Творчество Чехова кратко

Кратко о биографии и творчестве Чехова

Антон Павлович Чехов – классик и литератор, написавший более 900 рассказов, повестей и пьес, родился зимой, 17 января 1860 года в Таганроге. Он стал третьим ребенком в зажиточной купеческой семье. Отец – Павел Егорович Чехов, купец 3-ей гильдии владел небольшой бакалейной лавкой, мать – Евгения Яковлевна, вела дом и воспитывала детей. Кроме Антона, в семье было еще 3 брата и одна сестра. И хотя уклад семьи был строгим и даже несколько патриархальным, родители дали детям хорошее, для того времени, образование.

Когда Антону исполнилось 8 лет, он был принят в подготовительный класс Таганрогской мужской классической гимназии, где проучился вплоть до 1879 года. Именно здесь, он написал свое первое серьезное произведение – драматическую пьесу «Безотцовщина».

В 1878 году дела отца пошатнулись и семья в спешном порядке переезжает в Москву. Спустя год после переезда, будущий писатель поступает на медицинский факультет столичного университета и одновременно делает первые шаги в литературе. В 1880 году на страницах журнала «Стрекоза» появляется его юмореска – «Письмо к ученому соседу». Совмещая учебу, репетиторство и литературные опыты, будущий писатель практически во всем добивается успеха, его юморески и фельетоны популярны и печатаются во многих журналах. В 1884 году он заканчивает университет и становится уездным врачом Чикинской губернии.

Спустя четыре года после первой публикации, Чехов издает свой первый сборник – «Сказки Мельпомены». Короткие рассказы, небольшие юморески отлично удаются молодому писателю, он часто публикуется на страницах популярных изданий под псевдонимом Антоша Чехонте и постепенно становится известен как талантливый и плодовитый писатель-беллетрист.

В 1887 году писатель едет на юг России, где на основе путевых заметок и наблюдений он создает драматические повести «Скучная история» и «Степи». Впоследствии, оба произведения, вошли в третий сборник «В сумерках», который почти сразу получает Пушкинскую премию. Одновременно на сцене Московского театра готовиться к постановке первая пьеса писателя – «Иванов».

Путешествия всегда вдохновляли автора, поэтому весной 1890 года, Чехов отправляется на Сахалин. Общение с простыми людьми, приключения и путевые наблюдения нашли свое отражение в сборнике очерков «Из Сибири». Потратив на поездку около трех месяцев писатель наконец приезжает на Сахалин, где помогает провести перепись населения, и собирает материал для своих будущих произведений. Домой Чехов возвращается иным маршрутом – следуя через Владивосток, Гонконг, остров Цейлон, Сингапур, начале декабря он приезжает в Одессу. Путешествие дало богатейший материал, поэтому следующие несколько лет, поселившись в Москве на Малой Дмитриевке, писатель работает над книгой «Остров Сахалин» и пишет такие известные рассказы, как «Попрыгунья», «Дуэль», «Свадьба», «В ссылке».

В 1892 году он приобретает подмосковное именье Мелихово, куда переезжает вместе со своими родителями и сестрой. Атмосфера нового дома была исключительно творческой, поэтому этот период Чехов создает более 40 серьезных произведений и пьес. «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» были написаны именно тогда. Его творчество пользуется большим вниманием, пьесы ставятся на сценах театров Москвы и Петербурга, а его рассказ «Вишневый сад», в 1901 году получает Грибоедовскую премию. В 1897 году Чехов посещает Париж и Ниццу.

1898 год начинается неудачно для Чехова – смерть отца и обострение туберкулеза вынуждают его покинуть Мелихово и перебраться в Крым. Небольшой, но уютный дом в деревне Аутка, становится новым пристанищем писателя, сюда приезжают известные литераторы, критики и меценаты, за помощью обращаются простые люди. В 1900 году во время крымских гастролей МХАТа, Антон Павлович встречается с актрисой Ольгой Книппер, и решает связать с ней свою дальнейшую жизнь. После этого счастливая семейная и творческая жизнь длились не долго и 2 июля 1904 года, находясь в Германии на курорте Баденвайлер, Чехов умирает от обострения туберкулеза. Похоронен писатель в Москве, на кладбище Новодевичьего монастыря.

Более подробную биографию Чехова вы можете найти на литературном сайте Реальные Книги.

Жизнь и творчество Чехова

Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».

Особенности раннего творчества Чехова

Раннее творчество Чехова включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.
В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Встретились два гимназических приятеля в рассказе «Толстый и тонкий». Искреннее обрадовались встречи, начали диалог, но в процессе его выяснилось, что толстый занимает чин гораздо выше тонкого, и тонкий, узнав об этом, сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость их встречи пропадает.

Или другой герой – «Хамелеон», в любой ситуации стремящийся показать себя с лучшей стороны перед начальством и получить от этого выгоду. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но это смех сквозь слезы, ведь читатели видят в поведении героя отзыв своих недостатков.

Или другой рассказ «Жених».

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

В середине 80-х XIX столетия Чехов (уже ставший к тому времени профессиональным врачом) входит в «большую русскую литературу». Его имя становится известным читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.

Творчество Чехова 90-х гг.

Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году.

Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично.

Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы.

Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом.

Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

Драматические произведения

А.П. Чехов вошел в историю русской культуры еще и как талантливый драматург. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров во всем мире.

Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

Главное в пьесах Чехова – это обращение к внутреннему миру его героев. Именно перу писателя принадлежит фраза о том, что люди могут пить на сцене чай, а в это же самое время решается их судьба. В его пьесах мало острых ярких конфликтов, драматических коллизий, сцен убийств и откровенных любовных признаний. Все скрыто, обнажено и реалистично. При этом его герои жизненны и человечны. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».

Раневская – главная героиня пьесы «Вишневый сад» – ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела. Три сестры из другой чеховской пьесы также ищут в жизни другой лучшей доли, они мечтают о жизни в Москве, но сами боятся предпринимать какие-либо действия, чтобы осуществить свою мечту. Другой герой писателя из пьесы «Дядя Ваня» создает для себя кумира из своего родственника, а когда понимает всю ложность своей иллюзии, впадает в глубочайшую депрессию.

Последние годы жизни писателя

В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Наиболее яркое произведение той поры – рассказ «Невеста», повествующий о судьбе молодой девушки из провинции, которая вместо того, чтобы выйти замуж за нелюбимого ею человека, уехала из своего маленького городка, чтобы учиться. Этот рассказ также вызывал разные оценки у современников, однако сам Чехов считал его одним из своих любимых произведений.

В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Уже при советской власти в 1933 году кладбище ликвидируется, и могила переносится в другое место.

Писатель оставил своим современникам и потомкам много замечательных произведений, которые никогда не устареют, потому что они описывают человеческую жизнь со всеми ее взлетами, падениями, достоинствами и недостатками.

Полная биография Чехова: жизнь и творчество

Автор: Guru · 29.06.2018

Жизнь Антона Чехова была достойным источником для вдохновения: автор сам зарабатывал на хлеб, поэтому знал проблемы русского народа не понаслышке. Он водил знакомство с представителями всех сословий, а потому мог составить и показать читателю объективную картину быта и нравов Российской Империи на рубеже веков.

Происхождение и становление

Рождение и детство

Будущий классик родился 29 января 1860 в Таганроге. Семья А.П. Чехова была многодетной: пять сыновей и дочь. Писатель был третьим ребенком. Его рождение было не очень желанным, ведь его родители жили бедно и с трудом перебивались изменчивой финансовой удачей. О своем детстве писатель отзывался негативно. Отец семейства — Павел Егорович — воспитывал детей довольно строго, если не сказать — жестоко. Открыв бакалейную лавку, он обязал сыновей помогать ему в торговле, и относился к ним хуже, чем к работникам. А.П. Чехов проводил довольно много времени в бакалее, что впоследствии оказало большое влияние на него. Так же Павел Егорович уделял особое внимание религии, что не могло не сказаться на детях. Каждый день его сыновья пели в церковном хоре. Этот опыт в дальнейшем сформировал у Антона Павловича негативное отношение к вере. Но родители Чехова не могли иначе, ведь были рабами условностей своего времени.

Читайте также:  Эпические жанры литературы. Примеры и особенности

Мать Чехова была кроткой и образованной женщиной, которая много читала и привила ребенку страсть к литературе. Она и ее воспитание давали Антону отдушину и хорошую мотивацию – изменить свою жизнь к лучшему, добиться исполнения мечты.

Юность и образование

Свое образование писатель начал в греческой школе. В августе 1868 года он поступает в начальный класс гимназии, которая затем будет носить имя классика. Именно в это время начинают формироваться его взгляды на мир.

Здесь же он начинает свой путь как писатель. Он издает юмористические журналы с иллюстрациями и подписями. Свое первое произведение, драму «Безотцовщина», он так же пишет во время учебы в гимназии в 18 лет.

История успеха

В 19 лет в жизни классика происходят коренные изменения: он перебирается в Москву, где поступает на медицинский факультет Московского университета и дебютирует в печати с рассказом «Письмо к ученому соседу». Произведение было опубликовано в журнале «Стрекоза», с которым автор впоследствии продолжал сотрудничество. Творческий мир Чехова многогранен, его хвалят читатели, но он по-прежнему не может определиться, чего он хочет от жизни: карьеры в медицине или успеха на литературном поприще?

Основным жанром его произведений были короткие юмористические рассказы, которые он публиковал в изданиях юмористического характера: «Будильник», «Осколки». Там и началась творческая история Чехова Примечательно, что чаще всего свои произведения автор публиковал под различными псевдонимами. Его будущая профессия исключала всякую несерьезность.

После окончания учебы в университете, Чехов начинает работать врачом в Звенигороде, при этом не оставляя свою литературную деятельность.

Первые работы

К первым работам Чехова можно отнести произведения:

  • Драма «Безотцовщина»
  • Рассказ «Письмо к ученому соседу»
  • Рассказ «Толстый и тонкий»
  • Рассказ «Дочь Альбиона»
  • Рассказ «Смерть чиновника»
  • Повесть «Ненужная победа»
  • Повесть «Барыня»
  • Рассказ «Панихида»

Признание

Писатель отнюдь не сразу получил признание и уважение критиков. Хотя простые читатели довольно быстро обратили внимание на молодого творца.

От большинства писателей Чехова отличало то, что он не задавал глобальных вопросов и не стремился решать большие проблемы. Многие рецензенты считали, что жанр юмористических рассказов — своеобразный «потолок» для автора.

Все изменилось в 26 лет, когда Чехов получил письмо от писателя Д.В. Григоровича, в котором говорилось, что он впустую растрачивает весь свой потенциал. Григорович советовал ему поберечь свои впечатления для чего-то более масштабного и обдуманного. Это должно было принести будущему классику славу и успех.

Данное письмо повлияло на творчество Чехова. Теперь его произведения становились более серьезными. Спустя 2 года, в 1888 году, писатель получил престижную литературную премию имени Пушкина за сборник рассказов «В сумерках». После этого к писателю пришли почет и уважение критиков.

Книги и сборники

Что написал Антона Павлович Чехов? Библиография писателя насчитывает несколько сотен произведений. Многие работы остались незавершенными. Отметим самые известные труды Чехова.

К периоду раннего творчества можно отнести несколько работ, которые считаются наиболее примечательными и успешными. Это рассказ «Письмо к ученому соседу», с которым Чехов дебютировал в печати, известные многим рассказы «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Смерть чиновника». Всего к периоду раннего творчества относится более четырех сотен работ. Большинство из них являются юмористическими рассказами, которые публиковались в соответствующих изданиях.

В конце XIX века начинается новый этап в творчестве автора. Его произведения становится более серьезными, а главными героями чаще всего становятся персонажи, живущие в своем собственном мире. Сюда можно отнести работы «Палата№6», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент».

Отдельно стоит отметить Чехова как драматурга. Театр занимал особое место в жизни писателя. И по сей день на сцене можно увидеть много спектаклей, которые были поставлены по пьесам Чехова. К самым значимым относятся известные произведения «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Чайка».

Личная жизнь

По признаниям современников, женщин у Чехова было много. Однако чаще всего это были не мимолетные увлечения, а довольно длительные отношения, хотя сам писатель часто не относился к этому серьезно.

Женщины

В 28 лет он знакомится с Лидией Мизиновой. Молодая амбициозная девушка мечтала выйти замуж за писателя, однако сам Чехов предпочитал просто приятно проводить время. Несмотря на это, их отношения продлились около десяти лет. Позднее он знакомит ее с Игнатием Потапенко, от которого впоследствии Лидия родит ребенка. Дочь Лидии умирает младенцем. И спустя несколько лет она выходит замуж за режиссера А. Санина.

Затем судьба сталкивает молодого Чехова с совсем юной Еленой Шавровой. При первых встречах писатель не обращает внимания на девушку. Спустя 5 лет она выходит замуж. Все меняется через несколько лет, когда судьба сталкивает их вновь. Между Чеховым и Шавровой вспыхивает страсть. Вместе они сбегают в Крым. Однако вскоре пара расстается.

Самой главной женщиной Чехова считается актриса и певица Ольга Книппер. Их история любви началась на репетициях спектаклей по произведениям Чехова, в которых Ольга была задействована. Затем был период длительной переписки, в ходе которой возлюбленные написали друг другу несколько сотен писем. Это была самая серьезная и длительная любовь Чехова. В 1901 году пара обвенчалась. Их брак был счастливым и длился до смерти автора. Наследников у пары нет.

Примечательны отношения Чехова с Ниной Корш. Девушка была влюблена в писателя с раннего возраста и при их случайной встрече на премьере постановки пьесы “Чайка”, она решила не упускать возможность. В результате их отношений у Нины рождается дочь. Считается, что это единственный ребенок писателя.

Интересные факты

  1. Самый примечательный факт о Чехове заключается в его псевдонимах. Всего у писателя было около пятидесяти вариантов подписи своих произведений.
  2. Одним из увлечений писателя была филателия.
  3. Свою работу, сборник “В сумерках”, за которую Чехов был удостоен Пушкинской премии, он посвятил Д.В. Григоровичу, который сыграл особую роль в становлении Антона Павловича как писателя.
  4. Характеристика Чехова сполна раскрывается в мелочах: например, писатель очень долго умудрялся скрывать ото всех свою смертельную болезнь легких, которую он приобрел на Сахалине во время поездки. Он во всем был очень скрытным человеком.
  5. Автор часто приписывал вещам человеческие качества. К примеру, к шкафу со сладостями он обращался очень официально: «Многоуважаемый и дорогой».
  6. Дед литератора был родом из крепостных крестьян. Именно он выкупил свою семью у барина.
  7. Своих фанаток красавец-Чехов называл как яблонь – «антоновками».
  8. Супруга Антона Павловича была беременна от него, но в ходе кропотливых трудов не смогла вовремя лечь на сохранение, случился выкидыш.
  9. В последние годы жизни автор усиленно помогал людям, бесплатно оказывая помощь в лечении туберкулеза.
  10. Чехов назвал пьесу «Три сестры» самой трудной работой, ведь ему она далась очень тяжело.
  11. Драматург стал родоначальником модернистской революции в театре, его пьесы были новаторскими и не такими как все. За это Антона Павловича все критиковали, при жизни его драму так никто и не понял. Зато спустя полвека зарубежные авторы в один голос начали называть его первопроходцев в театре абсурда.

Творчество: стиль, темы, жанры

  • Жанры. Основным жанром, который принес Чехову славу, был юмористический рассказ. Примечательно, что именно автор популяризовал жанр небольших сатирических рассказов, до него они известностью не пользовались. Некоторые литературоведы определяют основной жанр произведений Чехова как смесь анекдота и притчи. Также он писал повести и пьесы. Его драматургия стала основой для возникновения модернистской революции в театре, получившей название «Театр абсурда».
  • Стиль. Главным персонажем работ Чехова чаще всего становится закрытый человек, с обычной профессией, без пафоса и шика. Самого автора же в своих действующих лицах больше всего интересует их психология и поведение. Все это он описывает сухо, сжато, без своего мнения. Он полагал, что краткость – это основа его литературного метода, и придерживался этого правила в каждой книге.
  • Темы. Основные темы произведений — различные бытовые ситуации. Нередко герои проходят испытания именно бытом, рутиной, пошлостью. По мнению самого автора, именно в таких произведениях и открывается истинная сущность человека, ведь в жизни нет сюжетов, есть вялотекущие процессы, стирающие с личности все оригинальное и живое. Это и есть его особенность.

Смерть

Причина смерти Чехова — считается туберкулез. Предположительно болезнь он нажил во время поездки на Сахалин, когда ему пришлось длительное время ехать в промокшей одежде.

Болезнь обострилась в последние годы жизни автора. В связи с этим его отправили в Ялту, где он провел большую часть последних лет своей жизни, лишь изредка приезжая в Москву.

В июле 1904 года Чехов отправился на курорт в Германию. Умер писатель 15 июля. Ольга Книппер пошла на хитрость, чтобы доставить тело мужа в Москву и избежать кремации.

Биография писателя Антона Чехова: кратко самое главное, карьера, произведения

Биография великого русского писателя Антона Чехова: кратко о самом главном

Антон Павлович Чехов – великий писатель и драматург с медицинским образованием. За свою недолгую жизнь он создал более 300 произведений, которые переведены более чем на 100 языков.

Ранние годы

Писатель родился в начале января 1860 года в городе Таганрог. Его отец был купцом, поэтому с самого детства мальчик был приучен к труду: он помогал вести дела в бакалейной лавке.

После окончания гимназии в 1879 году юноша переехал в столицу, поступив на медицинский факультет Московского университета. После обучения он получил звание уездного врача, и какой-то период работал по своей специальности в подмосковном городе Воскресенске.

Начало творческого пути

  • Юный подросток начал заниматься писательством в конце 70-х гг. Его короткие юмористические зарисовки были опубликованы в журналах «Стрекоза», «Осколки». Автор всегда подписывался вымышленным именем. «Антоша Чехонте» — самый известный его псевдоним. Но были и другие: «Врач без пациентов», «Брат моего брата», «Человек без селезенки» и прочие. Всего их насчитывалось около пятидесяти.
  • Первая книга писателя увидела свет в 1884 году под названием «Сказки Мельпомены». А через два года был издан сборник «Пестрые рассказы».
  • В следующие несколько лет Антон Чехов продолжал свою профессиональную деятельность в автора. Его работы публиковались в таких известных журналах, как «Русская мысль», «Северный вестник» и «Жизнь» в 1885 — 1889 годах. В этот период вышли повести и рассказы «Именины», «Степь», «Скучная история», «Придаток». А за сборник «В сумерках» юный писатель даже получил Пушкинскую премию.
  • Также в это время Чехов активно работал в качестве драматурга. Испод его пера вышли пьесы «Свадьба», «Иванов», «Леший» и водевили «Предложение», «Медведь», «Юбилей».

Поездка на остров Сахалин

Несмотря на слабое здоровье, у молодого человека было большое желание путешествовать. Оно привело к тому, что в 1890 году писатель отправился на далекий остров Сахалин. Там он изучал быт заключенных, черпал вдохновение для создания новых произведений. Ему запрещали общаться с политзаключенными, но автора это правило не останавливало.

За время пребывания на острове ему даже удалось провести перепись населения и заполнить более десяти тысяч карточек на его жителей. А через пять лет, в 1895 году, он выпустил книгу «Остров Сахалин», написанную в жанре путевых заметок. Основой произведения стали как личные впечатления, так и многочисленные статистические данные.

Кроме того, путь на остров проходил через сибирские территории. Дорога очень впечатлила писателя, что он и отразил в своем сборнике очерков «Из Сибири».

Жизнь в Мелихово

После путешествий в 1892 году Антон Чехов смог исполнить свое мечту: он купил усадьбу в подмосковном Мелихове. Там он вел очень активную деятельность: работал в качестве земского доктора, занимался хирургией, построил несколько школ и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу, способствовал открытию почтового отделения.

Также под его руководством были посажены тысячи деревьев. В тяжелые для народа периоды писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время эпидемии холеры работал санитарным врачом.

Читайте также:  Значение имени Гульбика из сказки Падчерица

Несмотря на то, что медицина и общественная жизнь отнимали много сил и времени, именно в этот период уже прославившийся Чехов создал свои самые известные произведения: пьесы «Чайка», повесть «Палата No 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.

Переезд в Ялту

К сожалению, состояние здоровья писателя оставляло желать лучшего. Из-за частых обострений туберкулеза врачи настоятельно рекомендовали ему поселиться на юге, что он и сделал.

Сначала драматург отправился в путешествие по Франции, а в сентябре 1898 года окончательно переехал Ялту. В Крыму Антон Чехов продолжил свою активную деятельность. Он построил для себя шикарную дачу, занимался медициной в местном Попечительстве о приезжих больных, часто встречался с М. Горьким, Л. Н. Толстым, А. И. Куприным, И. А. Буниным и И. И. Левитаном.

В это же время писатель повстречал молодую актрису театра Ольгу Книппер и женился на ней в 1901 году. Но их союз оказался недолгим. По некоторым данным свидетелей их брак не был счастливым. Он сильно болел, а она играла в московском театре.

Состояние здоровья больного продолжало стремительно ухудшаться. Чтобы улучшить состояние своих легких, летом 1904 года он поехал в Германию, на известный горный курорт в город Баденвайлер. Уже потом Книппер-Чехова рассказывала, что в ночь с 1 на 2 июля писатель проснулся, к ее удивлению сам попросил послать за доктором и решил выпить шампанского. После этого он лег спать, но больше уже не просыпался.

Гроб с телом Чехова был отправлен в Москву, где его похоронили на монастырском кладбище за Успенской церковью Новодевичьего монастыря. В 1933 г., после того как кладбище упразднили, прах был перезахоронен на территории за южной стеной. Это произошло 16 ноября 1933 г. в присутствии немногочисленных близких и родственников писателя.

Краткий курс истории. Антон Чехов

15 июля (н. ст.) 1904 года скончался писатель Антон Павлович Чехов, один из самых известных драматургов мира.

Врач

Чехов родился 29 января 1860 года в купеческой семье в Таганроге. Как вспоминал сам писатель, у него не было детства в привычном смысле этого слова. Каждое утро маленького Антона начиналось в церкви, где он вместе со своими братьями пел в хоре. В 1868 году он поступил в старейшую на юге России Таганрогскую гимназию. Именно там у Чехова проявилась любовь к книгам, там же состоялась проба пера и родился первый псевдоним писателя – Чехонте. Особое восхищение вызывал у Чехова театр. В 13 лет он попал на просмотр оперетты Ж. Оффенбаха и сразу же стал преданным поклонником сцены. В 1876 году в торговых делах отца возникли проблемы, и семья перебралась в Москву, а Чехов остался в Таганроге до окончания гимназии. Приехав в Москву, Чехов начал обучение на медицинском факультете Московского университета и параллельно – сотрудничество с московскими журналами. Окончив университет, Антон Павлович открыл медицинскую практику, прием первых больных проводил в городе Воскресенске, в Чикинской больнице, в дальнейшем работал в Звенигороде.

Н.П. Нилус. Портрет А.П. Чехова

Творческий путь

Литературным дебютом Чехова стал рассказ «Письмо к ученому соседу» в журнале «Стрекоза». Аудитория этого журнала познакомилась с Антошей Чехонте и Человеком без селезенки – именно эти псевдонимы запомнились многочисленным читателям. В дальнейшем свои страницы Чехову предоставляли московские издания «Будильник», «Зритель» и другие. Первый сборник рассказов «Шалость», написанный в 1882 году, так и не дошел до читателя, так как не все понравилось цензурному комитету, а вот сборник «Сказки Мельпомены» увидел свет в 1884 году. Известный русский литератор Д. Григорович рекомендовал Чехову не растрачивать талант на «мелочишки». Писатель серьезно отнесся к этому пожеланию и заметно поменял свой подход к творчеству. В этот период у него появилось желание посмотреть новые места, и он отправился в путешествие на юг, по родным местам, а позднее проехал и по гоголевским. Весной 1890 года он отправился на Сахалин, путь занял 82 дня. Впечатления от путешествия помогли подготовить материалы, которые он объединил общим названием «Из Сибири». На острове писатель провел продолжительное время. И все эти месяцы были наполнены встречами с людьми. Именно люди, их судьбы, причины, приведшие в ссылку, – все это очень интересовало Чехова. Со временем эти материалы легли в основу его книги «Остров Сахалин». Морем Чехов вернулся с Сахалина в Москву. По приезде стали появляться его знаменитые рассказы и повести: «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6». Он много встречался с известными писателями, такими как В. Короленко, Д. Григорович, В. Гиляровский, Д. Мережковский. В 1892 году Чехов перебрался в подмосковное имение Мелихово. В этот период он плодотворно работал, результатом стали 42 произведения. Сегодня память о великом писателе бережно хранится потомками, а Мелихово стало основным чеховским музеем. К 1898 году здоровье Антона Павловича резко ухудшилось, обострился туберкулез. По настоянию врачей он сменил климат. Для этого купил участок в Ялте и построил на нем дом. По мере возможности он старался приезжать в Москву, где жила его любимая супруга, актриса Московского художественного театра Ольга Леонардовна Книппер.

А.П. Чехов в Крыму

Чехов-драматург

Театр, как уже было сказано, занимал в жизни Чехова особое место. Пьесы он начал писать, еще учась в гимназии. На втором курсе университета написал драму «Платонов». Пьесы «Лебединая песня», «Иванов», «Медведь» были напечатаны и ставились с 1887 года. Сюжеты многих драматических произведений были переработками тем предыдущих рассказов Чехова. Некоторые пьесы так и не стали известны широкому зрителю, среди них, например, «Тарас Бульба», водевиль «Нашла коса на камень», водевиль «Бритый секретарь с пистолетом». А вот пьесы «Иванов», «Чайка», «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» до сих пор остаются в репертуарах российских и зарубежных театров. К сожалению, болезнь продолжала прогрессировать, и летом 1904 года Чехов уехал на лечение в Германию. 15 июля в Баденвайлере писатель умер. По мнению врачей, причиной смерти стало обострение туберкулезного процесса.

А.П. Чехов с артистами Московского Художественного театра

Борис Годунов

Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 года)

Отец Пимен, Григорий спящий.

Пимен (пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,


      Засветит он, как я, свою лампаду —
      И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
      Правдивые сказанья перепишет,
      Да ведают потомки православных
      Земли родной минувшую судьбу,
      Своих царей великих поминают
      За их труды, за славу, за добро —
      А за грехи, за темные деянья
      Спасителя смиренно умоляют.
      На старости я сызнова живу,
      Минувшее проходит предо мною —
      Давно ль оно неслось событий полно,
      Волнуяся, как море-окиян?
      Теперь оно безмолвно и спокойно,
      Немного лиц мне память сохранила,
      Немного слов доходят до меня,
      А прочее погибло невозвратно.
      Но близок день, лампада догорает —
      Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

Григорий (пробуждается)

Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет — и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском вече 2 ?
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

Пимен

Григорий

Благослови меня,
Честный отец.

Пимен

Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

Григорий


    Ты все писал и сном не позабылся,
    А мой покой бесовское мечтанье
    Тревожило, и враг меня мутил.
    Мне снилося, что лестница крутая
    Меня вела на башню; с высоты
    Мне виделась Москва, что муравейник;
    Внизу народ на площади кипел
    И на меня указывал со смехом,
    И стыдно мне и страшно становилось —
    И, падая стремглав, я пробуждался.
    И три раза мне снился тот же сон.
    Не чудно ли?

Пимен

Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне — если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи —
Мой старый сон не тих и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!

Григорий

Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.

Пимен

Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел.
Подумай, сын, ты о царях великих.
Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
Противу их? Никто. А что же? Часто
Златый венец тяжел им становился:
Они его меняли на клобук.
Царь Иоанн искал успокоенья
В подобии монашеских трудов.
Его дворец, любимцев гордых полный,
Монастыря вид новый принимал:
Кромешники в тафьях и власяницах 6
Послушными являлись чернецами,
А грозный царь игуменом смиренным.
Я видел здесь — вот в этой самой келье
(В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
Муж праведный. Тогда уж и меня
Сподобил Бог уразуметь ничтожность
Мирских сует), здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
Мы перед ним недвижимо стояли,
И тихо он беседу с нами вел.
Он говорил игумену 7 и братьи:
«Отцы мои, желанный день придет,
Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
Вы все — обет 9 примите мой духовный:
Прииду к вам, преступник окаянный,
И схиму 10 здесь честную восприму,
К стопам твоим, святый отец, припадши».
Так говорил державный государь,
И сладко речь из уст его лилася,
И плакал он. А мы в слезах молились,
Да ниспошлет Господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной.
А сын его Феодор? На престоле
Он воздыхал о мирном житии
Молчальника. Он царские чертоги
Преобратил в молитвенную келью;
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали.
Бог возлюбил смирение царя,
И Русь при нем во славе безмятежной
Утешилась — а в час его кончины
Сверши лося неслыханное чудо:
К его одру, царю едину зримый,
Явился муж необычайно светел,
И начал с ним беседовать Феодор
И называть великим патриархом.
И все кругом объяты были страхом,
Уразумев небесное виденье,
Зане 11 святый владыка пред царем
Во храмине тогда не находился.
Когда же он преставился, палаты
Исполнились святым благоуханьем,
И лик его как солнце просиял —
Уж не видать такого нам царя.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.

Григорий

Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.

Пимен

Ох, помню!
Привел меня Бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы.
Я Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица-мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку.
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» — раздался общий вопль.
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо — вдруг мертвец затрепетал.
«Покайтеся!» — народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись — и назвали Бориса.

Читайте также:  Лирика Лермонтова – сообщение доклад

Григорий

Каких был лет царевич убиенный?

Пимен

Да лет семи; ему бы ныне было —
(Тому прошло уж десять лет. нет, больше:
Двенадцать лет) — он был бы твой ровесник
И царствовал; но Бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны —
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду. Но звонят
К заутрене. благослови, Господь,
Своих рабов. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)

Григорий

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, —
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

Начальный вариант текста

Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста

Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет.

Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

Что изменилось, когда автор заменил фразу «Еще одно ужасное преданье. » на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?

  • Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?
  • Обогащайте свою речь

    1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
    2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
    3. К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов — известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

    Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

    Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

    1 Хартия — старинная рукопись, документ.
    2 Вёче — в Древней Руси собрание горожан.
    3 Дьяк — в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
    4 Приказ — в Московском государстве XVI—XVII веков учреждение.
    5 Пост — по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
    6 Кромешники в тафьях и власяницах — опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
    7 Игумен — настоятель монастыря.
    8 Алкающий, алкать — сильно желать.
    9 Обет — торжественное обещание, обязательство.
    10 Схима — монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
    11 Зане — потому что, так как.

    А.С.Пушкин. Монолог Бориса Годунова

    Достиг я высшей власти;

    Шестой уж год я царствую спокойно.

    Но счастья нет моей душе. Не так ли

    Мы смолоду влюбляемся и алчем

    Утех любви, но только утолим

    Сердечный глад мгновенным обладаньем,

    Уж, охладев, скучаем и томимся.

    Напрасно мне кудесники сулят

    Дни долгие, дни власти безмятежной –

    Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

    Предчувствую небесный гром и горе.

    Мне счастья нет. Я думал свой народ

    В довольствии, во славе успокоить,

    Щедротами любовь его снискать –

    Но отложил пустое попеченье:

    Живая власть для черни ненавистна,

    Они любить умеют только мертвых.

    Безумны мы, когда народный плеск

    Иль ярый вопль тревожат сердце наше!

    Бог насылал на землю нашу глад,

    Народ завыл, в мученьях погибая;

    Я отворил им житницы, я злато

    Рассыпал им, я им сыскал работы –

    Они ж меня, беснуясь, проклинали!

    Пожарный огнь их домы истребил,

    Я выстроил им новые жилища.

    Они ж меня пожаром упрекали!

    Вот черни суд: ищи ж ее любви.

    В семье моей я мнил найти отраду,

    Я дочь мою мнил осчастливить браком –

    Как буря, смерть уносит жениха…

    И тут молва лукаво нарекает

    Виновником дочернего вдовства

    Меня, меня, несчастного отца.

    Кто ни умрет, я всех убийца тайный:

    Я ускорил Феодора кончину,

    Я отравил свою сестру царицу,

    Монахиню смиренную… Все я!

    Ах! Чувствую: ничто не может нас

    Среди мирских печалей успокоить;

    Ничто, ничто… едина разве совесть.

    Так, здравая, она восторжествует

    Над злобою, над темной клеветою.

    Но если в ней единое пятно,

    Единое, случайно завелося,

    Тогда – беда! Как язвой моровой

    Душа сгорит, нальется сердце ядом,

    Как молотком стучит в ушах упрек,

    И все тошнит, и голова кружится,

    И мальчики кровавые в глазах.

    И рад бежать, да некуда… ужасно!

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

    Советы к выразительному чтению

    1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным.

    2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический а к ц е н т ( у д а р е н и е). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом.

    3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную и н т о н а ц и ю (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö , хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.

    4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания.

    Совет мастера

    «Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставить вас постоянно думать о том, что вы говорите…»

    /К.С.Станиславский. Работа актера над собой/

    Приложение 3. Общие правила речи в фольклоре

    (по пословицам и поговоркам)

    Задание 48.Изначально правила речи даны в фольклоре, а именно в пословицах и поговорках. Эти правила каждый человек постигает еще в детстве, но соблюдает или нарушает затем всю свою жизнь. Соблюдение этих правил регламентирует не только бытовую жизнь человека, но и его деловые отношения, они значимы для любой сферы общения.

    Прокомментируйте пословицы, взятые из сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля (М., 1989, т. I, с. 355-364), сформулировав: Какие правила, советы, рекомендации можно вывести из данных пословиц о языке – речи – слове?

    Приведенные пословицы разделены на группы:

    А. Пословицы со словом язык;

    Б. Пословицы со словом слово;

    В. Пословицы со словом речь;

    Г. Пословицы, где не употребляются слова язык – слово – речь, но в них говорится о речевых действиях и правилах.

    А.

    Мал язык – горами ворочает. Языком что рычагом.

    Язык – стяг, дружины водит. Язык царствами ворочает.

    Язык поит и кормит, и спину порет.

    Язык до Киева доведет (и до кия, и до побоев)

    Не спеши языком, торопись делом.

    Языком не торопись, а делом не ленись

    Кто языком штурмует, немного навоюет.

    Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

    Язык болтает, а голова не знает.

    За твоим языком не поспеешь босиком.

    Язык мой – враг мой.

    Язык до добра не доведет.

    Язык ворочается, говорить хочется.

    Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, слово режет.

    В прохладе живем: язык болтает, и ветерок продувает.

    Сболтнул бы коток, да язык короток (т.е. нет воли).

    Не пройми копьем – пройми языком!

    Что на уме, то и на языке.

    Б.

    От одного слова да навек ссора.

    Для красного словца не пожалеет ни мать, ни отца.

    Сказал бы словечко, да волк недалечко.

    Хорошее слово – половина счастья.

    Он спроста не говорит: растопырит слово что вилы, да молчит.

    Слово не стрела, а пуще стрелы (разит).

    Иное слово пропуская мимо ушей.

    Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Слово слово родит, третье само бежит.

    От приветливых слов язык не отсохнет.

    Во многословии не без пустословия.

    В.

    Красна речь слушанием.

    Речист, да на руку нечист.

    Короткие речи и слушать неча.

    Г.

    Хороший рассказчик – плохой приказчик

    Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

    Говори с другими поменьше, а с собою побольше.

    Скоро говорится, да не скоро делается.

    Нечего про то и говорить, чего в горшке не варить.

    Говорит направо, а глядит налево.

    Сказал красно – по избам пошло, а смолчится – себе пригодится.

    Говорил бы много, да сосед у порога.

    Есть что слушать, да нечего кушать.

    Умел сказать – умей и ответ держать.

    Во хмелю что хошь намелю, а проснусь – отопрусь.

    Говоришь по совету, а выйдет всему свету.

    Сколько ни говорить, а с разговору сыту не быть.

    У кого что болит, тот про то и говорит.

    На чужой роток не накинешь платок.

    Чье правое дело, тот говори смело.

    Звонко занес, да куда-то вынесешь! Звонко поешь, да где-то сядешь!

    Можно ли сказать, что слова язык – слово – речьупотреблены здесь в синонимических значениях? Если да, то каких?

    Задание 49.Можно ли систематизировать правила ведения и построения речи по данным пословиц и поговорок? Такую попытку предпринял академик РАО, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Ю.В.Рождественский. Пословицы и правила, выводимые из них, оказались поделенными на четыре тематические группы. Попробуйте самостоятельно выводить правила из пословиц в правой стороне таблицы:

    Ссылка на основную публикацию