Тучи – краткое содержание стихотворения Лермонтова

СПАДИЛО.РУ

Стихотворение

Краткое содержание

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность. Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

Жанр произведения

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».

Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).

В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.

Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в «Тучах», резко выразится в стихотворении «Прощай, немытая Россия» — самом остром политическом произведении поэта.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

Тема – одиночество и изгнание.

Композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.

Жанр – стихотворение, философская лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты“лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.

Олицетворение – “вечные странники”.

Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

Антитеза“с милого севера – в сторону южную”

История создания

Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

Тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. “Лишние люди” у поэта, будто тучи, вынужденные проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета” .

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север” , обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник “, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывает скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучший в творчестве поэта.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники” ). Антитеза “ с милого севера – в сторону южную ” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану

1. История создания

Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.

Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.

В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.

2. Литературное направление

Стихотворение «Тучи» — яркий пример романтической лирики.

3. Род

На то, что перед нами лирическое произведение, указывает манера изложения от первого лица, слиянность героя с миром природы, размышления о внутренних противоречиях и отчуждении от мира людей.

4. Жанр

Стихотворение «Тучи» — это элегия с присущими ей особенностями: философичностью, интонацией печали и сожаления, наличием скрытой жалобы.

5. Проблематика

В данном произведении Лермонтов затрагивает проблему оторванности человека от родины, родной для него среды.

6. Тематика

Здесь звучит тема одиночества, одна из основных в творчестве поэта.

7. Идея

Идея произведения в том, что его одиночество также естественно, как вечные странствия небесных туч, не имеющих родины на земле. Перемещения из одного города в другой – лишь вершина огромного айсберга, которым является глубинное одиночество Лермонтова. Поэт понимает, что у него нет родины в мире людей.

Читайте также:  Тамбовская казначейша – краткое содержание произведения Лермонтова

8. Пафос

В стихотворении слышится тоска человека, теряющего связь со всем, что ему дорого. Пытаясь отстраниться от конкретной жизненной ситуации, лирический герой выходит на уровень вселенской печали о человеческом одиночестве.

9. Система образов

Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.

Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.

Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: сам поэт и тучи над его головой.

Так как монолог автора адресован им, можно сделать вывод, что для поэта они равноценны живым существам. Их объединяет слово «изгнанники». Тучи плывут к югу по воле стихии, а поэта влечёт туда воля монарха.

11. Лирический герой

Лирический герой так одинок, что обращается с горестными размышлениями не к людям, а к тучам – обитателям небосвода.

Используя приём отождествления, он сравнивает их судьбу со своей и делает собственный вывод: «Нет у вас родины – нет вам изгнания». Он видит преимущество туч в том, что они «вечно свободные». У него же, увы, нет подобной свободы.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.

Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Мысль автора движется от завязки (1-я строфа) к развитию действия (2 строфа).

В третьей строфе звучит кульминация («Нет, им наскучили нивы бесплодные…») и развязка, выраженная в трёх последних строках.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».

Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.

Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).

Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».

Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи.
Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.

Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.

На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.

На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.

С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.

17. Значение произведения

Стихотворение «Тучи» — шедевр «позднего» периода лермонтовской лирики. В нём мысль о человеческом одиночестве доведена до абсолюта. Страшнее всего не быть изгнанным, а не иметь родины вообще.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова не потеряло актуальности. В трудные минуты жизни человеку необходима поддержка. Оставаясь в одиночестве, он чувствует себя покинутым, чуждым всему земному.

У одиночества несколько уровней глубины. Лермонтов касается самого сокровенного из них, и об этом одиночестве, данном нам от рождения, люди будут помнить столько же, сколько существует мир.

19. Моё отношение

Стихотворение «Тучи» наводит на грустные размышления. Мне жаль молодого поэта, рано оставшегося без родителей, а затем вынужденного скитаться из края в край. Он, как никто, чувствовал одиночество и воспел его в своих стихах. Не хотелось бы испытать подобные чувства.

20. Чему учит

Лермонтов учит нас быть внимательнее и добрее друг к другу. Чтобы избавиться от тоски, нужно окружать заботой своих близких. Если думать только о своём страдании, рядом никого не останется.

Краткое содержание Тучи Лермонтов

Поэт, глядя на тучи, что стремительно мчат в небе, находит в них сходство с собой. Он так же, как и они, вынужден быть в изгнании, вдали от милых сердцу мест.

Лермонтов гадает, какая причина послужила тому, что они должны были покинуть “милый север”. Он вновь ищет аналогию с самим собой, перебирая все то, что заставляет и его уезжать: воля провидения, открытая враждебность чья-либо или подковерные интриги. А ведь еще существуют возможные причины: предательство друзей и совесть человека, отягощенная каким-либо преступлением.

Но нет, автор понимает, что уж очень тучи отличны от людей. У них есть то, чего нет у самого поэта – свобода выбора, свобода от тоски по родине. И, совершенно безразличные ко всему, они не смогут понять той почти материальной горечи, что ядом отравляет его душу.

Стихотворение написано в 1940 году – в период, когда молодой Лермонтов уезжал в ссылку. Ведь он подвергался гонениям за свое свободомыслие, за непримиримость к процессам, что происходили в стране. За то, что так и не сумел принять и простить лицемерному обществу гибели Поэта. Произведение ярко передает всю бурю эмоций, царящих в его душе.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Тучи Лермонтов

Другие сочинения:

Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы”) В стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, Read More .

Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Тучи”) Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть, И жребий чуждого изгнанника иметь На родине с названьем гражданина! М. Ю. Лермонтов Жизнь М. Ю. Лермонтова с детских лет была трудной. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, домашние Read More .

Краткое содержание Когда волнуется желтеющая нива… Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… Многие известные поэты, черпают свое вдохновение от природы. Лермонтов также в своих произведениях восторгается богатством и разнообразием родного края, при этом удивляя читателя чувственным восприятием его красоты. Удивительно ярко написано стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”. В Read More .

Краткое содержание Беглец Лермонтов Беглец Михаил Лермонтов был впечатлен прекрасной и суровой природой Кавказа. Здесь он написал свои самые известные произведения. Одним из таких произведений считается “Беглец”. Лермонтов, показывает беглеца Гаруна, как ничтожного и трусливого человека. Он сбежал с поля битвы, где сражались его Read More .

Анализ стихотворения Лермонтова “Тучи” Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою Read More .

Краткое содержание Кавказ Лермонтов Кавказ Синие горы Кавказа, связывают целую главу в жизни Лермонтова, которая считается, лучшим этапом на его жизненном пути. Свобода слова и поэтические стихотворения, героизм и отвага, а также истинные патриотические чувства. Все это будоражило сердце свободолюбивого поэта. В произведении “Кавказ”, Read More .

Краткое содержание Вадим Лермонтов Вадим Свое произведение “Вадим” Лермонтов посвятил истории нашей страны. Он постарался дать ответ на вопрос – кто является наиболее мощной силой в истории, личность или народ? Можно сказать, что автор изучая историю, пытается показать противоречия в русской жизни. Показывая такое Read More .

Краткое содержание Дума Лермонтов Дума Произведение “Дума”, является чистосердечной и грустной исповедью писателя о своей эпохе. Здесь все подчинено мысли автора. С первых строк читатель видит высказывание поэта о поколении 30-х годов. Эта идея развивается во всем стихотворении. Что же так огорчило Лермонтова? Скорей Read More .

История создания и анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Тучи

Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне. В этих небесных созданиях автор видит сходство в отношении занимаемого ими положения и своего.

В первой строфе односторонний диалог определяет статус изгнанника как для туч, так и для лирического героя. Кроме того, указывает направление движения туч «с милого севера» в южную сторону. Здесь определяется характеристика авторской позиции, который намекает на нежеланное посещение чужбины.

Во второй строфе риторические вопросы о цели перемещения небесных тел раскрывают причины изменений в жизни автора. Он пытается понять, может ли его свободолюбие являться столь серьезной причиной для изгнания. Или это люди, которых он считал друзьями, совершили подлый шаг.

Читайте также:  Парус – краткое содержание стихотворения Лермонтова

Поэт чувствует безысходность своего положения. Мотив одиночества вытекает из мировоззрения поэта в отношении существующего гнета, вытеснения справедливости, противоборства разных классов. На свои вопросы Лермонтов дает ответ в третьей строфе. Путем сопоставления первого и третьего четверостиший вырисовывается позиция автора, который остается навсегда преданным Родине. Поэтому тучи, свободно перемещающиеся «степью лазурною», не похожи на него. Поэт по опыту знает, что такое страдание, ложь и заточение.

Отсутствие свободы угнетает его, так как автор стремится мыслить, действовать и доносить свои идеи окружающим независимо от мнения окружающих.

С помощью пейзажа М. Ю. Лермонтов выражает боль души, отсутствие покоя. Сливаясь с природой воедино, с одной стороны, он все же отстраняется от них, с другой, так как является человеком мыслящим, с ранимой душой, любящим своих друзей и край родной. Тучи же, поддаваясь потоку ветра, мчатся согласно закону природы.

Восклицание последней строки стихотворения содержит вывод поэта о том, что он счастлив быть единомышленником тех, кто защищает Родину, приносит в жертву свою свободу. Он может по-настоящему проявлять чувства, а не растрачивать силы, плыть по течению. Не скрывая своего отношения к происходящим событиям, поэт придает эмоциональность и положительным, и отрицательным понятиям с помощью ярких эпитетов: «клевета ядовитая», «милый север». В стихотворении имеет место сравнение автора с тучами, хотя в конце его позиция меняется, когда выясняется, что сам поэт и созданный им образ туч можно назвать странниками. Но в отличие от них автор способен переживать, быть изгнанником, его свобода ограничена.

Таким образом, благодаря природе автор подчеркнул свою привязанность, верность Родине.

История создания

Анализ «Туч» Лермонтова можно начать с того, что стихотворение было написано накануне ссылки поэта на Кавказ в 1840 г. Оно написано в поздний период творчества поэта. Лермонтов создал его на квартире у Карамзиных, где как раз собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. В. А. Соллогуб свидетельствует о том, что Михаил Юрьевич слагал свое произведение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над рекой Невой.

На Кавказе в то время как раз происходили военные действия. Царь назначил поэта в полк, который тогда нес тяжелые потери. Лермонтов понимал, что отправляется на верную смерть. В это время слава о нем уже распространилась по всей стране. Поэт хотел подать в отставку, чтобы посвятить все время литературному творчеству. Однако его планы не сбылись.

Антитеза в произведении

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова позволяет выявить и другие использованные автором приемы. Михаил Юрьевич, в частности, прибегает к антитезе, характерной для всего его творчества. В «Тучах» противопоставляются, как мы уже отметили, мир природы и мир человеческий. Вечные изгнанники в данном случае — небесные тучи, которые мчатся в неизведанную даль по небу. Они сопоставляются с человеческими исканиями, стремлениями людей познать смысл собственной жизни, найти свой путь.

Отчуждение лирического героя

В этом произведении, когда поэт стремился найти для себя пути преодоления того отчуждения, что царит между личностью и окружающим миром, нашли отражение актуальные для него темы одиночества, бесконечной свободы. И поэт изображает в своем произведении лирического героя, который вынужден быть изгнанником – в этом нет его свободного выбора. Среди тех причин, что могут вынудить оставить родные края, поэт перечисляет различные человеческие пороки. Это зависть, злоба, клевета – причем не от врагов, а от друзей.

Композиция

В анализе «Туч» Лермонтова стоит подробно рассказать и о композиции произведения. В первой строфе поэт обращается к тучам. Его слова полны грусти, Лермонтов видит в них такого же странника, каким и является сам. У них нет дома и родины, все время своего существования они путешествуют по небесным просторам. Небо Лермонтов называет «степью лазурной», ведь оно такое же бескрайнее, в нем словно отражаются степные просторы.

Анализ «Туч» Лермонтова продолжается рассмотрением второй строфы. Здесь поэт пытается понять, что же именно заставляет тучи нестись по просторам неба. Он освещает свои догадки при помощи риторических вопросов. В заключительной строфе лирический герой отрицает свою схожесть с тучками. У них ведь нет родины, а это означает, что и терять им нечего. Неслучайно поэт также употребляет и слово «чужды».

Этим он подчеркивает, что отличается от туч – у них разный путь. Они совершенно не являются изгнанниками, как он сам. Только тот, кто испытывает любовь к Отечеству, может пережить боль разлуки с ним так, как переживал это поэт. Таким образом, можно утверждать, что все произведение построено на приеме антитезы. Странствия свободных туч по небу противопоставляются изгнанничеству лирического героя.

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Художественные приемы

В стихотворении поэт использует прием метафоры – это также можно упомянуть в анализе «Туч» Лермонтова. «Небесные странники», которые по цвету напоминают жемчуг, плывут друг за другом. Так поэт стремится подчеркнуть единство человека и природы. Он обозначает тучи с помощью слова «изгнанники», будто бы сравнивая их путь со своим. Поэт также пишет о том, что этим странникам «чужды страдания», им «наскучили нивы». Эти выражения также являются метафорическими.

О художественных средствах необходимо рассказать даже в том случае, если нужен анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» кратко. 6 класс – это время, когда школьники уже знакомы со многими литературными методами, используемыми поэтами и писателями. В своем произведении Лермонтов использует и прием сравнения. Оно создается с помощью слова «как». Смысл данного приема заключается в том, что поэт нигде не может отыскать приюта. Но при этом лирический герой испытывает то чувство, которое не могут ощутить тучи – он страдает, его мучает ощущение горечи от чужой клеветы и зависти. Используется поэтом и прием риторического вопроса. Читатель найдет его во второй строфе произведения. На озвученные поэтом вопросы нет четкого ответа.

Краткое содержание: Герой нашего времени — Тамань, Лермонтов

Повествование ведется от первого лица (от ли­ца Печорина). Поздно ночью на перекладных Пе­чорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота — слепой мальчик. Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином. Печорин ложится спать, но через час замечает, что мальчик берет какой-то. узел. Печо­рин следит за ним. Слепой вместе с узлом крадет­ся на берег моря. На берегу к слепому подходит девушка и говорит, что Янко не будет, так как се­годня сильная буря. Но слепой возражает, что Янко обязательно приплывет, ведь он человек смелый. И действительно, через какое-то время появляет­ся лодка, полностью загруженная чем-то. В лодке человек в татарской бараньей шапке.

Печорин возвращается в дом. Утром он отправ­ляется к коменданту узнать об отъезде в Геленджик, но из-за отсутствия судов покинуть Тамань пока невозможно. Печорин возвращается в хату, и ден­щик сообщает ему, что пришла старуха, а с ней де­вушка. Печорин пытается узнать у слепого, куда тот ходил ночью, но он не признается. Позже Пе­чорин слышит песню, которую поет девушка.

Именно эту девушку Печорин и видел на бере­гу прошлой ночью. Описывая девушку, Печорин отмечает ее свободный и веселый характер. Она пытается заигрывать с ним. Вечером Печорин де­лает попытку расспросить ее о том, кто она та­кая и как ее зовут. Но девушка огранивается нас­мешливыми ответами и не говорит о себе ничего. Тогда Печорин заявляет, что видел ее прошлой ночью. На это девушка смеется: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под за­мочком!» Печорин угрожает ей, что донесет комен­данту, однако угрозы его несерьезны. Проходит некоторое время, и девушка приходит в комнату Печорина, садится напротив него, молча смотрит на него. Затем она начинает целовать Печорина и назначает ему свидание ночью на берегу моря. Через два часа Печорин идет к морю, берет с со­бой пистолет и предупреждает денщика о том, что если тот услышит выстрел, то пусть бежит на берег. Девушка уже ждет на берегу. Они садятся в лодку и отплывают от берега.

Девушка обнимает Печорина и говорит, что любит его, а затем выта­скивает у него пистолет и толкает Печорина в во­ду. Он не умеет плавать, а девушка пытается его утопить. Между ними завязывается схватка. Де­вушка говорит: «Ты видел, ты донесешь». Печо­рину удается сбросить ее за борт.

Он гребет к бе­регу, там забирается на утес, откуда видит, как девушка вылезает на берег, и вскоре приплывает лодка Янко. Девушка говорит Янко, что все про­пало. Спустя несколько минут приходит слепой с мешком. Татарин и девушка сообщают ему о том, что уезжают. Слепой спрашивает: «А я?» Татарин от­вечает, что он ему не нужен. Он кидает несколько монет слепому «на пряники», но тот не поднимает их. Когда лодка уплывает, слепой рыдает. Печо­рин: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, бро­шенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Когда Печорин возвращается, он понимает, что нес в мешке слепой: шашку с серебряной оправой, шкатулку, дагестанский кинжал — вещи, принад­лежавшие Печорину.

Но жаловаться начальству на то, что его обокрал слепой мальчик и едва не утопила молоденькая девушка, по мнению Печо­рина смешно. Утром Печорин уезжает в Геленд­жик. «Что сталось с старухой и бедным слепым — не знаю.

Да и какое мне дело до радостей и бедст­вий человеческих, мне, странствующему офице­ру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Читайте также:  Бородино – краткое содержание стихотворения Лермонтова

Здесь искали:

Сопоставительный анализ стихов «Тучи» Пушкина и Лермонтова

В творчестве Пушкина и Лермонтова можно найти немало размышлений на тему того, какое место должна занимать поэзия в жизни общества. Однако, проводя анализ одноименных стихотворений этих двух поэтов, можно утверждать, что они обладали разным видением мира. Это обусловлено тем, что М. Ю. Лермонтов жил в эпоху падения роли поэта в обществе.

Обычно период, когда учащимся задают на дом анализ стиха «Тучи» Лермонтова, – 6 класс. Иногда бывает необходимо обратиться и к творчеству других поэтов, чтобы сопоставить с ними произведение Лермонтова. В его стихотворении нет надежды, оно полно мрачных предчувствий. Тучи, с которыми он сравнивает себя в начале произведения, являются «изгнанниками» из родных мест. Что касается стихотворения А. С. Пушкина, то оно наполнено светом и оптимизмом. В его произведении туча всего одна – а это значит, что она не может лишить его радостного настроения.

Лирический герой великого русского поэта смотрит в будущее с улыбкой, и это жизнелюбие не способна поколебать туча. После грозы снова возрождается жизнь. Стихотворение наполнено динамикой и жизнерадостностью с самого своего начала. В отличие от произведения Лермонтова, «Тучи» Пушкина написаны четырехстопным амфибрахием. Это также придает произведению спокойную интонацию.

Используемые образы

Для выразительности стихотворения автор использовал различные художественные символы и образы. Туча в тексте — это нежданный и нежеланный гость. Ведь гроза закончилась, небо стало ясным, но темное облако все не исчезает. Это не дает покоя автору. Ему не нравится такое напоминание о ненастье. Для лирического героя и самого Пушкина туча — олицетворение тоски и угнетения. Но последние слова произведения дарят хорошее настроение: у читателя появляется ощущение спокойствия, умиротворения, безмятежности и расслабленности.

Описал Пушкин и другие образы — таинственный гром, небо, ветер, дождь и ясный день. Автор в своей работе отдал должное силам природы: все идет своим чередом. Туча изливает дождь, проходит буря, затем описывается небесная лазурь. Главный герой устал от грома и молний, звука падающих капель. Он хочет покоя, солнечного света и умиротворения. Именно поэтому в последних стихотворных строках он прогоняет тучу, словно тень, которая ухудшает его настроение.

Если рассматривать произведение как описание восстания декабристов, то темное облако — необходимое явление. Хотя его стараются все прогнать, без него не наступил бы ясный день. Восставшие погубили себя, но потрясли общество, заставили его задуматься над положением вещей.

Пушкин не скрывал того, что поддерживал декабристов. Это отразилось и в стихотворении. Туча издавала гром, поила алчную землю дождем, то есть декабристы насыщали общество новыми идеями. Но она рассеялась, ведь восстание прекратилось. Но декабристы больше не смогут вернуться, как это сделает грозовое облако. Хотя в обществе появятся новые мыслители, которые смогут снова раскрыть народу глаза.

Автор представлял себя на месте этой тучи. Он до конца оставался верен декабристским идеалам. Землю он описал как проявление равнодушия высших классов общества к страданиям повстанцев. И хотя облако напоило сердца народа, полностью выполнило свою задачу, его прогнали. Оно попросту стало ненужным и забытым.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

В школьном изучении стихотворения «Тучи», написанного перед отъездом Лермонтова во вторую ссылку на Кавказ, стало традицией привлечение воспоминаний об обстоятельствах создания этого стихотворения.

История написания стихотворения «Тучи» Лермонтова.

Поэт был выслан на Кавказ приказом императора Николая I за дуэль с сыном французского посла бароном Эрнестом де Барантом. Дуэли были запрещены в России, но Лермонтов принял вызов, чтобы отстоять честь русского офицера. После пребывания под арестом Лермонтову было предписано покинуть Петербург. Свой прощальный вечер в столице 3 мая 1840 года он провёл в семье покойного историка Н.М.Карамзина. В биографии поэта, составленной П.А.Висковатовым, приводится свидетельство одного из участников «лермонтовского вечера» в доме Карамзиных.

«Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!» … Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и попросили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом
выразительных глаз своих и прочёл его. Когда он кончил, глаза были влажные от слёз … Поэт двинулся в путь прямо от Карамзиных.

Поэт, раскрывая в стихотворении свои переживания, невольно сравнивает свою участь с судьбою тучек, которые мчатся «с милого севера в сторону южную». Они обычно отмечают, что это сравнение выражено коротким придаточным предложением с союзом «как» и частицей «будто», имеющей значение предположительного высказывания «будто как я же … ». Такая позиция и явится основой для стилистического и композиционного анализа стихотворения, в котором определяющим началом станет динамика развития авторского чувства.

Важно подчеркнуть, что сопоставление переживаний героя с тучками-странниками проходит через всё стихотворение. Такое сопоставление человеческой жизни с природною жизнью характерно для русского фольклора и носит название параллелизма. Лермонтов последовательно использует этот приём в стихотворении.

В.Г. БелинскиЙ, оценивая стихотворение «Тучи», отметил, что оно «пленяет роскошью поэтических образов». Какими же
поэтическими средствами создаётся запоминающаяся картина природы в первой строфе стихотворения? В создании этой картины велика роль эпитетов («степью лазурною», «цепью жемчужною») и определительных прилагательных, которые ученики найдут в художественном тексте. Выразительность стихов первой строфы достигается и широким использованием инверсии, позволяющей поэту словно бы увеличить речевое пространство нарисованной им картины.

Открытая симпатия автора к тучкам подчёркнута в первой строфе эмоционально-экспрессивным обращением «Тучки небесные, вечные странники!», уменьшительно-ласкательным суффиксом в существительном «тучки» и подчёркнутой звуковой выразительностью всего обращения. В начальной строфе поэт соединяет себя, изгнанника, и вечное странничество туч.

По сути дела, обращением к тучкам является всё стихотворение. В художественном тексте оно выражено местоимениями, интонационно соединяющимися с другими словами в предложении. Важно, чтобы ученики
выделили местоимения 2-го лица множественного числа в косвенных падежах, которые, выполняя функцию обращений, встречаются, помимо прямого обращения, и в первой строфе («вы»), и во второй «вас», «на вас»), и, наконец, в третьей строфе («вам», «у вас»). В итоге школьники поймут, что всё пространство стихотворения представляет собой монолог поэта, обращённый к тучкам.

Вторая строфа пронизана вопросительной интонацией, которой аккомпанирует повторение союза «или» в разных вариациях «ли», «ль»), Обращаясь с вопросами к тучам, поэт в возможных предполагаемых ответах на них прибегает к таким жизненно важным понятиям, как «судьбы … решение», «зависть», «злоба», -преступление», «клевета». Они являются опорными словами в этой строфе. Выразительны и определения, которые окрашивают эти понятия ( «тайная», «открытая», «ядовитая»), Последовательно используемый в строфе параллелизм позволяет ученикам понять, что поэт обращается здесь и к тучам, и к самому себе. Эти вопросы напрямую связаны и с пережитым самим автором, воскрешают мир его чувств, жизненных переживаний.

Обращаясь к тучкам в заключительной части стихотворения, автор настойчиво прибегает к отрицанию. В словесной ткани третьей строфы трижды используется отрицательная частица «нет», С которой согласуется по смыслу дважды повторенное устаревшее слово «чуждый» (то есть несвойственный чему-либо). У школьников не вызовет затруднения вопрос: что же отрицается поэтом в этой строфе? Вполне допустимо в ответе на него прибегнуть к деятельности репродуктивной — воспроизведению третьей строфы в выразительном чтении.

После чтения заключительной строфы необходимо подчеркнуть, что параллелизм в этой строфе приобретает новое качество — отрицательного параллелизма, в котором на первый план выходит приём контрастного противопоставления.

Эпитет «вечно холодные» невольно заставляет вспомнить о герое стихотворения, в душе которого кипят «страсти», эпитет «вечно свободные», обращённый к тучам, резко противостоит изгнаннической доле поэта: у туч «нет … родины», а лирический герой угнетён разлукой с «милым севером».

Мотив изгнанничества героя как основной мотив стихотворения находит воплощение в сгущённой формуле, определяющей общее построение всего стихотворения:

1. Сходство «будто как я … »,

2. Предположение (или … или … ».

3. Различие «Нет … Нет … »).

Для лирики Лермонтова характерно противопоставление земли и неба, «земного» и «небесного», которое подчёркивает несовместимость идеала и жизненно-бытовых реалий. Вот и в стихотворении «Тучи» царство небесное с холодным бесстрастием туч противопоставлено земле как царству зависти и клеветы, противопоставлено печальной участи человека на земле. Разлука с родиной, изгнанническая судьба усиливают трагедию героя стихотворения: его прошлое — «зависть тайная», «злоба открытая», а будущее — изгнание «в сторону южную».

Стихотворение «Тучи» написано четырёхстопным дактилем. У колыбели этого размера стоит Лермонтов: первые два стихотворения в русской поэзии, написанные 4-ст. дактилем со сплошными дактилическими окончаниями, — это
лермонтовские «Тучи»:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную …

и его же «Молитва»:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием … »

Гаспаров называет четырёхстопный дактиль «лермонтовским размером», потому что в русской поэзии после Лермонтова
очень редки стихи со «сплошными дактилическими окончаниями». Например, строфы в «Трёх пальмах» выстроены на сочетании мужских рифм (с ударением на последнем слоге: земли — росли) и женских рифм (с ударением на втором от конца строки слоге: бесплодной — холодной). А стихотворение «Тучи» строится лишь на дактилических рифмах — с ударением на третьем от конца строки слоге.

Ссылка на основную публикацию