Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова – краткое содержание произведения Лермонтова

Краткое содержание Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Действие происходит в эпоху правления Ивана Грозного – времена реформ, опричнины, жёсткой централизации государства.

Главные герои поэмы – царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников.

Оба молоды, сильны, хороши собой, успешны в своей профессии. Жить бы им да радоваться, но судьба распорядилась иначе.

Купец честный и хозяйственный, торговля у Степана Калашникова идёт прекрасно. Он любит своё дело, которое требует от него практичности, ловкости, умения просчитывать свои шаги наперёд. Степан по праву гордится молодой женой писаной красавицей Алёной Дмитриевной и дружной семьёй своей.

Другой главный герой поэмы – любимый царский опричник, буйный молодец Кирибеевич. Нарушив заповедь Божию, полюбил он купеческую жену, возжелал её и задумал недоброе дело.

При помощи хитрой уловки, ему удалось ввести в заблуждение Ивана Грозного и обманом заручиться его поддержкой. Во время праздничного пира у Царя, хитрый и расчетливый Кирибеевич, поведал Государю, что влюбился он страстно в красавицу, а она его сторонится, принимает за недостойного. Узнав о том, что речь идёт всего лишь о купеческой дочери, Иван Васильевич отдал опричнику свой перстень, посоветовал купить ожерелье, отослать подарки возлюбленной и выразил надежду посетить скорую свадьбу. Но не ведал Царь, не знал, что красавица та уже давно венчанная по христианскому обычаю жена молодого купца.

Повстречавшись как-то вечером с полюбившейся ему Алёной Дмитриевной, возвращавшейся домой из церкви, опричник, не постеснявшись глаз людских, принялся обнимать и целовать жену купеческую, обещал ей подарки ценные и счастье неведомое, если она ответит на его чувства. Алёне Дмитриевне с трудом удалось вырваться из рук коварного соблазнителя, но неприятную сцену наблюдали соседи и избежать слухов, пересудов и насмешек честной женщине вряд ли бы удалось.

Кирибеевич понял, что не будет прощения ему за его отвратительный поступок, за злодеяния его, за то, что покусился он на самое святое на – честь семьи. Хоть и ловок был опричник, и силен, и удал, но заслуженная смерть настигла его во время кулачного боя на Москве-реке, получил он по заслугам, кара Божья над ним свершилась.

Царь в поэме представлен в образе строгого, но справедливого правителя. Он посылает Калашникова на плаху, не простив купцу убийства своего выдвиженца, но всё же исполняет предсмертную просьбу купца – оставшееся без кормильца семейство не оставляет он своей царской милостью: Алёне Дмитриевне и деткам казённое содержание, а братьям купца дано было право беспошлинной торговли, без оплаты какой-либо дани по всему на любой территории русского государства.

В своём произведении М.Ю. Лермонтов затрагивает проблему борьбы добра и зла, чести и коварстве, необходимости защищать чувство собственного достоинства, способности человека понять, что является делом правым, ради которого не жалко отдать жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В далёкой стране жил король со своими детьми. Мальчики учились в школе, а девочка, дочь короля, была ещё совсем маленькой.

В самом начале идет воспевание Мистера Икса, который всегда выступает в темной маске. Тут же стоит директор цирка и Пуассон и сплетничает об артисте. Неожиданно появляется Теодора Вердье, не пропускающая ни одного его выступления.

Главным персонажем эпопеи является Анетта Ривьер. Она радуется всему и всем. Она быстра в движениях подобно речке. Фамилия её происходит от riviere – речка. Действия закручиваются три десятка лет с половиной.

Константин Георгиевич Паустовский начинает произведение «Михайловские рощи» со стихотворных строк, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Рассказчик, любивший путешествовать, приехал на малую родину великого русского поэта

В семи фантастических произведениях, написанных ирландских писателем, повествуется о сказочной стране — Нарнии, где звери разговаривают и происходят волшебные происшествия.

Песня про купца Калашникова — краткое содержание

Песня про купца Калашникова создана в былинном стиле, и повествует о событиях, которые могли иметь место во времена Ивана Грозного. Песня состоит из трех частей и небольшого вступления, которое знакомит читателя с главными героями песни.

Часть первая

Автор показывает царские хоромы, где пирует царь со своими подчиненными: князьями, боярами, опричниками. Все пируют, пьют вина заморские, радуются. И только один из них не пьет, царя не славит, сидит печальный, повесил голову. Подозрительный Иван Васильевич потребовал от Кирибеевича ответа, почему тот сидит смурной. Нет ли в нем злого умысла против царя? На что Кирибеевич ответил, что полюбил безответной любовью. Но он не признался царю, что зазнобушка – чужая жена. Царь дал Кирибеевичу перстень и ожерелье и посоветовал заслать к девушке сватов.

Часть вторая

В этой части автор переносит читателя в купеческую лавку, где сидит купец Калашников. Этот день оказался неприбыльным. Бояре, да постой народ проходили мимо лавки, и не интересовались товаром. Вечером Степан Парамонович, как обычно, закрыл лавку и пошел домой. Но и здесь его ждала неприятность. Дома его не встретила молодая жена. А старая работница Еремеевна, помогавшая Алене Дмитревне по хозяйству сказала, что ушла Алена в церковь к вечерне и не вернулась. Дети не играют, не веселятся а сидят и плачут по матери. Нахмурился тогда Степан Парамонович, «смутился думою крепкою». Куда идти искать жену, он не знал, и потому ждал ее дома.

Наконец, она появилась на пороге, растрепанная, волосы расплетенные, взгляд обезумевший. Степан потребовал от жены ответа. Не принято было на Руси, чтобы честные жены по вечерам шлялись. И тогда Алена Дмитревна бросилась в ноги к мужу и призналась в том, что когда она возвращалась вечером из церкви, ее догнал на дороге мужчина. Назвался Кирибеевичем из семьи Малютиных. Он схватил ее и стал целовать насильно. И все соседи это видели, показывали на нее пальцами. Алена призналась, что не осуждений соседок она боится, и не лютой смерти, а боится она гнева и немилости любимого мужа. Она попросила у мужа защиты.

И тогда Степан Парамонович послал за младшими братьями. Он рассказал, что его семью опозорил опричник Кирибеевич. Опричников на Руси не любили и боялись. Но Степан решился вступиться за честь жены и свою честь. Он решил наказать опричника на кулачных боях и попросил братьев, что если он погибнет, а Кирибеевич останется в живых, чтобы те вышли на битву против него. Браться пообещали поддержать Степана.

Часть третья

Кулачные бои проходили на берегу Москва-реки. Место для боев ограждали серебряной цепью. В числе почетных зрителей был сам Иван Васильевич и его бояре. Потешить царя вызвался опричник Кирибеевич. О его силе было известно, и поэтому никто не решался выйти против него. Наконец, на круг вышел Степан Парамонович. Он назвал себя Кирибеевичу, и прямо сказал, что биться будет с ним, потому что он, Кирибеевич, опозорил его жену. И битва эта будет смертельной. Кирибеевич ударил Степана в грудь, да так, что крест на груди вдавился в тело, и потекла кровь. Степан почувствовал, что Кирибеевич – сильный противник. Изловчился и ударил его со всей силы в левый висок. Удар оказался для опричника смертельным. Тот рухнул замертво.

Иван Васильевич разгневался на купца за то, что тот убил его верного слугу и потребовал привести Калашникова. Степан Парамонович категорически отказался назвать причину, по которой он убил опричника, он готов был принять смерть, чем признаться в позоре. Купец попросил только у царя милости для своей семьи.

Иван Грозный пообещал купцу позаботиться о его семье, и братьям разрешил торговать беспошлинно. Самого же Степана казнили, как последнего вора и разбойника. Похоронили его между трех дорог за Москва-рекой.

Краткое содержание «Песня про купца Калашникова»

Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова написана в 1837 году, опубликована год спустя в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». Произведение представляет завуалированные размышления поэта о верности, чести и справедливости в государственных масштабах.

При подготовке к уроку литературы предлагаем читать онлайн краткое содержание «Песни про купца Калашникова…» по главам. Это также пригодится и для читательского дневника.

Главные герои

Царь Иван Васильевич – человек жесткий, своевольный, в меру справедливый, щедрый. Подозрительный, ценит своих верных слуг-опричников.

Кирибеевич – царский слуга, опричник. Лживый, хитрый и самодовольный человек, который ради достижения своей цели способен на любую подлость.

Калашников Степан Парамонович – купец, рачительный хозяин, любящий муж и заботливый отец.

Алена Дмитриевна – супруга Калашникова. Красивая, порядочная женщина, честная христианка.

Другие персонажи

Братья купца Калашникова – молодые люди, такие же честные и порядочные, как и их старший брат. Готовы умереть за честь своей семьи.

Соседи Калашниковых – трусливые люди, не защитившие Алену Дмитриевну во время домогательств, но готовые обвинить ее во всех смертных грехах.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Глава 1

В царских палатах Кремля – пир горой. Царь Иван Васильевич трапезничает в окружении своих верных слуг. Среди общего веселья выделяется опричник Кирибеевич, который « в золотом ковше не мочил усов ».

Заметив, что один из его любимых слуг опечален, царь интересуется причинами его тоски. Он готов выполнить любую просьбу опричника, лишь бы тот повеселел. Кирибеевич объясняет, что страдает от неразделенной любви к красавице Алене Дмитриевне, которая « ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка ».

Узнав о сердечных переживаниях опричника, Иван Васильевич дарит ему « перстенек яхонтовый » и « ожерелье жемчужное », чтобы тот смог посвататься к своей зазнобушке. Однако Кирибеевич умалчивает, что Алена Дмитриевна не может быть его суженой, поскольку « перевенчана с молодым купцом ».

Глава 2

У молодого купца Степана Калашникова дела идут в гору, однако этот день не задался с самого начала: торговля шла плохо, а дома, несмотря на ночь на дворе, до сих пор нет жены Алены Дмитриевны. Работница отвечает, что молодая женщина как ушла на вечернюю службу в церковь, так до сих пор не вернулась. Без матери маленькие дети « плачем плачут, не унимаются» , а Степан не знает, что и думать.

Читайте также:  Русалка – краткое содержание стихотворения Лермонтова

В этот момент в дом входит Алена – « бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны ». Калашников начинает обвинять супругу в измене, однако она, дрожа и сбиваясь, рассказывает о домогательствах опричника Кирибеевича. Он готов был одарить женщину с ног до головы, лишь бы та полюбила его. Приставая к Алене Дмитриевне с поцелуями на глазах у соседей, он позорил ее честное имя.

Несчастная женщина со слезами на глазах умоляет мужа защитить ее поруганную честь, поскольку это больше некому сделать: Алена – круглая сирота, у которой из родных остался только младший брат – « дитя малое, неразумное».

Рассказ Алены глубоко задевает Степана Парамоновича, который решает во что бы то ни стало наказать обидчика. Он созывает младших братьев, чтобы те, в случае его поражения в кулачном бою, смогли защитить честь семьи Калашниковых. Молодые купцы обещают до конца идти вслед за старшим братом, которого почитают, как второго отца.

Глава 3

На праздничных кулачных боях, что проходят у Москвы-реки, при всем честном народе Степан Калашников вызывает на бой опричника Кирибеевича. Тот бахвалится своей богатырской силой и скорой победой, но, узнав, кто его противник, « побледнел в лице, как осенний снег ».

Оба противника очень сильны, они равны промеж собой в богатырской мощи. Кирибеевич наносит купцу страшный удар в грудь, да такой, что « погнулся крест и вдавился в грудь ». Однако тот выдерживает напор противника и наносит ответный, страшной силы удар в левый висок, который тут же валит опричника наземь.
Увидев, что его любимый слуга убит, Иван Васильевич страшно гневается. Он вызывает к себе Калашникова и ведет допрос, но тот умалчивает об истинной причине своего поступка. Купец готов беспрекословно принять кару от руки своего царя, и лишь просит о милости для своих близких.

Царь дает обещание помочь семье Калашникова, а самого купца торжественно казнит на площади, несмотря на то, что обещал победителя поединка наградить.

Заключение

В своем произведении Лермонтов поднимает проблему деспотии действующей власти, поэт убеждён, что человек должен отстаивать собственные честь и достоинство даже ценой своей жизни.

После прочтения краткого пересказа «Песни про купца Калашникова» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом исторической поэмы.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Песня про купца Калашникова» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы М. Ю. Лермонтова

Здесь даны основные сведения о поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Историческая поэма «Песня про купца Калашникова» (полное название — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году , опубликована она была в 1838 году .

Написано это произведение в стиле русского народного эпоса.

Главные герои поэмы

  • Степан Парамонович Калашников — купец, праведный, удалой человек.
  • Кирибеевич — молодой царский опричник из рода Скуратовых, хитрый и скрытный.
  • Царь Иван Васильевич — вспыльчивый, щедрый властелин.

Другие персонажи

  • Алёна Дмитриевна — добропорядочная, верная жена купца Калашникова, мать его детей.
  • Два младших брата Степана Парамоновича — купцы.
  • Еремеевна — старая работница купца Калашникова.

Краткое содержание для читательского дневника

Молодой опричник Кирибеевич полюбил замужнюю красавицу Алёну Дмитриевну.

Однажды Алёна Дмитриевна вернулась после посещения церкви и рассказала мужу, купцу Калашникову, что когда она шла из церкви, её остановил опричник Кирибеевич и стал целовать, она вырвалась и убежала. Алёна Дмитриевна сокрушалась, что он опозорил её перед соседями.

Калашников решил отомстить Кирибеевичу. На следующий день на Москве-реке был кулачный бой, смотреть его приехал царь Иван Грозный. Калашников стал биться с Кирибеевичем. Опричник первым ударил купца. Калашников тогда хватил кулаком противника в левый висок, и тот упал замертво.

Царь разгневался, увидев, что его опричник погиб. Он спросил купца, случайно ли он убил противника, и Калашников ответил: «Я убил его вольной волею». За это царь приказал отрубить ему голову.

Краткий пересказ по главам

Глава 1

Царь Иван Васильевич пировал среди бояр, князей да опричников. Велел он наполнить свой золочёный ковш вином заморским и поднести его опричникам. Они пили и славили царя. Только один из них, Кирибеевич, не заметил ковш — опустил он голову и задумался.

Царь разгневался и спросил его грозно, не затаил ли он нечестивую думу, не наскучила ли ему честная служба.

Поклонился Кирибеевич царю в пояс и ответил, что мучает его чёрная дума, что голова его сама к сырой земле клонится.

Спросил его царь, о чём он кручинится. Ответил Кирибеевич, что кручинится о красавице Алёне Дмитриевне из семьи купеческой. Не мила ему стала жизнь без неё. Попросил он царя отпустить его в приволжские степи на вольное казацкое житьё. Там надеется он сложить голову в бою с басурманами.

Засмеялся царь и сказал, что постарается помочь горю опричника. Дал он ему перстенёк и ожерелье, посоветовал найти сваху и послать через неё эти украшения Алёне Дмитриевне. И добавил, что если полюбится Кирибеевич ей, пусть празднует свадьбу.

Не поведал опричник царю, что красавица замужем за молодым купцом.

Глава 2

У молодого купца Степана Парамоновича Калашникова выдался неудачный день, не заходили к нему богатые бояре в лавочку.

Вечером запер он лавочку и пошёл домой за Москву-реку.

Пришёл купец в свой дом и удивился, что не встретила его молодая жена. Спросил он у своей работницы Еремеевны, где жена его. Ответила та, что пошла Алёна Дмитриевна к вечерне и до сих пор не вернулась, хотя поп с попадьёй уже прошли из церкви в свой дом. Рассказала работница, что детки купца не спят, плачут и не унимаются.

Задумался тут купец, посмотрел в окно — на улице темно и снег валит. Стукнула в сенях дверь, и зашла в дом молодая жена. Была она бледная, с непокрытой головой. Рассердился купец, стал жену укорять, что гуляла, видно, она с сынками боярскими. Пригрозил запереть её, чтобы не порочила его имя честное.

Горько заплакала Алёна Дмитриевна и бросилась мужу в ноги. Рассказала она, что шла от вечерни домой. Вдруг догнал её человек, схватил за руки и прошептал, что он не душегуб и не вор, а слуга царя. Сказал, что он Кирибеевич из семьи Малютиной.

Испугалась Алёна Дмитриевна, а Кирибеевич стал её целовать, говорить, что нарядит её, как царицу, и просил обнять хоть один раз на прощанье.

Смотрели на них соседки и смеялись. Сказала Алёна Дмитриевна, что вырвалась она и бросилась бежать, а у разбойника в руках остались платок её да фата бухарская.

Горевала жена купца, что опозорил её Кирибеевич перед соседушками. Просила она мужа заступиться за неё, не дать «злым охульникам в поругание!»

Послал Степан Парамонович за двумя своими меньшими братьями. Сообщил им, что его семью опозорил опричник Кирибеевич, что собирается завтра с ним биться в кулачном бою на Москве-реке.

Попросил он братьев выйти биться с Кирибеевичем, если тот побьёт Степана Парамоновича. Братья согласились на это.

Глава 3

Утром собрались на Москве-реке удалые купцы на кулачный бой. Приехал туда царь и велел сзывать добрых молодцев биться на реке.

Вышел Кирибеевич, поклонился царю, скинул шубу и стал ожидать противника. Вышел Степан Парамонович, по прозванию Калашников, поклонился царю, церквям и народу.

Спросил Кирибеевич, каким он именем прозывается. Ответил купец, что зовут его Степаном Калашниковым, что не позорил он чужой жены и что вышел он «на страшный бой, на последний бой!»

Кирибеевич побледнел от таких слов. Сошлись они. Первым ударил Кирибеевич — ударил он купца в грудь. Нательный крест вдавился в неё, и из-под него закапала кровь.

Тут ударил купец противника со всего плеча в левый висок, и рухнул опричник замертво.

Царь велел схватить купца и спросил, нечаянно ли он убил опричника или «вольной волею». Отвечал Степан Парамонович, что убил он «вольной волею», а за что убил, скажет только богу. Сказал он царю, чтобы казнил его за убийство, но просил не оставить своей милостью малых детушек, молодую вдову да двух братьев его.

Похвалил царь купца за честный ответ и пообещал дать денег сиротам и жене его из своей казны, а братьям разрешить торговать беспошлинно по всему царству. Сказал царь, что и купца самого не оставит своей милостью — велит казнить его.

Собрался народ на площади. Палач дожидался молодого купца, а тот с братьями прощался и просил их поклониться от него Алёне Дмитриевне, сказать ей, чтобы о нём меньше печалилась и не сказывала о нём детушкам. Просил поклониться родительскому дому, товарищам и помолиться за его душу грешную в церкви.

Отрубил палач Степану Калашникову голову, схоронили купца за Москвой-рекой в поле меж трёх дорог. Проходят мимо могилки люди добрые. Старые — перекрестятся, молодцы — приосанятся, девицы — пригорюнятся. «А пройдут гусляры — споют песенку».

Заключение к краткому пересказу

В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» раскрыты темы:

  • добро и зло;
  • защита чести семьи;
  • нравы и быт во время царствования Ивана Грозного.

Основная мысль (идея) поэмы «Песня про купца Калашникова»: бесчестность и наглость нужно побеждать в открытом поединке, а не тайно мстить, применяя бесчестные средства.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание поэмы «Песня про купца Калашникова»

Поэма «Песня про купца Калашникова» написано в1837 г., автор размышляет о таких понятиях, как власть, справедливость, верность, честь.

Иван Грозный — показан властным, жестоким, подозрительным, сумасбродным, щедрым и даже справедливым царем. Он ценит своих воинов.
Кирибеевич — потомок Малюты Скуратова – исторического персонажа, отличавшегося большой жестокостью. Он – лучший опричник, охраняет безопасность царя и верно ему служит. Молодой воин влюблен в женщину, которая замужем, и тоскует о ней. Характер имеет отчаянный, необузданный, безрассудный.
Степан Калашников — купец, продающий товары в собственной лавке. У Степана полностью налажена жизнь. Он – отличный хозяин, имеет свое дело, хороший дом, красавицу-жену и детей.
Алена — жена Калашникова, молодая и красивая. Именно она невольно станет «яблоком раздора», причиной трагедии.

Братья Калашниковы — мужчины, смелые и честные, по моральным качествам похожие на своего старшего брата. Они готовы помочь брату, если брат не справится – продолжить бой, защищая честь брата и его семьи.
Соседи Калашниковых — трусливые и завистливые люди, которые, вместо того, чтобы защитить Алену от насильника, просто наблюдали эту сцену. Им легче обвинить соседку во всех грехах, чем поверить в ее непричастность к ситуации. Алена не так была унижена грубым приставанием опричника, как той молве, которую соседи разнесут после этого зрелища.
Окружение царя — свита Ивана Грозного.
Народ, присутствующий на поединке.
Народ, помнящий поступок Калашникова — люди, которые славят подвиг своего героя, слагают о нем народные песни, легенды. Они прославляют человека, вышедшего защитить честь своей семьи. Он восстал против огромной силы в образе Ивана Грозного и его опричника.
Палач — человек, казнивший Калашникова по приказу царя.

Читайте также:  Русалка - краткое содержание стихотворения Лермонтова

Царь Иван Грозный пьет вино вместе со своим окружением: боярами, князьями, стольниками. Бок о бок с ним – его верные опричники. Царь в прекрасном настроении, но он посматривает на опричника Кирибеевича, который совсем не весел. Нахмурил брови царь и решил узнать, о чем его слуга горюет. Не измену ли задумал он, или служба государю ему наскучила, или завистью переполнен он? И пришлось рассказать царю правду о своей печали.

Кирибеевич влюблен в одну красавицу, имя которой Алена Дмитриевна.

Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.

Утаил Кирибеевич он одно обстоятельство – девушка не свободна, она имеет мужа. Не зная об этом, царь дал опричнику драгоценности, чтобы тот посватался к своей возлюбленной.

Муж Алены, купец Степан Калашников, и не подозревает о надвигающейся беде. Держит он шелковую лавку, товар подправляет и разглаживает, но день не удался. Торговля идет слабо, и засобирался домой купец. Дома его ждет жена Алена и милые детки. Но в этот вечер было все не так, как обычно. Дети в слезах, жены нет дома, а на улице уже темно. Вдруг приходит жена, но она плачет и на ней разодранная одежда.

Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны

Женщина рассказывает, что Кирибеевич, опричник царя, опозорил ее, начав при людях приставать к ней. Люди же, вместо того, чтобы помочь ей, насмехались, пальцем указывали, считая ее бесстыдницей.

Поругана честь семьи, и Калашников знает, что ему делать. Несмотря на позднее время, он зовет к себе братьев. Рассказав им о поступке опричника, он говорит, что хочет наказать его во время кулачного боя, который будет проходить у Москвы-реки. И, если опричник убьет его, он призывает братьев занять его место, продолжить битву с обидчиком. Братья соглашаются.

Во время кулачного боя, на котором присутствует царь, на битву с опричником Кирибеевичем вызвался Степан Калашников. Перед боем говорит Калашников опричнику несколько слов, чтобы тот понял, почему мужчина решил биться с ним.

А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честн́ова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,

Опричник бьет первым – удар был мощным, но Калашников его выдержал. Изловчившись, он попал Киребеевичу в висок и убил царского опричника. Иван Грозный разгневался на купца, который посмел убить его любимца. Он хочет узнать, почему купец вызвался на бой, но Калашников не хочет открывать истинную причину этого поединка. Просит лишь царя позаботиться о жене, о детях своих малых да братьях. Царь обещает выполнить его просьбу, после чего велел казнить купца.

Похоронен он был у трех дорог. Могила этого человека не оставляет путников равнодушными. Кто мимо могилы пройдет, тот призадумается. Если дорогой идут гусляры, то споют ему свою песню.

Выводы: что хотел сказать автор читателям

Три самых основных персонажа поэмы отражены в ее названии – это Калашников, царь и опричник Кирибеевич. Именно они и создают основной смысл произведения.

Кирибеевич – лучший воин, к которому расположен сам Иван Горзный. Понятно, что разум опричника затуманен любовью, но он не вправе совершать насилие над женщиной. Этой выходкой он принес любимому человеку много горя, опозорив ее и разрушив семью. Им руководила вседозволенность и безнаказанность, подогретая поддержкой царя. Царь и не подозревал о том, что Алена замужем. Он справедливо считал, что их отношения могут сложиться только по обоюдному согласию.

Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся.

Безнаказанность ничем хорошим не заканчивается, как и получилось в случае с Кирибеевичем.

Калашников, идя на бой, понимал, какая участь его ждет. Он или погибнет от руки Кирибеевича, или же его казнит царь за убийство лучшего воина. Он идет на верную смерть, чтобы защитить честь своей семьи. Для Калашникова честь его рода и его семья – наивысшие ценности. Он бьется и погибает за правду и справедливость.

Лермонтов считает, что, если честь человека или его семьи поругана, то он обязан защищать ее любой ценой. Пусть даже придется заплатить невероятную цену – отдать за правое дело собственную жизнь. Но поступок Калашникова не исчез бесследно. О нем вспоминали люди, о нем слагали песни. Так он дошел и до наших дней, вдохновляя людей на служение собственным ценностям.

И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет м́олодец — приосанится,
Пройдет д́евица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

Мне сложно понять многое, что происходило в те далекие времена. Это было жестокое время, в котором и складывались такие характеры людей. Нравится то, как муж умел защитить женщину, свою жену. Радует, что купец идет отомстить, несмотря на неравенство сил. Сейчас сложно представить такую ситуацию, когда человек, совершив справедливый поступок и победив в честном бою, скрывает причину своей ненависти к опричнику перед царем и идет на смерть. Здесь бы я поступила иначе, но, думаю, что в те времена было именно так.

Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень близка юному поэту, который связывает два понятия свободу и одиночество.

Одиночество для поэта — это, несомненно, ощущение чувства свободы, но и одновременно чувство незащищенности перед житейскими трудностями. Именно поэтому кораблик с парусом, мелькающим меж волн, лирический герой ассоциирует с собой. Он привлекает внимание поэта и заставляет задуматься, ищет ли парус что-то в дальней стране или что-то оставил в краю родном. Размышления лирического героя передаются риторическими вопросами.

Наблюдая за движением паруса, лирический герой видит игру волн, слышит скрип мачты. Но делает вывод, что парус не ищет «счастия», поскольку это то состояние, которое можно найти не во вне, а только внутри себя, в своей душе.

Третья строфа начинается очень красивой картиной:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.

И тем сильнее противопоставление первым двум строчка последней строфы последних строк стихотворения, в которых парус назван мятежным, который «просит бури» и в ней пытается обрести покой и свободу. Однако это иллюзия и используемое поэтом наречие «как будто» указывает на иллюзорность этого желания. Таким образом, в ходе рассуждений можно сделать вывод о том, что лирический герой находится в разладе не то со всем миром, но и с собой.

Композиционно стихотворение выстроено таким образом, что все три строфы имеют одинаковое строение: первые две строки изображают парус и окружающую его картину природы, а последние две размышления поэта, наблюдающего за одиноким парусом на бескрайнем просторе водной глади.

В стихотворении использованы следующие стилистические средства: единоначалия, эпитеты, повторы, риторические вопросы и риторические восклицания.

Краткий анализ 9 класс

Произведение «Парус» Лермонтова – очень известное стихотворение. Оно вызывает прекрасные ассоциации с морем, морским воздухом и просто солнцем, которое восходит. Парус – возможно, именно это одно слово уже кажется тем, на что мы реагируем с некой мечтательностью. Также, перед словом «парус» – у читателя сразу же возникает перед глазами картина – настоящий прус – белое полотно, определенной форме, которое используется на кораблях, и разных суднах.

Парус – эта вещь кажется очень одинокой, и которая всегда – сама. Парус ассоциируется в сознании критиков и людей – с человеком, которое тоже постоянно испытывает одиночество. Одиночество – это не признак плохих людей, просто не все могут понять мысли каждого человека и его мнения, которые подчас отличаются большой индивидуальностью. От таких людей – сильно чувствуется одиночество. Именно потому в этом стихотворении Парус – играет важную и главную роль. Даже сам поет, который создал это произведение, кажется очень одиноким. В некоторых местах стихотворения – представляется море, которое колышется и бушует, и никак не хочет остановиться и успокоиться, чтобы стать такими же, как все остальные, одним словом, – серой массой. Лермонтов, так же, как и в своем произведении – парус, очень одинок и постоянно сам.

Бушующее море – представляется людьми, которые всегда были жестоки и резки в своих суждениях. Море, которое не успокаиваясь, бушует, предстает перед читателями в пугающем великолепии, но после эта впечатляющая картина сменяется другой не менее серьезной действительностью – переживаниями самого автора, Лермонтова, который все же переживет насчет своего ухода из престижного университета, который был ему все же необходим. Как человек культурный и развитой, ему нравилось учиться и каждый раз получать новые знания. Но он выбрал другой путь, а потому для него в тот момент – институт был просто помехой. Его мечта, когда-то такая важная для него – быть филологом, просто канула в небытие. Но все же, отказавшись от заветной мечты, Лермонтов смог приобрести другое, тоже важное ему.

Жанр стихотворения Лермонтова Парус

Стихотворение «Парус», написанное юным Лермонтовым, литературные критики относят к жанру лирической новеллы. Новелла – жанр произведений, в которых рассматриваются философские мысли и разного рода размышления. Бывают новеллы в прозе, а бывают – лирические, то есть в стихах. Именно в этом произведении Лермонтова можно заметить, как сам автор стиха, очень одинок, а потому мысли его отличаются от мыслей других людей. Он одинок, но он – мудр, как только можно быть мудрым, находясь постоянно наедине с собой.

Лермонтов прекрасно передал свои чувства, касающиеся покинутой Москвы, и других острых переживаний и мыслей. Море, белый парус, который виднеется вдалеке, и одиноко белеет, очень хорошо олицетворяют чувства одинокого человека в этой суматохе жизни. Этот парус, который и белый, но одинокий, все пытается найти прибрежный берег, который сможет его защитить от этого неустойчивого моря – моря жизни и людей. Трудности, все возможные переживания автора, казалось воплотились в этом одном произведении.

Читайте также:  Княгиня Лиговская - краткое содержание романа Лермонтова

Главная мысль стиха Парус Лермонтов

Мысль главная всего произведения такова – каждый одинокий человек, не нашедший своего родственного духа, пытается сделать это на протяжении всей своей жизни. Человек, как парус, пытается найти людей, способных поддержать его. Все произведение Лермонтова – яркое и четко показывает грань между всеми людьми, которые, тем не менее – разные, и вместе с тем, одинаковые, по крайней мере, многие из них. Слова – красивы, и хорошо подобраны. В конце строчек определенных – рифмуются слова, которые делают стихотворения читабельными и приятно рифмующимися. Лермонтов, в свои семнадцать, обладал красотой слова, умением хорошо подобрать слова к чувствам.

О стихотворении Лермонтова Парус 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов – человек великий в своих сферах. Он – прекрасный писатель, просто талант, его мысли – необычайно глубоки и мудры. Лермонтов умел свои чувства вместить в повесть, и особенно – в стихотворение.

Когда Лермонтову было всего лишь семнадцать лет, молодым юношей он создал стихотворение «Парус», если быть точнее – в 1832 году. Именно в то непростое время для парня, были те года, начиная с 1832 года. В это время ему пришлось много тужиться морально, ведь душа у него с рождения – была очень хрупкой и романтичной. Лермонтову приходится покинуть Москву – город, в котором он учился в то время в университете. Юный и чувствительно ранимый поет, решает отправиться после этого – в город Петербург, город сильный, и вместе с тем – романтичный.

Лермонтов остается там со своими мыслями наедине, чтобы обо всем подумать, поразмышлять и сделать для себя важные решения, которые ему было просто необходимо принять. Лермонтов просто отдыхал душой в то время, так как ему нравилось отдыхать в этом городе, не торопясь гулять по реке Финского залива, чтобы думать, чувствовать и просто жить, наслаждаясь этой жизнью. Именно тогда, в те прекрасные моменты, рождались красивые и поэтические мысли, которые вскоре воплотились в после прославленное стихотворение – «Парус».

Это произведение критики впоследствии называли – бессмертным, так как они уже тогда понимали, что это стихотворение, этот шедевр, невозможно будет забыть. Оригинал стиха Лермонтов вскоре отсылает М. Лопухиной. Лермонтов отсылает письмо, в котором есть стихотворение «Парус» этой женщине. Он посылает почти сразу же его, да еще в оригинале первому человеку, кто увидел этот шедевр – Лопухиной. Лермонтов был близок только с теми, кому полностью доверял.

Это стихотворение в оригинале звучало начальными строчками только так: «Белеет парус отдаленный…». Лермонтов потом переделал первую строку в произведении, так как ему казалось, что можно сделать лучше и красивее. Именно потому он даже заимел первую строчку у одного писателя, а точнее – Бестужева-Марлинского, который написал «Андрей, князь Переяславский». Именно с этого произведения была взята первая строка – начало произведения Бестужева-Марлинского.

Анализ стихотворения Парус по плану

Парус

Возможно вам будет интересно

Фёдор Иванович Тютчев – замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце. » – пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться

Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

Автор не относил себя тонкой и чувствительной натурой, но в творчестве есть все-таки некие образы природы, детально четко и тонко передающие всю грацию окружающего мира. Его работы – сложный философский взгляд

В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное.

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «На заре ты ее не буди…» было написано в 1842 году. В том же году оно было положено на музыку и стало народным романсом

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану

1. История создания

Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.

Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.

Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.

Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».

Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.

2. Литературное направление

Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.

Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию.

3. Род

«Парус» — лирическое произведение. Оно описывает сокровенные переживания человеческой души, передавая их с помощью деталей пейзажа.

4. Жанр

«Парус» Лермонтова – лирическое стихотворение-зарисовка с острым, захватывающим внутренним сюжетом.

Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.

6. Тематика

Основная тема произведения – одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы – вечная неизвестность впереди.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что есть люди, которым не мил покой. Поиск нового берега всегда труден. Земля и море, окружающие парус, покойны и светлы, лишь он один «мятежен».

В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю – способность плыть дальше.

8. Пафос

Пафос стихотворения – утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.

Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали.

9. Система образов

Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.

Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.

Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).

10. Центральные персонажи

Парус – центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении – «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря.

Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее – буря, порыв, движение.

11. Лирический герой

Лермонтов нередко использует приём отождествления. Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра.

Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины. Парус только кажется хрупким, на самом деле он рвётся навстречу волнам, «просит бури».

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о замеченном издали парусе.
  • Во втором – о том, какие испытания ждут его в открытом море.
  • В третьем четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой…»

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.

Автор усиливает впечатление от происходящего за счёт использования однородных сказуемых («гнётся» и «скрипит»), инверсии, анафоры.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен, или четверостишие.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «парус одинокий»; «в тумане голубом», «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»;
  • олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури»;
  • метафора: «в тумане моря голубом»;
  • антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой».

С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.

Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.

17. Значение произведения

Стихотворение «Парус» – символ всего лермонтовского творчества, его квинтэссенция.

Образ человека, вынужденного обретать ответы на глубинные вопросы своей души и обречённого при этом на одиночество, предвосхитил всю философию и поэзию рубежа 19-20-го веков с их вниманием к внутреннему миру личности, поиску смысла жизни.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально и сейчас. Стоит оторваться от очевидных вещей, привычного круга ценностей, как мы попадаем в незнакомое пространство, подобное бурному морю. Нас обступают вопросы, которые, словно волны, накатывают один за другим.

Для творческой личности, решившей посвятить свою жизнь поиску ответов, не имеют значения счастье и покой. Их вдохновляют трудности, буря даёт им подлинную духовную свободу.

19. Моё отношение

Я понимаю взволнованное настроение поэта, отразившееся в стихотворении «Парус». Перед началом любого важного дела мы испытываем волнение, неизвестность пугает нас.

Образ паруса, который не боится перемен, а даже «просит» бури, вдохновляет меня. Не надо бояться глубины. Она всегда интереснее, чем мелководье!

20. Чему учит

Стихотворение «Парус» учит нас смелости. Выбирая жизненный маршрут, не стоит стараться быть как все. Даже если в самом начале нам будет одиноко и трудно, мы должны пройти череду испытаний самостоятельно. Только после этого мы найдём истинных единомышленников, станем настоящими людьми.

Ссылка на основную публикацию