Тучи – краткое содержание стихотворения Лермонтова

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану

1. История создания

Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.

Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.

В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.

2. Литературное направление

Стихотворение «Тучи» — яркий пример романтической лирики.

3. Род

На то, что перед нами лирическое произведение, указывает манера изложения от первого лица, слиянность героя с миром природы, размышления о внутренних противоречиях и отчуждении от мира людей.

4. Жанр

Стихотворение «Тучи» — это элегия с присущими ей особенностями: философичностью, интонацией печали и сожаления, наличием скрытой жалобы.

5. Проблематика

В данном произведении Лермонтов затрагивает проблему оторванности человека от родины, родной для него среды.

6. Тематика

Здесь звучит тема одиночества, одна из основных в творчестве поэта.

7. Идея

Идея произведения в том, что его одиночество также естественно, как вечные странствия небесных туч, не имеющих родины на земле. Перемещения из одного города в другой – лишь вершина огромного айсберга, которым является глубинное одиночество Лермонтова. Поэт понимает, что у него нет родины в мире людей.

8. Пафос

В стихотворении слышится тоска человека, теряющего связь со всем, что ему дорого. Пытаясь отстраниться от конкретной жизненной ситуации, лирический герой выходит на уровень вселенской печали о человеческом одиночестве.

9. Система образов

Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.

Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.

Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: сам поэт и тучи над его головой.

Так как монолог автора адресован им, можно сделать вывод, что для поэта они равноценны живым существам. Их объединяет слово «изгнанники». Тучи плывут к югу по воле стихии, а поэта влечёт туда воля монарха.

11. Лирический герой

Лирический герой так одинок, что обращается с горестными размышлениями не к людям, а к тучам – обитателям небосвода.

Используя приём отождествления, он сравнивает их судьбу со своей и делает собственный вывод: «Нет у вас родины – нет вам изгнания». Он видит преимущество туч в том, что они «вечно свободные». У него же, увы, нет подобной свободы.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.

Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Мысль автора движется от завязки (1-я строфа) к развитию действия (2 строфа).

В третьей строфе звучит кульминация («Нет, им наскучили нивы бесплодные…») и развязка, выраженная в трёх последних строках.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».

Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.

Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).

Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».

Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи.
Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.

Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.

На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.

На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.

С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.

17. Значение произведения

Стихотворение «Тучи» — шедевр «позднего» периода лермонтовской лирики. В нём мысль о человеческом одиночестве доведена до абсолюта. Страшнее всего не быть изгнанным, а не иметь родины вообще.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова не потеряло актуальности. В трудные минуты жизни человеку необходима поддержка. Оставаясь в одиночестве, он чувствует себя покинутым, чуждым всему земному.

У одиночества несколько уровней глубины. Лермонтов касается самого сокровенного из них, и об этом одиночестве, данном нам от рождения, люди будут помнить столько же, сколько существует мир.

19. Моё отношение

Стихотворение «Тучи» наводит на грустные размышления. Мне жаль молодого поэта, рано оставшегося без родителей, а затем вынужденного скитаться из края в край. Он, как никто, чувствовал одиночество и воспел его в своих стихах. Не хотелось бы испытать подобные чувства.

20. Чему учит

Лермонтов учит нас быть внимательнее и добрее друг к другу. Чтобы избавиться от тоски, нужно окружать заботой своих близких. Если думать только о своём страдании, рядом никого не останется.

Выразительные средства в стихотворениях Михаила Лермонтова “Тучи”, “Утес”, “На севере диком…”

История создания произведения

В 1840 году написал стихотворение «Тучи» Лермонтов. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу, на квартире Карамзиных. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова.

Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.

Текст «Тучи» М.Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

Композиция «Туч», настроение лирического героя

Как показывает анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.

Тема и идея

В произведении автор поднимает тему одиночества и изгнания. Он часто описывал «лишних людей». В этот раз они для Лермонтова словно тучи, которым приходится жить без родины, не чувствуя ни к кому ни любви, ни привязанности.

Лирический герой стихотворения чувствует себя изгнанным из привычного окружения и это произошло без его воли. Эта мысль является главным конфликтом, что поднял Лермонтов. Учитывая, что произведение было написано в период, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающими, оно кажется еще более личным.

Составляя литературный сборник, Лермонтов поместил этот стих в конец и поставил тем самым точку в борьбе с непониманием. Тучи олицетворяют самого автора: он не по своей воле уезжает с «милого севера». Поэт обречён во второй раз ехать в ссылку на Кавказ, и несмотря на молодые годы, ощущает приближающейся конец своей судьбы.

Основная мысль заключается в том, что человек, у которого отняли родину, больше не боится что-либо потерять. Теперь он свободен, но несчастен. Главная идея — человек будет жить полноценно, когда он абсолютно свободен и может сам собой управлять.

Лирический герой приходит в отчаяние от мысли, что его жизнь сродни жизни туч, ведь он так же повсюду мечется, не имея дома, и потому страдает.

Два мира: человек и природа

Проводя анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.

«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова №6

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.

Читайте также:  Максим Максимыч - краткое содержание глава из Героя нашего времени Лермонтова

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч — «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.

Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.

Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север». Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба ), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине. тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники ) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?» ).

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)

Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («цепью жемчужную», «степью лазурную»). Словосочетание «степью лазурною» было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями — бескрайность степи и просторов неба. «Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.

Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает — «изгнанники». Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова «или» («Или на вас… / Или друзей…»).

Анализ №3

Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же изгнанники С милого севера в сторону южную.

По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».

Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.

Риторические вопросы

Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении «Тучи» Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют. Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч. Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.

На этом завершаем анализ стиха Лермонтова «Тучи». Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.

Разбор средств выразительности

Через тропы автор придал произведению выразительности и уникальности. Лермонтовым были использованы такие художественные приемы:

  1. Антитеза — строка «с милого севера — в сторону южную» показывает отношение поэта к грядущим переменам.
  2. Эпитеты — «лазурная степь», «милый север», «жемчужная цепь», «вечные странники».
  3. Олицетворения — «мчитесь вы» и «вам наскучили нивы» по отношению к тучам.

Через олицетворения Лермонтов показал, что он, как и герой произведения, хотел бы познать природу. Но в то же время этот прием оголяет его собственные чувства и помогает глубже раскрыть внутренний мир для читателя.

Анафора в произведении помогает раскрыть идею безграничности человеческой подлости — ведь причиной ссылки или изгнания может стать не только совершенное преступление, но и клевета друзей.

Лермонтов — «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения

Стихотворение «Тучи» Михаил Лермонтов написал в 1841 году, во время его пребывания в Петербурге. А если быть точнее, то стихотворение было написано в вечер, когда Лермонтов приехал к Карамзиным, чтобы проститься с друзьями. И пока его товарищи рассуждали о засилье цензуры, о невозможности жить в этом обществе порядочным и уважающим себя людям. Пока они говорили о несправедливости крепостничества, Михаил Юрьевич, стоя у окна и отрешившись от своих товарищей, сочинял, глядя в затянутое тучами небо. Так родилось стихотворение «Тучи».

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Тучи» состоит из 3-х строф по 4 стиха в каждой строфе. Оно написано в жанре послания, в котором автор обращается к тучам. Композиционно, это поэтическое произведение состоит из двух частей. В первой части из двух строф. Поэт задает вопрос, а во второй части, точнее, в последней строфе он отвечает сам себе.
В этом произведении звучит аналогия, в которой поэт сравнивает себя, с тучами. В его вопросе из второй строфы звучит его понимание того, что он стал жертвой чужой интриги.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Тучи свободны. Но он, поэт, вынужден покидать дорогих ему людей и отправляться снова на Кавказ, чтобы укрощать народы, живущие своей вольной жизнью, выполнять чужие приказы. В отличие от туч, он не свободен.
Стихотворение написано дактилем, трехсложным стихотворным размером, в котором ударение падает на первый слог. И потому рифмы получаются безударные, женские. Рифмовка перекрестная.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении поэт показывает природное явление: тучи, плывущие по небу. Возможно, в эту ночь будет гроза или дождь. Гонимые ветром, тучи плывут по небу. Описание природного явления и служит темой стихотворения. Но, как часто бывает в поэтических произведениях Лермонтова, от природных явлений, от описаний картин природы, Михаил Юрьевич проводит ассоциации и аналогии с существованием людей. Главная мысль этого произведения, или его идея заключается в свободе туч, и несвободе людей, связанных правилами, условностями, отношениями с другими людьми.
В последней строфе звучит какая-то горечь. Тучи-то свободны, но они безжизненны, им все безразлично: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Тучам не о чем сожалеть в отличие от нас, от людей.

Средства художественной выразительности

В стихотворении, описывающем природные явления, непременно присутствуют средства художественной выразительности:

  • Эпитеты – небесные, вечные, милого южную, тайная, открытая, бесплодные
  • Метафоры – лазурною (степью). Здесь под метафорой лазурной степи скрывается небо. Цепью жемчужною. Поэт сравнивает беловатые тучи с жемчугом. Следующие метафоры – клевета ядовитая. Краткая форма прилагательных «чужды» и «вечно» тоже служит метафорами.
  • Олицетворения – странники, изгнанники.

В произведении встречаются следующие фигуры речи: антитезы: тайная – открытая, с милого севера – в сторону южную. Часто повторяются некоторые слова:

  • поэт применил частицу «или» во всех формах 5 раз;
  • по два раза использованы слова чужды и вечно;
  • трижды встречается частица нет.

Это стихотворение в некоторой степени автобиографично. Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах оно было написано, чтобы понять, его настроение и мотивы. Поэт мечтает выйти в отставку, а его отправляют в ссылку из-за какой-то глупой ссоры, и дуэли с несчастным французом. И ведь не он, Лермонтов, был инициатором ссоры и дуэли с сыном французского посла. А вот как выходит. Отвечать приходится ему, русскому дворянину Лермонтову. Снова ехать на Кавказ, подставлять голову под пули, укрощать непокорных горцев. Как это все несправедливо. А этот холеный французишко будет продолжать кружить головы французским барышням. И все только из-за того, что он сын посла. А вот тучам, плывущим за окном ни до чего нет дела. Плывут себе туда, куда гонит их ветер.

Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

По просьбе присутствующих на встрече друзей, Михаил Юрьевич прочитал им стихотворение. А наутро покинул Санкт-Петербург.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей…

История создания и анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Тучи

Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне. В этих небесных созданиях автор видит сходство в отношении занимаемого ими положения и своего.

В первой строфе односторонний диалог определяет статус изгнанника как для туч, так и для лирического героя. Кроме того, указывает направление движения туч «с милого севера» в южную сторону. Здесь определяется характеристика авторской позиции, который намекает на нежеланное посещение чужбины.

Во второй строфе риторические вопросы о цели перемещения небесных тел раскрывают причины изменений в жизни автора. Он пытается понять, может ли его свободолюбие являться столь серьезной причиной для изгнания. Или это люди, которых он считал друзьями, совершили подлый шаг.

Поэт чувствует безысходность своего положения. Мотив одиночества вытекает из мировоззрения поэта в отношении существующего гнета, вытеснения справедливости, противоборства разных классов. На свои вопросы Лермонтов дает ответ в третьей строфе. Путем сопоставления первого и третьего четверостиший вырисовывается позиция автора, который остается навсегда преданным Родине. Поэтому тучи, свободно перемещающиеся «степью лазурною», не похожи на него. Поэт по опыту знает, что такое страдание, ложь и заточение.

Отсутствие свободы угнетает его, так как автор стремится мыслить, действовать и доносить свои идеи окружающим независимо от мнения окружающих.

С помощью пейзажа М. Ю. Лермонтов выражает боль души, отсутствие покоя. Сливаясь с природой воедино, с одной стороны, он все же отстраняется от них, с другой, так как является человеком мыслящим, с ранимой душой, любящим своих друзей и край родной. Тучи же, поддаваясь потоку ветра, мчатся согласно закону природы.

Восклицание последней строки стихотворения содержит вывод поэта о том, что он счастлив быть единомышленником тех, кто защищает Родину, приносит в жертву свою свободу. Он может по-настоящему проявлять чувства, а не растрачивать силы, плыть по течению. Не скрывая своего отношения к происходящим событиям, поэт придает эмоциональность и положительным, и отрицательным понятиям с помощью ярких эпитетов: «клевета ядовитая», «милый север». В стихотворении имеет место сравнение автора с тучами, хотя в конце его позиция меняется, когда выясняется, что сам поэт и созданный им образ туч можно назвать странниками. Но в отличие от них автор способен переживать, быть изгнанником, его свобода ограничена.

Таким образом, благодаря природе автор подчеркнул свою привязанность, верность Родине.

История создания

Анализ «Туч» Лермонтова можно начать с того, что стихотворение было написано накануне ссылки поэта на Кавказ в 1840 г. Оно написано в поздний период творчества поэта. Лермонтов создал его на квартире у Карамзиных, где как раз собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. В. А. Соллогуб свидетельствует о том, что Михаил Юрьевич слагал свое произведение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над рекой Невой.

На Кавказе в то время как раз происходили военные действия. Царь назначил поэта в полк, который тогда нес тяжелые потери. Лермонтов понимал, что отправляется на верную смерть. В это время слава о нем уже распространилась по всей стране. Поэт хотел подать в отставку, чтобы посвятить все время литературному творчеству. Однако его планы не сбылись.

Антитеза в произведении

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова позволяет выявить и другие использованные автором приемы. Михаил Юрьевич, в частности, прибегает к антитезе, характерной для всего его творчества. В «Тучах» противопоставляются, как мы уже отметили, мир природы и мир человеческий. Вечные изгнанники в данном случае — небесные тучи, которые мчатся в неизведанную даль по небу. Они сопоставляются с человеческими исканиями, стремлениями людей познать смысл собственной жизни, найти свой путь.

Отчуждение лирического героя

В этом произведении, когда поэт стремился найти для себя пути преодоления того отчуждения, что царит между личностью и окружающим миром, нашли отражение актуальные для него темы одиночества, бесконечной свободы. И поэт изображает в своем произведении лирического героя, который вынужден быть изгнанником – в этом нет его свободного выбора. Среди тех причин, что могут вынудить оставить родные края, поэт перечисляет различные человеческие пороки. Это зависть, злоба, клевета – причем не от врагов, а от друзей.

Композиция

В анализе «Туч» Лермонтова стоит подробно рассказать и о композиции произведения. В первой строфе поэт обращается к тучам. Его слова полны грусти, Лермонтов видит в них такого же странника, каким и является сам. У них нет дома и родины, все время своего существования они путешествуют по небесным просторам. Небо Лермонтов называет «степью лазурной», ведь оно такое же бескрайнее, в нем словно отражаются степные просторы.

Анализ «Туч» Лермонтова продолжается рассмотрением второй строфы. Здесь поэт пытается понять, что же именно заставляет тучи нестись по просторам неба. Он освещает свои догадки при помощи риторических вопросов. В заключительной строфе лирический герой отрицает свою схожесть с тучками. У них ведь нет родины, а это означает, что и терять им нечего. Неслучайно поэт также употребляет и слово «чужды».

Этим он подчеркивает, что отличается от туч – у них разный путь. Они совершенно не являются изгнанниками, как он сам. Только тот, кто испытывает любовь к Отечеству, может пережить боль разлуки с ним так, как переживал это поэт. Таким образом, можно утверждать, что все произведение построено на приеме антитезы. Странствия свободных туч по небу противопоставляются изгнанничеству лирического героя.

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Художественные приемы

В стихотворении поэт использует прием метафоры – это также можно упомянуть в анализе «Туч» Лермонтова. «Небесные странники», которые по цвету напоминают жемчуг, плывут друг за другом. Так поэт стремится подчеркнуть единство человека и природы. Он обозначает тучи с помощью слова «изгнанники», будто бы сравнивая их путь со своим. Поэт также пишет о том, что этим странникам «чужды страдания», им «наскучили нивы». Эти выражения также являются метафорическими.

О художественных средствах необходимо рассказать даже в том случае, если нужен анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» кратко. 6 класс – это время, когда школьники уже знакомы со многими литературными методами, используемыми поэтами и писателями. В своем произведении Лермонтов использует и прием сравнения. Оно создается с помощью слова «как». Смысл данного приема заключается в том, что поэт нигде не может отыскать приюта. Но при этом лирический герой испытывает то чувство, которое не могут ощутить тучи – он страдает, его мучает ощущение горечи от чужой клеветы и зависти. Используется поэтом и прием риторического вопроса. Читатель найдет его во второй строфе произведения. На озвученные поэтом вопросы нет четкого ответа.

Краткое содержание: Герой нашего времени — Тамань, Лермонтов

Повествование ведется от первого лица (от ли­ца Печорина). Поздно ночью на перекладных Пе­чорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота — слепой мальчик. Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином. Печорин ложится спать, но через час замечает, что мальчик берет какой-то. узел. Печо­рин следит за ним. Слепой вместе с узлом крадет­ся на берег моря. На берегу к слепому подходит девушка и говорит, что Янко не будет, так как се­годня сильная буря. Но слепой возражает, что Янко обязательно приплывет, ведь он человек смелый. И действительно, через какое-то время появляет­ся лодка, полностью загруженная чем-то. В лодке человек в татарской бараньей шапке.

Печорин возвращается в дом. Утром он отправ­ляется к коменданту узнать об отъезде в Геленджик, но из-за отсутствия судов покинуть Тамань пока невозможно. Печорин возвращается в хату, и ден­щик сообщает ему, что пришла старуха, а с ней де­вушка. Печорин пытается узнать у слепого, куда тот ходил ночью, но он не признается. Позже Пе­чорин слышит песню, которую поет девушка.

Именно эту девушку Печорин и видел на бере­гу прошлой ночью. Описывая девушку, Печорин отмечает ее свободный и веселый характер. Она пытается заигрывать с ним. Вечером Печорин де­лает попытку расспросить ее о том, кто она та­кая и как ее зовут. Но девушка огранивается нас­мешливыми ответами и не говорит о себе ничего. Тогда Печорин заявляет, что видел ее прошлой ночью. На это девушка смеется: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под за­мочком!» Печорин угрожает ей, что донесет комен­данту, однако угрозы его несерьезны. Проходит некоторое время, и девушка приходит в комнату Печорина, садится напротив него, молча смотрит на него. Затем она начинает целовать Печорина и назначает ему свидание ночью на берегу моря. Через два часа Печорин идет к морю, берет с со­бой пистолет и предупреждает денщика о том, что если тот услышит выстрел, то пусть бежит на берег. Девушка уже ждет на берегу. Они садятся в лодку и отплывают от берега.

Девушка обнимает Печорина и говорит, что любит его, а затем выта­скивает у него пистолет и толкает Печорина в во­ду. Он не умеет плавать, а девушка пытается его утопить. Между ними завязывается схватка. Де­вушка говорит: «Ты видел, ты донесешь». Печо­рину удается сбросить ее за борт.

Он гребет к бе­регу, там забирается на утес, откуда видит, как девушка вылезает на берег, и вскоре приплывает лодка Янко. Девушка говорит Янко, что все про­пало. Спустя несколько минут приходит слепой с мешком. Татарин и девушка сообщают ему о том, что уезжают. Слепой спрашивает: «А я?» Татарин от­вечает, что он ему не нужен. Он кидает несколько монет слепому «на пряники», но тот не поднимает их. Когда лодка уплывает, слепой рыдает. Печо­рин: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, бро­шенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Когда Печорин возвращается, он понимает, что нес в мешке слепой: шашку с серебряной оправой, шкатулку, дагестанский кинжал — вещи, принад­лежавшие Печорину.

Но жаловаться начальству на то, что его обокрал слепой мальчик и едва не утопила молоденькая девушка, по мнению Печо­рина смешно. Утром Печорин уезжает в Геленд­жик. «Что сталось с старухой и бедным слепым — не знаю.

Да и какое мне дело до радостей и бедст­вий человеческих, мне, странствующему офице­ру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Здесь искали:

Сопоставительный анализ стихов «Тучи» Пушкина и Лермонтова

В творчестве Пушкина и Лермонтова можно найти немало размышлений на тему того, какое место должна занимать поэзия в жизни общества. Однако, проводя анализ одноименных стихотворений этих двух поэтов, можно утверждать, что они обладали разным видением мира. Это обусловлено тем, что М. Ю. Лермонтов жил в эпоху падения роли поэта в обществе.

Обычно период, когда учащимся задают на дом анализ стиха «Тучи» Лермонтова, – 6 класс. Иногда бывает необходимо обратиться и к творчеству других поэтов, чтобы сопоставить с ними произведение Лермонтова. В его стихотворении нет надежды, оно полно мрачных предчувствий. Тучи, с которыми он сравнивает себя в начале произведения, являются «изгнанниками» из родных мест. Что касается стихотворения А. С. Пушкина, то оно наполнено светом и оптимизмом. В его произведении туча всего одна – а это значит, что она не может лишить его радостного настроения.

Лирический герой великого русского поэта смотрит в будущее с улыбкой, и это жизнелюбие не способна поколебать туча. После грозы снова возрождается жизнь. Стихотворение наполнено динамикой и жизнерадостностью с самого своего начала. В отличие от произведения Лермонтова, «Тучи» Пушкина написаны четырехстопным амфибрахием. Это также придает произведению спокойную интонацию.

Используемые образы

Для выразительности стихотворения автор использовал различные художественные символы и образы. Туча в тексте — это нежданный и нежеланный гость. Ведь гроза закончилась, небо стало ясным, но темное облако все не исчезает. Это не дает покоя автору. Ему не нравится такое напоминание о ненастье. Для лирического героя и самого Пушкина туча — олицетворение тоски и угнетения. Но последние слова произведения дарят хорошее настроение: у читателя появляется ощущение спокойствия, умиротворения, безмятежности и расслабленности.

Описал Пушкин и другие образы — таинственный гром, небо, ветер, дождь и ясный день. Автор в своей работе отдал должное силам природы: все идет своим чередом. Туча изливает дождь, проходит буря, затем описывается небесная лазурь. Главный герой устал от грома и молний, звука падающих капель. Он хочет покоя, солнечного света и умиротворения. Именно поэтому в последних стихотворных строках он прогоняет тучу, словно тень, которая ухудшает его настроение.

Если рассматривать произведение как описание восстания декабристов, то темное облако — необходимое явление. Хотя его стараются все прогнать, без него не наступил бы ясный день. Восставшие погубили себя, но потрясли общество, заставили его задуматься над положением вещей.

Пушкин не скрывал того, что поддерживал декабристов. Это отразилось и в стихотворении. Туча издавала гром, поила алчную землю дождем, то есть декабристы насыщали общество новыми идеями. Но она рассеялась, ведь восстание прекратилось. Но декабристы больше не смогут вернуться, как это сделает грозовое облако. Хотя в обществе появятся новые мыслители, которые смогут снова раскрыть народу глаза.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Автор представлял себя на месте этой тучи. Он до конца оставался верен декабристским идеалам. Землю он описал как проявление равнодушия высших классов общества к страданиям повстанцев. И хотя облако напоило сердца народа, полностью выполнило свою задачу, его прогнали. Оно попросту стало ненужным и забытым.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» в 6 классе

Стихотворение было написано в сложный для Лермонтова период жизни. Поэт должен был вот-вот отправиться в ссылку, и факт того, что его судьба и само существование зависит от воли властей угнетал Михаила Юрьевича. Произведение получилось необычайно проникновенное и чувственное. Для учеников 6 класса анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова поможет в подготовке к уроку при составлении конспекта или презентации.

  1. Краткий анализ
  2. История создания
  3. Тема и идея
  4. Жанр и композиция
  5. Разбор средств выразительности

Краткий анализ

Анализ стиха «Тучи» Лермонтова за 6 класс составлен по плану с соблюдением всех стандартов ФГОС:

  1. История написания — стихотворение было создано Михаилом Юрьевичем в апреле 1840 года в день отправления во вторую ссылку.
  2. Тема — одиночество и неволя.
  3. Композиция — одночастная, 3 катрена, написанные в форме монолога автора к тучам.
  4. Жанр — стихотворение относится к философской лирике.
  5. Стихотворный размер — четырёхстопный дактиль с перекрестной рифмой.

Лермонтов использовал такие художественные приемы, как эпитеты, олицетворения, риторические вопросы и антитезу.

Краткий анализ Лермонтова по плану за 6 класс можно расширить по каждому пункту и детально разобрать произведение.

История создания

Стихотворение было написано в апреле 1840 года. В этот день Лермонтов должен был ехать на Кавказ в ссылку. Зная это, все его друзья пришли на квартиру Карамзиных, чтобы повидаться и попрощаться с творцом перед отъездом. Это очень растрогало Михаила Юрьевича. Приятели поэта после вспоминали: в тот день он долго сидел напротив окна, наблюдая, как проплывают тучи над Невой, а после прочитал прекрасный стих.

Спустя несколько месяцев после этой встречи Лермонтов умер. Некоторые его приятели после говорили: он уже тогда чувствовал, что скоро умрет, был уставшим от жизни, одновременно встревоженным и безразличным ко всему окружающему миру.

Поэта вгонял в тоску факт, что человек не может собой распоряжаться, а обязан подчиняться власти и быть там, где она прикажет. Невозможность управлять жизнью и быть главным в своей судьбе сильно повлияло на написание стихотворения.

Первая публикация поэзии «Тучи» состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения Михаила Лермонтова». В будущем оно было включено в школьную программу и размещено в учебниках по литературе за 6 класс.

Тема и идея

В произведении автор поднимает тему одиночества и изгнания. Он часто описывал «лишних людей». В этот раз они для Лермонтова словно тучи, которым приходится жить без родины, не чувствуя ни к кому ни любви, ни привязанности.

Лирический герой стихотворения чувствует себя изгнанным из привычного окружения и это произошло без его воли. Эта мысль является главным конфликтом, что поднял Лермонтов. Учитывая, что произведение было написано в период, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающими, оно кажется еще более личным.

Составляя литературный сборник, Лермонтов поместил этот стих в конец и поставил тем самым точку в борьбе с непониманием. Тучи олицетворяют самого автора: он не по своей воле уезжает с «милого севера». Поэт обречён во второй раз ехать в ссылку на Кавказ, и несмотря на молодые годы, ощущает приближающейся конец своей судьбы.

Основная мысль заключается в том, что человек, у которого отняли родину, больше не боится что-либо потерять. Теперь он свободен, но несчастен. Главная идея — человек будет жить полноценно, когда он абсолютно свободен и может сам собой управлять.

Лирический герой приходит в отчаяние от мысли, что его жизнь сродни жизни туч, ведь он так же повсюду мечется, не имея дома, и потому страдает.

Жанр и композиция

Жанр «Тучи» — философская лирика. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, высказывает мнение, что человек и природа между собой связаны и духовно у них есть кое-что общее. Автор противопоставляет себя — поэта в изгнании, чья судьба в руках царя, тучам — части свободной природы.

В тексте присутствуют и другие неявные сравнения, что не имеют столь глубокого философского смысла: тучи холодные, а сердце лирического героя переживает и болит, они не могут ничего почувствовать, а он в это время страдает. Человек неспособен как тучи подняться над внешней суетой и мирно сосуществовать с окружающим миром. А потому он также не может достичь гармонии и ужиться с самими собой.

Стихотворная форма — четырехстопный дактиль. Строки рифмуются перекрестно. «Тучи» состоят из трех катренов. Композиция построена на сравнении:

  1. В первом четверостишии лирический герой сравнивается с тучами. Он ощущает свое родство с ними: они движутся не по своему желанию, их направляет ветер. Как они бредут по небу, так и человек все время странствует по дороге жизни в одиночестве, обреченный быть кем-то управляемым.
  2. В следующей строфе перечисляются человеческие пороки, что лирический герой ненавидит больше всего. Он продемонстрировал самые негативные стороны человека, что живет, не задумываясь о результатах своих поступков.
  3. В последней строфе к поэту приходит осознание, что даже тучи не понимают его мук и печали. Ведь им, в отличие от лирического героя, не свойственно что-либо чувствовать.

В конце Лермонтов говорит, как он одинок, и что невозможность принимать решения за себя ужасна. Столь горький финал делает стихотворение еще более печальным.

Разбор средств выразительности

Через тропы автор придал произведению выразительности и уникальности. Лермонтовым были использованы такие художественные приемы:

  1. Антитеза — строка «с милого севера — в сторону южную» показывает отношение поэта к грядущим переменам.
  2. Эпитеты — «лазурная степь», «милый север», «жемчужная цепь», «вечные странники».
  3. Олицетворения — «мчитесь вы» и «вам наскучили нивы» по отношению к тучам.

Через олицетворения Лермонтов показал, что он, как и герой произведения, хотел бы познать природу. Но в то же время этот прием оголяет его собственные чувства и помогает глубже раскрыть внутренний мир для читателя.

Анафора в произведении помогает раскрыть идею безграничности человеческой подлости — ведь причиной ссылки или изгнания может стать не только совершенное преступление, но и клевета друзей.

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов был очень влюбчивым человеком, поэтому в его творчестве много стихотворений, посвященных нежному чувству. Одним из последних произведений этого пласта стало «Нет, не тебя я пылко так люблю». Его изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, не тебя я пылко так люблю» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нет, не тебя так пылко я люблю. .

История создания – произведение было написано летом 1841 г. незадолго до роковой дуэли, посвящено Екатерине Быховец

Тема стихотворения – любовь, которая хранится в сердце с юных лет; откровенное признание девушке об истинных чувствах

Композиция – Анализируемое стихотворение не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые».

Эпитеты«пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Посвящено произведение Екатерине Быховец, родственницей Лермонтова, с которой он встретился незадолго до написания стихов. Девушка очень понравилась поэту. Позже выяснилось, что причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной. Вот почему лирический герой стихотворения признается, что любит не девушку, а свое «прошлое страдание» .

Варвара Лопухина – самая большая любовь поэта. С ней Лермонтов познакомился еще в юности. Тем не менее, молодым людям не суждено было идти по жизни рука об руку. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом отправился служить на Кавказ. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьезных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая ее поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает ее сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

Уже в первых строках мужчина признается девушке, что любит не ее, не блистание ее красоты, а свое прошлое. Адресат строк напоминает лирическому герою о его молодости. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор» . Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней» . И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.

Композиция

Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов, каждый из которых постепенно приближает читателя к правде.

Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Стихотворный размер – пятистопный ямб. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи чувств лирического героя. В тексте преобладают метафоры: «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые» .

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю.

Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить Варваре Лопухиной, что не будет жениться на ней, так как не видит смысла, хоть он и любит ее. Ведь он – несчастный, и не может принести ей счастья.

После этого Лермонтов встретил другую женщину, именно которой и написал стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Хоть поэт и написал ей это произведение, которое адресовано ей, он все же помнит еще о той женщине, которую так сильно любил. В стихотворении поэт пишет о том, что хоть и смотрит на молодую девушку, все же, как будто ведет разговор с другой – своей бывшей, Варварой.

Произведение состоит из трех строф, которые достаточно обширны, и имеют очень сильный подтекст. В первых строках стихотворения, Лермонтов сразу же подчеркивает, что не о молодой девушке думает, которая стоит перед ним. А думает о другой, которая все же осталась в его сердце. И ему очень трудно ее забыть. Но он все же борется. Вообще, Михаилу Лермонтову понравилась Екатерина Быховец потому, что она напоминала ему другую женщину – Лопухину.

Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю. Лермонтова

Дата написания стихотвоерния-1841 год. Перед своей смертью Михаил Лермонтов испытывал чувства к Варваре Лопухиной. Но его собственные сомнения заставили отказаться от брака. Поэт осознавал, что его вспыльчивость и ужасный характер могут принести несчастья Варваре. Он думал, что не сможет принести ей счастье из-за того, что жизнь свою считал бесцельной.

Лермонтов сообщил о том, что брака не будет, когда находился в Петербурге перед тем, как уехать на Кавказ. Когда Лермонтов остановился в Пятигорске, он встретил Екатерину Быховец. Именно к этой женщине он обращался со словами «нет, не тебя так пылко я люблю». Не секрет, что причиной этого являлось сходство во внешности Екатерины с Варварой.

В стихотворении поэт пишет, что в женщине он любит свое прошлое страданье и молодость . Это является некой параллелью к разрыву отношений с Варварой Лопухиной, когда Лермонтов принял такое не простое для себя решение. Конечно, не только эта строчка переплетается с прошлой избранницей. Поэт описывает в стихотворении многие явления, которые прямо или косвенно касаются личности Лопухиной.

К примеру, в последней строфе Михаил Лермонтов написал, что в ее чертах, он ищет другие. Что разговаривая с ней, он будто говорит с «подругой юных дней», конечно же это Варвара. Также поэт написал, что смотря ей в глаза, он занят «таинственным разговором», однако сердцем он говорит совершенно с другой.

Из данного стихотворения можно увидеть, что Лермонтов очень болезненно переживал разрыв с Варварой, он действительно был сильно привязан к ней. Даже в лице другой женщины он видел только ее черты, он хотел разговаривать с ней, он сам хотел видеть именно ее. Интересно то, что он предчувствовал свою скорую смерть, он будто уберег Варвару от горя.

Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю. по плану

Нет, не тебя так пылко я люблю.

Возможно вам будет интересно

Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

Произведение Вот оно, глупое счастье. публикуется в 1918 году. Стихотворение носит ностальгический характер. В нем поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он совершенно беззаботно проводил время

Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

Осип Эмильевич Мандельштам является истинным творцом и признанным гением в русской литературе. Его поэзия это вздох легкости и ритм переливающихся строк. Это произведение Петербургские строфы было написано в январе 1913 года

Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.

Ссылка на основную публикацию