы даже когда, вырастя, он смог с легкостью попасть в рай на небеса. В песне ангела звучат прекрасные слова предложений о том, как прекрасно жить, не греша на земле, ведь потом людей ждет – рай и только он.

Праведная жизнь – ангел восхваляет ее, и поет о ней, размышляя о смысле безгрешной жизни. Но ангел н самом деле знает, что ребенку предстоит много пройти, и не только тогда, когда он будет маленьким беззащитным ребенком. Но и тогда, когда он будет расти, становясь подростком, юным пареньком, а дальше – взрослым, который может быть измучен людской жадностью, корыстью и подлостью. Он будет измучен болью, которая будет въедаться ему в сердце, так как мир – необычайно жесток и несправедлив. Печаль, горе, болезни и главное – слезы, что облегчают нашу душу, будут постоянно преследовать ребенка, который будет, тем не менее, расти, и возможно, не только физически, но и душевно, что очень важно, чтобы попасть на рай.

Но когда ангел пел эту волшебную песню, размышляя, как о горе, так и о добре, слова – нежные, тихие и радостные, все же оставили след в юной душе маленького ребенка, который вскоре родится на свет божий, не подозревая, сколько горя придется претерпеть, ради того, чтобы остаться всегда честным с самим собой, и попасть в рай – полный блаженств.

Стихотворение «Ангел» – очень мелодично по звучанию слов, хотя это можно понять, ведь в основу сюжета покладено колыбельная о рождении будущем маленького ребенка. Нежность особенно обволакивает читателя, когда он вчитывается в строки произведения Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов знал, как создать эффект именно такой, чтобы нежность и тихая радость обволакивала читателя, когда он читал бы произведение. Звуки слов в стихотворении – шипящие и мягкие, что специально было подобрано писателем Лермонтовым, чтобы добиться такого эффекта – эффекта мягкости и волшебства. Не только эти звуки создают атмосферу загадочности, но именно они руководят всем. Когда в произведении, ангел летит с душой и при этом поет удивительную песню, чувствуется красота слова и звуков. Вообще, песня – является как бы гимном божественному миру, который создал великий Бог.

Лермонтов использовал на протяжении всего произведения контрастные моменты, которые и создали красоту и необычайность стихотворения. Именно эта контрастность создает понятие о рае небесном – и жизни, жизни тяжелой, на земле. Из слов ангела можно понять, что жизнь не только ребенка будет тяжелой, но и самих людей уже является таковой. И только тот, кто все выдержит, не смотря ни на что, будет вознагражден за свои мучения на грешной земле.

Контрастность чувствуется не только в самих словах ангел, который как бы проводит черту между раем и грешной землей, которая бывает иногда схожа с адом. Но и в чувствах, которые проявляются в милозвучности, когда речь заходит сначала о прекрасном рае, а потом – о земле, на которой столько горя.

Анализ стихотворения Ангел по плану

Ангел

Возможно вам будет интересно

У каждого русского поэта образ весны складывается по-разному. Ярким, живым и узнаваемым он проявляет себя в стихотворении С. Есенина «Сыплет черемуха снегом».

Главной темой произведений Лермонтова выступает личность, и её конфликт с окружающим миром. Мятежные герои тщетно борются с действительностью, но в конечном итоге, обречены на одиночество. Лермонтов противопоставляет свободе гнет самодержавия

Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

Произведение представляет собой признание крестьянского поэта самому себе и окружающим, ответ на один из ключевых вопросов, которые ставила в то время жизнь – вопрос об индустриализации.

Произведение являет собой пример того, как поэт может, используя художественные средства выразить эмоции и внутренний мир.

Ссылка на основную публикацию