Творчество Гоголя – доклад сообщение

Творчество Гоголя

Творчество Николая Васильевича Гоголя — это литературное наследие, которое можно сравнить с большим и многогранным алмазом, переливающимся всеми цветами радуги.

При том что жизненный путь Николая Васильевича был недолог (1809-1852), а в последние десять лет он не закончил ни одного произведения, писатель внёс в русскую классическую литературу неоценимый вклад.

На Гоголя смотрели, как на мистификатора, сатирика, романтика и просто чудного рассказчика. Такая разносторонность была привлекательна, как феномен, ещё при жизни писателя. Ему приписывали невероятные ситуации, а порой распускали нелепые слухи. Но Николай Васильевич их не опровергал. Он понимал, что со временем всё это превратится в легенды.

Литературная судьба писателя завидная. Не каждый автор может похвастать тем, что все его произведения печатались при жизни, и каждое произведение привлекало к себе внимание критиков.

Начало

То, что в литературу пришёл настоящий талант, стало понятно после повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но это не первое произведение автора. Первое, что создал литератор — это романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен».

Трудно сказать, что побудило юного Николая написать такое странное произведение, вероятно, увлечённость немецким романтизмом. Но поэма не удалась. И как только появились первые отрицательные отзывы, молодой автор вместе со своим слугой Якимом скупил все оставшиеся экземпляры и просто их сжёг.

Такой поступок стал чем-то вроде кольцеобразной композицией в творчестве. Николай Васильевич начал литературный путь с сожжения своих произведений и закончил его сожжением. Да, Гоголь жестоко обращался со своими произведениями, когда чувствовал какую-то неудачу.

Но вот вышло второе произведение, которое было замешано на украинском фольклоре и русской древней литературе — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автору удалось посмеяться над нечистой силой, над самим чёртом, объединить прошлое и настоящее, быль и небыль, и всё это окрасить в весёлые тона.

Все истории, описанные в двух томах, были приняты с восторгом. Пушкин, который был авторитетом для Николая Васильевича написал: «Какая поэзия. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе». Поставил свой «знак качества» и Белинский. Это был успех.

Гениальность

Если первые две книги, включившие в себя восемь повестей, показали, что в литературу вошёл талант, то новый цикл, под общим названием «Миргород» явил гения.

Миргород — это всего четыре повести. Но каждое произведение настоящий шедевр.

Повесть Старосветские помещики

Рассказ о двух старичках, которые живущих в своей усадьбе. В их жизни ничего не происходит. В конце повести они умирают.

К такому сюжету можно относиться по-разному. Чего добивался автор: сочувствия, жалости, сострадания? Может быть, так писатель видит идиллию закатной части жизни человека?

Совсем молодой Гоголь (ему было всего 26 лет на момент работы над повестью) так решил показать настоящую, подлинную любовь. Он отошёл от общепринятых стереотипов: романтики между молодыми людьми, бешеных страстей, измен, признаний.

Два старичка, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, никакой особой любви к друг другу не проявляют, о плотских потребностях тем более речь не идёт, тревожные волнения отсутствуют. Их жизнь — это забота друг о друге, стремление предугадать, ещё не озвученные желания, подшутить.

Но их привязанность друг к другу настолько велика, что после смерти Пульхерии Ивановны, Афанасий Иванович просто не может без неё. Афанасий Иванович слабеет, ветшает, как и старая усадьба, и просит перед смертью: «Положите меня возле Пульхерии Ивановны».

Вот оно поденное, глубокое чувство.

Повесть Тарас Бульба

Здесь автор затрагивает историческую тему. Война, которую ведёт Тарас Бульба против поляков — это война за чистоту веры, за православие, против «католических недоверков».

И хотя Николай Васильевич не имел достоверных исторических фактов об Украине, довольствуясь народными преданиями, скудными летописными данными, народными украинскими песнями, а иногда попросту обращаясь к мифологии и собственной фантазии, ему отменно удалось показать геройство казачества. Повесть буквально растянули на крылатые фразы, которые и сейчас остаются актуальны: «Я тебя породил, я тебя и убью!», «Терпи, казак, — атаман будешь!», «Есть ещё порох в пороховницах?!»

Повесть Вий

Мистическая основа произведения, где нечистая сила и злые духи, объединившиеся против главного героя, составляют основу сюжета, пожалуй, самая невероятная гоголевская повесть.

Основное действие происходит в храме. Тут автор позволил себе впасть в сомнения, победима ли нечистая сила? Способна ли вера противостоять этому бесовскому разгулу, когда не помогает ни слово божье, ни совершения специальных таинств.

Даже имя главного героя — Хома Брут, подобрано с глубоким смыслом. Хома — это религиозное начало (так звали одного из учеников Христа — Фома), а Брут, как известно, убийца Цезаря и отступник.

Бурсак Брут должен был провести в церкви три ночи читая молитвы. Но страх перед восставшей из гроба панночки заставил его обратиться к не богоугодной защите.

Гоголевский персонаж борется с панночкой двумя методами. С одной стороны, с помощью молитв, с другой стороны, с помощью языческих ритуалов, начертания круга и заклинаний. Его поведение объясняется философскими взглядами на жизнь и сомнениями в существовании бога.

В итоге Хоме Бруту не хватило веры. Он отверг внутренний голос, подсказывающий: «Не смотри на Вия». А в магии он оказался слаб, по сравнению с окружающими сущностями, и проиграл эту битву. Ему не хватило нескольких минут до последнего крика петуха. Спасение было так близко, но бурсак не воспользовался им. А церковь так и осталась в запустении, осквернённая злыми духами.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Рассказ о вражде бывших друзей, поссорившихся из-за пустяка и посвятивших всю оставшуюся жизнь выяснению отношений.

Греховная страсть к ненависти и распрям — вот порок на который указывает автор. Гоголь смеётся над мелкими пакостями и кознями, которые строят друг другу главные герои. Эта вражда всю их жизнь делает мелкой и пошлой.

Повесть полна сатиры, гротеска, иронии. И когда автор с восхищением говорит, что и Иван Иванович, и Иван Никифорович оба прекрасные люди, читатель понимает всю низость и пошлость главных героев. От скуки, помещики ищут поводы к сутяжничеству и это становится их смыслом жизни. И грустно оттого, что нет другой цели у этих господ.

Петербургские повести

Поиск пути в преодолении зла был продолжен Гоголем и в тех произведениях, которые писатель не стал объединять в определённый цикл. Просто литераторы решили их называть Петербургскими, по месту действия. Здесь снова автор высмеивает человеческие пороки. Особую популярность заслужили пьеса «Женитьба», повести «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект», комедии «Тяжба», «Отрывок», «Игроки».

О некоторых произведениях следует рассказать подробнее.

Повесть Шинель

Самым значимым из этих Петербургских произведений принято считать повесть «Шинель». Недаром Достоевский однажды сказал: «Все мы вышли из гоголевской Шинели». Да, это ключевое произведение для русской литераторы.

В «Шинели» показан классический образ маленького человека. Читателю представлен забитый титулярный советник, ничего незначащий на службе, которого может любой обидеть.

Здесь Гоголь сделал ещё одно открытие — маленький человек интересен всякому. Ведь достойным изображением в литературе начала XIX века считались проблемы государственного уровня, героические подвиги, бурные или сентиментальные чувства, яркие страсти, сильные характеры.

И вот на фоне видных персонажей Николай Васильевич «выпускает в люди» мелкого чиновника, который должен быть совсем неинтересен. Здесь нет ни государственных тайн, ни борьбы во славу Отечества. Здесь нет места сентиментальности и вздохам пол звёздным небом. А самые отважные мысли в голове Акакия Акакиевича: «А не положить ли куницу на воротник шинели?»

Писатель показал ничтожного человека, смыслом жизни у которого есть шинель. Его цели очень мелки. Башмачкин сначала мечтает о шинели, после копит на неё деньги, а когда её крадут он попросту умирает. И читатели сочувствуют несчастному советнику, рассматривая вопрос социальной несправедливости.

Гоголь точно хотел показать глупость, несостоятельность и бездарность Акакия Акакиевича, который может заниматься только перепиской бумаг. Но именно сострадание к этому ничтожному человеку рождает тёплое чувство у читателя.

Автор призывает посмотреть на себя со стороны, может быть ужаснуться и исправиться. И многие это поняли. В сущность Акакия Акакиевича можно заглянуть как в зеркало, и в отражении увидеть себя.

Комедия Ревизор

Невозможно обойти вниманием этот шедевр. Пьеса всегда имела успех, в том числе оттого, что автор даёт актёрам хорошую основу для творчества. Первый выход пьесы был триумфален. Известно, что на примере «Ревизора» был сам император Николай I, воспринявший благосклонно постановку, и оценив её как критику бюрократизма. Именно так увидели комедию и все остальные.

Но Гоголь не ликовал. Его произведение не поняли! Можно сказать, что Николай Васильевич занялся самобичеванием. Именно с «Ревизора» писатель начинает оценивать своё творчество более жёстко, после любой своей публикации поднимая литературную планку выше и выше.

Что касается «Ревизора», автор долго надеялся что его поймут. Но этого не произошло и через десять лет. Тогда писатель создал произведение «Развязка к «Ревизору» в котором объясняет читателю и зрителю, как правильно понимать эту комедию.

Прежде всего автор заявляет, что он ничего не критикует. И города, где все чиновники уроды, не может существовать в России: «Хоть два-три, но найдётся порядочных». А город, показанный в пьесе — это город душевный, который сидит у всякого внутри.

Оказывается, Гоголь показывал в своей комедии душу человека, и призывал понять своё богоотступничество и покаяться. Все свои старания вложил автор в эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». А после того как его не поняли, он обернул эту фразу против себя.

Мёртвые души

Ту же самую задачу Николай Васильевич ставит перед собой в первом томе «Мертвых душах». Гоголь пояснял, что представленные в произведении помещики — это и есть душевные пороки, от которых нужно очищаться: паразитизм, безалаберность, скупость, грубость, панибратство, мошенничество. Показывая несовершенство и слабые места своих героев, автор словно призывает общество освободиться от этого.

Но поэму тоже восприняли, как критику помещичьей России. Увидели и призыв бороться с крепостным правом, хотя, по сути, Гоголь не был противником крепостничества.

Во втором томе «Мертвых душ» писатель хотел показать положительные примеры. Например, он нарисовал образ помещика Костанжогло настолько порядочным, трудолюбивым и справедливым, что к нему приходят мужики соседнего помещика и просят, чтобы он их купил.

Все задумки автора были гениальны, но он сам считал, что всё идёт не так. Не все знают, что в первый раз Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» ещё в 1845 году. Это не эстетический провал. Сохранившиеся черновые работы показывают, что талант Гоголя вовсе не иссяк, как пытаются утверждать некоторые критики. В сожжении второго тома проявляется требовательность автора, а не его помешательство.

Но слухи о лёгком помешательстве Николая Васильевича быстро расползались. Даже близкое окружение писателя, люди далеко не глупые, не могли понять чего писатель хочет от жизни. Всё это рождало дополнительные вымыслы.

А ведь была задумка ещё и по третьему тому, где должны были встретиться герои из первых двух томов. Можно только догадываться, чего лишил нас автор, уничтожая свои рукописи.

Авторская исповедь

Николай Васильевич признавался, что в начале жизненного пути, ещё находясь в отрочестве, его непросто волновал вопрос добра и зла. Мальчик хотел найти способ борьбы со злом. Поиск ответа на этот вопрос и переопределил его призвание.

Метод был найден — сатира и юмор. Всё, что кажется малопривлекательным, неприглядным или уродливым, нужно сделать смешным. Гоголь так и говорил: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится».

Писатель настолько развил в себе способность разворачивать ситуацию смешной стороной, что его юмор приобрёл особую, тонкую основу. Видимый миру смех прятал в себе и слёзы, и разочарование, и горе, то, что не может веселить, а, наоборот, наводит на грустные раздумья.

Например, в очень забавной повести «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» после смешного рассказа о непримиримых соседях, автор заключает: «Скучно на этом свете, господа!» Цель достигнута. Читателю грустно оттого, что разыгранная ситуация вовсе не смешная. Такой же эффект после прочтения повести «Записки сумасшедшего» где разыграна целая трагедия, хотя подана она в комедийном ракурсе.

И если раннее творчество отличается истинной весёлостью, например, «Вечера на хуторе близ Диканьки», то с возрастом автор хочет более глубоких разбирательств, и призывает к этому читателя и зрителя.

Николай Васильевич понимал, что смех может быть опасен и прибегал к различным уловкам, чтобы обойти цензуру. Например, сценическая судьба «Ревизора» могла бы вовсе не сложиться, если бы Жуковский не убедил самого императора, что в насмешке над невнушающими доверия чиновниками нет ничего не благонадёжного.

Путь к православию

Как у многих, гоголевская дорога к православию была непроста. Он мучительно, ошибаясь и сомневаясь, искал свою дорогу к истине. Но ему было мало, самому найти эту дорогу. Он хотел указать её другим. Он хотел сам очищаться от всего дурного и предлагал это сделать всем.

С юных лет мальчик изучал и православие и католицизм, сравнивая религии, отмечая схожесть и различия. И этот поиск истины отразился во многих его произведениях. Гоголь не только читал Евангелие, он делал выписки.

Прославившись, как великий мистификатор, он не был понят в своём последнем незаконченном произведении «Выбранные места из переписки с друзьями». Да и церковь отнеслась к «Выбранным местам» отрицательно, считая, что недопустимо, чтобы автор «Мёртвых душ» читал проповеди.

Сама христианская книга носила действительно поучительный характер. Автор разъясняет, что происходит на литургии. Какое символическое значение имеет то или иное действие. Но этот труд был не завершён. Вообще, последние годы жизни писателя — это поворот от внешнего к внутреннему.

Николай Васильевич много ездит по монастырям, особенно часто посещает Введенскую Оптина пустынь, где имеет духовного наставника, старца Макария. В 1949 году Гоголь знакомится со священником, отцом Матвеем Константиновским.

Между писателем и протоиереем Матвеем часто происходят диспуты. Причём для священника мало смирения и благочестия Николая, он требует: «Отрекись от Пушкина».

И хотя никакого отречения Гоголь не совершал, мнение духовного наставника витало над ним, как неоспоримый авторитет. Писатель уговаривает протоиерея почитать второй том «Мёртвых душ» в чистовом варианте. И хотя священник сначала отказывался, после решил дать свою оценку произведению.

Протоиерей Матфей — это единственный прижизненный читатель гоголевской рукописи 2-й части. Возвращая чистовой подлинник автору, священник непросто дал отрицательную оценку прозаической поэме, он посоветовал уничтожить её. По сути, вот кто повлиял на судьбу произведения великого классика.

Осуждение Константиновского, и ряд других обстоятельств, подтолкнули писателя отказаться от творчества. Гоголь начинает анализировать свои работы. Он почти отказался от пищи. Мрачные мысли одолевают его всё сильнее.

Поскольку всё происходило в доме графа Толстого, Гоголь попросил его передать рукописи митрополиту Московскому Филарету. Из лучших побуждений граф отказался выполнять такую просьбу. Тогда глубокой ночью Николай Васильевич разбудил слугу Семёна, чтобы тот открыл печные задвижки и сжёг все свои рукописи.

Читайте также:  Исторические события в драме Борис Годунов Пушкина

Похоже, что именно это событие предопределило скорую смерть писателя. Он продолжал говеть и отвергал любую помощь друзей и врачей. Он будто очищался, готовясь к смерти.

Нужно сказать, что Николай Васильевич покинутым не был. Литературное сообщество присылало лучших врачей к постели больного. Был собран целый консилиум из профессуры. Но, видимо, решение начать принудительное лечение было запоздалым. Николай Васильевич Гоголь умер.

Нет ничего удивительного в том, что писатель, так много писавший о нечистой силе, углубился в веру. У каждого на земле свой путь.

Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя

Суть детства и юности Николая Васильевича Гоголя. Анализ учебы в Полтавском уездном училище. Исследование начала творческого пути величайшего писателя-реалиста в русской и мировой литературе. Особенность создания грандиозного произведения “Мертвые души”.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления24.09.2017
Размер файла18,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Детство и юность

2. Начало творческого пути

3. Тайны Гоголя: чего боялся и что скрывал великий писатель

4. Бессмертие Гоголя

1. Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. Его детские годы прошли неподалеку от села Диканьки. Это были места, вошедшие в летописи. От своей бабушки Татьяны Семеновны , мальчик научился рисовать и даже вышивать гарусом. Нервная натура мальчика формировалась в атмосфере домашнего уюта, глубокой религиозности, бабушкиных сказок, поэтичной и яркой природы Украины. Детские впечатления формировали любовь Гоголя к литературе и театру. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца. Гоголь учился сначала в Полтавском училище, а затем в 1821 г. поступил в только что открывшуюся в Нежине гимназию высших наук. Страстным увлечением Гоголя был театр. Он был душой этого театра, ставил пьесы, с увлечением писал декорации и блестяще играл роли, главным образом комические. Особенно удавались ему роли стариков и старух, и однажды он покорил публику мастерским исполнением роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».В 1826 году Гоголь начинает труд собирательский. Он заводит «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию» – объемистую тетрадь в пятьсот страниц.

Он записывает в ней украинские народные песни, пословицы и поговорки, народные предания, описания деревенских обрядов, отрывки из произведений украинских писателей, выписки из сочинений старинных западноевропейских путешественников по России. В 1825 году семья Гоголей переживает тяжкую утрату: скоропостижно умирает отец, Василий Афанасьевич. Гоголь остается старшим в семье. С этого момента начинается его стремительное взросление: юноша всерьез задумывается о своем призвании, о выборе жизненного пути. После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая “пресекать неправосудие”.После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника.

2. Начало творческого пути

В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо.

В 1829 году Гоголь издал под псевдонимом «Алов» привезенную из Нежина романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен». Со своим слугой он забрал у книгопродавцев все экземпляры нераспроданной поэмы, снял специальный номер в гостинице и там сжег их все до одного. В свободное время Гоголь начинает свой труд над творческой обработкой присланных ему материалов. Он увидел Украину в целостном образе, как мир, единый не только в пространстве, но и во времени, в исторической глубине. Живым ядром, центром его у Гоголя оказался народ как неразложимое единство. Одна за другой выходят из-под пера Гоголя повести, раскрывающие с разных сторон целостный и живой образ Украины, связывающиеся в единую книгу под заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее. Гоголь ставит на сцену, в 1836 году «Ревизора». Она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество. Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу , вдали от суеты и мелочей он принялся за «Мертвые души».Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни. Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

3. Тайны Гоголя: чего боялся и что скрывал великий писатель

Еще при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое. Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества. С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том “Мертвых душ” и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя. гоголь писатель реалист произведение

Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Этот напиток он называл «гоголем-моголем». Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. Однако, как только второй том “Мертвых душ” был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать “страх смерти”, которым когда-то мучился его отец. В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал. Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том “Мертвых душ”. Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих пор неясно, После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией – боязнью быть заживо похороненным.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года.

4. Бессмертие Гоголя

Гоголь Николай Васильевич – не только писатель, чьи произведения уже около двух веков являются достижением мировой литературы, но он и художник, и поэт! Наш славный русский язык в произведениях Гоголя преображается и становится ещё живее, ещё разнообразнее. Образы, созданные Гоголем, будь то люди или природа, или же какие-то явления, всегда яркие, живые. Николай Васильевич Гоголь оставил потомкам великое литературное наследие. Велико он не по объёму, но по содержанию. Почему к произведениям Гоголя обращаются снова и снова? Почему каждое новое поколение находит в творчестве писателя что-то новое, ранее не замеченное? Почему и по сей день пишут о Гоголе, его судьбе, произведениях. Кажется, всё уже прочитано и сказано, но мы вновь возвращаемся к Гоголю. На эти вопросы можно ответить кратко. Гоголь – гений, и произведения его гениальны, а потому неисчерпаемы. Но мы все, попытаемся найти суть его творчества, которая и делает произведения Гоголя столь нужными каждому человеку. Публика хвалила его за весёлость («Вечера на хуторе близ Диканьки»), позже критика подметила удивительную способность писателя выставлять ярко все отрицательные стороны человека («Повесть о том, как», «Ревизор»). Действительно, критический реализм Гоголя – важнейшая составляющая его произведений, но писательская цель Гоголя была шире и глубже, чем просто отразить пороки общества. Гоголь стремился показать, что человек не может и не должен потратить жизнь впустую, погрязнуть в мелочах. Гоголь видел и понимал, что человеку на самом деле нужны любовь и уважение, а не безмерные богатства и власть, как казалось, например, Городничему из «Ревизора». В каждом, пусть даже ничтожном человеке, Гоголь видел душу, страждущую спасения. Кроме этого, писатель, как и большинство прогрессивных людей его времени, думал о путях спасения России. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших писателей-реалистов в русской и мировой литературе. Восхищаясь его талантом, Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

Гоголь продолжает оставаться загадочным и актуальным, и не только в своих мистических прозрениях. Некоторые критики поднимали и поднимают его на недосягаемую эстетическую высоту.«Для русских он – Николай Васильевич, для украинцев – «Микола Васильевич», римские друзья называли его «синьор Николо», для человечества же он просто Гоголь, великий чародей слова, ясновидец, обладавший даром проникать в самые сокровенные тайны души человеческой», – так говорил земляк Николая Васильевича Гоголя, известный украинский писатель Олесь Гончар на международном симпозиуме в Венеции в 1976 году, посвященном творчеству Н.В. Гоголя.

Жизнь и творчество Гоголя

«Ранний» Гоголь

Свои детские годы Николай Васильевич провел в родительском имении, которое находилось неподалеку от села Диканька. Это место, как с возрастом узнал сам писатель, было объято множеством различных легенд, поверий и таинственных преданий, что впоследствии вылилось в произведениях творца. Как и полагается, большую роль в воспитании Гоголя сыграл его отец – Василий. Он был ярым поклонником самых различных видов искусства, в том числе стихов и смешных комедий. С возрастом Николая и его брата Ивана отдали учиться в Полтавское уездное училище.

Свои первые шаги на поприще деятеля искусств Николай начал делать в 1921 году. Именно в этот период жизни он поступает учиться в гимназию высших наук, которая в то время располагалась в Нежине. К слову, Гоголь тогда занимался исключительно живописью, а также вступал в качестве актера в различных комедийных сценах. Он пробует себя во многих видах искусства, в том числе и литературе. В это время рождается его сатиру, именуемая «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которую, к сожалению, не удалось сохранить.

В 1828 году он заканчивает обучение в гимназии и переезжает в Петербург. Конечно, такое изменение оказалось не самым простым в жизни автора. Он испытывал серьезные денежные трудности, но не опускал собственных рук. В то время он совершает свои первые пробы на литературном поприще, сначала появляется стихотворение «Италия», а потом под псевдонимом «В. Алов» Гоголь печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Собственно, подобный опыт оказался провальным. Критики оценили это произведение в крайне негативном свете, что только лишь усилило тяжелое настроение и существование писателя. Сам же писатель к своим творениям на протяжении всей своей жизни относился крайне трогательно и обращал внимание на их критику, за что сильно волновался и переживал.

Подобное очень сильно тронуло самого писателя, из-за чего в 1829 году он сжигает все нераспроданные экземпляры своих произведений и в июле этого же года отправляется жить за границу – в Германию. Тем не менее, судьба сложилась таким образом, что писатель спустя буквально два месяца вновь возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается попасть на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Этот период жизни Гоголя является, пожалуй, основополагающим. Все дело в том, что благодаря такой должности, он смог получить определенный опыт, а также возможность запечатлеть чиновничий быт в том виде, какой он есть на самом деле. Государственная служба разочаровала Гоголя, причем довольно сильно, но в дальнейшем, этот опыт он передал одному из своих произведений.

Творчество Гоголя

После такой службы, он не оставлял попыток писать интересные произведения и в 1832 году выпускает одну из самых известных своих книг – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она основана на приданиях украинского народа, песнях, сказках и поверьях и, естественно, на личном опыте Гоголя. Это произведение произвело огромный фурор, многие восхищались им, да и сам Гоголь с тех пор стал очень известным деятелем культуры. Даже Пушкин отмечал, что появление этого произведения – крайне необыкновенное явление в отечественной литературе.
В этом же году уже ставший известным Гоголь прибывает в Москву. Он начинает общаться с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, а они в свою очередь, оказывают на него большое влияние, на его мировоззрение и становление в роли писателя. Спустя два года писателя назначают адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. В это время он пристально изучает историю Украины и ее народа, что впоследствии становится основой другого известного и популярного произведения Гоголя – «Тарас Бульба». Он дорабатывает еще один год в университете и приходит к мысли, что следует полностью отдать себя творчеству и литературе.

Читайте также:  Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Естественно, у писателя появилось большое количество свободного времени из-за такого принятого решения, что позволяет ему все силы отдавать только написанию своих рассказов. 1835 год становится для него довольно богатым на создание самых различных произведений. В это время появляются: сборник повестей “Миргород”, куда вошли “Старосветские помещики”, “Тарас Бульба”, “Вий” и др., и сборник “Арабески” (на темы петербургской жизни).

Сразу после этого Гоголь начинает писать «Ревизора». Как мы уже знаем, в написании этого произведения, писателю помог его личный опыт, когда он находился на государственной службе. Конечно, не обошлось и без помощи других известных деятелей, например, Пушкина, который немного подсказывал ему с сюжетом. Произведение было написано очень быстро, причем уже в январе следующего года он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и еще некоторых других известных литераторов). Спустя месяц, Гоголь занимается постановкой на сцене Александрийского театра, а премьера состоялась в апреле месяце этого же года. Действительно, «Ревизор» произвел огромный ажиотаж среди многих известных деятелей культуры того времени и, разумеется, обычных читателей в том числе.

Огромная популярность «Ревизора» заставила обратить внимание на Гоголя огромное количество редакций, его приглашали на светские мероприятия, но довольно быстро все это надоело писателю. Он оставил Москву и уехал жить за границу. Первое время он жил в Швейцарии, потом перебрался в Париж, но все это время он не сидел, сложа руки, а занимался написание «Мертвых душ». Вскоре до него дошли известия о гибели Пушкина, что стало настоящим ударом.

Осенью 1839 года писатель перебирается снова в Москву и демонстрирует несколько глав «Мертвых душ». Конечно, они произвели впечатление на публику. Но несмотря на это, произведение было еще не завершено до конца и гоголь вновь оставляет свою родину. В 1840 в Вене писателя настигает один из первых приступов его психической болезни. В октябре того же года он возвращается и читает последние пять глав «Мертвых душ». Несмотря на то, что произведение пришлось по душе публике, его не допускают к печати в Москве. Тогда Гоголь отправляет его в Петербург, где ему с радостью помогли, только с условием в изменении названия. Произведение получило большой успех, но время от времени появлялись негативные отзывы о фарсе. Излишней карикатурности, но писателя это не задевало никоим образом, ибо он уже отправился снова жить за границу и работать над вторым томом «Мертвых душ».

В этот период жизни у него уходит очень много времени на подготовку к созданию сборника сочинений, но также он продолжает работу над вторым томом. Душевное состояние писателя значительно ухудшается, и он пытается обрести покой на курортах, но это ему не сильно помогает. В 1845 году в результате обострения своей болезни, он сжигает второй том «Мертвых душ». Писатель аргументировал это тем, что в его новом произведении недостаточно ясно были показаны дороги к идеалу.

Последние годы

В последние годы собственной жизни писатель очень часто путешествовал. В 1847 году он выпускает цикл статей, оформленных в виде писем «Выбранные места из переписки с друзьями». Тут цензура очень сильно постаралась, она была изменена чуть ли до неузнаваемости, а результат ее появления был крайне негативным – критики признали ее слабой в художественном плане. В то же время писатель работает и над «Размышлениями о Божественной литургии», которая появляется только уже после смерти Гоголя. В это время своей жизни он очень много внимания уделял религии, считал, что не может работать до тех пор, пока не поклониться Святому Гробу и отправляется туда. В 1850 году писатель делает предложение руки и сердца А.М. Виельгорской, но, к сожалению, получает отказ. В 1852 году он регулярно встречается с протоиереем Матвеем Константиновским, самым настоящим фанатиком и мистиком.

Николай Васильевич Гоголь: жизнь и творчество

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) родился на Украине, в селе Сорочинцы на Полтавщине. Его отец был из помещиков рода Богдана Хмельницкого. Всего в семье воспитывалось 12 детей.

Детство и юность

В родовом имении Гоголей постоянно собирались соседи и друзья: отец будущего писателя слыл большим почитателем театра. Известно, что он даже пробовал писать свои пьесы. Так что талант к творчеству Николай унаследовал по отцовской линии. Во время обучения в Нежинской гимназии он прославился тем, что любил сочинять яркие и смешные эпиграммы на своих одноклассников и преподавателей.

Поскольку педагогический состав учебного заведения не отличался высоким профессионализмом, гимназистам приходилось много времени посвящать самообразованию: они выписывали альманахи, готовили театральные постановки, издавали свой рукописный журнал. На то время Гоголь еще не думал о писательской карьере. Он мечтал поступить на государственную службу, которая тогда считалась престижной.

Петербургский период

Переезд в Петербург в 1828 году и столь желанная государственная служба не принесли Николаю Гоголю морального удовлетворения. Оказалось, что работа в канцелярии скучна.

В это же время появляется первая напечатанная поэма Гоголя «Ганс Кюхельгартен». Но и в ней разочарован писатель. Причем настолько, что лично забирает изданные материалы из магазина и сжигает.

Жизнь в Петербурге действует на писателя удручающе: неинтересная работа, унылый климат, материальные проблемы… Он все чаще задумывается вернуться в живописное родное село в Украине. Именно воспоминания о родине нашли воплощение в хорошо переданном национальном колорите в одном из самых известных произведений писателя «Вечера на хуторе близь Диканьки». Этот шедевр был радушно принят критиками. А после того, как позитивные отзывы о «Вечерах…» оставили Жуковский и Пушкин, для Гоголя открылись двери в мир настоящих корифеев писательского искусства.

Вдохновленный успехом первого удачного произведения, Гоголь спустя короткое время пишет «Записки сумасшедшего», «Тараса Бульбу», «Нос», «Старосветских помещиков». Они еще больше раскрывают талант писателя. Ведь никто до этого в своих произведениях так точно и ярко не затрагивал психологию «маленьких» людей. Недаром известный критик того времени Белинский так восторженно отзывался о таланте Гоголя. В его произведениях можно было найти все: юмор, трагизм, гуманность, поэтизм. Но при всем этом писатель продолжал оставаться не до конца удовлетворенным собой и своим творчеством. Он считал, что его гражданская позиция выражается слишком пассивно.

Потерпев неудачу на государственной службе, Николай Гоголь решает попробовать свои силы в преподавании истории в Петербургском Университете. Но и тут его ожидало очередное фиаско. Поэтому он принимает очередное решение: полностью посвятить себя творчеству. Но уже не как писатель-созерцатель, а как активный участник, судья героев. В 1836 году из-под пера автора выходит яркая сатира «Ревизор». Социум принял это произведение неоднозначно. Возможно потому, что Гоголь сумел очень чутко «задеть за живое», показав все несовершенство тогдашнего общества. В очередной раз разочарованный в своих силах писатель принимает решение покинуть Россию.

Римские каникулы

Из Петербурга Николай Гоголь эмигрирует в Италию. Спокойная жизнь в Риме благотворно влияет на писателя. Именно здесь он приступает к написанию масштабного произведения — «Мертвые души». И снова общество не приняло реальный шедевр. Гоголя обвинили в клевете на родину, ведь социум не смог принять удар по крепостному укладу. Даже критик Белинский ополчился против писателя.

Непринятие обществом не лучшим образом сказалось на здоровье писателя. Он сделал попытку и написал второй том «Мертвых душ», но сам же лично и сжег рукописный вариант.

Скончался писатель в Москве в феврале 1852 года. Официальной причиной смерти была названа «нервная горячка».

Интересные факты из жизни писателя

  • Гоголь увлекался вязанием и шитьем. Знаменитые нашейные платки он делал для себя сам.
  • Писатель имел привычку ходить по улицам только с левой стороны, чем постоянно мешал прохожим.
  • Николай Гоголь очень любил сладости. В его карманах всегда можно было найти конфеты или кусочек сахара.
  • Самым любимым напитком писателя было козье молоко, сваренное с ромом.
  • Вся жизнь писателя была сопряжена с мистикой и легендами о его жизни, что порождало самые невероятные, порой нелепые слухи.

Творчество Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) начал свою литературную деятельность как писатель-романтик. Литературным дебютом стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832).

В «Вечерах» народность выступает еще в границах романтической художественной системы. В текстах отразился «идеальный мир» автора. Жизнь украинского народа, реальная Диканька являются у Гоголя волшебно преображенными. Не давая всесторонней картины народной жизни, «Вечера» раскрывают ее поэзию. Не случайно В.Г.Белинский писал: «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя».

В двух повестях («Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть») фантастика приобретает зловещий (в последней – с оттенком мистического) характер. Фантастические образы здесь запечатлевают существующие в жизни злые, враждебные человеку силы, прежде всего – власть золота. Однако и в этих повестях развертывается история не торжества, а наказания зла и таким образом утверждается конечная победа добра и справедливости.

В последующие годы Гоголем был создан сборник «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др.). В «Портрете», «Невском проспекте» и «Записках сумасшедшего» Гоголь оставляет украинскую тематику и обращается к петербургской действительности. Позже (также на основе петербургского материала) написаны «Нос» и «Шинель».

Над последней по времени в петербургском цикле повестью – «Шинель» – Гоголь работал в 1839 – 1841 годы. Рисуя судьбу бедного чиновника, Гоголь наполняет повесть огромным социальным и гуманистическим содержанием. История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», – история искажения и гибели человека под властью обстоятельств.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей русской литературы, утверждения в ней принципы социального гуманизма и «натурального» направления. Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Гоголя. Достоевскому приписывают знаменитые слова: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»».

Наиболее значительными произведениями Гоголя считаются комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души»

В октябре 1835 года Гоголь обратился к Пушкину с просьбой дать ему какой-нибудь «чисто русский анекдот» в качестве сюжета для комедии. Пушкин поделился с Гоголем историей о чиновнике, который в провинциальном городе был принят за важную государственную особу. Перо Гоголя превратило анекдот (в основе которого лежали действительные происшествия) в комедию огромного обобщающего смысла. В декабре «Ревизор» был закончен, а в апреле 1836 года поставлен на сцене Александринского театра.

Сюжет «Ревизора» основан на общественных конфликтах. Действие комедии происходит в провинциальном городке, но порядки, в нем действующие, показаны не как частное явление, а как следствие крепостнической и бюрократической системы России. Нарисованный Гоголем мир отражает важнейшие части этой системы: суд, народное образование и просвещение, больницы, полицию, почту. Писатель указывал на концентрацию и укрупненность художественного мира своей комедии: «Это сборное место. Отовсюду, из разных углов России, стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее: произвести в зрителе яркое, благородное отвращение. ». Миру злоупотреблений Гоголь (в отличие от авторов обличительных комедий XVIII века) не противопоставляет никакого другого, положительного мира; из комедии неизбежно следует вывод, что изображенные в ней явления – норма, закон действительности.

Гениальным открытием Гоголя становится образ Хлестакова. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина».

Центральным произведением Гоголя стали «Мертвые души».

Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах, «великую национальную поэму», стремясь не только показать современную Россию (Русь «с одного боку»), но и заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни. Труд над «Мертвыми душами» писатель рассматривал как величайшее дело всей своей жизни, как свой человеческий и гражданский подвиг: «. Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем. ».

Первый том «Мертвых душ» вышел в свет в 1842 году. Действие его происходит в одной из русских губерний, но все изображаемое имеет широчайший обобщающий смысл. В поэме представлены различные «уровни» русской жизни: Россия дворянская, чиновничье-бюрократическая, народная; Россия в ее настоящем и Россия в ее великом предназначении. Россия настоящего раскрывается в своей будничной ежедневной жизни. Знакомство Чичикова с городом, его сановниками, визиты к окрестным помещикам дают возможность автору развернуть панораму действительности, показать ее контрасты.

Тема духовного омертвения раскрывается прежде всего в изображении поместного дворянства. В гоголевской поэме выступает новый по сравнению с пушкинским тип реализма, новые способы типизации и психологизма. В отличие от духовно развитых, сложных характеров пушкинских героев, гоголевские персонажи – существа ординарные, представители «толпы».

Жизнь помещиков представлена в «Мертвых душах» в двух формах: бесцельно-беззаботного эгоистического существования и жадного стяжательства. В основном писатель изображает персонажей «извне». В произведении Гоголя остается черта, восходящая к романтизму: в современном мире умирает духовное и воцаряются вещи, действительность становится только материальной. Отсюда подробное описание вещей в доме Манилова, Коробочки, Собакевича.

Иными путями художественного обобщения Гоголь идет в изображении Чичикова. В отличие от статичных портретов помещиков, здесь дана динамичная характеристика, что вызвано сложностью центрального героя поэмы. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение сделать героем поэмы не добропорядочного человека, а «припрячь» «подлеца», Гоголь детально исследует истоки его личности. Глубочайшая связь между характером и обстоятельствами проведена и здесь. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков – порождение окружающего мира с его противоречиями бедности и богатства.

Родившись в бедной семье, Чичиков не становится «маленьким человеком» типа Башмачкина. Чтобы подняться по общественной лестнице, он неуклонно воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова – черта нового буржуазного общества, деньги для него – средство достижения карьеры.

Читайте также:  Роль эмоционально окрашенной лексики в речи

Гоголь очень точно определяет одну из характерных черт поднимающейся буржуазии – жизненную энергию своего героя, целенаправленность его действий и в то же время их предельную эгоистичность. Хотя все предприятия Чичикова оканчиваются неудачей, он неутомимо рвется вперед, к манящей заветной цели. Обладая незаурядной силой воли, он до поры до времени набрасывает узду на свои желания и страсти, обрекает себя на скромное существование, чтобы затем начать действовать «по большому счету».

Сложность гоголевской поэмы – в двуплановости, которая определяет ее идею, композицию, стиль. Русская действительность открывается Гоголю не только в «мертвенном» состоянии, но и в своих огромных возможностях. Выразителем идеального в поэме является народная Россия, ее скрытые, дремлющие силы. Реалистическое художественное видение Гоголя констатирует темноту и невежество закрепощенного народа. В то же время писатель стремится проникнуть в будущее, представляющееся ему на путях утверждения «удалой» русской национальности, победы живой души над мертвящими общественными порядками. Залог этой победы Гоголь видит в «богатырстве» народа, его талантливости и одаренности; в «бойком, размашистом» русском слове; в «необъятном просторе», «могучем пространстве» русской земли.

«Мертвые души» – вершина творчества Гоголя. Реализм поэмы выразился в многомерности художественного видения жизни, в способности раскрыть ее в движении, в глубоком внимании к социальным проблемам и взаимоотношениям людей. Идеальное в поэме вырастает из самой действительности, из русской народной почвы, которая в самой себе заключает источник своего великого будущего.

Возникающая в поэме тема неведомого будущего приводит к тому, что в эпическое повествование вливается романтическая струя «лирических отступлений». Значительная их часть посвящена родной стране: «. И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. ».

В поэме возникает и образ автора, богатство чувств которого раскрывается в лирических отступлениях. В VII главе Гоголь размышляет о судьбах и путях двух писателей в России. Признавая «сладкое обаяние» романтических произведений, Гоголь тем не менее избирает судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Гоголь обозначает путь реалистического творчества. Вместе с тем в реализме «Мертвых душ» продолжает жить романтическая струя, определяя «высокий» настрой поэмы.

«Двойственностью» отличается и юмор Гоголя. Наряду с обличительными и сатирическими нотами в нем звучат грусть и боль за человека; сквозь «видимый миру смех» проступают «незримые, неведомые ему слезы».

Работая над «Мертвыми душами», Гоголь называл их то романом, то повестью, то поэмой. Вероятно, он хорошо осознавал необычность своего произведения: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь . не похожа ни на повесть, ни на роман». Печатая «Мертвые души», Гоголь определился окончательно. Субъективное начало, высокий лирический настрой, эпическая широта повествования, интенсивность авторской «партии», очевидно, побудили писателя назвать свое творение «поэмой». «Мертвые души», конечно, заключают в себе важнейшие черты жанра социально-психологического романа, который в дальнейшем займет такое большое место в русской литературе (глубокое раскрытие общественных отношений, разнообразие и типизация характеров). Вместе с тем текст уникален. В «Мертвых душах» органически сочетаются объективный, повествовательно-драматический элемент с лирическими высказываниями, высокая поэзия и беспощадная проза, «живой поток» жизни с четкой авторской целью.

Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» – которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

Русская литература второй половины 19 века

Интересные ответы

Кальмары являются наиболее подвижными моллюсками, относящимся к классу головоногих. Они способны перемещаться с огромной скоростью, которая может достигать 200 км/час

Джейн Остин – величайшая писательница 18 столетия, является одним из основоположников жанра реализм. Джейн Остин появилась на свет 16 декабря 1775 года

Гриб трутовик, особый вид многолетних грибов-паразитов, растет только на лиственных деревьях. В лесах на березе, осине, ольхе и некоторых других деревьях часто можно увидеть нарост, состоящий из нескольких слоев

Теодор Шванн (1810-1882) опубликовал монографию, в которой объявили, что все животные и растения сделаны из одного фундаментального элемента.

В настоящее время проблема сохранения экологии нашей планеты стоит особенно остро. Технический прогресс, рост населения Земли, постоянные войны и промышленная революция, преобразование природы и расширение ойкумены неумолимо

Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателей, которые отважились взглянуть в творческий мир поэтов и писателей. Благодаря ей народ в свою очередь мог бороться за собственную свободу, ликвидировать террор и нищету. Историческое значение литературы просто огромно, ибо русские писатели старались для нее, создавая великолепные произведения, признающиеся с годами, веками шедеврами художественного творчества. Отличительная черта русской литературы второй половины 19 века – это, прежде всего, изощренный язык, необычные образы, превосходное сочетание неких слов, глубокие переживания и страдания героев, трудности, проблемы, которые, ставясь в том или ином произведении, обязательно решались, находились ответы.

Говоря о таком периоде, невозможно не упомянуть великого творца, преобразившего русскую литературу – Ивана Сергеевича Тургенева. Это мастер художественного слова, это чувствительный к обычным деталям человек, внимательный, образованный, а главное талантливый. Всем известен он своим творчеством: и «Рудин», и «Накануне», и «Отцы и дети», и др. Во всех собственных повестях и романах Тургенев смог выносить на бумагу тревожные свои мысли и волнующие голову вопросы, которые актуальны и популярны и по сей день. Без великолепного деятеля литература не была бы наполнена столь яркими и поражающими воображение произведениями!

Не меньшее значение в литературу внес и Чернышевский со своим романом «Что делать?». Повествует он об общественном движении, о борьбе за свободу. Произведение призывало неоднократно к революционным действиям. Несомненно, были и те, кто не мог принять роман как нечто познавательное и выдающееся, однако период разрухи, коренного перелома удалось увидеть всем читателям в произведении. И за это большое спасибо Чернышевскому.

Как можно забыть об Иване Александровиче Гончарове! Именно ему получилось показать людям разложение крепостного права! В арсенале у него лишь три произведения: всем знакомый «Обломов», популярная «Обыкновенная история», захватывающий «Обрыв», – однако столь немногим писатель вдохнул в литературу нечто новое, нарисовав живые образы чиновников, помещиков. С помощью творчества Гончарова люди открывают для себя атмосферу того времени, сталкиваются с трудностями, которые представить без книг довольно-таки сложно.

В этот период литература впустила к себя в ряды крупнейшего творческого деятеля, влияние которого на умы людей просто огромно, – Федора Михайловича Достоевского! Человек, что столкнулся с множеством преград и трагедий в жизни. Все тяготы собственной жизни изложил он в своих произведениях. Отчаянием и безысходностью полны «Бедные люди», поражение и сострадание появляются в душах читателей, когда перед глазами появляется книга «Братья Карамазовы», волнением наполнены «Записки из мертвого дома», а роман «Преступление и наказание» пугает и страшит воображение. Настолько живо и тревожно выявились на страницах книг образы, что создал Достоевский!

Обличал взяточников, нечестных людей, ненавидел либералов, лицемеров, тщеславных индивидуумов. Вызывали неприязнь у него те, кто собирал народ для собственных нужд. Человеком, который не смел терпеть подобное, был Салтыков-Щедрин – чудесный писатель, автор рассказов, что западают в самую душу. Все эмоции по поводу того периода времени отразились в его произведениях: непревзойденные «Господа Головлевы», таинственная и странная «История города Глупова». Салтыков-Щедрин собственным творчеством пытался донести всем читателям, что зажиточных людей, ханжей слишком много на планете. Они были, есть и будут. Только оставлять такой факт в стороне нельзя. Важно знакомиться с великими рассказами, повестями, анализировать, размышлять над прочитанным. Тогда и умы социумов просветлятся, жизнь станет проще.

А как же Некрасов? Николая Алексеевича забыть ни в коем случае нельзя! Почему? Это певец русского обездоленного народа, что собственными песнями, стихами успокаивал сердца людей, помогал в трудную минуту. Его творчество спасало от переживаний и стресса, потому как писал Некрасов о тяжкой судьбе народа в целом, внося в то или иное стихотворение близкое к самой душе! Кому не знать его великие стихотворения: «Кому на Руси жить хорошо», что вызвало полное доверие народа к непревзойденному писателю! А «Русские женщины» до сих пор читая, появляются слезы на глазах…

Беспрекословно, русская литература второй половины девятнадцатого века не обошлась бы без великолепного писателя, талант и вклад которого просто неописуем, он бесценен! Творческий деятель носит имя Лев Николаевич Толстой! Знаменит он своим творчеством, которое является просто-напросто вершиной всего! Чудесный писатель за собственную жизнь проводил множество духовных исканий, постоянно выявлял истину, что была всегда рядом. Это философ, который не боялся поделиться своими знаниями и опытом с читателями. Если обратиться к его потрясающему роману-эпопее «Война и мир», то становится понятно, что Толстой, кроме того, что повествует определенную линию сюжета, после этого дает краткое, может, и не краткое изложение собственных мыслей по поводу того или иного поступка героя. Творец помогает человеку, что открыл его великий труд, стать чуточку духовным, обогащенным. Он не покидает читателя в романе до конца. В этом и уникальность деятеля! Непревзойденность Льва Николаевича состоит в том, что помимо изображения сложностей судьбы, ее превратностей, взлетов и падений, жизненных вопросов, Толстой показал и как справляться с тяготами сего мира! И в «Анне Каренине» он говорит, что таким девушкам, как Анна, которые бросают собственных детей ради потехи, не место в этой жизни! Автор дает ясно это понять. И славен писатель своим произведением под названием «Воскресение», философичность данной книги поразительна и актуальна. Лев Николаевич Толстой сумел сделать и внести в литературу то, что многим другим до сего момента не удавалось! Уникальная личность!

И последний, кого убрать из памяти нельзя – это выдающийся Антон Павлович Чехов, творческие способности которого находят свое место ближе к концу девятнадцатого века! Именно ему принадлежат известные каждому читателю слова: «Краткость – сестра таланта». Писатель преобразил период того времени тем, что создавал уникальные произведения, что коротки по своему содержанию. Точность, изображение каждой детали, быстрое попадание в атмосферу происходящего – всё это умел Чехов. Ему с легкость удавалось за считанные слова перенести читателя в определенный рассказ, не забыв историю прежнего. Что показывал Антон Павлович в собственных произведениях? Вырисовывал он пошлость человека, явно осмеивая ее, показывал узкий кругозор индивидуумов, типичные образы, что сочетают в себе отрицательные качества. Все эти образы есть в его рассказах: «Хамелеон», «Учитель словесности» и другие. Перечислять можно долго, но ознакомиться лучше самим!

Таким образом, литература сего периода славится большим количеством писателей, что являлись великими творцами, внесшими необыкновенный вклад в развитие творческого направления! Не стоит забывать то, чему посвятили всю собственную жизнь великие люди!

Также читают:

Картинка к сочинению Русская литература второй половины 19 века

Популярные сегодня темы

Свое знаменитое произведение Николай Васильевич Гоголь написал в 1836 году, в пяти действиях. В нем автор показывает все пороки чиновничества. Так как автор работал в жанре реализма, принцип комедии состоит

Почему же между мечтой и реальностью такая большая пропасть? Основной причиной является то, что мечта очень часто противоречит реальности. Однако, не стоит забывать, что человек сам творит свою реальность.

Рассказ «Поздний час» написан 19 октября 1938 году, в этот период Бунин находился в эмиграции, во Франции. В произведении отчетливо чувствуется тоска по Родине.

Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.

Пожалуй, читателю крайне легко и понятно была донесена та мысль, что доброта и понимание являются самыми большими движущими силами в этом мире. Также, хочется отметить и то

Ссылка на основную публикацию