Критика о поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова анализ и отзывы

Критика о поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: анализ, отзывы современников

Крестьяне.
“Скатерть-самобранка”.
Иллюстрация
С. В. Герасимова

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” является одним из самых известных произведений выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова.

В этой статье представлена критика о поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: анализ, отзывы современников о произведении.

Смотрите:
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Критика о поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: анализ, отзывы современников

Отзыв в “Киевском телеграфе”:

“Мы в настоящее время не можем найти никого, заслуживающего больше прав называться поэтом, кроме Некрасова, поэтом — в том значении, в котором мы понимаем это слово. Сколько здравого смысла и жизненной правды заключается в этих немногих словах и сколько снисходительности и сочувствия могут вселить эти строки к простому и незатейливому горю крестьянина, которое, однако, вследствие его невежества, находит исход только в пьянстве. Даже немногих строк, выписанных нами, достаточно для того, чтобы читатель мог видеть, как Некрасов в последнем своем произведении остался верен всегдашней своей идее: возбуждать сочувствие высших классов к простому люду, его нуждам и потребностям. ”

(М. Велинский, “«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова”, “Киевский телеграф”, 1869 г., 19 мая, №57)

Критик под псевдонимом Л. Л.:

“Поэма эта несколько растянута, в ней вы встречаете многие сцены совершенно излишние, мешающие общему впечатлению, напрасно утомляющие читателя и тем немало вредящие цельности впечатления. Но при всем том поэма Некрасова имеет неотъемлемые достоинства; в ней столько чувства, столько глубокого понимания жизни, что как-то невольно забываются, изглаживаются все мелкие недостатки. Многие сцены этой цоэмы прочувствованы и выражены так ярко и сильно, что невольно пробегаешь их по несколько раз и чем больше вчитываешься в них, тем прекраснее они кажутся. ” (“Новое время”, 22 апреля 1870 г., №109)

“Если я не ошибаюсь, поэма г. Некрасова “Последыш” [прим.: имеется в виду глава поэмы] принадлежит к категории таких произведений, в которых реальная художественная правда является в гармоническом соединении с мыслью. В поэме воспроизведено умирающее крепостничество в ярком образе. Несмотря на то что, по-видимому, содержание поэмы анекдотическое, это немало не уменьшает силы ее впечатления. Анекдот, даже самый пустой, может быть возведен художником на степень события, имеющего широкое и глубокое жизненное значение, если только художник вложит в него общий смысл. Примеров тому искать не делеко: “Шинель”, “Нос”, “Ревизор” основаны на анекдотах, и однако имеют репутацию далеко не анекдотических произведений. Анекдот, составляющий содержание поэмы г. Некрасова, состоит в следующем: старый богатый помещик, князь Утятин, заболел с горя, услышав, что настала воля.

. Глава [“Последыш”]. не только лучшая, но даже положительно неудобная для сравнения с прочими главами, слабыми и прозаичными в целом, беспрестанно отдающими пошлостью и только местами представляющими некоторые достоинства. Замечательно, что даже рубленные стихи, которыми написана названная поэма, в “Последыше” выходят прекрасными и выразительными, не режут уха прозаичностью. Конечно, не вся сплошь поэма выдержана: встречается и в ней строки сомнительного качества.
(В. И. Буренин, “Санкт-Петербургские Ведомости”, 1873 г., №68)

В. Г. Авсеенко:

“. Новая глава поэмы. “Последыш”, не имеет ни по идее ни по содержанию своему никакого современного интереса. Идея, если хотите, очень благонамеренная: автор желает надсмеяться над жестокостями и самодурством помещиков времен крепостного права и показать, как нелепо было бы подобное самодурство при новых порядках. Но, ради Бога, какой смысл имеют в наши дни насмешки над крепостными самодурами? Уж не верит ли г. Некрасов, вместе со своим героем, что крестьян велено обратно отдать помещикам? Что касается до так называемого “сюжета” комедии, то он так несообразен, что и рассказать трудно. Какой-то старичок-князь, узнав об освобождении крестьян, как освирепел, что прогневался на ни в чем не виновных сыновей своих.

Он [Некрасов] все еще переживает 1840-е и 50-е годы, годы его славы и значения, и как бы не замечает, что жизнь ушла вперед и что водевильное пропагандирование антикрепостнических идей, когда самих крепостников не существует, сильно отзывается задним числом.”
(В. Г. Авсеенко, “Русский мир”, 1873 г., №49)

“В одной из его последних поэм, “Кому на Руси жить хорошо”. Всякий согласится, что русский народный букет вышел тут покрепче “смеси водки, конюшни и пыли” и что до г. Некрасова один только г. Решетников возвышался до подобного реализма. Недурны также краски, которыми г. Некрасов рисует сельских ловеласов и прелестниц. В сущности эта новая народность так же далека от настоящей, как же заимствована и поддельна, как народность “Огородника”. ”
(В. Г. Авсеенко, статья “Поэзия журнальных мотивов”, “Русский вестник”, 1873 г., №6)

А. М. Жемчужников:

“Две последние главы Вашей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” и в особенности “Помещик” — превосходны. Поверьте, что я не желаю расточать перед Вами учтивости и комплименты. Вы желаете узнать мое мнение, к я сообщаю Вам его правдиво и серьезно. Эта поэма есть вещь капитальная и, по моему мнению, в числе Ваших произведений она занимает место в передовых рядах. Основная мысль очень счастливая; рама обширная, вроде рамы “Мертвых душ”. Вы можете поместить в ней очень много. Продолжайте; без всякого сомнения продолжайте! И не торопитесь окончить, и не суживайте размеров поэмы.

В первый раз я не мог прочесть всего без остановки, спокойно. Я несколько раз вскакивал со стула и прерывал чтение в избытке удовольствия. Глава “Помещик” мне понравилась особенно, как я уже сказал. Не буду перечислять тех мест в обеих главах, которые, по моему мнению, в особенности хороши, но укажу только на одно превосходное место; а именно на три стиха: удар искросыпительный и проч. Этот крепостнический пафос, до которого незаметно для самого себя дошел Ваш помещик, эта лирическая высота, на которой он очутился так неожиданно и так некстати и с которой, опомнившись, сейчас же поспешил сбежать вниз, — это великолепно. ”
(А. М. Жемчужников – Н. А. Некрасову, письмо от 25 марта (6 апреля) 1873 г.)

Критик под псевдонимом А. С.:

“Мы уже говорили и повторяем еще раз, что муза г. Некрасова все крепнет, развивается и идет вперед. Кто из наших поэтов так глубоко прочувствовал и понял русский народ, кто искреннее и честнее относился к нему, кто думает его думами, говорит его языко, плачет его кровавыми слезами, кто как не певец скорбей родной земли? Ни одна народная книга, написанная со специальной целью поучать народ, не будет ему так понятна, как “Коробейники” и “Кому на Руси жить хорошо”. В все потому что каждый крестьянин найдет в них отголосок своих понятий и стремлений; все потому что он почует в них свое простое, безыскуственное, человеческое чувство, переданное характерным и родным ему языком; все потому что поэт научил народ наш и знает его, как никто.”
(критик под псевдонимом А. С., “Новое время”, 1873 г., №61)

Статья в газете “Биржевые ведомости”:

“Талант Некрасова слишком хорошо известен всей читающей публике и оценен ею, чтобы нужно было распространяться о нем. Но нельзя не сказать того, что у Некрасова рядом со стихами, полными красот и силы чисто пушкинских, встречаются не только стихи совершенно неуклюжие, но и целые стихотворения крайне неудачные. Поэмы. обыкновенно ему не удаются.

По нашему мнению, гораздо удачнее новый отрывок из его поэмы “Кому на Руси жить хорошо”: при оригинальном складе он отличается выдержанностью и дышит чисто народным юмором, так что некоторая его растянутость почти не утомляет читателя.”
(статья в газете “Биржевые ведомости”, 1873 г., №78)
Это была критика о поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: анализ, отзывы современников о произведении.

Кому на Руси жить хорошо

Николай Некрасов

  • №54 в Русская литература
  • №74 в Стихи и поэзия
  • Русская классика

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) — русский поэт, писатель, публицист, издатель. Используя в своих произведениях народную речь, классик оказал сильное влияние на развитие русской поэзии. Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов называл «любимым детищем», но закончить её не успел. 1861 год — крестьяне получают свободу. Но жить во времена кардинальных перемен непросто: привычный образ жизни нарушен, и страшно представить, что будет дальше. Но есть ли на Руси счастливец, которому, несмотря ни на что, живется легко и весело? За ответом на этот вопрос направляются семь бывших крепостных мужиков, не подозревающих, что ждёт их на пути.

Серия: Классики нельзя бояться
Издательство:Издательский Дом Мещерякова

Лучшая рецензия на книгу

31 декабря 2020 г. 01:51

Книга не понравилась. Не всем всё должно нравится! Для меня книга показалась слишком затянутой. А смысл всего происходящего это разбор спора, который длится всю книгу. Кому же все хорошо. Спор и разговор героев похож на перетягивания каната.

Год издания: 2016

256 стр.
Мягкая обложка
Формат: 70х100/16

Возрастные ограничения: 12+

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма Н. А. Некрасова. Повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека.
Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

В последнем прижизненном издании «Стихотворений» (1873-1874) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».

Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Часть первая
Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861).
Пролог
«В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…»

У них завязался спор:
«Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?»

Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос:
Роман: помещику
Демьян: чиновнику
Лука: попу
братья Губины — Иван и Митродор: купцу;
Пахом (старик): министру
Пров: царю
Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. Они находят скатерть-самобранку, которая будет их кормить, и отправляются в путь.

Крестьянка (из третьей части)
В этой части странники решают продолжить свои поиски того, кому «жить весело, вольготно на Руси» среди женщин. В селе Наготине «бабы» сказали мужикам, что есть в с. Клину Матрена Тимофеевна, „губернаторша) В Клину семеро мужиков находят эту женщину, и убеждают ее рассказать свою историю, в конце которой она разуверяет мужиков в своем счастье, и в женском счастье на Руси в целом.

Последыш (из второй части)
В разгар сено­коса стран­ники приходят на Волгу. Здесь они стано­вятся свиде­те­лями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплы­вает барское семей­ство. Косцы, только что присевшие отдох­нуть, тут же вска­ки­вают, чтобы пока­зать старому барину свое усердие. Оказы­ва­ется, крестьяне села Вахла­чина помо­гают наслед­никам скры­вать от выжив­шего из ума поме­щика Утятина отмену крепост­ного права. Родствен­ники После­дыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долго­жданной смерти После­дыша наслед­ники забы­вают свои обещания, и весь крестьян­ский спек­такль оказы­ва­ется напрасным.

Пир — на весь мир (из четвёртой части)
Эта часть является логическим продолжением второй части («Последыш»). В ней описывается пир, который закатили мужики после смерти старика Последыша. Приключения странников не заканчивается в этой части, но в конце один из пирующих — Гриша, сын попа, на следующее утро после пира, прогуливаясь по берегу реки, находит, в чем секрет русского счастья, и выражает его в короткой песенке «Русь», к слову, использованной В. И. Лениным в статье «Главная задача наших дней». Заканчивается произведение словами: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного. »
Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор осознавал свою скорую смерть, и, желая докончить произведение, логически закончил поэму в четвертой части, хоть задумывалось восемь частей.

Н. А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”: анализ

Краткое содержание:

  • История создания
  • О замысле поэмы
  • Жанр
  • Композиция
  • Роль песен в поэме
  • О чем поэма?
  • Тема
  • Проблематика
  • Обсуждение

История создания

  • Поэма была задумана как «народная книга», эпопея, изображающая целую эпоху в жизни народа. Н.А. Некрасов начал работать над поэмой в начале 1860-х годов.
  • Окончание работы над первой частью произведения автор датирует 1865 годом.
  • Пролог появляется в печати в январской книжке «Современника» за 1866 год. Издание первой части растянулось на несколько лет.
  • «Последыш» был создан в 1872 году, «Крестьянка» – в июле-августе 1873 года, «Пир – на весь мир» – осенью 1876 год. Главы печатались по мере написания, поэтому порядок частей поэмы в первом и последующем изданиях не совпадает.
  • В 1877 году Некрасов умирает. Поэма остаётся неоконченной.

О замысле поэмы

Н.А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

«Одно, о чём сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму Кому на Руси жить хорошо.

Г.И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н.А. изучением народа, все сведения о нём, накопленные, по собственным словам Н.А, “по словечку” в течение двадцати лет».

Г.И.Успенский: «Однажды я просил его:

– А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?

– А вы как думаете?

Н.А. улыбался и ждал.

Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ…

Затем от рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням. Деревни эти «смежные», стоят близко друг от друга, и от каждой идёт тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».

Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа.

Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.

Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

Читайте также:  Доклад на тему Николай Гоголь сообщение

Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

1. Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».

2. Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.

3. Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).

4. Кульминация. Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.

5. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому данное произведение — самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.

6. Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.

Роль песен в поэме

Песни являются неотъемлемой частью поэмы. Они утешают народ в горе, помогают пережить несчастья, сопровождают в радостях. В песнях выражено сознание народа.

Некрасов использует народные песни и свои стилизации.

В начале поэмы песни играют вспомогательную роль, в конце несут основную смысловую нагрузку. В последней песне Гриши Добросклонова – ответ на главный вопрос о счастье.

О чем поэма?

Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.

Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.

Тема Родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.

Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.

Мистический мотив. Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

Проблематика

В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» — проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения.

Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков — настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.

Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.

Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.

Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Рецензии на книгу Кому на Руси жить хорошо

У Некрасова какой-то совершенно чарующий слог. Очень простой. Категорически мало он описывает, он говорит, используя самые обычные разговорные фразы. Но получается поэзия. А ведь Некрасова-поэта тут именно в языке очень мало, он наполнил поэму фольклором: присказками, сказочными формулами различными, загадками, присказками, песнями. И вот интересно, нет перебора, хотя полноводная фольклорная река. А перебора нет. Хотя был там момент, когда и поэт сказался – стихи Гриши в конце. Именно стихи, их пропеть не вышло.

Страшное произведение. Гневное, гремящее, ужасающее. Известно, что должны были странники дойти и до столицы, до вельможного боярина и царя, да не вышло.

Раны. Огромное число ран. Все перед нам, и каким-то образом читаешь и понимаешь, что они наши. И простой этот язык давит большим таким камнем.

Что в школе, что теперь, для меня самой горькой стала история Матрёны. “Ты – крепостная женщина. ” И ведь именно тут, в этой истории, прорвались лавиной обычные человеческие чувства. Матрёна любила. И её любили. Она прощала. Она защищала. Она встретилась с таким далёким для крестьянки существом, с губернаторшей, и нашла не существо, а женщину, добрую, помогающую, искреннюю. Она начала обычай песен в поэме.

Тяжёлая и очень хорошая книга.

#БК_2020 (11. Книга, 80 % обложки которой такого же цвета, как глаза).

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Я не ожидала, что произведение настолько меня впечатлит и потрясёт, но в моей душе сейчас буря эмоций. На мой взгляд, эта поэма гениальна. В школьные годы я так и не успела её дочитать, но даже рада, что прочла именно во взрослом возрасте. И как же больно было читать о страданиях русского народа! Поражаюсь, через сколько бед прошли крестьяне, сколько боли, жестокости, несправедливости вытерпели. Как только не сломались! Невероятные судьбы сильных духом людей описаны в поэме Некрасова.

А уж как автор смог передать чувства простой русской женщины! Удивительно, как он сумел так прочувствовать её положение, её жестокую судьбу? Исповедь Матрёны Тимофеевны — один из самых сильных, тяжёлых и эмоциональных отрывков произведения. Многое пережила эта женщина. Работала с семи лет, надеялась, что будет счастлива с любимым мужем, а потом поняла, что счастье закончилось в день свадьбы и больше его не будет. Оскорбления и унижение со стороны родственников мужа, побои от того, кто прежде клялся в любви и заботе, смерть ребёнка, тяжёлый и неблагодарный труд. Такой была жизнь Матрёны Тимофеевны.

Я искренне восхищаюсь этой сильной, смелой женщиной, которая выдержала все испытания. Теперь, когда кто-либо спросит меня о любимой литературной героине, я несомненно назову именно её. После прочтения поэмы я уже не могу восхищаться как раньше милыми девушками из дворянского общества, единственная трудность которых — неразделённая любовь. Да, они хороши собой, воспитаны, умеют музицировать и знают иностранные языки, но в то же время. блеклые? Не сравнятся они с некрасовской героиней, личностью с твёрдым характером.

Поэма, естественно, стала одним из моих любимых произведений русской классики. Сколько же горя вынес народ. Читаешь и радуешься, что родилась в современном мире, когда ты сама в праве решать создавать семью или нет, выбирать работу по душе, строить свою жизнь так, как тебе этого хочется. А поколение Матрёны Тимофеевны всего этого было лишено. Работа в поле, уход за скотиной и по ребёнку в год было её уделом. И мне страшно читать об этом, потому что реальность гораздо ужаснее любого вымысла.

Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо Некрасова 10 класс

История создания

Поэму Некрасов начал писать в конце 1850-х, а в 1962 г. после отмены крепостного права и других реформ замысел сложился окончательно. Как гражданский поэт, он не мог обойти вниманием эту тему. В 1866 году в журнале «Отечественные записки» был опубликован пролог, а затем и части «Последыш» и «Крестьянка». По изначальному замыслу, герои поэмы должны были поговорить с попом, крестьянкой, помещиком и в последней части дойти до Петербурга и задать вопрос самому царю. Но в 1877 году Некрасов скончался, не успев закончить произведение.

Жанр, род, направление.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано в жанре поэмы. Это самый крупный стихотворный жанр. Поэма относится к лирике. В этом литературном роде автор делится своими личными переживаниями, выражает чувство и эмоции. Направление можно определить как гражданскую лирику. Ведь в поэме поднимаются важные социальные вопросы, представлена реакция Некрасова на социальные преобразования.

Композиция

Поэма состоит из 3-х последовательных частей, объединенных общим сюжетом, и последней части «Пир на весь мир», в которой собраны отдельные зарисовки, крестьянские песни, лирические отступления.

В первой части представлены главные герои, рассказано откуда они, как начался спор и само путешествие. В ней они спрашивают о счастье попа и бывшего помещика.

Во второй части автор немного отступает от основного замысла поэмы и рассказывает о волжских крестьянах и их сумасшедшем барине, который не смог принять новую жизнь и сошел с ума.

Третья часть полностью посвящена судьбе русской крестьянки. Эта часть является уникальной, так как жизнь простой женщины в то время не была показана в литературе.

О чем поэма?

Изначально она задумывалась как поэма о счастье, но на самом деле она о жизни в стране, потрясенной коренными преобразованиями. Некрасов был ярым сторонником отмены крепостного права, но он не мог не видеть, как тяжело такие перемены сказались на жизни в целом, прежде всего, на жизни крестьян, которые оказались самым незащищенным слоем населения.

Главные герои и их характеристика

Главные герои — семь крестьян. Это простые русские мужики, которые, могли бы жить в любой деревне. Роман, Демьян, Иван, Митодор, Пахом, Пров, Лука — эти имена не сообщают ничего особенного. На их характеристику влияют названия деревень: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Герелово, Неелово. Эти слова указывают на основную национальную черту — бедность. Как и Терпигорев уезд, и Пустопорожняя волость.

Крестьяне работящие, никогда не отказываются помочь тем, кто встречается им на пути, они честны, добродушны, простоваты. У них нет четкого понимания о том, что значит счастливая жизнь, но есть внутреннее чутье, которое всегда подсказывает, что истина еще не найдена.

Тема

Основная тема произведения становится понятна из названия. Есть ли на Руси хорошая жизнь? В стране, где никто не может сказать, что он живет счастливо. Реформы ударили по всем слоям населения, поэтому, после долгожданной отмены крепостного права, крестьянская тема стала еще более актуальной, чем до него.

Проблематика

Основной проблемой является, конечно социальная. То как строятся отношения в крестьянской общине, в которой все еще господствует самосуд, то как строятся новые отношения между бывшими господами и их крестьянами. Ведь изменения в обществе невозможны без изменений в душе каждого человека.

Читайте также:  Драматические произведения Пушкина

В каждой главе также есть своя ключевая проблема. Это проблема русского духовенства, проблема бывших помещиков, проблема положения женщины в обществе.

Идея произведения

Некрасов задумывал поэму, которая бы как зеркало народной жизни отражало бы все, что происходит в стране. Ведь душа у поэта болела за каждого жителя. Кто знает, возможно, если бы Некрасов успел закончить поэму, может быть, он и дал бы ответ на заглавный вопрос. А так он остается открытым, только напрашивается мысль о том, что за собственное счастье человек должен бороться сам. Но личное счастье невозможно без счастья гражданского.

Конец

Изначально задумывалось, что композиция будет кольцевая и осенью герои вернутся в свои деревни. Но последняя опубликованная часть снова переносит нас на Волгу, где вместе с Последышем, бывшим последним оплотом крепостного мира, поднимаются и бывшие проблемы, упоминаются и другие сословия, жизнь которых была ничуть не легче. В главе «Последыш» на пиру, устроенном после смерти старого помещика, поет Гриша Добросклонов и в своей песне, слова которой пришли ему утром на берегу реки, он выражает мысль о воплощении народного счастья. Это и можно считать логическим финалом, когда народное счастье может выразить в песне простой парень с открытым сердцем.

Вывод

Некрасов трепетно и горячо любил свою страну. Он не мог оставаться в стороне от судеб крестьян, помещиков, попов, бурлаков. Многие из этих людей практически не имели права голоса, поэтому он хотел сказать за них. Герои поэмы так просты и искренни, что читатель сопереживает им с первых строк. Гражданская поэзия для Некрасова — способ сделать что-то на благо страны, от чистого сердца, от бескорыстной любви к своему народу.

2 вариант

Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя. Оно рассказывает о жизни в пореформенной Руси. Автору удалось задать вопрос, который актуален и по сей день.

В основе сюжета лежит спор семерых мужиков о том, кому же живется на Руси лучше всех. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в странствие, во время которого герои знакомятся с разными людьми.

В поэме выделяется образ народа. Это главное действующее лицо произведения. Даже семеро мужиков обобщены в один образ, это аллегория народа. Они не проявляют индивидуальный характер, в них выражены общие черты народного самосознания.

В произведении также поднимаются народные проблемы: пьянство, труд, свобода и несвобода, грех, бунт и терпение, счастье.

Проблема свободы в том, что русский крестьянин не знал, что делать с этой свободой. Он не мог приспособиться к новой действительности. Народ привык трудиться. Только труд способен возвысить нищих героев над порочностью знати. Значение каждого человека определяется не высоким положением, а вкладом в общее дело – процветание родины.

Русь в поэме бедна и измученна. Но Некрасов описывает ее как великую страну. Он жалеет отчизну. Патриотизм автора выражается в образах, живущих для Родины: сильная характером и терпеливая женщина, крестьянин-богатырь и другие герои.

Счастье для каждого персонажа разное. Для властителей это богатство и положение в обществе, а счастье простого мужика состоит из различных несчастий: били, но не убили.

Помещики в поэме представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. С некоторым сострадания Некрасов изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который хорошо относился к крестьянам, устраивал для них праздники. Однако с отменой крепостного права потерял все, так как привык к старой жизни. В контрасте с этим персонажам создан образ Последыша-Утятина, чьи родственники подговорили народ обманывать помещика. А когда последний умер, родственники обманули простой люд. Наивысшей точкой дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке.

Есть персонажи, чья судьба полностью взаимосвязана с народом. Таковы Ермил Гирин, Гриша Добросклонов. С помощью Гришиного понимания счастья можно понять основную идею произведения: счастлив тот, кто готов жить и работать для всеобщего счастья. Призыв любить свою Родину, а также бороться за свободу и счастье народа – вот главное на протяжении всего повествования, а в образе Гриши Добросклонова эта мысль окончательно воплощена.

В финале автор выражает свою точку зрения и подводит итоги поиска ответа на вопрос: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является представителем народа, способным сделать все ради народа.

Анализ произведения 3

Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.

Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.

Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.

Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.

Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.

Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.

Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.

Кому на Руси жить хорошо – анализ

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начинал писать за несколько лет до своей смерти. Будучи больным раком, он старался завершить его и найти ответ на вопрос: Кому на Руси живётся лучше всего? Но, к сожалению, его здоровье не смогло выдержать всех страданий, поэтому писатель умер, так и не закончив эту поэму. Стоит поблагодарить его верных друзей, собравших поэму буквально по крупицам. Тем не менее её основа была опубликована, хоть и без логичного конца. Но какой идейный смысл у этого произведения, что оно несёт в себе?

Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.

Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.

К концу произведения Некрасов так и не даёт ответ на поставленный вопрос. Конечный вариант произведения лишь приходит к выводу, что всем живётся трудно. Возможно, если бы болезнь не сразила его, то мы бы узнали о самом счастливом человеке на Руси. Но нельзя откидывать тот факт, что он хотел, чтобы читатели сами ответили на этот вопрос с помощью предоставленной почвы для размышлений. Каждый сам для себя решить, кому на Руси жить хорошо.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Сочинения по Маяковскому

Повесть-сказка М. Пришвина знакомит читателей с одним из главных героев Митрашей, мальчиком сиротой, у которого есть сестра. Детишки еще совсем юные, Митраше 10, Настюша на пару лет старше.

Главной героиней повести «Прощание с Матёрой» является Дарья Пинигина. Это высокая и поджарая старушка, возраст которой точно не известен.

В разговорах, на телевидении, в интернете часто попадается контрастом «искусство» и «ремесло». Их вечный спор – что лучше, что важней… Обычно приходят к выводу, что Искусство выше какого-то там ремесла. А я не согласен.

Главным героем данного замечательного произведения, написанного великолепным автором Александром Пушкиным, является Самсон, который является очень скромным и простым человеком

Чему учит сказка Падчерица

Сказка “Падчерица” учит тому, что когда человек добрый, ему в жизни все удается. Доброму человеку все возвращается добром, а злому – злом.

Главная героиня сказки – падчерица по Имени Гульбика была доброй и всем помогала. Ее воспитывала злая мачеха, у которой была родная дочь. Родная дочь была избалованная, ленивая и злая. Несмотря на тяжелую судьбу, Гульбика продолжала оставаться внимательной, отзывчивой и прилежной.

Когда Гульбика из-за мачехи потеряла свой клубок ниток, ей пришлось отправиться на его поиски.

За то, что девочка относилась к бабушкиным просьбам внимательно, она была вознаграждена богатым подарком.

Когда злая мачеха увидела сундук, она позавидовала Гульбике и отправила в лес родную дочь. В отличие от Гульбики, родная дочь, оставшись у бабушки, выполняла все дела нехотя и без усердия. Она хотела лишь быстрее получить

В результате бабушка ее наградила, но не золотом, а сундуком с ядовитыми змеями, От укусов змей мачеха с дочерью погибли. Концовка сказки показывает, что когда человек злой и делает всем гадости, к нему в трудную минуту ник-то на помощь не придет.

Ответ на вопрос Чему учит сказка Падчерица для 5 класса

Related posts:

Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна ЖуковскогоВ. А. Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство пробуждает поцелуй прекрасного принца. Как и в любой другой сказке она содержит мораль: добро всегда победит зло. Эта основная идея любой […].

Чему учит сказка К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”?К. Г. Паустовский больше всего любил писать о простых людях, о деревенских детях. Его сказки очень похожи на обычную жизнь, а герои – на самих читателей, мальчишек и девчонок. Мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя, тоже ничем особенным среди сверстников не выделялся и мало походил на героя. Но то, что с ним произошло, заставляет о […].

Сочинение на тему королева и падчерица в сказке 12 месяцев помогитеЖила была падчерица. И не было ей покоя в семье. Мачеха и ее дочь принуждали падчерицу выполнять тяжелейшую черную работу. Все выполняла она безоговорочно. Однажды мачеха поставила перед падчерицей совсем немыслимую задачу. Дело в потом, что королеве захотелось посреди зимы пролесок. Она пообещала тому, кто принесет корзину пролесок, столько золота, сколько в корзине будет цветов. […].

Сочинение на тему: Чему учит сказка Дикий помещик, Салтыков-Щедрин­Чему учит сказка Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным. В них он затрагивал те социально-политические и нравственные […].

Сочинение на тему: ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА Е. ШВАРЦА “ДВА КЛЕНА”Сказка Е. Шварца “Два клена”, несомненно, может научить многому. Во-первых, слушаться старших, осо­бенно своих родителей. Если бы Егорушка с Федором послушали маму и не ушли из дома прежде времени, разве пришлось бы им и их матери Василисе-работнице вынести столько бед? Сказка учит правдиво и объективно оценивать свои возможности, не быть заносчивыми. Старшие сыновья Василисы, совершив […].

Сочинение на тему: ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА “ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА”Как и каждая сказка, “Сказка о Царевне-лягушке” очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка­чествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их […].

Чему меня учит новелла О. Генри “Последний листок”Чему же учит меня новелла “Последний листок”? Я считаю, что сам автор, человек с нелегкой судьбой, за основу произведения взял кадр из своей жизни. Разве будучи в тюрьме целых пять лет Уильям Сидни Портер (таково настоящее имя писателя) не мог разочароваться, а выйдя на свободу, закончить литературную карьеру и жить иначе, хуже. Не напоминает ли […].

Чем мне понравилась русская народная сказка “Морозко”?Чем мне понравилась русская народная сказка “Морозко”? В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая – родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица […].

Сочинение на тему Чему учит нас басняБасни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животные, насекомые и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, “одной бровью подмигивают на людей”. Итак, каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню “Демьянова похлебка”, […].

Сочинение на тему: “Чему нас учит миф о Нарциссе?” Вариант 2Я очень люблю читать древнегреческие мифы, потому что в них всегда можно найти cкрытый смысл. Размышляя над смыслом этих мифов и примеривая их к современной жизни, можно найти ответы на вопросы в самых различных жизненных ситуациях и получить подсказку, как поступать по отношению к другим людям, по отношению к своим близким, к своим друзьям и […].

Сочинение на тему: “Чему нас учит миф о Нарциссе?” Вариант 1Нарцисс – это один из моих любимых цветков. Он очень красив и нежен, у него прекрасный аромат и распускается он одним из первых весенних цветов, радуя нас своей красотой уже ранней весной. Головка нарцисса всегда слегка наклонена набок, и если увидеть, как он распускается на берегу озера или ручья, кажется, что он любуется своим отражением, […].

Сочинение на тему: Чему учит повесть в повести Бедная Лиза, КарамзинЧему учит повесть Каждое столетие оставляет свой след в формировании литературы. Не является исключением и восемнадцатый век. Читая такие произведения, как “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина, мы становимся мудрее, гуманнее и даже чуточку сентиментальнее. Ведь не зря этого автора относят к наиболее прогрессивным сентименталистам той эпохи. Он сумел очень точно и тонко описать внутренние тревоги […].

Чему учит нас МольерСегодня классицизм снова обрел своей популярности. Мольер один из ярких представителей этого направления. Его герои реалистичны, а настоящая красота человека выражается через мировоззрение и разум. Один из самых ярких образов, что создал драматург, является образ буржуа в комедии “Мещанин – шляхтич”. Автор высмеивает буржуа, сегодня комедия не потеряла своей актуальности. Мольер позволяет со стороны посмотреть […].

Сочинение на тему: Чему учит нас история РодиныЧему учит нас история Родины Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повто­рять одних и тех же ошибок, не наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы все повторяем и повторяем […].

Читайте также:  Творчество Чехова кратко

Чему учит рассказ МумуС большим удовольствием и буквально на одном дыхании прочитала произведение Тургенева “Муму”. Рассказ очень легко читается и быстро улавливается суть прочитанного текста. В нем раскрывается тема о бесправии крестьян и жестокое отношение к ним. Главным героем является глухонемой детина Герасим. В рассказе повествуется о крепостном крестьянине и его сложной жизни и о том, как к […].

Чему учит дерево человека?Чему учит дерево человека – вот вопрос, над которым рассуждает автор. Ф. Искандер, с теплотой вспоминая свое детство, рассказывает, как любил деревья, растущие в их небольшом саду. Но больше всего он восхищался большим и могучем орехом, который, благодаря своей стойкости и силе, милосердию и щедрости, преподал мальчишке нравственные уроки жизни, научил, крепко держась за землю, […].

Урок биологии “Чему учит кость?”МОУ СОШ № 20 Учитель биологии, высшей категории Невмержицкая Людмила Викторовна Урок-спираль (технология критического мышления) Тема: “Чему учит кость?” Цели урока : – познакомить учащихся с составом и строением костей; – показать взаимосвязь строения и выполняемых функций у костей; – организация самостоятельной учебной деятельности, умение адекватно оценивать собственные достижения. Ход урока : Формы работы Основное […].

Чему учит басня? (по произведениям Л. Глебова)Леонид Иванович Глебов родился в 1827 году в селе Веселый Подол на Полтавщине. Еще с юного возраста составлял поэзии на русском языке, но вскоре начал писать басни на украинском. На протяжении жизнь он создал свыше 100 басен. В них писатель по обыкновению старался поднимать проблемы человеческой и общественной морали. Леонид Глебов в своих баснях остро […].

Чему учит нас басня Эзопа “Крестьянин и его сыновья”?В VI веке до нашей эры жил человек, которого звали Эзоп. Согласно преданию он был рабом из Фригии. Впоследствии его отпустили на волю и он жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза. Почему имя этого человека пережило тысячелетия? Он баснописец. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. Сохранился большой сборник “Эзоповых басен”. […].

Чему учит рассказ Кавказский пленникРассказ “Кавказский пленник” основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф. Ф. Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чем написал журнал “Русский вестник”. Чему научил этот рассказ именно меня. Не надо считать себя умнее остальных. Меры предосторожности, основанные явно не на пустом месте, гласили, что нужно ехать только с провожатыми солдатами. Не […].

Чему учит роман “Анна Каренина” Л. Н. ТолстогоКнига – это верный советчик в жизни, сокровищница неисчерпаемых знаний и настоящий друг. Мы учимся, развиваемся, взрослеем, и все время она рядом с нами. Итак, все начинается с книги. Современная молодежь через компьютеризацию и интернет не любит читать, считая это непрестижным, пережитком. Но я очень люблю читать, ведь понимаю, как много значит книга сегодня. Во […].

ЧЕМУ МЕНЯ УЧИТ КОМЕДИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”?КЛАССИКА Д. И. ФОНВИЗИН ЧЕМУ МЕНЯ УЧИТ КОМЕДИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”? Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит будущее России. Комедия […].

Сочинение на тему: Чему учит человека история РодиныЧему учит человека история Родины Может ли история нашей Родины чему – нибудь нас научить? Может, если мы этого са­ми захотим! Если бы я была учителем истории, я про­вела бы урок на тему: “Какие уроки можно извлечь из ошибок, которые мы допустили в прошлом?” На этом уроке я рассказала бы ребятам о том, что пришлось […].

Чему меня учит комедия Дениса Фонвизина “Недоросль”?Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит будущее России. Комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, […].

Крылов, Два мальчика. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление ис­пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад­ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши­те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо­бретательность, сообразительность, ловкость, […].

Душой волшебница. Сочинение по сказке “Двенадцать месяцев”Школьное сочинение по сказке С. Маршака “Двенадцать месяцев”. Жила-была падчерица. И не было ей покоя в семье. Мачеха и ее дочь принуждали падчерицу выполнять тяжелейшую черную работу. Все выполняла она безотказно. Однажды мачеха поставила перед падчерицей, казалась, совсем бессмысленная задача. Вещь в потому, что королю захотело среди зимы пролесков. Она пообещала тому, кто принесет корзина […].

Сочинение на тему: ЦАРИЦА И ЦАРИЦА-МАЧЕХА – ПОХОЖИ ЛИ ОНИ? (А. С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)(А. С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”) Описания внешности царицы, первой жены царя в сказке нет. Но автор подробно рассказывает, как проводит время эта женщина, и поэтому мы можем судить о ее характере. Оставшись одна, без мужа, царица Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой […].

Анализ “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Пушкина А. ССказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую мачеху. Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман. Совсем иной предстает […].

Чему посвящена сказка-быль “Кладовая солнца”Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое […].

Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца”“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”, – говорит народная мудрость. Конечно же, каждая сказка может научить своих читателей чему-то новому, а уж сказка-быль – тем более. На мой взгляд, “Кладовая солнца” М. М. Пришвина – это настоящая кладовая ценной и интересной информации. Здесь и человеческие взаимоотношения, и богатые знания об особенностях […].

Сочинение В СКАЗКЕ БРАТЬЕВ ГРИММ ” ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА”Из сказки братьев Гримм “ГОСПОЖА Метелица” мы узнали захватывающую историю о том, как зло было наказано, а добро, милосердие и трудолюбие – щедро награжденные. Падчерица тяжело работала, а ее мачеха все была недовольная. Однажды девочка случайно уронила в колодец свой починок. Неродная мать принудила полезть его получать, и падчерица упала в колодец. А пришла к […].

Сочинение Пьеса – сказка С. Маршака “Двенадцать месяцев”Писать стихи С. Маршак начал в четыре года. Когда учился в университете в г. Лондоне, совершенствовал язык, изучал литературу, искусство Англии, много знакомясь с бытом и бычаями англичан. С. Маршак писал для детей, лирические и драматические произведения, много переводил. Он делал переводы с итальянского языка (Дж. Родари), с английского (произведения Р. Бернса, Р. Киплинга, сонеты […].

Сочинение на тему: Моя любимая сказкаМоя любимая сказка В детстве мне моя бабушка читала очень много разных сказок. Все они были добрые и поучительные. Всегда в конце почти любой из них добро­ побеждало зло. Наверное, поэтому они и сказки, не бывает так всегда в нашей­ реальной жизни. Я их все помню до сих пор. Потом мама мне купила видеопроигрыватель и […].

Сочинение на тему: СКАЗКА О ЛЕНИВОЙ ДЕВОЧКЕ И ВОЛШЕБНОЙ РОЗЕСКАЗКА О ЛЕНИВОЙ ДЕВОЧКЕ И ВОЛШЕБНОЙ РОЗЕ Я расскажу вам одну сказку. Жила на свете девочка по име­ни Нини. Работать по дому она совершенно не умела, да и не хотела. А на все мамины просьбы отвечала: “Не хочу и не буду!” Смотрела мать на свою дочь и не могла понять, откуда у нее эта страшная […].

Сказка “Василиса Прекрасная” (План)Библейская легенда о Каине и Авеле. (Читая сказку “Василиса Прекрасная”, невольно вспоминаешь историю о Каине и Авеле. Зависть погубила Каина; он стал изгнанником и скитальцем.) Завистники Василисы Прекрасной. (Мачеха и ее дочери завидовали Василисе, мучили ее, хотели, чтобы она подурнела, почернела от работы.) Как выглядят сами мучители? (От злобы и зависти они худели и чернели.) […].

Самуил Маршак “Двенадцать месяцев” – пересказБедная девочка живет с мачехой и злым ленивой сестрой. Она усердно работает, а к ней относятся жестоко и презрительно. Их сказочным государством правит маленькая королева. Она не хочет учиться и еще и очень капризная. Забажалася ей среди зимы корзину подснежников – и все! Выдала она приказ: за корзину подснежников выдаст она такой же корзину золота! […].

Cочинение по “Пеппи Длинный Чулок” (ее советы, чему у нее можно научиться) для 5 классаПеппи Длинный Чулок – очень необычная девочка. Ей всего девять лет, но она уже живет без родителей и хорошо со всем справляется. У нее есть о ком заботиться – об обезьянке и лошади. Пеппи никогда не бывает грустно, ведь у нее есть верные друзья – Аника и Томми. Девочка очень добрая, она любит дарить […].

Сочинение на тему: “Как важна дружба для человека”(сказка)ЖИЛА БЫЛА ДЕВОЧКА, ОДНА-ОДИНЕШЕНЬКА НА ВСЕМ БЕЛОМ СВЕТЕ. ЛЮБОЙ МОГ ОБИДЕТЬ ЕЕ, НО ОДНАЖДЫ СЛУЧИЛОСЬ ЧУДО. КАК-ТО РАЗ, ПО УТРУ ДЕВОЧКА, КАК ОБЫЧНО СИДЕЛА НА СВОЕЙ ЛАВОЧКЕ, ЛЮБОВАЛАСЬ ТОЛЬКО, ЧТО СОБРАННЫМ БУКЕТОВ РОМАШЕКИ НАПЕВАЛА СВОЮ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ, ПЕСНЮ ПРО ДРУЖБУ. ЕЙ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ И В ЕЕ ЖИЗНИ БЫЛИ ДРУЗЬЯ. ВДРУГ, ОКТУДА НИ ВОЗЬМИСЬ ПЕРЕД […].

Двенадцать месяцев, в сокращенииСписок произведений в сокращении етого автора Двенадцать месяцев В зимнем лесса волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лесс за хворостом и дровами (послала ее жестокая Мачехападчерица встречает в лессе Солдата, рассказивает ему об игре зверей. Тот обясняет, что под Новий ч случаются всякие чудеса, и […].

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” Пушкина А. СЦарь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна… Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит, Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. * * * Утром из похода возвращается царь. Царица взглянула на долгожданного гостя, вздохнула и…умерла. * * * Долго царь […].

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 21 сентября 2018 г.

“Падчерица”

Башкирская народная сказка “Падчерица”

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Падчерица” и их характеристика

  1. Гульбика, добрая и работящая девушка. Ее имя значит девушка-цветок.
  2. Мачеха. Злая, жадная, завистливая.
  3. Родная дочь, глупая, бестолковая, ленивая
  4. Старая женщина, добрая волшебница, колдунья. Справедливая и мудрая.
  5. Собачка. Преданный друг.

План пересказа сказки “Падчерица”

  1. Трудолюбие Гульбики
  2. Клубок ниток катится
  3. Дальний путь
  4. Старая женщина
  5. Тесто и блины
  6. Баня и чай
  7. Зеленый сундук
  8. Золото и серебро
  9. Зависть мачехи.
  10. Родная дочь у старушки
  11. Гони меня в шею
  12. Желтый сундук
  13. Змеи и лягушки

Кратчайшее содержание сказки “Падчерица” для читательского дневника в 6 предложений

  1. У одной злой женщины были родная дочь и падчерица по имени Гульбика
  2. Однажды Гульбика погналась за клубком и оказалась у старой женщины, которая попросила Гульбику помочь по дому.
  3. Гульбика напекла блинов, истопила баню, попарила старушку и напоила чаем
  4. Гульбика получила в награду сундук с золотом и серебром
  5. Родная дочь тоже пришла к старушке и все выполняла буквально, по словам старушки.
  6. Она получила в награду сундук со змеями, которые искусали ее и мачеху.

Главная мысль сказки “Падчерица”
Кто вежлив к старшим, относится к ним с уважением и работает на совесть, тот заслуживает награды.

Чему учит сказка “Падчерица”
Сказка учит не лениться, быть добрым и вежливым, помогать и заботиться о стариках. Учит не завидовать чужому счастью, а стараться добыть свое. Учит действовать по разумению, думать головой, прежде чем что-то сделать.

Отзыв на сказку “Падчерица”
Мне понравилась эта сказка, и конечно больше всего мне понравилась падчерица Гульбика. Гульбика была очень доброй, красивой и трудолюбивой. Она всем помогала, заботилась о стариках, ее все любили. Поэтому Гульбика и заслужила богатство и счастье. А вот зависть мачехи, и лень и глупость ее дочери были наказаны вполне справедливо.

Пословицы к сказке “Падчерица”
Терпенье и труд – все перетрут.
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
Берут завидки на чужие пожитки.
Кто любит труд, того люди чтут.
По делам и награда.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Падчерица”
Давным-давно жила злая женщина, у которой была родная любимая дочь, и не любимая падчерица. Падчерицу звали Гульбика.
Мачеха заставляла Гульбику выполнять всю черную работу и девушка росла работящей и красивой.
И вот однажды не понравились мачехе нитки, которые сплела Гульбика, и она выкинула клубок. А Гульбика пошла искать клубок. В доме его не оказалось и Гульбика пошла по дороге. У всех встречных она спрашивала про клубок ниток и люди отвечали, что катился такой клубок.
И шла Гульбика по полям и лесам, оврагам и горам. И пришла в густой лес когда совсем стемнело. Видит Гульбика огонек горит. Пошла на огонек, нашла избушку.
В избушке старая женщина жила. Узнала она, как Гульбика у нее оказалась, и предложила у нее несколько дней пожить.
Гульбика и согласилась.
И вот просит старая женщина тесто замесить и блинов испечь, а Гульбика спрашивает, как это сделать. Старая женщина и говорит, что пусть блины подгорают и коробятся.
Но Гульбика все сделала качественно и блины получились на загляденье.
Потом старуха попросила баню истопить и Гульбика истопила как надо, дровами, и заслонку на трубе вовремя закрыла.
Потом старуха попросила гнать ее в шею до бани, но Гульбика бережно довела старуху. А старуха просит рукояткой от веника ее хлестать, но Гульбика парила старуху душистыми листьями веника.
И потом напоила старушку чаем. А старушка сказала ей подняться на чердак и взять зеленый сундук, но не открывать его, пока домой не вернется.
Взяла Гульбика зеленый сундук и радостная домой побежала.
А у ворот собачка ее встречает радостно, да тявкает, что сокровище девушка несет
Пришла Гульбика в дом, открыла сундук, а там серебро и золото.
Рассердилась мачеха, свою родную дочь к старухе посылает. Та пошла за клубочком и тоже в лес к старой женщине пришла.
Повторилось то же что с Гульбикой. Только родная дочь блины испекла подгорелыми, баню топила сеном, старуху в шею толкала, и ручкой веника парила. Она выполняла все просьбы старухи буквально и та отдала родной девушке желтый сундук.
Когда родная дочь к дому подходила,собачка протявкала, что она разбогатеть шла, а вернулась ни с чем.
И когда родная дочь открыла дома сундук, оказалось, что полон он змеями и лягушками. И стали змеи расползаться и жалить мачеху и ее дочь. А собачка защищала Гульбику и змей к ней не подпускала.
Так и умерли злая мачеха и ее дочь.

Ссылка на основную публикацию