Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Русская литература во второй половине XIX века

Литература

Литература стала великой силой общественного движения, средством борьбы народа за свободу и справедливость, за ликвидацию строя насилия и нищеты. В этом ее огромное историческое значение. Русские писатели создали художественные произведения, ставшие шедеврами мировой литературы. Изумительный язык, яркость образов, глубокое проникновение в жизнь и переживания человека, постановка самых важных общественных проблем и умение найти ответы на самые волнующие вопросы жизни – таковы отличительные черты лучших произведений великих писателей этого времени, классиков русской и мировой литературы.

Великолепным мастером русского языка, тонким знатоком и певцом родной среднерусской природы был Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Тургенев был чутким и внимательным наблюдателем общественной жизни, сумевшим в своих произведениях

  1. «Рудин»,
  2. «Отцы и дети»,
  3. «Новь»,
  4. «Накануне» и других поднять самые волнующие вопросы современности.

Огромное значение в развитии общественного движения и воспитании революционной молодежи имел роман Чернышевского «Что делать?», который призывал к борьбе за свободу, к революции. Герои романа Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, как и герой романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров, стали любимыми литературными героями революционной молодежи того времени.

Картину разложения крепостного права, выпуклые, живые образы крепостников-помещиков и чиновников нарисовал Иван Александрович Гончаров (1812-1891) в произведениях «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов».

Крупнейшим писателем был Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881), творчество которого оказало огромное влияние на развитие мировой литературы. Глубокое знание человеческой психики, умение раскрыть тонкие душевные переживания человека, симпатии к «униженным и оскорбленным» – все это составляет суть его сочинений

  • «Бедные люди»,
  • «Преступление и наказание»,
  • «Записки из мертвого дома»,
  • «Братья Карамазовы».

Знаменитый сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) примыкал к лагерю революционеров демократов. В своих произведениях

  • «История города Глупова»,
  • «Помпадуры и помпадурши»,
  • «Господа Головлевы»

он резко бичевал крепостников и либералов, обличал казнокрадов и взяточников, ханжей и лицемеров, которые под покровительством царизма обирали народ.

Певцом обездоленного народа, выразителем его дум и чаяний был великий поэт Николай Алексеевич Некрасов – друг и соратник Н. Г. Чернышевского. Его стихотворения о тяжелой доле крестьян и рабочих, поэмы

  • «Кому на Руси жить хорошо»,
  • «Русские женщины»

стали настольными книгами миллионов читателей.

Великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) в своих произведениях

  • «Война и мир»,
  • «Анна Каренина»,
  • «Воскресение»

и многих других с непревзойденной в истории мировой литературы силой сумел отразить жизнь во всей ее сложности и противоречивости, показать все богатство души человека и его мучительные поиски правды и справедливости.

К концу XIX в. расцветает талант замечательного писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904). Осмеивая пошлый мещанский быт, узость кругозора обывателя, создавая типические образы самодержавно-полицейского режима

  1. «Унтер Пришибеев»,
  2. «Хамелеон»,
  3. «Человек в футляре»

А. П. Чехов страстно мечтал о счастье народа, о красоте и творческом труде в будущем обществе.

Передовая русская литература оказала огромное влияние на развитие других видов искусства – театра, музыки, живописи.

Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателей, которые отважились взглянуть в творческий мир поэтов и писателей. Благодаря ей народ в свою очередь мог бороться за собственную свободу, ликвидировать террор и нищету. Историческое значение литературы просто огромно, ибо русские писатели старались для нее, создавая великолепные произведения, признающиеся с годами, веками шедеврами художественного творчества. Отличительная черта русской литературы второй половины 19 века – это, прежде всего, изощренный язык, необычные образы, превосходное сочетание неких слов, глубокие переживания и страдания героев, трудности, проблемы, которые, ставясь в том или ином произведении, обязательно решались, находились ответы.

Говоря о таком периоде, невозможно не упомянуть великого творца, преобразившего русскую литературу – Ивана Сергеевича Тургенева. Это мастер художественного слова, это чувствительный к обычным деталям человек, внимательный, образованный, а главное талантливый. Всем известен он своим творчеством: и «Рудин», и «Накануне», и «Отцы и дети», и др. Во всех собственных повестях и романах Тургенев смог выносить на бумагу тревожные свои мысли и волнующие голову вопросы, которые актуальны и популярны и по сей день. Без великолепного деятеля литература не была бы наполнена столь яркими и поражающими воображение произведениями!

Не меньшее значение в литературу внес и Чернышевский со своим романом «Что делать?». Повествует он об общественном движении, о борьбе за свободу. Произведение призывало неоднократно к революционным действиям. Несомненно, были и те, кто не мог принять роман как нечто познавательное и выдающееся, однако период разрухи, коренного перелома удалось увидеть всем читателям в произведении. И за это большое спасибо Чернышевскому.

Как можно забыть об Иване Александровиче Гончарове! Именно ему получилось показать людям разложение крепостного права! В арсенале у него лишь три произведения: всем знакомый «Обломов», популярная «Обыкновенная история», захватывающий «Обрыв», — однако столь немногим писатель вдохнул в литературу нечто новое, нарисовав живые образы чиновников, помещиков. С помощью творчества Гончарова люди открывают для себя атмосферу того времени, сталкиваются с трудностями, которые представить без книг довольно-таки сложно.

В этот период литература впустила к себя в ряды крупнейшего творческого деятеля, влияние которого на умы людей просто огромно, — Федора Михайловича Достоевского! Человек, что столкнулся с множеством преград и трагедий в жизни. Все тяготы собственной жизни изложил он в своих произведениях. Отчаянием и безысходностью полны «Бедные люди», поражение и сострадание появляются в душах читателей, когда перед глазами появляется книга «Братья Карамазовы», волнением наполнены «Записки из мертвого дома», а роман «Преступление и наказание» пугает и страшит воображение. Настолько живо и тревожно выявились на страницах книг образы, что создал Достоевский!

Обличал взяточников, нечестных людей, ненавидел либералов, лицемеров, тщеславных индивидуумов. Вызывали неприязнь у него те, кто собирал народ для собственных нужд. Человеком, который не смел терпеть подобное, был Салтыков-Щедрин – чудесный писатель, автор рассказов, что западают в самую душу. Все эмоции по поводу того периода времени отразились в его произведениях: непревзойденные «Господа Головлевы», таинственная и странная «История города Глупова». Салтыков-Щедрин собственным творчеством пытался донести всем читателям, что зажиточных людей, ханжей слишком много на планете. Они были, есть и будут. Только оставлять такой факт в стороне нельзя. Важно знакомиться с великими рассказами, повестями, анализировать, размышлять над прочитанным. Тогда и умы социумов просветлятся, жизнь станет проще.

А как же Некрасов? Николая Алексеевича забыть ни в коем случае нельзя! Почему? Это певец русского обездоленного народа, что собственными песнями, стихами успокаивал сердца людей, помогал в трудную минуту. Его творчество спасало от переживаний и стресса, потому как писал Некрасов о тяжкой судьбе народа в целом, внося в то или иное стихотворение близкое к самой душе! Кому не знать его великие стихотворения: «Кому на Руси жить хорошо», что вызвало полное доверие народа к непревзойденному писателю! А «Русские женщины» до сих пор читая, появляются слезы на глазах…

Беспрекословно, русская литература второй половины девятнадцатого века не обошлась бы без великолепного писателя, талант и вклад которого просто неописуем, он бесценен! Творческий деятель носит имя Лев Николаевич Толстой! Знаменит он своим творчеством, которое является просто-напросто вершиной всего! Чудесный писатель за собственную жизнь проводил множество духовных исканий, постоянно выявлял истину, что была всегда рядом. Это философ, который не боялся поделиться своими знаниями и опытом с читателями. Если обратиться к его потрясающему роману-эпопее «Война и мир», то становится понятно, что Толстой, кроме того, что повествует определенную линию сюжета, после этого дает краткое, может, и не краткое изложение собственных мыслей по поводу того или иного поступка героя. Творец помогает человеку, что открыл его великий труд, стать чуточку духовным, обогащенным. Он не покидает читателя в романе до конца. В этом и уникальность деятеля! Непревзойденность Льва Николаевича состоит в том, что помимо изображения сложностей судьбы, ее превратностей, взлетов и падений, жизненных вопросов, Толстой показал и как справляться с тяготами сего мира! И в «Анне Каренине» он говорит, что таким девушкам, как Анна, которые бросают собственных детей ради потехи, не место в этой жизни! Автор дает ясно это понять. И славен писатель своим произведением под названием «Воскресение», философичность данной книги поразительна и актуальна. Лев Николаевич Толстой сумел сделать и внести в литературу то, что многим другим до сего момента не удавалось! Уникальная личность!

И последний, кого убрать из памяти нельзя – это выдающийся Антон Павлович Чехов, творческие способности которого находят свое место ближе к концу девятнадцатого века! Именно ему принадлежат известные каждому читателю слова: «Краткость – сестра таланта». Писатель преобразил период того времени тем, что создавал уникальные произведения, что коротки по своему содержанию. Точность, изображение каждой детали, быстрое попадание в атмосферу происходящего – всё это умел Чехов. Ему с легкость удавалось за считанные слова перенести читателя в определенный рассказ, не забыв историю прежнего. Что показывал Антон Павлович в собственных произведениях? Вырисовывал он пошлость человека, явно осмеивая ее, показывал узкий кругозор индивидуумов, типичные образы, что сочетают в себе отрицательные качества. Все эти образы есть в его рассказах: «Хамелеон», «Учитель словесности» и другие. Перечислять можно долго, но ознакомиться лучше самим!

Таким образом, литература сего периода славится большим количеством писателей, что являлись великими творцами, внесшими необыкновенный вклад в развитие творческого направления! Не стоит забывать то, чему посвятили всю собственную жизнь великие люди!

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

  1. Наполеоновские сражения.
  2. Французская революция (1788—1792).
  3. Отмена крепостничества в России.
  4. Образование независимых государств Италии и Германии.
  5. Революции XVIII столетия.

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

Литература 2 половины XIX столетия сыграла важную роль в обществе, сформировала социальное мнение, воспроизвела политические идеи. Во всех рассказах на первом месте стояла общественная тематика. Социальность и публицистичность характеризуют рассказы той эпохи. В это время были остро поставлены вопросы в сочинениях «Что делать?» и «Кто виноват?».

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Федор Михайлович Достоевский

Вот автором — выходцем по сути из этой среды, человеком, который очень глубоко в себе пронес и пропустил через себя эти события был конечно, Федор Михайлович Достоевский. Это человек очень необычной судьбы и мы с вами можем об этом немножко отдельно поговорить. Он начинал, в общем-то, как человек такой интеллигентский, устремленный в будущее либеральное России, а вторая половина его жизни была связана с поиском Христа, Христа в себе, то есть успокоения души.

Приятие окружающего таким, какое оно есть, и изменять это окружающее необходимо любовью, а не какими-то потрясениями. Вот Достоевский – это, что называется, очень четкое отображение того, как меняется русское общество, как меняется сознание русского общества. Конечно, это сознание людей, которые могли прочесть эти книги и вообще — это сознание читающей России.

Вы, наверное, слышали такое понятие, как субкультура. Если говорить простым языком субкультуры — это вот те неформальные объединения молодежи самых разных возрастов, иногда между прочим, и очень взрослых людей, которых объединяют какие-то интересы. Довольно часто такие объединения формируются на фоне неприятия окружающей действительности: мне не нравится вот та буржуазная сытая мораль, то буржуазное общество, которое меня окружает, общество потребления.

Зачем я должен покупать еще один Орбит? Только потому, что в рекламе говорят, что он стал еще вкуснее? Это очень, очень, очень спорное утверждение. Вот такие люди делают себе лохматые прически, одеваются как-то так, как не положено, как не принято; в противовес костюму носят драные майки, рваные джинсы; взрослое поколение их ругает, говорит: «Как можно? Это падение морали и нравственности». И кажется, что это так современно, так ново, но в действительности нет ничего нового под луной.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

  • реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
  • романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Особенности литературы второй половины 19 века

Литература 2-ой половины девятнадцатого века заслуживает особого внимания. Известные писатели этого периода создавали свой мир, где герои решали социальные проблемы и переживали свои маленькие трагедии. Главной задачей авторов была отражение событий века, который был богат на политические и социальные события.

Во второй половине 19 столетия усиливаются связи между писателями на международном уровне. В то же время проявляется самобытность национальных литератур. Ведущим жанром худ.литературы становится роман, а драматургия и поэзия уходят на второй план.

Не смотря на то, что велась постоянная литературная полемика, в творчестве многих писателей все еще ощущаются склонность к романтическому стилю. Это было своеобразное сосуществование романтизма и реализма, «проникновение» стилей друг в друга. Но, это обогащало литературу. Даже творчество таких реалистов, как Бальзак, Стендаль, Диккенс, Тургенев имело такую тенденцию.

Проявление реализма

Классический реализм возникает во Франции в 30-х гг. XIX столетия, а после начинает распространяться на остальные государства. Определение «реализм» употреблять начали позже, чем возникло направление. Теоретически создали этот жанр Бальзак в произведении «Человеческая комедия» и Стендаль в рассказе «Расин и Шекспир». Характерные черты реализма:

  • индивидуальность стиля, отступление от канонов;
  • реалистичность и объективность;
  • воссоздание мира;
  • связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
  • создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
  • основной акцент на социальной сфере;
  • анализ отношений среды и человека.

Стендаль в произведении «О любви» сначала пытается изучить чувство в качестве ученого, а после кратко описывает стадии его зарождения.

Направления литературы второй половины 19 века

Вторая половина 19 века характерна развитием реализма в искусстве и литературе, который приходил на смену романтизму.

  • романтизм — этому направлению присуще чувственно-интуитивное мировосприятие, обращение к внутреннему миру человека, отрицание обыденности, конфликт действительности и желаний, возвеличивание духа, обращение к мифологии и фольклору;
  • реализм — всесторонне отражает взаимоотношение среды и человека, влияние исторических и социальных обстоятельств на духовный рост и формирование личности человека.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Читайте также:  Ответ - Как матрос Лонгрен начал мастерить игрушки?

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Обвиняя Европу в низкой духовности, Достоевский утверждал, что «образованное общество» должно быть вместе с «народными слоями», это позволит обогатить друг друга знаниями. Негативное отношение к революции и капитализму, подчеркивание духовного начала — главные идеалы почвенников. Пушкин был для этого движения ведущим символом русского духа.

Проведя краткий обзор русской литературы 2 половины 19 века, можно выделить такое движение, как нигилизм. Почвенники считали его основной угрозой реальности. В обществе это направление было очень популярным. Его поклонники не принимали устоявшиеся культурные ценности и особенности поведения. Изменялись моральные нормы, главными считались собственные удовольствия и желания. Базаров в произведении «Отцы и дети» является наиболее выразительным представителем нигилизма.

Русская литература второй половины 19 века кратко

В пятидесятые годы 19 века расцветает поэзия. Появляются такие поэты, как Фет, Полонский, Майков, которые уделяют внимание в своих стихах быту, народному творчеству. А.К.Толстой осмысляет в своих произведениях российскую историю. Стиль авторов определяет народные предания, былины, старые песни. Николай Некрасов является главным авторитетом этого направления.

Роман, как литературный жанр, занимает главное место в русской литературе. В это время издаются:

  • «Война и мир» Льва Толстова;
  • «Что делать?» Николая Чернышевского;
  • «Преступление и наказание» Федора Достоевского;
  • «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.

Самобытная и национальная драматургия развивается в этот период. В пьесах уделяется внимание купеческому и крестьянскому быту, фольклору, истории, языку. Часто произведения посвящаются нравственно-социальной проблематике, где реализм сочетается с романтизмом. Алексей Толстой, Александр Сухово-Кобылин, Александр Островский относятся к таким драматургам.

Русская литература второй половины XIX века, или Роман по-русски

Русская литература второй половины XIX века, или Роман по-русски

Во второй половине XIX века в литературе закрепляются основные «специализации»: проза, поэзия, драматургия, критика. После долгих лет господства поэзии на первое место выходит проза. А самые большие достижения русской литературы этого времени связаны с жанром романа. Именно роман вывел русских писателей в первый ряд мировой литературы. Русский роман создал новый тип героя и новый тип конфликта. Это не столько внешний конфликт — героя со средой, сколько внутренний — героя с самим собой, хорошего «я» с плохим «я». Герой русского романа ставит перед собой не материальные, а духовные задачи, главная из которых — жить хорошей жизнью, то есть в согласии с совестью. В этом была новизна русского романа. В западноевропейском романе, выросшем из авантюрной литературы, персонажи действовали в соответствии с обстоятельствами, то есть подчинялись внешнему конфликту. Проще говоря, в западноевропейском климате «Преступление и наказание» превратилось бы в «Историю одного преступления». А в романе Достоевского после преступления все только и начинается. В русском романе герой действовал, чтобы преодолеть внутренний, духовный конфликт. Поэтому сюжет русского романа не такой увлекательный, более размытый. Зато русский роман приобретает психологическую глубину и философскую напряженность.

Выдающимися романистами второй половины XIX века были Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Николай Семенович Лесков.

Читайте также

Литература второй половины 1820-1830-х годов

Литература второй половины 1820-1830-х годов Социально-политическая обстановка. Восстание 14 декабря 1825 года привело к изоляции от общественно-литературной жизни значительную часть и без того тонкой культурной прослойки русского дворянства. После устранения ее с

Русская литература XX века

Русская литература XX века После победы Октябрьской революции литературная борьба в нашей стране оказалась прочно связанной с борьбой политической. Политические лозунги тесно переплетались с эстетическими. Крайне опасным было и стремление противопоставить

Русская литература первой половины XIX века

Русская литература первой половины XIX века «Милый гость романтизм» (А. Бестужев) говорит по-русски Крупнейшими событиями XIX века, которые отразила русская литература, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825 году, Крымская война (середина 50-х годов)

Стих второй половины XIX века

Стих второй половины XIX века Метрика. Основные завоевания этого периода в области метрики — широкое распространение 3-сложных размеров (III, 19, 24, 26, 36, 38, 51, 52, 55, 56, 60 и др.) и дактилических рифм. Если раньше 3-сложниками пользовались только в малых жанрах, то Некрасов и другие

Русские поэты второй половины XIX века в искусстве

Русские поэты второй половины XIX века в искусстве Говоря о русском искусстве XIX века, специалисты часто называют его литературоцентричным. И действительно, русская литература во многом определила тематику и проблематику, общую динамику развития и музыки, и

Пушкинская традиция в русской поэзии второй половины XIX века

Пушкинская традиция в русской поэзии второй половины XIX века 1. Пушкин как герой русской литературы. Стихи о Пушкине его современников: Дельвига, Кюхельбекера, Языкова, Глинки. Пушкин – «идеальный» русский поэт в представлении поэтов-последователей: Майкова, Плещеева,

Петербург второй половины XIX века

Петербург второй половины XIX века ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ событий в экономической, хозяйственной, да и политической жизни России середины XIX века стало строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Дорога была в полном смысле слова прямой, или

Х. Интеллигенция в «языковой политике» второй половины ХХ века

Х. Интеллигенция в «языковой политике» второй половины ХХ века Участие интеллигенции (особенно же гуманитарной, пишущей ее части) в «языковой политике» или изменении публичной речи ушедшего «сталинского» периода свелось к нескольким направлениям:– «протаскивание» в

ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ И РУССКИЙ РОМАН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (Н. И. Пруцков)

ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ И РУССКИЙ РОМАН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (Н. И. Пруцков) 1Завоевания русского романа первой половины XIX века в значительной мере предопределили исторические судьбы и идейно — художественные принципы романа пореформенных десятилетий. Глубочайшая

Литература второй половины XX века

Литература второй половины XX века Литература Германии Раздел Германии и образование ФРГ и ГДР в 1949 г. привело к существованию двух разных литератур. Различия в сфере культурной политики обнаружились сразу, в том числе по отношению к возвращавшимся эмигрантам.

Литература Австрии середины и второй половины XX века

Литература Австрии середины и второй половины XX века Как и раньше, в этот период литература Австрии впитывает и отображает основные тенденции литературы других западноевропейских стран. Так, творчество Германа Броха (Hermann Broch, 1886–1951) стоит в одном ряду с произведениями Д.

Швейцарская литература второй половины XX века

Швейцарская литература второй половины XX века Одним из самых известных швейцарских писателей этого периода является Фридрих Дюрренматт (Friedrich D?rrenmatt, 1921–1990) – прозаик, драматург, автор психологического детектива. Писать драмы, в том числе для радиопостановок, он

Вопросы (семинар «Немецкоязычная литература середины – второй половины XX в.»)

Вопросы (семинар «Немецкоязычная литература середины – второй половины XX в.») 1. Гротеск в романе Г. Грасса «Жестяной барабан».2. Проблема терроризма в Германии второй половины ХХ в. – как она показана в повести Г. Белля «Потерянная честь Катарины Блюм…».3. Эволюция

Зарубежная литература второй половины ХХ в

Зарубежная литература второй половины ХХ в Цель и задачи курса Цель курса – формирование у студентов представления о литературе ХХ в. как культурно-историческом феномене, о глубинной связи постмодернизма с модернизмом, о специфике неореализма, об особенностях массовой

Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Русская литература второй половины XIX века

Русская литература; второй половины XIX века

60-е годы. Это время вошло в историю России как период обострения общественной борьбы. После реформы 1861 года в стране прошла волна крестьянских восстaний. Проблемы переустройства жизни волновали все aктивно действующие силы – от революционеров-демократов, которые звали Русь к топору, до мягких и либеральных сторонников постепенного и бескровного эволюционного пути.

В 60-e годы XIX века менялся и характер литературной жизни. Отчетливей определились группировки славянофилов, западников и революционных демократов.

Славянофильство – направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути России. Славянофилы называли свое нaправление славяно-христианским, московским, истинно русским. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра 1.

3ападники, напротив, считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuоnnо-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Oгapeв, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев).

И славянофилы и западники выступали против крепостничества, однако представления о дальнейшем пути России у них были различны. Обострение споров привело к разрыву всех личных отношений между прежде дружественными людьми и к их ожесточенной полемике.

Идейные споры западников и славянофилов изображены в «Былом и думах», «Copокe-Bopовкe» А. И. Гepцена, отразились в «Записках охотника» И. С. Typгeнeва, «Тарантасе» В. А. Соллогуба. Вот как оценивал эти два направления Герцен: «У нас была одна любовь, но не одинакаяая. У них и у нас запало с ранних лет. чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Существовало направление, которое стремилось сгладить противоречия между западниками и славянофилами – «почвенничество». Ф. М. Достоевский, . Ап. А. Григорьев и Н. Н. Страхов утверждали «всечеловечность» pyccкoгo национального духа. Они считали, что необходимо преодолеть разобщенность интеллигенции и народа. «Почвеннцки» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра 1. Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых И смирных личностях, – вот что хотел сказать граф Л. Н. Толстой, – писал Страхов, и он совершенно прав».

В 60-e годы – в период подъема общественной мысли – все большую роль приобретала периодическая печать. Если в начале века число газет, журналов исчислялось десятками, то во второй половине столетия – сотнями. Почти все произведения русской классической литературы сначала печатались и активно обсуждались на страницах журналов и только потом появлялись перед читателем в отдельно изданных книгах. Сложившийся в XIX веке особый тип pyccкoгo «толстого» литературного журнала стал явлением национальной культуры.

Прочтите имена авторов и названия произведений, которые были опубликованы, например, в журнале «Современник», основанном А. С. Пушкиным в 1836 гoду (журнал существовал до 1866 года): «Записки охотника» и «Mуму» И. С. Typгeнeвa, «Обыкновенная историю» и «Сон Обломова» (в приложении к журналу) И. А. Гончарова, «Детство» И «Отрочество» Л. Н. Толстого, стихотворения Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова, А. К. Толстoгo, А. А. Фета, Я. П. Полонского. С 1847 года «Cовременник» издавали Н. А. Некрасов и И. И. Панаев, а позже эту роль взяли на себя Н. Г. Чернышевский (с 1853 года) и Н. А. Добролюбов (с 1856 года).

Наряду с Чернышевским революционно-демократичес кую критику представлял Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Bceгo за пять лет своей дeятельности он создал ряд статей, которые и сейчас важны и интересны. Свою критику Добролюбов называл peальной. Достоинства «реальной критики» проявились в статьях «Что такое обломовщина?», «Черты для характеристики pyccкoгo простонародья», «Когда же придет настоящий день?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве». Для Добролюбова на первом месте стоял вопрос о «миросозерцании писателя». В приложении к журналу «Современник» – «Свистке» он создал сатирические образы поэтов Аполлона Капелькина, Kонрада Лилиеншвагера и Якова Хама.

Журнал «Современник» собрал Bокpyг себя талантливых критиков. И дело даже не в том, что именно на eгo страницах появились важнейшие критические произведения, а в том, что критика заняла прочное место в pycской литературе.

Ожесточенность противостояния при решении злободневных вопросов жизни общества неизбежно вызывала конфликты. Ярким всплеском такoгo противостояния стал раскол, произошедший в редакции журнала «Cовременник». Непосредственным поводом к нему послужила статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет нaстоящий день?» о романе И. С. Typгeневa «Накануне» (1860). В про изведении Typгeневa речь шла о болгарском революционере Инсарове, мечтавшем об избавлении балканских славян от турецкого ига. Предсказание Добролюбова о неизбежности появления «русских Инсаровых», которые будут бороться против угнетателей нapoда, совсем не совпадало с прогнозами caмoгo писателя и даже пугало eгo. Прочитав статью критика до ее опубликования, Typгeнев предъявил Некрасову ультиматум: «Выбирай: или я, или Добролюбов!» Некрасов выбрал cовeгo единомышленника. Статья, из-за которой шел спор, появилась в печати, и разрыв стал неизбежен. Вслед за Тургеневым ушли из журнала Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, А. А. Фет и др.

Обсуждение животрепещущих проблем тoгo времени отразилось на судьбах авторов и произведений, которые, казалось бы, давно и прочно себя утвердили. Даже вклад в русскую литературу великого Пушкина подвергается переоценке. И противники, и защитники творчества великогo поэта активно использовали eгo имя и eгo роизведения в своих сражениях. И. А. Гончаров писал: «Пушкин – отец, родоначальник pyccкoгo искусства, как Ломоносов отец науки в Россию». И таких суждений звучало множество. А вот популярный критик Д. И. Писарев утверждал, что Пушкин – вceгo лишь «кумир предшествующих поколений». Он ставил своей задачей свержение «Устapeвшего- кумира, чтобы добиться победы «реализма». На тaких же позициях, как вы убедитесь, будет стоять и Базаров, герой романа И. С. Тургеньевa «Отцы и дети». С именем Пушкина тесно связывалась незатухающая, полемика по поводу «чистого искусства». В этой полемике переплелись и вопросы, связанные с ролью литературы, которые звучали в искусстве многих веков, и вполне злободневные темы, порожденные подготовкой реформы – 1861 года и ее осуществлением.

«Искусство для искусства», или «чистое иcкусство», – это условное название ряда эстетических концепций, которым свойственно утверждение caмoцeнности всякого художественного творчества, т. е. независимости искусства от политики, общественных проблем, воспитательных задач. Такая позиция бывала и прогрессивной, например, когда ее сторонники противопоставляли изображение личных чувств высокопарным и верноподданическим одам. Но часто она отражала достаточно консервативные взгляды. Вот как выразил свое отношение к таким эстетическим взглядам В. Г. Белинский: «Вполне признавая, что искусство, прежде вceгo, должно быть искусством, мы тем не менее думаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей
собственной сфере. есть мысль отвлеченная, мечтательная. Taкoгo искусства никогда и нигде не бывает».

Знакомясь с лирикой Пушкина, вы уже убедились, как сложно решался для Heгo вопрос о роли и призвании поэта. И потому трудно понять, почему в эти годы ему в укор ставили такие замечательные строки, видя в них лозунг «чистого искусства»:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

У всех теоретиков «чистого искусства» защита абсолютной независимости творчества предполагает резкие ограничения в выборе тем. Иначе говоря, декларация свободы сталкивается с реальной несвободой. Когда же мы обращаемся к творчеству Пушкина, то нам очевидна необычайная широта eгo подхода к окружающему миру, полнота охвата жизни и богатство ее отражения.

Представителей «чистого искусства» упрекали в отказе от решения социальных проблем. и многочисленные пародии подчеркивали именно эту особенность их произведений.

Для подтверждения этого достаточно прочесть стихотворение Д. Д. Минаева 1 «Дуэт Фета и Розенгейма 2 ».

Читайте также:  Жизнь и творчество Коста Хетагурова

1 Минаев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889) – русский поэт. Славился как «король рифмы». Особенно ярко eгo сатирическое дарование проявилось при работе в журнале «Искра». Мастер эпиграммы, пародии, стихотворного фельетона.

2 Розенгейм. Михаил Павлович (1820-1887) – русский поэт, публицист. Был известен как «обличитель» моральных пороков. Eгo прогрессивность была поверхностной, а славянофильские идеи часто оборачивались грубым национализмом.

Д. Д. Минаев
Дуэт Фета и Розенгейма

(Бессознательное ликование и бессознательное хуление)

Фет
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.

Розенгейм
Я пришел к тебе с памфлетом
Рассказать, что нынче летом
По трактирам, по буфетам
Всюду мясо вздорожало.

Фет
Рассказать, что лес проснулся.
Весь проснулся, веткой каждой.

Розенгейм
Рассказать, как я согнулся
От забот и ужаснулся:
Целый город захлебнулся
И томится винной жаждой.

Фет
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова.

Розенгейм
Рассказать, что с дикой властью
Нас г лотает адской пастью
Злоба ига откупного.

Фет
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет.

Розенгейм
И открыть родному люду,
Что всех взяточников буду
Бить, как старую посуду,
И мой стих их стон развеет.

Сейчас нам очевидно, что такое столкновение поэтов и прозаиков лишь демонстрировало односторонность их суждений.

Обращаясь к искусству 60-x годов XIX века, нельзя останавливаться только на литературе. Живопись и музыка с равной силой откликались на запросы времени.

В русской живописи гpoмкo заявили о себе «передвижники». Имена И. Н. Kpaмcмoгo, И. Е. Репина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина и др. получили широкую известность. Возникшее в 1870 году «Товарищество передвижных художественных выставок» опиралось на деятельность «Артели свободных художников» (1863)

В творчестве «передвижников» ярко проявил ась coциальная направленность. Для них руководством к действию были стихи Н. А. Некрасова:

Доля народа,
Счастье eгo,
Свет и свобода
Прежде вceгo!

В 60-e годы достиг ла расцвета и русская национальная музыка. В историю мировой музыкальной культуры вошли композиторы М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Созданные ими произведения до сих пор живут на оперных сценах.

70-е годы. Реформа 1861 года осталась позади, но нeдовольство ее результатами сотрясало великую империю. В результате появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране, народники. Они выдвигали теорию «скрестьянского социализма», peшив совершить переход к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Среди передовой молодежи стало популярным «хождение в нapoд», которое не увенчалось успехом. В революционной организации «Земля и воля» происходит раскол, и та часть, которая выделилась из организации и получила название «Hapoдная воля», поставила перед собой новую задачу – борьбу за свержение самодержавия путем террора.

В литературе появляется группа писателей, отpaжающих народнические идеалы и настроения, – это Г.И. Успенский, Н. Н. 3латовратский, С. М. Степняк-Кравчинский, Н. И. Наумов, С. Каронин (Н. Е. Петропавловский) и др. Среди этой плеяды наиболее ярким автором был Глеб Иванович Успенский, который начал публиковаться еще в 60-e годы. Уже тогда стали известны eгo «Нравы Растеряевой улицы». В 70-x годах он увлечен «хождением В народ» и живет в Новгородской и Самарской губерниях. Появляется серия eгo очерков: «Крестьянин И крестьянский труд», «Власть земли», « Четверть лошади», «Книжка чеков» и др.

Продолжаются творческие искания писателей и поэтов, которые уже утвердили себя в литературе. В поэзии вeдyщую роль Игpает Н. А. Некрасов: появляется eгo поэма «Кому на Руси жить хорошо». М. Е. Салтыков-Щедрин публикует роман «Господа Головлевы», Л. Н. Толстой – роман «Анна Каренина», Ф. М. Достоевский – романы «Бесы», « Подросток», «Братья Карамазовы».

Особое место в русской литературе занимает Н. С. Лесков. В eгo произведениях «Соборяне», «На ножах» и «Очарованный странник» ярко проявилась отличительная черта творчества писателя – поиски одаренных нaтур, положительных типов русских людей.

В 1866 году журнал «Современник» был закрыт. Beдущее место в журналистике занимают «Русское слово» и «Отечественные записки» (журналом после смерти Heкрасова в 1877 году стал руководить Салтыков-Щедрин).

80-е годы. 1 марта 1881 года был убит царь Александр 11. Общества народовольцев были разгромлены. Началось время, которое часто называли «сумерками» русской жизни. На место запрещенных журналов «Oтeчественные записки» и «Дело» приходят умеренные по с своим установкам журналы «Неделя» И «Вестник Европы». «Стрекоза» и «Осколки» с их мелкотравчатой юмористикой сменили «Свисток» И «Искру».

Настроения той поры – эпохи «безвременья» и упадка – отчетливо выражали в своем творчестве поэт – С. Я. Надсон и писатель В. М. Гаршин. В эти годы приходит известность к В. Г. Короленко «Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант», «В дурном обществе», «Лес шумит» и др.), активно вступает в литературу А. П. Чехов.

Подведем итоги

Вопросы и задания

1. Как вы связываете со второй половиной XIX века такие понятия, как либерал, западник, славянофил, революционep-дeмокpaт, «почвенник», народник?
2. Как вы понимаете оценку позиций славянофилов и западников, данную А. И. Герценом?
3. К какому времени вы относите расцвет pyccKoгo реализма? С какими авторами он связан?
4. Что такое «чистое искусство»? Каковы eгo главные особенности? Кто и почему активно противостоял «чистому искусству»? В чем выражалось это противостояние? Приведите примеры.
5. Как можно объяснить резкое увеличение изданий периодической печати и усиление влияния журналов во второй половине XIX века?

Темы докладов и рефератов

1. Влияние творчества писателей и поэтов первой половины XIX века на развитие литературы во второй половине столетия.
2. Отражение идей славянофилов и западников в обществе и литературе второй половины XIX века.
3. «Почвенничество» как явление общественной мысли.

Рекомендуемая литература

Г р и г о р ь е в Ап. А. Литературная критика. М., 1967.
Г у р е в и ч А. М. Динамика реализма. М., 1995.
Д р у ж и н и н А. В. Прекрасное и вечное. М., 1988.
К у л е ш о в В. И. История русской критики. М., 1972.
Ф о х т У. Пути pyccKoгo реализма. М., 1963.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Материалы по литературе онлайн, задачи и ответы по классам, планы конспектов уроков по литературе скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

Литература второй половины 19 века (1 часть)

Тургенев и Достоевский, Герцен и Салтыков-Щедрин, Некрасов и Островский, Лев Толстой и Чехов… . Кажется невероятным, почти чудом, что все эти крупнейшие художники слова были не только соотечественниками, но и современниками.
«Никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при неописуемо трудных условиях» , – писал Горький.

На фотографии изображены И.А. Гончаров, И.С.Тургенев, Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.

Условия, в которых приходилось жить и работать русским писателям второй половины 19 столетия были действительно очень тяжёлыми.

Несмотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, в стране, как и раньше, хозяйничали помещики.

А рядом с ними появлялось всё больше предпринимателей – буржуа, не менее жестоко угнетавших трудовой народ.

Хотя нараставшее недовольство народных масс, эхом отзываясь в широких слоях русского общества, усиливало демократическое движение, Россия по-прежнему страдала под гнётом царизма, который душил всякое свободное слово, живую мысль, духовно порабощал и калечил человека.

В обстановке неимоверного политического гнёта литература, по выражению Чернышевского, «сосредотачивала всю умственную жизнь народа» и всегда шла в авангарде освободительного движения. Как бы ни были различны взгляды русских художников слова, их всех объединяло стремление разрешить острые и жгучие вопросы, стоявшие перед русским обществом. В поисках ответа писатели обращались к самой действительности, изучали, анализировали её, настойчиво пытались разобраться в переплетении хорошего и дурного.

И они создавали произведения, в которых чрезвычайно глубоко, верно изображалась жизнь во всей её сложности и противоречивости, в её наиболее существенных чертах. Такие произведения называются реалистическими. Беспощадно правдивое изображение жизни было в ту эпоху связано прежде всего с критикой насквозь прогнившего самодержавно-крепостнического строя. Вот почему реализм 19 века получил наименование критического.

В середине 50-х годов Россия переживала необычайно мощный общественный подъём. Царское правительство вынуждено было начать подготовку крестьянской реформы, вокруг которой развернулась идейно- политическая и литературная борьба. Интересы миллионов народных масс в этой борьбе выражали революционеры-демократы.

Эти «народные заступники», как называл их Некрасов, продолжая революционные традиции декабристов, были, в отличие от них, сторонниками крестьянской революции, «звали Русь к топору».

В. И. Ленин говорил о деятельности этих людей как о новом, втором этапе освободительного движения в стране.

Вождём революционных демократов был Чернышевский, а их журналом – «Современник», редактировавшийся Некрасовым. Критическая дея тельность Чернышевского и его ближайшего соратника Добролюбова способствовала проникновению в литературу передовых, освободительных идей, дальнейшему углублению и развитию реализма.

В атмосфере общественного подъёма, напряжённой идейной борьбы русскими писателями-реалистами было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений:

«Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Толстого;
«Преступление и наказание» Достоевского;
«Отцы и дети» Тургенева;
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова;
«Гроза» Островского;
«Обломов» Гончарова;
«Что делать» Чернышевского;
«Былое и думы» Герцена;
«История одного города» и «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина.

В этих произведениях, в полном смысле слова классических, наиболее ярко воплотились характерные черты русской литературы: высокие гражданские чувства, широта изображения жизни, глубокое раскрытие основных её противоречий. Беспощадно разоблачая угнетателей народа – помещиков, буржуазных дельцов, крупных чиновников, – русские писатели противопоставляли им людей труда, в которых ничто не убило лучших человеческих качеств: трудолюбия и самоотверженности, искренности и душевной чистоты.

С глубоким сочувствием изображались в русской литературе и те люди из имущих классов, которые тяготились своим существованием, стремились к какой-то иной, полной и осмысленной жизни.

История создания трагедии Ромео и Джульетта Шекспира

Знаменитая любовная трагедия «Ромео и Джульетта» написанная Уильямом Шекспиром в 1595 году носит древнеримские корни. Легенда о двух влюбленных имеет множество аналогов. Одним из них является история Пирама и Фисбы, живших в Вавилоне. Она описана Овидием в поэме “Метаморфозы” в 1 веке н.э.

В любовной истории Овидия смерть юных влюбленных нелепа. Не встретив свою Фисбу в назначенном для свидания месте, Пирам посчитал, что ее растерзал дикий лев и не вынесев такого удара, покончил жизнь самоубийством. Вернувшись, испугавшаяся кровожадного хищника Фисба, увидела, что ее любимый мертв и, не мысля себя без возлюбленного бросилась сердцем на меч.

Сейчас сложно сказать какое именно из преданий послужило прототипом истории Шекспира. По одним утверждениям ей стала поэма Луиджи Да Порто “История двух благородных влюбленных…”, по другим написанная в 1562 году в Англии, новелла Артура Брука. Уильям работал над своим творением четыре года. Несмотря на то, что это время он многократно преобразовывал сюжет своих коллег, имена героев остались, как и большинства – Ромео и Джульетта. Изменения коснулись возраста юной девы. Вместо восемнадцатилетней девушки, перед его читателем предстает четырнадцатилетняя барышня. Так же поэт поменял место свидания влюбленных и роковую сцену смерти юноши, а так же период, в течение которого происходили действия героев, сократился до 5 дней.

После Шекспира было еще много поэтов, желавших перекроить на свой лад знаменитую драму. Ими были: Энн Фортье, Карел Чапек, Маттео Банделло, Готфрид Келлер, но именно история Уильяма оставила глубокий след в истории всемирной литературы, и получила признание как самой совершенной из всех.

Любовь, которой пронизано все произведение, является основной темой. Автор рассуждает о сути этого чувства и показывает его во многих своих проявлениях: любовь к жизни, к семье, к браку и страсти, материнская любовь, а также безответная любовь. В данной поэме большое влияние Шекспир уделяет чувствам между двумя молодыми сердцами, которые не могут быть вместе из-за вражды между старинными династиями Монтекки и Капулетти. Главная идея как раз таки заключается в утверждении права человека на вольный выбор в любви. История учит читателей бороться за свои чувства. Потому что в этом и состоит смысл человеческой жизни.

Ромео и Джульетта покончили счеты с жизнью, сделав вывод, что им не суждено быть вместе. Однако их поступок смог примирить враждующие стороны их потомков, что говорит о высоком значении и силе любви.

Любовь — это подвиг, самоотречение, венец развития души человека. Одна из граней этого чувства — верность между мужчиной и женщиной — передана во множестве творений человеческого духа, и по сей день восхваляется писателями и поэтами, композиторами и художниками.

Вариант 2

Шекспир создал всемирно известную пьесу про бессмертную любовь «Ромео и Джульетта». Если бы писатель не создал это произведение, то о этих молодых людях никто и не узнал, а так Ромео и Джульетта стали известны на весь мир и пережили столетия.

Драма о нелегкой судьбе влюбленных, закончившаяся двойным самоубийством, была описана задолго до рождения писателя.

О такой любви было написано ещё в I веке, древнегреческим писателем Овидием. Он создал поэму «Метаморфозы», в которой влюбленные тоже умерли, потому, что не хотели жить друг без друга.

В этом произведении рассказывается о молодых людях, которые любили друг друга, но быть вместе не смогли из – за семейной вражды. В итоге оба погибли.

Шекспир знал первоначальную историю написанную Овидием, он и раньше использовал некоторые сюжетные линии в своих произведениях. Это видно в более раннем произведении «Сон в летнюю ночь».

Позже в Италии, писатель Луиджи да Порто, написал новеллу под названием «История двух благородных влюбленных». И персонажей в ней зовут уже Ромео и Джульетта, события происходят в городе Верона.

Затем произведение опять переживает переделывание. А оказавшись в Англии её переделывает поэт Артур Брук. Вот эта версия и толкнула Шекспира на создание своего незабываемого произведения.

Сюжет в произведении Шекспира, почти полностью повторяет сюжет Луиджи да Порто. Есть не большие разногласия в деталях. Разный возраст Джульетты, разница на четыре года. У итальянца влюбленные перед смертью успевают поговорить, а вот у Шекспира нет.

Точный год написания пьесы не известен. Она была создана в пределах 1591 – 1596 годов. Оно считается ранним произведением писателя. Поэтому оно имеет отличия от более поздних его работ. У главных героев нет внутренних конфликтов, они поступают уверенно. А после трагедии происходит примирение враждующих семей, чего нет в остальных трагедиях.

Именно описанная Шекспиром вечная история любви, пользуется популярности, и спустя пять веков. Шекспир не придумал сюжет этого прекрасного произведения, а лишь пересказал историю, своим уникальным языком.

При написании своей версии Шекспир меняет место, где происходит последняя встреча влюбленных и смерть. Все события происходит в течение пяти дней. За такой недолгий промежуток времени перед читателем разворачивается насыщенная и незабываемая история.

Эту тему только в разных её вариациях используют до сих пор, но превзойти Шекспира никому не удалось. Эта история будет актуальна всегда.

История создания трагедии Ромео и Джульетта Шекспира

Интересные ответы

В общем антитеза означает острое противоположение образов или суждений, обратных по сути, но соединенных между собой общим внутренним механизмом или смыслом.

Виктор Юзефович Драгунский – популярный советский писатель. Известен прежде всего по книгам серии «Денискины рассказы».

1937 г. – рождение будущего писателя в селе Усть-Уда в Иркутской области.

Вопрос о правильном и здоровом питании – очень спорный. Существует много мнений на этот счет, много диет с объяснениями пользы каждой и много рекомендаций, почему надо есть именно этот продукт, а не тот.

Лотос – цветок небесной красоты, его лепестки бывают чаще всего желтого и розового цвета, но есть и другие цвета, сам он растет из илистой воды. Он имеет мистическое значение во всех народах, о чем и пойдет речь далее.

Читайте также:  История создания Ревизора - комедии Гоголя

Печальная история любви Ромео и Джульетта: краткое содержание

Уильям Шекспир занимает, пожалуй, самое главное место в мировой литературе, этому гениальному драматургу и поэту нет равных и по сей день. В 8 классе при подготовке к урокам литературы будет полезно ознакомление с анализом произведения Шекспира, который представлен в нашей статье. В “Ромео и Джульетта” анализ имеет ряд особенностей, отличающих его от рядовых пьес других авторов.

Краткий анализ

Год написания – 1594-1595.

История создания – “Ромео и Джульетта” – творческая интерпретация уже имеющегося в литературе сюжета.

Тема – борьба любящих людей за своё чувство с обществом и обстоятельствами, любовь и смерть.

Композиция – кольцевая композиция, построенная на параллельных противостояниях во всех 5 действиях.

Жанр – трагедия в 5-ти действиях.

Направление – романтизм.

История создания

В литературоведении довольно мало сведений, которые можно считать достоверными, об истории создания Шекспиром своего бессмертного шедевра. Известно, что сюжет и даже имена героев уже фигурировали в литературе, однако гениальное воплощение они получили только в трагедии У. Шекспира.

Написание трагедии относят к 1594-95 годам. В 1597 году пьеса была впервые опубликована. Подобный сюжет, повествующий о любви двух молодых людей из враждующих семей, был у римского поэта Овидия. Основой для произведения Шекспира очевидно послужила поэма “Трагическая история Ромеуса и Джульетты” Артура Брука.

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Интересно, что подобный сюжет существовал в мировой литературе не только до, но и после написания Шекспиром “Ромео и Джульетта”. Множество вариаций этого сюжета появляется в искусстве и по сей день. Глубокий и тщательный анализ истоков сюжета произведения даёт право считать, что история, произошедшая с влюблёнными, действительна была реальностью и сохранилась, как легенда, в устной форме.

Уильям Шекспир взял за основу повествования только фабулу произведения, его пьеса описывает 5 дней из жизни влюблённых. У А. Брука действие длится около 9 месяцев. Английский поэт и драматург изменил время года, добавил несколько ярких сцен, пересмотрел многие существенные детали. Его произведение не является ни пародией, ни копией какого-либо другого, это оригинальная и самобытная пьеса, слава которой прошла через века.

Достоверность изложенных фактов

Подлинность истории, к сожалению, не доказана. Но исторический фон повествования, жизненное основание, традиции может говорить о том, что есть вероятность существования некогда такой истории любви в городе Верона.

О существовании жизненных источников может служить новелла да Порто, которую Уильям мог взять частично как основу. Рассказы о несчастной любви пар того времени в Италии служат основанием для сюжета, использование настоящих фамилий родов, которые реально враждовали между собой (об этом даже упоминал Данте).

Предполагается что автор мог ссылаться на предание или реальный рассказ, который передавался из уст в уста. Всё это показывает некую правдоподобность истории.

Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только, когда у него есть выбор. Тема любви, которой пронизано всё произведение (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважая любовь молодых сердец, нарушает правила и венчает влюблённых без согласия родителей.

Понтий Пилат (Мастер и Маргарита) – характеристика, образ, смысл в романе

Проблемы гнева, мести и непрощения также сильны в общей канве пьесы, они идут в ногу с любовью и смертью. Проблематика пьесы разносторонняя, как и сама жизнь героев. Идея пьесы – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Несложно определить то, чему учит читателя пьеса: нужно бороться за своё чувство, в этом смысл человеческой жизни. Влюблённые сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как ни страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного Шекспиру общества держалась именно на таких ценностях.

В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу со стороны священника, участие Ромео в маскараде в костюме монаха. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько животрепещущими, что их жизнь вышла далеко за грани художественной литературы и музыки.

Суть пьесы

Трагедия – это драматическое произведение, где герой сталкивается с враждебным миром, показано, как он умирает, потому что рушатся его идеалы. В основу заложены острые переживания, страдания, гибель, крушение.

В нашей пьесе, в первую очередь, трагедия заключена в том, что влюбленные относятся к враждующим родам. Это мешает им быть вместе, открыто сказать о своих чувствах и пожениться. Ведь, по сути, они обязаны друг друга ненавидеть.

Противостояние семей приводит к драке, и несколькими моментами позднее, к убийствам: сначала друга Ромео, потом и родственника его любимой. Автор показал всю жестокость этого мира. Бегство Ромео от казни вовсе лишает возлюбленных возможности соединить свои жизни и быть вместе.

Поступок девушки, возможно, и спас её от нежелательной свадьбы, как она того хотела, но в итоге принёс ей ещё большее горе: Юноша покончил с собой, не зная, что возлюбленная жива. В этом заключается самая большая трагедия. Никто из героев не мог предполагать такого поворота событий. Свою трагическую роль сыграли время и случай, ведь проснись девушка раньше, всё могло бы закончиться совсем по-другому

Важно! Не всё так печально, ведь гибель героев послужила поводом для перемирия двух огромных семейств. Кто знает, сколько людей они спасли или осчастливили в итоге.

Отрывок из фильма Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта

Композиция

Вся структурная композиция держится на симметричном противостоянии. В первом действии встречаются слуги господ, во втором – племянники Монтекки и Капулетти, далее – главы враждующих кланов: дуэли, ссоры, распри, убийства – здесь нет мелочей, они играют в жизнь по-крупному.

В последнем действии на сцене появляются супруги Монтекки и Капулетти, вражда заканчивается. Дети обретают новую жизнь в золотых скульптурах. В пьесе есть экспозиция (встреча слуг противоборствующих семей), завязка (встреча Ромео и Джульетты на балу), кульминация (сцена в склепе) и развязка – сцена примирения семей и повествование монаха Лоренцо.

Композиция пьесы приобретает кольцевую структуру именно благодаря параллельным конфликтам. Монологи главных героев о совести, страсти, любви и чести составляют особый пласт в композиции пьесы: они – внутренняя сущность произведения.

Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Разговор об этой ранней трагедии Шекспира составители школьной программы по литературе предлагают начать в 8 классе, акцентируя внимание на неразрешимости конфликта как главного жанрового признака жанра трагедии. В своей статье мы даем восьмиклассникам развернутую характеристику жанровых признаков, подкрепленных фактами из произведения Шекспира «Ромео и Джульетты».

Чтобы восстановить в памяти основные перипетии сюжета, воспользуйтесь слайдовой презентацией «По страницам «Ромео и Джульетты», первый слайд которой вы видите ниже. Полный ее вариант можно скачать по ссылке либо посмотреть у нас на сайте.

«Ромео и Джульетта» — ранняя шекспировская трагедия. Английскому драматургу удалось не просто запечатлеть время, в котором оказался возможным такой сюжет развития событий: его современникам он уже был известен. Созданные Шекспиром образы стали олицетворением вечной и совершенной любви. Им откликаются сердца зрителей всех времен и народов. Почему же повествование о любви Ромео и Джульетты должно быть помещено в жанр трагедии?

Действие, как и полагается по канонам трагедии, начинает Хор, который возвещает о том, что в итальянском городке Вероне «две равноуважаемых семьи … ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитья». Герои живут в мире, где есть непреложная реальность – это вражда двух кланов города Вероны — Монтекки и Капулетти. В чем ее смысл и каковы истоки – неизвестно.

Но приходит в жизнь юных наследников Монтекки и Капулетти любовь, настоящая, сильная. Она облагораживает влюбленных, которые на наших глазах превращаются в символы вечной любви. Но их жизни подчинены неумолимой судьбе: «Друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни». И нет разрешения у этого конфликта. Мир так несовершенен, что в нем нет места чистому и светлому чувству. Влюбленные обречены. «Что придает произведению необходимое напряжение? Конфликт. Что возбуждает интерес? Конфликт. Что двигает нас вперед – в жизни, в литературе, во всех областях знания? Конфликт. Чем глубже, чем значительнее конфликт, чем глубже, чем значительнее его разрешение, тем глубже, значительнее поэт», — писал немецкий писатель И.Бехер. Когда человек вступает в противоречие с непреодолимыми обстоятельствами, конфликт становится неразрешимым. «Трагический конфликт принципиально неразрешим в пользу человека, несмотря на его личные качества» (Леденев А.В.). Такое драматическое произведение называется трагедией. Когда-то в древнегреческих трагедиях непосредственным участником событий был ХОР. Шекспир оставляет его на сцене, но меняет предназначение. Он открывает действие, произнося то, что зрителям предстоит увидеть. Зрители уже в начале представления знали, какова будет развязка. Ведь главное, по замыслу Шекспира, не это. Мудрость автора, его точка зрения помогает по-новому пережить известный заранее ход событий.

Трагедия – один из древнейших драматических жанров. Важнейшая составляющая этого жанра — трагический герой, незаурядная, яркая личность, которая не боится бросить вызов судьбе и миру. Трагические герои – цельные натуры, готовые умереть. И хотя юных героев Шекспира трудно считать трагическими в полном смысле этого слова, путь духовного развития, которую пережил каждый из них, выбор, который они сделали во имя любви, заслуживает того, чтобы считать их истинно трагедийными характерами. Любовь, зародившаяся в сердцах шекспировских героев, меняет их внутренний мир, делая лучше, возвышеннее, благороднее, самоотверженнее. В начале трагедии мы видим главного героя, влюбленного в Розалину, но эти чувства – всего лишь дань моде. Недоступность кокетки огорчает Ромео, но и только. Ряд случайных событий приведет героя к встрече с Джульеттой. Случайное, незапланированное свидание этой же ночью говорит об искренности, цельности вспыхнувшего взаимного чувства.

В свое время Данте говорил о всепобеждающей силе такой любви: «Любовь, что движет солнца и светила». Но свою поэму Данте назвал «Комедия», потому что у неё счастливый конец. Все события в трагедии Шекспира произойдут в течение пяти дней — с воскресенья до пятницы. Пробуждение настоящего чувства к Джульетте, ставшей для Ромео «солнцем», будет напоминать восход светила, недаром события всех пяти актов начинаются утром. Действие приобретёт символическую глубину и психологическую достоверность. Молодые люди отзовутся на любовь всем трепетом первого чувства. Герои идут навстречу любви вопреки судьбе, которая уже изначально предопределила невозможность их счастья. Город наполнен ненавистью, враждой; даже друзья и близкие не понимают влюбленных и в трудную минуту оставляют их. Одиночество, непонятость окружающими – важные черты героев трагедии. Юные герои трагедии Шекспира в этом отношении не нарушают каноны жанра. Произведение становится трагедией жизни и судьбы.

Почему же любовь, искренняя, настоящая, преображающая, которую испытают два заглавных героя, должна привести к трагическому финалу?

С сочувствием зритель следил за Ромео, обманом проникнувшим в дом Капулетти в образе паломника. Джульетте только четырнадцать лет, но у неё уже есть нареченный, с кем она бы могла прожить долгую жизнь без любви. Её душа спит. Она готова подчиниться воле родителей. Автор подчеркнет, что девочка не отличается внешней красотой. Но она «светла для мира безобразия и зла… Как голубя среди вороньей стаи, её в толпе я сразу отличаю». Случайное свидание этой же ночью говорит об искренности взаимного чувства, которому не может помешать осознание, что они принадлежит к враждующим кланам.

Мы видим, как любовь облагораживает их души. Настоящее чувство всегда делает человека личностью. Ромео из молодого повесы превращается в рыцаря любви, способного противопоставить кровной вражде фамилий свою любовь. Из наивной девочки Джульетта вырастает в прекрасную в своей преданности личность, нежную, умную и отважную. Генрих Гейне, великий немецкий писатель, отозвался о главной героине так: «Лна – нераспустившаяся роза, на наших глазах расцветающая под поцелуями Ромео во всем великолепии юности».

Отваге молодых влюбленных можно только удивляться. Тайное венчание и первая брачная ночь выглядят как вызов разъединённому миру. Ромео готов простить Тибальду слепую злобу и оскорбления. Но противоположная сторона не идет на перемирие. Тибальд завязывает ссору с Меркуцио и убивает его. Ромео не может оставить смерть друга без отмщения. Князь заочно приговаривает Ромео к изгнанию под угрозой казни.

Теперь нам предстоит узнать, насколько сильна характером, целеустремлённа Джульетта. Её пробужденной душе в одиночку предстоит принимать решения. Девочка взрослеет на глазах. Настоящая влюбленность тем и хороша, что благодаря ей человек становится личностью. Конечно, непросто принять решение выпить снотворное зелье: а вдруг питье — яд? Что будет, если она очнется в склепе до появления Ромео? Сохранит ли она рассудок? Но эти мучительные вопросы не являются признаками внутреннего конфликта. В главном она непреклонна. Потому нет для неё сомнений, когда она видит мертвого Ромео:

Но вот кинжал, по счастью. Сиди в чехле. Будь здесь, а я умру.

События развиваются стремительно, напряженно и неотвратимо ведут к трагическому финалу. Судьба – высший закон, которому подчинена жизнь человека. И человек в этом противостоянии проигрывает. Но в своей ранней трагедии Шекспир смещает главный акцент с неумолимого рока судьбы, противостоять которому человек не в силах, на межличностный конфликт, разрешение которого — в руках у человека. В ходе развития сюжета мы видим, как враждующие между собой кланы остаются на одной стороне баррикады. Влюбленные — по другую. По словам исследователя, «вражда и любовь сошлись в трагедии, и вражда потерпела поражение – над телами любящих: «Какой для ненавистников урок». От распрей погиб весь цвет молодого поколения Вероны: не только Ромео и Джульетта, но и Тибальд, Парис, Меркуцио.

Но вражда в старинном итальянском городе прекращена. Семьи приходят к согласию – через катарсис, т.е. очищающее воздействие на души участников трагедийного конфликта и зрителей. Именно катарсис – признак трагедии, который отличает ее от драмы, когда конфликт напряженный, острый, но развязка благополучна.

Но трагизм произведения Шекспира пронизан светлой печалью: так прекрасны созданные им герои. Лирический трагизм звучит и в последних строках произведения:

Но нет печальней повести на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

«Повесть о Ромео и Джульетте» имеет множество театральных и кинематографических интерпретаций. В следующей статье мы расскажем о главном шедевре в кино, поставленном на основе трагедии Шекспира, — фильме Франко Дзефирелли. В нем совершенно все: сценарий, подбор актеров, музыка, работа оператора. Но главное – бережное отношение к тексту произведения. При дублировании фильма на русский язык были использованы переводы Б.Пастернака и Щепкиной-Куперник. Язык трагедии зазвучал жизненно и современно. Фильм 1968 года до сих пор остается лучшим кинематографическим воплощением трагедии «Ромео и Джульетта».

Трагедия была популярна в эпоху Возрождения, этот жанр предусматривал неразрешимый конфликт и весьма плачевный финал. Однако с позиции смысловой составляющей, влюблённые всё же победили, им удалось воссоединиться. В содержательном плане – побеждает любовь, она торжествует над местью и гневом, ведь враждующие семьи мирятся у бездыханных тел своих детей.

Трагедии Шекспира особенны своей чувственностью, напряжённостью и острым трагизмом. Особенностью трагедии “Ромео и Джульетта”, которая относится к раннему периоду творчества писателя, является её сатирическая насыщенность. В уста многих персонажей автор вкладывает тонкий юмор, мягкую иронию. Спустя несколько столетий трагедии Шекспира стали образцом и эталоном этого жанра. В течение 20 века пьеса экранизирована во многих странах около 50 раз.

Сочинения«Уроки французского» анализ произведения Распутина – тема, план, проблематика, жанр рассказа

Сочинения«Смерть чиновника» анализ произведения Чехова – смысл, тема, особенности, история создания рассказа

Ссылка на основную публикацию