Солнечное затмение – краткое содержание рассказа Лиханова

Альберт Лиханов – Солнечное затмение

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Альберт Лиханов – Солнечное затмение краткое содержание

Повесть построена на контрастах – девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель.

Посетит ли юных героев нравственное озарение?

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу http://www.fictionbook.org/forum/viewtopic.php?t=3103. Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Солнечное затмение – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Не такая уж это была окраина, нет. Окраины давно уже поощетинились бетонными доминами. Издали еще ничего, издали, сквозь дымку, этакий сказочный многоглазый городище, весь белый, чего-то обещающий. А вблизи – каменный забор. Выйдешь из-за одного дома, думаешь, ну сейчас вот и простор будет – поле, одуванчики, земля, – а вместо одуванчиков снова дом, а за ним еще и еще, и сил уже нет добираться до выхода, и глаза тоскуют от асфальтовой серости…

Так что было это вовсе не на окраине, а посередине где-то, между центром и новыми районами, и были еще тут старые деревянные домишки, бараки-засыпухи – от военных лет, и была еще земля, и одуванчики, и старые черемухи осыпали весной дощатый тротуар опавшими лепестками.

И такой тут покой стоял, отрада душе, что порой забывалось, будто это город, большой, шумный город, и казалось, что ты в районном поселке незначительного масштаба. И люди, торопливо выходившие из-за кустов акаций, от троллейбусных остановок, приехавшие из центра, с авоськами в руках или портфелями, вывернув из-за акаций, вступив из города в старый свой поселок, где жили они давно, сами не замечая, вдруг успокаивали шаг, глядели вокруг новым, ожившим взглядом, размякали как-то, потому что уголок этот, отгороженный от шума и суеты тополями, кустами и тишиной, жил другим дыханием, другим ритмом и того же требовал от всякого, кто входил сюда…

Один только батяня Федькин ходу не сбавлял. Газовал на четвертой передаче. Выруливал из-за акаций и к дому пылил.

Федор глядел на него со своей голубятни и взглядом как бы сопровождал, как бы старался отца уберечь. Только не всегда это ему удавалось.

Дорога отцова шла мимо фанерной будчонки с пластиковой волнистой желтой крышей – самого, пожалуй, современного сооружения в старом районе. Палатка бесперебойно торговала пивом, возле нее толпились мужики; мужской этот водоворот рассасывался только в сумерки, и будка эта была для Федора самым тоскливым местом. Не в городе, нет. Во всей его жизни.

Эх, жизнь. Хватало Федьке в ней расстройств и огорчений, и пары он огребал букетами, и дрался, бывало, с другими голубятниками – такое уж это дело, не обойтись, – и порол его батяня, но все неприятности и досады были в сравнении с пивнушкой этой проклятой семечками, царапиной, пустяком, мелочью. Вот чем были для Федьки все остальные неприятности. Потому как нет для человека ничего больнее срама собственного отца.

А Федькин батяня, загребая ботинками с оббитыми, побелевшими носами пыль, мчал к дому, не сбавляя скорости. Не видел черемухи, травы, облаков. Дул, страшно сосредоточенный, глядя под ноги, как бы задумавшийся о чем-то серьезном. И Федька глядел на него не отрываясь, и этот взгляд его частенько все же помогал – отец проходил мимо будки; правда, потом, миновав ее, становился он вялый и мешковатый, и пропадала враз его сосредоточенность. Но стоило Федьке сморгнуть, или оглянуться на турмана, или подумать о чем другом, даже не сводя глаз с отца, как все и начиналось.

«Э! – кричал от пивнушки какой-нибудь сиплый голос. – Джон Иванович! Подгребай к причалу!» Или еще хуже: «Американец! Валяй сюда!»

И все возле будки ржали, просто хором ржали, а отец резко разворачивался, подступал к пивнушке, задиристо выкрикивая: «Кто обзывается? Кто?» Но его обнимали, говорили пьяно: «Брось, Гера, брось, давай по единой», – и отец затухал, замолкал, толкался у будки до позднего вечера, а когда являлся домой, комната, где жили они втроем – отец, мать и Федор, – тотчас наполнялась пивным духом… Эх!

Мать уже и не плакала теперь. Глядела на отца высохшими глазами, сама высохшая, как доска, чернявая и худая, совсем старуха, а отец отворачивался в сторону, сопел, снимая ботинки, потом говорил, оправдываясь:

– Ну чо ты, чо ты, Тоня, я же не пьяный, всего кружечку.

Бог с ней, с кружечкой, пил бы себе на здоровье и три, и пять, и бутылку, если уж приспичило, нет, не это Федьку терзало, а срам. Срам отцовский. И слабость его немужская.

Звали батяню Фединого Джон Иванович в самом деле. Родился он в тридцатые годы, аж до войны. И мода тогда была. Сейчас мода на обувь, сапоги каким-то чулком носят, к примеру, очередища страшная у обувного магазина неподалеку от их поселка, ну вот, а тогда мода на имена была. На заграничные. И родители назвали отца Джоном – по-американски. Мог бы сто раз сменить это свое имя, да он и так сменил, называя себя, знакомясь, Георгием, но народ настоящее отцово имя знал, насмехался; мать объясняла, насмехался потому, что отец тут, в райончике этом и в этом доме, жил сызмальства и алкаши эти несчастные – его детские друзья.

Федор думал об этом частенько. Вот как! Вон тот, седой совсем и с палкой, – тоже, значит, отцовский кореш с детских лет. И этот, рыжий. И тот, лысатик-пузан. Сдувают с кружек пену, чокаются с отцом. Федор глядел на них с голубятни и все представить не мог, какими они мальчишками были. И были ли? Чудно это все ему казалось. И глупо. Пусть даже были они друзьями, пусть сто лет тут живут и друг друга всегда знают. Пусть… Обзываться-то чего же! Дразниться до седых волос! Ну и чем виноват отец перед ними? Объясните – чем? Этот, седой, Иван Степанович, другой Платонов, его и по имени-то никогда не зовут, просто Платонов, будто и имени нет, лысый – Егор, а отец – Американец, вот тебе… Американец. Джон. Взрослый человек, а все Американец.

Эх, батяня. Другой бы послал к черту старых друзей, коли такое дело, коли дразнят взрослого человека, детство забыть не могут. И все. Жил бы, как остальные. Шел спокойно мимо пивнушки. Не дергался по пустякам. Но, видно, была у отца какая-то своя тайна, что ли. Своя робость, которую никак не перешагнуть. Вот вырулил он из-за угла, дует домой, сосредоточившись, голову опустив, думая о чем-то. Поравнялся с будкой.

– Дядя Сэм! – кричит лысый. – Хэлло! Дуй сюда, у меня аванец! – И отец словно спотыкается. Минуту стоит, потом рукой самому себе махнет, мол, была не была, к пивнушке идет, кричит истошным голосом: «Кто сказал „дядя Сэм“?» – и народ у ларька хохочет, за животы держится. Ладно бы эти трое, друзья детства, а то все уже потешаются.

Федор глядел, как сворачивает отец к ларьку, и закусил губу, зло воткнул топор в бревно. «Черт с ним! Горбатого могила исправит!» Это материны слова, не его, но он их всегда повторяет. Повременив, огляделся вокруг себя, словно бы к жизни возвращался.

А жизнь у Федьки отдельная от всех. Собственная. С ребятишками он не якшается по причине простой: не желает быть, как отец, американцем. Он бы, правда, и не стал никогда американцем, любой бы, кто обозвал, получил как следует по зубам. Тут же. Да за такие слова. Но он с ребятами все равно не водится. Не потому, что боится, как бы по-отцовски не обозвали. Потому что за отца стыдно. Мало у кого отцы не выпивают, это есть, случается. Но ни над кем в округе не издеваются, как над Федькиным родителем. Поэтому Федор все больше один. Чтоб не пришлось говорить: «Это мой батя».

Краткое содержание Лиханов Солнечное затмение для читательского дневника

Пронзительный рассказ «Солнечное затмение» о двух ребятах, которые находят друг друга. Лена — девочка из хорошей семьи. Кажется что у нее есть все — любящие и заботливые родители, уютный дом. Сама героиня рассказа очень красивая, с длинными косами, которые украшают ее голову. Но она не только красива, еще Лена умная, добрая, веселая девочка. Она много читает и с ней всегда есть о чем поговорить. Только одна беда случилась в этой семье — Лена инвалид. Она не может ходить и никогда не встанет на ноги. Это то несчастье, которое не дает ей жить полной жизнью. Большую часть времени она проводит в интернате, где ей могут оказать необходимую помощь в повседневных делах.

Герой рассказа, друг Лены Федя. Он очень спортивный парень. Будучи одного возраста с девочкой, он много времени проводит на улице. Очень любит заниматься спортом, лазить и прыгать. Сильный физически ему приходится тяжело морально. Ведь родители Феди — алкоголики, которые не смогли сделать дом местом для всей семьи, они не являются примером для подражания, не заботятся и не переживают о сыне. И все чувства которые вызывают в мальчике — это стыд за свою семью.

Ребята общаются, начинают дружить, ведь их так многое связывает — каждый справляется со своими проблемами так как может. Общество не дает им поддержки в собственных трудностях и они ищут ее друг в друге. Крепкая дружба приводит к привязанности а затем и к взаимной первой любви.

Очень многое переживают главные герои вместе. Федор помогает Лене справиться с горечью утраты. Девочка теряет свою лучшую подругу и только поддержка близкого человека не дает ей сломаться. Даже будучи очень сильной морально, Лена все равно не справляется с некоторыми вещами, видя и чувствуя негативное отношение со стороны окружающих из-за ограниченных возможностей. Но Федя не раз приходит к ней на выручку и говорит что все сложности нужно просто постараться пережить, как солнечное затмение, за которым опять последует яркий и теплый день.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Солнечное затмение Лиханов — по русскому языку и литературе

Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьёзных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.

Я с огромным интересом прочитал повесть А.А.Лиханова «Солнечное затмение». Эта повесть мне очень запомнилась, я снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Фёдора и Лены, думал, как бы я поступил на месте Фёдора, обсуждал с мамой страницы, которые взволновали, перевернули что-то в моей жизни.

Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк. Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.

Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске.

У подростков есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены хоть и есть подружки в школе-интернате, но ее жизнь ограничена.

Она не может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся друзьями. Их дружба очень крепка.

Федор помог Лене пережить смерть ее подружки Зины, остановил её и вселил надежду, когда Лена в инвалидной коляске неслась по дороге навстречу движущемуся транспорту, можно сказать, что он спас Лене жизнь.

В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя.

Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Эти друзья – только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы друзей было много-много, и набирают таких «друзей» в Интернете. Будто то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и крутым.

А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.

У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой. Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет! Мама водила ее из школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в гости, даже берет меня с собой.

И теперь я не понаслышке знаю, как живется инвалидам. Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень трудно.

И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с препятствиями почти на каждом шагу. Мы можем без проблем перешагнуть бордюр, подняться по ступенькам, а для них это — трудно. Для того, чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают пандусы.

Альберт Лиханов: Солнечное затмение

Здесь есть возможность читать онлайн «Альберт Лиханов: Солнечное затмение» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: М., год выпуска: 1986, категория: Детскиая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Солнечное затмение: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Солнечное затмение»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Альберт Лиханов: другие книги автора

Кто написал Солнечное затмение? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Солнечное затмение — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Солнечное затмение», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Не такая уж это была окраина, нет. Окраины давно уже поощетинились бетонными доминами. Издали еще ничего, издали, сквозь дымку, этакий сказочный многоглазый городище, весь белый, чего-то обещающий. А вблизи – каменный забор. Выйдешь из-за одного дома, думаешь, ну сейчас вот и простор будет – поле, одуванчики, земля, – а вместо одуванчиков снова дом, а за ним еще и еще, и сил уже нет добираться до выхода, и глаза тоскуют от асфальтовой серости…

Читайте также:  Сердца трёх – краткое содержание романа Лондона

Так что было это вовсе не на окраине, а посередине где-то, между центром и новыми районами, и были еще тут старые деревянные домишки, бараки-засыпухи – от военных лет, и была еще земля, и одуванчики, и старые черемухи осыпали весной дощатый тротуар опавшими лепестками.

И такой тут покой стоял, отрада душе, что порой забывалось, будто это город, большой, шумный город, и казалось, что ты в районном поселке незначительного масштаба. И люди, торопливо выходившие из-за кустов акаций, от троллейбусных остановок, приехавшие из центра, с авоськами в руках или портфелями, вывернув из-за акаций, вступив из города в старый свой поселок, где жили они давно, сами не замечая, вдруг успокаивали шаг, глядели вокруг новым, ожившим взглядом, размякали как-то, потому что уголок этот, отгороженный от шума и суеты тополями, кустами и тишиной, жил другим дыханием, другим ритмом и того же требовал от всякого, кто входил сюда…

Один только батяня Федькин ходу не сбавлял. Газовал на четвертой передаче. Выруливал из-за акаций и к дому пылил.

Федор глядел на него со своей голубятни и взглядом как бы сопровождал, как бы старался отца уберечь. Только не всегда это ему удавалось.

Дорога отцова шла мимо фанерной будчонки с пластиковой волнистой желтой крышей – самого, пожалуй, современного сооружения в старом районе. Палатка бесперебойно торговала пивом, возле нее толпились мужики; мужской этот водоворот рассасывался только в сумерки, и будка эта была для Федора самым тоскливым местом. Не в городе, нет. Во всей его жизни.

Эх, жизнь. Хватало Федьке в ней расстройств и огорчений, и пары он огребал букетами, и дрался, бывало, с другими голубятниками – такое уж это дело, не обойтись, – и порол его батяня, но все неприятности и досады были в сравнении с пивнушкой этой проклятой семечками, царапиной, пустяком, мелочью. Вот чем были для Федьки все остальные неприятности. Потому как нет для человека ничего больнее срама собственного отца.

А Федькин батяня, загребая ботинками с оббитыми, побелевшими носами пыль, мчал к дому, не сбавляя скорости. Не видел черемухи, травы, облаков. Дул, страшно сосредоточенный, глядя под ноги, как бы задумавшийся о чем-то серьезном. И Федька глядел на него не отрываясь, и этот взгляд его частенько все же помогал – отец проходил мимо будки; правда, потом, миновав ее, становился он вялый и мешковатый, и пропадала враз его сосредоточенность. Но стоило Федьке сморгнуть, или оглянуться на турмана, или подумать о чем другом, даже не сводя глаз с отца, как все и начиналось.

«Э! – кричал от пивнушки какой-нибудь сиплый голос. – Джон Иванович! Подгребай к причалу!» Или еще хуже: «Американец! Валяй сюда!»

И все возле будки ржали, просто хором ржали, а отец резко разворачивался, подступал к пивнушке, задиристо выкрикивая: «Кто обзывается? Кто?» Но его обнимали, говорили пьяно: «Брось, Гера, брось, давай по единой», – и отец затухал, замолкал, толкался у будки до позднего вечера, а когда являлся домой, комната, где жили они втроем – отец, мать и Федор, – тотчас наполнялась пивным духом… Эх!

Мать уже и не плакала теперь. Глядела на отца высохшими глазами, сама высохшая, как доска, чернявая и худая, совсем старуха, а отец отворачивался в сторону, сопел, снимая ботинки, потом говорил, оправдываясь:

– Ну чо ты, чо ты, Тоня, я же не пьяный, всего кружечку.

Бог с ней, с кружечкой, пил бы себе на здоровье и три, и пять, и бутылку, если уж приспичило, нет, не это Федьку терзало, а срам. Срам отцовский. И слабость его немужская.

Звали батяню Фединого Джон Иванович в самом деле. Родился он в тридцатые годы, аж до войны. И мода тогда была. Сейчас мода на обувь, сапоги каким-то чулком носят, к примеру, очередища страшная у обувного магазина неподалеку от их поселка, ну вот, а тогда мода на имена была. На заграничные. И родители назвали отца Джоном – по-американски. Мог бы сто раз сменить это свое имя, да он и так сменил, называя себя, знакомясь, Георгием, но народ настоящее отцово имя знал, насмехался; мать объясняла, насмехался потому, что отец тут, в райончике этом и в этом доме, жил сызмальства и алкаши эти несчастные – его детские друзья.

Солнечное затмение – краткое содержание рассказа Лиханова

Кривакова Анна 8 «А» класс
МБОУ СОШ № 60 города Брянска

Я очень люблю читать, постоянно хожу в библиотеку, беру книги, люблю пересказывать их друзьям и родителям.

А однажды на уроке внеклассного чтения мы обсуждали повесть Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Очень понравилась, даже не думала, что о сложных жизненных проблемах можно писать так правдиво и душевно, жестко и просто. Поэтому решила самостоятельно прочитать книгу писателя «Магазин ненаглядных пособий». Не рассчитывая получить положительные эмоции, я сильно ошибалась.

«Могу биться об заклад: в моем детстве все было не так, как теперь», – такими строками начинает автор повесть. Прочитав еще немного, я убедилась, что у каждого поколения – свое детство. У наших бабушек и дедушек – одно, а у нас – совсем иное. Но это мне ничуть не помешало прочувствовать всю глубину текста, с одной стороны – душевность и легкость, а с другой – всю важность жизненных трудностей детей и взрослых. А каких же героев выбрал Лиханов? Это обычные дети. со своими проблемами и вопросами, трудностями и радостями. Это и простые взрослые, со своими причудами и взглядами на жизнь. Но все же есть в них что-то особенное. Зачитываясь каждой страницей, я улавливала настроение героев, открывала для себя все новые и новые черты характера детской души. А. Лиханов, как никто другой, умеет «выбирать» персонажей, умеет провести через испытания, которые проходят они.

Одним из таких счастливчиков стал герой рассказа «Магазин ненаглядных пособий» – Коленька. Очень смышленый мальчик, простодушный и весьма чистый внутренне. По его поступкам даже и нельзя подумать, что он еще парнишка. Богатым умом и светлой душой наградил его автор. На протяжении всего рассказа Коля ищет все новые и новые способы помощи другу. Он, как ученый, желающий открыть планету, жаждет помогать другим. Думаю, это качество принадлежит не только Николаю, но и его автору. Каждый герой Лихановского произведения одарен уникальными качествами. Вот, к примеру, Витька Борецкий – скромный, надежный товарищ. Мы сразу же замечаем, что как только он пришел в новый класс, Колька сразу же уделяет ему в своих мыслях много внимания. А позже, когда произошел ужасно неловкий инцидент, Колька, пожертвовав отношениями с лучшим другом, ринулся со своей поддержкой на помощь к Витьке. Я очень рада, что герои этого произведения такие великодушные, внимательные и благородные. Ведь это и есть несколько уникальных качеств!

А как же показана автором Анна Николаевна – учительница мальчишек? Прекрасная женщина, нечего сказать! В ней сочетается искренность и слегка уловимая строгость, благородство души и юное, распустившееся, как бутон розы, личико. Своей мудростью, она поражала меня все больше и больше. Да, все же умеет Лиханов создавать героев. Ну, а если вспомнить Родиона Филимоновича, – великолепный персонаж. В нем Коленька находит и советника, и друга, и учителя. Новость о продаже фотографий ввела Колю в необычные раздумья. Ему вдруг становилось обидно от того, что герой войны живет, как последний нищий, стыдно, то ли за Родиона Филимоновича, то ли за еще кого, что приходится продавать искусство, продавать частичку себя. Ведь в эти фотографии Коля вкладывал не только душу, но и все, что есть в нем чудесного. Он возился с фотографиями, как с младенцами. Холил и лелеял их, оберегая от всего, он не мог нарадоваться их красочности, запаху и всему прочему.

Своей поддержкой, теплотой и заботой Колю оберегала его бабушка. Она с самого детства была близка мальчику. Добродушная женщина, отдающая себя всецело воспитанию Коли. С такой же любовью, лаской в рассказе А. Лиханова «Высшая мера» Софья Сергеевна относилась к своему внуку Игорю. Любовь бабушек чиста и сильна. Порой мне кажется, что именно благодаря им рассказы такие чувственные и трогательные. А если вспомнить рассказ «Музыка», там бабушка принимает огромное участие в жизни мальчика. Она всегда рядом, всегда поддержит и утешит его.

Таким образом, книги Лиханова учат добру, заставляют задуматься о злободневных проблемах общества, учат нас сделать правильный выбор. Они помогают стать нынешнему поколению более благородными, нравственными.

Читайте, ребята, произведения Лиханова! Ведь в них вы сможете найти ответы на все волнующие вас вопросы жизни. Вы ничего не потеряете, а только приобретете. И еще. сможете найти себя в этой непростой жизни.

«Сочинение-отзыв на повесть А. А. Лиханова «Солнечное затмение»»

Лебедева Арина 8 «А» класс
МБОУ СОШ № 60 города Брянска

Недавно я прочитала повесть А. Лиханова «Солнечное затмение». В ней рассказывается о наших ровесниках – Феде и Лене, которым приходится преодолевать невероятные трудности. При этом подростки умеют радоваться жизни и сострадать. Альберт Лиханов пишет о любви и добре, понимании и взаимовыручке, о смысле жизни и связи поколений.

Прочитав книгу, я задумалась о своей жизни и поняла, что у меня счастливое детство. Я из благополучной семьи. Родители любят меня и всегда готовы помочь во всем. Мне, как и большинству моих сверстников, сейчас доступно многое. Есть возможность учиться и совершенствоваться, дружить и весело отдыхать. Часто мы плывем по течению и не ценим того, что имеем, проявляем свой эгоизм и не пытаемся понять окружающих.

А ведь есть такие дети, как Федька. Этот мальчик болезненно переживает беды своей семьи – беспросветное пьянство отца и страдания матери. «Что вы делаете, взрослые люди. Что за дикость такая: двое ж взрослых людей любят друг друга, ведь любят же, и мучают, терзают без жалости – зачем, отчего?» – говорит Федька. Он пытается понять своих родителей и помочь им. Несмотря на то, что отец принес семье много горя, Федька не потерял уважения к нему. Он восхищается своим отцом на стройке, увидев, как мастерски Джон Иванович управляет огромным экскаватором. Федька считает, что в их жизни все можно исправить. Встречая отца с работы, он ведет его мимо пивнушки, изо всех сил старается возвысить его в глазах матери. Федька жалеет мать, которая рано постарела от горя. Не думая о себе, он готов отдать свои вещи, чтобы помочь матери возместить недостачу. Счастье и радость мальчик находит в своем маленьком мире – на голубятне.

А Лена? По моему мнению, это героическая девочка. Она мужественно борется со своей болезнью, не позволяя окружающим себя жалеть. «Девочка, которая кажется старше взрослых», понимает, как тяжело переживают родители из-за ее недуга. Она поддерживает их, не позволяет матери уйти с работы. Особую духовную близость Лена ощущает со своим отцом. Только с ним она может поделиться мыслями о своем будущем, и отец говорит ей: «Поверим в себя, в свои силы. В то, что мы люди и ты – человек, еще небольшой, но смелый, умный и мудрый человек. Ты все сможешь. » Лена умеет дружить и поддерживать подруг. В интернате она находит радость в совместных вечерах, чтении стихов, общении с такими же, как она, больными детьми. А дома? Здесь ее гложет одиночество. Иногда я думаю, что у меня полно проблем. Но разве могут они сравниться с проблемами Лены? Девочке очень сложно передвигаться, она не имеет возможности свободно общаться со своими сверстниками, а ведь она тоже имеет право на счастье! Радостью для нее становится голубятня, запах стружки и мальчик, которого она увидела из своего окна. Встреча с Федей для Лены – спасение от одиночества. К тому же мальчик оказывается добрым и внимательным. Не позволяя себя жалеть, Лена открывается прекрасному чувству – первой юношеской любви. Все, что связано с Федькой, теперь становится важным для нее. Узнав о недостаче на складе, Лена находит способ помочь Фединой матери. Ленина любовь спасает Федю, когда для него рушится весь мир, сносится поселок, не остается места для его голубятни. А Федино чувство спасает Лену от смерти, когда она, переживая потерю подруги, оказывается на проезжей части.

Символом проблем, бед и преград в повести Лиханова выступает «солнечное затмение». «Все наши беды – это затмение, и без них тоже нельзя. Без них разучишься видеть солнце!» – говорит Федя. И это, действительно, так. Трудности нужны людям, чтобы научиться ценить жизнь, любовь, дружбу. Книга А. Лиханова помогла мне понять, что у меня прекрасное детство, и право быть счастливым есть у каждого человека. В мире есть много того, что не зависит от нас, того, что мы не в силах изменить, но человек может сделать многое, чтобы быть счастливым! Иногда для этого достаточно помочь другим людям!

«Сочинение-письмо на произведение А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»»

Рязанцева Анастасия 5 «Б» класс
МБОУ СОШ № 59 города Брянска

Я никак не могла тебе написать, но теперь наконец-таки смогу тебе рассказать о таком интересном и поучительном произведении, как «Мальчик, которому не больно».

Это рассказ А. А. Лиханова о мальчике, который был тяжело болен и не мог ходить. У него паралич нижних конечностей. У него нет друзей, но есть мама, папа и бабушка. А однажды у него появился друг, только это был не человек, а паучок. Мальчик назвал его Чоком, а себя – Чиком. Им вдвоём хорошо: Чик делится своими мыслями с паучком, а тот его слушает. Но друга скоро не стало: бабушка смела его во время уборки. Одиноко мальчику, но папа пытается всячески помогать сыну: подарил коляску, выносит мальчика на улицу, они вместе нюхают цветы – словом, постигают окружающий мир вместе. Папа возит врачей к сыну, они же втыкают иголки в ноги мальчика и спрашивают: «Больно?» А Чик им отвечает: «Нет».

Однажды папа привёл в дом священника. Мальчик догадался, что это необычный человек ещё по странному шуршанию шагов. Оказалось, что батюшка ещё и доктор медицинских наук. Мальчик во время этого посещения смотрел на золотой крест святого отца, и тут Чик неожиданно попросил: «Покрестите меня, пожалуйста!»

После этого батюшка произнес, на мой взгляд, слова, которые запали в душу и ребенка, и родителей: «Медицина бессильна без веры». Уходя, батюшка склонился к мальчику, и золотой крест коснулся ног ребёнка. Мальчик вдруг почувствовал холод, и это ощущение для него было новым.

Казалось бы, жизнь мальчика размеренна, но однажды из семьи уходит мама ( а она была кормилицей семьи), ей надоел свой ребёнок, она пытается устроить жизнь с другим человеком, уезжает заграницу. По сути, предаёт мальчика. А через некоторое время погибает в автокатастрофе и папа, а бабушка, узнав об этом, попадает в больницу. К мальчику приходят совершенно чужие люди и сообщают об этом и отправляют в интернат. А здесь такие же дети, как и он, за ними ухаживают няни, они здесь умирают (об этом мальчик догадался по пустой кровати).

И вот однажды в приют приходит батюшка – тот, который крестил мальчика. И снова батюшка коснулся тяжёлым крестом ног ребёнка, и снова мальчика пронзил холод. На прощание священник подарил иконку Богородицы. И «будто с размаха, он провёл быстро своим крестом по моим ногам», – так почувствовал мальчик снова боль. Батюшка сказал: «Верь и восстанешь». Мальчик впервые за много месяцев заплакал, после того как батюшка сказал о Господнем испытании, ведь оно не каждому дано. И эти слова вселили в ребёнка надежду на скорое выздоровление, и оно пришло совсем неожиданно в образе Богородицы – мамы. И мальчик, видя её, хватает костыли, вскакивает на ноги и делает первый шаг, а боль, будто молния, пронизывает его, и он кричит: «Мне больно!»

Читайте также:  Мартин Иден - краткое содержание романа Джека Лондона

Вот таков вкратце сюжет этого произведения, но поверь, когда я читала произведение, мне было жать мальчика, я радовалась, когда у него что-то получалось, я счастлива оттого, что он сможет ходить. Я понимаю, что это художественное произведение и здесь присутствует художественный вымысел, но сюжет рассказа жизненный. Произведение заставляет задуматься о том, что надо жить и думать не только о себе. Когда трудно, жалеть не только себя, а знать, что есть люди, которым, может быть, ещё хуже, и они нуждаются в нашем внимании, сострадании, сочувствии. Люди, давайте быть добрее друг к другу! – такова, на мой взгляд, авторская позиция. Влада, я очень хочу, чтобы ты прочитала это произведение.

Твоя подруга Настя

«Сочинение-отзыв на произведение А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»»

Храмкова Владислава 5 «Б» класс
МБОУ СОШ № 59 города Брянска

Прости, что давно не писала: времени не было. Но недавно прочла произведение Альберта Лиханова и поняла, что должна рассказать о нём тебе. Оно называется «Мальчик, которому не больно». Да, не удивляйся, такое необычное название. На первый взгляд, может показаться (если судить по названию), что речь пойдёт о каких-то бесчувственных детях, но это далеко не так.

Главный герой – мальчик-инвалид, он страдает ДЦП. Ты, наверное, знаешь, что такие дети не могут передвигаться самостоятельно, но у него есть семья: папа, мама, бабушка, которые его любят, пытаются вылечить, но пока всё безрезультатно. Ты можешь представить, что переживает мальчик? Скорее нет, а я его понимаю, потому что, ты знаешь, что я играю в спектакле «Хрустальные люди» в театре «Взрослые и дети». Я играю роль слепой девочки, и поэтому мне приходится вживаться в образ, а произведение А. А. Лиханова мне в этом помогло.

Ты, наверное, хочешь узнать, чем тронул меня рассказ? Скажу честно, мне до слёз было жаль мальчика, когда я узнала, что у него нет друзей среди ровесников, и другом, как ни странно, становится паучок (или Чок – так ласково называет его мальчик, а себя – Чик). Но у него есть бабушка и папа, которые постоянно с ним, а вот мама занята тем, что зарабатывает деньги, чтобы содержать семью, но вскоре это становится для неё обузой, и она уходит, бросив мужа и сына. Теперь с мальчиком только бабушка и папа.

Но однажды пришёл в дом кто-то и сообщил, что папа погиб в автокатастрофе. Бабушку после такого известия отвезли на скорой в больницу, а мальчика – в интернат. Можешь себе представить, что чувствует мальчик.

Но так случилось, что ещё до гибели папы в жизни мальчика появился батюшка, который сказал, что лечение без веры невозможно. Во время первой встречи с ним мальчик почувствовал от прикосновения креста священника холод в ногах, и это ощущение он испытал впервые, ведь все врачи, пытаясь вылечить мальчика, спрашивали: «Тебе больно?» Но он отвечал, что нет. И вот теперь в интернате снова появляется батюшка, и он узнает мальчика, пытается ему помочь, и это ему удается: возвращается мама, а мальчик начинает чувствовать боль. Я верю, что теперь в жизни мальчика всё будет хорошо.

Настя, ты теперь понимаешь, что я не могла не поделиться своими мыслями о рассказе с тобой, но хочу, чтобы и ты прочитала его.

Ты, вероятно, спросишь, а что дало мне это произведение? Скажу так: рассказ тронул меня до глубины души, дал мне понять, что такие дети есть среди нас, и они ничем не хуже нас, а может быть, и лучше, потому что они чувствуют не только свою, но и чужую боль. Их мир – это другой мир, доселе мне не известный. Мне так захотелось стать другом мальчику.

Теперь, Настя, я обязательно справлюсь со своей ролью и сумею более эмоционально сыграть свою героиню – девочку, которая с рождения ничего не видит, но у неё есть дар – она поёт и через песни выражает свои чувства, а это любовь, сострадание, милосердие – именно то, чего нам сегодня не хватает, потому произведение А. А. Лиханова сегодня актуально, оно созвучно пьесе «Хрустальные люди».

Я хочу, чтобы все дети прочли это произведение, посмотрели спектакль «Хрустальные люди», ведь они наполняют человека добром и состраданием, делают мягче наши зачерствевшие души.

Твоя подруга Влада

P.S. Настя, когда прочитаешь произведение, обязательно напиши о своих впечатлениях от рассказа.

Иллюстрация к произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»
Ильичева Анна 11 «А» класс
МБОУ СОШ № 60 города Брянска

Иллюстрации к произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»
Гузова Виктория 8 «Б» класс
МБОУ СОШ № 59 города Брянска

Урок внеклассного чтения по повести Лиханова А.А. “Солнечное затмение”
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Представлен краткий обзор жизненного и творческого пути А.А. Лиханова.

В анализе произведения ” Солнечное затмение” большое внимание уделено вопросам душевного восприятия современного мира глазами подростка и отношения общества к людям с ограниченными физическими возможностями.

Урок помогает ученикам формировать навыки вдумчивого чтения, воспитывает чувство любви, милосердия, дружбы и уважения к ближнему.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_lihanovu_.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по повести Лиханова А.А. “Солнечное затмение” «Обрести и сохранить душу»

Для обучающихся 8–9-х классов

Камалетдинова Зульфия Габдулхаевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №42» Октябрьского района городского округа город Уфа

  1. Дать краткий обзор жизненному и творческому пути А.А.Лиханова;
  2. Развивать умение анализировать художественный текст.
  3. Воспитывать чувство любви, сострадания и уважения к ближним.
  • беседа по вопросам;
  • инсценировка эпизода;
  • комментирование эпизодов;
  • сообщения учащихся;
  • диспут.
  • портрет А.А. Лиханова;
  • выставка произведений А.А. Лиханова;
  • толковый словарь;
  • тетрадь по литературе;

Опережающее индивидуальное домашнее задание:

  • сообщения о биографии писателя,
  • определить лексические значения слов: душа, обретение, затмение.
  • сообщение о солнечном затмении.

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести писателя Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Выбор произведения не случаен: главные герои повести – ваши сверстники. Вы прочитали повесть самостоятельно, думаю, что этот рассказ вызвал в вас особые переживания, воспоминания, и обо всём этом мы с вами поговорим на нашем уроке.

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

На предыдущих уроках мы с вами изучали творчество писателей 19 века, а для чего, как вы думаете, сегодня мы обращаемся к творчеству писателей современности?

Возможные ответы учащихся:

– Для того чтобы узнать, что волнует писателей современности.

– Обогатить свой дух жизненными примерами, примерами из жизни героев.

– Прочитав произведение, мы должны извлечь какие-то нравственные принципы.

– Раскрыть смысл названия повести.

Ознакомимся с биографией писателя Альберта Анатольевича Лиханова.

3. Сообщение обучающегося.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в г. Кирове. Учился в Кировских школах – № 9 и № 16.

Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского Государственного университета им. М. Горького в Свердловске.

1959 г. – первые книги прозы А. А. Лиханова .

1962 г – первая публикация рассказа «Шагреневая кожа» в журнале «Юность».

Основные литературные произведения объединены в трилогию: «Семейные обстоятельства» (1974) – повести «Чистые камушки» и «Обман». Произведения писателя более ста раз издавались за рубежом, по ним сняты фильмы: «Мой генерал», «Команда 33», «Карусель на базарной площади», «Высшая мера».

Награды . Творчество А. А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР.

В 1987 г. – по инициативе писателя создан советский детский фонд имени В.И.Ленина, который возглавил Альберт Анатольевич.

С 1991 г. – писатель стал председателем Российского детского фонда.

С 1992 г. – избран президентом Международной ассоциации детских фондов.

4. Беседа по вопросам:

Сегодня наш урок по повести А.Лиханова «Солнечное затмение». Впервые произведение опубликовано в журнале «Юность» в 1977г , № 7.

– Что такое повесть?

Повесть – эпическое произведение, в основе которого лежит повествование о каких – либо событиях, происходящих в жизни главных героев .

В каждом произведении есть тема и идея.

Тема – о чём говорится в тексте.

Идея – это смысл произведения, то, на что обращает наше внимание автор, ради чего он пишет то или иное повествование.

Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов .

Какие темы вы определили в произведении «Солнечное затмение»?

– Тема взаимоотношения отцов и детей;

-Тема любви к малой Родине .

Тема нашего урока: «Обращение к душе».

Что такое душа? Как вы можете объяснить значение этого слова?

С какими понятиями у вас ассоциируются понятие душа?

Домашнее задание было – найти определение слову «Душа» по Толковому словарю.

Душа ( по словарю Ожегова, Шведовой)

  1. Внутренний психологический мир человека, его сознание.
  2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
  3. (перен) Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. Д.компании.

Подумайте, почему, прочитав повесть Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», вдруг мы с вами на уроке внеклассного чтения обращаемся к такой теме? Обретение души?

В «Мёртвых душах»: омертвение души, деградация личности, потеря моральных и нравственных устоев, а в повести «Солнечное затмение» – обретение.

О брести − найти, получить, в процессе целеустремлённой деятельности.

Обратимся к тексту повести.

Главные герои нашего произведения – дети. Подростки Фёдор и Лена.

− Расскажите о Феде. Чем он живёт? Что его волнует?

Страдает Федор от неустроенности в семье: за отца, за мать

Разводит голубей, у него своя голубятня.

Переживает за отца Джона Ивановича (Американец, Сэм)

Отец часто пьян: неподалёку пивной ларёк.

− Какие черты характера присущи Феде?

Любил фантазировать («прислонился он к стойке и нырнул головой в небо, полетел в глубину»), был трудолюбивый – сам мастерил голубятню («стучал топором, рубанком, стружку гнал»), был добрый – не продал голубей, а подарил интернату, детям – инвалидам .

− В чем особенность описания мальчика?

Н ет портретной характеристики.

− Почему нет портрета героя?

Важно показать, какие поступки совершает мальчик, а не его внешние черты. Ведь поступки – это отражение внутреннего мира человека.

− Что вы можете рассказать о Лене? Какие черты характера ей присущи?

Лена – инвалид, она не может ходить, поэтому ее жизнь отличается от жизни нормальных сверстников. Конечно, у нее много друзей в интернате. Однако она одинока в нормальной жизни, и думает, что обречена на одиночество во взрослой жизни.

Морально и физически страдает: инвалид детства, «не такая как все».

− Почему Федя и Лена подружились?

− Лена, размышляя о своей жизни, часто использует определения «там» и «здесь». Что имела в виду Лена?

«Там» в интернате, где много детей с физическими недостатками, а «здесь» – дома, где она ощущает себя чужой.

Ребята, обратите внимание, что встреча с Леной послужила причиной возникновения в душе Фёдора мысли о людях, имеющих физические недостатки.

− Какие две нелюбимые вещи в жизни Лены и её подруг вы можете назвать? Прокомментируйте.

2. Когда начинают говорить за спиной.

Страхи – постоянные спутники не только Лены, но всех друзей и подруг, которые живут в интернате.

Стихотворение «Когда в объятия мои… (стихотворение, которое прочитала Лена).

Почему дети яростно хлопали, услышав эти строчки. И у всех были какие-то странные лица – «полуулыбающиеся, полугрустные»?

Повесть Альберта Лиханова называется «Солнечное затмение»

Словарь русского языка С.И. Ожегова:

Затмение , -я, ср. 1) Временное затемнение небесного светила (кода оно закрыто другим или попало в тень другого небесного тела).

2) Временное помрачение сознания. Затмение нашло на кого-либо.

Сообщение ученика о солнечном затмении:

Солнце вдруг заходит за тень Луны в определенное время . Покрытие Солнца Луной называется солнечным затмением. Это очень красивое и редкое явление. Солнечное затмение наступает, если в момент новолуния Луна пересекает плоскость эклиптики.

«Само лексическое значение слова «затмение» словно предостерегает: разум затмевается, многое не видно со всей полнотой объективности. Люди склонны действовать импульсивно, словно какая-то фатальная сила толкает к тем или иным поступкам. Именно под натиском фатальности в затмения часто случается что-то очень важное и последствия потом сказываются долго».

«Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал солнце источником света, тепла и жизни и обожествляли его.

Сценка: Федя и Лена в момент солнечного затмения.

− Как вы объясните слова Лены «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – это само солнце»?

Иногда трудности, проблемы позволяют нам осознать, насколько прекрасна жизнь, и не нужно жаловаться по пустякам. Надо жить и ценить жизнь.

Солнечное затмение в произведении повлияло на судьбы людей.

Лена узнала о жуткой трагедии, которая произошла во время солнечного затмения с её лучшей подругой – Зинкой.

− Какое затмение произошло в душе Лены, когда она получила письмо от Вали?

Узнав о смерти подруги, « Лена в отчаянии выкатила коляску на лестницу. Цепляясь обеими руками за перила, сдерживая каталку, спустилась вниз… Она ничего не видела перед собой. Не хотела видеть». Не хотела жить.

− Как вы относитесь к поступку Лены? Можно ли оправдать её решение ?

Нет. Самый большой грех – это самоубийство. Все в жизни можно преодолеть. Всегда есть выбор, в любых ситуациях. Раз человек родился на свет, значит он нужен . А жизненные трудности, к сожалению, всегда случаются с людьми, нужно только их преодолеть. А Леной в тот момент овладели только собственные переживания. Забыла о родителях, о Феде…

− Как вы понимаете значение этих строк : « В нашей жизни надо быть готовым ко всему и не отчаиваться, если в твоей жизни вдруг наступило затмение. После него всегда выглядывает солнце и становится тепло и светло»?

− Как жил Федя до встречи с Леной?

О н жил в своем мирке, никого туда не пуская . Единственные близкие существа – голуби.

− Затмение происходит и с Федей. Как это было?

В отчаянии принимает решение сжечь голубятню, которую он строил своими руками, потому что «… на месте голубятни будут рыть котлован».

Выразительное чтение отрывка (Стр.125-125 ).

− Солнечное затмение – это как некая схватка тьмы и света. Как долго длится это природное явление?

− Так и затмение, временное помрачение сознания Феди продлилось немногим 3-4 минуты. Что для себя открыл в этом эпизоде Фёдор?

Нельзя бросать на произвол судьбы тех, кому ты позволил дать надежду.

Не мог Фёдор позволить голубям погибнуть.

− Что для Фёдора означают голуби?

О ни смысл его жизни, потеря их для него подобна смерти .

− Почему же Фёдор не продал своих голубей? Покупатель был, интересовался?

Не мог. Это всё равно, что продать своих друзей.

А ещё он отвечает за Ленку! Не смогла бы душа Фёдора обрести покой, если бы он позволил душе замолчать, оставить бедную девушку. Вселил надежду в душу – отвечай за свой поступок.

Самые трогательные моменты – встречи Фёдора и Лены.

Лена часто заводит разговор о необходимости расстаться? Говорит, что ей почему – то грустно. «Жизнь улыбается мне. А потом… ты встретишь нормальную девушку и забудешь про меня»,- говорит Лена.

− Но Фёдор не таков: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!» Как вы понимаете эти слова Фёдора?

Пройдя через непростые испытания, дети эти два маленьких человечка смогли сохранить в своих душах искренность, чистоту, порядочность. Впору взрослым людям поучиться таким мужественным поступкам.

Пришло время подвести итог нашему уроку. О чём же заставил задуматься нас этот урок?

Какие жизненные ценности являются для вас самыми важными? Попробуйте назвать их:

Возможные ответы учеников:

– Не бросать друга в беде?

– За собственными переживаниями не забывать о близких людях, которые за вас волнуются.

-Нужно сохранить душу чистой, не запятнать её подлыми поступками.

Актуально ли в наше время это всё? Нужно ли обсуждать это на уроках?

Актуально, они касаются всех нас .

В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком. Нужно любить жить, принимая такой, какая она у нас есть, пытаться эту жизнь наполнить благородными поступками, развиваться творчески.

Понимать, что вслед за чёрной полосой придёт светлая полоса, вслед за «затмением» наступит прозрение. Нужно постараться стать счастливыми, как бы это ни было сложно.

Я благодарю вас за работу. Все вы заслуживаете только хороших оценок!

Просьба оценить вашу работу на уроке.

Оценка результатов работы.

Сегодня на уроке:

Мне было интересно__________________

Я не узнал ничего нового _______________

Я работал активно_____________________

Не работал ____________________________

Я работал, как обычно на уроке литературы____________________

Лучше, чем обычно______________________

Хуже, чем обычно ______________________

Я ставлю себе за урок оценку _____________

Я ставлю учителю за урок оценку __________

Домашнее задание : Сочинение-рассуждение: « О чём заставила меня задуматься повесть «Солнечное затмение»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по повести А.Грина “Алые паруса”. К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично.

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников.

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п.

Разработка представляет собой цикл уроков внеклассного чтения. Это не уроки внеклассного чтения в привычном понимании.Особенности переходного периода от младшего возрастного звена к среднему.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова “Последние холода”). 6 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии “Перевёрнутого класса” или “Перевёрнутого обучения” (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” в 8 классе.

1.Тема урока-размышления “Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе “Война и мир”. Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста.

Джек Лондон

Цель жизни — добыча. Сущность жизни — добыча. Жизнь питается жизнью. Все живое в мире делится на тех, кто ест, и тех, кого едят. И закон этот говорил: ешь, или съедят тебя самого. Белый Клык

  • Главная
  • Биография
  • Произведения
  • Аудиокниги
  • Галерея
  • Видео
  • Афоризмы
  • Разное
  • Ссылки
  • Статьи
Верстка сайтов
  • Адаптивная вёрстка
  • Вёрстка кроссбраузерная
  • Резиновая вёрстка
  • Нарезка, верстка по psd файлам;
  • Программирование JavaScript, jQuery
  • Натяжка сайтов на CMS

На правах рекламы:

Железная пята

Краткое содержание

Эвис Каннингем, дочь известного физика, знакомится с Эрнестом Эвергардом, социалистом. За обедом он подвергает критике всю систему современного общества, обвиняя его в эксплуатации труда. Эвис не соглашается, тогда Эрнест приводит ей пример Джексона — рабочего, потерявшего руку на заводе из-за добросовестности, и выкинутого хозяевами на улицу. Это побуждает Эвис заняться исследованием жизни рабочих. Результаты столь ужасающи, что она проникается взглядами Эрнеста.

Эрнеста приглашают в клуб местные воротилы, чтобы он выступил там с речью. Они думают выставить его на посмешище, но он логикой и фактами показал им, что переход власти к социалистам неизбежен. На это был получен ответ: «Всё это так, но сейчас власть в наших руках. Силой этой власти мы удержим власть. Если вы протянете руки к нашим богатствам мы их оторвём. В громе пушек и пулемётов вы услышите наш ответ».

Эвис влюбляется в Эрнеста, но заправилам не нравится связь дочери известного физика с социалистом. Ее отцу предлагают возглавить грандиозный институт. Он отвечает отказом, и пишет книгу о рабочем классе. Книгу отказываются печатать, а вскоре у семьи отбирают дом и все акции. Одновременно с этим епископ Морхауз, друг Каннингемов, также просвещенный Эрнестом, обращается к прихожанам с проповедью социального равенства. Его объявляют больным и отправляют в сумасшедший дом.

Эвис и Эрнест женятся. Эрнеста избирают в Конгресс от социалистической партии.

Тем временем в стране происходит окончательная гибель мелких предприятий. Они поглощаются трестами, управляемыми олигархами. В поисках прибылей они выходят на внешние рынки, где сталкиваются с конкуренцией Германии, где происходят такие же события в экономике. Борьба за рынки сбыта приводит к войне. Рабочие во всех странах организуют всеобщую забастовку, в результате заключается мир. В Германии социалисты свергают кайзера и приходят к власти. В США напротив, усиливается власть олигархов. Эрнест называет их власть Железной пятой.

Доведенные до отчаяния разорившиеся фермеры поднимают восстание. Восстание жестоко подавляется армией, которая к тому времени превращается в орудие Железной пяты. Тем временем олигархи подкупают влиятельные профсоюзы. Увеличивается зарплата и сокращается рабочий день у высококвалифицированных рабочих. В привилегированное положение попадают работники связи, транспорта, машиностроения, ВПК. Им также предоставляют удобное жилье, лучшее медицинское обслуживание, их детям — лучшие школы. В то же время у прочих работников снижается зарплата, возрастает рабочий день, отменяется обязательное образование. Большинство рабочих селят просто в бараках, где исчезает само понятие культуры. Вместо зарплаты низкоквалифицированным рабочим выдают пайки, а труд становится обязательным.

Отец Эвис бесследно исчезает. Епископ Морхауз притворяется «выздоровевшим» и выходит из сумасшедшего дома. В тайне от всех он распродает свое имущество и тратит деньги на благотворительность, а после исчезает и скрывается. Роман заканчивается описанием чудовищной бойни при подавлении восстания в Чикаго осенью 1917 года. Как становится известно из рукописи и примечаний к ним, в 1932 году в США состоялось второе крупнейшее восстание рабочих, однако оно также было жестоко подавлено. Эрнест был схвачен и казнён, следы Эвис (чья рукопись осталась незаконченной) затерялись. После описываемых событий прошло ещё около 300 лет, пока в результате многочисленных восстаний власть олигархии не пала и не наступила социалистическая эпоха Братства людей.

На сайте вы можете прочитать краткое содержание романа, бесплатно читать книгу онлайн, скачать, слушать аудиокнигу “Железная пята”. Чтобы читать книгу онлайн “Железная пята“, скачать в формате doc или fb2 – перейдите по ссылке, приятного чтения. Автор: Джек Лондон.

Железная пятаThe Iron Heel

Железная пята – роман- антиутопия американского писателя Джека Лондона , впервые опубликованный в 1908 году.

Обычно считается «самой ранней из современных антиутопий», он рассказывает о подъеме олигархической тирании в Соединенных Штатах. В «Железной пяте» явно выражены социалистические взгляды Джека Лондона . Предшественник мягких научно-фантастических романов и рассказов 1960-х и 1970-х годов, книга подчеркивает будущие изменения в обществе и политике, уделяя гораздо меньше внимания технологическим изменениям.

Книга необычна среди лондонских произведений (и в литературе того времени в целом) тем, что в ней рассказывается от первого лица о женщине-главной героине, написанной мужчиной. Большая часть повествования происходит в районе залива Сан-Франциско , включая события в Сан-Франциско и округе Сонома .

Содержание

  • 1 Краткое содержание сюжета
  • 2 Анализ
  • 3 История публикаций и прием
  • 4 Влияния и эффекты
  • 5 Адаптации
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Краткое содержание сюжета

Роман основан на вымышленном «Манускрипте Эверхарда», написанном Авис Эверхард, который она спрятала и который впоследствии был найден столетия спустя. Кроме того, в этом романе есть введение и серия (часто длинных) сносок, написанных с точки зрения ученого Энтони Мередита. Мередит пишет примерно с 2600 г. н.э. или 419 г. БОМ (Братство людей). Джек Лондон пишет на двух уровнях, часто заставляя Мередит снисходительно исправлять ошибки Эверхарда, но в то же время обнажая часто неполное понимание этой перспективы далекого будущего.

Введение Мередит также действует как преднамеренный « спойлер » (на момент написания этого термина еще не существовало). Прежде чем получить шанс узнать Авис и Эрнеста, как они полюбили друг друга или как Авис стал политически вовлеченным, читателю уже говорят, что вся их борьба и надежды закончатся полным провалом и репрессиями, и что они оба быть казненным без суда и следствия. Это придает всему происходящему вид предопределенной трагедии . По-прежнему остается утешение в том, что для человечества в целом наступит счастливый конец – хотя для Авис и Эрнеста в отдельности на сотни лет слишком поздно; жестокая олигархия падет, и потомки будут оправданы и уважаемы как пионеры и мученики. Книга начинается со знакомства Авис Каннингем, дочери известного физика, с социалистом Эрнестом Эверхардом. Поначалу Авис не согласен с Эрнестом в том, что вся современная социальная система основана на эксплуатации труда . Тем не менее, она продолжает исследовать условия, в которых живут рабочие, и эти ужасные условия заставляют ее изменить свое мнение и принять мировоззрение Эрнеста. Точно так же епископ Морхаус изначально не верит в ужасы, описанные Эрнестом, но затем убеждается в их истинности и из-за своих новых взглядов попадает в сумасшедший дом .

Сама рукопись охватывает период с 1912 по 1932 год, когда в Соединенных Штатах возникла олигархия (или «железная пята»). В Азии Япония завоевала Восточную Азию и создала свою империю, Индия получила независимость, а Европа стала социалистической. Канада, Мексика и Куба сформировали свои собственные олигархии и присоединились к США (Лондон хранит молчание относительно судьбы Южной Америки, Африки и Ближнего Востока).

В Северной Америке олигархия сохраняет власть в течение трех столетий, пока революция не увенчается успехом и не возвестит Братство людей. В годы романа описывается Первое восстание и обсуждается подготовка ко второму восстанию. С точки зрения Эверхарда, неминуемое Второе восстание обязательно увенчается успехом, но, судя по фреймовому рассказу Мередит , читатель знает, что надежды Эрнеста Эверхарда останутся невыполненными до тех пор, пока не будут реализованы столетия после его смерти.

Олигархия – это крупнейшая монополия трестов (или баронов-разбойников ), которым удается вытеснить средний класс путем банкротства большинства малых и средних предприятий, а также обращения всех фермеров в эффективное крепостное право . Эта олигархия поддерживает власть через «рабочую касту » и наемников . Рабочие в таких важнейших отраслях, как сталелитейная и железнодорожная, получают повышение и получают достойную заработную плату, жилье и образование. Действительно, трагический поворот в романе (и основное предупреждение Джека Лондона своим современникам) – это предательство этих привилегированных союзов, которые порывают с другими союзами и встают на сторону олигархии. Далее формируется вторая, военная каста : Наемники. Наемники официально являются армией США, но на самом деле они работают у олигархов.

Асгард – это название вымышленного чудо-города, города, построенного олигархией, чтобы им восхищались и ценили, а также жили в нем. Тысячи пролетариев живут там в ужасной нищете и используются всякий раз, когда необходимо завершить общественные работы, такие как как строительство дамбы или канала.

Рукопись представляет собой автобиографию Эверхарда, в которой она повествует о своем привилегированном детстве в семье опытного ученого; ее брак с социалистическим революционером Эрнестом Эверхардом; падение республики США; и ее годы в подпольном сопротивлении от Первого восстания до лет, ведущих ко Второму восстанию. Рассказывая историю Авис Эверхард, роман по сути представляет собой авантюрный рассказ, в значительной степени усыпанный социальными комментариями об альтернативном будущем (с точки зрения 1908 года). Однако перспектива будущего ученого Мередит усугубляет трагическое положение Эверхарда и ее революционных товарищей.

Анализ

Джек Лондон амбициозно предсказал распад республики США, начавшийся через несколько лет после 1908 года, но различные события заставили его предсказанное будущее расходиться с реальной историей. Что наиболее важно, хотя Лондон довольно точно определил время, когда международная напряженность достигнет своего пика (1913 год в «Железной пяте» , 1914 год в реальной истории ), он (как и многие другие в то время) предсказал, что, когда этот момент наступит, трудовая солидарность помешает война, в которой будут участвовать США, Германия и другие страны.

Кроме того, Лондон предполагал, что Социалистическая партия станет массовой партией в Соединенных Штатах, достаточно сильной, чтобы иметь реальный шанс победить на национальных выборах и получить власть, оставаясь при этом революционной партией, все еще приверженной демонтажу капитализма . Вся книга основана на точке зрения Маркса, что капитализм по своей сути неустойчив. Это вызовет жестокую контрреакцию, когда капиталисты сохранят свою власть, отказавшись от демократии и установив жестокий репрессивный режим. Хотя этот точный сценарий никогда не реализовывался в США, где Социалистическая партия оставалась небольшой и маргинальной, в других местах события точно следовали лондонскому сценарию; например, в Чили в 1973 году, где правительство социалистического президента Сальвадора Альенде было свергнуто в результате государственного переворота под руководством генерала Аугусто Пиночета . Это побудило более поздних издателей книги Лондона использовать иллюстрацию на обложке, изображающую плакат, на котором Альенде растирается под каблуком ботинка.

Идея сильной и воинственной массовой Социалистической партии, возникающей в США, была связана Лондоном с его прогнозом, что средний класс сократится, поскольку монополистические тресты сокрушат рабочую силу и малый и средний бизнес. Вместо этого прогрессивная эра США привела к распаду трастов, в частности к применению Антимонопольного закона Шермана в отношении Standard Oil в 1911 году. В то же время в период прогрессивной эры были приняты такие реформы, как права профсоюзов , с дальнейшими реформами во время Новый курс 1930-х годов. Кроме того, экономическое процветание привело к резкому росту среднего класса в 1920-х годах и после Второй мировой войны.

Через сочинение Эверхарда и, в частности, перспективу далекого будущего Мередита, Лондон продемонстрировал свою веру в исторический материализм , который марксисты, такие как Фридрих Энгельс , Георгий Плеханов или Владимир Ленин , интерпретировали как предсказание неизбежного перехода от феодализма к капитализму, а затем социализм, заканчивающийся периодом отсутствия государства (также известный как полный коммунизм ), основанный на изречении Маркса «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

История публикации и прием

«Железная пята» была опубликована в 1908 году Джорджем Платтом Бреттом-старшим , который перед публикацией предложил удалить только сноску, которую он считал клеветнической. Было продано 50 000 копий в твердом переплете, но в целом не заслужило похвалы критиков. Рецензент в «Перспективе» заключил, что «как художественное произведение оно мало что может похвалить, а как социалистический трактат явно неубедительно».

Влияния и эффекты

«Железная пята» цитируется биографом Джорджа Оруэлла Майклом Шелденом как оказавшая влияние на самый известный роман Оруэлла « Девятнадцать восемьдесят четыре» . Сам Оруэлл описал в своей книге Лондон как «очень замечательное пророчество о подъеме фашизма » и полагал, что лондонское понимание примитивов сделало его лучшим пророком, «чем многие более информированные и более логичные мыслители».

Гарри Бриджес , влиятельный лидер профсоюзов середины 1900-х годов, был «подожжен» произведениями Джека Лондона « Морской волк» и «Железная пята».

Грэнвилл Хикс , рецензируя « Игрок Фортепиано» Курта Воннегута , вспомнил «Железную пяту» : «нас переносят в будущее и показывают Америку, управляемую крошечной олигархией, и здесь тоже есть восстание, которое терпит поражение».

Глава 7 «Железной пяты» представляет собой почти дословную копию иронического эссе Фрэнка Харриса (см. § Джека Лондона, обвинения в плагиате ).

Лондонская повесть «Алая чума» (1912) и некоторые из его рассказов помещены в антиутопическую обстановку будущего, которая очень похожа на сеттинг «Железной пяты», хотя на самом деле здесь нет непрерывности ситуаций или персонажей.

В дебютном романе Фредерика Тутена « Приключения Мао на долгом походе » используются обширные цитаты из «Железной пята» , помещенные вместе с подробностями китайской истории с 1912 года до прихода Мао к власти.

Адаптации

Роман экранизирован в двух российских фильмах: «Железная пята» (1919) и «Железная пята олигархии» (1999).

Сценическая адаптация Эдварда Эйнхорна была произведена в 2016 году в Нью-Йорке. По данным The New York Times , «это дает пищу для размышлений с привлекательной теплотой, которая не оставляет равнодушным».

Ссылка на основную публикацию