Сказка Эгля об Алых парусых

Краткое содержание «Алые паруса»

Новелла «Алые паруса» впервые опубликована в 1923 году. Автор стремился показать в своём произведении возможность победы мечты над будничностью. Повесть Александра Грина «Алые паруса» рассказывает о девочке Ассоль, о её верности мечте и стремлении к ней. Главный конфликт повести «Алые паруса» – это противостояние мечты и реальности.

Если времени для прочтения полной версии мало, вы можете прочитать краткое содержание «Алые паруса» по главам и описание героев на нашем сайте.

Главные герои

Ассоль – бедная девушка, живущая с отцом. Однажды старый собиратель легенд Эгль сказал ей, что за ней приплывет принц на корабле под алыми парусами. Девушка всем сердцем поверила и ждала своего принца.

Артур Грэй – единственный наследник знатного богатого рода, ищущий себя и свое место в мире. С пятнадцати лет он покидает родной дом и отправляется в плаванье.

Другие персонажи

Лонгрен – старый моряк, что живет со своей дочерью Ассоль. Его жена умерла, он сам растит дочь и зарабатывает на жизнь, создавая из дерева модели кораблей.

Эгль – собиратель сказок и легенд. Однажды в лесу он видит Ассоль с игрушечной яхтой с алыми парусами и говорит девочке, что такой же корабль приплывет когда-то за ней.

Хин Меннерс – сын погибшего хозяина трактира Меннерса. Ненавидит отца Ассоль и саму девушку, потому что Лонгрен не помог его отцу, когда его лодку относило в открытое море.

Жители Каперны – приземленные, циничные люди. Они не любят Лонгрена, а Ассоль считают безумной. Рассказ об алых парусах для них становится еще одним поводом для насмешек над девочкой.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых – Очень краткое содержание «Алые паруса»
  • для самых компанейских – Главные герои «Алые паруса»
  • для самых занятых – Читательский дневник «Алые паруса»
  • для самых любопытных – Анализ «Алые паруса» Грин

Краткое содержание

Глава 1. Предсказание

Лонгрен, моряк, что ходил в море на бриге «Орион», после десяти лет плавания покидает службу и возвращается домой. Он вынужден так поступить, потому что однажды вернувшись в маленькую деревушку Каперна, узнал, что у него есть восьмимесячная дочка, а любимая жена Мери умерла от двустороннего воспаления легких.

Роды были тяжелыми, на восстановление ушли почти все сбережения, что были в доме. Бедная женщина вынуждена была идти в город в холодную погоду, чтобы заложить обручальное кольцо – единственную ценность – и купить хлеба. После трехчасового пути Мери слегла и вскоре умерла.

В опустевший дом переселилась соседка-вдова. Она и растила маленькую Ассоль. Лонгрен также узнал, что жена просила одолжить ей деньги состоятельного хозяина трактира Меннерса. Он «соглашался дать денег, но требовал за это любви» .

После гибели любимой жены моряк стал еще нелюдимее, жил, воспитывая девочку и зарабатывая на жизнь деревянными игрушками в виде кораблей и лодок.

Когда Ассоль исполнилось пять лет, «произошло событие, тень которого, павшая на отца, накрыла и дочь» . В страшную непогоду Лонгрен стоял у причала и курил, когда увидел, как Меннерса в его лодке уносит далеко в море. Меннерс просил помочь ему, но Лонгрен просто стоял и молчал, а когда лодка почти скрывалась из виду, прокричал: «Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив…» . Вернувшись домой к ночи, он сказал проснувшейся Ассоль, что «сделал черную игрушку» .

Через шесть дней Меннерса нашли, его подобрал пароход, но он был в предсмертном состоянии. Жители Каперны узнали от него о том, как молчаливо за его предстоящей гибелью наблюдал Лонгрен. После этого он полностью стал изгоем в деревне. Впоследствии лишилась друзей и Ассоль. Дети не хотели играть с ней. Ее опасались и отталкивали. Сначала девочка пыталась наладить общение с ними, но это заканчивалось синяками и слезами. Вскоре она научилась играть одна.

В хорошую погоду Лонгрен отпускал девочку в город продавать сделанные им игрушки. Однажды восьмилетняя Ассоль увидела в корзине красивую белую яхту, а паруса ее были из алого шелка. Девочка не смогла устоять перед искушением поиграть необычной лодочкой, и пустила ее поплавать в лесном ручейке. Но было сильное течение, оно быстро понесло кораблик вниз. Побежав за игрушкой. Ассоль оказалась в чаще леса и увидела Эгля – старого собирателя песен и сказок.

«Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус… Ты увидишь храброго, красивого принца… Я приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство – скажет он…» .

Радостная девочка вернулась к отцу и рассказала ему эту историю. Он, не желая разочаровывать дочку, поддержал ее. Рядом проходил нищий, который услышал все и рассказал в таверне. После этого случая дети стали еще больше дразнить Ассоль, называя ее принцессой и крича, что за ней приехали «ее красные паруса» . Девушку стали считать безумной.

Глава 2. Грэй

Артур Грэй был потомком уважаемой семьи и жил в богатом родовом поместье. Мальчику было неуютно в рамках семейного этикета и скучного дома.

Как-то мальчик зарисовал краской руки распятого Христа на картине, объяснив свой поступок нежеланием того, «что в его доме течет кровь» . В восемь лет он начал изучать закоулки замка и зашел в винный погреб, где хранилось вино, со зловещей надписью «Меня выпьет Грэй, когда будет в Раю» . Юный Артур возмутился нелогичности надписи и сказал, что выпьет его когда-нибудь.

Артур рос необычным ребенком. В замке больше не было детей, и он играл один, часто на задних дворах замка, в зарослях бурьяна и старых оборонных рвах.

Когда мальчику было двенадцать, он забрел в пыльную библиотеку и увидел картину, что изображала корабль в бурю с капитаном, стоящим на носу. Картина, а особенно фигура капитана, поразила Грэя. С того момента море стало для него смыслом жизни, мечтой, которую он мог пока всего лишь изучать по книгам.

В пятнадцать лет Артур сбежал из имения и ушел в море юнгой на шхуне “Ансельм”, на которую капитан Гоп взял его сначала из интереса и желания показать изнеженному пареньку настоящее море и жизнь моряков. Но Артур за время плаванья превратился из маленького принца в настоящего крепкого моряка, из прошлой жизни он сберег только свою свободную, парящую душу. Капитан, видя, как изменился мальчик, как-то сказал ему: «Победа на твоей стороне, плут» . С этого момента Гоп начал учить Грэя всему, что знал сам.

В Ванкувере Грэй получил письмо от матери, она просила его вернуться домой, но Артур ответил, что и ей нужно понять его: он не представляет свою жизнь без моря.

Через пять лет плаванья Грэй приехал навестить замок. Здесь он узнал, что его старый отец умер. Через неделю с крупной суммой денег он встретился с капитаном Гопом, которому сообщил, что будет теперь капитаном уже своего корабля. Сначала Гоп оттолкнул юного Артура и хотел уйти, но тот догнал и искренне обнял его, после чего пригласил капитана и команду в ближайший трактир, где они пировали всю ночь.

Вскоре в порту Дубельт стоял «Секрет» – громадный трехмачтовый корабль Грэя.

На нем он плавал около трех лет, занимаясь купеческими делами, пока по воле судьбы не оказался в Лиссе.

Глава 3. Рассвет

На двенадцатый день пребывания в Лиссе, Грэй затосковал и пошел осмотреть корабль перед отправлением. Ему захотелось порыбачить. С матросом Летикой они поплыли в шлюпке вдоль ночного берега. Так медленно они добрались до Каперны и остановился там.

Бродя по ночному лесу, он увидел спящую на траве Ассоль. Девушка спала сладким безмятежным сном и показалась Артуру воплощением красоты и нежности. Сам не осознавая, почему так делает, Грэй надел ей на мизинец свое родовое кольцо.

После в трактире Меннерса капитан начал расспрашивать об увиденной девушке у Хина Менннерса. Он рассказал, что это, видимо «Корабельная Ассоль», полоумная девушка, что ждет принца под алыми парусами. История о парусах была исковеркана и рассказана в ключе насмешки и иронии, но ее сокровенная суть «осталась нетронута» и поразила Грэя до глубины души.

Хин также рассказал об отце девушки, назвав его убийцей. Пьяный угольщик, что сидел рядом, внезапно протрезвел и назвал Меннерса лжецом. Он сказал, что знает Ассоль, он много раз подвозил ее в город на своей телеге, и девушка абсолютно здорова и мила. Пока они говорили, Ассоль прошла по своим делам мимо окна таверны. Одного взгляда на сосредоточенное лицо девушки и серьезные глаза, в которых читались острый живой ум, Грэю было достаточно, чтобы убедиться в душевном здоровье Ассоль.

Глава 4. Накануне

Прошло семь лет с момента встречи Ассоль и Эгля. Впервые за эти годы девушка вернулась домой очень расстроенная и с полной корзиной непроданных игрушек. Она рассказала Лонгрену, что хозяин лавки больше не хочет покупать их поделки. Не пожелали их принимать и в других магазинах, которые обошла девушка, ссылаясь на то, что сейчас больше ценятся современные механические игрушки, а не «деревянные безделушки» Лонгрена. Старый моряк решает снова идти в море, чтобы заработать на жизнь себе и дочери, хоть ему и не хочется оставлять дочь одну.

Расстроенная и задумчивая Ассоль пошла бродить вечерним берегом Каперны и уснула в лесу, а проснулась уже с кольцом Грэя на пальце. Поначалу оно показалось ей чьей-то шуткой. Хорошо подумав, девушка спрятала его и не рассказала о странной находке даже отцу.

Глава 5. Боевые приготовления

Вернувшись на корабль, Грэй отдал приказы, которые удивили его помощника, и отправился в городские магазины на поиски алого шелка. Помощник Грэя Пантен был настолько удивлен поведением капитана, что посчитал, что тот решил заняться перевозкой контрабанды.

Наконец найдя нужный оттенок, Артур купил две тысячи метров нужной ему ткани, чем удивил владельца, который назвал заоблачную цену за свой товар.

На улице Грэй увидел Циммера, бродячего музыканта, которого знал раньше, и попросил его собрать товарищей музыкантов для службы у Грэя. Циммер с радостью согласился и через некоторое время пришел в порт с толпой уличных музыкантов.

Глава 6. Ассоль остается одна

Пробыв ночь в своей лодке на море, Лонгрен вернулся домой и сказал Ассоль, что идет в дальнее плаванье. Дочери он оставил ружье для защиты. Лонгрен не хотел уезжать и боялся надолго оставлять дочь, но выбора у него не было.

Ассоль тревожили странные предчувствия. Все в ее таком родном и близком доме стало казаться чужим. Встретив угольщика Филиппа, девушка попрощалась с ним, сообщив, что скоро уедет, но куда, пока не знает сама.

Глава 7. Алый «Секрет»

«Секрет» под алыми парусами шел руслом реки. Артур успокоил своего помощника Патена, открыв ему причину столь необычного поведения. Он сказал ему, что в образе Ассоль увидел чудо, и теперь он обязан стать настоящим чудом для девушки. Вот для этого и нужны ему алые паруса.

Ассоль была дома одна. Она читала интересную книгу, а по листочкам и строчкам ползал надоедливый жучок, которого она то и дело смахивала вниз. В который раз насекомое взобралось на книжку и остановилось на слове «Смотри». Девушка, вздохнув, подняла голову и вдруг в проеме между крышами домов увидела море, а на нем – корабль под алыми парусами. Не веря своим глазам, она побежала к причалу, где уже собралась вся Каперна, недоумевая и шумя. На лицах мужчин читался немой вопрос, на лицах женщин неприкрытая злоба. «Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало, как издевательство» .

Когда Ассоль оказалась на берегу, там уже была огромная кричащая, спрашивающая, шипящая злобой и удивлением толпа. В самую гущу вбежала Ассоль, и люди отошли от нее, будто опасаясь.
От корабля отделилась шлюпка с сильными гребцами, среди которых был «тот … кого она знала, смутно помнила с детства» . Ассоль бросилась в воду, где ее забрал в свою шлюпку Грэй.
«Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала: «Совершенно такой» .

Оказавшись на корабле, девушка спросила, заберет ли Грэй старого Лонгрена. Он ответил «Да» и поцеловал счастливую Ассоль. Праздник отмечали с тем самым вином из погребов Грэя.

Заключение

Новелла многогранна и раскрывает много важных проблем, поэтому после ознакомления с кратким пересказом «Алых парусов» рекомендуем прочитать и полную версию произведения.

На первом плане – проблема противостояния мечты будничности. Каперна и ее жители выступают антиподами Ассоль и Грэя. Ассоль ждет исполнения сказочной мечты, а Грэй воплощает мечту в жизнь, украсив свой корабль парусами из алого шелка.

Символичным является цвет паруса. Алый – символ победы, ликования. Деревня Каперна изображается в серых тонах, на фоне ее грязных крыш «Секрет» под алыми парусами кажется чудом. Этот цвет совершенно чужой здесь, как и Ассоль с Грэем, поэтому они уплывают отсюда в конце повести.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания попробуйте ответить на вопросы теста.

Алые паруса — Грин А.С.

Нине Нико­ла­евне Грин под­но­сит и посвя­щает Автор

Пбг, 23 ноября 1922 г.

I. Предсказание

Лон­грен, мат­рос “Ори­она”, креп­кого трех­сот­тон­ного брига, на кото­ром он про­слу­жил десять лет и к кото­рому был при­вя­зан силь­нее, чем иной сын к род­ной матери, дол­жен был, нако­нец, поки­нуть службу.

Это про­изо­шло так. В одно из его ред­ких воз­вра­ще­ний домой, он не уви­дел, как все­гда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплес­ки­ва­ю­щую руками, а затем бегу­щую навстречу до потери дыха­ния. Вме­сто нее, у дет­ской кро­ватки — нового пред­мета в малень­ком доме Лон­грена — сто­яла взвол­но­ван­ная соседка.

– Три месяца я ходила за нею, ста­рик, — ска­зала она, — посмотри на свою дочь.

Мерт­вея, Лон­грен накло­нился и уви­дел вось­ми­ме­сяч­ное суще­ство, сосре­до­то­ченно взи­рав­шее на его длин­ную бороду, затем сел, поту­пился и стал кру­тить ус. Ус был мок­рый, как от дождя.

– Когда умерла Мери? — спро­сил он.

Жен­щина рас­ска­зала печаль­ную исто­рию, пере­би­вая рас­сказ умиль­ным гуль­ка­нием девочке и уве­ре­ни­ями, что Мери в раю. Когда Лон­грен узнал подроб­но­сти, рай пока­зался ему немного свет­лее дро­вя­ного сарая, и он поду­мал, что огонь про­стой лампы — будь теперь они все вме­сте, втроем — был бы для ушед­шей в неве­до­мую страну жен­щины неза­ме­ни­мой отрадой.

Месяца три назад хозяй­ствен­ные дела моло­дой матери были совсем плохи. Из денег, остав­лен­ных Лон­гре­ном, доб­рая поло­вина ушла на лече­ние после труд­ных родов, на заботы о здо­ро­вье ново­рож­ден­ной; нако­нец, потеря неболь­шой, но необ­хо­ди­мой для жизни суммы заста­вила Мери попро­сить в долг денег у Мен­нерса. Мен­нерс дер­жал трак­тир, лавку и счи­тался состо­я­тель­ным человеком.

Мери пошла к нему в шесть часов вечера. Около семи рас­сказ­чица встре­тила ее на дороге к Лиссу. Запла­кан­ная и рас­стро­ен­ная Мери ска­зала, что идет в город зало­жить обру­чаль­ное кольцо. Она при­ба­вила, что Мен­нерс согла­шался дать денег, но тре­бо­вал за это любви. Мери ничего не добилась.

– У нас в доме нет даже крошки съест­ного, — ска­зала она соседке. — Я схожу в город, и мы с девоч­кой пере­бьемся как-нибудь до воз­вра­ще­ния мужа.

В этот вечер была холод­ная, вет­ре­ная погода; рас­сказ­чица напрасно уго­ва­ри­вала моло­дую жен­щину не ходить в Лисе к ночи. “Ты про­мок­нешь, Мери, накра­пы­вает дождь, а ветер, того и гляди, при­не­сет ливень”.

Читайте также:  Расмус-бродяга - краткое содержание повести Линдгрен

Взад и впе­ред от при­мор­ской деревни в город состав­ляло не менее трех часов ско­рой ходьбы, но Мери не послу­ша­лась сове­тов рас­сказ­чицы. “Довольно мне колоть вам глаза, — ска­зала она, — и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. Заложу колечко, и кон­чено”. Она схо­дила, вер­ну­лась, а на дру­гой день слегла в жару и бреду; непо­года и вечер­няя измо­рось сра­зила ее двух­сто­рон­ним вос­па­ле­нием лег­ких, как ска­зал город­ской врач, вызван­ный доб­ро­серд­ной рас­сказ­чи­цей. Через неделю на дву­спаль­ной кро­вати Лон­грена оста­лось пустое место, а соседка пере­се­ли­лась в его дом нян­чить и кор­мить девочку. Ей, оди­но­кой вдове, это было не трудно. К тому же, — при­ба­вила она, — без такого несмыш­ле­ныша скучно.

Лон­грен поехал в город, взял рас­чет, про­стился с това­ри­щами и стал рас­тить малень­кую Ассоль. Пока девочка не научи­лась твердо ходить, вдова жила у мат­роса, заме­няя сиротке мать, но лишь только Ассоль пере­стала падать, занося ножку через порог, Лон­грен реши­тельно объ­явил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, побла­го­да­рив вдову за дея­тель­ное сочув­ствие, зажил оди­но­кой жиз­нью вдовца, сосре­до­то­чив все помыслы, надежды, любовь и вос­по­ми­на­ния на малень­ком существе.

Десять лет ски­таль­че­ской жизни оста­вили в его руках очень немного денег. Он стал рабо­тать. Скоро в город­ских мага­зи­нах появи­лись его игрушки — искусно сде­лан­ные малень­кие модели лодок, кате­ров, одно­па­луб­ных и двух­па­луб­ных парус­ни­ков, крей­се­ров, паро­хо­дов — сло­вом, того, что он близко знал, что, в силу харак­тера работы, отча­сти заме­няло ему гро­хот пор­то­вой жизни и живо­пис­ный труд пла­ва­ний. Этим спо­со­бом Лон­грен добы­вал столько, чтобы жить в рам­ках уме­рен­ной эко­но­мии. Мало­об­щи­тель­ный по натуре, он, после смерти жены, стал еще замкну­тее и нелю­ди­мее. По празд­ни­кам его ино­гда видели в трак­тире, но он нико­гда не при­са­жи­вался, а тороп­ливо выпи­вал за стой­кой ста­кан водки и ухо­дил, коротко бро­сая по сто­ро­нам “да”, “нет”, “здрав­ствуйте”, “про­щай”, “пома­леньку” — на все обра­ще­ния и кивки сосе­дей. Гостей он не выно­сил, тихо спро­ва­жи­вая их не силой, но такими наме­ками и вымыш­лен­ными обсто­я­тель­ствами, что посе­ти­телю не оста­ва­лось ничего иного, как выду­мать при­чину, не поз­во­ля­ю­щую сидеть дольше.

Сам он тоже не посе­щал никого; таким обра­зом меж ним и зем­ля­ками легло холод­ное отчуж­де­ние, и будь работа Лон­грена — игрушки — менее неза­ви­сима от дел деревни, ему при­шлось бы ощу­ти­тель­нее испы­тать на себе послед­ствия таких отно­ше­ний. Товары и съест­ные при­пасы он заку­пал в городе — Мен­нерс не мог бы похва­статься даже короб­кой спи­чек, куп­лен­ной у него Лон­гре­ном. Он делал также сам всю домаш­нюю работу и тер­пе­ливо про­хо­дил несвой­ствен­ное муж­чине слож­ное искус­ство раще­ния девочки.

Ассоль было уже пять лет, и отец начи­нал все мягче и мягче улы­баться, посмат­ри­вая на ее нерв­ное, доб­рое личико, когда, сидя у него на коле­нях, она тру­ди­лась над тай­ной застег­ну­того жилета или забавно напе­вала мат­рос­ские песни — дикие рево­сти­шия. В пере­даче дет­ским голо­сом и не везде с бук­вой “р” эти песенки про­из­во­дили впе­чат­ле­ние тан­цу­ю­щего мед­ведя, укра­шен­ного голу­бой лен­точ­кой. В это время про­изо­шло собы­тие, тень кото­рого, пав­шая на отца, укрыла и дочь.

Была весна, ран­няя и суро­вая, как зима, но в дру­гом роде. Недели на три при­пал к холод­ной земле рез­кий бере­го­вой норд.

Рыба­чьи лодки, повы­та­щен­ные на берег, обра­зо­вали на белом песке длин­ный ряд тем­ных килей, напо­ми­на­ю­щих хребты гро­мад­ных рыб. Никто не отва­жи­вался заняться про­мыс­лом в такую погоду. На един­ствен­ной улице дере­вушки редко можно было уви­деть чело­века, поки­нув­шего дом; холод­ный вихрь, нес­шийся с бере­го­вых хол­мов в пустоту гори­зонта, делал “откры­тый воз­дух” суро­вой пыт­кой. Все трубы Каперны дыми­лись с утра до вечера, трепля дым по кру­тым крышам.

Но эти дни норда выма­ни­вали Лон­грена из его малень­кого теп­лого дома чаще, чем солнце, забра­сы­ва­ю­щее в ясную погоду море и Каперну покры­ва­лами воз­душ­ного золота. Лон­грен выхо­дил на мостик, настлан­ный по длин­ным рядам свай, где, на самом конце этого доща­того мола, подолгу курил раз­ду­ва­е­мую вет­ром трубку, смотря, как обна­жен­ное у бере­гов дно дыми­лось седой пеной, еле поспе­ва­ю­щей за валами, гро­хо­чу­щий бег кото­рых к чер­ному, штор­мо­вому гори­зонту напол­нял про­стран­ство ста­дами фан­та­сти­че­ских гри­ва­стых существ, несу­щихся в раз­нуз­дан­ном сви­ре­пом отча­я­нии к дале­кому уте­ше­нию. Стоны и шумы, завы­ва­ю­щая пальба огром­ных взле­тов воды и, каза­лось, види­мая струя ветра, поло­су­ю­щего окрест­ность, — так силен был его ров­ный про­бег, — давали изму­чен­ной душе Лон­грена ту при­туп­лен­ность, оглу­шен­ность, кото­рая, низ­водя горе к смут­ной печали, равна дей­ствием глу­бо­кому сну.

А.В. Васильева. «Традиции волшебно-сказочного сюжета в повести-феерии А. Грина “Алые паруса”»

В романтической литературе в целом прослеживаются сказочные элементы, а также выделяется сам жанр сказки. Поэтому в произведении этого периода «Алые паруса» сказочные мотивы определенно присутствуют. Во-первых, герои сравниваются со сказочными персонажами. Если провести параллели со сказками о принцессах, главная героиня, Ассоль, является своеобразной принцессой. На страницах произведения ее называют принцессой один раз: нищий, который просил у Лонгрена табак, саркастично заявил: «Принцесса, ясное дело». Артура Грэя автор называет «рыцарем причудливых впечатлений». Он также фигурирует как «Принц». Путешественник Эгль предстает перед глазами маленькой Ассоль как Волшебник — персонаж, который также присутствует в большинстве сказок. Во-вторых, сюжет произведения строится по мотивам сказки. Здесь особо выделяется цитата Эгля: «Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго». Действительно, история знакомства Ассоль и Грэя походит на сказку, которая нарисовалась в мечтах путешественника и стала явью. Место действия — приморская деревня Каперна. Она является частью вымышленной страны, которую придумал Александр Грин и использовал в своих произведениях. К.Л. Зелинский называет эту страну Гринландия [2]. Исследователи относят цикл об этой стране к жанру «фэнтези», тесно связанному со сказкой [4].

Приступая ко второй части исследования, поднимем вопрос: если внешне наблюдаются указанные черты сказки, можно ли найти их во внутреннем строении произведения?

Основой для дальнейшего анализа служит работа В.Я. Проппа «Морфология “волшебной” сказки». Если разобрать произведение по функциям действующих лиц, получается следующее. В.Я. Пропп пишет: «все функции укладываются в один последовательный рассказ. [. ] Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Хотя эта ситуация не является функцией, она все же представляет собою важный морфологический элемент».

Начало повести-феерии «Алые паруса» соответствует определению Проппа. Здесь вводятся главные герои, упоминаются их имена и положения: Лонгрен — матрос «Ориона», Мери — его жена, и их дочь Ассоль. Далее идет отдельный рассказ — слова соседки.

После приведения начальной ситуации следуют функции:

I. Один из членов семьи отлучается из дома (отлучка).

«Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей»: смерть матери Ассоль. Смерть Мери вынуждает Лонгрена покинуть службу, чтобы растить дочь.

II. К герою обращаются с запретом (запрет).

«Сказка дальше дает внезапное (но все же известным образом подготовленное) наступление беды. В связи с этим начальная ситуация дает описание особого, иногда подчеркнутого благополучия. Это благополучие, конечно, служит контрастным фоном для последующей беды. Призрак этой беды уже невидимо реет над счастливой семьей. Отсюда запреты — не выходить на улицу и пр. Самая отлучка старших эту беду подготовляет, она создает удобный момент для нее. Дети после ухода или смерти родителей предоставлены сами себе».

Запрет здесь не выделяется особым образом, но повествование идет по определению. Дается описание мнимого благополучия, которое нарушается.

III. Запрет нарушается (нарушение).

«В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо антагонистом героя (вредителем). Его роль — нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб».

Лавочник Меннерс уже до этого явился виновником смерти матери Ассоль. А теперь месть Лонгрена поставила против его семьи всю деревню: «Произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь». Роль антагониста в некоторой степени выполняют Хин Меннерс и жители деревни (народ).

Дальнейшие функции антагониста не предусмотрены.

VIII-а. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (недостача).

В сказке недостача мешает героям и продвигает сюжет, но здесь недостача не играет такой роли, она просто принимается к сведению.

1) Недостача любви (принца)

Ассоль ждет принца, потому что верит в предсказание Волшебника.

2) Не хватает денег, средств к существованию и т. д.

IX. Недостача сообщается (посредничество).

Здесь Хин Меннерс выступает уже в роли посредника и сообщает Грэю об Ассоль, что значительно продвигает сюжет: «И Хин рассказал Грэю о том, как лет семь назад девочка говорила на берегу моря с собирателем песен. Разумеется, эта история с тех пор, как нищий утвердил ее бытие в том же трактире, приняла очертания грубой и плоской сплетни, но сущность оставалась нетронутой. — С тех пор так ее и зовут, — сказал Меннерс, — зовут ее “Ассоль Корабельная”».

X. Искатель соглашается или решается на противодействие (начинающееся противодействие).

Артур Грэй берет к сведению рассказ Хина и соглашается выполнить условия.

XI. Герой покидает дом (отправка).

Здесь понятие отправки сужается. Ассоль не отправляется в путешествие и не имеет цели, но отправка-прогулка продвигает сюжет к следующей функции.

XVII. Героя метят (клеймение).

1) Герой получает кольцо.

Грэй надевает кольцо на мизинец Ассоль. Отметка несет знак не для Грэя, который подарил кольцо, а для Ассоль, для которой оно является предзнаменованием.

XX. Герой возвращается (возвращение).

XXVII. Героя узнают (узнавание).

Грэй узнает Ассоль не по кольцу, но он узнает в ней ту самую девушку, встреча с которой предопределена судьбой. По сути, узнавание происходит в тот момент, когда он встретил ее.

XVIII. Антагонист побеждается (победа).

Когда народ становится свидетелем встречи Ассоль с Грэем, который приплыл на алых парусах, чудо, предзнаменованное Эглем, свершается и люди, которые насмехались над девушкой, признают свою неправоту и отступают перед ними.

XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи).

Ассоль, так ждавшая своего принца, наконец встречает Грэя.

XXIX. Герою дается новый облик (трансфигурация).

В глазах людей Ассоль больше не сумасшедшая мечтательница, а девушка, будто сошедшая со страниц книги, главная героиня прекрасной истории.

XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется (свадьба).

Воцарения не происходит. Для Ассоль и Лонгрена брак убирает недостачу.

Мы видим, что некоторые функции даны в ином виде. В 4-й главе «Ассимиляции. Случаи двойного морфологического значения одной функции» В.Я. Пропп объясняет: «Функции должны определяться независимо от того, кому приписано их выполнение, и определяться независимо от того, как, каким способом они выполняются», что может быть названо «ассимиляцией способов исполнения функций». Итого, в повести «Алые паруса» мы выделили 14 функций действующих лиц из 31. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом А. Грин придерживается структуры традиционной «волшебной» сказки.

Литература

1. Грин А.С. Алые паруса: повесть, рассказы [Текст] / Александр Грин. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. — 416 с.

2. Зелинский К. Жизнь и творчество А.С. Грина [Текст] / Грин А.С. // Фантастические новеллы. — М., 1934.

3. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. — Л.:Академия, 1928 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt_with-big-pictures.html

4. Строева К. Тупики и выходы [Текст] // Новое литературное обозрение. 2005.

«Алые паруса» краткое содержание по главам повести грина для 6 класса – читать пересказ онлайн

Рассказ «Алые паруса» впервые опубликован в 1923 году. Автор стремился показать в своём произведении возможность победы мечты над будничностью. Повесть Александра Грина «Алые паруса» рассказывает о девочке Ассоль, о её верности мечте и стремлении к ней. Главный конфликт повести «Алые паруса» – это противостояние мечты и реальности.

Если времени для прочтения полной версии мало, вы можете прочитать краткое содержание «Алые паруса» по главам и описание героев на нашем сайте.

Главные герои

Ассоль – бедная девушка, живущая с отцом. Однажды старый собиратель легенд Эгль сказал, что за ней приплывет принц под алыми парусами. Девушка всем сердцем поверила, и ждала своего принца.

Артур Грэй – единственный наследник знатного богатого рода, ищущий себя и свое место в мире. С пятнадцати лет он покидает родной дом и отправляется в плаванье.

Другие персонажи

Лонгрен – старый моряк, что живет со своей дочерью Ассоль. Его жена умерла, он сам растит дочь и зарабатывает на жизнь, создавая из дерева модели кораблей.

Эгль – собиратель сказок и легенд. Однажды в лесу он видит Ассоль с игрушечной яхтой на алых парусах, и говорит девочке, что такой же кораблю приплывет когда-то за ней.

Хин Меннерс – сын погибшего хозяина трактира Меннерса. Ненавидит отца Ассоль и саму девушку, потому что Лонгрен не помог его отцу, когда его лодку относило в открытое море.

Жители Каперны – приземленные, циничные люди. Они не любят Лонгрена, а Ассоль считают безумной. Рассказ об алых парусах для них стает еще одним поводом для насмешек над девочкой.

Краткое содержание

Глава 1. Предсказание

Лонгрен, моряк, что ходил в море на бриге «Орион», после десяти лет плавания покидает службу и возвращается домой. Он вынужден так поступить, потому что, однажды вернувшись в маленькую деревушку Каперна, узнал, что у него есть восьмимесячная дочка, а любимая жена Мери умерла от двустороннего воспаления легких.

Роды были тяжелыми, на восстановление ушли почти все сбережения, что были в доме. Бедная женщина вынуждена была идти в город в холодную погоду, чтобы заложить обручальное кольцо – единственную ценность – и купить хлеба. После трехчасового пути Мери слегла и вскоре умерла.

В опустевший дом переселилась соседка-вдова. Она и растила маленькую Ассоль. Лонгрен также узнал, что жена просила одолжить ей деньги состоятельного хозяина трактира Меннерса. Он «соглашался дать денег, но требовал за это любви».

После гибели любимой жены моряк стал еще нелюдимее, жил, воспитывая девочку и зарабатывая на жизнь деревянными игрушками в виде кораблей и лодок.

Когда Ассоль выполнилось пять лет, «произошло событие, тень которого, павшая на отца, накрыла и дочь». В страшную непогоду Лонгрен стоял у причала и курил, когда увидел, как Меннерса в его лодке уносит далеко в море. Меннерс просил помочь ему, но Лонгрен просто стоял и молчал, а когда лодка почти скрывалась из виду, прокричал: «она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив…». Вернувшись домой к ночи, он сказал проснувшейся Ассоль, что «сделал черную игрушку».

Через шесть дней Меннерса нашли, его подобрал пароход, но он был в предсмертном состоянии. Жители Каперны узнали от него о том, как молчаливо за его предстоящей гибелью наблюдал Лонгрен. После этого он полностью стал изгоем в деревни. Впоследствии лишилась друзей и Ассоль. Дети не хотели играть с ней. Ее опасались и отталкивали. Сначала девочка пыталась наладить общение с ними, но это заканчивалось синяками и слезами. Вскоре она научилась играть одна.

В хорошую погоду Лонгрен отпускал девочку в город. Однажды восьмилетняя Ассоль увидела в корзине красивую белую яхту, а паруса ее были из алого шелка. Девочка не смогла устоять, перед искушением поиграть необычной лодочкой, и пустила ее поплавать в лесном ручейке. Но было сильное течение, что быстро понесло ее вниз. Побежав за игрушкой. Ассоль оказалась в чаще леса и увидела Эгля – старого собирателя песен и сказок.

«Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус… Ты увидишь храброго, красивого принца… Я приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство – скажет он…».

Читайте также:  Исторические события в драме Борис Годунов Пушкина

Радостная девочка вернулась к отцу и рассказала ему эту историю. Он, не желая разочаровывать дочку, поддержал ее. Рядом проходил нищий, который услышал все и рассказал в таверне. После этого случая дети стали еще больше дразнить Ассоль, называя ее принцессой и крича, что за ней приехали «ее красные паруса». Девушку стали считать безумной.

Глава 2. Грэй

Артур Грэй был потомком уважаемой семьи и жил в богатом родовом поместье. Мальчику было неуютно в рамках семейного этикета и скучного дома.

Как-то мальчик зарисовал краской руки распятого Христа на картине, объяснив свой поступок нежеланием того, «что в его доме течет кровь». В восемь лет он начал изучать закоулки замка и зашел в винный погреб, где хранилось вино, со зловещей надписью «Меня выпьет Грэй, когда будет в Раю». Юный Артур возмутился нелогичности надписи, и сказал, что выпьет его когда-нибудь.

Артур рос необычным ребенком. В замке больше не было детей, и он играл один, часто на задних дворах замка. В порослях бурьянов и старых оборонных рвах.

Когда мальчику было двенадцать, он забрел в пыльную библиотеку и увидел картину, что изображала корабль в бурю, с капитаном, стоящим на носу. Картина, а особенно фигура капитана, поразила Грэя. С того момента море стало для него смыслом жизнь, мечтой, которую он мог пока всего лишь изучать по книгам.

В пятнадцать лет Артур сбежал из имения и ушел в море юнгой на шхуне Ансельм», на которую капитан Гоп взял его сначала из интереса и желания показать изнеженному пареньку настоящее море и жизнь моряков. Но Артур за время плаванья превратился с маленького принца в настоящего крепкого моряка, с прошлой жизни он сберег только свою свободную, парящую душу. Капитан, видя, как изменился мальчик, как-то сказал ему «Победа на твоей стороне, плут». С этого момента Гоп начал учить Грэя всему, что знал сам.

В Ванкувере Грэй получил письмо от матери, она просила его вернуться домой, но Артур ответил, что и ей нужно понять его, он не представляет свою жизнь без моря.

Через пять лет плаванья Грэй приехал навестить замок. Здесь он узнал, что его старый отец умер. Через неделю, с крупной суммой он встретился с капитаном Гопом, которому сообщил, что будет теперь капитаном уже своего корабля. Сначала Гоп оттолкнул юного Артура и хотел уйти, но тот догнал и искренне обнял его, после чего пригласил капитана и команду в ближайший трактир, где они пировали всю ночь.

Вскоре в порту Дубельт стоял «Секрет» – громадный трехмачтовик Грэя.

На нем он плавал около трех лет, занимаясь купеческими делами, пока по воле судьбы не оказался в Лисе.

Глава 3. Рассвет

На двенадцатый день пребывания в Лисе, Грэй затосковал и пошел осмотреть корабль перед отправлением. Ему захотелось порыбачить. С матросом Летикой они поплыли в шлюпке вдоль ночного берега. Так медленно они добрались до Каперны и остановился там.

Бродя по ночному лесу, он увидел спящую на траве Ассоль. Девушка спала сладким безмятежным сном и показалась Артуру воплощением красоты и нежности. Сам не осознавая, почему так делает, Грэй одел ей на мизинец свое родовое кольцо.

После, в трактире Меннерса капитан начал расспрашивать об увиденной девушке у Хина Менннерса. Он рассказал, что это, видимо «Корабельная Ассоль», полоумная девушка, что ждет принца под алыми парусами. История о парусах была исковеркана и рассказана в ключе насмешки и иронии, но ее сокровенная суть «осталась нетронута» и поразила Грэя до глубины души.

Хин также рассказал об отце девушки, назвав его убийцей. Пьяный угольщик, что сидел рядом внезапно протрезвел и назвал Меннерса лжецом. Он сказал, что знает Ассоль, он много раз подвозил ее в город на своей телеге, и девушка абсолютно здорова и мила. Пока они говорили, Ассоль прошла по своим делам мимо окна таверны. Одного взгляда на сосредоточенное лицо девушки и серьезные глаза, в которых читались острый живой ум, Грэю было достаточно, чтобы убедиться в душевном здоровье Ассоль.

Глава 4. Накануне

Прошло семь лет с момента встречи Ассоль и Эгля. Впервые за эти годы девушка вернулась домой очень расстроенная и с полной корзиной непроданных игрушек. Она рассказала Логрену, что хозяин лавки больше не хочет покупать их поделки. Не пожелали их принимать и в других магазинах, которые обошла девушка, ссылаясь на то, что сейчас больше ценятся современные механические игрушки, а не «деревянные безделушки» Лонгрена. Старый моряк решает снова идти в море, чтобы заработать на жизнь себе и дочери, хоть ему и не хочется оставлять дочь одну.

Расстроенная и задумчивая Ассоль пошла бродить вечерним берегом Каперны, и уснула в лесу, проснувшись уже с кольцом Грэя на пальце. Поначалу оно показалось ей чьей-то шуткой. Хорошо подумав, девушка спрятала его и не рассказала о странной находке даже отцу.

Глава 5. Боевые приготовления

Вернувшись на корабль, Грэй отдал приказы, которые удивили его помощника, и отправился в городские магазины на поиски алого шелка. Помощник Грэя, Пантен был настолько удивлен поведением капитана, что посчитал, что тот решил заняться перевозкой контрабанды.

Наконец найдя нужный оттенок, Артур купил две тысячи метров нужной ему ткани, чем удивил владельца, который назвал заоблачную цену за свой товар.

На улице Грэй увидел Циммера, бродячего музыканта, которого знал раньше, и попросил его собрать товарищей музыкантов для службы у Грэя. Циммер с радостью согласился и через некоторое время пришел в порт с толпой уличных музыкантов.

Глава 6. Ассоль остается одна

Пробыв ночь в своей лодке на море, Лондгрен вернулся домой и сказал Ассоль, что идет в дальнее плаванье. Дочери он оставил ружье для защиты. Лонгрен не хотел уезжать и боялся надолго оставлять дочь, но выбора у него не было.

Ассоль тревожили странные предчувствия. Все в ее таком родном и близком доме стало казаться чужим. Встретив угольщика Филиппа, девушка попрощалась с ним, сообщив, что скоро уедет, но куда, пока не знает сама.

Глава 7. Алый «Секрет»

«Секрет» под алыми парусами шел руслом реки. Артур успокоил своего помощника Патена, открыв ему причину столь необычного поведения. Он сказал ему, что в образе Ассоль увидел чудо, и теперь он обязан стать настоящим чудом для девушки. Вот для этого и нужны ему алые паруса.

Ассоль была дома одна. Она читала интересную книгу, а по листочкам и строчкам ползал надоедливый жучек, которого она то и дело смахивала вниз. В который раз насекомое взобралось на книжку и остановилось на слове «Смотри». Девушка, вздохнув, подняла голову, и вдруг в проеме между крышами домов увидела море, а на нем – корабль под алыми парусами. Не веря своим глазам, она побежала к причалу, где уже собралась вся Каперна, недоумевая и шумя. На лицах мужчин читался немой вопрос, на лицах женщин неприкрытая злоба. «Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало, как издевательство».

Когда Ассоль оказалась на берегу, там уже была огромная кричащая, спрашивающая, шипящая злобой и удивлением толпа. В самую гущу вбежала Ассоль, и люди отошли от нее, будто опасаясь.
От корабля отделилась шлюпка с сильными гребцами, среди которых был «тот … кого она знала, смутно помнила с детства». Ассоль бросилась в воду, где ее забрал в свою шлюпку Грэй.
«Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала: Совершенно такой».

Оказавшись на корабле, девушка спросила, заберет ли Грэй старого Лонгрена. Он ответил «Да» и поцеловал счастливую Ассоль. Праздник отмечали с тем самым вином с погребов Грэя.

Заключение

Повесть многогранна и раскрывает много важных проблем, поэтому после ознакомления с кратким пересказом «Алых парусов» рекомендуем прочитать и полную версию рассказа.

На первом плане – проблема противостояния мечты будничности. Каперна и ее жители выступают антиподами Ассоль и Грэя. Ассоль ждет исполнения сказочной мечты, а Грэй воплощает мечту в жизнь, украсив свой корабль парусами с алого шелка.

Символичным является цвет паруса. Алый – символ победы, ликования. Деревня Каперна изображается в серых тонах, на фоне ее грязных крыш «Секрет» под алыми парусами кажется чудом. Этот цвет совершенно чужой здесь, как и Ассоль с Грэем, поэтому они уплывают отсюда в конце повести.

«Алые паруса» А. Грин Кратко

Александр Грин
Повесть-феерия «Алые паруса» Краткое содержание

Повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса» – о высокой мечте, любви и рукотворном чуде была задумана в 1916 году. Работа над одним из самых грандиозных романтических произведений в мире длилась несколько лет и завершилась в 1922-м.

Коллега по писательскому цеху Константин Паустовский утверждал, что даже если Грин оставил после себя только одну эту поэму в прозе, то все равно бы обессмертил свое имя.

Очень краткий пересказ повести «Алые паруса»

Лонгрен, бывший моряк, после смерти жены в одиночку воспитывает дочь Ассоль – главную героиню «Алых парусов». Однажды восьмилетняя девочка встречает в лесу незнакомца, который предсказывает, что когда она вырастет, за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц и заберет ее с собой. Когда Ассоль поведала об этом отцу, рассказ слышит посторонний человек. С тех пор земляки называют простодушное дитя умалишенной.

Другой главный герой повести, мальчик по имени Артур Грэй живет в знатной семье. Он любит читать книги о морских приключениях и мечтает стать капитаном. Повзрослев, юноша сбегает из дому из-под опеки отца и устраивается юнгой на шхуну. Постепенно Артур превращается в настоящего «морского волка».

Как-то корабль капитана Грея пристает к берегу Лисса, и юноша сходит на берег. В прибрежном лесу Артур видит спящую Ассоль. Красота незнакомки так поражает юного романтика, что он, не разбудив ее, надевает ей на палец свой перстень.

В селении Грэй узнает, кто это девушка, выслушивает историю об алых парусах и решает исполнить ее мечту. Наутро весь город видит вдалеке корабль под алыми ветрилами. Ассоль спешит навстречу к нему. От корабля отплывает шлюпка и приближается к берегу. Грэй знакомится с Ассоль и увозит ее.

Список действующих лиц и характеристика героев

Представляем вашему вниманию главных героев повести Грина «Алые паруса»:

  1. Ассоль – девушка, которой в детстве предсказали встречу с принцем, приплывающим к ней на корабле с алыми парусами.
  2. Грэй – юноша, ставший морским капитаном и осуществившим мечту Ассоль.
  3. Лонгрен – отец Ассоль, моряк.

Прочие персонажи: трактирщики – отец и сын Меннерс, угольщик Филипп, собиратель сказок и легенд Эгль.

Краткое содержание подробно по главам повести «Алые паруса»

Глава 1

Моряка Лонгрена при возвращении из плавания ожидают печальные известия: его жена умерла, а у него на руках осталась дочь. Женщина до прихода мужа истратила почти все средства, и в поисках денег она отправилась к трактирщику Меннерсу, чтобы заложить обручальное кольцо. Однако тот взамен потребовал благосклонности. Не добившись желаемого, он отказался дать в долг.

Лонгрен берет расчет, селится с маленькой дочерью на морском побережье и зарабатывает изготовлением игрушек. Во время одного из штормов Меннерс, спасая собственную лодку, которую уносило в море, подвергается смертельной опасности. За мучениями трактирщика молча наблюдает бывший моряк. Меннерс, понимая, что самостоятельно не выберется, умоляет Лонгрена помочь. Но тот остается непреклонен. Несчастного все-таки спасают, однако через несколько часов он умирает, а перед смертью рассказывает о поступке Лонгрена, от которого после такого случая все отворачиваются. Ассоль разделяет участь отца, растет без подруг и общается только с ним и вымышленными друзьями.

Как-то раз девочка принимается играть с игрушками, предназначенными для продажи. Побежав за корабликом, пущенным в ручей, Ассоль оказывается в лесу. Здесь она встречает собирателя сказок Эгля. Мужчина заговаривает с ребенком и предсказывает ее будущее: якобы за ней явится принц под алыми парусами, и увезет ее в прекрасную страну.

Ассоль пересказывает историю отцу. Ее слышит один нищий и разбалтывает обо всем в трактире. Горожане принимаются дразнить девочку.

Глава 2

Еще один главный герой повествования – Артур Грэй родился в зажиточном семействе. С малых лет он увлекается морскими приключениями, представляя замок большим кораблем. Мальчик дружит со всеми, кто проживает в доме, включая прислугу, растет общительным и добродушным.

Его мать во всем ему потакает. Отец пытается воспротивиться этому, но потом отступает. Когда мальчику из богатой семьи исполняется 15 лет, он сбегает из дома, чтобы стать моряком. Капитаном шхуны «Ансельм» он был взят на борт в надежде, что после путешествия упрямец забудет о море. Но Грэй настойчиво идет к своей цели. Тогда капитан решает научить парнишку всем морским премудростям.

В возрасте 20 лет Грэй вернулся домой, а потом вновь покинул его, став во главе команды галиота «Секрет».

Глава 3

Находясь на рейде со своим судном, Грэй на шлюпке добирается до берега вместе с матросом. Пока его спутник рыбачит, молодой капитан размышляет о жизни у костра, а потом углубляется в чащу. На поляне ему попадается на глаза спящая Ассоль. Девушка показалась юноше настолько красивой, что он влюбляется в нее. Стараясь не разбудить, Грэй нацепляет ей на палец кольцо.

Вместе с матросом молодой человек отправляется в селение, в котором заходит в трактир, в дом Меннерса-младшего. Капитан Грэй расспрашивает хозяина о том, где и с кем живет девочка Ассоль. Тот называет ее полоумной и наговаривает на нее. В разговор встревает угольщик, который заявляет, что торговец лжет. Ассоль вполне здорова, просто дружит только с добрыми людьми, в число которых не входят такие, как Меннерс.

Глава 4

Игрушки Лонгрена лавочника больше не интересуют, у него появляются поставщики из-за границы. Ассоль с отцом и так живут небогато, а тут и вовсе предстоит сокращение дохода и перспектива остаться без пропитания.

Тогда Лонгрен решает вспомнить старое ремесло и выйти с каким-нибудь судном в море.

Оставшись в одиночестве, девушка занимается домашними делами, а в свободное время прогуливается по лугу и лесу. Как-то раз она засыпает на полянке, а проснувшись находит на руке кольцо. Ассоль принимается звать того, кто так пошутил, но в ответ никто не отзывается. Девушка прячет колечко за лиф, и ее сердце охватывает радость и предчувствие чего-то хорошего.

Глава 5

Отдав распоряжения команде, Грэй отправляется в город. В одной из торговых лавок он выбирает алую ткань для парусов и покупает ее. Потом на улице юноша встречает знакомого виолончелиста и предлагает заработать. Для этого нужно собрать добротный оркестр из уличных музыкантов и прибыть на «Секрет».

У Грея команда была как одна семья. Все любят своего предводителя и подчиняются ему беспрекословно. Поэтому никто не удивляется, когда поступает приказ сменить прежние паруса на новые – алого цвета…

Глава 6

Лонгрен, вернувшись домой, застает дочь сильно изменившейся. Он пугается – не больна ли она! Он никогда не видел ее такой веселой. Ассоль успокаивает отца, который не успев толком отдохнуть, опять собирается в плаванье. Дочь провожает Лонгрена в дорогу и решает пойти в город. Там она находит угольщика Филиппа и говорит ему, что скоро уедет, только не знает куда.

Читайте также:  Лирика Лермонтова – сообщение доклад

Глава 7

Грэй сам ведет корабль, стоя у штурвала. Вся команда, узнав о цели капитана, помогает ему осуществить задуманное. «Секрет» направляется к берегу. Ассоль в это время читает книгу. Когда она случайно переводит взгляд на море, то видит белый корабль под алыми парусами. Девушка бежит кратчайшим путем к самой кромке берега.

А там уже собирается толпа. Жители в шоке: кого-то душит злоба и зависть, другие с интересом наблюдают за происходящим. Все смолкают, когда к ним приближается девушка.

От корабля отходит лодка. Ассоль погружается в воду по пояс и кричит, что она здесь. Лодка подплывает к ней, и Грэй затаскивает девушку на борт, спросив: узнала ли она его? Ассоль кивает. Так героиня-мечтательница становится лучшим грузом «Секрета».

Вот вы и узнали, о чем книга «Алые паруса».

Кратко об истории повести-феерии «Алые паруса»

Александр Грин трудился над повестью почти 5 лет. В первоначальном варианте сюжета действие происходит в Петрограде, но потом автор поместил героев в Гринландию. В 1919 году писателя призвали в Красную Армию, черновики приходилось носить в походной сумке. Вскоре Грин подхватил сыпной тиф и был демобилизован.

Если очень кратко, то после выздоровления прозаик-романтик при содействии Горького получил паек и комнату в «Доме искусств». Здесь он и дописал свое самое знаменитое сочинение. Вначале оно отдельными главами печаталось в газете, а целой книгой было выпущено в 1923 году.

А.С. Пушкин “Борис Годунов”: история создания трагедии

Драма «Борис Годунов» относится к величайшим произведениям А.С. Пушкина, не потерявшая своей актуальности и в наши дни. Поэт написал его, находясь в ссылке в селе Михайловском, за месяц до событий на Сенатской площади. В своей драме был дан ответ на проблему, которая волновала многих современников поэта. Заключался он в ограничении самодержавной власти, уничтожении крепостничества. Поэт обратил творческий взор поэта к временам царствования Бориса Годунова. Там в глубине веков поэт искал ответы на проблемы настоящего времени.

В произведении описываются события Смутного времени, когда Россию пытались завоевать польские захватчики, посадив на московский престол Лжедмитрия. Начинается оно восшествием царя Бориса на Московский престол, а завершается его смертью и воцарением самозванца Григория Отрепьева.


(Борису Годунову сообщают о его избрании на царство. Русский художник Борис Чориков, ранее 1866 года)

Насколько было возможно, Пушкин объективно описал события того времени, истинные причины конфликта между царём и дворянством, приведшее, в конечном итоге, страну к краю пропасти. По мнению одного из героев драмы, причина в страхе дворян перед опалой, негативных последствиях отмены Юрьева дня. Здесь же высказывается мысль и самого автора о том, насколько великая и могучая сила – народ, когда Гаврила Пушкин почти в конце произведения говорит Басманову, что сила Лжедмитрия в поддержке народа.

Произведение относится к жанру исторической трагедии. Основная идея и смысл его – показ на примере исторических событий, как и почему возникают восстания, какие силы являются главенствующими в судьбе страны и простых людей, какова роль пассионарных личностей, отдельных общественных групп высшего класса и народа в истории государства.

Основная идея произведения в том, что успех восстания определяется не интригами бояр или хитроумием Отрепьева, а настроением простого люда.

История


(“История государства Российского” Н. М. Карамзина. Первый том. Издание братьев Слёниных. 1818 год.)

Огромное влияние на рождение произведения оказало прочтение поэтом «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Оттуда же был взят богатый материал, первоисточники из русских летописей, которые помогли автору «угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени». Всё это, вкупе с драматургией Шекспира, помогло написать истинно народную драму, где главным двигателем исторических событий является народ.

Некоторое влияние на стиль написания оказал Шекспир, которого Пушкин до конца жизни считал своим учителем. В подражание ему автор «Бориса Годунова» использовал, так называемый «белый стих», когда стихотворная форма, с чётко определёнными размерами, не имеет рифмы.

Начало работы относится к ноябрю – декабрю 1824 г. Пребывание поэта в этот период в ссылке в селе Михайловском и невозможность куда – либо выезжать немало способствовало успешному продвижению замысла. Данный период творчества отмечается исследователями творчества поэта, как один из наиболее плодотворных. Уже к началу весны 1825 г. была завершена первая часть трагедии, заканчивавшаяся сценой корчмы на границе Литвы.

Вторая часть была закончена 13.09.25 г., а последняя третья – увидела свет 7.11.25 г. В первоначальном варианте название звучало следующим образом: «Комедия о царе Борисе т Гришке Отрепьеве». Кроме этого названия у Пушкина было ещё несколько вариантов. После окончательной доработки пьесы поменял некоторые сцены местами и убрал деление произведения на три части.


(Соборная площадь во времена Годунова. Бочаров М. И. для сцены оперы «Борис Годунов» Мусоргского в 1874 году)

Дальнейшая судьба пьесы оказалась не менее драматичной, чем описываемые в ней события. Уже будучи в Москве, осенью 1826 г. поэт читал своё произведение друзьям. Слухи об этом дошли до А. Х. Бенкендорфа, который затребовал рукопись драмы для ознакомления. В конечном итоге, прочитавший рукопись Николай Первый, драму не одобрил и в печать она в оригинале допущена не была, за исключением нескольких отрывков.

В 1830 г. поэт в очередной раз обратился к Бенкендорфу с тем, чтобы была разрешена публикация. Дозволение автор в этот раз получил, но некоторые сцены из – за цензуры были изменены или вообще вырезаны. Драма была напечатана к концу декабря 1830 г. с посвящением Карамзину.

Разгром восстания декабристов повлёк за собой многолетнюю николаевскую реакцию, когда под запрет попали любые политические и социальные темы. Поэтому в своих произведениях Пушкин перешёл к драматургии человеческих отношений, к психологии отдельной личности.

Этапы работы

Если более подробно разбирать этапы подготовки и самой работы над произведением, то стоит отметить замечание исследователей творчества поэта, что процесс создания шёл неспешно. Сама идея создания драмы родилась в 1824 г. К концу того же года автор «Годунова» приступил непосредственно к написанию текста, однако вскоре берёт небольшой перерыв. К трагедии возвращается только спустя полгода, летом 1825 г. и концу его она была закончена окончательно.

Начиная от задумки до воплощения, работа заняла один год. Гораздо больше времени ушло на то, чтобы преодолеть цензурные преграды и получить разрешение на печать. Это заняло целых пять лет. В конечном итоге книга была напечатана и издана в типографии департамента народного просвещения 24.12.1830 г. небольшим тиражом в 2000 экз. Продавалась в книжном магазине А. Ф. Смирдина.

Публикация произведения

Официальной критикой в лице таких известных в то время современников поэта, как С. П. Шевырев, М. П. Погодин, В. Я. Стоюнин драма была оценена в высшей степени восторженно. Весь тираж книги был раскуплен мгновенно. Однако большая часть читательской публики отнеслась к новому произведению достаточно прохладно. В этом заключалось необычность восприятия, когда критика не скупилась на восторженные отзывы, а большинство рядовых читателей проявили холодную сдержанность.

Тот же критик В. Стоюнин писал: «только следующее поколение . сумело оценить по достоинству его произведение. “. Добавить что – либо к этому высказыванию нечего.


(Рисунки профессора исторической живописи Императорской академии художеств В.П.Верещагина, 1896)

Некоторые критики, признавая достоинства пушкинской трагедии, высказывали мнение относительно того, что царь Борис – это не самый лучший герой для драмы, что он с самого начала взял на себя роль обречённого, пассивен и не борется с обстоятельствами.

Однако эта малая толика негативной критики не стоила той оценки, которую дал себе сам поэт. Из Михайловского он писал Вяземскому 7.11.25 г.: «Трагедия моя кончена, я перечел её вслух один, бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

Последующие переиздания книги приходятся уже на период после смерти поэта. Но тогда уже и отношение широкой читательской аудитории изменилось на диаметрально противоположное изначальному. Наибольшее количество переизданий книги приходится на советский период, когда Пушкин издавался миллионными тиражами.

«Борис Годунов»: краткое содержание и анализ произведения

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

Культовое произведение русской драматургии — «Борис Годунов». Краткое содержание пьесы не только поведает об исторических событиях на изломе XVI–XVII веков, но и даст понимание многих проблем общества через призму истории. Добавляет интереса тот факт, кто написал «Борис Годунов». Пушкин создал ее по традициям Шекспира, и получилась трагедия с небанальным сюжетом, разобрать который поможет краткий пересказ. «Борис Годунов» — пьеса, которая не устареет никогда. Почему? Ответ в статье.

«Борис Годунов»: краткое содержание

Одно из произведений, которыми гордился Пушкин, — «Борис Годунов». Краткое содержание пьесы отчасти дает этому объяснение. Автор проделал титаническую работу: объективно описал исторические события, представив в них свое видение действительности и не только. Поэтому многие поколения восхищаются произведением и глубокими взглядами автора.

Чтобы оценить замысел пьесы «Борис Годунов», кратко пройдемся по сюжету:

  • 1598 год. После смерти царя Федора, сына Ивана Грозного, Борис Годунов закрылся в монастыре и отказывался принять престол. Как и задумывал Борис, многие решили, что власть его страшит.

Однако князь Шуйский сразу разгадал намерения Годунова. В разговоре с князем Воротынским он предсказывает дальнейший ход событий: Борис немного «поморщится», но потом поддастся на мольбы народа и займет трон.

Так и происходит. Толпы людей на коленях просят Годунова стать царем. И тот, долго колеблясь, соглашается.

  • Спустя четыре года действие разворачивается в Чудовом монастыре. Отец Пимен вот-вот закончит летопись и передаст молодому иноку Григорию.

Между ними завязывается разговор, из которого Гриша узнает о смерти царевича Димитрия, его ровесника. Когда Пимену пришлось служить в Угличе, он застал кровавое убийство царского наследника, содеянное Годуновым. Гриша сбегает из монастыря и хочет выдать себя за Димитрия. Об этом узнает патриарх и приказывает поймать беглеца.

Тем временем царь Борис Годунов не весел. Власть не радует его, хоть за несколько лет он делал для людей много хорошего. Но муки совести не дают покоя.

Тем временем Гриша уже у литовской границы. Приставы едва не ловят его, но юноше удается скрыться.

  • В гости к Шуйскому приходит Афанасий Пушкин.

Он рассказывает князю новость, о которой недавно узнал: в доме польского короля появился Димитрий — законный наследник престола, убитый Годуновым. Он покорил всех умом и приветливым нравом, и король пообещал помочь ему. Узнает о самозванце и Борис: в ужасе он расспрашивает Шуйского, действительно ли царевич умер.

Тем временем самозванец в Польше собирает сторонников. Однако юноша влюбляется в дочь воеводы Мнишека Марину и признается ей, кто он на самом деле. Но девушку чувства инока не интересуют: она метит на московский престол.

Лжедмитрий I: Wikipedia/Шимон Богушович

  • 1604 год. Лжедмитрий с войском пересекает границу, что вызывает страх у московского царя. Слух о живом царевиче распространился и поселил в людях сомнение.

В декабре бывший инок, выдающий себя за царевича, разбивает русские войска под Новгород-Северским. В Москве Григорию провозглашают анафему, поминают царевича Димитрия. Недовольство нарастает: на площади перед собором юродивый упрекает Годунова в убийстве.

Под Севском войска Самозванца проигрывают, но поражение нисколько не ослабляет его. Он вновь собирает польское войско. Тем временем в Москве внезапно умирает Борис Годунов, но перед смертью благословляет сына Феодора на царствование и берет с бояр клятву верно ему служить.

  • Один из главных воевод русского войска Басманов ведет беседу с Гаврилой Пушкиным, союзником Лжедмитрия. Гаврила пытается переманить Басманова на свою сторону, обещая повышение. Пушкин уверяет: народ встанет на их сторону. Басманов соглашается.

В Москве на площади Гаврила обращается к народу от имени Димитрия, призывая признать его законным царем, тем самым провоцируя людей на бунт против Годуновых.

Бояре приходят в дом, где заточены жена и дети Бориса. Народ жалеет их, ведь дети не виновны в грехах отца. В доме слышится шум драки и женский крик, после чего выходит боярин Мосальский и говорит, что Годуновы отравили себя ядом, можно чествовать нового царя — Димитрия Ивановича. Но народ безмолвствует.

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

«Борис Годунов»: анализ произведения

Несмотря на то что в пьесе раскрыты события одного исторического периода, авторские идеи не имеют временных границ. Проблемы, которые затронул Пушкин, касаются человеческой природы, а значит будут актуальны всегда. Разобраться в них поможет последовательный анализ произведения:

«Борис Годунов»: история создания

Пьесу «Борис Годунов» Пушкин написал в 1825 году во время ссылки в Михайловское. Писатель был под впечатлением от недавно изданной книги Карамзина «История государства Российского». А исторический фон его эпохи — восстание декабристов — подтолкнул Александра Сергеевича к созданию такого произведения. Через год после написания, когда ссылка Пушкина подошла к концу, он зачитывал отрывки пьесы императору Николаю I.

Произведение было поддано цензуре и издано в 1830 году. Но даже после этого его долго не решались ставить на сцене: якобы оно не подходит для постановки. Впервые «Бориса Годунова» показали в Мариинском театре уже в 1870 году.

Тема и проблематика пьесы

Сюжет повествует о событиях Смутного времени — тяжелом периоде в истории России, который начался с правлением Бориса Годунова. Собственные мысли о царской власти автор высказал через героев пьесы, в особенности через персонажей-однофамильцев Афанасия и Гаврилы Пушкиных:

  • Писатель придерживался мнения, что виновником конфликта между царем и народом является первый: неосторожные шаги власти приводят к недовольству людей, бунтам.
  • Устами Гаврилы Пушкин высказывает свою главную мысль: великая сила таится в народе. На чьей стороне его симпатии, тот и прав, и лишь от людей в конечном итоге зависит судьба государства.

Эти идеи выходят далеко за рамки периода Смуты. «Борис Годунов» — произведение об искушении властью. По замыслу автора, тех, кто жаждет ее заполучить любой ценой, настигнет расплата.

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

«Борис Годунов»: герои

В пьесе задействован ряд исторических личностей. Борис Годунов — царь, чье правление имело все шансы стать успешным. Однако нечестность и неуверенность в своем положении привели его к подозрительности, страху и отчаянной борьбе за власть.

Идею искушения властью Пушкин продемонстрировал и на примере других персонажей — Лжедмитрия (Грише) и его возлюбленной Марины. Единственной их целью был престол, что в их глазах оправдывало любые средства.

И все же, по мнению многих литературоведов, главный герой пьесы — русский народ — его мнение, любовь и ненависть.

Жанр и особенности композиции

Согласно всему вышесказанному, жанр произведения «Борис Годунов» — трагедия. Автор не только показал гибель отдельных персонажей, но живо и реалистично изобразил общественную катастрофу, экономическое и духовное падение власти и народа.

Пушкин взял за основу реальные события и мастерски их переосмыслил. Поэтому «Бориса Годунова» относят к жанру исторической драмы.

Пушкин написал произведение в шекспировском стиле: повествование изложено в форме белого стиха, а некоторые отрывки — в прозе. Кроме того, подобно Шекспиру автор игнорировал триединство — главные правила классицизма:

  • единство времени: события пьесы не уложились в 24 часа, а растянулись на семь лет;
  • единство места: сцены происходят в разных локациях Москвы, в Польше, на границе;
  • единство действия: произведение повествует сразу о нескольких историях — от восхождения на престол Бориса Годунова до возрастания авторитета Лжедмитрия.

Отказ от правил триединства позже стал традицией в русской драматургии. Но именно «Борис Годунов» остается знаковым произведением своего времени и жанра.

Ссылка на основную публикацию