Поэты Великой Отечественной войны

10 стихов о войне, которые заставят задуматься каждого

Война ударила молотом по всем – стар и млад оказались под этой неистовой лавиной смерти. Казалось, уж не было места ни любви ни творчеству. Однако, люди умудрялись жить, любить и творить не смотря на ежедневную борьбу с “фашистом”, которую сегодня называем Великой отечественной войной.

Поэты-фронтовики, термин, который родился в годы Великой отечественной войны. Молодые советские поэты, которые оказались на фронте по воле судьбы и своей воли писали стихи. В этих стихах отражена жестокая реальность тех дней.

Некоторые поэты погибли на фронте, оставив после себя стихи о Великой отечественной войне, другие прожили дольше. Однако, жизнь после фронта для многих была короткой, как говорил один из поэтов-фронтовик Семён Гудзенко”Мы не от старости умрем, – от старых ран умрем.”

Кто может сильнее и точнее выразить то, что происходило в те военные годы, чем тот, кто сам был свидетелем и участником этих страшных событий?

В этой статье мы постарались собрать самые сильные стихи поэтов -фронтовиков о Великой отечественной войне, о событиях и людях, оказавшихся историей этого страшного времени.

Семен Гудзенко

МОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали. Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя –
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется – долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье – нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

. Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем –
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
1945

А. Твардовский

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же.

Когда пройдешь путем колонн
В жару, и в дождь, и в снег,
Тогда поймешь,
Как сладок сон,
Как радостен ночлег.

Когда путем войны пройдешь,
Еще поймешь порой,
Как хлеб хорош
И как хорош
Глоток воды сырой.

Когда пройдешь таким путем
Не день, не два, солдат,
Еще поймешь,
Как дорог дом,
Как отчий угол свят.

Когда — науку всех наук –
В бою постигнешь бой, —
Еще поймешь,
Как дорог друг,
Как дорог каждый свой –

И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить.
Они в тебе,
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.

Таким, с которым, коль дружить
И дружбы не терять,
Как говорится,
Можно жить
И можно умирать.

Наш долг пронести светлую память о подвигах, совершенных нашими соотечественниками, во время Великой Отечественной войны.

Стихи о войне, которые учат наши дети, пожалуй самый лучший способ воспитать чувство патриотизма к нашей Родине.

Муса Джалиль

В ЕВРОПЕ ВЕСНА

Вы в крови утонули, под снегом заснули,
Оживайте же, страны, народы, края!
Вас враги истязали, пытали, топтали,
Так вставайте ж навстречу весне бытия!

Нет, подобной зимы никогда не бывало
Ни в истории мира, ни в сказке любой!
Никогда так глубоко ты не промерзала,
Грудь земли, окровавленной, полуживой.

Там, где ветер фашистский пронесся мертвящий,
Там завяли цветы и иссякли ключи,
Смолкли певчие птицы, осыпались чащи,
Оскудели и выцвели солнца лучи.

В тех краях, где врага сапожищи шагали,
Смолкла жизнь, замерла, избавления ждя.
По ночам лишь пожары вдали полыхали,
Но не пало на пашню ни капли дождя.

В дом фашист заходил — мертвеца выносили.
Шел дорогой фашист — кровь дорогой текла.
Стариков и старух палачи не щадили,
И детей людоедская печь пожрала.

О таком исступленье гонителей злобных
В страшных сказках, в преданьях не сказано
слов
И в истории мира страданий подобных
Человек не испытывал за сто веков.

Как бы ночь ни темна была — все же светает.
Как зима ни морозна — приходит весна.
Эй, Европа! Весна для тебя наступает,
Ярко светит на наших знаменах она.

Под пятою фашистскою полуживые,
К жизни, страны-сироты, вставайте! Пора!
Вам грядущей свободы лучи заревые
Солнце нашей земли простирает с утра.

Этой солнечной, новой весны приближенье
Каждый чувствует чех, и поляк, и француз.
Вам несет долгожданное освобожденье
Победитель могучий — Советский Союз.

Словно птицы, на север летящие снова,
Словно волны Дуная, взломавшие лед,
Из Москвы к вам летит ободрения слово,
Сея свет по дороге,– Победа идет!

Скоро будет весна.
В бездне ночи фашистской,
Словно тени, на бой партизаны встают.
И под солнцем весны —
это время уж близко! —
Зиму горя дунайские льды унесут.

Пусть же радости жаркие слезы прорвутся
В эти вешние дни из мильонов очей!
Пусть в мильонах сердец истомленных
зажгутся
Месть и жажда свободы еще горячей.

И живая надежда разбудит мильоны
На великий подъем, небывалый в веках,
И грядущей весны заревые знамена
Заалеют у вольных народов в руках.

Февраль 1942 г. Волховский фронт

Поэтов-фронтовиков относят к особенной касте среди всех поэтов. Люди, которые не умеют лгать, приукрашать и подстраиваться. Стихи о Великой отечественной войне, которые созданы поэтами-фронтовиками сложно читать без слез. Эта поэзия настолько сильна, что во время прочтения чувствуешь, как комок подступает к горлу, глубоко и сильно ударяют по воображению сцены описанные в этих стихах.

В. Стрельченко, А.Твардовский, Б.Слуцкий, Ю. Левитанский, С.Гудзенко, Ю. Друнина, Е.Винокуров и еще много много имен и фамилий известных поэтов, которые издавались в книгах и журналах, и тех, что не были известны широкой публике, издававшихся в местных газетах России. Все они не смотря на свой “поэтический калибр” были одним целым, поэтами, которых объединила война и поэзия.

***
Обойщиков Кронид Александрович
БАЛЛАДА О ЛЮБВИ

В студёном небе мы летали,
Закат был северный в крови,
Мы всё в те годы испытали,
Не испытали лишь любви.

Она в метелях нас искала.
А мы, сражённые войной,
Как птицы падали на скалы
И крик наш бился над волной.

И наша молодость мужала
От юных радостей вдали.
Там женщин не было, чтоб жалость
К нам проявить они могли.

И многие ещё ни разу
Не целовали жарких губ.
А на немецкой лётной базе,
Мы знали, был особый клуб.

И среди нас ходили слухи,
Что там любви решён вопрос.
Со всей Европы были шлюхи,
Чтоб легче лётчикам жилось.

Однажды член Военсовета,
Седой со шрамом адмирал,
Для политической беседы
У самолётов нас собрал.

Он говорил, что наше дело – правое.
Мы победим.
И что в полку ребята смелые
И мы их скоро наградим.

А Колька Бокий, глядя нагло
В упор начальнику в глаза,
Вдруг рубанул: «У фрицев бабы,
А почему у нас нельзя?

Мы тоже гибнем молодые».
Но вдруг осёкся, замолчал,
Лишь ветер северной России
Его лихой вихор качал.

И мы глядели все с испугом,
Коря дружка за эту прыть,
А адмирал дал Кольке руку
И начал странно говорить:

«А что, идея! Одобряю!
Устроим вмиг публичный дом.
Вот только, братцы, я не знаю,
Где с вами девочек найдём?»

«Сестрёнка есть? – спросил он Кольку.
– А где живёт она? – В Чите.
– А мать жива? А лет ей сколько?»
Наш друг закрыл лицо в стыде.

И низко голову повесив,
«Простите…» тихо прошептал.
О как он был умён и честен –
Седой со шрамом адмирал.

Он юность знал, её стремленья,
Горенье, удаль, страсти власть,
Но знал и верность, и терпенье,
И поддержал – не дал упасть.

А женщин после мы узнали,
Уйдя с глухих полярных мест.
И свадьбы быстрые сыграли,
Их было тысячи, невест.

В хмельном кружились разговоре,
До третьих пили петухов,
Забыв, что в Баренцевом море –
Сто тысяч лучших женихов.

***
Кежун Бронислав Адольфович

ВАСИЛЬКИ

Под огнём, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.

И бойцы, уже не слыша гуда
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.

Синевой небесной, нестерпимой
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков.

29 декабря 1943 г.

В этой статье мы вспомним этих людей, посмотрим через их стихи о Великой отечественной войне их глазами на события тех времен. Каждое стихотворение, каждая строчка оставит в вашей душе след, потому что эти строки выжжены войной и испытаниями, которые выпали на долю людей времен Великой отечественной войны.

ТРОЯНКЕР Раиса Львовна
(1909, Умань – 1945, Мурманск)

САМОМУ РОДНОМУ

Я не знаю, какого цвета
У тебя, дорогой, глаза.
Мне, наверно, тебя не встретить,
Ничего тебе не сказать.

Правда, знать бы хотелось очень
Кто ты: техник, стрелок, связист,
Может, ты быстрокрылый лётчик,
Может быть, ты морской радист?

Хорошо, если б эту записку –
Сухопутье или вода
Принесли к тебе, самому близкому,
Неразлучному навсегда.

Я не знаю, как это было:
Светлый госпиталь, лампы, ночь…
Врач сказал: «Иссякают силы,
Только кровь ему может помочь…»

И её принесли – дорогую,
Всемогущую, как любовь,
Утром взятую, нолевую,
Для тебя мною данную кровь.

И она потекла по жилам
И спасла тебя, золотой,
Пуля вражеская бессильна
Перед силой любви такой.

Стали алыми бледные губы,
Что хотели б назвать меня…
Кто я? Донор, товарищ Люба,
Очень много таких, как я.

Пусть я даже и не узнаю,
Как зовут тебя, дорогой,
Всё равно я тебе родная,
Всё равно – я всегда с тобой.

Леонид Хаустов

ДВА СЕРДЦА

Суровый жребий лейтенанту выпал,
И, мучась, с прошлым оборвал он связь.
Он из войны, по сути дела, выполз,
На самодельных роликах катясь.

Своей жене не написал ни строчки.
А что писать? Всё ясно без того.
А дома в ожидании бессрочном
Она жила, не веря в смерть его.

Когда она, бывало, получала
На почте безымянный перевод,
То сердце лихорадочно стучало,
Что это — от него, что он — живёт.

И люди отыскать его сумели,
И вот к нему приехала она.
…Под ним стальные ролики блестели,
И сталью отливала седина.

Кусая губы, и смеясь и плача,
Она вбежала в горвоенкомат,
И снизу вверх — как быть могло иначе? —
Был устремлен его смятённый взгляд.

И женщина — судьбы святая милость,—
Ещё не веря счастью своему,
Безмолвно на колени опустилась
И на коленях двинулась к нему.

***

Михаил Дудин (1916 – 1993)
СОЛОВЬИ

О мёртвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
И всё-таки мы воздух ловим ртом
При гибели товарищей. Ни слова

Не говорим. Не поднимая глаз,
В сырой земле выкапываем яму.
Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас
Остался только пепел, да упрямо
Обветренные скулы сведены.

Трёхсотпятидесятый день войны.
Ещё рассвет по листьям не дрожал,
И для острастки били пулемёты…
Вот это место. Здесь он умирал —
Товарищ мой из пулемётной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,
Не дотянул бы он и до рассвета.
Он не нуждался в помощи ничьей.
Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас, и молча ждал конца,
И как-то улыбался неумело.
Загар сначала отошёл с лица,
Потом оно, темнея, каменело.

***
Александр Артёмов
ЗНАМЯ

Уже остывает нагретый разрывами камень,
Уже затихает гремящий с утра ураган.
Последний бросок. Из последних окопов штыками
Бойцы выбивают и гонят с вершины врага.

Как мёртвые змеи, опутали сопку траншеи,
Бетонные гнёзда пологий усыпали скат,
И, вытянув к небу холодные длинные шеи,
Разбитые пушки угрюмо глядят на закат.

И встал командир на земле, отвоёванной нами,
Изрытой снарядами и опалённой огнём,
И крикнул ребятам: «Товарищи, нужно бы знамя. »

Поднялся, шатаясь, с земли пулемётчик. На нём
Висели клочки гимнастёрки, пропитанной потом,
Обрызганной кровью. Он вынул спокойно платок,
Прижал его к ране, прожжённой свинцом пулемёта,
И вспыхнул на сопке невиданно яркий цветок.

Мы крепко к штыку привязали багровое знамя,
Оно заиграло, забилось на сильном ветру.
Обвёл пулемётчик друзей голубыми глазами
И тихо промолвил: «Я, может быть, нынче умру,

Но буду гордиться, уже ослабевший, усталый,
До вздоха последнего тем, что в бою не сробел,
Что кровь моя знаменем нашего мужества стала,
Что я умереть за отчизну достойно сумел…»

Над тёмной землёй и над каменной цепью дозорной,
Над хилым кустарником, скошенным градом свинца,
Горело звездой между скал высоты Заозёрной
Священное знамя, залитое кровью бойца.

Владивосток

***

Леонид Хаустов (1920 – 1980)

СОЛНЦЕ ПОБЕДЫ

Утро девятого мая

В том, сорок пятом году.
Солнце, туманы сжигая,
Встало у нас на виду.

Шло оно в дальние дали,
В каждое глянув окно.
В каждой солдатской медали
Жарко сверкнуло оно.

Что же оно озарило? —
Рваные раны земли,
Братские наши могилы,
Горе у каждой семьи,

Битый кирпич над золою
Рядом с овином пустым…
Рад я, что помнить такое
Вам не дано, молодым.

Щедрые ваши рассветы,
Гордой любви торжество —
Всё это солнце Победы,
Всё это отблеск его!

Чем больше мы будем знать о Великой отечественной войне и людях, которые тогда жили, тем сильнее будет память поколений и желание сберечь мир, желание оставаться сильными и помогать друг другу. Пусть эта поэзия будет символом силы, воли и непрогибаемости людей, которые защищали тогда мир, в котором мы живем сегодня.


“Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С родимой моей земли.”

Всеволод Багрицкий

Писатели-фронтовики. Они показали войну без прикрас

Совсем скоро мы будем отмечать 75-ю годовщину Великой Победы. В связи с этим захотелось вновь рассказать о гениях слова, которые принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны.

Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одарённых личностей, перенёсших военные и послевоенные невзгоды.

Писатели, прошедшие дорогами войны, написали для нас замечательные книги о своей войне. Кто по окончании войны, кто по прошествии лет, а кто-то, как Василь Быков, писал о войне всю свою послевоенную жизнь.

В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство.

Большой вклад в развитие советской прозы и поэзии внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Это артиллеристы Ю. Бондарев, Е. Носов и Г. Бакланов; морской пехотинец Александр Яшин; танкисты С. Орлов и А. Ананьев. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков и В. Кондратьев; миномётчиком – М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном – К. Воробьёв; связистами – В. Астафьев; самоходчиком – В. Курочкин; десантником и разведчиком – В. Богомолов.

И когда они, мальчишками, записывались в добровольцы, едва ли задумывались о том, что напишут книги о войне, что книги эти будут изданы миллионными тиражами, а потом выйдут замечательные фильмы – экранизации этих книг. И что в отечественном литературоведении появится специальный термин: “лейтенантская проза”, которую будут “проходить” в школе.

Читайте также:  Былины - сообщение доклад (4, 7 класс Литература)

В фонде нашей библиотеки широко представлены книги писателей-фронтовиков. В данном списке присутствуют лишь некоторые из них…

Астафьев Виктор Петрович (1924-2001)

В 1942 году Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт, хотя как железнодорожник имел бронь. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения (контузия) в конце войны служил во внутренних войсках в Западной Украине.

Произведения о Великой Отечественной войне

“Прокляты и убиты”

“Так хочется жить”

“Пастух и пастушка”

Бакланов Григорий Яковлевич (1923-2009)

Военный путь

В 1941 году Воронежским РВК Григорий Бакланов был призван в армию. Окончил артиллерийское училище. С 1943 года воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. В сентябре 1943 года был ранен в районе г. Запорожье. За декабрьские бои 1944 года под Секешфехерваром получил орден Красной Звезды. Также был награждён медалями за взятие Будапешта и Вены, за победу над Германией, в 1985 году награждён орденом Отечественной войны I степени.

Закончил войну начальником разведки артиллерийского дивизиона.

Произведения о Великой Отечественной войне

“Мёртвые сраму не имут”

“Почем фунт лиха”

“Южнее главного удара”

Богомолов Владимир Осипович (1924-2003)

Военный путь

В начале Великой Отечественной войны пошёл добровольцем в Московский противопожарный полк МПВО в Филях. В ноябре 1941 г. попал на Калининский фронт под Москвой в качестве курсанта. Был тяжело ранен в апреле 1942 г. 22 июня 1943 г. направлен старшим команды в г. Ижевск Удмуртской АССР, в Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище. С конца 1943 года в войсковой разведке. Форсировал Днепр. Воевал на Северном Кавказе, участник освобождения Тамани, освобождения Житомира, Кировоградской наступательной операции. В сентябре 1944 г. переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.

Произведения о Великой Отечественной войне

“В августе сорок четвертого…”

“Кладбище под Белостоком”

“Сердца моего боль”

Бондарев Юрий Васильевич (1924-по н.в.)

В 1941 году участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

Произведения о Великой Отечественной войне

“Батальоны просят огня”

Быков Василий Владимирович (1924-2003)

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Осенью 1943 ему присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести “Мёртвым не больно”. В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

Произведения о Великой Отечественной войне

“Дожить до рассвета”

“Пойти и не вернуться”

Васильев Борис Львович (1924-2013)

Военный путь

В 1941 году в 17-летнем возрасте будущий писатель пошёл добровольцем на фронт. Первый бой принял 8 июля 1941 года. Воевал в составе комсомольского истребительного батальона. В 1943 году, после выписки из госпиталя, Борис Львович был направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я.Малиновского). В составе колонны академии участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года.

Произведения о Великой Отечественной войне

“А зори здесь тихие”

“В списках не значился”

“Аты-баты шли солдаты”

Воробьёв Константин Дмитриевич (1919-1975)

В начале войны был направлен курсантом в Кремлёвское военное училище, которое окончил по ускоренной программе. В звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой. Под Клином в декабре 1941 года контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен (1941—1943). Дважды бежал из плена. В 1943—1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда.

Произведения о Великой Отечественной войне

“Убиты под Москвой”

Казакевич Эммануил Генрихович (1913-1962)

Когда началась война, Казакевича освободили от призыва из-за сильной близорукости. Но он не собирался отсиживаться в тылу и ушёл добровольцем на фронт. Грамотный, знавший несколько языков, младший лейтенант попал в подразделение разведки. Его группа часто совершала рейды в тылу врага, добывала ценные сведения. Закончил войну офицером разведотдела штаба армии. Награждён 8 орденами и медалями, среди которых орден Красной Звезды и медаль «За отвагу» — ими награждали за личное участие в боевых действиях.

Произведения о Великой Отечественной войне

Кондратьев Вячеслав Леонидович (1920-1993)

В декабре 1941 года был направлен на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью “За отвагу”. После отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, комиссован с инвалидностью; младший лейтенант.

Произведения о Великой Отечественной войне

“День Победы в Чернове”

“Отпуск по ранению”

«На поле овсянниковском»

“Привет с фронта”

“На станции “Свободной”

“Не самый тяжкий день”

Курочкин Виктор Александрович (1923 – 1976)

Весной 1942 года в крайне истощённом состоянии Виктор Курочкин был эвакуирован из блокадного Ленинграда через Ладогу. В Ярославской области он два месяца лечился от дистрофии, в июне 1942 года был призван в армию и направлен в танковое училище.

20 июня 1943 года лейтенант Курочкин назначен командиром СУ-85 в 1893-й самоходный артполк 3-й танковой армии 1-го Украинского фронта. С 5 августа 1944 года в составе 1-го гвардейского артиллерийского полка 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта: Курская дуга, освобождение Левобережной Украины, форсирование Днепра, освобождение Киева, Львова.

31 января 1945 года Курочкин, к тому времени гвардии лейтенант из 1-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка, был тяжело ранен при форсировании Одера.

Произведения о Великой Отечественной войне

«На войне как на войне»

Нагибин Юрий Маркович (1920—1994)

Перед войной учился во ВГИКе, но закончить его не удалось. Ушёл на фронт. Знание немецкого языка решило его судьбу — он был направлен в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы.

В ноябре 1942 был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете «Труд». Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса.

Произведения о Великой Отечественной войне

«Гвардейцы на Днепре»

«Слава Николая Чистова»

Некрасов Виктор Платонович (1911-1987)

В 1941—1944 годы Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945 года, в звании капитана был демобилизован.

Произведения о Великой Отечественной войне

“В окопах Сталинграда”

Носов Евгений Иванович (1925-2002)

Военный путь

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции “Багратион”, в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ “Красное вино победы”.

Произведения о Великой Отечественной войне

“Красное вино победы”

“Шопен, соната номер два”

Пикуль Валентин Саввич (1928 – 1990)

Военный путь

Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осаждённого города удалось только по «Дороге жизни». Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учёбу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Корабль сопровождал конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск продукты, вооружение, технику из стран-союзников.

На корабле Пикуль пробыл до конца войны — дослужился до командира боевого поста, а затем стал штурманским электриком. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет.

Произведения о Великой Отечественной войне

“Реквием каравану PQ-17”

“Мальчики с бантиками”

Смирнов Сергей Сергеевич (1915 — 1976)

Доброволец истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем литсотрудник газеты 57-й армии. После войны работал редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии. Уволен из армии в 1950 году в звании майора.

Произведения о Великой Отечественной войне

«Рассказы о неизвестных героях»

Послесловие

Мы рассказали о некоторых писателях-фронтовиках, назвали их произведения, повествующие о тех страшных, выпавших на нашу страну, испытаниях.

Да, слова писателей на войне и о войне трудно переоценить. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Составитель: В. Сучкова, гл. библиограф ЦБ

Писатели и поэты-фронтовики

Великая Отечественная война стала одной из самых освящаемых тем русской литературы. Многие авторы военных произведений знали о ней не понаслышке. Писатели-фронтовики это целое поколение истинных патриотов страны, которые опираются в своих книгах на реальные события, зачастую собственный фронтовой опыт.

Василий Семенович Гроссман

Писатель родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, в образованной еврейской семье. В юности учился в Московском университете на физико-математическом факультете. Потом работал инженером-химиком в Макеевке, а также научным сотрудником в донецкой лаборатории. Позже решил заняться литературной деятельностью.

С начала войны Василий Семенович отправился на фронт, и там стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Красная звезда». Гроссман находился в Сталинграде во время известной на весь мир битвы. За свое мужество в боях был награжден орденом Красного знамени.

Самым знаменитым произведением писателя стал роман «Жизнь и судьба», посвященный его погибшей в ходе уничтожения еврейского населения матери. Произведение было конфисковано КГБ, но чудом уцелело на микрофильме, вывезенном из страны, и было опубликовано только в 1980 г. Также известны такие его книги, как «Народ бессмертен», «Годы войны», «Глюкауф», «Два рассказа», «Направление главного удара», «Сталинградская быль», «Осенняя буря», «Степан Кольчугин».

Юлия Владимировна Друнина

Поэтесса родилась 10 мая 1924 года. Ее отец был учителем истории, а мать – работала в библиотеке. С самого детства Юлия решила, что станет литератором. Ее стихотворение «Мы вместе за партой сидели. » было напечатано в газете.

С началом войны Юлия Друнина отправилась на фронт добровольцем. Летом 1941 года находилась на строительстве оборонительных сооружений возле Можайска. Но ее отряд потерялся, и им пришлось выходить из окружения около двух недель по тылам противника. Это страшное событие стало основной для одного из самых известных ее стихотворений.

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули –
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперёд.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шёл на пулемёт.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

В 1942 году она уезжает в Хабаровск, где становится курсантом Школы младших авиационных специалистов. Потом ее отправляют в санитарное управление, на Второй белорусский фронт. Получила ранение, была отправлена в госпиталь. После этого, несмотря на присвоенную инвалидность, воевала в Псковской области, затем Прибалтике. Была награждена орденом Красной звезды и медалью за отвагу.

После войны Юлия училась в Литературном институте, в 1947 году ее приняли в Союз писателей. Самые известные произведения Юлии Друниной – «А люблю я, как любят поэты. », «Не бывает любви несчастливой», «Мы обетам верны», «В солдатской шинели». Многие стихи поэтессы легли в основу песен известных композиторов.

Семен Петрович Гудзенко

Этот украинский поэт родился в Киеве в 1922 году. Он был сыном инженера и учительницы. В 1939 году уехал в Москву и поступил в вуз.

Сразу после объявления войны отправился на фронт добровольцем. В 1942 году получил тяжелое ранение, после выздоровления стал работать корреспондентом в газете «Суворовский натиск». В 1945 году получил орден Отечественной войны второй степени. Получил ордена Красной звезды, медаль «За оборону Москвы». Самые известные произведения поэта: «Однополчане», «Битва», «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон». «Поездка в Туву».

Когда на смерть идут — поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв —
и умирает друг.
И значит — смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним
идет охота.
Будь проклят
сорок первый год —
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв —
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей
я кровь чужую.

Александр Петрович Межиров

Этот русский поэт родился в 1923 году в Подмосковье. Его отец был экономистом, а мать преподавала немецкий язык.

С первых дней войны отправился защищать Родину. Участвовал в боях на Ленинградском фронте. Был в составе первого батальона стрелкового полка 189 стрелковой дивизии. В 1943 году получил контузию, после этого был демобилизован.

Литература становится его призванием в юношеском возрасте. Но лучшими считаются его послевоенные произведения, в частности, сборник стихотворений «Дорога далека». Поэт был награжден Государственной премией СССР, а также премией Важа Пшавелы. В 1994 году в Белом доме ему вручил награду Билл Клинтон.

Поэтические сборники поэта, изданные при его жизни:

  • Возвращение;
  • Подкова;
  • Ветровое стекло;
  • Ладожский лед.

В 1992 году эмигрировал в США, в штат Орегон, потом переехал в Нью-Йорк. Александр Петрович был родственником скульптора Эрнста Неизвестного.

Сергей Сергеевич Орлов

Известный поэт родился в Вологодской области, в селе Мегра. Стремление заниматься литературой появилось к него в детстве, он начал писать стихи. О молодом таланте одобрительно отзывался Корней Чуковский.

После начала Великой Отечественной войны отправляется на фронт добровольцем. Потом учится в танковом училище в Челябинске. В бою с немцами в 1944 году Орлов чуть не погиб. Он горел в танке заживо, но успел спастись. В итоге всю жизнь ему пришлось маскировать на лице следы от ожогов.

Получил Орден Октябрьской революции, орден трудового Красного знамени, медаль за оборону Ленинграда. Самые известные сборники стихов – это «Фронт» и «Третья скорость», «Лирика», «Страница». Сергей Орлов – автор знаменитых строк «Его зарыли в шар земной. »

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

Внук поэта и сейчас живет в Москве, он депутат Московской городской думы. В городе Белозерске есть музей поэта Орлова. Этот музей открыт для всех посетителей, любителей русской истории и почитателей литературы.

Проект “Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны”
проект по литературе (10 класс) на тему

* Познакомить учащихся с фрагментами биографии писателей и поэтов времён Великой Отечественной войны

Читайте также:  Доклад на тему Николай Гоголь сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Проект “Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны”2.32 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема проекта: “Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны”

Эпиграф проекта: «Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо живым!» Роберт Рождественский.

Цели проекта: *Дать обзор прозы и поэзии времён Великой Отечественной войны * Познакомиться с фрагментами биографии писателей и поэтов ВОВ.

Задачи проекта: Приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины; Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся. Привить учащимся интерес к истории нашей Родины, к чтению , к военным событиям.

1941 – 1945 годы . Четыре страшных, неимоверно тяжких для всей страны года. Миллионы жизней унесла война. Её никогда не забудут люди земли, ибо нельзя забыть тех, кто сражался за Родину. Июньское утро. Над землей тишина. Спят люди, неслышно птиц. И вдруг утренняя тишь разорвалась. Тысячи орудий ударили по мирным городам и селам. В воздухе повисли бомбардировщики. Фашистские орды обрушились на Советский Союз. Обрушились внезапно, вероломно, чтобы окончить войну за несколько месяцев. Но просчитались! На защиту Отечества встал весь народ.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. В первый день войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением “Присягаем победой”. С 26 июля поэт был уже на фронте. В ряды солдат России вступили уже многие известные поэты: А. Твардовский, К. Симонов, М. Светлов и другие. Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика Симонова, народная мудрость Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, Орлова вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину.

Живая память о беспримерном народном подвиге – стихи поэтов, участников грозных событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом зазвучали их голоса, мобилизуя народ на борьбу, на победу: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой… Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.

В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства. Подлинно народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы. Это произведения М. Шолохова “Судьба человека”, “Наука ненависти”, “Они сражались за Родину”, А. Твардовского “Василий Теркин”, “Я убит подо Ржевом”. “Баллада о товарище”, А. Толстого “Русский характер”, Б. Васильева “А зори здесь тихие”, В. Быкова “Сотников”, “Обелиск”, Ю. Бондарева “Горячий снег”, В. Закруткина “Матерь человеческая”, П. Антопольского “Сын”, стихи Ю. Друниной, В. Инбер, Н. Тихонова.

С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.

М. Кульчицкий, Богатков, Волкомир только начали свой путь в литературе, а казненный фашистами в тюрьме Маобит Муса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии.

Советский поэт А. Сурков, находясь на западном фронте, написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие его переписывали, и солдатские жены получали это поэтическое послание. В начале 1942 г. композитор К. Листов написал мелодию к стихам поэта. Так была создана песня “Землянка”.

“ Певец боевой молодости” – так во время Великой Отечественной войны назвал К. Симонова его старший собрат Н. Тихонов. Военная лирика К. Симонова – головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино все: война, любовь, Родина, зрелость. Самым всенародным, всемирным, всеобщим стало самое личное, частное, интимное стихотворение “Жди меня, и я вернусь”. В архиве поэта сохранилась копия письма к читателю, где Симонов объясняет: “Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом письмо было напечатано в газете, и стало стихотворением. (В скобках добавим, что стало оно и листовкой, и песней, и частью духовной жизни страны).

Подвиг советского народа нашел свое отражение не только в поэзии, но и в прозе.

Васильев Борис Львович Родился 21 мая 1924 г. в деревне Алексеевка Смоленской области. В июле 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении, был ранен. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г. В 1948 г. окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск. До демобилизации оставался кадровым военным, инженером-испытателем. Печататься начал с 1954 г. Автор повестей: «А зори здесь тихие» (1969), «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984) и др. Лауреат Государственной премии 1975 г.

Некрасов Виктор Платонович Некрасов Виктор Платонович родился 17 июня 1911 г. в Киеве в семье врача. В 1936 г. окончил архитектурный факультет Киевского строительного института. Одновременно учился в театральной студии при театре русской драмы. Работал актером и художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону. С 1941 по 1944 гг. прошел фронтовой путь от Ростова до Сталинграда, был инженером саперных войск, командовал батальоном. После демобилизации по ранению работал в Киеве в газете «Радянське мистецтво». В 1946 г. была опубликована его повесть «В окопах Сталинграда», удостоенная Государственной премии. Награжден орденом Красной Звезды и медалью. Умер 3 сентября 1987 г. в Париже.

Воробьев Константин Дмитриевич Родился 24 сентября 1915 г. в селе Нижний Реутец Курской области. Окончил сельхозтехникум в Мичуринске. В 1935 г. – литсотрудник районной газеты. Позже переехал в Москву и поступил на работу в редакцию газеты «Свердловец». В 1941 г. курсантом Кремлевского пехотного училища попал на фронт. Вся его рота почти сразу погибла. В 1963 г. написал книгу «Убиты под Москвой». Автор повестей: «Крик» (1962), «Это мы, Господи!» (1986 г.). Умер в 1975 г. Награжден посмертно Литературной премией им. А. Солженицына.

Бакланов Григорий Яковлевич Бакланов Григорий Яковлевич (наст. фам. – Фридман) родился 11 сентября 1923 г. в Воронеже. Воевать ушел добровольцем. С фронта был направлен в артиллерийское училище. Завершив учебу, попал на Юго-Западный фронт, затем на 3-й Украинский. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях в Венгрии, во взятии Будапешта, Вены. Войну закончил в Австрии, в звании лейтенанта. В 1946-1951 гг. учился в Литературном институте. Книга «Навеки – девятнадцатилетние» (1979) была отмечена Государственной премией. В 1986-96 гг. был главным редактором журнала «Знамя».

Бондарев Юрий Васильевич Родился 15 марта 1924 г. в Орске на Урале. Детские годы прошли в Москве. После окончания средней школы ушел на фронт и был командиром артиллерийского орудия. После второго ранения, в 1945 г., демобилизовался из армии. В 1951 г. окончил Литературный институт им. М. Горького, начал профессиональную литературную деятельность. Темам военного подвига, нравственности посвящены сборник рассказов «На большой реке» (1953), повести «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), роман «Горячий снег» (1969). Живет и работает в Москве.

Астафьев Виктор Петрович Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Осень 1942 г. – уходит добровольцем в армию, с весны 1943 г. – воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Несколько раз был тяжело ранен, награжден боевыми орденами и медалями. Демобилизовался в 1945 г. и уехал на Урал в маленький городок Чусовой, где работал в местной газете «Чусовской рабочий». В 1953 г. вышла его первая книга «До будущей весны». В 1961 г. окончил Высшие литературные курсы в Москве. Лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации. Умер 29 ноября 2001 г.

Богомолов Владимир Осипович Родился 3 августа 1926 г. в деревне Кирилловка Московской области. В 15 лет приписал себе два года и ушел воевать. Трижды был контужен, тяжело ранен. За годы войны прошел путь от рядового до командира роты. Имеет шесть боевых наград. В 1958 г. окончил отделение журналистики Высшей партийной школы. Автор романа «В августе сорок четвертого» («Момент истины») (1975), повестей «Иван», «Зося» (1965). Умер 30 декабря 2003 г.

Алексеев Сергей Петрович Родился 1 апреля 1922 г. на Украине в Винницкой области в семье сельского врача. В начале войны был откомандирован в Оренбургское летное училище и до самого её окончания учил молодых летчиков. С авиацией он расстался в конце 1945 г. из-за тяжелых травм, полученных в учебном полете. В 1944 г. получил специальность учителя истории. Автор книг, посвященных истории России от середины XVI до середины XX веков. С 1965 по 1996 гг. – главный редактор журнала «Детская литература». Алексеев – лауреат Государственных премий.

Быков Василь (Василий Владимирович) Родился 19 июля 1924 г. в деревне Череновщина Витебской области. В 1941 г. Быков – студент Витебского художественного училища добровольно уходит на фронт. Прошел всю войну, закончив ее в Австрии, в звании офицера. После окончания войны еще в течение 10 лет служил в армии. В 1955 г. демобилизовался и стал заниматься только литературой. Автор повестей: «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983) и др. Народный писатель Белоруссии. Умер 22 июня 2003 г.

Катаев Валентин Петрович Родился 28 января 1897 г. в Одессе в семье школьного учителя. Во время войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», где печатались его очерки с фронта. В это время были написаны рассказы: «Третий танк», «Флаг», повести: «Жена», «Сын полка» (1945), пьесы: «Отчий дом», «Синий платочек». С 1955-1961 гг. – главный редактор журнала «Юность». Умер в 1986 г.

Кондратьев Вячеслав Леонтьевич Родился 30 октября 1920 г. в Полтаве. С первого курса института в 1939 г. был призван в армию. В декабре 1941 г. по собственной просьбе отправлен на фронт, воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады, был ранен. Награжден медалью «За отвагу». В 1958 г. окончил Московский заочный полиграфический институт. Много лет работал художником-оформителем. Первая повесть писателя «Сашка» была опубликована в 1979 г. в журнале «Дружба народов», повесть «Отпуск по ранению» в журнале «Знамя» в 1980 г. Умер 21 сентября 1993 г.

Курочкин Виктор Александрович Родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин казачьей станицы Вешенской в Ростовской области. Во время гражданской войны воевал пулеметчиком в рядах Красной Армии. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г. – первый из «Донских рассказов» – «Родинка». С 1926 по 1940 г. Шолохов работает над романом «Тихий Дон». Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Правда». После Сталинградской битвы начинает работу над романом «Они сражались за Родину». Первые главы романа увидели свет на страницах «Правды» в 1943-1944 гг. Войне посвящены также рассказ «Судьба человека». В 1965 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Умер в станице Вешенской 2 февраля 1984 г.

Шолохов Михаил Александрович Родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин казачьей станицы Вешенской в Ростовской области. Во время гражданской войны воевал пулеметчиком в рядах Красной Армии. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г. – первый из «Донских рассказов» – «Родинка». С 1926 по 1940 г. Шолохов работает над романом «Тихий Дон». Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Правда». После Сталинградской битвы начинает работу над романом «Они сражались за Родину». Первые главы романа увидели свет на страницах «Правды» в 1943-1944 гг. Войне посвящены также рассказ «Судьба человека». В 1965 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Умер в станице Вешенской 2 февраля 1984 г.

Прошло 70 лет с той победной поры, с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев.

Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим. Это нужно – не мертвым! Это надо живым!

Выводы: Литературный процесс во все времена отражал те события, которые происходили в истории нашего общества. Славные имена замечательных писателей и поэтов навсегда останутся в истории нашего государства. Возможно, если бы не они, мы не имели бы полного представления о том, насколько серьезными и значимыми были военные события. Невозможно переоценить заслугу советских авторов, писавших о войне и поддерживающих патриотический дух людей, как невозможно переоценить и подвиг народа.

Список использованных ресурсов Энциклопедия для детей : Т.9 : Русская литература : Ч.2 : XX век/Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1999 Произведения оВеликой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе: Книга для учителя/ Сост. Е.П.Пронина. – М.: Просвещение, 1985 Великая Отечественная война в лирике и прозе : В 2 : Т1,2. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы). В.Некрасов .В окопах Сталинграда. – Лениздат, 1991 www . peoples.ru – Люди (фото писателей) http://festival.1september.ru/articles/615493 / http://studyport.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о.

Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о поэтах, павших в годы Великой отечественной войны таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, желание продолжи.

В юбилейный год Победы захотелось сделать, что-то очень трпетное и трогательное, чтобы услышали те, кто, к счастью, так далек от Великой Отечественной войны. Мое поколение выросло на книгах военной те.

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе “Советский тыл в годы Великой Отечественной войны”.

Презентация к исследовательской работе по литературе, основанной на анализе произведений сибирских поэтов, напечатанных в журнале “Сибирские огни” в 1943 году.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо.

Методическая разработка содержит малоизвестный материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий.

День Победы. Стихи поэтов-фронтовиков

День Победы – особый день для каждого в нашей стране.
Трагичный и скорбный, трогательный, прекрасный и светлый.
Поздравляем всех – мира вам и добра!

Представляем вашему вниманию стихи поэтов-фронтовиков.

Был бой.
И мы устали до потери
Всего, чем обладает человек.
Шутил полковник:
— Сонные тетери. —
И падал от усталости на снег.

А нам и жить не очень-то хотелось,—
В том феврале, четвертого числа,
Мы перевоевали,
Наша смелость,
По правде, лишь усталостью была.

Нам не хотелось жить —
И мы уснули.
Быть может, просто спать хотелось нам.
Мы головы блаженно повернули
В глубоком сне
Навстречу нашим снам.

Мне снился сон.
В его широком русле
Скользил смоленый корпус корабля,
Соленым ветром паруса нагрузли,
Вселяя страх и душу веселя.

Мне снился сон о женщине далекой,
О женщине жестокой,
Как война.
Зовущими глазами с поволокой
Меня вела на палубу она.

И рядом с ней стоял я у штурвала,
А в прибережных чащах,
Невдали,
Кукушка так усердно куковала,
Чтоб мы со счета сбиться не могли.

И мы летели в прозелень куда-то.
Светало на обоих берегах.
Так спали полумертвые солдаты
От Шлиссельбурга в тысяче шагах.

Ночной костер случайного привала
Уже золой подернулся на треть.
Проснулся я.
Кукушка куковала,
И невозможно было умереть.

“Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. “

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

“Мы вас подождем!”- говорили нам пажити.
“Мы вас подождем!”- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

“Поэт”
Умри, мой стих,
умри, как рядовой…
В. Маяковский

“Буржуйка” чадила опять нестерпимо,
Нисколько не грея, шипя и треща.
И копоть слоями лилового грима
Ложилась на лицах, бумагах, вещах.
В одиннадцать ночи принес телеграммы
С Восточного фронта рассыльный ему.
И сел он за стол,
Молчаливый,
Упрямый,
Почти задыхаясь в нависшем дыму.
И вот уже, ритма ловя нарастанье,
Приходит строка,
Беспокойна,
Строга,
И первые строфы прямым попаданьем
Ложатся в далеких окопах врага.
А следом в развернутое наступленье,
Для сабельных рубок,
Для конных погонь
Рисунки резервным идут подкрепленьем,
Открыв по противнику беглый огонь,
Весомые, злые…
Поднялся, сутулясь,
Ладонями стиснул пылающий лоб,
– Довольно. –
На стыке заснеженных улиц
Горел подожженный рассветом сугроб.
И легкие,
Будто бумажные клочья,
И яркие,
Будто агитплакат,
К востоку от вдаль уползающей ночи
Летели раскрашенные облака.
Москва просыпалась обычно и просто.
А в мутных витринах,
Грозны и крепки,
Вставали дежурными “Окнами РОСТА”
Стихов,
Рядовых и бессмертных,
Полки.

“Здесь птицы не поют. “

Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех — мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.
Едва огонь угас
звучит другой приказ,
и почтальон сойдет с ума,
разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
бьет пулемет, неутомим…
И, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех — мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.
От Курска и Орла
война нас довела
до самых вражеских ворот
такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это —
и не поверится самим…
А нынче нам нужна одна победа,
одна на всех — мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.

Мои друзья и недруги былые,
Мне хочется окликнуть вас теперь,
В годину испытания России,
В годину мук, сражений и потерь.
У каждого из нас особый норов,
Все у другого кажется не так.
Но время ли сейчас для клубных споров,
Газетных стычек и журнальных драк?
Я позабыл о спорах и разладе
И понял, что у всех одни враги,
В тот день, когда на интендантском складе
Поэты примеряли сапоги.
Паек и литер. Дальняя дорожка.
— Мне в Львов! — Мне в Гродно!— А тебе куда?
—За Конотопом первая бомбежка
И опрокинутые поезда.
Позвякивает тормоз Вестингауза,
Таинственно мерцает синий свет.
Со мной в купе Твардовский и Алтаузен.
Ты помнишь Джека? Джека больше нет.
Он знал провалы, горе, неудачи,
Ни знаменит он не был, ни богат.
Но встретил смерть, не прячась и не плача,
Как коммунист, романтик и солдат.
А мы, что чудом оставались живы,
Когда бесился разрывной свинец,
Пронесшие сквозь огненные взрывы
И чистоту и преданность сердец,
Грустней и жестче сделавшись с годами,
Не изменили песне боевой.
Друзья поэты! Маяковский с нами,
Багрицкий в нашей сумке полевой.
Они в тяжелый час не замолкали,
На тихий край не предъявляли прав:
Страницы книжек пули пробивали,
С людскою кровью кровь стиха смешав.
Мы по ночам стихи в землянках пишем,
И каждая высотка — наш Парнас.
Как весь народ, горючим дымом дышим,
И пусть забыли девушки про нас.
Зато, пред тем как раскурить газеты,
Стихи читают вслух и про себя.
В строю походном движутся поэты,
Страдая, ненавидя и любя.

Самолет не вернулся на базу…
С ним пропали три славных дружка.
Погрустив и поверив не сразу,
Их вписали в потери полка.
А пилот был отчаянный парень.
Он в заморские страны летал,
Лучше всех он играл на гитаре,
Сам к мотивам слова подбирал.
Неразлучен он был с экипажем.
Так они и пропали втроем.
Если хочешь, мы нынче расскажем,
Что случилось, что было потом.
Из-под белых обломков дюраля,
Из-под сломанных ребер стальных
Трех товарищей немцы достали,
Окровавленных, еле живых.
Палачи заковали им руки,
Разлучили с Отчизной своей.
Нет на свете ужаснее муки,
Чем неволя для вольных людей.
Чтобы горше сердцам их орлиным
Было жить в этом мире чужом,
Держат в лагере их под Берлином,
Водят утром на аэродром.
Там работа, работа, работа,
Землю твердую роют они,
Возле серых чужих самолетов
Протекают их тяжкие дни.
Но заметили трое — бывает
В час обеда на поле покой.
Одинокою тенью шагает
Охраняющий их часовой.
Не сказали друг другу ни слова,
Огляделись три друга кругом.
Вдруг удар повалил часового,
И они к самолету — бегом.
И взлетает машина чужая,
Исступленно вращая винты,
Полутонные бомбы сгружая
На Берлин с голубой высоты.
Суматоха, смятенье, погоня.
Но уже самолет далеко.
Пусть в тисках занемели ладони,
Как на сердце, товарищ, легко!
Он летит, этот призрак крылатый,
И Германию сводит с ума,
Птица мщенья, начало расплаты,
А быть может — расплата сама.
Самолету навстречу с востока,
Из небесных глубоких стремнин,
Нарастает уверенный рокот —
Это наши идут на Берлин.

“Я хотел написать о Балканах. “

Я хотел написать о Балканах,
О румынском прохладном вине,
О костелах за Вислой, о странах,
Где прошли мы в дыму и огне.
Но на белых страницах тетради
Возникают иные края —
Тот разбитый блиндаж в Сталинграде,
Где окончилась юность моя,
Да кривой городок Новозыбков,
Где однажды пришлось ночевать.
Там до света над крохотной зыбкой
То ли пела, то ль плакала мать.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

После дождичка небеса просторны,
голубей вода, зеленее медь.
В городском саду флейты да валторны.
Капельмейстеру хочется взлететь.

Ах, как помнятся прежние оркестры,
не военные, а из мирных лет.
Расплескалася в улочках окрестных
та мелодия – а поющих нет.

С нами женщины – все они красивы –
и черемуха – вся она в цвету.
Может, жребий нам выпадет счастливый:
снова встретимся в городском саду.

Но из прошлого, из былой печали,
как ни сетую, как там ни молю,
проливается черными ручьями
эта музыка прямо в кровь мою.

Краткая биография Коста Хетагуров

Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

В 1859 году 15 октября женщина по имени Мария родила сына. К сожалению, сразу после родов она умерла, поэтому воспитание ребёнка поручили близкой родственнице Ч. Дзапаровой. Отцом мальчика был Леван Хетагуров, прапорщик русской армии. Через пять лет отец женился вновь, на дочери местного священника. Но мачеха не любила неродного ей мальчика. Коста всё понимал и часто убегал, потому что ему не нравилось находиться с мачехой рядом. Тяжелое детство поэта было лишено материнской ласки, естественно, это отразилось в творчестве. Читая произведения Хетагурова, можно прочувствовать его сильную душевную боль и тоску по матери. Но отец всё же старался заменить мальчику обоих родителей, насколько это было возможно. Поэтому Коста очень уважал и ценил его.

Начальное обучение Хетагурова проходило в нарвской школе, после переезда во Владикавказ, он обучался уже в гимназии. В 1870 году его отец основал село в Кубанской области. Коста, не выдержав разлуки с отцом, бросает учёбу и сбегает к нему.

В августе 1881 года Хетагуров поступает в Петербургскую художественную академию, но позже лишается стипендии. Из-за этого его финансовое состояние ухудшается, и он решает переехать в Осетию. Там Коста продолжает писать стихотворения, а в 1888 году его стихи впервые были напечатаны в газете “Северный Кавказ”. К сожалению, его творчество было слишком вольнолюбивым для того времени, поэтому поэта выслали на два года из Осетии. В 1892 году ему пришлось столкнуться с тяжелыми переживаниями. Его отвергает девушка, в которую он был влюблён и даже собирался на ней жениться. Но ещё большим горем становится смерть отца.

С 1893 года, переехав в Ставрополь, Хетагуров начал вести активную творческую деятельность. Благодаря этому осетинский автор со временем превратился в известного поэта и внёс неоспоримый вклад в литературное и культурное наследие своего народа. Коста хотел воплотить в жизнь все свои мечты и планы: построить дом, создать семью, открыть школу живописи для детей. Но у него обнаружили туберкулёз, были сделаны две операции, которые ему не помогли. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, Хетагуров продолжал писать стихи и заниматься живописью.

В 1901 году тяжелая болезнь обострилась, из-за этого автор так и не закончил поэмы «Хетаг» и «Плачущая скала». Коста умер в 1906 году, измученный своим недугом. Творчество Хетагурова высоко ценят его последователи, ведь он защищал национальное достоинство народов Кавказа, призывал земляков приобщиться к творческому наследию России, мечтал о братском единстве народов обеих стран. В честь поэта установлены памятники в Ставрополе, Санкт-Петербурге, в Пятигорске и в Грузии. А также его именем названы музеи, села и улицы различных городов.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей. Виталий родился в столице царской России – Петербурге.

Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.

1814 год прославился не только военными успехами России, но и рождением великого поэта М. Ю. Лермонтова. В семье отставного капитана Юрия родился сын, названный Михаилом

Великая княгиня московская Елена Васильевна Глинская родилась в Москве в 1508 году в семье царя Василия II, также известного по прозвищу “Тёмный”. Она росла умной и смышленой девушкой, учила иностранные языки, увлекалась живописью и искусством.

Жизнь и творчество Коста Хетагурова

Родился будущий поэт осенью 1859 года в маленьком осетинском поселении Нар. Семья мальчика была знатной фамилии, а отец помимо этого являлся русским офицером. Но несмотря на это, как позднее вспоминал Коста, родился он, как и все осетинские дети тогда, в хлеве.

Любовь и почитание к отцу Коста пронес всю жизнь, а мамы своей мальчик не помнил, она скончалась, когда сын был грудным ребенком. Отец женился во второй раз, у Косты появилась сестра, а через несколько лет отцу был выделен участок кубанской земли, и Хетагуровы основались в высокогорье Карачая.

Учиться Коста поступил в мужскую гимназию в Ставрополе, а после ее окончания попал в Академию художеств Петербурга. Азы мастерства будущему творцу преподавали Серов, Репин, Врубель. Однако окончить учебу Косте не пришлось, так как власти перестали субсидировать студентов. Юноша два года учился в академии вольным слушателем.

В 1985 году Коста возвратился в родные места во Владикавказ, куда его все эти годы нещадно тянуло. Молодому осетину не хватало родного языка и культуры. Здесь Коста участвовал в выставках вместе с великим Бабичем, создавал декорации к спектаклю Лермонтова «Демон», публиковал свои русские стихи в местных изданиях. Здесь к юноше пришел и первый успех с картиной «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». Но главным в его творчестве все же оставалась поэзия.

Основное поэтическое творчество Косты состоит из поэзии на русском языке, но всю любовь к родине, уважение и почтение к осетинскому народу поэт выразил в единственной книге стихов на родном языке «Ирон фандыр», которую он писал всю свою жизнь. Издать их он не мог, поскольку в Осетии в то время не было печатных изданий. Стихи переписывались от руки и передавались среди почитателей таланта поэта. Стихи, написанные Костой в память Лермонтова, цензура не разрешила печатать. Они были изданы нелегально только через десять лет после написания.

Из-за свободолюбивых мыслей поэта у него не раз в жизни возникали проблемы с властями. Несколько раз поэт был отправлен в ссылку, за пределы родной земли. В одну из ссылок умирает неизлечимо больной отец Косты, а вскоре поэт переживает и личную драму. Коста был давно влюблен в Анну Цаликову, но сделав ей предложение руки и сердца, получил жесткий отказ. Несколько стихотворений Хетагурова посвящены именно этой женщине.

В 1987 году поэт тяжело заболел и выехал в Петербург на лечение, в течение полугода он был прикован к постели. Вернуться на родину ему снова не позволяли зарвавшиеся чиновники, которым не нравились сатирические статьи поэта на злободневные темы. В этот момент наступил самый плодотворный период его творческой биографии, на свет появились самые сильные поэмы поэта «Фатима», «Перед судом», «Кому живется весело». Но организм Косты уже сильно надломлен.

Немного восстановившись после болезни, Хетагуров прибыл во Владикавказ, где решил остаться навсегда. Здесь он пытался организовать художественную детскую школу, публиковался в изданиях, рисовал. Однако все его помыслы остались мечтами. Спустя два года его одинокого, больного, лишенного средств к нормальной жизни, забирает в родной дом сестра. Там Коста прожил еще немного, но к творчеству уже не вернулся. В начале весны 1906 года Коста Хетагуров умер.

Как и все великие творческие личности, при жизни личность художника, поэта, публициста была мало кому интересна. Лишь спустя годы стало понятно, какое неоценимое значение для осетинского народа имело творчество Косты Хетагурова.

Жизнь и творчество Коста Хетагурова

Интересные ответы

Африка – материк, на территории которого существовала одна из древнейших цивилизаций – египетская. В нынешнее время на континенте существуют народы, которых обошли стороной современная жизнь

Крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года произошло 26 августа в 125 километрах от Москвы. Битва на Бородинском поле одно из самых кровопролитнейших сражений XIX века.

Лишайники – это единый организм, представляющий собой сожительство на взаимовыгодной основе грибов, водорослей и цианобактерий. Иногда водоросли в составе этого сложного организма отсутствуют.

Услышав слово спелеолог многие задаются вопросом – а кто это и чем он занимается? Оказывается, это одна из самых опасных и интересных профессий.

Ссылка на основную публикацию