Герой нашего времени – краткое содержание романа Лермонтова

Краткое содержание по главам романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова

Роман М.Ю. Лермонтова считается психологическим произведением. Это четкий портрет человека, но не одного, а нескольких представителей разных эпох. Автор пытался раскрыть проблему взаимоотношений личности главного героя и современного общества, обнажив человеческие пороки и эгоизм, из-за чего его жизнь превратилась в пытку и потеряла смысл.

Краткое содержание романа «Герой нашего времени» по главам будет постепенно открывать характер главного героя перед читателем. Осуждать его или не осуждать личное дело каждого, но равнодушным он не оставит никого.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1. Бэла

Встреча рассказчика и штабс-капитана Максима Максимыча произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время новые знакомые сблизились. Буран стал причиной вынужденной ночевки в сакле. Коротать время за рассказами было быстрей. Первая история, услышанная от Максима Максимыча, посвящена воспоминаниям четырехлетней давности, когда штабс-капитан был комендантом сторожевой крепости. У него в подчинении находился молодой офицер по фамилии Печорин.

Григорий Печорин молод, красив собой. Умен. Много времени проводя вместе, они сдружились. Парнем Гришка был неплохим, но безбашенным. Характер его был непонятен Максиму Максимычу. Он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя. Как-то раз им прислали приглашение на местную свадьбу в горный аул. Замуж выходила старшая дочь князя.

Веселье было в самом разгаре. Печорину приглянулась младшая дочь хозяина. Звали ее Бэла. Григорий не единственный, обративший внимание на прелестное создание. Разбойник Казбич, присутствовавший на свадьбе, не сводил с девушки глаз. У него был лучший конь на всю Кабарду, что вызывало зависть соседей.

Брат Бэлы Азамат мечтал видеть в конюшне великолепного скакуна. Парень предлагал любые деньги, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бэла, предлагает украсть для него младшую сестру, но в ответ вместо благодарности видит усмешку и слышит очередной отказ. Азамат был взбешен. Между молодыми людьми завязалась драка. Свидетелем неприятной сцены стал Максим Максимыч. Он же и рассказал о подслушанном разговоре Печорину, вернувшись в крепость.

Печорин из всего вышеуслышанного сделал свои выводы. Вскоре по аулу разнеслись слухи, что конь Казбича пропал. После стали известны подробности. Григорий обратился к Азамату с просьбой привести ему Бэлу. Взамен пообещал, что конь будет его.

Азамат ради коня был готов на все. Выкрав сестру, он привез ее Григорию. Казбич, пригнав баранов в крепость, проворонил гнедого. Печорину удалось отвлечь его внимание на себя, чем и воспользовался Азамат. Казбич был взбешен, поклявшись отомстить тому, кто осмелился увести коня. Первой жертвой стал князь. Разбойник убивает отца Бэлы и Азамата, будучи уверенный, что кража коня его рук дело.

Бэла была пуглива и дика. Печорину пришлось много времени и сил потратить на то, чтобы приручить ее. Он нанял для нее прислугу, одаривал подарками. Добившись ее любви, Григорий был счастлив, получив, что хотел, но недолго. Девушка поднадоела ему. Он стал реже появляться дома, стараясь избегать с ней встреч.

Однажды Григорий и Максим Максимыч поехали поохотиться. Возвращаясь домой они услышали звук выстрела. Почуяв неладное, всадники ускорили темп. Вдалеке показалась лошадь Казбича. В седле разбойник был не один. Он держал перед собой Бэлу. Кинжал вонзился ей в спину. Казбич сумел избежать правосудия, ударившись в бега. Бэла умирала в мучениях. Два дня Печорин не отходил от кровати. Умирая, она признавалась ему в любви. После похорон Бэлу старались не вспоминать. Максим Максимыч считал, что смерть для нее лучший выход. Григорий бросил бы ее, а пережить предательство девушка вряд ли смогла. Вскоре Печорина перевели в Грузию. Связь оборвалась.

Глава 2. Максим Максимыч

Попутчики расстались, не предполагая, что вскоре вновь увидятся. Максим Максимыч встретил Печорина, когда тот уже вышел в отставку и собирался уехать в Персию. Штабс-капитан не видел друга, почти пять лет и был несказанно рад неожиданной встрече. Однако Печорин казался безразличным, чем сильно обидел старика. Максим Максимыч долго ждал его в гости, но Григорий не спешил. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он столько слышал.

Статный, привлекательный мужчина. В нем чувствовалась породность. Женщины, несомненно, его любили. Одевался хорошо. Стильно, со вкусом. Улыбаясь, глаза его оставались холодны. Равнодушный и безучастный ко всему.

Когда коляска с Печориным тронулась в путь, штабс-капитан вспомнил, что не успел передать другу бумаги, хранившиеся у него. Бумаги оказались личными записками Печорина.

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Глава 1. Тамань

Глава посвящена опасному приключению, случившемуся с Печориным в Тамани. Однажды он остановился на ночлег у слепого парня. Парень казался странным. Было видно, что он что-то скрывает. Григорий решил проследить за ним. Оказалось, что хозяин дома тайно встречается с девушкой. Встречи происходили на берегу. Они ждали третьего участника событий. Янко появился нагруженный мешками.

Что находилось в мешках, Печорину было неизвестно. Парень на вопросы не отвечал, делая вид, что не понимает о чем речь. Тогда Григорий решил узнать правду через девушку. Она была хитра и быстро поняла, что постоялец догадывается о том, что они занимаются контрабандой. Избавиться от свидетеля, она решила на свидании.

Когда они катались на лодке, девушка попыталась скинуть его за борт, но вместо этого сама оказалась под водой. Ей удалось спастись. Плавать она умела, и волны ей были не страшны. На берегу ее поджидал Янко. Они решили бросить слепого и уехать из города вдвоем. Когда Печорин вернулся домой, то увидел, что лишился своих вещей. Их украли.

Раздосадованный происшедшим, чуть было не погибший от рук контрабандистов, Григорий в спешке покидает Тамань.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(Окончание журнала Печорина)

Глава 2. Княжна Мэри

В этой главе Печорин поведает о своем пребывании в Кисловодске, где ему пришлось провести какое-то время.

Встреча со старым другом юнкером Грушницким скрасила скучные будни. Они недолюбливали друг друга, но тщательно скрывали свою неприязнь. Печорин знал, что сердце юнкера разбила княжна Мэри Лиговская. Он часто подтрунивал над чувствами влюбленного, сравнивая его музу с английской лошадью. Мэри сразу невзлюбила Печорина, зато Грушницкий казался ей интересным молодым человеком, с которым приятно поговорить и неплохо провести время.

В городе происходит знакомство Григория с доктором Вернером. Он нравился Печорину. Мужчина был остр на язычок. Начитан. С ним было нескучно. Когда Вернер заглянул в гости к Печорину, Григорий поделился с ним идеей, как хочет подшутить над Грушницким, переняв внимание княжны на себя.

Вернер сообщает новость о том, что скоро в дом княжны прибудет гостья. Какая-то дальняя родственница. Дама оказалась первой любовью Печорина. В свое время у них был бурный роман, но пришлось расстаться и вот сейчас спустя столько лет они понимают, что чувства не остыли. Вера сказала, где остановилась и пригласила Печорина в гости к Лисовским. Такой расклад был Григорию на руку.

В гостях у Лисовских он был само совершенство. Ухаживал за дамами, шутил, приглашал на танцы. Он не отходил от Мэри, вовремя оказываясь рядом, когда девушке была необходима помощь. К концу вечера княжна смотрела на него другими глазами. Он стал частенько бывать у них в гостях. Мэри ему нравилась, но и Веру он забыть не мог. Вера, видя его душевные терзания, признается, что смертельно больна.

Ухаживания за Мэри не прошли даром. Девушка влюбилась. Печорин был доволен. План удался. Грушницкий, узнав о том, что его любимая потеряла голову от Печорина, был взбешен. Город гудел, что свадьба не за горами. Григорий не торопился признаваться в любви, ожидая, что Мэри первая скажет о своих чувствах. Когда это произошло на одной из прогулок, он решил сказать правду о том, что не испытает к ней никаких чувств.

Для Мэри это откровение стало ударом. Сердце было разбито. Душа растоптана. Григорий сам не знал, за что так жестоко обошелся с ней. Он ценил свободу и боялся быть привязанным к кому-то, искренне полагая, что не способен сделать кого-то счастливым в этой жизни.

Обиженный и оскорбленный Грушницкий не нашел ничего лучше, как вызвать Печорина на дуэль. Доктор Вернер пытался примирить соперников, но Грушницкий не желал идти на мировую. Местом для дуэли стала маленькая площадка над пропастью. Один шаг в сторону и шансов выжить нет. Стрелять первому выпало Грушницкому. Печорин получает легкое ранение в ногу. Следующий выстрел контрольный. Печорин не промахнулся. Грушницкий, сраженный пулей, летит в пропасть.

Вернувшись домой, Печорин видит записку от Веры. Она прощается с ним, предчувствуя скорую смерть. Он летит к ней, чтобы увидеть в последний раз, загнав в усмерть коня. О дуэли становится известно в обществе. Это грозило переводом Печорина в другое место. Перед отъездом он решает навестить княгиню. Княгиня предлагает ему руку и сердце дочери, но Печорин отказывается. Оставшись с Мэри наедине, ему удалось убить в ее сердце любовь парой фраз, заставив возненавидеть себя в ее глазах.

Глава 3. Фаталист

Заключительная глава поведает о двухнедельном пребывании Печорина в казачьей станице. Однажды среди военных зашел спор. Темой жарких дебатов стала судьба, и какова ее роль в жизни каждого. В спор вступил серб Вулич.

Он предлагает офицерам испытать судьбу на себе. Тогда станет ясно, все предопределено свыше или нет. Убежденный фаталист, он придерживался позиции, что если в эту ночь ему не суждено умереть, то, как ни пытайся искушать судьбу, смерть не придет за тобой.

Чтобы другие поверили его словам, он предлагает заключить пари. Согласие выражает один Печорин. Печорин был твердо уверен, что серб сегодня умрет. Приставленный ко лбу Вулича пистолет дает осечку. Вторым выстрелом он пробивает фуражку.

Все стали расходиться по домам. Печорин в раздумьях не заметил труп свиньи, лежащей на дороге, и спотыкается об нее. Животное было перерублено надвое. Люди, попавшиеся Печорину навстречу, гнались за убийцей, боясь, чтобы он еще не натворил бед.

Утром Григорию сообщили, что Вулич убит. Последние слова сербского офицера были «Он прав» и относились они к Печорину, сумевшему прочитать судьбу парня. Убийца заперся в доме, не желая выходить. Печорин решил наказать казака и залез через окно к нему в хату. Чудом ему удалось уцелеть, когда пуля просвистела прямо над головой. Хорошо, что вовремя поспели на помощь другие казаки и схватили преступника.

На этом и заканчивается краткий пересказ психологического романа «Герой нашего времени», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Герой нашего времени

Очень кратко : XIX век. Скучающий молодой офицер, сосланный за провинность на Кавказ, губит молодую черкешенку, компрометирует княжну, предаёт старого друга, после чего уезжает в Персию и умирает, возвращаясь домой.

В оригинале первые две главы написаны от лица странствующего офицера, имя которого в романе не упоминается, а последние три — от лица Печорина, в виде записей в его дневнике.

Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает попутчика — старого штабс-капитана Максима Максимыча, бывшего коменданта крепости на южных рубежах России.

Тот рассказывает ему историю о молодом офицере Григории Печорине, который после какой-то неприятной истории был переведён на Кавказ и поступил под его командование.

Он и Максим Максимыч быстро стали приятелями. Однажды местный горский князь пригласил их на праздник. Там Печорин увидел младшую дочь князя, красавицу Бэлу, влюбился и решил выкрасть девушку из отцовского дома.

От Максима Максимыча Печорин узнал, что младшему брату Бэлы нравится конь Казбича — одного из гостей князя.

Ради коня мальчик был готов на всё и даже предложил Казбичу украсть для него свою сестру, но тот отказался.

Видите, как иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Печорин решил этим восполь­зоваться и пообещал мальчику помочь выкрасть коня у Казбича в награду за Бэлу, Мальчик привёз Бэлу в крепость, забрал коня и исчез навсегда.

Бэла долго тосковала по дому и не отвечала на ухаживания Печорина. Со временем она полюбила его, но он успел к ней охладеть и начал тяготиться ею. Печорина снова одолела скука, и он начал надолго уезжать на охоту, оставляя девушку одну в крепости.

Во время одной из таких отлучек Казбич похитил Бэлу. Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, но Казбич, понимая, что ему не уйти, бросил девушку, смертельно ранив её. Бэла умерла на руках у Печорина.

Утрату он пережил глубоко в себе и о Бэле больше никогда не говорил. Вскоре после похорон его перевели в другую часть.

Максим Максимыч

Вскоре рассказчик снова встретил Максима Максимыча в придорожной гостинице. В это же время, по пути в Персию, здесь остановился и Печорин. Старый офицер обрадовался предстоящей встрече с другом, но тот не спешил увидеться со стариком.

Печорин объявился на следующий день, холодно попривет­ствовал сослуживца и сразу же собрался уезжать. Огорчённый и обиженный Максим Максимыч хотел отдать Печорину его дневник, но тот заявил, что он ему больше не нужен.

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

Максим Максимыч отдал дневник Печорина рассказчику. Опубликовать его рассказчик решился, узнав, что Печорин умер, возвращаясь из Персии домой.

Тамань

Находясь в командировке, Печорин остановился в Тамани, в доме на берегу Чёрного моря, где жила старуха и слепой мальчик. Ночью Печорин заметил, что слепой отправился к берегу моря и решил проследить за ним.

На берегу он увидел, как мальчик и незнакомая девушка передавали какой-то груз мужчине в лодке. Утром, снова увидев девушку, Печорин познакомился с ней и спросил о ночном происшествии, но та не ответила ему. Печорин, догадавшийся, что это были контрабандисты, пригрозил рассказать о них властям. Это едва не стоило ему жизни.

Поздно вечером девушка позвала Печорина на свидание, и они вместе отплыли на лодке в море.

И щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание.

Неожиданно девушка попыталась столкнуть Печорина в воду, но ему удалось удержаться в лодке, сбросить её в море и вернуться на берег.

Позже Печорин снова увидел контрабандистов. На этот раз мужчина уплыл вместе с девушкой навсегда. Слепого мальчика они оставили на произвол судьбы. На следующее утро Печорин уехал из Тамани, жалея, что нарушил покой честных контрабандистов.

Княжна Мери

Печорин прибыл лечиться на воды в Пятигорск, где встретил приятеля — юнкера Грушницкого.

В образовавшемся на водах светском обществе блистали Лиговские — княгиня и её прелестная дочь Мери.

Читайте также:  Родина – краткое содержание стиха Лермонтова

Грушницкий, очарованный княжной, искал повод для знакомства, но Мери не спешила с ним сближаться. Печорин, напротив, подчёркнуто избегал знакомства с ней, чем вызвал её интерес. Об этом он узнал от местного доктора Вернера, с которым сдружился.

Спасаясь от скуки, Печорин решил покорить сердце девушки, понимая, что этим вызовет ревность Грушницкого, уже страстно влюблённого в Мери.

Вряд ли найдётся молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, ‹…› не был этим поражён неприятно.

От Вернера Печорин узнал, что у княгини гостит очень больная родственница, и по описанию понял, что это Вера, его давняя возлюбленная.

У Печорина проснулись забытые чувства. Он начал часто бывать у Лиговских, для отвода глаз ухаживая за Мери.

Печорин искусно дразнил Мери своей холодностью. Постепенно княжна начала думать только о нём и всё меньше внимания обращать на Грушницкого. Тот понимал, что причина — в Печорине, ревновал и подчёркнуто сторонился бывшего приятеля.

Вера тоже начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне. Однажды на прогулке Мери призналась Печорину в любви, но он проявил безразличие, втайне наслаждаясь своим достижением — он влюбил в себя девушку, не зная зачем.

Возвращаясь с прогулки, Печорин подслушал разговор офицеров и узнал, что они задумали забавы ради свести его и Грушницкого на дуэли и подсунуть им незаряженные пистолеты. Они были уверены, что Печорин струсит.

Однажды, спрыгнув глубокой ночью с балкона комнаты Веры, Печорин наткнулся на Грушницкого с товарищами. На следующий день Грушницкий во всеуслышание объявил, что Печорин — любовник Мери.

Оскорбленный Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он рассказал Вернеру о том, что Грушницкий задумал сделать с пистолетами, и доктор согласился быть его секундантом. На дуэли Печорин заявил, что пистолеты не заряжены, и оружие заменили.

Стрелялись на краю обрыва, чтобы даже лёгкая рана была смертельной, а труп списали на черкесов. В итоге Грушницкий погиб.

Узнав о дуэли, взволнованная Вера призналась мужу, что любит Печорина, и муж в негодовании увёз её из города. Только тогда Печорин понял, что Вера дорога ему — она одна любит и принимает его безоговорочно.

Начальство Печорина заподозрило, что тот участвовал в дуэли, и перевело его служить на Кавказ. Перед отъездом он сказал Мери, что не любит её, и в ответ услышал: «Я вас ненавижу».

Фаталист

Батальон Печорина стоял в одной из казачьих станиц. По вечерам офицеры играли в карты. Однажды во время игры зашёл разговор о судьбе — предопределена ли человеку его смерть.

Один из офицеров, Вулич, страстный игрок и фаталист, предложил испытать судьбу.

На спор он взял наугад пистолет, при этом Печорину показалось, что он видит печать смерти в глазах Вулича. Вулич выстрелил себе в висок, произошла осечка, но пистолет был заряжен. Печорин не понимал, почему ему всё ещё кажется, что Вулич сегодня должен умереть.

Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.

Под утро Печорину сообщили, что Вулича насмерть зарубил шашкой пьяный казак. Он понял, что невольно предсказал судьбу несчастному офицеру.

Казак-убийца заперся в хате и сдаваться не собирался, угрожая стрельбой. Печорин решил, подобно Вуличу, испытать судьбу. Через окно он проник в дом, казак выстрелил, но задел лишь эполет Печорина. Казака скрутили и увели, а. Печорина чествовали как настоящего героя.

О произошедшем Печорин рассказал Максиму Максимычу, но тот в судьбу не верил.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов Кратко

Михаил Юрьевич Лермонтов
Роман «Герой нашего времени» Краткое содержание

М. Ю. Лермонтов прославился не только как поэт, но и как мастер прозы. А в прозаических произведениях отчётливо виден неповторимый лермонтовский стиль – ехидный, саркастический, ведьмачий (да-да, это так). Именно в «Герое нашего времени» окончательно сформировался противоречивый характер главного персонажа, Печорина (коего ставили рядом с Онегиным, и заслуженно – персонажи друг друга стоят).

Краткий пересказ сюжетной линии романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Офицер Григорий Печорин «герой» современного мира, о котором говорит автор с читателем. Он невероятно жесток по отношению к окружающим, привык получать всё, что пожелает, не заботясь о последствиях. Так вышло с юной Бэлой, которую он выкрал чуть ли не из-под венца. Едва девушка прониклась к нему чувствами — тут же стала не интересна своему похитителю и вскоре погибла в рассвете девичьей красы.

Запретные женщины часто манили к себе Григория. Вера и вовсе уже была замужем, когда он положил на неё глаз будучи уверен, что безвозвратно влюблён. Но стоило законному супругу узнать об их отношениях и увезти жену подальше, Печорин быстро отвлёкся и позабыл свою возлюбленную.

Но и это ещё не все «заслуги» лермонтовского «героя», он не только недостойным мужчиной проявил себя, но и отвратительным товарищем. Не менее трагичен случай с княжной Мэри, супругой друга Печорина. Герой влюбил её в себя, некрасивая ситуация закончилась дуэлью, на которой пал муж княжны. А старый его приятель Максим Максимыч? Григорий дружил с ним пока ему самому это было нужно, а после и знать его не захотел. Никому и ничего хорошего этот эгоистичный человек не сделал, лишь причинял всю свою жизнь боль, разочарование и даже гибель.

Список персонажей романа «Герой нашего времени» и их краткая характеристика

  • Григорий Александрович Печорин – ключевой персонаж романа. Впервые появился в неоконченном прозаическом произведении «Княгиня Лиговская». Печорин – аналог Онегина, так называемый «лишний человек», а точнее – скучающий великосветский щёголь. Герой и злодей в одном лице, во многом списанный с самого Лермонтова.
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, приятель Печорина и матёрый вояка. Начал службу на Кавказе под началом А.П. Ермолова. Отлично знает быт народов Кавказа.
  • Казбич – один из ключевых персонажей главы «Бэла». Влюблён в девушку по имени Бэла. После того, как Печорин провернул коварный план, украв лошадь и уведя любимую, Казбич решил отомстить обидчику и вскоре осуществил свой план. Интересно, что Казбич жил на самом деле.
  • Бэла – девушка-черкешенка, вскружила голову Казбичу и Печорину. Ужасно огорчалась, когда светский щёголь разлюбил её. Погибла от руки Казбича.
  • Мария/Мери Лиговская – юная княжна. За ней ухаживали Печорин и Грушницкий. Правда, всё кончилось печально: оказалось, что Грушницкий погиб на дуэли, а Печорин – любитель «поматросить и бросить». Результат – расставание княжны и офицера было недружеским.
  • Грушницкий – приятель Печорина. Приятельство постепенно превращается во вражду усилиями самого Григория Александровича. Результат вражды – дуэль и гибель Грушницкого.
  • Вера – любимая женщина Печорина. Только при встречах с ней Григорий Александрович искренен.

Краткое содержание «Герой нашего времени» подробно по главам

Предисловие

Автор не упускает возможности подколоть критиков, коих жутко огорчал Печорин – этакая карикатура на светское общество, так называемых «лишних людей». Мало того, Лермонтов иронически спрашивает недовольных читателей, почему они не желают верить в реальность Печорина и в то же время верят, что могут на свете жить бесы вроде Мефистофеля. И вслед за этим – риторический вопрос на тему «не слишком ли много нелицеприятной правды в Печорине».

Часть первая

1) Бэла

Рассказчик выехал из Тифлиса в Ставрополь. Приближалась ночь, и надо было въехать на Койшаурскую гору, чтобы добраться до почтовой станции. Пришлось нанять повозку с быками и погонщиков-осетин, и начался неторопливый подъём. Однако чуть позже рассказчика ждал сюрприз: сзади приближалась битком набитая повозка, и четверо быков бодро тащили её. А вот пустую повозку шестёрка быков тащила ужасно медленно.

Попутчиком оказался штабс-капитан Максим Максимыч, начавший службу на Кавказе под началом легендарного Ермолова. Штабс-капитан отлично знал нравы осетин: любители обжуливать проезжающих (скомандовали быкам стоять – вот быки и поспешают медленно), да ещё требовать на водку.

Чуть позже, добравшись до вершины горы, рассказчик вместе с попутчиком остановился в сакле. Завязался разговор. Упомянув о том, что достаточно черкесам во время какого-нибудь сборища напиться, чтобы завязать драку, Максим Максимыч начал вспоминать былое.

И в ходе воспоминаний штабс-капитана был упомянут Григорий Александрович Печорин. Довелось бравому вояке прожить целый год с петербургским гостем. И за этот год случилось много интереснейших событий.

И первое из них случилось, когда Максим Максимыч и Печорин отправились на свадьбу. Штабс-капитан был званым гостем – даром что друг старого князя (или, на чеченском языке, кунак). Скептика Печорина ждал сюрприз – знакомство с младшей дочерью князя, девушкой по имени Бэла.

Между тем штабс-капитан заметил своего давнего знакомого – Казбича. Чуть позже Максим Максимыч стал свидетелем разговора между Казбичем и Азаматом (сын старого князя и брат Бэлы). Темой разговора была… лошадь лихого разбойника. Разговор обернулся ссорой, а затем стрельбой.

Дальше было веселее: Азамат сумел увести лошадь Казбича, и Печорин увёз Бэлу. Вскоре юная черкешенка полюбила петербургского повесу. Какое-то время они были вместе, да только однажды Печорин начал вновь ездить на охоту. Максим Максимыч был удивлён и решил поговорить с молодым скептиком. Оказалось, что Григорий Александрович страдает от пустоты своего сердца и мечтает умереть во время путешествия в одну из азиатских стран.

Прошло время, и нежданно появился Казбич. Он похитил Бэлу. Печорин с Максимом Максимычем погнались за разбойником, и догнали его. Поднялась стрельба, однако Казбич успел тяжело ранить девушку, а затем скрылся.

После трёх дней мучений Бэла умерла. Печорин долго грустил, и не говорил о погибшей возлюбленной.

2) Максим Максимыч

В этой главе случилось важное событие: рассказчик смог увидеть своими глазами Печорина и создать своего рода портрет. Интереснее всего были необычные глаза этого повесы. Смеётся Печорин, а его глаза всё так же холодны. Это говорило о постоянной душевной грусти.

Затем завязался не очень долгий разговор Григория Александровича и Максима Максимыча. Штабс-капитан был в большом волнении – давно не видел приятеля. Да вот беда, Печорин торопится уехать в Персию, и уезжает. А записки повесы остались у штабс-капитана.

Рассказчик спокойно забирает записки. Прощание с Максимом Максимычем было сухим, но это неудивительно – старый вояка был ужасно огорчён поведением Печорина.

Журнал Печорина

В предисловии мы узнаём о том, что желание Печорина встретить свою смерть сбылось, и случилось это на обратном пути из Персии в Россию. В путевом дневнике повеса поведал о том, что с ним случилось на Кавказе. Приключений было много, иные из них были смертельно опасными.

1) Тамань

Печорин прибывает в этот город на берегу Чёрного моря (точнее, Керченского пролива). Прибыл персонаж в город ночью, нужно было найти ночлег. Но, как нарочно, все хаты были заняты. А в свободной хате творились нечистые дела.

Печорин сталкивается с подозрительными людьми. Разговаривая с девушкой, молодой офицер неосторожно поведал о том, что может донести коменданту Тамани о недобрых делах. Эти неосторожные слова едва не кончились гибелью Печорина в море.

Позже открылась правда: офицер столкнулся с контрабандистами. Итог встречи – опаснейшее приключение на море и потеря всех ценных вещей.

Часть вторая (Окончание журнала Печорина)

2) Княжна Мери

Печорин подробно описывает свои похождения в Пятигорске и Кисловодске. Здесь щеголеватый офицер встречается с давним приятелем, юнкером Грушницким, а также знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью Мери (имя Мария на английский/американский манер). Также Печорин встречается с доктором Вернером, и узнаёт от него много интересного.

Но не только за княжной Мери ухаживает Григорий Печорин: узнав о появлении давней знакомой, Веры, офицер волнуется. Постепенно завязывается очень напряжённая интрига.

Постепенно приятельство Печорина и Грушницкого перерастает во вражду, и оборачивается дуэлью. Грушницкий гибнет. Печорин возвращается домой, В Кисловодск, находит записки. Одна из них от Веры.

И тогда Григорий Александрович седлает коня и мчится в Пятигорск, ибо понимает, что расстаётся с любимой женщиной навеки. Однако в нескольких километрах от казачьей станицы ужасно усталый конь падает на землю и умирает. Печорин в полном отчаянии. После нескольких часов переживаний щеголеватый офицер наконец-то понимает, что гнаться за потерянным счастьем напрасно.

Вернувшись домой ранним утром, Григорий Александрович спит весь день, просыпаясь вечером. А на следующий день Печорин прощается с княжной Мери. Поведение странно – ибо офицер говорит о том, что он заслужил ненависть. Так и случилось.

3) Фаталист

Как-то остановился Григорий Печорин в казацкой станице и познакомился там с фаталистом по фамилии Вулич. Этот азартный поручик однажды решил поспорить о том, есть ли предопределение или нет. В тот вечер Печорин заметил, что Вулич умрёт, и очень скоро. Поручик решил выстрелить себе в лоб, однако случилась осечка.

Рискованное пари было выиграно. После серьёзного спора поручик решительно пошёл к себе домой. Печорин заподозрил неладное. Когда все разошлись по домам, Григорий Александрович наткнулся на что-то мягкое и мёртвое. Оказалось, что посреди улицы лежит свинья, зарубленная саблей. Виновник безобразия – казак, напившийся чихиря (крепкий спиртной напиток).

Вскоре Печорин узнал страшную новость: Вулич убит. Как это случилось? Поручик столкнулся с пьяным казаком и сдуру задал дебоширу вопрос «кого ты ищешь?». И тогда казак ударил Вулича саблей. Рана была смертельной.

Убийца скрывался в пустой хате. Нужно было обезвредить преступника, но как? И Печорин додумался до дерзкого поступка: проник через окно в хату, едва не получив смертельную пулю. Григорий Александрович помешал казаку-убийце схватить саблю, а чуть позже казаки ворвались в хату и связали преступника.

«Герой нашего времени»: краткое и кратчайшее содержание романа Лермонтова

«Герой нашего времени» – краткое содержание романа М.Ю. Лермонтова, кратчайший пересказ, подробное изложение по главам. Главные герои: Печорин, Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Грушницкий. История создания и значение романа.

«Герой нашего времени» – роман Михаила Юрьевича Лермонтова, написанный в 1838-1840 годах. Считается первым социально-психологическим романом в русской литературе.

В произведении рассказывается о молодом русском офицере Григории Александровиче Печорине, который служит на Кавказе в годы войны с горцами. Описывая его приключения, отношения с женщинами и сослуживцами, автор постепенно рисует психологический портрет «героя нашего времени». В начале повествование ведут неназванный рассказчик-офицер и сослуживец Печорина – Максим Максимыч. В последних трех главах рассказ идет уже от лица Печорина.

В романе сочетаются элементы реализма и романтизма. От реализма в «Герое нашего времени» – детальные описания жизни офицера на Кавказе и общества 1830-х годов. От романтизма – противопоставление героя обществу, возвышенные чувства, экзотическая природа и опасности.

Читайте также:  Люди и страсти - краткое содержание рассказа Лермонтова

Сюжет романа: кратчайшее изложение

Повествование начинается от лица безымянного русского офицера на Кавказе. От немолодого штабс-капитана Максима Максимыча рассказчик впервые слышит о Григории Печорине: служа в крепости, этот молодой прапорщик выкрал и соблазнил дочку горского князя Бэлу, которую затем похитил и убил разбойник Казбич (глава «Бэла»).

Чуть позже Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина во Владикавказе. Тот очень холодно приветствует бывшего сослуживца, и Максим Максимыч чувствует себя обманутым в лучших чувствах. В сердцах он отдает рассказчику журнал Печорина – записки, которые ранее хранил (глава «Максим Максимыч»).

В дальнейшем рассказчик узнает о смерти Печорина и издает его журнал. В записках рассказывается, как Печорин в приморском городке Тамань едва не погиб от рук контрабандистов («Тамань»). О том, как в Пятигорске и Кисловодске он играл с чувствами княжны Мери и убил на дуэли молодого сослуживца Грушницкого, но упустил свою настоящую любовь – Веру («Княжна Мери»). Как после мистической гибели офицера Вулича решил испытать судьбу и голыми руками обезвредил обезумевшего вооруженного казака («Фаталист»).

Хронология повествования нарушена, фабула и сюжет не совпадают. Если расположить главы по времени, то они должны идти вот в такой последовательности: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Однако Лермонтов не ставил себе цель рассказать историю Печорина строго хронологически: в центре его внимания – психологический портрет, и каждая глава добавляет к нему все новые штрихи.

Иллюстрация П.Л. Бунина к роману «Герой нашего времени». Источник: РИА Новости

Полный текст и аудиокнига

В формате аудиокниги произведение М.Ю. Лермонтова можно послушать на YouTube.

Краткое содержание «Героя нашего времени» по главам

Предисловие ко второму изданию

Автор отвечает на претензии к книге, объясняя, что не ставит Печорина в пример и не показывает себя в лице главного героя. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – объясняет Лермонтов. Однако он не собирается лечить пороки общества: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Повествование ведется от лица неназванного офицера, служащего на Кавказе. Однажды по дороге из Тифлиса он встречается с Максимом Максимычем – немолодым простодушным штабс-капитаном. Тот рассказывает историю о своем приятеле, прапорщике Григории Александровиче Печорине.

Вместе с Максимом Максимычем Печорин служил в крепости за Тереком, построенной для защиты от горцев. Прапорщику Печорину на свадьбе у местного князя приглянулась его дочь Бэла, к которой сватался еще и разбойник Казбич. Печорин помог брату Бэлы украсть у Казбича прекрасного коня, а тот взамен помог Печорину похитить свою красавицу-сестру.

Ухаживаниями Печорин добился любви Бэлы, но затем быстро к ней охладел. Бэла затосковала. Однажды, когда она вышла на прогулку, девушку схватил и увез Казбич. За разбойником бросились в погоню, и тогда он смертельно ранил Бэлу.

«Максим Максимыч»

Рассказчик и Максим Максимыч встречаются через несколько дней после расставания во Владикавказе. Через город как раз проезжает Печорин – он уже вышел в отставку и держит путь в Персию. Максим Максимыч думает, что старый друг будет рад его видеть. Но тот приветствует штабс-капитана очень холодно и отказывается задержаться, чтобы с ним поговорить. Печорин уезжает, Максим Максимыч чувствует себя преданным и разочаровывается во всем молодом поколении. Он отдает рассказчику записи Печорина, которые все это время хранил.

Журнал Печорина. Предисловие

Не так давно Печорин умер, возвращаясь из Персии, сообщает рассказчик. В связи с этим новый владелец записок решился их издать:
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю».

«Тамань»

Печорин приезжает в Тамань – «самый скверный городишко из всех приморских городов России». Он видит, как контрабандисты разгружают груз на берегу. Девушка – сообщница контрабандистов – заманивает его к морю и пытается утопить, опасаясь доноса. Офицер спасается, выбросив ее из лодки. Девушка вместе с сообщником-контрабандистом навсегда уплывают из Тамани. Печорин сожалеет, что невольно разрушил привычную жизнь «честных контрабандистов».

Иллюстрация Владимира Бехтеева

«Княжна Мери»

Печорин приезжает на воды. Он знакомится с княжной Мери, дочерью княгини Лиговской. Здесь же Печорин снова встречает Веру – свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за другим.

Печорину Мери безразлична, но ради развлечения и для отвода глаз от романа с Верой он начинает ухаживать за княжной и добивается ее любви.

У Печорина происходит конфликт с юнкером Грушницким и другими офицерами. Они дерутся на дуэли. Противники подсовывают Печорину незаряженный пистолет. Но он знает об обмане: когда Грушницкий стреляет и легко ранит его, Печорин велит перезарядить свое оружие и убивает соперника.

Из письма Веры Печорин узнает, что она призналась мужу в измене и уехала из города. Он бросается за возлюбленной, но его обессиленный конь умирает. Печорин рыдает в степи.

Вернувшись в город, Печорин объясняет Мери, что никогда ее не любил.

Из-за подозрения в дуэли его ссылают служить в крепость к Максиму Максимычу.

Михаил Врубель, иллюстрация «Дуэль Печорина с Грушницким»

«Фаталист»

Однажды в офицерской компании спорят о предопределении. Офицер Вулич предлагает Печорину пари, чтобы испытать, может ли человек сам распоряжаться своей судьбой. Вулич снимает со стены случайный пистолет, приставляет ко лбу и спускает курок. Пистолет оказывается не заряжен. Печорин признает поражение в споре, но остается удивлен: ему казалось, что на лице Вулича он видел выражение, свойственное людям, которые скоро погибнут.

Ночью Печорин узнает, что Вулич убит – он наткнулся на пьяного казака, который зарубил его шашкой. Пораженный странным совпадением, Печорин решает сам испытать судьбу. Он через окно врывается в дом, где заперся убийца, и обезвреживает его. Значит ли это, что нужно верить в предопределение, он не понимает.

Иллюстрация Миграна Сосояна

«Герой нашего времени»: история и значение романа

«Герой нашего времени» принадлежит «к числу самых замечательных и самых увлекательных книг» русской литературы, рассказывал видный советский лермонтовед Ираклий Андроников. Причину этому он видел в главном герое: Печорин вроде бы отрицательный, но в то же время очень притягательный персонаж. Его безжалостность и эгоизм сочетаются с большим умом, храбростью, искренностью с самим собой.

История создания

Фамилия Печорина впервые появилась в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Это произведение о жизни петербургского света Лермонтов начал создавать в 1836 году. Роман должен был стать своего рода ответом пушкинскому «Евгению Онегину». Не зря Лермонтов назвал главного героя Печориным (от названия реки Печоры, как «Онегин» – от реки Онеги).

Однако характер и даже внешность Печорина из «Княгини Лиговской» и Печорина из «Героя нашего времени» сильно отличаются, это разные произведения и разные персонажи. По сюжету «Княгини Лиговской», Печорин влюблен в женщину по имени Вера, которая вышла замуж за другого.

Свой первый роман автор так и не дописал. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов создал стихотворение «Смерть поэта» и за дерзкие стихи был сослан на Кавказ. Проведя в ссылке год, писатель отказался от прежнего замысла и создал новый роман, куда перешли имена Печорина и Веры.

В «Герое нашего времени» Лермонтов описал Кавказ с точностью, поражавшей современников. В произведении они обнаруживали и реального слепого мальчика из Тамани, и ту самую хату на краю города; отдыхавшие летом 1837-го в Пятигорске и Кисловодске узнавали прототипы доктора Вернера, Грушницкого, княжны Мери.

«Герой нашего времени» был написан достаточно быстро. Летом 1838 года Лермонтов утверждал, что ничего не пишет, а спустя девять месяцев уже вышла первая из повестей – «Бэла». Еще через десять месяцев роман был готов целиком и одобрен цензурой.

Учитывая, что в это время Лермонтов служил в полку в Царском Селе, постоянно ездил в Петербург и создал целый ряд других произведений, остается только удивляться, когда он успевал спать и работать над романом, констатирует Ираклий Андроников.

Композиция романа и образ Печорина

Автор избрал для романа необычную композицию. Главы-повести расположены в свободном порядке, хронология событий намеренно нарушена. Нет привычных описаний детства и юности главного героя. Замалчиваются ключевые события его биографии: непонятно, например, за что именно Печорин сослан на Кавказ (в черновик упоминалась дуэль в Петербурге, но затем Лермонтов убрал эти слова).

Необычную структуру «Героя нашего времени» принято объяснять тем, что это не история жизни Печорина, а «история души». Лермонтов показывает героя постепенно и с разных сторон. Первым читателям поначалу даже было неясно, кто здесь главный герой: Печорин или Максим Максимыч?

В первых двух повестях Печорин описывается с чужих слов, и впечатление складывается не в его пользу. В «Бэле» это загадочный и коварный человек, своей запретной любовью погубивший Бэлу и ее семью. В «Максиме Максимыче» – высокомерный эгоист, обидевший старого друга.

Однако оставшуюся часть романа составляют записки Печорина, и они заставляют взглянуть на героя совсем иначе. Это уже не скучающий офицер, умеющий подчинять себе других, но и умный, обаятельный, тонко чувствующий человек. В «Тамани» он демонстрирует храбрость и склонность к романтике; в «Княжне Мери» – способность к глубоким чувствам и самоанализу; в «Фаталисте» – свою философскую сторону и хладнокровие.

Читатель остается в недоумении: почему же столь талантливый человек растрачивает свои силы попусту? Неужели это и есть герой поколения, «не способного более к великим делам для блага человечества»?

Значение романа

Советские исследователи порой называли «Героя нашего времени» общественно-политическим романом: объясняли, что Печорину в николаевской России не хватало возможности выразить себя в борьбе за народную свободу, порвать с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова противопоставляли поколению декабристов.

Однако эти объяснения многим кажутся натянутыми: стоит ли искать в произведениях аристократа Лермонтова революционный подтекст?

В «Герое нашего времени» размышления об обществе есть, но не меньшую роль играют рассуждения о человеческой душе, смысле жизни, добре и счастье. Это первый психологический русский роман, ставший зерном русской психологической прозы, и одновременно – первый философский русский роман, где поступки главного героя осмысляются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.

Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  1. Основные персонажи
  2. Пересказ в тезисах
  3. Краткое содержание по главам
  4. Предисловие
  5. Часть первая
  6. Бэла
  7. Максим Максимыч
  8. Журнал Печорина
  9. Тамань
  10. Часть вторая
  11. Княжна Мери
  12. Фаталист
  13. Основная идея романа

Краткое содержание «Героя нашего времени» Лермонтова описывает суть произведения, сюжет и основную авторскую мысль. В сюжете романа демонстрируются пороки, которые были присущи современникам автора. Нравы молодых людей, характеры которых прослеживаются и в кратком содержании произведения «Герой нашего времени», имеют массу сходств с поведением молодежи и в наше время.

Интересны не только фабула и сюжет «Героя нашего времени», но и то, как построен роман. Начинается он от имени автора, продолжается в форме рассказа Максим Максимыча, а после повествование ведется от имени самого главного героя.

Основные персонажи

Главные герои

  • Рассказчик – путешествует по Кавказу, собирает интересные истории и знакомит с ними читателя.
  • Григорий Печорин – офицер знатного рода, с состоянием. Ему быстро наскучивает все, чем бы он ни занимался. Эгоистичный, беспринципный, умеет влиять на окружающих.
  • Максим Максимыч – военный. Встретил главного героя в крепости, именно он пересказывает автору историю о Бэле. Доверчивый, искренний, но твёрдого нрава.
  • Бэла – черкешенка. Красавица, веселая и простая.
  • Мери – юная княжна. Ищет хорошую партию, верит в любовь и благородство людей.

Другие персонажи

  • Казбич – торговец-черкес. Ревнивый, гневливый, хитроумный и жадный.
  • Грушницкий – молодой юнкер. Не отличается умом, гордец, тщеславен, небогат.
  • Вера – замужняя женщина, бывшая возлюбленная Печорина. Принимает его таким, какой он есть, знает о всех недостатках.
  • Вулич – сербский военный. Отчаянный и смелый, верит в судьбу.
  • Доктор Вернер – обаятельный приятель Печорина. Схож с ним по характеру, понимает его.
  • Азамат – младший брат Бэлы. Любит деньги и роскошь.

Пересказ в тезисах

На Кавказе рассказчик встречает штабс-капитана Максима Максимовича. Пожилой мужчина рассказывает ему историю о своём сослуживце Григории Печорине и красавице Бэле.

Григорий влюбляется в черкешенку на свадьбе её сестры. Крадет и постепенно завоевывает сердце красавицы. Девушка проникается к нему чувствами, живя в лагере русских офицеров. Ревнивый Казбич, который планировал жениться на Бэле, крадет и убивает её.

Вторая история. На гостином дворе встречаются старый капитан и Григорий. Печорин ведёт себя холодно. Старик обижается, но виду не показывает. Григорий уезжает в Персию. Капитан передаёт его записки рассказчику.

Третья история. Григорий оказывается в Пятигорске. Встречает Грушницкого — знакомого юного служивого. Тот влюбляется в Мери, которая сначала отвечает ему взаимностью. Герой встречает бывшую возлюбленную Веру и возобновляет с ней отношения. Однако для отвода глаз ухаживает за Мери. Грушницкий вызывает Григория на дуэль, но сам погибает от его выстрела. С целью потешить самолюбие, Печорин влюбляет в себя юную княжну. Вера признается во всем мужу, они покидают город. Григорий грубо ведёт себя с Мери, которая рассказывает ему о своих чувствах. Он отвергает предложение княгини Лиговской о женитьбе на ее дочери.

Четвёртая история. В казачьем полку Печорин спорит о судьбе с сербом Вуличем. Тот не верит, что ему суждено умереть в тот вечер, и на спор стреляет себе в висок: выходит осечка, Тем не менее, этой же ночью его таки убивает пьяный казак. Печорин размышляет о судьбе, предопределении и фатализме.

Краткое содержание по главам

Ниже представлено по главам краткое содержание романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Предисловие

Рассказчик обращается к молодому поколению, сетуя, что тем, кто читает книгу, обычно нет дела до нравственности и критики, поэтому предисловиями они не интересуются. Он расстраивается, что публика в России пока молода и простодушна и не может понять весь скрытый смысл произведения, который передает писатель.

Далее автор поведывает, как подвергся нападкам из-за того, что многие решили, что им навязывают бесстыдное поведение героя нашего времени. Однако другие при этом нашли некоторые черты в себе или знакомых. Автор объясняет, что никакого оскорбления эта книга не подразумевала.

Читайте также:  Смерть поэта - краткое содержание стихотворения Лермонтов

Героем нашего времени изображен не конкретный человек. Это обобщенный персонаж, в котором собраны воедино негативные качества современников. И если герой так задел публику, не значит ли это, что каждый нашел в нем что-то от себя и возмутился?

Повествователь не ставил цели изобличить все пороки человечества, а лишь желал нарисовать современный образ. Как исправить эти пороки в себе, люди должны решать самостоятельно.

Часть первая

Рассказчик путешествует по горам Кавказа и на одном из перевалов сводит знакомство со штабс-капитаном. Им предстоит путь до Ставрополя. Но начинается снежная буря, и попутчики, решая переждать ее, прячутся на ночлег. У огня пожилой мужчина рассказывает интересные истории о службе.

В крепость к ним перевели офицера. Молодой и состоятельный Григорий Александрович Печорин никогда ранее не бывал на Кавказе. Вел себя странно, то на кабана один ходил, то вздрагивал от стука ставни. Однако, по всей видимости, был не беден и имел много дорогих вещей.

Как-то раз Максим Максимыча и Печорина позвали на бракосочетание к местным жителям. Там Григорий впервые увидел Беллу, младшую сестру невесты. Девушка была юна и прекрасна. По обычаю, она приветствовала всех присутствующих и обратила внимание на русского офицера. Однако кроме Печорина, на черкешенку положил глаз местный торговец Казбич.

В доме было очень душно. Выйдя оттуда, капитан стал свидетелем спора между сыном князя Азаматом и Казбичем. У торговца имелся замечательный конь, который приглянулся княжичу. Он просил отдать или продать его, но Казбич не соглашался. Тогда Азамат предложил ему обмен на сестру Бэлу. Торговец дает категорический отказ.

Позже капитан рассказал о произошедшем Печорину. Тот задумал план. Каждый день, когда Азамат приходил в крепость, Григорий заводил разговор о коне Казбича. С каждым разом княжий сын становился грустнее, и в очередной раз Печорин пообещал достать ему жеребца, если Азамат привезет к нему Бэлу.

Казбича зазвали в крепость, и он оставил коня на улице. В этот момент Азамат привез Бэлу. Печорин отдал ему коня, и княжич сбежал на нем в неизвестном направлении. Торговец был в отчаянии, не имея возможности догнать похитителя, и ушел, затаив обиду.

Печорин поселил девушку в смежной комнате. Сначала она не подпускала его, но постепенно привыкала к новому положению. Григорий решил инсценировать свой отъезд, провоцируя Бэлу на признание. В это время Казбич убивает отца девушки.

Роман Бэлы и Григория постепенно развился. Капитан проникся к ней отеческими чувствами, так как своей семьи у него не было, но все чаще Печорин начал пропадать на охоте, игнорируя Бэлу. Девушка стала тихой и грустной, думая, что он ее больше не любит. Капитан решился на разговор с Григорием, и тот признался, что он быстро увлекается и быстро остывает. Так произошло и с Бэлой.

В это время в лагерь прокрался Казбич и пока никто не видит украл Бэлу. Девушка успела поднять крик, за ними началась погоня, в числе преследователей был Печорин. По пути коня Казбича ранили, черкес упал и скрылся в горах. На земле остались лежать лошадь и Бэла с кинжалом в спине. Через два дня девушка умерла.

Рассказчик и капитан прощаются в одном из местных городов без надежды на встречу.

Убийство Бэлы

Максим Максимыч

По дороге рассказчик останавливается во Владикавказе на постоялом дворе, где встречает Максим Максимыча. Неожиданно становится известно, что в этом же месте остановился Печорин. Штабс-капитан просит лакея доложить немедленно Григорию, что он здесь и очень ждет встречи. Но Печорин не торопится приходить. Почти целый день Максим Максимыч сидит на лавке и ждет прихода старого знакомого, но тот так и не появляется.

Наконец, штабс-капитан отбывает по делам службы и возвращается Печорин. Повествователь находит его миловидным, но схожим с тридцатилетней барышней по повадкам. Его походка, манера держаться выдают человека светского, аккуратного и сдержанного, возможно даже скрытного. Рассказчик видит, что Печорин спешно собирается уезжать, отвлекает его и напоминает о Максим Максимыче. В это время штабс-капитан возвращается на постоялый двор, где видит Григория. Старик бежит обниматься к нему, как к старому товарищу, но молодой человек лишь сдержанно протягивает руку. Он почти ничего не рассказывает о себе, лишь немного меняется в лице при упоминании о Бэле. После, не уделив Максим Максимычу ни минуты, садится в коляску и уезжает, по его словам, в Персию.

Старый капитан обижен и расстроен. С рассказчиком начинает разговаривать грубо, считает, что молодежи ничего не надо, и уже собирается уходить. В ответ повествователь просит передать ему записки Печорина, которые тот не захотел забирать. Штабс-капитан отдает бумаги.

Журнал Печорина

Рассказчик узнает, что по дороге из Персии Печорин скончался. Однако радуется тому, что теперь может поведать об истории его души, которую Григорий раскрыл на страницах своего журнала.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Предсказание» по плану

1.История создания

Стихотворение «Предсказание» написано 16-летним Лермонтовым в 1830 году.

Юному поэту были близки революционные настроения, ведь его детство было овеяно воспоминаниями о страшной расправе над декабристами в 1825 году.

Кроме того, в 1830-м году по России прокатилась серия «холерных бунтов», в результате которых пострадали многие помещики. Так, восставшими крепостными был убит брат прадеда поэта.

Эти кровавые события не могли не оставить след в чуткой душе Лермонтова.

Удивительным образом «Предсказание» стало явью, спустя несколько десятков лет. События 1917 года (революция) стали следствием давно зревшего в народе сопротивления.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в романтическом ключе. Сама форма предсказания отсылает к образу поэта-пророка, разработанному романтической школой.

Также для романтиков характерны мотивы бунта, противоборства, сопротивления.

3. Род

Данное произведение является лирическим. Оно кратко излагает личный взгляд автора на русскую историю.

4. Жанр

«Предсказание» – образец философской и гражданской лирики. В нём соединились человеческая наблюдательность и поэтическая прозорливость Лермонтова.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему самодержавия в России. Интересуясь современной ему историей, Лермонтов глубоко переживает ситуации социальной несправедливости и понимает, что терпение народа не безгранично.

6. Тематика

Тема стихотворения: историческое будущее России. Поэт предсказывает падение монархического режима и приход к власти нового вождя.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что Россию ожидает неизбежный кровавый переворот. Будет повержен царь, и многие люди пострадают невинно. К власти придёт жестокий и сильный человек, за которым пойдёт основная часть общества.

8. Пафос

Стихотворение наполнено уверенностью в том, что предсказанное сбудется. Его пророческий пафос поражает.

Автор с детальной точностью описывает появление новых социальных сил и описывает их предводителя, «мощного человека».

9. Система образов

Образы стихотворения напоминают фрагменты Апокалипсиса – той части Евангелия, в которой говорится о Конце Света. «Мощный человек» с ножом в руке смутно напоминает фигуру антихриста.

О том, что его приход будет не благостным, говорят образы смерти и опустошения русской земли: «смерть и кровь», беззащитные женщины и дети, чума, голод, кровавое зарево.

Цветопись стихотворения навевает мрачные ассоциации. Чёрный и алый цвет рисуют перед нами картины мировой трагедии.

10. Центральные персонажи

Главный герой стихотворения – «мощный человек». «И будет всё ужасно, страшно в нём», – сообщает автор.

За личностью вождя революции скрывается более мощный и древний образ антихриста, несущего разрушение и погибель. В то же время лермонтовский герой одет в традиционный для романтиков плащ, имеет «высокое чело», чем напоминает другие демонические образы, вышедшие из-под пера Лермонтова.

Этому персонажу противопоставлен русский народ, терпящий холод, голод и боль. Народ всегда обречён на страдание, от которого не избавит даже свержение царей.

11. Лирический герой

Лирический герой не участвует в событиях, а предсказывает их. Перед нами подспудно возникает образ пророка, предчувствующего грозную пору в истории отечества.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает события будущего. Россию ждёт «чёрный год» – время ломки старых устоев. Будет свергнуто самодержавие, народ осиротеет, вдовы и сироты будут мучиться от болезней и голода.

На фоне алого зарева появится народный предводитель, которому будет неведома жалость. Он будет держать в руках «булатный нож», а жертвенным агнцем, как всегда, окажется русский народ.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Предсказание» написано на одном дыхании, как неразрывное синтаксическое целое.

Тем не менее, можно выделить три части:

  • завязку («настанет чёрный год»),
  • развитие действия (народные бедствия)
  • и развязку (приход «мощного человека»).

14. Художественные особенности

Язык стихотворения построен на книжной лексике, соответствующей жанру предсказания. Такие слова, как «глад», «чело», «сей» задают высокий тон повествования.

Эпитеты «чёрный», «ужасный», «страшный» прямо указывают на необратимый характер изменений, гибельные последствия грядущего переворота.

Характерно, что поэт не призывает читателя защитить царя или поскорее свергнуть монархию. Он лишь констатирует неизбежное и разворачивает перед нами страшные картины грядущих бедствий.

Любопытен синтаксис текста: перед нами одно сложное предложение, осложнённое множеством придаточных конструкций. Для автора важно передать мысль в её целостности, неразрывности. Так он подчёркивает тесную связь действий с их следствием.

Ряды однородных членов и восклицательное междометие усиливают впечатление трагедии.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пятистопным ямбом с мужской рифмой.

Используется парная рифмовка (ААББ). Это придаёт стихотворению динамичности.

Стихотворение не разбито на строфы. В нём 18 строк, не разделённых на двустишия или четверостишия. Две итоговые строки являются выводом произведения.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «России чёрный год», «с возвышенным челом»;
  • олицетворения: «станет глад терзать», «чума начнёт бродить»;
  • метафора (близкая к образу-символу): «царей корона упадёт».

Аллитерации («т», «с», «г», «з», «р») нагнетают атмосферу сдвига, катастрофы.

Ассонансы («а», «и», «у», «о») передают трагизм происходящего.

17. Значение произведения

Стихотворение «Предсказание» является пророческим. Оно предвосхитило историческое развитие России и предупредило об опасных последствиях социального переворота.

В символической форме Лермонтов описал не только гибель отечества, но и всего света, захваченного властным человеком с демоническими намерениями.

18. Актуальность

Произведение актуально и сейчас, спустя сто с лишним лет поле Октябрьской революции. Её последствия чувствуются русским народом до сих пор.

Революция коренным образом изменила национальную историю и культуру, поменяла образ мыслей и картину мира наших соотечественников.

Предостережение Лермонтова читается сегодня так, как будто он жил в начале ХХ века и был очевидцем тех событий.

19. Моё отношение

Стихотворение «Предсказание» потрясло меня до мурашек. Насколько хорошо нужно было чувствовать своё время и то, чем живёт народ, чтобы с безошибочной точностью предугадать картины будущего!

Я восхищаюсь талантом Лермонтова и понимаю, почему его считают классиком русской литературы.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас внимательному отношению к знамениям времени, человеческой мудрости и хорошо продуманным решениям. Если бы люди научились договариваться, кровавая драма русской истории не стала бы необходимостью. Не произошло бы убийство царской семьи, не пострадали бы сотни тысяч невинных людей. Мир изначально несовершенен, но иногда отход от путей правды грозит необратимыми последствиями.

Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова

Тема революции и связанных с ней преобразований в обществе всегда волновала русских поэтов-романтиков. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, чье произведение «Предсказание» стало ярчайшим тому подтверждением. Краткий анализ «Предсказание» по плану позволит лучше разобраться в стихотворении и подготовиться к уроку по литературе в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Предсказание.

История создания – Стих написан в 1830 году.

Тема стихотворения – Мрачное предсказание гибели самодержавия в России.

Композиция – Стихотворение состоит из двух частей: в первой части автор описывает страшные события, связанные с гибелью самодержавия, во второй – описывает пугающий образ человека, который станет виновником всех изменений.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с парной рифмой.

Метафоры«черный год».

Эпитеты«смрадные», «черные», «печальные».

Олицетворения – «чума начнет бродить среди печальных сел…», «станет глад сей бедный край терзать».

История создания

Бунтарское произведение написано в 1830 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 16 лет. Он был полон юношеского максимализма и желания принимать активное участие в жизни общества. Молодого поэта глубоко волновали все те перемены, происходившие в государстве, и он не мог оставаться равнодушным и спокойным.

Большое влияние на Михаила Юрьевича оказали кровавые события, которые в свое время всполошили всю Россию – казнь декабристов и ссылка на каторгу сотен участников декабристского движения. Последовавшее ужесточение царского режима сказалось на всех слоях общества, и народ буквально задыхался от монаршей тирании.

Также есть предположение, что «Предсказание» было написано Лермонтовым под влиянием холерных бунтов 1830 года. Доведенные до крайней степени отчаяния люди устраивали страшные побоища. В результате одного из них погиб родной брат бабушки Юрия Михайловича.

Данное произведение оказалось удивительно пророческим: спустя 87 лет после его написания Россия погрязла в « смерти и крови » Октябрьской революции.

Центральная тема – предвидение страшного периода в истории России, когда « царей корона упадет ». Речь идет о свержении самодержавия, которое к началу 20 столетия стало утрачивать свои позиции.

Несмотря на то, что Лермонтов не поддерживает самодержавие в той форме, в какой оно существовало в николаевскую эпоху, он понимает, что анархия и полное отсутствие власти куда страшнее даже самой жесткой монархии.

Одновременно со свержением старой власти неизменно падет и закон. Новый же порядок не сможет создать стабильности, что приведет к страданиям и многочисленным смертям « невинных ». Автор уверен, что насилие способно породить только насилие, и в результате всех кардинальных изменений будут страдать лишь обычные люди.

Композиция

Композицию произведения условно можно разделить на две части. В первой части автор прогнозирует наступление страшного, смутного времени, в деталях описывая все ужасы грядущих перемен.

Во второй части акцент сделан на личности « мощного человека » – главного зачинщика всех изменений в привычном социальном и политическом устройстве России.

В своем произведении молодой поэт мыслит, рассуждает, пытается прогнозировать будущее России, из чего следует, что стихотворение написано в жанре философской лирики.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с парной рифмой. Произведение написано одной строфой – этим приемом автор хотел показать неразрывность и неотвратимость всех событий.

Средства выразительности

В произведении Лермонтова «Предсказание» анализ стихотворения основан на использовании различных средств выразительности, с помощью которых автору удалось создать соответствующую атмосферу.

Ощущение мрачности и безысходности нагнетается при помощи двух основных цветов: черного – цвета зла, и красного – цвета крови. Дополняют роковой образ будущего России и соответствующие эпитеты (« смрадные», «черные», «печальные »), метафор (« черный год ») и олицетворений (« чума начнет бродить среди печальных сел…», «станет глад сей бедный край терзать »).

Ссылка на основную публикацию