Княжна Мери – краткое содержание главы из Героя нашего времени Лермонтова

Михаил Лермонтов — Глава «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени»:
Краткое содержание

Часть вторая (окончание журнала Печорина) II. Княжна Мери. Весной Печорин для поправки здоровья уже в Пятигорске. В живописных окрестностях Машука он знакомится с так называемым водяным обществом. Едва ли не первым его приветствует старый знакомый Грушницкий. Дружбы между ними не было и раньше, а сейчас сердце Печорина сжимает предчувствие, что когда-нибудь они столкнутся не на жизнь, а на смерть. Пока же Грушницкий развлекает его рассказами о здешних нравах и строит из себя романтического героя. В этот момент к колодцу с целительной водой приходят мать и дочь, из княжеской семьи Лиговских. Грушницкий уже приметил эту пару и явно неравнодушен к княжне. Да и сама Мери с сочувственным вниманием относится к герою на костылях. Она думает, что юноша разжалован в солдаты за дуэль. Это задевает самолюбие Печорина. Он решает немножко посостязаться с приятелем за внимание «бархатных глаз» Мери. А еще заводит знакомство с доктором Вернером, скептиком и чуть-чуть романтиком. Доктор вхож в дом Лиговских и однажды видел там одну их родственницу с тонким, нервным лицом и родинкой на щеке. Печорин мгновенно узнает в этом описании женщину, которую когда-то любил – да любит и теперь.

Печорин по пустякам изводит милую Мери: кажется, она уже терпеть его не может. Смеется он и над влюбленным самодовольным Грушницким. Однажды у колодца он встречает ту самую Веру, женщину с родинкой. Она замужем за человеком почтенным, уважаемым, в летах. Хоть иногда увидеться открыто они могут как раз у Лиговских. Но Печорин ведет с Мери свою игру и медлит идти к ней в дом. Вера упрекает его за бесчувственность – и больше он не откладывает официальное знакомство с княгиней и ее дочерью. На балу он танцует с хорошенькой княжной. И даже становится в ее глазах героем, защитив ее от пьяного нахала. Его благодарят наперебой – и княгиня, и даже воздыхатель княжны Грушницкий. Видится он и с Верой, единственной, с кем может быть самим собой.

Между тем, война характеров объявлена. Система опытного сердцееда не дает осечки. Все для того, чтобы получить власть над сердцем Мери, не отдавая своего. Вера одна из первых догадывается о происходящем, ревность сжигает ее. Грушницкого же тем временем производят в офицерский чин. Но, как третий лишний, на первом же балу он остается один. Печорину же на пешей прогулке вдобавок удается откровенностью вызвать к себе сострадание чувствительной девушки. Грушницкий, наконец, понимает, что Печорин – и есть его счастливый соперник. Уже идут слухи, что брак его с княжной – дело решенное. Однако Печорин по первому зову Веры едет в Кисловодск. Впрочем, княжну в покое он также не оставил и на очередной прогулке рискнул поцеловать ее в щечку. Но победителю сердце княжны вовсе не нужно. Его занимают тайные встречи с Верой. Тем временем Грушницкий в компании с одним драгунским капитаном решает мстить бывшему приятелю. Их уговор невольно слышит сам виновник интриги. Запланирована дуэль на шести шагах, но на незаряженных пистолетах, о чем никто не должен знать.

Дело близится к развязке. Печорин честно признается княжне, что никогда ее не любил. Впрочем, однажды ночью он с жалостью заглянул в ее освещенное окно – и был застигнут шайкой Грушницкого. Наутро он сам вызывает Грушницкого на дуэль. Секундантом его вызвался быть доктор Вернер. Как раз доктор первым догадается, что в решающий момент незаряженным хотят оставить лишь пистолет Печорина. Впрочем, Печорин признается доктору, что жизнью не особенно и дорожит. И плакать по нему вряд ли кто будет. В решающий день дуэлянты сходятся на узкой скальной площадке. Грушницкий стреляет – и лишь царапает колено своего врага. Тогда Печорин требует зарядить его пистолет. Обман драгунского капитана раскрыт. Пистолет заряжают. Печорин дает Грушницкому шанс признать свою неправоту. Ослепленный ненавистью, тот отказывается. После выстрела Грушницкий не удержался на обрыве и упал. Дома Печорина ждут два письма. Доктор сообщает, что смерть Грушницкого можно выдать за несчастный случай. Другое письмо от Веры – она выдала свои чувства перед мужем, узнав о дуэли. Больше они не увидятся, она уезжает. Печорин бросился вдогонку, но лишь загнал коня. После бури отчаяния и слез он возвращается в Кисловодск. Затем следует тяжелое объяснение с семейством Лиговских. Мать предлагает ему составить счастье ее дочери. Однако он отказывается и говорит самой Мери, что не любит ее. Вскоре он покидает город.

Читательский дневник по главе «Княжна Мери» Лермонтова

Сюжет. В Пятигорске Печорин соперничает с приятелем Грушницким за внимание княжны Мери. Там же он встречает свою давнюю любовь – Веру. Вначале княжне он неприятен, потом она им восхищается, затем жалеет – и, наконец, любит. Грушницкий ревнует и сплетничает об отношениях этой пары. Он хочет проучить бывшего приятеля, вызвать его на дуэль, но пистолеты не заряжать. Потом ему подсказывают еще более коварную идею: не заряжать пистолет лишь Печорина. Печорин прибывает к месту поединка с доктором Вернером, своим секундантом. Грушницкий лишь слегка оцарапал его своим выстрелом. Печорин велит проверить свой пистолет. Обман раскрыт. Грушницкий убит и летит в пропасть. За эту смерть Печорина не накажут: ее выдадут за несчастный случай. Но в результате дуэли он еще и теряет Веру. Муж узнал о ее чувствах и спешно увез прочь. Печорин гонится следом, но его конь умирает на полпути. В городе он объясняется с Лиговскими. Говорит Мери, что не любил ее. Затем уезжает из этих мест.

Отзыв

Чужое сердце – не повод развеять скуку. Притворная любовь не шутка, а средство разрушения жизни окружающих людей. Необдуманные поступки влекут за собой неожиданные последствия. Нарушая чужой покой, человек и сам его лишается. Любовь может быть и капканом. Эгоист разрушает благополучие близких людей. Не все в руках человека, есть и непреодолимые обстоятельства. За каждый поступок, сделанный выбор, придется держать ответ.

Краткое содержание Княжна Мери Лермонтова (глава из Героя нашего времени)

Чтобы поправить здоровье после ранения, Печорин приезжает в Пятигорск. Здесь он встречает своего старого знакомого, с которым в глазах общества он находится в самых лучших человеческих отношениях. Это был юнкер по фамилии Грушницкий, он так же как главный герой, прибыл сюда лечиться после ранения. Несмотря на кажущиеся дружескими, их истинные отношения были другими – Печорин знал, что в скором времени им придется столкнуться друг с другом, и одному из них будет уготована печальная участь.

Среди всего местного общества, прибывшего на воды, выделялась семья Лиговских. Печорин обратил внимание на очаровательную Мэри – дочь княгини Лиговской. Тогда он решил примерить на себя роль героя-любовника, типичного персонажа дамских романов. С этого момента он поставил себе цель как можно ближе познакомиться с Мэри и ее семьей. Но княжна не торопилась заводить дружеские отношения с Печориным. Сначала она приняла его за разжалованного офицера после участия в запрещенных тогда дуэлях.

Печорин не настаивал и даже, наоборот, нарочито избегал поводов для общения, не спешил наносить визит в дом Лиговских. Своим поведением он вызвал еще больший интерес княгини и ее дочери. Доктор Вернер, с которым Печорин совсем недавно завел приятельские отношения, рассказал ему о том, какое сильное впечатление произвел Печорин на Лиговских. Еще одной причиной, почему он стремился влюбить в себя княжну Мэри, было стремление вызвать у Грушницкого, страстно влюбленного в прекрасную молодую особу, жуткую ревность.

От доктора Печорин узнал, что нынче в гостях у Лиговских пребывает его давняя возлюбленная – Вера. Увидев ее, он вновь испытал к ней нежные чувства. Но для того чтобы встречаться чаще, не провоцируя при этом ненужных разговоров вокруг, Вера советует Печорину начать открыто ухаживать за княжной. С этим он всецело соглашается, к тому же неплохо сможет провести время.

Вечером на балу Печорин вызволяет княжну из беды, спасая от навязчивых приставаний пьяного офицера. Этим он покоряет княгиню Лиговскую, и та приглашает его в свой дом. Официальный прием оказался не самым приятным для княжны событием. Печорин вел себя по отношению к ней отстраненно. Мэри не понимала причины этого и заметно злилась. Такая реакция княжны лишь прибавила их знакомству новых ярких эмоций. Все это входило в коварный план Печорина по обольщению совсем еще юной девушки. Княжна не могла думать ни о чем и ни о ком другом, кроме Печорина. Грушницкий со своими ухаживаниями лишь раздражал ее. Он видел, что причиной столь явного равнодушия с ее стороны был Печорин. Грушницкий ревновал и всячески избегал общения с ним.

Вместе с друзьями Грушницкий решает наказать Печорина за его оскорбительное поведение. Когда представится случай, он вызовет его на дуэль, а пистолет ему передаст незаряженным. Главный герой становится свидетелем бесчестного сговора, после чего придумывает новый план действий. Тем временем княжна все больше увлекалась Печориным, а Вера, приревновав его к Мэри, взяла с Печорина слово, что он не женится на ней.

Прогуливаясь с Печориным, княжна открыла ему свои чувства, но в ответ на вопрос, хочет ли он этого, услышала холодный ответ: «Зачем?». Мэри поспешила вернуться домой, а Печорин праздновал победу – он влюбил в себя несчастную девушку. Только зачем ему все это, он пока не знал.

Кругом уже ходили слухи о том, что Печорин собирается сделать княжне предложение руки и сердца. Но тот опроверг слухи и продолжил встречаться с Верой. Ночью, уходя от нее после тайного свидания, Печорин оказывается неподалеку от дома княжны и сталкивается с Грушницким и его компанией. Печорин убегает, а на следующий день Грушницкий заявляет при всех о том, что Печорин был этой ночью в спальне у княжны Мэри. Главный герой вызывает обидчика на дуэль. Роль секунданта предназначалась доктору Вернеру. Ему Печорин рассказал о предстоящей затее с пистолетами. Стреляться решили на краю скалы. Первому сделать выстрел выпало Грушницкому. Он ранит Печорина в ногу, так и не сознавшись в низком своем поступке. Печорин заявил, что его пистолет не заряжен. Ситуацию исправили, а Грушницкий настаивал на продолжении встречи. Печорин выстреливает, и тело Грушницкого падает вниз с высокой скалы.

Вера признается мужу в любви к Печорину, тот решает увезти ее из этих мест как можно дальше. Узнав об этом, Печорин бросается вдогонку, и в этот момент понимает, что Вера – настоящая любовь всей его жизни.

Печорина переводят служить на Кавказ. Перед отъездом он объясняется с княжной. Он признается ей, что вовсе не любит ее и просто смеялся над ней. В ответ он слышит гневное «Я вас ненавижу», после чего уезжает.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Княжна Мери. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Действие разворачивается в XXII веке. Развитие Земной цивилизации шагнуло далеко вперед, поэтому, обнаружив обитаемую планету, где уровень цивилизации соответствует нашему Средневековью

У Фомы Пухова умерла жена. Он был человеком не очень чувствительным и резал колбасу на гробе, потому что проголодался. К нему пришёл рабочий и принес путевку на подпись

В истории Паустовского Заботливый цветок рассказ ведется от имени главного героя, который проводит лето в маленьком городе на берегу полноводной речки. Вблизи этого городка сажали сосновые леса.

Творческая деятельность Джанни Родари началась после войны 1939-1945гг. В газете, где будущий писатель работал журналистом, ему предложили вести детскую колонку. Спустя некоторое время в ней появлялись все новые

В самом начале автор говорит, что данное произведение никоем образом не относится к смерти Фрунзе, написано оно, потому что создателю хотелось поразмышлять. Именно поэтому любые совпадения случайны, а герои выдуманы.

Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»

  1. Основные персонажи
  2. Пересказ в тезисах
  3. Краткое содержание
  4. В чем идея автора

«Княжна Мери» – это глава из произведения «Герой нашего времени» Лермонтова. События здесь разворачиваются в курортном Пятигорске, куда были отправлены на лечение офицер Печорин и юнкер Грушницкий. От скуки Печорин намеревается влюбить в себя возлюбленную Грушницкого, и от того события принимают неожиданный оборот. В этом статье можно прочитать краткое содержание главы «Княжна Мери».

Основные персонажи

В рассказе «Княжна Мери» представлены 4 главных героя:

  • Григорий Печорин – скучающий офицер;
  • Княжна Мэри – симпатичная, умная и хорошо воспитанная девушка, дочь княгини;
  • Вера – красивая и молодая женщина, которая раньше любила Печорина;
  • Грушницкий – красивый и самовлюбленный человек. Его противостояние с главным героем приводит к неожиданным последствиям.
  • Княгиня Лиговская – богатая и знатная женщина, мать Мери;
  • Вернер – доктор и хороший друг главного героя.

Пересказ в тезисах

  1. Григорий Печорин прибывает в Пятигорск и снимает жилье. В городе он наткнулся на Грушницкого. От знакомого герой узнает, что самые интересные люди здесь – это мать и дочь Лиговские.
Читайте также:  Русалка - краткое содержание стихотворения Лермонтова

Печорин впервые увидел княгиню вместе с дочерью (кадр из фильма)

  • Доктор Вернер рассказывает Григорию, что к Лиговским приехала одна блондинка. Та гостья – это женщина по имени Вера, с которой у Григория давно была любовная связь. Между молодыми людьми вспыхивают чувства. Печорин обещает уделять внимание Мери для отвода подозрения от Веры. Главный герой понимает, что Грушницкий уже наскучил княжне. Юнкер сообщает, что стал офицером. Вера ревнует Григория и просит, чтобы тот поехал за ней в Кисловодск.
  • На балу Грушницкий пытается завоевать Мери своей формой. В борьбу за княжну включился Печорин.
  • Вера уезжает. Вернер рассказывает Григорию о слухах касательно его женитьбы на княжне, распространенных Грушницким. Григорий едет в Кисловодск.
  • Он ежедневно видится с Верой. Сюда приезжает и банда Грушницкого. Позже в Кисловодск приезжают и Лиговские. Вечером княжна признается Григорию в чувствах. Он, после ночи с Верой, чудом сбежал из засады Грушницкого. Последний обвиняет Печорина в соблазнении Мери. Григорий назначает обидчику дуэль. Друзья Грушницкого дают Печорину разряженное оружие, но тот раскусил их замысел и застрелил оппонента.
  • Дома офицер находит прощальное письмо от Веры. Его попытки догнать любимую женщину не увенчались успехом. Он поехал к княжне и заявил, что не любил ее.
  • Григория в наказание отправляют в крепость Н. Там он убеждается, что тихая жизнь ему не подойдет.
  • Краткое содержание

    Рассказ «Княжна Мери» разделен на хронологические главы. События начинаются с 11 мая и длятся немногим больше месяца.

    11 мая
    Григорий Печорин приезжает в Пятигорск и арендует жилье. Он идет осмотреть курортный городок и неожиданно натыкается на своего знакомого – юнкера Грушницкого, которого отправили сюда после ранения. Он рассказывает Григорию о семье княгини Лиговской. Печорин смекает, что юнкер влюблен в молодую княжну.

    13 мая
    К Григорию домой приходит доктор Вернер, с которым тот познакомился в гостях. Он рассказывает о событиях в доме Лиговских. О юнкере спрашивала княжна, а сам Печорин заинтересовал сорокапятилетнюю княгиню. Также Вернер рассказал, что у княгини гостит некая блондинка с заметной родинкой, расположенной на щеке. Под это описание попадала Вера, давняя возлюбленная Печорина.

    16 мая
    Проходя около грота, Григорий встречает ту самую даму. Ей действительно оказалась его бывшая возлюбленная Вера. Девушка поведала офицеру о своем замужестве с богатым дворянином ради счастья сына. Печорин пообещал перевести внимание на княжну, чтобы посторонние не подумали о его романе с Верой.

    Офицер седлает коня и уезжает развеяться, но неожиданно натыкается на Грушницкого и Мери. Позже юнкер сообщил Григорию, что у княжны сложилось плохое впечатление об офицере. На это Печорин ответил, что может хоть завтра приударить за ней.

    21 мая
    Печорин продолжает искать подходящий момент для сближения с семьей княгини. Он узнает о предстоящем бале и намеревается танцевать с Мери.

    22 мая
    На балу Григорий вальсировал с Мери. Мужчина извинился перед ней за своё поведение, но девушка ответила, что вряд ли это может загладить вину. Однако вскоре к Мери стал приставать один из офицеров, и Печорин решил воспользоваться удачным моментом. Он поставил наглеца на место и защитил девушку. Молодые люди долго общались, и Григорий постоянно намекал Мери на свою симпатиюь к ней. Он рассказал, что Грушницкий ходит в юнкерах не из-за разжалования, а потому, что не заслуживает почетного звания.

    23 мая
    Главного героя позвали в усадьбу Лиговских. В гостиную спустилась и Вера. Печорин старался вызвать симпатию хозяйки, рассказывая той анекдоты. Затем все ушли слушать пение Мери под фортепиано. Григорий отвел Веру в сторону. Она объяснила ему, что больна, но мысли ее только о нем. Княжна заметила отсутствие интереса к ее пению у гостя и демонстративно ушла к Грушницкому.

    Покинув особняк, Грушницкий спросил у Григория, как тот оценивает его шансы добиться расположения Мери. На это офицер лишь пожимает плечами.

    29 мая
    Печорин, которому не занимать опыта в завоевании девушек, продолжает придерживаться своего плана. Постепенно он замечает, что юнкер становится неинтересен княжне.

    3 июня
    Долгое время Григорий думает, для чего он добивается расположения Мери. Его раздумья прервала весть Грушницкого о получении офицерского чина. Рассказчик пытается объяснить, что новый мундир не поможет ему завоевать внимание княжны, но до Грушницкого эти слова не доходят.

    Тем же вечером все пошли на прогулку, Печорин снова был близок к Мери. Он объяснил ей причину своей злобы, и его рассказ растрогал княжну. Мужчина знал, что, вызвав жалость, он с легкостью влюбит в себя княжну.

    4 июня
    Вера все сильнее ревнует Печорина к Мери. Она просит его поехать с ней в Кисловодск и арендовать там жилье. Офицер дает свое согласие. Тем более, что позже в этот городок должно было приехать семейство Лиговских. Грушницкий рассказывает Печорину, что на завтрашнем балу хочет пригласить княжну на танец. Григорий попытался ему объяснить, что новый мундир ему не поможет, но эти слова и в этот раз не были услышаны.

    5 июня
    Грушницкий собирался сразить княжну на балу своим красивым мундиром. Однако юноша быстро наскучил Мери. Это заметил и Печорин, приехавший позже.

    За весь вечер Григорию не удалось заговорить с княжной, но напоследок он поцеловал ее руку. Вернувшись на бал, он заметил, что некоторые офицеры плетут козни против него самого.

    6 июня
    Вера уехала вместе с мужем. Во время прощания с ней Григорий заметил некий упрек в ее глазах. Княжна не показывается на людях, ссылаясь на плохое самочувствие. В этот момент Печорин чувствует, что ему не хватает общения с Мери, однако понимает, что это не влюбленность. В это время Грушницкий вместе со своей шайкой был замечен в городе.

    7 июня
    Вернер рассказывает Печорину, что в городе появились слухи о его помолвке с княжной. Рассказчик сразу же понимает, что к этому приложил руку обиженный Грушницкий. Печорин решает уехать к Вере.

    10 июня
    Три дня назад главный герой приехал в Кисловодск, где часто видится с Верой. Он отмечает, что в городе показалась шайка Грушницкого, которая постоянно вступает в конфликты с местными жителями.

    11 июня
    Наконец, приехали и Лиговские. Григорий в очередной раз задумался о том, есть ли у него чувства к княжне. Он также замечает, что Мери стала вести себя с ним по-особенному обходительно и благосклонно. Главный герой понимает, что своей основной цели – извести Веру от ревности – он достиг. А уж на этой почве она бы согласилась на любое предложение Григория.

    12 июня
    Этот вечер был особенно богат на события. Все, включая Печорина и Лиговских, решили отправиться в горы встречать закат. Все это время Григорий находился рядом с княжной. Ему даже выпал случай поцеловать ее в щеку. Немного позже девушка сообщает Печорину, что любит его. Однако офицер отреагировал абсолютно равнодушно.

    Осознание того, что княжне не удастся сегодня уснуть, доставляло ему особое удовлетворение.

    На утро офицер сознается княжне, что не влюблен в нее.

    14 июня
    Печорин рассказывает, почему он негативно относится к браку. Много лет назад гадалка сказала его матери, что Григорий умрет от рук своей жены. Еще ребенком он стал отрицать всякую идею о женитьбе. Поэтому любая женщина, желавшая выйти за него, переставала быть для него ценной.

    15 июня
    Муж Веры уехал в Пятигорск. В этот же день в Кисловодске появился фокусник, и девушка решила организовать свидание с Григорием. Она купила билеты на выступление для всей прислуги и осталась с Печориным почти наедине. Встреча началась со слов ревности, однако офицер сумел убедить Веру, что ни о какой свадьбе с княжной нет и речи. Уходить со свидания ему пришлось через окно, и на выходе к балкону он заметил опечаленную Мери в соседней комнате, пытавшуюся сосредоточиться на чтении.

    Как только Григорий выпрыгнул из окна, на него набросился Грушницкий вместе с соратником, но Печорин отбился и сбежал. Грушницкий пустил слух, якобы в Кисловодске орудует грабитель-черкес.

    16 июня
    Муж Веры вернулся в город и пригласил Григория на завтрак. Он беспокоился о том, что его жена ночью подверглась опасности. Неожиданно в ресторацию вошла компания Грушницкого. Офицеры уселись за столик и стали говорить, что никакого грабителя не было, а вечером в покоях княжны был ее любовник. После этих слов Грушницкий показал пальцем на Григория. Печорина это возмутило, и он сразу же вызывает обидчика на дуэль.

    Офицер рассказал Вернеру о своих отношениях и о заговоре против него. Доктор соглашается помочь своему другу.

    Противники договорились стреляться у обрыва, чтобы падение одного из них выглядело, как несчастный случай. Сначала выстрел произвел Грушницкий, чем ранил оппонента в ногу. Настала очередь Печорина, однако тот, узнав, что его оружие не заряжено, просит исправить ситуацию. Григорий выстреливает и убивает бывшего товарища по оружию.

    Секундант, Грушницкий и Печорин готовятся к дуэли

    По возвращении домой офицер узнал, что муж увез Веру из города. Григорий пытался нагнать ее, но уже было поздно. Он осознал, что упустил ту, которую действительно любил.

    Княжна увядала с каждой минутой, осознавая свою ненужность Печорину. Мать Мери упрашивала офицера жениться на ее дочери, но мужчина был непреклонен. Он сознался девушке, что не испытывает к ней чувств. Эти слова давались ему с большим трудом, но были необходимы, чтобы Мери его возненавидела.

    Последняя глава заканчивается тем, что власти, узнав о дуэли, отослали офицера в крепость Н. Там Григорий часто размышляет о том, правильно ли он поступил, каждый раз убеждаясь, что мирная жизнь ему бы не подошла.

    В чем идея автора

    Основная мысль автора – это описание судьбы лишнего человека, которым являлся Григорий. Скука и презрение к миру, которые одолевали Печорина, сделали его человеком без чувств, не способным ценить чью-либо жизнь. В конечном счете из-за своей холодности он теряет женщину, которую действительно любил.

    После прочтения краткого пересказа рекомендуем ознакомиться с произведением полностью.

    Краткое содержание «Княжна Мери»

    Глава «Княжна Мери» Лермонтова входит во вторую часть цикла «Герой нашего времени», написанного в 1840 году. История, описанная в повести, представлена в виде дневника главного героя – скандального сердцееда, офицера Печорина.

    Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Княжна Мери» по датам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы.

    Главные герои

    Григорий Александрович Печорин – русский офицер, умный, пресыщенный жизнью, скучающий молодой человек.

    Княжна Мери – красивая, прекрасно образованная девушка.

    Вера – молодая женщина, в которую ранее был влюблен Печорин.

    Грушницкий – юнкер, красивый, стройный, самовлюбленный молодой человек.

    Другие персонажи

    Княгиня Лиговская – знатная дама из Москвы сорока пяти лет, мать Мери.

    Вернер – доктор, хороший знакомый Печорина.

    А ещё у нас есть:

    Краткое содержание

    11 мая

    Приехав в Пятигорск и сняв квартиру, Печорин отправился на прогулку, где встретил товарища по службе юнкера Грушницкого. Тот поведал, что наибольший интерес в городе представляют лишь княгиня Лиговская с юной дочерью Мери. Было видно, что Грушницкий неравнодушен к девушке.

    13 мая

    От доктора Вернера, вхожего в дом Лиговских, Печорин узнал, что среди присутствующих была какая-то родственница знатных дам – « блондинка, с правильными чертами » и родинкой на щеке. Услышав это, Печорин вздрогнул – в этом портрете он узнал « одну женщину, которую любил в старину ».

    16 мая

    Печорин встретил ту самую блондинку с родинкой. Ею оказалась молодая знатная дама по имени Вера, с которой у Печорина в прошлом был роман. Вера рассказала, что ради благополучия сына вышла во второй раз замуж за богатого больного старичка. Между бывшими любовниками вновь вспыхнула страсть, и Печорин пообещал Вере « волочиться за княжной, чтоб отвлечь от нее внимание ».

    21 мая

    Печорин поджидал подходящего случая, чтобы сблизиться с Лиговскими. Узнав, что состоится бал, он решил весь вечер « танцевать с княжной мазурку ».

    22 мая

    Печорин сдержал свое обещание, и на балу не отходил от Мери ни на шаг. Кроме того, он защитил ее от приставаний пьяного офицера, чем вызвал волну благодарности от княжны и княгини.

    23 мая

    Грушницкий переживал, что княжна утратила к нему былой интерес. На приеме у Лиговских Вера призналась Печорину, что очень больна, но все ее мысли заняты только им одним.

    29 мая

    Все эти дни Печорин « ни разу не отступил от своей системы ». Он внимательно наблюдал за реакцией Мери, и заметил, что Грушницкий окончательно надоел ей.

    3 июня

    Печорин размышлял, отчего он настойчиво добивался « любви молоденькой девочки », которую даже не собирался обольщать. Его размышления прервал Грушницкий, который поделился радостной вестью: его произвели в офицеры. Молодой человек надеялся, что теперь ему будет проще завоевать сердце княжны.

    4 июня

    Вера замучила Печорина своей ревностью к княжне. Она попросила его отправиться вслед за ней в Кисловодск и снять неподалеку квартиру. Туда же со временем должны были приехать и Лиговские.

    5 июня

    На балу Грушницкий планировал сразить Мери своим новым пехотным мундиром. Однако девушка откровенно скучала в его обществе. Печорин принялся развлекать княжну, чем вызвал волну негодования у Грушницкого.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова

    6 июня

    На следующее утро « Вера уехала с мужем в Кисловодск ». Печорин стремился встретиться с ней наедине, ведь « любовь, как огонь, – без пищи гаснет ».

    7 июня

    От своего друга Вернера Печорин узнал, что в городе стали распространяться слухи о его скорой свадьбе с княжной. Он смекнул, что это дело рук ревнивца Грушницкого. На следующее утро Печорин отправился в Кисловодск.

    10 июня

    В Кисловодске Печорин часто встречал Веру у источника. Появилась в городе и веселая компания во главе с Грушницким, которая регулярно устраивала дебоши в трактире.

    11 июня

    В Кисловодск прибыли Лиговские, и Печорин сразу заметил, что княгиня была с ним особенно нежна. Ему это показалось дурным знаком.

    12 июня

    Этот вечер « был обилен происшествиями ». Во время конной прогулки Мери призналась Печорину в любви, но тот никак не отреагировал на признание, чем вывел девушку из душевного равновесия.

    Возвращаясь домой, герой стал невольным свидетелем гнусного заговора, который организовывала против него компания Грушницкого. Они подбили молодого офицера вызвать Печорина на дуэль, но при этом не зарядить пистоли.

    Печорин « не спал всю ночь », а утром признался княжне, что совсем ее не любит.

    14 июня

    Печорин пояснил, что его « непреодолимое отвращение к женитьбе » объясняется словами гадалки, предсказавшей его матери смерть сына от злой жены.

    15 июня

    Печорину удалось организовать тайное свидание с Верой. Выбираться из ее спальни пришлось при помощи связанных шалей. Едва коснувшись земли, Печорин оказался в западне, устроенной дружками Грушницкого. Лишь чудом ему удалось отбиться и убежать домой.

    16 июня

    На следующий день Грушницкий прилюдно обвинил Печорина в том, что тот ночью посещал покои княжны. Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, а доктора Вернера попросил быть своим секундантом. После переговоров с Грушницким Вернер высказал догадку: друзья планировали « зарядить пулею один пистолет Грушницкого », превращая дуэль в настоящее убийство.

    На дуэли первый выстрел достался Грушницкому, который намеренно лишь слегка оцарапал колено противнику. Печорин разоблачил их заговор и дал возможность Грушницкому признаться в своём гнусном замысле. Но Грушницкий не признался. Тогда Печорин потребовал перезарядить его пистолет. Он выстрелил в Грушницкого и убил его.

    Прибыв домой, Печорин нашел письмо Веры. Она писала, что во всем созналась мужу, и тот поспешил увезти ее из Кисловодска. Печорин « как безумный выскочил на крыльцо », сел на коня и погнал его вслед за каретой. Но и без того утомленный конь не выдержал бешеной скачки и умер посреди степи. Печорин упал на землю и « плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий ».

    Придя в себя, герой вернулся домой, где произошло его объяснение с Мери. Он посоветовал девушке просто презирать его, а после сухо откланялся и ушел.

    Слухи о дуэли навредили Печорину, который получил приказ немедленно отправиться в крепость Н. Прибыв на место, он пытался было проанализировать свою жизнь, но пришел к выводу, что « тихие радости и спокойствие душевное » несовместимы с его мятежной натурой.

    Заключение

    Произведение Лермонтова раскрывает тему «лишнего человека», коим представлен Печорин. Постоянное чувство скуки делает его холодным, бесчувственным человеком, не способным ценить ни чужую, ни свою собственную жизнь.

    После ознакомления с кратким пересказом «Княжны Мери» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

    Тест по произведению

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Краткое содержание главы “Княжна Мери” из романа М. Лермонтова “Герой нашего времени”

    Советуем Вам обратить внимание на краткое содержание главы “Княжна Мэри” из романа М. Лермонтова “Герой нашего времени”. В этой главе автор дает подробный анализ образа Печорина в форме его личного дневника. Ярко показана противоречивость натуры главного героя, который одновременно может проявлять как высокие чувства (любовь к Вере), так и совершать подлые поступки (обман Мери).

    Глава представляет собой дневниковые записи из журнала Печорина, который Максим Максимыч отдал рассказчику.

    1. Главные герои
    2. Краткое содержание
    3. 11-го мая
    4. 13-го мая
    5. 16-го мая
    6. 21-го мая
    7. 22-го мая
    8. 23-мая
    9. 29-го мая
    10. 3-го июня
    11. 4-го июня
    12. 5- го июня
    13. 6-го июня
    14. 7-го июня
    15. 10-го июня
    16. 11-го июня
    17. 12-го июня
    18. 14-го июня
    19. 15-го июня
    20. 16-го июня

    Главные герои

    Григорий Александрович Печорин – молодой офицер, ищущий острых ощущений. Печорин разочарован в жизни, холоден к чувствам окружающих. Страдания людям он приносит не со зла, а просто от скуки.

    Грушницкий – сослуживец Печорина, юнкер. Это очень молодой (около 20 лет), романтически настроенный дворянин. Юношеская самоуверенность и жизненная неопытность (особенно в отношениях с женщинами) приводят Грушницкого к гибели.

    Княжна Мери – молодая прекрасная девушка, незаметно для себя попадающая “в сети” к Печорину.

    Краткое содержание

    11-го мая

    Печорин приезжает в Пятигорск и снимает квартиру. Он очень доволен этим местом: из окна открывается прекрасный вид на горы.

    Григорий Александрович встречает своего приятеля Грушницкого, с которым познакомился в действующей армии. Это юнкер (отличительный признак – солдатская шинель), уже награжденный Георгиевским крестом. Он был ранен в ногу и приехал на воды лечиться.

    Григорий Александрович пренебрежительно относится к Грушницкому. Он считает его позером, склонным к громким фразам и интересующимся только собой.

    Грушницкий живет в Пятигорске уже неделю. Он кратко рассказывает приятелю о городском обществе и его нравах. Юнкер выделяет княгиню Лиговскую с дочерью Мери.

    Печорин уходит прогуляться. Вернувшись, он становится свидетелем интересного случая. Грушницкий роняет стакан и из-за мешающего костыля никак не может его поднять. Юнкеру оказывает помощь Мери.

    Грушницкий в восторге. Он говорит Печорину, что эта девушка – “просто ангел”.

    13-го мая

    Утром к Печорину заходит доктор Вернер. Между ними очень доверительные отношения. Вернер рассказывает приятелю все, что знает про Лиговскую и ее дочь. Он упоминает, что встретил у них одну незнакомую женщину и дает ее описание. Печорин узнает в этом портрете свою давнюю возлюбленную.

    Вечером Григорий Александрович идет в центр города и до темноты веселит публику анекдотами. Он намеренно не обращает никакого внимания на прогуливающуюся Мери.

    16-го мая

    Печорин изо всех сил старается разозлить Мери. Он не предпринимает никаких шагов для знакомства с ней; каждый день зазывает к себе гостей, отвлекая тем самым поклонников молодой княжны и т. д.

    Грушницкий определенно влюблен. Он самодовольно рассказывает Печорину о незначительных разговорах с Мери.

    В обед Печорин встречает у источника женщину, о которой говорил Вернер. Это Вера, бывшая когда-то любовницей Григория Александровича. В Пятигорск она приехала вместе со вторым мужем. Между Печориным и Верой вновь возникают близкие отношения.

    После этой встречи Печорин отправляется кататься на лошади. За городом он случайно сталкивается с Грушницким и Мери. Его внезапное появление сначала пугает, а затем оскорбляет княжну.

    Поздним вечером Грушницкий хвалится Печорину, что уже приглашен в дом Лиговских, откуда сейчас и возвращается.

    21-го мая

    Печорин ждет удобного момента для знакомства с Мери. Вера говорит ему, что в доме Лиговских они смогут часто видеться.

    22-го мая

    Вечером во время бала Печорин приглашает Мери на танец. Он просит у нее извинения за то, что долго не решался представиться. Княжна благосклонно слушает своего кавалера.

    После вальса к Мери подходит совершенно пьяный офицер (драгунский капитан) и зовет ее потанцевать. Девушка очень напугана. Печорин вмешивается и заставляет наглеца ретироваться. Мери рассказывает о своем спасителе матери. Лиговская благодарит Печорина и приглашает его в свой дом.

    Остаток вечера Григорий Александрович проводит в разговорах с Мери. Он как бы случайно проговаривается, что Грушницкий – юнкер. Княжна считала, что ее поклонник разжалован в солдаты за какую-то “героическую” историю.

    23-мая

    Печорин идет к Лиговским вместе с Грушницким. Он продолжает свою хитрую игру с Мери: не обращает внимания на ее пение, демонстративно долго беседует с Верой. Опытный сердцеед уверен, что неопытная девушка уже влюбилась в него.

    29-го мая

    Григорий Александрович специально старается оставить Мери наедине с Грушницким. Он замечает, что юнкер уже давно ей надоел.

    3-го июня

    Грушницкого производят в офицеры. Он очень рад этому и хочет как можно скорее показаться Мери в новом мундире.

    Вечером Печорин отправляется на гулянье. Он берет княжну за руку и рассказывает о том, как жизнь сделала его “нравственным калекой”. Этот рассказ вызывает у сентиментальной девушки искреннее сострадание.

    4-го июня

    Печорин вновь проводит вечер у Лиговских. Его забавные истории привлекают внимание всех присутствующих. Мери не сводит глаз с Григория Александровича.

    5- го июня

    Все общество собирается на общегородском торжественном бале. Грушницкий в новом мундире надеется произвести большое впечатление на Мери. Однако княжна очень холодна с ним. Грушницкий со злобой узнает, что девушка уже приглашена на мазурку Печориным.

    При прощании Григорий Александрович целует руку Мери. Вернувшись в зал, он замечает, что Грушницкий составляет против него “враждебную шайку”.

    6-го июня

    Вера уезжает с мужем в Кисловодск. Мери не выходит к Печорину, сказавшись больной.

    7-го июня

    Вернер рассказывает Печорину, что по городу уже идут слухи о его женитьбе на княжне Мери. Нет никаких сомнений, что это – дело рук Грушницкого.

    10-го июня

    Печорин переезжает в Кисловодск. Вслед за ним прибывает Грушницкий, который ведет себя вызывающе и не разговаривает с бывшим приятелем.

    11-го июня

    В Кисловодск приезжает Мери с матерью. Старая княжна смотрит на Печорина, как на жениха своей дочери.

    12-го июня

    Большая компания на лошадях отправляется на прогулку за город. При переезде через реку Мери становится плохо. Печорин обнимает ее и помогает добраться до берега. Девушка смущена и растеряна. Она практически признается Печорину в любви.

    Возвращаясь домой, Григорий Александрович подслушивает разговор “враждебной шайки”. По предложению драгунского капитана его хотят выставить трусом. Грушницкий должен вызвать Печорина на дуэль, но пистолеты не будут заряжены. Подвыпившие офицеры уверены, что Григорий Александрович откажется стреляться с очень близкой дистанции.

    На следующее утро Печорин встречает Мери у источника и признается, что не любит ее.

    14-го июня

    Печорин знает, что Мери с радостью примет его предложение, но его отпугивает мысль о браке и лишение свободы.

    15-го июня

    Ночью Печорин тайком приходит в дом Веры, муж которой ненадолго уехал в Пятигорск. Возвращаясь в темноте домой, он проходит мимо Лиговских и заглядывает в окно. В это время на него бросаются Грушницкий с капитаном. Печорину удается скрыться.

    16-го июня

    На следующий день Грушницкий в присутствии многих людей рассказывает, что вчера они с капитаном чуть было не поймали Печорина, который ночью возвращался от княжны Мери. Григорий Александрович слышит это и вызывает его на дуэль за клевету.

    Печорин выбирает в секунданты Вернера и рассказывает ему о плане с незаряженным оружием. Доктор договаривается с противниками об условиях поединка. Он подозревает, что пистолет Грушницкого будет заряжен.

    Печорин продолжает журнал уже после своего переезда в крепость к Максиму Максимовичу.

    Ранним утром противники и их секунданты встречаются за городом. Печорин предлагает стреляться на узкой площадке на вершине отвесной горы. Это делает поединок намного опаснее: даже раненый человек рискует сорваться вниз.

    По брошенному жребию первым предстоит стрелять Грушницкому. Он очень взволнован, долго целится и промахивается. Печорин предлагает ему отказаться от клеветы. Получив отказ, Григорий Александрович заявляет, что его пистолет не заряжен.

    Заговор раскрыт. Пистолет заряжают. Печорин в последний раз советует противнику одуматься, но тот в ярости кричит: “Я себя презираю, а вас ненавижу”. Григорий Александрович хладнокровно убивает Грушницкого.

    Вернувшись домой, Печорин с большим опозданием получает записку от Веры. Она пишет, что муж узнал об их тайной связи и готовит карету для немедленного отъезда с Кавказа. Печорин садится на лошадь и спешит за ними. Животное не выдерживает бешеной скачки и падает замертво.

    На следующий день Григорий Александрович в последний раз приходит к Лиговским. Он признается Мери, что всего лишь хотел над ней посмеяться и добивается ответа: “Я вас ненавижу”. В тот же день он покидает Кисловодск.

    Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» по плану

    1. История создания

    Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 году и опубликовано через год в журнале «Отечественные записки».

    Лермонтов берёт за основу одну из тем, озвученных Пушкиным в «Подражании Корану», но переиначивает изначальный смысл пушкинской притчи.

    В отличие от героев Пушкина, торжествующих праздник жизни, его персонажи утверждают смерть и разрушение.

    2. Литературное направление

    «Три пальмы» – романтическое произведение. На это указывают его тема и жанр, а также природа конфликта, заложенного в сюжете.

    3. Род

    Это стихотворение представляет собой образец философской лирики, построенной на символах.

    4. Жанр

    «Три пальмы» Лермонтова – это романтическая баллада.

    5. Проблематика

    Поэт касается проблемы человеческой гордыни и неблагодарности.

    Воспользовавшись прохладной тенью оазиса, путники уничтожили деревья, навсегда лишив благословенное место его красоты.

    6. Тематика

    Основная тема произведения – жестокость в обращении с природой и миром.

    7. Идея

    Аравийская пустыня олицетворяет библейский рай, а караван – Адама и Еву, не сумевших насладиться его тишиной и покоем.

    Читайте также:  Бородино – краткое содержание стихотворения Лермонтова

    Подобно первым людям, пришедшие караваном нарушают гармонию оазиса. Они не просто покидают его, но и несут с собой смерть. Три пальмы, мечтавшие послужить людям, гибнут от их неблагодарности.

    8. Пафос

    Пафос стихотворения – горечь и разочарование, вызванные жестоким, немилосердным поведением людей.

    9. Система образов

    Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.

    Образ пустыни контрастирует с образом оазиса. Эти два пространства символизируют жизнь и смерть. Образ каравана, расположившегося на отдых под пальмами, в обобщённом виде рассказывает историю человеческого рода.

    10. Центральные персонажи

    Основные персонажи стихотворения – пальмы и караван.

    Пальмы росли, не зная горечи, но затосковали о своей ненужности, решив послужить земным практическим целям. Люди не оценили своего счастья и срубили их, чтобы разжечь костры.

    Из этого непонимания одних другими вырастает конфликт высокого и низкого, благородного и неблагодарного.

    11. Лирический герой

    Лирический герой в стихотворении не появляется, но его присутствие «за кулисами» происходящего различимо. Ясно чувствуется авторская оценка происходящего: гнев, осуждение, разочарование.

    12. Сюжет

    Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.

    Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.

    13. Композиция

    Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

    В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.

    Развитие действия начинается со строчки «И стали три пальмы на бога роптать». Здесь намечено начало конфликта. Если бы пальмы не возроптали, их не постигла бы кара.

    Во второй части стихотворения описан приход каравана. Кульминация намечена в трёх первых строках 8-й строфы.

    Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.

    14. Художественные особенности

    Язык стихотворения живописен, богат образными подробностями. В нём преобладают глаголы, задающие динамику действия.

    Балладный ритм и композиция придают речи рассказчика плавность, размеренность.

    Синтаксис богат сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями с придаточными определениями и обособленными обстоятельствами. Это говорит о богатстве сюжета, разнообразии мотивов, панорамности изображения.

    15. Размер, рифма, строфика

    Стихотворение написано амфибрахием с мужскими рифмами.

    В 10 строфах, представляющих собой шестистишия, рифмы располагаются следующим образом: ААББВВ. Такая рифмовка называется секстиной.

    60 строк произведения вмещают в себе развёрнутый сюжет и вписываются в объём классической баллады.

    16. Средства художественной выразительности

    В стихотворении используются следующие тропы:

    • эпитеты: «гордые пальмы»; «роскошные листья», «песок золотой», «пепел седой и холодный»;
    • олицетворения: «щедро ручей напоил их», «не шепчутся листья с гремучим ключом», «приветствуют пальмы нежданных гостей», «умчался туман»;
    • метафора: «питомцы столетий» (о пальмах), «изрублены были тела их потом» (о стволах пальм);
    • антитеза: «пустыня – оазис», «жизнь – запустение».

    С помощью аллитераций на «с», «ш», «щ», «ч» поэт передаёт шёпот песка в пустыне, шорох листвы.

    Ассонансы «о», «э», «у» передают эмоцию тоски, сожаления, горечи.

    17. Значение произведения

    Стихотворение «Три пальмы» — горький итог размышлений Лермонтова над неблагодарной беспечностью человеческого рода. Одиночество поэта во многом было обусловлено этой стороной поведения людей.

    Конфликт божественного и человеческого в мире выразился в истории-притче о недальновидности путника и напрасной жертве.

    18. Актуальность

    Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.

    Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.

    19. Моё отношение

    Я разделяю горечь Лермонтова и понимаю, что его плач о погубленных деревьях – плач о грехопадении человека. Если бы мы жили честно и справедливо, в мире стало бы меньше зла, и от наших дел не страдали бы те, кто не может сам за себя постоять.

    20. Чему учит

    Стихотворение «Три пальмы» учит бережному отношению ко всему, что создано природой: другим людям, животным, деревьям, родникам. Нужно относиться ко всем с любовью и доверием, тогда это будет взаимно.

    Анализ стихотворения Лермонтова Три пальмы 6, 9 класс

    Михаил Юрьевич Лермонтов очень сильно любил природу, он трепетно относился к ее красоте, пышности и величию. Лермонтов хотел, чтобы люди так же как он, смогли рассмотреть природную красоту, полюбить ее. С помощью некоторых своих стихотворений писатель призывал ценить окружающий мир, и блага природы, быть добрее ко всему живому. В 1838 году Михаил Лермонтов пишет шикарное произведение под названием «Три пальмы». В основе стихотворения лежат философские размышления. Поэт размышляет о жизни и бренности не только человека, но и всего живого, которое нас окружает. «Три пальмы» напоминает восточную притчу, в замысле которой лежит философский глубокий смысл. На первый план Лермонтов выводит вопрос о смысле существования. Автор не описывает главных героев, их здесь нет. У великого писателя оживает вся природа вокруг, она дышит, видит и чувствует, но самое главное она думает.

    Стихотворение описывает некий оазис среди пустыни. В его красотах обитают местные представители – три пальмы. Они живут здесь, словно сестрицы, болтают и мечтаю, что жизнь их рано или поздно измениться. Казалось бы, чего им не хватает в жизни. Ведь у них есть все, солнце, трава, холодный ручеек. Да, картина их жизни красочна, но пальмы несчастны. Они словно не ценят свою жизнь в комфортном оазисе, считая себя сильно несчастными и бесполезными в природе. Каждый день они жалуются на Бога, жалуются на свою безысходность в жизни. Они его умоляют, чтобы жизнь смогла поменяться, и им стало лучше и интереснее. Создатель словно услышал пальм и решил ответить на их просьбы. В этот самый день оказалось так, что мимо оазиса проходил торговый караван. Купцы, ссылаясь на жару, решили остановиться и заночевать в уютном месте. Пальмы радуются приходу людей, они думают, что теперь все измениться. Они радостно машут листьями, словно таким образом приветствуют гостей.

    Для пальм чуда не случилось, гости не оценили их радушный прием. Сделав временное пристанище, путешественники нежились в тени тех самых приветливых пальм. Купцов не заботило их гостеприимство, они лишь набрали воды, устроили разгром в оазисе, и без всякого сожаления, пустили пальм на дрова. После ухода каравана на месте былой красоты, осталась лишь выжженная земля. Еще ранее райское место превратилось в ужас после пожара. От прошлой жизни остался лишь постепенно высыхающий ручеек. Это был словно урок, который преподала жизнь пальмам. Они не ценили то, что у них есть, поэтому поплатились за это сполна. Данным произведением писатель показывает, что человеческие поступки могут быть слишком жестокими. Для своей выгоды, люди готовы, не задумываясь о последствиях, губить природу. Автор старается показать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром, ведь уничтожение всего живого на земле, может негативно сказаться на жизни земли.

    Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова

    Стихотворение Лермонтова было написано в 1838 году, являющееся притчей, в которой есть глубокий смысл. В этом произведении, автор выделяет главных героинь, как три пальмы, находящиеся в пустыне, в которой ни разу не было человека. Но ручей, протекающий на просторах той пустыни, превратил этот безжизненный, окутанный мраком кусочек планеты, в настоящий и прекрасный рай.

    Единственная проблема заключается в том, что этот удивительный мир, не доступен никому из живых существ. Три пальмы молят о том, чтобы наконец осуществилась их мечта и они смогли помогать путникам найти дорогу и укрывать их от яркого солнца. Их просьбы услышал автор, помог осуществить их мечту. Недалеко от них, появилось много желаемых гостей. Они представляли собой целый караван торговцев. Но пальмы ещё не знают о том, какую опасность представляют собой эти люди. Вскоре, их будут колотить топорами, гости будут нуждаться в огне. После руки живого существа, этот рай преображается в прежнее место, полное мрака и темноты.

    Первый вопрос, являющийся актуальным в этом произведении – отношение человека к природе. Раскрывается тема о том, что человек может погубить природу ради собственной выгоды. Философская мысль стихотворения заключается в том, что прежде чем просить чего-то у Бога, в начале, необходимо подумать о последствиях, которые могут произойти. Если жизнь идёт по определенной прямой, которая сформирована высшими силами, то нужно что раз подумать, прежде чем просить изменений в ней. Попытка изменить что-то в своей жизни, может повлечь за собой множество последствий, которые будут вам неприятны.

    Лермонтов, непосредственно связывает человека с пальмами. Пытаясь прервать цепь задуманных событий, нужно помнить о том, какие изменения могут произойти потом. Не многие задумываются о том, что такое изменение, может послужить разочарованием, а не к желаемому результату. Разочарование, с точки зрения библейского значения, убивает в вас не только душу, которая то и дело разорвётся от обиды, но и тело тоже не мало страдает. Желания – прекрасная вещь, но они могут и не сбыться. Человеку всегда нужно осознавать свои возможности и не задумываться о координатных последствиях в своей жизни, ведь они приведут к губительному исходу.

    Вариант №3

    Своё стихотворение Лермонтов написал в 1838 году. Жанр – притча. Центральная тема – размышление о ценности и значении человеческой жизни. Главные герои – три пальмы, «гордо» росшие в пустыне. Они символизируют вольность, чувства и здравый смысл. Родник – это основа жизни, символ души человека. Оазис – земной рай, который оживляет всё кругом. Действие притчи происходит в пустыне аравийской земли. По преданию, там находится райский сад в Библии.

    В стихотворении «Три пальмы» автор поднимает 3 проблемы. Проблема гордости и своенравности, которая раскрывается в отвержении справедливости трех пальм, высказанного ими недовольства Богу. Они стали роптать, жаловаться на то, что живут без пользы, не радуют ничей взор. В тот же час Господь исполнил их просьбу и к оазису подошёл караван. Вот теперь, казалось бы, пальмы смогут приносить пользу людям, но у «нежданных гостей» совсем другие намерения. Караванщики, для того, чтобы остаться только на ночь у костра, срубают деревья и уничтожают оазис, оставив после себя лишь пепел. Здесь проявляется проблема безнравственности и эгоизма людей.
    Нельзя точно обвинить кого-то из сторон, виновны обе. Пальмы были чрезмерно горды, не понимали смысла своего истинного существования, не смогли понять то, что было дано им Богом. Люди виноваты в жестоком и безжалостном обращении с природой, стремлении пойти на всё, ради собственной выгоды.

    Многие из нас жалуются Богу на свою жизнь, обвиняет его, выражая недовольство судьбой. Но рано или поздно мы приходим к тому, что всё, что не делается, всё к лучшему.

    Автор пишет, что дети караванщиков срывали с пальм листья, тем самым перенимая поведение взрослых. Здесь, конечно, раскрывается проблема воспитания.

    В балладе Лермонтов использует разнообразные художественные средства. Эпитеты («песок золотой»), метафоры («пылающая грудь»), олицетворения («приветствуют пальмы нежданных гостей»), сравнения («люди, как малые дети») придают красочность, выразительность и точность образа картины. При описании рубки пальм автор использует аллитерацию (звук «р»).

    Стихотворение имеет кольцевую композицию, в основе которой – антитеза («жизнь и смерть»). Первые строки ярко рисуют образ оазиса среди пустыни. Заключительные строки наполнены безжизненностью оазиса и серости пустыни. Используя такую композицию, автор подчеркивает несчастье человека.

    Размер – амфибрахий. Рифма – парная.

    Лермонтов в своем произведении сумел передать всю красоту природы, отразить важнейшие философские вопросы, зачастую волнующие каждого из нас.

    6, 7, 9, 10 класс, краткое содержание по плану

    Картинка к стихотворению Три пальмы

    Популярные темы анализов

    1824-1826г- одни из самых тяжелых в жизни великого поэта. Едва вернувшись на Родину из южной ссылки, он узнает, что вновь в опале, и должен оставаться некоторое время в родовом поместье, которое находится в селе михайловском.

    Константин Бальмонт выдающийся и талантливый поэт. Его произведениям присущ поиск чего-то впечатляющего и острого, которое надолго запомнится почитателям творчества поэта. Поэзия писателя запоминается необычными моментами и

    Поэт восхищается красотой русской природы. Для него не бывает плохих и хороших времён года. В этом стихотворении он описывает начало сентября. В народе это время называется «бабье лето». Как – будто лето возвращается на какое-то

    В этом стихотворении Есенин пишет вывод о своей жизни. В нем говорится о буйной молодости поэта, Есенин пишет, что ни о чем не жалеет. В стихотворении писатель ведет беседу с собой о пройденной жизни. Есенин пишет, что пыл его утих,

    Во многих предреволюционных произведениях Владимира Маяковского можно отследить наличие трагических нот. Что касается перемен, после победы рабочего класса в Октябрьской революции, то стихотворения Маяковского приобрели призывное

    Ссылка на основную публикацию