Княгиня Лиговская – краткое содержание романа Лермонтова

Герой нашего времени

Роман основан на услышанных автором рассказах о Печорине и на записях из дневника героя.

Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает попутчика — старого штабс-капитана Максима Максимыча, бывшего коменданта крепости на южных рубежах России. Тот рассказывает ему историю о молодом офицере Григории Печорине, прибывшем служить под его командование. Печорин был сослан на Кавказ после какой-то неприятной истории.

Офицер был «славный малый», «но из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи». Он и Максим Максимыч быстро стали приятелями. Однажды местный горский князь пригласил их на свадьбу дочери. Там Печорин встретил Бэлу, младшую дочь князя. Красавица горянка, она так разительно отличалась от всех светских красавиц, которые были в жизни Печорина, что он решил выкрасть её из отцовского дома.

На эту мысль Печорина подтолкнул рассказ Максима Максимыча о случайно услышанном разговоре брата Бэлы и Казбича — одного из гостей князя, которому тоже очень нравилась девушка. Мальчик очень просил Казбича продать ему своего коня, лучшего во всей Кабарде, за любые деньги, был согласен на всё и даже предложил украсть для него свою сестру. Но тот отказался, и это было на руку Печорину.

Видите, как иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Пообещав мальчику помочь увести коня у Казбича в награду за Бэлу, Печорин получил желаемое, хотя и без одобрения Максима Максимыча. Брат девушки привёз её в крепость, забрал коня, пока Печорин отвлекал Казбича, и исчез навсегда, боясь мести лихого горца. Казбич тяжело переживал обман и потерю коня, рано или поздно его месть должна была коснуться участников событий.

Бэла жила в русской крепости, тоскуя по дому и не отвечая на ухаживания Печорина. Ему не удалось растопить лёд в её сердце ни словами любви, ни подарками. Но со временем её сердце оттаяло, и она полюбила его. Печорин же к этому времени начал охладевать к Бэле и тяготиться ею.

Любовь, как огонь, — без пищи гаснет.

Скука, вечная спутница Печорина, снова начала одолевать его. Все чаще он надолго уезжал на охоту, оставляя девушку одну в крепости.

Вскоре объявился Казбич и похитил Бэлу. Услышав её крик, Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню. Казбич, понимая, что ему не уйти, бросил девушку, смертельно ранив её. Бэла умерла через два дня на руках у Печорина. Утрату он пережил глубоко в себе и о Бэле больше никогда не говорил. Вскоре после похорон его перевели в другую часть. С Максимом Максимычем они встретятся только через пять лет.

Максим Максимыч

Продолжая своё путешествие, офицер-рассказчик снова встречает Максима Максимыча в придорожной гостинице. В это же время, здесь же, по пути в Персию, останав­ливается Печорин. Старый комендант очень рад предстоящей встрече и в нетерпении просит лакея доложить Печорину, что ждёт его у себя. Максиму Максимычу приходится ждать его очень долго — весь вечер и ночь. Он не понимает, почему Григорий, его старый друг, не спешит увидеться с ним.

Когда, наконец, Печорин появляется, то, вопреки ожиданиям старика, лишь холодно и вскользь приветствует сослуживца и сразу же собирается уезжать. Максим Максимыч просит его остаться подольше, но тот, ссылаясь на спешку, отказывается. Старик с огорчением говорит: «Не так я думал с вами встретиться», и слышит в ответ: «Полно, всякому своя дорога». Максим Максимыч спрашивает у Печорина, что делать с его журналом, который старик хранил всё это время, надеясь вернуть при случае, и слышит в ответ: «Что хотите».

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

Максим Максимыч, глубоко огорчённый, отдаёт журнал Печорина рассказчику. Ему он уже без надобности.

Путевые заметки офицера вместе с дневником Григория Печорина становятся романом, который он решает опубликовать, узнав, что героя уже нет в живых. Григорий умер по пути домой из Персии. Этот журнал — наблюдение ума над терзаниями души, написанный без тщеславия и честно. Главный вопрос, который занимает Печорина, — в какой мере человек может распоряжаться своей судьбой?

Тамань

Находясь в поездке по казённой надобности, Печорин остановился в Тамани. Ему пришлось поселиться в доме на берегу, в котором «сильно нечисто». В мрачном доме жили глухая старуха и слепой мальчик.

Ночью Печорин заметил, что слепой отпрааился к берегу моря и, ведомый любопытством, решил проследить за ним.

На берегу он увидел незнакомую девушку — вместе с мальчиком она ждала кого-то с моря. Спустя некоторое время к берегу причалила лодка, и мужчина в ней спустил на берег груз, а мальчик и девушка ему помогли. Наутро, снова увидев девушку, Печорин познакомился с ней и спросил о ночном происшествии. Но странная девушка, смеясь и говоря загадками, так и не ответила ему. Тогда Печорин пригрозил рассказать властям о своей догадке про контрабандную переправку товара, о чём впоследствии пожалел: эти слова едва не стоили ему жизни.

Ближе к ночи девушка позвала Печорина на свидание у моря. Это вызвало у него опасение, но он пошёл, и вместе они отплыли на лодке в море.

И щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание.

Неожиданно девушка бросилась на Печорина и попыталась столкнуть его в воду, но ему удалось удержаться в лодке, сбросить эту ундину в море и вернуться на берег.

Позже Печорин вернулся на то место, где видел контрабандистов, и встретил их там вновь. На этот раз мужчина уплыл отсюда вместе с девушкой навсегда, а слепого мальчика оставили на произвол судьбы. На следующее утро Печорин уехал из Тамани. Он жалел, что невольно нарушил покой честных контрабандистов.

Княжна Мери

После ранения Печорин прибыл долечиваться на воды, в Пятигорск. Тут он встретил своего старого приятеля — юнкера Грушницкого, который тоже лечился после ранения, и с которым они были «наружно в самых дружеских отношениях». Однако, Печорин чувствовал: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Из всей почтенной публики, проходящей лечение на водах, выделялись Лиговские — княгиня и её прелестная дочь Мери. Грушницкий, целью которого было «сделаться героем романа», моментально очаровался княжной и начал искать повод для знакомства с Мери и официального визита в их дом. Княжна не спешила заводить с ним знакомство, хотя он был очень романтичен в своей старой солдатской шинели. Ей казалось, что этот офицер был разжалован за дуэль.

Печорин же, напротив, подчёркнуто избегал возможности знакомства и не спешил нанести визит в дом княгини, чем вызвал немалое удивление, недоумение и интерес Лиговских. Об этом он узнал от своего нового знакомого — местного доктора Вернера, с которым они сдружились. Печорин, спасаясь от скуки провинци­ального городка, решил покорить сердце девушки, прекрасно понимая, что этим вызовет ревность Грушницкого, который уже страстно влюблён в Мери. Эта идея его позабавила и добавила интригу в происходящее.

Вряд ли найдётся молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, ‹…› не был этим поражён неприятно.

От Вернера он узнал, что у княгини гостит очень больная родственница. По описанию доктора Печорин узнал Веру, свою давнюю возлюбленную. Они встретились, и в его душе всколыхнулись забытые чувства. Чтобы они могли чаще видеться, не вызывая слухов и разговоров в городе, Вера предложила Печорину чаще бывать в доме княгини и начать ухаживать за Мери для отвода глаз. Он согласился — хоть какое-то развлечение.

На балу Печорин спас Мери от приставаний пьяного офицера, и княгиня из благодарности пригласила его нанести визит в их дом. Но и во время приёма в доме княгини Печорин проявил равнодушие к Мери, чем разозлил её. Она не понимала его холодности, и это лишь добавило накала страстей в игре Печорина. У него был свой план обольщения неопытной барышни.

Все мысли княжны Мери теперь занимал Печорин, а ухаживания Грушницкого ей уже порядком надоели. Даже когда Грушницкий появился в новом офицерском мундире, это не произвело на неё должного впечатления — она становилась всё холоднее с ним. Грушницкий видел причину этой холодности в её увлечении Печориным, он ревновал и подчёркнуто сторонился бывшего приятеля.

Обиженный тем, что Печорин насмехается над его чувствами к Мери, Грушницкий с друзьями решает проучить бывшего приятеля, чтобы сбить с него его спесь: при случае вызвать на дуэль, а пистолет его оставить незараженным. Печорин случайно услышал этот разговор. Ему стало обидно, что друг, пусть и бывший, решил выставить его на посмешище. В голове Печорина сложился иной план.

Мери всё больше влюблялась в Печорина, а Вера начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне.

Во время одной из прогулок Мери призналась Печорину в любви, но он не ответил ей. «Хотите ли этого?» — продолжала она, но Печорин безразлично промолвил: «Зачем?». После этого Мери спешно вернулась к себе. Печорин наслаждался своим достижением — он влюбил в себя девушку, не зная зачем.

О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!

Тем временем город уже полнился слухами, что Печорин собирается жениться на Мери. Печорин догадывался, кто является их источником. Вернер предостерегал его, а княгиня ждала, что он в скором времени предложит Мери руку и сердце. Но Печорин опроверг эти слухи, ведь свободу он ценил больше всего.

Вера и Печорин продолжали видеться. В один из вечеров, когда весь город собрался на представлении приезжего фокусника, Вера пригласила Печорина к себе на тайное свидание. Спускаясь глубокой ночью с её балкона, он оказался напротив окон княжны Мери, которая жила этажом ниже — она тоже осталась дома и не пошла на представление. Печорин заглянул в окно, увидел девушку, спрыгнул на траву и наткнулся на людей, в одном из которых узнал Грушницкого. Они притворились, что приняли его за вора, и завязали потасовку. Печорин убежал. На следующий день Грушницкий во всеуслышание объявил, что знает, кто был в эту ночь на свидании в спальне у Мери. Имя её любовника — Печорин.

Оскорбленный Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Придя домой, он рассказал Вернеру о предстоящей дуэли и о том, что Грушницкий задумал сделать с пистолетами. Вернер согласился быть его секундантом.

В назначенное время участники дуэли собрались в условленном месте. Грушницкий, следуя плану розыгрыша, предложил стреляться с шести шагов. Печорин же захотел переместиться на скалу, и стреляться на самом краю обрыва, чтобы даже лёгкая рана была смертельной. Труп в этом случае спишут на черкесов.

По жребию — вот она, Судьба — стрелять первым выпало Грушницкому. Перед ним встал сложный выбор — признаться в низком поступке, недостойном офицера, или стать убийцей. Но отступать офицеру не к лицу — он выстрелил и ранил Печорина в ногу.

Настала очередь Печорина. Он посоветовал Грушницкому помолиться и прислушаться — не говорит ли с ним его совесть? Но на лице Грушницкого не было даже «лёгкого следа раскаяния». Он настаивал на продолжении дуэли. Тогда Печорин сообщил своему секунданту, что его пистолет забыли зарядить. Второй секундант возмутился возможностью этого и отказался менять пистолеты. Но Грушницкий признал правоту Печорина и, испытывая в душе бурю чувств, потребовал продолжения дуэли — «нам на земле вдвоём нет места…». Печорин был вынужден стрелять.

Убийство Грушницкого приписали, как и задумывалось, черкесам. Вера, узнав о дуэли, в сильном волнении призналась мужу, что любит Печорина, и муж в негодовании увёз её из города. Печорин, получив её прощальную записку, бросился за ней, но не догнал. Только сейчас он понял, что Вера — единственная женщина, которая ему дорога, она одна любит и принимает его безоговорочно.

Я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.

Начальство Печорина всё же заподозрило, что тот участвовал в дуэли, и тихо перевело его служить в крепость на Кавказе. Перед отбытием он нанёс визит в дом княгини Лиговской. Она поблагодарила Печорина за то, что он спас доброе имя её дочери и поинтере­совалась, почему он не делает предложение Мери, ведь она богата, хороша собой, и очень его любит. Но Печорин попросил уединённого разговора с княжной, во время которого сообщил, что не любит её и смеялся над ней всё это время. В ответ он услышал: «Я вас ненавижу». Через час Печорин уехал.

Фаталист

Как-то раз батальон Печорина стоял в одной из казачьих станиц. По вечерам офицеры развлекали себя игрой в карты. Во время одной из них зашёл разговор о судьбе — написана она на небесах или нет, предопределена ли жизнь и смерть человеческая? Разговор перешёл в спор, офицеры разделились на тех, кто за, и тех, кто против.

Один из офицеров, Вулич, страстный игрок и фаталист, предложил проверить, «может ли человек своевольно распоряжаться своей жизнью, или каждому из нас назначена роковая минута». Печорин объявил пари, и Вулич согласился — если суждено ему умереть сегодня, он умрёт, если нет, останется жив.

Вулич взял наугад пистолет, все присутствующие замерли — сейчас может случиться непоправимое. Печорину показалось, что он видит печать смерти в глазах Вулича. Он сказал ему об этом: «Вы нынче умрёте». Вулич выстрелил себе в висок — осечка! Все облегчённо вздохнули, обрадовавшись, что пистолет не заряжен и никто не погиб. Но Вулич сделал выстрел в сторону — пуля пробила фуражку на стене, пистолет был заряжен. Ошеломлённые офицеры вскоре разошлись, а Печорин так и не понял, почему ему всё ещё кажется, что Вулич сегодня должен умереть.

Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.

Под утро Печорина разбудили известием, что нашли зарубленного шашкой офицера. Это был Вулич. Его смерть в обличии пьяного казака с шашкой нашла его по дороге домой. Так Печорин невольно предсказал судьбу несчастному офицеру.

Читайте также:  Тамань – краткое содержание главы из романа Герой нашего времени Лермонтова

Казака-убийцу быстро нашли, он заперся в хате и сдаваться не собирался, угрожая стрельбой. Никто не решался взломать дверь и нарваться на его пулю. Тут у Печорина мелькнула странная мысль: подобно Вуличу он вздумал испытать судьбу. Через окно он проник в дом, казак выстрелил, но задел лишь эполет Печорина. Подоспевшие на помощь станичники скрутили и увели казака. Печорина чествовали как настоящего героя.

После этого случая Печорин долго не мог решить, быть ли ему фаталистом, ведь не всё так просто, как может казаться.

Кто знает наверное, убеждён ли он в чём, или нет. И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка.

Возвратившись в крепость, Печорин рассказал о произошедшем Максиму Максимычу и спросил, верит ли он в предопре­деление. Штабс-капитан, значительно покачав головой, предположил, что оружие часто даёт осечку, а бедного офицера, конечно, жаль, но, видать, так на роду написано. На том и закончен был этот разговор.

О романе М. Ю. Лермонтова Княгиня Лиговская

Роман «Княгиня Лиговская» (некоторые литературоведы определяют жанр произведения как повесть) был начат М.Ю.Лермонтовым в 1836 году и остался незаконченным (всего написано девять глав).

В центре повествования — жизнь петербургского общества 1830-х годов.

Большинство героев — столичные аристократы, поэтому изображению званых обедов, театров, балов в романе отводится значительное место. Однако «Княгиню Лиговскую» никак нельзя отнести к светским повестям, которые одна за другой публиковались в то время, и прежде всего потому, что автор отнюдь не восхищается жизнью высшего света, а относится к изображаемому скорее с иронией.

Одна из сюжетных линий романа, связанная с чиновником Красинским, повествует о судьбе «маленького человека» – тема уже зазвучавшая тогда в творчестве Гоголя (повесть «Записки сумасшедшего» впервые напечатана в 1835 году, примерно к этому времени относится и первоначальный замысел «Шинели»).

Роман во многом автобиографичен. За отношениями Печорина и Лизы Негуровой легко увидеть юношескую влюблённость Лермонтова в Е.А.Сушкову, а отношения поэта с В.А.Лопухиной нашли воплощение во второй сюжетной линии романа — «Печорин — княгиня Лиговская».

Важные сведения о жизни и нравах петербургского чиновничества Лермонтов черпал из бесед со своим близким другом С.А.Раевским (1808-1876), который служил в Департаменте государственных имуществ.

Главного героя зовут Григорием Александровичем Печориным, как и героя написанного впоследствии гениального романа. Однако Печорин из «Княгини Лиговской» (Жорж) отличается от своего знаменитого однофамильца. Во-первых, он моложе, чем можно во многом объяснить это отличие. Во-вторых, как человек он гораздо мельче, хотя постиг уже многие законы из тех, что правят жизнью светского общества.

Внешность Жоржа Печорина не очень привлекательна, и он похож на Лермонтова:
«. Он был небольшого роста, широк в плечах и вообще нескладен.
Лицо его смуглое, неправильное, но полное выразительности. »

В самом начале романа происходит событие, которое можно назвать знаковым, хотя на первый взгляд оно кажется весьма заурядным.

Итак, «в 1833 году, декабря 21-го дня в 4 часа пополудни» в центре Петербурга молодого чиновника Красинского сбили сани, запряжённые гнедым рысаком. Чиновник не пострадал, но душа его преисполнена горечи, ведь богатый офицер умчался, даже не поинтересовавшись, жив или нет попавший под сани человек.

Красинский понимает, что всему виной его бедность, что именно из-за недостатка средств он должен многое терпеть, от много отказываться. Вынужден будет стерпеть и эту обиду.

Между тем офицер, приехав домой, о случившемся тут же забывает, потому что такое событие для него совершенно незначительно.

Лермонтов подробно описывает богато и оригинально обставленный кабинет героя, знакомит нас с его милой шестнадцатилетней сестрой, и здесь же, в первой главе, мы узнаём, что у Жоржа есть сердечная тайна и эта тайна связана с молодой женщиной, которая уже замужем.

Вечером Жорж едет в Александринский театр, где встречает многих знакомых людей своего круга. Во время антракта за чаем он рассказывает о недавнем происшествии как об очень забавном, пострадавшего чиновника называет франтом, высмеивает его бедную одежду. И надо же такому случиться, что этот самый чиновник оказывается рядом и слышит весь разговор.

В душе Красинского всё переворачивается, он провоцирует ссору с Печориным, пытается что-то объяснить, пробудить совесть в богатом повесе. Однако слишком разные они люди и слишком по-разному понимают жизнь. Жорж, как и подобает молодому человеку его круга, сразу предлагает дуэль: к душеспасительным беседам он не привык. Молодой чиновник, который является единственной опорой своей матери, не может позволить себе рисковать жизнью, что и пытается объяснить собеседнику:

« – Чего ж, наконец, вы от меня хотите? – сказал Печорин нетерпеливо.
– Я хотел вас заставить раскаяться.
– Вы, кажется, забыли, что не я начал ссору.
– А разве задавить человека ничего — шутка — потеха!
– Я вам обещаюсь высечь моего кучера.
– О, вы меня выведете из терпения.
– Что ж? Мы тогда будем стреляться. »

Очень трудно молодому столичному аристократу, баловню судьбы, «повелителю трёх тысяч душ и племяннику двадцати тысяч московских тётушек» выйти за очерченный его жизнью круг: сытый плохо разумеет того, кто не очень сыт. Однако волнение Красинского не оставляет Жоржа равнодушным: «Печорин с сожалением посмотрел ему вслед».

В третьей главе автор знакомит нас с ещё одной героиней романа — перезрелой девицей Негуровой. Жорж когда-то, выражаясь языком XIX века, волочился за ней, а теперь просто высмеивает. Для светского общества такое поведение вполне обыденно.

«Полтора года назад Печорин был ещё в свете человек довольно новый: ему надобно было, чтоб поддержать себя, приобрести то, что некоторые называют светской известностью, то есть прослыть человеком, который может делать зло, когда ему вздумается; несколько времени он напрасно искал себе пьедестала, вставши на который, он бы мог заставить толпу взглянуть на себя; сделаться любовником известной красавицы было бы слишком трудно для начинающего, а скомпрометировать девушку молодую и невинную он бы не решился, и потому избрал своим орудием Лизавету Николаевну, которая не была ни то, ни другое. Как быть? В нашем бедном обществе фраза: он погубил столько-то репутаций — значит почти: он выиграл столько-то сражений».

В дальнейших главах мы знакомимся с Верой, ныне княгиней Лиговской, женой немолодого и неинтересного человека, да к тому же не петербуржца, а москвича, то есть почти провинциала. С Жоржем Веру связывала юношеская любовь, о которой он не забыл. Потому что, «Печорин имел самый несчастный нрав: впечатления, сначала лёгкие, постепенно врезывались в его ум всё глубже и глубже, так что впоследствии эта любовь приобрела над его сердцем право давности, священнейшее из всех прав человечества».

Жорж хочет знать, как теперь относится к нему Вера, но, к своему недоумению, ничего не может «прочитать» на её лице.

Чтобы иметь возможность чаще бывать в доме Лиговских, Жорж берётся помочь князю в давнишней судебной тяжбе. Князь, совсем недавно приехавший в Петербург и почти никого здесь не знающий, искренне благодарен.

Чиновником, «у которого в столе разбираются» дела князя Лиговского, по какой-то прихоти судьбы оказывается Красинский, тот самый «франт», которого сбили сани Печорина и с которым он имел «историю», едва не закончившуюся дуэлью.

Разыскивая его квартиру, Жорж попадает в дом, где нашли приют очень небогатые люди, и по контрасту с роскошью его собственной жизни всё вызывает у него удивление: и грязный двор, и тёмные лестницы, и царящие здесь неприятные запахи, и наконец гостиная в квартире Красинского, «если можно так назвать четырёхугольную комнату, украшенную единственным столом, покрытым клеёнкою, перед которым стоял диван и три стула. »

Однако живущие в бедности люди тоже имеют ум и чувство собственного достоинства, что Печорину поначалу трудно принять, ведь он мало что видел, кроме богатых гостиных, театров и ресторанов. Кроме того, он, как мы помним, имеет весьма непривлекательную внешность и просто не может не позавидовать Красинскому, который «был высокого роста, блондин и удивительно хорош собою; большие томные голубые глаза, правильный нос, похожий на нос Апполона Бельведерского, греческий овал лица и прелестные волосы, завитые природою. »

Новая встреча с Жоржем, которого бедный чиновник называет своим смертельным врагом, производит на него большое впечатление. Но Красинский верит, что когда-нибудь он сможет отплатить Печорину за пережитые унижения.

Печорин, в свою очередь, так же недоброжелательно наблюдает за Красинским, когда тот приходит в дом к Лиговским по просьбе князя. Молодой чиновник производит хорошее впечатление на княгиню и её гостью, что не может не раздражать Жоржа, переживающего из-за своей непривлекательной внешности.

Однако более всего мысли Печорина заняты Верой. Ему очень хочется получить какое-либо подтверждение тому, что она страдала в разлуке, что в её душе сохранились прежние чувства к нему. Но оба они, увы, воспитаны в обществе, где люди почти никогда не говорят того, о чём думают, и, напротив, охотно говорят то, чего не думают. Искренность, непосредственность кажутся совершенно неуместными в свете. Поэтому наш герой постоянно пытается разгадать, что же на самом деле таится за теми или иными словами его светских знакомых .

Действие последней из написанных глав, девятой, происходит на балу у богатой баронессы, родственницы Веры Лиговской. Печорин, встретив Лизу Негурову, пытается вести светскую беседу, состоящую из колкостей и намёков, однако, увидев Веру, замолкает:

«Только что княгиня и князь прошли в гостиную, Лизавета Николаевна тотчас обратилась к Печорину, чтоб возобновить прерванный разговор, – но он был так бледен, так неподвижен, что ей стало страшно.
– Появление этой дамы, – сказала она, наконец, ему, – сделало на вас очень странное впечатление. вы давно её знаете?
– С детства! – отвечал Печорин».

«И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго. навсегда».

Как сложатся дальше отношения Жоржа с Верой? Приобретёт ли он врага в лице Лизы Негуровой? Сведёт ли его судьба снова с Красинским, или их конфликт исчерпан?

Ответы на эти вопросы могут быть различными, но абсолютно ясно одно: общество, к которому Печорин принадлежит по рождению, не отвечает запросам думающего человека и его дальнейшая жизнь будет полна конфликтов с высшим светом.

Краткое содержание Лермонтов Княгиня Лиговская

Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1833 году. Один бедный молодой чиновник на улице попадает под лошадь. Повозка уезжает, однако пострадавший успевает заметить лицо своего обидчика. Это молодой и состоятельный военный Григорий Александрович Печорин.

Вернувшись домой, Печорин узнает от своей сестры Вареньки, что в их дом с визитом приходили князь и княгиня Лиговские. Это имя вызывает у молодого человека большое волнение. Несколько лет назад он влюбился в Верочку Р., и она ответила ему взаимностью. Печорин настолько увлекся своими чувствами, что не смог сдать экзамены. Он поступил на военную службу, а затем отправился на фронт, в действующую армию. Там Печорин показал свою храбрость. По окончании кампании, он узнал, что Верочка вышла замуж за князя Лиговского. Это глубоко ранило молодого человека.

В столице Печорин ведет активную светскую жизнь. От скуки он ухаживает за засидевшейся в девушках Елизаветой Негуровой и, наконец, решает прекратить эту игру. Печорин пишет Негуровой анонимное письмо, в котором сообщает, что ей не на что надеяться.

Вечером Печорин отправляется в театр. Там он видит интересную молодую женщину, чьего лица не может разглядеть, а также Негурову, которая проявляет к нему внимание. В ресторане у Печорина происходит неприятный разговор с одним молодым человеком, который оказывается именно тем самым сбитым чиновником. Чиновник считает себя униженным, ему кажется, что над ним посмеялись, а он считает, что богатство не дает права принижать и оскорблять других людей. Печорин предлагает решить дело посредством дуэли, но чиновник отказывается, ссылаясь на то, что заботится о пожилой матери.

Печорин наносит визит вежливости Лиговским и понимает, что вчерашняя дама в театре – это княгиня Вера. Сам князь – недалекий человек, который женился лишь потому, что так захотели его родные.

Мать Печорина устраивает большой обед, приглашая на него и Лиговских. За столом княгиня Вера сидит недалеко от молодого человека, который в беседе делает неприятные ей намеки. Бедная женщина расстроена до слез. Князь Лиговской жалуется, что его тяжба в суде затянулась, а делом занимается чиновник по фамилии Красинский. Печорин вызывается найти этого человека и попросить уделить больше внимания делу князя.

В поисках Красинского молодой человек отправляется в бедные кварталы. Наконец, он находит нужную квартиру, где его встречает пожилая женщина. Вскоре выясняется, что Красинский – это тот самый сбитый чиновник, который встречает Печорина холодно, но обещает прийти к князю. Действительно, он появляется в доме Лиговских, и княгиня Вера представляет его своим гостям.

На балу у баронессы Р. Печорин встречается как с Верой, так и с Елизаветой Негуровой. Последняя холодна с ним, потому что уже прочла анонимное письмо. Ее сердце разбито, так как девушка успела полюбить Печорина.

Произведение осталось незаконченным автором, однако, можно проследить несколько основных мыслей, заложенных им. Во-первых, это изображение жизни, типажей и нравов высшего света. Во-вторых, образ «маленького человека» – нищего чиновника Красинского, который ненавидит богачей и хочет мстить им, но сам жаждет богатства и власти.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

Княгиня Лиговская. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В этом произведении рассказывает дьяк о приключениях своего деда, которому пришлось с нечистью в карты играть. Все началось с того, что гетман поручил казаку доставить к царице грамоту.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ, предназначенной для детской читательской аудитории. Главными персонажами рассказа являются Вася и Дима, представленные в образах мальчишек, отличающихся детским любопытством и наивностью.

В городе Солигалич в семье Рыжовых родился сын Александр. После его рождения скоропостижно скончался его отец, канцелярский служащий Рыжов. Мать Алексашку воспитывала одна.

Самой очаровательной и красивой девушкой в Сомюре, считалась дочь папаши Гранде, Евгения. Её отец сумел разбогатеть в смутные времена революции, тогда-то ему и удалось прикупить в свои владения церковные земли

Сергей Духанин – главный герой рассказа Сапожки. Работая водителем, он едет из деревни в город для того, чтобы купить запчасти. Он запланировал так же заехать и купить своей жене очень дорогой подарок

Характеристика лермонтовской героини княгини Лиговской

«Княгиня Лиговская» — незавершённый роман с элементами светской повести. Лермонтов начал работу над ним в 1836 году. В произведении автор отразил собственные переживания. При жизни писателя книгу ни разу не напечатали. Впервые она была опубликована в 1882 году в «Русском вестнике». Характеристика княгини Лиговской, лермонтовской героини, имеет много общего с Варварой Лопухиной, в которую был влюблён сам автор.

Краткое содержание

События разворачиваются в Санкт-Петербурге, на дворе 1833 год. Попав под колёса повозки на одной из улиц, некий чиновник успевает заметить лицо обидчика. Это Григорий Александрович Печорин, состоятельный военный. Возвратившись домой, он узнаёт, что к ним приходили Лиговские.

Эта фамилия вызывает бурные переживания у главного героя. Когда-то он любил княжну Веру Лиговскую, а она отвечала ему взаимностью. Однако пока Печорин находился на службе, Вера стала женой другого человека. Это обстоятельство ранило мужчину.

В столице он ощущает скуку. Желая развеяться, он начинает ухаживать за Елизаветой Негуровой, которая засиделась в девках. Делает он это лишь ради забавы, не испытывая никаких чувств к девушке. Игра быстро надоедает мужчине и он решает её прекратить. Он пишет Негуровой анонимное письмо, в котором говорит о том, что её избранник к ней равнодушен.

Вечером Григорий идёт в театр. Там он встречает Елизавету, а также загадочную особу, лицо которой ему никак не удаётся разглядеть. В ресторане он общается с тем чиновником, которого сбил. Пострадавший ощущает себя униженным. Григорий предлагает дуэль, однако тот отказывается, так как должен ухаживать за больной матерью.

Главный герой приходит в гости к Лиговским. Он понимает, что в театре он видел Веру. Ему становится понятно, что Лиговских не связывают любовные чувства. Через короткое время мать Григория устраивает ужин. Лиговские входят в список приглашённых. Муж Веры рассказывает, что его тяжба в суде слишком долго тянется, а делом занимается некий чиновник Красинский.

Печорин обещает помочь разрешить ситуацию. Он отправляется на поиски квартиры и находит её. Дверь открывает женщина преклонного возраста. Вскоре становится ясно, что Красинский — это и есть тот самый пострадавший от повозки. Чиновник соглашается прийти к князю Лиговскому и сдерживает своё обещание.

На балу у баронессы Р. главный герой встречает и Веру, и Елизавету. Последняя держится особняком, она уже прочла письмо, её сердце разбито. Девушка даже успела влюбиться.

Книга осталась незаконченной. Однако всё же можно проследить мысли, заложенные автором:

  • изображение жизни и нравов высшего света;
  • образ так называемого маленького человека, бедного чиновника Красинского, готового мстить ненавистным богачам, желающего получить деньги и власть.

Характеристика персонажа

Княгиня Лиговская — замужняя светская дама. О её внешности автор почти ничего не говорит. Сказано лишь, что это хорошенькая дамочка среднего роста, с белокурыми волосами и правильными чертами лица. У неё на щеке есть родинка, которая делает лицо выразительным. Известно, что у Веры любящее сердце и добрая душа.

Описание героини даёт приятель Печорина — доктор Вернер. Он говорит о том, что её лицо поразило его своей необычайной выразительностью. Оно отражает богатство внутреннего мира, глубину мыслей и чувств. Уже по её внешности ясно, что это далеко не пустышка, а очень привлекательная и мудрая дама.

Образ женщины характеризуют её чувства к главному герою. Она уже второй раз замужем, однако сердцем по-прежнему верна одному. Ей пришлось стать женой другого человека из-за материальных проблем. Нужно было растить сына, да и дань принятым в обществе условностям никто не отменял. К Григорию её влечёт с огромной силой, которой она не может противостоять. Дама хотела забыть этого мужчину, но не сумела справиться с чувствами, об этом она рассказывает во время их первой встречи на водах.

Не исключено, что она приехала в Кисловодск, чтобы проститься с Печориным. У неё большие проблемы со здоровьем, и она предчувствует скорую смерть. От любимого ничего не требует, принимая его со всеми недостатками и слабостями. Ей просто хочется быть рядом, чувствовать прикосновение руки и быть от этого счастливой.

Это была единственная женщина, которая оставила в душе главного героя неизгладимый след. Она не походила на других представительниц светского общества. Княгиня покорила сердце Печорина своей искренностью, умением понять его и принять таким, какой он есть.

Однажды женщина начинает тайно встречаться с Григорием. Ей всё время хочется его видеть, и она просит любимого, чтобы он почаще приходил к ним с супругом. Вера ещё не в курсе, что Печорин задумал интрижку с княжной Мери.

Узнав об их связи, женщина страдает от дикой ревности. В конце концов, она обо всём рассказывает мужу, и он её увозит. Вера прощается с возлюбленным в письме, она пишет, что и вправду любила его и ничего не хотела в нём менять. Григорий тяжело переживает разрыв, он понимает, что это была единственная женщина, осознающая его сложный внутренний мир и противоречивую натуру.

Ценность Веры для Печорина

То, что главный герой был неравнодушен именно к этой женщине, свидетельствует о том, что он сумел увидеть в ней близкие для себя черты. Только с ней он может:

  • быть самим собой и не притворяться, не лицемерить;
  • открыто проявлять свои чувства;
  • дарить нежность.

Она чувствует его душу, так как и сама вынуждена существовать в мире, где обесценивается всё доброе и светлое. Лишь потеряв эту чудесную женщину Григорий осознаёт, как она была дорога его сердцу. Он только теперь понимает, какой удачей было встретить родную душу в этой духовной пустыне. В произведении Михаила Юрьевича она является показателем здорового нравственного начала главного героя.

Если нужно подготовить пересказ или анализ романа Лермонтова «Княгиня Лиговская», краткое содержание окажется наилучшим решением. Прочтение сокращённой версии позволит понять авторский замысел и при этом сэкономить время.

Немного истории

У образа княгини Лиговской есть много общего с Варварой Лопухиной, девушкой, в которую был влюблён писатель. Их история началась ещё тогда, когда Лермонтов был студентом. Когда он переехал в Петербург, связь прервалась.

У Михаила Юрьевича началась новая интересная жизнь, он на время позабыл о возлюбленной. Он никак не пытался поддерживать отношения с Варварой. Новость о том, что она вышла замуж за другого мужчину (не исключено, что она это сделала по настоянию своих родителей), стала большим потрясением.

Поэт придумал имя и фамилию главной героини ещё до того, как начал писать свой роман. Сейчас сложно сказать, как ставил ударение Михаил Юрьевич в фамилии Лиговских. Мнения литературоведов на этот счёт расходятся. Есть предположение, что автор произведения ставил ударение на первом слоге, так как связывал фамилию с местностью Лигово.

Лермонтовский роман показывает стремление автора отдалиться от былых пафосно-возвышенных настроений, но всё-таки в нём есть «печать переходности». Прежде всего это относится к образу главного героя, его характеру и внешности, которые были получены в наследство от персонажа предыдущего произведения «Вадим». Оба мужчины:

  • обладают чертами демонизма;
  • отличаются холодностью и безжалостностью;
  • не умеют сопереживать и сочувствовать;
  • подчёркнуто некрасивы.

Разница заключается лишь в том, что Печорин просто неказист, а Вадим откровенно безобразен. На протяжении романа Лермонтов ведёт диалог с воображаемым собеседником. В нём он желает видеть человека достаточно просвещённого, умеющего реконструировать избитые штампы, способного распознавать намёки и послания. При обращении к своему читателю автор называет его:

Стремление писателя к обращению восходит к традициям светской повести. Её элементы введены в сцены, где должна соблюдаться так называемая протокольная достоверность описанных событий. В романе автор описывает маршруты своих героев с «топографической» дотошностью. Из-за этого литературоведы назвали произведение одним из самых «петербургских» романов писателя.

Герой нашего времени – краткое содержание

Название произведенияГерой нашего времени
АвторМихаил Лермонтов
ЖанрПсихологический роман
Год написания

Главные герои

  • Григорий Александрович Печорин – петербургский офицер, служащий на Кавказе
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, бывший комендант крепости, приятель Печорина
  • Бэла – юная горская княжна
  • Ундина – девушка-контрабандистка
  • Княжна Мери – московская барышня, отдыхающая на водах
  • Вера – бывшая возлюбленная Печорина
  • Грушницкий – юнкер, влюбленный в Мери
  • Вулич – офицер-игрок, «фаталист»

Другие персонажи

  • Рассказчик
  • Казбич – «лихой» горец
  • Азамат – брат Бэлы
  • Слепой мальчик
  • Неизвестный контрабандист
  • Княгиня Лиговская – мать Мери
  • Доктор Вернер – друг и секундант Печорина
  • Драгунский капитан – приятель и секундант Грушницкого
  • Пьяный казак

Краткое содержание

Часть первая

I. Бэла

Странствующий на Кавказе русский офицер знакомится с проезжим штабс-капитаном, бывшим комендантом южнорусской крепости. Старый офицер представляется Максимом Максимычем. Пережидая непогоду, герои знакомятся ближе, и Максим Максимыч делится историями из служебной практики. Так, рассказчик узнает о молодом офицере Григории Александровиче Печорине, сосланном на Кавказ. По признанию штабс-капитана, он был «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи».

Печорин и Максим Максимыч легко становятся друзьями. Когда местный горский князь приглашает их на свадьбу дочери, Печорин знакомится с Бэлой, младшей княжной. Григория Александровича поражает ее несходство со столичными светскими барышнями, и он решает во что бы то ни стало сделать Бэлу своей. На помощь приходит случай: Печорин подслушивает разговор Азамата, брата Бэлы, и горца Казбича, знакомого старого князя. Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза, равных которому нет во всей в Кабарде. Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть Бэлу, которая очень нравилась горцу:

«Я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха.

Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»

Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин: он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему./p>

«Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия», — Максим Максимыч возражает против этого замысла, но Печорин принимает решение без колебаний. Азамат привозит Бэлу в крепость и забирает коня, пока Григорий отвлекает горца. Мальчик сбегает, опасаясь мести Казбича. Опасный горец скрывается, затаив обиду.

Поначалу Бэла тяготится жизнью в крепости, тоскуя по дому. Печорин дарит ей подарки, признается в чувствах, всячески пытаясь расположить ее к себе, но его уловки подействуют лишь спустя долгое время. Бэла влюбляется в странного русского офицера, и довольно быстро Печорин охладевает к горянке. Он все чаще выезжает охотиться один. Максим Максимыч выговаривает Печорину за равнодушие к Бэле. Печорин рассказывает штабс-капитану о смертельной скуке, которая одолевает его:

«… Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно. »

Сторожевые все чаще начинают замечать вблизи крепости Казбича. Мстительный горец подстерегает и похищает Бэлу во время прогулки. Печорин и Максим Максимыч пытаются догнать его, но Казбич ранит девушку в спину и скрывается. Спустя два дня мучений она умирает на руках у Печорина. Тот замыкается в себе и отныне избегает любых упоминаний о княжне.

Печорина переводят в другую часть.

II. Максим Максимыч

Случай снова сводит вместе Максима Максимыча и рассказчика в дорожной гостинице. Здесь он сталкивается и с Печориным: офицер направляется в Персию и также останавливается в гостинице.

Штабс-капитан отправляет лакея к бывшему товарищу и предвкушает встречу. Однако ответа на приглашение не следует, и Максим Максимыч, напряженно ожидая появление старого друга, всячески найти оправдания его поведению: он не понимает, почему Печорин уходит от встречи с ним.

Немного спустя Максим Максимыч все-таки встречает Печорина, но тот уже собирается в отъезд и не выказывает особенной радости от мимолетного свидания. Максим Максимыч уговаривает Печорина задержаться, Григорий отказывается. Старик глубоко огорчен: «Не так я думал с вами встретиться», но молодой офицер отзывается: «Всякому своя дорога». На вопрос, как поступить с его дневником («журналом»), который штабс-капитан все эти годы берег, он получает равнодушное дозволение делать с записями все, что ему заблагорассудится.

«Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Разочарованный Максим Максимыч передает журнал Печорина офицеру. Именно из этих материалов и из заметок проезжего и получится в итоге роман «Герой нашего времени». Опубликован он будет спустя несколько лет, когда рассказчик узнает, что Печорин погиб на обратном пути из Персии.

Журнал Печорина — это беспристрастный, откровенный анализ собственных чувств.

Журнал Печорина

I. Тамань

Путешествуя по службе, Печорин останавливается в приморском городе Тамань. Не найдя свободных квартир, он поселяется в лачуге на берегу моря. В мрачном доме, окруженном дурной славой, живут глухая старуха и мальчик- сирота.

Ночью Печорин замечает, что слепой убегает к берегу моря, и отправляется следом. На побережье Григорий Александрович видит незнакомую девушку, которая вместе со слепым словно ожидают кого-то. Причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка.

Утром Печорин знакомится с ней — незнакомка оказывается дочкой глухой старухи — и рассказывает, что стал свидетелем их ночных приключений. Девушка не смущается, отшучивается. Печорин отмечает, что она ведет себя странно: говорит загадками, никогда не дает прямых ответов и больше напоминает русалку-ундину, чем обычную женщину. Догадываясь, что и девушка, и слепой, связаны с контрабандой, он грозится донести о них властям, не подозревая, что эти слова могут впоследствии стоить ему жизни.

Вечером девушка зовет Печорина на свидание у моря. Предупредив слугу-казака о возможной опасности и велев ему бежать на берег, если он услышит выстрел, Печорин отправляется к ней. Девушка заманивает его в лодку, они отплывают, несмотря на дурные предчувствия Печорина.

«… щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание».

Незнакомка признается ему в любви, целует, выбрасывает пистолет в море и пытается скинуть Печорина с лодки. Чудом он одолевает ее, сбрасывает в воду и возвращается на берег. В доме Печорин обнаруживает, что все его ценные вещи украдены.

Позже Григорий снова видит контрабандистов. Мужчина и девушка уплывают навсегда, равнодушно прощаясь со слепым мальчиком. Печорин уезжает из Тамани с сожалением: он не хотел «нарушать покой честных контрабандистов».

Часть вторая

II. Княжна Мери

Печорин приезжает на воды, в Пятигорск, чтобы восстановиться после ранения. У источников, где собирается свет общества, он встречает раненого юнкера Грушницкого. Внешне они состоят с ним в приятельских отношениях, но по признанию Печорина не любят друг друга. Он чувствует: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Напыщенный юнкер мечтает «сделаться героем романа», и мгновенно влюбляется в дочь московской княгини Лиговской, юную Мери, она также выказывает интерес к юнкеру. Княжна убеждена, что Грушницкий разжалован за дуэль, и это придает ему романтического очарования. Печорин чувствует зависть, ведь внимание княжны устремлено не на него, и решает изменить ход событий. Он пускается на провокации, чтобы раздразнить княжну Мери. Немного спустя знакомый Печорина, доктор Вернер, подтверждает успешность предпринятых Григорием усилий:

« — Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно».

Вернер также упоминает девушку, в описании которой Печорин узнает Веру — свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за немолодым богатым дворянином. Они встречаются, говорят о былых чувствах друг к другу, тайный роман вспыхивает вновь.

На прогулке верхом Печорин встречает Мери и Грушницкого, княжна принимает его за черкеса, Григорий дерзко комментирует свое внезапное появление, вызывая негодование княжны. Вера приглашает Печорина в дом Лиговских под предлогом, что нигде больше видеться они не смогут. На бале Печорин пытается извиниться перед княжной Мери за свою дерзость. Он пользуется случаем и вступается за нее перед пьяным драгунским капитаном, заслуживая прощение, а отныне и теплое отношение Мери.

С этого момента они общаются все чаще, и интерес княжны к Грушницкому постепенно сменяется симпатией к Печорину. В журнале Печорин подчеркивает, что любить Мери не будет никогда, и цели его сугубо эгоистические:

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность ; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Княжна влюбляется в Печорина, он торжествует. Грушницкий, которого произвели в офицеры, в свою очередь, обнаруживает, что Мери охладела к нему, и страшно ревнует. Он мстит, распуская слухи о якобы предстоящей женитьбе Печорина и Мери.

Печорин проводит немало времени с княжной. На прогулке верхом они говорят о любви, Печорин целует Мери, и она фактически признается в своих чувствах. Вечером Григорий становится невольным свидетелем разговора о себе пьяных военных во главе с Грушницким, они подстрекают Грушницкого к дуэли. У Печорина рождается ответный план.

На следующий день он встречается с Мери. Убежденная во взаимности девушка вымаливает у него признание в чувствах, однако Печорин открыто заявляет, что не любит ее.

У Григория развивается роман с Верой. Вечером, связав две простыни, он тайно покидает комнату Веры, которая живет в том же доме, где и Лиговские, и мимоходом наблюдает за Мери сквозь ее окна. На земле Печорина ловят драгунский капитан и другие приятели Грушницкого, завязывается драка, которую впоследствии представят как нападение черкесов.

Грушницкий публично обвиняет в ночном вторжении Печорина, и тот вызывает его на дуэль. В секунданты Григорий выбирает доктора Вернера, который рассказывает, что знает о заговоре шайки Грушницкого: они хотят зарядить только один пистолет. Условия дуэли смертельные — стреляться на шести шагах (шесть шагов между шпагами).

Дуэль происходит утром. Печорин предлагает расположиться на обрыве скалы, чтобы исход дуэли действительно был смертельным и чтобы впоследствии поединок можно было скрыть от властей, списав труп на черкесов.

Грушницкий отказывается убивать Печорина, но капитан обвиняет его в трусости и тот все же стреляет, легко задевая колено Печорина. Печорин раскрывает обман с незаряженным пистолетом, и убивает Грушницкого. Он падает с обрыва, разбиваясь о камни.

Доктор Вернер, как было условлено заранее, вынимает пулю, и убийство списывают на черкесов. Вера, узнав о дуэли, признается мужу, что любит Печорина, и тот увозит ее. Печорин мчится верхом в Пятигорск, надеясь перехватить Веру до отъезда, но загоняет коня. Единственная дорогая ему женщина потеряна безвозвратно.

«Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым»

Начальство, подозревающее Печорина в дуэльной истории, переводит его в одну из кавказских крепостей. Он наносит визит в дом Лиговских и признается княжне Мери, что насмехался над ней и ее чувствами.

III. Фаталист

Последняя повесть «Журнала Печорина». Во время игры в карты завязывается спор о существовании некоего предопределения, ответственного за то, когда человеку придет час умереть. Поручик Вулич, известный карточный игрок, вызывается проверить существование «списка смерти» на практике. Печорин предлагает пари, Вулич соглашается: если его час умереть настал, это случится, если нет — он выживет. При этом Печорин замечает, что на лице Вулича словно присутствует тень чего-то неизбежного, рокового. Он предупреждает Вулича о скорой смерти, но тот не воспринимает его всерьез. Находят пистолет, Вулич стреляет себе в лоб, случается осечка, но когда он следом стреляет в фуражку на другой стороне комнаты, раздается выстрел. Вулич выигрывает спор. Публика ошеломлена. Печорин не может понять, почему он ощущал, что Вулич скоро умрет.

«Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться».

По пути на квартиру Печорин размышляет о судьбе и взаимосвязи жизни и смерти. Внезапно он обнаруживает на дороге труп свиньи, разрубленный пополам. Казаки ищут виновника — пьяного, который гнался за животным с шашкой. Войдя к себе, Печорин недолго остается один — приходят офицеры и объявляют, что Вулич убит. Он случайно попался под руку пьяному казаку. Печорин осознает, что невольно предсказал ему трагическую судьбу.

Он сам решает проверить теорию предопределения и берет живым убийцу-казака, который заперся в доме с оружием и отказывается сдаваться. Пользуясь удачными обстоятельствами, Печорин проникает в дом через окно, казак стреляет, но задевает лишь эполет Григория. Печорина чествуют. Рассказывая в крепости Максиму Максимычу о происшедшем, Печорин не получает от него сколько-нибудь глубокомысленных комментариев по поводу произошедшего. Восприятие фатализма у штабс-капитана сводится к фразе «видно, уж так на роду у него было написано».

Княжна Мери («Герой нашего времени») – краткое содержание

Повесть «Княжна Мери» — предпоследняя в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В ней повествование ведется от лица главного героя. Лермонтов представил эту часть своей книги в виде дневниковой записи. В ней главный герой анализирует собственные поступки, душевные порывы, а также описывает поступки участников событий. Ниже ознакомьтесь с кратким содержанием повести «Княжна Мери».

Повесть начинается приездом Печорина в Пятигорск. Утром он отправляется к Елизаветинскому источнику, где по его сведениям собирается все светское общество. Здесь он встречается с Грушницким. И пока они беседуют, мимо проходят две дамы. Грушницкий называет их Печорину. Это княгиня и княжна Лиговские. Перебросившись несколькими фразами, Печорин отошел от Грушницкого¸и стал свидетелем того, как княжна Лиговская подняла стакан Грушницкого.

Потом Лермонтов знакомит читателя с доктором Вернером, который зашел к Печорину. Вернер пересказал последние новости пятигорского общества, упомянул о Лиговских, и кстати, вспомнил о том, что видел симпатичную женщину с родинкой, родственницу княгини. Печорин узнал свою давнюю любовь – Веру.

Во время пребывания в Пятигорске Печорин делает все возможное, чтобы заставить юную княжну возненавидеть себя. Он перекупил ковер, который хотела купить княжна, и стал использовать его вместо попоны на крупе лошади. А потом заставил провести лошадь мимо окон дома Лиговских. Княжна это видела и готова возглавить ополчение против Печорина. Грушницкий влюблен в княжну, он даже почти перестал хромать.

В один из дождливых дней Печорин встретился с Верой. Они вместе спрятались от дождя в гроте, и провели в нем лишние полчаса. Вера настаивала, чтобы Печорин подружился с Лиговскими, потому что только там она могла его видеть, но это не входило в его планы, и Печорин не спешил наладить отношения с этой семьей.

22 мая в зале ресторации устраивался городской бал. Княжна Мери умела одеваться со вкусом, была элегантной барышней, чем вызывала жгучую зависть местных аристократок. Одна из дам стала невольным детонатором произошедших далее событий. Она пожаловалась некоему капитану, что княжна Лиговская толкнула ее и не извинилась. Услужливый капитан обещал проучить девушку.

Где-то в середине бала подвыпивший капитан подошел к княжне, в вульгарной форме пригласил ее танцевать мазурку. Матушка была далеко. Те кавалеры, что видели случившееся, сделали вид, что ничего не замечают. Мери была в отчаянии и негодовании одновременно. Тогда ей на выручку пришел Печорин. Он сказал капитану, что княжна обещала танцевать с ним, и в настойчивой форме попросил удалиться. В этот момент он нажил себе злейшего врага в лице капитана, который потом будет против него плести интриги. Но приобрел благосклонность княжны и княгини, которая пригласила его в гости.

После этого случая княжна незаметно для себя начала влюбляться в Печорина, и своими тайнами делилась с Верой. А Вера устроила при встрече сцену ревности Печорину. Она вела себя с Печориным, как собака на сене. Она предложила Печорину переехать в Кисловодск, куда должна была уехать с мужем.

В честь большого праздника в ресторации устраивался новый бал. Грушницкий, переведенный из юнкеров в офицеры, мечтал предстать перед княжной в полном блеске офицерского мундира. На балу он преследовал княжну, но девушка утратила всякий интерес нему. Он был интересен ей, потому что она считала его разжалованным. А в те годы офицеров разжаловали за дуэли, за участие в декабрьском восстании, и другие проступки против царской власти. Каждый разжалованный волновал сердце девушек некоей романтической таинственностью. Узнав, что Грушницкий юнкер, Мери утратила к нему интерес, но все сильнее влюблялась в такого загадочного и необыкновенного Печорина. Тем самым, она невольно настроила Грушницкого против Печорина.

Грушницкий распустил слухи о женитьбе Печорина на Мери Лиговской. Печорин переехал в Кисловодск, и там украдкой встречался с Верой. Сюда же приехал Грушницкий, и каждый день пьянствует в трактире. Печорин поймал себя на мысли, что ждал приезда Лиговских.

Однажды вечером Печорин случайно подслушал разговор между драгунским капитаном Грушницким и другими. Так он узнал про заговор против себя. Его не просто хотели вызвать на дуэль, его хотели унизить.

Повод для дуэли вскоре представился. Когда муж Веры уехал по своим делам, Вера пригласила Печорина к себе. Уходил от нее он через балкон. Ниже этажом было окно княжны. Печорин не подозревал, что за ним следили, и, спустившись, он попал в руки Грушницкого, драгунского капитана. Грушницкий был убежден, что Печорин был у княжны Мери. Другого варианта событий он просто не мог предположить. Печорину удалось вырваться, и он убежал к себе. Правда, наутро говорили, что ночью был налет черкесов. На следующий день Грушницкой добросовестно распускал слухи. Так появился повод для дуэли.

Секундантом Печорина был Вернер. Он узнал о коварном плане драгунского капитана, который хотел руками Грушницкого убить его. После выстрела Грушницкого заставил проверить и зарядить свой пистолет, и прицельно выстрелил в Грушницкого.

Княжне Мери, потерявшей голову от любви к, он Печорину заявил, что не хочет жениться на ней. Вера во всем призналась мужу, и он увез ее с Кавказа. А Печорин за дуэль был сослан в крепость, где в течение года служил с Максимом Максимычем.

Ссылка на основную публикацию