Жизнь и творчество Коста Хетагурова

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

Скачать:

ВложениеРазмер
kosta_khetagurov.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

Цели: познакомить учащихся с творчеством поэта, публициста и драматурга, основоположника осетинской художественной литературы; выделить основные направления и темы его творчества; совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Когда приходит в мир человек, в груди которого жарко горит Прометеев огонь, человек, отмеченный печатью гениальности и при этом – кристально чистый сердцем, совестливый, беспокойный, полный безграничной любви к людям и такого же безграничного, идущего от сердца желания «отдать за них все помыслы и силы», облегчить их тяготы и невзгоды, его собственная жизнь легко и просто не складывается никогда. Горя судьба припасает ему куда больше, чем радости, боли – куда больше, чем безоблачного счастья. Да и сам он от судьбы никаких наград не просит и не ждет. Награда находит такого человека, увы, чаще всего только после смерти – но она по-настоящему высока. Это – благодарная память и любовь народа. А значит – бессмертие…

Таким вошел в пантеон гениев, чьи имена составляют славу и живую, горячую совесть Человечества, и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров. Поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…

3. Сообщение учащегося о жизни и творчестве К.Хетагурова.

Весть о появлении на свет ребенка мужского пола встречается всеми родными с величайшей радостью. Со всех сторон являются с поздравлениями, и радостное событие сопровождается пиршеством. На свет народился мальчик, чье имя наполнит душу осетин гордостью и любовью. Своего отца Коста боготворил, а матери своей не помнил совсем: Мария Гавриловна Губаева умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Отец будущего поэта женился вторично, у него родилась дочь Оля. Отставной поручик русской армии Леван Хетагуров через наместника Кавказа добился разрешения о выделении плодородной земли для постоянного жительства бедной части жителей Алагирского ущелья, и в 1870 году из Северной Осетии 149 семей на арбах отправились в сторону Кубани. 11-летнему Косте открылись ворота его второй родины — высокогорного Карачая.

За казенный счет он был определен на учебу в Ставропольскую мужскую гимназию, а затем поступил в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Хетагуров проходит школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля. Закончить академию юноше не удалось: выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили, 2 года он посещает занятия в академии вольнослушателем. Летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. Переезд Коста был связан и с тем, что он долгие годы провел вдали от родного края, его тянуло на родину, к родной языковой и культурной стихии. Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ, где пробыл почти шесть лет. Как живописец он выставляет свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, пишет театральные декорации к лермонтовскому «Демону», устраивает любительские литературно – музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ». На выставке во Владикавказском коммерческом клубе его картина «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» имела такой успех, что некоторым посетителям нужно было дотронуться до картины, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек. Но главной творческой стезей Хетагурова остается поэзия.

Стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. «Зачем, поэт, зачем великий гений, Явился рано ты так в этот мир, Мир рабства, лжи, насилья и гонений, Мир, где царил языческий кумир? Зачем судьба с таким ожесточеньем Гнала тебя из-за пустых интриг Трусливых бар, взлелеянных бездельем, Когда клеймил их твой могучий стих? Создавая стихи на русском языке, часто подражательные, Хетагуров сумел отточить свое мастерство, которой в полной мере вылилось в единственной его книге «Осетинская лира», составившая славу, признание и память потомков. «Ирон фандыр» — единственная книга его стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 года и до конца творческого пути поэта. Публиковать их было негде: в Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились по рукам, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги. Однако лишь 3 сентября 1898 года появилась первая беловая рукопись с подзаголовком «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни». Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 года явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры.

Как организатора борьбы за осетинскую школу, Хетагурова, по распоряжению начальника Терской области, высылают за пределы родного края сроком на 5 лет. Поэт выезжает в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу, который вскоре скончался. Предстояло пережить и личную драму: сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Из письма Хетагурова к Анне Цаликовой: «Может показаться странным, что я адресую письмо на Ваше имя… Имею ли я на это право – не знаю и даже не стараюсь знать. Я пишу, потому что чувствую в этом потребность… Адресую Вам, потому что верю в свой собачий инстинкт, который мне говорит, что Вы охотнее других будете делиться со мной владикавказскими новостями. Неприятно Вам — разорвите письмо, нахмурьте брови, надуйте губки и назовите меня глупцом. Улыбаетесь… ну, и, слава Богу. Я очень рад побеседовать с Вами издалека… Прежде всего, позвольте Вас поздравить с окончанием курса. Теперь, надо полагать, к Вам невозможно будет подъехать и на буланой козе; но ничего — мы Вам и издали с полным нашим удовольствием будем ломать шапку, а Вы нас удостаивайте легким кивочком. — Хорошо? Как бы я хотел взглянуть на Вас хоть одним глазком»…

1897 год стал для Коста Хетагурова самым тяжелым: туберкулез тазобедренной кости подкосил и без того ослабленный организм. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам, после тяжелейшей операции поэт шесть месяцев не вставал с койки. Возвращение на родину было коротким: У Хетагурова был свой Бенкендорф – генерал Каханов. Первое выселение поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. Поводом для новой ссылки стали статьи и сатирические произведения Косты. Казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но здоровье его непоправимо надломлено. В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью, публицистикой, пытается открыть школу рисования для одаренных детей — однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными.

К концу 1903 года, больной и одинокий, он остается в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб.

Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться сердце поэта. Ему не было и 47 лет. При жизни мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Впрочем — это участь гениев всех времен. Имя Коста для последующих поколений осетин стало своеобразным мерилом не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, но и человеческой личности.

В последний путь Коста провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы, ингуши и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была утрата всех народов Кавказа. Спустя неделю тело поэта перевезли в Северную Осетию и перезахоронили во Владикавказе.

4. Работа в группах. Выявление своеобразия творчества К.Хетагурова. Определение основных тем его лирики.

1 группа: О.В.Р., А.Я.П., Прости, Да, встретились напрасно мы с тобою (тема любви)

2 группа: На смерть горянки, Мать сирот, Будь мужчиной, Солдат (тема страдания народа)

3 группа: Поэту, Я не пророк… В безлюдную пустыню, Поэту-мечтателю, Завещание (тема поэта и поэзии)

4 группа: На новый 1892 год, Христос воскрес! Походная песня (тема борьбы за свободу, лучшую жизнь)

5 группа: Джук-тур, Утес, Не верь, что я забыл родные горы, А-лол-лай (тема Родины, природы)

6 группа: Памяти А.Н.Островского, Памяти А.С.Грибоедова, Памяти М.Ю.Лермонтова (тема благодарности русским поэтам)

5. Составление синквейна (в парах)

Память о великом осетинском поэте Коста Хетагурове передается из поколения в поколение не только в Осетии, но и в многонациональной России, во многих странах мира. Бесспорно, его жизнь – это подвиг, образец служения своему народу. Редко кому удавалось соединить в себе гений поэта и художника, просветителя и общественного деятеля, театрального режиссера и публициста. Но трепетное отношение к нему, обоготворение К.Хетагурова своим народом кроется не только в этом. Вполне справедливо считать творчество К.Хетагурова, идейное его содержание одним из составляющих осетинской национальной идеи. Пушкин, Шекспир, Гете, Вальтер – каждого из них по праву можно назвать “властителем дум” своего народа. И все же добиться такого же решающего влияния, как К.Хетагуров, на культуру, на духовный мир своего народа, вряд ли кому удалось. Ведь каждое последующее поколение осетин в духовном, культурном и нравственно-психологическом плане формируется на глубоком почитании и осмыслении “свода моральных законов” осетин, духа святого Георгия – покровителя осетин и творчества К.Хетагурова. Эти составляющие осетинской национальной идеи выступают своего рода клейковиной, сплачивающей осетин в любом уголке планеты, остовом осетинского национального “кода”.

Биография Косты Хетагурова

Жена – нет
Дети – нет

Хетагуров Коста (03.10.1859 – 19.03.1906) – осетинский поэт, драматург, художник, общественный деятель. Считается отцом осетинской литературы.

Образование и изобразительное искусство

Коста Леванович появился на свет в ауле Нар. Отец был военным, мать скончалась, когда Коста было два года. Мальчика воспитывала дальняя родственница Чендзе Дзапарова, которая любила его, как родного сына. В пять лет появилась мачеха, с которой отношения не складывались. Обучение Коста начал в местной школе, после переезда во Владикавказ ¬учился в прогимназии. С детского возраста начал увлекаться живописью.

В 1870 году его отец, возглавив народ Нарского ущелья, основал Георгиевско-Осетинское поселение на Кубани. Теперь это село носит имя Косты, находится в Карачаево-Черкесской республике. Не выдержав разлуки с родственниками, Коста вернулся из Владикавказа на родину. После этого отец пристроил его в Каланджинское училище.

С 1871 года обучался в гимназии Ставрополя. К тому времени относятся ранние сохранившиеся стихотворения («Вере», «Новый год», «Муж и жена»). В 1877 году картины Хетагурова участвовали во всероссийской выставке, где были высоко оценены. Юноша поступил в Петербургскую академию художеств. Там он имел возможность учиться у именитых художников – Репина, Сурикова, Серова, Врубеля. Получили признание картины К. Хетагурова «За водой», «Природный мост», «Скорбящий ангел», «Гора Столовая» и др. После отмены стипендии в 1883 году не стал посещать занятия, а спустя два года вернулся во Владикавказ, где жил до 1891 года.

Литературное творчество

В Петербурге были написаны первые поэмы «Чердак» и «Поздний рассвет». После переезда во Владикавказ Коста сочинил большую часть своих стихов на осетинском, печатался в периодических изданиях «Северный Кавказ», «Казбек». Однако творчество Хетагурова было расценено как слишком вольнодумное, и его выслали из Осетии на два года, которые он провел в селе с отцом. В 1892 году Коста хотел жениться на А. Цаликовой, но девушка отказала, тогда же умер его любимый отец.

С 1893 года проживал в Ставрополе, работал в газете «Северный Кавказ». Выпустил в 1895 году сборник собственных сочинений на русском языке. Через некоторое время его настиг туберкулез костей, последовали операции. Несмотря на недуг, Коста продолжал сочинять и снова был отправлен в ссылку за свою публицистическую деятельность. Местом отбывания был определен Херсон, но больному поэту этот город не подошел, и ему было разрешено переехать в Очаков. Там он жил в рыбацком доме и открыл для себя красоты морского побережья. Во время ссылки в Осетии выпущен сборник его стихотворений на родном языке «Осетинская лира», но не все произведения были допущены цензурой, часть из них изменили.

После ссылки в 1900 году Хетагуров приехал в Пятигорск, затем перебрался в Ставрополь и продолжил работать в газете «Северный Кавказ». Уже через год он переехал во Владикавказ, после чего тяжелая болезнь приковала его к постели. Поэт жил в бедности и одиночестве, пока его не забрала сестра. Хетагуров не успел закончить строительство дома, открыть детскую школу живописи, обзавестись семьей. Остались незаконченными поэмы «Хетаг» и «Плачущая скала». Умер в Георгиевско-Осетинском селе. Его прах по воле осетинского народа перевезен во Владикавказ.

Хетагуров внес большой вклад в литературное наследие своего народа, который был признан только после его смерти. Наиболее известным и пронзительным его стихотворением считается «Мать сирот». Его жизни посвящен советский фильм «Сын Иристона» (1958). Именем поэта названы села, улицы многих городов, музеи. Всего насчитывается 19 памятников, установленных в Осетии, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Пятигорске, Грузии, Болгарии.

Коста Хетагуров: биография и фото, творчество осетинского поэта

Известный осетинский поэт Коста Хетагуров, биография которого приведена в этой статье, жил и творил в конце XIX века. Также был публицистом, драматургом и живописцем. Считается основоположником всей осетинской литературы.

Значение творчества поэта

Коста Хетагуров, биография которого полна интересных фактов, родился в 1859 году в горном селении Нар на территории Северной Осетии.

Он – признанный основоположник осетинского литературного языка. Для этого народа имеет такое же значение, как Александр Пушкин для русской литературы.

Его первый знаменитый сборник увидел свет в 1899 году. Он назывался “Осетинская лира”. В нем впервые в истории были опубликованы стихи для детей, написанные на осетинском языке.

При этом много писал и на других языках Коста Хетагуров. Биография поэта интересна и русскому человеку, поскольку он сочинил множество произведений на русском. Он активно сотрудничал с периодическими изданиями Северного Кавказа. Большой популярностью пользовался его очерк по этнографии под названием “Особа”.

Первый осетинский поэт

Сразу стоит оговориться, что лидерство этого осетинского поэта не раз оспаривалось. Краткая биография Косты Хетагурова содержит информацию о том, что первое крупное стихотворное произведение на осетинском издал Александр Кубалов. Он был на 12 лет младше Хетагурова.

В 1897 году Александр написал поэму “Афхардты Хасана”. Это произведение по духу и стилю близко к фольклору, устному народному творчеству. Оно посвящено популярному среди горных народов обычаю кровной мести. Причем в поэме эта традиция осуждается. На протяжении многих лет именно это произведение считалось лучшим из того, что написано на осетинском языке.

Кубалов был представителем осетинского романтизма. Переводил стихи Байрона и Лермонтова. Судьба его оборвалась внезапно и трагично. В 1937 году, в период сталинских репрессий, его арестовали. Считается, что он умер в заключении в 1941-м.

При этом главным осетинским литератором официально остается Коста Хетагуров. Биография его доказывает, что он внес значительно больший вклад в дальнейшее развитие осетинской литературы.

Детство Хетагурова

Биография Косты Хетагурова берет начало в семье прапорщика российской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Свою мать герой нашей статьи практически не помнит. Мария Губаева умерла вскоре после родов. Воспитанием мальчика занималась родственница его отца Чендзе Дзепарова.

Через пять лет после смерти жены привел в дом новую женщину отец Косты Хетагурова. Биография поэта кратко рассказывает о его мачехе, которая была дочерью местного батюшки и не любила приемного сына. Поэтому о новой жене своего отца мальчик отзывался холодно, часто убегал из дома к дальним родственникам, с которыми у него были более искренние отношения.

Образование поэта

Чрезвычайно популярен у себя на родине Коста Хетагуров. Биография на осетинском языке подробно рассказывает, какое образование получил герой нашей статьи.

В школу он пошел в родном поселке Нар. Вскоре переехал во Владикавказ, где начал учиться в прогимназии. В 1870 году вместе с отцом перебрался в Кубанскую область со столицей в Екатеринодаре (сегодня это Краснодар). Леван Хетагуров перевез на Кубань все Нарское ущелье, он был лидером местной династии осетин. На новом месте переселенцы основали село Георгиевско-Осетинское. Сегодня оно переименовано в честь Хетагурова-младшего.

Биография Косты Левановича Хетагурова содержит один удивительный факт. Как-то он настолько соскучился по отцу, что сбежал к нему из Владикавказа в далекое кубанское село. После этого отец смог устроить его только в начальное станичное училище в Каланджинске. И то с большим трудом.

В 1871 году Коста поступил в губернскую гимназию в Ставрополье. Здесь он проучился десять лет. Из этого периода его жизни до нас дошли несколько ранних текстов поэта. Стихотворение “Вере”, написанное на русском языке, и два поэтических опыта на осетинском – “Новый год” и “Муж и жена”.

Успехи в творчестве

Биография Косты Хетагурова на осетинском повествует о том, как его художественный талант был оценен еще в начале 1880-х годов. В 1881-м его приняли в престижную академию художеств в Петербурге. Он занимался у мастера жанровой и портретной живописи Павла Чистякова.

Однако учеба складывалась не совсем удачно. Через два года его лишили стипендии, в результате он остался практически без средств к существованию. Ему пришлось бросить академию, а вскоре вернуться в Осетию.

Хетагуров начинает постоянно жить во Владикавказе. До 1891 года создает большинство своих знаменитых текстов. В основном на осетинском языке. Печатается во всероссийской и местной прессе, в частности, в газете “Северный Кавказ”, которая выходила в Ставрополе.

Ссылка

Чем еще известен Хетагуров Коста Леванович? Биография его схожа с историей Пушкиным. Оба считаются основателями литературного языка своего народа, оба за излишне свободолюбивые стихи были отправлены в ссылку.

Герой нашей статьи оказался в изгнании в 1891 году. Его выдворили за пределы Осетии. К 1895 году он обосновался в Ставрополе. При газете “Северный Кавказ” издал собственный сборник сочинений на русском языке.

Болезнь и смерть

В те же годы врачи ставят Хетагурову неутешительный диагноз – туберкулез. Он переносит две операции. В 1899 году прибывает на место официальной ссылки в Херсон. В здешнем климате чувствует себя очень плохо, постоянно жалуется на пыль и духоту. А также на то, что здесь не с кем общаться, невозможно встретить ни одного интеллигентного человека. По словам Хетагурова, на улицах только торговки и купцы.

В связи с этим он просит о переводе в Одессу. Ему в этом отказывают, соглашаясь отпустить в Очаков. Это городок в Николаевской области (Украина). Хетагуров находит пристанище в семье рыбака Осипа Данилова. Его покоряет море, которое видно уже из окон хаты. В эти месяцы герой нашей статьи сожалеет только о том, что не взял с собой краски, чтобы запечатлеть красоту здешних мест.

В Очакове до него доходят слухи, что на родине издан его сборник “Осетинская лира”. Правда, не в том виде, в каком предполагалось. Царские цензоры не могли позволить, чтобы эти стихи напечатали так, как есть. В результате многие тексты сократили или изменили до неузнаваемости, другие вовсе не вошли в стихотворный сборник. Цензоров смутило их революционное содержание.

Состояние Хетагурова не улучшалось. В том числе и из-за того, что закончился срок его пребывания в Очакове, и пришлось возвращаться в ненавистный ему Херсон.

В декабре 1899 года ссылка была, наконец, отменена. Столкнувшись с транспортными проблемами, Коста выехал из Херсона только в марте следующего года. Для начала он остановился в Пятигорске, а затем перебрался в Ставрополь, чтобы возобновить издание газеты “Северный Кавказ”.

Тяжелая болезнь поразила Хетагурова в 1901 году. Она помешала ему закончить его важные поэмы – “Хетаг” и “Плачущая скала”. В конце года он перебрался во Владикавказ. Здесь самочувствие его резко ухудшилось, и Коста оказался прикованным к кровати.

Все друзья и знакомые Хетагурова отмечали, что всю жизнь он мало заботился о себе, о своем благополучии. Только в конце жизни попытался завести семью, построить дом, но ничего не успел.

1 апреля 1906 года он умер в селе Георгиевско-Осетинское, сраженный тяжелой болезнью и постоянными преследованиями властей. Позже, по настоянию осетинского народа, его прах был перевезен и перезахоронен во Владикавказе.

Ключевые произведения

Первое крупное произведение, которое заставило критиков и читателей обратить внимание на молодого писателя, Хетагуров написал, когда учился в академии художеств. Это была пьеса “Поздний рассвет”, чуть позже вышло еще одно драматическое произведение – “Чердак”. Правда, современники отмечали, что обе пьесы были не совершенны по своей художественной форме. Это был один из первых литературных опытов автора.

В “Позднем рассвете” на первом плане оказывается начинающий художник Борис. Он молод, настроен прогрессивно и даже революционно. Свою жизнь он решает посвятить освобождению народа. Ради этого он даже отвергает возлюбленную, объясняя свой выбор тем, что желает служить народу. Для этого он стремится уехать из Петербурга, чтобы работать исключительно на общее благо. Его невеста Ольга пытается отговорить своего возлюбленного, считая мечту о всеобщем равноправии утопическим бредом. Ольга убеждает Бориса, что его долгом является служить обществу своими талантами. В конце пьесы Борис все же покидает город на Неве. Он уходит в народ.

“Мать сирот”

Для понимания проблематики лирики Хетагурова хорошо подходит стихотворение “Мать сирот” из сборника “Осетинская лира”. Это яркий пример осетинской поэзии в исполнении Косты.

В тексте он описывает один из обычных вечеров простой многодетной горянки, оставшейся вдовой. Она уроженка его родного села Нар.

Вечером женщине приходится возиться с костром в то время, как вокруг нее резвятся пятеро голодных и босых детей. Мать утешает только то, что совсем скоро будет готов ужин, на который каждый получит свою порцию бобов. Вместо этого замученные и уставшие дети засыпают, даже не дождавшись еды. Мать рыдает, так как знает, что в конце концов они все погибнут.

В этом произведении ярко показана нищета и обездоленность, в которой живут обычные осетины. Это была одна из главных тем творчества Хетагурова.

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество

Исследование жизни и творчества Косты, его художественного таланта, заинтересованности в литературе. Описание активной общественной, политической и образовательной работы, гонений за острую протестную поэтику. Его значение и след в осетинской литературе.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления15.01.2014
Размер файла18,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира»

КОСТА ХЕТАГУРОВ

3.X.1859 — 19.III.1906

О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного ухода. Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа — вот главная цель всей его жизни.

К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

Сам Коста в своей автобиографии писал: “Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий.

Отец мой — Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.

Мать моя — Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова — дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава”.

Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.

В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших впоследствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”.

В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.

В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, – рассказывала Томбашки. – В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), шлиссельбуржец Н.А. Морозов, К.Д. Эристави, Е.М. Семенская и другие.

Из Петербурга его высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.

В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско-Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.

В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта.

В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ».

В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта.

За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, — не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр». поэзия литература творчество политический

В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.

26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью, публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.

Не предадим же светлую память великого поэта и гуманиста, посвятившего жизнь борьбе за свободу нарда. Я хочу завершить эту статью словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества:

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык как счастьем дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу,

Я смог когда-нибудь к свободе проложить.

Коста Леванович Хетагуров

В истории осетинской литературы Коста Леванович Хетагуров — художник, общественный деятель, человеческая личность — явление единственное и исключительное. Его творческий подвиг настолько затмил своим величием предшественников и современников, его поэтическое искусство возвышается такой недосягаемой вершиной в цепи осетинского художественного процесса, что еще недавно исследователи убежденно говорили о том, что «перед Коста… было, в сущности, совершенно чистое поле», что «совершенство и зрелость поэзии Коста, при отсутствии до него какой-либо национальной традиции, воспринимается как явление исключительное».

Такой взгляд, кажущийся вполне естественным, конечно, недостаточен. И не только потому, что перед Коста было не «чистое поле», а большая народно-поэтическая культура. Мысль об отсутствии какой-либо «национальной традиции» тоже не соответствует истине. Творчество Коста имеет определенный историко-культурный контекст, будучи закономерным звеном в художественном процессе родного народа. В историко-культурном процессе любого народа случайным можно признать нереализованные возможности, но все его явления, все достижения исторически необходимы и обусловлены.

Исключительность творческих достижений Коста Хетагурова говорит лишь о том, что историческая необходимость, духовная деятельность нации, породившей его, нашла в нем: самое полное и художественно совершенное выражение. Величие Коста не отрицает, напротив, подтверждает необходимость и закономерность творчества его предшественников и современников, как проявление «творческой силы нации», ее исторической потребности. И если эта историческая необходимость стала величественной действительностью в творчестве Коста Хетагурова, то в этом надо видеть лишь основополагающее значение наследия Коста в истории осетинской литературы.

Не оспаривая роли предшественников и современников поэта, мы тем не менее ясно видим, что именно с именем и подвигом Коста Хетагурова осетинская литература становится духовным явлением общенационального масштаба и значимости. Со времен Коста Хетагурова линия развития осетинской литературы стала непрерывной. Звание писателя стало символом духовного вождя и заступника народа, а художественное слово таким идейно-эстетическим фактором, без которого «духовная работа» нации была уже немыслима. Поэтому творчество Хетагурова воспринимается как средоточие духовной деятельности осетинского народа в XIX веке. Предшествующая художественная традиция — это подступы к его творчеству, а последующая — это продолжение, движение кроме всего прочего и в силу инерции, сообщенной мощной мыслью и талантом Хетагурова.

Имя Коста для последующих поколений осетин стало своеобразным мерилом не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, по и человеческой личности. В нем, в Коста Хетагурове, в идеальной полноте и гармонии выражен национальный характер осетинского народа, выкристаллизованный на протяжении его трудной многовековой истории.

В представлении осетин Коста Хетагуров не только национальный поэт, но и национальный герой.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

К. Хетагуров как основоположник осетинской литературы, поэт, просветитель, знакомство с биографией. Анализ стихотворения “Мать сирот”. Основные причины выселения К. Хетагурова за пределы Осетии. Особенности выхода осетинских стихов “Осетинская лира”.

презентация [5,3 M], добавлен 28.01.2013

Жизненный и творческий путь Ч. Диккенса. Особенности художественной манеры писателя в изображении общественной и культурной жизни Англии XIX в., значение творчества в английской и мировой литературе. Исторические реалии в тексте романа “Холодный дом”.

реферат [40,8 K], добавлен 21.04.2011

Отражение событий революции и Гражданской войны в русской литературе, военное творчество поэтов и прозаиков. Изучение жизни и творчества И.Э. Бабеля, анализ сборника новелл “Конармия”. Тема коллективизации в романе М.А. Шолохова “Поднятая целина”.

реферат [26,5 K], добавлен 23.06.2010

Характеристика советского государства и общества в 1920-1930-е гг. Биография А.И. Солженицына, трагические страницы в истории и творчестве писателя, его значение в литературе и развитии страны. “Архипелаг ГУЛАГ” как опыт художественного исследования.

реферат [43,4 K], добавлен 25.09.2010

Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления известного российского поэта И. Бродского, место и значение в мировой литературе. Суд над литератором, его депортация и жизнь за пределами советского государства. Творческий путь поэта.

реферат [38,9 K], добавлен 17.01.2015

Звезда по имени Коста. Как осетинский просветитель прославился на весь мир

Десять лет назад одна из звёзд в созвездии Дракона была названа именем Коста Хетагурова. По мнению исследователей жизни и творчества осетинского поэта и просветителя, это в полной мере отражает масштаб его личности. В одном из своих стихотворений он так и писал: «Вселенная – Отечество моё». В чём феномен Хетагурова, разбирался «АиФ-СК».

Нашёл общий знаменатель

Родился Коста в горном селении Нар в 1859 году. Маму потерял в раннем возрасте. Через некоторое время отец женился снова. Но с мачехой у мальчика отношения не сложились, детство его нельзя назвать безоблачным. И эти неурядицы, считают исследователи, помогли раскрыться многочисленным талантам, которыми Коста оказался одарён.

«Творчество – это способ метафизического переживания проблем. Когда всё в жизни благополучно, человек зачастую творческих способностей не проявляет, даже если они в нём от природы заложены», – уверен старший научный сотрудник Центра скифо-аланских исследований Владикавказского центра РАН, кандидат филологических наук Тамир Салбиев.

Учёные полагают, что первыми раскрылись способности к изобразительному искусству. Произошло это в ставропольской гимназии, где учился Коста, под влиянием учителя рисования Василия Смирнова. Оттачивать мастерство Хетагуров продолжил в Академии художеств в Петербурге. Учился на курсе Павла Чистякова с Врубелем и Серовым. Стал первым профессиональным художником Осетии. Но не только художником. Александр Фадеев называл его осетинским Леонардо да Винчи, в том числе за многогранность его таланта.

Но известен Коста в первую очередь своим литературным творчеством – как основоположник осетинской литературы и литературного осетинского языка.

«XIX век. Осетия входит в пространство Российской империи: административное, культурное, духовное. Сама она на тот момент представляла конфедерацию горных обществ, опирающихся на традицию. И тут происходит встреча с культурой нового времени. У осетин богатая фольклорно-поэтическая традиция. Но когда наступают новые времена, появляются проблемы, которые требуют переосмысления, и сделать это в рамках фольклора оказывается невозможно. Коста Хетагуров переводит устную традицию в письменную, создаёт литературу, наполняет язык новыми смыслами, делает его соответствующим новой эпохе. Он не придумывал новые слова и конструкции, но смог найти мировоззренческую платформу, которая обеспечила этот переход. Смог и традицию, и культуру нового времени привести к общему знаменателю», – говорит Салбиев.

«Феномен гения Хетагурова состоит в том, что он глубоко вобрал в своё творческое сознание этнические ценности своего народа, был носителем доминантных смыслов национальной культуры. Но при этом остался открытым всему многообразию и многоцветию общероссийских и общеевропейских взглядов и впоследствии стал одним из самых просвещённых людей своей эпохи», – поясняет старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, кандидат филологических наук Залина Кусаева.

За справедливость, но без насилия

Северная столица, общение и дружба с прогрессивной молодёжью оказали серьёзное влияние на мировоззрение Хетагурова, сформировали гражданскую позицию. Его судьбу и произведения сравнивают с чеховскими. Они были современниками, общались ли лично – неизвестно, но Хетагуров был дружен с художником Николаем Ярошенко. А в кисловодском доме Ярошенко бывал весь творческий бомонд, в том числе, как свидетельствуют очевидцы, и Антон Павлович.

«И Хетагуров, и Чехов отражали процессы, происходящие в обществе. Во второй половине XIX века в России чётко обозначилась проблема женского образования, общество раскололось. Одни ратовали за предоставление женщинам права на высшее образование, другие противились этому, опасаясь, что женщина забудет своё истинное предназначение – хранительницы очага. Женщины, которые стремились к просвещению, к образованию, оказывались перед дилеммой – семья или образование. У Чехова есть рассказ «Невеста». Главная героиня собирается замуж, но встречает своего друга детства, который убеждает её, что семья это ценно, но перед женщиной должна стоять более глобальная задача – просвещение. И под его влиянием она меняет планы и отправляется в Петербург, чтобы получить образование. Аналогичные мотивы в пьесе Хетагурова «Дуня». Но в финальной части автор предлагает универсальное решение «женского вопроса»: он примиряет свою героиню с родителями, дарит ей личное счастье – она выходит замуж за университетского преподавателя – и благословляет на путь просвещения, – проводит параллели Залина Кусаева. – Одним из идейных замыслов пьесы был протест против произвола властей, препятствующих женскому образованию в Осетии и закрывших Ольгинскую гимназию во Владикавказе».

Другие исследователи считают, что жизнь и творчество Хетагурова в большей степени созвучны пушкинским.

«И тот, и другой обрабатывали народные сюжеты, умели рисовать, были чувствительны к историческим вопросам, занимали неудобную для властей гражданскую позицию, из-за чего оказывались в ссылках. У Коста Хетагурова и Александра Пушкина много общего», – полагает Тамир Салбиев.

При этом исследователи подчёркивают, что, несмотря на ярко выраженное в произведениях Коста Хетагурова беспокойство о судьбе своего народа, протест против притеснения горцев и против несправедливости, идеи революционного разрушения были ему чужды. Он проповедовал любовь и православные ценности – это две ключевые темы в его творчестве.

Принёс себя в жертву

Одно из самых известных стихотворение Хетагурова – «Завещание».

Прости, если отзвук рыданья

Услышишь ты в песне моей:

Чьё сердце не знает страданья,

Тот пусть и поёт веселей,

Но если бы роду людскому

Мне долг оплатить довелось,

Тогда б я запел по-другому,

Запел бы без боли, без слёз.

«Всего два четверостишия, но они обладают удивительной глубиной. В сборнике выступают в качестве пролога и как будто адресованы читателю. Но существуют три рукописные версии сборника и это стихотворение, написанное на отдельном листе. Над строчками Коста нарисовал могильный камень, на котором написано: «Завещание». И становится понятно, что это не пролог, а эпилог, обращение к Всевышнему. На осетинском языке в этом стихотворении Коста использует обрядовую лексику, связанную с жертвоприношением. Судя по всему, он был очень воодушевлён христианским учением в части добровольного самопожертвования. Его отец воевал, несколько раз был ранен. И, рассуждая, он понимает, что долг воина – жертвовать собой ради других. Но и в мирной жизни тоже можно жертвовать собой ради других. Поэтому он занимал такую гражданскую позицию, это было частью его религиозно-философского представления о смысле жизни, это было его самопожертвование».

Ни семьи, ни социального статуса, ни общественного признания при жизни. Судьба Коста была непростой. Он был потомком легендарного Хетага (один из первых прикубанских аланов, принявших христианство) и, по мнению исследователей, мечтал продолжить свой род. Несколько раз он предпринимал попытки создать семью, но разного рода драматические обстоятельства ломали в итоге его планы. Ссылки, неустроенность, переживания сказались на здоровье. После продолжительной болезни в возрасте 46 лет Коста Хетагуров скончался.

Но общественное признание к нему пришло. В разных городах России и за рубежом осетинскому просветителю установлены памятники, названы в его честь улицы, школы, вузы, библиотеки и даже звезда в созвездии Дракона.

«Он нащупал в осетинской традиции эту универсальность, которая открыла и саму традицию, и его самого миру. Он сам прекрасно это сознавал и формулировал. «Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – Отечество моё», – цитирует поэта Салбиев. – И он по-прежнему остро актуален, потому что сейчас общественная ситуация очень похожа на ту, в которой жил он. Советская идеология ушла, и произошёл естественный откат к традиции как своего рода самозащита. Но традиция хороша только на каком-то этапе, ведь нужно дальше развиваться, нельзя закрываться. И он показал, как это нужно делать, как, оставаясь самим собой, открыться миру, войти в него и понять».

Между тем

В этом году исполняется 40 лет Мемориальному дому-музею Коста Хетагурова во Владикавказе. «В здании на улице Бутырина, построенном в 1864 году и являющемся сегодня объектом культурного наследия, поэт жил в 1901-1902 годах, – рассказала заведующая Домом-музеем Лаура Габиева. – В 1979 году здесь был открыт Мемориальный дом-музей. Внутри воссоздана обстановка того времени, есть уникальные фотоматериалы, личные вещи Хетагурова и близких ему людей». В частности, в экспозиции можно увидеть табачницу и альбом для рисования, подаренные Коста семье Смирновых, кизиловый посох, без которого поэт не мог обходиться в последние годы жизни. Исследователи продолжают собирать связанные с поэтом артефакты, ищут их через потомков людей, с которыми он был дружен при жизни. По традиции, все вещи усопшего через 40 дней раздавались близким и знакомым.

По архивным данным складывают исследователи картину его жизни. «В сентябре 1902 года в местной газете было опубликовано объявление о том, что с подоконника дома, где жил Коста, был украден ящик с масляными красками, подаренными ему Василием Верещагиным. Так стало известно о знакомстве Хетагурова с этим великим русским художником», – говорит Габиева.

Останки Хетагурова покоятся во Владикавказе, в ограде церкви. На протяжении нескольких лет обсуждается возможность причисления его к лику святых.

Помогите по литературе?

Литература | 5 – 9 классы

Помогите по литературе.

1) Объясните слова и выражения “А где блесна такая.

На подвид битюря!

” ; “Рясный парной дождик”.

Блесна на щуку ; теплый дождь.

Что такое время?

Что такое время?

Объяснить своими словами.

Объясни слова и выражения проведать?

Объясни слова и выражения проведать.

Что такое литература?

Что такое литература?

Что такое литература?

Что такое литература.

Объяснить значение выражения “Великая литература не бывает без великого писателя”?

Объяснить значение выражения “Великая литература не бывает без великого писателя”.

ПОМОГИТЕ?

Что такое Творческое выражение, объясните несколькими предложениями, плиз строчнооо.

Что такое МИЛОСЕРДИЕ?

Что такое МИЛОСЕРДИЕ?

Объясните своими словами и приведите пример милосердия из литературы или из жизненого опыта.

Что такое песня в литературе?

Что такое песня в литературе?

Пж помогите срочно!

После дождика в четверг помогите объяснить смысл пословицы?

После дождика в четверг помогите объяснить смысл пословицы.

Что такое литература?

Что такое литература?

Скажите как написать своими словами.

Перед вами страница с вопросом Помогите по литературе?, который относится к категории Литература. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 – 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

Ва – лен – ти – на можноразными спосабами.

Стихотворение величайшего шотландского поэта Роберта Бернса «Честная бедность» написано на мотив известной народной песни. Простым и легким языком поэт высказывает не только свои, но и народные представления о честности и достоинстве, добре и зле. ..

Проблема , поднятая в этом отрывке, – это то, что если человека заведомо считают глупым, “неудельным” и “лодарем”, то ему не имеет смысла быть другим. Поэтому нужно хорошо относится к людям, чтобы потом они хорошо относились к тебе. Не даром в наро..

Музыка это большая гордость человечества. Шуберт, Шопен, Бах, Чайковский и другие замечательные композиторы жившие в те века писали прекрасную музыку которую любят и ценят по сей день. В В музыке человек вырожает свои чуства радости, горя, рассужда..

Любовь – это чувства бабочек в животе, тебе хочется быть с этим человеком и не отпускать с ним, каждая мысль о расставании с ним разбивает тебе сердце. Любовь бывает разная у некоторых она взаимная, это когда люди знают о чувствах другого и отвечают..

ЯМБ. – двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. Д. слоги 1) Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ Но, ка́жется, нам не́ за ..

Однажды я помог маме донести сумки. Она очень была признательна мне. Я очень хочу помогать и другим.

Нигде не живет, насколько я помню. И жених сыскался ей, королевич Елисей. . А вот куда его, бестолкового, унесло – то отдельная сказка : – )).

Это пространство называют Швамбранским морем.

Василий Макарович Шукшин. Чудик

Жена называла его – Чудик. Иногда ласково.

Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось.

Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории –

мелкие, впрочем, но досадные.

Вот эпизоды одной его поездки.

Получил отпуск, решил съездить к брату на Урал: лет двенадцать не

– А где блесна такая. на-подвид битюря?!- орал Чудик из кладовой.

– Да вот же все тут лежали!- Чудик пытался строго смотреть круглыми

иссиня-белыми глазами.- Все тут, а этой, видите ли, нету.

– На битюря похожая?

– Я ее, видно, зажарила по ошибке.

Чудик некоторое время молчал.

– Вкусная? Ха-ха-ха. – Он совсем не умел острить, но ему ужасно

хотелось.- Зубки-то целые? Она ж – дюралевая.

. Долго собирались – до полуночи.

А рано утром Чудик шагал с чемоданом по селу.

– На Урал! На Урал!- отвечал он на вопрос: куда это он

собрался?Проветриться надо!- При этом круглое мясистое лицо его, круглые

глаза выражали в высшей степени плевое отношение к дальним дорогам – они его

не пугали.- На Урал!

Но до Урала было еще далеко.

Пока что он благополучно доехал до районного города, где предстояло ему

взять билет и сесть на поезд.

Времени оставалось много. Чудик решил пока накупить подарков племяшам –

конфет, пряников. Зашел в продовольственный магазин, пристроился в

очередь. Впереди него стоял мужчина в шляпе, а впереди шляпы – полная

женщина с крашеными губами. Женщина негромко, быстро, горячо говорила шляпе:

– Представляете, насколько надо быть грубым, бестактным человеком! У

него склероз, хорошо, у него уже семь лет склероз, однако никто не предлагал

ему уходить на пенсию. А этот – без году неделя руководит коллективом – и

уже: “Может, вам, Александр Семеныч, лучше на пенсию?” Нах-хал!

– Да, да. Они такие теперь. Подумаешь, склероз. А Сумбатыч. Тоже

последнее время текст не держал. А эта, как ее.

Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не

Подошла его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И

отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу,

стал укладывать. Что-то глянул на полу-то, а у прилавка, где очередь,

лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка,

лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза

загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро

соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про

– Хорошо живете, граждане!- сказал он громко и весело.

На него оглянулись.

– У нас, например, такими бумажками не швыряются.

Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка –

пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки – нет.

“Наверно, тот, в шляпе”,- догадался Чудик.

Решили положить бумажку на видное место на прилавке.

– Сейчас прибежит кто-нибудь,- сказала продавщица.

Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как

это у него легко, весело получилось: “У нас, например, такими бумажками, не

швыряются!” Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую

бумажку и еще двадцатипятирублевую ему дали в сберкассе дома.

Двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в

кармане. Сунулся в карман – нету. Туда-сюда – нету.

– Моя была бумажка-то!- громко сказал Чудик.- Мать твою так-то. Моя

Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и

сказать: “Граждане, моя бумажка-то Я их две получил в сберкассе – одну

двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну, двадцатипятирублевую,

сейчас разменял, а другой – нету”. Но только он представил, как он огорошит

всех этим своим заявлением, как подумают многие “Конечно, раз хозяина не

нашлось, он и решил прикарманить”. Нет, не пересилить себя – не протянуть

руку за проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать.

– Да почему же я такой есть-то?- вслух горько рассуждал Чудик.- Что

Надо было возвращаться домой.

Подошел к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у

входа. И не вошел. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать.

Ехал в автобусе и негромко ругался – набирался духу предстояло

объяснение с женой.

Сняли с книжки еще пятьдесят рублей

Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена

(она даже пару раз стукнула его шумовкой по голове), ехал в поезде. Но

постепенно горечь проходила. Мелькали за окном леса, перелески,

деревеньки. Входили и выходили разные люди, рассказывались разные истории.

Чудик тоже одну рассказал какому-то интеллигентному товарищу, когда стояли в

– У нас в соседней деревне один дурак тоже. Схватил головешку – и за

матерью. Пьяный. Она бежит от него и кричит. “Руки, кричит, руки-то не

обожги, сынок!” О нем же и заботится. А он прет, пьяная харя. На мать.

Представляете, каким надо быть грубым, бестактным.

– Сами придумали?- строго спросил интеллигентный товарищ, глядя на

Чудика поверх очков.

– Зачем?- не понял тот.- У нас за рекой, деревня Раменское.

Интеллигентный товарищ отвернулся к окну и больше не говорил.

После поезда Чудику надо было еще лететь местным самолетом полтора

часа. Он когда-то летал разок. Давно. Садился в самолет не без робости.

“Неужели в нем за полтора часа ни один винтик не испортится!”- думал. Потом

– ничего, осмелел. Попытался даже заговорить с соседом, но тот читал газету,

и так ему было интересно, что там, в газете, что уж послушать живого

человека ему не хотелось. А Чудик хотел выяснить вот что он слышал, что в

самолетах дают поесть. А что-то не несли. Ему очень хотелось поесть в

самолете – ради любопытства.

“Зажилили”,- решил он.

Стал смотреть вниз. Горы облаков внизу. Чудик почему-то не мог

определенно сказать: красиво это или нет? А кругом говорили, что “ах, какая

красота!”. Он только ощутил вдруг глупейшее желание – упасть в них, в

облака, как в вату. Еще он подумал. “Почему же я не удивляюсь? Ведь подо

мной чуть ли не пять километров”. Мысленно отмерил эти пять километров на

земле, поставил их “на попа” – чтоб удивиться, и не удивился.

– Вот человек. Придумал же,- сказал он соседу. Тот посмотрел на него,

ничего не сказал, зашуршал опять газетой.

– Пристегнитесь ремнями!- сказала миловидная молодая женщина.- Идем на

Чудик послушно застегнул ремень. А сосед – ноль внимания. Чудик

осторожно тронул его.

– Велят ремень застегнуть.

– Ничего,- сказал сосед Отложил газету, откинулся на спинку сиденья и

сказал, словно вспоминая что-то:- Дети – цветы жизни, их надо сажать

– Как это?- не понял Чудик.

Читатель громко засмеялся и больше не стал говорить.

Быстро стали снижаться. Вот уже земля – рукой подать, стремительно

летит назад. А толчка все нет. Как потом объяснили знающие люди, летчик

“промазал”. Наконец толчок, и всех начинает так швырять, что послышался

зубовный стук и скрежет. Это читатель с газетой сорвался с места, боднул

Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на

полу. За все это время он не издал ни одного звука. И все вокруг тоже

молчали – это поразило Чудика. Он тоже молчал. Стали. Первые, кто опомнился,

глянули в иллюминаторы и обнаружили, что самолет – на картофельном поле. Из

пилотской кабины вышел мрачноватый летчик и пошел к выходу. Кто-то осторожно

– Мы, кажется, в картошку сели?

– Что, сами не видите,- ответил летчик.

Страх схлынул, и наиболее веселые уже пробовали робко острить.

Лысый читатель искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень

и тоже стал искать.

– Эта?!- радостно воскликнул он, И подал.

У читателя даже лысина побагровела.

– Почему обязательно надо руками трогать?- закричал он шепеляво.

– Где я ее кипятить буду?! Где?!

Этого Чудик тоже не знал.

– Поедемте со мной?- предложил он.- У меня тут брат живет. Вы

опасаетесь, что я туда микробов занес? У меня их нету.

Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать.

В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:

“Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь.

Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

– Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.

– Почему?- спросил Чудик.- Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя

жена. Вы, наверно, подумали.

– В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это

“Приземлились. Все в порядке. Васятка”.

Телеграфистка сама исправила два слова: “Приземлились” и “Васятка”

Стало: “Долетели. Василий”.

– “Приземлились”. Вы что, космонавт, что ли?

– Ну, ладно,- сказал Чудик.- Пусть так будет.

. Знал Чудик, есть у него брат Дмитрий, трое племянников. О том, что

должна еще быть сноха, как-то не думалось. Он никогда не видел ее. А именно

она-то, сноха, все испортила, весь отпуск. Она почему-то сразу невзлюбила

Выпили вечером с братом, и Чудик запел дрожащим голосом:

Софья Ивановна, сноха, выглянула из другой комнаты, спросила зло:

– А можно не орать? Вы же не на вокзале, верно?- И хлопнула дверью.

Брату Дмитрию стало неловко.

– Это. там ребятишки спят. Вообще-то она хорошая.

Еще выпили. Стали вспоминать молодость, мать, отца.

– А помнишь?- радостно спрашивал брат Дмитрий.- Хотя, кого ты там

помнишь! Грудной был. Меня оставят с тобой, а я тебя зацеловывал. Один раз

ты посинел даже. Попадало мне за это. Потом уже не стали оставлять. И все

равно, только отвернутся, я около тебя – опять целую. Черт знает, что за

привычка была. У самого-то еще сопли по колена, а уж. это. с

– А помнишь?!- тоже вспомнил Чудик.- Как ты меня.

– Вы прекратите орать?- опять спросила Софья Ивановна совсем зло,

нервно.- Кому нужно слушать эти ваши разные сопли да поцелуи? Туда же –

– Пойдем на улицу,- сказал Чудик. Вышли на улицу, сели на крылечке.

– А помнишь?- продолжал Чудик.

Но тут с братом Дмитрием что-то случилось: он заплакал и стал колотить

кулаком по колену.

– Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке. Сколько

Чудик стал успокаивать брата.

– Брось, не расстраивайся. Не надо. Никакие они не злые, они – психи. У

– Ну чего вот невзлюбила. За што? Ведь она невзлюбила тебя. А за

Тут только понял Чудик, что – да, невзлюбила его сноха. А за что

– А вот за то, што ты – никакой не ответственный, не руководитель. Знаю

я ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в

управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает.. Она и

меня-то тоже ненавидит – что я не ответственный, из деревни.

– В каком управлении-то?

– В этом. горно. Не выговорить сейчас. А зачем выходить было? Што

она, не знала, што ли?

Тут и Чудика задело за живое.

– А в чем дело, вообще-то?- громко спросил он, не брата, кого-то еще.-

Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в

черной рамке, так смотришь -выходец из деревни. Надо газеты читать. Што ни

фигура, понимаешь, так – выходец, рано пошел работать

– А сколько я ей доказывал в деревне-то люди лучше, незаносистые.

– А Степана-то Воробьева помнишь? Ты ж знал его.

– Уже там куда деревня. А – пожалуйста: Герой Советского Союза.

Девять танков уничтожил. На таран шел. Матери его теперь пожизненно пенсию

будут шестьдесят рублей платить. А разузнали только недавно, считали – без

– А Максимов Илья. Мы ж вместе уходили. Пожалуйста – кавалер Славы

трех степеней. Но про Степана ей не говори .. Не надо.

Долго еще шумели возбужденные братья. Чудик даже ходил около крыльца и

– Деревня, видите ли. Да там один воздух чего стоит! Утром окно

откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да

запашистый, травами разными пахнет, цветами разными.

Потом они устали.

– Крышу-то перекрыл?- спросил старший брат негромко.

– Перекрыл.- Чудик тоже тихо вздохнул -Веранду построил – любо глядеть.

Выйдешь вечером на веранду.. начинаешь фантазировать: вот бы мать с отцом

были бы живые, ты бы с ребятишками приехал – сидели бы все на веранде, чай с

малиной попивали. Малины нынче уродилось пропасть. Ты, Дмитрий, не ругайся с

ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду, она, глядишь,

– А ведь сама из деревни! – как-то тихо и грустно изумился Дмитрий.А

вот. Детей замучила, дура одного на пианинах замучила, другую в фигурное

катание записала. Сердце кровью обливается, а – не скажи, сразу ругань.

– Ммх. – опять возбудился Чудик.- Никак не понимаю эти газеты вот,

мол, одна такая работает в магазине – грубая. Эх, вы. а она домой придет –

такая же. Вот где горе-то! И я не понимаю!- Чудик тоже стукнул кулаком по

колену.- Не понимаю: почему они стали злые?

Когда утром Чудик проснулся, никого в квартире не было; брат Дмитрий

ушел на работу, сноха тоже, дети, постарше, играли во дворе, маленького

Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное

сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. “Эге!- подумал

Чудик.- Разрисую-ка я ее”. Он дома так разрисовал печь, что все дивились

Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было

кончено; коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов –

стайку уголком, по низу – цветочки разные, травку-муравку, пару петушков,

цыпляток. Осмотрел коляску со всех сторон – загляденье. Не колясочка, а

игрушка. Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся.

– А ты говоришь – деревня. Чудачка.- Он хотел мира со

снохой.Ребеночек-то как в корзиночке будет.

Весь день Чудик ходил по городу, глазел на витрины. Купил катер

племяннику, хорошенький такой катерок, белый, с лампочкой. “Я его тоже

Часов в 6 Чудик пришел к брату. Взошел на крыльцо и услышал, что брат

Дмитрий ругается с женой. Впрочем, ругалась жена, а брат Дмитрий только

– Да ну, что тут. Да ладно. Сонь. Ладно уж.

– Чтоб завтра же этого дурака не было здесь!- кричала Софья Ивановна.-

Завтра же пусть уезжает!

– Да ладно тебе. Сонь.

– Не ладно! Не ладно! Пусть не дожидается – выкину его чемодан к

чертовой матери, и все!

Чудик поспешил сойти с крыльца. А дальше не знал, что делать. Опять

ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно.

Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти

подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.

– Да почему же я такой есть-то?- горько шептал он, сидя в

сарайчике.Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного

Он досидел в сарайчике дотемна. И сердце все болело. Потом пришел брат

Дмитрий. Не удивился – как будто знал, что брат Василий давно уж сидит в

– Вот. – сказал он.- Это. опять расшумелась. Коляску-то. не надо

– Я думал, ей поглянется. Поеду я, братка.

Брат Дмитрий вздохнул. И ничего не сказал.

Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из

автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке

чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко:

Тополя-а а, тополя а.

С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было

солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и

В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал. Звали его – Василий

Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал

киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом.

Читайте также:  Особенности жанра поэмы Полтава Пушкина
Ссылка на основную публикацию