Маскарад – краткое содержание пьесы Лермонтова

Лермонтов. «Маскарад»: краткое содержание

Драму Лермонтова «Маскарад» цензоры, не желавшие принимать ее в печать, считали неуместной и слишком похожей «на новейшие уродливые сочинения французской школы». Господа цензоры явно лукавили, потому что это не было слепым подражанием. «Маскарад» психологическая драма, демонстрирующая пороки светского общества. Правду, как известно, любят мало. Драма «Маскарад» состоит из четырех действий. Главным действующим лицом драмы является дворянин Арбенин Евгений Александрович и его жена Нина.

Действие первое

Действие начинается в игорном доме. За столом несколько игроков. Играет молодой князь Звездич. Он ставит на банк все деньги и проигрывает. В полном отчаянии поднимается из-за стола. Тут же к нему подходит процентщик Шприх и предлагает деньги в долг. Князь отказывается.

В зал входит Арбенин. Он встречается с Казариным. В разговоре с ним признается, что женился и счастлив в любви. Казарин обращает внимание на еврея Шприха, спрашивает о нем. Казарин представляет Шприха, как человека полезного и нужного. Казарин представляет Арбенину еще нескольких гостей, создавая живописные, меткие портреты.

Игроки отзывают Казарина, и тот уходит к игорному столу. Арбенин замечает князя Звездича. В разговоре тот признается, что крупно проигрался, и Арбенин вызывается помочь молодому князю, садится вместо него за игорный стол. Появление Арбенина, известного игрока вызывает волнение среди наблюдателей. Игроки тоже встревожены. Арбенин отыгрывает деньги и возвращает их князю.

Мужчины принимают решение ехать к Энгельгардту на маскарад. На маскараде к князю Звездичу подошла маска в домино и начала интриговать. Маска сообщила ему, что кто-то к нему не равнодушен, но князь не должен пытаться разгадать эту тайну. В это время Арбенин подшутил над Шприхом просто так, беззлобно, а тот в душе поклялся отплатить Арбенину. На канапе сидели две маски, и одна, поднимаясь, случайно обронила браслет. Это была Нина Арбенина. Этот браслет подобрала баронесса Штраль. Это она несколько минут назад интриговала с князем. Баронесса подобрала браслет Нины и решила подарить его князю, сделав вид, что обронила его случайно. Пока князь поднимал браслет, баронесса смешалась с толпой. В этот момент к князю подошел Арбенин, и увидел в его руках браслет своей жены. Князь рассказал, что ему преподнесла браслет неведомая маска в знак любви.

Арбенин возвращается домой и обнаруживает, что жены нет дома. Вскоре она возвращается. Он сначала выражает ей недовольство, потом признается в любви к ней. Целуя ее запястья, обнаруживает, что одного браслета нет. Нина объясняет, что браслет где-то потеряла, но Арбенин не верит ей, устраивает скандал.

Действие второе

Второе действие начинается в доме баронессы Штраль. Баронесса сидит с книгой в гостиной. К ней входят сначала Нина, затем князь Звездич. Они говорят о маскараде. Приходит чиновник и баронесса занимается с ним. Князь и Нина остаются одни. Князь говорит Нине, что встретил ее в одном из магазинов, а та призналась, что подбирала пару к потерянному браслету. Она показывает князю второй браслет и тот узнает браслет, подаренный ему маской. Он полагает, что Нина и есть таинственная дама, которая намекала ему на свои чувства. Дает понять Нине, что узнал ее. Нина, не понимая, о чем говорит князь, отвечает возмущением. Гости покинули баронессу, и вместо них появляется Шприх.

Зная сплетника Шприха, баронесса забросила очередную сплетню словами «Про князя Звездича с Арбениной не слышал?». Шприх, конечно же, ничего не слышал, и, не понимая, как он мог пропустить подобную жареную новость, врет, что что-то об этом говорили, а что, он не помнит.

Действие перемещается в дом Арбениных. Нине приносят записку от какой-то «княгини». И в этот же момент приехал Казарин. Он мечтает втянуть в игру Арбенина, и ради этого он даже готов разрушить семейное счастье приятеля.

Сюда же с визитом заявился Шприх. Пока они разговаривали, в кабинет вошел Арбенин с письмом, которое он забрал от слуги. Это было письмо от князя Звездича. Арбенин возмущен поступком князя. Ведь он фактически спас его от нищеты и позора, отыграв деньги. А тот посмел покуситься на честь его жены и его самого.

Шприх, видя письмо князя в руках Арбенина, тихонько уходит. Казарин остается с Арбениным убеждает его вернуться к прежней жизни, к игре. Но у Арбенина свои мысли. Казарин, уверенный в том, что сумел убедить приятеля, уходит, Арбенин отправляется к князю. В это время князь спит. Арбенин был готов убить князя спящим, но рука не поднялась на беззащитного, спящего человека.

Арбенин уходит от князя, и на лестнице сталкивается с баронессой, прикрывшейся вуалью. Он убежден, что это Нина, требует, чтобы дама показала ему свое лицо. Баронесса приподнимает вуаль, и Арбенин понимает, что ошибся. Здесь баронесса пытается объяснить Арбенину, что произошла ошибка, и Нина не виновата. Она волнуется, говорит сбивчиво, но Арбенин не слушает баронессу, обвиняет ее в сводничестве и уходит. Тогда баронесса проходит к проснувшемуся князю и рассказывает ему о произошедшем недоразумении.

Князь понимает, что виноват перед Арбениным и готов был к тому, что тот вызовет его на дуэль. Но в эту минуту ему принесли записку от Арбенина, в которой тот приглашал его на ужин у некоего N.

Князь принял приглашение. Вечером он приехал к N, где ему предложили сыграть. Во время игры Арбенин обвинил князи в жульничестве и дал пощечину.

Действие третье

Третье действие начинается на балу. Гости по своему обыкновению сплетничают. Одни сообщают, что баронесса Штраль уехала в деревню, другие рассказывают о том, что князь получил пощечину, но не вызвал на дуэль обидчика. Когда князь приехал, гости делали вид, что не замечают его.

Князь заметил Нину, подошел к ней и вернул ей браслет. Арбенин видел все издалека, но не мог слышать, о чем говорила его жена с князем. Князь признался Нине, что принял решение уехать на Кавказ.

Арбенин решил умертвить жену. При нем всегда был пузырек с ядом, как напоминание о том моменте, когда он хотел расстаться со своей жизнью.

Когда слуги подали мороженое, Арбенин принес блюдце с угощением жене, и всыпал в него яд. Нина съела мороженое. А Арбенин разбил блюдце, чтобы случайно никто не смог отравиться. Нине постепенно становилось хуже, и она попросила отвезти ее домой.

Дома Нина просит мужа вызвать врача, но Арбенин отказывается. Он рассказывает ей, что всыпал ей яд, и она умрет, потому что изменила ему. Нина говорит ему, что ни в чем не виновата перед ним. Ее спокойствие, умиротворенность вселяют в Арбенина сомнение. Нина умирает.

Действие четвертое

Последнее действие посвящено подготовке к похоронам. Приходят родственники, чтобы выразить свои соболезнования Арбенину. Казарин не верит в искренность печали, думает, что тот играет некую роль.

К Арбенину пришли князь Звездич и некий Неизвестный, кто был давно знаком с Евгением Александровичем. Когда-то Арбенин втянул молодого человека в игру, тот проигрался, а Арбенин отказался простить молодому человеку долг и посмеялся над ним. Князь рассказал Арбенину об ошибке с браслетом, признался в том, что сам ошибался, и когда пришел к Нине, то был отвергнут ею. Князь подтвердил, что Нина ни в чем не виновна, произошло недоразумение. Услышав эти слова, Арбенин сошел с ума. Князь хотел вызвать Арбенина на дуэль, но состояние Арбенина сделало это невозможным. Неизвестный был удовлетворен, но князь так и не смог смыть свое бесчестие.

Краткое содержание «Маскарад»

Драму «Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех актов, но не была пропущена цензурой. Во второй редакции Лермонтов добавил четвертый акт, этот вариант драмы и дошел до нас. Впервые пьеса была опубликована только в 1842 году, впервые поставлена на сцене – в 1852 году.

Главный герой пьесы – Евгений Арбенин предстает перед читателем человеком с огромной внутренней силой, в некоторой степени демонической. Ему кажется, что если он стал мастером карточной игры, то и в игре в жизнь обретет успех. Однако тут он претерпел поражение – Судьба победила его, лишив самого дорогого его же рукой.

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Маскарада» по действиям (главам). Пересказ пьесы подойдет для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника.

Главные герои

Евгений Арбенин – самолюбивый, наделен мятежным духом, бывший игрок, вел разгульную жизнь, но после женитьбы остепенился, стал «человек солидный» ; до безумия любит свою жену.

Нина (Настасья Павловна) Арбенина – любящая жена Евгения, нежная и добрая женщина, верна своему мужу; очень любит праздники, балы.

Князь Звездич – знакомый Арбенина, которому во время маскарада баронесса отдала найденный браслет Нины.

Другие персонажи

Баронесса Штраль – светская дама, во время маскарада подарила Звездичу найденный браслет.

Шприх – «жид» , все обо всех знающий, «со всеми он знаком, везде ему есть дело» .

Казарин – знакомый Арбенина, игрок в карты.

Неизвестный – давний знакомый Арбенина, «рука Судьбы» .

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие первое

Сцена 1

Мужчины играют в карты на деньги. Князь проигрывает. К мужчинам присоединяется Арбенин. Казарин упрекает Евгения, что тот «забыл товарищей своих» . Арбенин рассказывает, что занят сейчас не делами, а любовью, перестал играть. Казарин знакомит Евгения со Шприхом, отмечает, что тот – «человек нужный» , всегда может одолжить денег.

Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.

Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:

«Женился и богат, стал человек солидный;
Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».

После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.

Сцена 2

На маскараде Арбенин делится с князем, что «все чужды мне, и я им всем чужой» . Он рассуждает, что под масками может прятаться кто угодно.

К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.

Незнакомец в маске пророчит Арбенину «несчастье в эту ночь» .

Женщина в маске в волнении прячется от Звездича: он едва не сорвал с нее маску и не узнал, кто она. Князь попросил у нее на память какой-то предмет, но женщина не хотела отдавать свой перстень. Неожиданно она замечает на земле утерянный кем-то браслет «с эмалью, золотой» , который и отдает князю, после чего скрывается в толпе.

Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает оставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.

Сцена 3

Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй» .

Арбенин вспоминает «грехи минувших дней» , как он «глупо юность погубил» , как ему было «тяжко и скучно жить» . Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:

«Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена».

Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно» , а когда встречаются, начинает «ворчать» . Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.

Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра» . Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней» , в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.

Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, куда он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет» . У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.

Действие второе

Сцена 1

Баронесса рассуждает, что женщина – «создание без воли» . Она взволнованно вспоминает о случившемся на маскараде.

Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.

Оставшись с князем наедине, Нина простодушно рассказывает ему, что была в магазине: пыталась подобрать пару к своему браслету, так как второй был утерян на прошлой неделе. Звездич решает, что Нина та самая неизвестная в маске и начинает с ней флиртовать, желая во что бы то ни стало «своей достигнуть цели» .

Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.

Сцена 2

Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.

К Евгению приходит Казарин: ему нужен «искусный товарищ» по игре. Зашедший в это же время к Арбениным Шприх рассказывает Казарину, что жена Евгения на маскараде «встретилась с одним князьком» , но сбежала от него.

После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости: она была от князя.

Сцена 3

Арбенин приходит к Звездичу домой с желанием отомстить, однако застает князя спящим. Евгений так и не смог его убить.

На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.

Баронесса рассказывает Звездичу, что Нина ничего не знает о случившемся на маскараде, предупреждает, что Арбенин может его убить. Женщина призналась: за «той маской» скрывалась она, и попросила отдать Нине браслет.

Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.

Сцена 4

Казарин, Арбенин и N. Играют в карты. К мужчинам присоединяется Звездич. Из разговора с Арбениным князь видит, что тот даже после встречи с баронессой ничего не понял. Евгений, сердясь на Звездича, бросает ему карты в лицо. Князь хочет стреляться, но Арбенин отказывается участвовать в дуэли. Звездич спрашивает у Евгения: «Вы человек иль демон?» , на что Арбенин отвечает: «Я? – игрок!» .

Действие третье

Сцена 1

Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Гости обсуждают между собой, что Звездич получил пощечину, считают его «подлецом» .

Читайте также:  Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова

На вечер приезжает Нина. Звездич предупреждает ее, что Арбенин «злодей, бездушный и безбожный» и ей «грозит беда» . Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда: он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума.

Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.

Нина просит Арбенина принести ей мороженого. Евгений всыпает в десерт яд и отдает его жене. Нина рассуждает о том, что «душ непорочных нету» . Арбенин отвечает: «Нет. Я думал, что нашел одну, и то напрасно» . Нина съедает мороженое.

Стоявший поодаль Неизвестный задумчиво произносит, что едва не сжалился, но решил, что «пусть свершается судьбы определенье» .

Сцена 2

Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.

Нина считает, что простудилась от мороженого. Она не понимает, почему муж так холоден к ней. Арбенин рассуждает о том, что «жизнь вещь пустая» . Нина, чувствуя жжение в груди, просит послать за доктором. На это Арбенин отвечает: «Что ж? разве умереть вам невозможно без доктора?» . Он обвиняет жену в измене. Нина отвечает, что Арбенин был «обманут клеветником» . Страдая от сильной боли, Нина обращается за пощадой к богу. Арбенин признается, что подсыпал ей яд и она скоро умрет. Женщина пытается позвать на помощь. Арбенин с усмешкой наблюдает за ее страданиями. Нина умирает.

Действие четвертое

Сцена 1

Арбенина захватывают мучительные воспоминания. Пришедший Казарин не верит, что ему плохо, считая, что Евгений «играет комедию» .

К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Доктор предупреждает, что Евгений «болен не шутя» . Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Семь лет назад Арбенин завлек его за игральный стол и с тех пор Неизвестный покинул все: «Я увидал, что деньги – царь земли, И поклонился им» , теперь же хочет ему отомстить.

Наконец Арбенин узнает его и пытается прогнать. Но Неизвестный сообщает, что знает: Евгений убил свою жену. Арбенин приходит в бешенство. Князь рассказывает, что ни он, ни Нина не были виноваты – браслет попал к нему случайно. Узнав об этом, Арбенин сходит с ума.

Заключение

Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.

За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.

Единственный светлый, чистый персонаж пьесы – Нина Арбенина. Ей не было места в «ядовитом» , «маскарадном» обществе высшего света. Фактически Нину «отравил» не муж-ревнивец, а окружающие, поступки которых и привели к трагедии.

Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Маскарада», а прочесть драму Лермонтова в полном варианте.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

  1. Действующие лица
  2. Пересказ тезисно
  3. Краткое содержание по действиям
  4. Действие первое
  5. Действие второе
  6. Действие третье
  7. Действие четвёртое
  8. Основная идея пьесы

В пересказе «Маскарад» краткое изложение составлено по четырём актам. Здесь описывается обывательское общество 19 века. Изначально цензура сочла произведение неприемлемым из-за откровенных душевных страстей и неприкрытой критики реальных маскарадов в доме мецената Энгельгардта. По этой причине Лермонтов пришлось отредактировать рукопись.

Действующие лица

Прежде чем читать краткое содержание пьесы Лермонтова «Маскарад», следует познакомиться с персонажами:

  • Арбенин Евгений Александрович, немолод, в прошлом игрок. По природе самолюбивый мятежник. Ныне женат, без памяти влюблён в юную супругу, ведёт степенный образ жизни.
  • Арбенина Нина, полностью — Настасья Павловна. Милейшая девушка, чтит супруга и брачные узы. Обожает праздничную атмосферу и танцы.
  • Князь Звездич – давний приятель Арбенина. Младше Евгения на несколько лет, любит покрасоваться и приударить за дамами.

Персонажи второго плана:

  • Баронесса Штраль – дама из светского общества, склонная к флирту.
  • Шприх — экстраверт, очень любопытен, легко завязывает знакомства, не прочь посплетничать.
  • Казарин – приятель Арбенина, завсегдатай картёжного стола.
  • Неизвестный – человек, которого Арбенин давно знает, но не замечает.

Зная главных лиц, можно перейти к тезисному пересказу лермонтовского «Маскарада» по действиям и по главам.

Пересказ тезисно

Сюжет краткого содержания лермонтовской пьесы «Маскарад» разворачивается вокруг семейной трагедии Арбениных. Глава семьи в молодости был удачлив в картёжных играх, чем сколотил себе состояние. Достигнув зрелых лет, он решил умножить достаток выгодной женитьбой. Брак по расчёту преподнёс сюрприз — Евгений страстно воспылал к юной жене. Настасья Павловна, которую муж ласково зовёт Ниной, добропорядочна, но, в силу возраста, обожает веселье и балы.

Однажды Нина вернулась с праздника с опозданием. По этому поводу супруги поссорились. Арбенин был расстроен поведением жены и собой, поскольку, несмотря на зарок, вернулся к картёжной игре, желая помочь другу — князю Звездичу – выйти из сложного положения.

У Нины пропала драгоценность. Евгению стало известно, что на балу незнакомка в маске отдала Звездичу точно такой же браслет, какой потеряла супруга. Арбенина охватывают ревность и подозрения, которые не в силах быть рассеяны.

Женщиной в маске оказалась баронесса Штраль, она открылась Звездичу, а тот пытался успокоить Арбенина. Но Евгений наградил друга пощёчиной и под влиянием мстительного импульса отравил жену.

Позже к нему пришло прозрение. Князь доказал Арбенину невиновность Нины. Евгений клянёт Бога в жестокости и лишается рассудка. Звездич покрыт позором — теперь он не может отстоять на дуэли свою честь.

Краткое содержание по действиям

Действие первое

Краткий пересказ завязки лермонтовского «Маскарада» — картёжный стол, игра в разгаре. Арбенин помогает другу, князю Звездичу, спасти честь. План удаётся, Евгений выигрывает ставку у Неизвестного, Звездич избегает крупных неприятностей, зато Неизвестный пророчит Арбенину немедленное несчастье.

Друзья отправляются развеяться на бал-маскарад. Арбенина гложет совесть — он нарушил собственное слово, вернувшись к игре, пусть и с благородными целями. Кроме того, прорицание Неизвестного не идёт из головы. На балу раскованная гостья в маске откровенно заигрывает со Звездичем и на прощание дарит ему ценный браслет. Князь хвастается перед другом амурной победой, показывает трофейное украшение.

Арбенин вернулся домой, дожидается жену, которая явилась с приличным опозданием — далеко за полночь. Евгений заводит ссору, негодуя, но больше для порядка. Супруги быстро примиряются, но тут Арбенин замечает отсутствие парного браслета на руке Нины. Спокойствия как не бывало — Евгения охватывают сомнения, он почти уверен в предательстве друга и испорченности жены. Растерянная девушка пытается успокоить ревнивца, повторяя, что просто потеряла украшение. Но Арбенин не может мыслить трезво, бросает жене упрёк в неверности и пугает угрозами расправы.

Действие второе

В драматической части Лермонтова «Маскарад» Настасья Павловна пытается найти в магазине браслет в пару к оставшемуся, но безуспешно. Затем она отправляется к своей подруге, баронессе Штраль, той самой незнакомке в маске. Баронесса находится под впечатлением от минувшего приключения.

В гости заглядывает князь Звездич. Заходит разговор о бале-маскараде. Баронесса жеманно разглагольствует о неприличных дамах, посещающих подобные увеселения без сопровождения. Князь хвастается собственной прозорливостью, ведь ему якобы удалось узнать под масками многих дам.

В какой-то момент Нина остаётся со Звездичем наедине и простодушно делится историей о пропаже своего украшения и неудачных попытках найти замену. Звездич делает вывод, что кокеткой под маской была именно жена Арбенина.

Забыв о дружеском долге, князь вознамерился одержать полную победу, соблазнив Нину, и напропалую бросается флиртовать.

Молодая женщина реагирует на такое внимание холодно и немедленно покидает дом баронессы.

Раздосадованный Звездич делится с баронессой Штраль историей интрижки и странной реакции Нины. Баронесса в смятении, она понимает, что князь ошибся, но не желает открыть ему правду. Ведь на людях Штраль носит личину добропорядочной особы.

Звездич принимает решение добиться от Нины взаимности и немедленно отправляет ей пылкое послание. Письмо попадает в руки Арбенина, и подозрение оскорблённого мужа перерастает в уверенность — Нина неверна.

Дом Арбениных посещают знакомые — Шприх с Казариным. Евгений слышит приватный разговор — Шприх рассказывает, как Настасья Павловна чудила, прикрывшись маской, а потом сбежала от Звездича. Арбенин решается на крайние меры.

Затем вездесущий Шприх навещает баронессу, чтобы пересказать сплетню о связи Звездича с Ниной.

Евгений направляется к Звездичу домой, желая покарать бывшего друга, но князь спит.

Арбенин не смог навредить спящему человеку и покинул дом.

На выходе с Евгением сталкивается баронесса. Дама объясняет, как все было на самом деле, но ревнивец не воспринимает факты, считая ее слова выдумкой.

Баронесса сознается князю, что именно она пряталась за маской и отдала на память случайно найденную безделушку. Дама просит князя вернуть украшение владелице и разрешить недоразумение.

Звездич видит приглашение от Арбенина провести вечер у господина N и спешит на встречу. Евгений, N и Казарин играют в карты. По поведению Арбенина Звездич понимает — признание баронессы не разрешило конфликт. Разгорается ссора, Евгений швыряет карты в лицо князю, но дуэльный вызов не принимает.

Действие третье

В развязке пьесы «Маскарад» гости вечеринки обсуждают горячую новость и осуждают «подлеца» Звездича. Приезжает Настасья Павловна. Звездич, улучив момент, отдаёт ей браслет и пытается предостеречь от беды. Нина в шоке. Она считает, что князь перестал здраво мыслить.

Чуть позже женщина исполняет печальную песнь под собственный аккомпанемент на фортепиано. Тем временем, её супруг твёрдо решил — изменница заслуживает смерти. Арбенин подаёт жене отравленное мороженое, выслушивая её монолог о том, что «непорочных душ не бывает».

Поодаль возникает Неизвестный, тихо бормочет слова жалости к Нине и рассуждает о предопределённости кармы. Настасья Павловна съедает мороженое, супруги собираются домой.

По приезде Нина чувствует недомогание, но полагает, будто просто застудила горло десертом. Её расстраивает отстранённость мужа и странный безучастный взгляд Евгения. Самочувствие молодой женщины ухудшается на глазах, она просит мужа вызвать лекаря. Озлобленный Евгений отвечает, что умирать можно и без помощи врача. Затем цинично признается в отравлении и следит за агонией жены. В страданиях Нина умирает.

Действие четвёртое

В заключительном действие драмы «Маскарад» описываются события после похорон Нины. Арбенин пал духом, мучаясь мыслями о былом. Визитёр Казарин не верит в переживания Евгения, принимая поведение приятеля за притворство.

Арбенина посещают Звездич с Неизвестным. Последний напоминает о прошлом знакомстве — Евгений, хоть и не сразу, но признал друга. Именно Арбенин когда-то приобщил его к азартным играм. Неизвестный признаётся, что все знает о преднамеренном убийстве, чем доводит вдовца до исступления. Масла в огонь подливает Звездич, пересказав историю, в которой фигурировала не Арбенина, а её подруга баронесса.

Осознав чудовищность реальности, Арбенин винит «жестокого» Бога и лишается рассудка. Звездич утратил возможность восстановить честь — ведь от сумасшедшего нельзя требовать сатисфакции.

Основная идея пьесы

Лермонтову удалось показать читателям неискренность и ханжество светского круга. Почти все действующие лица живут во лжи, скрывают собственные желания, совершают преступления. В обществе эти же люди надевают притворные маски порядочности и доброжелательности.

Краткое содержание Лермонтов Маскарад для читательского дневника

Год: 1835 Жанр: пьеса

Главные герои: игрок Евгений Александрович Арбенин, его жена Настасья Павловна, князь Звездич и вдова Баронесса

С этой драмой Лермонтов пытался «дебютировать» в юности, но она была отвергнута цензурой, а напечатана была лишь после смерти уже известного поэта.

В поэме бывший гуляка Евгений, ныне ревнующий жену Нину, на маскараде становится свидетелем успеха его нового приятеля у какой-то дамы, которая дарит ему браслет.

Такое же украшение есть у его жены, Евгений требует его, но браслет утерян. Из-за подозрений, ревности, гордыни Евгений отравил невиновную Нину. В финале обвинённый в убийстве, и Евгений сходит с ума.

Главная мысль. Поэма о ревнивом муже, который из-за пустого подозрения на маскараде и собственных домыслов, отравил верную и любимую жену. Запутавшись в домыслах, Арбенин сам себя погубил.

Читать краткое содержание Маскарада Лермонтова

Главный герой Арбенин показан в компании старых друзей (гуляк и картёжников), впрочем, он давно у них не бывал – стал серьёзным человеком, верным мужем. Они даже посмеиваются над ним, мол, всё у человека дела. (А дела настоящего нет!) Впрочем, остепенившись и женившись, Евгений полюбил свою красавицу жену Нину, она была для него настоящим ангелом. С новым знакомым, которого только что выручил в картежной игре, Евгений едет на маскарад. Там Арбенин скучает, а вот его новый приятель прекрасно проводит время. На него обратила внимание загадочная красавица. Юноша требует от неё на память украшение, ей нечего ему предложить. Просто она боится, что её вычислят по кольцу или чему-то ещё. И вот она отдаёт недорогой браслет, случайно найденный ей. Счастливый поклонник делится радостью с Арбениным.

Возвратившись домой, Евгений ждёт жену. И он понимает, что у неё был такой же браслет… Оказывается, что жена потеряла свой где-то. По приказу барина слуга обыскивает карету, ничего не найдя, выдаёт, что хозяйка была на маскараде, там и оставила, видимо. Вообще, светским женщинам не пристало ходить на маскарады. В гневе Евгений разговаривает с женой, а та, ещё не понимая ситуации, хочет заказать новый браслет.

Евгений мучается сомнениями, боится измены. В нём говорит огромная гордость, даже гордыня. Он представляет, как над ним смеялись любовники, как люди будут показывать на него пальцем. Также плохую роль играет собственный опыт – он общался с легкими женщинами раньше, слушал истории пошляков-друзей. К нему даже приходит старый приятель, убеждая его снова взяться за карты. По его словам, если б он пришел советовать, например, бросить пить, то над ним Евгению следовало б посмеяться, даже отомстить.

Тем временем подруга, узнав о подозрениях мужа Нины, выдаёт себя… но это приводит лишь к тому, что юноша начинает ухаживать за Арбениной. Но от Нины он получает решительный отказ. Она хранит верность своему мрачному мужу. Сам Евгений намекает, что в курсе «измены» жены своему новому приятелю, но когда тот говорит о дуэли, смеётся, что по праву мести муж может убить и без поединка. Обо всём этом не говорится героями прямо, а в историях и примерах, поэтому обвинять некого. Все стараются сохранить лицо, никто не может разобраться в ситуации. Конечно, это и условности общества. От которых страдают простые люди.

Читайте также:  Фаталист - краткое содержание глава из романа Герой нашего времени с планом Лермонтова

Развязка происходит на балу. Нина просит мороженого у мужа, а тот приносит ей его… с ядом. И ведёт отравитель себя весьма спокойно, будто насмехаясь. О себе говорит, что он хоть и ревнивый муж, но холодный судья. Почувствовав себя плохо, Нина заверяет его, что ни в чём не была виновата. Прибывший врач не смог ничего сделать.

После смерти Нины герой мучается сомнениями… И тут приходит письмо о том, что это подруга жены была на маскараде, флиртовала с юношей. И браслет Нины там случайность чистой воды. Евгений просто на грани сумасшествия.

На похоронах Евгения называют убийцей. Этого позор становится последней каплей для героя. Он сходит с ума.

Пьеса драма М.Ю. Лермонтова Маскарад. 8 класс.

Читать краткое содержание Маскарад. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Картинка или рисунок Маскарад

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

После войны отец Михаськи становится спекулянтом. Даже верный друг Сашка не хочет больше с Михаськой дружить. Несмотря на это, с риском для жизни герой выручает Сашку из беды. Отец поступает подло

Автор начинает свое повествование с того, что находится на каком-то заседании. Он сразу оговаривается, что у него нет высшего образования, поэтому считает себя новичком в собраниях подобного рода

Алька – это мальчик, которому семь лет. Он – большой романтик, любит и верит в сказке. А также, он очень добрый, хотя это не мешает его старшей сестре по имени Марина часто ругать и наказывать его. Сам Алька имеет место

Жизнь Софьи Сергеевны сложилась трудно и не совсем счастливо. Она и ее сестра – двойняшка Женя рано потеряли родителей. Замуж Женя вышла рано, в девятнадцать лет.

В дом римского патриция Петрония прибывает родственник, молодой воин Марк Виниций. Он рассказывает Петронию о том, что в доме, где его приютили после небольшого ранения, он встретил девушку по имени Лигия

«Маскарад», краткое содержание по действиям и сценам пьесы Лермонтова

Действие пьесы разворачивается в Российской империи середины 1830-х годов

Действие I

Сцена первая. Действие происходит за игровым столом. Князь Звездич проигрывается в пух и прах. В этот момент появляется Евгений Александрович Арбенин – бывший игрок и светский лев, а в настоящем – женатый и богатый дворянин, давно не появлявшийся в свете. Он встречается со старым другом Казариным и знакомится с Адамом Петровичем Шприхом, который толком ни на человека, ни на черта не похож и личностью кажется весьма сомнительной. Арбенин видит князя Звездича, и тот жалуется, что сильно проигрался. Евгений Александрович решает отыграться за него, сев за карточный стол после долгого перерыва. Среди игроков Арбенину нет равных. Он с легкостью возвращает проигранные Звездичем деньги, тем самым спасая его честь и жизнь. Князь благодарит Евгения Александровича. Вместе они отправляются на маскарад в дом Энгельгардтов.

Сцена вторая. К Звездичу на маскараде подходит дама в маске и признается в любви. Князь клянется, что не будет предпринимать попыток узнать, кто она такая. Примерно в то же время Арбенин встречает таинственного человека, скрывающего лицо под маской. Незнакомец говорит, что в эту ночь с Евгением Александровичем случится несчастье. Мимоходом Арбенин обижает Шприха, приехавшего на маскарад. Женщина в маске, признававшаяся в любви Звездичу, находит оброненный некой дамой браслет и отдает его князю на память. После этого она скрывается в толпе. Звездич рассказывает Арбенину о встреченной им незнакомке и показывает подаренный ею браслет. Евгению Александровичу кажется, что украшение ранее попадалось ему на глаза.

Сцена третья. Арбенин возвращается домой с маскарада. Его супруга – Нина – еще оттуда не приехала. Когда она появляется, Евгений Александрович замечает, что на ее руке отсутствует один из браслетов. Арбенин начинает подозревать жену в измене. Он думает, что это его супруга признавалась в любви Звездичу и подарила ему браслет. Евгений Александрович устраивает сцену ревности. Нина обвинения в измене отрицает.

Действие II

Сцена первая. Князь Звездич и Нина Арбенина встречаются в гостях у баронессы Штраль. Между ними происходит разговор. По ходу беседы Звездичу начинает казаться, что именно Нина призналась ему в любви на недавнем маскараде. Князь пытается флиртовать с Арбениной, но она твердо отвергает его ухаживания, после чего уходит от баронессы. Звездич рассказывает Штраль, что видел накануне Нину на маскараде. Затем князь покидает баронессу, которая ненадолго остается одна. Из ее монолога становится понятно, что именно она призналась в любви Звездичу, скрывая лицо под маской, и отдала ему браслет Нины. Чтобы спасти собственную честь, баронесса решает не раскрывать князю правды и выйти сухой из воды, подставив Арбенину. Свой план она практически сразу начинает претворять в жизнь. К Штраль в гости приходит Шприх. Баронесса рассказывает ему о любовной связи Нины и князя Звездича. Шприх с радостью подхватывает слух и собирается распространять его дальше.

Сцена вторая. Арбенину в руки попадает записка князя Звездича, адресованная Нине. Из-за этого послания Евгений Александрович укрепляется в подозрениях насчет измены жены. В гости к нему приходит Казарин. Цель его визита проста – вернуть Арбенина к прежнему образу жизни. В частности, вновь посадить за карточный стол. Причина в том, что дела Казарина идут не очень важно. Поэтому ему необходима помощь Евгения Александровича. В результате Арбенин поддается на уговоры Казарина.

Сцена третья. Арбенин приходит в дом князя Звездича, заставая того спящим. Евгений Александрович сначала полон решимости убить предполагаемого любовника жены, но потом его охватывают сомнения. В итоге он отказывается от этой идеи. В доме Звездича Арбенин встречает баронессу Штраль. Евгений Александрович обвиняет ее в том, что она свела вместе Нину и князя, после чего разгневанный уходит. Баронесса находит в себе смелость раскрыть все карты Звездичу. Так князь узнает, что под маской была Штраль, что Нина в действительности его не любит. После Звездич обнаруживает записку от Арбенина с приглашением весело провести время на ужине у стороннего человека (в пьесе обозначен как N.).

Сцена четвертая. Звездич приезжает на вечер к N. по приглашению Арбенина. Князь садится играть в карты с Евгением Александровичем. Вскоре после начала партии Арбенин обвиняет его в шулерстве. Звездич все отрицает. Евгений Александрович бросает ему в лицо карты. Отныне князь обесчещен в глазах общества. Единственный способ восстановить честь – драться на дуэли с Арбениным. Евгений Александрович участвовать в ней отказывается. Получается, князю теперь не спастись. Сцена с карточной игрой была тщательно спланирована Арбениным. Таким образом он жестоко отомстил Звездичу, от которого теперь «весь свет с презреньем отвратится». При этом Евгений Александрович напрямую говорит князю, что потеря чести – расплата за интригу с Ниной.

Действие III

Сцена первая. Действие происходит на балу. Среди гостей – Арбенин, Нина, презираемый всеми князь Звездич. Хозяйка ждет баронессу Штраль, но узнает, что та уехала в деревню. Звездич объясняется с Ниной и отдает злополучный браслет. Кроме того, князь предупреждает женщину, что ее супруг – «злодей, бездушный и безбожный». В конце Звездич рассказывает о своих планах отправиться на Кавказ. Арбенин тем временем решает убить Нину при помощи яда. Зловещий план он начинает практически сразу претворять в жизнь. Арбенин отравляет Нину прямо на балу, подсыпая ей яд в мороженое. Затем вместе супруги уезжают домой. Оказывается, что на приеме присутствует и Неизвестный, сделавший страшное предсказание Арбенину в самом начале. Он был в курсе намерений Евгения Александровича, но останавливать его не стал.

Сцена вторая. Арбенин и Нина возвращаются домой. Постепенно женщине становится все хуже. Она просит мужа послать за доктором, но тот отказывается. Евгений Александрович говорит, что отравил Нину. Жена до самого конца отрицает факт измены. Арбенин признается ей в любви. Перед кончиной Нина вновь утверждает, что невинна и называет мужа злодеем. Евгений Александрович ей не верит. Нина умирает.

Действие IV

Сцена первая. На следующий день после смерти Нины в дом Арбенина приходит Неизвестный. Он рассказывает свою историю. Семь лет назад Неизвестный проиграл Евгению Александровичу крупную сумму денег. Ему пришлось слезно умолять Арбенина о пощаде, но тот не внял мольбам. После этого Неизвестный примкнул к миру людей, отвергнутых обществом. Когда он узнал, что Евгений Александрович женат и счастлив, то решил, что пришла пора для мести. Во время речи Неизвестного входит князь Звездич. Вместе они открывают Арбенину глаза на правду – Нина действительно ему не изменяла. Подтверждением их слов служит письмо от баронессы Штраль. В финале Арбенин сходит с ума.

Русалка — краткое содержание стихотворения лермонтова

1

Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.

2

И шумя и крутясь колебала река Отраженные в ней облака; И пела русалка — и звук ее слов Долетал до крутых берегов.

3

И пела русалка: «на дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада; Там хрустальные есть города;

4

И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны, Спит витязь чужой стороны…

5

Расчесывать кольцы шелковых кудрей Мы любим во мраке ночей, И в чело и в уста мы в полуденный час Целовали красавца не раз;

6

Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем, Остается он хладен и нем, Он спит, — и склонившись на перси ко мне, Он не дышет, не шепчет во сне».

7

Так пела русалка над синей рекой Полна непонятной тоской; И шумно катясь колебала река Отраженные в ней облака.

В отличие от Пушкина, Михаил Лермонтов никогда не увлекался народным творчеством и не пытался перекладывать на современный язык сказки, легенды и предания, сохранившиеся с незапамятных времен.

Тем не менее, в его литературном наследии достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах.

Одним из них является существующий миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.

В стихотворении «Русалка», написанном в 1836 году, Михаил Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако все же пытается его опровергнуть. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу.

И именно этим щемящим чувством наполнено все стихотворение, первая часть которого построена, как рассказ от третьего лица. Сперва Лермонтов задает нужный настрой, повествуя о том, как на поверхности реки появилась русалка, которая хочет «доплеснуть до луны серебристую пену волны».

Подобный сюжет автор рисует умышленно, так как уже с первых строчек хочет раскрыть перед читателями всю тщетность замыслов царицы речных глубин, которая не понимает, что ее мечтам не суждено сбыться.

Это касается не только попыток дотянуться до небесного светила, которое со дна водоема кажется таким близким и желанным, но и стремления обрести счастье с земным мужчиной, заманив его всеми правдами и неправдами в свое подводное царство.

Вторая часть стихотворения построена в виде песни русалки, которая жалуется на свою горькую судьбу и рассказывает о то, что красивый витязь – «жертва ревнивой волны» — не может вновь вернутся к жизни даже благодаря поцелуям главной герои и ее многочисленных подруг, которые безумно в него влюблены. Свой подводный мир русалка описывает с нежностью и волнением, рассказывая о том, на дне реки существуют «хрустальные города», которые населяют стаи золотых рыбок. И именно там покоится «витязь чужой стороны», который, несмотря на все попытки его оживить, остается «хладен и нем». При этом юная русалка сетует на то, что ей неведом секрет пробуждения таинственного витязя, который остается равнодушен к «страстным лобзаньям» прекрасных жительниц подводного мира. Он «не дышит, не шепчет во сне», что вызывает у русалки недоумение, смешанное с разочарованием и обидой.

Песня-жалоба владычицы речных глубин адресована далеким облакам, которые проплывают по небу, безучастно взирая на ту, которая хотела уподобиться людям и познать радость любви. Однако ее молитвы никогда не будут услышаны, потому что для того, чтобы обращаться к Богу, необходимо иметь душу.

Мораль, которую Лермонтов заложил в это стихотворение, имеет конкретного адресата, которым является его бывшая возлюбленная Екатерина Сушкова.

Именно между ней и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы. Впрочем, еще до того, как было написано это стихотворение, поэт сумел жестоко отомстить той, которая без малого 10 лет владела его сердцем.

В очередной свой приезд в Москву он сделал все возможное, чтобы Екатерина Сушкова не только в него влюбилась, но и стала всерьез рассматривать кандидатуру поэта, являющегося богатым наследником, в качестве возможного супруга. Вот тогда-то Лермонтов публично разрушил ее надежды и заявил, что никогда не свяжет свою судьбу с женщиной, которая его недостойна.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка»

Читая и перечитывая хрестоматийное стихотворение Лермонтова «Русалка» (1832), то и дело натыкаешься на противоречия. Начало этих стихов вроде противоречий не предвещает – оно умиротворенно и красиво. Его необычный ритм словно бы повторяет движение волны – накат – откат:

  • Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны
  • Серебристую пену волны.

Уже в первой строфе задана одна из повторяющихся тем лермонтовского творчества – не находящая разрешения тяга к иному миру или стихии. Русалка, жительница вод, старается доплеснуть пену волны до ночного небесного светила. Глагол «старалась» без лишней конкретизации говорит о безрезультатности попытки.

Читайте также:  Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова – краткое содержание произведения Лермонтова

Вторая строфа стихотворения начинается неожиданно – пейзаж с голубой рекой и спокойно плывущей по ней при свете луны русалкой сменяется новой картиной:

И шумя, и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака……

Осмелюсь сказать, что этот новый пейзаж противоречит предыдущему. Во второй строфе река явно неспокойная, шумная, порожистая, да и на смену лунному свету приходят облака.

При ярком лунном свете облака обычно и на небе-то не видны, а тут – они отражаются в воде. Иное дело – днем.

В стихотворном пейзаже Лермонтова, как мне кажется, запечатлены приметы не одного какого-то временного момента, а некоего ВРЕМЕНИ, вмещающего в себя и спокойную, и бурную реку, и луну, и облака.

В конце второй строфы возникает новый мотив, также повторяющийся в лермонтовской поэзии, – пение:

И пела русалка – и звук ее слов Долетал до крутых берегов.

В связи с поющей русалкой нельзя не вспомнить поющего ангела из одноименного стихотворения Лермонтова («Ангел», 1831). Русалка пела для себя, но ее могли слышать обитатели земли, жившие по берегам реки.

Ангел пел для обитателей небесных сфер, этой песне, хотя она была тихой, внимало все вокруг – и месяц, и звезды, и тучи; но случилось услышать ее и душе, которую ангел нес на землю, «для мира печали и слез».

Звук ангельской песни запечатлелся в еще не воплотившейся душе, подобно материнской колыбельной, услышанной Лермонтовым-ребенком, и остался в ней «без слов, но живой».

Обратим внимание, что и русалку, и ангела слышат те, кому недоступно содержание песни, так как они принадлежат к иному миру, иной стихии, но, как мы знаем из стихов того же Лермонтова, эмоционально, на каком-то другом уровне понимания можно понять даже «темные речи». Они оба поют о своем мире, воздавая ему хвалу.

Ангел поет о таких же, как он, ангелах, обитателях рая, и о его владыке – Боге. Русалка поет о водной стихии – стадах рыбок, хрустальных городах на дне. Опять подчеркну некоторую противоречивость: в песне русалки сказано, что на дне «играет мерцание дня», в то время как русалка плывет по реке ночью. И снова можно говорить, что в стихах Лермонтова передан не один какой-то момент, а некое ВРЕМЯ.

Еще замечу, что «хрустальные города» на дне больше ассоциируются с морями и океанами, чем с рекой. Видимо, речь здесь идет не о конкретной реке, а о стихии воды.

Песня русалки занимает большую часть стихотворения – четыре строфы из семи. В трех строфах рассказывается о главной диковине речного дна – витязе, ставшем «добычей ревнивой волны». Интересно, что о нем сказано: «витязь чужой стороны».

Возникает вопрос: какая сторона для русалки будет чужой? В более позднем стихотворении «Дары Терека» (1839) река Терек запальчиво говорит старику Каспию, что «в забаву» его сынам «разорил родной Дарьял». Дарьял, Дарьяльское ущелье, для Терека «родные», так как он протекает по этим местам.

Он предлагает в дар престарелому Каспию убитого кабардинца и «труп казачки молодой» – и кабардинцы, и казаки (терские) проживали по берегам Терека.

В «Русалке», по-видимому, говорится о витязе из другой – дальней – страны, возможно, воине, нашедшем кончину в водах чужой для себя реки. В этой связи необходимо вспомнить происхождение самой русалки.

По славянским поверьям русалками становились девушки-утопленницы, покончившие с собой, часто из-за неудавшейся любви (именно этой легендой воспользовался Пушкин в своей незаконченной драме «Русалка» (1829–1832)1. Славянские русалки, в отличие от водяных дев европейских народов, не имели хвостов и по виду не отличались от обычных девушек2.

Михаил Лермонтов — Русалка: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

  • И шумя и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака; И пела русалка — и звук ее слов
  • Долетал до крутых берегов.
  • И пела русалка: «На дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада;
  • Там хрустальные есть города;
  • И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны,
  • Спит витязь чужой стороны.
  • Расчесывать кольца шелковых кудрей Мы любим во мраке ночей, И в чело и в уста мы в полуденный час
  • Целовали красавца не раз.
  • Но к страстным лобзаньям, не зная зачем, Остается он хладен и нем; Он спит — и, склонившись на перси ко мне,
  • Он не дышит, не шепчет во сне!»
  • Так пела русалка над синей рекой, Полна непонятной тоской; И, шумно катясь, колебала река
  • Отраженные в ней облака.

Анализ стихотворения «Русалка» Лермонтова

Ранее творчество поэта Михаила Лермонтова окрашено романтичными произведениями, в которые он вкладывал свой взгляд на Вселенную и свое отношение к окружающему миру.

Любовная лирика руки поэта приобретала новые грани, он словно пытался переложить хрупкое чувство на бумагу.

Вдохновленный подвигами мифических героев и эпическим сосуществованием двух миров, реального и волшебного, автор подарил миру «Русалку».

Стихотворение открывает перед читателями неизведанный мир, прекрасный и гармоничный, чарующий и таинственный. Главная героиня взывает Судьбу подарить ей взаимную любовь, она печалится, что ее чаяния о семейной жизни останутся без ответа.

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Русалка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА "РУСАЛКА"

В отличие от Пушкина, Михаил Лермонтов никогда не увлекался народным творчеством и не пытался перекладывать на современный язык сказки, легенды и предания, сохранившиеся с незапамятных времен. Тем не менее, в его литературном наследии достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. Одним из них является существующий миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.

В стихотворении «Русалка», написанном в 1836 году, Михаил Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако все же пытается его опровергнуть. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу. И именно этим щемящим чувством наполнено все стихотворение, первая часть которого построена, как рассказ от третьего лица. Сперва Лермонтов задает нужный настрой, повествуя о том, как на поверхности реки появилась русалка, которая хочет «доплеснуть до луны серебристую пену волны». Подобный сюжет автор рисует умышленно, так как уже с первых строчек хочет раскрыть перед читателями всю тщетность замыслов царицы речных глубин, которая не понимает, что ее мечтам не суждено сбыться. Это касается не только попыток дотянуться до небесного светила, которое со дна водоема кажется таким близким и желанным, но и стремления обрести счастье с земным мужчиной, заманив его всеми правдами и неправдами в свое подводное царство.

Вторая часть стихотворения построена в виде песни русалки, которая жалуется на свою горькую судьбу и рассказывает о то, что красивый витязь – «жертва ревнивой волны» — не может вновь вернутся к жизни даже благодаря поцелуям главной герои и ее многочисленных подруг, которые безумно в него влюблены. Свой подводный мир русалка описывает с нежностью и волнением, рассказывая о том, на дне реки существуют «хрустальные города», которые населяют стаи золотых рыбок. И именно там покоится «витязь чужой стороны», который, несмотря на все попытки его оживить, остается «хладен и нем». При этом юная русалка сетует на то, что ей неведом секрет пробуждения таинственного витязя, который остается равнодушен к «страстным лобзаньям» прекрасных жительниц подводного мира. Он «не дышит, не шепчет во сне», что вызывает у русалки недоумение, смешанное с разочарованием и обидой.

Песня-жалоба владычицы речных глубин адресована далеким облакам, которые проплывают по небу, безучастно взирая на ту, которая хотела уподобиться людям и познать радость любви. Однако ее молитвы никогда не будут услышаны, потому что для того, чтобы обращаться к Богу, необходимо иметь душу. Мораль, которую Лермонтов заложил в это стихотворение, имеет конкретного адресата, которым является его бывшая возлюбленная Екатерина Сушкова. Именно между ней и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы. Впрочем, еще до того, как было написано это стихотворение, поэт сумел жестоко отомстить той, которая без малого 10 лет владела его сердцем. В очередной свой приезд в Москву он сделал все возможное, чтобы Екатерина Сушкова не только в него влюбилась, но и стала всерьез рассматривать кандидатуру поэта, являющегося богатым наследником, в качестве возможного супруга. Вот тогда-то Лермонтов публично разрушил ее надежды и заявил, что никогда не свяжет свою судьбу с женщиной, которая его недостойна.

С-т-и-х-и

Тексты песен

Проза

Сценарии

Сочинения

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Русалка”

М.Ю. Лермонтов “Русалка”, 1832 г.

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка – и звук её слов
Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: “На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит – и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!”

Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Русалка” для школьников

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году (в одна тысяча восемьсот четырнадцатом году). Стихотворение “Русалка” написано в 1832 году, когда Михаилу Юрьевичу было 18 лет, и относится к раннему периоду творчества поэта. Это любовная лирика, в которой появляются образы потустороннего мира и сказочный персонаж – русалка. Проанализируем содержание, мелодию и особенности художественных образов этого произведения.

Особенностью стихотворения является его мелодия: слова как будто плывут, а строки стихотворения то набегают, то отступают, как шелестящие у берега волны. Такой эффект достигается размером строк: первая строка имеет 11 слогов, вторая – 9, третья строка уже имеет 12 слогов, а четвёртая – 9. Таким образом, чередование длинной и короткой строк создаёт красивую загадочную мелодию.

Стихотворение написано с использованием мужской рифмы, то есть ударение падает на последний в строке слог. Так стихотворение приобретает живой, задорный ритм, и такой ритм подсказывает читателю, что стих будет наполнен событиями и сюжетами, а не чувствами и переживаниями.

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

Автор начал своё произведение изображением пейзажа ночной реки. В центре картины – русалка. Автор не останавливается на уточнении образа русалки, вместо этого он описывает события:

И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка – и звук её слов
Долетал до крутых берегов.

Благодаря изображению событий стихотворение полнее передаёт обстановку и переносит читателя внутрь картины. Далее рассказчиком выступает русалка, она поёт песню о своей любви. Она передаёт образ своего дома, подводного царства, в котором хрустальные города, золотые рыбки и яркие пески. Необычные фантастические сюжеты характерны для раннего периода творчества М.Ю. Лермонтова. И вот в какой стране живёт русалка:

И пела русалка: “На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

В эту страну волей судьбы попал витязь. Двоякое восприятие образа спящего витязя подсказывает нам о сомнениях в душе автора. Возможно, мечтая о любовном союзе, Михаил Юрьевич Лермонтов беспокоится о том, что в другом мире жизнь совсем другая, пусть сказочная и ласковая, наполненная необычными созданиями и любовью, но губительная.

В песне русалки витязь – молодой боец предстаёт спящим красавцем, в которого она влюблена. Однако в подводном царстве это не сопоставимый с жизнью сон. И хотя русалки целуют и ласково расчёсывают волосы витязя, но не могут понять причину его невнимания к ним:

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит – и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!

В этом произведении мы читаем философию молодого поэта. Желание обрести неземное счастье, вечную любовь и осознание недостижимости этого желания соединяются и предстают в таком загадочном сюжете подводного мира, в котором русалка одиноко страдает без любви, а витязь получает всю любовь русалок, но он потерял свою жизнь.

Русалке остаётся плескать серебряные волны, поднимая воду до луны. Ей также как и автору в эту лунную ночь не хватает взаимной любви и недостижимого счастья, словно в сказке.

В стихотворении есть метафоры: “ревнивая волна”, “подушка из ярких песков”; олицетворение: “играет мерцание дня”.

Данное произведение демонстрирует нам грёзы любви, которые автор олицетворяет в образе мечтательной русалки. Но основная идея произведения – одиночество. Автор не находит близкую родственную душу.

Переживания автора касаются не только земли, где ночная река и крутые берега, но его чувства достигают бегущих по небу облаков и полной луны. Все эти образы отражают уныние и печаль автора, раскрывают переживания молодой души русского поэта.

Ссылка на основную публикацию