Что такое аллегория в литературе?

Что такое Аллегория

Аллегория — это выражение абстрактного понятия с помощью конкретного понятия; одна или несколько метафор, которые в прямом смысле означают одно, а в переносном значении — другое.

Примером аллегории можно назвать фигуру женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами в другой — это аллегория правосудия (представлена как богиня Фемида).

Когда автор использует аллегорию, он не именует обсуждаемый предмет или концепцию открытым текстом, а описывает в переносном значении, используя некие его/её олицетворяющие символы.

Таким образом, появляется более детальное отождествление одного предмета другому, используя тонкий (или не очень) намёк. Притом прямой смысл не утрачивается.

Слово аллегория произошло от греческого αλληγορια (allegoria) — иносказание, т. е. от сочетания άλλος (другой) + -αγόρια (сказать).

Это слово пишется именно так из-за своего греческого происхождения αλληγορια/allegoria, не алигория или олигория, а именно аллегория.

Синоним слова аллегория

  • иносказание;
  • персонификация;
  • эзопов(ский) язык;
  • иноречие.

Примеры аллегории

Эти аллегории более-менее известны:

  • аллегория медицины — змея, обвивающая чашу;
  • аллегория любви — сердце;
  • аллегория надежды — якорь;
  • аллегория веры — крест;
  • аллегория свободы — разорванные цепи;
  • аллегория мира во всём мире — белый голубь.

Примеры аллегории в литературе

Но не только художники — мастера по созданию аллегорий. Она также проявляется в образах, которые нам дарят в своём творчестве писатели и поэты.

В стихотворении “Парус” Михаила Юрьевича Лермонтова корабль — это символ духовных терзаний и уединённости:

“Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы, – он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”.

А в произведении Евгения Баратынского “На посев леса” весна превратилась в символ свободы, в духовное возрождение, дала надежду:

“Опять весна; опять смеется луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.

Но нет уже весны в душе моей,
Но нет уже в душе моей надежды,
Уж дольный мир уходит от очей,
Пред вечным днем я опускаю вежды. “

Аллегория и метафора

Аллегория и метафора — оба средства выразительности речи; тропы, часто встречающиеся в литературе и искусстве. Авторы применяют их с целью сотворить красочное, видимое очертание, сформированное в переносном значении.

Метафора — это выражение, которое используется для сравнения, казалось бы, не связанных между собой объектов и действий; это слово или оборот, в переносном значении, сравнение одного с другим, основанное на какой-то общей характеристике (например, серебряные волосы).

Можно сказать, что аллегория — это развёрнутая метафора; это сравнение в более глубоком смысле.

Аллегория, по сравнению с метафорой, может иметь более длинные отрывки сравнения. Аллегория, в которой заменяется предмет или действие, включает в себя больше деталей, чем метафора.

Метафора обычно встречается в литературе, а аллегория — в искусстве в целом (в литературе, живописи, скульптуре и др.), т. е. аллегорию создатели искусства смогли выразить намного шире, чем метафору.

Смотрите также значение Метафоры.

Тропы и аллегория

Аллегория — это один из тропов русского языка.

Троп — это стилистический термин, речевые обороты, в которых автор, чтобы достичь выразительности в своём художественном произведении, использует слово или выражение в переносном значении, сопоставляя смысл одного термина с другим.

Построение тропа автором осуществляется через сравнение двух терминов, которые похожи между собой по каким-либо признакам.

Называя характеристики одного объекта, писатель описывает другой объект, но этим он описывает что-то другое, таким образом он пытается не только определить его, но и сотворить красочное и выразительное изображение.

К тропам относятся:

  • аллегория — абстрактное понятие представляется в явственном изображении; например: аллегория хитрости — лиса, аллегория трусости — заяц;
  • ирония — театральное “переименование” в противоположном смысле того, что автор на самом деле считает, с целью выразить насмешливое отношение; например: “заходите в мои хоромы” (приглашение зайти в очень маленькую квартиру);
  • эпитет — образное определение, ярко описывающее предмет; например: горькая доля;
  • гипербола — преувеличение и усиление описываемого; например: “Мы сто лет не виделись!”;
  • олицетворение — сопоставление с живым существом, одушевление неодушевлённого; например: темнота подкралась;
  • литота — преуменьшение какого-либо качества или свойства описываемого; например: кот наплакал;
  • синекдоха — использование лишь части термина вместо всего, целого и наоборот; например: “Пуще всего береги копейку” (“копейка” вместо “денег”, из Н. В. Гоголя);
  • метонимия — изменение именования другим, по соприкосновению смысла; например: Москва спит (вместо люди в Москве спят);
  • сравнение — сравнение одного с другим, часто посредством союзов “как”, “будто”, “словно” и т. д.; например: верен как пёс;
  • метафора — перенесение толкования слова из-за однообразия; например: зеркало озера;
  • перифраз(а) — замещение термина словосочетанием, с его характеристиками; например: чёрное золото (вместо “нефть”).

Узнайте больше о Перифразе.

Аллегория в живописи

Художники рассматривают мир выходя за рамки логического, физического и материального. Поэтому мастера искусства вносят различные элементы в свои произведения с намерением создать свои творения со скрытыми сообщениями.

Аллегорические картины скрывают послания только для того, чтобы их усилить, это позволяло художникам создавать сложный мир повествований и играть с миром символов.

Аллегория живописи — картина Матвеева

Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) написал в 1725 году картину “Аллегория живописи” и вручил её Екатерине I. Таким образом мастер проявил свои соболезнования относительно смерти Петра I.

Этот русский художник показал императрицу в образе Минервы (богини войны и мудрости). Она находится на облаках и наблюдает за действием, происходящим у мольберта.

Таким образом художник показал скрытый смысл о надежде на развитие русской культуры.

Аллегория в рекламе

В мире рекламы агентства часто отображают своё послание с помощью кричащего изображения. Для достижения этой цели они обычно полагаются на наш интеллект и на использование визуальных аллегорий (которые можно почти мгновенно показать и объяснить).

Эзопов язык

Это выражение означает, что автор выражает свои мысли используя намёки и аллегории. Он недоговаривает и маскирует свои истинные идеи, автор пытается донести до читателя переносный смысл.

Название эзопов (или эзоповкий) язык произошло от имени древнегреческого баснописца Эзопа (VI в. до н. э.), который был рабом и не мог говорить свободно на множество тем, что заставило его воспользоваться этой формой произведения.

Сочинения Салтыкова-Щедрина считаются яркими примерами эзопова языка в русской литературе. Например, в произведении “История одного города” автор говорит о городе Глупове и его жителях — глуповцах.

Он представляет их бездеятельными лентяями, которые не могут за себя решать и поэтому пытаются найти кого-то, кто будет принимать решения за них и возьмёт ответственность на себя. А на самом деле, при прочтении произведения, читатель понимает, что автор говорит про всю Россию, а не про какой-то отдельный город.

Смотрите также значения Эпитет, Анафора и Оксюморон.

Что такое аллегория? Примеры из художественной литературы

Аллегория — один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, кото­рый широ­ко исполь­зу­ет­ся в литературе.

Слово «алле­го­рия» име­ет гре­че­ское про­ис­хож­де­ние. Этот тер­мин бук­валь­но пере­во­дит­ся «ино­ска­за­ние». Можно ска­зать, что алле­го­рия — это ино­ска­за­тель­ное изоб­ра­же­ние какого-либо явле­ния дей­стви­тель­но­сти. Этот при­ем широ­ко исполь­зу­ет­ся в живо­пи­си, теат­раль­ном искус­стве, в лите­ра­ту­ре и дру­гих видах дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Дадим общее опре­де­ле­ние это­му термину:

А такое опре­де­ле­ние алле­го­рии мож­но уви­деть в Википедии:

Раскроем его общий смысл более подробно.

Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние, то есть рас­смат­ри­ва­е­мый пред­мет или поня­тие не назы­ва­ет­ся пря­мо, а изоб­ра­жа­ет­ся ино­ска­за­тель­но с исполь­зо­ва­ни­ем дру­гих явле­ний дей­стви­тель­но­сти. Происходит раз­вер­ну­тое упо­доб­ле­ние одно­го пред­ме­та дру­го­му с помо­щью систе­мы наме­ков, при­чем пря­мой смысл изоб­ра­же­ния не теря­ет­ся, но допол­ня­ет­ся воз­мож­но­стью его пере­нос­но­го истолкования.

Во мно­гих алле­го­ри­че­ских обра­зах отра­зи­лось пони­ма­ние чело­ве­ком добра, зла, спра­вед­ли­во­сти и дру­гих нрав­ствен­ных цен­но­стей. Так, тра­ди­ци­он­но, еще со вре­мен Древней Греции, пра­во­су­дие ино­ска­за­тель­но пред­став­ле­но в виде боги­ни Фемиды, в обра­зе жен­щи­ны с завя­зан­ны­ми гла­за­ми и с веса­ми в руках.

  • Аллегория надеж­ды — это якорь;
  • алле­го­рия сво­бо­ды — разо­рван­ные цепи;
  • белый голубь — алле­го­рия мира во всем мире.
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
СонЦарство Морфея
СмертьОбъятия Аида
НеприступностьФорт Нокс
ПравосудиеФемида

Изображение чаши и змеи, обвив­шей её, сего­дня все­ми вос­при­ни­ма­ет­ся в каче­стве алле­го­рии меди­ци­ны и вра­че­ва­ния. Аллегорическими по сво­ей сути явля­ют­ся прак­ти­че­ски все гераль­ди­че­ские зна­ки. Аллегория в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве — это обшир­ная тема для отдель­но­го разговора.

Аллегория в литературе

В лите­ра­ту­ре тер­ми­ном «алле­го­рия» назы­ва­ет­ся один из худо­же­ствен­ных тро­пов, в осно­ве кото­ро­го лежит пере­нос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гое. С этой точ­ки зре­ния мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние это­му лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­му термину:

Использование алле­го­рии худож­ни­ка­ми сло­ва спо­соб­ству­ет рас­кры­тию абстракт­но­го поня­тия добра, зла, под­ло­сти, жад­но­сти и пр. в кон­крет­ном худо­же­ствен­ном образе.

Примеры использования аллегории в художественной литературе

Еще в народ­ном твор­че­стве, в бас­нях, сказ­ках, посло­ви­цах, прит­чах, обра­зы живот­ных наде­ле­ны опре­де­лен­ны­ми чело­ве­че­ски­ми качествами:

лиса все­гда хит­рая и пред­при­им­чи­вая, заяц тру­со­ва­тый, баран обла­да­ет тупо­стью и непре­взой­ден­ным упрям­ством, волк и мед­ведь агрес­сив­ные и глуповатые.

Аллегорическими явля­ют­ся все бас­ни И.А. Крылова, в кото­рых целый зве­ри­нец живот­ных наде­лен авто­ром отри­ца­тель­ны­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми: упрям­ством, тупо­стью, жад­но­стью, глу­по­стью и т.д.

Хитрость чело­ве­ка бас­но­пи­сец ино­ска­за­тель­но вопло­тил в обра­зе лисы, жад­ность — в обли­чии вол­ка, упрям­ство и тупость — в обра­зе осла. и т.д.

Продолжая тра­ди­ции фольк­ло­ра, мно­гие писа­те­ли посред­ством алле­го­рии смог­ли выска­зать свое отно­ше­ние к раз­ным аспек­там обще­ствен­ной жизни.

М.Е Салтыков-Щедрин в сказ­ках «Премудрый пес­карь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пье­сах «Баня», «Клоп» высме­и­ва­ют опре­де­лен­ные нега­тив­ные нрав­ствен­ные каче­ства людей, исполь­зуя алле­го­ри­че­ские образы.

Аллегория в отли­чие от мета­фо­ры охва­ты­ва­ет все про­из­ве­де­ние, что ярко про­сле­жи­ва­ет­ся в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Вагоны шли
при­выч­ной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёл­тые и синие,
В зелё­ных пла­ка­ли и пели.

Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэ­ти­че­ских стро­ках А.Блока, обра­тим­ся к про­шло­му России. В нача­ле про­шло­го века ваго­ны пер­во­го и вто­ро­го клас­са были жёл­то­го и сине­го цве­та, а ваго­ны тре­тье­го клас­са, в кото­рых езди­ла бед­но­та, име­ли зеле­ный цвет. Современное Блоку обще­ство изоб­ра­же­но поэтом с помо­щью алле­го­рии — ваго­ны жел­то­го, сине­го и зеле­но­го цвета.

В поэ­ме «Мертвые души» Н.В. Гоголя алле­го­ри­че­ским смыс­лом напол­не­ны такие фами­лии пер­со­на­жей, как Собакевич, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб, Молчалин.

Аллегорическое зна­че­ние в мно­го­чис­лен­ных худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях при­об­ре­ли поры года. Весна, к при­ме­ру, сим­во­ли­зи­ру­ет духов­ное воз­рож­де­ние, сво­бо­ду, надеж­ду на луч­шую жизнь.

Читаем у Е.Баратынского:

Опять вес­на; опять сме­ёт­ся луг,
И весел лес сво­ей мла­дой одеждой,
И посе­лян неуто­ми­мый плуг
Браздит поля с покор­ством и надеждой.

А вот сти­хо­тво­ре­ние Аполлона Майкова, в кото­ром чув­ству­ет­ся весен­нее обнов­ле­ние не толь­ко при­ро­ды, но и духов­ное воз­рож­де­ние, свет­лая надеж­да на изме­не­ния в жиз­ни общества:

Весна! Выставляется пер­вая рама —
И в ком­на­ту шум ворвался,
И бла­го­вест ближ­не­го храма,
И говор наро­да, и стук колеса.
Мне в душу пове­я­ло жиз­нью и волей:
Вон — даль голу­бая видна…
И хочет­ся в поле, широ­кое поле,
Где, шествуя, сып­лет цве­та­ми весна!

Тему вес­ны, напол­нив алле­го­ри­че­ским смыс­лом, не обо­шел сво­им вни­ма­ни­ем рус­ский поэт А.А. Фет:

Уж вер­ба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять вес­на душистая
Повеяла крылом.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит тол­пою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тай­ной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Осень, как сим­вол упад­ка жиз­ни и духа, неустро­ен­но­сти чело­ве­ка, в сти­хо­тво­ре­нии «Тополь» наво­дит тос­ку и печаль в душе поэта:

Сады мол­чат. Унылыми глазами
С уны­ни­ем в душе гля­жу вокруг;
Последний лист раз­ме­тен под ногами,
Последний луче­зар­ный день потух.

Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает « иносказание ».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов .

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как « Эзопов язык ».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь» . Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
  3. Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».

Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер :

  1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
  2. Осел – упрямство и невежество.
  3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
  4. Петух – самолюбие и зазнайство.
  5. Заяц – хвастовство и трусость.
  6. Стрекоза – беспечность.
  7. Муравей – трудолюбие.
  8. Мартышка – глупость и так далее.

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры , но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года . Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького . Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах . Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока .

Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей . Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры ? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения . Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Аллегория — что это такое и где применяется

Аллегория — это, иначе говоря, «иносказание», или переносное, художественное представление каких-либо понятий и идей путем использования диалога или образа в произведениях искусства. Аллегория часто представлена в стихах и притчах, а также нередко находит свое место в картинах и скульптурах. Можно понять, рассматривая примеры аллегории, что это обобщение неких присущих человеку черт и понятий, раскрываемых в поведении или образе привычных людям растений, животных, а также даже сказочных персонажей, получающих переносные значения.

Аллегория это: в литературе определение

Само значение слова аллегория происходит от слов allegory, allegoria, что обозначает «Иносказание». В истории литературы есть мнение, что первым этот прием придумал и впервые применил Эзоп, древний баснописец, и потому иногда такой прием называют «Язык Эзопа».

Разбирая, что такое аллегория, более подробно, стоит отметить, что это обособление определенных понятий путем конкретных представлений. Яркими примерами будут ситуации, когда авторы олицетворяют какие-то общие понятия, придавая им внешний облик живого существа. При этом внешность и какие-то качества живого существа соответствуют тем понятиям, которые заключены в них. Некоторые виды оружия или предметов стали настоящими символами определенных понятий:

  1. Вооружение, и чаще всего — холодное оружие, стали символами войны и боя. Примером можно привести невероятный Молот Тора (Мьельниер), который подчеркивает в образе скандинавского Бога его пристрастие к военному делу.
  2. Цветы, снег, дождь и другие природные явления — неотъемлемый символ различных времен года, а также способ изображения природных стихий. Отличный пример — в новом мультике «Холодное сердце: Вновь за горизонт», где стихия огня представлена горящей ящерицей, а вода — лошадью из воды океана.
  3. Весы и повязка символизируют с древних времен беспристрастность суда и равновесие в суждениях. Яркий пример такого применения аллегории — это изображение Фемиды, которое сегодня стало настоящим символом правосудия.
  4. Коса или клепсидра — неотъемлемый элемент изображений смерти. Хорошо это просматривается в изображениях одного из всадников Апокалипсиса — Смерти. Смерть чаще всего вооружена именно косой, и обычно ее изображают в черном, с бледной кожей, подчеркивая скорбь и тоску.
  5. Птицы часто олицетворяют свободу или мир и тишину. Очевидно, что наиболее популярный пример такой аллегории — это голубь мира, который понятен практически во всех странах на этой планете.

Таким образом аллегории помогают передавать эмоции, чувства, понятия, которые достаточно сложно будет показать, хотя можно описать конкретными характеристиками .

При этом нет уточнения, когда используется аллегория, что конкретно заложено в образ, поскольку для этого используется тонкая система намеков и ассоциаций. Прямой смысл не искажен, но при этом происходит дополнение переносными значениями и смыслами.

Зачем используют аллегории

Аллегорический способ представления каких-то понятий и абстрактных образов активно используется в основном в литературе. Аллегория — это, простыми словами, способ достичь следующих эффектов:

  1. Наглядное изображение абстрактных и сложных понятий. Это позволяет достаточно быстро и понятно обрисовать сложные и тяжело описываемые понятия, используя понятные и реалистичные образы, которые человек будет ассоциировать с необходимыми понятиями
  2. Выражение личного отношения к определенным понятиям. Автор путем использования аллегории может выразить собственные какие-то эмоции или переживания в отношении изображаемых понятий. Это значит, что аллегории могут наполняться дополнительно какими-то несвойственными характеристиками
  3. Обход цензуры. В современных реалиях, когда цензура достаточно жестко модерирует все произведения искусства, аллегория — пример того, как можно обойти все запреты, и при этом не потерять смысла. Иносказательные выражения очень часто используются в разных ситуациях, и особенно в кино и сериалах, где недопустимо очень многое. Нередко такие приемы применяют в рекламе

Таким образом, если разбираться, что такое аллегория простыми словами, то можно сделать вывод, что это своеобразный прием в литературе. Аллегорию можно использовать для передачи уникальных образов и впечатлений от автора. В современном мире сложно найти художественное произведение без подобных приемов, которые использовал бы автор.

Аллегория: примеры из литературы

В литературе аллегоричность — это прием, который используется практически во всех жанрах. Но есть в аллегории примеры, когда этот прием становился основой целого жанра. Если рассматривается аллегория, что это такое, и как ее использовать наиболее эффективно, то стоит обратить внимание, в первую очередь, именно на эти жанры:

  • басни;
  • моралитэ;
  • притчи.

Для примера можно привести басню Крылова «Мартышка и очки», где при создании образа обезьяны использовалась аллегория, что позволило автору передать таким образом образ невежественного человека. Обезьяна элементарно не понимает, зачем нужны очки, и не ценит их пользу, как невежественный человек может ругать совершенно непонятные ему вещи, основываясь лишь на собственных недалеких выводах.

Аллегория — это также хороший способ подчеркнуть нужные мотивы и образы в других жанрах. Часто пример аллегории можно найти в следующих литературных жанрах:

  • различные рассказы;
  • детские и взрослые сказки;
  • полноценные романы;
  • разнообразные литературные повести.

Так, примеры аллегории в произведениях позволяют передавать важные социальные, общественные и даже политические мнения и моменты. Джордж Оруэлл в повести «Скотный двор» применил ряд аллегорий, чтобы показать наглядно, как общество под красивыми политическими лозунгами о свободе и равенстве постепенно после революции катится к диктатуре и тоталитарному режиму.

Аллегория и другие приемы в литературе

Есть подобные приемы в литературных произведениях, но они существенно отличаются от аллегории — это что используется для создания различной образности:

  1. Олицетворение. Представляет собой перенос каких-то понятных человеческих качеств на более отвлеченные понятия или же на неодушевленные предметы. Но это совершенно не означает, что автор будет говорить аллегорически.
  2. Метафора. Это ситуация, когда одно из явлений передается, характеризуется или изображается через другое. Аллегория это простыми понятиями тоже метафора, но она основана не на сходстве явлений и сравнении, а на иносказании и намеках.

Аллегория: что это такое простыми словами? Это метафорические тропы, позволяющие передавать одно явление или переживание через другое, но при этом отличные от олицетворения, как художественный прием.

Аллегория — это … и примеры

Что такое аллегория в литературе? Это метод, который используют авторы с древних времен. Актуально это как в стихах, так и в прозе, и практически не встречаются сегодня произведения без аллегории. Что такое это сложное понятие — можно понять, рассмотрев просто примеры, которые можно найти в литературе.

Аллегория это в литературе пример иносказательного изображения, и примером можно привести, в первую очередь, именно Крылова, как мастера использовать аллегоричность:

«…Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню…»

Тут аллегория — это что-то большее, чем просто образ. Автор показал таким образом замаскированные события 1812 г., когда Наполеон принял решение провести, так называемые, мирные переговоры с правителем России.

Аллегория в литературе используется и другими авторами. Салтыков-Щедрин писал:

«…От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестья, ни чести, …, даром занимают место да едят корм…» («Премудрый Пескарь»).

Если обратить внимание на аллегории, что это и есть в приведенном случае, то можно понять очевидную вещь — маленькие рыбки, о которых идет речь в произведении, олицетворяют собой пассивных людей, которые не имеют стремлений, и не пытаются пробиваться наверх. Так автор аллегорично показывает, что от подобных людей обществу в целом мало проку. Еще один очень хороший пример — пьеса Гоголя “Нос”, где конкретизированной формой “сбежавшего” носа выражается высокое положение героя в обществе, которое он потерял.

Политическая аллегория: что это такое в литературе

Аллегория это простыми словами, как уже говорилось, передача образов. Но в произведении могут быть не только конкретизированные уточнения, но и очень общие понятия, которые имеют значение в политическом смысле. Например, в творчестве Блока тоже есть аллегория, значение которой очень масштабное и большое:

«…Вагоны шли привычной линией,

Вздрагивали и скрипели…»

Тут изображено общество в виде разноцветных вагонов, которые олицетворяют собой социальные классы. И далее следуют строки:

«…Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели…» — где желтые и синие вагоны — богатые люди, а в зеленом, очевидно, автор заключил образ бедных, но работящих людей, в которых теплится надежда на хорошее будущее.

Таким образом возможно было обойти цензуру, и избавиться от политических преследований, но при этом донести достаточно четко и ясно собственную мысль касательно конкретных действий конкретных политиков.

Аллегория – определение и примеры использования в литературе

Художественные приемы

Литература и искусство — это не сухое перечисление событий и простое отображение действительности, а раскрытие автором произведения своих мыслей и чувств с помощью приемов художественного выражения. Если использовать только прямые методы передачи информации, то вряд ли такие творения смогут чем-то затронуть читателя или зрителя.

В литературе часто применяются приемы, изменяющие основное значение слов и усиливающие образность речи. Они объединяются в группу тропов. Некоторые из них:

  • метафора;
  • гипербола;
  • эпитет;
  • ирония;
  • эвфемизм;
  • аллегория.

Словесные конструкции, не несущие информацию, но украшающие литературную речь и делающие ее своеобразной, относятся к фигурам речи.

Объяснение термина

Тропы и фигуры применяются в литературе и ораторском искусстве для усиления выразительности словосочетаний и предложений. Один из видов тропов — аллегория. Этот прием известен со времен ранней античности и уже тогда нашел отражение в мифологии и фольклоре, а позднее получил развитие в разных жанрах литературы и изобразительного искусства. Термин «аллегория» имеет греческие корни и буквально означает «иносказание».

В словаре Даля значение слова аллегория объясняется как картинное или чувственное изображение мысли, а в качестве синонимов к нему перечислены иноречие, инословие, обиняк, притча и другие определения. Что такое аллегория в литературе, легко можно понять, вспомнив образы зверей в сказках: лиса — хитрость, заяц — трусость, медведь — простодушие.

Этот прием часто используется авторами, когда нужно донести свое мнение, не нарушая этических норм. Аллегория дает широкие возможности и в следующих случаях:

  1. Когда нужно кратко и емко описать сложное понятие простыми словами.
  2. Для обхода цензуры — если нельзя писать или говорить о некоторых вещах напрямую, то можно это сделать в завуалированной форме.

Считается, что первым, кто применил аллегорические образы, был древнегреческий баснописец Эзоп, из-за своего положения вынужденный говорить в баснях одно, а подразумевать совсем другое.

Иносказательное выражение мыслей иногда так и называют — «эзопов язык». Для аллегорических произведений характерно описание явлений, событий или живых существ с помощью намеков, но при этом прямой смысл не теряется, а дополняется возможностью его понимания и в переносном значении.

Символизм и олицетворение

Иногда аллегорию сравнивают с метафорой, потому что эти способы используют, когда нужно передать не буквальное, а иносказательное понятие, вызывающее определенные ассоциации, но между ними существует разница. Метафора — это прямое сравнение, которое применяется только в литературе и основывается на подмеченном автором сходстве свойств и признаков предметов. Например, словосочетание «железный характер» подразумевает, что человек обладает сильными волевыми качествами.

Главный признак аллегории — описание отвлеченной идеи путем создания продуманного и развернутого образа, которое может вылиться в полноценное произведение, например, басню или притчу. Этот прием встречается в разных видах искусства и обычно не называет предмет или явление, а намеками подталкивает сознание человека к пониманию того, что хотел донести автор. С некоторым допущением можно сказать, что метафора является частным случаем аллегории, а несколько метафор в тексте могут образовать полноценный аллегорический прием.

К одной из иносказательных разновидностей можно отнести разнообразные символы, начиная от геральдических знаков и заканчивая образами, ставшими со временем клише. Использованные многократно, они утвердились в сознании человека как аллегорические ассоциации. Например:

  • алмаз — твердость;
  • крест — вера;
  • подкова — удача;
  • весы — справедливость;
  • собака — преданность;
  • дуб — долголетие;
  • лев — царь.

В литературе часто человеческими качествами наделяются неодушевленные предметы, т. е. происходит их олицетворение. Такой художественный прием может быть как самостоятельным, так и частью общего замысла. В отличие от аллегории он всегда направлен на самого автора, является способом его самопознания и иносказательного выражения чувств. Один и тот же образ может быть и аллегорией, и олицетворением. Если читатель выступает в роли стороннего наблюдателя, то у автора получилась аллегория, но когда образ настолько затронул человека, что он видит в нем себя, то это олицетворение.

Примеры в литературе

Аллегорические образы встречаются уже в произведениях греческих и римских авторов античных времен. Само название термина впервые упоминается в трактатах Цицерона, повествующих об ораторском искусстве. Аллегорическое толкование использовалось для обнаружения в поэтических образах Гомера философской истины и позже было перенесено христианами на Священное Писание с целью понимания возможных скрытых смыслов текста.

Известны крупные произведения эпохи поздней античности, повествование в которых построено на принципе аллегории полностью. Например, в девяти романах цикла Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» в качестве служанок вознесённой на Олимп Филологии представлены образы семи женских фигур, олицетворяющих свободные искусства и такие науки, как грамматика и риторика.

В пространной поэме испанского поэта Пруденция «Психомахия» иносказательно изображена целая галерея поединков — Гордыни со Смирением, Гнева с Терпением, Целомудрия с Распутством, Веры с Идолопоклонством и т. д. Такая идея была подхвачена представителями христианской церкви для использования при воспитании простых классов. Методы, основанные на принципах морали и борьбы добродетелей с пороками, были широко распространены в политике и искусстве того времени.

Многие примеры аллегории из литературы Средневековья имеют мифологическое происхождение, а излюбленным приемом авторов является персонификация, представлявшая явления и чувства в виде человекоподобных существ, растений, животных и даже сооружений. Например, в поэтическом романе Готфрида Страсбургского «Тристан» персонифицируется грот любви.

В этот период сложились устойчивые схемы сюжетов и тем аллегорического повествования — воображаемые странствия и поиски, турниры и состязания, охота и осада замков.

В любовном романе «Гипнеротомахия Полифила», авторство которого приписывается монаху Франческо Колонне, главным аллегорическим приемом выступает путешествие на остров любви Киферу во сне. Главный герой встречается в своем воображении с божественными существами, нимфами и фавнами, а также бродит по райским садам и великолепным дворцам. В более поздней литературе аллегория постепенно теряет свое значение и вытесняется другими художественными приемами.

Басни и сказки

В русской литературе признанными мастерами аллегории считаются И. А. Крылов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Их аллегория многозначна и под внешним слоем всегда скрывает более глубокий и в чем-то философский смысл.

Ярким аллегорическим образом предстает перед читателями небольшая рыбешка из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Она символизирует человека, никуда не вмешивающегося и отгородившегося от всего мира. В результате пескарю приходится постоянно дрожать от страха за свое благополучие, что лишает его простых радостей жизни. Философский смысл сказки — чтобы не жалеть в старости о напрасно прожитых годах, нужно не бояться рисковать и жить полноценной жизнью.

Салтыков-Щедрин использует и другой вид аллегории — его герои оказываются в положении, раскрывающем их пороки. К таким произведениям относятся сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Злободневная тема, которую неоднократно затрагивает творчество писателя, — несправедливость крепостного права. В своих сказках автор создает аллегорические ситуации, показывающие, что без своих крестьян, к которым так свысока относятся, помещики не способны выжить и обречены на одичание.

В баснях Крылова через аллегории, представленные образами разных животных, показываются и высмеиваются человеческие пороки и отношения между власть имущим сословием и простыми людьми. Такой прием восходит к фольклорным традициям и часто встречается в творческих формах у разных народов — сказках, песнях, балладах. Одни животные несут в себе несколько аллегорий, например, осел олицетворяет глупость и упрямство, медведь — невежество и силу. Другие животные символизируют только одно значение: пчела — трудолюбие, стрекоза — легкомыслие.

Важные события также находили свое отражение в творчестве русского баснописца. В басне «Волк на псарне» можно распознать аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 года. Образ волка, попавшего на псарню, представляет Наполеона Бонапарта, который сам не рад оказаться в России и использует разные уловки для заключения мирного договора. Но мудрый Кутузов в лице персонажа басни ловчего на них не поддается.

Поэтические произведения

Самые разнообразные аллегории используются в поэзии. Часто в стихотворениях и поэмах иносказательным значением наделяются времена года:

  1. Весна олицетворяет возрождение жизни, духовное очищение и новые надежды.
  2. Лето символизирует беззаботность, легкую пресыщенность и развращенность изобилием.
  3. Осень часто выступает как символ увядания и духовного упадка, неустроенности человека.
  4. Образ зимы у жителей юга ассоциируется с хмуростью и унылостью. В поэзии северных авторов зима является образом развлечений и забав, когда можно сделать передышку перед следующим трудовым годом.

Интересным примером аллегорического изображения времен года является «Великолепный часослов герцога Берийского».

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бой» полностью наполнено аллегоричным содержанием, а Гроза выступает как символ борьбы Добра со Злом. В творчестве А. С. Пушкина аллегоричностью выделяется произведение «Узник», в котором южный город представлен тюрьмой, а себя автор видит молодым подневольным орлом. В стихотворении «Анчар» южное ядовитое дерево является аллегорическим образом неправильного мироустройства.

Живопись и скульптура

В изобразительном искусстве художественный прием аллегории получил наибольшее распространение в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, так как его символизм позволял художникам выражать свое отношение к реальности и политические идеи. Не всегда авторам удавалось добиться желаемого. Несоблюдение меры могло привести к перегруженности символами, из-за чего произведение утрачивало эстетическую ценность, превращаясь в простую абстракцию. В качестве примера можно привести картину под названием «Аллегория» Л. Лотто.

Великие художники Веласкес, Беллини, Боттичелли, Брейгель, Тициан и Рубенс скрывали аллегорические образы в повседневных сценах из жизни. Например, картина «Священная аллегория» Джованни Беллини, на которой отображено католическое видение сущности церкви. Аллегория не чужда и русским художникам. Работа Алексея Венецианова «Весна» наполнена символами обновления и новой жизни, вписанными в бытовую картину, изображающую крестьянскую девушку, ведущую под уздцы лошадей.

Примером аллегории в скульптуре можно считать композицию Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Ее постамент в виде волны ассоциируется с разбушевавшейся стихией, проявление которой приходилось преодолевать при строительстве города. Вздыбленные кони символизируют петровские реформы, а сам всадник, разящий змею, — преобразователя России, борющегося с ее врагами.

Художественный метод аллегории использовали очень многие русские и зарубежные писатели и художники. Приведенные примеры помогут увидеть аллегорический смысл в их произведениях.

Альберт Лиханов – Лабиринт

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Альберт Лиханов – Лабиринт краткое содержание

Лабиринт – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Альберт Анатольевич Лиханов

О творчестве Альберта Лиханова писатель Анатолий Алексин справедливо сказал, что оно “служит весенней поре человеческой жизни, которая отличается от обыкновенной тем, что никогда уж больше не возвращается”. Герои лихановских произведений – дети, подростки. Очень искренне, доверительно и просто автор пишет о сложностях возраста, о самосовершенствовании юной личности, о необходимости душевной закалки.

Для старшего школьного возраста.

Толику приснился сон.

Будто он залез ночью в школу и на цыпочках пробирается по коридору. В школе тихо и темно, только уличные фонари роняют сквозь окна на пол светлые пятна. Толик шагает по этим пятнам, ступает сторожко, но ботинки все равно тукают так, будто кто забивает кувалдой огромные гвозди. Он крадется в конце коридора туда, где химический кабинет; он знает, что там, в химическом кабинете, есть что-то страшное, ужасное прямо-таки, но все равно крадется, словно тянет его туда магнит.

Толик открывает дверь, входит в комнату и чувствует, что тут кто-то есть. Мурашки ползут у него по спине, ему хочется повернуть и кинуться отсюда что есть духу, но он не уходит. Со стен из-за мерцающих стекол его разглядывают бородатые ученые. Толик прямо ощущает их взгляды, но не ученые пугают его. В кабинете есть кто-то. Толик озирается. На длинном столе стоят стеклянные банки – круглые, как шары, вытянутые, словно длинные стаканы, толстые и приземистые, будто пузыри. Вдруг Толик видит, что все эти банки не пустые. В них журчит, шлепает, пенится разноцветная муть. Муть хлюпает, переливается через край, ползет по столу, растет, как на дрожжах, и неожиданно Толик понимает, что вся эта муть и есть кто-то. Что все эти оранжевые, зеленые, лиловые, черные щупальца, ползущие из банок, живые.

Разноцветная гадость ползает, разрастается, заполняет собой всю комнату от пола до потолка, и вот Толик уже чувствует ее липкие объятия. Он стоит по горло в хлопьях густой разноцветной пены и с ужасом ощущает, как она обволакивает его со всех сторон, обвивает, душит, давит, лезет в нос, в уши, в глаза. Толик уже не может дышать, вот уже сердце стучит в нем все реже, все тише. Собрав силы, Толик хочет крикнуть, но крик захлебывается в густой пене.

Толик открыл глаза сразу, а просыпался долго, будто и в саком деле стряхивал с себя цветные липкие хлопья, будто высвобождался из душащих объятий этой жуткой твари. “Приснится же такое”, – подумал он.

Когда пили чай, Толик рассказал про свой жуткий сон. Обычно сны рассказывала баба Шура, но сегодня она молчала – то ли не увидела ничего ночью, или, может, просто не с той ноги встала. И Толик рассказал все по порядку – про ночной коридор, про химический кабинет, про ученых, которые разглядывали его из-под мерцающих стекол, и про разноцветную бесформенную тварь, которая душила его.

Мама взглянула на Толика тревожно и сказала, что, пожалуй, надо купить ему матрасик помягче, а то на раскладушке неудобно спать, оттого и такие тяжелые сны. Отец, с мамой не согласился, стал доказывать, что это ерунда, что раскладушка тут ни при чем и что такие сны Толик видит потому, что слишком много смотрит телевизор.

Толик ничего не сказал на замечание отца, но в душе с ним не согласился, потому что вряд ли сны зависят от телевизора, к тому же сон был цветной, а цветного телевизора у них не было.

Они в молчании допивали чай, и Толик удивленно поглядывал на бабу Шуру. Странное дело, она молчала, хотя ясно, что главный специалист по снам в их доме не мама, не, тем более, отец, а бабка, которая знала про сны все. Вот, скажем, если приснится кровь – это хорошо. Скоро, значит, встретишь родственников. Если увидишь во сне снег – будут важные новости. Если приснится покойник и особенно кто-нибудь из умершей родни – погода переменится. А увидишь мясо – вот ведь глупость какая! – значит, заболеешь и, может даже помрешь. В общем, бабка знала все про сны и сновидения, и Толик удивлялся, как это она до сих пор молчит, не обронила ни словечка:

Он допил, чай, поставил по бабкиному обычаю стакан кверху дном – мол, напился, благодарю, и подумал, что, видно, бабкины приметы связаны только со всякими там покойниками, а вот до химических веществ, которые лезут из склянок и колб, да еще и оживают к тому же, – до этого бабкина наука еще не добралась.

Толик встал из-за стола, натянул валенки, проверил, все ли, что нужно, в портфеле, и вдруг услышал, как бабка проговорила своим скрипучим голосом:

Он не понял сначала, про что это она, и глянул вопросительно на маму. Мама вздохнула тяжело, соглашаясь с бабкиным предсказанием, – она верила всяким бабкиным словам. Толик посмотрел на отца. Отец подмигнул ему и мотнул головой – плюнь, дескать, на бабкино карканье.

Толик улыбнулся отцу, но отчего-то ему стало тревожно.

“Пару получу?” – подумал он, взвесил свои возможности и успокоился, решив, что да, шансы на пару есть – никак не выходят примеры по алгебре, хоть тресни, не выходят! Он вздохнул и смирился с бабкиным пророчеством: пара так пара.

Но двойку Толик не получил.

Правда, сначала все шло как по писаному, и, когда Толика вызвали к доске, он подумал, что бабка все-таки настоящая пророчица и что теперь, пожалуй, он будет каждое утро рассказывать ей свои сны, чтобы знать наперед все беды и все удачи. Но дальше пошло наперекосяк.

Задачку – хотя ему и попалась трудная – он решил, попыхтел, конечно, что за вопрос, но все-таки решил и получил четвертак – надо же, по алгебре!

Когда Толик вернулся на свою парту, про сон и про бабку он уже почти забыл. Все затмила четверка.

Да и еще когда домой возвращался, встретил на крыльце тетю Полю, соседку, еще ее спросил про сны – мол, как так, что они сбываются. Тетя Поля, высокая и худая, но добрая и Толика любившая, засмеялась:

– А ты им не верь, вот они и не сбудутся.

И Толик окончательно выбросил бабкино предсказание из головы.

Дома, под хорошее настроение, он быстренько выучил уроки, со старанием, высунув язык, красиво вывел все буквы и цифры – словно первыш на уроке чистописания. Потом рисовать уселся.

У Толика все картинки одна на другую похожи. Еще в первом классе, когда ему отец подарил краски, понравилось Толику море рисовать. И чтоб всегда над морем солнце было. И всегда корабль Толик рисует – парусный фрегат с тугими от ветра парусами.

Вон там, на тумбочке, целая горка листов с этим кораблем. Несется он, вспенивая волны, накренился едва от быстрого хода и быстрого ветра. И хотя давно рисует Толик этот корабль, всякий раз он у него по-новому выходит то форштевень сделает искусный, с узором, то старательно якорь нарисует. И солнце тоже по-всякому можно. В зените над самыми корабельными мачтами и на закате, у горизонта. Если у горизонта – море надо делать черней и только гребешки волн прозрачными от косого света.

Лиханов “Лабиринт”: краткое содержание какое?

Альберт Лиханов “Лабиринт” нужно краткое содержание произведения, достаточно 5-6 предложений, можно в виде плана, чтоб не читать весь текст полностью.

Лабиринт. Краткое содержание.

В этом произведении Альберта Лиханова рассказывается о том, как Толик жил с родителями у жадной и и своевольной старухи – бабы Шуры.

Баба Шура часто устраивала скандалы из-за низкой зарплаты, работавшего инженером отца и вынудила его уйти из семьи.

Толик встречал отца после работы и очень сблизился с ним.

Мать Толика нашла нового мужа и, со временем Толик сблизился с её пасынком боксёром Артёмом, который заступился за него во дворе.

Однажды случился пожар и Толик с отцом спасли Артёма.

Семья восстановилась и перестала подчиняться бабе Шуре.

Взрослые всегда в ответе за своих детей.

В истории о мальчике с золотыми волосами датский прозаик описал жизненный смысл жизни. Доля сказки присутствует, хотя с известными произведениями отличается.

Герой сказочного произведения появился в семье барабанщика. Он отличался от своих сверстников необычными локонами и слухом музыкального искусства. Мать всем сердцем любила сына и мечтала, что парнишка посвятит в сфере пения. Но Пётр в будущем видел себя в военной форме и давнее желание осуществил во взрослой жизни.

До последних дней войны он служит верой, правдой. И возвращается в родные края живым, здоровым, где в долгих ожиданиях ждала мама. Хотя военнослужащий ищет приключения среди придворных короля.

Краткое содержание “Зимней сказки” Сакариаса Топелиуса (1818-1898), план которой можно посмотреть здесь.

Давным-давно в прекрасной северной стране Финляндии выросли две могучие сосны, которым нипочём был даже самый свирепый ураган. Однажды оные величественные деревья спасли от вырубки крестьянские дети – брат и сестра – Сильвестр и Сильвия. В награду за это сосны исполнили заветное желание ребят – солнце всегда сияло рядом с мальчуганом, пока тот не засыпал, а девочка вела за собой весну. Необычные способности детей случайно заметили король с королевой, и щедро наградили Сильвию и Сильвестра. А когда брат и сестра подросли, их назначили придворными.

Правда древние сосны об этом уже не узнали, очередная яростная буря вырвала с корнем старые деревья.

Давно уже нет на свете той королевской четы. Совсем старенькими стали Сильвия и Сильвестр. Но всегда, когда посреди зимы встречаешь улыбчивого ребёнка, кажется что на минутку отступают жестокие холода, и сердце согревает ласковым и нежным теплом заботливая весна.

Исходя из вышесказанного становится понятно, что главными героями “Зимней сказки” С. Топелиуса являются двое ребят – Сильвия и Сильвестр, которым удалось на всю жизнь сохранить чистоту души, благодаря чему, каждый, кто с ними встречался, ощущал непередаваемое бесконечное пьянящее совершенное счастье !

Нахлебник. Краткое содержание комедии Тургенева.

В роскошное поместье приезжают новые хозяева. Это спокойная и добродушная Ольга Петровна Елецкая (в девичестве Корина) и её супруг Павел Николаевич Елецкий – жёсткий петербургский чиновник.

До их приезда прибывает пронырливый и крикливый управляющий домом Тремблинский.

Встречают молодых хозяев, проживающий на содержании у Елецких,Василий Семёнович Кузовкин, нищий помещик Иванов и нечистый на руку, управляющий поместьем Егор Карташов. В имении, их приходит навестить сосед, подлый помещик Тропачёв с глупым адъютантом Карпачёвым.

Во время завтрака, Тропачёв подговаривает Елецкого напоить Кузовкина, чтобы посмеяться над ним. Его выставляют в роли шута. Кузовкин сообщает, что Ольга Елецкая его родная дочь.

Утром Елецкий предлагает Кузовкину переехать в другое место. На расспросы Ольги о причинах переезда, он рассказывает, что у матери Ольги было двое сыновей, скончавшихся вскоре после рождения, а также о том, что батюшка изменял ей с соседкой.

Но он не рассказывает о сближении с Ольгиной мамой. А доказать своё отцовство, к сожалению, не может.

После этого рассказа, супруги предлагают старику десять тысяч рублей за сохранение этих обстоятельств, в тайне.

Таким образом, показывается желание человека сохранить свою значимость, невзирая на обстоятельства.

В поле вырос лен. Он радовался солнцу, дождю, чистому небу. он представлял, что скоро станет очень высоким и из него сделают хороший холст. Доски из забора сказали льну, что его сорвут и придет его конец.

лен сорвали и сделали из него ткань. Его замачивали, сушили, чесали, вили из него нитки. лен считал, что ему надо пострадать в конце жизни. Но потом он стал холстом, чему очень обрадовался. Из него сшили двенадцать пар белья. И лен стал счастлив от того, что приносит людям пользу. Потом белье износилось и решило, что скоро придет ему конец. Но из белья сделали бумагу. На бумаге написали сказки и рассказы. Бумага снова стала говорить о счастье, о пользе и собралась в путешествие. но ее отнесли в типографию, напечатали рассказы, а бумагу положили на полку. Бумага стала говорить о том, что она теперь на заслуженном покое.

Потом бумагу учитель сжег в очаге. Она превратилась в дым и искры, улетела в трубу. Дети стали петь о том, что песенке пришел конец, а искорки говорили, что это не так. Конца не существует.

Основная сцена этого рассказа развивается на рабочем месте чиновника правления дороги Михаила Петровича Кувалдина к которому прибыл полковник Пискарев Аристарх Иваныч, чтобы в деликатной форме уведомить того о смерти жены.

Кувалдин хотя и не жил своей, уже покойной женой, но считал, что в их разрыве, виноват он сам и делал все, чтобы семью воссоединить.

Полковник Пискарев оказался плохим дипломатом и переговорщиком и весь свой разговор акцентировал на том какая плохая жена попалась Кувалдину, которая посмела выгнать его.

Каждое начатое обсуждение, заканчивалось тем, что Пискарев постоянно проговаривался о смерти Анны Львовны Кувалдиной, чем сразу вызвал подозрение у вдовца.

Доведя титулярного советника Кувалдина до истерики, полковник покинул его, а придя в дом покойницы, заявил что больше не пойдет никого извещать, так как вдовец болезненно реагирует на «намеки».

Читайте также:  Лабиринт – краткое содержание рассказа Лиханова
Ссылка на основную публикацию