Дурачок – краткое содержание рассказов Лескова

Краткое содержание рассказов Лескова

Жемчужное ожерелье

Трое друзей пьют чай и разговаривают о том, как бедна стала литература. Речь заходит об однообразии святочных рассказов. Один из друзей решает рассказать историю, которая произошла с его братом. Читать далее

Запечатлённый ангел

Во время непогоды на постоялом дворе укрывается много путников. В доме душно, жарко, плохо спится. Один из постояльцев замечает, что человека водит ангел, как и его самого когда-то. Путники просят рассказать эту историю. Читать далее

Зверь

Рассказчик, тогда ещё пятилетний мальчик, гостил у своего дяди в Орловской губернии. Не только крепостные крестьяне, но и члены семьи боялись его гнева. Он никому не прощал даже малейших промахов. Читать далее

Кадетский монастырь

Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности. Читать далее

Лев старца Герасима

Поучительная история о богатом и успешном старике Герасиме, который после болезни раздал все свои богатства нуждающимся и отправился в пустыню. Именно в пустыне, он осознал насколько неправильно, он проживал свою жизнь. Поселился Герасим в небольшой норе Читать далее

Левша кратко и по главам

Эта выдающаяся повесть Николая Лескова, была опубликована в одна тысяча восемьсот восемьдесят первом году, и состоит она из двадцати глав. Читать далее

Леди Макбет Мценского уезда

Молодая купчиха Измайлова Катерина Львовна одиноко тоскует в полупустом доме, в то время как супруг вечно проводит время на работе. Она влюбляется в юного и красивого приказчика Сергея. Читать далее

На краю света

В этом произведении описана подлинная история из жизни и работы архиепископа Иркутского, а затем и Ярославского, Нила, рассказанная прозаиком публицистом Николаем Семеновичем Лесковым. Читать далее

Несмертельный голован

Рассказ «Несмертельный Голован» входит в цикл произведений Николя Семеновича Лескова «Праведники». Целью создания автором данного цикла было выявить и показать читателю наличие в русских людях лучших черт Читать далее

Обман

Начиналось все вполне обычно.Их полк был поселен в одном из румынских селений.Военные начали ходить к помещику местному.В карты поиграть, да алкоголь попить.Ну и пусть бы с ним только помещик за эти похождения брал деньги с них и в карты обыгрывал. Читать далее

Однодум

Главный герой рассказа Лескова «Однодум», Александр Афанасьевич Рыжов родился в бедной мещанской семье. Отец мальчика умер почти сразу же после рождения сына. Читать далее

Очарованный странник

Повесть была написана в 1872-1873 годах. Но все-таки мысль о написании появилась в 1872 году, после того как писатель побывал в Валаамском монастыре Читать далее

Приведение в инженерном замке

Поговаривали, что в здании, где ранее располагался Павловский дворец живут приведения. Сейчас этот дворец именуют Инженерным замком, который обжили кадеты. Читать далее

Пугало

Главным героем произведения является мужчина по имени Селиван, которого людская молва волею случая приравняла к разбойникам и колдунам, превратив жизнь мужчины в пугало по отношению к окружающим. Читать далее

Старый гений

В этом рассказе говорится о простой доброй старушке, которая решила помочь столичному франту. Он зарекомендовал себя как человек порядочный, принадлежал к одной из самых известных фамилий, поэтому добрая женщина Читать далее

Тупейный художник

Рассказ «Тупейный художник» был написан не просто так. Его написанию предшествовал рассказ нянюшки младшего брата Лескова, которая в прошлом была актрисой орловского театра Читать далее

Христос в гостях у мужика

Главному герою было 18 лет, в то время когда к ним в деревню приехал Тимофей Осипович. Человек этот был замкнутым в себе, почти не выходил из дома, а виделись с ним в основном слуги. По округе пошли слуги Читать далее

Человек на часах

Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым Читать далее

Об авторе

Лесков Николай Семенович великий русский самобытный писатель, сумевший показать русский колорит. Он писал и рассказы для детей. В семье полицейского в Орловской губернии в 1831 году родился первенец. В семье кроме него родилось ещё четверо детей. Пока мальчику не исполнилось 8 лет, он жил у родственников, затем его забрали домой. У него хорошо была развита способность, все схватывать на лету.

В 10 лет его отправили в гимназию. Но его обманули, он учился в течении пяти лет, а документ дали о том что он отучился два года. Его характер не позволил найти общий язык с учителями. Николая папа устроил работать в канцелярию уголовного суда. Но в 1848 году у него умирает отец, и у него происходит пожар, в котором погибло всё его имущество. Ему пришлось смиренно идти к дяде за помощью. Он у него был врачом и жил в Киеве, и дядя помогает ему.

Он активно шел вверх по карьерной лестнице. От помощника к регистратору, затем столоначальник. Его работа позволила ему собрать огромный запас наблюдений. Он с интересом изучал живопись, архитектуру, религию, журналистику. В начале своей литературной деятельности, он показал себя как критик. Шестидесятые годы XIX века для него были звездными. В 1860 году вышли его статьи в журналах, под вымышленным именем М.Стебницкий.

В 1862 году он путешествует по Чехии, Украине, Польше. Пишет рассказ «Погасшее дело». В 1863 году в печать выходят повести «Овцебык», «Житие одной бабы». В 1864 году выходит первый роман «Некуда», в 1865 году выходят романы «Леди Макбет Мценского уезда», роман «Обойденные», а в 1866году повесть «Островитяне» В 1881 году Лесков пишет своё известное всем произведение «Левша». Раскрыв суть русского человека, во всей красе. По указу императрицы его включают в комитет Министерства просвещения. Но Лесков проникся идеями радикалов, за что был исключен из комитета. В последних работах «Зверь» и «Тупейный художник» показаны сущность чиновников и духовенства. В 1894 году он написал повесть «Заячий ремиз», но напечатали её только когда свергли царскую власть. Николай Лесков умер от астмы, в 1895 году в Петербурге.

Рассказ Николая Лескова «Дурачок»: краткое содержание произведения

Николай Лесков — один из самых известных русских писателей. Его произведения отличаются особой интонацией и своеобразными персонажами, в первую очередь из простого народа. Один из таких героев изображен в рассказе Лескова «Дурачок». Краткое содержание поможет узнать персонажей и сюжет этого произведения. В небольшом рассказе, написанном в 1891 году, автор рисует образ праведника, доброго и светлого человека, у которого можно многому поучиться. Именно таким людям Лесков чаще всего посвящал свои книги.

Основные события

Главный герой произведения, крестьянский мальчишка Панька (Панкрат) остался сиротой. «Добродушный» барин оставил его при дворе, даже придумал мальчишке особую должность — «всем помогать». Мальчик рос, выполняя свои обязанности очень добросовестно. Он выполнял самую сложную работу, отличался трудолюбием, все терпел безропотно. Каждый старался заставить несчастного сироту помогать себе, поэтому работы у Паньки всегда было достаточно. Вот чем он занимался:

  • приводил хлев в порядок;
  • чистил конюшни;
  • следил за овцами и лошадьми, сопровождая их на водопой;
  • кормил скот;
  • плел лапти практически всему двору.

Однако все прочие крестьяне не сочувствовали несчастному мальчику, не выражали ему благодарность. Скорее, напротив, подсмеивались и называли за глаза дураком.

Никто не мог понять, зачем Панька стремится помочь каждому, ведь никто не просил его об услуге. Добровольная помощь совершенно не воспринималась этими людьми.

Первый подвиг

Доброта героя ярко проявится, если читать «Дурачка» Лескова дальше. Однажды молодой пастушок Петька из-за собственной лени не проследил за жеребятами. И животные причинили серьезный ущерб молодым посадкам ржи. Этот поступок требовал соответствующего наказания, Петьке грозило получение двадцати розог. Управитель пригласил мальчишку в разрядную избу для получения наказания.

Петька расплакался от жалости к себе. Панька стал утешать пастушка и попросил не ходить в избу. О наказании как-то позабыли, однако спустя некоторое время оказалось, что доброта Паньки заставила его вынести серьезные побои вместо провинившегося пастушка. Однако и этот самоотверженный благородный поступок героя не вызвал в окружающих людях ничего кроме смеха. Над Панькой продолжали потешаться, решив, что он не в себе.

Далее характер этого удивительного человека продолжает раскрываться.

Началась крымская война, стали собираться добровольцы-рекруты, однако никто не хотел идти на явную смерть. И лишь повзрослевший Панька без страха и сомнений записался в ряды добровольцев. Главный герой прошел всю войну, подробно этот период его жизни Лесков не описывает.

Дальнейшие происшествия

Служба закончена, Панька решает заняться тем делом, которое хорошо знал — пастушество. Он стал пасти табуны коней у степных татар. Работая у Хан-Джангара, Панька стал главным героем еще одного события. Вор Хабибул длительное время не давал богачам спокойно спать, похищая лучших коней из табунов.

Хан-Джангару удалось поймать грабителя, ранить его. Однако богач был вынужден уехать, из-за чего оставил Панкрата сторожить плененного конокрада. Герой поступает удивительным образом, он отпускает преступника, прося, чтобы впредь он не совершал дурных дел. Вернувшийся Хан-Джангар пришел в ярость. Как восточный человек, он был готов казнить своего ослушавшегося слугу. Однако когда Панька пояснил свой поступок, этот суровый безжалостный человек передумал. Оказалось, что герой пояснил, что он не может видеть страдания других. Он не стал отрицать свою вину, сказал, что готов понести заслуженное наказание от рук богача.

Хан-Джангар простил своего пастуха. Оказалось, что он не может наказать человека поскольку, возможно, в его душе был ангел. Таковы основные события рассказа Лескова «Дурачок».

Уроки произведения

При написании сочинения по тексту произведения следует раскрыть характер персонажа. Главным героем рассказа является Панька, образ которого продолжает лучшие традиции русского фольклора. В нем оживают черты Ивана-дурака, главного героя сказок. Иванушка всегда честен и бескорыстен, поступает так, как велит ему сердце, при этом всегда оказывается в победителях. Лесков продолжает традиции сказок, делая своего ключевого персонажа немного странным в глазах прочих людей, но чистым и высоконравственным.

Однако в сказках справедливость всегда получает вознаграждение, но наяву все не так просто. Панька длительное время подвергался насмешкам и унижениям, однако, кажется, что сама судьба его хранит. Он стал изгоем, но сумел пережить войну. Таких, как он, принято называть праведниками. В анализе «Дурачка» Лескова следует обозначить, что при написании текста автор использовал традиции жанра жития.

Сам Панька — это образец праведника, целостный и органичный образ добродушного и светлого человека. Особенности образа таковы:

  1. Готовность помогать всем, выполнять самую тяжелую работу.
  2. Постоянно хорошее настроение, жизнерадостность.
  3. Безропотность.

Однако русские люди не смогли понять чистую душу Паньки, только татары в полной мере оценили особенности этого человека. Герой стоит в одном ряду с Левшой, Очарованным всадником, а также причисленными к лику святых, чьи подвиги зачастую признавались уже посмертно. Таково краткое содержание и анализ текста «Дурачок». При знакомстве с классическими произведениями рекомендуется читать текст полностью, однако при подготовке к экзамену или написанию сочинения можно воспользоваться читательским дневником. Он поможет повторить основные моменты сюжетной канвы.

Николай Лесков – Дурачок

Николай Лесков – Дурачок краткое содержание

Дурачок – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Лесков Николай Семенович

Кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что “дурак — слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут. “. В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: “Он был и будет дурак дураком”. “Дурачок — смягчение слова дурак”. Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют. Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.

Читайте также:  Привидение в Инженерном замке – краткое содержание рассказа Лескова

Был у нас в деревне безродный крепостной мальчик Панька. Рос он при господском дворе, ходил в том, что ему давали, а ел на застольщине вместе с коровницею и с ее детьми. Должность у него была такая, чтобы “всем помогать”; это значило, что все должностные люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу, и он, бывало, беспрестанно работает. Как сейчас его помню: бывало, зимою, — у нас зимы бывают лютые, — когда мы встанем и подбежим к окнам, Панька уже везет на себе, изогнувшись, большие салазки с вязанками сена, соломы и с плетушками колоса и другого мелкого корма для скотины и птиц. Мы встаем, а он уже наработался, и редко увидишь его, что он присядет в скотной избе и ест краюшку хлебца, а запивает водою из деревянного ковшика.

Спросишь его, бывало:

— Что ты, Паня, один сухой хлеб жуешь?

А он шутя отвечает:

— Как так “с ухой”? — он, гляди-ко, с чистой водицею.

— А ты бы еще чего-нибудь попросил: капустки, огурца или картошечки!

А Паня головой мотнет и отвечает:

— Ну, вот еще чего. Я и так наелся, — слава те Господи!

Подпояшется и опять на двор идет таскать то одно, то другое. Работа у него никогда не переводилась, потому что все его заставляли помогать себе. Он и конюшни, и хлева чистил, и скоту корм задавал, и овец на водопой гонял, а вечером, бывало, еще себе и другим лапти плетет, и ложился он, бывало, позже всех, а вставал раньше всех до света и одет был всегда очень плохо и скаредно. И его, бывало, никто и не жалеет, а все говорят:

— Ему ведь ничего, — он дурачок.

— А чем же он дурачок?

— Да что за пример! — вон коровница-то все огурцы и картошки своим детям отдает, а он, хоть бы что ему. и не просит у них, и на них не жалуется. Дурак!

Мы, дети, не могли хорошо в этом разобраться, и хоть глупостей от Паньки не слыхали, и даже видели от него ласку, потому что он делал нам игрушечные мельницы и туезочки из бересты, — однако и мы, как все в доме, одинаково говорили, что Панька дурачок, и никто против этого не спорил, а скоро вышел такой случай, что об этом уже и нельзя стало спорить.

Был у нас нанят строгий-престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека наказывать. Едет, бывало, на беговых дрожках и по всем сторонам смотрит: нет ли где какой неисправности? И если заметит что-нибудь в беспорядке — сейчас же остановится, подзовет виноватого и приказывает:

— Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а если слукавишь — я тебе вечером при себе велю вдвое дать.

Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял наказание.

Вот раз. летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают.

Управитель и расшумелся.

А жеребят в этот год был приставлен стеречь мальчик Петруша, — сын той самой Арины-коровницы, которая Паньке картошек жалела, а все своим детям отдавала. Петруша этот имел в ту пору лет двенадцать и был телом много помельче Паньки и понежнее, за это его и дразнили “творожничком” — словом, он был мальчик у матери избалованный и на работу слабый, а на расправу жидкий. Выгнал он жеребят рано утром “на росу”, и стало его знобить, а он сел да укрылся свиткою, и как согрелся, то на него нашел сон — он и заснул, а жеребятки в это время в хлеб и взошли.

Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:

— Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам. Сказал это и уехал.

А Петруша так и залился слезами. Весь трясется, потому что никогда его еще розгами не наказывали, и говорит он Паньке:

— Брат милый, Панюшка, очень страшно мне. скажи, как мне быть?

А Панька его по головке погладил и говорит:

— И мне тоже страшно было. Что с этим делать-то. Христа били.

А Петруша еще горче плачет и говорит:

— Боюсь я идти и боюсь не идти. Лучше я в воду кинуся. А Панька его уговаривал-уговаривал, а потом сказал:

— Ну, постой же ты: оставайся здесь и смотри за моим и за своим делом, а я скорей сбегаю, за тебя постараюся, — авось тебя Бог помилует. Видишь, ты трус какой.

— А как же ты, Панюшка, постараешься?

— Да уж я штуку выдумал — постараюся! И побежал Панька через поле к усадьбе резвенько, а через час назад идет, улыбается.

— Не робей, — говорит, — Петька, все сделано; и не ходи никуда — с тебя наказанье избавлено.

“Все равно: надо верить ему”, — и не пошел; а вечером управляющий спрашивает у выборного в разрядной избе:

— Что, пастушонок утром приходил сечься?

— Как же, — говорит, — приходил, ваша милость.

— Да, — говорит, — взбрызнули.

Дело и успокоилось, а потом узнали, что высекли-то пастушонка, да не того, которого было назначено, не Петра, а Паньку, и пошло это по усадьбе и по деревне, и все над Панькой смеялись, а Петю уже не стали сечь.

Что же, — говорили, — уже если дурак его выручил, нехорошо двух за одну вину разом наказывать.

Ну, не дурак ли, взаправду, наш Панька был?

И так он все и дальше жил.

Сделалась через несколько лет в Крыме война, и начали набирать рекрут. Плач по деревне пошел: никому на войне страдать-то не хочется. Особенно матери о сыновьях убиваются — всякой своего сына жалко.

А Паньке в это время уже совершенные годы исполнились, и он вдруг приходит к помещику и сам просится:

— Велите, — говорит, — меня отвести в город — в солдаты отдать.

— Что же тебе за охота?

— Да так, — отвечает, — очень мне вдруг охота пришла.

Краткое содержание рассказа «Пугало» Н. Лескова

«Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.

Лесков «Пугало» в сокращении

Н. Лесков «Пугало» краткое содержание для читательского дневника:

Главным героем произведения является мужчина по имени Селиван, которого людская молва волею случая приравняла к разбойникам и колдунам, превратив жизнь мужчины в пугало по отношению к окружающим.

Когда-то давно Селиван занимается продажей хлебобулочных изделий, реализовывая горожанам калачи, но в один момент исчезает из города по неизвестным причинам вместе со своей семьей, не взяв ни копейки из прибыли.

Обнаруживается Селиван спустя три года, живущим с больной женой на постоялом дворе, который предоставил ему купец в благодарность за спасенную им Селиваном жизнь из-за перевернутой телеги.

Местные крестьяне, наблюдая за Селиваном и видя, что у него нет никакого дохода, судачат между собой о возможной продаже Селиваном своей души дьяволу.

Однажды, возвращаясь из поездки по святым местам, из-за разбушевавшейся метели на пару дней на постоялом дворе останавливается тетя писателя. Приехав в собственное имение, тетя обнаруживает в багаже пропажу шкатулки, в которой хранит деньги.

Вызванная полиция считает подозреваемым Селивана, но явившись на постоялый двор с целью его ареста, сталкиваются в дверях с героем, который сам предъявляет пропажу со всеми деньгами, оставленную забывчивой женщиной в комнате.

Вывод:

Раскрывая сюжетную линию произведения, писатель утверждает простую истину о том, что недоверчивость людей всегда порождает злобу, которая впоследствии создает еще большее зло.

Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.

Короткий пересказ «Пугала» с цитатами

Краткое содержание «Пугало» Лесков с цитатами из произведения:

Действие разворачивается в Кромском уезде Орловской губернии. Главный действующий герой — мещанин Селиван, которого слухи и крестьянская фантазия окрестили колдуном и разбойником и таким образом превратили в «пугало» для окружающих, пока случай не раскрыл всем доброту и справедливость его натуры.

Троицкий, Всеволод Юрьевич в предисловии к собранию сочинений 1989 года упоминает этот рассказ как иллюстрацию к таланту Лескова показывать скрытое величие души человека: «Злой лесной дух, воплощенный молвой в леснике Селиване, бесследно исчезает после знакомства с этим бесподобно честным от природы и сострадательным „пугалом“…».

Семья мальчика, от лица которого ведётся повествование, переезжает из города Орла в деревню, где у него «сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами». Старый мельник, дедушка Илья, рассказывает историю о местном «ужасном человеке», Селиване. Сирота Селиван в юности работал у калачника — продавал калачи.

Однажды он таинственно исчезает из города, оставив в целости все деньги, вырученные в тот день от продажи. Одновременно с ним исчезает и другая сиротка — девочка, дочь палача, которую никто не хотел пустить в дом или накормить.

Селиван появляется снова через три года. Купец, которого он спас на дороге, вытащив из-под опрокинувшегося воза, разрешает ему поселиться на пустом постоялом дворе за арендную плату. Несмотря на очевидную недоходность двора на мало используемой дороге, Селиван соглашается и привозит туда свою больную жену, которая, как выясняется только в конце рассказа, и есть пропавшая дочка палача.

«Словоохотливости и вообще приятной общительности в Селиване не было; людей он избегал, и даже как будто боялся, и в городе не показывался, а жены его совсем никто не видал с тех пор, как он её сюда привёз в ручной навозной тележке».

Прошло много лет, а «Селиван и его убогая калека всё жили здесь и, к общему удивлению, платили за двор наследникам купца какую-то плату». Зная, что дохода с этого постоялого двора взять неоткуда, а «между тем Селиван хотя жил бедственно, но всё ещё не умирал с голода», крестьяне решили, что он продал душу нечистой силе. После этого все несчастья и пропажи ставились в вину Селивану.

Истинное лицо героя открывается после одного случая. Тётушка рассказчика из-за метели вынуждена была остановиться на постоялом дворе Селивана. Но ночью поднимается переполох, и тетушка с племянником и слугами спешно уезжает. Добравшись до имения родителей племянника, выясняет, что нет на месте шкатулки с деньгами.

Совместно решается, что её украл Селиван. Однако именно в тот момент, когда исправник направлялся арестовывать вора, он является сам с забытой шкатулкой и при этом отказывается от вознаграждения. Тогда отношение окружающих к нему совершенно меняется и жизнь Селивана идёт по-другому.

Рассказ «Тупейный художник» Лесков написал в 1883 году. В произведении автор затрагивает темы праведничества, крепостного гнета, гибели народных талантов. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Тупейного художника» по главам, а также краткую версию для читательского дневника.

Сюжет рассказа «Пугало» Лескова

«Пугало» Лесков краткое содержание:

Детство рассказчика проходит в Орле. Каждый день он видит картины жестокой армейской жизни, которые пугают его. Престарелая няня Мария Борисовна водит ребёнка на берег реки, туда, где маленькие дети ловят рыбёшку.

Эта рыба, как и своеобразная рыбалка малышей, тянула рассказчика к свободе, которая, по доводам няни, была бы ему доступна лишь в деревне. Радости мальчика не было границ, когда его благородные родители приобрели именьице в Кромском уезде, куда вся семья и переехала.

Читайте также:  Дурачок – краткое содержание рассказов Лескова

В деревне мальчик заводит множество знакомств. Старый мельник, дедушка Илья, стал и главным другом, и наставником. Он верил в водяного, с которым имел «близкое соотношение», и в домового, и в лешего, и в кикимору. Дедушка Илья открывал для городского мальчика другой мир, полный сказочных фантазий. Все герои становились настолько реальны, что стали пугать ребёнка. В особенности боялся он чародея Селивана, который имел власть над всем краем.

«Пустой дворник» Селиван — кромский мещанин, который рано осиротел. С детства он продавал калачи, зарабатывая себе на жизнь. Но люди его побаивались, потому что на лице у паренька была красная метинка. Говорили: «бог плута метит», ждали от него подвоха. А в то время в Кромы пришёл «отслуживший палач» с дочерью.

И его люди принимать не хотели, отовсюду прогоняли. Старик палач помер, и девочка осталась одна. Про неё все забыли, она пропала. А вместе с ней исчез и Селиван. Герой ничего с собой не унёс, даже оставил все деньги, вырученные за калачи. Только через три года узнали, что бродяжка Селиван спас купца, а тот ему в благодарность отдал в аренду пустой двор на развилье. Он поселился на дворе со своей калекой женой, которая не выходила из дома.

Много времени прошло, а Селиван исправно платил аренду, хотя на его двор никто не заезжал. Жил бедно, но не голодал. Стали ходить слухи, что связался он с нечистой силой — продал душу дьяволу, а тот приводил заплутавших странников на двор. Но назад никто не возвращался. Все смотрели на Селивана, как страшное пугало.

Снова вспомнили про Селивана, когда вблизи его двора замёрз мужик Николай. Стали припоминать и старые проделки. Окрестные люди мстили ему за колдовство. Мальчик не верит всему тому, что говорят про Селивана люди. Он считает, что подружится с ним. Он ждёт не дождётся, когда столкнётся с чародеем.

Однажды все собрались пройти тот страшный лес и пленить Селивана. В лесу все испугались и убежали, а детей оставили на произвол судьбы. Надвигалась гроза, дороги домой никто не знал. Увидав в кустах страшное лицо мужика, мальчик со своим маленьким братиком в испуге побежали.

Добежав до ручья, который был велик для детей, они в оцепенении стояли под дождём. И вдруг крепкие руки подхватили ребятишек. Селиван (а это был именно он) вынес детей на своих плечах к самой усадьбе. После этого случая, дворовые ополчились на Селивана ещё больше, утверждая, что это именно он всё подстроил.

Однажды экипаж, в котором был рассказчик с тёткой, накрывает метель. Доехать до дома невозможно. Судьба привела путников прямиком на селиванов двор. Страшно было ночевать у Селивана, да ещё тётушка везла с собой шкатулку с большой суммой денег. Но делать было нечего. Никто ночь не мог сомкнуть глаз, кроме мальчиков. Все беспокоились за шкатулку. Утром, не скрывая ужаса, весь экипаж поспешно отправился в дорогу.

Дома спохватились — шкатулки нет. Стали наговаривать на Селивана, как вдруг он сам принёс пропажу и даже не взял положенного вознаграждения. После того случая к герою стали относиться с уважением. Тётушка предложила ему постоялый двор в своём новом имении.

Через несколько лет, уже после смерти Селивана, тётушка открыла тайну бывшего «пустого дворника». Пожалев маленькую сиротку, дочь палача, он скрывал её от посторонних глаз, зная, что злые языки не дадут ей житья из-за прошлого ее отца.

Заключение

Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения — с другой, — и всем казалось, что все они — враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».

Рассказ «Старый гений» Н. С. Лесков написал в 1884 году и в том же году он был опубликован в журнале «Осколки». На нашем сайте представлено краткое содержание «Старого гения» по главам: краткий пересказ произведения.

«Дурачок», анализ рассказа Лескова

Главным героем многих русских народных сказок традиционно является Иван-дурак. Но это понятие имеет особый смысл: «дурак» тот, кто поступает нелогично, без корыстного умысла, не ищет для себя выгоды. За это он в сказках и получает награду — невесту-царевну да полцарства в придачу.

Однако в жизни подобным «дуракам» приходится несладко. Такие люди подчас превращаются в изгоев общества, и спасением для них становится лишь вера. Тогда их называют праведниками, но признают их величие порой слишком поздно — после их смерти, часто мученической. За это церковь канонизирует их, причисляя к лику святых. Известны Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, Сергий Радонежский и много других русских святых. Большинство же подобных людей в реальной жизни остаются неизвестными.

Следуя традиции, русский писатель Николай Семенович Лесков называет героя своего одноименного рассказа «дурачком». «Дурачок» находится в одном ряду с «Левшой» и «Очарованным странником» — произведениями о праведниках, живущих не для себя, а для людей.

Именно таков «безродный крепостной мальчик Панька» — главный герой «Дурачка». По воспоминаниям рассказчика, он «беспрестанно работал»: ложился позже всех, вставал раньше всех, безотказно выполнял любую работу, даже самую неприятную. Например, будучи рекрутом, «провел всю войну в « профосах» – за всеми позади рвы копал да пакость закапывал».

При этом он был всегда в приподнятом настроении, шутил, не обижался даже тогда, когда его откровенно обманывали. Так он обходился краюхой хлеба с водицей, хотя коровница, у которой он столовался, должна была ему давать и картошку, и огурцы, и капустку. А Панька запивал хлеб ключевой водицей, да еще подшучивал: как это хлеб «с ухой»? Он же «с водицей».

За то, что Панька ничего не просил и не жаловался, многие и называли его «дурачком». Рассказчик, в силу своего малого возраста, не понимал, почему его так называли, ведь глупостей от него он никогда не слышал. Наоборот, Панька делал ребятишкам из бересты мельницы и туесочки. Но вслед за взрослыми дети тоже называли героя дурачком, а после одного случая и спорить перестали.

Когда управляющий велел «взбрызнуть» (очевидно, до крови) розгами 12-летнего пастушка Пашку, более старший Панька, увидев испуг ребенка, успокоил его, что договорится об отмене наказания, а фактически принял его на себя. Люди, узнав об этом, не оценили благородства юноши: наоборот, в очередной раз посмеялись. Дескать, что с него взять — дурачок. Не поняли люди и стремления попасть в рекруты. Все вокруг плачут, потому что никому на войне страдать не хочется. А Панька сам просится.

Мотивы поступка автор вложил в уста самого героя: «Пусть душа за другого пострадает — вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают». Поняли Паньку, как ни странно, только «нехристи» — татары. Когда ему поручили стеречь лютого вора Хабибулу, Панька стал убеждать его бросить дурное, потому что «Бог зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет хорошее». А потом расковал его, посадил на коня и отправил на все стороны, чтобы тот спасал себя. Напоследок предупредил: если будет Хабибула снова зло творить, то уже самого Господа обманет.

Хан-Джангар, узнав об этом, пришел в замешательство: любого другого за ослушание тут же бы саблей и зарубил. Но Паньку нельзя казнить, потому что «в душе его, может быть, ангел был…» И согласились остальные татары, что нельзя ему вредить: он и есть истинный праведник.

Рассказ Н. Лескова своей неспешностью напоминает жития святых. Рассказчик подробно описывает все поступки героя, оценку других людей, реакцию самого Паньки. Только истинно верующий человек принимал все испытания смиренно, как и подобает носителю христианской веры. Все рассуждения героя звучат убедительно и убежденно, потому что сам он верит в то, о чем говорит.

Жития составляли для прославления какого-либо святого, в назидание всем верующим, да и неверующим тоже. Пример святого должен был стать положительным, вызвать желание прожить такую же праведную жизнь, чтобы оставить о себе славу или отклики современников.

Было бы странно утверждать, что Лесков прославлял своего героя: само название «Дурачок» мало соотносится с прославлением. Однако личность героя заслуживает уважения, потому что он свою душу так берег, что «желал пустить ее помучиться за ближнего». Страданиями совершенствуется душа человеческая — это утверждение знакомо любому верующему. Но Панька совершенен вдвойне: от мучений за другого его душа становится «счастливая и от всех страхов свободная», да и сам герой счастлив, потому что не испытывает страха, ведь знает, что с ним Бог.

Герои Лескова часто бывают правдоискателями. Не все произведения заканчиваются счастливо: судьба Левши трагична. «Дурачок» Панька выходит в отставку после рекрутчины полным сил, хотя многие возвращаются со службы инвалидами, избегает казни местного богача Хан-Джангара за то, что отпустил пойманного тем преступника.

Кто-то скажет: «Дуракам везет». Но Лесков всей судьбой идеального праведника Паньки доказывает, что только добро, милосердие и самопожертвование могут сделать человека счастливым. Сделать его праведником — «человеком с чистой совестью и душой» (такое определение дается в словаре В. И. Даля).

Счастье нужно находить в благополучии других. Этим жизнеутверждающим мотивом и заканчивается рассказ «Дурачок», напечатанный впервые в 1891 году (почти 130 лет назад), но не потерявший своей актуальности, особенно сейчас, когда в обществе утверждаются законы бесчеловечного поведения, основанного на корысти и выгоде.

Дурачок

Кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что “дурак – слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут. “. В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: “Он был и будет дурак дураком”. “Дурачок – смягчение слова дурак”. Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют. Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.

Был у нас в деревне безродный крепостной мальчик Панька. Рос он при господском дворе, ходил в том, что ему давали, а ел на застольщине вместе с коровницею и с ее детьми. Должность у него была такая, чтобы “всем помогать”; это значило, что все должностные люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу, и он, бывало, беспрестанно работает. Как сейчас его помню: бывало, зимою, – у нас зимы бывают лютые, – когда мы встанем и подбежим к окнам, Панька уже везет на себе, изогнувшись, большие салазки с вязанками сена, соломы и с плетушками колоса и другого мелкого корма для скотины и птиц. Мы встаем, а он уже наработался, и редко увидишь его, что он присядет в скотной избе и ест краюшку хлебца, а запивает водою из деревянного ковшика.

Спросишь его, бывало:

– Что ты, Паня, один сухой хлеб жуешь?

А он шутя отвечает:

– Как так “с ухой”? – он, гляди-ко, с чистой водицею.

– А ты бы еще чего-нибудь попросил: капустки, огурца или картошечки!

А Паня головой мотнет и отвечает:

– Ну, вот еще чего. Я и так наелся, – слава те Господи!

Подпояшется и опять на двор идет таскать то одно, то другое. Работа у него никогда не переводилась, потому что все его заставляли помогать себе. Он и конюшни, и хлева чистил, и скоту корм задавал, и овец на водопой гонял, а вечером, бывало, еще себе и другим лапти плетет, и ложился он, бывало, позже всех, а вставал раньше всех до света и одет был всегда очень плохо и скаредно. И его, бывало, никто и не жалеет, а все говорят:

Читайте также:  Очарованный странник - краткое содержание повести Лескова

– Ему ведь ничего, – он дурачок.

– А чем же он дурачок?

– Да что за пример! – вон коровница-то все огурцы и картошки своим детям отдает, а он, хоть бы что ему. и не просит у них, и на них не жалуется. Дурак!

Мы, дети, не могли хорошо в этом разобраться, и хоть глупостей от Паньки не слыхали, и даже видели от него ласку, потому что он делал нам игрушечные мельницы и туезочки из бересты, – однако и мы, как все в доме, одинаково говорили, что Панька дурачок, и никто против этого не спорил, а скоро вышел такой случай, что об этом уже и нельзя стало спорить.

Был у нас нанят строгий-престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека наказывать. Едет, бывало, на беговых дрожках и по всем сторонам смотрит: нет ли где какой неисправности? И если заметит что-нибудь в беспорядке – сейчас же остановится, подзовет виноватого и приказывает:

– Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а если слукавишь – я тебе вечером при себе велю вдвое дать.

Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял наказание.

Вот раз. летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают.

Управитель и расшумелся.

А жеребят в этот год был приставлен стеречь мальчик Петруша, – сын той самой Арины-коровницы, которая Паньке картошек жалела, а все своим детям отдавала. Петруша этот имел в ту пору лет двенадцать и был телом много помельче Паньки и понежнее, за это его и дразнили “творожничком” – словом, он был мальчик у матери избалованный и на работу слабый, а на расправу жидкий. Выгнал он жеребят рано утром “на росу”, и стало его знобить, а он сел да укрылся свиткою, и как согрелся, то на него нашел сон – он и заснул, а жеребятки в это время в хлеб и взошли.

Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:

– Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам. Сказал это и уехал.

А Петруша так и залился слезами. Весь трясется, потому что никогда его еще розгами не наказывали, и говорит он Паньке:

– Брат милый, Панюшка, очень страшно мне. скажи, как мне быть?

А Панька его по головке погладил и говорит:

– И мне тоже страшно было. Что с этим делать-то. Христа били.

А Петруша еще горче плачет и говорит:

– Боюсь я идти и боюсь не идти. Лучше я в воду кинуся. А Панька его уговаривал-уговаривал, а потом сказал:

– Ну, постой же ты: оставайся здесь и смотри за моим и за своим делом, а я скорей сбегаю, за тебя постараюся, – авось тебя Бог помилует. Видишь, ты трус какой.

– А как же ты, Панюшка, постараешься?

– Да уж я штуку выдумал – постараюся! И побежал Панька через поле к усадьбе резвенько, а через час назад идет, улыбается.

– Не робей, – говорит, – Петька, все сделано; и не ходи никуда – с тебя наказанье избавлено.

“Все равно: надо верить ему”, – и не пошел; а вечером управляющий спрашивает у выборного в разрядной избе:

– Что, пастушонок утром приходил сечься?

– Как же, – говорит, – приходил, ваша милость.

– Да, – говорит, – взбрызнули.

Дело и успокоилось, а потом узнали, что высекли-то пастушонка, да не того, которого было назначено, не Петра, а Паньку, и пошло это по усадьбе и по деревне, и все над Панькой смеялись, а Петю уже не стали сечь.

Что же, – говорили, – уже если дурак его выручил, нехорошо двух за одну вину разом наказывать.

Ну, не дурак ли, взаправду, наш Панька был?

И так он все и дальше жил.

Сделалась через несколько лет в Крыме война, и начали набирать рекрут. Плач по деревне пошел: никому на войне страдать-то не хочется. Особенно матери о сыновьях убиваются – всякой своего сына жалко.

А Паньке в это время уже совершенные годы исполнились, и он вдруг приходит к помещику и сам просится:

– Велите, – говорит, – меня отвести в город – в солдаты отдать.

– Что же тебе за охота?

– Да так, – отвечает, – очень мне вдруг охота пришла.

– Да отчего? Ты обдумайся.

– Нет, – говорит, – некогда думать-то.

– Да нешто не слышно вам, что вокруг плачут, а я ведь любимый у Господа, – обо мне плакать некому, – я и хочу идти.

– Посмотри-ка, мол, какой ты неуклюжий-то: над тобой на войне-то, пожалуй, все расхохочутся. А он отвечает:

– То и радостней: хохотать-то ведь веселее, чем ссориться; если всем весело станет, так тогда все и замирятся. Еще раз сказали ему:

– Утешай-ка лучше сам себя да живи дома! Но он на своем твердо стоял.

– Нет, мне, – говорит, – это будет утешнее.

Его и утешили, – отвезли в город и отдали в рекруты, а когда сдатчики возвратились, – с любопытством их стали расспрашивать:

– Ну, как наш дурак остался там? Не видали ли вы его после сдачи-то?

– Как же, – говорят, – видели.

– Небось, смеются все над ним, – какой увалень?

– Да, – говорят, – на самых первых порах-то было смеялися, да он на все на два рубля, которые мы дали ему награждения, на базаре целые ночвы пирогов с горохом и с кашей купил и всем по одному роздал, а себя позабыл. Все стали головами качать и стали ломать ему по половиночке. А он застыдился и говорит:

– Что вы, братцы, я ведь без хитрости! Кушайте. Рекрута его стали дружно похлопывать:

– Какой, мол, ты ласковый!

А наутро он раньше всех в казарме встал, да все убрал и старым солдатам всем сапоги вычистил. Стали хвалить его, и старики у нас спрашивали: “Что он у вас дурачок, что ли?”

– Не дурак, а. малость с роду так.

Так Панька и пошел служить со своим дурачеством и провел всю войну в “профосах” – за всеми позади рвы копал да пакость закапывал, а как вышел в отставку, так, по привычке к пастушеству, нанялся у степных татар конские табуны пасти.

Отправился он к татарам из Пензы и не бывал назад много лет, а скитался, гоняя коней, где-то вдали, около безводных Рын-Песков, где тогда кочевал большой местный богач Хан-Джангар. А Хан-Джангар, когда приезжал на Суру лошадей продавать, то на тот час держал себя будто и покорно, но у себя в степи что хотел, то и делал; кого хотел – казнил, кого хотел – того миловал.

За отдаленностью дикой пустыни следить за ним было невозможно, и он как хотел, так и своевольничал. Но расправлялся он так не один: находились и другие такие же самоуправцы, и в числе их появился один лихой вор, по имени Хабибула, и стал он угонять у Хана-Джангара много самых лучших лошадей, и долго никак его не могли поймать. Но вот раз сделалась у одних и других татар свалка, и Хабибулу ранили и схватили. А время было такое, что Хан-Джангар спешил в Пензу, и ему никак нельзя было остановиться и сделать над Хабибулой суд и казнить его такою страшною казнью, чтобы навести страх и ужас на других воров.

Чтобы не опоздать в Пензу на ярмарку и не показаться с Хабибулой в таких местах, где русские власти есть, Хан-Джангар и решил оставить при малом и скудном источнике Паньку с одним конем и раненого Хабибулу, окованного в конских железах. И оставил им пшена и бурдюк воды и наказал Паньке настрого:

– Береги этого человека как свою душу! Понял? Панька говорит:

– Чего ж не понять-то! Вполне понял, и как ты сказал, я так точно и сделаю.

Хан-Джангар со всей своей ордой и уехал, а Панька стал говорить Хабибуле:

– Вот до чего тебя твое воровство довело! Такой ты большой молодец, а все твое молодечество не к добру, а ко злу. Ты бы лучше исправился.

А Хабибула ему отвечает:

– Если я до сих пор не исправился, так теперь уж и некогда.

– Как это “некогда”! Только в том ведь и дело все, чтобы хорошо захотеть человеку исправиться, а остальное все само придет. В тебе ведь душа такая же, как и во всех людях: брось дурное, а Бог тебе сейчас зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет все хорошее.

А Хабибула слушает и вздыхает.

– Нет, – говорит, – уже про это некстати и думать теперь!

– Да отчего же некстати-то?

– Да оттого, что я окован и смерти жду.

– А я тебя возьму да и выпущу.

Хабибула ушам своим не поверил, а Панька ему улыбается ласково и говорит:

– Я тебе не шучу, а правду говорю. Хан мне сказал, чтобы я тебя “как свою душу берег”, а ведь знаешь ли, как надо сберечь душу-то? Надо, брат, ее не жалеть, а пусть ее за другого пострадает – вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают. Я тебя раскую и на коня посажу и ступай, спасай себя, где надеешься, а если станешь опять зло творить – ну, уж тогда не меня обманешь, а Господа.

И с этим присел и сломал на Хабибуле конские железные путы, и посадил его на коня, в сказал:

– Ступай с миром на все стороны.

А сам остался ожидать здесь возвращения Хана-Джангара, – и ждал его очень долго, пока ручеек высох и в бурдюке воды осталось очень немножечко.

Тогда и прибыл Хан-Джангар со своей свитой.

Осмотрелся Хан и спрашивает:

– Как отпустил? Что ты такое рассказываешь?

– Я тебе говорю то, что взаправду сделал по твоему велению и по своему хотению. Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего. Ты ведь хотел замучить Хабибулу, а я терпеть не могу, чтобы других мучили, – вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, – пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная, потому что ведь я ни тебя, ни других никого не боюся ни капельки.

Тут Хан-Джангар стал водить глазами во все стороны, а потом на голове тюбетейку поправил и говорит своим:

– Подойдите-ка все поближе ко мне; я вам скажу, что мне кажется.

Татары вокруг Хана-Джангара стеснилися. А он сказал им потихонечку:

– А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был.

– Да, – отвечали татары все одним тихим голосом, – нельзя нам ему вредить: мы его не поняли за много лет, а теперь он в одно мгновенье всем нам ясен стал: он ведь, может быть, праведный.

Ссылка на основную публикацию