Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова доклад сообщение

Доклад Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова сообщение

Кавказ в творчестве русских писателей 19-20 веков занимает очень важное место. Многие писатели решали уехать из больших городов (иногда по своей воле, а иногда и нет), сменить обстановку и поискать вдохновения на Кавказе. И можно сказать, что именно Кавказ повлиял на произведения многих известных русских писателей. А в особенности на М.Ю. Лермонтова, в творчестве которого можно без труда найти «дух» Кавказа.

Ещё с детства будущий писатель бывал в этих краях. Причина этому – слабое здоровье мальчика. Бабушка Елизавета Алексеевна верила, что чистый воздух Кавказских гор и горячие источники окажут на него благоприятное действие. И правда, Лермонтов не только поправился в физическом плане, но и в духовном. Ведь именно в это время он стал открывать в себе поэта, и во многом это благодаря красоте местной природы. Много стихов поэта, посвящённых природе, связаны с Кавказом. Также, по его словам, именно в то время он в первый раз влюбился в знакомую одной из его кузин. Он признаётся, что образ этой прекрасной девочки до сих пор хранится в его голове. Именно здесь, в свои 14 лет он пишет поэмы «Кавказский пленник» и «Черкесы», в которых очень заметно влияние А.С.Пушкина на юного поэта. Также он отмечал, что как раз на Кавказе впервые познакомился с произведениями Пушкина, и они оставили след его в душе такой же сильный, как и виды Кавказских гор. Ещё он знакомится с поэмами Байрона и находит в них также что-то близкое для себя.

Следующие поездки на Кавказ становятся не такими радостными. Он проводит на Кавказе две своих ссылки. Причина первой – стихотворение «Смерть поэта» о смерти Пушкина, которого Лермонтов так уважал. Стих запретил сам царь, посчитав Лермонтова ненормальным. Его высылают в Ставрополь, но по дороге он простужается, и его отправляют на лечение в Пятигорск, где он припоминает счастливые детские годы. Также этот город влияет на роман «Герой нашего времени», в который Лермонтов вставил свои заметки о Пятигорске. Также впечатления от этой ссылки нашли место в поэме «Мцыри». Правда пишет он эти произведения уже в Петербурге, после своего возвращения, но именно идеи и зарисовки будущих сюжетов появились во время пребывания в ссылке. Также в Тифлисе он знакомится с известным декабристом Одоевским, который впоследствии станет близким другом Лермонтова, и именно благодаря ему поэт начинает думать о политической жизни страны, его начинают волновать те же проблемы, что и декабристов.

Кроме бурной литературной деятельности, Лермонтов пишет несколько пейзажей. Например, Крестовую гору (впоследствии картина была подарена Одоевскому). Здесь можно увидеть, как многогранен талант Лермонтова. Видно его умение создавать не только словесную картину, но и зрительную. И во многом благодаря ему, много лет спустя можно увидеть, как же выглядел Кавказ в то время, полюбоваться теми же видами, которыми когда-то восхищался и вдохновлялся сам Лермонтов.

Вторая ссылка (причина – участие в дуэли) стала для Лермонтова тяжёлым испытанием. Его отправляют в пехоту, и теперь он уже не чувствует себя на Кавказе как дома. Его больше не вдохновляет природа, местные жители и чистый горный воздух. Это ощущение несчастья можно найти в произведении «Валерик». Возможно, Лермонтов перенасыщается красотой Кавказа или же всё дело в его психологическом состоянии, подавленности, которые мешают ему снова почувствовать то счастье, что он испытывал в детстве.

И именно Кавказ становится могилой Лермонтова. И может это и к лучшему, ведь именно здесь он провёл лучшие годы своей жизни, своё детство, и был так счастлив когда-то. Он погибает на дуэли с Мартыновым в июле 1841г. Ему было всего лишь 26 лет. Но оставляет он после себя невероятное достояние – свои произведения, которые продолжают волновать читателей до сих пор. И можно с уверенностью сказать, что образ Кавказа, пронизывающий практически все произведения Лермонтова, становится чуть ли не неотъемлемой частью всех его поэм, стихов и книг, одним из главных героев.

Доклад №2

У Михаила Юрьевича, сына офицера, который был на воспитании бабушки было домашнее образование. Первые стихи поэт написал в пансионе, в котором потом учился.

Лермонтов служил, в известном нам царском селе. За написанное стихотворение о смерти великого Пушкина он был отправлен в ссылку. Благодаря нескольким людям данное наказание сделали поменьше.

Кавказ был большой частью жизни и творчества у Лермонтова, его привезла туда бабушка. Лермонтов был человеком не очень общительный, скорее был “в себе”.

С Петербургом у Лермонтова были взаимные антипатии.

В итоге была ссылка на Кавказ, где Михаил написал несколько своих произведений, “Мцыри”, к примеру. В этой ссылке Лермонтов стал еще больше замкнутом, нежели был до этого. В его жизни появилась прекрасное творение “Бородино”, которое, которое известно по сей день всем людям.

Кавказ был для Миши домом, вдохновением, для которого посвятил он много стихотворений. В некоторых прозаических произведениях мы также может наблюдать описание природы Кавказа. На Кавказе он жил с 10 лет, собственно на Кавказе и встретил свою трагическую смерть. Можно сказать что Лермонтов воспевал в своих творениях всё, что связано с Кавказом.

К счастью, нашего дорогого поэта и прозаика вернули в Петербуг, опять же стараниями бабушки. И в этот раз он был совершенно другим, общительным, душой любой компании и сводил с ума всех женщин. В ссылке были написаны те произведения, которые по приезду в Петербург Лермонтов печатает в “Отечественных записках”.

Одни его любили другие ненавидели. В жизни Лермонтова также как и его музы – Пушкина состоялась дуэль с сыном французского посла. И снова ссылка. Там Лермонтов героизмом отличался, но по заслугам ничего не получил.

Через два года после смерти было напечатано стихотворение “Утес”, сочиненное незадолго до убийства. Одним из самых популярных произведений остается “Герой нашего времени”.

Лермонтов Михаил женат не был, но отношения с женщинами, конечно же, были. Некоторые он даже описывал и воспевал также в своих лирических стихотворениях. Он всегда привлекал девушек своим умом, но некоторые не особо рассматривали его в качестве жениха по разным причинам, то слишком молод, то не нравился маме. Его не принимали и не понимали именно таким человеком, которым он был. К сожалению, именно это он и говорит в одном из отрывков “Героя нашего времени”.

На Кавказе куда снова возвращается поэт, происходит еще одна роковая дуэль с майором, который ранит Михаила в грудь, убив его. Практически умерла замена Пушкина для того времени. К сожалению, из-за погодных условий доктор ехал долго. Многие радовались смерти великого писателя, многие были расстроены. Но Лермонтов навсегда остался с нами в сердце вместе со своими произведениями.

Лермонтов Михаил Юрьевич всегда останется великим воспоминаниям и взрослых и детей, его стихи и проза останутся нашими любимыми. Мы будем всегда учить их и читать.

Жавказ в жизни и творчестве Лермонтова

Популярные темы сообщений

Солнце – это большая и единственная звезда в солнечной системе. Все планеты в нашей галактике вращаются вокруг солнца. Например, Земля совершает круг от своей орбиты и огибает солнце за 365 дней. Раньше люди считали, что не Земля вращается вокруг солнца,

Если посмотреть биографию Вернадского, то отчетливо видно, что он относился к тем ученым, которые работали в разных областях. Образование он получил биологическое, однако главный вклад его в науку затрагивает изучение минералогии,

Тропические леса расположились рядом с экватором. Эти удивительные и во многом неизведанные леса разделяют на влажные тропические и сухие листопадные леса. Тропики преобладают в таких странах как Мексика, Австралия, Азия, Центральная и Южная

Лермонтов на Кавказе

Кавказ в жизни Лермонтова занимал особое место и оказал огромное влияние на творчество поэта. По стечению обстоятельств Кавказ сыграл роковую роль в его судьбе.

В первый раз Лермонтов попал на юг России в пятилетнем возрасте. Вместе с бабушкой он провел все лето в станице Шелкозаводсткой в Чечне, в имении родственников Хастатовых.

Шесть лет спустя он приехал в Кисловодск снова вместе с бабушкой, которая привезла его на воды, чтобы подлечить, укрепить организм. Лермонтов унаследовал от матери слабое здоровье, все детские годы болел золотухой. Болезнь заставила его рано повзрослеть, научила думать. Бабушка приложила немало сил, чтобы победить недуг. И даже держала возле мальчика врача-француза, в обязанность которого входило следить за здоровьем Миши.

Кавказские горы, необычная природа, люди поразили Мишу до глубины души. Он даже пробовал делать зарисовки, некоторые из них сохранились до наших дней. Здесь он впервые влюбился в девочку. По его собственному признанию, это было самое сильное для его юношеских лет чувство. Ее имя осталось неизвестным. Через два года Лермонтов написал стихотворение, «К Гению», посвященное его пребыванию на Кавказе.

В 16-летнем возрасте в его дневнике появилась такая запись:

На его отношение к Кавказу оказали влияние произведения Пушкина, Бестужева-Марлинского, которым зачитывалась молодежь того времени. Бестужев-Марлинский был сослан на Кавказ за участие в декабристском восстании. Там была написана повесть романтически-героическая повесть «Аммалат-бек».

Михаил Юрьевич окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его ожидала блестящая карьера на военном поприще. Военных в России всегда любили и хорошо принимали в свете. Но в 1937 году, когда ему было 22 года, он написал гневное стихотворение «На смерть поэта». Царская власть не могла простить молодому офицеру подобной вольности и его сослали на Кавказ, в нижегородский драгунский полк, стоявший в Кахетии. В свою первую высылку Лермонтов познакомился с Азербайджаном. Впрочем, тогда еще не было такого государства. Были разрозненные ханства: Кубинское, Шемахинское, Шекинское, Ширванское, Шушинское и др. А местное население называли кавказскими татарами.

В кубинской провинции в этот момент произошло возмущение местных крестьян, которые не хотели служить в царской армии. Недовольство населения разжигалось имамом Шамилем жившем в Дагестане.

Первое пребывание на Кавказе сильно изменило Лермонтова в нравственном плане. Возможно, под влиянием происходивших на севере Азербайджана событий, он другими глазами стал смотреть на отношение российских властей к местным кавказским жителям. Он видел, что местное население душат непомерными налогами, сгоняют с родных земель, богатых пастбищами и плодородными землями, которые потом отдавались русским, или там устанавливались военные гарнизоны. Со своим полком он проехал всю северную часть Азербайджана от Кубы до Шекинского ханства. Михаил Юрьевич участвовал в подавлении восстания лезгин в Шекинском ханстве, знакомился с населением, общался с теми, кто знал русский язык.

Город Шеки несколько раз менял свое название, нухинские лезгины – это шекинское население.

Тема свободы приобретает для Лермонтова новый смысл, новое звучание. Вернувшись в Петербург, Лермонтов написал «Демона» и «Мцыри». Тогда же поэт записал азербайджанскую сказку «Ашик-Кериб».

Лермонтов начал изучать татарский язык, который сравнивал с французским в Европе. Есть сведения, что он был знаком с азербайджанским просветителем и философом Мирзой Фатали Ахундовым, много лет работавшим в Тифлисе, под руководством которого начал изучение языка.

Вторая ссылка на Кавказ оказалась жестче и суровей первой. Лермонтову пришлось участвовать в боевых операциях на реке Валерик (чеч. ВаларгтӀе). Переводится как река смерти.

В своем донесении генерал-адъютанту Граббе от 8 октября 1840 г. генерал Галафеев писал:

Сам Лермонтов не любил говорить о собственном участии в этой боевой операции. Хотя сочинил стихотворение «Валерик», в котором подробно рассказал об этой операции, и написал несколько акварельных рисунков.

Зимой на стыке 1840-41 годов Лермонтов приехал в отпуск. Он хотел выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Но бабушка была против. Она видела, что ее конфликтный внук всякий раз нарывается на неприятности, оказываясь в Петербурге. Решила, что служба в Армии даст выход его излишней эмоциональности и мечтала, что он дослужится до высших чинов. В начале мая 1841 года он выехал из Петербурга. Но его третья поездка оказалась кратковременной. Уже 15 июля, два с половиной месяца спустя поэт погиб на дуэли.

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Данная работа заняла 2 место в муниципальном конкурсе детского и юношеского литературно-художественного творчества в 2014 году. Название номинации: «Литературоведение». Название работы: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова». Наименование вида работы: творческая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
konkurs_o_lermontove_1.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт XIX века. Одной из ведущих тем его творчества является тема Кавказа. В своей исследовательской работе я рассмотрела роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника.

Объектом моего исследования является биография периодов пребывания Лермонтова на Кавказе и творчество великого русского поэта, написанное под впечатлением этого края.

Предмет исследования моей работы: история создания литературных произведений, написанных в периоды пребывания Лермонтова на Кавказе, а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в живописи.

Цели моей работы: изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова и определить актуальность его творчества.

Задачи моей работы: определить роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; изучить некоторые интересные факты биографии этого величайшего человека, которые имели место произойти с ним именно на Кавказе.

КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Кавказ – живописное место. Этот таинственный край, «где люди вольны, как «орлы», манил многих русских писателей. Его образ нашел отражение во многих произведениях таких классиков русской литературы, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов и многих других.

Исключительное место занимает кавказский край в жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, впервые побывавшего на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки.

Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта, его большая любовь к Кавказу. Все чувства и переживания Лермонтова о Кавказе отражены в его произведении “Кавказ”:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

1830 год (М. Ю. Лермонтов)

Знакомство поэта с кавказским фольклором и впечатления от природы Кавказа повлияли на возникновение замысла поэмы “Мцыри”. Здесь Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Самой большой любовью для Мцыри была та “одна, но пламенная страсть”, что “изгрызла душу и сожгла”, — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком. [2]

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев… [3]

В поэме М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи» отразились не только воспоминания его о поездках на Кавказ в детстве, но и чтение литературы о нем, рассказы родственников —

Хастатовых и Шан-Гиреев, московских студентов и юнкеров, по происхождению кавказцев. В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» автор, обращаясь к Кавказу, восклицает:

Тебе, Кавказ, – суровый царь земли –

Я снова посвящаю стих небрежной:

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной!

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежной;

На севере в стране тебе чужой

Я сердцем твой, – всегда и всюду твой [4] .

Язык произведений Лермонтова прекрасен, он завораживает и околдовывает, раскрывает нам красоту и богатство родной речи.

Почему-то в наше время говорят только о литературной стороне творчества Лермонтова и забывают о том, что он увлекался еще и живописью. Лермонтову-писателю всегда помогал Лермонтов-художник. На создание произведений живописи поэта вдохновляла необыкновенная природа Кавказа, которую он хотел показать в своих картинах. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, отразивший всю бесконечность мироздания в миниатюре. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, – подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого.

Из картин, написанных Лермонтовым в 1837 – 1838 гг., по эмоциональной насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется “Воспоминание о Кавказе”. Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане – все составные части пейзажа, все подробности – мелкий кустарник, травка и камни –

согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой. Они являются неотъемлемой частью этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца тихой долины. То же самое следует сказать о других пейзажных изображениях поэта: “Эльбрус при восходе солнца”, “Кавказский вид с верблюдами”, “Кавказский вид с саклей”, “Вид Пятигорска”.

Любимый край Лермонтова – Кавказ, который, с детства вдохновлял поэта, был колыбелью его творчества, стал же и местом его гибели. Он погиб на дуэли, которая произошла на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук (теперь это место называется “Перкальской скалой”).

Итак, проанализировав творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, мы убедились, что одна из его ведущих тем — тема Кавказа.

Кавказ в жизни и творчестве Михаила Лермонтова

И не только благодаря впечатлениям, возникшим после созерцания снежных вершин, гордых замков и башен. Поэта связывали с этими краями детские воспоминания, 2 ссылки, там же произошла роковая дуэль.

Сладкая песнь отчизны

Кавказ в жизнь Лермонтова вошёл ещё в 1820 году, когда пензенская помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева (урождённая Столыпина и бабушка будущего поэта) решила оздоровить шестилетнего Мишу «на горячих водах». Пейзажи за окном экипажа были вовсе не похожи на знакомые Тарханы. Юный путешественник увидел совершенно иную природу:

  • бескрайнюю степь;
  • необыкновенной красоты горы.

На мальчика это путешествие произвело сильное впечатление. Но воспоминания Миши после второго приезда в 1825 году были ещё более яркими. В этот раз бабушка, решив сделать внуку подарок, перед поступлением в учебное заведение устроила для Михаила целое лето отдыха на Кавказе.

В неполных 11 лет этот резвый, но скрытный мальчик с выразительными глазами впервые в жизни влюбился. Он не запомнил, а, может, и не знал имени девятилетней девочки, которая приходила поиграть (разумеется, в сопровождении своей матери) к его двоюродным сёстрам.

В своих воспоминаниях поэт годы спустя напишет, что это чувство было самым сильным и настоящим. С тех пор для него Кавказские горы навсегда оказались в одном ряду с воспоминаниями о первой любви и стали практически священными.

Свои первые стихотворения четырнадцатилетний лирик написал, будучи под сильным впечатлением, полученным от чтения гениальных творений Пушкина. Произведения воспитанника пансиона свидетельствуют, насколько живы были воспоминания о посещении горного края не только в подростковом возрасте, они вдохновляли Лермонтова и в более поздний, университетский период:

  • написанные в 1828 году «Черкесы», «Кавказский пленник»;
  • датированные 1830 годом «Прими, прими мой грустный труд…», «Кавказ» и другие.

Лермонтов часто описывает природу и заинтересовавшие обычаи горцев, говорит о своей любви к этому удивительному краю. В его сердце навсегда остались степи и горные ущелья с их дикой красотой.

Взросление и первые проблемы

Учась в Московском университете с октября 1830 по июнь 1832 года, Михаил Лермонтов был сначала студентом «нравственно-политического», позже учился на «словесном» отделении. Это время в биографии поэта стало периодом всплеска творческой энергии и активного участия в светской жизни Северной столицы.

Он охотно бывал на балах, в светских салонах, веселился на маскарадах и отпускал колкости и эпиграммы. Современники отмечали несоответствие такого поведения и характера поэтических творений Лермонтова: многие шедевры были полны бурлящей и гордой силой, бунтующей против устоев. Разумеется, молодой поэт создавал и лирические произведения.

В это же время почитатели большого таланта увидели поэмы с явно кавказской тематикой — «Измаил-Бей», «Каллы». Лермонтов начал работать над «Демоном» (писать это произведение поэт будет почти 9 лет). Немного позже появились «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».

Михаил в 1831 году участвовал в скандальной истории противоборства студентов Московского университета и профессора Малова. Через год Лермонтов подал прошение и был отчислен из учебного заведения. В планах было продолжение учёбы в Санкт-Петербурге, но там ему предложили поступать снова на первый курс. Такие условия молодому человеку не подошли.

И тогда подключились бабушка, влиятельная столыпинская родня по материнской линии. Кто повлиял сильнее, сейчас определённо сказать вряд ли получится, но Михаил оказался в Школе гвардейских подпрапорщиков. О душевном состоянии молодого дворянина накануне поступления в это учебное заведение красноречиво свидетельствует его «Парус».

Гуманитарий стал военным вопреки собственным планам. Там же Лермонтов познакомился с Мартыновым, который через 10 лет вызовет поэта на роковую дуэль.

После двух «злополучных» лет школы Лермонтов стал корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Теперь его жизнь опять полна увлечениями и упрёками совести. Поэт как будто на качелях: его то обуревают страстные порывы, то терзают сомнения, подчас близкие к отчаянью.

Событие, изменившее всю жизнь

Так прошли 3 года. И вдруг случилось страшное и непоправимое: в феврале 1837 года на дуэли с Дантесом был убит великий Пушкин.

Реакция света на роковую дуэль

Нравы, царившие в свете, были весьма своеобразны. В столичных салонах нередко судачили, причём совершенно убеждённо, что Пушкин сам повинен в собственной гибели, и воздавали хвалу Дантесу, который и приятнее, и с декабристами дружбу не водил.

В качестве одного из самых веских аргументов звучало: потомок петровского Ганнибала был совсем не Аполлон. А вот его противник, преследовавший Наталью Пушкину, наоборот, был вполне привлекательным.

Красавица-жена, по убеждению светских львиц, вполне могла бы одарить благосклонностью настойчивого кавалера.

А любящий муж и отец семейства, оказывается, не должен был ревновать, права не имел рассчитывать на супружескую верность. Да и на любовь, по большому счёту, тоже.

Лермонтовское стихотворение о гибели Пушкина

Это произведение поэт написал практически сразу после того страшного известия. Михаила Юрьевича одолевали такие сильные эмоции, что перо, казалось, само вложило в буквы всю бурю чувств:

  • боль и гнев;
  • горечь от осознания невосполнимой потери;
  • презрение к лицемерам, чьё поведение лишь приближало роковой час дуэли на Чёрной речке.

Эффект от стихотворения, переписанного и мгновенно облетевшего столицу, был впечатляющим. Врагов Пушкина, а теперь и Лермонтова, возмущала дерзость:

  • 23-летний Михаил посмел практически устроить публичную порку светскому обществу за его двойную мораль;
  • открыто обвинил в том, что вокруг царского трона и под сенью закона скрываются палачи чести и свободы;
  • ещё и грозил карой на Небесном суде.

Кстати, своего родственника из рода Столыпиных поэт попросту выгнал вон. Причина — тот попытался призвать Лермонтова к менее резким выпадам против убийцы, мол, Дантес — весьма достойный человек и джентльмен.

Царский гнев и наказание

Самый могущественный человек в империи, когда до него донесли сообщение о вольнодумце и бунтаре, сначала было усомнился, в своём ли уме автор такого стихотворения. Даже велел провести освидетельствование. Шутка ли: гвардейский офицер пишет подобные сочинения! А ведь гвардия считалась военной элитой и верной опорой императора.

Первая ссылка — короткая

Но как только выяснилось, что Лермонтов в здравом уме, суд и наказание последовали незамедлительно. Корнет был разжалован до прапорщика и получил перевод из элитного гвардейского соединения в драгунский полк, воевавший на Кавказе.

Это была первая ссылка неугодного дворянина. Суровое наказание вынесено, несмотря на усилия Василия Жуковского и бабушки поэта, которая использовала все связи и знакомства, чтобы помочь внуку.

Однако в дороге Михаил Лермонтов заболел. Весенняя слякоть и сырость привели к тому, что в один из первых дней мая 1837 года поэт доехал до Ставрополя, заработав сильную простуду. После разрешения врачей разжалованный и сосланный офицер отправился на лечение.

В Пятигорске и Кисловодске он провёл почти 4 месяца. Здесь поэт наблюдал за публикой, приехавшей на воды, много писал, но уже теперь Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова совершенно другой — суровый, грозный. И вовсе не вызывает ассоциаций со сладкой песней, как это запомнилось в детстве.

Вскоре бабушке поэта удалось добиться того, чтобы Лермонтова перевели сначала в Новгородскую губернию, где стояли тогда части гродненского гусарского полка. Потом в апреле следующего, 1838 года, было возвращение в Северную столицу и служба в лейб-гусарском полку.

Накопившиеся за время ссылки наблюдения и более ранние впечатления сформировали намерение написать роман о молодом офицере и взаимоотношениях с людьми, которые по воле судьбы оказываются с ним рядом. Разумеется, действие происходит на Кавказе. На создание историй о Печорине ушло почти 2 года, и в 1840-м роман «Герой нашего времени» был завершён.

Во всех этих сочинениях Лермонтова Кавказ присутствует, но уже как фон, на котором развиваются события. В стихотворениях и прозе всё меньше ставится акцент на описание природы, на первом плане — люди, их чувства и поступки.

Суровое наказание

Современники в своих воспоминаниях о молодом поэте писали, что он, вернувшись из своей кавказской ссылки, стал опять вхож в салоны столичных дворян. Ему оказывали знаки внимания светские любительницы героев и знаменитостей.

Но так уж случилось, что в 1849 году случился конфликт между Лермонтовым и сыном французского дипломата. Дуэль между соперниками закончилась царапиной у поэта, Эрнест де Барант вообще не пострадал.

Этот поединок стал поводом для издевательских шуток в свете. Но у императора краткий доклад об этом происшествии вызвал гневную реакцию. Последовали арест, гауптвахта, затем перевод и служба в Тенгинском пехотном полку.

Лермонтова было приказано отправить не первую линию. Для чего — в принципе, понятно. Смелый и решительный молодой офицер в проводимых операциях и столкновениях с горцами не раз совершал геройские поступки, за которые другие были бы прощены, восстановлены в звании и даже награждены. Кто угодно, но не этот поручик. Не возымело даже представление Лермонтова к награде и личная просьба генерал-губернатора Галафеева о переводе прекрасного офицера в гвардейский полк.

Начало 1839 года. Поэт завершил поэму «Демон». Это была беспощадная характеристика жизни и нравов российского общества:

  • невозможно истинное счастье и долговечная красота;
  • нет места безоглядной любви и бесстрашной ненависти.

Зато прекрасно выживают мелкие страстишки. Поэт подчёркивает ужасающую сущность жизни в такой среде, «где преступленья лишь да казни».

Современникам было вполне понятно, что история прекрасной Тамары — отверженного ангела лишь канва, сама поэма направлена против существующих устоев общества и деспотизма. Произведение призывало к освобождению, и это было очевидно. Разумеется, никаких публикаций и быть не могло, поэма ходила в читательских кругах в рукописном виде, но популярность «Демона» была сопоставима с грибоедовским «Горем от ума». Ещё одно совпадение (или нет?) — авторы этих шедевров погибли молодыми, и оба — очень далеко от столицы.

В том же году читательские списки распространили «Мцыри». Это было ещё одно творение поэта, столь ненавистного императору.

Последний акт трагедии

Получив в январе 1841 года двухмесячный отпускной билет, Лермонтов едет в столицу. Но получить отставку он не смог, поэтому в апреле был вынужден покинуть Петербург и вернуться на Кавказ.

Май 1841-го. Поэт и его родственник по материнской линии А. Столыпин-Монго сняли скромную квартиру на окраине Пятигорска. Домик у подножия горы Машук с прекрасным видом на заснеженные вершины Кавказского хребта и Эльбрус понравился Михаилу Юрьевичу.

А уже через полтора месяца Лермонтов в очередной раз метко подшутил над Мартыновым, за щегольскую черкеску и кинжал, назвав сослуживца свирепым горцем. Тот вспылил, но поэт и мысли не допускал, что эта мелкая стычка приведёт к дуэли. Но оскорблённый товарищ по школе юнкеров не желал примирения.

Некоторые записи современников содержат довольно прозрачные намёки, что люди, которые подогревали ситуацию, не добивались мирового соглашения и стали секундантами. В обязанности этих участников поединка входила попытка примирить стороны конфликта. Учитывая высочайший запрет на дуэли, эта функция была очень кстати. Но нет, дата и время назначены.

А Лермонтов накануне дуэли встречается в Железноводске с кузиной, тётушкой и друзьями, на обратном пути делится с Глебовым планами. Задумка была интересная:

  • один роман о временах противостояния России и Франции;
  • второй о Тифлисе при Ермолове, персидской войне и гибели Грибоедова в Тегеране.

Вечером следующего дня была гроза, и шёл сильный дождь. Однако дуэль состоялась, как и было договорено, 15 июля 1941 года. Время — между 18 и 19 часами. Поэт был убит.

17 числа поручик Лермонтов погребён в Пятигорске. Без отпевания.

Несколько месяцев Елизавета Алексеевна Арсеньева вымаливала дозволения, чтобы перезахоронить погибшего внука в своём имении. Она смогла получить разрешение, несмотря на общественное мнение (туда ему и дорога) и слова государя о собаке и смерти. Такие высказывания сохранились в архивах князя Васильчикова, бывшего одним из секундантов.

Сегодня учащиеся описывают в рефератах жизнь Лермонтова на Кавказе. Кратко излагая череду событий, перечисляя произведения, важно постараться понять, что волновало гениального поэта.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013

ВЛИЯНИЕ КАВКАЗА НА ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!»

Кавказ – одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М.Ю. Лермонтова.Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил.

Целью моей работы было:

– познакомиться с работами Лермонтова, посвященными Кавказу;

-определить значимость для творчества первых впечатлений Лермонтова-мальчика о Кавказе;

-выявить грани художественного таланта поэта в произведениях, посвящённых Кавказу.

Кавказ занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу». Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет.

Здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Вспоминая, через пять лет златокудрую девочку и Кавказские горы, он записал в тетрадку свою: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки».

«Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» – писал критик Белинский.

В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой,

Всегда и всюду твой!

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа … вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и с той поры все мечтаю об вас, да о небе…».

Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой.Они меня в младенчестве носилиИ к небесам пустыни Приучили…

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Природа Кавказа таинственна и полна волшебства, с ней поэт стремится слиться, а вот с людьми, юный и мятежный, Лермонтов такой связи не находит, чувствует свою оторванность от их мира. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая есть.

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт.

Природа прекрасна и бесконечна, человек же мал и ничтожен, недостоин того величия, которое окружает его. Лишь виды и красоты Кавказа оживляют дух лирического героя, внушают ему мысль, что среди этой первозданной, торжественной красоты и тишины должны быть и необыкновенные люди, достойные этого величия.

Люблю я цепи синих гор,Когда, как южный метеор,Ярка без света и краснаВсплывает из-за них луна,Царица лучших дум певцаИ лучший перл того венца,Которым свод небес поройГордится, будто царь земной.

Об этом явлении «любви» к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: «Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова».

Лермонтов изображает природу Кавказа правдиво, без преувеличений. В стихотворении «Утро на Кавказе» он любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор.

Вот на скале новорожденный лучЗарделся вдруг, прорезавшись меж туч,И розовый по речке и шатрамРазлился блеск, и светит там и там.

Он возвеличивает природу – она вправе укорять человека, рискнувшего оспаривать ее владычество.

Присущая Лермонтову мятежность, тревога звучит и в его пейзажной лирике, посвященной Кавказу. Он стремится «за стеной Кавказа» укрыться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» голубых мундиров, найти покой и справедливость. Но, к огромному своему сожалению, в ущельях и скалах он видит все те же несчастья, которые встречал по всей стране:

Кавказ! далекая страна!Жилище вольности простой!И ты несчастьями полнаИ окровавлена войной.

Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта.

Лермонтов решил развить в своем очерке образ штабс-капитана Максим Максимыча, в лице которого он отразил лучшие черты кавказского офицерства.

Лермонтов сознательно подчеркнул это сходство. Подобно доброму штабс-капитану, кавказец его молчалив, «сидит себе да покуривает из маленькой трубочки». Он, точно так же, как и Максим Максимыч, возит с собой только чайник «ровно и в жар и в холод носит под сюртуком архалук на вате и на голове баранью шапку; у него,- по словам Лермонтова,- сильное предубеждение против шинели в пользу бурки».

В этом типическом портрете кавказца так же, как и в образе Максима Максимыча, Лермонтов показал скромного труженика войны – русского офицера. Он показал его человеком независимых убеждений, большой души, огромного жизненного опыта, показал его романтически влюбленным в Кавказ, исполненным живого интереса к той стране и к тем людям, среди которых он живет.

«Не зная истории России и европейской политики,- говорит о нем Лермонтов,- он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные главных семейств. Знает, какой князь надежный и какой плут; кто с кем в дружбе и между кем и кем есть кровь. Он легонько маракует по-татарски…».

Лермонтов от начала до конца показывает служебный путь кавказского ветерана, восполняет недосказанное в «Герое нашего времени».

Роман Лермонтова – его вершинное творение, первый прозаический, социально-психологический и философский роман в русской литературе.

Изучая творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, я открыла для себя не только великого поэта, но и одаренного художника.

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее, одаренность писателя сказалась и здесь.

Лермонтов рисовал с детства. В четырнадцать лет написал поэму «Кавказский пленник» в подражание пушкинской. И сам изготовил к ней картинку: черкес тянет пленника на аркане, фон-горы.

Сохранилась акварель в альбоме, в котором Лермонтов рисовал в те ранние годы для себя. Она еще не умелая, но интересно, что Лермонтов изобразил море, волны и парус. Стихотворение «Парус» еще не написано. А образ одинокого паруса уже зарождается.

Стихотворение «Родина» будет написано еще только через десять лет, а чету белеющих берез мы уже видим на полудетском рисунке.

О художественных занятиях поэта было известно давно, но Лермонтов – поэт воспринимался сам по себе, картины же и рисунки представлялись чем-то отдельным.

Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту.

Немного было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор посредством стиха и прозаической фразы, звучание которых составляет неизъяснимую прелесть, заключенную в музыкальности каждого слова и в самой поэтической интонации. Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, Лермонтов мог бы стать настоящим художником.

Описания Лермонтова так пластичны, что понятным становится, почему современники называли его русским Гете: в изображении природы великий немецкий поэт считался непревзойденным. «На воздушном океане» – строки, не уступающие пантеистической лирике Гете, Лермонтов написал в 24 года. При всем том он умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями – им ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и глубокая, неутолимая грусть.

Один из самых известных портретов Лермонтова, едва ли не лучший, тот, где поэт изображен на фоне гор, в бурке, накинутой на куртку с кавказскими газырями. Через плечо, на ремне, перекинута черкесская шашка. Лицо – с огромными печально взволнованными глазами, и хотя черты неправильны – лицо прекрасное, вдохновенное. Замечательно в портрете то, что он гармонирует с нашим восприятием поэзии Лермонтова. И не менее замечательно, что Лермонтов написал портрет сам, написал акварелью, глядя на себя в зеркало, и автопортрет – одна из его лучших живописных работ.

По итогам моей работы можно сделать выводы. Еще когда стремительно набирающий высоту поэтический дар юного Лермонтова делал первые шаги, Кавказ занимал видное место в его творческой палитре.

С раннего детства и на всю жизнь «Синие горы Кавказа» станут для поэта священны. Всю жизнь он будет щедро, с восторгом и упоением дарить им свой удивительный талант.

Все его произведения отличает сочетание простоты и возвышенности, естественности и оригинальности.

Пробуждение первого чувства соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы.

Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия. В лирике Лермонтова Кавказ дает ощущение свободы, незыблемости мироздания. Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздух свободы… Особенно хорошо понимаешь это, глядя на картины Лермонтова.

Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно,- как Лермонтов.

Как сладкую песню отчизны своей, люблю я Кавказ!

«Гордая вражда с небом, презрение рока и предчувствие его неизбежности» – вот что характерно для его поэзии. Это – самые верные слова из всех, которые когда-либо были сказаны про историческое значение Лермонтова; они указывают на ту внутреннюю связь, которая существует между творчеством Лермонтова и Кавказом.

Список литературы

Лермонтов: Картины, акварели, рисунки. – Москва, «Изобразительное искусство»,1980г.

И. Андроников Лермонтов.- Москва, «Советский писатель», 1951г.

Лермонтовская энциклопедия. – Москва, «Советская энциклопедия», 1981г.

А.В. Попов Лермонтов на Кавказе. – «Ставропольское книжное издательство», 1954г.

«Русские писатели в нашем крае» – сборник статей – «Ставропольское книжное издательство», 1958г.

Сказки и их виды

Анна Козлушкина
Сказки и их виды

Сказки и их виды

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее.

Согласно научному определению в литературе, сказка – “эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях,которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка”. Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Основные виды сказок.

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Какие бывают сказки о животных?

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных,причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям,так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью.

Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Второй вид – волшебная сказка.

Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.

Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки.

Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.

Какие типы сказок бывают?

Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки.

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.

Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.

Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки.

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.

Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

Виды поддерживающей коммуникации Виды поддерживающей коммуникации. Что понимают под альтернативной/поддерживающей коммуникацией? Педагогические и/или терапевтические мероприятия,.

Лэпбук «Виды бумаги» Юлия Филипенко Хочу представить свой лэпбук “Виды бумаги”. Данный лэпбук был изготовлен для проекта “Бумага в нашей жизни”. В нём представлены.

Основные виды рассказывания Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.

Презентация «Виды леса» Формирование экологической культуры и экологического сознания – одно из основных направлений в воспитании дошкольников. Именно поэтому большое.

Презентация «Виды театров» Виды театров: Театр масок Пальчиковый театр Перчаточный театр Театр картинок на фланелеграфе Театр ложек, шапочек, на палочках Теневой театр.

Виды дидактических игр Виды дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками,.

Виды игровой деятельности Виды игровой деятельности I вид – предметная игра. Характеризуется во взаимодействии ребенка с игрушкой, через игрушку он познает форму,.

Виды одаренности 1 слайд Виды одаренности Нельзя кого – либо изменить, передовая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию.

Виды воспитания в ДОУ и семье Семья – это отражение жизни ребенка. Поэтому важно родителям дать правильное воспитание во всех сферах. Какие же это сферы и на что нужно.

Занятие «Зимние виды развлечений» “Зимние развлечения” Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.

Виды сказок

Существует два вида сказок: авторские и народные. Само название говорит о себе. К авторским сказкам относятся произведения, написанные одним конкретным человеком. Как правило, он является создателем и родителем, чье имя афишируется в книге.

Народные сказки передаются из поколения в поколения, из уст в уста. Одного конкретного писателя нет, каждый добавляет свое. В итоге с каждым пересказчиком появляются новые действия, и тогда сказка звучит уже по – новому.
Из века в век, из поколения в поколении передаются рассказы, где предки учат и передают свою мудрость, свои наставления и огромнейший опыт.

Общей чертой двух видов является глубочайший смысл, заключенный между строк. Для ребенка сказка – это веселый и интересный рассказ, для взрослого текст, несущий моральные и нравственные подтексты.

Виды сказок по содержанию

По своему содержанию сказки делятся на следующие группы:

  • волшебные
  • о животных
  • бытовые

Волшебные сказки

Волшебство присуще почти в каждой сказке. Именно оно побеждает зло, помогает героям справиться с трудностями. Благодаря таким рассказам, многие дети с раннего возраста верят в чудеса и волшебство. Автор погружает в фантастический мир, где с помощью волшебных предметов или действий любое желание воплощается в реальность. Цель таких повествований – донести до читателя, что вера в чудеса должна быть всегда. Чудеса могут настигнуть в самый неожиданный момент. Именно их так не хватает главному персонажу, для достижения цели.

Наиболее читаемые волшебные сказки:

  • Царевна – лягушка
  • Кощей Бессмертный
  • Морозко
  • Емеля

Сказки о животных

В данном виде роль человека заменяют животными, причем не только домашними, но и лесными и дикими. Рыбы, птицы, насекомые, вся живность задействована, каждому отведена особая роль. Даже природным явлениям достается если не главное, то второстепенная значимость. И тот и другой зверь имеет свой характер и принцип поведения. Нам внушили, что заяц трусишка – боится все и всех. Лиса – хитрая и жадная. Медведя – все боятся, но по замыслу, он один из разумных животных. Волк на первый взгляд зубастый и хищный. В сказках часто встречается, где он оказывается трусом и жалостливым животным. Во всех действиях эти герои выполняют аналогичные роли. Именно повести о животных внушают читателям, какими должны их представлять.

К самым популярным сказкам о животных относятся:

  • Теремок
  • Колобок
  • Репка

В свою очередь рассказы о братьях наших меньших делятся на две подгруппы: в одних животные играют второстепенную роль – По щучьему веленью. В других их важность равноценна с человеческой – Добрыня Никитич и Змей Горыныч.

Бытовые сказки

Произведения данного характера, показывают, что ждать чудес не стоит, нужно делать все самим. Только трудолюбивый, справедливый и расчетливый сможет сам всего добиться в жизни. Они показывают присущую жизнь каждого человека. Делают акцент на негативные черты, высмеивают и подают необходимый урок. В данных произведениях главное, не могучая сила, а ум и нравственность. В этих сказках скупых и жадных людей, всегда проучит мудрый и благородный.

К ним принадлежат:

  • Каша из топора
  • Сказка о попе и о работнике его Балде
  • Волшебная дудочка

Какими бы сказки не были, их очень любят дети всех возрастов. Ведь именно они являются уроком в повседневной жизни. Они учатся на ошибках персонажей и подражают главным героям. Сказка важна особенно маленьким детям. Она подсознательно подает уроки в разных ситуациях. Показывает, что защита своего собственного мнения важна. Также отношениям к разным национальностям и расам не должно быть преградой в общении. Правильное обращение к взрослым и пожилым людям. Недаром говорят, что на сказках учатся.

Кто-то выделяет 4 вида сказок, кто-то 3 вида. 5 класс, 2 класс.

Виды сказок

Интересные ответы

Африка – материк, на территории которого существовала одна из древнейших цивилизаций – египетская. В нынешнее время на континенте существуют народы, которых обошли стороной современная жизнь

Почва, верхний слой земли, очень важная составляющая в экологической системе планеты в целом и обеспечении нормального жизненного цикла всех живущих людей, животных и растений на земном шаре

В настоящее время проблема сохранения экологии нашей планеты стоит особенно остро. Технический прогресс, рост населения Земли, постоянные войны и промышленная революция, преобразование природы и расширение ойкумены неумолимо

Для начала начнём с того, что велосипед является транспортным средством и имеет полное право ездить по дорогам общего пользования, а раз велосипед транспортное средство

Синий полосатик является самым большим китом, млекопитающим и животным в наше время. Не исключено, что он больше всех существовавших созданий на Земле.

Читайте также:  Лирика Лермонтова - сообщение доклад
Ссылка на основную публикацию