Кавказский пленник – краткое содержание произведения Лермонтова

Кавказский пленник

В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!
Мечтою летит он в Россию, где провел молодость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрел рабство. Теперь он желает только смерти.
Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.
Много дней подряд окованный пленник пасет стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мед и пшено, делит с ним трапезу и поет песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.
Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.
Его внимание привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне; ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов. Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.
Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.
Влюбленная черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предается воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живет другой образ, вечно милый, но недостижимый.
В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.
Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбужденный юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывет на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдаленный стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.
Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.

Краткое содержание Кавказский пленник в сокращении (Лермонтов М. Ю.)

В черкесском ауле появляется всадник, который тащит за собой пленного русского. Пленник ранен и кажется мертвым, но позже он приходит в сознание, видит кандалы на своих руках и ногах и понимает, что теперь он — раб. Он мечтает о родине, не хочет жить в рабстве и задумывается о смерти.

Ночью, когда весь аул спит, к пленнику приходит молодая черкешенка. Она принесла ему кумыс, чтобы пленник мог утолить жажду.

Он понравился девушке, но она не смеет сказать о своих чувствах.

Проходит время. Днем окованный пленник пасет в горах

стадо, а каждую ночь видится с черкешенкой, которая приносит ему еду и питье, поет для него песни, учит своему родному языку. Он видит, что девушка влюблена в него, но ответить ей взаимностью не может, ведь его сердце занято другой.

Пленник тоскует по родной земле, но постепенно привыкает к жизни в ауле. Ему нравятся обычаи и нравы горцев. С одной стороны это очень воинственный народ, а с другой — образец гостеприимства и отзывчивости. Черкесские воины совершают грозные набеги на казачьи станицы, а в своих домах принимают уставших путников на ночлег и угощают их трапезой. Пленник восхищается их военной доблестью и

силой. Его не пугают их кровавые забавы, когда они, играя, рубят головы рабам. Они тоже видят в нем смелого воина и гордятся своей добычей.

Черкешенка признается пленнику в любви. Она готова пойти против воли отца и брата, которые хотят ее продать нелюбимому в чужой аул. Ее чувства настолько сильны, что девушка согласна покончить с собой, если ей не удастся уговорить родных. Но ее поцелуи и ласки не способны тронуть сердце пленника, в нем живет другой образ, милый, но недостижимый. Пленник открывает свою душу и сожалеет, что они не встретились раньше, тогда он смог бы ответить взаимностью юной черкешенке. Она расстроена, он утешает ее, они расстаются и больше девушка не навещает пленника, а он мечтает о свободе.

Однажды черкесы отправляются в набег. Остаются в ауле только старцы, женщины и дети. Пленник думает о побеге, но кандалы и глубокая река — серьезные препятствия на его пути к свободе. Вдруг появляется она, в руках девушка держит пилу и кинжал, она сама распиливает цепь. Он предлагает ей бежать вместе с ним, но девушка, зная, что любит он другую, не соглашается. Они прощаются, он бросается в реку, переплывает ее и слышит позади себя отдаленный стон и шум волн. Оказавшись на другом берегу, он оборачивается и, не увидев на той стороне черкешенки, понимает, что означал тот стон.

Бывший пленник окидывает прощальным взором аул, где провел столько времени, а впереди его ждет свобода и родная русская земля.

Пересказ для Вас подготовила Nadezhda84

Другие работы по этой теме:

Краткое содержание Кавказский пленник в сокращении (Пушкин А. С.) В кавказском ауле, где сидят вечером на порогах черкесы и рассказывают о своих битвах, однажды появляется всадник, который тащит на аркане русского пленника, на первый.

Кавказский пленник краткое содержание Лермонтов М. Ю. В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется.

Краткое содержание «Кавказский пленник» Пушкин В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран.

«Кавказский пленник» краткое содержание по частям поэмы Пушкина Посвящение Свою поэму Александр Сергеевич Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года, которому был обязан своим путешествием по Кавказу. Обращаясь к.

Толстой, Краткое содержание Кавказский пленник Толстой, Краткое содержание Кавказский пленник Краткое содержание Служил на Кавказе офицером барин по фамилии Жилин. Как — то раз получил он письмо от матери, в.

Краткое содержание «Кавказский пленник» Толстого Л. Н Офицер Жилин служил на Кавказе. Однажды он получил письмо из дома от старухи-матери, что заболела она и боится умереть, не повидав сына на прощание. Жилин.

Краткое содержание Кавказский пленник На Кавказе как-то служил офицер по фамилии Жилин. Пришло ему письмо от пожилой матери, в котором она просила его приехать повидаться, да на невесту поглядеть.

Краткое содержание: Кавказский пленник (Толстой Л. Н.) Кавказский пленник На Кавказе служил офицер по фамилии Жи­лин. Однажды он получил письмо от старой ма­тери. Она хотела повидать сына перед смертью. Мать написала, что.

Краткий пересказ Кавказский пленник (Пушкин А. С.) Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Кавказский пленник» в 1821 году. Всадник привозит в аул раненного пленника. На следующий день в полдень он приходит в себя.

Краткое содержание рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Служил на Кавказе офицером барин по фамилии Жилин. Как-то раз получил он письмо от матери, в котором просила она его приехать повидаться. Да и невесту.

Поэма Кавказский пленник. Корсар. Джюлио. (Лермонтов М. Ю.) Кавказский пленник . Впервые опубликована в отрывках в 1859 г. в «Отечественных записках» (т. 125, № 7) с. 5- 11), полностью — в 1891 г.

Краткий пересказ Кавказский пленник в сокращении (Толстой Лев Н.) Война на Кавказе. Офицеру Жилину приходит письмо, которое пишет ему его пожилая мать. Говорит о том, что уже чувствует приближавшуюся смерть, и просит сына приехать.

«Кавказский пленник» анализ поэмы Пушкина История создания Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг., а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме.

Сочинение на тему: ПОЧЕМУ ТАТАРСКАЯ ДЕВОЧКА ПОМОГАЕТ РУССКОМУ СОЛДАТУ? (Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник») Впервые Жилин увидел Дину на второй день своего пленения. Наутро он посмотрел в щель сарая, через которую просачивался свет, и заметил вдали хрупкую девушку, несшую.

Характеристика героя Жилин, Кавказский пленник, Толстой Жилин Жилин — главный герой рассказа (повести) Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из.

Сочинение «Кавказский пленник»: 5 класс Программа по русской литературе за 5-й класс предполагает изучение рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. По итогам данной темы ученики готовят письменную работу, в которой анализируют.

Чему учит рассказ Кавказский пленник Рассказ «Кавказский пленник» основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф. Ф. Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чем написал журнал «Русский.

Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План Анализ произведения Жанр произведения — рассказ. Посвящен он военным действи­ям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение.

Краткий пересказ «Кавказский пленник» Толстой Пересказ I На Кавказе служит офицером барин по имени Жилин. Ему приходит письмо от матери, в котором она пишет, что хочет повидаться с сыном перед.

Сочинение на тему: Друзья и враги Жилина в повести Кавказский пленник, Толстой Друзья и враги Жилина В рассказе-повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» описывается история двух русских офицеров, попавших в плен к татарам. По горским обычаям это.

«Кавказский пленник» …Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на белый свет. Л. Толстой Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа «Кавказский пленник» Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами.

Романтические поэмы «Кавказский пленник» и «Цыганы» Александр Сергеевич Пушкин — гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы можем теперь наслаждаться его романтической.

Сочинение на тему: Жилин и Дина в повести Кавказский пленник, Толстой Жилин и Дина События, происходящие в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник», относятся к периоду Кавказской войны во времена правления Николая­I. Главные герои произведения русские офицеры.

Тема подвига в рассказе А. Толстого «Кавказский пленник» Был ли подвиг? …Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на белый свет. Л. Толстой, «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой служил на Кавказе почти.

Анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», план Жанр произведения — рассказ. Посвящен он военным действиям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс

Кавказский пленник (Толстой А. Н.) В середине прошлого столетия на Кавказе шла тяжелая, кровопролитная война. Царь Николай Первый послал свои войска завоевывать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное.

Сочинение на тему: Жилин и Костылин: разные судьбы в повести Кавказский пленник, Толстой ­Жилин и Костылин: разные судьбы Жилин и Костылин оба являются главными действующими лицами рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор написал это произведение в период.

Краткое содержание Тамань Герой нашего времени по главам в сокращении (Лермонтов М. Ю.) Рассказ написан от имени Печорина. Он три дня находится в пути, приезжает в Тамань, на постой его размещают в хате у самого моря. В хате.

Характеристика героя Костылин, Кавказский пленник, Толстой Костылин Костылин — один из героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне это грузный, толстый и неповоротливый.

«Кавказский пленник» Л. Н. Толстой Кратко

Лев Николаевич Толстой
Рассказ «Кавказский пленник» Краткое содержание

Л. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» противопоставляет двух главных героев друг другу. В произведении перекликаются такие понятия как: трусость и отвага, бедность и достаток, отзывчивость и высокомерие. Двое главных героев, находясь в трудной ситуации, действуют по-разному. Один из мужчин не ждет помощи, а пытается выбраться самостоятельно. Второй – не желая что-либо делать, ждет поддержку от родных.

Очень краткий пересказ рассказа «Кавказский пленник»

Действие происходит в период войны на Кавказе. Два офицера, служивших русской армии попадают в плен к татарам. Предоставленный шанс на освобождение, каждый использует по-своему. Жилин, не желая беспокоить больную мать, пишет письмо о выкупе на выдуманный адрес. Костылин, отправив послание домой, ждет выкупа. Один пытается наладить отношения с врагами, тем самым обдумывая план побега. Второй не хочет в чем – либо участвовать, боясь наказания. Отважному офицеру все-таки удается сбежать, а его товарищу приходится заплатить за свое освобождение.

Список персонажей рассказа «Кавказский пленник» и их краткая характеристика

Главные герои:

  • Иван Жилин – русский офицер, обладающий отвагой, доблестью и уважением к окружающим.
  • Костылин – также русский офицер, грузный и неповоротливый не только по строению, но и по характеру.

Второстепенные герои:

  • Старик – житель аула, после убийства сыновей, затаил обиду на всех русских. Хотел сразу казнить пленников.
  • Абдул – Марат – богатый татарин, держал в плену героев.
  • Дина – дочь Абдулы – Марата. Подкармливала пленников, помогла им сбежать.
  • Кази Мугамед – татарин, который продал пленников Абдуле – Марату.
  • Старуха – ворчливая женщина, постоянно заставляет Дину работать.

Краткое содержание «Кавказский пленник» подробно по главам

Глава 1

Война на Кавказе. Жилин и Костылин отправляются в путь. Им необходимо перебраться от одной русской крепости до другой. Офицеры двигались в составе охраняемых солдатами колоннах. Но из-за медленного движения обозов, герои решают вдвоем продолжить свой путь. Их настигают враги. Костылин бросив товарища, пытается уйти от погони. Жилина ловят и отвозят в аул.

Глава 2

Жилину кавказцы сообщают о том, что его перепродали за 200 рублей. Ему предлагается свобода за 3000 рублей. У него и его матери таких денег нет. В сарай приводят Костылина, он теперь тоже пленник. Мужчина согласился на условия врагов, и отослал письмо родным с просьбой выслать 5000 рублей.

Глава 3

Закованные в кандалы герои проводят в плену месяц. Жилин начинает мастерить из глины детские игрушки. Он налаживает отношения с тринадцатилетней дочерью Абдулы – Марата. В благодарность за кукол девочка приносит еду пленникам.

Глава 4

Во время коротких прогулок Жилин осматривает местность и размышляет над побегом. Сделав подкоп и улучив момент, мужчина уговаривает Костылина бежать.

Глава 5

Побег состоялся ночью. Костылин постоянно жалуется и не может идти дальше. Взвалив товарища на плечи, Жилин продолжает брести по горным дорогам. Они заблудились. Вскоре их настигают горцы и возвращают обратно. Старик предлагает сразу убить офицеров. Им дается две недели, чтобы за них прислали деньги. Иначе их казнят.

Глава 6

Мужчин посадили в яму. Кормят очень плохо, одна Дина жалеет и подкармливает офицеров. Костылин заболевает, он очень ослаб. До Жилина доходит слух, что его хотят убить. Чтобы ему сбежать девочка приносит шест. Больного товарища приходится оставить в яме. С колодками на ногах герой прошел всю ночь, а наутро вышел к русским казакам. Костылин в плену провел еще месяц. После чего его больного и измученного выкупают родственники.

История создания произведения «Кавказский пленник»

Произведение «Кавказский пленник» было написано в 1875 г. Темой для рассказа послужила реальная история. Л. Толстой сам был участником Кавказской войны при Николае I. Во время военных действий автор подмечал многие факты, с интересом выслушивал рассказы других солдат. Вместе с другом Л. Толстой чуть сам не угодил в плен к горцам. По рассказам других, и основываясь на собственном опыте, автор и решил написать произведение, которое в последствие станет шедевром литературной классики.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.10.2018

“Кавказский пленник”

Толстой Л., рассказ “Кавказский пленник”

Главные герои рассказа “Кавказский пленник” и их характеристика

  1. Жилин. Русский офицер. Храбрый, смелый, добрый, умелый, ласковый, настойчивый.
  2. Костылин. Русский офицер. Трусливый, слабый, ленивый.
  3. Абдул-Мурат. Татарин, хозяин Жилина.
  4. Дина. Его дочь. Веселая, смелая, добрая, любопытная.

План пересказа рассказа “Кавказский пленник”

  1. Письмо от матери
  2. Поездка с обозом
  3. Жилин и Костылин скачут вперед
  4. Татары на горе
  5. Предательство Костылина
  6. Пленение
  7. В сарае
  8. Торг за выкуп
  9. Глиняные куклы
  10. Жилин мастер на все руки
  11. Жилин разведывает путь
  12. Первый побег
  13. Костылин – обуза
  14. Снова в плену
  15. Жилин и Костылин в яме.
  16. Помощь Дины
  17. Трогательное прощание
  18. Ночью через лес
  19. Наперегонки с татарами
  20. Спасение

Кратчайшее содержание рассказа “Кавказский пленник” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Жилин и Костылин отделились от обоза, их поймали татары.
  2. Татары требовали выкуп и Жилин согласился написать письмо домой
  3. Жилин подружился с девочкой Диной, которой мастерил кукол.
  4. Жилин подговорил Костылина бежать, но тот стал обузой в пути, их поймали и посадили в яму.
  5. Дина помогла Жилину выбраться из ямы, и он попрощался с Диной как с лучшим другом.
  6. Жилин в колодках дошел до края леса и его выручили казаки.

Главная мысль рассказа “Кавказский пленник”
Никогда нельзя опускать руки и сдаваться, всегда следует бороться до самого конца, до последнего вздоха.

Чему учит рассказ “Кавказский пленник”
Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.

Отзыв на рассказ “Кавказский пленник”
Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.

Пословицы к рассказу “Кавказский пленник”
Кто идет вперед, того страх не берет.
Велик телом, да мал делом.
В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
Перед настойчивым и горы преклоняются.
Под лежачий камень вода не течет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Кавказский пленник” по главам:
Глава 1.
Служил на Кавказе один барин по фамилии Жилин.
Раз получил он письмо от матери, в котором та просила его приехать, чтобы перед смертью повидаться. Да говорила, что невесту Жилину подыскала.
Выпросил Жилин у полковника отпуск и поехал домой.
А на Кавказе война была и из крепости только два раза в неделю уходили обозы. Вот поехал Жилин с обозом, сам на лошади, а вещи его в телеге. Обоз медленно шел. Ехать было 25 верст, а до обеда едва половину осилили.
Жилин выехал вперед и думает, может одному поехать, если что, ускачу от татар. Тут сзади другой офицер подъехал, Костылин. Грузный, весь в поту, тоже предлагает самим ехать, тем более, что у него ружье было.
На том и порешили. Поехали Жилин и Костылин вперед. Доезжают до ущелья, а Жилин решил на гору подняться, проверить, нет ли татар. Только поднялся на гору, видит прямо перед ними татары стоят. Он повернул, татары за ним. Жилин кричит Костылину, чтобы тот ружье доставал, а тот сразу к крепости повернул коня и вскачь пустил.
Видит Жилин – дело плохо, но решил живым не даваться. Вытащил шашку и на татарина с красной бородой помчался. Только не дали ему доскакать, лошадь застрелили, а самого Жилина скрутили и прикладами избили.
Потом посадили в седло к красному татарину и повезли в свой аул.
Долго везли, через горы и реки. Хотел Жилин дорогу примечать, да только кровь текла, ничего видно не было.
Привезли Жилина в аул, колодки ему на ноги набили и в сарай бросили.
Глава 2.
Утром к Жилину пришел красный татарин и привел другого, чернобородого. Тот стал Жилина рассматривать и посмеиваться. Жилин стал показывать, что хочет пить и черный татарин крикнул Дину. Прибежала девочка лет тринадцати, принесла кувшин с водой. Подала кувшин Жилину, села на корточки, как на зверя смотрит. Жилин попил, назад кувшин протягивает, Дина в страхе отпрыгивает, татары смеются.
Ушли татары, но вскоре пришел за Жилиным слуга ногаец и отвел в богатый татарский дом. Там сидят уже знакомые Жилину красный татарин, черный татарин и еще трое, едят голыми руками.
Один из татар переводчиком оказался. Сказал, что Жилина купил Абдул-Мурат и теперь он должен письмо домой написать, три тысячи рублей выкупа попросить. Отказался Жилин, сказал, что больше 500 не попросит.
Привели Костылина, его оказывается схватил тот самый Абдул, и черный татарин сказал, что Костылин уже написал письмо и попросил 5000 рублей.
Жилин сказал, что он не богат, и что либо 500, либо ничего. Татары посмеялись, покричали и согласились.
А Жилин потребовал, чтобы им одежду дали, чтобы вместе поселили, и чтобы на ночь колодки снимали.
Абдул согласился и Жилин написал письмо домой, только адрес неправильный указал, чтобы оно не дошло.
Глава 3.
Прошел месяц. Костылин еще раз письмо домой написал, а Жилин не стал, он знал, что его матери неоткуда взять столько денег.
Он больше по аулу ходил, все примечал и разные вещи делал. То куклы из глины, то плетенки.
Раз сделал куклу, протянул Дине, та засмеялась, но потом куклу взяла. Утром Жилин видел как девочка вышла с куклой уже наряженной в платье. Но пришла старая татарка, отругала Дину и разбила куклу.
Тогда Жилин сделал еще лучше куклу и подарил ее Дине. А девочка принесла ему молоко в кувшине. Жилин ей: “Спасибо”, а Дина радуется. Так и стала ему всегда молоко носить.
А однажды после дождя сделал Жилин мельницу водяную, да фигурок к колесу приделал. Мельница крутится, фигурки прыгают.
Потом починил Жилин Абдулу старые сломанные часы и пошла про него слава мастера умелого. Стали ему из разных аулов вещи в ремонт приносить. Однажды даже больного татарина лечить позвали. Жилин не смог отказаться, пошептал что-то на воду и на его счастье выздоровел татарин.
А красный татарин невзлюбил Жилина, но еще больше не любил его один старик, который жил где-то в горах. Раз Жилин пошел за стариком и увидел, что живет тот в маленьком доме, а вокруг ульи. Увидел старик Жилина, выстрелил в него, а потом Абдулу нажаловался.
Жилин сказал, что просто хотел посмотреть, как живет старик, а Абдул сказал, что раньше это первый джигит был, все с русскими воевал. Всех сыновей у него русские убили, а последний сын к русским ушел. Так старик выследил его и сам убил. И теперь он требует убить русских пленников. Но Абдулу нравится Жилин, да и выкуп за него надо получить.
Глава 4.
Прошел месяц. Жилин потихоньку рыл подкоп из сарая. Однажды он даже сходил с мальчиком-татарином на ближнюю гору и разведал в каком направлении находится долина с русской крепостью. Теперь он знал нужную дорогу.
А между тем татары привезли мертвого. Они долго сидели вокруг него и молились, а потом закопали его. На следующий день они зарезали кобылу и стали поминать покойного. Три дня они пили бузу и ели, а потом почти все татары куда-то поехали. В ауле остался только Абдул.
Жилин и говорит Костылину, что нынче ночью нужно бежать, а то татары злые, и хотят убить пленников. Костылин подумал и согласился.
Глава 5.
Ночью Жилин и Костылин отправились в побег. Сперва на них залаяла собака, но Жилин давно прикормил ее. Потом они подождали, пока татары пройдут в церковь. Наконец они вышли из аула и пошли сквозь туман.
Жилин стоптал ноги и снял сапоги, а когда сапоги снял Костылин, то он быстро стер ноги до крови и все время охал.
Они шли долго и Жилин понял, что они ошиблись с направлением. Он повернул назад. Костылин все время плакал и просил отдохнуть. Но Жилин упрямо шел вперед.
Наконец грузный Костылин совсем обессилил и упал на землю. Жилин стал его поднимать и тот вскрикнул. Мимо как раз проезжал татарин и видимо услышал крик. Он выстрелил и поскакал за своими. А Жилин посадил Костылина на закорки и тащил его целую версту до родника. Там их и нашли татары, связали вернули в аул.
Грозный старик требовал немедленно убить русских, потому что их грех кормить, но Абдул хотел получить выкуп. Он сказал Жилину, что если через две недели денег не пришлют, он их запорит.
Потом Жилина и Костылина бросили в яму, что была за мечетью.
Глава 6.
Житье в яме было совсем дурным, кормили плохо, всюду была грязь, и Костылин сильно разболелся.
Однажды ночью пришла Дина и принесла Жилину лепешки и черешни. Жилин стал думать, что Дина может помочь ему выбраться. Он налепил глиняных кукол.
Но на следующий день Дина не пришла, а татары говорили, что русские рядом и решали как быть с пленными.
На следующий день снова пришла Дина и сказала, что Жилина хотят убить, а ей его жалко. Жилин стал просить принести ему длинную палку, но Дина в страхе отказалась.
Однако, как стемнело, вернулась Дина и бросила в яму длинный шест. Стал Жилин уговаривать Костылина бежать, но тот отказался, сказал, что сильно ослаб. А Жилин выбрался и сказал Дине, чтобы отнесла шест на место.
Потом пошел в гору. Сел на кручу и стал пытаться колодки снять. Прибежала Дина и стала камнем их сбивать, но ручки тонкие, слабые, только расплакалась. Видит Жилин, месяц встает, решает в колодках идти. Попрощался он с Диной, пожалел, что некому теперь будет ей кукол делать, погладил ее по голове. А Дина расплакалась, сунула ему лепешки и убежала.
Пошел Жилин по дороге. Тяжело в колодках идти, но торопится Жилин, тени держится. Дошел до леса, присел отдохнуть. Лепешку съел, стал снова колодку сбивать. Не смог сбить, дальше пошел из последних сил. Всю ночь шел Жилин, а лес все не кончался. Решил последние тридцать шагов пройти и остановиться. Прошел и лес кончился. Впереди крепость русская виднеется, а под горой, совсем рядом, костры и казаки с ружьями.
Рванулся к своим Жилин, под гору пошел, смотрит, а недалеко татары, десятка два, его увидели. Крикнул Жилин казакам: “Выручайте, братцы!”, и со всех сил к ним бросился. А казаки услыхали, пустились к нему на конях наперерез татарам. Но казакам далеко, а татарам близко.
Побежал Жилин, колодку руками подхватил, кричит: “Братцы!”
Испугались татары, поворотили. Окружили казаки Жилина, солдаты прибежали, кто хлеба, кто водки дает, кто колодки сбивает. Узнали офицеры Жилина, в крепость проводили.
Так и не съездил Жилин к матери, служить на Кавказе остался.
А Костылина через месяц выкупили и чуть живого привезли.

Читайте также:  Родина - краткое содержание стиха Лермонтова

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Кавказский пленник”

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.

«Кавказский пленник»: краткое содержание

Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.

Мукагали Макатаев: биография и наследие поэта

Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:

«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен

Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.

По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.

Куприн: биография писателя, творчество

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать

Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.

Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:

  • Им пришлось идти через лес почти всю ночь. Костылин ныл и жаловался, что натер сапогами ноги.
  • Жилин понес товарища на себе, но уйти далеко им не удалось. Их заметили татары и вернули хозяину.

Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.

Карасай батыр: биография народного героя

Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу

Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.

Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.

Кабанбай батыр: биография полководца

После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: анализ произведения

Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:

История написания

В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:

  • Одна из них произошла с автором, Львом Толстым, во время его службы на Кавказе в 1853 году.

Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

  • Другим источником вдохновения стали «Воспоминания кавказского офицера» барона Фёдора Торнау, которые Толстой прочел в «Русском вестнике».

Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.

«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: жанр и композиция

«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:

Абылай хан: биография государственного деятеля

  • сравнительно малый объем;
  • небольшое количество персонажей;
  • короткий промежуток времени, в который укладываются события;
  • одна сюжетная линия.

Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.

К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.

Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:

  • В первой главе читатель знакомится с героями и узнает завязку истории: офицеры попадают в плен к татарам.
  • Со второй по пятую главы происходит развитие сюжета: знакомство с Диной, первая попытка побега и возвращение в плен.
  • Последняя, шестая, глава раскрывает кульминацию и развязку рассказа. Герою удается сбежать и вернуться к своим.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники

Герои и посыл рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:

  • Иван Жилин — небогатый, но смелый и умный офицер. Он многое умеет: и лепить глиняные игрушки, и плести плетенки. Хорошо ориентируется на местности, начинает быстро понимать татарскую речь. Он отважен и наделен чувством собственного достоинства. Даже в плену он требовал к себе уважения и получал его. Вместе с тем он хороший друг: не бросает Костылина, а несет его на себе.
  • Костылин — зажиточный дворянин, но при этом полноват и неуклюж. Всегда думает лишь о своем спасении, легко бросает другого человека в беде. Часто робеет и жалуется, не предпринимает решительных действий и плывет по течению.

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:

  1. Ключевым в рассказе «Кавказский пленник» является вопрос дружбы и предательства. Автор явно симпатизирует Жилину, который искренне вступается за товарища, не жалея себя. В персонаже угадываются черты друга Толстого Садо.
  2. Не менее важная тема, которую затронул автор, — доброта и милосердие. 13-летняя Дина воспитана в среде, где русские считались опасными врагами. Но она сумела разглядеть настоящую личность Жилина, проявила сострадание и помогла ему выбраться на волю.
  3. Жестокость войны также глубоко задевала автора. Толстой показал, как от вражды и кровопролития страдают обычные люди.
  4. Личный подвиг — это еще одна тема, интересовавшая писателя. Главный герой ставит благополучие других людей выше своего: без раздумий помогает другу, заботится о маме, которая не сможет оплатить выкуп и будет переживать за сына.

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.

Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».

Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.12.2019 · Обновлено 02.12.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения по плану, в который входит не только анализ содержания произведения, но и описание его эстетической формы. Он перечислит тропы с примерами, определит размер и тип рифмы, а также укажет особенности композиции.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс

История создания

Эту работу можно охарактеризовать, как интимную лирическую исповедь поэта. Произведение «Как часто пёстрою толпою окружен…» наполнено горечью и разочарованием по отношению к современникам Лермонтова.

Он написал его в 1840 году под впечатлением от минувшего маскарада. Мероприятие проходило в канун Нового года в петербургском Большом театре. В публикации была проставлена дата: «1 января 1840». Поэтому Император был оскорблен написанной работой, поскольку он сам присутствовал на этом костюмированном балу.

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление – романтизм. К романтическому направлению в мире русской литературы относят конфликт лирического героя с обществом, который мы можем наблюдать в работе. Он противопоставляет свои ценности привычным взглядам светского общества, чужого для него. Герой не принимает уклад жизни этих людей, считает их главные увлечение пошлостью и абсолютным развратом. В их жизни осталось место лишь развлечениям, лжи и кокетству.

Имеет место быть и «романтическое двоемирие» в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…». Герой вспоминает беззаботное детство, где он еще не знал о людской подлости и злости, обмане и предательстве. Это и есть идеал лирического «я» Лермонтова, его желанный мир, в который уже, увы, не попасть. И от этого «тоска теснит уж грудь». Неспроста он соотносит воспоминания о детстве с «безвредным» островком в море и с пустыней. Такой экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и неспособность оказаться в этих таинственных далеких местах.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

Как ча/сто пе/строю/ толпоо/кружён

Когда/ пере/до мно/й как бу/дто бы/ сквозь сон

Композиция

Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамлено рамочной композицией. Она образуется благодаря тождественным по эмоциональному окрасу первой и третьей частей, между которыми сосредоточена вторая, описывающая детство героя. Первая и последняя отличаются пафосом разочарования, тоски и муки лирического «я» Лермонтова. Кругом шум и пир, который уже наскучил герою, он больше не хочет находиться в этом хаосе и обществе. Его единственное желание: «Дерзко бросить им в глаза железный стих».

Разделяет эти две части лирическое отступление, посвященное воспоминаниям о беззаботном детстве, когда герой был еще совсем ребенком. Он будто на минуту абстрагируется из шумной залы, вспоминая родные сердцу пейзажи, запахи. Эти памятные картины кажутся единственной отдушиной героя. Но, к сожалению, он вынужден вернуться обратно, к третьей части произведения, которая еще пуще наполнена гневном и ненавистью к окружающим.

Образы и символы

Образы и символы стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» придают работе глубокий подтекст. Так, при помощи пестрых масок общество пытается скрыть свои пороки, тайны, всю желчь нравов. Но герой ловко подмечает это и обличает в своем внутреннем монологе.

  • Образ птицы нередко в произведениях русской литературы символизирует свободу и независимость. Так и герой хочет вспорхнуть, как «вольная птица» и унестись в мир детства, где его окружали лишь добро и красота.
  • Задает динамику стихотворения образ лирического героя. Он предстает перед читателями бунтарем, противником светского общества, в котором ему приходится жить. Он признает свое неприятие к нему и в то же время осознает свое бессилие с ним бороться. Ему лишь остаётся существовать в мире лжи , где «бездушные люди» не могут обходиться без «стянутых масок», закрываясь от настоящей жизни.

Темы и настроение и проблемы

Тематика стихотворения может быть дополнена Многомудрым Литреконом, если Вы напишите ему в комментариях о необходимости изменений.

  1. Основная тема произведения «Как часто пёстрою толпою окружен…» – это в первую очередь то, что оно описывает, а именно фальшь светского общества, погруженного в низменные развлечения и забывшего о реальной жизни.
  2. Тема пота и толпы лейтмотивом пронизывает стихотворение. Читатель сталкивается с демонстрацией бездушного и холодного светского общества, которым окружен лирический герой. Лермонтов часто поднимает тему потерянного поколения, например, она ярко фигурирует в стихотворении «Дума», где также обличаются пороки его современников.

Строки произведения пронизаны пафосом борьбы лирического «я» с людским бездушием и лицемерием. Настроение стихотворения окрашено нотами разочарования и грусти героя в нынешнем поколении.

Основной проблемой выступает обнищание человеческих ценностей. Этим и раздосадован лирический герой, ему трудно это принять.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» раскрывается в противопоставлении главного героя и толпы, его ценностей и взглядов светского общества. Автор указывает на то, что окружающие только изображают чувства, но души их пусты. Он сожалеет об утраченных идеалах детства, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не маски.

Таким образом, смысл стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамляет одновременно и конфликт, и главную проблему произведения: он враждебен по отношению к светскому обществу, потому что оно противостоит его идеалам (в лучших традициях романтизма). К сожалению, вопрос противостояния ценностей высоконравственного героя и бездушного мировоззрения людей остается открытым до сих пор.

Средства выразительности

Как мы видим, нечасто можно изменить мир, который прогнил, как давно забытое яблоко. А точнее, к сожалению, этого сделать невозможно. Человеку остается лишь принять этот факт и отгородить себя от внешних излучений пошлого общества. Но мы лишь проанализировали поколение Михаила Юрьевича. И, к счастью, у нашей эпохи еще есть шанс обрести благоразумие и честь, стать причиной не горьких слез, а радости и ликований. Напоследок разберем тропы в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…».

  • Эпитеты в произведении помогают читателю лучше прочувствовать образ мертвого общества: «пестрою толпою», «бездушные людей», «бестрепетные руки». Все это создает атмосферу наигранности и лжи.
  • Оксюморон «дикий шёпот» обличает скудность и пошлость основных увлечений этого общества, в котором царят сплетни, заговоры и скучные, будто заученные разговоры.
  • Развёрнутая метафора «железный стих, облитый горечью и злостью…» превращает стихотворение Лермонтова в эмоциональное признание, исповедь. Произведение предстает перед читателями результатом горьких слез поэта, его борьбой и разочарованием.

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» (М. Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» (М. Ю. Лермонтов) возвращает нас в далекий 19 век, в век жизни одного из самых замечательных поэтов нашей страны.

Лермонтов не только один из самых удивительных и известных поэтов. Его творчество отличается особенной мрачностью и пронизано одиночеством. Лирический герой его произведений всегда одинок и чужд шумной толпе. Так случилось и с поэтом, которого пригласили на новогодний бал 1 января 1840 года.

Представим себе картину бала, где люди веселятся и радуются, шумят. И вот среди этого веселья особенно остро чувствует себя одиноким Лермонтов. В тот момент его настолько поразила безликость огромной толпы, что практически криком вырвалось стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». Оно сразу же было опубликовано в «Отечественных записках».

На балу присутствовал и Николай I со своей семьей. Естественно, он принял обличительные строки дерзкого писателя и в свой адрес, что очень сильно испортило его отношение к поэту. Но наравне со шквалом критики, стихотворение Лермонтова получило и хвалебные отзывы. Для многих в литературной среде стало понятным, что на писательском небосклоне горит звезда еще одного талантливого поэта.

Красной нитью через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества лирического героя в безликой толпе. Второй его темой была безграничная любовь к Отечеству. Казалось бы, это совершенно несвязанные друг с другом темы, но все-таки в данном стихотворении они, так или иначе, созвучны. Поэт любит свою страну, но душа его не принимает фальшивое общество, спрятанное за масками. Обличение маскарада – вот идея этого произведения. Лермонтов тонко чувствовал наигранность и искусственность чувств, и в этом видел главную проблему и трагедию современного светского общества.

Антитеза становится главным художественным приемом в стихотворении. На основе противопоставления лирического героя пестрой толпе основана композиция. Условно его можно разделить на три части.

В первой части передается атмосфера праздника, но она не несет в себе какие-либо положительные мотивы. Поэт резко высказывается о собравшейся толпе, срывает с них маски, показывая их истинное лицо. В каждой строке читается пренебрежение лирического героя к бездушным образам.

В первой строке толпа предстает пестрым разнообразием. Пестрая – значит, разная, смешавшая в себе разные возрасты, статусы и личности. Но она воспринимается лирическим героем, «как будто бы сквозь сон». В этом читается отчуждение его, одиночество.

Неприятна лирическому герою и музыка, и вообще все, что он слышит. Это мы понимаем благодаря эпитету «диком шопоте» и шуму музыки. Слово «шум» негативно окрашено, и музыка именно шумит, а не играет. Создается впечатление, что и она фальшивая.

Эпитеты «образы бездушные людей», «бестрепетные руки» красавиц и метафора «приличьем стянутые маски» создают картину мертвого общества, без души, но с внешне приличной оболочкой. И уже здесь, в первой части, возникает противостояние этому лирического героя. Оно в эпитетах «холодных рук», «наружно погружаясь», «старинную мечту», «святые звуки». Он тоже поддается всеобщему театру неестественности и надевает маску вовлеченности в общее веселье. Но в душе «ласкает мечту». Всего один глагол передает его душевное состояние, но как сильно он противопоставлен неприятным звукам бала. В его мечтах звуки святые. Они не шумят, не раздражают и, возможно, слышны только лирическим героем.

«Святые звуки» уносят автора в далекое прошлое, а читателя во вторую часть стихотворения. Она резко контрастирует по смыслу и даже стихотворному размеру с первой части. Поэт погружает нас в его воспоминания о далеком детстве, где все ему мило, даже «сад с разрушенной теплицей». И все в этом прошлом дышит жизнью. Поэтому так много в этой части олицетворений: «спящий пруд», «встают вдали туманы», «глядит вечерний луч». Замечательны и оксюмороны, в которых нет никакого противоречия. Так, «забыться, — памятью» противопоставляет сегодня и вчера, настоящее и прошлое. Забыть лирический герой хочет все, что происходит сейчас, и память возвращает его в ту, настоящую, жизнь. Ее память хранит. Еще один оксюморон «к недавней старине» использует поэт, чтобы показать не просто временной промежуток, но и придать ему значение. Старина означает пережитые героем счастливые моменты.

Дважды повторяет поэт эпитет «вольной птицей», делая на этом акцент. Прошлое связано у него со свободой, которой он не чувствует в момент размышления.

Невероятно красивыми образами наполнена вторая часть. Перед нами как будто разрастается картина безмятежной деревенской жизни. Красота передана метафорами «зеленой сетью трав подернут спящий пруд», «село дымится».

Воспоминания переполняют душу лирического героя «странной тоской», но тоска эта сладостная и приятная:

Я думаю об ней, я плачу и люблю

Слезы и любовь – вот с чем связано прошлое лирического героя. Но ведь это ли ни главные составляющие жизни? Это ли ни истинные эмоции? Реальность же не несет в себе ничего, кроме горького разочарования:

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Поэт предается мечте, желая остаться в ней навсегда, оторвавшись от горькой реальности.

Третья часть безжалостно выдергивает лирического героя из его воспоминаний, возвращая в неприглядную сегодня. Особенно больно после этого становится принимать этот несовершенный мир, и поэт бросает «им в глаза железный стих».

В третьей части резко меняется настроение стихотворения. Строки звучат вызовом и громким неприкрытым презрением к толпе. Лирический герой не скрывает своих чувств, а кипят в нем горечь и злость. Даже стих свой он «обливает», а не просто наделяет этими эмоциями. Как будто опомнившись, добавляет в конце негодование. Свою же мечту он называет «незванной гостьей». И действительно, ей нет места среди этих бездушных людей.

Очень символичен в стихотворении новогодний маскарад. Это не просто факт биографии Лермонтова. Это своего рода символ всего современного поэту светского общества. И целью его стихотворения стало желание открыть глаза людей на самих себя, внести смятение в их придуманную идиллию и веселость. Но эпиграфом к стихотворению поэт все-таки выбрал лаконичное «1-е января», чем конкретно указал людей, спрятанных за масками двуличия. Трагедия лирического героя в том, что он противопоставляет себя реальности, а в свое прошлое вернуться уже невозможно. Это всего лишь его грезы. И это мучает его, не дает успокоиться страдающей душе.

Ссылка на основную публикацию