Однодум – краткое содержание рассказа Лескова

«Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова

1

В конце восемнадцатого века в небольшом городе Солигалич, что принадлежал Костромской губернии, родился мальчик. Случилось это событие в семье канцелярского служителя Рыжова. Окрестили ребенка Александром.

Сашка рано остался без отца и был воспитан одной матерью. Семья жила бедно. Зарабатывала женщина на жизнь тем, что пекла пироги и подавала их на рынке.

Мальчик рос способным, учился грамоте у местного дьяка. Еще в те подростковые годы, когда освоил он науку письма, начал сочинять неграмотным старухам заупокойные воспоминания. Тем и зарабатывал. В четырнадцать лет приобщился Сашка к физическому труду, а в шестнадцать пошел трудиться в пешую почту. Раз в неделю он относил корреспонденцию из Солигалича в Чухлому и возвращался назад. Работа была тяжелая, изнурительная и низкооплачиваемая. Но зато Александр много чего видел и слышал во время таких походов. Вся информация складывалась в юношеские думы. Но философом и поэтом Сашка Рыжов не стал. Другой склад ума у него был.

Вырос Александр крепким и сильным парнем. Тяжелая сумка с почтой была для него абсолютно легкой, и Сашка носил с собой еще толстую книгу – Библию.

2

Александр выучил наизусть многие места из священного писания. Больше всего ему нравился пророк Исайя. Парень принял решение быть честным человеком перед Богом, а также перед людьми.

Проработал Рыжов на пешей почте двенадцать лет, пока людей не стали заменять лошадьми.

3

Как раз к тому времени в его родном городе умер квартальный, и Рыжову захотелось получить освободившееся место. Эта должность была не очень престижной, но Александру она нравилась. Для жителей уездного города квартальный был фигурой официальной, он лично получал указания от городничего. А от начальника города не так уж далеко до губернатора, за которым стоял император.

4

Должность квартального была выгодна человеку, который мог украсть с любого воза полено, несколько штук свеклы, да кочан капусты. Но, если человек был честным, то работа эта радости и больших денег не приносила.

Уже с первого дня Александр ретиво взялся за дело. Быстро стал наводить порядок не только на рынке, но и во всем городке. Он был суров и справедлив. Защищал слабых и несчастных, наглых и хитрых обманщиков наказывал, бродяг и тунеядцев устраивал на работу.

Взяток Александр Рыжов не брал принципиально. А тем, кто предлагал, пояснял, что Бог запрещает брать мзду. Но квартальный работал в одной связке с городничим, а тот был сильно заинтересован в подношениях. Вскоре возмутился городничий, что не получает мзду от квартального, и устроил ему гонение. Но, как ни старался, не мог найти, к чему придраться.

Однако городничий решил, что так просто не сдастся и снимет Александра с должности квартального. Он пошел к попу, чтобы узнать, нет ли у Рыжова духовных грехов? Может, нерадив в чем-то был, а может колдовством занимался. Но поп, к разочарованию городничего, сказал, что каких-то явных грехов он за Рыжовым не замечал. Разве что, тот подвержен пороку гордости. А попадья добавила, что Александр мог бы у алтаря стоять и проповеди читать.

5

Квартальный Рыжов честно нес свою службу, не пытался никому угодить. У него был один начальник – Бог. Перед ним и отчитывался мысленно Александр за каждое свое действие. Люди уважали Рыжова за принципиальность, но открыто этого не показывали. Все чаще подсмеивались и говорили, что квартальный у них эдакий чудак.

А городничий задумал Рыжкова женить. Говорил ему, что холостым быть не солидно, что не привязан тот ни к чему, а это – плохо. В любой момент возьмет свою Библию под мышку и уйдет. Но Александр отвечал, что присмотрел уже невесту.

6

Вскоре показал Рыжов свою избранницу. Местные жители узнали в ней дочку колдуньи и решили, что квартальный взял ее в служанки. Впрочем, так оно и было, только Рыжов еще и обвенчался с женщиной.

Отношение к своей жене у Александра было простое. Она – баба, и потому должна молчать, угождать и слушать мужа. О любви в такой ситуации никто не говорил. Жена хранила верность и немного побаивалась мужа. Да и жилось ей не плохо.

Вскоре в семье Рыжовых родился единственный сын. Женщина выкормила его, а воспитанием занимался отец.

Служил Александр верой и правдой, особо не заботясь о том, что думают про него люди. Свои верования он также держал при себе. Записывал только в книгу, на обложке которой было начертано: «Однодум».

Мало известно о том, что содержалось в этой рукописи, но об одной истории стоит рассказать.

7

В Костроме губернатором был назначен некий товарищ Ланской. Слыл он человеком добрым, в людях уважал честность. Вступив в должность, Ланской уволил многих чиновников, которые злоупотребляли своей властью. Также он выгнал городничего, при котором служил Рыжов. И Александра назначили начальником города.

Рыжов стал рьяно исполнять свои новые служебные обязанности. Правда, не захотел он пересесть в кресло городничего, объясняя это тем, что у него нет парадного платья. Но вот в город пришло сообщение, что скоро должен приехать Ланской.

8

В те времена от городничего зависело много. Он мог разгневать губернатора, но мог и привести его в прекрасное расположение духа. А люди были очень недовольны тем, что Рыжов совсем не заботился о своем внешнем виде. Этим он мог оскорбить такого важного человека.

9

Больше всего в это время горожане хотели перекрасить шлагбаум возле въезда в город, где городничий будет встречать губернатора, и переодеть Рыжова в костюм, который соответствует его должности.

Жители решили, что сделают это в складчину. Но Александр тут же отмел это предложение, сказал, что такие дары он не принимает. Тогда местный поп нашел выход и уговорил городничего надеть чужой костюм.

10

Встречать губернатора Рыжов пошел заранее. Он остановился возле покрашенного шлагбаума, где уже собрались любопытные, и вел с людьми беседу. Когда вдалеке показалась повозка губернатора, городничий направился навстречу. Тут люди заметили, что непросохшая на шлагбауме краска отпечаталась на штанах Рыжова.

11

В таком двусмысленном виде городничий встретил губернатора. Горожане боялись гнева высокого начальства, в этой ситуации уже каждый был сам за себя. Когда представители власти подъехали к церкви, поп благословил губернатора и окропил его святой водой.

Ланской зашел в храм. Рыжов шел за ним, закипая от гнева. Он был возмущен, что губернатор, никому не поклонившись, прошел к алтарю. Городничий схватил Ланского за руку и пригнул его голову.

12

Губернатор не подал виду, что чем-то недоволен. Наоборот, он перекрестился, повернулся и поклонился народу. Затем вышел из церкви и направился в арендованную для него квартиру. Там он собрал чиновников и начал расспрашивать их о Рыжове. Губернатор долго не мог поверить в то, что ему рассказали о городничем.

Ланской решил сам поговорить с Александром. Рыжков честно рассказал, что живет на десять рублей в месяц, взяток не берет, знания из Библии черпает. А решения принимает, следуя своей совести.

13

Губернатор уехал, а через какое-то время прислал для Рыжова орден вместе с грамотой. Александр Афанасьевич Рыжов прожил почти девяносто лет, исправно служа вере христианской.

Однодум

Детство и юность Александра Рыжова

В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская. Почтовая сума до такой степени была нипочём его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия».

Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честным и с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью.

Устройство на службу

Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте (после императора, губернатора и городничего). «Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо». Рыжов с первого же дня службы «оказался по должности ретив и исправен». Порядок на базаре и во всем городе он навёл довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным — не брал взяток, отвечая так: «Мзду брать Бог запрещает». Городничий же, не получая от нового квартального подношений, «возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение». Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества. Но протопоп отвечал, что «явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню. » А протопопица, смеясь, сказала мужу: «Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным».

Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них «такой-некий-этакой». Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим.

Читайте также:  Пеппи Длинный чулок - краткое содержание повести Линдгрен

Дневник Рыжова под названием «Однодум»

Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вёл он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни. Если происходило какое важное событие — стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона — Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая всё это собственными комментариями. Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись «Однодум». Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни.

Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлён, что на таком «соблазнительном» посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и «Однодумом», так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав её, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились.

По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест — первый владимирский крест, пожалованный квартальному. «И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: «Чудак!»

Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая всё в своём «Однодуме». И ещё много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.

Краткое содержание: Однодум

Юность Александра Рыжова
Александр Рыжов родился в семье мелкого канцеляра в городе Сологалич, Костромской губернии, во времена правления Екатерины II. Будучи ребенком, он потерял отца, так что дальнейшие годы он был под опекой матери, которая собственноручно пекла пироги и продавала на местных рынках. Как и большинстве ребятишек, в те времена, обучался грамотности у местного бедного дьяка. Свои первые деньги стал зарабатывать написанием заупокойных грамоток старым бабушкам. Первую физическую нагрузку испытал в возрасте 14 лет, а уже в шестнадцать лет устроился работать пешим почтальоном, и должен был раз в неделю ходить из родного города в Чухлому. Это была трудная работа, ведь путь был далек, а погода давала о себе знать, да и оплачивалась копейками. По дороге он много раздумывал, и создавал свои сиротские думы. Они строились сами по себе, что придумал сам, что услышал. В таком состоянии он мог бы, без проблем, стать поэтом высокого класса. Но у Сашки было совсем другое мнение на жизнь, – не художественное, а философское. Сумка почтальона была настолько тяжелой, но он носил еще другую сумку с большой книгой, которая повлияла на его становление. Эта книга называлась Библия. Он любил Исайю, и знал наизусть писания других пророков. Он с юность решил быть честным не только с Богом. но и с людьми, и совестно прожить свою жизнь

Служба
Работал он почтальоном около двенадцати лет, до того времени, когда пешую почту заменили конной. В родном городе умер квартальный, и он решился стать на его место. Занимаемая должность не была престижной, но в его городке стояла на четвертом месте. Работа была выгодна тому, кто с ловкостью мог стащить с подводы, парочку бураков, капусты. Но если ты не решался на такое, она была совсем не выгодной. Он быстро навел порядок не только на рынке, но и в городе. Защищал слабеньких, наглых наказывал, бродяг и лентяев быстро определял на работу. Самое странное, что он никогда не брал взяток, отвечая:”Бог запретил”. Городничий, не получая от квартального доходов, стал осуществлять давление. Он не мог докопаться до ошибок в его службе, ведь их совсем не было, и тогда он попросил узнать, нет ли в его духовных пристрастиях роднения с грехом или еретичеством. Этого также не обнаружили.
Рыжов честно исполнял свой долг, не думал о том, что о нем думают, а в собственных мыслях давал отчеты Богу. Через тридцать лет безупречной службы он стал городничим.

Дневники Рыжова – “Однодум”
Александр был увлечен одни делом. В свободное время он вел собственный дневник, в который записывал цитаты из Библии и свои мысли о жизни. Если происходили какие-то важные события, например, изменение власти, создание новых законов. то он записывал все это в большую тетрадь и дополнял своими комментариями. Сами тетрадки, при их заполнении, подшивал в общую обложку, на которой была огромное название – “Однодум”. Многие интересовались о содержании тетрадки, но никому не удалось прочесть ее. Со временем, с появлением книг, Рыжов получил прозвище Однодум, с которым он и дожил свою жизнь.
Когда в Костроме появился новый губернатор, то он посетил с инспектированием Солигалич. Он был очень удивлен, как на такой должности работает настолько честный человек. также особое внимание он обратил на его дневники. Прочитав ее, был приятно удивлен, ведь все написанное в книге Александра сбылось.
Через два года, Рыжов получил известие о получении дворянского Владимирского креста. Это была первая награда такого ранга, подаренная квартальному. При получении ордена, он взглянул на него и сказал: “Чудак!”
Жизнь Александра Рыжова была очень интересной. Он прожил ее вместе с Богом по пути. На девяностом году жизни он умер. Каждый день он делал новые заметки в дневнике. Много лет после ухода с жизни Рыжова, люди вспоминали о нем, как о выдающем философе.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Однодум». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание “Однодум” Лесков

Детство и юность Александра Рыжова

В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка.

И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом “думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал.

При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бернса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, не поэтическая, а философская Почтовая сума до такой степени была нипочем его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия”.

Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честным и с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью.

Устройство на службу

Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте (после императора, губернатора и городничего). “Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо”.

Рыжов с первого же дня службы “оказался по должности ретив и исправен”. Порядок на базаре и во всем городе он навел довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным не брал взяток, отвечая так: “Мзду брать Бог запрещает”. Городничий же, не получая от нового квартального подношений, “возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение”.

Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества. Но протопоп отвечал, что “явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню ” А протопопица, смеясь, сказала мужу: “Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным”.

Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них “такой-некий-этакой”. Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим.

Дневник Рыжова под названием “Однодум”.

Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вел он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни. Если происходило какое важное событие стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая все это собственными комментариями. Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись “Однодум”. Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной.

С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни.

Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлен, что на таком “соблазнительном” посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и “Однодумом”, так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав ее, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились.

По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест первый владимирский крест, пожалованный квартальному. “И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: “Чудак!”

Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая все в своем “Однодуме”. И еще много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.

Читайте также:  Приключения Эмиля из Леннеберги - краткое содержание книги Линдгрен

Краткий пересказ повести Лескова «Однодум» с комментариями

Меню статьи:

Среди рассказов Лескова следует отметить произведение «Однодум» – повесть о необычном человеке, не отклонившемся от своих убеждений и построившем жизнь по тому, во что верил.

Начало жизни Алексашки Рыжова

В семье Рыжовых, проживающих в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии родился мальчик, которого назвала Алексашка. Позже его называли Александр Афанасьевич Рыжов. Семья жила в очень бедном доме, который по оценке «ничего не стоил». Когда мальчик был еще маленьким, умер кормилец семьи, оставив вдову с ребенком на руках.

Мать Алексашки была сильной и доброй женщиной и довольно скоро нашла возможность заработка. Она пекла пироги и продавала их на рынке, чем они с сыном и кормились. Мать и сын преданно любили друг друга.

Матери Саши предлагали выйти замуж после смерти мужа, но она отказалась, посвятив жизнь воспитанию сына, который вырос крепким, рослым и сильным.

Когда мальчик подрос, мать отвела его к дьяку, чтобы тот научил его читать и писать.

В четырнадцать лет Алексашка решил, что «негоже» сидеть на шее у матери и начал искать работу. Его взяли «пешим» почтальоном, и он переносил пешком письма из соседнего города Чухлома в родной Солигалич. Сумка для почты была не тяжела для сильного паренька, но он всегда носил с собой увесистую книгу Библию, которую постоянно читал.

Александр читал ее при всяком удобном случае, на отдыхе по дороге и дома. Он очень любил читать Библию и больше ни одной книги не читал. Многие книги Библии он знал наизусть. Больше всего любил книгу пророка Исайи. Иногда, впечатленный прочитанным, он стоял у дуба, где отдыхал в дороге и проповедовал пустоши и болоту изречениями из пророка.

Когда Рыжов повзрослел, а «пешую почту» решили сменить на конную, он пришел к городничему, как к высшей власти в городе и попросился на место квартального полицейского, чтобы следить за порядком и городничий взял его на эту должность.

В то время в России место квартального оплачивалось так низко, что на эту зарплату казалось невозможным прожить, и все же должность считалась престижной, потому что квартальный имел возможность брать «подарки». Взятки брали все и, конечно же, делились с городничим. Власти наказывали только тех, кто начинал брать слишком много и сильно притеснять народ.

Работа в новом звании

Александр Афанасьевич расставил торгующих на рынке, причем матери своей дал не самое лучшее место, а одинаково со всеми. Когда торгующие стали приносить ему «дары», он наотрез отказался, удивив всех.

Городничий узнал, что Александр Афанасьевич не берет даров и понял, что и самому от него не дождаться подарков. Он стал притеснять полицейского.

После тщательных проверок и выяснений, городничий узнал об Александре все и удивился, что тот «до Христа дочитался», то есть прочитал всю Библию.
Удивительно, что в то время даже грамотные верующие не читали Библию и прочитать ее всю казалось странным, хотя именно Библия является основой христианской веры. Вместо того, чтобы удивляться тому, кто не прочитал Библию, люди считали странным всякого, кто ее прочел.

В народе бытовало мнение, что от тех, кто «до Христа дочитался» никому вреда не будет и городничий успокоился, понимая, что Александр Афанасьевич будет строг к себе, но не станет устраивать начальству неприятности.

Рыжов много лет трудился на своем посту и уступил, когда ему сказали, что теперь его матери нельзя продавать пироги. Вскоре старушка умерла, автор предполагает, что она ощутила себя ненужной, лишившись возможности работать. Городничий придумал новое препятствие – сказав, что Александр не может быть квартальным, если не женится. На самом деле начальник надеялся, что жена сможет настоять, чтобы его подчиненный стал брать взятки. Парень нашел невесту – дочь женщины, которую считали колдуньей.

Молодая женщина согласилась жить с ним в нищете, но не предавая того, во что он верил. Она много работала в огороде, ткала, вязала чулки, собирала летом грибы и сушила. Но даже солить не могла, потому что зарплата мужа не позволяла купить соль.

Рыжов установил порядок в доме, при котором она говорила ему: «Вы», а он ей «ты», он был господином, которому она прислуживала за столом. Данное упоминание также показывает, как был научен автор, ведь Христос говорил, что никто не должен называться господином и превозноситься над ближними, но данное нарушение кажется автору истинным, что говорит о его воспитании и восприятии мира.

Женщина ни словом, ни движением не противоречила мужу. Она работала на него, но постель у них была общей.

Также аккуратно как Рыжов относился к своей службе, он прилежно изучал Библию и записывал мысли в большую тетрадь, которую озаглавил: «Однодум». Мужчина аккуратно записывал свои наблюдения и выводы.

В семье героя повести родился ребенок, но они продолжали жить на ту самую зарплату, едва сводя концы с концами. Ничто не заставило Александра Афанасьевича изменить тем принципам, в которые он верил.

Жена втайне от мужа насолила груздей, приняв в подарок мешочек соли от торговца. Александр Афанасьевич побил жену и отдал бочонок груздей торговцу, добавив: «Делай с ним что угодно»

Воспитание и уровень развития автора позволило ему описать праведника, способного за провинность и непослушание побить женщину. У автора не возникло внутреннего конфликта, значит, в то время это казалось ему нормальным, несмотря на то, что противоречило библейским принципам.

Также, описывая семейную жизнь полицейского, автор говорит о том, что никто не знал, любила ли его жена. Главное, что она оставалась ему верна. Понятие христианского учения, которому был научен автор, позволяло также называть праведником человека, в доме которого любовь была под вопросом. Это выглядит необычным и даже странным, если знать, что база учения Христа – это любовь к людям и ко всем ближним в первую очередь.

Если помнить слова Апостола Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»

Но в глазах автора поведение его героя не противоречит понятию «праведник», что говорит о том, что автор научен и наставлен в определенных рамках понимания жизни и Библии.

Приезд губернатора

Спустя годы поменялся губернатор края, который устроил «чистку рядов» от тех, кто брал много взяток и притеснял народ. В опалу попал также и городничий Солигалича. Новый губернатор не торопился назначать чиновников на освободившиеся места, чтобы в спешке не поставить таких же или худших. Он приказал младшим чинам временно занять освободившиеся места и ожидать его приезда в город.

Таким образом, Александр Афанасьевич временно оказался на месте городничего. Подписывая указы и распоряжаясь, Рыжов ничего не изменил в своей жизни. Он даже форму себе не заказал, потому что его зарплата не позволяла купить одежду, а подарков он не принимал и на посту городничего. Александр Афанасьевич даже место за столом главы города не занял, продолжая подписывать бумаги за своим столом у входа, объясняя это тем, что в старом, заплатанном «бешмете» не прилично садиться за стол начальника.

Когда подошло время посещения губернатора, весь город готовился. Обычно городничий заставлял всех жителей менять заборы, красить и белить все. Но Рыжов сказал, что не будет обременять бедняков напрасно, а губернатор пусть увидит, как живут люди по-настоящему.

Все руководство города было озабочено тем, чтобы заставить Александра Афанасьевича переодеться в парадную одежду, но он был упрям и подарков не принимал. Прошел слух о губернаторе как о «надменной фигуре» и каждый знал, что от городничего и от того, как тот примет начальство, зависит благосостояние города и расположение к нему губернатора. Поэтому все горожане трепетали и пытались «воздействовать» на квартального, временно замещающего городничего.

С трудом согласился Рыжов только на то, чтобы покрасили городской шлагбаум и то только потому, что протопоп предложил, чтобы его покрасил откупщик «из усердия», потому как он был в числе провинившихся.

Никто не мог придумать, как заставить градоправителя снять его залатанный крестьянский бешмет. Протопоп придумал, чтобы заседатель дал на время Рыжову свой запасной мундир, чтобы встретить губернатора. На это градоначальник, наконец, согласился. Форму выпустили насколько это было возможно, но она была все же маловата рослому богатырю. Но Рыжова это нисколько не смущало.

Когда пришла весть, о том, что губернатор выехал из соседнего города, дежурные встали по дороге, чтобы сообщить начальству о приезде «надменной фигуры». Рыжов мог ждать посетителя дома, но он решил не утруждать людей и сам поехал к городскому шлагбауму ждать. Забыв о том, что тот покрашен, Рыжов облокотился на шлагбаум.

Когда вестник закричал: «Едет». Александр Афанасьевич вскочил на телегу, и все пришли в ужас – на его белых штанах отпечатались полосы краски, которой был покрашен шлагбаум. Рядом стоящие предложили ему снять испачканные рейтузы, но Рыжов поморщился и ответил: «Сюда начальству нечего глядеть», вскочил на телегу и помчался встречать губернатора.

Встретив их, городничий поехал перед повозкой губернатора, провожая начальство в город. Взгляд губернатора был прикован к странной фигуре впереди, в мундире явно с чужого плеча, а особенно к тому самому месту, куда смотреть ему было не положено. Он разглядывал отпечаток на белых штанах.

По обычаю, все должны были ехать к церкви, где гостя встречал протопоп с дьяком и другими. Рыжов остановил телегу, открыл дверцу кареты и Ланской, как всегда держа «надменную фигуру», вышел из кареты.

Конец XIX века подарил миру замечательный текст Николая Лескова, который называется «Тупейный художник». Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Священник встретил губернатора как положено, но трясся от испуга. Ланской первым вошел в церковь, держась также гордо и прямо. Тут Рыжов не выдержал, потому что поведение губернатора противоречило всем представлениям его о богопочитании и уважении. Он догнал губернатора, схватил его за руку и громко воскликнул:

– Раб божий Сергий! Входи во храм Господень не надменно, а смиренно, представляя себя самым большим грешником, – вот как!
С этими словами он положил руку на спину губернатора и согнул его в поклоне, затем убрал руку и вытянулся «по струнке».

Губернатор удивился, но не стал противиться, как было положено, перекрестился и поклонился народу. Скоро он уехал на квартиру, которая была ему предоставлена.

Читайте также:  Рони, дочь разбойника – краткое содержание рассказа Линдгрен

В квартире Ланской принимал руководство города, решая дела. О Рыжове тоже расспросил:

«Что же он… вероятно, в помешательстве?»
«Никак нет: просто всегда такой.»
«Так зачем же держать такого на службе?»
«Он по службе хорош».
Получив объяснения, Ланской поинтересовался:
«А как он насчет взяток: умерен ли?»
«Помилуйте, – говорит голова – он совсем ничего не берет…»

Когда городской голова сообщает, что Рыжов живет на жалование, губернатор восклицает:

«Вы вздор мне рассказываете: такого человека во всей России нет!»

– тем самым показывая, что царь назначил жалование квартальному, на которое невозможно прожить.

«Точно, нет; но у нас такой объявился»

– отвечает городской глава.

Беседа губернатора с квартальным

Дальше, узнав причину необычного поведения квартального, губернатор вызвал его на разговор. В разговоре Ланской проверяет собеседника и на верность государю, и на ересь, видит мудрость, что нравится губернатору, хотя Ланской называет Рыжова «библейским социалистом».

В разговоре также упоминается, что Рыжов никогда не смеялся, что тоже отражает понимание автора, каким, он считает, должен быть праведник. Рыжов отказывается от повышения, считая, что находится на своем месте и не уверен, что другой лучше справится с его обязанностями.

Живо интересуясь мыслями собеседника, губернатор спрашивает:

«Пророчествуете?»
«Нет; а по Библии вывожу, что ясно следует»

Ланской просит показать, на что Рыжов приносит свой «Однодум» и читает:

“Государыня в переписке с Вольтером назвала его вторым Златоустом. За сие несообразное сравнение жизнь нашей монархини не будет иметь спокойного конца”.

Против этого места отмечено: “Исполнилось при огорчительном сватовстве Павла Петровича”

«Покажите еще что-нибудь» – просит губернатор.
“Издан указ о попенном сборе (сбор на пни). Отныне хлад бедных хижин усилится. Надо ожидать особенного наказания”

. И на поле опять отметка: “Исполнилось, – зри страницу такую-то”, а на той странице запись о кончине юной дочери императора Александра Первого и помечено:

“Сие последовало за назначение налога на лес”.

Ланской пытается возразить:

«Но позвольте, однако, ведь леса составляют собственность?»
«Да; а греть воздух в жилье составляет потребность» – ответил Рыжов.

Выяснив другие взгляды на жизнь, губернатор «пугает» тем, что мог бы за такие взгляды посадить в тюрьму, но квартальный смотрит на него с сожалением: «В остроге лучше кормят», а против возможной ссылки отвечает просто:

«Куда меня можно сослать, где бы мне было хуже и где бы Бог мой оставил меня? Он везде со мною, а кроме Его, никого не страшно»

В этой фразе просматривается та же линия, которая есть в семье Рыжова – здесь мало заметна любовь к Богу, скорее страх перед Ним.

Вера многих людей в то, что Бог желает аскетического служения просматривается в жизни и ответах Рыжова. Когда ему предлагают должность выше и содержание больше, он отказывается, подразумевая, что Бог желает видеть его только на низшей должности. Он не рассматривает возможность того, что Бог хотел бы, чтобы его верный служитель мог влиять на большее количество людей, не думает о том, что это предложение – проявление любви Бога к нему.

Для творчества Лескова характерны необычные сюжеты, полные иронии. Рассказ “Старый гений” не стал исключением. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Рыжов, изучавший Писание, всю жизнь не мог не знать, что Авраам – праотец всех верующих, был богат; Соломон, которому подарена была великая мудрость, тоже был поощрен богатством и славой за свою просьбу о мудрости. Александр Афанасьевич – дитя своего времени и воспитания – он не замечает то, чего не знает: что богатство не является грехом, если человек надеется не на богатство, а на Бога. В Библии ясно прослеживается мысль – если человек в богатстве или бедности надеется только на Бога, это и является твердым основанием для его жизни.

В конце разговора Ланской относится к собеседнику с почтением и спрашивает, что тот мог бы ему посоветовать?

Александр Афанасьевич предлагает ему прочитать Библию и поучиться жить на десять рублей в месяц. На что губернатор улыбается, обещав прочитать Библию (обещание свое исполняет), но последнее не обещает исполнить.

После разговора губернатор еще узнает от людей о квартальном, на что получает неопределенный ответ:

После отъезда Ланского, через время в Солигалич прибыло сообщение, поразившее всех – квартальному Рыжову по ходатайству Сергея Степановича Ланского прислали владимирский крест, дающий ему дворянский титул.

Взглянув на крест, Александр Афанасьевич покачал головой:
«Чудак человек»
Но придя домой, записал в своем «Однодуме»
«Быть ему графом», что вскоре и исполнилось.

Носить крест Рыжов не стал, объяснив, что носить его «не на чем».
Прожил Александр Афанасьевич до девяноста лет, все также исследуя Библию и наблюдая за окружением, аккуратно записывая свои размышления в своем «Однодуме», который никому не показался интересным после его смерти.

Краткое содержание «Однодум» Лескова

Детство и юность Александра Рыжова

В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю

Рыжов знал наизусть писания многих пророков

Устройство на службу

Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте (после императора, губернатора и городничего). «Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо». Рыжов с первого же дня службы «оказался по должности ретив и исправен». Порядок на базаре и во всем городе он навел довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным — не брал взяток, отвечая так: «Мзду брать Бог запрещает». Городничий же, не получая от нового квартального подношений, «возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение». Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества. Но протопоп отвечал, что «явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню…» А протопопица, смеясь, сказала мужу: «Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным».

Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них «такой-некий-этакой». Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим.

Дневник Рыжова под названием «Однодум»

Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вел он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни. Если происходило какое важное событие — стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона — Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая все это собственными комментариями. Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись «Однодум». Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни.

Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлен, что на таком «соблазнительном» посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и «Однодумом», так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав ее, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились.

По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест — первый владимирский крест, пожалованный квартальному. «И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: «Чудак!»

Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая все в своем «Однодуме». И еще много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.

Сочинения по темам:

Краткое содержание «Человек на часах» Лескова Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что.

Краткое содержание «Старый гений» Лескова Краткое содержание первой главы Старушка-помещица небольшого роста отправилась в Петербург, чтобы разобраться с “вопиющим делом». Помещица решила помочь “великосветскому франту».

Краткое содержание «Левша» Лескова После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем.

Краткое содержание «Запечатленный ангел» Лескова На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его.

Краткое содержание «Очарованный странник» Лескова По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду.

Краткое содержание «Тупейный художник» Лескова Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На.

Краткое содержание «Привидение в Инженерном замке» Лескова Начинается история осенью 1860 или 1859 года, когда умирает генерал Ламновский, который является начальником инженерного замка. Его не любят подчиненные.

Ссылка на основную публикацию