Монолог Пимена из драмы Борис Годунов Пушкина

Монолог Пимена Фрагмент Из Трагедии А С Пушкина Борис Годунов

Название: Монолог Пимена Фрагмент Из Трагедии А С Пушкина Борис Годунов

Длительность: 4 мин и 11 сек

Битрейт: 192 Kbps

5.51 MB и длительностью 4 мин и 11 сек в формате mp3.

Мусоргский Монолог Пимена Марк Рейзен

А С Пушкин Борис Годунов

А С Пушкин Борис Годунов Видеоурок По Литературе 7 Класс

Boris Gmyria Pimen S Monologue From Boris Godunov By Mussorgsky

А С Пушкин Борис Годунов Игра В Бисер С Игорем Волгиным Телеканал Культура

Vhs Архив По Пророчеству Пушкина

А Пушкин Борис Годунов Авторская Программа Валентина Непомнящего Серия 3

Почему Кгб Давил Патриотов И Выращивал Диссидентов Андрей Фурсов

Андрей Фурсов ШАФ рекомендации

Александр Пушкин Борис Годунов Библейский Сюжет

Осень А С Пушкин Читает И Смоктуновский

А Пушкин Борис Годунов Авторская Программа Валентина Непомнящего Серия 1

А П Чехов Нищии Рассказ

Владимир Васильев Сцена Пимена И Григория В Келье Опера Борис Годунов 03 12 2014 Г

Сергей Безруков На Юбилее Олега Табакова

Стихотворение А С Пушкин Пророк Стихи Русских Поэтов Аудио Стихи Слушать Онлайн

Стихи Русских Поэтов

Стихотворение А С Пушкина Сожженное Письмо

Л Н Мышкин Что Меня Мучило Тогда

А С Пушкин Поэма Полтава

Бородино М Ю Лермонтов

А С Пушкин Конёк Горбунок С Комментариями

Модест Мусоргский Сцена У Собора Василия Блаженного Из Оперы Борис Годунов 1963

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Лекция Лирика А С Пушкина Периода Михайловской Ссылки

Монолог Бориса Фрагмент Из Трагедии А С Пушкина Борис Годунов

Монолог Чтение Псалтири

М Ю Лермонтов Бородино Стих И Я

Борис Годунов 1710 Действие Третье

Незаконченная Поэма А С Пушкина Тазит

Борис Годунов Краткое Содержание

25 Борис Годунов

Алексей Тихомиров Монолог Бориса Кзч

Краткое Содержание Борис Годунов

Политический Имидж Бориса Годунова

Стиллавин и его друзья

Пушкин Полтава Краткое Содержание Слушать Аудиокнигу

Андрей Антонов Монолог Пимена

А С Пушкин Евгений Онегин Читает Иннокентий Смоктуновский Аудиокнига

Но вреден север для меня

А С Пушкин Борис Годунов Аудиокнига

Аудио Книги Мировая классика

Борис Бабочкин Читает Отрывки Из Произведений А С Пушкина 1974

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Борис Годунов Александр Пушкин

Валерий Ивченко Монолог Бориса Годунова

Современная летопись Богоявленского кафедрального собора в Елохове (город Москва)

У Нас В Михайловском И Его Окрестностях Выпуск 9

У Нас В Михайловском И Его Окрестностях Выпуск 10

У Нас В Михайловском И Его Окрестностях Выпуск 12

Юлия Брагина А С Пушкин Монолог Пимена Из Трагедии Борис Годунов

Как Быстро Выучить Стих За 3 Минуты Стихотворение Фета Бал Выучить И Рассказать Стих На Видео

Александр Сергеевич Пушкин Трагедия Борис Годунов Русская Литература 7 Класс 13 Инфоурок

Письма Баламута Льюис Клайв Стейплз

Как Быстро Выучить Стих С 1 Прочтения Стихотворение Пушкина Развитие Памяти

Как Россия Стала Европейской Видеоистория Русской Культуры Серия 3

Mirzeyah Official Video Mehsopuria 2007

How To Prevent Inflatable Airblown Decorations From Falling Over

High School Cliques The Artists Sims 4 Create A Sim

Сергей Куренков Я Хочу Побыть С Тобой Альбом 2015

Doncaster Rovers First Day Of Pre Season Training Ifollow Rovers

Монолог Пимена Фрагмент Из Трагедии А С Пушкина Борис Годунов

Дж Керн И Фролов Дым Из Мюзикла Роберта Для Двух Скрипок И Фортепиано

Me Dejan Ko Boxeo Con Maravilla Alonso

Nie Otwieraj Tych Zwariowanych Drzwi W Roblox Roblox Horrific Doors Vito I Bella

Sam Wick Сон Jarico Remix Премьера 2019

Bim Bam Bum Meme Ft Inquistormaster The Squad Gacha Club

Free 90S Old School Boom Bap Type Beat X Underground Freestyle Hip Hop Instrumental Hustle Hard

Адам Нэвилл Ритуал 1 3 Аудиокнига Классики Ужасов

38 Special Fantasy Girl Sturgis 99

Sonic 3 Hydrocity Zone Remake

Stump Valley Magnifico Notturno

Draw Puzzle 2 Level 82 Solution Walkthrough Weegoon

29 Федорино Горе

Daily Black Desert Online Plays Mgs Vi Confirmed

Tower Of Inspiration Dave Weckl Ritchie Ramos Bass Cover

Jaden On My Own Ft Kid Cudi Bass Boosted Miles Morales Ps5

Buddhismus Und Meditation Mit Meister Eckhart Zu Mehr Gelassenheit Stationen Br

Free Lo Fi Type Beat Goodbye

Муза И Ривен Мальчик Мой Mp4

Ets2 V1 27 Promods Map V2 17 Neues Update

Итоги Денежного Конкурса Gacha Club

Я В З Л О М А Л Y O U T U B E

Мой Клип Винкс Клуб

How To Operate Paper Tapes Banding Equipment Semi Automatic Vertical Type Paper Banknote Strapping

News Headlines 9 00 Pm 9 June 2019 92Newshd

The Best You Name It Challenge Ever With Thegorilla Man

Tasveran Sant Bhindranwale By Shiv Deol New Song 2019

Почти Утопленник Про Женихов

Винкс На Концерте Моя Мечта

Yulduzim Korea Klipida Ozbek Tilida

This Is Who I Am I Am Joshua Voiles

June A Little Messed Up Lyrics

Surprise For You Peoples Girlylife Hijabivlog Malayalamvlogs Variety Vlog

Piercings Tattoos And Jewellery Update 2019

Wrestling Is Wrestling Sebastian And Ciel Play Google Feud Ep 2

Шифрин О Российской Власти И Шутках Про Путина

Kieran Alleyne Runnin Low Lsg Slowed

Kъм Теб Ме Приближи Група За Хваление Гр Севлиево

Мой Новогодний Клип С Винкс

Onetap V4 Crack Вантап 4 Крякнули Тапает Всё

Rising Strong By Brene Brown 90 Second Book Review

Fear Of Food Or Food Neophobia Nightline Abc News

Навик Мс Нурулло Гариби 2

Мои Куклы Винкс По 3 Сезону Клип Винкс С Куклами Winx Club Clip From Movie

Brima Ft Yas Throw My Hands Up Martik C Rmx Instrumental

Янги Йил Базми 2021

Медитация Со Словами

Почему Так Больно Меме Гача Лайф

Talk Dirty Jason Derulo Slowed Down

Аудиокниги Лучшая Фантастика

Музыка Для Гача Интро

Буба Песни Для Детей

Меме Она Даже Петь Не Умеет

Running Low Slowed

Лезгин Белаш Седая Ночь

Трансформеры Эпичные Фразы

Bia Bia2 Lil Jon

Among Us Remix The Airship

Медитация Перед Сном

Арми Поют Spring Day

Anime Openings Compilation

Джеймс Хедли Чейз

Это Будет Самый Лучший Год

Aram Asatryan Ekeq Miananq Irar

Сборник Песен Для Гулянки

Kda Seraphine Pop Stars Gmv

Аудиокниги Агаты Кристи

Радиоспектакль Про Разведку

Цыган Поет На Зоне

Здесь вы можете скачать mp3 музыку, которая вам нравится. Зажигательные и популярные хиты на нашей музыкальной платформе. Мы предлагаем слушать музыку бесплатно в хорошем качестве

Характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов”: образ, описание в цитатах

Пимен и Григорий.
Иллюстрация
Б. Зворыкина

Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Смотрите:

Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

“Пишет летопись много лет. Старик.”

“Найдет мой труд усердный, безымянный. ” (Пимен о себе)

“Когда, душой в минувшем погруженный,

Он летопись свою ведет. ” (Григорий о Пимене)

Старик сидит да пишет – и дремотой,

Знать, во всю ночь он не смыкал очей.” (Григорий о Пимене)

“Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум;

Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

“. Пимену, старцу кроткому и смиренному. ” (Игумен о Пимене)

“Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

То ратный стан, то схватки боевые,

Безумные потехи юных лет!” (Пимен о своем прошлом)

“Как весело провел свою ты младость!

Ты воевал под башнями Казани,

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Счастлив!” (Григорий о прошлом Пимена)

“Я долго жил и многим насладился;

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь господь меня привел.”

Сподобил бог уразуметь ничтожность

За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил. “

Усталого от гневных дум и казней.

Задумчив, тих сидел меж нами Грозный. “

На некое был послан послушанье;

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни

Вдруг слышу звон, ударили в набат,

Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я

Спешу туда ж – а там уже весь город.

Гляжу: лежит зарезанный царевич. “

“Покаялись – и назвали Бориса.” (сообщники выдали Бориса Годунова)

“. я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному. “

Критика об образе Пимена

“Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.

Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца; что трогательное добродушие древних летописцев. украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателя; что же вышло? Люди умные обратили внимание на политические мнения Пимена и нашли их запоздалыми; другие сомневались, могут ли стихи без рифм называться стихами.” (А. С. Пушкин, “Письмо к издателю «Московского вестника»”, конец 1827 — начало 1828 г.)

“Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила. Мне показалось, что родной мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне послышался живой голос древнего русского летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков: «Да ниспошлет господь покой его душе, страдающей и бурной», — мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах.” (М. П. Погодин, “Из «Воспоминаний о Степане Петровиче Шевыреве»”)

“Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, “не ведая ни жалости, ни гнева”, решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.” (Л. П. Прессман, “Драматургия А. С. Пушкина”, диафильм, 1982 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Анализ монолога Пимена о значении труда летописца (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

Вариант 2

Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Читайте также:  Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.

Сочинение Образ монаха Пимена

С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава↑ ПушкинОбраз Москвы в романе Евгений Онегин →

Анализ сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»

Ночь Келья в Чудовом монастыре — это пятая сцена знаменитого произведения Пушкина Борис Годунов, написанного в 1825 году. Это историческая трагедия, в которой Пушкин затронул тему искушения властью и раскрывает как внешние конфликты, конфликты между сословиями и внутренние конфликты героев. Сегодня, перечитав пятую часть Ночь. Келья в Чудовом монастыре, сделаем ее краткое изложение и анализ.

Сцена пятая: Ночь Келья в Чудовом монастыре

Ночь Келья в Чудовом монастыре это пятая часть исторической драмы Борис Годунов, которая стала первым завершенным драматическим произведением Пушкина. В ней мы видим отца Пимена, который работает над летописью. Остались последние штрихи и его работа будет завершена. Старец трудился над ней всю ночь, пока Григорий спал. В третий раз снится Григорию один и тот же сон, и он снова просыпается под его впечатлением. Взглянув на Пимена, он невольно восхищается его спокойствием и сосредоточенностью. По виду старца сложно понять, о чем он пишет, то ли о нашествиях и войнах, то ли о славе.

Когда Пимен увидел, что Григорий проснулся, он его благословляет, а тот начинает рассказывать свой сон. По лестнице Григорий взбирается на башню, и когда стоит наверху, перед ним раскрыта вся столица. Внизу стоит множество людей и насмехается над Григорием. Это приводит к тому, что он начинает падать вниз, поле чего, всегда просыпается.

Пимен нарекает на молодую кровь и советует смирять себя с помощью молитвы. Григорий же размышляет о том, как было весело Пимену в молодости, ведь повидал тот на своем веку многое, в то время как сам Гриша с отрочества стал иноком и скитается по кельям. В ответ Пимен начинает свой монолог о том, что нечего сетовать на судьбу, а нужно радоваться, что грешный мир он полностью не видел. Сложно устоять перед искушением славой и роскошью. А истинное блаженство Пимен познал лишь тогда, когда оказался в монастыре. По просьбе Григория Отрепьева Пимен рассказал о своей бурной молодости, о Казанских походах, о войне, на которой был с Иваном Грозным, об опричниках. Отвечая на вопрос о царевиче Дмитрии, Пимен рассказывает, как в юные годы убили царевича в Угличе, а возраст его сейчас совпадал бы с возрастом Григория.

У Григория возникает план бежать из монастыря и стать лжецаревичем Дмитрием. На этом сцена пятая завершается.

Краткий анализ

В сцене пятой Ночь Келья в Чудовом монастыре, задействованы два героя. Один из них Пимен. Его мы встречаем в первый и последний раз. Изучив краткое содержание главы, становится понятно, что его роль в драме огромна. Ведь именно после его речи Григорий решается перевоплотиться в царевича Дмитрия, и выдавая себя за законного наследника, забрать власть у Бориса Годунова. Жаль только, что Григорий в рассказе старца слышал лишь то, что хотел услышать.

Каким мы видим Пимена? Это был умный человек, который много увидел в своей жизни. Он был участником многих сражений, наблюдал за историческим прошлым и был даже свидетелем убийства царевича. Теперь все события он решает записать в летописи, так как понимает, насколько важно сохранить эти факты. Он беспристрастен, поэтому на его лице полное спокойствие, а речи значимые, ведь его устами говорил сам Пушкин.

Юный Отрепьев был полной противоположностью Пимену. В нем закипала молодая кровь, ему хотелось подвигов, он мечтал о славе. Но Григорий служит иноком, а это положение требует смирения. Но возможно ли смирение, когда в душе молодца дух авантюризма? Конечно же, нет. А здесь еще и рассказ старца об убийстве царевича Дмитрия, да и сон, который был похож на пророчество. Поэтому решение было принято. Григорий решается на авантюру дабы быстрее напомнить Годунову о смерти невинного младенца.

Конспект урока «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

«Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

– познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах;

– развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения.

I Оргмомент.

II Актуализация знаний.

III Историческая справка.

IV Чтение статьи учебника «Пушкин – драматург».

V Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре». Беседа по вопросам.

VI Рефлексия.

VII Домашнее задание.

-Сегодня речь пойдет о трагедии «Борис Годунов» великого поэта А.С. Пушкина. Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина. Русь древнейшая, старинная нам открывается в «Песне о вещем Олеге», в сказках.

Русь крепостная в «Русалке», «Борисе Годунове» .

Великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», восстание Пугачева в «Капитанской дочке»

Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица?

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный . На престол взошёл его сын Фёдор, который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. После того, как в 1598 г. царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев . Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский, Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

-Чтение с остановками. Чтение на с. 111.

-Итак, кто же такой Пимен? (Это монах, который попал в опалу, то есть в немилость и вынужден творить в монашеских кельях.)

-Какой завет Бога он выполняет? (Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил читать и писать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром добрых царей и молились о жестоких деяниях жестоких.)

– Как Пимен относится к своему труду летописца ? ( …долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)

– В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).

– Чтение на с.112-113.

Читайте также:  Роль устаревших и книжных слов в речи (публицистической и художественной)

– Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? («как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»).

Начальный вариант текста

Как я люблю его смиренный лик,

И тихий взор и важное смиренье

(И важный взор и тихое смиренье,

И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста

Как я люблю его спокойный вид.

Когда, душой в минувшем погруженный.

Он летопись свою ведет.

– Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции. Почему эпитетам «смиренный», «тихий*, «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»? Что изменилось, когда автор заменил фразу «Еще одно ужасное преданье. на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?

(Смирение и спокойствие — разные состояния души. Пимен делает свое дело для людей, по отношению к ним он именно спокоен, смирение он испытывает только по отношению к Богу. Спокойствие ему необходимо для того, чтобы бесстрастно рассказывать о том, что он видел на своем веку. В конечной редакции автор хочет усилить свою оценку труда Пимена: равный среди равных Пимен правдиво расскажет обо всем.

Выражение «ужасное предание» говорит о том, что Пимен дает внутреннюю оценку тому, о чем рассказывает, а его задачей было дать описание без оценки, потому что дела человека не дано оценивать человеку, их рассудит только Бог. Поэтому слово «ужасное» Пушкин заменил нейтральным «последнее».)

– Какой сон видит Григорий? Не пророческий ли он? (Москва видится Григорию с высоты, а люди в нём как муравьи в большом муравейнике).

– Что мы узнаем из жизни Пимена со слов Григория? («Как весело провёл свою ты младость. Счастлив!»)

-Чтение на с.115-116.

– Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

-Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

( Пимен вспоминает, что в этой самой келье он видел Грозного. Царь беседовал с монахами и плакал, он раскаивался в своих грехах, признавал их, считал себя преступником. «Приду к вам, преступник окаянный», — говорит он о себе. Летописец сравнивает Грозного с его сыном Федором, который «на престоле» воздыхал о мирном житии молчальника». Образ жизни Федора противопоставлен образу жизни Грозного: царствование Федора дало Руси утешение «во славе безмятежной» в то время как правление Грозного отличалось большим количеством войн и казней.)

– Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»)

– Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

– Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? ( Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).

– О чём спрашивает инок, т.е. молодой монах, Пимена? (Интересуется он с глубоким интересом: «Хотелось мне тебя спросить о смерти Дмитрия царевича; в то время ты, говорят, был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?»)

-Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений ? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).

-Что же послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Безусловно, в первую очередь, честолюбивые замыслы. А уже во вторую очередь, по словам Пимена, царь убиенный был тех же лет, что и Григорий.)

-Как Григорий оправдывает свои желания стать тем самым самозванцем?

(Григорий мысленно обращается к царю Борису: «И не уйдёшь ты от суда мирского, как не уйдёшь от божьего суда». В этих словах желание восстановить справедливость. Но способ, выбранный Григорием, уже изначально был неправеден.)

– Какие черты мы замечаем в Григории? (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

-Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (А.С. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным. Его желания донести его потомкам историю государства своего. Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

-Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца. Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене “Келья в Чудовом монастыре”?

(Пимен прожил бурную жизнь, но теперь он «ведает блаженство», потому что осознал суетность жизни, оказавшись в монастыре. Пимен пишет летопись, у него нет тщеславия, он пишет, не оценивая события, «не мудрствуя лукаво». Его труд останется безымянным, но цель старца – донести правду до потомков, которые должны знать и о добрых делах царей, и об их грехах и «темных деяниях». Но Пимен имеет и свой взгляд на вещи: правление Бориса он считает страшным грехом.

Полной противоположностью Пимену является Григорий. Он молодой человек, его душа бунтует против того образа жизни, который он ведет, Григорий завидует бурной молодости Пимена. Те сны, которые видит Григорий, он сам называет «бесовским мечтанием», то есть его искушают бесы, и он поддается искушению. Личность Бориса Годунова он оценивает совершено иначе: Григорий размышляет о могуществе Бориса и записи Пимена называет «ужасным доносом».

Так проявились характеры героев в сцене «Келья в Чудовом монастыре»).

-Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру.

-В драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов известные русские художники В. И. Суриков, В. Л. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной нами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

Художник С. Галактионов изобразил сцену в Чудовом монастыре.

Обратим внимание на композицию гравюры: на переднем плане фигура Григория, а на заднем – Пимена. Григорий станет участником дальнейших событий, но его фигура в тени: и мысли, и будущие дела его темны. А лицо монаха освещено лампадой, вокруг него разливается свет, икона и распятие рядом с ним, что говорит о благословлен и и его труда. Фигура монаха незначительная, лицо спокойное, мудрое лицо человека, осознавшего смысл жизни. Его позу можно назвать собранной, в отличие от мятежной позы Григория. Художник выражает свое отношение к событиям: он понимает значительность того, что происходит в келье, осознает величие того, что делает старец.

-«Борис Годунов» – не только пьеса о личной трагедии царя, но трагедия народа, ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний.

В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать повесть «Станционный смотритель».

Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Что такое композиция?

Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты.

Вообще, рабочее определение понятия «композиция» выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как образы, эпизоды, какие-либо детали.

Что касается композиции произведения, относящегося к первому роду литературы – эпосу, то здесь автор, как правило, последователен в изложении своей мысли, он подробно описывает портреты, интерьеры, природу и т.п. Также он может намеренно замедлить действие, дабы лучше что-либо описать.

Игра со временем и пространством – также характерная черта особенностей композиции. Так, можно увидеть в прозаическом произведении описания из разных временных эпох. В романе «отцы и дети» Тургенева такой прием смешения описаний из 40-х годов века и современности писателя приводит к усилению эффекта актуальности всего романа. Ведь подчеркнутые нигилистические идеи Базарова смотрелись бы «бледно», не будь в романе описаний жизни Павла Петровича в молодом возрасте. То есть, как противопоставляются два поколения – молодое и старое, так и противопоставляются два временных отрезка.

Композиции могут быт разными по своей структуре. Например, в произведениях лирических жанров, таких как, например, «Фауст» И.В. Гете или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова можно увидеть такой структурный элемент, как пролог и эпилог. Это своеобразные части, которые вводят читателя в проблему (пролог) и делают вывод о поставленной проблеме в глобальном смысле (эпилог).

Иногда композиционные элементы композиции намеренно переставляются автором местами. Так, рассматривая классический пример несхождения сюжета и фабулы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», можно сказать, что в силу различных писательских принципов изложения или подачи материала автор не может излагать события последовательно.

В других научных источниках сейчас особенно активно используется такой термин, как архитектоника, который, конечно, не заменяет собой понятие «композиция», но существенно расширяет его.

Что такое Архитектоника?

Архитектоника – это более общее понятие и применяется для оценки и расшифровки целого через анализ его составных частей. Архитектонику, как обновленный тип характеристики композиционной структуры, увидели в произведениях зарубежной литературы.

Например, А. Камю в романе «Чума» намеренно смешивает воедино следующие типы анализа:

  • форму организации повествования,
  • приемы создания образов,
  • особенности построения сюжета,
  • художественное пространство и время,
  • композиционные приемы.

То есть архитектоника рассматривает все в совокупности. Каждый из приведенных примеров структурной организации имеет взаимопроникающий характер. Таким образом, анализ архитектоники дает большие преимущества для анализа всей структуры художественного произведения.

Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Несколько интересных сочинений

Шорох листьев и прохлада – это признаки осеннего утра. На улице дворник сметает листья в большие кучи, которые вывозят грузовики за город. Листья такие разноцветные.

Доброта – это то, что всегда будет в моде. Но в современном мире, к сожалению, она не является главным качеством, так как ценят нынче за успешную карьеру, материальный успех и прочие денежные блага.

Тема покорения Сибири близка и понятна художнику. Ведь он родом из Красноярска. Он писал картину долго и тщательно. На это ушло четыре года. Ермак – это боевой казачий атаман.

Достоевский Фёдор Михайлович – гений страданий, человек, подаривший России и миру так много людей, которые, кажется, остались один на один с этим миром. Поначалу, как и любой другой автор, Достоевский не выдавал шедевров

Написание рассказа « Скрипка Ротшильда» у Антона Чехова не заняло много времени. Автор начал написание рассказа в середине декабря 1893 года, и работа была уже закончена в середине января 1894 года

Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что проявляется в его композиции.

Композиция художественного текста — «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств»[69]. Это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена авторскими интенциями, жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет собой «систему соединения»[70] всех его элементов. Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста. Его объектом могут служить разные аспекты композиции:

Читайте также:  Поэты Великой Отечественной войны

1) Архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь;

2) Система образов персонажей художественного произведения;

3) Смена точек зрения в структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет «центральную проблему композиции»[71]; рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания;

4) Система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого: как тонко заметил И.А. Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе. как будто действуют тонкие невидимые нити или, пожалуй, магнетические токи»;

5) Соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).

Анализ композиции, таким образом, учитывает разные аспекты текста.

Необходимо прежде всего разграничивать внешнюю композицию (архитектонику) и внутреннюю композицию. Если внутренняя (содержательная) композиция определяется прежде всего системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета, то внешняя композиция — это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Композиция, следовательно, есть проявление значимой прерывистости в непрерывности.

Границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, определены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), это организует и направляет восприятие читателя. Архитектоника текста «служит способом “порционирования” смысла; с помощью. композиционных единиц автор указывает читателю на объединение, или, наоборот, расчленение элементов текста (а значит, его содержания)»[72]. Не менее значимо и отсутствие членения текста или его развернутых фрагментов. Немаркированность композиционных единиц подчеркивает целостность пространственного континуума, принципиальную недискретность организации повествования, недифференцированность, текучесть картины мира повествователя или персонажа, см., например, «поток сознания».

Каждая композиционная единица характеризуется приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов текста и активизируют внимание его адресата. Это, во-первых, различные графические выделения, во-вторых, повторы языковых единиц разных уровней, в-третьих, сильные позиции текста или его композиционной части — позиции выдвижения, связанные с «установлением иерархии смыслов, фокусированием внимания на самом важном, усилением эмоциональности и эстетического эффекта, установлением значащих связей между элементами смежными и дистантными, принадлежащими одному и разным уровням, обеспечением связности текста и его запоминаемости»[73]. К сильным позициям текста традиционно относятся заглавия, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки). С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части (текста в целом). Единицы архитектоники являются, таким образом, единицами текстовой структуры, в процессе филологического анализа они должны рассматриваться с учетом эстетической организованности целого.

Различаются два основных вида членения текста: объемно-прагматическое и контекстно-вариативное[74].

Объемно-прагматическое членение учитывает, во-первых, объем произведения, а во-вторых, особенности восприятия читателя (именно оно организует его внимание). Основными единицами в этом случае выступают том, книга, часть, глава (акт), главка (подглавка), явление в драме, отбивка, абзац. Объемно-прагматическое членение взаимодействует с членением контекстно-вариативным, в результате которого, во-первых, различаются контексты, организованные авторской речью (речью повествователя), и контексты, содержащие «чужую» речь — речь персонажей (их отдельные реплики, монологи, диалоги); во-вторых, описание, повествование и рассуждение. Эти композиционные формы вычленяются, как мы видим, уже с учетом субъекта речи. Оба вида членения взаимообусловлены и последовательно раскрывают содержательно-концептуальную информацию текста. Объемно-прагматическое членение может использоваться как способ выделения точки зрения персонажа, см. например, выделение посредством абзацев перцептивной точки зрения героя и его внутренней речи в рассказах Б. Зайцева. Ср.:

А) На заре, возвращаясь домой, отец Кронид слышит первого перепела. Он мягко трещит и предвещает знойный июнь и ночи сухороса («Священник Кронид»)[75].

Б) «Боже мой, — думает Миша, — хорошо лежать в чистом поле, при паутинках, в волнах ветра. Как он там тает, как чудесно растопить душу в свете и плакать, молиться» («Миф»)[76].

Объемно-прагматическое членение текста может выполнять и другие текстовые функции: подчеркивать динамику повествования, передавать особенности течения времени, выражать эмоциональную напряженность, выделять изображаемую реалию (лицо, компонент ситуации и др.) крупным планом, см., сегментацию одной из глав романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»:

Недоставало чего-то в комнате. Это лишало его мужества, уверенности.

Недоставало какой-то вещи. Он водил близорукими глазами по комнате.

Было холодно, Нинино платье желтело комком.

В комнате недоставало фортепьяна[77].

«Каждое новое соположение в тексте, увиденное читателем, видоизменяет смысловые ракурсы сополагаемых компонентов и тем самым открывает возможности для новых соположений, которые, в свою очередь, создают новые смысловые повороты, новые конфигурации смысловых планов»[78]. Широкое распространение в русской литературе конца XX в. техники монтажа и коллажа, с одной стороны, привело к усилению фрагментарности текста, с другой — открыло возможности новых комбинаций «смысловых планов».

В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером)[79].

Когезия (от лат. cohaesi— «быть связанным»), или локальная связность, — связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др. См., например:

Зимой Левицкий проводил все свое свободное время в московской квартире Данилевских, летом стал приезжать к ним на дачу в сосновых лесах по Казанской дороге.

Он перешел на пятый курс, ему было двадцать четыре года, но у Данилевских. все. звали его Жоржем и Жоржиком.

Когезия определяет непрерывность семантического континуума в тексте.

Когерентность (от лат. cohaerentia— «сцепление»), или глобальная связность, — связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентности — повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм.

В художественном тексте возникают семантические цепочки — ряды слов с общими семами, взаимодействие которых порождает новые смысловые связи и отношения, а также «приращения смысла».

Развертывание семантических рядов (цепочек), их расположение и соотношение могут рассматриваться как семантическая композиция[80]текста, учет которой значим для его интерпретации. Так, например, в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» взаимодействуют ряды лексических единиц с семами ‘молодость’, ‘память’, ‘холод’, ‘жар’, ‘старость’, ‘страсть’, ‘свет’, ‘темнота’, ‘забвение’, ‘существование / несуществование’. В тексте они образуют семантические оппозиции «молодость — старость», «память — забвение», «жар — холод», «свет — тьма», «существование — несуществование». Эти оппозиции формируются уже в начале рассказа, ср.:

Весенней парижской ночью шел по бульвару в сумраке от густой, свежей зелени, под которой металлически блестели фонари, чувствовал себя легко, молодо и думал:

В одной знакомой улице.

Я помню старый дом.

С высокой темной лестницей,

С завешенным окном. [81].

В единицах, входящих в противопоставленные друг другу ряды, актуализируются периферийные и ассоциативные семы, их семантика постепенно усложняется и обогащается. В финале рассказа доминируют слова с семами ‘забвение’ (Больше ничего не помню) и ‘несуществование’ (Ничего больше и не было). Вынесенные в сильную позицию текста, они характеризуют жизнь повествователя как длительность, противопоставленную отдельным мгновениям—свиданиям «в старом доме» в юности. Это противопоставление соотносится с ключевой пространственной оппозицией рассказа — Париж — Москва. В воспоминаниях повествователя, напротив, концентрируются лексические единицы с семами ‘тепло’, ‘свет’, ‘страсть’, ‘счастье’. Именно воспоминания, в отличие от «настоящего», наделяются рассказчиком реальностью, только мгновения прошедшего признаются истинным существованием.

Любой художественный текст пронизан семантическими перекличками, или повторами. Слова, связанные на этой основе, могут занимать разную позицию: располагаться в начале и в конце текста (кольцевая семантическая композиция), симметрично, образовывать градационный ряд и др. Прочитаем, например, первый и последний абзацы «краткого», внешне бессюжетного рассказа И.А.Бунина «В Альпах» (1949 г.):

А) Влажная, теплая, темная ночь поздней осенью. Поздний час. Селение в Верхних Альпах, мертвое, давно спящее.

Б) Площадь, фонтан, грустный фонарь, словно единственный во всем мире и неизвестно для чего светящий всю долгую осеннюю ночь. Фасад каменной церковки. Старое обнаженное дерево возле фонтана, ворох опавшей, почерневшей, мокрой листвы под ним. За площадью опять тьма, дорога мимо убогого кладбища, кресты которого точно ловят раскинутыми руками бегущие световые полосы автомобиля[82].

Выделенные композиционные части рассказа сближаются на основе общих смыслов, которые выражают слова с семами ‘тьма’ (темная, ночь, тьма, почерневшая), ‘смерть’ (мертвое, кладбище, опавшая), ‘осень’ (осень, осенняя). Эти семантические ряды обрамляют текст, который характеризуется кольцевой композицией, и противопоставляются семантическому комплексу ‘свет’. Использование же в тексте «олицетворяющих» эпитетов (грустный фонарь, обнаженное дерево, бегущие световые полосы) устанавливает параллелизм между изображаемыми реалиями и жизнью человека, затерянного в мире, где свет преходящ, а удел личности — одиночество (ряд слов именно с этой семой доминирует в центральной композиционной части, опущенной нами, и частично варьируется в последнем абзаце текста).

Рассмотрение семантической композиции — необходимый этап филологического анализа. Он особенно важен для анализа «бессюжетных» текстов, текстов с ослабленными причинно-следственными связями компонентов, текстов, насыщенных сложными образами. Выявление в них семантических цепочек и установление их связей — ключ к интерпретации произведения.

Итак, композиция литературного произведения базируется на такой важнейшей категории текста, как связность. В то же время повтор актуализирует отношения сопоставления и противопоставления: в сходстве проявляется контраст, а в противопоставлении — сходство. Повторы и оппозиции (противопоставления) определяют смысловую структуру художественного текста и являются важнейшими композиционными приемами.

Понятие композиции используется в современной лингвостилистике применительно к различным уровням текста: так, исследователями выделяются метрическая композиция (в стихотворных текстах), семантическая композиция, уже упоминавшаяся выше, грамматическая композиция (чаще всего синтаксическая). В основе этих типов композиции лежит представление о сочетании в определенной последовательности и взаимодействии в рамках текста разных метрических форм, смыслов (семантическая композиция), грамматических форм, синтаксических конструкций (грамматическая композиция) и др. В этом случае в центре внимания оказываются прежде всего речевые средства, организующие текст как частную динамическую систему.

Термин «композиция» в современной филологии оказывается в результате многозначным, что затрудняет его использование, см., например, мнение В. Тюпы: «В наиболее привычном смысле “построение” чего-либо целого из каких-либо частей — от “композиции фразы” до “композиции характера” — это вполне пустой термин, безболезненно, но и неэффективно приложимый к любому уровню организации литературного произведения»[83]. Однако это базовое литературоведческое понятие в том случае, если оно используется для обозначения построения текста или его элементов как системы взаимосвязанных единиц, может быть эффективным на двух этапах филологического анализа: во-первых, на этапе знакомства с текстом, когда необходимо четко представить себе его архитектонику как выражение авторских интенций («Автора мы находим вне произведения как живущего своей биографической жизнью человека, но мы встречаемся с ним как творцом и в самом произведении. Мы встречаем его (то есть его активность) прежде всего в композиции произведения: он расчленяет произведение на части»)[84]; во-вторых, на завершающем этапе анализа: содержательность композиционной формы определяется на основе рассмотрения внутритекстовых связей разных элементов произведения, его субъектной и пространственно-временной организации, на основе выявления ведущих приемов построения текста (повторов, лейтмотива, контраста, параллелизма вплоть до «зеркального» отражения ситуаций, эллипсиса, монтажа и др.).

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь:

— Выделять в его структуре значимые для интерпретации произведения повторы, служащие основой когезии и когерентности;

— Выявлять семантические переклички в частях текста;

— Выделять языковые сигналы, маркирующие композиционные части произведения;

— Соотносить особенности членения текста с его содержанием и определять роль дискретных композиционных единиц в составе целого;

— Устанавливать связь повествовательной структуры текста как его «глубинной композиционной структуры» (Б.А. Успенский) с его внешней композицией.

Последовательно рассмотрим в композиционном отношении роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (на его материале будут показаны функции повторов в организации текста) и «Уединенное» В.В.Розанова (анализ его должен раскрыть особенности членения текста как композиционного фактора), а затем обратимся к одному из аспектов композиции произведения — его образному строю.

Ссылка на основную публикацию