Парус – краткое содержание стихотворения Лермонтова

“Парус” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

В данной статье приведен анализ стихотворения «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова. Данное произведение имеет серьезный философский подтекст и изучается в 6 классе общеобразовательной школы.

Ученикам будет полезно и интересно ознакомиться с проведенным исследованием, чтобы использовать полученную информацию для подготовки к уроку.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать очень рано. Образы природы характерны для его ранней лирики.

Стихотворение «Парус» автор написал будучи совсем юным – в 17 лет (в 1832 г.). Четырьмя годами ранее мир увидел поэму Александра Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Оттуда и было позаимствовано предложение «белеет парус одинокий».

В то время юный Лермонтов бросил учебу в Московском университете, поступив в Петербургский. В том же году в письме к Лопухиной был написан стих, передающий унылое настроение поэта. Гуляя по набережной р. Невы, он заметил в голубом море парусник. Неизвестность будущего и унылое настроение нашли свое отображение в данном творении.

Интересно, что текст своего произведения не был включен в первый сборник произведений поэта, так как поэт посчитал его несерьезным. У Лермонтова есть и акварельная работа, которая является превосходной иллюстрацией к стиху.

На тему стиха Михаила Лермонтова есть романс. Самая известная мелодия принадлежит Александру Варламову. В 1848 г. он был напечатан у Грессера – известного в те времена издателя.

Тема стихотворения

Центральной в произведении является тема поиска себя, загадочности и неопределенности. Парус – это внутренний мир поэта.

Прочтение стиха приводит к мысли, что человеку свойственен поиск себя, а также страсть, желание и, как ни странно, одиночество. Одиночество, широкий простор не избавляют от тяжелых вопросов. Буря же не избавляет парус от мрачной жизни, но она же предпочтительнее мятежного внутреннего мира лирического героя.

Автор как раз показывает внутренний мир и его одиночество. Лирический герой ищет своё место в мире. Отчаявшись, он склонен к риску. И человек не может знать, что в такие моменты для него хорошо, а что – плохо.

Жанр, направление и композиция

Это лирическая новелла, сочетающая описание природы и философские размышления. Является образцом романтической поэзии.

Стихотворение имеет 3 строфы. Все они объединены внутренними переживаниями русского поэта. Строфа построена так, что в начальных двух строчках рисуется картина, в последующих – переход к внутреннему миру. Стих имеет в конце риторическое восклицание.

Стихотворный размер

Стих написан четырехстопным ямбом с перекрестным рифмованием. Наличие ассонансов придает стиху сходство со звуками ветра, морских волн.

Средства художественной выразительности

Они дают возможность полностью проникнуть во внутренний мир поэта, понять его эмоциональное состояние.

Эпитеты

Среди эпитетов выделяются «луч золотой», «парус одинокий», «тумане голубом». Они превращают описание в запоминающееся и яркое.

Метафоры

К ним относятся словосочетания «парус бежит», «волны играют», «ветер свищет». Они придают повествованию яркость, движение и красоту.

Анафора

Она характерна для всей лирики Лермонтова. За счет анафоры просматривается своеобразная пафосность произведения: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. ».

Антитеза

В произведении есть и антитеза (противопоставление): «страна далёкая – край родной», «струя светлей лазури, луч солнца – буря». Оно творит яркие образы, подчеркивает их противоположность.

Лермонтов с помощью антитезы хотел сказать, что он покинул отчий край – Москву и приехал в чужой ему Петербург. Поэтому будущее кажется поэту таким туманным.

Сравнения

В третьей строке имеется авторское восклицание: «Как будто в бурях есть покой!». Этим Лермонтов показывает возмущение и недоумение из-за сложившейся ситуации. Он подталкивает читателя к выводу, что мрачные эмоции не являются выходом из обстоятельств, в которых ему пришлось побывать.

Стихотворение проникнуто глубиной внутреннего мира героя. Его можно охарактеризовать эпитетами «одинокий» и «мятежный». В этой борьбе противоположностей и заключается глубокий философский смысл произведения.

«Парус»

стихотворение и анализ

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Краткое содержание

Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Семнадцатилетнего Лермонтова уже тогда волновали проблемы поиска собственного пути и духовного становления. Белеющий парус – это воплощенный образ самого поэта, его переживания, мысли, его ищущая мятежная душа.

В начале повествования поэт рисует картину безбрежного моря, в голубых водах которого, сквозь туман просматривается одинокий парус. Неизвестно, от какого причала он отправился в путь, и к какой гавани он пристанет. Пока же, преодолевая бушующие волны и напористый ветер, он движется вперед.

Лермонтов проводит ассоциацию паруса с человеческой душой, которая, не найдя себя в этом мире, балансирует на грани жизни и смерти. Она просит бури, чтобы забыться, и готова плыть против течения, покой не для нее, и не в нем она ищет счастье. Безмятежное, комфортное существование не может удовлетворить такую душу. Ей нужна постоянная борьба, бунт, она страстно желает перемен и готова на пути к этому преодолеть любые расстояния и преграды.

Анализ

История создания

Стихотворение появилось в непростое для Лермонтова время. Он оставил Москву, университет, где обучался на факультете словесности и переехал в Петербург, совершенно незнакомый и чужой ему город. По совету бабушки, которая видела в нем только военного, он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.

Вполне возможно, что прогулки по набережным Невы и подвигли поэта на создание этого стихотворения. К своему детищу Лермонтов отнесся несерьезно, как к чему-то, не заслуживающему внимания. Он даже не включил его в свой поэтический сборник, изданный в 1840 году. Но, именно этому стихотворению было уготовано бессмертие. «Парус» не только входит в список самых популярных лермонтовских произведений, но и изучается в школе на уроках литературы. Первая публикация «Паруса» состоялась в 1841 году, в журнале «Отечественные записки».

Персонажи и образы

Центральный герой стихотворения – парус, сопоставимый с образом самого автора. Представив его в самом начале словами стороннего наблюдателя, поэт начинает отождествлять его с мятежной личностью, пребывающей в поиске смысла жизни. Образ моря представляет собой окружающую среду, общество, саму судьбу, волею которой автор оказался вдалеке от дома, близких людей, привычной обстановки.

Красота лазурного моря, золотые лучи солнца… Что еще нужно для спокойной жизни? Но все это не важно для паруса, он просит бури, ищет ее, чтобы погрузиться вместе с ней в пучину своих ощущений. Жизнь, как и море, гнет и пытается сломить парусник, обрушивая на него гнев своей водной стихии. А счастье – это призрак, фантом, его нет нигде, ни в прошлом, ни в будущем: «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит». В этой фразе заключены разочарование и обреченность, которые были так характерны для настроения поэтов-романтиков.

Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию. Завязка приходится на первое четверостишие, когда поэт впервые упоминает об увиденном вдалеке парусе. Второе четверостишие – развитие действия, автор описывает испытания, которым подвергается парусник в открытом море. В последнем четверостишии наступает кульминация, которую можно назвать и развязкой: Лермонтов делает вывод: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…»

По принадлежности к роду литературы «Парус» можно рассматривать как сюжетную лирическую зарисовку или миниатюру. По литературному направлению – это романтизм. Жанр стихотворения можно определить, как элегия.

Размер и средства художественной выразительности

Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой (АБАБ). Мужские рифмы чередуются с женскими. Строфа представляет собой четверостишие (классический катрен).

Лексика стихотворения нейтральная, содержит много существительных и прилагательных, при помощи которых автору удается создать яркие, образные объекты: «краю родном», «парус одинокий», «в тумане моря голубом», «стране далекой». Глаголы: «ищет», «кинул», «свищет», «просит» создают ощущение, что в стихотворении речь идет не про неодушевленный предмет, а живое существо, поскольку парус здесь соотносится с человеком.

Из средств художественной выразительности использованы эпитеты: «парус одинокий», «струя светлей лазури», «в тумане голубом», «луч солнца золотой». Метафоры: «в тумане моря голубом». Олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури». Антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой». При помощи аллитераций «ч», «с», «т», «щ» создаются звуковые образы шума ветра, скрипа мачты.

Проблематика и основная идея произведения

Центральная проблема этого произведения – осознание и поиск собственного «я», своего места в этом мире, отказ от размеренной, предсказуемой жизни и смирения. В тексте звучит призыв не покорно следовать предначертаниям судьбы, а искать свою стихию, которая проявила бы в человеке яркую личность с активной жизненной позицией. Поэт отвергает так называемую зону комфорта. Смысл жизни он видит исключительно как участие в чем-то поистине важном. Он еще не уверен, что поможет ему дойти до этой цели, поэтому ему так важна буря на этом пути.

Стихотворение очень важно для тех, кто только приступает к выбору своего жизненного направления. Оно призывает к смелости, не поддаваться стереотипам, не стараться быть таким, как все. В самом начале этот путь может оказаться очень трудным, но нужно пройти его самостоятельно, преодолевая все испытания.

Полный анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов)

Делая полный анализ стихотворения «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова стоит вспомнить о том, что написано оно было в не самый простой период жизни автора. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ, благодаря которому будет возможность намного лучше познакомиться с этим произведением.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы произведения
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Парус» будучи семнадцатилетним юношей. Период жизни, когда данное произведение появилось на свет, было очень непростым для юного поэта. Юношу очень огорчало то, что ему не удалось поступить в высшее учебное заведение в Петербурге. Ведь университет в Москве ему пришлось покинуть.

Причиной написания стихотворения послужил парус, который увидел Михаил Юрьевич на реке Неве. Именно его и решил взять в основу творец. Но по какой-то причине автор не включает данное стихотворение в свой сборник, который вышел за год до гибели поэта. Хотя стихотворение было закончено и даже имело рисунок, который сделал сам автор.

Жанр, размер

Для написания стихотворения «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов выбирает четырехстопный ямб, рифмовка – перекрестная.

Данное стихотворение относится к лирической новелле. Что же касается направления, то это романтизм. Подтверждением этого является тема одиночества, а так же своего рода бунта против сложившейся ситуации. Стихотворение имеет достаточно грустное настроение, которое чувствуется практически в каждой строке.

Немаловажная роль отводится описанию пейзажа, который символизирует мысли и переживания лирического героя.

Композиция

Композиционно стихотворение «Парус» состоит из трех строф.

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

В первой строфе автор задается риторическими вопросами, на которые, к сожалению, кроме него самого никто не сможет ответить.

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Во второй строфе все же мы получаем ответы на лирические вопросы. На них нам отвечает сам лирический герой. Но ответ его нельзя назвать точным или понятным, поскольку он не дает никакой конкретики.

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В третьей строфе ответ мы так и не получаем, на вопрос, что же ищет парус? Он пытается найти покой, там, где найти его не представляется возможным. Он хочет найти спокойствие в буре, надеясь там найти покой.

Образы и символы произведения

Одним из главных символов данного произведения, естественно, является сам парус. Все события, о которых идет речь в стихотворении, происходят вокруг него. Он символизирует одиночество, что очень напоминает чувства самого автора. Так же можно сказать, что парус является отражением человеческой души, которая всегда зависит от происходящего вокруг.

Буря – символ беспокойства и неопределенности. В образе моря автор так же показывает неопределенность и переменчивость, с которой вынужден сталкиваться каждый человек. Показывая, как бросает парус, мы понимаем, что и человеческую душу точно так же терзает на протяжении всей жизни.

Лирический герой тесно переплетается с парусом. Они очень похожи. Их волнуют одни и те же вопросы, а так же одинаково кидает из стороны в сторону под действием судьбы. Они оба несвободны и одиноки, при этом постоянно зависят от факторов из вне. Говоря о том, что парус ищет покой в буре, он показывает свои желания, которые, на первый взгляд, могут показаться нелепыми и нелогичными.

Читайте также:  Тучи – краткое содержание стихотворения Лермонтова

Темы и проблемы

Одной из проблем можно выделить проблему одиночества. Лермонтов достаточно часто поднимает эту тему в своем творчестве. Здесь одиночество он показывает в образе паруса, который одиноко находится в открытом море. Рядом с ним нет никого, поэтому ждать какой-либо поддержки ему попросту неоткуда. Так же парус сталкивается с проблемой того, что он не знает, куда и зачем плывет. Он не знает, что именно он хочет найти? Он просто плывет, повинуясь стихии.

Второй темой можно отметить тему внутренней неопределенности. Парус, точно так же как и лирический герой, продолжает искать себя. Здесь звучат вопросы, которые никогда не потеряют свою актуальность. Куда мы держим путь и что хотим найти в его конце? Нас не устраивает тот мир, который нас окружает, поэтому мы продолжаем двигаться против него.

Так же была затронута тема счастья. Лирический герой показывает то, что никогда не был счастлив в жизни, но и не планирует его искать. Он сомнительно относится к данному чувству, поэтому не особо верит, что счастье ждет его в будущем.

Тема мятежности и бунта. И здесь не обошлось без неё. С данной темой мы встречаемся практически в каждом лирическом произведении, где душа лирического героя постоянно бунтует и требует перемен. Здесь эти чувства автор так же передает через парус, который вынужден отправиться в открытое море, чтобы испытать свои силы и показать на что он способен.

Так же представлена тема природы, благодаря которой автор умело передает настроение стихотворения. Спокойный пейзаж постепенно изменяется, но автор об этом не пишет прямо. Он как-бы намекает, что надвигается шторм и гроза, которую так ищет парус, чтобы обрести долгожданный покой.

Средства выразительности

В данном стихотворении присутствует большое количество эпитетов, которые помогаю поэту создать более яркую картинку. Именно она помогает лучше передать настроение стихотворения.

Использование риторических вопросов так же встречается в данном тексте. Это придает ему определенной интриги и наталкивает на размышления о собственном смысле жизни.

Метафоры помогают стихотворению стать более динамичным. А использование оксюморона в последней строке, заставляет читателя так же задуматься о своей жизни.

Основная мысль произведения

В роли паруса мы с легкостью можем узнать душу самого автора. Они очень похожи. Они одинаково ищут свое место в этом мире, не зная, в какую сторону им лучше всего направляться. Постоянные странствия и переезды отложили отпечаток на молодом поэте.

Михаил Юрьевич сам находится на распутье и не понимает до конца, чего именно он хочет. Он пытается найти покой там, где искать его не имеет смысла, поэтому он продолжает свои метания. Он не верит в счастье, потому что ему не довелось его пережить. Поэтому он сомневается в том, что в будущем ему улыбнется удача.

Он очень одинок, поэтому сильно зависит от внешних факторов, которые толкают его из стороны в сторону. Он понимает то, что не в состоянии изменить судьбу.

Наша жизнь очень напоминает море, от которого никогда не знаешь, что именно ждать. Единственное, что в нашей власти – это продолжать плыть в неизвестном направлении, лелея надежду, что впереди нас ждет все же прекрасное будущее. И, может быть, мы наконец-то сможем узнать, что же такое счастье.

Краткое содержание: Парус (Лермонтов)

Парус

Стихотворение представляет собой миниатюр­ную энциклопедию главных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, то есть повествовательное стихотворение с обоб­щающим суждением. “Парус” символизирует лермонтовского лирического героя:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Парус одинок в житейском море и “в стране далекой” и ищет спасения от одиночества, кото­рое “кинул он в краю родном”. Бурная стихия притягивает

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы, – он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Парус, равно как и лирический герой стихо­творения, при желании мог бы испытать счастье в тихой и спокойной жизни:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Однако гармония жизни для него не в этом. Его дух мятежен, он ищет “бури”:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Related posts:

Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. “Парус”Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как […].

Образ бунтующей души в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Парус”Какие противоречивые чувства вызывает во мне стихотворение М. Ю. Лермонтова “Парус”: печаль одиночества и восторг бури! Как удалось поэту соединить в нескольких строках эти столь различные состояния? В своем стихотворении Лермонтов создает очень яркий и живописный образ парусника, идущего по безбрежному голубому морю. Воздух чист, свеж и прозрачен, и луч солнца, прорвавший небеса, окрашивает наполненный […].

“Парус” анализ стихотворения ЛермонтоваЗнаменитое стихотворение “Парус” написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: “Белеет парус отдаленный”. Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы “Андрей, князь Переяславский” А. А. Бестужева-Марлинского. В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого […].

Анализ стихотворения “Парус” ЛермонтоваПлан История создания О чем данное произведение? Жанр произведения Главная идея произведения Способ стихосложения, рифмы История создания Начиная анализ стихотворения “Парус” Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Парус”Со стихотворением великого русского писателя и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” я познакомился в далеком детстве. С тех пор я считаю его своим любимым произведением этого автора. Оно поразило меня своей красотой, глубиной мыслей и переживаниями, которые поэт выразил в нем. И по сей день, я продолжаю восхищаться стихотворением “Парус”. Оно наполнено удивительными, яркими и […].

“Какие чувства вызывает во мне стихотворение М. Ю. Лермонтова “Парус” (1)При чтении стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус” картины одна сменяют другую, и вместе с ними меняется настроение, которое они рождают. Вот передо мной изменчивое и прекрасное лазурное море. Над ним расстилается голубой туман. Море безмятежно и спокойно… Но вот вдали появляется белый парус. Он скользит, рассекая водную гладь, “одинокий”, ему ничего не надо, он ничего […].

Мое любимое стихотворение М. Ю. ЛермонтоваМне очень нравится стихотворение М. Ю. Лермонтова “Парус”. Может быть, потому, что я живу далеко от моря. Лермонтовские строчки как будто переносят меня на морской берег. И я слышу рокот волн, которые с шипением набегают на берег, захватывают прибрежные камешки и стремительно откатываются. Воздух насыщен запахом водорослей, каких-то южных растений. Сквозь рокот волн я слышу […].

МИРООЩУЩЕНИЕ ПОЭТА В СТИХОТВОРЕНИИ “ПАРУС”, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТПоэзию Лермонтова не спутаешь ни с чьей другой. Ей присуща та очаровательная музыкальность, которая редко кого оставит равнодушным. Вот уже почти две сотни лет стихи, проза, судьба Лермонтова восприни- маются миллионами людей как очень личное переживание, и каждый, в свою очередь, от- крывает Лермонтова для себя одного. Нам нужен Лермонтов такой, какой он есть, – […].

Читаем “Парус” ЛермонтоваЗанятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчете на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. увы лазурь струя мятежный Начинаем беседу с классом. Вот ее примерный ход. Прочитаем предложение на доске: Белеет […].

“Какие чувства вызывает во мне стихотворение М. Ю. Лермонтова “Парус” (2)Мне кажется, стихотворение великого русского поэта М. Ю. Лермонтова “Парус” должно вызывать в сердце читателя чувство восторга и свободы или же, в крайнем случае, несогласия и протеста. Однако вряд ли найдется человек, прочитавший эти строки и оставшийся безучастным или равнодушным, ведь белый парус, о котором говорит поэт, – это символ бунта, мятежа, борьбы, поиска новых […].

ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПАРУС”ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПАРУС” 1 вариант Жажда свободы и борьбы – одна из основных тем в творчестве М. Ю. Лермонтова. Ярче всего, на мой взгляд, она проявляется в стихотворении “Парус”. Это многогранное произведение, наполненное глубоким смыслом. В нем и призыв к борьбе, и поиски смысла жизни, и стремление обрести […].

Белеет парус одинокий краткое содержаниеКатаев В. П. Дачный сезон закончился, и Василий Петрович Бачей с сыновьями Петей и Павликом возвращался в Одессу. Петя в последний раз окинул взглядом светящееся нежной голубизной бесконечное морское пространство. На память пришли строки: “Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом…” И все же главное очарование моря составляла для девятилетнего мальчика не живописность его, […].

МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (“Парус”)Одним из первых произведений велико- го русского поэта М. Ю. Лермонтова, с кото- рым я познакомился еще в детстве, было стихотворение “Парус”. Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, глубокими переживаниями, чувствами и мыслями, отраженными в нем. Шло время, я читал и читал Лермонтова, но все-таки не встречал […].

Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ – ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ (С РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ “ПАРУС”)Когда речь идет о настоящем гении, даты рожде­ния и смерти – лишь предмет изучения биографов, ведь перед истинным талантом даже время почтитель­но останавливается. Так была и с Михаилом Юрьеви­чем Лермонтовым, имя которого навсегда останется в хрониках русской литературы как имя одной из са­мых ярких звезд в плеяде выдающихся отечественных писателей. Лермонтова читают люди разных возрастов […].

Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень близка юному поэту, который связывает два понятия свободу и одиночество. Одиночество для поэта – это, несомненно, ощущение чувства свободы, но и одновременно чувство незащищенности перед житейскими трудностями. Именно поэтому кораблик с парусом, мелькающим меж […].

Краткое содержание: Утес (Лермонтов)Утес Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покрови­теля и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и иг­рала. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщи­не старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не […].

Краткое содержание Демон в сокращении (Лермонтов М. Ю.)Над Землей летит “печальный Демон” и с космической высоты обозревает чудный мир центрального Кавказа: бурные реки, высокие горы – ничего не привлекает демона. Испытывает он только презрение ко всему, устал от вечного одиночества, бессмертия и от неограниченной власти над землей. Под крылом демона сменился ландшафт, и он видит пышные долины Грузии, но и они не […].

Поэт и гражданин: Михаил Юрьевич ЛермонтовКак поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермонтов формировался в эпоху после разгрома декабристского восстания, которое произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная часть дворянской молодежи не могла принять жесткого николаевского режима, последовавшего за восстанием на Сенатской площади, но она не вступала в открытую борьбу с самодержавием, не верила в победу над ним. И все же реакция […].

“Что ищет он в краю далеком?” (Джордж Гордон Байрон, “Паломничество Чайльд-Гарольда”)На первый взгляд, Чайльд-Гарольд, бесцельно скитающийся по миру и тщетно пытающийся избавиться в своих скитаниях от тоски, кажется лучшим адресатом строк из знаменитого лермонтовского стихотворения “Парус” (“Белеет парус одинокий…”), написанного позже “Паломничества…” и, несомненно, по следам английского поэта-романтика: Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном? Но вот что странно: в […].

Краткое содержание “Мцыри” ЛермонтовКартина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести “из гор к Тифлису”. Тот в пути занемог, “он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал”. Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, “бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток”. Его окрестили, скоро он […].

Читайте также:  Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Лермонтовская гармонияОбратимся к стихотворению “Парус” (1832), рассмотрим его гармоническую организацию. Это стихотворение обычно рассматривают как предельное выражение романтического мироощущения в поэтике Лермонтова, оно как бы итожит его раннее творчество. Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Играют волны – ветер свищет, И мачта […].

Мотив борьбы в лирике Лермонтова М. ЮТема борьбы тесно связана с эпохой и протестом против существующих порядков. Для нее характерно состояние внутренней дисгармонии и последовательная контрастность. Например, в стихотворении “Парус”. Внешне “Парус” напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Возможность сопоставления природных явлений с человеческими переживаниями определяется тем, что у Лермонтова-романтика природа обладает душой. […].

Краткое содержание: “И вижу я себя ребенком…” (Лермонтов)“И вижу я себя ребенком…” (Отрывок из стихотворения “1-е января”) В этом отрывке – воспоминания поэта о сво­ем детстве, о своих родным местах, родном доме. И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится – […].

Краткое содержание Мцыри Михаил ЛермонтовМ. Ю. Лермонтов Мцыри Мцхет – древняя столица Грузии, основанная там, “где, сливаяся, шумят,/ Обнявшись, будто две сестры,/ Струи Арагвы и Куры”. Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, “вручивших” “свой народ” единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну – цветет она […].

Краткое содержание: Листок (Лермонтов)Листок Дубовый листок оторвался от родимой ветки. И жестокая буря погнала его в степь. По дороге он засох и увял от холода, зноя и горя. Так он до­летел до Черного моря. У Черного моря стояла молодая чинара (современный род крупных и высоких листопадных деревьев). С ней шеп­тался ветер, который одновременно ласкал ее зе­леные ветви. На […].

Краткое содержание Мцыри в сокращении (Лермонтов М. Ю.)Древняя столица Грузии Мцхет расположена на месте слияния двух бурных рек Арагвы и Куры. Здесь находится собор Светицховели с усыпальницами последних грузинских царей, которые передали независимую Грузию под начало единоверной Российской державы. С того времени (конец XVII века) многострадальная страна цветет и благоденствует под защитой могучей, дружеской России. Один русский генерал однажды вез пленного ребенка […].

Краткое содержание: Панорама Москвы (Лермонтов)Автор в начале произведения словно вопро­шает всех тех, кто не видел панорамы Москвы с высоты вершины Ивана Великого. Ведь Моск­ва не безмолвная громада холодных камней, по­ставленных в каком-либо симметрическом по­рядке. У нее есть своя особенность: “…у нее есть своя душа, своя жизнь”. Как в древнем римском кладбище, надпись на ее камне приоткрывает мысли и переживания […].

Краткое изложение В. П. Катаев Белеет парус одинокийВ. П. Катаев Белеет парус одинокий Дачный сезон закончился, и Василий Петрович Бачей с сыновьями Петей и Павликом возвращался в Одессу. Петя в последний раз окинул взглядом светящееся нежной голубизной бесконечное морское пространство. На память пришли строки: “Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…” И все же главное очарование моря составляла для девятилетнего мальчика не […].

Краткое содержание “Мцыри Еще вариант” ЛермонтовНемного лет тому назад Там, где сливался, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагви и Куры, Был монастырь… Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говорит О славе прошлой – и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России […].

Краткое содержание: Герой нашего времени – Тамань, ЛермонтовПовествование ведется от первого лица (от ли­ца Печорина). Поздно ночью на перекладных Пе­чорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота – слепой мальчик. Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином. Печорин […].

Краткое содержание Маскарад в сокращении (Лермонтов М. Ю.)Заядлый игрок Евгений Александрович Арбенин, человек немолодой, который сделал состояние на игре в карты, решил стать добродетельным семьянином. Поразмыслив, он женится на юной девушке, в которую вдруг, сам того не ожидая, страстно влюбляется. Его жена Настасья Павловна (дома просто Нина) еще совсем ребенок, она по-детски увлечена блеском и шумом балов Петербурга. Допоздна ее нет дома, […].

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)Бородино “Бородино” – произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать на­родный взгляд на войну. И его лирический ге­рой – солдат – говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату: – Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, […].

Сочинение: Тема одиночества в лирике ЛермонтоваТема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический ге­рои чувствует себя ненужным, брошенным, потерян­ным. Тема одиночества – одна из основных в лирике […].

Краткое содержание “Маскарад” ЛермонтовЕвгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить “союз с добродетелью”, жениться и зажить барином. Задумано – сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее “по размышленьи зрелом”, Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, […].

Краткое содержание: Из Гете (Лермонтов)Из Гете В этом стихотворении главным является мо­тив усталости и безысходности. Поэт рисует кар­тину природы, отдыхающей “во тьме ночной” от тревог дня. Он остро чувствует настроение природы – ведь это настроение перекликается с его собственным: Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полные свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь […].

Краткое содержание “Герой нашего времени”, ЛермонтовМихаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) “Герой нашего времени” (Роман) Пересказ Бэла Автор едет из Тифлиса на перекладных и по дороге знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Мужчины останавливаются в ауле, чтобы переночевать, и между ними завязывается разговор. Штабс-капитан рас­сказывает автору о своем знакомом – Печорине. Печорин прибыл в крепость за Тереком служить. Ха­рактер у молодого человека загадочный […].

Краткое содержание поэмы Корсар (Лермонтов М. Ю.)В начале произведения Корсар рассказывает о том, что он уже стар, худ, бледен, что одни страдания горят в его душе. Он никогда не видел своих родных, вскормлен чужой семьей. Лишь один брат был у него. Корсар был на год его старше, они любили друг друга равно, делились друг с другом своими печалями. Они даже не […].

Краткое содержание Тамбовская казначейша в сокращении (Лермонтов М. Ю.)(1838г.) При царе Алексее Михайловиче на Тамбовщину ссылали фальшивомонетчиков и бродяг. А после того как губернатором на опальной Тамбовщине стал Гаврила Державин, эти края приосанились, облагородились. Полвека минуло, а Тамбов преобразился: мостовые, трактиры – все как положено. Только скука здесь стоит неописуемая, невест много, а женихов недостает. Местную раскрасавицу Авдотью Николаевну просватали за господина Бобковского, […].

Краткое содержание Кавказский пленник в сокращении (Лермонтов М. Ю.)(1828г.) В черкесском ауле появляется всадник, который тащит за собой пленного русского. Пленник ранен и кажется мертвым, но позже он приходит в сознание, видит кандалы на своих руках и ногах и понимает, что теперь он – раб. Он мечтает о родине, не хочет жить в рабстве и задумывается о смерти. Ночью, когда весь аул спит, […].

Лирический герой Лермонтова в стихотворениях и поэзии (Лермонтов М. Ю.)Вся лирика М. Ю. Лермонтова имеет определенную особенность – это тайный мир лирического героя закрытый от потусторонних глаз. Герой старается меняться, “двигаться”, но такая деятельность практически ничто по сравнению с постоянным развитием героев иных поэтов XIX века. Конец творчества для Лермонтова определяется появлением обычного, незамысловатого, усталого человека, который ни по каким параметрам не походит на […].

Парус (Лермонтов)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Стихотворение «Парус» написано Лермонтовым в 1932 году в Петербурге. Предположительно, не раньше начала августа и не позднее 2 сентября. Известно, что этим числом датировано письмо к Марии Александровне Лопухиной, в котором поэт отправил девушке автограф стихотворения.

История создания произведения

Созданию этого стихотворения предшествовал разговор с руководством Петербуржского университета, куда Лермонтов хотел перевестись из Москвы. Но ему предложили начать учебу с первого курса. Перспектива стать «вечным студентом» Лермонтова не вдохновляла. Он бродил по городу и не видел выхода в сложившейся ситуации. О том, в какой части Петербурга его размышления воплотились в столь чудесные романтические строки, существует 2 точки зрения:

  1. Академик Дмитрий Лихачев, опираясь на городские легенды, полагал, что Лермонтов сочинил это стихотворение на террасе Монплезира;
  2. Анна Ахматова писала, что на создание стихотворения «Парус» Лермонтова вдохновила «Маркизова лужа».

В тот момент Лермонтов не видел выхода. Но позднее он придет к решению поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная стезя обещала столь желаемую бурю и невзгоды.

Анализ стихотворения

Сам Лермонтов не относился всерьез к этому произведению. Отчасти потому, что первая строка стихотворения«Белеет парус одинокий…» принадлежала Бестужеву-Марлинскому. Отчасти потому что оно было сочинено спонтанно, под влиянием настроения. Но поклонники поэта рассудили по-своему. В 1942 году это миниатюрное произведение было опубликовано в «Отечественных записках».

На первый взгляд это произведение относится к жанру пейзажной лирики, но литературные критики предпочитают относить его к философскому творчеству, справедливо полагая, что пейзаж служит лишь фоном для более четкого и выпуклого отображения главной мысли поэта.

Композиция и построение стиха

Стихотворение состоит из 12 строк. Его структуру можно рассматривать и как три катрена, и как 2 шестистишия, настолько цельными они получились. В этом произведении Лермонтов применил стихотворный размер четырехстопный ямб. Рифма перекрестная. Женские рифмы сочетаются с мужскими.

Композиционно — это произведение состоит из двух частей. Но эти части не идут последовательно, а переплетаются между собой. В первых двух строках каждой строфы поэт описывает физическое состояние судна под белеющим парусом. А в третьей и четвертой строках душевное состояние Паруса, служившее олицетворением его собственного внутреннего настроя.

Тема и идея стихотворения

Можно сказать, что в первых двух строках каждого четверостишия звучит тема произведения, а идея кроется во-вторых парах строк. Таким образом, тема стихотворения – это плывущий по морю парус. Погода прекрасная, парус плывет спокойно. Идея заложена в строке «А он, мятежный, просит бури». Восемнадцатилетний Лермонтов жаждет жизни, борьбы, стремится плыть против ветра и против течения. Впрочем, Лермонтов всегда плыл против течения, не особо считаясь с общественным мнением. От того был так неудобен и неугоден многим.

Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на антитезах. На море спокойно, под ним струя светлей лазури, а он жаждет бури. Из речевых фигур в стихотворении использованы:

  • Антонимы — ищет-кинул, далекий- родной,
  • Риторические вопросы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
  • Оксюморон, то есть соединение противоречий автор применил в конце произведения: как будто в бурях есть покой.

Из тропов автор применил:

  • Эпитеты – голубом, далекой, родном,
  • Метафоры – одинокий (парус), золотой (луч) мятежный (он, парус);
  • Олицетворения – ищет, не ищет, кинул, бежит, просит.

В этом стихотворении молодой Лермонтов подразумевает себя, говорит о себе. Он всегда чувствовал себя одиноким, хотя рядом были близкие друзья, родственники. Но в юноше, выросшем без родительского внимания, говорит максимализм. Он впервые, может быть, споткнулся и растерялся. Он не знает, как жить дальше. Может быть, от этой растерянности, в нем заговорил бунтарский дух, а душа взалкала бури.

Краткое содержание «Тамбовская казначейша»

Читать «Тамбовская казначейша» в кратком содержании

Это при царе Алексее Михаиловиче в степные сии края ссылали бродяг да фальшивомонетчиков, а как погубернаторствовал на опальной Тамбовщине Гаврила Державин, в ту пору полуопальный, приосанился Тамбов, на многих картах имперских кружком отметился и мостовыми обзавелся. Полвека минуло, а не окривели три главные улицы, певцом Фелицы спрямленные, и будочники, как и при нем, в будках торчат, и трактиры, с нумерами, благоденствуют: один “Московский”, а другой – “Берлин”. Одна беда – скука: невесты в избытке, в женихах – недостача. А ежели кого и просватают, как раскрасавицу Авдотью Николавну – за господина Бобковского, казначея, – так разве ж везение это? Лыс благоверный, стар да угрюм, и тот еще черт: картежник – и преудачлив. Играет – и по-крупному – в собственном доме, колоды, по слухам, крапленые, со всех уездов понтеры к Бобковским слетаются, иные – на хозяйку заглядываются: “прелакомый кусок”! Флирту “вприглядку” казначей не препятствует, за женой – в оба следит, ревнив, да сам же её и учит, “как бросить вздох иль томный взгляд”; чем крепче, дескать, “влюбчивый понтер” втюрится, тем скорее проиграется. Скуп между тем несносно! С юных лет при казне состоит, а жену “довольно просто” содержит: ни чепцов тебе из Москвы, ни шляпок из Петербурга. Но казначейша, душенька, и в самостроке тамбовском чудо как хороша, и на судьбу, похоже, не ропщет: ступает плавно, держится гордо и смотрит спокойно. Даже известие чрезвычайное, весь “круг дворянский” всполошившее – “полк-де, уланский, в Тамбове зимовать будет”, – сердечного покоя “красавицы в осьмнадцать лет” не нарушает. Даже и вступление в славный городок жданно-желанных улан не подымет ленивицу с жарких перин.

Читайте также:  Тучи - краткое содержание стихотворения Лермонтова

На весь Тамбов полковая музыка гремит, кони вороные ржут, девы губернские к пыльным окнам прилипли, а у Авдотьи Николаевы – “час лучший утреннего сна”. Кузина мадам Бобковской, тоже, заметим, замужняя, – от страсти нездешней к красавцу улану горит-пылает; чуть свет прилетела, сорокой трещит: и конь у него что картинка. Жаль, что всего лишь корнет. Казначейша сестрицыной тайне тихо сочувствует, очей незабудковых от вечной канвы не подымая.

Однако ж и Дунечка – не Диана, крепилась-крепилась, не устояла. Муж, как почаевничали, – в присутствие, а жена с рукодельем – к окошку, да как раз к тому самому, что на трактир “Московский” выходит. Глядит – и – о, Господи! – “окно в окно” с её опочивальней – улан, мужчина и без. Нет-нет, улан, то бишь штаб-ротмистр Гарин, вполне одет. И даже приодет: архалук персидский, ермолка цвета спелой вишни “с каймой и кистью золотой”, и чубук особенный – узорный, бисерный. Хоть живописцу позируй. Но – увы! У тамбовчанок, а тем паче хорошеньких, свои, тамбовские, о приличиях понятия. Мужчина в нумерах – и без мундира?! Какой позор и срам! Окошко – стук! – захлопывается, занавесочка опускается.

Впрочем, улан доволен: начало есть! Мужчина он холостой, вольный, свет повидавший, не волокита, но и не промах, в женских душах не хуже, чем в лошадях, разбирается. И прав оказывается: дня через два бело-розовая казначейша опять появляется в окне, на этот раз “в заботливом наряде”. Гарин же, чтобы проучить провинциалочку, встает – и едет со двора, и до утра не возвращается. И так – три дня подряд. И представьте – не взбрыкнула кобылка, хоть и с норовом, – наоборот, присмирела, а вскорости и осмелела. Крутят наши герои роман вприглядку да через улицу, пока Тамбов почивает, а казначей в казначействе с казенной суммой живет как с собственной казной!

Время меж тем течет-утекает, Дуне амурных посиделок у окошка вроде как и достаточно, да Гарину уж очень не терпится – не сказонный же он персонаж, чтобы молча вздыхать, – “пора к развязке”. Наконец посчастливилось. На именинных торжествах у губернского предводителя улана и казначейшу ничего не подозревающие хозяева усаживают рядышком за обеденным столом. И уж тут-то штаб-ротмистр не теряется, благо на балконе вовсю наяривают полковые трубачи, а соседи по столу отчаянно гремят ножами-вилками-тарелками. Дуня в немом восторге, а все-таки в обмен на страстное признание обещает лишь нежную дружбу (таков обычай деревенский). Нежной дружбой улан наш сыт по горло, да и какой настоящий мужчина обращает внимание на женский лепет? Особенно ежели видит, что сердце красавицы колотится-трепещет, плененное и взором его могучим, и пылом зрелым, тридцатилетним, и мягкими кудрями.

Кое-как скоротав ночь, утречком, еле дождавшись, пока старый ревнивый муж отъедет в присутствие, штаб-ротмистр заявляется к Бобковским. Слуги дрыхнут. Авдотья Николавна еще у себя, в спальне. А что делает жена, когда мужа нет дома? Не одеваясь и не причесываясь, в “шлафоре”, сном беспокойным (уланы. сабли. шпоры) измятом, берется душенька за рукоделие и предается мечтам. Сие приятное занятие прерывает Гарин, распахивает дверь и с места в карьер – по-улански – изъясняет ситуацию: либо Дуня отдается ему здесь и сейчас, либо он – и тоже здесь и сейчас – “умрет от пистолета”, то есть застрелится на глазах у жестокой. Растерявшаяся поначалу (Гарин совсем было поверил: “через минуту для него любви наступит торжество”), Авдотья Николавна вдруг вспыхивает от стыда и отталкивает нетерпеливца: ступайте, дескать, вон, а не то кликну слуг! Сообразив, что это не притворство, а упорство, и тамбовскую твердыню наскоком-приступом не возьмешь, улан – о верх всех унижений! – опускается на колени и уже не требует, не угрожает – “молит жалобно”. И кто знает, может, и сжалилась бы Дуня над бедолагой, да дверь опять распахивается настежь: казначей! Сумрачно взглянув друг другу в глаза, соперники расходятся, не проронив ни слова. Вернувшись к себе в нумер, штаб-ротмистр срочно снаряжает пули и пистолет. Как бы не так! Вместо приличного вызова на дуэль казначей присылает обидчику неприличное приглашение “на вистик”.

Гарин в раздумье: нет ли здесь какого подвоха? Но наступает вечер, и, глянув в окно, он видит, что у соседа и впрямь гости: “дом полон, что за освещенье!” Встречает улана сама хозяйка – холодно, как чужого, об утренней сцене ни слова. Обескураженный, Гарин проходит дальше, в кабинет, где его ждет еще один сюрприз: казначей – сама любезность, потчует обидчика вареньем, собственноручно подносит шампанское. Игра между тем набирает обороты, из благоразумной становится азартной. Проигравшие бледны, рвут карты, кричат, счастливцы же звонко чокаются стаканами, а казначей-банкомет мрачнее тучи: впервые в жизни удача выскальзывает из рук, и, взбесившись, он спускает все, дочиста: собственный дом и “все, что в нем или при нем” (мебель, коляску, лошадей, хомуты и даже Дунечкины сережки). Время, однако, позднее, свечи догорают, скоро и светать начнет, понтеры выдохлись – не разойтись ли по домам? – да и проигравшийся банкомет в трансе. Пора, пора закругляться! И вдруг казначей, словно очнувшись, просит игроков не расходиться и позволить ему еще одну, последнюю “талью”, чтоб отыграть именье – “иль проиграть уж и жену”. Понтеры в ужасе – какое злодейство! – один лишь Гарин принимает злодейское условье. Авдотья Николавна, забившись в кресло, ни жива ни мертва, но собравшимся не до переживаний несчастной красавицы, ведь идет нешуточная битва. Улан играет отчаянно, и судьба, посмеявшись напоследок, окончательно отворачивается от старика Бобковского – “жребий выпал час настал”. В тишине, ни единого слова не произнося, “медленно и плавно” подходит к игорному столу проигранная казначейша – ни слез, ни истерики, ни упреков! Молча смотрит на мужа и молча бросает ему в лицо свое венчальное кольцо. И – в обморок. Улан, не будь дурак, не мешкая, хватает выигрыш в охапку и отправляется восвояси, благо нести недалеко, да и не тянет ноша, ежели своя.

А что потом, спросите? А ничего. С недельку посудачили, девы губернские улана осудили, казначей попробовал найти защитников и, кажется, нашел нескольких, но ни дуэли, ни доброй ссоры за сим не последовало. Тамбов, милостивые государи, это Тамбов. В Тамбове все спокойно.

Краткое содержание Лермонтов Тамбовская казначейша

В книге описываются действия во времена царя Алексее Михайловиче. В это время бродяг и фальшивомонетчиков ссылали из государства. С этого момента прошло полвека, и государство почти пало, а улицы окривели. Одни улицы назывались Московскими, а другие улицами Берлина. В городке Тамбов было скучно. Поскольку девушек в городке было много. А женихи отсутствовали.

Самой красивой девушкой в городе была Авдотья Николаевна, которую засватали за казначея Бобковского. Казначей был старым и лысым, также играл в карты. Такие игры он устраивал в доме. Все его гости заглядывались на красивую жену казначея. Флиртовать с женой казначей не препятствовал, хотя был ревнив. Флирту он специально обучал жену, чтобы его соперники потеряли бдительность и проиграли. Казначей был жадным человеком.

Наутро во всем Тамбове играла музыка. А Авдотья Николаевна спала сладко в своей постели. Рано утром в казначейский дом пришла в гости мадам Бобковская, кузина казначея. Кузина с братом пили чай и беседовали. А жена занималась рукодельем и поглядывала в окно. Они жили на Московской улице. Напротив их дома жил штаб – ротмистр Гарин. У всех девушек Тамбова было свое воспитание и за грани приличия они не выходили. Гарин стоял возле ока в полуодетом виде. Увидев это, жене казначея стало стыдно. Гарин тут же закрыл окно и занавеску. Гарин разбирался во всех тонкостях жизни и в женщинах. На тот момент он был холостым и жил один. Через несколько дней Гарин замечает как на него поглядывает казначейша. Спустя время у них завязывается роман. Пока в Тамбове проходит обыденная жизнь, а муж работает в своем казначействе, его жена крутит любовный роман с соседом. На одном светском мероприятии казначейшу и Гарина пригласили одновременно. И тут на приеме Авдотья понимает, что чувствует к военному особые и нежные чувства.

Наступает ранее утро и ревнивый супруг уходит на работу. Авдотья сидит в кресле и принимается за шитье. В этот момент в дом врывается Гарин и ставит перед казначейшей выбор. Либо казначейша отдается ему здесь или он себя застрелит. Тут Авдотья отталкивает соседа и говорит убираться из дома. Тут Гарин встает на колени и начинает умолять. Тут в дом входит супруг казначейши. А Гарин встает и уходит к себе домой. Дома он готовит пистолет и ждет приглашение на дуэль. Но вместо этого получает оскорбительное приглашение «на вистик».

В доме у казначея проходит светский прием и Гарин приходит туда по приглашению. Дверь ему открыла Авдотья и проводила в кабинет мужа. Там его угощают вареньем и шампанским. Гарин включается в карточную игру. Казначей начинает впервые в жизни проигрывает и рвет на себе волосы, как и другие. В ход идет все вплоть до собственного дома. Наступает утро и все хотят разойтись. Но казначей просит о последней игре, чтобы отыграть свой дом или проиграть собственную жену. Вызов принимает только Гарин. В конце казначей проигрывает и свою жену. Тут казначейша встает и кидает в лицо мужа обручальное колечко, и падает в обморок. Тут Гарин ее подхватывает и забирает свой выигрыш.

В конце жители Тамбова немного посудачили и успокоились. А казначей жену вернуть так и не смог.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Тамбовская казначейша. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Дедушка Ириней дарит разные подарки Лидиньке за то, что она ласковая, послушная и старательно учится. Он часто приносил ей конфеты, куклу, пяточек, четвертак, полтинник.

Прасковья ухаживала за животными на звероферме. Директор лишил ее премии, на которую она так рассчитывала. Она хотела помочь своей сестре, у которой трое детей. Покормив животных, она забыла закрыть две клетки, где находились редкий песец

Это произведения покорило меня до глубины души! В нем рассказывается об очень добром, умном, ответственном и чутком мальчике по имени Эмиль

Однажды, что бы поставить силки, мне пришлось встать рано – до восхода солнца! Мать так делала каждый день. Мы сели и попили чай с молоком. Я не могу забыть, неповторимый вкус молока!

Рыцарь сидели в темнице, единственное, что он мог делать – это сидеть под окном темницы, где он был заточен. Из окошка он видел синее небо и вольных, свободных птиц, которые играли друг с другом там. Глядя на них рыцарю было больно

Ссылка на основную публикацию