Расмус-бродяга – краткое содержание повести Линдгрен

Повесть Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”, краткое содержание

Повесть Астрид Линдгрен неоднократно экранизировалась. В 1955 году произведение «Расмус-бродяга» было экранизировано в Швеции. В 1978 году в Советском Союзе был снят двухсерийный художественный фильм по мотивам повести.

Действие повести происходит в Швеции в начале прошлого века. Девятилетний мальчик по имени Расмус живёт в детском доме. Сирота нуждается в любви и ласке, которых ему не хватает в приюте. Начальница детского дома фрёкен Хёк постоянно изводит мальчика пустыми придирками. Расмус принимает решение сбежать с бродячим бардом Оскаром Перекати-поле. Бард становится лучшим другом мальчика. Приятели вместе путешествуют по стране.

Однажды друзья проходили мимо богатой усадьбы. Оскар решил проникнуть внутрь. Чтобы не подвергать опасности Расмуса, он просит мальчика остаться снаружи.

Во время своего путешествия бард и сирота раскрывают преступление и помогают вернуть ценную картину законной хозяйке. Затем Оскар и Расмус встречают супругов Нильссон, которые уговаривают сироту остаться у них. Бард советует мальчику принять предложение. Сироте нужны родители, он не может жить на улице. Расмус отказывает супругам Нильссон, несмотря на то, что они очень хорошие люди. Мальчик очень привязался к своему новому другу. Ему нравится та жизнь, которую он ведёт, сбежав из приюта. Автор считает нужным наградить своего героя за искренность и бескорыстие.

Характеристика персонажей

Бродяга Расмус

Как и прочие обитатели приюта, маленький Расмус ежедневно подвергается унижениям, не столько физическим, сколько моральным. Детей учат быть покорными и услужливыми. Только такими они могут понравиться потенциальным родителям. Постепенно чувство собственного достоинства угасает в маленьком человеке. В глубине души он начинает считать себя вещью. Детей выбирают, как товар в магазине. Если товар оказался некачественным, его просто возвращают продавцу.

Живя в приюте, мальчик имел вполне обыкновенную для ребёнка из детского дома мечту – найти состоятельных родителей. Исполнение такое мечты поможет в одночасье избавиться от всех проблем. Но пришёл день, когда Расмус понял, что родители никогда за ним не придут. Именно тогда мальчик решил: пора радикально менять свою судьбу.

На жизненном пути сироты встречается бард Оскар. Расмус не может упустить случай покинуть детский дом. Путешествуя по Швеции, мальчик постепенно взрослеет, учится принимать самостоятельные взрослые решения. Он понимает, что счастливая жизнь – это нечто большее, чем богатые родители. Никакие деньги не смогут подарить любовь и душевное тепло.

Неожиданно мечта маленького Расмуса сбывается. Он находит тех самых людей, которые могли бы стать ему отцом и матерью. Супруги Нильссон обладают всеми необходимыми качествами идеальных родителей. Нильссоны – хорошие люди, готовые любить мальчика, как собственного сына. Супруги весьма состоятельны для того, чтобы содержать Расмуса в достойных условиях. Маленькому бродяге непросто решить, что делать дальше. На его решение повлияло «исчезновение» Оскара. Проснувшись однажды утром, Расмус подумал, что его друг уже ушёл без него. На фоне этой мысли померкли все радости пребывания в доме богатых «родителей».

Бродяга Оскар

Оскар Перекати-поле путешествует по Швеции. Бродяжничество – стиль его жизни. Бард даже не пытается найти себе постоянное пристанище. Он не хочет обременять себя чем бы то ни было.

Но однажды в жизни бродяги появляется Расмус, и существование барда обретает новый смысл. Он понимает, что счастье не только в свободе. Ещё большее счастье – заботиться о слабом. У Оскара нет семьи. Он не привык к тому, что нужно думать о ком-то, кроме себя самого. Присутствие маленького Расмуса не тяготит барда. Он очень быстро привязывается к мальчику. Оскар понимает, что разлука неизбежна. Ребёнок не может жить в таких условиях, в каких приходится существовать ему самому. Мальчику необходима семья и любовь, которую он не получил в приюте.

Появление Расмуса раскрывает лучшие качества Оскара. Он учится преодолевать свой эгоизм, быть ответственным не только за себя, но и за своего ближнего.

Анализ произведения

Жизнь человека вряд ли можно сравнить с ровным, хорошо заасфальтированным шоссе, по которому достаточно просто идти прямо. Жизненный путь извилист, и через каждые несколько километров человеку встречает столб с указателями: необходимо выбрать одну из предложенных дорог. Идти всё время одним путём, никуда не сворачивая, просто невозможно. Впереди у человека тысячи дорог, но пока он не сделал выбор, все они для него виртуальны. Только выбор и движение к цели сделают реальным избранный путь.

Расмус ещё слишком молод, чтобы философствовать. Своё первое в жизни решение он принимает интуитивно. Мальчик больше не хочет ждать родителей. Если он и дальше будет оставаться в приюте, его жизнь никогда не изменится. Тогда Расмус находит единственный в его положении выход – стать бродягой. Такое решение требует определённой смелости от маленького мальчика. Сирота никогда не покидал приют, он не знает мир за оградой детского дома. Тем не менее, мальчик неосознанно стремится покинуть зону комфорта. В приюте у него есть стабильность: крыша над головой и ежедневное пропитание. Однако оставаясь в детском доме, сирота никогда не сможет изменить свою судьбу.

В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен что-то изменить, выбрать один путь из нескольких предложенных. Продолжать идти дальше по прямой возможности нет. Выбор, как правило, связан с изменением прежнего образа жизни, отказом от комфортных и давно знакомых условий существования. Трусость, нежелание перемен заставляют человека поворачивать обратно, но поскольку обратного пути не существует, приходится стоять на месте. Страх потерять стабильность становится самым главным препятствием на пути идущего. Не всегда приятное, но стабильное, нередко считается счастьем. Умение идти на риск часто способно привести к большему счастью, чем то, которым человек обладал.

Как найти счастье
Можно ли предугадать, какой путь приведёт к успеху? Автор повести пытается ответить на этот вопрос на примере сироты Расмуса. В отличие от взрослых, имеющих тот или иной опыт, и пытающихся действовать, опираясь на этот опыт, мальчик не обладает никакими знаниями. Его действия инстинктивны, как действия животного. В результате, Расмус получает то, чего он всегда хотел, и даже немного больше.

Автор приходит к выводу о том, что знания и жизненный опыт далеко не всегда приносят пользу тому, кто стремится изменить свою судьбу. Они зачастую порождают опасения, способные останавливать на пути к лучшему. «Бродяжничать опасно. Жить без крыши над головой невозможно», – уверен любой взрослый человек. Расмус не знает об опасности. Он не испытывает страха потому, что не имеет опыта.

Самым же главным приобретением маленького Расмуса в конце повести становится не обеспеченная жизнь в богатой усадьбе, а свобода. Мальчик понимает, что заключается она не в бродяжничестве или возможности делать, что хочется. Свобода – в возможности выбирать самостоятельно, брать на себя ответственность за каждое своё решение.

Какое краткое содержание для читательского дневника “Расмус бродяга”?

Расмусу девять лет, он живет в сиротском приюте и отчаянно хочет, чтобы у него было дом и любящие родители. В приюте мальчику живется плохо: постоянные моральные унижения приводят к тому, что Расмус однажды ночью убегает из ненавистного дома. Начинается новый этап в жизни Расмуса.

Во время ночевки на сеновале он знакомится с бродягой Оскаром, который, однако, имеет твердые моральные принципы, не позволяющие ему воровать или мошенничать.

Расмус и Оскар решают путешествовать вместе.

Однажды Расмус становится свидетелем грабежа. Грабители пытаются свалить вину на Оскара, которого даже сажают в тюрьму, но благодаря стараниям Расмуса правда восторжествовала: грабители в тюрьме, друзья продолжают свое путешествие.

Однажды на ферме добрая хозяйка предложили Расмусу усыновить его, но Расмус отказывается, он так привязался к Оскару, что все, что он хочет теперь, это быть с ним.

Вскоре выясняется, что у Оскара есть дом, жена и что он не всегда был бродягой. Расмус остается жить с ними и все живут долго и счастливо.

Автор А.Линдгрен написала повесть под названием “Расмус-бродяга”, где героем стал круглая сирота, 9-летний мальчик.

В начале XX века в Швеции происходит действие книги. В приюте проживал мальчик по имени Расмус. Жить здесь ему стало невыносимо из-за придирок начальницы. Вместе с другом Оскаром они пустили в бега. Начинается их бродячая жизнь, полная скитаний. По дороге Оскар попал в тюрьму, обвиненный в грабеже, но был позже отпущен. Затем они попали в дом добрых людей- супругов Нильсен, которые, пожалев мальчика, предложили ему остаться у них. Расмусу было весьма трудно принять решение, но он отказался. В итоге выяснилось, что у Оскара есть дом и семья. Расмус остается жить у него.

Это произведение писателя-сатирика о жизни различных слоёв населения в обществе, о власти в стране и об их взаимодействии. Показано всё на примере подводного царства и жизни рыб.

Карась-сторонник либеральных взглядов. Думающий что: Рыбы-не должны питаться рыбами. Что в обществе всё должно быть по справедливости. Что одни рыбы, своим поведением не должны ущемлять права рыб других. Таковы его взгляды. Идеалистические но слишком оторванные от реалий жизни. Карась достаточно наивно изображён. Что он буквально “щуки не видывал”.

Другое дело его друг ерш. Он более тёртый калач и знает жизнь лучше. Знает её устройство и знает что не бывает в жизни всё так просто и гладко.

Он говорит карасю что: не может быть всё по справедливости. И что в этой жизни “не прожить-если не слукавить”. На протяжении всего произведения они спорят. И это даже входит в их привычку и становится неотъемлимой частью их жизни.

Потом в заводи появляется щука. И карась ходит к ней “на диспут”. Высказывается, ведёт с ней разговоры, пытается в в чём то убедить и что-то доказать. Щука его даже жалеет и слушает с интересом. Но однажды она непроизвольно зевнула. И карася струёй воды засосало прямо ей в пасть. Тут и сказки конец как говорится.

Показывается, что идеалистические взгляды могут иметь место в жизни. Но всё же не надо быть настолько наивным. И думать что щуки будут питаться мухами и бабочками, а не карасями. В общем: Не получится жить мирно и бескровно в этой жизни. И надо идеализировать её.

Помню уроки истории в школе и слова учительницы о том, что:

Государство-это насилие одного класса над другим. Так ли звучит эта формулировка- не знаю. Но в обществе есть различные слои. И у всех в нём свои интересы.

Против законов жизни не попрёшь как говорится. Надо жить по её правилам и принципам, не идеализировать её. А то-будет как в этой сказке.

Расмус-бродяга (с иллюстрациями) – Линдгрен Астрид

Расмус-бродяга (с иллюстрациями) – Линдгрен Астрид краткое содержание

В повести «Расмус-бродяга» рассказывается о судьбоносных событиях в жизни девятилетнего мальчика, круглого сироты. Когда в приюте становится совсем невыносимо, он бежит куда глаза глядят. Во время своих скитаний Расмус знакомится с бродягой Оскаром. Впереди их ждут опасные приключения, которые, к счастью, закончатся благополучно.

Сохранен издательский дизайн.

Расмус-бродяга (с иллюстрациями) читать онлайн бесплатно

Rasmus pa Luffen

First published by Raben & Sjogren Bokforlag,

Rasmus pa Luffen ©Text: Astrid Lindgren 1956/Saltkrakan AB

© Белякова Н. К., перевод на русский язык, 2015

© Шафрановская К. Д., иллюстрации, 2015

© Оформление, издание на русском языке. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015

– Завтра мы будем окучивать картошку целый день.

Она сказала «мы», но это не значит, что фрёкен Хёк будет им помогать. Не тут-то было, это Расмусу, Гуннару, Петеру-Верзиле и другим мальчишкам придётся ползать по картофельному полю и надрываться весь долгий летний день. А деревенские ребятишки пойдут мимо на речку купаться! Несчастные задавалы! Между прочим, хорошо бы, их тоже не было!

Расмус задумался, что бы ещё такое отменить. Но тут ему помешал негромкий окрик снизу:

– Расмус! Прячься! Ястребиха идёт!

Это крикнул Гуннар, высунувшись из двери дровяного сарая. Расмусу пришлось поторапливаться. Он быстро соскользнул вниз, и, когда фрёкен Хёк появилась у сарая, на зелёной ветке его уже не было. И в этом ему повезло, ведь фрёкен Хёк не нравилось, когда мальчики торчат на деревьях, как птицы, вместо того чтобы делать полезную работу.

– Надеюсь, ты берёшь только еловые дрова, Гуннар?

Фрёкен бросила строгий взгляд на поленья, которые Гуннар отложил в корзину.

– Да, фрёкен Хёк, – ответил Гуннар тоном, каким и положено отвечать фрёкен Хёк. Особым голосом приютского ребёнка, каким он говорит с директрисой или с пастором, который пришёл с инспекцией и спрашивает, нравится ли детям ухаживать за садом. Или когда приходят родители деревенских ребятишек и спрашивают, почему отлупили их сына, который кричал кому-то на школьном дворе: «Приходский босяк!» А приходскому надлежит отвечать таким вот голосом, покорным и вежливым, потому что так велят ему фрёкен Хёк, пастор и прочее начальство.

Читайте также:  Творчество Гоголя - доклад сообщение

– Ты знаешь, где Расмус? – спросила фрёкен Хёк.

Расмус в страхе сильнее прижался к ветке, на которой висел, и молил Бога, чтобы фрёкен Хёк поскорее ушла. Ведь долго-то он так не выдержит, не хватало ещё, чтобы руки у него ослабели и он упал прямо к ногам фрёкен Хёк. Полосатая сине-белая рубашка (ах эта приютская рубашка) была видна издалека. Учительница в школе сказала, мол, птиц на деревьях так трудно разглядеть оттого, что Бог дал им защитную окраску. Но приютских мальчишек Господь обошёл, не дав им защитной окраски. Потому Расмус горячо молил Бога, чтобы фрёкен Хёк поскорее убралась отсюда, покуда он не задохнулся.

Совсем недавно она ругала его за то, что он самый большой грязнуля в приюте, и сейчас он об этом вспомнил. Ну, погоди! В следующий раз он ей ответит: «Просто я хочу получить защитную окраску».

Да, конечно, он может это только прошептать тихонечко, про себя. Такое не бросишь ей в лицо. У фрёкен Хёк строгие глаза, рот у неё тоже строгий, губы всегда крепко сжаты, а на лбу иногда появляется строгая морщинка. Гуннар уверяет, что у неё даже нос строгий. Но Расмус с ним не согласен, он считает, что нос у фрёкен Хёк очень даже красивый!

Хотя сейчас, когда он висел на дереве и не чувствовал онемевших рук, он не помнил, что в ней было красивого. А Гуннар, робко семенивший возле корзины с дровами под строгим взглядом фрёкен Хёк, не смел поднять глаз и не мог видеть, строгий у неё нос или нет. Ему был виден лишь кусок её жестко накрахмаленного передника.

– Тебе известно, где Расмус? – нетерпеливо повторила фрёкен Хёк, не услышав ответа на свой первый вопрос.

– Я только что видел его возле курятника, – сказал Гуннар.

И это была чистая правда. Полчаса назад Гуннар и Расмус искали яйца в зарослях крапивы, где иногда неслись глупые куры. Так что Гуннар не соврал. Но где он сейчас, Гуннар предпочёл не говорить.

– Если увидишь его, передай, что я велела ему нарвать корзину крапивы, – сказала фрёкен Хёк и резко повернулась на каблуках.

– Хорошо, фрёкен Хёк, – ответил Гуннар.

– Слыхал, что она сказала? – спросил он, когда Расмус слез с липы. – Тебе велено нарвать корзину крапивы.

«Хорошо, кабы крапивы тоже не было», – подумал Расмус.

Всё долгое лето нужно было рвать крапиву для кур, им каждый день варили крапивную кашу.

– Неужто эти дурацкие птицы не могут сами клевать крапиву, которая растёт у них под носом?

– Нет, ни за что на свете! – ответил Гуннар. – Их нужно угощать. Пожалуйте! Кушать подано!

Он низко поклонился курице, которая неспешно шла, кудахтая, мимо.

Расмус никак не мог решить, нужны ли курицы на свете или нет, но под конец решил, что всё-таки нужны. Иначе приютские не получат по воскресному яйцу. А без воскресного яйца не узнаешь, что наступило воскресенье. Нет, пусть уж куры будут. Поэтому хочешь не хочешь, а надо идти рвать крапиву.

Расмус был не ленивее остальных девятилетних ребятишек. Просто он испытывал понятную для его возраста нелюбовь ко всему, что мешало ему лазить по деревьям, купаться в речке или играть в разбойников с мальчишками, прячась за картофельным погребом, и подкарауливать девчонок, которые ходят в погреб за картошкой. Он считал, что это самое подходящее занятие в летние каникулы. Фрёкен Хёк никак не могла с этим согласиться, и это тоже было вполне объяснимо. Вестерхагский приют жил не только за счёт городка, но и за счёт того, что торговал яйцами и овощами. Дети были дешёвой рабочей силой, и фрёкен Хёк вовсе не считала, что мучит их, хотя для Расмуса было сущим наказанием окучивать картошку целыми днями. Фрёкен Хёк понимала, что ему, как и всем сиротам, живущим в приюте, в тринадцать лет придётся самому зарабатывать на жизнь и поэтому надо вовремя научиться работать. Правда, она не могла понять, как важно даже приютским детям иметь возможность поиграть. Но этого от неё, верно, и нельзя было требовать, по натуре она никогда не была особенно «игривой».

Расмус послушно рвал крапиву возле курятника, время от времени повторяя:

– Лентяйки паршивые! Пожалуй, лучше бы вас всё-таки не было! Крапивы здесь тьма-тьмущая, так нет, вам этого мало! Я должен здесь батрачить на вас как негр!

Чем дольше он об этом думал, тем сильнее чувствовал себя негритянским рабом, и это было довольно приятно. В прошлой четверти школьная учительница читала им про американских рабов. Слушать, когда фрёкен читает книгу, было для него самым замечательным на свете. А интереснее этой книжки про негритянских рабов он ничего не слыхал.

Он рвал крапиву и тихонечко стонал, воображая, как над ним свистит кнут надсмотрщика, а за кустами притаились ищейки, готовые вцепиться в него зубами, если он будет наполнять корзину недостаточно проворно. Ведь сейчас он не рвал крапиву, а собирал хлопок. Правда, большая рукавица, которую он надел, чтобы не жгла крапива, вряд ли пригодилась бы негру южных штатов, работающему под палящим солнцем, но без неё Расмусу обойтись было никак нельзя.

Расмус всё рвал и рвал крапиву. Но ведь и негритянскому рабу может иногда повезти. Возле кустов росло несколько высоченных крапивин. Расмус уже наполнил корзину доверху, но, чтобы подразнить ищеек, сорвал их. И тут он увидел в опилках что-то похожее на пятиэровую монетку. Сердце у него сильно заколотилось. Не может быть, что это пять э?ре! Такого не бывает. Но всё же он осторожно снял рукавицу и протянул руку, чтобы проверить, что там лежит.

Астрид Линдгрен – Расмус-бродяга

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги “Расмус-бродяга”

Описание и краткое содержание “Расмус-бродяга” читать бесплатно онлайн.

Расмус в этой книге вовсе не тот же самый мальчик, что в книге «Калле Блюмквист и Расмус». Они даже не родственники. То, что у них одинаковые имена, — странное совпадение, каких в жизни немало.

— Ах! — воскликнул Расмус. — Аа… х!

Он быстро снял крючок с калитки и, не обращая внимания на то, что куры испуганно закудахтали и бросились врассыпную, подбежал к ракушке и схватил ее.

Теперь счастье его было так велико, что он не мог им не поделиться. Он просто был вынужден пойти и рассказать обо всем Гуннару. Бедный Гуннар, ведь он всего час назад был с ним возле курятника и не нашел ни ракушки, ни пяти эре! Расмус задумался. Может, час назад там не было ни раковины, ни монетки? Может, их там кто-нибудь наколдовал, когда он начал рвать крапиву? Может, сегодня у него просто какой-то волшебный день, когда случаются всякие чудеса?

— Нужно, пожалуй, спросить Гуннара, что он обо всем этом думает.

Расмус пустился было бежать, но, вспомнив про корзину с крапивой, резко остановился. Потом он вернулся к калитке и взял корзину. С корзиной в одной руке и с ракушкой и монеткой, крепко зажатыми в другой, он побежал искать Гуннара.

Он нашел его на площадке, где дети собирались, чтобы поиграть в конце дня. Там была целая куча детей, и Расмус сразу понял, что они чем-то взволнованы. Видно, что-то случилось, пока Расмуса здесь не было.

Расмусу хотелось поскорее отозвать Гуннара и показать ему свои сокровища. Но Гуннар думал о делах поважнее.

— Завтра мы не пойдем окучивать картошку, — сказал он. — Приедут какие-то люди выбирать ребенка.

Перед этой новостью пять эре и ракушка вовсе поблекли. У кого-то из детей будет свой дом. Что может с этим сравниться? В Вестерхагском приюте не было ни одного ребенка, который бы не мечтал о таком счастье. Даже большие мальчики и девочки, которым скоро предстояло самим зарабатывать себе на хлеб, вопреки здравому смыслу надеялись на это чудо. И даже самые некрасивые, самые озорные, самые непослушные не расставались с надеждой, что в один прекрасный день явится кто-то, кто захочет взять именно его или ее. Не в малолетние работники или служанки, а как свое родное дитя. Иметь собственных родителей было самым большим счастьем, о котором только могли мечтать приютские дети. Открыто они старались не показывать, о чем безнадежно мечтают, но Расмус, которому было всего девять, не умел притворяться безразличным.

— Подумать только! — воскликнул он. — А вдруг они захотят взять меня? Ах, как я хочу, чтобы они выбрали меня!

— Тоже выдумал! — ответил Гуннар. — Они всегда выбирают кудрявых девчонок.

Сам Гуннар был очень некрасивый, курносый, волосы у него походили на козью шерсть. Надежду, что у него будут отец и мать, он держал в глубокой тайне. Никто не должен был заметить, что его хоть малость интересует, кого завтра выберут.

Расмус уже лежал в узенькой кровати рядом с кроватью Гуннара в спальне мальчиков, когда вдруг вспомнил, что еще не рассказал про ракушку и пятиэровую монетку. Он нагнулся над краем кровати и прошептал:

— Послушай, Гуннар, со мной сегодня такое приключилось!

— Что такого особенного с тобой приключилось?

— Я нашел пять эре и красивую-прекрасивую ракушку. Только не говори об этом никому!

— Покажи-ка мне, — с любопытством прошептал Гуннар. — Пошли к окну, дай мне поглядеть!

Они прокрались к окну в ночных рубашках. И Расмус осторожно, так, чтобы никто, кроме Гуннара, не увидел, показал ему в полумраке летнего вечера свои сокровища.

— Здорово тебе повезло! — сказал Гуннар и погладил гладкую ракушку указательным пальцем.

— Правда, повезло? Поэтому-то я думаю, может, все же они меня завтра выберут.

— Как же, жди! — ответил Гуннар.

На ближней к двери кровати лежал Петер-Верзила, самый старший из мальчишек и самозваный вожак. Он приподнялся на локте и напряженно прислушался.

— Ложитесь быстрее! — сказал он шепотом. — Ястребиха идет… Я слышу, как она топает по лестнице.

Гуннар и Расмус помчались к своим постелям так, что длинные рубашки хлестали по голым ногам. И когда Ястребиха вошла в спальню, здесь царила полная тишина.

Директриса совершала вечерний обход. Она ходила от одной кровати к другой и проверяла, все ли в порядке. Случалось, правда очень редко, что она легонько похлопывала какого-нибудь мальчика разок-другой, неласково, словно сама того не желая. Расмус не любил Ястребиху и все же каждый вечер надеялся, что она похлопает именно его. Он сам не знал почему, просто очень хотел, чтобы она похлопала именно его.

«Если она похлопает меня сегодня, — подумал он, — значит, завтра у меня будет тоже волшебный день. Значит, те, что приедут, выберут меня, хотя у меня и прямые волосы».

Вот фрёкен Хёк подошла к его постели. Расмус замер. Сейчас… вот-вот… она дотронется до него.

— Расмус, не щипли одеяло! — сказала фрёкен Хёк и пошла дальше.

Минуту спустя она закрыла за собой дверь, спокойная, решительная и неумолимая. В спальне было тихо. Тишину нарушил лишь глубокий вздох Расмуса.

Ох и много же мыла ушло в умывальной мальчиков на следующее утро! Если верить фрёкен Хёк, приемным родителям больше всего на свете нравятся чисто вымытые уши и руки, а в этот день надо было постараться изо всех сил.

Расмус положил в шайку большой комок мягкого мыла и принялся усердно тереть себя, чего не делал с самого Рождества. Пусть он мальчик с прямыми волосами, но если все зависит от чистых ушей, он намоет их так, что они будут самыми чистыми во всей Вестерхаге. И таких красных, начищенных рук, как у него, тоже ни у кого не будет. Хотя девчонки и в этом их обгоняют, они просто до противного чистюли. Будто грязь не пристает к ним так, как к мальчишкам. К тому же они все время моют посуду, чистят, скребут да пекут, а от этого сам по себе будешь чистым.

Посреди комнаты стоял Петер-Верзила, он еще не притронулся ни к мылу, ни к щетке. Нынче осенью ему исполнится тринадцать и поневоле придется покинуть Вестерхагу. Он знал, что, хочешь не хочешь, будет малолетним работником у кого-нибудь из крестьян и что даже чисто вымытые уши в этом деле не помогут.

— Плевать я хотел на это мытье! — громко сказал он. На мгновение мальчишки замерли у шаек со щетками в руках. Ведь Петер-Верзила был у них заводилой, а раз он не желал мыться, что же делать остальным?

Читайте также:  Чему учит сказка Падчерица 5 класс

— Я тоже плевать хотел на это мытье! — воскликнул Гуннар и положил щетку.

Он тоже знал, что ни вода, ни мыло не сотворят с ним чуда.

— Ты что, спятил? — спросил Расмус, вытирая мокрые волосы, падающие ему на глаза. — Ведь ты знаешь, кто сегодня приедет!

— А ты, верно, думаешь, приедет сам король Оскар! — ответил Гуннар. — Плевать мне на того, кто приедет. Будь это король собственной персоной или старьевщик из Чисы, я мыться не собираюсь.

Тетушка Ольга, повариха, женщина более разговорчивая, чем фрёкен Хёк, рассказала, что приедет торговец, не тот, что торгует старьем, а человек богатый и почтенный. Приедет он со своей женой. Детей у них нет, некому в свое время оставить наследство. Мол, поэтому они и решили приехать в Вестерхагу и взять ребенка на воспитание.

«Надо же, — думал Расмус, — кому-то достанется целый магазин, полный леденцов, постного сахара, лакричных конфет, да еще, ясное дело, муки, мыла и селедки. »

— А я все же помоюсь, — решительно сказал он и принялся тереть локти.

— Да, да. Давай мойся! — крикнул Гуннар. — Я тебе помогу!

Он схватил Расмуса сзади за шею и быстро окунул его голову в таз. Рассерженный Расмус вскочил, отфыркиваясь. А Гуннар стоял и смеялся, все его добродушное курносое лицо сияло от радости.

— Неужто ты разозлился? — подзадорил он Расмуса.

И Расмус тоже засмеялся. Он никогда не мог долго сердиться на Гуннара. Но помыться ему все-таки сейчас придется. Расмус схватил таз и с угрозой зашагал к Гуннару, который стоял у двери в умывальную и ждал нападения. Расмус поднял таз. Ну держись, Гуннар, он его окатит. Но как раз в этот момент Гуннар отскочил в сторону, и горячий душ окатил того, кто появился на пороге.

А на пороге стояла фрёкен Хёк. В такой момент только одному человеку бывает не смешно, тому, кого окатили. Фрёкен Хёк с легкостью удержалась от смеха, а мальчики невольно захихикали. Один из мальчишек не удержался и разразился отчаянным, испуганным и немного визгливым смехом. Это был Расмус. Какое-то безумное мгновение он хохотал, а потом замер, в отчаянии ожидая катастрофы. А катастрофа была неизбежна, это он понимал.

Фрёкен Хёк отличалась большим самообладанием, и это она сейчас доказала. Она лишь встряхнулась, как мокрая собака, и неодобрительно посмотрела на Расмуса.

— Сейчас мне некогда с тобой разбираться, — сказала она. — Поговорим позднее.

Потом она громко захлопала в ладоши и крикнула:

— Собираемся во дворе через полчаса. За это время вы должны успеть застелить постели, убраться в спальне и позавтракать.

Сказав это, она ушла, даже не взглянув на Расмуса. Когда она исчезла, раздался ликующий хохот.

Астрид Линдгрен: Расмус-бродяга

Здесь есть возможность читать онлайн «Астрид Линдгрен: Расмус-бродяга» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Санкт-Петербург, год выпуска: 2015, ISBN: 978-5-389-10099-2, издательство: Array Литагент «Аттикус», категория: foreign_children / Детскиая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Расмус-бродяга: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Расмус-бродяга»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Астрид Линдгрен: другие книги автора

Кто написал Расмус-бродяга? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Расмус-бродяга — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Расмус-бродяга», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Но были среди них и другие, чьи глаза просили, умоляли. Например, девочка с пухлыми румяными щёчками и целой копной светлых кудряшек, падающих на лоб. Её невозможно было не заметить, она всё время провожала гостью взглядом. Это была храбрая малышка. Одна она осмеливалась улыбаться в ответ на улыбку.

Жена торговца подбадривающе потрепала её по щеке.

– Как тебя зовут, милая?

– Грета, – ответила кудрявая блондинка и сделала книксен. – Какой у вас красивый зонтик, тётя!

Тётя покрутила кружевной зонтик, она сама находила этот зонтик красивым. Но тут, на беду, она уронила зонтик в траву и не успела нагнуться, как к нему бросилась Грета. И не только Грета. Рядом стоял Расмус, который старался держаться как можно ближе к красивой гостье. Он тоже кинулся к зонтику. О, наконец-то и он покажет, что умеет быть вежливым.

– Отпусти! – сказала Грета и дёрнула к себе зонтик.

– Нет, это я… – начал было Расмус.

– Отпусти, тебе говорят! – повторила Грета и снова дёрнула зонтик.

Внезапно у него в руке оказалась изогнутая ручка от зонта. Он с ужасом уставился на неё. Другую часть зонта держала Грета. Она испугалась не меньше его. Поняв наконец, что случилось, она заплакала.

И тут к ним подскочила фрёкен Хёк.

– Ну что за наказание этот Расмус! – закричала она. – Ты просто невыносим сегодня. Неужто ты никогда не выучишься вести себя как подобает!

Расмус побагровел, горячие слёзы стыда и отчаяния выступили у него на глазах. Жена торговца стояла опечаленная тем, что причинила этим детям столько горя.

– Не беспокойтесь, – примирительно сказала она. – Ручку можно снова привинтить. Я попрошу мужа это сделать.

Она взяла сломанный зонт и поспешила к мужу, который всё ещё сидел за кофейным столом. Грета быстро вытерла слёзы и потрусила за гостьей, как маленькая любопытная собачонка. Она остановилась на расстоянии двух шагов от стола и с любопытством смотрела, как торговец привинчивает ручку.

– Как хорошо, что он снова целый, – радостно сказала она.

Грета улыбалась, а её светлые кудрявые волосы сияли на солнце.

А Расмус исчез. С горя за свой стыд и неподобающие мужчине слёзы он спрятался в уборной. Для раненой души это было самое подходящее место, здесь можно было легче всего забыть про свои несчастья. В куче нарезанных газет можно было всегда почитать что-нибудь интересное и не думать о разных там красивых жёнах торговцев и кружевных зонтиках.

Расмус сидел, углубившись в чтение. И тут ему повезло, он нашёл что-то из ряда вон выходящее. Широко раскрыв глаза, он читал по складам сообщение в газете:

ГРАБЁЖ НА ЗАВОДЕ САНДЁ

Вчера на заводе Сандё было совершено дерзкое преступление. Двое в масках проникли в заводскую контору и, угрожая пистолетом, забрали в кассе недельную зарплату, после чего грабители бесследно исчезли.

Расмус представил себе этих людей в масках и поёжился от возбуждения. Про жену торговца он сейчас вовсе забыл.

Но, когда спустя несколько часов гости уехали из Вестерхаги, он стоял у калитки и долго смотрел вслед удаляющейся коляске. На заднем сиденье примостилась Грета. Её голова в светлых кудряшках торчала рядом с голубой шляпкой, украшенной пёрышками. Да, Грета уехала… Наверняка она сейчас держала красивую даму за руку.

– Ну, что я тебе говорил? – воскликнул Гуннар, когда коляска исчезла из виду. – Они всегда выбирают кудрявых девчонок.

Расмус кивнул. Так оно и есть. Мальчикам ни за что не повезёт, если рядом есть кудрявые девчонки.

И всё же не может быть, что нигде на свете не найдётся хоть кто-нибудь, кто захочет взять мальчика с прямыми волосами. Хотя бы кто-нибудь один… где-нибудь… далеко, за тем поворотом дороги.

– Послушай, я знаю, что надо делать, – горячо сказал Расмус. – Нужно удрать отсюда и самому искать родителей.

– Что ты вздумал? Каких ещё родителей?

Гуннар не понял его.

– Ну, таких, кто захочет взять ребёнка. Ведь выбирать им там не из кого, так они могут взять даже не кудрявого мальчика.

– Да ты у нас голова! – ответил Гуннар. – В самом деле, подойди к Ястребихе и скажи ей: «Прошу прощения, сегодня я не буду окучивать картошку, мне надо идти искать кого-нибудь, кто захочет меня взять».

Романтизм – сообщение доклад

Романтизм (от франц. Romantique) — нечто таинственное, нереальное. Как литературное направление сформировался в конце XVIII в. в европейском обществе и получил широкое распространение во всех сферах культуры народов Европы (в т. ч. России) и Америки.

В романтических произведениях автор описывает внутренний мир героя, противопоставляя его душевные качества и свободу мысли безликому реальному миру. Романтизм отвергает повседневность, часто повествуя о фантастических событиях, или устремляется в прошлое.

Причиной возникновения этого литературного направления считается острая социальная неудовлетворенность, возникшая на рубеже веков. Новые идеи о свободе, ценности духовного мира человека приобретают особое значение в неспокойные времена войн, народных волнений и революций. Исторические события, повлиявшие на развитие романтизма за рубежом: Великая французская революция, правление Наполеона, промышленный переворот. В России к ним относят Отечественную Войну 1812 года, восстание декабристов.

Основными темами, раскрываемыми в произведениях, являются вечные конфликты – противопоставление человека и социальной среды, души и общества.

В романтизме различают два течения:

  • пассивный (элегический);
  • прогрессивный (революционный).

Ярким представителем пассивного романтизма является В.А. Жуковский. В его элегиях («Море», «Вечер») и балладах («Светлана») раскрыты философские размышления о смысле жизни, неразделенной любви, скоротечности жизни. Психологические портреты героев рассказывают об их столкновении с судьбой и уходе от действительности в свой идеальный мир. В зарубежной литературе представители этого течения—Э.А. Гофман, Г.Х. Андерсен.

Герои произведений прогрессивного романтизма напротив активно выражают свою жизненную позицию. Д.Г. Байрон через молодого, разочаровавшегося в жизни человека, который путешествует по разным странам, («Паломничество Чайльд-Гарольда») отражает свое мировоззрение, склонность к революции. Также представителями этого течения являются В. Гюго, Ж. Санд, М.Ю. Лермонтов, К. Рылеев, А. Одоевский.

И хотя романтизм просуществовал непродолжительное время, уступив свои позиции реализму, он навсегда займет свое место в культуре каждой страны и актуален даже сегодня.

Вариант 2

Исторически романтизм представляет собой следующий за классицизмом этап развития искусства. Романтизм проявляется во всех областях от музыки до литературы, но в любом варианте он представляет собой концептуальное отличие от классицизма и в каком-то смысле является логическим продолжением.

Если классицизм пытался уйти от действительности при помощи соблюдения каких-то строгих правил и установок, которые позволяли создавать идеальный мир, то романтизм является как бы рывком к идеальному миру, но тоже, по сути, является выходом из действительности.

На самом деле, если рассматривать данное течение в литературе (да и не только) то романтизм условно может разделяться на консервативный и революционный. Первый чаще всего обращается к образам былых времен, к примеру, легендам, которые перекладываются современным языком и предстают как своеобразный идеал.

Второй вариант, то есть революционный романтизм, является стремлением не назад, но вперед, то есть к идеалам, которые достижимы в каком-то грядущем или может быть недостижимы, но представляют собой своеобразный идеал, который выглядит как маяк, который определяет нынешнее существование человека.

Так или иначе, романтизм представляет собой поиск идеала, который появляется во многом по причине отхода от действительности и даже определенном презрении к действительности. Человеческое существование особенно городских жителей, а по временным рамкам романтизм относится к 18-19 векам, презирается представителями романтизма, которые считают людей чрезмерно изнеженными.

Такое прослеживается в частности в работах революционных романтистов, к примеру, Рылеева, который является ярким представителем из русской литературы или Римского-Корсакова, Мусоргского. Эти творцы устремляют людей к высоким идеалам, к потребности превзойти себя. При этом зачастую речь не касается всего человечества, рассматривается только отдельный герой, к примеру, Демон у Лермонтова, который воплощает в себе и духовные искания и преодолевание себя и уход от банальности человеческого существования.

Читайте также:  Что такое абзац в тексте?

Тем не менее консервативные романтисты, к примеру, такие как Жуковский, тоже обращаются к идеям героев, которые превосходят обыденность. Хотя образы берутся из предыдущих времен, они могут представлять собой нечто такое к чему тоже следует стремиться.

Романтизм

Интересные ответы

Джеймс Фенимор Купер являлся первым в Соединенных Штатах Америки автором, писавшим свои романы в современном стиле жанра романистики. Дж.Купер выступает основоположником

В наших лесах растут самые разные грибы. Среди них есть те, которые представляют большую ценность, но также есть и очень опасные, которые лучше обходить стороной. Для правильного выбора, необходимо разбираться в основных отличиях между съедобными

Игорь Грабарь Эммануилович был талантливым художником, искусствоведом и архитектором. Родился Грабарь в Венгрии, в конце семидесятых годов. Отец Грабаря – Эммануил был общественным деятелем.

Ласка – крохотный, миловидный зверек, относится к отряду хищных. Она достаточно агрессивна и опасна, для всех видов мелких животных, особенно часто нападает на домашних животных в населенных пунктах.

Азовское море относится к семейству немногочисленных водоемов, находящихся в глубине материка. На планете больше нет аналогичных морей, так далеко отодвинутых от океана.

Реферат: Романтизм

Мариупольский строительный техникум

Курсовая работа

По предмету: «Зарубежная культура»

На тему: «Романтизм»

Выполнил: студент группы ОС – 21

1. Понятие о романтизме:

а) характеристика романтизма;

б) искусство и деятельность русских романтиков.

2. Влияние Французской буржуазной революции на возникновение романтизма:

а) в философии и искусстве;

б) в писательской деятельности;

в) в изобразительном искусстве;

г) представители романтизма.

3. Переход романтизма к реализму.

1. Понятие о романтизме

Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эпохам термин романтизм применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX века.

Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального исторического развития. Вместе с тем романтизм обладает некоторыми устойчивыми общими чертами.

а) Характеристика романтизма

В этой обобщающей характеристике романтизма можно выделить:

а) историческую почву, на которой возникает романтизм;

б) особенности метода;

в) характер героя.

Общей исторической почвой, на которой возникает европейский романтизм явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагиум судьбы личности.

Главными событиями русской истории начала XIX века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившей круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков.

Но при всей самобытности и . русского романтизма развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов преимущественно связаны с основными принципами, выдвинутыми Французской революцией.

При общей тенденции отрицания окружающего мира романтизм составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени были резко несхожими – от революционных до консервативных и реакционных.

Особый интерес к личности, характер её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального – с другой, в литературе романтизм определяют и своеобразие его художественного метода. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать своё отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и своё неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

Литература выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие.

Тема одиночества варьируется в произведениях самых жанров особенно часто в лирике («На севере диком стоит одиноко» Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался от ветки родимой …» М. Лермонтова). Одиноки герои Лермонтова, герои восточных поэм Байрона.

Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами -–представителями первого этапа русского романтизма (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Кюхельбекер).

Романтизм составил целую эпоху в истории мировой литературы. Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров, – в ряде стран именно эпоха романтизма выдвинула великих национальных поэтов (во Франции – Гюго, в Польше – Мицкевич, в Англии – Байрон, в Германии – Гейне); одновременно углубление романтиков в человеческое «Я» во многом подготовило психологический реализм XIX века. Крупным открытием романтизма явился историзм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Родился исторический роман (Скотт, Гюго, Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический. Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, романтики привлекли внимание к художественным сокровищам других народов, подчёркивая неповторимые черты каждой культуры. Эпоха романтизма отмечена расцветом художественного перевода (Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся этикой классицизма, романтики провозгласили право поэтов на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.

Романтизм не исчезает со сцены сразу же с утверждением критического реализма. Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93-й год», созданы спустя много лет после завершения творческого пути реалистов Стендаля и Бальзака. В России романтические поэмы Лермонтова, Тютчева создавались тогда, когда литература уже заявила о себе большими успехами реализма.

Но судьба романтизма и на этом не завершилась. Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях, писатели нередко вновь обращались к романтическим средствам художественного изображения. Так, молодой Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества (образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

Романтическая традиция по-разному трансформируется в творчестве А. Блока, в творчестве ряда советских писателей (А. Грин). Однако в XX веке романтизм уже не составляет цельного художественного направления. Речь идёт только о чертах романтизма в творчестве отдельных писателей.

б) Искусство и деятельность русских романтиков.

Романтизм утвердился в жизни под воздействием определённых социально-исторических обстоятельств и глубоко проник в сознание людей того времени, захватив различные сферы умственной деятельности. Писатели романтической настроенности стремились освободить личность от порабощения её социальными, материальными обстоятельствами. Они мечтали о таком обществе, где людей будут связывать не материальные, а духовные узы.

Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Им хорошо известны «изъяны» рабовладельческого и феодального строя. Отсюда мечты романтиков о внесоциальном существовании, о золотой поре человечества, когда рухнут социальные законы и войдут в силу чисто человеческие, духовные связи.

Романтики были настроены критически также к истории. Её развитие на сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. Отсюда культ в романтизме «естественного состояния», уход в доисторическое прошлое в жизни народов, когда действовали законы природы, а не искусственные установления испорченной цивилизации. Романтики не были социально пассивными. Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному. Это был протест против духовного ущемления личности в условиях феодальной, а затем буржуазной действительности.

Из факта ущемлённости духовного, человеческого во все исторические эпохи многие романтики делают вывод о существовании романтического искусства задолго до возникновения романтизма как литературного направления. Ф. Шлегель писал: «Я ищу и нахожу романтический дух у самых старых и новых поэтов – у Шекспира, Сервантеса, в итальянской поэзии и в том веке рыцарства, любви и сказок, откуда происходит самое понятие романтизма и самый термин».

Романтическое искусство, так же как и реалистическое – явление исторически развивающееся. Меняя свою общественную направленность, но сохраняя типологическую общность, оно жило в самые разные исторические эпохи. Никто из шекспироведов не отрицает того, что творчество Шекспира третьего периода носило в основном романтический характер. Романтиками по типу мышления были Фет, А.Н. Толстой, Тютчев, творившие в годы торжества критического реализма.

Антибуржуазные тенденции были присущи европейскому романтизму, но они обнаруживаются со всей отчётливостью на втором этапе романтического движения, когда романтики увидели, что развитие нового общества не оправдывает их оптимистических прогнозов. В их творчестве появляются пессимистические, трагические ноты.

Вместе с тем в романтической литературе немало произведений, в которых изображается могущество божественного промысла, судьбы, обрекающих человека на пассивность. Тем не менее романтизму свойственен историзм. Из опыта современности романтики сделали вывод об изменяемости жизни, эстетических взглядов людей. Ф. Шлегель не случайно указал на прогрессивность как на один из самых существенных признаков романтической поэзии. тем самым подчёркивалась её подвижность, историческая изменчивость.

Русский романтизм шёл в своём развитии по пути всё большего сближения с жизнью. Изучая действительность, в её конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Отбрасывая провиденциалистическую точку зрения, они начали искать пружины исторического развития в социальных факторах. История предстаёт в их творчестве как арена борьбы между силами мрака и света, тирании и свободы. Показательные романы В. Гюго «Собор парижской богоматери», «Отверженные» и Э. Сю «Парижские тайны». Передовые романтики правдиво изображали современный им мир. Они глубоко раскрывали его противоречия – нищету и бесправие народных масс и бездушие, жестокость господствующих классов. Идея историзма, внимание к трагической судьбе народа, стихия субъективного, гуманистическая насыщенность творчества, устремлённость к идеалу, обогащение художественной палитры за счёт введения условных приёмов изображения жизни, утверждения воспитательного воздействия искусства на человека и многое другое, что характерно для романтизма, оказало плодотворное влияние на развитие реализма XIX века.

Таким образом, романтизм как историко-литературное явление несводим к одной субъективной. Его сущность раскрывается в совокупности признаков. Романтики, как и реалисты, обладали сложным миропониманием, они широко, многогранно отражали современную им действительность и историческое прошлое, их творческая практика представляла собой сложный идейно-эстетический мир, не поддающийся однозначному определению.

Романтики отнюдь не сводят задачу к познанию действительности тем самым отмечают специфичность романтизма в сравнении с наукой. В своих программных выступлениях они заостряют внимание на гуманистической, воспитательной функции искусства, объясняя этим его большое общественное значение. Решая свои специфические художественные задачи мыслители романтического направления проникли вместе с тем глубоко в гносеологическую сущность искусства, вскрыли его важнейший закон. Их большая заслуга заключается в определении места и роли субъективного начала в художественном творчестве.

Романтическое, без чего искусство утрачивает свою подлинную сущность, – это прежде всего эстетический идеал, гуманистический по своей природе, включающий в себя представления художника о прекрасной жизни и прекрасном человеке.

О взаимодействии реализма и романтизма много писал А. Фадеев. По его мнению, настоящее искусство синтезирует объективное и субъективное, сущее и должное.

В центре внимания писателей романтического направления – человеческая личность, её духовный мир, её судьбы в условиях феодальной и буржуазной действительности. Они изображают человека, как правило, в напряжённых жизненных ситуациях. Отсюда острый драматизм и психологизм романтической литературы, проявляющийся не только в драматургии, но также в эпических и лирических жанрах.

2. Влияние Французской буржуазной революции на возникновение романтизма:

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Про­свещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неуз­наваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветство­вали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенст­ ва и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. По­пытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы – РОМАНТИЗМА.

По определению, данному в Большом энциклопедическом словаре, романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 – первой половины 19 века. Отразив разочарование в итогах Великой Французской революции в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противо­поставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обнов­ления, пафос личной и гражданской независимости.

Ссылка на основную публикацию