Чему учат сказки – сообщение доклад 2 класс

Открытый урок по чтению “Чему учат сказки” 2 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ:
«ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ» 2 КЛАСС.

Тема урока: « Чему учат сказки».
Тип урока: урок – путешествие.
Вид урока: интегрированный.
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся, основанных над природосообразной технологией формирования типа правильной читательской деятельности.
2. Учить овладевать элементами самостоятельного диалога с автором:
 видеть в тексте прямые и скрытые вопросы;
 включать творческое воображение;
3. Воспитывать интерес к чтению, чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: выставка книг, выставка рисунков, демонстрационный материал, CDзаписи, музыкальные инструменты, проектор, портреты писателей, иллюстрации сказок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент на фоне музыки.
– О чем мы говорили на прошлых уроках?
– Какие бывают сказки?

2. Проверка домашнего задания.
Выставка детских работ на тему: «Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами».

3. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы.
– ЧЕМУ ЖЕ УЧАТ НАС СКАЗКИ?
Учитель:
Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.

Учитель: Сообщение темы и цели урока.

4. Подготовка к восприятию.
Ученик 1.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах
Бродят на зорьке в туманах.
Ученик 2.
То принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит.
Там мудрость всегда победит,
А волшебство удивит.

Ученик 3.
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся
В окна, как в речки глядятся.
Ученик 4.
Вот Золушку выручит Фея,
Не станет Горыныча-Змея.
Там время назад повернётся,
А лень никогда не вернётся.
Ученик 5.
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
Ученик 6.
Вдруг месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной.
Пусть зло в сказках очень хитро,
Но всё же мы верим в добро.
Ученик 7.
Пришло время в сказки вернуться
Как сладостен миг, нет печали.
А вот наши Маша и Витя
Мы в жизни реальной в начале.

5. Совместное «открытие» знаний (работа в группах).

I. группа: Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени».
Маша: Витя, стоило нашим родителям уехать, как ты опять за своё!
Целый день сидишь за компьютером, да в игры играешь! Уроки до сих пор не сделал, посуду после обеда не вымыл, а в комнате какой беспорядок, ужас!
Витя: – А ты мне не указывай!
Маша: Вот и грубишь на каждом шагу! Учат тебя, учат, а ты бескультурным и ленивым растешь. Помнишь, нам еще бабушка совсем маленьким говорила про сказки, что даже в них все дается по заслугам, по делам, по поступкам. Как аукнется, так и откликнется.
Витя: Ты это чего сказки вспомнила, нам уже 8 лет, а ты мне все про сказки.. Детский сад!
Маша: Зря ты так, на сказках можно учиться не только малым детям! Вот посмотри и послушай!
Маша: В сказках спрятана мудрость, доброта, справедливость. А этому учиться никогда не поздно!
Витя: А ты докажи!
Маша: -Ну что ж! Безделье любишь?- Да, Время тянешь?- Конечно! В школу опаздываешь? -Каждый день. Смотри, упустишь время! Как ребята из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца? Они тоже не очень то спешили всё сделать вовремя , и время от них убежало.
Витя: – Помню, читал. Да со мной такого не случится. Пугаешь меня только.
Маша: А давай попробуем в сказку попасть. Сегодня как раз такой день особый. Увидишь ты, как , оказывается, трудно вернуть время в сказке, а в жизни это сделать совсем не возможно.
МУЗЫКА «Где водятся волшебники» (дети попадают в сказку.)
Стоит мальчик – старичок Петя Зубов. Рассуждает
П.З.- Меня превратили в старика злые волшебники. Как же я раньше этого не замечал? Да, человек, который теряет время, видимо не замечает, как стареет! Сегодня, до захода солнца, нужно успеть прийти в избушку, повернуть часовую стрелку на три круга назад, и сказать заклинание:

«Чибрики, мигрики. шаранды, баранды.
Что от вас ушло, то к нам пришло».
Но прежде, чем это сделать, мне надо обязательно найти ещё 1 мальчика и 2 девочек. Они так же как и я теряли время и тоже стали старенькими.
-Ой, кажется вон одна из девочек!
(девочка – бабушка прыгает на скакалке)
П.З. – Бабушка, как тебя зовут?
Маруся: – Маруся Морозова.
П.З. -Сколько тебе лет?
М-: 10!
П.З. – Ты время теряла?
М. – Теряла!
П.З. – Вот и дотерялась! Посмотри! (Даёт зеркало.)
М. Ой, а что же теперь делать?
П.З. Бежим скорей искать других превращенных ребят!
М. – Смотри, Петя, вон тётенька играет в классики!
П.З. -Тётенька, здравствуйте, как Вас зовут? Няня? – Надя!
М. – А сколько Вам лет?
Н.-10!
П.З. – Мы вас спасём!
Н. – От чего?
М.- От старости!
П.З. – Ты – превращенная, как и мы!
Н. – Как? (Падает назад, её поддерживает Петя.) – Что же нам делать?
П.З. – Нам надо найти ещё одного мальчика, превращенного в старичка.
Надя: – Ой, ребята, смотрите, смотрите, он на подножке трамвая едет. (Выглядывает мальчик, свистит.) С бородой, а ведёт себя как мальчишка! Вот и остановка, а ну слезай.
П.З. – Ты что не знаешь, тот, кто попусту теряет время , не замечает, как стареет сам. И ты, и мы из ребят в стариков превратились.
Вася- Ой, и борода у меня выросла! Что же мне теперь не стать снова мальчиком?
П.З.- Мы можем все исправить, вперед в избушку волшебников, заклинание снимать. И теперь будем ценить время каждую минуту. УБЕГАЮТ.
Систематизация знаний по содержанию.
1 открытие.
Витя: Маша, посмотри, у меня борода не выросла? А то я тоже время не берегу. Вот так сказка! Я , кажется, понял ,почему говорят : «Делу – время, потехе – час». Нельзя время тратить попусту. В жизни надо многому научиться, многое успеть. Никогда не думал, что сказка может этому научить!
Маша: – Совершенно верно! Сказки нас учат доброте, честности, отзывчивости, смелости. Ведь не зря говорят: « Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!» Еще в русских сказках об этом говорилось. Эх, русский дух, русская земля! Родные просторы и широкая русская душа!

Русская народная песня «Родина моя».
Русский народный танец.
Маша- Чувствуешь, Вить, особое настроение. О русской земле говорим, о творчестве русского народа.
Витя – Конечно, даже настроение другое! Ведь о русских сказках говорим! Многие помню!
Маша: – А мы как раз в одной из них! Узнаешь: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Помнишь, нам ее еще в раннем детстве читали?
Витя: – Так это давно было! Чему же эта детская сказка может научить?
Маша:- А это как раз про тебя. Ты у нас часто упрямым и непослушным бываешь и не задумываешься к чему это может привести! Может герои этой сказки тебя чему-нибудь научат?

II. группа: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
МУЗЫКА. ВЫХОД ГЕРОЕВ СКАЗКИ.
Аленушка! – Иванушка, Иванушка, где же ты?
Иванушка: – А вот и я!
Аленушка: – Где же ты был? Лес большой, заблудишься, испугаешься!
Иванушка: – А я в дупло заглядывал
Аленушка: – Я же тебя потеряла совсем. Сколько раз тебе говорить можно: слушайся старших! Никого еще непослушание до добра не доводило! Пойдем скорее, но больше не отставай, всякое в лесу случиться может!
Иванушка: – Сестрица Аленушка, я пить хочу!
Аленушка: – Подожди, братец, дойдем до колодца.
Иванушка: – Не могу я терпеть. Ну, пожалуйста, Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца?
Аленушка: – Не пей, братец, теленочком станешь! Слушайся старшую сестру.
Иванушка: – Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца?
Аленушка: – Не пей братец, жеребеночком станешь!
Иванушка: – Сестрица Аленушка, мочи нет. напьюсь я из копытца?
Аленушка: – Не пей, братец, козленочком станешь? Слушайся старшую сестрицу, потерпи, не будь упрямым! Пойдем дальше. (Забежал за что-то, одел шапку козленка)
Аленушка: Иванушка, Иванушка где ты? (выходит)
Иванушка: Здесь я, сестрица!
Аленушка: Ах Иванушка, не послушал ты сестрицы своей старшей, выпил водицу из козьего копытца, беду накликал!
Иванушка (плача): – Что же теперь делать, Аленушка, как мне из козленочка обратно в Иванушку превратиться?
Аленушка: Некому нам помочь, одни мы на этом свете! Пойдем в дом (уходят).
Систематизация знаний по содержанию.
2 открытие.
Витя: – Маша, я понял, что упрямство и непослушание не доводят до добра. Вот послушался бы Иванушка свою сестрицу, и ничего бы не произошло!
Маша: – Казалось бы такая простая сказка, а заставляет задуматься над своим поведением. Сколько раз тебе бабушка говорит: «Слушайся старших, плохого не насоветуют!»
Витя: – Да, с плохим поведением беды не избежать!

Физкультминутка: танец класса «Веселые лягушата»

III. группа: Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович»
[Маша: – Витя, а ты я вижу не зря в сказки попадаешь. Смотрю, учишься, исправляешься. Хочу пригласить тебя еще в одну русскую сказку. Вспомни откуда эти строчки. «Пошли они в дом. Дом был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные. А по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как бриллианты. На постели вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать нечего. Принялась девочка взбивать снег, чтобы старику было мягче спать. ».
Витя: – Ну конечно, «Мороз Иванович» Владимира Фёдоровича Одоевского. Только вот скажи мне, чему могу научиться в этой сказке у какого-то Деда мороза?
Маша: А кто у нас по утрам кровать за собой не заправляет – всё ждёшь, когда за тебя другие сделают. В доме не прибираешь. Всё бы тебе телевизор смотреть да гулять! А эта сказка как раз учит трудолюбию и ответственности за начатое дело. – Смотри. Витя, вот и Мороз Иванович!
МУЗЫКА. ВЫХОД
Дети: Здравствуйте, Мороз Иванович!
М.Ив. – Вижу, вы меня знаете. Значит, сказку мою читали. Раз вы ко мне пришли, думаю, вы – ребята хорошие: умеете трудиться, дела добрые делать.
А то знавал я тут двух девочек. Одна – умница, уж очень трудолюбивая. Всегда рано вставала, сразу за дело принималась – петуха накормит, избу подметёт, хлеб замесит. А то рукодельничать начнет, заглядишься! И звали её – Рукодельница. Обронила она ведёрко раз в мой колодец. Так я с ней и познакомился. Служила Рукодельница у меня всего 3 дня. А так я её полюбил за трудолюбие и доброту её! А вон и она, посмотрите, диковинками моими любуется! (Подходит к Рукодельнице).
Рук-ца: – Вот так диво – зелёная травка под снежной периной! Ты говоришь, старик добрый. А зачем ты зелёную травку на свет божий не выпускаешь?
М.Ив. – Ещё не время! Вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, глядишь, выглянет и зерно. Крестьянин зерно соберёт, да на мельницу отвезёт. Мельник зерно смелет и будет мука, а из муки ты – Рукодельница, хлеб испечёшь.
Рукодельница: – А зачем ты. дедушка, зимой по улицам ходишь да в окна стучишься?
М. Ив. – А затем я в окна стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что. Вот я за тем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.
Рукодельница: – Ты и, правда, очень добрый, дедушка. Хорошо мне у тебя, да истосковалась душа по родному дому.
М.Ив: – Хорошо ты меня старика утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Люди за мастерство свое, усердие, за помощь и награду получают. Так вот тебе твоё ведёрко. А в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков. А вот тебе на память бриллиантик, – косыночку закалывать.
Рук: – Спасибо тебе, дедушка! Прощайте! (Машет рукой и уходит.)
Витя: Да, дедушка, даром без труда ничего не достаётся. Вот чему твоя сказка учит!
М.Ив. – А вон и другая девочка – Ленивица. Сама ко мне пришла. Ведёрко специально в колодец уронила, думала богатство получить. Оставил я и её у себя на службе.
Ленивица: (встаёт с лавки, потягиваясь). – Ох, что-то я совсем не выспалась.
– И няньки тут нет, чтобы одеть меня. (Накидывает платок).
– Дед говорил в комнате прибрать. (Берёт веник).
– Буду я ещё руки пачкать! (Бросает).
– Обед готовить не хочу, пусть старик сам готовит.
– А вот покушать я люблю! (Берёт яблоко, жуёт).
М.Ив. А вот и Ленивица проснулась! (детям). Доброе утро! (Ленивице).
Ленивица: Я уже у тебя 3 дня живу! Пора меня наградить за работу и отпустить!
М.Ив. – Да какая же была твоя работа? Уж коли, правда, так это ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.
Ленивица: – Да, как же! Я ведь у тебя целых 3 дня жила!
М.Ив. – Знаешь, голубушка, что я тебе скажу: жить и служить – разница. Да и работа работе – рознь; заметь это, пригодится. Но впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу. Какова твоя работа, такова будет и награда! (Ленивица радуется слитку. Слиток тает).
Ленивица: Вот и подарок весь растаял! Ничего у меня не осталось. (Плачет, убегает.)
Витя: Не зря я, дедушка в твою сказку попал! Понял я, что лень – плохое качество, и от него надо избавляться. Трудолюбивому человеку никакая работа не страшна. Труд ему счастье и радость приносит. А ленивый человек – несчастный. Трудно такому в жизни.
Маша: Спасибо тебе, Мороз Иванович, за сказку.
М.Ив: – Ну что ж, прощайте!
Дети: До свидания!

Читайте также:  Синтаксис что изучает и зачем нужен в русском языке

Систематизация знаний по содержанию.
3 открытие.
Витя: – Вот так сказка! Если прочитаешь не задумываясь над каждой строчкой, то упустишь самое важное!
Маша: – И так не только в этой сказке! Возьми любую и увидишь, что сказка – это кладезь знаний. Вот послушай!

МУЗЫКА. Песня «Аленький цветочек»
IV. группа: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Витя: Отличная песня про сказки! Маша, я очень рад, что мы смогли побывать в разных сказках. Это так интересно, а главное – поучительно. Каждая сказка чему – то учит. Одни сказки учат быть добрыми, другие – трудолюбивыми, третьи- бережливыми, четвертые -смелыми. Можно бесконечно продолжать.
Маша: Верно, Витя! А ты заметил, что в сказках мы часто встречаемся со злом, обманом, и видим, как добро и правда побеждают? Витя, а ты завидовал когда-нибудь людям?
Витя: Ну, если только немножечко. А что, и о зависти сказка есть?!
Маша: Да, и не только о зависти. Она – о доброте, о настоящей дружбе, о любви, об умении выполнять свои обещания.
Витя: И какая же это сказка?
Маша: Это сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек».
Витя: Помню, помню как завидовали старшие сестры младшей, когда рассказала она про богатства несметные Чудища лесного.
Маша: И, узнав, что если сестра не вернётся через 3 дня, то Чудище погибнет, решили сестры погубить его.

Выход героев сказки.
Сестра 1: Слыхала, какие богатства у этого Чудища?
Сестра 2: Да уж, повезло нашей сестрице!
Сестра 1: И чего она так хвалит зверя?
Сестра 3: Добрый говорит очень, ласковый, совсем не жадный.
Сестра 1: Вот одарит он ее жемчугами да золотом, шелками да мехами, а мы будем бедные и несчастные.
Сестра 2: А вот если не вернется сестра через три дня, то погибнет друг ее сердечный, умрет чудовище от тоски и печали.
Сестра 1: Подумаешь, не вернётся сестрица через 3 дня!
Сестра 2: (К младшей) Слышишь, не спеши! . Ну и что! Пообещала вернуться, эка невидаль!
Сестра 1: Ты перстенёк-то, что чудовище подарило, в колодец кинь!
Сестра2: Да, будто потеряла!
Сестра1: Ну околеет зверь, туда ему и дорога!
Младшая сестра: Если я моему другу ласковому и доброму за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить! А стоит тогда меня отдать диким зверям на растерзание. А подарок его – колечко, хранить я буду. А не в колодцы бросать.
Батюшка: Умница, дочка! Добрая ты у меня и честная! Не отказываешься ты от слова своего. (Всем) «да ложитесь спать, утро вечера мудренее.»
(Младшая сестра уходит, старшие остаются).
Сестра1: Не отпустим сестрицу к Чудищу! Что ж ей все, а нам только частичка малая от богатств ее несметных?!
Сестра2: Давай, время остановим. Часы переведём! И тогда не успеет сестрица к зверю лесному!
Сестра1: Давай, скорее!
Сестра2: Тише, не разбуди! (Переводят стрелки часов, убегают).
Младшая сестра: Что ж вы наделали? Поверил мне господин мой добрый. Обещанье я дала воротиться через три дня и три ночи. А коли не вернусь, то не будет его на белом свете, умрет он тою же минутою. Сказал, что любит меня больше, чем самого себя. И жить без меня не может. А вы что же? Зачем обманом живете? Где же честность ваша, уважение? Всех людей учат: Обещанья свои сдерживать! Погибнет друг мой ласковый. Я ж в этом виновата буду! Прощайте, ухожу я к нему.

Систематизация знаний по содержанию.
4 открытие.
Витя: Маша, я больше никогда не буду завидовать и говорить неправду! Хорошо, что младшая сестра успела к Чудищу возвратиться, несмотря на козни старших сестёр. А то так и умер бы он, а младшая сестра не нашла бы счастье своё.
Маша: Вить, а я смотрю, сказки тебе на пользу пошли. Ты совсем другим стал. Как будто повзрослел.
Витя: Да, сказки нас многому учат. Может мы и старше стали, но перечитываем вновь любимые, детские, мудрые страницы. Мы находим там ответы на вопросы, ищем советы, учимся добру и справедливости, уважению к людям, понимаем, как лучше поступить и жить, чтобы ты назывался человеком с большой буквы.

6. Рефлексия
Учитель: Сказки живут на земле, их читают не только дети, они созданы, чтобы их перечитывали, помнили и учились у героев, добрые дела которых остаются навсегда в памяти и говорят нам, как правильно поступать.
Сказки учат уму и добру
В сказках много героев чудесных.
Добрых дел, мудрых и интересных.
И поверьте, что именно там
Мы становимся лучше и старше.
Мы плывем по волшебным волнам
По страницам любимых книг наших.
МУЗЫКА «Приходи сказка» – в исполнении детей.
7. Домашнее задание: рекомендации по внеклассному чтению с использованием выставки книг.
8. Итог урока.
9. Самооценка.

Чему учат русские народные сказки?

По каким критериям педагог или грамотный родитель выбирает книгу для детского и семейного чтения? История должна быть занимательной, захватывающей, поучительной и, конечно, обладать высоким воспитательным потенциалом. Хорошо, если помимо развлечения, в процессе чтения ребенок сопереживает, думает, учится, а в итоге получает важный для себя урок. Отлично ко всем этим критериям подходит русская народная сказка.

Сказка ложь, да в ней намек. Чему учат сказки

Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет. Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).

Сказка — семейный психолог

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.

Вот то, чему учат народные сказки:

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

  • ценить настоящую дружбу

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

  • не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

  • бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

  • решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).

К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

Живое слово

Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:

  • невероятная музыкальность,
  • поэтичность,
  • образность,
  • мелодичность,
  • напевность,
  • остроумие,
  • искрометность,
  • фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.

Сказки и миф. Чему учат русские сказки? – видео

“Чему нас учат сказки”

Исследовательская работа ученика 1 класса на тему “ЧЕму нас учат сказки”.В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Добро всегда получает награду за свои поступки. Хорошие сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать.

И учиться всему этому помогают нам не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
чему нас учат сказки118.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя с углубленным изучением отдельных предметов школа № 5» городского округа город Фролово.

Чему нас учат сказки детства.

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории.

Глава 1 Общее знакомство со сказкой.

  1. Толкование слова «сказка»_________________________4
  2. Классификация сказок_____________________________5
  3. Что такое добро и зло?_____________________________5

Глава 2. Сказочные герои.

2.1. Положительные образы в народных сказках. Их поступки . _6

2.2. Отрицательные образы в сказках. Их поступки. _________7

Глава 3. «Чему нас учит эта сказка?»____________________________7

3.1. Русские народные сказки о животных. _________________9

Глава 4. Заключение________________________________________10

Список используемых источников______________________________11

«Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают.

Сказки – ложь, да в них намек.

Добрым молодцам урок.»

Сказки знакомы нам с раннего детства, их любят и дети, и взрослые. У каждого есть своя любимая сказка. Я помню первую рассказанную мне русскую народную сказку это сказка «Гуси – лебеди», помню, что мне было и интересно и страшно.

В этом году я пошел в школу и сам научился их читать, проникая в мир, где совершаются самые невероятные чудеса.

«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!” – сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться, быть внимательным, и тогда можно найти в ней урок, знание.

В школе на уроках чтения мы тоже с удовольствием изучаем сказки, знакомимся со сказочными героями. Мне кажется, что сказки я буду любить всегда, в любом возрасте.

И мне захотелось выяснить, зачем люди сочиняют сказки? Почему в народных сказках добро побеждает зло? Можно ли сказку назвать воспитательницей?

Выполняя данную работу, мне хотелось получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Тема моей работы: Чему нас учат сказки детства?

Мое предположение — я думаю, что люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать их своим детям. Именно из сказок, прочитанных в детстве, мы узнаем, что такое «хорошо» и что такое «плохо», учимся различать добро и зло. Если ты будешь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к ручейку, к старичку и даже к Кощею Бессмертному, то добро твоё умножится и вернётся к тебе.

Вопросы на которые я искал ответы: Что такое сказка? Какие бывают сказки? Что представляют собой слова добро и зло? Какие поступки совершают сказочные герои? Чему они учат читателя?

Для поиска информации мне необходимо было: повторить, прочитать больше русских народных сказок. Обратиться за помощью к взрослым. Сходить в библиотеку. Найти полезную информацию в компьютере.

Глава 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ.

1.1. Толкование слова «сказка»

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)

Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.

В моей комнате, на книжной полке, на первом месте стоят самые любимые первые мои книги─ сказки. Чуть ли не с рождения многие сказки помню наизусть. Еще не умел читать, а уже водил пальцем по строчкам, по картинкам и рассказывал:

─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба.

Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?

Сказки пришли к нам из глубокой древности, создал их сам народ.

Что такое сказка?

Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) – это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны.

В сказках светлому миру положительных героев и их помощников противостоят враждебные им тёмные силы сказочного царства. Именно эти образы являются представлением у детей о добре и зле.

В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Добро всегда получает награду за свои поступки. Хорошие сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать.

Сказки бывают разные. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Животные здесь наделены человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью.

Е сть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. В таких сказках высмеиваются глупость, лень, жадность.

Волшебные сказки, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Именно в волшебной сказке герои добрые, борются со злом, ищут правду, справедливость.

1.3. ЧТО ТАКОЕ ДОБРО И ЗЛО?

Русские народные сказки – веселые и грустные, страшные и смешные.

С ними связаны наши представления о добре и зле.

Что такое добро?

Добро – забота, нежность, внимание, радость, верность, дружба, любовь, свет.

Зло – предательство, зависть, месть, ложь, жадность, грубость.

Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Папа Карло, доктор Айболит, девочка Герда, Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка, кот Леопольд и другие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

Глава 2. Сказочные герои.

2.1. Положительные образы в народных сказках. Их поступки.

Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло?

Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных.

Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.

Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью.

Иван – царевич – один из самых известных героев русских народных сказок.

Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Этот сказочный герой всегда изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым, потому ему и приходят на помощь силы природы, чтобы помочь справиться с трудностями. Всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.

В сказке «Царевна – лягушка», добро и справедливость торжествуют, но для этого герою пришлось пройти через трудности и испытания. Я считаю, что Иван – царевич смело боролся со злом, показал себя достойным представителем «добрых сил».

Эта сказка убеждает нас в том, что и в жизни человек может многого добиться благодаря уму, доброте, труду и смелости.

Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

Всем нам известны героини: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка.

А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе.

2.2. Отрицательные образы в сказках. Их поступки.

Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла.

Баба Яга вместе с Кащеем Бессмертным, Змеем Горынычем представляет в сказках страшные чудовища, тёмные силы, которые часто очень жестокие, коварные. Так русские люди в далёком прошлом выражали своё представление о зле. Сказочники не жалели красок, чтобы показать борьбу между добром и злом. Баба Яга умеет пугать, колдовать, мешает положительным героям совершать добрые поступки.

Глава 3. «Чему нас учит эта сказка?»

Через сказку впервые мы узнаем главные понятия: что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.

Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими, поступки. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: “Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно”.

В своей работе я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них:

«Чему нас учит эта сказка?»

Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, о том, что нужно приходить всегда на помощь, выручать.

Сказка «Колобок» . Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило.

Из этой сказки можно сделать вывод, что нельзя уходить из дома без спроса, доверять посторонним людям.

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.

Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

3.1. Русские народные сказки о животных.

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера.

Например, Лиса — плутовка и обманщица.

Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам.

Но Лиса часто наказывается за свои проделки.

Волк олицетворяет жадность и злобу.

Медведь в сказках представляет собой силу, неповоротливость. Он может быть или свирепым, или добрым. Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) — трусоваты, но добры. Они готовы помочь, это хорошие друзья.

Проект «Чему учат сказки?»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Информационный проект на тему:

«Чему учат сказки»

Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.

Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.

Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта: – выяснить, чему учат сказки.

3. Задачи: – исследовать воспитательные моменты сказки

– учить извлекать из сказок уроки добра.

4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей

5. Авторы проекта: Жафяров Прохор и Прончагина Анна, ученики 1б класса, 8 лет.

6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна – учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

7. Консультант – мама Жафярова Наталья Николаевна.

8. Тип проекта: информационно-поисковый.

9. По предметно – содержательной области: культурологический.

10. По количеству участников: личностный.

11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.

12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

Обобщение результатов сбора информации.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:

Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».

В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.

Для нас, людей XXI века, сказка – не только “преданье старины глубокой”, но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Цель проекта: – выяснить, чему учат сказки.

– исследовать воспитательные моменты сказки;

– научиться извлекать из сказок уроки добра.

Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если. »

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

– Прочитать много сказок.

– Научиться анализировать сказки.

– Находить полезную информацию.

– Учиться делать выводы.

Сказка – это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Сказка – это жанр литературного творчества.

Сказка – это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет “сказывается” многими людьми.

Сказка “сказывается” – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

2. Содержание сказки

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :

1. Сказки о животных.

Сказки о животных – это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми . Например:

«Лисичка-сестричка и волк»

«Кот, петух и лиса»

Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости

Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:

«Каша из топора»
«Барин и мужик»

«Два Ивана – солдатских сына»

Волшебные сказки – это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.

Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли – самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:

«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.

Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».

1. Любите ли читать сказки?

2. Какие сказки вы предпочитаете читать?

б) социально – бытовые

3. Почему в сказках всегда побеждает добро?

4. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса

1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.

2. Большинство детей любят читать сказки о животных.

3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.

4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.

Так чему же учат нас сказки.

Сказка «Гуси- лебеди»

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.

Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка « Маша и медведь »

Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка – Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям

Сказка «Кот, петух и лиса».

Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», – так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Наша гипотеза подтвердилась. Сказка – это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если. »

Делаем вывод, что:

– сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;

– сказка формирует образ положительного героя : доброго, умного, сильного, верного своему слову;

– сказка учит не бояться трудностей;

– сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» .

Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

2. Назовите – героиню русской народной сказки , которая была овощем. (Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? ( «Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? ( Нечистую силу.)

5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Сочинение Чему учат сказки?

Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.

В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.

В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.

В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).

Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.

Вариант 2

Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.

В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.

Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.

В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.

И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.

Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…

Также читают:

Картинка к сочинению Чему учат сказки?

Популярные сегодня темы

Сказка Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» была написана в 1945 году. Писательница сочинила это произведение для своей любимой дочери Карин. Девочка в то время болела. Необычное имя для главной героини сказки придумала именно Карин.

В сказке «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» с первых же строк привлекает образ главного героя. Несмотря на то, что парень самый младший среди братьев, он не собирается оставаться в стороне, когда все начинают готовиться к бою с неведомым чудищем.

А.Г. Венецианов в своей картине «На пашне. Весна» изобразил типичную сцену из крестьянской жизни, — вспахивание поля. Художник мастерски передал черты характера русской женщины

Произведения Л. Н. Толстого правдиво отразили жизнь разных социальных слоев российского общества. В его романах, пьесах, повестях можно увидеть судьбы дворян,чиновников, крестьян. Толстой прошел военную службу

Кумир моего детства – мой дедушка. Он с самого рождения был всегда рядом со мной. Нянчил меня, когда бабушка ходила на работу и зарабатывала пенсию.

Сочинение чему учат сказки

Все дети любят сказки и их сюжеты, но эти сказочные приключения не просто интересны, они еще и поучительны, поэтому сегодня постараемся понять, чему учат сказки и в сочинении поделимся нашими рассуждениями, которые помогут ученикам написать работу на тему чему учит сказка в 5 классе.

Чему учат сказки, сочинение

Какой ребенок не приходит в восторг, когда отправляется вместе со сказочными героями в путешествие по волшебным мирам? Кроме увлекательных приключений эти миры наполнены мудростью, и учат прислушиваться к зову сердца. Благодаря сказке, которая играет немаловажную роль в жизни детей, у них формируется понимание добра и зла, а видя, как добрые поступки одерживают победу над злыми, ребенок старается выбрать правильную сторону и в жизни.

Сказки помогают формироваться мировоззрению и воспитывают детей этически и психологически. А главное, сказки знакомят с традициями и культурой разных народов, способствуют формированию ценностей, и выполняют воспитательную функцию. Например, все мы читали сказку про сестру Аленушку и ее брата Иванушку. Вот здесь мы понимаем, насколько важно слушать старших. Морозко показывает на примерах, насколько ценными являются доброта, вежливость, уважение, труду и хорошее отношение к людям. На примере Красной Шапочки дети понимают к каким последствиям приводит общение с незнакомцами, а Снежная королева расскажет об истинной дружбе, что растопит любой лед.

В сочинении по теме чему учит сказка может быть много подобных примеров, но в целом сказки учат не сдаваться, преодолевать трудности, учат быть преданными, выручать друзей и не судить о человеке по внешности. Ведь даже под такой мерзкой внешностью, как у лягушки может скрываться настоящая принцесса.

Сказки интересны не только детям, но интересны и даже полезны взрослым людям. Как говорится, сказка ложь, да в ней имеется намек, поэтому и взрослым там есть чему поучиться, почитав например, сказки Салтыкова-Щедрина.

Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина

Если говорить о поучительной функции сказок, то хочется вспомнить замечательные сказки Салтыкова-Щедрина, которые интересны не только детям, но и взрослым. Темы, поднятые в сказках Салтыкова-Щедрина и по сей день остаются актуальными и злободневными. Писатель не только заставляет своих читателей смеяться и следить за сюжетной линией, но и показывает несправедливость нашего мира, дает подсказки для ответов на злободневные вопросы.

Так, благодаря сказке Премудрый пескарь, мы понимаем насколько нелепо бояться трудностей, и постоянно прятаться от них. Салтыков-Щедрин предупреждает об этом читателей, и призывает не повторять жизнь бесхребетного героя, такую безрадостную и безсмысленную. Лучше прожить миг, недолгий и интересный, чем влачить жалкое столетнее существование. При этом сказка Салтыкова-Щедрина не поощряет крайности, а учит находить золотую середину.

Писатель высмеивает пороки правящего класса, и открывает их истинное лицо, их убогость и глупость. Например, в сказке Салтыкова-Щедрина Дикий помещик, мы видим человека, который решил прожить без мужиков. Таким образом он верил в счастливую жизнь, вот только без простых людей все пришло в запустение, а сам помещик одичал. В этой сказке автор показывает, какую огромную роль играют простые люди в нашем необъятном мире.

Несмотря на уверенность правящего класса в том, что они всемогущие, без простых людей даже генералы начинают деградировать, как например в сказке Салтыкова-Щедрина Как мужик двух генералов прокормил. Если бы не мужик, генералы на острове съели бы друг друга, ну а в Диком помещике тот просто превратился в безобразное существо.

Стоит познакомиться со сказками Салтыкова-Щедрина, чтобы понять, насколько поучительными являются его работы, где даже в образах животных и птиц, мы ясно видим человеческие черты, помыслы, привычки и желания.

Чему учат сказки Пушкина

Продолжая нашу тему, и чему учат сказки, хочется вспомнить и прекрасные сказки Пушкина. Этот гениальный писатель писал не только поэмы и стихотворения, он сумел создать и красивые сказки, благодаря которым дети учатся отличать плохие поступки от хороших, приобщают читателя к русской культуре и традициям. Его сказки способствуют развитию духовных качеств ребенка, воспевая кротость и добродушие, обличая жадность, зависть, напыщенность и самолюбование.

Пушкин, перенося читателя в мир сказки, где герои борются со злом, учит что за каждый плохой поступок последует наказание. Например, в сказке Пушкина Спящая царевна это злая мачеха, которая поплатилась за свою жестокость. Пушкин осуждает жадность, и на примере старика и старушки в Сказке о золотой рыбке показывает, насколько важно вовремя остановиться в своих желаниях и научиться быть благодарными за то немногое, что уже есть. А ведь чувство благодарности возникает у людей довольно редко, особенно если они получили все без труда.

Чему учат народные сказки

Человек, что впитал народную мудрость с детства, никогда не оступится и всегда будет выбирать верную дорогу. Народную мудрость мы начинаем постигать с раннего детства, читая народные сказки. Именно русские народные сказки — это целый океан мудрости, из которого можно черпать знания годами, и он никогда не иссякнет. Он будет хранить и доносить информацию о народах, традициях, обычаях, и при помощи поучительного сюжета, учит щедрости, уважению, смелости, справедливости. Русские народные сказки научат заботиться и любить, быть гуманнее и добрее. Сказки учат быть сильными и смелыми, учат верить, что зло будет наказано, и главное — учат жить правильно.

Сказки — это огромный мир со своими законами, где его основой является народная культура с ее вековой народной мудростью.

Ссылка на основную публикацию