Роль антонимов в речи 3, 4 класс

“Роль прилагательных – антонимов в речи”
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка и технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по УМК “Школа 2100”. Прилагаются презентация и задания для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka.docx31.47 КБ
prilozhenie_1.docx16.31 КБ
prilozhenie_2.docx11.16 КБ
prilozhenie_3.docx11.58 КБ
000011.pptx609.72 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Роль прилагательных-антонимов в речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах, загадках, сказках
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), рабочие листы, словарь антонимов (на каждой парте);

1.Распознавать изученные части речи.

2.Видеть в тексте антонимы.

1.Владеть типом правильной читательской деятельности.

2.Подбирать к словам антонимы, использовать их в речи

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оформление доски, наглядность

I. Организационный момент.

силы для работы ( р . )

«Красна птица пеньем, а человек – ученьем»

Проверяет готовность к уроку,

выдерживая паузу; устанавливает

-Прочитайте предложение. Как вы понимаете эту пословицу? Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.

Сегодня мы с вами испытаем себя в роли журналистов.

Кто такой журналист? Чем он занимается?

Мы проведем журналистское расследование. У каждого из вас на столах лежат рабочие листы, куда вы будете записывать все собранные сведения.

Каким будет наше задание – вы сейчас узнаете.

Включаются в ситуацию

на совместную работу

– Для птицы необходимо прекрасно петь, а для человека важно быть грамотным, умным.

Журналист – это профессия. Журналист – работник из пресс-службы, освещающий различные аргументы, факты, события из жизни людей, города, страны, мира, спорта. Журналисты могут публиковать свои статьи в газетах, журналах, на телевидении, в интернете. Прежде чем дать интервью, написать статью, он устанавливает действительность и достоверность фактов всего происходящего, чтобы это было правдой, а не вымыслом. Журналист должен грамотно владеть русским языком и литературой.

II. Актуализация изученного

– Послушайте отрывок из стихотворения Полторацкого «Слово о словах».

«Слово о словах» (отрывок).

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные , правдивые, то льстивые , фальшивые .
Есть слово – утешения и слово – удушения.
Есть чистые , алмазные, а есть бесстыдно- грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

-Какой частью речи они являются?

-Что вы знаете об именах прилагательных?

Выделенные пары слов.

Это имена прилагательные

Имена прилагательные отвечают на вопросы какой?, какая? какое? какие? И обозначают признак предмета. Имена прилагательные связаны с именами существительными.

III. Постановка учебной проблемы

на свой речевой

с помощью словаря.

указывая на основание

– слушать и понимать

речь других; уметь

с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли.

С какой целью автор использует выделенные имена прилагательные?

Какие это слова по значению?

-Как можно назвать пары слов?

Что такое антонимы?

В переводе с греческого анти –«против», оним – «имя»

– Запишите значение слова «антоним» в рабочие листы.

Делают речь более выразительной, точной

Антонимы – это слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением.

IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности

стремиться к ее

учебную задачу ( р . );

из одной знаковой

системы в другую ( п. )– участвовать

– Сформулируйте тему нашего журналистского расследования

-Какие задачи и цели перед нами стоят?

Узнаем о роли прилагательных – антонимов в речи

Познакомиться со словами, противоположными по значению; научиться подбирать антонимы к словам и находить их в тексте

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

в научном стиле.

информацию из одной

нормами родного языка ( к. )

В данном стихотворении есть еще антонимы. Назовите их.

Запишите у себя в рабочем листе антонимы-прилагательные

– Где можно встретить прилагательные-антонимы?

Подберите имена существительные к данным антонимам.

Что вы заметили?

Вы должны доказать, что действительно прилагательные-антонимы встречаются в пословицах, стихотворениях, загадках.

Каждая журналистская группа дает ответ на поставленный вопрос.

Проведите исследование сказки Андерсена «Снежная королева»

Вспомните, как начинается эта сказка. Прочитайте. Выпишите парами антонимы.

Ч естные – льстивые ,

правдивые – фальшивые ,
чистые – грязные

В п ословицах, поговорках, загадках, с тихотворениях, тексте и др.

Чистые руки, чистые мысли.

Фальшивые ноты, фальшивые слова.

Имена прилагательные употребляются в переносном значении.

Работа в группах.

1 группа. Выбрать из предложенных пословиц только те, в которых есть прилагательные-антонимы

2 группа. Работа с загадками. Выбрать из предложенных загадок только те, в которых есть прилагательные-антонимы

3 группа. Работа со стихотворениями. Выбрать из предложенных стихотворений только те, в которых есть прилагательные-антонимы

4 группа. Найти прилагательные – антонимы в предложениях.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Запись в листах.

доброе – злое, прекрасное – безобразное

хорошим – плохим, красивым – уродливым

исчезало – бросалось в глаза

Для того чтобы писать свои статьи, журналист должен быть грамотным. Проверим свою грамотность с помощью следующего задания.

– Откройте учебник, упражнение 205 с.37 (2 часть)

– Вставьте пропущенные буквы карандашом.

– Какие орфограммы видите? – Назовите правило.

– Проверка по цепочке.

– Допишите прилагательные – антонимы и имена существительные к ним.

1 вариант работаем со словами: честный, узкий.

2 вариант – прекрасный, устный.

– Кто испытывает затруднения, во спользуйтесь словарем антонимов М.Р.Львова.

Не забудьте, что антонимы могут иметь разные лексическое значение, переносное значение, поэтому антонимов может быть несколько.

– Сделайте вывод о многозначности прилагательных и их антонимов.

-Для чего нам необходимо иметь представления об антонимах?

– Используя полученные знания из упр. 205, составьте предложение как в образце, где присутствует пара прилагательных-антонимов.

Непроизносимый согласный. Парный согласный в середине слова.

далёкий путь, лес, берег;
чужой человек;
дальний путь, дорога, дом;
отдалённое родство.

Честный – лживый человек;

подлый человек, характер, поступок;

Узкий – широкий рукав, ручей, ход.

Прекрасный –ужасный поступок, человек, день.

Устный –письменный диктант, счет

-Многозначные имена прилагательные имеют в разных значениях разные антонимы.

Мы расширяем сво и знания с определенной целью, это нам пригодится для составления предложений.

Честный человек не совершает подлых поступков.

Через широкую реку перекинули узкий мост.

VI. Развитие умений -применение нового знания

– точно и доказательно

выражать свои мысли ( к . )

Упражнение 207 с.38

Представьте, что вам необходимо написать текст-описание в одну из газет, при этом з аменив прилагательные на подходящие антонимы.

– Всегда ли можно заменить прилагательные антонимами?

– Прочитайте, что получилось

– Какие знания пригодились , чтобы выполнить это задание?

Осенний хмурый день. Небо темно-серое, грязное, колючее. Тяжелые облака тянутся по черному небосклону. Холодный ветер гнет до земли ветви деревьев. Они громко шумят, как будто кричат грустно: «Дождь, холод… Как ужасно!»

Для развития письменной речи, словарного запаса.

Нет. Многие имена прилагательные невозможно заменить прилагательными-антонимами.

Знания об именах прилагательных, о лексическом значении слов.

Употребление антонимов позволяет по-разному выражать один и тот же смысл, делая нашу речь более яркой и выразительной.

VII. Домашнее задание

Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами

в ситуации задачи ( р. );

и понимать других ( к .)

-Что для себя открыли?

– Какие выводы можете сделать по теме?

– Для чего употребляем антонимы –прилагательные в речи?

– О чём надо помнить при употреблении прилагательных-антонимов в речи?

– Только ли к прилагательным можно подобрать антонимы?

-Вспомните, какая пословица была эпиграфом нашего урока. Как вы теперь понимаете данное высказывание?

Приложение 3
Оценивание своей деятельности

Имена прилагательные могут быть многозначными. Прилагательные-антонимы можно найти в пословицах, поговорках, сказках, стихотворениях.

Антонимы являются сильным художественным средством.

Они оживляют речь, делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление

О лексическом значении .

Нет. Антонимы можно подобрать и к другим частям речи.

Человек должен учиться всю жизнь для того, чтобы быть грамотным. С умным человеком приятно говорить, его приятно слушать.

Предварительный просмотр:

Задание для 1 группы

Маленькое дело лучше большого безделья.

И мелкое место переходи как глубокое.

Новых друзей наживай, а старых — не забывай.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

На смелого собака только лает, а трусливого кусает.

От умного — научишься, от глупого — разучишься.

Грамоте учиться всегда пригодиться.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Задание для 2 группы

Зимой – нет теплей,
Летом – нет холодней. (Погреб)

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)

Красное, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)

Как столкнулся –
Стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток, гвоздь)

Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует – оно задрожит. (Лужа)

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)

Задание для 3 группы

Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

– Чудеса! – сказала Люба.-
Шуба длинная была.
В сундуке лежала шуба,
Стала шуба мне мала.

Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон – черный, голубь – белый!»

В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом —
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!

Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый, Жора – злой!

Не бывает кобра
Ласковой и доброй,
Кобра даже сытая
Очень ядовитая.

Задание для 4 группы

Найти прилагательные – антонимы

Старый год, спокойной ночи, с добрым утром, Новый год!
Младший брат кричит: «Ура! Молодец, сестра Наташа, наша старшая сестра»

Я веселый, молодой, я хочу ходить с короткой и не с длинной бородой. Песни пели до зари маленькие зяблики и большие снегири, красные, как яблоки. Потому и надои разные: у одной доярки стойла чистые, а у другой – грязные. Была жизнь темная да слезная, стала светлая, радостная.

Предварительный просмотр:

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Урок на тему «Роль прилагательных – антонимов в речи»

Рябова Лидия Дмитриевна

МБОУ СОШ №12 им. академика В.И.Кудинова

Ул. Луначарского 6

Учитель начальных классов

Стаж 34 года

1 категория

Открытый урок по русскому языку для 4 класса Школа 2100

Тема: Роль прилагательных – антонимов в речи.

Предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, осуществляют поиск нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Словарная работа: активный, салют, надёжный, ирис, тяжёлый, налево, орех, оранжевый, народ, неуклюжий, иногда, интересный, месяц, металлический, обведите карандашом первые буквы у прилагательных, какое слово получилось?) (на доске – АНТОНИМЫ)

–Что называется антонимом?

Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположное значение

Маленькая ложь рождает большую неправду. – на доске

Прочитайте запись. Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу?

-Спишите, подпишите части речи.

Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы знаем об имени прилагательном?

Поставьте эти слова в начальную форму.

Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).

Как называются слова с противоположным значением?

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?

Роль прилагательных- антонимов в речи. Слайд2

Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока:

Узнать, для чего нужны…

Учиться находить их в …, подбирать … и употреблять… Слайд 3

Сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять.

6. Открытие нового знания.

7. Создание проблемной ситуации.

Под диктовку запишите, подпишите какой частью речи являются антонимы. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.

Платье хорошо новое, а друг старый. красный

Добро побеждает зло.синий

Тяжело в учении, легко в бою. жёлтый

Смелый побеждает, а трус погибает. зелёный

День был жаркий, но ночная прохлада освежила воздух.

Толстяк решил похудеть. ( полоски на доску)

Вывод. Давайте вместе дополним определение антонимов: антонимы – разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи).

А какими частями речи могут быть антонимы? (Прил, сущ, нареч, гл)

Назовите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.

Мы уже несколько раз произнесли слово «антоним», а кто-нибудь знает, как это слово образовалось? Попробуем догадаться вместе (сравнение слов «синоним» и «антоним»: у них одинаковая вторая часть (онима – по-гречески означает имя, слово),анти – против, противоположный: антициклон, антибиотик, антисанитарный, антифашист (полоски на доску АНТОНИМ,СИНОНИМ-имя, слово)

8. Закрепление нового материала.

1. Самостоятельная работа: 1ряд выписывает пословицы, 2 ряд –загадки, 3 ряд –стихи; подчеркнуть антонимы

Маленькое дело лучше большого безделья.

От умного — научишься, от глупого — разучишься.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Зимой – нет теплей,
Летом – нет холодней. (Погреб)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)

Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

-В каких жанрах часто используются антонимы?

2. Подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый, лунный

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь , делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление Слайд 5

Работа в парах (карточки). Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый, лунный. Слайд 6

Вывод: Не все слова имеют антонимы.

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление. (полоски на доску) На доске составляется опорная схема под темой урока

Учитель: Подберите антоним к слову –работать- отдыхать

Учитель: Вот сейчас мы и отдохнём. Выполним упражнения, определим слова-антонимы

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Учитель: Итак, назовите слова-антонимы, которые встретились в стихотворении.

Ученики: вверх – вниз сели – встали вопрос – ответ

V. РефлексияАнтонимы

разные по звучанию

противоположные по значению

отвечают на один вопрос

выражены одной частью речи (им. сущ., им. прил., глаг., наречием.)

используются в разных жанрах

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Работа в парах

Запишите текст по вариантам

разные по звучанию

противоположные по значению

отвечают на один вопрос

выражены одной частью речи (им. сущ., им. прил., глаг., наречием.)

используются в разных жанрах

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Роль имён прилагательных- антонимов в речи.

противопоставление, подчёркивают противоположность.

Прием -антитеза

усиливают эмоциональность текста

делают речь выразительной

Учитель: Какие слова помогают увидеть этот прием?

Учитель: Оцените свою деятельность на уроке смайликами на полях. Слайд8

Ученики: На занятии всё было понятно, не совсем понятно, ничего не понятно

Учитель: В заключении нашего урока хочется вам дать напутствие:

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле.
Делай доброе дело на прекрасной Земле! Слайд 9

6. Итог урока

Используя ключевые слова и выводы, которые мы делали на уроке, расскажите о роли прилагательных-антонимов в нашей речи. Слайд 10

Антонимы, их роль в речи

Тема урока: Антонимы, их роль в речи

Цель: Антонимы, их роль в речи

Задачи урока: Расширить и углубить понятия об антонимах, обогатить ими речь, научить употреблять антонимы в речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки.

Содержимое разработки

Русский язык

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»

Тема урока: Антонимы, их роль в речи

Цель: Антонимы, их роль в речи

Задачи урока: Расширить и углубить понятия об антонимах, обогатить ими речь, научить употреблять антонимы в речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки.

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы друг другу улыбаемся,

И урок наш начинается!

Проверка домашнего задания.

Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

Задача: актуализация прежних знаний и способов действия, подведение к новой теме, сообщение темы, постановка целей урока.

Чистописание. Орфографическая разминка

– На доске записаны сочетания букв. Обратите внимание на правильное написание соединений (показываю – верхние, нижнее, средние).

– Запишите эти сочетания букв, чередуя, до конца строки.

– Это не просто сочетания букв, это словарные слова, только некоторые буквы сбежали. Ребята, превратите их в слова. (Слова открываю).

– Вставьте пропушенные буквы (вписываю красным мелом).

ябл..к.. ..гурец яг..да (закрыты)

– Молодцы! Вот и вы стали волшебниками – выполнили превращение.

-Запишите на следующей строке эти слова. Буквы, которые вставили, подчеркните.

Душ..стые ябл..ки в..сят на ве..ке.

– Объясните написание пропущенных букв. Запишите предложение на следующей строке.

– В сказках яблоко часто бывает волшебным предметом. Вот и это не простое яблоко, а с этого необычного дерева.

Наблюдение

– Найдите пару слову высоко (низко),

далеко (близко),

мало (велико),

кислое (сладкий).

А почему эти слова образовали пары, как называются эти слова? (противоположные по значению)

-Может, кто-то знает, как называются эти слова?

– Антонимы – это тема нашего урока. Мы будем учиться находить эти слова в тексте, подбирать антонимы к словам, использовать их в устной и письменной речи.

Этап освоения новых знаний

Задача: первичное погружение в содержание темы, проверка первичного восприятия.

– Запишите две пары антонимов на выбор в столбик.

– Какие слова вы записали? Как они называются? Так что такое антонимы?

– Вот мы и снова стали волшебниками – сами вывели правило. Давайте проверим себя: с.54

Работа над правилом

– Так что такое антонимы?

– Приведите примеры антонимов.

– Слово АНТОНИМ пришло в русский язык из Древней Греции и в переводе значит против имени.

– Послушайте стихотворение. Найдите в нём пары антонимов:

Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.

– Какие слова-антонимы вы нашли?

Этап закрепления новых знаний

Задача: проверка понимания сущности нового понятия, закрепление знаний на репродуктивном уровне, закрепление в нестандартных ситуациях.

1. Дидактическая игра «Угадай пару»

– А сейчас игра. Внимание на экран. Подберите антоним:

– А антонимы к следующим трём словам подберите сами и запишите в столбик в тетрадь. (2 учащихся за доской)

– Ребята, проверьте написанное на доске. Оценивание

Физкультминутка (подвижная +для глаз)

2. Работа по учебнику (упр.111)

– Прочитайте задание (учащийся).

– Какие антонимы подчеркнули? Что такое антонимы?

3. Дидактический приём «Наоборот»

Сегодня холодный день. Стоит пасмурная погода. Дует сильный

ветер. Под ногами мокро. Осень – скучная пора.

– Хочется попасть в этот день?

– А давайте сотворим чудо. Сделаем этот осенний день тёплым и уютным! Кто догадался, как?

– Мы заменим выделенные слова антонимами.

– Что такое антонимы?

– Исправлять слова будете прямо в тексте.

– Главное условие – вы работаете в парах: работайте вместе, говорите тихо. Пара, которая готова, поднимет руки вверх.

Проверка работы в парах (по предложениям).

Один ученик читает весь текст.

Сегодня тёплый день. Стоит ясная (солнечная) погода. Дует слабый (лёгкий) ветер. Под ногами сухо. Осень – весёлая пора.

– Ребята, а ведь мы – настоящие волшебники!

– Спрячьте текст. Последнее предложение запишем под диктовку. (1 ученик у доски – доп. вопрос – сколько букв и сколько звуков в слове осень).

4. Самостоятельная работа. Дидактическая игра «Путаница»

-А теперь сами попробуйте найти пары антонимов.

– Прочитайте слова. Найдите среди них пары антонимов. Запишите в тетрадь в столбик.

– Проверьте себя, сравните с доской. Встаньте, кто выполнил правильно.

– Молодцы! Вы точно справитесь с домашним заданием!

Заключительный этап

Задача: подведение итогов урока, информация и инструктаж по выполнению домашнего задания, рефлексия учебной деятельности

1. Информирование о домашнем задании

– Прочитайте задание упр.112.

– Кому не понятно? (при необходимости инструктаж)

– Запишите задание в дневник.

2. Подведение итогов

– Какая была тема урока?

– Что такое антонимы?

3. Рефлексия

– Кто себя почувствовал волшебником? Помните, с русским языком можно творить чудеса!

– Возьмите карточку жёлтого цвета.

-Прочитайте слова. Справа запишите первые буквы антонимов.

Билет 12. Антонимы, типы антонимов и их функции в речи

Антонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

1. Разнокорневые. Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.). Противопоставляются как антонимы и некоторые предлоги (например, за и перед (за шкафом – перед шкафом), в и из (в комнату – из комнаты).

2. Однокорневые. У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами. Антонимия возникает на противопоставлении приставок (например, при- и у- (приходить – уходить), в- и с- (влезать – слезать), либо как результат употребления отрицательных приставок, придающих слову противоположный смысл (например, грамотный – неграмотный, вкусный – безвкусный, военный – антивоенный, революция – контрреволюция и др.).

3. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

4. Энантиосемия – противоположность значения одного и того же слова. Иногда антонимичными могут быть не отдельные слова, а разные значения одного слова (например, слово бесценный, означающий: 1. имеющий очень высокую цену (бесценные сокровища). 2. не имеющий никакой цены (купил за бесценок, т.е. очень дешево). Слово блаженный, означающий: 1. в высшей степени счастливый (блаженное состояние). 2. глуповатый (более раннее значение юродивый).

5. Соразмерные (имеющие противоположные действия: подниматься – опускаться, толстеть – худеть) и несоразмерные (некому действию противопоставляется бездействие: уехать – остаться, зажигать – тушить).

6. Языковые (существуют в системе языка: высокий – низкий, правый – левый) и речевые (образуются в речевых оборотах: бесценный – грош цена, красавица – кикимара болотная);

1. Основная стилистическая функция антонимов — это лексическое средство для построения антитезы. П: И ненавидим мы, и любим мы случайно.

2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества. П: Она была не хороша, не дурна собою

3. Антонимия лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron ‘остроумно-глупое’) — стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов. П: Тень несозданных созданий колыхается во сне. Словно лопасти лотаний на эмалевой стене (Брюсов).

4. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого – нанизывание антонимических пар. П: В мире есть добро и зло, ложь и правда, горе и радость.

Анафразис – использование одного из антонимов, в то время как надо использовать другой: откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу). Антонимические пары должны составляться логично.

Омонимия, виды омонимов. Паронимы. Парономазия. Функции омонимов и паронимов в речи.

Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, например: бор – “сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте” и бор – “стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле”.

Виды омонимов.

Различают полные и частичные омонимы. Полные омонимы принадлежат к одной части речи и совпадают во всех формах, например: ключ (от квартиры) и ключ (родник). А частичные омонимы – это созвучные слова, одно из которых целиком совпадает лишь с частью форм другого слова, например: такт (в значении “проиграть последний такт”) и такт (в значении “правила приличия”). Слово со вторым значением не имеет формы множественного числа.

Паронимы(от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя») — слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, но имеющие разное значение. Паронимы в большинстве случаев относятся к одной части речи. Например: одеть и надеть, абонент и абонемент, мудреть и мудрить. Иногда паронимы также называют ложными братьями.

Явление парономазии (из гр. para – возле, onomazo – называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (ср.: нары – нарты, лоцман – боцман, кларнет – корнет, инъекция – инфекция). Как и при паронимии, лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни у них всегда разные. Кроме случайного фонетического сходства, слова в подобных лексических парах нечего общего не имеют, их предметно-смысловая отнесенность совершенно различна.

Парономазия в отличие от паронимии не носит характера закономерного и регулярного явления. И хотя в языке есть немало сходных в фонетическом отношении слов, сопоставление их как лексических пар является результатом индивидуального восприятия: один увидит парономазию в паре тираж – типаж, другой – в тираж – мираж, третий – в тираж – витраж. Однако паронимия и парономазия близки с точки зрения употребления в речи сходных по звучанию слов.

Использование омонимов и паронимов в речи

(Омонимы). Как и многозначные слова, омонимы употребляются во взаимоисключающих друг друга сильных позициях. Это позволяет реализовать основную семантическую функцию омонимов — дифференцировать различные по значению и совпадающие по звуковым оболочкам слова. Так как эти слова не связаны по смыслу, не мотивированы, сила их взаимного исключения в тексте значительно больше, чем. у значений (ЛСВ) многозначного слова.

Контактное употребление омонимов в тексте или даже их «наложение», полное «слияние» в одной форме реализует определенные стилистические функции, являясь средством создания каламбура, образного столкновения разных смыслов, подчеркнутой экспрессии : Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок я не в состоянии (П.); Платя свой долг, ты тем самым его выполняешь (Козьма Прутков) . Выразительность лозунга Миру — мир подчеркнута употреблением омонимов.

Паронимы могут быть использованы в речи в качестве средства выразительности.

Часто авторы ставят паронимы рядом, чтобы показать их смысловые отличия при кажущемся подобии: Любой человек, поскольку он живет в обществе, – гуманитарий в том смысле, что объясняет, корректирует, оценивает свое и чужое практическое и теоретическое поведение в категориях гуманитарного (не обязательно, к сожалению, гуманного) мышления. (В. Ильин, А. Разумов); Вот так оно бывает, когда доверие путают с доверчивостью. (Я. Дымский).

Столкновение паронимов может быть использовано для выделения этих слов, что усиливает выражаемые ими значения: Написал деловое и дельное письмо Валерьяну (Л.Толстой).

Итак, умелое употребление паронимов помогает правильно и точно выразить мысль, раскрывает большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.

Исследовательская работа на тему: “Антонимы и их роль в речи”

Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности слов по содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое сходство, то для антонимических – семантическое различие.

Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой.

Предметом рассмотрения в исследовании будет употребление антонимов в русском языке.

– рассмотреть определение антонимов;

– проанализировать связь антонимов и полисемии;

– рассмотреть и обобщить функции использования антонимов в русском языке.

При написании проекта использовались учебные и методические материалы по русскому языку и культуре речи. Проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. АНТОНИМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Антонимы (гр. anti – против + onyma – имя) – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда – ложь, добрый – злой, говорить – молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

Антонимия в языке представлена уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку – качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый – некрасивый, много – мало, утро – вечер, удалять – приближать. 1 Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ. Большинство антонимов характеризуют качества (хороший – плохой, умный – глупый, родной – чужой, густой – редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временные отношения (большой – маленький, просторный – тесный, высокий – низкий, широкий – узкий; ранний – поздний, день – ночь); меньше антонимических пар с количественным значением (многие – немногие; единственный – многочисленный). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать – смеяться, радоваться – горевать), но таких немного.

Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый, например, вызывает в нашем сознании слово злой, далекий напоминает о близком, ускорить – о замедлить.

Антонимы «находятся на крайних точках лексической парадигмы», но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый – зажиточный – неимущий – бедный – нищий; вредный – безвредный – бесполезный – полезный. Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio – постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой – старый, большой – маленький, мелкий – крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх – низ, день – ночь, жизнь – смерть, мужчина – женщина.

Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой, чем тощий; пожилой, чем старый. Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu – хорошо + phemi – говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме. 1

В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio – изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору.

Существует в языке и внутрисловная антонимия – антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios – противоположный + sema – знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но он же может означать «умирать, прощаться с жизнью». Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.

По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день – ночь) и однокорневые (приходить – уходить, революция – контрреволюция). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые – лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: вложить – выложить, приставить – отставить, закрыть – открыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой – немолодой), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается «приглушенной» (немолодой – это еще не означает «старый»). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный – неудачный, сильный – бессильный.

Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним.

Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду, ср.: конкретный – абстрактный, отвлеченный; веселый – грустный, печальный, унылый, скучный.

Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали – антонимические.

Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.

2. АНТОНИМИЯ И ПОЛИСЕМИЯ

При изучении лексической антонимии следует иметь в виду, что отдельные значения многозначных слов тоже могут быть антонимичны. Например, верхний в значении «находящийся наверху, выше прочих» имеет антоним нижний в значении «расположенный внизу» (верхняя ступенька – нижняя ступенька). В своем втором значении – «близкий к верховью реки»- слово верхний также противопоставлено соответствующему значению его антонима – «расположенный ближе к устью» (верхнее течение – нижнее течение). Антонимизируются и специальные значения этих слов: «относящийся к верхам» (верхний регистр) и «образующий низший предел диапазона какого-нибудь голоса или инструмента» (нижний регистр). Однако полная антонимия всех значений многозначных слов – явление сравнительно редкое, гораздо чаще в антонимические отношения вступают лишь некоторые значения полисеманта. Например, слово день в значении «часть суток» имеет антоним ночь, а в значении «сутки, дата» вовсе не имеет антонимов. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Например, слово близкий в значениях «находящийся на небольшом расстоянии» и «отдаленный небольшим промежутком времени» имеет антоним далекий (близкое расстояние – далекое расстояние, близкие годы – далекие годы). А в значении «кровно связанный» это слово антонимично слову чужой (близкие люди – чужие люди). Выступая же в значении «сходный, похожий», образует антонимическую пару со словом различный (ср.: произведения, близкие по содержанию, но различные по форме).

Антонимические отношения слов отражаются и в возможностях их лексической сочетаемости. Если антонимическую оппозицию образуют слова, имеющие широкие границы лексической сочетаемости, то их можно использовать в разнообразных антонимических сочетаниях: левый – правый (рука, плечо, ухо, глаз, бок, крыло, лапа, сторона, часть, половина, берег, фланг, партия, уклон и т. д.). У слов, имеющих ограниченные возможности лексической сочетаемости, зона антонимии невелика: свежий – черствый (батон, хлеб).

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. 1 Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет – лунный свет; один год – вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально. Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи.

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis – противоположение) – стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

По структуре антитеза может быть простой (одночленной): У сильного всегда бессильный виноват и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так.

Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: Горы разделяют страны, но сближают людей; Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений. Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы; ср.: Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые. Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы, но предрассудки стары; Чем ночь темней, тем ярче звезды; Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron – остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: «Плохой хороший человек» (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца), другие – на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; Пышное природы увяданье. Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним – глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti – против + phrasis – выражение). 1

К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный!; злому: Как ты добр! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмочь, полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые. Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла; Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь.

Столкновение в речи антонимов – многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). 2 Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален, Молодая была уже не молода.

Антонимы благодаря устойчивым связям в лексической системе языка воспринимаются в речи на фоне своих семантических коррелятов. Так, встречая то или иное слово, имеющее антоним, мы невольно сопоставляем эти взаимосвязанные слова. Например, у Гоголя – Как вам показался наш город? – примолвила Манилова.- Приятно ли провели там время? – Очень хороший город, прекрасный город,- отвечал Чичиков,- и время провел очень приятно: общество самое обходительное.

Каждое из выделенных слов читатель мысленно отличает от возможного антонима, в чем предполагаются системные связи слов в лексике.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ТЕКСТА, СОДЕРЖАЩЕГО АНТОНИМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ РОЛИ»

(1)Не раз приходилось выслушивать «жалобы» на современное искусство. (2)Звучали они почти всегда примерно одинаково: (3)«Это какая-то мазня! (4)Здесь же ничего не понять!» (5) Такой поверхностный, примитивный, банальный подход к оценке живописи ХХ века, к сожалению, встречается довольно часто. (6) В таких случаях возникает закономерный вопрос: (7)«А что ты, зритель, сделал для того, чтобы открыть для себя новый художественный мир?» (8)Да, новое искусство порой предъявляет к зрителю особые требования. (Г. Андреев)

Антонимы – слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный, холодный – горячий, подниматься – опускаться, терять – находить, близко – далеко.

Значения антонимов содержат общие и противоположные признаки.

Пушкин создатель современного русского литературного языка сообщение

На самом деле трудно приписывать создание нового литературного языка одному человеку. Даже если таким человеком является такой великий поэт как Пушкин. Закрепить разговорную речь в литературе и использовать там новый слог Карамзина помогали и другие деятели искусства.

В частности следует отметить Крылова и Грибоедова, которые работали в жанрах басни и комедии, соответственно. В этих жанрах они по большей части были «закрепителями» и создателями нового литературного языка. Роль Пушкина феноменальна его работой «по всем фронтам», то есть в самых различных жанрах, где ему удалось привнести нечто новое для своего времени и сформировать новый язык.

Помимо сугубо формы, то есть языка как такового, следует отметить и содержание. Новаторство Пушкина заключалось не только в том, какие слова он говорил устами своих героев на страницах произведений, но и в том какие темы он обсуждал этими словами. Для своего времени Пушкин был чем-то наподобие рупора самых прогрессивной части общества, поэтому содержание тут тоже имело свою роль.

Основная особенность его произведений заключается, по всей видимости, в соединении народного и интеллектуального. Поэт являлся выпускником Царскосельского лицея и получил отличное образование, он действительно понимал в культуре в целом и культуре своего времени в частности. Также в молодости он прошел «школу» Арины Родионовны, которая привила ему любовь в русской культуре, фольклору и сказкам.

Таким образом, именно этот автор сумел соединить в себе глубокое понимание народной культуры с культурой кабинетной. Для того чтобы выражать свои мысли и умело охватывать собственным гением мир максимально точно и глубоко, он соединил две эти культуры на страницах своих книг. Помимо этого Пушкин ценил развитие литературы и понимал требования своего времени, он осознавал миссию по внедрению новой литературной нормы Карамзина.

Возвращаясь к содержанию его произведений, нужно отметить всеохватность тем, которые затрагивает автор. В отличие от, например, Байрона или других величин, которые предшествовали ему, Александр Сергеевич не выбирал темы наиболее угодные для собственного произведения. Он наоборот старался охватить мир полностью.

Поэтому на страницах произведений Пушкина мы видим и деревенские избы и дворцы, и древние страны и современную ему Россию, представителей простого народа и высшее сословие. Безусловно, для того чтобы писать в таком диапазоне требовалось владеть всем спектром языка того времени. Именно благодаря этому автор смог внедрить разговорную речь, множество слов и конструкций.

Он умело владел лексикой и фразеологией, которую подбирал под стать описываемому периоду и обществу. Благодаря этому литературный язык насытился словами из разных эпох. Кстати говоря, создание исторического колорита эпохи являлось отличительной способностью Пушкина, который мог воспроизвести с высокой точностью речь самых разных людей.

Пушкин создатель современного русского литературного языка

Интересные ответы

Андрей Платонович Платонов (1899-1951 гг.), настоящей фамилией которого является Климентов, относится к известным советским писателям, зарекомендовавшим себя не только как талантливый прозаик, но и поэт, публицист и журналист.

28 октября 1818 – родился в г. Орле в дворянской семье. Начальное образование получил у французских и немецких гувернёров в родном Спасском-Лутовиново.

Клетка является маленькой, самостоятельной и очень важной частичкой живого организма. Термин «клетка» предложил Гук еще в 1665 году. Клетка является основой учений цитологии.

29 января 1890 год – дата рождения будущего поэта в Москве, в это время отец его являлся знаменитым художником, а мать отдавала собственное предпочтение игре на пианино

Размеры зайцеобразных варьируются от 9 до 72 сантиметров, вес от 110 грамм до 7500 килограмм. Все зайцеобразные очень быстро и хорошо бегают и прыгают, не умеют лазить по деревьям

А. С. ПУШКИН — ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА В ЛИТЕРАТУРЕ

Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершена закрепление русского народно-разговорного языка в литературе.

1., А. С. Пушкин был выразителем наиболее передового, революционного мировоззрения современной ему эпохи. Он по праву признавался “властителем дум” первого поколения русских революционеров—дворян-декабристов.

2., Пушкин был одним из самых культурных и разносторонне образованных русских людей начала XIX в. (Царскосельском лицее)

3., Пушкин создавал непревзойденные образцы поэзии во всех родах и видах словесного искусства, и все жанры литературы он смело обогатил, вводя в них разговорный язык народа.

4., Пушкин охватил своим гением все сферы жизни русского народа, все его общественные слои — от крестьянства до высшего света, от деревенской избы до царского дворца

5. Пушкин стал основоположником реалистического художественного направления, которое в его творчестве получает преобладание примерно с середины 20-х годов. И по мере того как Пушкин закрепляет реалистический метод отражения действительности в своих произведениях, усиливается и народно-разговорная стихия в его языке. Таким образом, все эти пять положений обнимаются формулой: “Пушкин — гениальный поэт русской нации”, что и позволило ему завершить процесс закрепления русского национального языка в литературе.

В языке пушкинских произведений мы имеем возможность наблюдать традиционные элементы русского литературного языка, полученные им в наследие от прошлых периодов развития. Мы имеем в виду прежде всего церковнославянизмы (лексические, грамматические и фонетические); мифологизмы: имена античных божеств, обращение к Музе, слова лира, пою и т. п.; риторические приемы высокого слога и пр.

Именно тенденция пушкинского стиля к смешению церковнославянизмов, русских литературных и разговорно-бытовыхслов составляет наиболее существенную сторону языкового новаторства поэта. Этот процесс ассимиляции церковнославянизмов современному русскому словоупотреблению вызывал наибольшее количество протестов со стороны критиков пушкинского творчества, ревнителей языкового пуризма.

— “западноевропеизмы” литературного языка.

Под “западноевропеизмами”, или под “европеизмами”, в произведениях Пушкина мы будем подразумевать как те или иные слова западноевропейских языков, оставляемые без перевода, так и выражения типа перифразов, восходящие к карамзинскому “новому слогу”.

С одной стороны, Пушкин высказывался против загромождения русского языка иностранными словами, убеждая избегать по возможности даже специальных терминов. С другой стороны, в произведениях Пушкина немало отдельных слов или целых выражений и фраз, оставляемых без перевода и изображенных иностранным шрифтом на французском, английском, немецком, итальянском и латинском языках. Однако все эти нетранслитерированные слова и выражения обладают незаменимой смысловой и стилистической функцией, что и оправдывает применение их Пушкиным.

Пушкин призывает к отказу от застывших и вычурных выражений, к замене их простыми обозначениями предметов и представлений.

Демократизм “Здорово, ребята!”

Значительно расширяется сфера народного просторечия в пушкинских произведениях, начиная с середины 20-х годов, со времени его пребывания в Михайловском. (Арина Родионовна)

Яркие примеры обращения Пушкина к разговорной речи народа мы видим во всех жанрах его стихотворных произведений зрелой поры: и в “Евгении Онегине” (особенно начиная с 4-й главы), и в “Графе Нулине”, и в “Полтаве”, и в “Медном всаднике”. А также во многих лирических стихах и балладах.

Однако, вводя в язык своих произведений народную речь, Пушкин обычно брал из нее только то, что было общепонятным, избегая областных слов и выражений, не опускаясь до натуралистической фиксации диалектного говорения.

С особенной яркостью проявилась демократизация русского литературного языка, произведенная Пушкиным, в его прозе. Хорошо известны те стилистические требования, которые Пушкин предъявлял к слогу прозаических произведений: “Точность и краткость—вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат”.

И эти требования неуклонно претворялись в действительность. Слог пушкинской прозы лишен каких бы то ни было словесных украшений, которые отвлекали бы от главного содержания мысли; пушкинскую прозу справедливо сравнивают не с произведением живописи, а с рисунком пером, иногда даже с чертежом, до того в ней все четко и ясно.

Названные качества прозы достигаются преимущественно средствами синтаксических структур. Пушкин предпочитал простые.

Преобладание в его произведениях глагольной стихии. По произведенным подсчетам, в “Пиковой даме” Пушкина—40% глаголов при 44% существительных и 16% эпитетов.

Пушкин навсегда стер в русском литературном языке условные границы между классическими тремя стилями. В его языке “впервые пришли в равновесие основные стихии русской речи”. Разрушив эту устарелую стилистическую систему, Пушкин создал и установил многообразие стилей в пределах единого национального литературного языка. Благодаря этому каждый пишущий на русском литературном языке получил возможность развивать и бесконечно варьировать свой индивидуально-творческий стиль, оставаясь в пределах единой литературной нормы.

Читайте также:  Мцыри Исповедь монаху
Ссылка на основную публикацию