Последние холода – краткое содержание повести Лиханова

Лиханов, Последние холода краткое содержание

Многие писатели обращались к теме войны, изображая судьбу людей в сложное для них время. Лиханов также написал замечательное произведение, которое посвятил детям войны. Повесть Лиханова Последние холода передает лишения и недетские страдания, раскрывая читателю тему детей и войны.

Изучение повести Последние холода в кратком содержании для читательского дневника, позволит за короткое время прикоснуться к прошлому, к событиям, которые оставили отпечаток и в детских сердцах. В своем рассказе, изображая тяжкие испытание детей военного времени, автор отражает настоящие ощущения и переживания, ведь он был свидетелем всего происходящего. Начнем же знакомство с кратким содержанием работы Альберта Лиханова и его произведением Последние холода.

Повествование автор ведет от первого лица. Это Коля, который уже глазами взрослого смотрит на пережитое и делится с читателями страшными мгновениями из своей жизни.

Краткое содержание книги Последние холода

Рассказчик вспоминает школьные годы и свою учительницу. Звали ее Анной Николаевной. Это была прекрасная женщина, которая не только преподавала школьные предметы такие как математика, география, русский язык, но и давала уроки жизни, преподнося их ненавязчиво, произнося тихо, как будто разговаривая сама с собой.

Из рассказа мы узнаем имя героя. Это Коля, который живет в городе. Хоть на улице военное время, отец на фронте, сам город в тылу. Это последний год войны и из радиоприемников постоянно сообщается об очередной победе. Повсюду царит голод, и его испытывают как взрослые, так и дети. Живет мальчик с мамой и бабушкой, которые стараются защитить ребенка от лишений, голода и холода. Коля ходит в третий класс и ему, как и другим детям, полагаются талоны на питание. Несмотря на то, что родные старались всеми силами сделать так, чтобы их ребенок не испытывал нужды, у Коли все равно присутствует ощущение не сытости.

Мальчику предстоит посещать восьмую столовку, которая ему представляется райским местом, но в реальности все было другим. Это был большой холодный зал, который наполняли голодные дети. Талоны доставались не всем, поэтому дети ходили питаться по очереди. Получали же они хлеб и невкусную овсянку. Еда была безрадостной для героя, но другие дети поглощали все быстро и с аппетитом.

Доедал свои обеды и главный герой, ведь так его учила мать. Поэтому в силу своего воспитания он старался съесть холодную кашу. Сам мальчик рос в окружении заботы, но в школе он увидел и судьбы других детей. Как раз рассказ Лиханова помогает понять всю тяжесть их судьбы. Дети старались все доедать, а крошки оставлять птицам, чтобы те не оставались шакалам.

О шакалах Коля слышал часто и уже на следующий день понял кто это. Это были те дети, которым не доставались талоны и они приходили в столовую, чтобы выпрашивать питание, а то и воровать. Так герой встречает брата с сестрой, которые попрошайничают. Но кроме них еще есть шайка злых детей, которые только и умеют, что насмехаться и издеваться.

Как рассказали Коле, среди шакалов были и те, кто забирал не только хлеб, но и кашу. В этот раз получилось, что мальчик, которому Коля давал еду, также обворовал девочку. Шайка с носатым предводителем решает побить вора, и догнав на улице, стали его избивать. Защищаясь, мальчик хватает главного за шею и начинает душить. Дети разбегаются, а Коля подходит к пострадавшему ворюге, который потерял сознание. Герой спасает мальчишку, позвав гардеробщицу. Та угощает пострадавшего чаем. Мальчик рассказывает, что уже более пяти дней ничего не ел.

У мальчишки оказалось имя, и Вадим рассказывает о своей сестре Марье, и о том, что их отец воевал и погиб на фронте. Их эвакуировали из Минска, а без талонов они оказались, так как потеряли их. Мать же, заболев тифом, находится в больнице, а дети, чтобы той не стало известно об их проблемах, пишут веселые письма, где в каждом слове сплошная ложь.

Коля не остался равнодушным к горю детей. Вадим одалживает у Коли курточку, так как решает продать свое дорогое пальто, чтобы прокормиться до раздачи новых талонов. Коля соглашается отдать свою верхнюю одежду.

Когда Вадим примерял куртку, мама Коли увидела эту картину и подошла к детям. От сына она узнала о бедах детей. Она пытается им помочь, пригласив в дом, накормив и уложив спать. Дальше она позвонила в школу, сообщая об ужасном положении детей, хотя те просили держать их историю в тайне.

Следующий день ознаменовался Колиным прогулом. Тот пропустил уроки, так как подался с Вадимом на поиски еды. Как показала прогулка, новый знакомый уже хорошо знал злачные места. По дороге Вадим рассказал о детях, которые отбирают еду, угрожая ножом.

Мальчики подошли к коммуналке, которую выделили семье Русаковых. Такой убогой комнаты Коля еще не видел. В этот день он опять делится своей едой с другом. Когда они ели, увидели Марью, что радостно бежала к брату. Она рассказала о том, что им выделяют новые талоны, и еще для них собрали небольшую сумму денег.

Сестра Вадима получила обед первой, но не успела его съесть, как к ней подбежал с лезвием шакал и отобрал котлету. Вадька пошел заступаться за сестру, напугав вора. Тот бросил котлету и убежал. Теперь надкушенная котлета осталась без внимания, хотя только вчера дети тут же доели бы ее. Получается, когда чувство голода покидает человека, он становится другим.

Выходя из столовой, на Вадима напал все тот же шакал с лезвием и подпортил парню пальто, которое тот хотел продать. Это расстраивает Вадима.
Дети расстались. Вадька направился на уроки, а Коля с Марьей, написав письмо, пошли в барак, где находились тифозные больные. Дорогой Марья делилась, как было стыдно воровать и как стыд со временем сменяется, ведь голод быстро убивает все человеческие начала.

Коля вечером узнает от Марьи и ее брата о том, что учителя вновь дали портфель с продуктами, при этом мама Коли не признавалась, что это ее рук дело. Позже Марья рассказала о своем походе в баню, но в женское отделение брат ее не пустил, так как боялся, что сестра там ошпарится и взял ее с собой в мужскую баню. Теперь сестре стыдно посещать баню. А еще вечером Коля получил нагоняй от мамы, которой стало известно о прогуле ее сына. Несмотря на объяснения, мама была неумолимой и считала, что брат с сестрой плохо влияют на ее ребенка.

Далее из краткого пересказа повести Последние холода, мы узнаем о том, что мама Коли передавала Вадиму вести о хорошем состоянии их мамы. А вот восьмого мая, накануне дня Победы, мать пришла расстроенная. Собрав еды, они направляются в гости к детям. Там она странно себя ведет.

На следующий день город праздновал знаменательный день. Учителя просят всех детей запомнить пережитое и пронести эти воспоминания через всю жизнь, передав память своим внукам.

После праздника Коля идет к Вадиму и узнает о их горе. Мать Вадима умерла от тифа. Теперь стало понятно странное поведение его мамы. Теперь знакомых Коли увезут в детский дом. Наш герой еще пару раз встретится со своим другом, который в последствии сообщит, что их детский дом переезжает в другой город.

Уже осенью Коля пойдет вновь в школу, в следующий класс. Там опять будут талоны на допитание и вновь он увидит голодного мальчугана, с которым поделится своей едой.

Последние холода

Начало апреля 1945 года. Рассказчик, мальчик по имени Коля, живёт в небольшом тыловом городе вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама работает медсестрой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе.

Мама и бабушка стараются уберечь Колю от голода и прочих превратностей войны. Война подходит к концу, но еды не хватает, и мальчик постоянно голоден. Младшим классам школы выдают талоны на доппитание. Талонов на всех не хватает, и дети ходят в столовую по очереди. Колина очередь подходит в первый день после каникул.

Восьмая столовка, в которую Коле предстоит ходить, представляется мальчику райскими кущами с люстрами и фикусами. На самом деле столовая оказывается огромным и холодным залом, полным детей со всех школ города. Коля садится за стол рядом с двумя «гладкими пацанами» которые едят играя, наперегонки. Остатки хлеба они отдают вездесущим воробьям, чтобы не оставлять их шакалам.

Кто такие шакалы, Коля узнаёт на следующий день. Чтобы не встречаться с «гладкими», он приходит в столовую позже и уже заканчивает обед, когда перед ним появляется незнакомый мальчишка с жёлтым лицом и просит у Коли остатки ненавистного овсяного супа. Оторопев, он отдаёт суп, а какая-то девочка постарше делится своей порцией с младшей сестрой мальчишки. Коля понимает, что это и есть шакалы — голодающие дети, которые побираются в школьных столовках.

На следующий день Коля приходит в восьмую столовку рано из-за отменённой физкультуры. У него в портфеле лежит кусок хлеба, который мальчик стянул из буфета накануне вечером. В длиннейшую очередь, прямо перед Колей, вклинивается компания наглых и рослых пацанов во главе с носатым парнем. От шайки несёт табаком и «какой-то грубой и злой силой, с которой даже взрослые предпочитали не связываться».

Я не завидовал таким шайкам, их тогда было много, чуть не в каждом дворе или даже классе — там царили неправедные законы, зло и несправедливость.

Коля начинает высматривать желтолицего мальчика, но видит других шакалов, более наглых — они крадут еду с подносов. Соседка по столу рассказывает Коле, что такие шакалы могут отнять не только хлеб, но и тарелку с супом или котлетой. В этот момент Коля видит желтолицего. На этот раз он тоже берёт хлеб без разрешения. Обворованная девчонка начинает реветь, поднимается гвалт, и желтолицый успевает выскочить на улицу.

Коля слышит, как шайка носатого договаривается проучить шакала. Он выскакивает вслед за пацанами, которые уже напали на желтолицего. Тот принимает удары «с каким-то непонятным ‹…› смирением», а потом хватает носатого главаря за горло. Шайка не может вырвать главаря из его мёртвой хватки, желтолицый сам отпускает полузадушенного пацана, и шайка трусливо улепётывает.

Израсходовав в драке последние силы, желтолицый мальчик теряет сознание. Коля мчится за помощью к гардеробщице, и та отпаивает желтолицего сладким чаем. Он признаётся женщине, что не ел пять дней.

Коля знакомится с Вадькой, который старше мальчика на три класса, и его младшей сестрёнкой Марьей. Он узнаёт, что дети были эвакуированы из Минска в тыл недавно. Их отец погиб в начале войны, а мать сразу после приезда заболела тифом и попала в тифозный барак. Деньги и талоны на продукты Марья потеряла, и теперь дети выживают, как могут. Чтобы не расстраивать больную мать, дети каждый день пишут ей бодрые и оптимистичные письма, в которых нет ни слова правды.

Колю непреодолимо, как магнитом, тянет к Вадьке. Он чувствует, что его новый друг отличается от всех остальных людей, даже от взрослых.

Свобода, дарованная для сражения с голодом, самостоятельность, полученная для того, чтобы не помереть, выглядели иначе.

Вадим просит Колю одолжить ему до лета какую-нибудь куртку. Своё пальто, тёплое и добротное, он хочет продать, чтобы как-то прокормиться до начала месяца и новых продуктовых карточек.

Колина мама застаёт ребят во дворе, когда Вадим примеряет куртку, слишком тонкую для ранней весны. Коля рассказывает ей о несчастьях Вадика и Марьи. Женщина приводит их домой, сытно кормит и укладывает спать. Осмотрев тетради детей, Колина мама узнаёт их фамилию — Русаковы — и решает им помочь. На следующий день она звонит в школы, где учатся брат с сестрой, и сообщает об их бедственном положении. Коля об этом не знает — он просил всё хранить в тайне, чтобы не расстроить маму Русаковых.

На следующий день Коля прогуливает школу. Всё утро он вместе с Вадимом ходит по городу в поисках еды — не по годам взрослый мальчик не хочет сидеть на шее у чужих людей.

Это бывает часто, во все времена ‹…› мальчишка помладше, точно верный оруженосец, готов следовать за мальчишкой, который едва старше его.

Оказывается, Вадик знает все «хлебные» места города. Коля понимает, что шакалит он не первую неделю. По дороге Вадим рассказывает о шпане, которая отнимает в столовых еду, угрожая ножом. Затем ребята заходят в комнату под лестницей трёхэтажной коммуналки, которую выделили эвакуированным Русаковым. Такой убогой комнаты Коля не видел никогда. Постельное бельё сожгли из-за тифа, а окна так и остались заклеенными бумагой крест-накрест. После гибели мужа Вадькина мама живёт как во сне, поэтому Вадим так за неё боится.

В тот день Коля решает разделить с Вадиком свой обед в восьмой столовке. Возле столовой их догоняет Марья и сообщает, что школа выделила для них талоны на спецпитание, директор пообещал новые продуктовые карточки, а учителя собрали немного денег.

В столовой Марья получает обед первой, но вскоре лишается второго блюда — котлет. Их отнимает «парень с лицом, похожим на тыкву». Вооружившись подносом, Вадим заступается за сестру, несмотря на острую бритву в руке шакала. Вор убегает, оставив недоеденную котлету. Ребята не смотрят на неё, хотя ещё вчера доели бы не раздумывая.

Выходит, — подумал я, — когда голод отступает, человек сразу становится другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?

«Тыквенный парень» подкарауливает Вадима у входа в столовку и лезвием портит его пальто. Вадим расстроен — теперь он не сможет его продать.

Ребята расстаются — Вадим отправляется в школу, а Коля и Марья сочиняют письмо и относят его в страшный тифозный барак. По дороге Марья рассказывает, как они с братом выживали после потери карточек, и как стыдно поначалу выпрашивать еду в столовке. Только потом «голод убивает всякий стыд».

Вечером Колю ожидают три события. Сначала Вадик приходит из школы ошеломлённый — учителя собрали для брата и сестры целый портфель продуктов. Колина мама уверяет, что она здесь ни при чём. Второе событие — рассказ Марьи о том, как она с братом ходила в баню. Вадик не отпустил сестрёнку одну, девочка могла ошпариться, и Марье пришлось мыться в мужском отделении. С тех пор Марье стыдно ходить в баню.

Третьим событием оказывается нагоняй, который устраивает Коле мама, узнавшая, что сын прогулял школу. Коля пытается объяснить, что помогал Вадиму искать еду, но мама ничего не хочет слушать. Она решает, что Вадим плохо влияет на её сына. Коля возмущается, в его отношении к маме, всегда такой сильной и мудрой, «ломается какая-то тонкая перегородочка».

Хрупкая, ломкая это вещь — душа детская. Ох, как беречь надо бы её, ох, как надо.

После этого нагоняя Коля «дрогнул духом», дружбы у него с Вадиком не получается — выходит лишь знакомство.

В течение всей весны Колина мама передаёт Вадиму, что больная из тифозного барака чувствует себя неплохо. Восьмого мая она приходит с работы расстроенная и в слезах. Коля пугается — вдруг сейчас, накануне победы, что-то случилось с папой. Собрав небольшой гостинец, мама вместе с Колей отправляется к Русаковым и там ведёт себя суетливо и беспокойно.

На следующий день, 9 мая, весь город празднует День Победы. Директриса школы поздравляет детей, а учительница просит запомнить всё пережитое, ведь они, дети войны, станут последними, кто сохранит эти воспоминания. Они должны сохранить «наше горе, нашу радость, наши слёзы» и передать эту память своим детям и внукам.

Потолкавшись после уроков в праздничной толпе, Коля отправляется к Вадиму и узнаёт, что его мама умерла несколько дней назад. Колина мама узнала об этом только вчера, поэтому и вела себя так странно. Слушая Вадима, Коля чувствует, как между ними «раскрывается чёрная вода», словно они с Марьей уплывают куда-то, а он, Коля, остаётся на берегу. Вадим сообщает, что их с Марьей отправят в детский дом, и просит Колю уйти.

Марья всё лежала, всё спала каким-то ненастоящим, сказочным сном, только вот сказка была недобрая, не о спящей царевне. Без всяких надежд была эта сказка.

Ещё один раз, последний, Коля встречается с Вадимом в конце лета. «Враз подросший, неулыбчивый парень» сообщает, что их детский дом уезжает.

Осенью Коля переходит в следующий класс, и ему снова выделяют талоны на доппитание. В восьмой столовке к нему снова подходит голодный мальчишка, и Коля делится с ним своей порцией.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Последние холода» — краткое содержание повести Альберта Лиханова

В повести «Последние холода» речь идет о детстве в военные годы, о том, как маленьким людям приходилось переносить лишения тех времен. Книга описывает подростков, которым пришлось рано повзрослеть, чтобы вести себя мужественно и достойно. Краткое содержание «Последних холодов» можно использовать для заполнения читательского дневника и написания сочинения на тему «Дети войны».

Читайте также:  Благие намерения – краткое содержание рассказа Лиханов

О маленьком рассказчике и его окружении

Третьеклассник Коля, главный герой повествования, хоть и живет в военное время, почти не чувствует на себе его тягот. Он находится в тылу, отец его на фронте, у него есть мама и бабушка. С ними мальчик и живет.

Женщины тщательно оберегают его от голода, холода, болезней и других горестей войны, он прилично обут и тепло одет по меркам того времени. Мама все время на работе — она медсестра в госпитале, поэтому мальчик практически предоставлен сам себе. О бабушке упоминаний очень мало.

Коля восхищается своей учительницей Анной Николаевной. Он видит ее незаурядный ум, обожает ее нестандартные методы обучения. Кроме обычных предметов вроде математики, истории и русского языка она преподает ученикам уроки жизни, вкладывает в их головы важные истины. Дети впитывают все как губки.

Она разговаривает тихо, тем самым непроизвольно заставляя ребят слушать и понимать без криков и наказаний. В целом Коле очень нравится учиться.

Знакомство с голодными военными реалиями

В младшей школе дают талоны на питание, но не всем они достаются, поэтому дети ходят есть в городскую «восьмую столовку» по очереди. Коля, приходя туда, думает, что он попадает в рай на земле, хотя на деле это обычное убогое помещение с большим холодным залом, заполненное голодающими детьми с разных школ.

Мальчик берет еду и занимает место за столиком рядом с двумя дерзкими пацанами. Те едят и оставшийся хлеб выбрасывают птицам, чтобы не делиться с голодающими детьми, которых все называют «шакалами». Коля не понимает, о ком и о чем они говорят, пока на следующий день не встречает одного болезненного желтолицего мальчугана с просьбой отдать ему остатки еды. Ребенок, конечно, делится, также он замечает, что еще одна девочка отдает часть своей порции сестре этого паренька.

Это была первая встреча Коли с голодными детьми-жертвами войны. На следующий день мальчик приходит в столовую раньше обычного и, стоя в длинной очереди, ищет взглядом вчерашних оголодавших ребят. Он замечает, что сегодня присутствуют и те, кто уже просто ворует еду у других, не пытаясь выпрашивать. В этот момент парень видит желтолицего, который решил своровать хлеб у одной из девочек, однако та начинает реветь, поднимая шум, и голодный мальчишка убегает от греха подальше.

Далее до Колиного слуха доносится шепот наглой шайки парней постарше о том, что дерзкого «шакала» надо проучить. Ребенок несется за ними и видит, что голодного мальчика уже избивают, а тот как-то очень смиренно терпит, а затем вскакивает и вцепляется мертвой хваткой в горло главарю и почти уже удушает его, но падает без сил, а малолетние бандиты трусливо убегают прочь.

Коля видит, что мальчик теряет сознание, он спешит за помощью к старшим, находит буфетчицу, а та потом отпаивает избитого ребенка сладким чаем. Как оказалось, он просто упал в обморок, поскольку долго ничего не ел.

Дружба с голодающими детьми

Когда избитый паренек приходит в себя, ребята, наконец, знакомятся. Мальчик представляется Вадькой и рассказывает, что учится в шестом классе, у него есть младшая сестренка Марья. Он не ел уже пять дней и ворует не столько для себя, сколько для малышки.

Также Коля узнает, что детей с мамой недавно эвакуировали из Минска, они новенькие в городе, никого не знают, отец умер на фронте, а родительница находится в тифозном бараке на лечении. Они очень голодают и безуспешно пытаются выжить. Им тоже были положены талоны на питание, но Марья их потеряла. Теперь до начала следующего месяца им совсем нечего есть.

Дети практически умирают от голода, но ежедневно строчат позитивные письма своей маме, в которых рассказывают, что у них все хорошо, чем они питаются в школе и дома, как прилежно учатся. Коля привязывается к новым друзьям и всеми своими детскими силами пытается им помочь выжить. Маленький Вадька задумал продать пальто, чтобы протянуть до начала следующего месяца, и просит у товарища дать ему поносить любую имеющуюся курточку до лета. На этом их застает Колина мама. Сын рассказывает ей обо всех горестях несчастных и брошенных детей.

Женщина, проникнувшись сочувствием и жалостью, забирает брата с сестрой домой, кормит до отвала и отправляет спать. Потом проверяет их тетради и окончательно решает помочь несчастным. С утра она звонит учителям ребятишек и говорит об их сложной ситуации.

В этот день Коля прогуливает уроки и помогает товарищу добыть еду. Потом друзья отправляются домой к Вадьке и Марье. Их домом оказывается комнатушка:

  • убогая;
  • заброшенная;
  • пропитанная горем и несчастьями.

Потом они идут в восьмую столовую, чтобы разделить Колин обед.

Там встречают Марью, которая ошеломляет брата рассказом о том, что учителя собрали им немного денег, директор пообещал выдать новые карточки на питание, а школа уже выделила дополнительные талончики на еду.

Ценности жизни

Дети в радостном шоке идут за обедом, но у девочки отбирают котлету. Вадик заступается за сестру, хоть у вора в руке острая бритва. В итоге обидчик позорно убегает, бросив надкушенную котлету, но гордые дети уже не обращают на нее никакого внимания, хотя еще вчера набросились бы на нее. Из этого поступка Коля делает вывод, что как только исчезает потребность в пище, человек меняется. У ребенка в голове возникает вопрос: люди ли управляют голодом или все же он властвует над ними?

На выходе из столовой брата с сестрой подкарауливает опозоренный недавно котлетный вор и пытается ранить мальчика лезвием, но только портит его пальто. Теперь ребенок не сможет его продать. После неприятного случая Вадим отправляется на занятия, а Марья с Колей идут относить очередное письмо в барак. По дороге девочка полностью рассказывает обо всех горестях голодной жизни и говорит, что поначалу было очень стыдно попрошайничать, но желание съесть что-нибудь убивает смущение и заставляет просто выживать.

По возвращении домой Колю ждут приятные и не очень новости:

  • Учителя собрали для брата с сестрой большой портфель продуктов.
  • Маленькой Марье пришлось идти в мужскую баню с братом, чтобы просто помыться, ей было очень стыдно. Теперь она туда ходить не хочет вообще.
  • Мама Коли узнала о прогуле занятий и устроила ему взбучку, не желая слушать ничего о помощи несчастному Вадьке в поисках еды.

    Женщина уверена, что мальчик оказывает дурное влияние на Кольку, и не хочет продолжения их дружбы. Отношения между приятелями охладевают. Но в то время, пока весь город и страна радуются победе и ликуют, у брата с сестрой случается настоящее горе:

    • умирает мама;
    • их забирают в детдом.

    Вадим из гордости и нежелания видеть жалость к себе прогоняет Колю и окончательно разрывает их товарищество. Последняя встреча приятелей происходит в конце лета. Тогда Вадим сообщает своему старому другу, что они переезжают вместе с детдомом.

    Осенью Коля переходит в четвертый класс и снова получает талоны на питание в «восьмой столовке».

    В очереди на обед к нему подходит голодный мальчишка и просит поделиться едой. Паренек, как и в прошлый раз, не может отказать.

    Факты о рассказе

    Название произведения имеет несколько значений. Первое — действие рассказа происходит весной, в последние морозные месяцы. Второе, менее проглядывающееся — действия в повести разворачиваются в конце войны, а само название как бы обещает, что все вот-вот закончится, наступит оттепель, то есть качество жизни улучшится, голода будет меньше, а радости в существовании больше. Будет много работы, наступит «светлое будущее». Если говорить кратко, то в рассказе идет речь о таких ценностях, как:

    • светлая и крепкая дружба;
    • сострадание;
    • помощь малоимущему;
    • отсутствие эгоизма;
    • принужденное раннее взросление детей и самопожертвование ради младших;
    • начало конца детской дружбы.

    Это практически автобиографическое произведение. Автор во многом описал собственную жизнь. В тексте изложены воспоминания уже взрослого человека о его голодном детстве и юных друзьях. Обыватель может узнать обо всех тягостях, выпавших на долю маленьких людей того времени, прочитав в кратком содержании «Последние холода».

    Лиханов Альберт в своем рассказе делает скрытый намек на то, что детей не считают личностями. Родители всегда лучше знают, с кем дружить, а с кем нет (ведь именно мама Коли разрушила его отношения с Вадимом), когда и что есть, как одеваться. Автор намекает, что взрослые ущемляют большую часть прав своих детей. Они могут сломать неокрепший внутренний стержень и навсегда сделать человека безвольным и покорным существом без собственного мнения.

    Современные технологии сейчас позволяют в режиме онлайн ознакомиться с произведением в кратком пересказе. «Последние холода» с иллюстрациями позволят читателю погрузиться в тот непростой для всего человечества период.

    Краткое содержание Последние холода Лиханов

    А. Лиханов – повесть “Последние холода”. В центре по­вествования – судьба фронтовой семьи, двух детей: Марьи и Вадьки. Отец их погиб на фронте.

    Мать же заболела тифом,находилась в больнице. Правдиво и без прикрас рассказчик воспроизводит атмосферу того времени – голодное детство, воровство, драки, талоны на питание, кража еды друг у друга в школьной столовой. Среди детей – “шакалы”, отнимаю­щие еду, и “шпана”, наводящая ужас на всех окружающих.

    Маленький мальчик Вадька становится взрослым, рассуди­тельным, чувствуя

    Он впервые по-взрослому оценил свое по­ведение, свое отношение к маме. “Я думаю, потому, что взрос­лость приходит к нам не однажды, не в какой-то установлен­ный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький чело­век видит важное для него и понимает это важное”, – замеча­ет рассказчик. В финале Марью и Вадьку отправляют

    И рассказ­чик теряет связь с ними. Заканчивается повесть замечатель­ными фразами, в которых сфокусировано все идейное содер­жание произведения: “Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отступает медленнее, чем враг. И слезы долго не высыхают.

    И работают столовки с дополнительным питани­ем. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки.

    Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди. Не забудьте!

    Так мне велела наша учительница Анна Николаевна”.

    Related posts:

    О чем заставляет задуматься повесть Лиханова “Последние холода”Столько на свете существует книг – не перечесть и за тысячу лет жизни! Авторов, наверное, миллионы. а “талмудов” – во много раз больше. Большая часть их, наверное, и не стоит лично моего внимания. Кое-что из прочитанного забывается на следующий же день. Некоторые книги остаются в душе, редкие хочется перечитать еще раз. Единицы – переворачивают душу, […].

    Краткое содержание Шпион, пришедший с холодаДжон Ле Карре Шпион, пришедший с холода Действие происходит в шестидесятые годы, во времена “холодной войны”, когда одним из главных средств борьбы между двумя враждебными политическими системами был шпионаж. Глава британской резидентуры в Восточном Берлине Алек Лимас после гибели одного из своих главных агентов, члена СЕПГ Карла Римека, отзывается в Лондон, и ему грозит уход […].

    Краткое содержание Последние деяния РамыБхавабхути Последние деяния Рамы Пьеса в стихах и прозе, основанная на содержании последней книги “Рамаяны” Освободив Ситу из заточения на Ланке и убив ее похитителя царя демонов Равану, Рама вместе с женой возвращается в Айодхью, где теперь безмятежно и счастливо протекают дни их жизни. В один из таких дней Сита и Рама осматривают картинную галерею, […].

    Краткое содержание пьесы Бхавабхути “Последние деяния Рамы”Ы Пьеса в стихах и прозе, основанная на содержании последней книги “Рамаяны” Освободив Ситу из заточения на Ланке и убив ее похитителя царя демонов Равану, Рама вместе с женой возвращается в Айодхью, где теперь безмятежно и счастливо протекают дни их жизни. В один из таких дней Сита и Рама осматривают картинную галерею, на многих полотнах […].

    Лиханов чистые камушки (Литература XX века)Большинство книг Альберта Лиханова написано для детей, но в них затрагиваются многие взрослые проблемы. Проблемы эти, вернее их разрешение, дают хороший запоминающийся урок, нравственный урок героям книг. Прочитав книгу, ребенок уже знает, как нужно поступить в той или иной ситуации. И я просто уверен, что книги Альберта Лиханова помогли многим людям. Именно людям – и […].

    Краткое изложение романа “Шпион, пришедший с холода”Действие происходит в шестидесятые годы, во времена “холодной войны”, когда одним из главных средств борьбы между двумя враждебными политическими системами был шпионаж. Глава британской резидентуры в Восточном Берлине Алек Лимас после гибели одного из своих главных агентов, члена СЕПГ Карла Римека, отзывается в Лондон, и ему грозит уход на пенсию. Считается, что в борьбе с […].

    Краткое содержание Дом с мезонином в сокращении (Чехов А. П.)(1896г.) Рассказ написан от первого лица. Главный герой вспоминает, что примерно шесть-семь лет назад жил в имении помещика Белокурова в одном из многочисленных уездов Т-ой губернии. Рассказчик по роду своей деятельности – художник, но любил предаваться праздной лени, бродил по окрестностям и почти ничего не писал летом. Однажды он набрел на одну усадьбу, у ворот […].

    Краткое изложение Последние письма Якопо ОртисаУго Фосколо Последние письма Якопо Ортиса Действие начинается в октябре 1789 г., завершается в марте 1799 г. и разворачивается в основном на севере Италии, в окрестностях Венеции. Повествование представляет собой письма главного героя, Якопо Ортиса, своему другу Лоренцо, а также воспоминания Лоренцо о Якопо. В октябре 1797 г. был подписан договор между наполеоновской Францией и […].

    Краткое содержание рассказа Бунина “Ворон”Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный и большеносый, внешне он напоминает ворона. Отец давно вдовеет, детей у него двое – рассказчик и его маленькая сестра Лиля. Вся семья живет в просторной казенной квартире. Больше полугода рассказчик провел в Москве, учился в […].

    Солнечное затмение Лиханов (Литература XX века)Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьезных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам. Я с огромным интересом прочитал повесть А. А. Лиханова “Солнечное затмение”. Эта повесть мне […].

    Шпион, пришедший с холодаАНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Джон Ле Карре (John Le Carre) Шпион, пришедший с холода (The Spy Who Came in From the Cold) Роман (1963) Действие происходит в шестидесятые годы, во времена “холодной войны”, когда одним из главных средств борьбы между двумя враждебными политическими системами был шпионаж. Глава британской резидентуры в Восточном Берлине Алек Лимас после гибели одного […].

    Краткое содержание рассказа Бунина “Муза”Рассказчик, запущенный длинноволосый толстяк не первой молодости, решает учиться живописи. Бросив свое имение в Тамбовской губернии, он проводит зиму в Москве: берет уроки у “бездарного, но довольно известного художника”. Рассказчик живет в номерах на Арбате и проводит вечера “в дешевых ресторанах со знакомыми из богемы”. Жизнь его скучна и неприятна. Однажды в марте к нему […].

    Лиханов А. биографияАльберт Анатольевич Лиханов – детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда. Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук (1993), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995) (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), почетный профессор Белгородского государственного университета (2001) Родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Отец – Анатолий […].

    “Шпион, пришедший с холода” Ле Карре в кратком содержанииДействие происходит в шестидесятые годы, во времена “холодной войны”, когда одним из главных средств борьбы между двумя враждебными политическими системами был шпионаж. Глава британской резидентуры в Восточном Берлине Алек Лимас после гибели одного из своих главных агентов, члена СЕПГ Карла Римека, отзывается в Лондон, и ему грозит уход на пенсию. Считается, что в борьбе с […].

    Краткое содержание Падение дома Ашеров Эдгар Аллан По в сокращении (Литература XIX века)Рассказчик получает письмо от своего друга детства, Родерика Ашера, в котором тот просит его срочно приехать. Он сообщает, что болен и хочет увидеться. Решившись навестить старого друга, рассказчик прибывает погостить в его родовой замок. Там все весьма жутко и мрачно, наводит тоску и страх. Родерик рассказывает о наследственной болезни, проклятии их семьи. Болезнь эта проявляется […].

    Краткое содержание рассказа Куприна “Чудесный доктор”Киев. Семейство Мерцаловых уже более года ютится в сыром подвале старого дома. Самый младший ребенок голоден и кричит в своей колыбели. У девочки постарше высокая температура, но на лекарство денег нет. В предновогодний вечер Мерцалова посылает двух старших сыновей к человеку, у которого ее муж работал управляющим. Женщина надеется, что он поможет им, но детей […].

    Краткое содержание рассказа Акутагавы “Мандарины”Рассказчик сидит в вагоне второго класса поезда Екосука – Токио и ждет сигнала к отправлению. В последнюю секунду в вагон вбегает деревенская девочка лет тринадцати-четырнадцати с грубоватым, обветренным лицом. Положив на колени узел с вещами, она сжимает в замерзшей руке билет третьего класса. Рассказчика раздражает ее заурядная внешность, ее тупость, мешающая ей понять даже разницу […].

    Читайте также:  Последние холода - краткое содержание повести Лиханова

    Краткое содержание рассказа Бунина “Косцы”Ы Это было давно, в той жизни, которая “не вернется уже вовеки”. Рассказчик шел по большой дороге, а впереди, в небольшой березовой роще, мужики косили траву и пели. Рассказчика окружали поля “серединной, исконной России”. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – […].

    Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы”Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его не раздражают ни массовое безделье, ни монотонный шум моря. Но уже через неделю рассказчику начинает чего-то не хватать. Море, в шуме которого слышна “старческая грусть”, нагоняет на него тоску. Часами рассказчик бродит по парку, рассматривая […].

    Краткое содержание “Фотография, на которой меня нет” Астафьева В. П“Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие”. Из города на подводе приехал фотограф! Он приехал фотографировать учащихся! Где поместить его на ночлег? В семье учителя – маленький ребенок, который болен и все время кричит. Во второй половине дома, где живет учитель, размещалась контора. Там все время звонил телефон и люди […].

    Краткое содержание “Матренин двор” СолженицынЛетом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта “задержался с возвратом годиков на десять”, то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, […].

    Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?”Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже завалилась на бок. Рассказчиком овладел мальчишеский азарт, он догнал птицу и захлестал ее сырым удилищем. Взяв мертвую птичку в руки, рассказчик понял, что это коростель. Он не смог уйти со своей стаей на юг – […].

    Краткое содержание “Матрениного двора” СолженицынаЛетом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта “задержался с возвратом годиков на десять”, то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, […].

    Краткое содержание “Чистого понедельника” БунинаКаждый вечер зимы 1912 года рассказчик посещает одну и ту же квартиру напротив храма Христа спасителя. Там живет женщина, которую он безумно любит. Рассказчик возит ее в шикарные рестораны, дарит книги, шоколад и живые цветы, но не знает, чем все кончится. О будущем она говорить не хочет. Настоящей, последней близости между ними еще не было, […].

    Краткое содержание “Танька” БунинПоказан голод и обнищание в деревне зимой. Танька – маленькая девочка – спит на печке вместе с братиком Васькой (их отец Корней и мать Марья). Семья вынуждена была продать корову и совсем за бесценок лошадь. Но есть все равно нечего и кормить детей нечем. Поэтому мать отправляет детей с самого утра гулять на улицу (на […].

    Маленький принц краткое содержаниеСент-Экзюпери А. В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал еще один рисунок – удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду – по их словам, […].

    Краткое содержание “Шуточки” ЧеховаМолодой человек, прогуливаясь с девушкой Надей, предлагает ей скатиться на санях с горки. Надя очень боится, но рассказчик ее уговаривает, и девушка уступает. Катясь с горки, парень тихо говорит: “Я люблю вас, Надя!” Немного отойдя от “катания” она вопросительно смотрит на рассказчика. Девушку мучает вопрос, кто произнес эти слова – молодой человек или ветер. Не […].

    Краткое содержание – Дети подземелья – КороленкоВ.Г. Короленко – повесть “Дети подземелья”. В этой по­вести В.Г. Короленко рассказывает о процессе взросления маленького мальчика, о тех событиях, которые формируют его душу. У Васи сложная ситуация в семье: мать умерла, отец не уделяет ему никакого внимания, занимается лишь малень­кой дочерью, потому что она похожа на мать. Сын же растет, “как дикое деревце в […].

    Краткое содержание “Последних холодов” ЛихановаНачало апреля 1945 года. Рассказчик, мальчик по имени Коля, живет в небольшом тыловом городе вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама работает медсестрой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе. Мама и бабушка стараются уберечь Колю от голода и прочих превратностей войны. Война подходит к концу, но еды не хватает, […].

    Краткое содержание “Маленький принц” Антуана де Сент-ЭкзюпериВ шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал еще один рисунок – удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду – по их словам, следовало побольше […].

    “Последние письма Якопо Ортиса” Фосколо в кратком содержанииДействие начинается в октябре 1789 г., завершается в марте 1799 г. и разворачивается в основном на севере Италии, в окрестностях Венеции. Повествование представляет собой письма главного героя, Якопо Ортиса, своему другу Лоренцо, а также воспоминания Лоренцо о Якопо. В октябре 1797 г. был подписан договор между наполеоновской Францией и Австрией, по которому Бонапарт уступал австрийцам […].

    Краткое содержание “Дом с мезонином” ЧеховРассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин “вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия”. Рассказчик – художник, но летом так обленился, что почти […].

    Дедушка Мазай и зайцы краткое содержаниеНекрасов Н. А. Дедушка Мазай и зайцы Каждое лето рассказчик приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая и вместе с ним поохотиться. Как-то раз во время охоты начался сильный дождь, и рассказчик с Мазаем укрылись в сарае. Старик начал рассказывать истории про деревенских охотников: один поломал курок у ружья, […].

    Краткое содержание рассказа Бунина “Руся”В одиннадцать часов вечера скорый поезд Москва-Севастополь останавливается на маленькой станции. В вагоне первого класса к окну подходят господин и дама – муж и жена. Он облокачивается на окно, она на его плечо. Господин рассказывает, что когда-то жил в этой местности на каникулах – был репетитором в одной дачной усадьбе. Он вспоминает скучную местность, очень […].

    Дом с мезонином краткое содержаниеЧехов А. П. Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин “вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия”. Рассказчик – художник, но летом так […].

    “Смерть” краткое содержание рассказа ТургеневаРассказчик с молодым соседом Ардалионом Михайлычем, недавно вступившим во владение имением, доставшимся от тетки, поехал охотиться в “мелоча” (молодые рощи). Сосед взял с собой десятского Архипа, толстого невысокого мужика, и недавно нанятого управителя, молодого человека лет девятнадцати. Охотники не нашли ни одного выводка и отправились в лес. Этот лес рассказчик помнил с детства, потому что […].

    Краткое содержание рассказа Зощенко “История болезни”Ы Повествование ведется от имени больного Петра. Рассказчик не любит лежать в больницах. Он повествует о том, как однажды лежал он в больнице с брюшным тифом. Там ему нравится далеко не все. Первое, что приходиться ему не по душе – плакат, на котором находиться малоободряющая надпись о времени выдачи трупов. Несмотря на высокую температуру, он […].

    Мальчик и Великан краткое содержаниеУайльд О. Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл 7 лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку “Посторонним вход воспрещен”. Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима […].

    Краткое содержание новеллы По “Черный кот”С детских лет рассказчик отличается кротостью нрава и любовью к животным. Рано женившись, повествователь с удовольствием обнаруживает в своей жене схожие с собой черты, и особенно – любовь к животным. Дома у них живут птицы, золотые рыбки, породистая собака, кролики, обезьянка и кот. Красивый, сплошь черный кот по имени Плутон, является любимцем хозяина. Кот отвечает […].

    Анализ стихотворения Мандельштама “Я вздрагиваю от холода…”В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием “Камень”. Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет увидел второй выпуск, который включил в себя стихотворение “Я вздрагиваю от холода…”, впервые опубликованное четырьмя годами ранее. Главная его тема – творчество. Художник в тексте предстает в качестве своеобразной марионетки, […].

    Лиханов «Последние холода» краткое содержание.

    Знаете, я не думала, что на меня такое впечатление произведет книжка. С одной стороны, я анализировала взросление человека, с другой – войну, но все-таки больше обращала внимание на развитие личности. Можно подумать, что это очередная книжка на военную тематику, но нет, книга не о героизме солдат и людей в тылу, книга о детях в годы войны.

    А вот краткое содержание произведения:

    Книга начинается с воспоминания мальчика Коли о своей учительнице Анне Николаевне. Она преподавала своим ученикам не только школьные уроки, но и уроки жизни.

    А между тем шла война, был 1945 год, весна. Рассказчик без году и двух месяцев был уже ни много ни мало выпускником начальной школы.

    Далее рассказывается о том, что постоянно хочется есть. В общем всех ребят можно условно разделить на три группы: обычных ребят, шакалов и шпану. Обычные ребята боялись и тех, и других. Шакалы отнимали еду, шпана своей видом просто внушала страх, причем шпана вызвала впечатление тупой толпы.

    Однажды, когда Коля как обычно сидел ел, он оставил суп (не мыслимое дело для рассказчика кстати (так как мать его учила всегда доедать, как бы ему не нравилась пища). К нему незаметно подсел один из шакалов и стал взглядом выпрашивать остатки супа. Рассказчик заколебался, но отдал ему суп. Он заприметил этого мальчика, называл его про себя желтолицым. Также он заприметил одного из шпаны, который пробился среди мелких без очереди. Его он прозвал Нос.

    Через несколько дней во время еды он опять увидел желтолицего. Тот стащил хлеб у маленькой девочки, и из-за этого поднялся скандал. Банда Носа решила поколотить желтолицего, но оказалось, что они и драться то не умеют, просто харахортся. Желтолицый схватил Носа за горло и чуть его не задушил. Банда в страхе разбежалась. Желтолицый подошел к забору и грохнулся в обморок. Коля позвал на помощь, и желтолицего привели в себя. Оказалось, что он не ел пять суток и что воровал хлеб не для себя, а для своей сестры Марьи. Рассказчик выяснил, что желтолицего зовут Вадька.

    Немного о героях:

    Рассказчик жил с матерью и бабушкой, отец воевал. Дома его словно «коконом обвивали», укрывая от всех бед, как он сам говорил. Он особо не голодал, был одет и обут, уроки не пропускал.

    Совсем по-другому жили Марья и Вадька. Отец их умер вначале войны. Мать лежала в больнице с тифом, и надежд на выздоровление было мало. Марья потеряла талоны на еду, так что ее брату приходилось шакалить, добывать еду своей хитростью. Тем не менее они не опускались нравственно. Они все время думали о матери, врали ей в письмах, чтобы она не волновалась. Жили они в бедно обставленном доме. Все это рассказчик узнал, общаясь с Вадькой.

    Рассказчика тянуло к Вадьке как магнитом. Он очень уважал этого желтолицего мальчика. Вадьке не хватало денег и чтобы выжить в морозы, он попросил у рассказчика куртку на некоторое время. Рассказчик идет домой и разговаривает с бабушкой, рассказывает им про Вадьку и Марью и про их сложную ситуацию. Бабка не разрешает ему отдать куртку. Тогда рассказчик (наверняка впервые) идет против воли бабки. Забирает куртку и выбегает на улицу к ребятам. Чуть позже, к ним подходит мать рассказчика. Он рассказывает и ей в чем дело, мать отнеслась с сочувствием к Вадьке и Марье, накормила их до отвала, и они от сытости прямо за столом и уснули.

    На следующий день они втроем собрались в школу. Марья пошла, а рассказчик (впервые!) с Вадькой прогуляли школу. Вадька и увязавшийся с ним рассказчик пошли искать еду. Сначала Коля возмутился, Вадик же сытый, да и вечером бабушка и мать приглашали его в гости, зачем ему искать еду? Он задал этот вопрос Вадьке, а тот сказал, что мать и бабка рассказчика не обязаны его кормить. Благородно поступил. Не любит он на чужой шее сидеть.

    Вадик с рассказчиком выпросили жмыха, заглянули на базар. Вадик рассказывает о своей «технологии выживания».

    Ах, да забыла сказать, когда рассказчик был дома у Вадима, он сравнивал свои отношения с матерью и отношения Вадика к своей матери. Коля был под покровительством своей матери, и никак ее не жалел, не боялся за нее. У Вадика же отношения со своей матерью другие: он сам говорит, что он боится за нею, после смерти мужа, отца Марьи и Вадика, она стала сама не своя. Это различие в отношении к родному человеку говорит о зрелости Вадика как человека, он уже многое повидал в жизни в отличие от рассказчика. На лице Вадика даже морщинки появились, иногда он был похож на старика.

    Когда они встречали Марью из школы, девочка поругала его за то, что Вадик прогуливает уроки и сказала, что ей выдали талоны на еду. Вадька и Марья наконец-таки поели в столовой как остальные, но у Марьи отобрали второе, Вадик отогнал обидчика.

    Они выходят из столовой, шутят, смеются. Вадику порвали ножом пальто, Марья заплакала. Вадик идет в школу, так как его вызывают к директору, а рассказчик провожает Марью до дома. Там они пишут письмо ее матери, на неразговорчивого рассказчика вдруг нападает дух сочинительства, он представляет себя на месте Вадика и Марьи. Они относят письмо в больницу, в страшное место в деревне.

    Далее они идут домой к рассказчику, делают там уроки, едят. Заходит Вадик с учебниками, перевязанными ремнем и полным портфелем еды, которую ему передали учителя через директора. Вадик обвиняет в вызове к директору и в этих подачках мать рассказчика. Та делает вид, что она не причем. Мать Коли усаживает Вадима за стол, тот нехотя соглашается. Разговор заходит о бане. Оказывается после госпитализации матери Вадик и Марья мылись только раз из-за стеснения Марьи ходить в мужскую баню, так сама мыться она не могла, трудно было. Рассказчик рассуждает о детстве: «Вроде ты и свободен, как все, а нет, не волен. Рано или поздно обязательно потребуется сделать что-то такое, чему душа твоя противится изо всех сил. Но тебе говорят, что надо, надо, и ты, маясь, страдая, упираясь, все-таки делаешь, что требуют.».

    Потом, когда уходят Марья и Вадька, мать ругает Колю за то, что он прогулял уроки.

    Через некоторое время, это было 8 мая рассказчик замечает в поведении своей матери странную суету, слезы на ее глазах. Он думает, что что-то случилось с отцом. Мать говорит же, что все в порядке и предлагает пойти в гости к Марье и Вадьке. Там они пьют чай, мать себя как-то неестественно. Подозрения Коли насчет отца усиливаются, но с ним все в порядке.

    Наступает 9 мая – день победы. Все радуются, кажутся друг другу близкими людьми: их объединяет радость победы. В школе никто не мог усидеть на месте. Анна Николаевна сказала своим ученикам следующее:

    – Знаете, – проговорила учительница, немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она помолчала. – Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!»

    Коля пошел к дому Вадима и Марьи. Свет не горел в их квартире, дверь была открыта. Марья лежала на кровати в одежде. Вадик сидел на полу возле нее. На вопрос рассказчика «Что случилось?», Вадик отвечает, что их мама умерла несколько дней назад, а узнали они об этом лишь сегодня. Не на каждой улице 9 мая был праздник.

    Вадика и Марью отдали в детдом. Коля разок навещал их, но разговор у них не заладился. С тех пор он больше не видел их, детдом переехал в другое место.

    Произведение заканчивается такими фразами:

    Да, войны кончаются рано или поздно.
    Но голодуха отступает медленнее, чем враг.
    И слезы долго не высыхают.
    И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки.
    Мы-то это помним.
    Не забыли бы вы, новые люди.
    Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна.

    Анализ этого произведения напишу позже, в следующей статье.

    Читайте также:  Высшая Мера - краткое содержание рассказа Лиханова

    Краткое содержание Лондон Зов предков для читательского дневника

    Год: 1903 Жанр: повесть

    Главные герои: собака Бэк и золотоискатель Джон Торнтон

    Пёс Бэк, помесь сенбернара и шотландской овчарки, не читал газет и не знал, что тысячи людей отправились на Север добывать золото, и для этого им нужны были сильные и выносливые собаки, такие, как Бэк. Он жил в усадьбе судьи Миллера, пока однажды садовник тайком не продал Бэка неизвестному человеку. С тех пор для Бэка началась совершенно другая жизнь. Привыкшему к свободе псу сначала надели верёвку на шею, а затем посадили в клетку. Потом его передавали из рук в руки, пока он, наконец, не попал к человеку в красном свитере. Этот человек с помощью дубинки показал Бэку, насколько жестоко может относиться к собаке человек. Вскоре Бэк был продан двум мужчинам – Франсуа и Перро. Они отлично знали собачьи повадки и наказывали животных только за дело.

    Франсуа и Перро привезли Бэка вместе с другими собаками на север. Там Бэк познакомился с диким нравом местных собак и начал работать в упряжке. Бэк быстро учился всему новому и постепенно приспособился к суровым условиям сервера. В этом ему помогал не только его опыт, но и заглохшие первобытные инстинкты.

    Вожаком упряжки, в которой работал Бэк, был пёс Шпиц. Бэк и Шпиц невзлюбили друг друга с первой встречи, и постоянно враждовали между собой. Со временем Бэк всё более открыто стал претендовать на место вожака. Было ясно, что битва между ним и Шпицем неизбежна. Однажды, когда Франсуа и Перро остановили упряжку, чтобы переночевать, один из псов заметил зайца, и вся свора собак погналась за ним, в том числе и Бэк. Зайца поймал Шпиц. И тут же Бэк накинулся на вожака и вцепился ему в горло. Все остальные собаки окружили дерущихся псов кольцом и ждали, пока один из них упадёт на землю. После долгой борьбы Шпиц упал, и вокруг него сомкнулось кольцо собак, готовых добить побеждённого. Вскоре после этого поединка Бэк стал новым вожаком.

    Собакам пришлось преодолеть длинный и трудный путь, и в Скагуэй они прибыли совсем измученными. Однако отдохнуть как следует они не успели. Через три дня Франсуа и Перро продали своих собак двум американцам, Хэлу и Чарльзу. С ними была также женщина Мерседес, которая приходилась женой Чарльзу и сестрой Хэлу. Они делали всё совершенно неумело: поклажи было слишком много, и она постоянно падала с повозки; с собаками обращаться они не умели. В пути у них скоро кончился корм для собак, и, измученные усталостью, холодом и голодом, собаки начали умирать.

    Кое-как дошли они до стоянки Джона Торнтона. Джон Торнтон всячески отговаривал их продолжать путь по реке, так как была весна, и лёд был уже непрочный. Но увидев, что с этими людьми спорить бесполезно, Торнтон отобрал у них Бэка, и совсем скоро наблюдал, как вся их повозка провалилась под тонкий лёд и пошла ко дну.

    Джон Торнтон стал последним хозяином Бэка. Бэк настолько привязался к этому человеку, что был готов ради него на всё. Однажды он спас Джону Торнтону жизнь, когда тот со своими приятелями переправлял лодку по реке через опасные пороги и упал в воду. А в другой раз Бэк помог своему хозяину выиграть в споре, в одиночку сдвинув с места нарты с грузом в тысячу фунтов и пройдя с ними сто ярдов.

    Вскоре Джон Торнтон с друзьями отправился на поиски затерянной золотой россыпи, которая, по легенде, находилась у покинутой хижины. После долгих странствий они так и не нашли хижину, но наткнулись на россыпь золота в широкой долине. На этом месте они разбили лагерь и занялись добычей золота.

    Бэку в это время заняться было нечем, поэтому он охотился и часто убегал в лес, так как слышал какой-то странный зов, который манил его каждый раз всё дальше и дальше. Однажды в лесу он повстречал волка, и уже даже побежал за ним, но, вспомнив о Джоне Торнтоне, вернулся в лагерь.

    Как-то Бэк решил охотиться на старого лося. Спустя четыре дня ему удалось отбить его от стада, и лось стал его добычей. Когда Бэк вернулся в лагерь, он увидел, что и Джон Торнтон, и его товарищи, и две другие собаки были убиты, а в лагере он увидел ихетов, плясавших около остатков шалаша. Потеряв голову, Бэк бросился на ихетов, и начал их рвать и терзать одного за другим. И ни их стрелы, ни копья не задевали его.

    Бэк остался один, но ненадолго. Вскоре в его долину пришла волчья стая, с которой Бэку пришлось сразиться. Победив в схватке с целой стаей волков, Бэк стал частью этой стаи.

    С тех пор люди обходили долину Бэка стороной. А он сам иногда приходил туда, сидел в задумчивости и выл, долго и уныло. Иногда он приходил туда с другими волками, и тогда над долиной разливалась громкая песнь – песнь волчьей стаи.

    Вывод. Роман «Зов предков» учит тому, что порой нужно стать ближе к природе, чтобы понять свою истинную суть и предназначение, а также тому, что даже в самых тяжелых трудах и суровых условиях нужно сохранять своё достоинство.

    Читать краткое содержание Зов предков. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

    Джек Лондон. Краткие содержания произведений

    • Белое безмолвие
    • Белый Клык
    • Бурый волк
    • Зов предков
    • Любовь к жизни
    • Маленькая хозяйка Большого дома
    • Мартин Иден
    • Мексиканец
    • Морской волк
    • На берегах Сакраменто
    • Сердца трех
    • Сказание о Кише

    Картинка или рисунок Зов предков

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    Канун Рождественского сочельника. Семен Дмитриевич или просто Митрич, стороживший переселенческий барак, думал о предстоящем веселье. Семена тяготила несправедливость. Некоторые будут радоваться празднику

    Как-то Шолом-Алейхем проводил лето на даче, и молочник Тевье доставлял писателю свой товар. Шолом-Алейхем нередко беседовал с Тевье, ему нравилось слушать забавные истории, рассказанные молочником.

    При написании «Генриха IV» Шекспир использовал некоторые анонимные пьесы, а также летописи Холиншеда. Однако драматург не стал строго придерживаться исторических фактов, многое в пьесе – художественный вымысел

    В центре внимания жизненная история скульптора, который дает большие надежды в искусстве. Однажды ему предстояло выставить свою лучшую работу на конкурс, который проводился в городе. Лучшая работа по итогам конкурса должна была украшать стены университета

    Лев Толстой пишет о том, что потерял свою детскую веру после того, как его старший брат пришел и сказал, что Бога нет. А чуть позднее он перестала становиться на молитву после рассказа некого С.

    «Зов предков», краткое содержание по главам повести Лондона

    1. К первобытной жизни

    Из-за того что на Севере нашли золото, люди бросились на его поиски. Они нуждались в ездовых собаках «с сильными мышцами и длинной, тёплой шерстью». Такая опасность грозила и Бэку, главному герою.

    Пёс Бэк, помесь сенбернара и шотландской овчарки, жил в солнечной долине Санта- Клара в усадьбе судьи Миллера первые четыре года своей жизни. Осенью 1897 г. один из подручных садовника, Мануэль, украл Бэка и продал за 100 долларов, так как проигрался в китайской лотерее. Мануэль надел на шею Бэка верёвку и отдал его чужому. Бэк тогда впервые в жизни боролся с человеком, умудрился укусить вора.

    Бэка поместили в клетку, похожую на ящик, и он начал переходить из рук в руки. Он путешествовал в фургоне, на пароме и снова в товарном вагоне. Проводники дразнили пса, его достоинство было оскорблено, его гнев рос. Он страдал от голода и жажды, у него была высокая температура, воспалились горло и язык.

    Через два дня Бэк, похожий на дьявола, с налитыми кровью от злобы глазами, был выпущен человеком в красном свитере, которого Бэк воспринял как нового мучителя. Человек в красном свитере усмирил его дубиной. Бэк ни разу до этого не был бит палкой.

    Бэк был побеждён, «но не покорён и не сломлен». Пёс принял от своего победителя воду и сырое мясо. Бэк усвоил первобытный закон: человек с дубиной – законодатель, которому нужно подчиниться без любви, но в собаке пробуждалась природная звериная хитрость. Он видел, как была убита собака, не желавшая подчиниться.

    Бэка купил за 300 долларов Перро, развозивший канадскую почту. Перро понял, что такая собака, как Бек, встречается одна на 10000. Он купил также ньюфаундленда Кэрли. Собак погрузили на пароход «Нарвал» в Сиэтле. За собаками смотрел темнокожий великан, метис Франсуа. Оба были люди справедливые, поэтому Бэк проникся к ним уважением.

    На пароходе ехали ещё две собаки: ласковый, но коварный Шпиц и суровый угрюмый Дейв. Приехав на Север, Бэк впервые увидел снег.

    2. Закон дубины и клыка

    Бэк оказывается на берегу Дайе и попадает в первобытный мир, где «не было ни отдыха, ни покоя, и ни на миг Бэк не чувствовал себя в безопасности». И люди, и собаки здесь «были дикари и не знали других законов, кроме закона дубины и клыка». Собаки здесь дрались, как волки, и в первой же драке чуть не в клочья разорвали добродушную Кэрли.

    Бэк научился ходить в упряжке. Это ранило его самолюбие, но он старался работать хорошо. Франсуа купил ещё двух собак, лаек Билли и Джо, а потом ещё трёх.

    Бэк научился спасаться от мороза, закопавшись в снег. Он постоянно голодал, потому что ему не хватало положенных полутора фунтов вяленой лососины. Он начал красть, и это показало, что Бэк готов выжить в условиях Севера. Бэк многому научился: выгрызать лёд между пальцев, добывать воду из-подо льда, чуять ветер, пускать в ход когти и зубы, сжимать волчьей хваткой и даже выть на луну по-волчьи древнюю песнь, в которой выли все его предки.

    3. Первобытный зверь восторжествовал

    Бэк и Шпиц подрались из-за того, что Шпиц занял нору Бэка. Пока люди наблюдали за дракой, сотня голодных собак из индейской деревни опустошила ящик с провизией и набросилась на девять собак Перро. Те сражались, получив увечья, но им удалось укрыться в лесу.

    За шесть дней курьеры прошли всего 30 миль ещё не замёрзшей реки, Перро 20 раз проваливался под лёд, после чего разводил костёр и сушил одежду, потому что мороз был 50 градусов ниже нуля.

    Когда под лёд провалились Дейв и Бэк, их заставили бегать вокруг костра. В другой раз Бэк и Дэйв вытащили всех остальных провалившихся собак. Перро приходилось втаскивать на отвесную скалу нарты с поклажей и собаками.

    После Хуталинква лёд был крепче, и Перро заставил измученных собак проходить 35-40 миль. У Бэка ноги были слабее, чем у северных собак, Перро сшил ему мокасины из верха своих, чтобы он не стирал лапы.

    Однажды Долли взбесилась и чуть не покусала Бэка. Франсуа зарубил её топором. Между Бэком и Шпицем началась открытая вражда. Бэк стал бунтовать против Шпица, дисциплина в упряжке падала.

    Через семь дней Перро снова повёз срочную почту из Доусона к Дойе и Солёной Воде. Перро решил поставить рекорд скорости. Работать в упряжке было для Бэка удовольствием, для каждой собаки – особой гордостью.

    Однажды собаки загоняли зайца. Бэк бежал во главе стаи из шестидесяти собак. Шпиц бросился наперерез и убил зайца. Обуреваемые жаждой «терзать и уничтожать», Шпиц и Бэк сцепились. Благодаря воображению и хитрости, Бэк победил. Он стал беспощадным и убивал с наслаждением.

    4. Кто победил в борьбе за первенство

    Убив Шпица, Бэк добивался места вожака, которое он «заслужил по праву и не соглашался на меньшее». Сообразительностью, быстротой и решительностью Бэк превзошёл Шпица, упряжка стала работать лучше, собаки неслись, словно слитые в одну. Перро добрался до Скагуэя за рекордный срок в две недели, проезжая в среднем по 40 миль в день.

    Получив официальное распоряжение, Пьеро передал упряжку шотландцу-полукровке. Франсуа плакал, обнимая Бэка при расставании. Упряжка Бэка и ещё несколько (всего около 100 собак) выехали в Доусон.

    После трудного пути с тяжёлым грузом собаки отдохнули только 2 дня и пустились в обратный путь. Люди усердно заботились об уставших собаках, прошедших за зиму 800 миль, но силы животных таяли, и шотландцу пришлось пристрелить заболевшего Дэйва.

    5. Труды и тяготы пути

    За 30 дней измученные и истощённые собаки прибыли из Доусона в Скагуэй. Они пробежали 2500 миль за 5 месяцев, за последние 1800 отдыхали 5 дней. Люди прошли на лыжах 1200 миль и мечтали о длительном отдыхе. Бэк весил уже не 140, а 115 фунтов. Шотландцу пришлось сбыть с рук вышедших из строя собак, которых купили американцы, искатели приключений из Штатов, Хэл и Чарльз. Чарльз, его жена Мерседес и её брат Хэл делали всё усердно, но бестолково. Они перегрузили нарты, купили ещё 6 неприспособленных и неумелых собак, взяли для них мало корма, ссорились между собой, не соблюдали порядка и дисциплины.

    Из 14 собак осталось 5, превратившихся в ходячие скелеты, полумёртвые существа, мешки с костями, в которых едва теплилась жизнь. Бэк впервые в жизни отказался повиноваться Хэлу и выходить на весенний лёд: у него было смутное предчувствие надвигающейся гибели, чувство обречённости.

    Торнтон защитил Бэка от избиений Хэла и оставил его у себя. На глазах Торнтона и Бэка спустившаяся на лёд повозка с четырьмя собаками и тремя людьми ушла под воду.

    6. Из любви к человеку

    Торнтон отморозил ноги зимой и ждал на стоянке товарищей, заготовляющих брёвна для сплава по реке. Выздоравливающий Бэк подружился с ирландским сеттером Скит и помесью ищейки с шотландской борзой Нигом. Бэк не раз доказал свою любовь и верность. Он прокусил горло Чёрному Бартону, напавшему на Торнтона, и был оправдан. Осенью Торнтон перевернулся в лодке и неминуемо погиб бы, если бы привязанный верёвкой Бэк со второй попытки не доплыл до него и оба не были вытащены товарищами, Гансом и Питом.

    Зимой Бэк совершил для Торнтона подвиг любви, выиграл спор, провезя груз в 1000 фунтов 100 ярдов. Торнотон заработал необходимые для путешествия 1600 долларов и не согласился продать Бэка даже за 1200 долларов.

    7. Зов услышан

    Джон Торнтон, Пит и Ганс отправились на восток на поиски легендарной затерянной золотой россыпи. Целые месяцы люди и собаки бродили среди диких просторов, жили охотой и рыбалкой. На вторую весну путешественники нашли поверхностную россыпь и намывали за день на тысячи долларов золотого песка и самородков. Золото насыпали в мешки из лосиных шкур.

    Бэк бездельничал, его влекло в лес. Там Бэк познакомился с волком, который манил его в чащу, но вернулся из любви к Торнтону. С тех пор Бэк неделями мог бродить по лесу в поисках дикого брата. Однажды он загрыз чёрного медведя и окончательно превратился в кровожадного хищника.

    Бэк охотился на рыбу, зайцев, бурундуков, бобров, задрал лосёнка и четыре дня загонял раненого стрелой старого лося-вожака. По дороге к лагерю он чувствовал какие-то перемены, чуял опасность. Люди и собаки в лагере были убиты. Объятый жаждой мщенья, Бэк перегрыз горло нескольким индейцам, остальные убежали в лес.

    Со смертью Торнтона последние узы с людьми были порваны. Отразив нападение появившейся волчьей стаи, Бэк узнал давнего знакомого волка и услышал зов предков – волчий вой. Бэк был принят в стаю.

    Через несколько лет порода волков изменилась, у некоторых появились коричневые пятна на голове и морде, белая полоса на груди. Вожака стаи называли Духом Собаки. Он убивал индейских охотников.

    Ихеты обходят одну мрачную долину, где из истлевших мешков течёт на землю золотой песок. Сюда же приходит странный волк, иногда с целой стаей, чтобы спеть древнюю песню.

  • Ссылка на основную публикацию