Лабиринт – краткое содержание рассказа Лиханова

Отзыв о произведении А.Лиханова “Лабиринт”

Конкурсная работа ученицы 5 класса о произведении Альберта лиханова “Лабиринт”

Скачать:

ВложениеРазмер
antonova_anastasiya.docx269.11 КБ

Предварительный просмотр:

Отзыв о книге Альберта Лиханова «Лабиринт»

Недавно я прочитала роман Альберта Анатольевича Лиханова «Лабиринт».

Впервые роман вышел отдельной книгой в 1970 г. в издательстве «Молодая гвардия» и вместе с повестями «Чистые камушки» (1967 г.) и «Обман» (1973 г.) составил трилогию «Семейные обстоятельства».

Автор романа, А.А. Лиханов, сегодня является президентом Международной ассоциации детских фондов, председателем Российского детского фонда, директором Научно-исследовательского института детства. В декабре 2010 г. Русским биографическим институтом Альберт Лиханов был назван «Человек года-2010» в номинации «Охрана детства». И это неслучайно. Главная тема творчества А. Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых.

И в романе «Лабиринт» рассказывается о жизни мальчика Толика, который учится в 5 классе. Живет он в одной квартире вместе с родителями и бабкой. Бабка в семье была главной, она заставляла всех жить по своим правилам, поэтому Толику и его родителям приходилось терпеть унижения с ее стороны. Отец уговаривал свою жену, мать Толика, уехать в другой город, но она не решалась бросить бабу Шуру, ведь она была ей матерью. Тогда отец ушел из дома, ночевал на вокзале, а затем у него появилась новая семья. В этой семье был мальчик Артем. Толик и Темка познакомились и вскоре стали лучшими друзьями. Отец Толика, некоторого времени спустя, все же вернулся в свою прежнюю семью.

По моему мнению, автор назвал свое произведение «Лабиринт» потому, что мальчик Толик попадал в такие жизненные ситуации (лабиринт жизни), из которых, как ему казалось, не было выхода, везде один тупик.

Я считаю, что основная мысль этого романа состоит в том, что, когда в семье между взрослыми нет взаимопонимания, дети тоже страдают. В жизни Толика было такое время, когда ему приходилось против своей воли под диктовку бабки писать несправедливые жалобы на отца. Толик стыдился этого, избегал встреч с отцом и даже поджёг почтовый ящик, чтобы письмо не дошло в Горком КПСС.

Из героев этого произведения мне больше всего понравился Тёмка. Этот мальчик был на два года старше Толика. Родной отец Артёма был пьяницей, но мальчик его все равно очень любил, уговаривал маму взять отца обратно. Темка любил читать книги про животных, особенно про дельфинов и кашалотов. Он обладал обострённым чувством справедливости. И хотя был благодарен отцу Толика за заботливое отношение к нему, все равно считал, что мужчина должен вернуться в свою прежнюю семью, потому что Толик и его мама очень ждали возвращения отца.

Артём был очень смелым мальчиком. Он, рискуя своей жизнью, спасал цыплят во время пожара. «Тёмка ловил цыплят, а курица защищала их. Она клевала его в руки, но Тёмка все равно хватал и прятал цыплят. В это время на нем вспыхнула куртка. Мальчик сбросил ее, но тут же красный червячок – сгоревшая тополиная ветка – упал ему на рубашку, и рубашка загорелась». Этот эпизод особенно впечатлил меня. Наверное, каждый мечтает о таком друге, как Темка. И Толику очень повезло встретить такого человека на своём пути.

Но и Толик оказался настоящим, верным товарищем. Он продал свои любимые детские книги. «Их было немного, не больше десяти – «Золотой ключик», «Русские народные сказки» и еще несколько, – подарки к праздникам и дням рождения от мамы и отца». На вырученные деньги мальчик купил еду для Тёмки, который ушел из дома и прятался в заброшенном доме в овраге.

Книга учит заботиться о своем друге и обязательно прийти на помощь, если он попал в беду.

Роман заставляет задуматься о том, как сделать так, чтобы в семье, в школе, в душе всегда были мир, согласие, чтобы в жизни не было серьезных поводов для переживаний, чтобы взрослые и дети понимали друг друга.

Мне очень понравилось это произведение, поэтому я посоветую его прочитать всем моим друзьям и знакомым. А писателю А. Лиханову хочется сказать огромное спасибо за такие книги и пожелать творческих успехов!

Рецензии на книгу «Лабиринт» Альберт Лиханов

Как-то русскоязычный литературный мир всколыхнула книга Санаева “Похороните меня за плинтусом”. Сколько было разговоров и споров по поводу бабушки, мамы и отчима. Сколько недоумения, изумления было в бесконечных обсуждениях произведения. Но мало кто знает, что бытовая драма, возможно, похлеще санаевской, есть и в “Лабиринте” Лиханова.
Живет себе в одном городе обычная семья. Живет в коммуналке, в одной большой комнате. Доход 180 рублей плюс пенсия. Таких историй через одну во всем мире. Но показана она глазами ребенка, все понимающего и знающего, откуда появляются все беды. Бабушка, мамина мать не дает никому жизни, она главная в семье, контролирует весь бюджет и жизнь своей дочери. Она пилит день и ночь своего зятя, в случае ослушания даже может применить ремень по отношению к своему внуку. Ей достаточно поджать губы и замолчать, чтобы все вокруг чувствовали себя виноватыми. Мама Толика, дочь этой самой бабушки, готова свою личную жизнь и свою собственную семью пустить под откос, чтобы не обидеть пенсионерку.
Второй темой книги является дружба, крепкая, подростковая. Без лжи, с самоотдачей, что также происходит редко. Вообще, у Лиханова в произведениях для детей часто встречается крепкая дружба и если она заканчивается, персонажи честно себе в этом признаются.
Люди не видят того, что происходит у них под носом, пускают свою жизнь на самотек, не становятся кузнецами своего счастья. На примере отдельно взятой ячейки общества Лиханов заявляет: “Смотрите в оба, не всегда заканчивается так, как у персонажей повести, не всегда хороший финал получается. Думайте, оглядывайтесь, живите”.

Тихо. Обоим уже не до споров.
Каждый умолк, губу закусив.
Нынче не просто домашняя ссора,
Нынче конец отношений. Разрыв.

Все, что решить надлежало,- решили.
Все, что раздела ждало,- разделили.
Только в одном не смогли согласиться,
Это одно не могло разделиться.

Там, за стеною, в ребячьем углу
Сын их трудился, сопя, на полу.
Кубик на кубик. Готово! Конец!
Пестрый, как сказка, вырос дворец.

– Милый! – подавленными голосами
Молвили оба.- Мы вот что хотим. –
Сын повернулся к папе и маме
И улыбнулся приветливо им.

– Мы расстаемся. совсем. окончательно.
Так нужно, так лучше. И надо решить,
Ты не пугайся. Слушай внимательно:
С мамой иль с папой будешь ты жить?

Смотрит мальчишка на них встревоженно.
Оба взволнованны. Шутят иль нет?
Палец в рот положил настороженно.
– И с мамой, и с папой,- сказал он в ответ.

– Нет, ты не понял! – И сложный вопрос
Каждый ему втолковать спешит.
Но сын уже морщит облупленный нос
И подозрительно губы кривит.

Упрямо сердце мальчишечье билось,
Взрослых не в силах понять до конца.
Не выбирало и не делилось,
Никак не делилось на мать и отца!

Мальчишка! Как ни внушали ему,
Он мокрые щеки лишь тер кулаками,
Понять не умея никак: почему
Так лучше ему, папе и маме?

В любви излишен, друзья, совет.
Трудно в чужих делах разбираться.
Пусть каждый решает, любить или нет?
И где сходиться и где расставаться?

И все же порой в сумятице дел,
В ссоре иль в острой сердечной драме
Прошу только вспомнить, увидеть глазами
Мальчишку, что драмы понять не сумел
И только щеки тер кулачками.

Господин Лиханов, вы меня заинтересовали! Вторая ваша книга была проглочена залпом и я получила огромное удовольствие. Люблю я такие книги, с острым социальным конфликтом, злободневные, а еще колючие такие, где поднимаются темы, которые обычно предпочитают замалчивать, так как говорить о них попросту стыдно и не удобно. Так, что автор попадает в избранные, буду подробней знакомиться с его творчеством.
Итак, что мы имеем. Среднестатистическая семья из мамы, папы, Толика и бабушки (маминой мамы). Все они живут в комуналке, в одной комнате. Ну, СССР. все так жили. А жили ли? И вот на примере этой семьи читатель убеждается, что новая ячейка общества должна существовать на отдельной жилплощади. Иначе семья раскрошится как кусок хлеба. Особенно, если в довесок к ней идет такая как баба Шура.
Мерзкая, противная, жадная старуха. За копейку удавится. И других удавит. Она медленно, но уверенно разрушала счастье своей дочери.
Теперь про нее (дочь) собственно. Имя Мария. Погоняло (это я ее про себя так окрестила) – Сырость. Трудно мне было про нее читать. Меня будто каждый раз окутывало запахом плесени, когда она появлялась на страницах. Не человек – мочалка! Только одно и знает – слезы лить. И не кончаются ведь! Будто из крана – кап-кап-кап. Хотелось схватить ее и трусить как куклу, чтоб ее наполненные слезами синие глаза прозрели таки наконец , а кудряшки (почему-то она мне представляется короткостриженной и кудрявой) телепались беспомощно, как у куклы. Трясти ее до тех пор, пока она не начнет сопротивляться, не скажет: «нет! Оставь меня в покое. ». Но читателю не доступна такая роскошь. Он может только свирепо жевать страницу..))
Взрослая женщина, а вела себя хуже ребенка. Везде искала главного, чтоб решения принимали за нее. А когда наварила целый котел проблем стала переваливать их на плечи сына-пятиклассника. Это для меня вообще за гранью разумного!
Отец Толика Петр. Что ж. Этот предстает человеком разумным, добрым. хочется написать отвественным, да не тут то было. Хотя впрочем. Сложно так описать, чтоб не наспойлерить. Но там, ребят, там в книге ЖИЗНЬ, понимаете? Там ошибки, которые мы взрослые люди совершаем. Ведь никому не дается инструкция при рождении. Никто не знает, как оно правильно то. Едешь себе куда-то, мчишься и тут раааааз и с размаху о бетон – ошибочка, значит вышла, не туда свернул. И, увы, в этих ДТП часто страдают другие люди. Малознакомые и близкие. Так и летим мы по жизни. Наощупь что ли?
Но Альберт Лиханов, не осуждая, а все же берет нас, взрослых читателей за воротник и как нашкодивших котят тычет в неоспоримый факт: что бы не происходило в твоей жизни, а ты ответственен за своего ребенка! Ответственен за маленького человечка! Ты не должен вынуждать его разгребать твои взрослые проблемы. Ибо ему еще не понятно все. Он еще слишком нежен и раним.
Но это в идеале. А на деле. На деле Толик столкнулся с разводом родителей. Он был свидетелем как их семья разрушалась. Мать и бабка вынудили мальчика пойти на предательство, написать кляузы на отца. И на этом автор не остановился. Он показал, что после развода у взрослых появляются новые семьи и “новые сыновья”. И как они, дети, чувствую себя в этом положении. ЧТО переживает их огромная и чистая душа, как рвется их сердце.
Толик на глазах читателя взрослеет. Но болезненно, с ломкой и надрывом. Он понимает, что есть лицемерие, обман, что существует зло ради. зла. Что есть противная слабость, даже безволие и предательство.
Мало проблем домашних, так еще ж есть и школа. Целый мир, для ребенка. И там не все в порядке. Трудный год выдастся у мальчишки. Сложный. Полный открытий и все больше не приятных.
Он увидит, что дети бывают мудрее взрослых, а взрослые намного трусливей детей. Но слава Богу еще он встретит друга, настоящего! И на примере матери увидит, что возможно взять себя в руки и измениться. И на примере отца. Не знаю, если честно, что он возьмет от отца. До сих пор перевариваю его поступок. Вроде и верно и подло все же.
Сложная социальная драма! Читать обязательно!
Единственное, за что я поставила 9, а не 10 баллов, последний поступок Толика был слишком взрослым. Ребенок его возраста навряд ли так решил.

Альберт Лиханов – Лабиринт

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Лабиринт”

Описание и краткое содержание “Лабиринт” читать бесплатно онлайн.

Альберт Анатольевич Лиханов

О творчестве Альберта Лиханова писатель Анатолий Алексин справедливо сказал, что оно “служит весенней поре человеческой жизни, которая отличается от обыкновенной тем, что никогда уж больше не возвращается”. Герои лихановских произведений – дети, подростки. Очень искренне, доверительно и просто автор пишет о сложностях возраста, о самосовершенствовании юной личности, о необходимости душевной закалки.

Для старшего школьного возраста.

Толику приснился сон.

Будто он залез ночью в школу и на цыпочках пробирается по коридору. В школе тихо и темно, только уличные фонари роняют сквозь окна на пол светлые пятна. Толик шагает по этим пятнам, ступает сторожко, но ботинки все равно тукают так, будто кто забивает кувалдой огромные гвозди. Он крадется в конце коридора туда, где химический кабинет; он знает, что там, в химическом кабинете, есть что-то страшное, ужасное прямо-таки, но все равно крадется, словно тянет его туда магнит.

Толик открывает дверь, входит в комнату и чувствует, что тут кто-то есть. Мурашки ползут у него по спине, ему хочется повернуть и кинуться отсюда что есть духу, но он не уходит. Со стен из-за мерцающих стекол его разглядывают бородатые ученые. Толик прямо ощущает их взгляды, но не ученые пугают его. В кабинете есть кто-то. Толик озирается. На длинном столе стоят стеклянные банки – круглые, как шары, вытянутые, словно длинные стаканы, толстые и приземистые, будто пузыри. Вдруг Толик видит, что все эти банки не пустые. В них журчит, шлепает, пенится разноцветная муть. Муть хлюпает, переливается через край, ползет по столу, растет, как на дрожжах, и неожиданно Толик понимает, что вся эта муть и есть кто-то. Что все эти оранжевые, зеленые, лиловые, черные щупальца, ползущие из банок, живые.

Разноцветная гадость ползает, разрастается, заполняет собой всю комнату от пола до потолка, и вот Толик уже чувствует ее липкие объятия. Он стоит по горло в хлопьях густой разноцветной пены и с ужасом ощущает, как она обволакивает его со всех сторон, обвивает, душит, давит, лезет в нос, в уши, в глаза. Толик уже не может дышать, вот уже сердце стучит в нем все реже, все тише. Собрав силы, Толик хочет крикнуть, но крик захлебывается в густой пене.

Толик открыл глаза сразу, а просыпался долго, будто и в саком деле стряхивал с себя цветные липкие хлопья, будто высвобождался из душащих объятий этой жуткой твари. “Приснится же такое”, – подумал он.

Когда пили чай, Толик рассказал про свой жуткий сон. Обычно сны рассказывала баба Шура, но сегодня она молчала – то ли не увидела ничего ночью, или, может, просто не с той ноги встала. И Толик рассказал все по порядку – про ночной коридор, про химический кабинет, про ученых, которые разглядывали его из-под мерцающих стекол, и про разноцветную бесформенную тварь, которая душила его.

Мама взглянула на Толика тревожно и сказала, что, пожалуй, надо купить ему матрасик помягче, а то на раскладушке неудобно спать, оттого и такие тяжелые сны. Отец, с мамой не согласился, стал доказывать, что это ерунда, что раскладушка тут ни при чем и что такие сны Толик видит потому, что слишком много смотрит телевизор.

Толик ничего не сказал на замечание отца, но в душе с ним не согласился, потому что вряд ли сны зависят от телевизора, к тому же сон был цветной, а цветного телевизора у них не было.

Они в молчании допивали чай, и Толик удивленно поглядывал на бабу Шуру. Странное дело, она молчала, хотя ясно, что главный специалист по снам в их доме не мама, не, тем более, отец, а бабка, которая знала про сны все. Вот, скажем, если приснится кровь – это хорошо. Скоро, значит, встретишь родственников. Если увидишь во сне снег – будут важные новости. Если приснится покойник и особенно кто-нибудь из умершей родни – погода переменится. А увидишь мясо – вот ведь глупость какая! – значит, заболеешь и, может даже помрешь. В общем, бабка знала все про сны и сновидения, и Толик удивлялся, как это она до сих пор молчит, не обронила ни словечка:

Он допил, чай, поставил по бабкиному обычаю стакан кверху дном – мол, напился, благодарю, и подумал, что, видно, бабкины приметы связаны только со всякими там покойниками, а вот до химических веществ, которые лезут из склянок и колб, да еще и оживают к тому же, – до этого бабкина наука еще не добралась.

Толик встал из-за стола, натянул валенки, проверил, все ли, что нужно, в портфеле, и вдруг услышал, как бабка проговорила своим скрипучим голосом:

Он не понял сначала, про что это она, и глянул вопросительно на маму. Мама вздохнула тяжело, соглашаясь с бабкиным предсказанием, – она верила всяким бабкиным словам. Толик посмотрел на отца. Отец подмигнул ему и мотнул головой – плюнь, дескать, на бабкино карканье.

Толик улыбнулся отцу, но отчего-то ему стало тревожно.

“Пару получу?” – подумал он, взвесил свои возможности и успокоился, решив, что да, шансы на пару есть – никак не выходят примеры по алгебре, хоть тресни, не выходят! Он вздохнул и смирился с бабкиным пророчеством: пара так пара.

Но двойку Толик не получил.

Правда, сначала все шло как по писаному, и, когда Толика вызвали к доске, он подумал, что бабка все-таки настоящая пророчица и что теперь, пожалуй, он будет каждое утро рассказывать ей свои сны, чтобы знать наперед все беды и все удачи. Но дальше пошло наперекосяк.

Задачку – хотя ему и попалась трудная – он решил, попыхтел, конечно, что за вопрос, но все-таки решил и получил четвертак – надо же, по алгебре!

Когда Толик вернулся на свою парту, про сон и про бабку он уже почти забыл. Все затмила четверка.

Да и еще когда домой возвращался, встретил на крыльце тетю Полю, соседку, еще ее спросил про сны – мол, как так, что они сбываются. Тетя Поля, высокая и худая, но добрая и Толика любившая, засмеялась:

– А ты им не верь, вот они и не сбудутся.

И Толик окончательно выбросил бабкино предсказание из головы.

Дома, под хорошее настроение, он быстренько выучил уроки, со старанием, высунув язык, красиво вывел все буквы и цифры – словно первыш на уроке чистописания. Потом рисовать уселся.

У Толика все картинки одна на другую похожи. Еще в первом классе, когда ему отец подарил краски, понравилось Толику море рисовать. И чтоб всегда над морем солнце было. И всегда корабль Толик рисует – парусный фрегат с тугими от ветра парусами.

Вон там, на тумбочке, целая горка листов с этим кораблем. Несется он, вспенивая волны, накренился едва от быстрого хода и быстрого ветра. И хотя давно рисует Толик этот корабль, всякий раз он у него по-новому выходит то форштевень сделает искусный, с узором, то старательно якорь нарисует. И солнце тоже по-всякому можно. В зените над самыми корабельными мачтами и на закате, у горизонта. Если у горизонта – море надо делать черней и только гребешки волн прозрачными от косого света.

Рисовать Толик садится не часто. Рисовать ему хочется не всегда, а когда какое-то особое чувство в нем появляется. Нет, не просто хорошее настроение, а что-то такое, что не объяснишь словами. Вот будто струна в тебе есть. Струна эта чаще всего молчит, но настает время, когда она звучать начинает: тихонько поет. Вот тогда садись скорей рисовать. Непременно море выйдет таким, каким надо, – темным, грозным или, наоборот, лазоревым, ярким. И корабль тогда получится отличный: скользящий, быстроходный – настоящий фрегат.

Толик рисовал свою картинку, слушал, как звенит в нем самом тонкая струна, и не заметил, как за спиной остановилась бабка. Очнулся, лишь когда она по голове его гладить стала, как маленького. Дернулся, мазнул красную полосу по белому небу, все дело испортил. А бабка будто не заметила.

– Молодец, внучок, – похвалила. – Говорят, они получают бесщетно!

– Кто – они? Чего – получают?

– Да енти, как их, ну, рисуют-те!

– Во-во! – закивала бабка.

И Толик задумчиво провел краской кисточкой по листу. Продолжил черту, которую из-за бабы Шуры мазнул. Потом накрест – еще одну.

Опять она за свое, баба Шура, опять сейчас говорить начнет, чтобы Толик художником стал. Он вздохнул, стал промывать кисточку, болтать ею в стакане с серой водой. Удивительный все-таки человек баба Шура. Ей ведь наплевать, кем Толик станет. Художником или еще кем. Получал бы шофер больше художника, она бы Толику говорила, чтоб шофером стал. Но бабка узнала от кого-то, что художники много зарабатывают, и всякий раз его хвалит за рисунки, какие бы они ни были – хорошие или совсем плохие. И еще приговаривает:

– На отца-то, на недоучку, не примеряйся! Изо всех грамот саму денежну выбирай.

“Ну, начинается. – подумал Толик, на бабку косясь. – Опять отца пилить станет!”

Ох, бабка! Всегда она права, даже если сама себе противоречит. Вот Толику говорит, чтоб учился, чтобы не брал пример с отца. А отец хотел бы учиться, но попробуй-ка заикнись он об этом дома! Мама-то, может быть, и ничего, возражать бы не стала, даже, пожалуй, наоборот, но бабка – ни в жизнь!

Лабиринт

Альберт Лиханов

  • Детские книги
  • Русская литература для детей

Все запутано и фальшиво в мире взрослых. Отец Толика уходит к другой женщине, а ее сын Артем и герой романа Толик становятся друзьями. Подростки выдерживают испытание жизнью.

Издательство:Детство. Отрочество. Юность

Лучшая рецензия на книгу

29 апреля 2018 г. 05:18

Тихо. Обоим уже не до споров. Каждый умолк, губу закусив. Нынче не просто домашняя ссора, Нынче конец отношений. Разрыв. Все, что решить надлежало,- решили. Все, что раздела ждало,- разделили. Только в одном не смогли согласиться, Это одно не могло разделиться. Там, за стеною, в ребячьем углу Сын их трудился, сопя, на полу. Кубик на кубик. Готово! Конец! Пестрый, как сказка, вырос дворец. – Милый! – подавленными голосами Молвили оба.- Мы вот что хотим. – Сын повернулся к папе и маме И улыбнулся приветливо им. – Мы расстаемся. совсем. окончательно. Так нужно, так лучше. И надо решить, Ты не пугайся. Слушай внимательно: С мамой иль с папой будешь ты жить? Смотрит мальчишка на них встревоженно. Оба взволнованны. Шутят иль нет? Палец в рот положил настороженно. – И с мамой, и…

Год издания: 2010

Твердый переплет, 352 стр.
Тираж: 6000 экз.
Формат: 70×90/16 (170х215 мм)

Подробнее о книге

  • Рецензии 9
  • О книге
  • Истории 2
  • Цитаты 17
  • Подборки 20
  • Читатели 69

Напишите рецензию!

12 марта 2017 г. 14:02

Очень хорошая книга. И как это творчество Лиханова прошло мимо меня, в детстве зачитывавшейся Крапивиным, Алексиным. Самое время восполнить этот пробел. О чём роман? О слабости взрослых и об ответственности, ложащейся на плечи детей. О домашних тиранах, о безволии, чуть было не разрушившем семью. О школе, о которой Лиханов пишет откровенно, но без крапивинской истеричности – и поневоле задумаешься, а так ли плох коллективизм, если пятиклассники нашли в себе силы и мужество сохранить достоинство, защитить товарища от произвола учительницы-самодура? Впрочем, школы в книге мало. Гораздо больше семьи. И тут-то и понимаешь в очередной раз, как тяжело и страшно, когда самым взрослым в семье вынужденно оказывается ребёнок, глубже и точнее всех понимающий всё про человеческие слабости – и с…

3 июля 2016 г. 20:09

У меня немного противоречивые впечатления от книги. С одной стороны она хорошая, а с другой – оставляет печальный осадок. Показаны тут взрослые, их ужасные и неправильные поступки и то, как они меняются в лучшую сторону. Дети здесь ведут себя, как взрослые, многое понимают и разумно мыслят.

Баба Шура вызывала ненависть, а потом просто безразличие. Мне даже хотелось ее ударить и не раз. Мама Толика вызывала отвращение в самом начале, особенно за ее покорность бабке. Зато потом я порадовалась, что она вылезла из раковины. Отец Толика местами тоже меня разачаровывал, но его можно понять.. А вот Темка оказался отличным парнем, мне было немного жаль, что их дружба с Толиком немного треснула, но такова уж жизнь, всегда дети страдают от выбора взрослых. Так или иначе один из них оказался бы за…

9 июня 2016 г. 12:17

5 Родителям в разводе посвящается

Мое сердце в клочья. Лабиринт души ребенка, переживающего развод родителей. РАЗВОД. Да что мы знаем взрослые о нем!? Поругались, не поняли друг друга, разбежались “как две селедки в море”. И у нас уже “новые сыновья”, бывшие жены. Каждое воскресенья яркая, наполненная мороженым-пироженым, прогулками со “старым сыном” жизнь, а в будни – заботы, хлопоты, работа. Ошиблись взрослые, бывает, кто ж не ошибается. Вот что знают дети о разводе – это страшно. Это горько, это больно, это душа наизнанку. “..нелегкое это дело судить, да еще взрослого, да еще родного отца. Умом не прощает Толик отца, а сердцем его жалеет. Ведь отец! Ведь родной человек!. И больно становится Толику, будто что-то он потерял и не найдет уже никогда. Щемит у Толика внутри, жжет, щекочет в горле, и жалко ему…

Последние холода

Начало апреля 1945 года. Рассказчик, мальчик по имени Коля, живёт в небольшом тыловом городе вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама работает медсестрой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе.

Мама и бабушка стараются уберечь Колю от голода и прочих превратностей войны. Война подходит к концу, но еды не хватает, и мальчик постоянно голоден. Младшим классам школы выдают талоны на доппитание. Талонов на всех не хватает, и дети ходят в столовую по очереди. Колина очередь подходит в первый день после каникул.

Восьмая столовка, в которую Коле предстоит ходить, представляется мальчику райскими кущами с люстрами и фикусами. На самом деле столовая оказывается огромным и холодным залом, полным детей со всех школ города. Коля садится за стол рядом с двумя «гладкими пацанами» которые едят играя, наперегонки. Остатки хлеба они отдают вездесущим воробьям, чтобы не оставлять их шакалам.

Кто такие шакалы, Коля узнаёт на следующий день. Чтобы не встречаться с «гладкими», он приходит в столовую позже и уже заканчивает обед, когда перед ним появляется незнакомый мальчишка с жёлтым лицом и просит у Коли остатки ненавистного овсяного супа. Оторопев, он отдаёт суп, а какая-то девочка постарше делится своей порцией с младшей сестрой мальчишки. Коля понимает, что это и есть шакалы — голодающие дети, которые побираются в школьных столовках.

На следующий день Коля приходит в восьмую столовку рано из-за отменённой физкультуры. У него в портфеле лежит кусок хлеба, который мальчик стянул из буфета накануне вечером. В длиннейшую очередь, прямо перед Колей, вклинивается компания наглых и рослых пацанов во главе с носатым парнем. От шайки несёт табаком и «какой-то грубой и злой силой, с которой даже взрослые предпочитали не связываться».

Я не завидовал таким шайкам, их тогда было много, чуть не в каждом дворе или даже классе — там царили неправедные законы, зло и несправедливость.

Коля начинает высматривать желтолицего мальчика, но видит других шакалов, более наглых — они крадут еду с подносов. Соседка по столу рассказывает Коле, что такие шакалы могут отнять не только хлеб, но и тарелку с супом или котлетой. В этот момент Коля видит желтолицего. На этот раз он тоже берёт хлеб без разрешения. Обворованная девчонка начинает реветь, поднимается гвалт, и желтолицый успевает выскочить на улицу.

Коля слышит, как шайка носатого договаривается проучить шакала. Он выскакивает вслед за пацанами, которые уже напали на желтолицего. Тот принимает удары «с каким-то непонятным ‹…› смирением», а потом хватает носатого главаря за горло. Шайка не может вырвать главаря из его мёртвой хватки, желтолицый сам отпускает полузадушенного пацана, и шайка трусливо улепётывает.

Израсходовав в драке последние силы, желтолицый мальчик теряет сознание. Коля мчится за помощью к гардеробщице, и та отпаивает желтолицего сладким чаем. Он признаётся женщине, что не ел пять дней.

Коля знакомится с Вадькой, который старше мальчика на три класса, и его младшей сестрёнкой Марьей. Он узнаёт, что дети были эвакуированы из Минска в тыл недавно. Их отец погиб в начале войны, а мать сразу после приезда заболела тифом и попала в тифозный барак. Деньги и талоны на продукты Марья потеряла, и теперь дети выживают, как могут. Чтобы не расстраивать больную мать, дети каждый день пишут ей бодрые и оптимистичные письма, в которых нет ни слова правды.

Колю непреодолимо, как магнитом, тянет к Вадьке. Он чувствует, что его новый друг отличается от всех остальных людей, даже от взрослых.

Свобода, дарованная для сражения с голодом, самостоятельность, полученная для того, чтобы не помереть, выглядели иначе.

Вадим просит Колю одолжить ему до лета какую-нибудь куртку. Своё пальто, тёплое и добротное, он хочет продать, чтобы как-то прокормиться до начала месяца и новых продуктовых карточек.

Колина мама застаёт ребят во дворе, когда Вадим примеряет куртку, слишком тонкую для ранней весны. Коля рассказывает ей о несчастьях Вадика и Марьи. Женщина приводит их домой, сытно кормит и укладывает спать. Осмотрев тетради детей, Колина мама узнаёт их фамилию — Русаковы — и решает им помочь. На следующий день она звонит в школы, где учатся брат с сестрой, и сообщает об их бедственном положении. Коля об этом не знает — он просил всё хранить в тайне, чтобы не расстроить маму Русаковых.

На следующий день Коля прогуливает школу. Всё утро он вместе с Вадимом ходит по городу в поисках еды — не по годам взрослый мальчик не хочет сидеть на шее у чужих людей.

Это бывает часто, во все времена ‹…› мальчишка помладше, точно верный оруженосец, готов следовать за мальчишкой, который едва старше его.

Оказывается, Вадик знает все «хлебные» места города. Коля понимает, что шакалит он не первую неделю. По дороге Вадим рассказывает о шпане, которая отнимает в столовых еду, угрожая ножом. Затем ребята заходят в комнату под лестницей трёхэтажной коммуналки, которую выделили эвакуированным Русаковым. Такой убогой комнаты Коля не видел никогда. Постельное бельё сожгли из-за тифа, а окна так и остались заклеенными бумагой крест-накрест. После гибели мужа Вадькина мама живёт как во сне, поэтому Вадим так за неё боится.

В тот день Коля решает разделить с Вадиком свой обед в восьмой столовке. Возле столовой их догоняет Марья и сообщает, что школа выделила для них талоны на спецпитание, директор пообещал новые продуктовые карточки, а учителя собрали немного денег.

В столовой Марья получает обед первой, но вскоре лишается второго блюда — котлет. Их отнимает «парень с лицом, похожим на тыкву». Вооружившись подносом, Вадим заступается за сестру, несмотря на острую бритву в руке шакала. Вор убегает, оставив недоеденную котлету. Ребята не смотрят на неё, хотя ещё вчера доели бы не раздумывая.

Выходит, — подумал я, — когда голод отступает, человек сразу становится другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?

«Тыквенный парень» подкарауливает Вадима у входа в столовку и лезвием портит его пальто. Вадим расстроен — теперь он не сможет его продать.

Ребята расстаются — Вадим отправляется в школу, а Коля и Марья сочиняют письмо и относят его в страшный тифозный барак. По дороге Марья рассказывает, как они с братом выживали после потери карточек, и как стыдно поначалу выпрашивать еду в столовке. Только потом «голод убивает всякий стыд».

Вечером Колю ожидают три события. Сначала Вадик приходит из школы ошеломлённый — учителя собрали для брата и сестры целый портфель продуктов. Колина мама уверяет, что она здесь ни при чём. Второе событие — рассказ Марьи о том, как она с братом ходила в баню. Вадик не отпустил сестрёнку одну, девочка могла ошпариться, и Марье пришлось мыться в мужском отделении. С тех пор Марье стыдно ходить в баню.

Третьим событием оказывается нагоняй, который устраивает Коле мама, узнавшая, что сын прогулял школу. Коля пытается объяснить, что помогал Вадиму искать еду, но мама ничего не хочет слушать. Она решает, что Вадим плохо влияет на её сына. Коля возмущается, в его отношении к маме, всегда такой сильной и мудрой, «ломается какая-то тонкая перегородочка».

Хрупкая, ломкая это вещь — душа детская. Ох, как беречь надо бы её, ох, как надо.

После этого нагоняя Коля «дрогнул духом», дружбы у него с Вадиком не получается — выходит лишь знакомство.

В течение всей весны Колина мама передаёт Вадиму, что больная из тифозного барака чувствует себя неплохо. Восьмого мая она приходит с работы расстроенная и в слезах. Коля пугается — вдруг сейчас, накануне победы, что-то случилось с папой. Собрав небольшой гостинец, мама вместе с Колей отправляется к Русаковым и там ведёт себя суетливо и беспокойно.

На следующий день, 9 мая, весь город празднует День Победы. Директриса школы поздравляет детей, а учительница просит запомнить всё пережитое, ведь они, дети войны, станут последними, кто сохранит эти воспоминания. Они должны сохранить «наше горе, нашу радость, наши слёзы» и передать эту память своим детям и внукам.

Потолкавшись после уроков в праздничной толпе, Коля отправляется к Вадиму и узнаёт, что его мама умерла несколько дней назад. Колина мама узнала об этом только вчера, поэтому и вела себя так странно. Слушая Вадима, Коля чувствует, как между ними «раскрывается чёрная вода», словно они с Марьей уплывают куда-то, а он, Коля, остаётся на берегу. Вадим сообщает, что их с Марьей отправят в детский дом, и просит Колю уйти.

Марья всё лежала, всё спала каким-то ненастоящим, сказочным сном, только вот сказка была недобрая, не о спящей царевне. Без всяких надежд была эта сказка.

Ещё один раз, последний, Коля встречается с Вадимом в конце лета. «Враз подросший, неулыбчивый парень» сообщает, что их детский дом уезжает.

Осенью Коля переходит в следующий класс, и ему снова выделяют талоны на доппитание. В восьмой столовке к нему снова подходит голодный мальчишка, и Коля делится с ним своей порцией.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Альберт Лиханов – Благие намерения

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Альберт Лиханов – Благие намерения краткое содержание

Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Но выбор ее прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и служит детям.

А. Лиханов говорил: «…новая повесть «Благие намерения» – о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымощена дорога в ад, а лишь намерениями неисполненными».

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу http://www.fictionbook.org/forum/viewtopic.php?t=3172. Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Благие намерения – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Альберт Анатольевич Лиханов

Снова навалилась бессонница.

Дверь на балкон распахнута, и в комнату вливается душный аромат черемухи. Может, из-за него я не могу уснуть? Надо бы встать, прикрыть дверь, но я не в силах шевельнуть рукой. Точно опьяняющий наркоз сковал меня. Голова ясная, утренняя, а тело налито неимоверной тяжестью, не то что рукой, пальцем шевельнуть немыслимо.

Я живу на втором этаже и когда-то – совсем недавно! – мечтала, чтобы черенки черемухи, высаженные у дома, скорей поднялись и сравнялись с моим балконом. Тогда весной цветы будут перед окном, точно сад приподнялся на цыпочки прямо в мою келью. И вот это сбылось, а я не рада. Запах черемухи дурманит и не дает спать.

Впрочем, все это глупости, и черемуха тут ни при чем.

Ветер колышет прозрачную штору и вносит в комнату волну пряного аромата.

Я точно купаюсь в нем.

Я говорю себе: наслаждайся, ты хотела этого, и твое желание сбылось. Наслаждайся и спи, все условия для волшебных снов: ведь, вдыхая черемуху, можно увидеть во сне только сказки.

Но сказки не приходят.

Я облокачиваюсь и таращусь в неверные июньские сумерки, в белую северную ночь, стараюсь разглядеть черемуховые ветви там, за окном. Смутные тени колышутся у балкона. Я знаю: ветви унизаны белыми гроздьями.

Я вдыхаю полной грудью и чувствую, как приливает к вискам кровь. Завтра у меня необыкновенный день, точнее, вечер.

Выпускной вечер моего класса.

Первый мой выпуск. Об этом знают все.

Искупление моей вины. Об этом знают немногие.

День исполнения моей клятвы. Про это известно одной мне.

Остался один день. И эта ночь.

Я пришла в школу-интернат десять лет назад, оказалась тут почти случайно. Впрочем, в каждой случайности есть своя закономерность…

В начале августа у мамы случился инфаркт, я дала в гороно телеграмму, заверенную врачом, и осталась возле нее.

У меня было странное ощущение – как будто я не нужна ни маме, ни Ольге и Сергею, старшей сестре и старшему брату. Всю весну и лето, с тех пор как я получила назначение, они во главе с мамой без устали дулись на меня.

О матерях не принято говорить дурно, не скажу и я, хотя теперь, спустя десять лет, мне многое стало ясным. Кажется, я протрезвела за эти годы. Точно во мне бродил молодой хмель, но вот шибануло меня об острый угол раз-другой, и все стало очевиднее, реальней, что ли. И мама стала реальней. Ее взгляды.

А тогда я не могла ничего понять – я ухаживала за мамой, сидела в больнице возле нее дни и ночи, и рядом непременно сидела Ольга, или Сергей, или Сережина жена Татьяна, и они ухаживали за мамой с таким видом, будто меня здесь нет. Я старалась не обращать на это внимания, но не так-то это легко, когда ты только окончила институт, а взрослые и любимые люди, точно сговорившись, в один голос осуждают тебя, да еще осуждают высокомерно, с презрением, мол, молодые должны внимать благодарственно, а не высказывать собственных суждений, пользоваться чужим опытом, пока, скажите спасибо, его предлагают, и жизнь начинать по общепринятым правилам, а не так, как ты…

Это был молчаливый спор, который начала мама.

Мама вообще очень властный человек. Тогда мне казалось, что она совершенно не любит меня. Собственная прихоть была для нее всегда важней моих намерений. Она подавляла. И не отдельные дни и часы, а всегда. Теперь я думаю совсем иначе. Мама любит меня. Может быть, даже сильнее, чем Ольгу и Сергея, ведь я младшая, для нее последняя. Просто любовь у нее властная, вот в чем дело. Властная, как и сама мама.

У нее всегда были странные отношения со всеми нами. Даже явно ошибаясь, мама говорила уверенно и требовательно, никогда не сознаваясь в ошибке.

– Оля, тебя, кажется, опять провожал этот парень из соседнего подъезда. Так запомни, он тебе не подходит, тебе больше подходит Эдик.

– Но почему? – спрашивала Оля. – Николай очень милый, ты же знаешь, мы из одной группы, – Оля тогда заканчивала иняз, – а Эдик мне надоел! И вообще он сухарь!

Эдик был одноклассником Оли, учился в политехе и был некрасив до предела – длинный, плоский, как бы вырезанный из бумаги, а главное – скучно-сухой, протокольно-стандартный, точно параграф из учебника математики. Словом, розовощекому баскетболисту-крепышу Николаю Эдик, бесспорно, уступал, и Оля спрашивала маму, округляя глазки:

– Он тебе не подходит! – резала мама, выделяя последние слова, выставляя над ними знаки ударения величиной, пожалуй, со столб, и добилась-таки того, что потом, позже, Оля вышла все же за своего плоского Эдика и живет, по-моему, без намека на счастье…

Однако это другая история, я потом еще вспомню про нее, но тогда, в ту пору, возле мамы, которая уставилась в потолок больничной палаты тяжелым немигающим взглядом, я еще не все понимала.

Да, не все понимала, но все чувствовала.

Иначе почему же я поступила по-своему? Единственная из троих детей ослушалась мать?

Перед распределением мы дали слово – вся наша группа – не финтить, не подключать родителей, словом, не пользоваться отработанной тактикой и ехать на работу туда, куда пошлют.

Слово, конечно же, не было сдержано, конфузливо улыбаясь, две девчонки, редкие посредственности, вышли из деканата с направлениями в школы того города, где все мы учились, а я родилась и жила. Мы было бросились их поздравлять, не чуя подвоха, но девицы, не откладывая, признались, что только вчера – надо же, накануне! – вышли замуж за здешних жителей. Да еще одному парню пришел персональный вызов из специальной – с английским уклоном – школы, хотя в английском он был ни в зуб ногой, а всю жизнь учил немецкий.

Все остальные повели себя честно, так что даже никакой злости не осталось против тех троих, лишь легкое недоумение: зачем они так?

Меня больше занимало другое: как скрыть от мамы, от сестры и брата с его женой три исключения из честного договора? Я скрыла. Удалось. Только ничуточки не помогло.

Мама замолчала, как всегда умолкала она, если кто-нибудь в чем-нибудь – хотя бы в пустяке! – не признавал ее властной силы. Я приходила с улицы не домой, а в какую-то сурдокамеру, так, кажется, это называется. Мама говорила с Олей, говорила с Сережей, говорила с Татьяной, Татьяна говорила с Олей, Оля с Сережей, и никто из них не говорил со мной.

Когда я пробовала заговорить с мамой, она произносила жестким голосом:

– Ты останешься здесь!

Я спрашивала, к примеру, включая телевизор:

– Посмотрим этот фильм?

А мама неизменно произносила одно и то же:

– Ты останешься здесь!

– Но у меня в руках распределение!

– Ты останешься здесь!

– Это же бесчестно! Мы договорились всей группой! Меня, наконец, ждут!

Рецензии на книгу «Благие намерения» Альберт Лиханов

«Благими намерениями…» (О повести А. Лиханова)

Проблеме современного сиротства посвящена книга Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание повести может уместиться в нескольких словах: молодая учительница прониклась сочувствием к своим воспитанникам-сиротам и попыталась найти им родителей, но не всем из своих учеников она сумела помочь, и тогда сама заменила им мать. Это произведение – одно из главных в творчестве писателя.

Альберт Анатольевич Лиханов – защитник детства

Когда Альберт Лиханов создавал это короткое, но такое глубокое произведение, он ещё надеялся, что брошенные родителями дети не останутся один на один со своей страшной бедой. Поэтому таким светлым оптимизмом проникнуто это произведение.

Невозможно вернуть сиротам родителей, но можно защитить маленького гражданина большой страны от этой страшной беды. Отечество усыновит, всем миром выведет в люди – вот во что верилось писателю в 1981 году.

Писатель с энтузиазмом воспринял перестройку. Он надеялся на перелом в нравственной стороне жизни и ждал изменения положения сирот к лучшему. Но потом, разочаровавшись, заявлял, что весь народ должен стыдиться перед детьми за несделанное.

В своих книгах автор остаётся убеждённым борцом с уродствами жизни современного общества. Критерием здоровья нации он считает счастье ребёнка, именно этим он проверяет, насколько гуманен мир.

А дети в стране по-прежнему оказываются беззащитными перед жестоким равнодушием взрослых людей и безразличны даже своим близким. Альберт Анатольевич Лиханов считает своим долгом напомнить современникам о том, что у нации, которая не заботится о детях, не может быть будущего.

Образ главной героини

Сам Лиханов считал, что его произведение не столько о молодой учительнице и её воспитанниках, сколько об истинной доброте, о том, что дорога в ад вымощена не благими намерениями, а неспособностью исполнить до конца свои благие намерения.

Образ главной героини – воплощение такого человека, который способен до конца исполнить свой долг. И как привлекателен этот образ! Он восхищает силой характера, самоотверженностью, честностью и любовью к детям.

Ретроспективный рассказ – такова композиция повести Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание истории главной героини таково: зрелая женщина вспоминает о своей юности, о первых самостоятельных шагах в жизни, которые были трудны. Трудности возникают потому, что во всём руководствовалась Надежда Победоносная (как называет её директор интерната) исключительно своими чувствами. Жалость к несчастным детям поразила её в самое сердце и пробудила в ней стремление устроить их судьбы. Чувство вины перед детьми, пострадавшими из-за людей, не способных думать о ком-то, кроме себя, заставило её взять на себя ответственность за их судьбы.

Руководствуясь своими чувствами, главная героиня безошибочно находит своё призвание — служение добру и долгу.

“Благие намерения”: подробное содержание серий

На телеканале “Россия 1” выходит новый сериал под названием “Благие намерения”. Сериал состоит из 20 серий. Если перейдете по этой ссылке, можете прочитать сюжет сериала и познакомиться с героями.

“Благие намерения”: подробное содержание серий

С начала сериала мы сразу знакомимся с главными героями сериала – это Инга и старший сын Фирсова. Инга работает танцовщицей в одном из ночных клубов. В одном из выступлений присутствует Семен и сразу влюбляется в нее. Он оплачивает ее долг перед хозяином клуба и предлагает ехать с ним. Она соглашается.

Проходит три года Инги занимается любимым делом – преподает уроки танца. Она замужем за Семеном и у них большой дом. Инга так и не смогла полюбить мужа. В ее кружке занимается сестра Семена.

Отец Семена очень уважаемый в городе человек. Он будущий глава Заозерска. Встречает и устраивает в номере гостиницы лично архитектора. Его зовут Богдан, он будет реконструировать центральную площадь. Доверяет ему Фирсов старший – весь проект.

Юля ели дождавшись конца урока, объявляет Инге что выходит замуж. И ее избранником является Богдан. Но, как выясняется жених еще не в курсе о том что намечается свадьба.

Семен говорит Инге, что присмотрел участок и хочет построить дом. Юля знакомится с родителями Богдана. Отец Богдана просит не торопиться, так как он не любит Юлю. В семье Фирсова проходит большой семейный ужин. На ужине Богдан и Инга проявляют к друг другу симпатию. Проектом нового дома Семена и Инги будет заниматься Богдан.

Богдан приходит в школу и видит как танцует Инга. Юля думает, что он пришел к ней и бежит к нему. На другой день Инга приходит к ученикам и объявляет, что ничего не будет – их закрыли. А закрыли из-за того что у нее нет преподавательского диплома. Во всем виноват ее муж, он хочет что бы она сидела дома.

Богдан показывает свой проект Семену, ему он не нравится. Но, Богдан убеждает, что проект обязательно понравится его жене. Так и есть Инге нравится, ведь там есть танцевальный зал.

19.09.2017 Из областной администрации в Заозерск прибывает с ревизией фининспектор. Смотр достижений проходит под общим градусом рыбалки и попойки. Накала ситуация достигает, когда фининспектор на ужине в доме Фирса-старшего пристает к Инге.

Сема в случившейся неприятности обвиняет Ингу. Обзывает ее потаскухой. Инга убегает из дома, приходит к Богдану. Долго сдерживаемая страсть прорывается.

Наутро счастливые Богдан и Инга завтракают в кафе отеля. Им невдомек, что Сема следит за происходящим.

Сема идет к местному полицейскому чину, дяде Жене, с подложным обвинением Богдана. Дяде Жене достаточно слова наследника Фирса-старшего, чтобы устроить облаву на Богдана. Вернувшись домой, Сема видит, что Инга собирает вещи.

Тем временем Юля устраивает разборки с Богданом…

20.09.2017 Покинув кладбище, Инга приходит в дом, который построил Богдан. Она вспоминает любимого. И вдруг замечает, что она не одна. В доме находится Фирс-старший. Инга напугана. Но Фирс-старший успокаивает ее, ведь он ей не враг. Несмотря на ее ненависть и страх перед Семой.

В поисках жены Сема приходит в дом, где с удивлением видит отца. Тот говорит, что подумывает купить этот дом. Но сейчас Сему интересует Инга. Фирс-старший ее не выдает. Он пытается понять, что у них с Ингой произошло. Но Сема, как всегда, скрытничает и врет….

Инга, попав в больницу после обморока, узнает, что беременна.

Сема нанимает частного сыщика, поручая тому найти Ингу.

Приехав в Заозерск на могилу Богдана, Инга встречает Фирса-старшего. Она в ужасе от новости, что Наташа повесилась. Ее волнует судьба детей. Фирсов рассказывает, что за ними теперь присматривает Юля, которая очень изменилась после смерти Богдана.

Инга рассказывает Фирсову, что нашла место в областном интернате. И приглашает того приехать на выступление ее подопечных.

Сема игнорирует Аню. Та рыдает на груди у мамы и признается, что беременна. Мама Ани берет все в свои руки — такого влиятельного и богатого зятя она упускать не намерена…

21.09.2017 Прошло 20 лет.

Фирс-старший узнает, что у него серьезное заболевание сердца. Он едет в Заозерск попрощаться с родным городом. И неожиданно встречает Владика, который стал бомжом. Владик рассказывает Фирсу-старшему, как Сема подговаривал его, Владика, убить Богдана.

Вернувшись домой, Фирс-старший умирает. Его хоронят в Заозерске. Никто из многочисленной родни на похороны не приходит. Но неожиданно Инга и Денис сталкиваются с Семой и Любой, которые пришли проведать могилу Наташи. Молодые люди влюбляются с первого взгляда, не подозревая, какие тяжелые последствия за их трогательной юной любовью последуют.

С Аней у Любы отношения довольно холодные. В отличие от отца: Сема в дочке души не чает и потакает всем ее прихотям.

Люба уговаривает Сему взять ее в областной центр, якобы в библиотеку. На самом деле Люба спешит на встречу с Денисом. Молодые люди, заметив, что их родители общались без малейшей симпатии, решают держать свои отношения в тайне…

Следите за обновлениями статьи

Люди раскрываются в отношении к ребёнку

Необходимо полностью погрузиться в мир отношений взрослых и детей в произведении Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание не даст полного представления о глубине этого произведения.

В отношении к ребёнку проявляется человек таким, каков он есть.

Бездетная чета Запорожцев – люди на вид интеллигентные — явно отрицательно влияют на ребёнка, которого они выбирают среди других детей, ориентируясь на внешний вид, как вещь.

Самая красивая девочка введена в их семью. Уже после первого опыта общения с ними она изменилась. Шубки, красивые платья, дорогие игрушки, автомобиль, на котором её увозили и привозили Запорожцы, испортили её характер. Почти сразу она почувствовала себя вознесённой над всем, привилегированной, особенной.

И тем больнее ей было вернуться после предательства этих двух самодовольных мещан в своё обычное сиротское положение. Выражая свой протест, Алла сжигает подарки от бывших приёмных родителей. Надежда Георгиевна не может наказать ребёнка за устроенный пожар. Она хорошо понимает девочку, но при этом в ней пробуждается уверенность, что предательство Запорожцев – благо для Аллочки. Кем бы она выросла в этой семье? Копией ограниченных самовлюблённых эгоистов?

Инженер Степан Иванович, в отличие от Запорожцев, отказался от Севы Агапова по причине, не зависящей от него. Кроме того, он никогда не говорил, что собирается усыновить Севу. Он искренне переживает, отправляясь в длительную заграничную командировку, и обещает сразу восстановить дружеские отношения с мальчиком по возвращении. Вынужденная разлука драматична не только для Севы, но и для Степана Ивановича. Однако всё же есть основания сказать, что и в этом случае взрослый не идёт до конца в своих благих намерениях в своём отношении к ребёнку.

Нужно вдумчиво отнестись к прочтению повести «Благие намерения». Анализ произведения откроет понимание самых непостижимых вещей. Пример одной такой загадки – это отношения Ани Невзоровой с её матерью.

К девочке успела привязаться одинокая Евдокия Петровна, но Аню преследует родная мать, лишённая родительских прав. И в новогоднюю ночь она выкрала девочку. Дальнейшие события свидетельствуют, насколько опасны для ребёнка контакты с матерью, напоившей ребёнка шампанским.

Анечка, всё понимая про свою маму, очень переживает за неё и отказывается быть удочерённой Евдокией Петровной. Тут явно тот случай, когда ребёнок оказывается внутренне духовно сильнее взрослого человека. Делясь с Надеждой Георгиевной своими мечтами, Аня излагает свой план по «удочерению» матери. И Надежда понимает, насколько крепки ростки ответственности в этом маленькой девочке, намного крепче они, чем во взрослой женщине, лишённой родительских прав.

Что даёт такую силу маленькому ребёнку? Любовь, всепрощающая, всепроникающая, святая и простая любовь.

Обсуждение книги А.Лиханова «Благие намерения» план-конспект урока (9 класс) по теме

Обсуждение книги А. Лиханова «Благие намерения» (учитель русского языка и литературы Лузина Т.А. и заведующая библиотекой Янина С. Д.)

Вступительное слово: Сочувствие. Соучастие. Сопережевание. Сострадание. Ведь за этими словами – изначальные нравственные устои, нормы поведения, обязательные для каждого – независимо от образования, образа жизнми, воспитания. Со – значит вместе. Ведь в основе основ человеческого общежития – любовь родительская к детям, забота старших о младших… И вот всё-таки, дети без родителей.

Да, они остаются без родителей – в силу стихийных бедствий, катастроф, всегда нежданных, беспощадных.

Но есть беда другого толка: дети остаются без родителей в силу родительской подлости, слабости. Настаёт миг, когда дети остаются никому не нужными, кроме нашего государства, социальная суть, полнокровное родительство которого проявляется в заботе, ответственности за этих детей, может быть, с не сравнимой ни с кем и ни с чем гуманистической силой. (Лиханов, А. От автора // Лиханов, А. Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 3)

Дети без родителей… Мирное сиротство… – это тема, проходящая через всё произведение «Благие намерения». Сегодня мы обсудим главные, на наш взгляд темы, отражённые в повести. Действие, как вам известно, происходит в школе-интернате, где в первом классе вместе с детьми, у которых есть семьи, учатся 22 ребёнка из детского дома. И я приглашаю всех присутствующих в нашей аудитории к разговору на тему:

  1. Детский дом – семья?

Начинает разговор лидер первой группы Павлишин Виталий (выступление включает объяснение ключевых терминов: детский дом, интернат, семья). Слайд 8,9.

Вопросы для обсуждения:

  • для детей-сирот нет разницы между школой интернатом и детским домом, почему?
  • Одна из героинь в книге, Лепестинья, рассуждает: «Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?» Приведите примеры из повести, кто эти сироты и откуда они взялись?
  • Знаете ли вы, сколько детских домов в Сургуте? Кто посещал детский дом? Кто общался с детьми из детского дома? Ваши впечатления.
  • Как вы считаете, можно ли в нашем обществе решить эту проблему? Как?
  • Выход ли из этой проблемы семейный детский дом?

Вывод: Ребёнок должен жить в семье, тогда он получит полноценное воспитание, заботу, тепло. Детский дом не может заменить семью.

Но всё-таки, если ребёнок живёт в детском доме, то его воспитанием занимаются люди, которым государством доверена судьба ребёнка. Прежде всего – это воспитатели. А. Лиханов в предисловии к книге «Дети без родителей» (Лиханов, А. От автора // Лиханов, А. Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 3) отмечает, что книга адресуется молодым педагогам, посвящающим себя в первую очередь малому человечеству, оставшимся без родительской опоры, как впрочем, и педагогу опытному, бывалому. Итак, отношение к профессии учителя.

  1. Профессия учителя-воспитателя. Слайд 10,11.

Лидер группы Мартынов Женя наряду с выступлением объясняет термины: учитель, воспитатель.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, трудно воспитывать детей- сирот?

Во время обсуждения зачитать ответы учителей нашей школы.

на вопрос анкеты: «С какими трудностями в воспитании детей-сирот вы сталкиваетесь?»

  • На протяжении всего повествования Надежда Георгиевна рассуждает о правильности выбора профессии, о долге учителя… «Я твёрдо знаю, что учительдолжен уметь погрузиться в человека…» (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А. Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 177-178). Согласны вы с таким утверждением? Примеры из текста.
  • Учителям был задан вопрос в анкете: «Как Вы считаете, почему эмблемой конкурса учитель года является пеликан?». Ваш и варианты ответов.

Дети отвечают, приводя примеры из произведения. Наряду с их отвеиами зачитываются ответы учителей.

  • Лучше, чем директор школы-интернат, куда пришла работать Надежда Георгиевна, просто не скажешь: «..подвиг во имя детей…» (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А. Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 85)

Вывод: Отношение к профессии учителя-воспитателя: подвиг во имя детей.

Очень часто Надежда Георгиевна рассуждает об ответственности, прежде всего отнесся её к себе: «За несостоявшиеся намерения других людей единственная в ответе ты сама». (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А. Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 180).

  1. Ответственность. Слайд 12.

Лидер группы Рязанов Стас даёт определение терминов: ответственность, опекун и рассматривает с его точки зрения: ответственность родителей перед детьми, воспитателей перед детьми, опекуны пред детьми, государство перед сиротами.

Вопросы для обсуждения:

  • Всё-таки, кто, во-вашему мнению прежде всего несёт ответственность пред детьми?
  • Ответственность – безответственность. Приведите примеры из повести, в чём проявилась безответственность взрослых?
  • Дети-сироты при живых родителях.. Как можно, по-вашему это назвать: безответственность, преступление.
  • Должна ли быть наказуема безответственность? Каким образом?

Вывод: Безответственность должна быть наказуема.

Повесть, которую мы сегодня обсуждаем, называется «Благие намерения». Почему такое название? И заключительный блок вопросов на тему:

  1. Благие намерения – это благо?

Лидер группы Кряжева Аня наряду с выступлением объясняет термины: благо, намерения.

Вопросы для обсуждения:

  • Согласны ли вы с утверждением, что благими намерениями вымощенва дорога в ад?
  • Всегда ли благие намерения – благо? (Зачитать ответы учителей из анкет.)
  • Кто из героев действительно совершил благо?

Почему Надежда Георгиевна приводит соотношение 6 и 16? (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А. Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 183-184).

  • Почему ударили благие намерения шестерых малышей? Как Надежда Георгиевна относит это к себе?
  • Всё-таки, почему такое название повести?

Вывод: Жить надо благими намерениями и делами. ((Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А. Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 184).

Слайд 15 (из фильма).

Вопрос к аудитории: Вы знаете, как заканчивается книга, как заканчивается фильм. Автор не даёт точного ответа, что дальше? Давайте выступим в роли автора и закончим повесть так, как вы этого хотите. И в конце нашей конференции мы вернёмся к обсуждению этого вопроса: что дальше?

Читайте также:  Высшая Мера - краткое содержание рассказа Лиханова
Ссылка на основную публикацию