Родина – краткое содержание стиха Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Стихотворение было создано в 1841 году. Анализ стихотворения «Родина» показывает, что оно отличается от патриотически пафосной поэзии Радищева, декабристов, Пушкина лирической задумчивостью, размышлением поэта над отношением к родине. Критики признали это стихотворение одним из самых значительных литературных произведений своего времени.

Тема и идея стихотворения

Уже первые строки стихотворения

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

задают эмоциональный и в то же время лирический тон произведению. Темой стихотворения является не любовь к Родине, а странность этой любви, точнее раздумья о странности любви к отчизне. Эта странность становится идеей, движущей силой поэтической мысли.

Тема странной любви показывается на тесно связанных и в то же время противоположных картинах: с одной стороны равнодушие к славе, купленной кровью, с другой – простые картины русской деревни, картины природы. Утверждая о своей любви к деревенской России, поэт рисует ее без романтических преувеличений. Но в то же время он обращает внимание на приметы сельского достатка.

Стихотворение «Родина» принадлежит к жанру гражданской лирики. Главной мыслью в нем остается, конечно, Россия, отношение поэта к своей стране.

Средства художественной выразительности стихотворения

В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности. Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.

Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни. Причем частицы «не» являются замыкающими в этих строчках:

Из средств художественной выразительности использованы также:

  • эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
  • метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
  • олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
  • гипербола: разливы рек, подобные морям.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

“Родина” – анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

История создания

«Родину» Лермонтов написал во время второй ссылки на Кавказ. В первый раз он попал туда после того, как написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина. Эта ссылка была похожа на исследовательское путешествие. Он изучал язык и нравы обитателей Кавказа, любовался горной природой и делал зарисовки.

Во второй раз Лермонтов был сослан на Кавказ после дуэли с сыном французского посла. Во время поединка никто не пострадал, и стороны разошлись по обоюдному соглашению. Но поэту было предъявлено обвинение в противозаконных действиях, так как дуэли в то время были строго запрещены.

По распоряжению императора Николая II Лермонтов повторно был сослан на Кавказ, а его командованию было дано распоряжение использовать его в опасных боевых действиях. Во время военных операций поэт проявил мужество и храбрость, что было отмечено в донесениях.

В 1841 году Лермонтов отправился в Петербург, чтобы хлопотать об отставке. Он планировал завершить военную карьеру, чтобы полностью отдаться литературной деятельности. Стихотворение «Родина» поэт написал по дороге с Кавказа. Первоначально он дал своему произведению название «Отчизна», но так уже называлась написанное в 1939 году сочинение Хомякова.

Лермонтов придерживался демократических взглядов. Его стихотворение «Родина» было полемическим ответом на произведение Хомякова. Мысли, высказанные Лермонтовым, власти сочли слишком вольными, поэтому его стихотворение долго не печатали.

Краткий анализ произведения

Стихотворение Лермонтова «Родина» изучают в 9 классе средней школы. Лингвистический разбор его содержания кратко проводят по следующему плану:

  • Жанр. Произведение считается думой. Его 2 строфа приближается к элегии.
  • Композиция. Стихотворение состоит из 2 частей, которые содержат размышления поэта и его признание в любви к Родине. В них поэт старается наиболее ярко изобразить картины природы.
  • Тема. Патриотизм, чувства к Отчизне.
  • Размер. Шестистопный ямб, переходящий в четырех-пятистопный с преобладанием женской рифмы.

В произведении используются художественные приемы:

  • метафоры («слава, купленная кровью», «чета берез»);
  • эпитеты («темной старины заветные преданья»);
  • сравнения («разливы рек ее, подобные морям»).

Идея и композиция

Основная мысль стихотворения «Родина» Лермонтова — это любовь к своей стране, патриотизм, глубокий и личный, лишенный государственной составляющей. Лирическое настроение произведения оттеняют родные пейзажи и картины быта. Поэт с нежностью описывает огоньки в окошках сельских домов, крытые соломой избушки, березки, растущие у дороги. Он пишет, что любит Отчизну странной любовью, потому что сам не понимает ее причин. Но каждая строка произведения проникнута огромным чувством патриотизма.

Лермонтову опостылело высшее общество с его интригами, низкопоклонством, пустым и бессмысленным существованием. Идея стихотворения «Родина» Лермонтова состоит в том, чтобы раскрыть сущность человека-патриота, такого как сам автор, который беззаветно любит свою родину и привязан к ней всей душой. Лирический герой выражает свои чувства как что-то личное, он любит Родину, как родного человека, несмотря на его недостатки.

Композиционно произведение состоит из 26 стихов. Оно делится на 2 части:

  • В первых 6 стихах поэт говорит о своем отношении к Отчизне и поясняет, что оно отличается от общепринятого. По словам автора, у него отсутствует привязанность к истории страны, ее героизму и славе. Он любит ее не за что-то, а вопреки всему, что она ему сделала. Лейтмотив первой части — отрицание.
  • В остальных 20 стихах содержится признание лирического героя в любви к своей Родине. Поэт рассказывает, что он считает настоящей Россией.

Такая композиция использована автором для того, чтобы особенно ярко подчеркнуть противопоставление. Подобный прием позволяет сказать читателям, что Россия гораздо прекраснее, чем принято думать. Ее можно любить не только за достижения, но и за простой быт и красоту природы.

Стихотворение отличается своеобразной антитезой. В начале используется возвышенная и торжественная лексика, а во второй части — разговорный язык с использованием бытовых описаний.

Образность и тематика

В содержании стихотворения глубоко раскрывается образ Родины. Он одновременно романтический и реалистический. Обычно Россию восхваляли за военные успехи, ее великую историю. Поэт не отрицает, что все эти качества присущи стране, но в ней имеется и внутренний образ, также заслуживающий внимания. Лермонтов стал первым из поэтов, использующих березу как символ России. Эта традиция была продолжена в XX столетии многими авторами, особенно Сергеем Есениным.

Литературоведы считают, что стихотворение было написано ночью. Об этом говорит упоминание слов: «ночи тень», «до полночи», «ночлег», а также упоминание «огней деревень», «холода». В произведении прослеживаются следующие мысли:

  • Поэт раскрывает значение деромантизированного образа Родины. Ее истинное величие — это не доблесть, а деревни, жнивы, проселки.
  • При написании используется тема одиночества. На примере образа Отчизны автор показывает, что мало кто может его понять. Его чувства к Родине отличаются от тех, что испытывает большинство его современников.
  • Автор говорит, что истинное богатство страны заключается не в ее казне, а на крестьянском гумне. Он радуется тому, что год был урожайным и весь урожай собран.

Стихотворение Лермонтова «Родина» по жанру близко к творчеству декабристов. Подобные произведения называются думами. Вторая строфа близка к жанру элегии. В первой строфе приводятся три отрицания (анафоры): «Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…». Они придают эмоциональность и возвышенность размышлениям героя.

Во второй строфе автор описывает свои чувства к Родине. Он изображает картины родных пейзажей, но не приводит доказательств и причин любви, только сам ее факт.

Смысл и средства выразительности

Главная мысль произведения выражена в первой строке: «Люблю Россию я, но странною любовью!». Поэт предлагает читателю по-новому взглянуть на свою страну. Ему нравятся не только положительные стороны Отчизны: леса, реки, праздники, но и отрицательные: печальные деревни и холодные степи.

В тексте широко используются средства выразительности. Применяемые эпитеты придают объектам дополнительный смысл. Так, «степей холодное молчание» говорит не только о суровой природе, но также о ее равнодушии.

Читайте также:  Мцыри Бой с барсом - текст отрывка читать

Автор использует красочные образы: «желтая нива», «белеющие березы». В стихах также имеются олицетворения: «молчание степей», «пронзая взором». При написании применяются выразительные метафоры: «лесов безбрежных колыханье». Стихотворение не потеряло актуальности и в настоящее время. Оно предлагает переосмыслить свои взгляды и по-другому увидеть мир.

Критики высоко оценили творчество Лермонтова. Белинский считал «Родину» одним из лучших произведений русской литературы и ставил его в ряд с творениями Пушкина.

Отзывы

Фразы в стихотворении обладают алмазной крепостью и исполинской энергией.

Никто из предыдущих поэтов не обладал таким безукоризненным языком, как Лермонтов.

В творчестве поэта немало подражаний Шекспиру, Байрону, Пушкину. Но в каждом из них есть что-то свое, хотя бы то, что даже разнородные стихи поэт умеет спаять в единое целое.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

Стихотворение Лермонтова “Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Родина” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.

Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры“слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты“тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение“разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную” , потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви” . Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер” .

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям” .

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!

Краткое содержание Родина Лермонтов

Родина

Стихотворение “Родина” композиционно поделено на две неравные части. После заявления, данного в первой строчке, что любовь к родине может быть странной, следуют пять строк, начинающихся с отрицания. Отрадных чувств не вызываются те вещи, которыми обычно гордятся патриоты. Отрады нет в ни славе, купленной в боях, ни в гордом покое, ни в старинных преданиях.

Следующая – более развернутая часть – перечисление того, что дорого лирическому герою стихотворения. Любовь к родине составляет и холодное молчание степей, и колыхание безбрежных лесов, и разливы рек, которые подобны морям. Далее возникает в произведении картинка ночной проселочной дороги с едущей телегой, а по сторонам огоньки печальных деревень, ночующий степи обоз. Тянет дымком спаленной нивы.

Видятся автору белые березы среди желтой нивы. С особой теплотой перечисляются приметы деревни: полное гумно, крытые соломой избы, резные ставни. И как апофеоз любви к патриархальной деревне в конце произведения упоминается праздник с плясками и говорком пьяных мужиков.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Родина Лермонтов

Другие сочинения:

Стихотворение “Родина” и его место в лирике Лермонтова В этом стихотворении Лермонтов заявляет несогласие с официальной патриотической идеологией и противопоставляет ей свою любовь к родине и русскому народу. Такова главная идея стихотворения, которая отразилась и в его композиции. Стихотворение как бы делится на две части, объясняющих “странную” любовь Read More .

Анализ стихотворения “Родина” Родина – одна из главных тем в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Одно из самых ярких стихотворений, принадлежащих этой теме – “Родина”. Стихотворение впервые было опубликовано в “Отечественных записках” за 1841 год. Прежнее название “Отчизна” здесь заменено заголовком “Родина”. Лермонтов в Read More .

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Родина”: восприятие, истолкование, оценка Тема родины проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова: от романтического видения и одновременно горького обличения реального положения в стране и стремления покинуть свою землю до откровенного признания ей в любви, прозвучавшего в лирике поздних лет. В этой двойственности и Read More .

Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова “Родина” и А. А. Блока “Россия” Тема Родины имела большое значение для многих поэтов XIXи начала XX века. Через свои стихи поэты пытались выразить любовь к Родине, показать ее красоту, величие. Эта тема также играла не второстепенную роль в творчестве Лермонтова и Блока. Стихотворение Лермонтова “Родина” Read More .

Краткое содержание Когда волнуется желтеющая нива… Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… Многие известные поэты, черпают свое вдохновение от природы. Лермонтов также в своих произведениях восторгается богатством и разнообразием родного края, при этом удивляя читателя чувственным восприятием его красоты. Удивительно ярко написано стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”. В Read More .

Лермонтов в моей жизни У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, для меня это М. Ю. Лермонтов. Лермонтов один из величайших классиков мировой литературы, гений русского слова. Его стихи завораживают, его проза заставляет чувствовать и размышлять. Его произведения покоряют многих, но каждый любит Read More .

Краткое содержание Родина Некрасов Н. А Родина Повествование ведется от первого лица. Герой возвращается на малую родину, где прошло детство. Воспоминания не приносят радости, он осуждает уклад жизни предков. Дни их проходили в празднестве и разврате. Бесправные крепостные безропотно сносили тиранство хозяев, завидуя жизни холеных барских Read More .

Читайте также:  Герой нашего времени - краткое содержание романа Лермонтова

Моя родина Они шли по осеннему лесу. Тихо, тихо…Дятел…”Вон он, смотри!” И небо. Непостижимо – светлое, родное-родное-родина. Березы. Желтые-желтые-жухлые листья берез. “Ты знаешь, Есенин любил березы…”. “Есенин? Я его понимаю. А как у него. ” “Любил он Родину и землю, Как любит пьяница Read More .

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

СТИХОТВОРЕНИЕ «РОДИНА» (1841)

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Часть 1
Изображена официальная Россия со славой, «купленной кровью».
Часть 2
Россия предстаёт уже не приукрашенной, но всё равно горячо любимой:

Но я люблю — за что, не знаю сам,
Её степей холодное молченье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям …

Лирический герой воспринимает родину всеми чувствами:
⦁ зрением: «Взором медленным пронзая ночи тень»;

⦁ обонянием: «Люблю дымок спалённой жнивы

⦁ слухом: .»На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков».

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь к родине.
⦁ Идея: суть любви к родине — в истинном чувстве, а не в официальном, казённом патриотизме.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

О стихотворении В. Г. Белинский писал, что фразы отличаются «алмазной крепостью».
⦁ Эпитеты: печальные деревни, безбрежные леса, дрожащие огни, жёлтая нива.
⦁ Метафоры: слава, купленная кровью, полный гордого доверия покой, взором медленным пронзая ночи тень.

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.

Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм.

Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку.

Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье… » .

Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ).

После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ).

В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов » . В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику.

В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога.

А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты.

В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы.

Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой.

Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

«Родина» Михаила Лермонтова: должны ли мы любить родину такой, какая она есть?

Меню статьи:

Автор стихотворения «Родина», скандальный поэт, писатель-фаталист, «герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов потерял мать в трехлетнем возрасте. Бабушка поэта, Елизавета Арсеньева, несмотря на возражения отца, самолично воспитывала внука. Маленький Михаил отличался слабым здоровьем, поэтому бабушка сильно опекала единственного внука. Излишняя забота отгородила Лермонтова от сверстников: будущий поэт не наслаждался играми со сверстниками, вел закрытый образ жизни. Таким образом, Михаил замыкался в своих мыслях. Чувство одиночества и человеческое непонимание с детских лет преследовало Лермонтова. В душе будущего поэта навсегда поселилось чувство отчужденности среди людей и непреодолимая жажда родной души.

Взросление, фатальность и жизненный опыт писателя

Повзрослев, Лермонтов стремился к любви, желая обрести свободный образ жизни. Но выход в свет для вспыльчивого юноши оказался не слишком успешным. В школе прапорщиков Лермонтова считали циником и остряком. Будущий писатель показывал успехи в учебе, но держался слишком независимо и дерзко. Порицания высшего общества вызвал и стих «Смерть поэта», написанный Лермонтовым после смертельной дуэли Пушкина. Впервые юный поэт резко обвиняет в смерти Пушкина высший свет Петербурга и персон, приближенных к трону. Император Николай первый отправляет поэта в ссылку на Кавказ.

Ссылка продлилась недолго, друзья поэта и бабушка Елизавета Арсеньева приложили усилия для того, чтобы вернуть Лермонтова домой. Чуткая душа творческого человека уже впитала в себя широкий спектр ощущений и эмоций.

Высшее общество кажется Лермонтову мелочным, погрязшим в вечных интригах. Поэтому скоро из-за участия в дуэли поэт снова отправляется на Кавказ. Личная неприязнь императора к Лермонтову послужила причиной ссылки. И на этот раз непосредственно на передовую.

О разных видах любви: любовь к Родине

Любовь – загадочное чувство, и, пожалуй, самые искушенные в чувственности люди, самые мудрые философы, ученые и художники (в широком смысле этого слова) до сих пор бьются над вопросом, что же такое любовь? В санскрите существует 99 слов для того, чтобы описать любовь, в украинском языке – два слова, в древнегреческом – как минимум пять слов. Античный мудрец Теренций говорил, что «когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же». Вот так и с родиной: любовь к отечеству – тоже разная, как слова, обозначающие это чувство, разные.

Разные ипостаси любви

Любовь-филиа

Так древние греки называли глубокую душевную привязанность, близость между самыми родными людьми, которая основывалась на общих интересах, бытовых вопросах, повседневности и целях. Любовь-филиа близка к ощущению полноценного счастья. Это постоянное чувство новых и свежих эмоций, ярких впечатлений, которое при этом еще и отличается стабильностью.

Любовь-агапэ

Наиболее возвышенную разновидность любви античные мыслители назвали любовью-агапэ. В узкой трактовке – это любовь к Богу. Любовь-агапэ трактуется и в более широком контексте. Красота, высшая духовность, идеал – характерные черты агапэ. Чувственность при такой любви становится жертвой, чувственность игнорируется. Описываемая Лермонтовым патриотически-фатальная любовь к отечеству вполне может расцениваться как любовь-агапэ.

Любовь-маниа

В контексте отношения к родине, любовь-мания – это выражение радикального, нездорово гиперболизированного чувства. Мания – это желание властвовать, преобладать и обладать предметом вожделенной любви.

Страшнее всего – изменить любимому в чувствах, в эмоциональной привязанности. Например, такова любовь эмигранта, который, физически покидая родную страну, все же остается верным отечеству, поддерживая в своем локальном мире традиции родной культуры, продолжая говорить на родном языке.

Любовь-сторгэ

Деликатность, такт, подчеркнутая рыцарская вежливость, направленная на главную цель – поддержать компромисс и гармонию в отношениях. Античные мыслители считали, что если любовь-агапэ – это выражение любви к Богу, то сторгэ – это идеальная форма семейных отношений. Дружба, нежность, человечность во всех ее проявлениях. Но сторгэ не приемлет грубости, эгоизма, неискренность и черствости. Это полная сострадания и сочувствия любовь.

Любовь-прагма

Это чувство, которое основывается на рассудочности. Крайняя форма любви-прагмы – желание получить выгоду из предмета своих чувств, например, воспользоваться благами, ресурсами родины для того, чтобы реализовать собственные интересы. Пожалуй, с любовью-прагмой мы встречаемся чаще всего. Именно это чувство скрывается за красивыми лозунгами. Любовь-прагма возникает из логики, из определенного расчета и схематизма, поэтому такая привязанность проходит достаточно быстро. Любовью-прагмой трудно «заболеть», но от кратковременной хвори на эту любовь легко излечиться.

Читайте также:  Княгиня Лиговская – краткое содержание романа Лермонтова

Любовь-людус

Впервые любовь-людус, то есть любовь-игру, описал канадский социолог и писатель Джон Алан Ли. С тех пор термин «любовь-людус» прочно вошел в современную социальную психологию. Это чувство не отличается глубиной или вдумчивостью, напоминая скорее детскую забаву или, возможно, первую влюбленность. Главная ориентация любви-людус – это получение удовольствия. Может ли человек относится к родине подобным образом? Безусловно. Это любовь времен социального кризиса, упадка и торжества инфантилизма. Обычно это чувство не «гуляет» наедине с собой, объединяясь с любовью-прагмой, сторгэ, а порой – манией.

Любовь-аналита

Аналита чем-то немного напоминает любовь-прагму. Такое чувство холодное и требовательное и, разумеется, рациональное. При любви-аналите становятся явными недостатки тех, кого мы любим таким образом. Недостатки, как правило, оказываются сильнее преимуществ, поэтому такое чувство держится недолго, сменяясь периодом критики и разочарования. Человек пользуется такими формулами, как «ты должен», «тебе следует», подразумевая, что именно ему должны, а не он должен.

Любовь-эрос

Трудно сказать, можно ли найти любовь-эрос к родине буквально. Но поэты часто изображают родину в виде Прекрасной дамы (как у Данте Алигьери был Кавальканти и дама сердца героя – Примавера). В таком случае, к родине-матери, изображаемой как женщина, можно ощущать сильное физическое влечение в том числе. Это чувство полно романтики и непредсказуемости. Как долговечна любовь-эрос? Этого нельзя сказать однозначно.

Подобное чувство может гореть годами и десятилетиями, а может погаснуть за один день.

Любовь-виктория

Любовь, граничащая с собственничеством, чувство, которое коренится в физическом обладании чем-либо. В данном случае – родиной. Где видна такая любовь? Например, именно любовь-викторию мы встречаем в националистических лозунгах, которые основываются на том, что на определенной территории может проживать лишь определенный народ: Израиль – для иудеев, Украина – для украинцев, Россия – для русских и т. д.

Любовь к отчеству в творчестве Лермонтова

Любовь к родине – важная составляющая внутреннего мира Лермонтова. Он сам считает связь со своей страной неразрывной. В стихотворении «Родина» поэт в первых же строках акцентирует внимание, что родина Лермонтова – это совсем не напыщенное, мелочное, погрязшее в роскоши и интригах высшее общество:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…

Великие завоевания предков, военные заслуги, богатое поместье Лермонтов не считает главным на родной земле. Он любит в своем отечестве совсем другое. Бескрайние просторы родной страны, маленькие деревушки крестьян, даже ухабистые дороги, вот что греет душу поэта. Ему кажется, что правительство и приближенные к ним, слишком далеки от народа. Они живут, словно в разных мирах. И мир населенный простыми людьми, скучный пейзаж гораздо ближе и дороже, чем пышные приемы во дворцах. Эти чувства возникают произвольно в сердце поэта, он находиться далеко от родных просторов, но любовь к родине от этого становится еще сильнее.

Каждое слово в стихотворении, описывающее природу или быт простых людей, пронизано какой-то особенной любовью. Лермонтов не использует высокопарных фраз. Любовь писателя такая чистая и простая, душевная и искренняя. Каждая строчка пропитана нежностью к лесам и степям, к рекам и даже проселочным дорогам. Простые, но в тоже время яркие образы: «дрожащие огни», «желтая нива», «чета белеющих берез», «резные ставни» – из мелких деталей создают целостную картину неприхотливого, но такого душевного русского пейзажа. Поэт утверждает, что сам не знает, почему так любит родину именно в таком виде. Находясь в ссылке, он скучает не по шикарным дворцам и придворным приемам, а по строгой, но прекрасной красоте природы. Ему роднее «пляска с топотом и свистом», чем светский бал.

Жанровое своеобразие стихотворения Лермонтова

Лирика предполагает монологичность и погруженность в глубины внутреннего мира. Это означает, что стих намеренно интровертивный, а читатель становится свидетелем (и даже соучастником) раздумий автора. Экзистенциальные мотивы и пейзажность, описания природы России переплелись в едином поэтическом созвездии художественных мотивов. Лермонтов персонально переживает чувства русского народа, ощущая неотделимость собственного внутреннего мира и чувств от страданий русских в целом. Описание русской деревни сопровождается глубоким философским смыслом, а через судьбу деревушки Лермонтов показывает судьбу, будущее государства. Любовь в стихотворении переплетается с болью.

Острота эмоций, чувств, которыми наполнено произведение поэта словно предвещает скорую кончину автора, возможно, мы можем расценивать «Любовь к родине» как лебединую песню Лермонтова. Основная тема стиха – это, без сомнений, патриотизм. Но это не правый, радикальный патриотизм, который приписывало стихотворению российское правительство. Скорее это патриотизм чувственного характера, философского, больше созерцательного, чем деятельного. Воспевание крестьянского быта, села подводит читателя к пониманию того, что любовь к отечеству, внимание к корням, к простоте исконно русской жизни – это центральная тема творчества Лермонтова. На этой детали акцентировал внимание и сам писатель, которого отчасти обвиняли в нарциссизме и излишнем внимании к себе. Но даже эгоизм, прослеживающийся в «Герое нашего времени», на самом деле, исходит из чувства острой и непреодолимой боли Лермонтова за происходящее с отечеством.

Дорогие любители классики! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание повести “Герой нашего времени” Михаила Юрьевича Лермонтова.

Писатель строит стихотворение необычным образом. О меланхоличности и отчаянности последних строф читатель даже не подозревает, когда начинает читать первые строки «Любви к родине». В начале произведения писатель пишет торжественно и оптимистично, воспевая красоты русских полей и лесов. За жизнерадостными словами следует скрывающаяся в этом торжественном и возвышенном настроении тоска, грусть и печаль. Личные переживания сплетаются с болью и волнениями за судьбу России.

Ремарка об истории написания стихотворения о любви к отечеству

Год создания стиха – 1841-й. Что случилось в этот год в истории России? На самом деле, этот год выдался для Российской империи не таким уж легким. В июле власти издали манифест, призванный урегулировать денежное обращение. Главная же причина заключалась отнюдь не в этом: в 1840-х годах Россия пережила существенный продовольственный кризис. Тяжелая экономическая ситуация вынудила правительство империи принять законодательные меры, но даже это не позволило стране избежать так называемого «картофельного бунта». Торговля, народная промышленность и сельское хозяйство находились в состоянии глубокой стагнации.

Милые нашему сердцу читатели! С большим удовольствием предлагаем ознакомиться с краткой биографией М.Ю. Лермонтова, поэта и прозаика, произведения которого оказали огромное влияние на творчество писателей 19-20 веков

А 15 июля 1841 года погибает Лермонтов. Зиму 1840–1841 годов поэт провел в Петербурге. На самом деле, Лермонтов надеялся, что уйдет в отставку, покинет военную службу, чтобы посвятить остаток жизни литературным делам. Против намерения Лермонтова выступила бабушка, которая чаяла надежды, что внук все же сделает карьеру на военном поприще. Бабушке увлечение Михаила литературой и писательством не нравилось. Поэтому в 1841 году Лермонтов отправляется на Кавказ. Писатель покидал столицу с тяжелым сердцем, наверное, предчувствуя, что это путешествие станет для него роковым и последним.

Путь на Кавказ включал несколько остановок, в том числе – в Пятигорске. Здесь писатель встретил давнего знакомого – Николая Мартынова. Здесь же произошла и острая ссора с этим старым товарищем – еще по школе гвардейских прапорщиков – Лермонтова. Ссора вылилась во вторую дуэль в биографии Лермонтова. И эта дуэль стала для писателя последней. По основной версии того, как происходила дуэль, Михаил Юрьевич не стал стрелять в друга, направив дуло пистолета вверх. Тогда как Мартынов прицелился – и попал – в самое сердце поэта. Поэтому стихотворение, написанное в год смерти автора, считается, безусловно, знаковым.

Публикация стиха и репутация писателя

Итак, через несколько месяцев после написания стихотворения Лермонтов погибает на дуэли. Поэт так и не вернулся на родину. Лермонтову исполнилось всего 26 лет. Но, несмотря на молодость, в творчестве писатель сумел создать целый мир. Мир, где Лермонтов любил, ощущал любовь, где жизнь течет легко и свободно, где красота природы ценится дороже драгоценностей и золота.

Произведение скандально погибшего (и так же скандально жившего) писателя не напечатали сразу. Ведь Лермонтова даже не похоронили по церковному обряду, а в свидетельстве о смерти написали, что писатель трагически скончался, пребывая на лечении – дуэли в то время были уже запрещены. Несмотря на патриотический характер произведения, текст Лермонтова о родине не выходил в печатных изданиях Российской империи – из-за репутации автора стихотворения. Правительство России расценивало Лермонтова как фигуру опасную для режима, воплощение идеалов декабризма, угрозу для царизма и империи. Власти России ожесточенно боролись с проявлениями декабризма, потому что знали, насколько сильными идеологическими проводниками и, выражаясь модным языком, мотиваторами выступают люди искусства: писатели, художники, поэты…

Ссылка на основную публикацию