Лирика Лермонтова – сообщение доклад

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Доклад: Лирика Лермонтова

Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы. Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Л. только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение «Бородино».В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата («Постой-ка, брат мусью») подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.

Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить стеною. ». Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя . ». В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Л. считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Л. свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал в своем романе «Герой нашего времени». В душе Л. был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной. ». Необычайно широка тематика стихотворений Л.. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение («Дума»). «Дума» – поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее.

Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Л. огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников – образованных людей – нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви .

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства.

Мы иссушили ум наукою бесплодной.

К добру и злу послушно равнодушны.

«Дума» – это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, – это контраст природы и внутреннего состояния человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом.

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Л. явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».

Любовная лирика Лермонтова

Значимость любовной лирики

Любовная лирика Лермонтова отличается своей неповторимой красотой и глубиной. Поэт на протяжении всего своего творческого пути нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие произведения и стихи, написанные поэтом, адресованы реальным прототипам красавиц, к которым воспылал поэт неугасаемым чувством. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич не только отражал свою радостную влюбленность, но и страдания от неразделенного чувства. Поэтому тема любовной лирики была так важна и значима для поэта. Многие написанные произведения не имели подписи, а значит, их героини играли не последнюю роль в жизни поэта.

До творчества М. Ю. Лермонтова любовь в литературе имела какое-т обыденное положение. Творчество в любовной сфере, которое создавал поэт, наполняло любовные переживания новыми звуками и красками. Особенно много произведений поэт написал под гнетом чувства любовного разочарования и драматизма. И это не случайно. Если познакомиться с биографическими данными Лермонтова, то можно увидеть множество трагических и горьких моментов, что и отразилось в творчестве.

Любовные произведения Лермонтова относят человека в другой мир, наполненный ощущениями свободной любви. Во многих романтических произведениях автор описывает проявления взаимного счастья, так не хватавшего ему самому в суровой реальности. В своих лирических произведениях поэт описывает не только неповторимое ощущение гармонии с окружающем миром, но и противоречия, возникающие в его душе против несправедливости общества и существующего государственного уклада.

Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

Читайте также:  Сказка Эгля об Алых парусых

Любовь и творчество поэта

Любовь в лирике Лермонтова насыщена несколько другими красками, различными от простого проявления человеческих ощущений. Людское проявление страстной любви и горьких мук автор считает довольно приземленными порывами. В его ощущение любовная тема приобретает судьбоносные черты, отраженные им в его строках: «Меня спасало вдохновенье, От мелочных сует, Но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Этими строками поэт пытается донести до читателя всю силу вдохновения, которая гораздо мощнее любовных сил. Его творчество является для него самого спасательным кораблем в море бушующих любовных страстей и переживаний.

Тема любви в творчестве Лермонтова представлена как глубоко неразделенное чувство. Причет горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта по вине женщины, к которой он воспылал этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Весь трагизм пережитого разрыва с любимой становится причиной противоречивой борьбы мечты и реальности, возникающих в душе поэта. Такое восприятие лирического романтизма и доносит до нас автор. Возникающая горечь не отвеченных взаимностью чувств, убивает огонь любви Лермонтова и оставляет в воспоминании о нем горький осадок.

Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и значении смерти. Будучи достаточно молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о скоротечности жизни и все ли он успел совершить за отведенное ему время. В лирическом творчестве поэта данные переживания также находят свое отражение. Произведения поэта наполнены грустными и горькими мотивами от душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но существующий жизненный уклад отбрасывает влюбленные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

Любовные произведения Лермонтова

Пережитые порывы любви и страсти автор выражал в своих творениях. Мотивы любовной лирики Лермонтова отчетно слышны в его стихотворениях. Так, читая стихотворение о любви, написанное поэтом и названное «Сонет» невольно задумываешься о том, что такое любовь. Автор так умело противопоставляет в данном произведении свои мечты и надежды существующей жестокой реальности, что четко проводится грань настоящего и возвышенного. В строках: «Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной…» Лермонтов напоминает о своем непостижимом, но увядшем чувстве, иногда напоминающим и щемящим душу поэта.

Другим лирическим произведением поэта является стихотворение «Валерик». Любовь поэта в данном произведении имеет трагизм и не постигнутый им идеал. Он пишет: «Безумно ждать любви заочной?»
Горечь и обида перенесенных страданий надолго создает перед автором образ неверной любви. Без остатка юный Лермонтов нырял в бездну любовных чувств и часто страдал от этого сильного огня, вспыхивавшего в его душе, так как не разгорался такой же огонь в душе его избранниц. Любовные произведения Лермонтова дышат чувствами неразделенности в любви и постигающего его одиночества. Тема любви в творчестве Лермонтова тесно связана с ощущением неугасимой боли в его душе.

Лирика Лермонтова

Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы. Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Л. только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение «Бородино».В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата («Постой-ка, брат мусью») подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.

Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить стеною. ». Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя . ». В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Л. считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Л. свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал в своем романе «Герой нашего времени». В душе Л. был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной. ». Необычайно широка тематика стихотворений Л.. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение («Дума»). «Дума» – поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее.

Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Л. огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников – образованных людей – нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви .

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства.

Мы иссушили ум наукою бесплодной.

К добру и злу послушно равнодушны.

«Дума» – это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, – это контраст природы и внутреннего состояния человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом.

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Л. явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».

Основные мотивы лирики Лермонтова

Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика. Ранняя лирика поэта имела подражательный характер. Лермонтов много учился у своих предшественников и современников: Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Веневитинова, Рылеева, Байрона, Шиллера, Гете. Но с самого начала ему свойственно не покорное следование «созвучным» образцам и традициям, а все более крепнувшая тенденция к их переосмыслению. В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе. М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения.

Интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем – все это получает многообразное отражение в ранней лирике поэта, справедливо уподобляемой поэтическому дневнику. В нем при всей его интимности большое место занимает социально-историческая проблематика. Видимо, откликом на поражение декабристов является стихотворение «Новгород» (1830), в котором Лермонтов, как и Пушкин, призывая к мужеству и стойкости, предсказывает неизбежную гибель самодержавной тирании. Юный поэт верит в близкое историческое возмездие.

«Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет…» («Предсказание», 1830). В раздумьях о будущем они видят себя участником жертвенной борьбы за свободу («Настанет день – и миром осуждений…», 1830; «Из Андрея Шенье», 1830-1831).

Уже в это время закладываются основы гражданского патриотизма поэта, объединяющего в себе любовь к родине с ненавистью к ее поработителям. «Я родину люблю, и больше многих», – заявляет поэт («Я видел тень блаженства…», 1831). Он обращается к истории, к борьбе русского народа за свою политическую свободу и национальную независимость, например, в «Отрывке» («Три ночи я провел без сна – в тоске…»), в «Балладе» («В избушке позднею порою…»), посвященных Древней Руси, в стихотворении «Два великана» (1832), запечатлевшем в символико-аллегорических образах борьбу русского народа с полчищами Наполеона.

Наряду с социально-политическими, гражданско-патриотическими мотивами у поэта складываются и тенденции иного плана, обусловленные как эпохой, так и его личностью с ее тяготением к самоуглублению, к нравственно-этическим проблемам. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем («Молитва», «Монолог», 1829; «Мой дом», 1831).

В ранней лирике поэта выделяется стихотворение «1831-го июня 11 дня». Оно отличается итоговостьюи вместе с тем программностью. Романтическое по содержанию и форме, как и вся рання лирика Лермонтова, стихотворение выражает средствами романтической поэтики через развернутую систему антитез «диалекту души» поэта. Но здесь нет замкнутности лирического героя в пределах его внутренного мира. Мир внешний во всем ему сопутсвует, и через романтические образы «просвечивают» реалии эпохи – времени несбывшихся надежд. Сама мысль важна поэту в той мере, в какой помогает постижению мира, когда «боренье дум» переходит в жажду «боренья» жизненного («Так жизнь скучна, когда боренья нет. »). В стихотворении возникают пророческие предчувствия безаременной гибели в столкновении с жестокой и бесчеловечной действительностью («Кровавая меня могила жде. Могила без молитв и без креста»).

Читайте также:  История Феди в рассказе Бежин Луг Тургенева

Эти романтические прозрения, подкрепленные последующей биографией поэта, обретают особую силу поэтического воздействия. Стихотворение не только многотемно, оно не укладывается в рами какого-либо одного жанра. В нем сочетаются дневниковая запись, исповедь, философская медитация. Афористически отточенные формулировки чередуются с развернутыми символико-пейзажными картинами, интимные признания сменяются гражданской патетикой и философскими обобщениями. Лермонтов уже в ранней лирике настойчиво «стирал» межжанровые границы. В основе его стихотворений лежит не тематическое или жанровое, а целостно-личностное содержание, отсюда их многогранность, жанрово-тематическая синтетичность.

Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Потрясенный гибелью А.С. Пушкина, Лермонтов пишет знаменитое стихотворение «Смерть поэта», исполненное боли и тоски. В этом произведении Лермонтов размышляет о трагической участи поэта, осмысливает его горькую судьбу, говорит о его убийце. Причем он обвиняет не только Дантеса, чуждого России и ее культуре.

Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди. (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”. Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им. У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” – признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, – складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах.

Его стихотворение “Смерть поэта”. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение “Бородино”. В стихотворении “Бородино” рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что поэт сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата (“Постой-ка, брат мусью”) подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Поэт постоянно подчеркивает отношение к войне как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.

Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: “Уж мы пойдем ломить стеною. ”. Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. ”. В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый-дух. Для лирики Лермонтова свойственны двойственность в восприятии мира, такая же, которую он показал в своем романе. “Герой

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (“Дума”). “Дума” — поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишии высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно.

Последующие четверостишия развивают и доказывают мысль, высказанную ранее.

Мы возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, — это контраст природы и внутреннего состояния человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом.

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: “Я поэт другой эпохи”.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства.

Мы иссушили ум наукою бесплодной.

К добру и злу послушно равнодушны.

“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений: Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,нашего времени”. В душе Лермонтова был свой идеальный, особый мир, который резко отличался от действительности. “В уме своем я создал мир иной. ”. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

Лирика Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 00:10, реферат

Краткое описание

Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде.

Содержание

1. Вступление.(2 стр.)
2. Анализ стихотворения «Бородино»(3-4 стр.)
3. Анализ стихотворения «Поэт»(5-6 стр.)
4. Анализ стихотворения “Родина” (7-8 стр.)
5. Лирика Лермонтова М.Ю.(9-11 стр.)
6. Заключение.(12 стр.)
7. Список литературы.(13 стр.)

Вложенные файлы: 1 файл

1112.docx

1. Вступление.(2 стр.)

2. Анализ стихотворения «Бородино»(3-4 стр.)

3. Анализ стихотворения «Поэт»(5-6 стр.)

4. Анализ стихотворения “Родина” (7-8 стр.)

5. Лирика Лермонтова М.Ю.(9-11 стр.)

6. Заключение.(12 стр.)

7. Список литературы.(13 стр.)

Вступление. Личность Лермонтова.

Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».

В чем суть завещания будущему таких поэтов, как Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта.

Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде. Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.

Читайте также:  Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»

Патриотическая идея стихотворения «Бородино» понятна, строй мыслей и чувств солдата-рассказчика легко воспринимается. Но восприятие текста затруднено значительным количеством незнакомых нам слов и подробностями исторического характера. Необходимо объяснить незнакомые слова до первого чтения стихотворения. Задача анализа – возобновить в памяти некоторые сведения о войне 1812 года, напомнить о Бородинской битве, о ее значении для русской армии, о ее участниках, о ходе и результате сражения. О Бородинской битве писали многие поэты, но стихотворение Лермонтова занимает особое место; оно было признано народом и приобрело небывалую популярность – «Бородино» стало любимой солдатской песней. При чтении стихотворения надо передать простоту и непосредственность интонации рассказчика, его воодушевление, когда он вспоминает о дне битвы, его уверенность в силе русского оружия и гордость боевыми товарищами-богатырями.

Пример сочинения. До Лермонтова поэты восхваляли как главных героев Бородинской битвы царя и полководцев. Так, например, поэт Быков писал в стихотворении, тоже называющемся «Бородино»:

Я зрел поля Бородина –

Сей памятник российской славы!

Цари, народы и державы.

На сих полях кровавый бой

Решил судьбу полувселенной,

На них пал галлов грозный строй

Перед тобой, благословенный!

У Лермонтова же истинными героями исторической битвы показаны солдаты-богатыри, народ. Познакомившись с поэтическим мастерством Лермонтова, встретившись с его основными поэтическими образами, ученик полюбит поэта, даже если пока и не поймет всей глубины его творений. Впоследствии он обязательно вернется к нему снова.

Редко удается попытка текстуально анализировать программные стихотворения в ходе рассказа о жизни поэта: лишь одно из них – «Смерть поэта» – органически может быть включено в рассказ; три же других («Поэт», «Дума» и «Родина») следует вынести на специальные уроки. На этих уроках можно ограничиться подробным анализом стихотворений, предпослав каждому из них небольшое вступительное слово и указав место его в творчестве Лермонтова. Но возможен и несколько иной вариант: так как для поэзии Лермонтова характерна своеобразная цикличность, сосредоточенность на определенных мотивах, интерес к одним и тем же вопросам, вполне возможно выделить темы и несколько расширить материал уроков. Таких тем намечается три: тема поэта и поэзии («Поэт», «Смерть поэта»), тема обличения дворянского общества и современного поколения («Дума», «Смерть поэта») и тема родины («Родина»).

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Целостный анализ стихотворения «Смерть поэта», как уже говорилось, вводится в биографию Лермонтова. Но это стихотворение для анализа поэзии «Поэт» привлекается дважды. Так как оно включает две темы: тему поэта и поэзии и тему обличения высшего дворянского общества – его необходимо использовать в сочинении, где анализируется стихотворение «Поэт», и на уроке, посвященном разбору «Думы». Тема поэта и поэзии – одна из центральных в лирике Лермонтова. Ей посвящено много его стихотворений, в том числе следующие: «О, полно извинять разврат», «Смерть поэта», «Поэт», «Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк». В сочинении важно раскрыть, почему эта тема так занимает поэта. В сочинении невозможно показать всей сложности этой темы у Лермонтова, в частности, приходится обойти молчанием размышления Лермонтова о трагедии поэта – героя стихотворения.

«Не верь себе», не останавливаться на стихотворении «Журналист, читатель и писатель», а ограничиться вопросами о взгляде Лермонтова на назначение поэзии, его идеале поэта и трагическом положении истинных поэтов в России 30-х годов XIX века. Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Лучших русских писателей и поэтов мысли об этом волновали особенно сильно, потому что нигде литература не была так тесно связана с освободительным движением, как в России. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило совершенно особую роль литературы, о чем не раз писал Белинский, отмечая, что в ней сосредоточена вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные, интересы. Критик ценил ее как «живой источник, из которого просачиваются в общество все человеческие чувства и понятия» , и считал, что он является руководителем общества, средством воздействия на его понятия и нравы. В «Письме к Гоголю» Белинский объяснял огромное значение литературы тем, что в условиях тяжелого гнета, когда всякое общественное выступление было немыслимым, «только в одной литературе» сохранялись «жизнь и движение вперед». Герцен в книге «О развитии революционных идей в России» замечает: «У народа, лишенного общественной свободы, литература–единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

О чрезвычайно важном значении литературы пишет ни мают главного: пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду ему от любви и правды, дух его не сломлен. Поэтому общий тон стихотворения при всей его грусти не рождает в читателе мрачности и тоски. Лермонтов утверждает правоту поэта, не променявшего «на злато» своих высоких идеалов и не отказавшегося в угоду знатному большинству от служения высшим целям жизни. Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в определении роли поэта в жизни общества, Лермонтов оказал несомненное влияние на Некрасова, Брюсова, Маяковского и др. Взгляды Лермонтова творчески развивались и обогащались. То, что у него высказывалось еще отвлеченно, рисовалось как идеал, получило у Некрасова, а затем у Маяковского конкретный революционный смысл. Проследив развитие традиций Лермонтова последующими русскими поэтами, можно закончить изучение первой темы и перейти к закреплению и обобщению материала.

Более краткое комментирование при работе над художественной формой стихотворения облегчит дальнейшее осмысление текста. Обобщающие вопросы помогут объединить в сознании отдельные мысли и образы, возникшие в процессе чтения, и комментирования стихотворения.

Анализ стихотворения “Родина” Лермонтова

В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, “горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно- крепостническую, официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта — Белинского и Герцена и последующего поколения — революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова.

В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал:

«Лермонтов. обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью; Не победит её рассудок мой, Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям тёмной старины, записанным смиренными иноками-летописцами. Вот что он любит:

Просёлочным путём люблю скакать в телеге. И т. д.

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.

В реалистической лирике Лермонтов достигает большого художественного мастерства.

Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет присущую его ранним, романтическим стихотворениям выразительность. Лермонтов не отказывается от широкого использования эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но он меньше применяет метафор, особенно развёрнутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной непринуждённой разговорной речи. У Лермонтова появляются повествовательные стихотворения: «Три пальмы», «Дары Терека», «Спор».

Шире использует Лермонтов ритмические возможности русского стиха. Он начинает чаще применять трёхсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий, допускает чередование амфибрахия с анапестом). Так, например, в стихотворении «Русалка» (1836).

Лирика Лермонтова М.Ю.

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, изобразивший в своих произведениях настроения и мысли, которыми жила молодежь тридцатых годов девятнадцатого века. В своей ранней лирике поэт размышлял о том, что муза непостоянна, изменчива, о вдохновении, которое иногда бушует как пламя, о роли и месте поэта в обществе. В этом периоде своего творчества Лермонтов показал, что любит Родину, в его стихотворениях одновременно можно услышать и музыку, и грусть. Лирический герой ранних стихотворений Лермонтова является романтиком, который имеет бунтарский дух и пытаясь что-то изменить в существующем порядке не находит поддержки и понимания людей, которые его окружают. Это делает лирического героя несчастным и одиноким. Частично в образе такого лирического героя Лермонтов показал свои переживания, свои мысли, взгляды, стремления, свою жизнь.

В стихотворении «Русская мелодия» поэт говорит: «В уме своем я создал мир иной. И образов своих существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названья. ». В этом стихотворении раннего периода творчества, Лермонтов, немного предопределяет мотивы своих произведений последних лет жизни – Михаил Юрьевич будто бы чувствовал свою трагическую кончину: «. Извук внезапно струны оборвет, И слышится начало песни! – но напрасно! – Никто конца ее не допоет. ». Стихотворение «Смерть поэта», которое было написано в 1836 году, наполнено грустью и гневом после смерти другого величайшего русского поэта А.С. Пушкина. Герой стихотворения «Дума», написанного примерно в то же время, что и «Смерть поэта» , обвиняет поколение в бездумной трате времени на различные забавы и веселья, клевете, лжи.

В конце стихотворения поэт говорит о том, что внуки этого поколения, рано или поздно потребуют отчета о делах своих предков. Михаил Юрьевич Лермонтов, как и многие другие поэты, в своем творчестве не прошел мимо темы природы. В своих ранних произведениях Лермонтов использует пейзажи природы для создания в стихотворениях романтического начала, а позднее, природа используется Лермонтовым для изображения и обсуждения проблем, являющихся на тот момент актуальными. Природа в поздней лирике поэта также помогает отразить философские размышления поэта. Лермонтов, являясь большим патриотом России, показал в своих произведениях и любовь к Родине.

Наиболее ярко эти чувства выплеснулись в стихотворениях «Прощай немытая Россия. », «Выхожу один я на дорогу. », «Родина». Поэт изобразил в них всю противоречивость жизни России. Огромная богатейшая страна, но в тоже время нищая. Огромное количество бедного, необразованного и обездоленного народа, который все же живет надеждой на лучшее будущее. В этих произведениях Лермонтов показывает, что единственной силой, которая может оказывать самое мощное и непосредственное влияние на ход истории, является народ. В стихотворении «Прощай немытая Россия. » чувствуется тоска М.Ю. Лермонтова о своей Родине:

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ».

А самым патриотичным произведением поэта, является стихотворение «Бородино», в котором Лермонтов восхищенно изобразил победы своего народа. Любовь в поэзии Лермонтова показана в печалях и одиночестве лирического героя, поскольку герой, созданный Лермонтовым, считает что настоящей любви, искренней и чистой, просто не существует. Во всяком случае, он не верит в ее существование. В любовной лирике Лермонтова показана, как правило, неразделенная любовь. Любовь в стихотворениях поэта безрадостная:

«Мгновение вместе мы были,

Но вечность – ничто перед ним,

Все чувства мы вдруг истощили,

Сожгли поцелуем одним;

Прости! – не жалей безрассудно,

О краткой любви не жалей:

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!».

И все-таки, несмотря на грусть, которая пронизывает всю лирику Лермонтова, он навсегда останется одним из самых выдающихся деятелей русской литературы.

Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины; жизнь – это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях – с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус – это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной не успокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.

Ссылка на основную публикацию