Пленный рыцарь – краткое содержание произведения Лермонтова

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Оказавшись в заключении в этот раз, Лермонтов не испытывал чувства вины. Инициатором дуэли был Барант. В ссоре были замешаны женщины и политика. Лермонтов предвзято относился к французам из-за гибели Пушкина. Лермонтов признался на суде, что стрелял в сторону. Барант же уверял, что поэт целился в него, но промахнулся. От Лермонтова требовали извинений перед Эрнестом Барантом за показания в суде, но тот категорически отказался, и даже по этому поводу писал Бекендорфу. Все эти события стали причиной появления столь безнадежного, грустного стихотворения. Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» помогает понять душевное состояние поэта в тот момент, ктогда он создавал это произведение.

История создания стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

Краткое содержание пленный рыцарь. «Пленный рыцарь», Лермонтов

“Пленный рыцарь” «ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ» , стих. зрелого Л. (1840?). Тематически связано с более ранними стих. тюремного цикла – «Желаньем», «Узником». Принято считать, что это стих., как и «Соседка», написано Л. во время ареста за дуэль с Э. Барантом. В стих. использована образность, фразеология и ритмико-интонац. структура т. н. «рыцарской баллады». Однако ее традиции получают здесь своеобразное преломление. В отличие от баллады, «Пленный рыцарь» лишен сюжетного развития, реалии же стих. становятся символами: «Быстрое время – мой конь неизменный, / Шлема забрало – решетка бойницы, / Каменный панцирь – высокие стены, / Щит мой – чугунные двери темницы». Осознание рыцарем, облаченным в подобные «доспехи», своего бессилия, абсолютной несвободы вносит в его монолог оттенок горькой самоиронии, к-рая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этич. кодексом рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть, встретить ее лицом к лицу: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало». Если в др. стихах тюремного цикла выход из заточения герой видел в свободе, то неразрешимость трагич. ситуации «пленного рыцаря» в том, что единств. выходом из темницы оказывается смерть, только к ней мчится «летучее время» и к ней устремлено сознание героя стихотворения. Вольная жизнь и в этом стих. выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутр. связь с нею прервана (2-я строфа). Именно поэтому герою «больно и стыдно» наблюдать из своей тюрьмы, как «в небе играют все вольные птицы» (1-я строфа). Их свобода, с одной стороны, противопоставлена абсолютной неподвижности закованного в каменные доспехи рыцаря, а с другой – движению «коня-времени» к смерти в конце стих., что создает скрытую кольцевую композицию (свобода-воля и свобода-смерть) и усиливает ощущение герметич. замкнутости самой мысли лирич. героя, движущейся в кругу трагич. парадоксов, безысходности его жизн. ситуации. «Пленный рыцарь» – заключительный и вершинный этап эволюции «тюремной темы» в лирике Л. Как в «Узнике» и др. стихах тюремного цикла, стих. представляет собой монолог героя, но в отличие от них включенного в историч. время: строй его чувств и мышление опирается на систему представлений зап.-европ. средневековья, хотя и слабо конкретизированную: ей принадлежат и упоминание о «молитве», и «песня во славу любезной» в устах рыцаря, вплоть до образа смерти в виде оруженосца, держащего стремя. Символико-аллегорич. природа стих., однако, прежде всего выражена самой худож. структурой: в строфах 2-4-й происходит постепенная метафоризация реалий: рыцарское вооружение (шлем, панцирь, щит) превращается в 3-м четверостишии в аллегорич. описание тюрьмы, к-рое в последней строфе перерастает в аллегорию смерти. Связь между последовательными ступенями метафоризации подчеркнута анафорич. подхватами, внутр. параллелизмом образов: центр. образы стих. (панцирь, щит, конь) повторяются в последующих четверостишиях, получая худож. развитие и толкование. Четырехстопный дактиль со сплошной женской рифмой, без переносов, с повторяющимися синтаксич. структурами придает стих. монотонную напевность, во многом определяющую его эмоциональный колорит. Стих. иллюстрировали М. А. Зичи, В. М. Конашевич. Положили на музыку: Ц. А. Кюи, С. Д. Волков-Давыдов, А. А. Дерфельдт и др. Автограф неизв. Копия – ИРЛИ (тетрадь XV). Впервые – «ОЗ», 1841, № 8, отд. III, с. 268. Э. Герштейн относит стих. к 1841 – по связи со стихами этого времени, объединенными темой смерти («Любовь мертвеца», «Сон» и др.).

Лит.: Здобнов , с. 260; Гинзбург (1), с. 71; Шувалов (4), с. 291; Усок (1), с. 164-65; Герштейн (8), с. 342-43; Пейсахович (1), с. 443; Коровин (4), с. 74-75.

К. М. Черный Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва “Сов. Энцикл.”; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое “”Пленный рыцарь”” в других словарях:

МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия

СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия

1) дую, дуешь; прич. страд. прош. заколдованный, ван, а, о; сов., перех. (несов. заколдовывать). По суеверным представлениям, подчинить колдовской, волшебной силе; зачаровать, заворожить. Щит мой от стрел и меча заколдован. Лермонтов, Пленный… … Малый академический словарь

Ая, ее; туч, а, е. 1. Носящийся по воздуху, летящий. Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий. Пушкин, Бесы. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись как тучи. Лермонтов, Бородино. Сквозь летучие пороховые… … Малый академический словарь

Мчусь, мчишься; несов. Передвигаться с большой скоростью; нестись. Лошади мчатся. □ Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Пушкин, Бесы. Тихон Павлович сидел в вагоне и мчался степью, следя… … Малый академический словарь

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою

– (1876 1945), рус. композитор, пианист и муз. писатель. Ученик М.А.Балакирева и Н.А.Римского Корсакова. В 1923 выехал во Францию. Романсы на стихи Л. занимают видное место в раннем творчестве А. С поэмой «Измаил Бей» связан первый из них «Песня… … Лермонтовская энциклопедия

ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

– «ЖЕЛАНЬЕ» («Отворите мне темницу»), стих. Л. (1832), одно из наиболее ярких произв. ранней лирики. Вместе с более поздними стих. «Узник», «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Соседка», «Пленный рыцарь» образует «тюремный цикл» в… … Лермонтовская энциклопедия

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решотка бойницы,
Каменный панцырь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.
Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти , осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

    Какие мысли и настроения владеют лириче-ским героем? С помощью каких приемов они пере-даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При-ведите конкретные примеры из текста.

Настроение грусти, тоска и стыд владе-ют лирическим героем, который остро пе-реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло-жения и вольной птицы (прием антите-зы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото-рые стали основными в его жизни. По-нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах камен-ный панцирь, каменный шлем. Тако-го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро-вать со стенами тюрьмы (в этом отно-шении метафора развертывается), с дру-гой — воспринимать как отражение ду-ховного плена.

Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд-но? Испытывает ли герой чувство вины?

Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ-но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте-ны темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать-ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов-ной. Стыдно за свое бессилие. Литературо-вед Ю. М. Лотман видит в монологе лири-ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко-дексом рыцаря герой выражает стоиче-скую готовность принять смерть…».

В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот-ман считает, что в нем заложено определенное про-тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин-ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня-тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.

С мнением Ю. М. Лотмана следует со-гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос-тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо-лютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему уз-ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры-царе» свободы достичь поможет только смерть.

Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю-щей его действительности отражены в этом стихо-творении?

Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си-дел под арестом за дуэль с де Барантом.

Время реакции после декабристского вос-стания, ограничение свободы в общест-ве — это реалии действительности, ко-торые могли отразиться в стихотворе-нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей-ствия молодого поколения в этих усло-виях нашли отражение в таких стихо-творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

Во многих стихотворениях Пушкина и Лер-монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?

Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4). Материал с сайта

Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?

Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав-лены друг другу. Рыцарю всегда полага-лось иметь даму сердца и посвящать ей се-ренады. Однако плен заслоняет эту сторо-ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение за-ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз-ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока-зываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос-тается пленному рыцарю.

Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.

Смысл метафоры в том, что детали тем-ницы, изображенной Лермонтовым, пре-вращаются в части рыцарского воору-жения. Метафора эта помогает воспри-нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Про-тивопоставление тюрьмы и боя — антите-за камня и железа. Железо вызывает ассо-циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.

Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова

После того как Лермонтов участвовал в дуэли в 1840 году, его на некоторое время арестовали. Полностью прочувствовав тяжести и горести тюремного заключения, писатель создает стихотворение «Пленный рыцарь». Написанное произведение воссоздает трагическое мировоззрение поэта. Он настолько силен духом, что это словно выходит за рамки всего земного бытия. Лермонтов дает понять, что познать духовную свободу сполна, можно лишь выйдя за рамки чего-то большего, чем просто жизнь. Главной темой произведения является герой – рыцарь, который лишившись свободы, оказывается в тюрьме. У героя возникают душевные страдания и чувства безнадежности, где-то в душе он понимает что свобода, это лишь размытый силуэт, виднеющийся где-то очень далеко.

Для основы написания стихотворения Михаил Юрьевич берет собственные переживания и душевные терзания. Поэта все больше начинают посещать мысли о его несбывшейся самореализации. Лермонтову с каждым годом все тяжелее жить с уже сложившимися устоями общества. Главного героя, который смотрит на внешний мир через решетку, посещает мысль о стыде и одиночестве. Он знает, что вся его жизнь это сражение. В первую очередь он свободный воин, который защищает, а так как на данный момент его нет на поле боя, он заточен в неволе, значит, герой не справился со своей задачей, воин просто проиграл.

Читайте также:  Пленный рыцарь – краткое содержание произведения Лермонтова

Находясь под стражей, герой завидует всему, что находится в его поле зрения. Он завидует свободным птицам, которые с такой легкостью парят в небесах. Смотря на это, воин вспоминает, как он словно та свободная птица, участвовал в сражениях. Эти мысли все больше огорчают его. Предыдущая жизнь давала герою надежду, он был сильный и мужественный, каждый день надевал железные доспехи. Теперь все это в прошлом, его доспехами стала темница, которая давит и душит героя каждую минуту. В боях с рыцарем был верный друг, его конь, где же он теперь, кто им управляет? Время проходит, оно не стоит на месте, а жизнь главного героя не меняется, он так и остается пленником своей тюрьмы, надеясь на то, что долгожданная свобода уже близка. Он обращается к смерти, надеясь, что с ее приходом придет и свобода.

Данное стихотворение представляет собой монолог главного героя, рассказ его раздумий о свободе и заключении, засевших в душе. Лермонтов полностью видит свое сходство с героем стихотворения. Писатель уверен, для поэта просто необходима свобода. Творческий человек не может создавать шедевры, сдерживаясь какими-то рамками. Эти мысли лежат тяжелым грузом на сердце Лермонтова, поэтому он так похож на своего героя.

8 класс по плану, кратко

Картинка к стихотворению Пленный рыцарь

Популярные темы анализов

Для России 1918 год стал тяжелым временем. Последствия ранее прошедшей Октябрьской революции, отобразились на всех сферах жизни страны, а так же сорванные переговоры в Брест – Литовске между Советской Россией и Центральными

Стихотворение «Утро» было написано в 1954 – 1955 годах, автором является Никитин Иван Саввич. Сам автор очень любил это произведение и считал его одним из самых удачных в своем творчестве. Перед нами – летнее утро в простой русской деревне!

Стих С. Есенина «Зеленная прическа» был написан в 1918г и посвящено Лидии Кашининой, которая проживала в родном селе поэта. Сергей очень любил свою Родину. Любил всю широту и красоту родного края. На мой взгляд, Кашинина очень

Все творчество этого знаменитого русского поэта, можно отнести к пейзажной лирике, так как он достаточно тонко чувствует все прелести природы, которая его окружает. Большинство его стихов и поэм, посвящены России и ее сложной судьбе, судьбе ее народа.

Одним из известных советских и российских поэтов и публицистов, поэт-песенник середины 20 века, является Андрей Андреевич Вознесенский. Кроме того он также известен как художник и архитектор.

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады» – характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной», оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества, несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой «темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы»– едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» – ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы». Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней: «душно …мне стало».

Третья строфа представляет развернутую метафору, где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах (щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы) при помощи антитезы камня и железа (щит, шлем, забрало) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью скрытой кольцевой композиции – противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным («смерть… подержит мне стремя»).

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, который в сочетании со сплошной женской рифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно) передает интонации безнадежности и трагизма.

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но?

Какие мысли и настроения владеют лириче­ским героем? С помощью каких приемов они пере­даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При­ведите конкретные примеры из текста.

Настроение грусти, тоска и стыд владе­ют лирическим героем, который остро пе­реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло­жения и вольной птицы (прием антите­зы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото­рые стали основными в его жизни. По­нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах камен­ный панцирь, каменный шлем. Тако­го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро­вать со стенами тюрьмы (в этом отно­шении метафора развертывается), с дру­гой — воспринимать как отражение ду­ховного плена.

Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но? Испытывает ли герой чувство вины?

Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ­но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте­ны темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать­ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов­ной. Стыдно за свое бессилие. Литературо­вед Ю. М. Лотман видит в монологе лири­ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко­дексом рыцаря герой выражает стоиче­скую готовность принять смерть…».

В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот­ман считает, что в нем заложено определенное про­тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин­ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня­тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.

С мнением Ю. М. Лотмана следует со­гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос­тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо­лютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему уз­ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры­царе» свободы достичь поможет только смерть.

Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю­щей его действительности отражены в этом стихо­творении?

Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си­дел под арестом за дуэль с де Барантом.

Время реакции после декабристского вос­стания, ограничение свободы в общест­ве — это реалии действительности, ко­торые могли отразиться в стихотворе­нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей­ствия молодого поколения в этих усло­виях нашли отражение в таких стихо­творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

Во многих стихотворениях Пушкина и Лер­монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?

Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4).

Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?

Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав­лены друг другу. Рыцарю всегда полага­лось иметь даму сердца и посвящать ей се­ренады. Однако плен заслоняет эту сторо­ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение за­ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз­ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока­зываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос­тается пленному рыцарю.

Читайте также:  Маскарад – краткое содержание пьесы Лермонтова

Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.

Смысл метафоры в том, что детали тем­ницы, изображенной Лермонтовым, пре­вращаются в части рыцарского воору­жения. Метафора эта помогает воспри­нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Про­тивопоставление тюрьмы и боя — антите­за камня и железа. Железо вызывает ассо­циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.

Пленный рыцарь – краткое содержание произведения Лермонтова

В системе семантических значений большое место зани-

мает метафора. Метафора основана на переносе признаков

с предмета на предмет или с понятия на понятие. Аристо-

тель говорил: “Слагать хорошие метафоры – значит подме-

чать сходство в природе”. Метафоры свойственны и худо-

жественной, и бытовой речи. Каждый язык имеет свой на-

бор метафор, расширяемый в поэзии на данном языке. Поэ-

тому между владением метафорической речью и умением об-

разно и ясно выражать свои мысли на данном языке су-

ществует прямая связь. Стихотворение Лермонтова “Плен-

ный рыцарь” построено на развернутой метафоре.

Это заставляет учителя внимательно отнестись к вопросу

и освежить в памяти учеников понятие метафоры, прежде

чем приступать к анализу стихотворения.

Текстуальный анализ. Стихотворение разделено Лермон-

товым на строфы, каждая из которых является композици-

онным сегментом. Это создает удобство для анализа: раз-

бор стихотворения следует производить по строфам.

В первой строфе стихотворения заданы основные смыс-

ловые оппозиции (противопоставления): тюрьма – воля.

Тюрьма (“темница”) упомянута уже в первом стихе, причем

в самом сильном его месте – в рифме. Здесь уместно бу-

дет заметить, что рифма играет в стихе особую роль: на

рифму падает обычно смысловое и интонационное ударение,

рифма и в звуковом отношении представляет собой наибо-

лее сильное место в стихе. Поэтому слова, стоящие в

рифменном положении, как правило, – основные носители

смысла. В данном случае противопоставление тюрьма – во-

ля реализуется с помощью рифмующихся слов: “темницы” –

“вольные птицы”. Соединение птицы с понятием свободы

свойственно самому языку. Ср. поговорку: “Волен, как

птица”. Образ этот и до Лермонтова многократно употреб-

лялся в поэзии. В частности, Лермонтов, конечно, помнил

строчку из стихотворения Пушкина “Узник”:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Однако в стихотворении “Пленный рыцарь” есть одна

существенная особенность. Герой Пушкина направляет свои

взоры чаще всего вперед; в “Вакхической песне” это го-

ризонт, из-за которого появляется солнце, в послании “К

Чаадаеву” также край неба (заря). Герой стихотворения

Лермонтова “Небо и звезды” смотрит снизу вверх. “Плен-

ный рыцарь” также направляет свои взоры вверх. Уже пер-

вый стих ясно характеризует место героя и направление

его взгляда: “сижу под окошком” – “синее небо. вид-

но”. Таким образом, герой находится в тесном и темном

помещении (значение тесноты и темноты естественно вхо-

дит в понятие темноты) и смотрит снизу вверх в бескрай-

нее и светлое небо:

В небе играют все вольные птицы.

Птицы в этом стихе выполняют такую же смысловую

роль, как звезды в предшествующем стихотворении. Не

случайно птицы и звезды (связанные у Лермонтова с поня-

тием свободы и недосягаемости) наделяются в его поэзии

сходными признаками. Ср. в стихотворении “Пророк”:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В анализируемой строфе первое слово “молча” имеет

для Лермонтова очень важный смысл, ассоциируясь с пле-

ном, рабством. Способность петь связывается у поэта со

свободой. Поэтому, например, звезды у Лермонтова могут

быть наделены звучащими характеристиками. Ср. в стихот-

ворении “Выхожу один я на дорогу. “:

И звезда с звездою говорит.

Таким образом, в стихотворении “Пленный рыцарь” (в пер-

вой строфе) сталкиваются расположенная внизу тесная,

темная тюрьма – место молчания – и верхний мир, мир си-

него неба и вольных, играющих птиц. В этот созданный им

мир поэт вводит своего героя. Как и герой стихотворения

“Небо и звезды”, пленный рыцарь расположен в нижнем ми-

ре, но устремил свои взоры в верхний. Можно сказать,

что исходная ситуация обоих стихотворений почти одина-

кова. Однако нельзя не отметить и существенное разли-

чие. Обратимся снова к рифмам. Как мы уже говорили,

рифмы первого и третьего стиха характеризуют пространс-

тво, в котором находится герой. Рифмы, связывающие вто-

рой и четвертый стих, характеризуют самого героя. Если

третий стих напоминает нам “Небо и звезды”, то рифма

четвертого стиха неожиданна. Почему пленному рыцарю не

только больно, но и стыдно, а герою стихотворения “Небо

и звезды” было только больно> После того, как ученики

задумались над значением слова “стыдно”, следует вер-

нуться к заглавию стихотворения и подвергнуть его ана-

лизу. Выражение “пленный рыцарь” содержит в себе проти-

воречие: само понятие “рыцарь” включает в себя в нашем

сознании представление о смелости, воинственности, бое-

вых подвигах, но отнюдь не понятий плена, заключения и

тюрьмы. Таким образом, само заглавие стихотворения ука-

зывает на аномальную, противоестественную ситуацию, в

которой находится ее герой. Он – рыцарь, но рыцарь-уз-

ник. Образ тюрьмы и узника в поэзии после подавления

декабрьского восстания получил совершенно особый, акту-

альный смысл. Тюрьма в поэзии Лермонтова – обычная ме-

тафора жизни в неволе.

Пленный рыцарь, в отличие от героя стихотворения

“Небо и звезды”, не поэт-мечтатель, а воин. Он должен

был победить или пасть, а вместо этого он жив, побежден

и заключен в темницу.

Итак, героя стихотворения “Пленный рыцарь” характе-

ризует не только обычная для Лермонтова жажда свободы,

но и чувство своей вины.

Вторая строфа разделяется на две половины границей

между вторым и третьим стихами. Первые два стиха разви-

вают тему молчания, вторые два создают образ боя. Это

противопоставление напоминает нам известные слова Рыле-

ева: “Я не поэт, я – гражданин”. Лермонтовский герой не

поэт, а воин. Но трагизм его положения состоит в том,

что битвы для него существуют только в прошлом. Это

подчеркивается не только эпитетом “старинные”, но и

Помню я только старинные битвы.

Битва существует только в памяти, в реальности же –

тюрьма. Третья и четвертая строфы представляют собой

развернутую метафору, смысл которой в том, что детали

тюрьмы превращаются в части рыцарского вооружения: “ка-

менный панцырь”, “каменный шлем”, “конь” – время,

1 В современном языке написание “панцирь”, однако

Лермонтов придерживался более архаического “панцырь”.

Мы сохраняем лермонтовскую орфографию, поскольку в поэ-

тическом тексте и эта сторона имеет значение. Однако

учителю следует предупредить учеников, оговорив совре-

“щит” – двери темницы. Сгущенная метафора третьей

строфы получает распространение в четвертой. При этом

следует обратить внимание на столкновение в стихотворе-

нии трех образных миров: мы уже говорили о тюрьме и не-

бе, следует добавить еще один – бой. Каждый из этих ми-

ров имеет свою характеристику. В частности, противопос-

тавление тюрьмы и боя осуществляется как антитеза камня

и железа. Железо вызывает ассоциации с борьбой за сво-

боду, камень – с тюрьмой. В этом смысл метафор “камен-

ный панцырь”, “каменный шлем” и др.

Пятая строфа заключает стихотворение. Она характери-

зуется резким интонационным переломом. Следует обратить

внимание учеников на то, что в предшествующих четырех

строфах не было ни одного восклицательного знака, а в

последней строфе их два. В предшествующих строфах пред-

ложение охватывало строфу, следовательно, декламация

требовала длинного дыхания и ровной, несколько монотон-

ной интонации. Это соответствует настроению уныния и

бессилия заключенного в тюрьме рыцаря. В последней

строфе – три законченных предложения, два из которых –

восклицательные. Переход от изъявительных форм к пове-

лительным также меняет интонацию и вносит в стихотворе-

ние волевое начало.

Чем же обусловлен этот интонационный слом? Четыре

первые строфы создают образ рыцаря, побежденного и

превращенного в узника, последняя строфа меняет настро-

ение. Герой Лермонтова становится победителем. В сти-

хотворении появляется еще один персонаж – смерть.

Смерть не пугает рыцаря, более того, он отводит ей роль

Смерть, как приедем, подержит мне стремя.

Смысл этой строки станет понятен, если мы вспомним

рыцарский ритуал, по которому подержать стремя рыцарю –

должность слуги или оруженосца. Символически этот жест

означал подчинение. Таким образом, не смерть господс-

твует над рыцарем, а рыцарь над смертью. Он – хозяин,

она – слуга. Лермонтов подчеркивает, что тот, кто раз-

бит и силой загнан в темницу, еще не побежден, если у

него хватает душевных сил противостоять обстоятельст-

вам, помнить “старинные битвы”, не смиряться перед вра-

гом и не бояться смерти. Именно эта отвага и нежелание

душевно капитулировать перед врагом превращает пленного

рыцаря из побежденного в победителя и заканчивает сти-

хотворение не пессимистическими, а волевыми и мажорны-

ми, хотя и трагическими, интонациями.

Текстуальный анализ подготовит учеников к вы-

полнению самостоятельной работы. Уместно, завершив ра-

боту над стихотворением, сопоставить “пленного рыцаря”

с образом Наливайко из “Исповеди Наливайки” Рылеева и с

героями пушкинского послания “К Чаадаеву”. Ученики

знают об основных этапах русского революционного

движения и об исторических условиях, в которых жил Лер-

монтов. Сопоставляя героев Рылеева, Пушкина и Лермонто-

ва, следует активизировать эти данные и использовать их

для построения беседы. Уместно провести беседу на тему:

“Какие черты романтического героя видны в “Пленном ры-

Ссылка на основную публикацию