Смерть поэта – краткое содержание стихотворения Лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Стихотворение «Смерть поэта» было написано, как свидетельствует дата на черновом оригинале, когда Пушкин был еще жив, но смертельно ранен. Очевидно, известие о дуэли настолько потрясло Лермонтова, что он или не дослушал, или информация пришла к нему в искаженном виде. Пушкин умер 29 января, а стихотворение датировано 28 января.

Судя по тому, как написано стихотворение, Лермонтову было известно о травле поэта в обществе, и он всем сердцем был на стороне Пушкина, сочувствовал ему. Гибель Первого поэта России его попросту возмутила до глубины души. Это возмущение было настолько глубоким, что он не смог сдержать душевных порывов, излил их на бумаге.

Тема произведения и главная мысль

Тема и идея произведения – гибель Пушкина, талантливого поэта, дивного гения. Основная мысль заключается в несвободе творчества и талантливых людей в России, в невозможности выражать свои мысли открыто. Власть предержащие откровенно боялись острого пушкинского слова. Александр Сергеевич пользовался авторитетом в литературных кругах и в обществе, его защищали влиятельные люди, даже перед императором. Поэтому император мог только сдерживать страстные душевные порывы потомка Ганнибала, но популярность Пушкина раздражала его. Вокруг автора «Евгения Онегина» плелись интриги, приведшие к трагедии.

Неслучайно после выхода стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова сравнили с Пушкиным, а в стихотворении император Николай I увидел воззвание к революции.

По жанру это – лирико-эпическое произведение. В нем не только чувства автора – боль, горечь, гнев, но и эпические события, реальные герои.

Литературные критики до конца не определились с его жанровой принадлежностью, но сложно не согласиться с советским литературным критиком Борисом Эйхенбаумом, что это политическая ода.

Композиция, построение стиха

В этом стихотворении присутствует несколько героев:

  • погибший поэт,
  • те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
  • его непосредственный убийца.

Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.

По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:

  • 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
  • 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
  • 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
  • 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
  • 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.

Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.

Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:

Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано эмоционально, порывисто, с чувством гнева по отношению к виновникам гибели Поэта. Соответственно средства художественной выразительности, примененные в этом произведении, направлены на усиление эмоционального состояния автора.

В этом произведении использованы следующие литературные средства:

  • Эпитеты – оклеветанный, гордой (головой), мелочные (обиды), ненужный (хор), злобно, свободный, смелый (дар), чужой (земли), безжалостная (рука), ложные (слова и ласки), чудные песни;
  • Олицетворения – торжественный венок, обманутые надежды, вольное (сердце), кровавый (миг);
  • Сравнения – убит, как тот певец;
  • Метафоры –пустые (похвалы), пустое сердце,), взят (могилой), глухой (ревности), завистливый и душный свет (в значении – светское общество), пламенные (страсти), жадная (толпа), черная кровь;
  • Метонимия — свинец (в груди) судьбы (приговор) добыча ревности венец терновый, увитый лаврами, наперсники разврата, невольник чести, печать на устах. Под сению закона, суд, не доступный звону злата;
  • Литоты — жалкий лепет.
  • Архаизмы, подчеркивающие торжественность, скорбь, приближенность к Богу – светоч, нега, венец, уста, под сению (сень), наперсники.

В произведении трижды повторяется слово «убит». Причем, в одном месте эти слова идут подряд.

В заключение анализа стихотворения «Смерть поэта» отметим, что оно прославило Лермонтова. Михаил Юрьевич сблизился с пушкинским окружением, его стихотворения стали появляться в «Отечественных записках». Это же произведение послужило причиной его первой ссылки на Кавказ, и возможно, косвенной причиной дуэли с французом Эрнестом Барантом.

В 1852 году, в Берлине стихотворение «Смерть поэта» перевел на немецкий и опубликовал Фридрих Боденштедт.

Краткое содержание Смерть поэта Лермонтов

Смерть поэта

Первые строки ставят читателя перед фактом гибели великого русского поэта, который погиб на дуэли, желая восстановить свою честь, оскорбленную слухами вокруг его семьи. Но причина его смерти, в понимании М. Ю. Лермонтова, отнюдь не выстрел, а протест против устоявшихся взглядов в великосветском обществе.

Пушкин был горд и благороден. Поэтому все мелкие уколы сплетников, шушукавшихся вокруг него, не могли не привести к трагедии. Поэту пришлось принять правила навязанной ему игры, что и привело к гибели человека, для которого слово “честь” не являлось пустым звуком. И толпа может праздновать свою победу, не понимая всей трагедии ухода подлинного Гения.

Совершенно противоположным человеком предстает в следующих строках Жорж Дантес. Лермонтов рисует образ пустого совершенно человека, увлеченного лишь желанием получить чин повыше. Убийца совершенно безразличен к культуре страны, в которой находится. Поэтому факт, что он участвует в дуэли, соперником в которой выступает русский Гений, для него ровным счетом ничего не значит. Он рок, палач, состоящий на службе у жестокой судьбы. Равнодушная марионетка в руках жаждущей развлечения толпы.

Далее в словах Лермонтова звучит неподдельная боль за человека, который близок был ему по духу. Автор искренне сетует на то, что Поэт, невзирая на его Талант, оказался слишком человеком и имел слабость поддаться на провокации общества. В словах Михаила Юрьевича звучит горечь от того, что уже никогда Пушкин не сможет осчастливить свою Родину новыми произведениями.

Завершает автор стихотворение истовой жаждой Божьего суда, перед которым предстанет каждый, кто участвовал в травле великого Поэта. Ибо от этого суда откупиться невозможно.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Смерть поэта Лермонтов

Другие сочинения:

Смерть поэта (Лермонтов о Пушкине) Поэзия М. Ю. Лермонтова дышит необыкновенной печалью и жизнелюбием. Он страстно любил жизнь, родину, мечтал о свободе, стремился к подвигу. И все, что создал поэт за 13 лет творчества, – это подвиг во имя свободы и родины. С юных лет Read More .

Тема поэта и общества в произведениях “Смерть поэта” и “Поэт” Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова Read More .

“Смерть Поэта” мятежный дух поэта гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных в истории России время – николаевскую реакцию, которая наступила вслед Read More .

Смерть поэта В стихотворении две части, связанные как предметный и инасказательный планы аллегории. Если в первой возникает зарисовка “кинжала надежного”, то во второй проводится аналогия с положением поэта в “век изнеженный”. Кинжал в прошлом был “героя спутником”, его ценностью была “надежность”, крепость Read More .

Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: “оклеветанный молвой”, “жажда мести”, “поникнув гордой головой”, “восстал… против мнений света”, “свободный, смелый дар”, “дивный гений”, “торжественный венок”. Основные темы здесь Read More .

Краткое содержание Три пальмы Лермонтов Три пальмы Первые строфы стихотворения рисуют пейзаж песчаной пустыни, где оазис с ручейком и тремя пальмами служит отрадой и спасением всему живому в этом суровом крае. И гордые красавицы хранят драгоценный источник от жгучих лучей солнца и беспощадного ветра. Но Read More .

Краткое содержание Кавказ Лермонтов Кавказ Синие горы Кавказа, связывают целую главу в жизни Лермонтова, которая считается, лучшим этапом на его жизненном пути. Свобода слова и поэтические стихотворения, героизм и отвага, а также истинные патриотические чувства. Все это будоражило сердце свободолюбивого поэта. В произведении “Кавказ”, Read More .

Авторская мысль в стихотворении “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения, осуществилась, по слову Станиславского, его сверхзадача. И осуществилась она в Read More .

Читайте также:  Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс

«Смерть поэта» – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Краткий обзор

Прежде чем провести полный разбор, следует кратко изложить его основные пункты, придерживаясь плана. Для стихотворения «Смерть поэта» первоначальный анализ выглядит так:

  1. История создания. Произведение написано в 1837 году. Лермонтов выразил в стихах свои переживания из-за смерти А. С. Пушкина.
  2. Тема. Гибель поэта, несправедливость высшего общества по отношению к нему.
  3. Композиция. Монолог, написанный строфами разного размера и ритма. Произведение состоит из двух частей: первая — описание трагического события, вторая — обращение к «жадной толпе».
  4. Жанр. Элегия, сатира.
  5. Выразительные средства. Метафоры, эпитеты, сравнения, риторические вопросы, реминисценция, параллелизм.

История создания

«Смерть поэта» Лермонтов написал в 1837 году, когда стало известно об исходе дуэли между Дантесом и Пушкиным. Александр Сергеевич был кумиром для Лермонтова, поэтому стихи получились очень яркими, в них показаны искренние страдания. Стихотворение состоит из двух частей:

  1. Описание смерти поэта.
  2. Осуждение убийц.

Большая часть сложена в первые дни после трагедии. Михаил Юрьевич тяжело переносил утрату. Потрясенный, он не загонял каждый стих в традиционные рамки, поэтому ритм произведения не выдержан.

Поэт решил отразить детали дуэли, отношение общества к этому событию. В каждой строфе звучит протест против «мнений света», представители которого всегда стыдили и критиковали Пушкина за творчество.

Вторую часть сочинения автор посвятил «палачам». Им не уйти от «божьего, грозного суда», ведь он не приемлет злословия. Причиной смерти Пушкина Лермонтов считает не только дуэлянта Дантеса, но и общество, не сумевшее принять молодого дерзкого поэта.

Последние строки «Смерти поэта» родились, когда стало понятно — император не собирается наказать француза. Михаил Юрьевич не мог остаться в стороне, так как считал гибель кумира несправедливостью.

Обвиняемое высшее общество подхватило стихотворение, передавая его друг другу устно и письменно. Так стихи дошли до Романовых. В характеристике для императора Лермонтова описали мятежником. За написание дерзкой по смыслу сатиры Николай I сослал поэта на Кавказ. Однако «Смерть поэта» уже сыграла свою роль в биографии Михаила Юрьевича. Им восхищались, называли гением сродни Пушкину.

Стихотворение впервые было издано в 1852 г. в Германии. На русском языке первую часть напечатали только в 1858 г. Полную версию элегии на родине автора увидели спустя два года.

Основная тема

Главная идея стихотворения отражена в названии и первый строках: «Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой…». А. С. Пушкин, которого уже тогда считали великим, безвременно утрачен. Он был «дивным гением», но не успел отдать миру всего себя.

Благородный, вольный, смелый поэт противопоставлен хладнокровному и безнравственному беглецу Дантесу. Убийца имеет «пустое сердце», он приехал ловить «счастье и чины» и презирает язык и нравы русской земли.

Общество у Лермонтова — это «завистливый и душный» свет. Его представители — ничтожные клеветники, которым Пушкин доверился и был обманут.

Пусть дуэль была честной, но это не оправдывает Дантеса. Он, как считает Михаил Юрьевич, стал орудием «жадной толпы». Да, Пушкин открыто выступал против общества, но смерти не заслужил. Для автора трагедия стала столь неожиданной, что он не сразу верит в случившееся.

Люди жестоки, они ошиблись, когда выносили Пушкину приговор. Но грозный Божий суд найдет истинных виновных, клеветники получат заслуженное наказание.

Композиция и жанр

По плану следующий этап анализа стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» — это разбор композиции, размера и ритма, а также определение жанра. В поэзии Михаил Юрьевич часто обращается к монологу. О гибели Пушкина он решил рассказать от лица лирического героя, который возвышен над остальными. Он единственный, кто способен оценить истинную ценность даты для истории.

Автор начинает с эмоционального описания событий, плачет о друге и постепенно переходит на философские размышления. Первая часть стихотворения заканчивается фактом: «На устах его печать».

Заключительная строфа — это гнев лирического героя, направленный против жестоких «потомков прославленных отцов». Они не поняли и погубили гения, за что и будут наказаны.

Произведение нельзя отнести к одному жанру. Первая часть считается элегией, но имеет признаки оды. Вторую часть можно назвать эпиграммой. Если рассматривать стихотворение целиком, будут видны черты сатиры.

Строфы разного размера и ритма. В первой части есть трехстопные и четырехстопные ямбы, во второй ямб разностопный (сочетание пяти- и шестистопного). Рифмы различны: перекрестные, кольцевые и парные.

Выразительные средства

Настроение стихотворению задают трагичность и сатирический сарказм. Кроме них Лермонтов использует:

  • сравнения: «торжественный венок», «венок терновый», «угас, как светоч»;
  • эпитеты: «свободный смелый дар», «грозный суд», «глухая ревность»;
  • метафоры: «черная кровь», «на ловлю счастья и чинов», «под сению закона»;
  • реминисценцию: «погиб поэт», «поникнув гордой головой».

Михаил Юрьевич широко использует синтаксические приемы. Например, в «Смерти поэта» много риторических вопросов («Зачем вступил он в этот свет?», «зачем поверил…?»). Есть в строках и параллелизм: многие соседние предложения построены одинаково.

Анализируя средства художественной выразительности, тему и композицию стихотворения, можно придти к выводу, что Лермонтов вписался в обычные для себя рамки романтизма. Протест и открытое осуждение — его любимая проблематика.

Анализ стихотворения «Смерть поэта» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.09.2019 · Обновлено 26.09.2019

Михаил Юрьевич Лермонтов не раз обращался к теме несправедливости и поэзии в своих произведениях. Он тонко чувствовал настроения общества. Не стало исключением и одно из самых его знаменитых стихотворений — «Смерть поэта», разбор которого Вам предлагает Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания стихотворения «Смерть поэта» — это довольно интересные факты, которые проливают свет на истинные мотивы автора:

  1. В январе 1837 года трагически погиб один из величайших поэтов того времени – Александр Сергеевич Пушкин. Он скончался через несколько дней после дуэли с Дантесом — сыном голландского посла. Дантес пренебрежительно отзывался о нравственности жены Пушкина и даже досаждал ей своим вниманием, поэтому Александр Сергеевич бросил ему вызов и получил серьезное ранение в живот. Его смерть стала поводом для Лермонтова, чтобы написать стихотворение «Смерть поэта». Его, почитателя творчества Пушкина, потрясла не только смерть человека, находящегося в самом расцвете жизненных сил, но и гибель автора, изменившего русскую литературу.
  2. По мнению некоторых критиков, в произведении Лермонтов выражает протест против политики государственных чиновников и мнения светского общества: весь свет оправдывал поведение убийцы Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта» в дальнейшем много раз копировалось и распространялось переписанным от руки. Полная версия стихотворения была подана императору Николаю вместе с вердиктом о революционной направленности поэзии Лермонтова. После этого поэта взяли под стражу, и некоторое время спустя сослали на Кавказ за «непозволительные» стихи. Эпиграф, приложенный к «Делу о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым», появляется в одной из копий стихотворения. Он взят из трагедии Ротру «Венцеслав»:

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Смерть поэта» – сочетание сатиры (эпиграммы) и элегии. Посыл произведения грустный и мрачный, в нем затронуты серьезные философские проблемы, но в то же время автор едко и насмешливо критикует светское общество, что больше свойственно эпиграмме, чем элегии. Присутствуют и черты оды: поэт использует множество восклицательных знаков и риторических вопросов, а также употребляет высокопарную лексику, свойственную жанру оды.

Творчество Лермонтова традиционно причисляют к романтизму: и по хронологическим рамкам, и по содержательно-тематическому комплексу. Стихотворение «Смерть поэта» наполнено традиционными для романтизма мотивами — бунтом, протестом и осуждением общества.

Стихотворение «Смерть поэта» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет собственный размер: первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шестистопный ямб.

Образы и символы

Образ Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» — это образ гения, отвергнутого толпой. Его «свободный, смелый дар» гнали, а пожар сердца раздували на потеху. Пушкин в изображении Лермонтова — бунтарь, который «восстал против мнений света». По мнению автора, его обманули, и сам творец напрасно доверился «ложным словам». Ему не стоило входить в светское общество, потому что оно не стоило его таланта.

Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди – образ смерти Пушкина-дуэлянта (правда, пуля попала ниже).

Так же появляется образ «ничтожных клеветников», то есть тех, кто порочил имя Пушкина и его жены и поддерживал его убийцу. Эти люди лицемерием добились доверия поэта и специально привели его к трагическому исходу. По мнению автора, их ждет жестокая кара, от которой их не убережет «злословие». Грозный божий суд сулит наказание для тех, кто посмел поднять руку на поэта.

Не остается незамеченным и образ его противника и убийцы – Дантеса: «Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы». Лермонтов характеризовал его как человека «с пустым сердцем».

Читайте также:  Тамбовская казначейша – краткое содержание произведения Лермонтова

Когда Лермонтов говорит про увянувший «торжественный венок», он имеет в виду пышущего бодростью и жаждой жизни молодого Пушкина, чья смерть наступила так внезапно. Также венок символизирует славу и успехи поэта. Образ венка обыгрывается и дальше. Венок жизни и славы сменяется библейским символом, означающим несправедливые муки, принятые Творцом:

В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и злобой.

Темы, проблемы и настроение

  1. Трагическая судьба поэта в обществе – основная тема этого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Образ поэта уже приравнивается здесь к образу Иисуса, о чем свидетельствуют уже вышеупомянутые венки и антитеза «праведной» крови и «чёрной». Дар поэта имеет божественный источник, поэтому убийство божьего посланника автор трактовал на библейский лад, ведь люди снова подняли руку на того, кто нес им свет, добро и справедливость. Лермонтов показывает, что в смерти творца есть вина не только Дантеса, но и всего светского общества, которое потешалось над ним.
  2. Тема поэта и поэзии. Лермонтов подмечает в Пушкине и благородство, и свет его души, и его любовь к правде и справедливости. Он высоко ставит поэта над толпой и обозначает место Пушкина в русской культуре, говоря о том, что его смерть — это потеря национального масштаба.
  3. Тема русской культуры тоже становится важной частью стихотворения. Лермонтов делает акцент на то, что убийца был иностранцем, и не мог понять, как важен был Пушкин для развития русской словесности.
  4. Ближе к середине стихотворения появляется основная проблема в стихотворении «Смерть поэта» – жестокость людей, жестокость толпы. Поэта обманывают и используют, а пожар его души лишь развлекает зевак. Никто из них понимает, что Россия потеряла в лице Пушкина.
  5. Проблема справедливости тоже взволновала автора. Он уже не надеется на земной суд, но возлагает надежду на то, что Бог покарает тех, кто в ответе за гибель поэта.
  6. Настроение стихотворения «Смерть поэта» торжественное и мрачное, особенно в последней строфе, где автор предрекает наказание для губителей и мучителей поэта.

Главная мысль

Основная идея Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта» – протест против общества, которое виновато в смерти поэта. Это общество покрывало преступника, способствовало распространению клеветнических слухов и было безразлично к потере великого творца. Лермонтов восстал в этом стихотворении против светских льстецов и лицемеров, которые раздули пламя ревности в груди Пушкина. Движущая сила общества, в котором жил Пушкин, – богачи, приближенные к государю лица — была направлена против честного и смелого поэта, который не раз обличал их пороки. Но их вина глубже рядового преступления, и они поплатятся на Божьем суде и перед потомками, культуру которых они ограбили.

Смысл стихотворения «Смерть поэта» заключается в том, что исчезновение человека искусства, гибель гения — это трагедия для всего народа, и все те, кто повинен в этом преступлении, поплатятся перед историей и перед Богом.

Средства выразительности

Лермонтов в изобилии использует тропы и различные средства выразительности в стихотворении «Смерть поэта». Например, он часто употребляет восклицательные знаки, риторические вопросы и многоточия, чтобы подчеркнуть эмоциональный накал произведения. Кроме того:

  1. В стихотворении присутствует целый ряд ярких и запоминающихся эпитетов: «дивный гений», «свободный смелый дар», «пламенные страсти», «кровавый миг», «глухая ревность», «грозный суд». Именно с помощью этих эпитетов и создается картина, помогающая читателю понять всю остроту переживаний Лермонтова по поводу смерти поэта.
  2. В стихотворении так же присутствуют метафоры. Они призваны сдержать гнев самого Лермонтова: «звон злата», «ловля счастья и чинов», «печать на устах», «взят могилой».
  3. В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта.

Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс кратко по плану

Лермонтов написал данное произведение после довольно трагических и нелепых событий. В 1837 году погиб Пушкин, и это событие сильно затронуло поэта. На этом фоне Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором в некотором роде оспаривает позицию людей оправдывающих убийцу Александра Сергеевича. Данное творение довольно легко читается любым читателем. Хотя произведение о жизни конкретного человека, но в нем затронута тема борьбы добра и зла.

Стихотворение расскажет читателю о трагедии, которая постигла талантливейшего поэта того времени А.С. Пушкина. Произведение по своему смыслу можно разделить на две части. Вначале Лермонтов рассказывает читателям о смерти поэта, а именно обо всей трагедии, о его гибели в 1837 году. В строках первой части заложен смысл, который направлен на несогласие автора с мнением общества. Многие высшие чины довольно часто могли критиковать Пушкина, а Лермонтов осуждает данную позицию этих людей.

Следующая часть стихотворение явно высмеивает поведение людей, которые осуждают и критикуют Александра Сергеевича. Автор явно подчеркивает свою позицию несогласного с мнением общественности по поводу гибели Пушкина. Также упомянут в строках суд Божий, который ждет всех и подкупить его нельзя. Наказан будет каждый особенно убийца поэта.

Если проводить анализ жанра произведения, то кроме трагедии можно разглядеть и частичку сатиры. Стихотворение очень мастерски сбалансировано. В первой части явно присутствует элемент трагедии связанной со смертью замечательного поэта. А вот завершающие строки посвящены сатире и даже в некоторых местах сарказму. Довольно редко встречается в литературе совмещение этих двух жанров. Возможно, в таком стиле написания можно понять внутреннее состояние Лермонтова.

Основная идея данного замечательно стихотворения состоит в конкретном протесте Лермонтова, против мнения всех людей, которые пытаются критиковать Пушкина, а главное покрывают и оправдывают убийцу поэта. Естественно Александр Сергеевич был неугоден высокопоставленному обществу, ведь он проповедовал новые взгляды на жизнь, а люди не желали принимать такие суждения Пушкина. Автор в душе понимает, что одному ему побороть противников никак не получится. А вот Пушкин при жизни не боялся проиграть и боролся с высокими чинами, преподнося им свои новые взгляды на жизнь с которыми они так и не смирились. Лермонтов винит в смерти поэта именно этих людей.

Произведение имеет множество сравнение и жанров, которые переплетаются друг с другом. После того как стихотворение прочитано складывается действительно впечатление несправедливости к замечательному поэту.

Анализ стихотворения Смерть поэта Лермонтова

Всем известно, что стихотворение «Смерть поэта», написано М.Ю. Лермонтовым, посвящено А.С. Пушкину, человеку, которым он восхищался, который был его кумиром. Лермонтов признавал в Пушкине, одного из ярких представителей Российской литературы, и смерть поэта произвела на автора, очень сильное впечатление.

В данном произведении присутствует не только трагизм, но и сатира. Стихотворение «Смерть поэта» построено из двух частей. Весь драматизм ситуации описывается в первой части, а в заключительных строках появляются элементы сатиры и даже сарказма. Это редкое совмещение стилей, отображает внутренне состояние души М.Ю. Лермонтова. Вся скорбь, связанная со смертью кумира, перетекает в презрение к общественности.

В первой части описана не справедливая, ранняя и трагическая смерть Пушкина А.С. Но это ни просто констатация факта, в тексте чувствуется скрытый смысл. Автор не обвиняет убийцу Пушкина. Он уличает и вменяет в вину смерть поэта, высшему обществу, которое, очень часто, насмехалось над ним. В произведение Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, одевших маску скорби на лицо. Показное страдание никому не нужно, в нем нет смысла.

Во второй части автор насмехается над виновными в смерти поэта, называя их надменными потомками прославленных отцов. Имея в виду то, что сами они в своей жизни не совершили ничего значимого, и кичатся только заслугами своих предков, которые тоже были не очень честными людьми. Автор сетует на то, что из-за высокого происхождения, можно избежать наказания, но есть ещё и Божий Суд перед которым предстанет каждый, и на нем не помогут ни деньги, ни связи, ни положение в обществе. Всем воздастся по заслугам.

В стихотворении автор превозносит А.С. Пушкина. Он сравнивает его со свечой, которая освещала дорогу, но угасла слишком рано. Общество же, он принижает, используя уничижающие метафоры. Это добавляет выразительности произведению.

После прочтения произведения, остаётся ощущение грусти и тоски. Несправедливости мира и невозможности бороться в одиночку против уже отлаженной системы. Лермонтов это понимал, но Пушкин не боялся гнева высокопоставленных чинов, за что и поплатился.

Вариант №3

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Смерть поэта” посвящено великому русскому мастеру слова, несравненному писателю и стихотворцу Александру Сергеевичу Пушкину. Смерть поэта произошла на дуэли с Дантесом, который был причислен к высокому статусу, там он получил в то время, не совместимое с жизнью ранение, клевета и интриги против писателя, которые в том числе шли и от аристократии вызвали глубокое возмущение в кругу семьи, знакомых и почитателей творчества Пушкина. Трагическая гибель поэта в самом расцвете сил до глубины души задела Лермонтова и он, поверженный горем от утраты друга и товарища, решил выплеснуть свои мысли на листок бумаги. Стихотворение будто разделено на две части. Во вступление выдвигается факт -“Поэт погиб”. Далее Михаил Юрьевич, будто зная, что творилось в душе у Пушкина выплескивает всю обиду, которая могла затаиться у писателя.

Читайте также:  Анализ стихотворения Узник Лермонтова 6, 9, 10 класс

Автор в своем произведении выносит протест случившемуся обстоятельству, осуждает лицемеров, которые так яростно клялись в любви поэту, а за спиной бросали колкости и прикрывали произошедшее нелепое преступление, высмеивает государство, которое подвергало творчество Пушкина нескончаемой критики. Главная мораль стихотворения это то, что как бы ты не был красив душой, талантлив, движущая сила -“надменные потомки”, высшее общество, будет осуждать, рушить твое понимание мира, стереотипы, ломать твой внутренний стержень. К сожалению Александр Сергеевич был выше всего этого, чтобы ставить на людях ярлыки, отчего как считает автор произведения погиб.

В заключении Михаил Юрьевич заявляет, что есть Божий суд, от которого никто не скроется и все получат по своим заслугам. Произведение хоть и написано в трагичном стиле, но и имеет долю сатиры и сарказма. Оно также пропитано глубоким уважением и почтением к погибшему товарищу М.Ю. Лермонтова.

По плану 9 класс, по плану 10 класс, кратко

Картинка к стихотворению Смерть поэта

Популярные темы анализов

А.А. Блок написал знаменитое произведение “Вхожу я в тёмные храмы. ” в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева.

Звезда. Это слово несет в себе богатое смысловое значение для человека. Это самый неизведанный и, несущий в себе множество тайн, объект на небосклоне. Этими загадками и манит небесное светило человеческие умы ввысь.

Как известно, Сергей Есенин, известный русский поэт, сильно увлекался поэзией Востока. Одержимый этим, он мечтал побывать не только в Тегеране, но и в Стамбуле. Но, к сожалению, сделать этого он так и не смог. Во время,

Фет очень много писал о весне и возрождении к жизни. Ведь это такое время года, когда каждая частичка земли пробуждается после зимней спячки. Это-то время, когда Земля дарит надежду на рождение чего-то нового или забытого

Тютчева смело можно считать поэтом, который посвятил практически все свои строки романтизму. Федор Тютчев создает произведения, в которых с помощью правильно подобранных слов передает читателю красоту природы.

Анализ стихотворения «Смерть поэта»

Первым произведением Михаила Лермонтова, принёсшим ему широкую известность, стало стихотворение «Смерть Поэта», хотя опубликовано оно было только спустя почти 20 лет после создания.

Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк. Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса. На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.

Стихотворение моментально разошлось в рукописных списках и было доставлено царю с надписью «Воззвание к революции». И автор крамольного произведения, и те, кто его распространял, были арестованы — за арестом последовала ссылка.

«Смерть Поэта» — яркий при мер публицистической гражданственной лирики с элементами философского раздумья. Основная тема — трагическая судьба Поэта в обществе. В произведении совмещены черты разных жанров: элегии, оды, сатиры и политического памфлета.

По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Компоаиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть — печальная элегия о трагическом событии 1837 года. С первых же строк ясен подтекст стихотворения — прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над Поэтом и унижало его. Светское общество не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить Поэта — это было своеобразной забавой. Чего стоит одно только
присвоение ему императором Николаем 1 чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину было уже 35 лет (подобного чина, как правило, удостаивались юноши, которым отводилась роль придворных пажей). В стихотворении автор доносит до читателя мысль, что убийство поэта — это неизбежное следствие его давнего и одинокого противостояния «свету».

Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.

Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Поэта, а после его смерти надели маску скорби. Тут же присутствует намек на то, что гибель Пушкина была предопределена — «судьбы свершился приговор». По преданию, смерть на дуэли Пушкину ещё в юности предсказала гадалка и даже в точности описала внешность того, кто сделает роковой выстрел.

Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта. Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами
Поэта. Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.

Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.

Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз. Описывая убийцу Поэта, Лермонтов даёт точные приметы Дантеса:
… издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На Ловлю счастья и чинов
3аброшен к нам по воле рока …

Чужестранец, не знавший русского Языка и презрительно относившейся к стране, в которой жил, не задумываясь, выстрелил в Поэта. Лермонтов, используя приём антитезы, противопоставляет Поэта убийце: у того «пустое сердце», он, «подобный сотням беглецов », Охотник за счастьем и чинами, презирающий чужую культуру и обычаи.

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор:
и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь! Важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.

Средства художественной выразительности, которые выбирает Лермонтов, ПОмогают ему передать пафос стихотворения, выразить возмущение и гнев в адрес убийц и горечь личной потери. Вот какие эпитеты найдены для этого: свободный, смелый дар; пустое сердце; дивный гений; миг кровавый; глухая ревность; чёрна» кровь; жалкий лепет; коварный шёпот; ничтожные клеветники.

Лермонтов использует сравнения: Поэт « угас, как светоч»; увял, как «торжественный венок»; погиб, «как тот певец … воспетый им … » (сравнение с Ленским — персонажем из романа в стихах «Евгений Онегин»). Можно отметить также перифразы (Угас …дивный гений, / Увял торжественный венок), метафоры (на ловлю счастья и чинов; Свободы, Гения и Славы палачи; жалкий лепет оправданья; злобно гнали … дар; И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него); ассонансы (поникший гордой головой) и аллитерации
(пал оклеветанный молвой).

В стихотворении много риторических вопросов. Такие вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы заострить внимание: «Зачем … / Вступил он в этот свет завистливый и душный / Для сердца вольного и пламенных страстей? / Зачем он
руку дал клеветникам ничтожным, / Зачем поверил он словам и ласкам ложным, / Он, с юных лет постигнувший людей?».

В этих строчках использован и другой стилистический приём — параллелием, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, что придаёт поэтической речи особую выразительность. Не случайно повторение слова зачем в начале предложений. Этот приём, называемый анафорой, также усиливает эмоциональность.

В стихотворении есть литературные реминисценции. (Реминисценция — это воспроизведение автором образов, отсылающих читателя к другому, известному ему произведению ). Так, начало стихотворения Лермонтова: «Погиб Поэт! — невольник чести … » напоминает читателю о строках из пушкинской поэмы «Кавказский пленник»: «Когда Я погибал, безвинный, безотрадный, / И шёпот клеветы внимал со всех сторон … ». Другая строчка «Поникнув гордой головой») напоминает о стихотворении Пушкина «Поэт» «не клонит гордой головой» ).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, во второй части — вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрёстная, кольцевая, парная.

Ссылка на основную публикацию