Что такое антитеза в литературе? С примерами

Антитеза. Примеры в художественной литературе

Антитеза — это сопо­став­ле­ние или про­ти­во­по­став­ле­ние кон­траст­ных поня­тий или обра­зов в худо­же­ствен­ной речи.

Узнаем, что такое анти­те­за в лите­ра­ту­ре, каки­ми спо­со­ба­ми она созда­ет­ся и для чего исполь­зу­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной литературы.

В сво­ем твор­че­стве для уси­ле­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи писа­те­ли при­ме­ня­ют спе­ци­аль­ные сред­ства, кото­рые назы­ва­ют­ся сти­ли­сти­че­ски­ми фигу­ра­ми. Фигура пред­став­ля­ет собой необыч­ное постро­е­ние пред­ло­же­ния или обо­рот речи, осо­бое син­так­си­че­ское оформ­ле­ние фра­зы. Одним из образно-выразительных средств речи явля­ет­ся антитеза.

Греческое сло­во antithesis бук­валь­но зна­чит «про­ти­во­по­став­ле­ние». Антитеза рож­да­ет­ся там, где соче­та­ют­ся сло­ва, обра­зы, про­ти­во­по­лож­ные по смыслу.

Что такое антитеза

Эта сти­ли­сти­че­ская фигу­ра осно­ва­на на про­ти­во­по­став­ле­нии срав­ни­мых обра­зов, эпи­зо­дов, кар­тин для наи­бо­лее точ­ной пере­да­чи чув­ства и уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти речи.

Лексической осно­вой анти­те­зы явля­ет­ся при­сут­ствие анто­ни­мов, что нагляд­но про­яв­ля­ет­ся в посло­ви­цах и пого­вор­ках:

Легко подру­жить­ся, тяже­ло разлучиться.

Богатый и в буд­ни пиру­ет, а бед­ный и в празд­ник горюет.

Часто эта сти­ли­сти­че­ская фигу­ра исполь­зу­ет­ся в назва­ни­ях худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, например:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстого;
  • «Принц и нищий» М. Твена.

На исполь­зо­ва­нии анти­те­зы может стро­ить­ся целое про­из­ве­де­ние. У поэта Николая Заболоцкого есть фило­соф­ское сти­хо­тво­ре­ние «Лебедь в зоо­пар­ке», в кото­ром автор про­ти­во­по­став­ля­ет малень­кий оазис зоо­пар­ка, где живет пре­крас­ный белый лебедь, и шум­ный мега­по­лис со скре­же­том трам­ва­ем, виз­гом шин машин и гулом моста.

Скрежещут над пар­ком трамваи,
Скрипит под маши­на­ми мост,
Истошно кри­чат попугаи,
Поджав пер­ла­мут­ро­вый хвост.

На анти­те­зе постро­е­но сти­хо­тво­ре­ние С. Есенина «Над окош­ком месяц, Под окош­ком ветер»:

Над окош­ком месяц. Под окош­ком ветер.
Облетевший тополь сереб­рист и светел.

Дальний плач тальян­ки, голос одинокий —
И такой роди­мый, и такой далёкий.

Плачет и сме­ёт­ся пес­ня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в празд­ник спозаранку
Выходил к люби­мой, раз­вер­нув тальянку.

А теперь я милой ниче­го не значу.
Под чужую пес­ню и сме­юсь и плачу.

Уже в пер­вых стро­ках сти­хо­тво­ре­ния автор про­ти­во­по­став­ля­ет ветер и месяц. Звучащая пес­ня сме­ёт­ся и пла­чет. Автор вспо­ми­на­ет дале­кие дни, когда он был счаст­лив и с тальян­кой выхо­дил к милой. Противопоставляется про­шлое и насто­я­щее. А теперь он ниче­го не зна­чит для милой. На тальян­ке игра­ет дру­гой моло­дой чело­век. У гар­мо­ни голос оди­но­кий и род­ной, и в то же вре­мя бес­ко­неч­но дале­кий. Лирический герой сме­ет­ся и пла­чет под чужую пес­ню. И сно­ва анти­те­за — про­ти­во­по­став­ле­ние сво­е­го и чужого.

Антитеза может быть мно­го­член­ной, если она вклю­ча­ет несколь­ко анто­ни­ми­че­ских пар:

Полюбил бога­тый — бедную,
Полюбил учё­ный — глупую,
Полюбил румя­ный — бледную,
Полюбил хоро­ший — вредную:
Золотой — полуш­ку медную.
(М. Цветаева)

Примеры антитезы в художественной литературе

Пусть све­тит месяц — ночь темна.
Пусть жизнь при­но­сит людям счастье, —
В моей душе люб­ви весна
Не сме­нит бур­но­го ненастья.
(А. Блок)

Они сошлись: вол­на и камень,
Стихи и про­за, лед и пламень
Не столь раз­лич­ны меж собой.
(А.С.Пушкин)

Наша сила — правда,
Ваша — лав­рьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
Наша — фаб­рик дым.
Ваша мощь — червонец,
Наша — стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим.
(В. Маяковский)

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
(М.Лермонтов)

Видеоурок «ЕГЭ. Литература. Антитеза»

Антитеза — это борьба двух противоположностей

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Для того, чтобы в литературное произведение или ораторскую речь добавить горстку уникальности, выразительности и яркости, существует немало стилистических приемов, один из которых носит название антитеза, который применяется в том числе и в русском языке, причем, весьма эффективно.

  1. Что такое антитеза? Определение термина
  2. Примеры антитезы из художественной литературы
    • Из прозы
    • Из поэзии
  3. Примеры противостояния противоположностей в политике, рекламе и СМИ

Если говопить кратко, то этот художественный прием позволяет в явной форме противопоставить две противоположности. Немудрено, что подобная образная фигура часто использовалась ранее и применяется по сей день писателями и поэтами, то есть, людьми творческими.

Однако, благодаря способности антитезы мгновенно захватывать внимание окружающих, этот прием часто встречается в политике и рекламной деятельности. Обо всем об этом и поговорим, естественно, в совокупности с сочными и яркими примерами.

Что такое антитеза? Определение термина

Начнем, как всегда, с определения термина, который имеет древнегреческие корни, в латинском написании выглядит как «antithesis» и переводится на русский как «противопоставление». Таким образом, синонимом этого понятия можно вполне считать слово «противоположение».

Антитеза — это стилистический прием (или фигура), который основан на намеренном контрастном противопоставлении прямо противоположных понятий, связанных между собой общей темой либо наполненных общим внутренним содержанием.

В качестве составляющих антитезы в простых вариантах используются антонимы (слова одной и той же части речи, но с противоположным смыслом). При этом объектами могут быть абсолютно любые термины, отражающие свойства предметов, черты характера, внутреннее состояние и поведение людей, их мысли, явления природы, события и т.д. Несколько наглядных примеров:

  • белое и черное;
  • яркий и тусклый;
  • шум и тишина;
  • буйный и спокойный;
  • хитрый и прямодушный;
  • правда и ложь;
  • шторм и штиль;
  • приходить и уходить.

Если такие несложные противопоставления применить в контексте какого-нибудь литературного произведения, конкретного текста либо речи, то они станут полноправными антитезами.

К слову, антитезу зачастую путают с другой стилистической фигурой под наименованием «оксюморон», которая также базируется на игре с противоположностями. Их принципиальное отличие состоит в том, что в первом случае происходит явное противостояние противоположных понятий, а во втором наличествует попытка их соединения для получения уникальной фразы. Нужны примеры? Пожалуйста: «огонь и вода» — это антитеза, а «огненная вода» — оксюморон.

Оба этих приема стилистики, как я уже отметил, полновесно работают лишь в том случае, если грамотно вкраплены в текст или речь, с которыми неразрывно связаны, иначе словосочетания будут выглядеть либо несуразностью, либо обычным, ни к чему не относящимся выражением.

Прежде чем перейти к следующему разделу повествования, приведу еще несколько примеров из недр народной мудрости, где антитеза определяет суть пословиц и поговорок на русском языке:

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Мягко стелет, да жестко спать.
Умный научит, дурак наскучит.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Ну а теперь сделаем следующий шаг от простого к сложному и рассмотрим творения классической литературы, в которых антитеза играет чуть ли не определяющую роль.

Примеры антитезы из художественной литературы

Итак, как мы выяснили, наибольшее распространение рассматриваемый сегодня художественный прием получил в литературной среде. Его уже давно начали применять русские и зарубежные классики. Антитеза используется в названиях многих произведений.

Война и мир (Л.Н.Толстой)
Преступление и наказание (Ф.М.Достоевский)
Отцы и дети (И.С.Тургенев)
Толстый и тонкий (А.П.Чехов)
Волки и овцы (А.Н.Островский)
Живые и мертвые (К.Симонов)
Принц и нищий (М.Твен)
Что такое хорошо и что такое плохо (В.Маяковский)
День и ночь (Ф.И.Тютчев)

В этих творениях гениальных авторов полностью раскрыта тема соответственно их названию и в каждом случае антитеза красной нитью проходит через их содержание. То есть, такие заглавия этим произведениям даны отнюдь не просто для привлечения внимания читателей (впрочем, это и так понятно, потому данную ремарку считайте необязательным дополнением).

Необходимо иметь ввиду, что антитеза в художественной литературе может проявляться как в явной, так и в скрытой форме. Представленные выше заголовки произведений являются как раз примером явного противопоставления с помощью присутствующих там антонимов. А скрытое обычно выражено не одной фразой, а целыми текстовыми фрагментами, и в этом случае антитезу можно обнаружить, лишь окунувшись в содержание и проанализировав характеры персонажей, их поступки, описываемые события и т.п.

Кроме этого, явное противопоставление бывает простым (с применением пары слов-антонимов) и сложным (когда их присутствует сразу несколько):

В общем, различного рода разновидностей антитез в литературе встречается немало, однако, все они выполняют задачу наполнения романов, повестей, рассказов, стихов ярким содержимым.

Из прозы

Возьмем в качестве основных примеров два произведения из творчества величайшего русского классика Л.Н. Толстого: его эпический роман «Война и мир», а также рассказ «После бала», где использован прием антитезы, который во многом играет определяющую роль.

В романе «Война и мир» Толстой сумел раскрыть все разнообразие обоих присутствующих в антитезе понятий: непонимание, неприязнь, склоки между отдельными людьми и вражда между целыми государствами, с одной стороны; спокойствие в душе отдельного человека, семейное счастье, единение с природой, мир между всеми народами, с другой.

На основе противопоставления автор описывает черты характера отдельных героев (Элен, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова), их мироощущения и взгляды на жизнь, а также мирные сцены и военные баталии, в которых участвуют массы людей.

Рассказ «После бала» не имеет антитезы в заглавии, хотя его содержание также построено на принципе контрастности образов героев и происходящих событий.

Вот некоторые противопоставления, которые были использованы в рассказе «После бала»:

В «Преступлении и наказании» Достоевский также использует принцип антитезы, но здесь в названии произведения заложено противодействие двух диаметрально противоположных терминов не в узком юридическом, а в гораздо более широком смысле. То же самое касается и героев. До преступления тот же Раскольников вызывал скорее симпатию, тогда как после совершения злодеяния на него был наложен негативный образ убийцы.

Из поэзии

В поэзии стиль, в котором проявляется антитеза, несколько другой. Здесь противостояние чаще выражается не в заглавии, а в содержании, причем оно проявляется в более открытом виде. Ярким примером может служить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где вот так выражено противостояние главного героя и Ленского:

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Теперь обратимся к творчеству М.Ю. Лермонтова, чье стихотворение “Ангел” можно считать примером использования скрытой антитезы в поэзии:

Здесь в эпицентре внимания песня ангела, в которой восхваляется все небесное в противовес земному. Последние строки едвусмысленно это подтверждают.

Вот еще несколько примеров применения антитезы в стихотворениях:

Примеры антитезы в политике, рекламе и СМИ

Благодаря тому, что явная антитеза резко бросается в глаза и способна сфокусировать на себе внимание окружающих, именно такой тип противопоставления нашел себе приверженцев в сфере политики, рекламной и маркетинговой деятельности, а также средствах массовой информации.

В политической среде главными средствами отражения приема антитезы являются лозунги и воззвания, самые известные из которых, наверное, относятся к революционным временам. Вот, например, популярный лозунг времен Великой Французской Революции 1789 года:

Или возьмем Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию 1917 года, когда подобных высказываний тоже было немало. Думаю, представители старшего поколения хорошо помнят известную цитату из «Интернационала»:

Кто был никем, тот станет всем!

Или же из Манифеста Коммунистической Партии:

Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Совершенно очевидно, что противопоставления манят глаз, поэтому они достаточно эффективны при разработке рекламных объявлений и видеороликов. При каждом удобном случае в нашей жизни можно увидеть или услышать популярные слоганы:

Современная эпоха не оставляет человеку достаточно свободного времени. Поэтому современные люди при чтении новостей, неважно, какой носитель при этом используется (электронный или бумажный), вначале пробегают глазами заглавия в поисках интересной изюминки.

Естественно, средства массовой информации (СМИ) учитывают такую особенность читателей и используют разнообразные варианты уникальных привлекательных заголовков. Одним из самых эффективных способов сделать их таковыми как раз и является антитеза. Судите сами, насколько хорошо это работает по ниже следующим заголовкам статей популярных изданий:

На поляков не подействовал немецкий кнут и брюссельский пряник
Свобода или неволя?
Как нищий стал богатым
Несчастливая история со счастливым концом
Красавица и чудовище. История одной катастрофы

Ну и в завершение посмотрите обобщающее видео, в котором еще раз оцените силу антитезы как одного из самых эффективных средств для привлечения потенциальных читателей:

Что такое антитеза?

В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы.

Одним из образно-выразительных средств речи в художественной литературе является антитеза. Греческое слово antithe­sis буквально значит «противопоставление». Антитеза рождается там, где сочетаются слова, образы, противоположные по смыслу.

  1. Определение
  2. Виды антитезы
  3. Примеры антитез в прозаической литературе
  4. Примеры антитез в стихах

Определение

Антитеза — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли.

Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.

Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:

  • Легко подружиться, тяжело разлучиться.
  • Умный научит, дурак наскучит.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
  • Тише едешь, дальше будешь.

Часто она фигурирует в названиях художественных произведений, например:

Читайте также:  Синтаксис что изучает и зачем нужен в русском языке

На использовании антитезы может строиться целое произведение. У Н. Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке», в котором поэт противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,

Истошно кричат попугаи,

Поджав перламутровый хвост.

Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар:

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил учёный — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

Виды антитезы

В русском языке могут встречаться различные варианты противопоставления явлений:

  • По составу бывает простой (включает одну пару слов) и сложной (имеет две или более пар антонимов, несколько понятий): «Полюбил богатый — бедную, полюбил ученый — глупую, полюбил румяный — бледную, полюбил хороший — вредную: золотой — полушку медную» (М. Цветаева). Такое развернутое выражение неожиданно раскрывает понятие.
  • Еще больший эффект от использования контрастных понятий достигается применением совместно с другими видами фигур речи, например с параллелизмом или анафорой: «Я царь — я раб — я червь — я Бог!» (Державин).
  • Выделяют такой вариант противопоставления, когда сохранена внешняя структура антитезы, но слова никак не связаны по смыслу: «В огороде бузина, а в Киеве — дядька». Такие выражения создают эффект неожиданности.
  • Встречается противопоставление нескольких форм слова, часто в одном и том же падеже. Такая форма используется в коротких ярких высказываниях, афоризмах и девизах: «Человек человеку волк», «Кесарю — кесарево, а божие — Богу», «Миру – мир».

На базе антитезы родился особый прием — оксюморон, который некоторыми специалистами рассматривается как вид этой фигуры речи, только с уклоном в юмор и иронию. Примеры оксюморона у Александра Блока «Жар холодных чисел» или у Некрасова «И убогая роскошь наряда…»

Примеры антитез в прозаической литературе

На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:

Война и мир (Толстой)

Принц и нищий (Твен)

Волки и овцы (Островский)

Ангелы и демоны (Дэн Браун)

Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен, и Наташи.

А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.

И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.

Примеры антитез в стихах

У любого известного поэта можно найти в стихотворении образцы применения антитезы. Поэты разных направлений широко использовали этот прием. У писателей серебряного века (Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Константин Бальмонт) антитеза была излюбленным методом:

«Ты, море странных снов, и звуков, и огней!

Ты, друг и вечный враг!

Злой дух и добрый гений!»

В период классицизма этот способ создания выразительности поэты также любили. Пример в стихотворении Г.Р. Державина:

«Где стол был яств,

Великий Пушкин часто включал противопоставление образов и персонажей в стихотворные и прозаические тексты. У Федора Тютчева есть яркие примеры развернутого противостояния неба и земли:

«С поляны коршун поднялся, высоко к небу он взвился;

Все выше, далее вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла –

Антитеза — это единство и борьба противоположностей

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вооружении писателей есть масса средств, которые позволяют сделать повествование более выразительным и ярким.

Один из самых действенных способов – это антитеза. Сегодня мы как раз и поговорим о том, что это такое, по какому принципы они составляются и по ходу приведем массу примеров из литературы и поэзии.

Определение — что это такое

Этот термин пришел в русский язык из Древней Греции, а само слово «antithesis» переводится как « противопоставление ».

Антитеза – это стилистический прием, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

Чаще всего в антитезах используют антонимы, то есть слова, которые относятся к одной части речи, но обладают противоположным смыслом. Например, «хороший – плохой», «уходить – приходить», «добро – зло».

Самые простые примеры антитезы можно найти в народных пословицах:

Ученье — свет, а неученье – тьма
Умный научит, дурак наскучит
Тише едешь, дальше будешь
Легко подружиться, тяжело разлучиться
Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет

Антитеза в литературных произведениях может быть представлена несколькими способами:

  1. Противопоставление двух героев или образов, их еще принято называть антагонистами (см. что такое антагонизм);
  2. Противопоставление различных предметов, состояний или явлений;
  3. Противопоставление разных качеств одного героя или предмета;
  4. Противопоставление свойств двух разных предметов.

Примеры антитез в прозаической литературе

На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:

Война и мир (Толстой)
Принц и нищий (Твен)
Преступление и наказание (Достоевский)
Отцы и дети (Тургенев)
Волки и овцы (Островский)
Ангелы и демоны (Дэн Браун)

Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании . Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.

А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа . Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.

И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.

Примеры в поэзии

В отличие от прозы противопоставления в поэзии более прямые. Они не прячутся «между строк», их не надо додумывать – все находится на поверхности. Например, Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» так описывает отношения Онегина и Ленского:

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

А у Лермонтова есть строчки, которые давно стали «крылатыми»:

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Марина Цветаева нередко использовала антитезы в своих произведениях:

Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.

Благодаря резкости сравнения различных предметов, антитеза широко использовалась в поэзии начала XX века.

Например, у Владимира Маяковского . Он строил на этом приеме целые произведения, противопоставляя ценности царского режима и большевиков, правителей и рабочего класса.

Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
наша — стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.

Это отрывок из стихотворения «Киев». И, как видно, оно носит явно декларативный характер и могло бы служить даже политическим лозунгом или материалом для агитационных программ.

Антитеза в политике

Мы не зря упомянули Маяковского и то, что антитеза может что-то декларировать. Действительно, этот прием частенько используется для создания политических лозунгов . Самый яркий пример, наверное, относится к началу советского периода. Вспомните главные слова «Интернационала»:

Кто был никем, тот станет всем!

А в Манифесте Коммунистической партии можно было встретить такие пример антитезы:

Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

В современных лозунгах антитеза также широко используется. Достаточно вспомнить популярный призыв перед любыми выборами: «Голосуй или проиграешь».

Антитеза в СМИ и рекламе

Красивые противопоставления очень любят использовать и журналисты. Чаще всего их можно увидеть в заголовках газетных статей:

Блеск и нищета российского футбола
Нищий педагог и богатый дворник
Неблаговидные дела под благовидным предлогом
Грехи праведника
Луч света в темном царстве

Уже давно доказано, что человек, открывая газету или журнал, не читает все подряд, а в первую очередь пробегается глазами по заголовкам.

И ищет ту фразу, которая его зацепит, а уже только потом начинает читать саму статью. И вот антитеза – один из тех приемов, которые помогают завладеть вниманием, чем обязательно пользуются различные СМИ (что это?).

Сопоставление противоположностей часто используют и рекламщики. С помощью этого приема они создают короткие, но з апоминающиеся слоганы .

Мы работаем, вы отдыхаете (техника «Indesit»)
В холод — тепло, в жару — прохладу (кондиционеры «Samsung»)
Легко включить, сложно остановиться (безлимитный интернет)

А еще чаще можно встретить слоганы, основанные на противопоставлении «минимум – максимум». Например, «минимум калорий, максимум удовольствия» (Coca-Cola light), «минимум пространства, максимум возможностей» (мобильный телефон), «минимум труда, максимальный эффект» (стиральный порошок).

Вместо заключения

Кстати, благодаря антитезе появился еще один прием – оксюморон (что это?). Так называют устойчивые выражения, в которых используются слова с совершенно противоположными значениями. Например, «горячий лед», «страшно красивая», «живой труп», «горькая радость». Подробнее об этом вы можете прочитать на другой странице нашего сайта.

Литературная Система 3. 6. Антитеза

Антитеза.
Или противопоставление. В художественной литературе – стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Данный приём уже не считаю главным, только второстепенным. Однако, приём однозначно имеет право на существование.

Случайно получится вряд ли, но специально вставить стоит. Задача антитезы – усилить эмоциональную вовлечённость читателя. Державин тут отжёг, пожалуй, лучше всех: Например: “Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог”. Начинаешь задумываться над самомнением и самокритичностью автора. Сам автор того и добивается.
Ещё раз цель – вызвать сильную эмоцию, вовлечь в чтение – вот задача антитезы (как, впрочем, и большинства художественных форм).
Пушкин тоже не лыком шит :)) :
Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…
Неплохая картинка сразу появилась по поводу Онегина и Ленского.
Самые примеры распространённые, никого ими не удивишь.

Теперь вопрос интересней – когда применять антитезу и как научиться её грамотно применять. Моё мнение – в романе или повести что-то антитезистое должно быть точно. Хотя и в рассказах она тоже явно не повредит. Вот варианты, где можно применять антитезу:
1. Антитеза в описаниях. Описываем два резко контрастирующих места параллельно или одно за другим. Тем самым создаём у читателя ощущение величины и разнообразия придуманного нами мира. Фантастике однозначно показано. Пример: цикл «Орден Манускрипта» Теда Уильямса – все главы буквально построены на антитезе! В начале – тёплый Наббан (страна там такая), а потом сразу – ледяные склоны Минтахока (а это гора).
2. Антитеза во флешбэках. Показываем что-то или кого-то, а потом – показываем прошлое этого же самого. Например – герой путешествует и доходит до руин большого города и мы делаем флешбэк – показываем каким город был красивым и процветающим 300 лет назад. Читатель, разумеется, задаётся вопросом – что же случилось с этим чудесным городом за 300 лет?
3. Антитеза в героях. Берём характер и делаем его противоположность. Пусть это будет друг или враг. За счёт этого добиваемся уверенности в том, что наши герои уж точно не похожи один на другого. Следить за такими героями будет интересней.
4. Антитеза в названии. Цель у неё та же, что и обычно. Касательно названия это превращается в некую рекламную функцию. Интригуем читателя, в общем. Так, какие у нас примеры классические? :
«Горячий Снег»
«Мертвые души».
Любили классики этот приём, в общем. Хотя, тут уже не совсем антитеза – оксюморон.
5. Антитеза на будущее. В повествовании указывается нынешнее состояние героя или объекта и пишется – каким он станет через какое-то время. Рискованно, т.к. читательский интерес держится на вопросе – «Что будет дальше?». А тут мы как бы отвечаем на него частично. Однако ж, можно.
Интернационал не читал, однако из него: «кто был никем, тот станет всем!». Скорее применимо в рекламных текстах такое дело. Там людям действительно нужно рассказывать, как им будет хорошо, когда они купят рекламируемый продукт или услугу 🙂
Но и в литературе можно пользовать. Даже пословицы и поговорки есть на тему: «Тише едешь – дальше будешь».
6. Антитеза в описании состояния героя. Когда нужно показать двойственность состояния. Например у влюблённого – он то летит на клыльях любви, то падает в чёрную бездну отчаяния 🙂 . Тьфу, от шаблонности фразы аж самому противно стало (потому и посарказничал со словом клылья). Однако ж, суть Вы поняли. Описать нужно грамотно, чтоб читатель проникся.
Ещё подвариант – показываем желания героя и описываем его жестокую реальность. За счёт антитезы задаём хороший мотив действиям героя. Он хочет чтоб было всё так хорошо, а у него всё так хреново… вот он и начинает конкретно суетиться.
7. Противопоставление внешнего облика чего-либо и его реальной сути. Показываем как выглядит мир шоу-бизнеса снаружи и какая грязь там внутри. Вызываем сильные эмоции. Даже в поговорках это есть: , «Велик телом, да мал делом», «Длинна коса, да ум короток». Ну, как-то так.

Читайте также:  Монолог Пимена из драмы Борис Годунов Пушкина

Как научиться применять? Да очень просто! Написали текст (например, главу). Посмотрели на неё и подумали – где нужно дополнительно подогреть читательский интерес. Где тускловато, скучновато становится по тексту? Где описание затянули или плохо замотивировали поступки героя? Тут не обязательно именно антитезу вставлять, конечно. Такие места в тексте – кандидаты на применение всех возможных литприёмов. Однако, теперь в арсенале есть антитеза и мы можем применить именно её. Применили один из вышеописанных вариантов, снова глянули на текст. Ну что – стало лучше в этом месте? Если считаете, что да – супер, пишите дальше. Если лучше не стало или стало ещё хуже – значит плохо применили антитезу или вообще здесь её не стоит делать. Либо переписываем, либо – ищем и применяем другой литприём.
Вот такие примеры и применение антитез знаю я. Возможно, это не полный список, однако, я полагаю, что предмет разобран достаточно подробно и более-менее становится ясно – когда и как применять этот литприём. Вещь действительно полезная, показанная к применению практически в любом художественном тексте. Конечно, можно обойтись и без антитезы, но 99% случаев при правильном применении она делает текст только лучше.

Идейно-художественное своеобразие рассказа После бала Толстого

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году. Данное произведение обладает своими специфическими особенностями, которые требуют особого рассмотрения. Произведение не слишком большое, но имеет точную суть и свои особенности рассказывания.

В рассказе идет повествование об Иване Васильевиче, который провел свою жизнь не как обычный человек. После особенного утра вся жизнь Ивана Васильевича меняется в один миг. Вся история, которая повествуется в рассказе, делится на две части. Одна из них принадлежит сцене на бале, а другая повествует о тихом и спокойном утре, когда над поселком навис туман. Построение всего романа происходит по кольцу. В самом начале рассказа говорится об определенных героях. На эту тему и заканчивается произведение. Между такими важными моментами следует отметить монолог главного героя. То и дело монолог прерывается различными собеседниками.

В произведении имеется свой определенный сюжет, а также элементы главной композиции. Второстепенными героями рассказа являются Варенька Б, а также ее отец. Главными вопросами в произведении можно считать вопросы нравственности и порядка. В произведении рассказчик влюблен в прекрасную девушку по имени Варенька Б. а главной проблемой рассказа является вопрос о социуме, о личности. Если говорить об Иване Васильевиче, стоит отметить его любовь к богатой жизни, ведь он родом из обеспеченной семьи. Жизнь свою он посвящает людям, а, вернее, помощи им. Ему пришлось отказаться от карьеры. Две части произведения показывают различия в жизни людей, так как одна часть посвящена описанию бала, а другая страшному наказанию в поле. В рассказе идет описание Вареньки, ее черт характера, а также описание ее отца, его отношения к жизни. Тут же раскрывается характер Ивана Васильевича с его требованиями от солдат повиновения.

В рассказе идет повествование о влюбленности солдата в Вареньку Б. кроме того, идет повествование о событиях на балу, где главному герою предстоит познакомиться с отцом девушки. Он, будучи полковником, выделяется своей красотой, статностью, а также свежими чертами лица. После бала события разворачиваются у дома полковника. Там командованием солдат, а также всей экзекуцией занимается полковник Б, то есть, отец Вареньки. Ивану Васильевичу не спалось и ему предстоит столкнуться с отцом Вареньки прямо в поле. Ивана Васильевича ужаснула страшная сцена избиения человека на глазах у людей, где никто не мог заступиться и помочь ему. Подводя итоги, можно отметить, что главной темой в рассказе будет являться философский вопрос, а также принципы морали и совести.

2 вариант

Рассказ “После бала”, представленный миру в начале 20 века, заслуживает подробного анализа. Первое что можно сказать – в него заключен глубокий смысл. В основе рассказа лежат понятия морали и духовного развития.

Иван Васильевич повествует о том, что для развития человека необходимо сначала изменить условия его жизни. Он предполагает, что всё может решить мгновение, даже рассказывает о событии, изменившим его жизнь. Это произошло всего один раз, но имело очень важный отпечаток в его будущем. Иван вспоминает свою любовь к Вареньке Б. Это была его самая сильная любовь. Дальше он рассказывает о том, что именно в ней ему понравилось.

Рассказ “После бала” завершается разговором тех же действующих лиц, которые были в начале. В середине произведения находится речь Ивана . В этом монологе есть необходимые элементы самостоятельного рассказа. История, которую повествует главный герой, содержит в себе взаимоисключающие друг друга части. Роскошный, оживленный бал и спокойное, туманное утро. Она противопоставлены друг другу специально чтобы можно было почувствовать контраст (это не единственный случай применения контраста в этом рассказе). Обе половины соединены фигурой рассказчика и второстепенными лицами – Варенькой Б. и ее отцом. Таким образом, произведение как бы закольцовано.

Мрачная, бесчеловечная сцена телесного наказания испугала Ивана. Это была сцена избиения татарина. Он не видел приятного и благодушного полковника в том человеке, который избил военнослужащего за слишком слабый удар по спине провинившегося товарища. Полковник полагает, что “надо все по закону”, поэтому перед тем как танцевать он надевает перчатки. Когда необходимо пойти на жестокость он делает всё также. Возможно в обеих ситуациях всё по закону.

Писатель использует контраст (бал — наказание) в качестве способа выражения общественного конфликта.

В произведении “После бала” мы можем увидеть традиции прошлого, но и задуматься над вечными вопросами. В этом произведении положительный образ полковника становится отрицательным. По мнению автора Иван Васильевич хотел развиваться как личность. Толстой подразумевал под этим борьбу со злом. Произведение имело авторитет в глазах современников. Как уже было сказано в нем поднимаются вечные темы, над которыми можно размышлять и в наше время.

Также читают:

Картинка к сочинению Идейно-художественное своеобразие рассказа После бала

Популярные сегодня темы

Впервые Николай Михайлович задумался о написании данного произведения в 1790 году. Данный труд призван донести исторические факты в простом и литературном формате. Читатель должен понимать, что происходит

Произведения Н. В. Гоголя – это сочетание реалистичных традиций и мистических элементов. Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание читателя своеобразными мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, существующими между людьми.

1749 — Александр Радищев родился в Саратовской губернии в семье образованного помещика. Его отец был религиозен, владел четырьмя языками. Отец сам обучил сына русской грамоте.

Данная легенда начинается с того, что двухгодичный ребенок лесника пропадает в тропических зарослях.Безусловно, ребенку грозит гибель, в одичавшей натуре очень многое количество угроз

Роман «Белая гвардия» содержит много биографических черт, которые взяты с образа автора романа — Михаила Булгакова.

Анализ рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. Главное об этом произведении написал Многомудрый Литрекон в своем разборе.

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.
  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке. Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.
Читайте также:  Объясните слова и выражения “А где блесна такая… на подвид битюря?!”; “Рясный парной дождик”.

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

  1. Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.
  2. Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам. Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.
  3. Тема крушения мечты. Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.
  4. Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.
  5. Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

  1. Лицемерие и криводушие. Автор показывает, как уважаемый полковник добр и учтив с высокопоставленными гостями на балу, и как он жесток к низшему классу, к своим подчиненным. Герой готов любезничать с людьми из своего круга, строить из себя патриота и верующего человека, но на деле он демонстрирует презрение к народу и тем моральным устоям, которые образуют христианское мировоззрение.
  2. Равнодушие. Петр Владиславович не прислушивается к беглому солдату, который умоляет его «помилосердствовать». Ему все равно, что его подчиненный испытает адскую боль, от которой может и умереть. Главное для него – железная дисциплина, на которой застынет любая пролитая кровь. В образе полковника нет и сотой доли того, что церковь предписывает каждому прихожанину, ведь герою безразлична сущность учения, и важнее всего благовидная внешняя сторона любого дела.
  3. Жестокость. Когда же один из солдат, бивший татарина плетью, делает удар слабее, то тут же нарывается на пощечину от полковника. Петр Владиславович чувствует гнев от того, что молодой солдат недостаточно сильно ударил беглого татарина, спина которого уже превратилась в окровавленное мясо. Значит, он не только выполняет свой долг, но и с усердием допытывается до осужденного, как будто получая удовольствие от его унижения.
  4. Безнравственность. Автор поднимает проблему нравственно-духовных качеств дворянства, погрязшего во лжи. Петр Владиславович сам позиционирует себя как истинного христианина, в то же время читатель не наблюдает в герое ни капли нравственности. Он является примером бесчеловечной жестокости и равнодушия — ему не становится жалко беглого солдата, он не просит офицеров ослабить удары. Двуличие и холодность полковника пугают Ивана Васильевича, он отказывается от такого родства.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ритм: «музыканты знаменитые» — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)

Ссылка на основную публикацию