Что такое абзац в тексте?

Значение слова абзац

Абзац в словаре кроссвордиста

абзац
  • Текст между двумя отступами в начале строк.
  • Отступ в начале строки.
  • Отступ вправо в начале первой строки текста.
  • Красная строка.

Абзац Абза́ц ( «раздел, часть текста») — отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений. Абзац, обозначая своего рода «цезуру», является единицей членения текста, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов (тематический, сюжетный и т.

1.Отступ вправо в начале первой строки какой-либо части печатного или рукописного текста; красная строка.

2.Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания. II предик. разг.Оценочная характеристика чего-либо как плохого, пагубного, губительного, приводящего к краху; конец, гибель, крах.

Большой современный толковый словарь русского языка

( нем. absatz)
1) красная строка – отступ в начальной строке текста (в издательской практике встречается оформление, когда а. начинается от края набора без отступа);
2) часть текста от одного такого отступа до следующего. ср. пассаж , период .

Новый словарь иностранных слов

м.
1) Отступ вправо в начале первой строки какой-л. части печатного или рукописного текста; красная строка.
2) Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

1. красная строка – отступ в начальной строке текста (в издательской практике встречается оформление, когда а. начинается от края набора без отступа);

2. часть текста от одного такого отступа до следующего.

Словарь иностранных выражений

( нем. Absatz от глаг. absetzen — отодвигать).
1) Отступ вправо в начале строка (красная строка).
2) Отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть, реже — одно простое или сложное предложение.

Словарь лингвистических терминов

абз`ац, -а, тв. -ем, р. мн. -ев

Словарь русского языка Лопатина

текст между двумя такими отступами Прочесть первый а. абзац красная строка, отступ в начале строки Начать писать с обзаца.

Словарь русского языка Ожегова

(нем. Absatz),
1) отступ в начальной строке текста.
2) Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.

Современный толковый словарь, БСЭ

абзац м.
1) Отступ вправо в начале первой строки какой-л. части печатного или рукописного текста; красная строка.
2) Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания.

Толковый словарь Ефремовой

абзаца, м. (нем. Absatz) (спец.).

1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац.

2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца.

Толковый словарь русского языка Ушакова

(нем. Absatz – красная строка, буквально – уступ),
1) отступ в начальной строке печатного или рукописного текста.
2) Часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

абзац, -а, тв. -ем, р. мн. -ев

Полный орфографический словарь русского языка

часть нелирического текста, пишущаяся с красной строки красная строка как таковая, отступ в начале абзаца 1

обозначает конец, провал, фиаско выражает сильные эмоции , крах, конец чему-либо или кому-либо

Деление на абзацы выявляет структуру текста: абзац составляет шаг в его конструировании, порцию смысла, и чтение «по абзацам » помогает воспринимать текст.

Повествование то в прошедшем времени: “…жизнерадостно предложило…” (1-й абзац ), “…Я лишь слегка кивнул в ответ…” (2-й абзац ), то в в настоящем времени: “…мысли шевелятся вяло…” вместо “…мысли шевелились вяло…” (6-й абзац ) и так во всём тексте.

Эта глава моей жизни, этот краткий её абзац — называется счастье…

В погоне за счастьем

Я обещаю больше никогда не заканчивать абзац словами «так-то вот». Так-то вот.

Балаган, или Конец одиночеству!

Теперь немного конкретики. Предположим, у вас появился абзац (строчка, реф — неважно), за который намечается Олимпиада есть: «война правок». Что самое кошерное есть: правильное сделать?

Транслитерация: abzac
Задом наперед читается как: цазба
Абзац состоит из 5 букв

Правильное написание абзаца: структура, длинна, примеры составления

Содержание статьи:

В прошлой статье, о структуре излагаемого материала, я вскользь упоминал об абзацах. Но, данной теме, стоит посвятить отдельную статью. На такую мысль меня натолкнул поисковый запрос одного пользователя: «Как правильно сделать абзац».

А ведь действительно, как правильно писать абзацы? Многие авторы (и я тоже, иногда, в этом повинен) не много внимания уделяют правильности составления абзаца. Не говоря уже о его размерах и структуре.

Но, абзац — это важный аспект форматирования текста. Как печатного, так и в Интернете. Таким образом текст воспринимается частями, а значит — куда более лучше понимается читающим.

Ко всему в придачу, структурированный текст, разбитый на абзацы, куда как приятнее читать, даже с чисто эстетической точки зрения. Хватает беглого взгляда на статью, чтобы понять — «Я ее прочту». Или же наоборот — «Это не мое». Последнее, как правило, случается в случае созерцания «простыни» текста, длинною в вечность.

Для чего нужны абзацы

Абзацы нужны не только для визуального разделения текста. В первую очередь, они разделяют мысли автора, которые он хочет донести до читателя. Более того, каждый абзац по-своему является маленьким вопросом и ответом.

Но это в идеале. Иногда, приходится делить текст на абзацы, только потому, что это уже необходимо сделать. Это также необходимо не только для эстетики, но и для ориентации читателя в тексте. Вернуться к началу второго или третьего (любого) абзаца, куда как проще, нежели выискивать предложение, на котором остановился, в сплошном тексте.

Но мало просто делить текст на абзацы. Надо понимать и знать, как правильно пишется абзац.

Составляющие абзаца

Если, как делить текст на абзацы и для чего это делать, немного стало понятнее, то вот как правильно составить абзац — ясно не до конца. И на то есть несколько причин:

  • абзац имеет свою структуру;
  • абзац должен быть правильно начат и завершен;
  • абзац должен быть определенной длинны.

У каждого абзаца должен быть небольшой план, по которому он пишется. Этот план должен «сидеть», в абстрактной форме, у каждого писателя в голове. И использоваться, как аксиома, на уровне подсознания.

Помимо плана, у абзаца должна быть своя тема (мысль), которая раскрывается именно в нем. И никаких других тем в абзаце поднимать не стоит. Например, если вы пишите про цвет красноухих ужей, то не надо писать о структуре кожи или окрасе глаз.

Структура абзаца проста: первое предложение — это вопрос или раскрытие темы. Оно самое основное. Правильнее всего писать его более емко, но не всегда это получается и ни под каждый стиль подходит.

Далее следует раскрытие темы. Или ответ на вопрос. Также возможны какие-либо факты или информация.

Последним же предложением в абзаце, как правило, бывает вывод или плавный переход к другой мысли. То есть, к следующему абзацу.

Размер абзаца

В прошлой статье я говорил о размере подзаголовков и заголовков. О том, что они должны составлять, примерно, пять абзацев. В этой статье, поскольку она посвящена именно абзацам, стоит поговорить о том, какой длинны должен быть абзац.

Рекомендованная длинна абзаца, около, пяти строк. Но, данное правило не является аксиомой. В некоторых случаях, абзац может состоять из одной строки и одного предложения, а в некоторых и намного больше. Но все же, самая удобоваримая форма для чтения — это около пяти строк.

При написании больших текстов, старайтесь не делать абзацы одной длинны. Таким образом, избежите желания уснуть у читателя. Однообразность всегда ведет к желанию уснуть.

Пример составления абзаца

Рассмотрим пример составления абзаца, на тему: «Заказ на сайте». Этот пример, пригодится для многих начинающих копирайтеров, работающих в сети.

Пример абзаца:

«На сайте присутствует функция заказа товара. С помощью нее, вы можете, не отходя от компьютера, заказать товар к себе на дом. Заказ товара доступен по ссылке — «Заказать», с любой страницы сайта и позволяет, в несколько кликов, осуществлять покупку. При заказе нескольких товаров, их можно добавлять в корзину».

В примере задается тема, описываются факты и осуществляется переход к следующей мысли (теме).

Заключение

В предыдущей статье, я рассказал, как структурировать статью заголовками и подзаголовками. В этой были рассмотрены аспекты деления на абзацы, тех самых, заголовков.

Но не стоит забывать, что зная, как правильно делить на абзацы, еще не значит, что структура материала будет правильной. Например, первый абзац должен сам по себе раскрывать суть заголовка и при этом иметь свою структуру. А последующие продолжать раскрывать тему.

Таким образом получится удобоваримый материал, который легко усвоится и запомнится. А значит и понравится.

И еще. Помните, что при написании СЕО-статьи и, например, любовного романа, стоит все же чувствовать разницу. Если для статьи в Интернет, правило пяти абзацев и пяти строк, вполне приемлемо, то в романе оно, в большинстве случаев, не подойдет.

В печатной литературе, абзацы выделяют красной строкой, а в Интернет публикациях разделяют небольшим отступом.

абзац

Значение слова абзац

Словарь Ушакова

абз а ц, абзаца, муж. (нем. Absatz) (спец.).

1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац.

2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

(нем. Absatz — уступ) — единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль А. Наличие тематического или концептуального предложения в каждом А. важно как для пишущего, так и для читающего. Такое предложение позволяет пишущему или говорящему ясно определить тему (см.: Тематическое предложение абзаца) и строго придерживаться ее при развитии в других предложениях, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Читайте также:  Эпические жанры литературы. Примеры и особенности

Когда мы пишем, мы должны начинать каждый А, несколько отступая от основной линии, с которой начинаются строчки. Это привлекает читателя и показывает ему, что происходит переход от одной мысли или темы к другой.

Правильно построенный А. должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В А. должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

В художественных текстах тема А. может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в А. нет «своего» тематического предложения, то это значит, что он является «обеспечением» темы или идеи, получивших отражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри А. должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением А., и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

Предложения внутри А. должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было выдвинуто на первый план. Начало и конец А. в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или конце А.

Лит.: Зарубина К Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под ред. Г. А. Золотовой. — М., 1979; Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М., 1981; Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. — М., 1969; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. — М., 1973; Солганик Г. Я. Стилистика текста. — М., 1997.

В.Н. Мещеряков

Словарь лингвистических терминов

(нем. Absatz от глаг. absetzen — отодвигать).

1) Отступ вправо в начале строка (красная строка).

2) Отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть, реже — одно простое или сложное предложение.

Этимологический Словарь Русского Языка

Немецкое – Abzatz (уступ, площадка).

В русский язык это слово пришло в начале XVIII в. из немецкого языка, почти в это же время оно появилось и в других славянских языках. Таких, например, как белорусский и украинский.

В немецком языке слово «абзац» обозначало «осадок», а также «отступ», «площадку», «отдел» и т.д. В русском языке есть эквивалент этому иностранному слову, который всем известен как «красная строка».

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

отступ; набор текста с новой строки в начале новой главы, раздела и т. д.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Отступ вправо в начале первой строки; красная строка.

* Писать с абзаца. *

2. Текст между двумя такими отступами.

* Прочитать два абзаца. Делить текст на абзацы. *

|| прил. (к 1 знач.) абзацный, -ая, -ое.

* Абзацная строка. *

Толковый переводоведческий словарь

1. Выражающий комплексное высказывание отрезок текста, в котором образующие его предложения связаны по смыслу и формально.

2. Отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое.

Тезаурус русской деловой лексики

‘смещенное вправо начало первой строки текста или отдельного фрагмента текста’

Энциклопедический словарь

  1. отступ в начальной строке текста.
  2. Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.

Словарь Ожегова

АБЗАЦ, а, м.

1. Красная строка, отступ в начале строки. Начать писать с абзаца.

2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть первый а.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Отступ вправо в начале первой строки какой-л. части печатного или рукописного текста; красная строка.
    2. Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания.

Большая Советская Энциклопедия

(нем. Absatz ≈ красная строка, буквально ≈ уступ),

отступ в начальной строке печатного или рукописного текста.

Часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.

что такое абзац текста, чем он отличается от предложения? какие параметры оформления абзаца вы знаете? ​

u0410u0431u0437u0430u0301u0446 (u043du0435u043c. Absatz u2014 u0440u0430u0437u0434u0435u043b, u0447u0430u0441u0442u044c u0442u0435u043au0441u0442u0430) u2014 u043eu0442u0440u0435u0437u043eu043a u043fu0438u0441u044cu043cu0435u043du043du043eu0439 u0440u0435u0447u0438, u0441u043eu0441u0442u043eu044fu0449u0438u0439 u0438u0437 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0438u043bu0438 u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au0438u0445 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 [1].

u0410u0431u0437u0430u0446, u043eu0431u043eu0437u043du0430u0447u0430u044f u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0440u043eu0434u0430 u00abu0446u0435u0437u0443u0440u0443u00bb, u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0435u0434u0438u043du0438u0446u0435u0439 u0447u043bu0435u043du0435u043du0438u044f u0442u0435u043au0441u0442u0430, u043fu0440u043eu043cu0435u0436u0443u0442u043eu0447u043du043eu0439 u043cu0435u0436u0434u0443 u0444u0440u0430u0437u043eu0439 u0438 u0433u043bu0430u0432u043eu0439, u0438 u0441u043bu0443u0436u0438u0442 u0434u043bu044f u0433u0440u0443u043fu043fu0438u0440u043eu0432u043au0438 u043eu0434u043du043eu0440u043eu0434u043du044bu0445 u0435u0434u0438u043du0438u0446 u0438u0437u043bu043eu0436u0435u043du0438u044f, u0438u0441u0447u0435u0440u043fu044bu0432u0430u044f u043eu0434u0438u043d u0438u0437 u0435u0433u043e u043cu043eu043cu0435u043du0442u043eu0432 (u0442u0435u043cu0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439, u0441u044eu0436u0435u0442u043du044bu0439 u0438 u0442. u0434.). u0412u044bu0434u0435u043bu0435u043du0438u0435 u0444u0440u0430u0437u044b u0432 u043eu0441u043eu0431u044bu0439 u0430u0431u0437u0430u0446 u0443u0441u0438u043bu0438u0432u0430u0435u0442 u043fu0430u0434u0430u044eu0449u0438u0439 u043du0430 u043du0435u0451 u0441u043cu044bu0441u043bu043eu0432u043eu0439 u0430u043au0446u0435u043du0442. u0410u0431u0437u0430u0446 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u043fu0440u0430u0432u0438u043bu044cu043du043eu043cu0443 u0438 u0431u044bu0441u0442u0440u043eu043cu0443 u0432u043eu0441u043fu0440u0438u044fu0442u0438u044e u0442u0435u043au0441u0442u0430.

u0410u0431u0437u0430u0446 u2014 u043cu0430u043bu043eu0438u0441u0441u043bu0435u0434u043eu0432u0430u043du043du044bu0439 u043au043eu043cu043fu043eu043du0435u043du0442 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u043du043eu0439 u0444u043eu0440u043cu044b, u0438u043cu0435u044eu0449u0438u0439 u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u043eu043du043du043eu0435, u0441u044eu0436u0435u0442u043du043e-u0442u0435u043cu0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435, u0440u0438u0442u043cu0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0435 u0438 u0441u0432u044fu0437u0430u043du043du044bu0439 u0441u043e u0441u0442u0438u043bu0435u043c u0430u0432u0442u043eu0440u0430. u0425u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u043du044b, u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u043au0440u0430u0442u043au0438u0435 u0430u0431u0437u0430u0446u044b u0432 u0438u043cu043fu0440u0435u0441u0441u0438u043eu043du0438u0441u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u043fu0440u043eu0437u0435 u2014 u0441u0438u043cu043fu0442u043eu043cu044b u0440u0430u0437u0434u0440u043eu0431u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u0438, u0430u0444u043eu0440u0438u0441u0442u0438u0447u043du043eu0441u0442u0438 u043cu044bu0441u043bu0438; u0438u043bu0438 u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440 u0432u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0435u043du0438u0435 u043a u0434u043bu0438u043du043du043eu043cu0443 u0430u0431u0437u0430u0446u0443 u0432 u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u0441u0442u0440u0430u043du0438u0446 u0443 u041c. u041fu0440u0443u0441u0442u0430, u0441u0432u044fu0437u0430u043du043du043eu0435 u0441u043e u0441u0442u0435u0440u043du0438u0430u043du0441u043au043eu0439, u0442u0430u043a u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u043cu043eu0439 u00abu0441u043fu0438u0440u0430u043bu0435u0432u0438u0434u043du043eu0439 u0446u0438u043au043bu0438u0447u043du043eu0441u0442u044cu044eu00bb u0435u0433u043e u0438u0437u043bu043eu0436u0435u043du0438u044f. u041eu0441u043eu0431u0435u043du043du043e u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu0435u043d u0430u0431u0437u0430u0446 u0443 u0410. u0411u0435u043bu043eu0433u043e, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0432u044bu0434u0435u043bu044fu0435u0442 u0432 u043eu0441u043eu0431u044bu0435 u0430u0431u0437u0430u0446u044b u0434u0430u0436u0435 u043eu0442u0434u0435u043bu044cu043du044bu0435 u0447u0430u0441u0442u0438 u0444u0440u0430u0437u044b, u043fu043eu0434u0447u0451u0440u043au0438u0432u0430u044f u044du0442u0438u043c u0442u0435u043cu0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0443u044e u0437u043du0430u0447u0438u043cu043eu0441u0442u044c, u0440u0438u0442u043cu0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u0435 u0432u044bu0434u0435u043bu044fu0435u043cu044bu0445 u0447u0430u0441u0442u0435u0439.

u0414u043bu044f u0432u044bu0434u0435u043bu0435u043du0438u044f u0430u0431u0437u0430u0446u0430 u0435u0433u043e, u043fu043eu043cu0438u043cu043e u043du043eu0432u043eu0439 u0441u0442u0440u043eu043au0438, u043fu0435u0447u0430u0442u0430u044eu0442 u0441 u043au0440u0430u0441u043du043eu0439 u0441u0442u0440u043eu043au0438, u0442u043e u0435u0441u0442u044c u043eu0442u0434u0435u043bu044fu044eu0442 u0432u0435u0440u0442u0438u043au0430u043bu044cu043du044bu043c u043eu0442u0441u0442u0443u043fu043eu043c u043eu0442 u0441u043eu0441u0435u0434u043du0438u0445 u0430u0431u0437u0430u0446u0435u0432 u0438/u0438u043bu0438 u0434u0435u043bu0430u044eu0442 u0430u0431u0437u0430u0446u043du044bu0439 u043eu0442u0441u0442u0443u043f. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Ответ:

Абза́ц (нем. Absatz — раздел, часть текста) — отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений [1].

Абзац, обозначая своего рода «цезуру», является единицей членения текста, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент. Абзац способствует правильному и быстрому восприятию текста.

Абзац — малоисследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Характерны, например, краткие абзацы в импрессионистической прозе — симптомы раздробленности, афористичности мысли; или например возвращение к длинному абзацу в несколько страниц у М. Пруста, связанное со стернианской, так называемой «спиралевидной цикличностью» его изложения. Особенно выразителен абзац у А. Белого, который выделяет в особые абзацы даже отдельные части фразы, подчёркивая этим тематическую значимость, ритмическое развитие выделяемых частей.

Для выделения абзаца его, помимо новой строки, печатают с красной строки, то есть отделяют вертикальным отступом от соседних абзацев и/или делают абзацный отступ.

Абзац

Урок 35. Русский язык 11 класс ФГОС

Конспект урока “Абзац”

· Определим, что такое абзац.

· Выясним, для чего используются абзацы.

· Поразмыслим, как поделить текст на абзацы.

Мы уже говорили о предложении. И выяснили, что это основная единица общения. Несколько слов в предложении связываются по смыслу и грамматически и имеют интонацию законченности.

Из предложений составляется текст. В нём несколько предложений связаны общей темой и идеей. Между ними часто есть и грамматическая связь.

Но на полпути между предложением и текстом стоит абзац. Что же это такое?

Представим, что мы создали вот такое предложение:

Наконец-то начали наливаться алым цветом ягоды клубники на грядках.

Можно сказать, что это предложение написано с абзаца.

То есть, мы начали его с того отступа, который называем красной строкой.

И получается, что абзацем мы можем называть отступ в начале строки.

А теперь добавим к предложению ещё несколько.

Урожая ждали не только дети. По грядкам расхаживали наглые сойки, искоса поглядывая на клубнику. С птицами-воришками нужно было как-то бороться.

И можно посчитать, что вот у нас есть абзац, который состоит из трёх предложений.

И тогда абзац – это текст между двумя отступами.

Но зачем нам вообще делить текст на абзацы и делать какие-то отступы?

Предположим, что мы сочинили небольшой текст. Вот такой.

Однажды Коля решил завести себе хобби. Что это был за зверь – мальчик представлял весьма смутно, но слышал, что дело это довольно увлекательное. Но с чего же начать? Начать Коля решил с кулинарии. Он добросовестно прошерстил несколько книг в духе «Как за пять шагов стать поваром». Результатами Колиного творчества отравились все тараканы и немного – дядя Борис. Тогда Николай отважно бросился в пучины изобразительного искусства. За неделю комната и сам новоявленный художник стали невероятно разноцветны. Бабушка, взглянувшая на картины внучка, вздрагивала и крестилась ещё неделю. Но Коля не унывал! Впереди была игра на гитаре…

Но воспринимать этот текст очень неудобно: всё мельтешит и сливается в глазах! Да и читать не очень-то удобно тоже.

Мы можем определить тему текста – попытки Коли завести хобби.

Но что, если мы попытаемся рассмотреть в этом тексте более мелкие темы?

Вот первые три предложения. Они уже показывают развитие небольшого действия: герой хочет завести себе хобби.

Мы можем так и определить тему для этого абзаца. И получается, что уже в этом абзаце мы рассказываем небольшую историю.

А вот и ещё три предложения. На сей раз речь идёт о кулинарии, и здесь тоже рассказывается небольшая история. Можно определить тему так: «Коля-кулинар». При этом вот в этом небольшом тексте есть свой зачин и своё развитие действия.

Возьмём ещё несколько предложений. На этот раз можно обозначить тему так – «Коля-художник». И мы снова видим, что в этих предложениях раскрывается своя небольшая тема. Мы даже можем создать по этому абзацу иллюстрацию.

Читайте также:  Исторические события в драме Борис Годунов Пушкина

Наконец, у нас есть ещё пара предложений – многообещающий финал. Можно даже определить тему: «Коля-музыкант». Причём, учитывая предыдущий текст мы даже можем предположить, как дальше будет развиваться действие.

И вот что у нас получилось теперь, когда мы отделили абзацы друг от друга. Теперь текст воспринимается гораздо легче! Потому что информация даётся небольшими порциями.

Ведь в тексте есть микротексты и микротемы, которые раскрываются в абзацах.

Мы выделили при делении текста на абзацы вот такие темы.

И каждый наш абзац – это микротекст.

В котором есть микротема.

Итак, абзац – это часть текста между отступами с новой строки. Абзац можно назвать микротекстом. В общей теме могут выделяться и микротемы.

При этом каждый абзац раскрывает свою микротему.

Что же ещё можно сказать про абзацы?

Мы видим, что обычно в абзацах несколько предложений. И в таком случае каждый абзац служит для выделения своей микротемы.

Но давайте посмотрим на первый абзац. Последнее предложение несколько выделяется по смыслу. Можем ли мы написать его с красной строки?

Выглядит вполне логично.

На самом деле абзацы достаточно часто состоят из одного предложения. Такие абзацы служат для перехода от одного абзаца к другому.

А теперь попробуем проанализировать какой-нибудь абзац. Для примера возьмём второй абзац в нашем тексте и посмотрим, что в нём есть.

Первое и второе предложение в абзаце связываются при помощи местоимения «Он». Третье предложение связывается с первым при помощи однокоренного слова Колиного. При этом в абзаце глаголы имеют форму прошедшего времени. И повторяются слова одной тематики: кулинария, поваром, творчества, отравились

Получается, что в абзаце сохраняется предметное единство и единство времени.

Значит, что предложения в нашем абзаце тесно связаны по смыслу и грамматически.

Теперь посмотрим на первое предложение. Это так называемый абзацный зачин. При чтении первое предложение каждого абзаца мы выделяем интонацией.

Причём, именно в этом зачине абзаца отображается самое важное его содержание.

Ну, а если мы выделим все абзацные зачины в тексте?

По этим абзацным зачинам мы можем примерно проследить все основные действия! Получается, что абзацные зачины составляют самое важное содержание текста.

А что осталось в абзаце помимо абзацного зачина? Оставшиеся предложения – это так называемая комментирующая часть.

Эта комментирующая часть раскрывает, поясняет информацию, которая даётся в зачине.

Итак, мы выяснили некоторые особенности абзаца.

У абзаца есть зачин. В нём намечается основное содержание абзаца. И есть комментирующая часть. В ней раскрывается то, что указано в зачине.

Но абзац может состоять и из одного предложения.

Так как же мы можем разделить текст на абзацы?

Сочиним ещё один небольшой текст.

Утро было весёлым и ветренным. Солнце игриво выблёскивало из-за облаков, жаворонки звенели в вышине. Пахло выпечкой, и хотелось куда-то срочно бежать за приключениями. На ярмарке в это утро царило особенное оживление. Надрывались торговки, расхваливая свой товар, и взахлёб торговались крестьянки, и переругивались между собой инструменты музыкантов – кто громче повеселит народ? Вадик и Денис примчались на ярмарку со всех ног сразу после завтрака. Теперь они протискивались сквозь толпу и собирались сначала мельком поглазеть на все ярмарочные диковинки, а уж потом не спеша и основательно пройти по лоткам со сладостями и игрушками.

Чтобы разделить на абзацы этот текст, мы должны помнить: каждый абзац должен раскрывать какую-то тему. Так что каждому абзацу можно дать заглавие.

Для начала мы обозначим отступ для первой строки. Теперь зададимся вопросом: какое предложение начинает новую микротему?

В первом предложении мы наметили тему утра. Во втором продолжается и раскрывается всё та же тема. И третье предложение подходит под описание утра.

А вот в четвёртом предложении вдруг появляется ярмарка.

Получается, что три предложения – это описание утра. Раскрывается соответствующая микротема. Но четвёртое предложение выпадает из этой микротемы. Это предложение будет началом нового абзаца, и мы напишем его с красной строки.

Читаем дальше и помним: в абзацном зачине сообщается что-то новое, что серьёзно отличается от предыдущей информации.

Второе предложение нового абзаца – это тоже про ярмарку. Но вот в следующем предложении появляются герои, о которых раньше не говорилось. Значит, эти два предложения – описание ярмарки. Мы можем дать этому микротексту такое же название.

Но следующее предложение уже выпадает из микротемы. Поэтому мы напишем его с красной строки.

Последнее предложение посвящено поведению героев на ярмарке. Оно тесно связано с предыдущим предложением. Получается, что мы не можем отделить предложения друг от друга: они связаны героями и микротемой «Вадик и Денис на ярмарке».

Теперь осталось только оценить деление текста на абзацы. Посмотрим, в каждом ли абзаце раскрывается своя тема? Ничего нельзя выделить в отдельный абзац?

Мы можем задаться вопросом по поводу вот этого предложения. Оно выглядит слегка обособленным, так что мы можем вынести его в отдельный абзац.

Обычно так делают, если хотят подчеркнуть предложение интонационно, выделить его. Здесь мы выделили жажду приключений.

Но нельзя увлекаться и членить весь текст на абзацы-предложения.

Альберт Лиханов – Обман

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Альберт Лиханов – Обман краткое содержание

Перед героем повести Сережей Воробьевым поставлен один из вечных людских вопросов – о совести. Правда и обман, доброта и корысть соседствуют в мире взрослых. Сможет ли Сережа выбраться из грязи, в которую угодил?

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу http://www.fictionbook.org/forum/viewtopic.php?t=3102. Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Обман – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Оркестр заиграл туш, духовики из музыкального кружка весело раздували розовые щеки. Кто-то ткнул Сережку в бок, кто-то шлепнул по плечу – он покрылся испариной, только кончик носа почему-то мерз, – вскочил, отбросил со лба светлую челку и побежал к сцене.

Сережка бежал вдоль рядов, и на него все смотрели. И от музыки, играющей в честь его, и от аплодисментов, и от яркого сияния многоярусной люстры он как бы потерял себя, не чувствуя ни рук, ни ног, ни тела. Он словно летел туда, к сцене, и полет этот был бесконечным, медленным, тягучим…

Потом он оказался в слепящем свете рамп. Растерянно топтался на виду у всех. Со страхом, как в пропасть, смотрел в зал, шевелящийся и возбужденный. Оборачивался на президиум, в котором о чем-то шептались.

– Главный приз, – наконец сказал конопатый судья, – вручается Сергею Воробьеву, установившему абсолютный рекорд. Его модель самолета с бензиновым моторчиком, подхваченная воздушными потоками, пролетела сто девятнадцать километров! Приз и ценный подарок – именные часы вручает Герой Советского Союза, пилот первого класса Юрий Петрович Доронин.

Аплодисменты загрохотали, как канонада, высокий, толстоносый Доронин протянул Сереже широкую и грубую ладонь, сказал в шуме: «Поздравляю» – и начал давать ему одну за одной кучу грамот – за первое место среди юношей, среди взрослых, от комсомола, за абсолютный рекорд и еще, еще какие-то, и с каждой грамотой в зале нарастал добродушный смешок, а когда Герой положил прямо в блестящий кубок коробочку с часами, потому что руки у Сережи уже были заняты многими наградами, зал захохотал.

Доронин поднял руку, и стало тихо.

Так тихо, что Сережа слышал тоненький звон висюлек в многоярусной, похожей на пирожное люстре.

– Ребята! – сказал летчик. – Это знаменитый самолет! – Он поднял вверх оранжевую модель с перебитым крылом, Сережину победу, абсолютный рекорд. – Его нашли колхозники в лесу за много километров от старта. – Он повернулся к Сереже. – Мне сказали, что Сергей Воробьев мечтает стать летчиком. Я уверен, он станет им, потому что во всяком стремлении должны быть вера и воля. Сегодня мы празднуем первую Сережину победу. Придет время, и у него и у вас будут победы поважнее. Стремитесь же к ним!

Сережа бежал обратно, и снова грохали аплодисменты, отмечая самый радостный день в его жизни.

Голова немножко кружилась.

Слава! Фу ты, он ее и не ждал. И не готовился вовсе – она обрушилась, как шквал, как ураган, как ливень.

Впрочем, какая это слава? Случайность! Выигрыш по лотерее! Ведь любую модель могли подхватить эти невидимые, стремительные восходящие потоки, прилепить потом, как марку к открытке, к густому, кудреватому облаку с золотистыми краями! И привет горячий! Не страшно, что кончится горючее, что остановится мотор… В общем, просто выигрыш – слава бывает не такой, слава – это же когда ты сам, сам что-то делаешь… Вот если бы быть там, в модели, если бы управлять ею хотя бы с земли, по радио, тогда другой разговор. А тут… Крутанули колесо, развернули билетик – вам, гражданин, часы, и кубок, и стопка грамот.

– По-моему, ты уже зазнался, – говорит Галка Васина, Васька попросту, – уже рисуешься!

Она идет в метре от Сережи – он ее всю разглядеть может; черная коса на плече лежит, а когда Васька поворачивается, глаза ее – два черных выстрела.

– Слово самурая! – смеется Сережа. – Знаешь, на каждую модель мы наклеиваем табличку: при нахождении просим вернуть туда-то и туда-то, но, клянусь, никто не думает, что наклейка пригодится.

– А все-таки приклеиваете? – не верит она.

Читайте также:  Что такое баллада в литературе?

– По правилам так положено! – говорит Сережа.

Он разглядывает удивленно свой оранжевый самолет, отмочивший такой номер, и сам себе не верит.

Когда модель ушла под облако, как водится, стартовал спортивный самолет. Он должен был преследовать ее и преследовал, пока, делая какой-то маневр, не потерял из виду. Сережа жутко расстроился – ведь он выбыл из соревнований, но через неделю оранжевую модель привез шофер грузовушки. Он сказал, что модель ему дали в сельсовете, и назвал село. Сто девятнадцать километров!

И вот теперь Сережа нес свою птицу с переломанным крылом, разглядывал ее удивленно.

– Вот Доронин! – говорит Сережа восхищенно. – Это да! Человек! Вражеский самолет таранил.

– И все-таки у твоего Доронина, – спорит Васька, – славы меньше, чем у той же Дорониной, у артистки. – Она улыбается. – Ты прямо смешной! Времена другие!

Другие, соглашается про себя Сережа. Ведь этот герой Доронин теперь на «кукурузнике» летает, на четырехкрыл ой этажерке. А когда-то немцев таранил! Но с Васькой он спорит:

– Допустим! Все, допустим, относительно! Но тогда нельзя так спорить! Ведь в ответ я скажу, что твою Доронину не сравнить с Гагариным.

– К старости, – Галины глаза рассматривают Сережу, – ты, наверное, станешь жутким сухарем, – она машет ладонью, – и уж, конечно, будешь технарем!

– Буду, – смеется Сережа, – для авиации гуманитарного образования маловато.

Он кивает Ваське и бежит к дому.

Сережа вшагивает в комнату, и его сразу оглушает самодельная музыка:

– Труу-ру-ру-ру-ру! Ру-ру-ру-ру! Труу-руу-у-у-у!

Мама трубит в свернутый журнал. Олег Андреевич играет на расческе, тетя Нина стучит ложками по блюду.

Сережу слепит крахмальная скатерть, золотистая пробка на толстой бутыли.

– Итак, – говорит Олег Андреевич, – торжественный банкет считаю открытым!

Он в милицейском мундире, на погонах – майорские звезды.

Сережа кладет на пол свою замечательную модель, гости разглядывают грамоты, часы, кубок.

– За удачу, – говорит Олег Андреевич. – За чемпиона!

Пробка жахает в потолок, шампанское гибкой струей выливается из горлышка.

Сереже наливают тоже – самую капельку на дне. Сережа смакует сладкую шипящую водицу, похожую на компот, крутит завод у первых своих часов, надевает на руку, сверяет время у Олега Андреевича, радио включает – пора.

Все никак не может наудивляться Сережа этим чудесам.

Вот мама возле него сидит, с тетей Ниной разговаривает, улыбается, папироску размягчает, в пальцах вертит – и в эту же минуту по радио говорит. Про колхозы, как там хлеб сеют и кто впереди; про заводы, какие у кого дела; или рассказ какой-нибудь под музыку.

Сереже больше всего нравятся рассказы или стихи. Их мама читает как-то особенно. Неторопливо, плавно так. Словно артистка.

Лично он, Сережа, разницы между мамой и артисткой совершенно не видит. Артистка только на сцене выступает, а мама – по радио. Но чем диктор хуже артистки? Ничем. Вон летом, когда мама в отпуск уходит, вместо нее артистки разные работают. Подзарабатывают, мама говорит. Так у них в сто раз хуже получается. Про картошку, например, говорят и уж так декламируют, будто из самодеятельности только что выскочили. И голоса-то скрипучие, угловатые, немягкие какие-то.

Знакомство с повестью А. Лиханова «Обман» (Литература XX века)

Повесть А. Лиханова «Обман» — это тревожащий рассказ нелегкой судьбе подростка, попавшего в сложную жизненную ситуацию. О трудном переходе из мира детства во взрослую жизнь.

С какой высокой ноты начинается повесть и жизнь Серёжи Воробьёва. Он получает главный приз за модель самолета. Приз ему вручает Герой Советского Союза летчик Доронин, который в годы войны таранил вражеский самолет.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Радуют мальчика именные наручные часы и стопка грамот. Доронин поздравляет Сергея с победой и желает ему ещё множество побед. И в этот момент Сергею кажется, что всё так и будет. Он окрылен высокой мечтой стать летчиком, как его отец, погибший в небе. Серёжа никогда не видел отца, потому что он родился после его гибели. Нет даже фотографии отца. Но всё равно он часто снится Серёже. Снится с разными лицами — то лицом Чкалова, то Гагарина. Но мальчик знает, что это отец. В авиационный кружок Серёжа ходит ради отца. Мама Серёжи – талантливый диктор на радио. У неё красивый сильный голос. Серёжа гордится мамой. Ему хорошо и легко с ней. Как часто потом он вспоминает счастливую жизнь с мамой.

В их жизнь входит Никодим — новый мамин муж. Серёже трудно воспринять его. Отец-то у него летчик, а тут просто Никодим, экономист. Рождается обида даже на маму — предала память отца. Он не может понять, зачем им Никодим. Ведь так хорошо вдвоём. Хорошо, когда мама поёт «Гори, гори моя звезда…», а Серёжа знает, что «заветная звезда» у мамы — это он.

Но постепенно Никодим из ненавистного становится даже симпатичным для Серёжи. И посмеяться с ним можно, и на велосипедах с ним можно наперегонки посостязаться. А главное — мама счастлива. И сам начинает чувствовать себя счастливым. Тем более, что в его жизни происходит множество радостных событий. Знакомится с Колькой, правда, после катания с новым другом на тракторе попадает с переломом в больницу. Но там такой счастливый день рождения ему устроили друзья и родные. Потом с переломанной рукой Никодим везет его на соревнования на аэродром. Никодим предлагает его усыновить. Они переезжают на новую квартиру. На новоселье мама читает гостям чудесное стихотворение В. Солоухина «Как выпить солнце».

Счастье обрывается мгновенно. Мама умерла при родах.

Серёжа раздавлен горем. Он в отчаянии. Все его поступки и мысли импульсивны. Он всю своё время отдает только что родившемуся брату. Постоянно бегает в больницу, справляется о нем. «Я его выращу», — заявляет он. А когда слабенький ребенок умирает, он сам мастерит детский гробик. Любить ему некого. А Никодима он начинает ненавидеть. Тот не способен ни действовать, ни думать и прячется за свою мать Веронику Макаровну, учительницу литературы, которую дети прозвали Литературой. Конечно, он не может усыновить теперь Серёжу и даже заботиться о нем. Ведь мальчик был просто приложением к любимой женщине. Её нет, и не надо никаких приложений. Он предлагает бабушке Серёжи разъехаться. Они меняют новую мамину двухкомнатную квартиру на однокомнатную и комнату. Бабушка соглашается на комнату и берет с Никодима доплату 300 рублей. Но Серёжа не хочет никак зависеть от негодяев и лжецов.

Страшную правду он узнает о своём отце. Он жив. У него другая семья. Он не летчик. Он боится самолетов и даже в отпуск не летает. Исправно платил алименты на брошенного сына. Серёжа раздавлен. У него была память о прекрасном отце-лётчике. Теперь и её нет. Авдеев раздавил её своим существованием. Мальчик с яростью отказывается от денег лжеца и негодяя. И очень болезненно переживает мамин обман. Непонятный обман. Воспоминания о маме сгибают плечи. Мысли у него совсем не мальчишечьи. Он мечтает, чтобы взрослые разговаривали с детьми не свысока, а на равных.

Сергей совершает ряд необдуманных решений. Уходит из школы. Устраивается осветителем на телевидение. Вместе со своим напарником Андроном обмывает первую зарплату. Пьяный, швыряет камни в окна ненавистного Авдеева, а попадает в окна соседей. Возвращает все подарки Никодиму. Совершенно теряет над собой контроль, когда мать Никодима, Литература, просит его вернуть помазок, майки и хлопчатобумажные штаны. Теперь его преследует желание вместе с помазком и штанами швырнуть 300 рублей, что взяла бабушка за комнату. Но где их взять? Серёжа идёт не преступление. Он взламывает кассу в буфете и забирает оттуда все деньги. Но сумма ничтожно мала. 29 рублей 60 копеек. И он чувствует, что в этих «ничтожных рублях, да ещё железом, заключается низость! мерзость! подлость!» Малость суммы подчеркивает низость поступка. Пытается убежать от этого, боится разоблачения, едет в другой город, чтобы поступить в училище. Но бежать от себя невозможно. Приходится всё время врать. Жить в обмане невозможно.

В поезде он вдруг слышит радио и мамин голос читает то стихотворение про гранат, которое она читала на новоселье. Этот голос его отрезвляет. Он вспоминает счастливую маму. Рассуждает о счастье. Делает заключение: «Моё несчастье — это я сам». И решение приходит само. Он возвращается домой, идет к Олегу Андреевичу, другу их семьи, и всё рассказывает. Он готов нести наказание за своё преступление. Он готов начать жизнь без обмана.

На страницах повести у него есть друзья, которые его хотят поддержать. Это и одноклассница Галя, которую он зовет Васька. Это мамины друзья — тётя Нина и Олег Андреевич и их сын Котька. Это дядя Ваня сосед по больничной палате, человек с непростой судьбой. Это и летчик Доронин. И даже пьяница и лентяй Андрон. Все они хотят помочь Серёже в беде.

Верится, что путь его после наказания в виде условного срока будет без обмана. Недаром повесть кончается встречей с летчиком Дорониным. Он ждет от него слов, которые изменят всю Серёжину жизнь. Он вспоминает, что «воздушные потоки поднимают в высоту модели, планеры и людей».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id75456

Ссылка на основную публикацию