Железная пята – краткое содержание романа Джека Лондона

Рубрика Эксперименты

СТАТЬЯ Двойная (анти)утопия: «Железная пята» Джека Лондона

Однако далеко не все его современники восприняли роман в этом ключе и для этого были определенные причины.

Роман в творчестве писателя

«Железная пята», как и другой довольно известный роман Лондона «Мартин Иден» оказались непонятыми большинством читателей. Последовательное развенчание мифа о «человеке, который сотворил себя сам»(“self-made man”), являвшееся идейной основой «Мартина Идена», было воспринято читателем как воспевание человеческого потенциала. А «Железной пяте» повезло ее меньше – коллеги Лондона по социалистической партии осудили роман, назвав его произведением, которое скорее отталкивает новых потенциальных членов, чем привлекает.

Обложка первого издания Железной пяты 1908 года

А большинство изданий, занимающихся распространением «приключенческой беллетристики» Лондона просто проигнорировали появление романа.

На наш взгляд, причины относительной неудачи романа, который, без сомнения, задумывался не только как вклад в жанр утопии, но и как способ «продвижения социалистических идей в массы», отчасти кроются в жанровой неоднородности произведения.

Двойственность романа

Текст романа разбивается на две основных части. Одна представляет собой своего рода исторический документ, дневник жены главного героя. События, отраженные в дневнике Эвис Эвергарт , относятся к 1912 — 1932гг.

По сути, описываемые события представляют собой историю неудавшегося восстания против экономической олигархии, организованного группой революционеров во главе с главным героем – Эрнестом Эвергартом. И именно эта часть, изобилующая мрачными описаниями социального ада, куда стараниями капиталистов все глубже и глубже погружался рабочий класс, формирует так называемую «антиутопическую» составляющую произведения. Но в романе есть и второй утопический пласт, представленный комментариями историка Антони Мередита, живущего в XXVII веке, в эпоху наступившего социализма.

Оба идеологических пласта романа взаимодействуют между собой, идейно дополняя друг друга, что значительно углубляет идейную основу произведения.

Краткая теоретическая справка о жанре

Разделение романа на две части, утопическую и антиутопическую является условностью. По сути, утопию и антиутопию практически невозможно отделить друг от друга; они являются вариантами одного жанра и представляют собой литературные воплощения различных теорий о социальном развитии*.

Метафора утопии направлена в будущее и выполняет скорее пропагандистскую функцию по отношению к читателю. В качестве классического образца утопического романа конца 19 века можно назвать бестселлер того времени «Взгляд назад: 2000- 1887» Э.Беллами.

Специфика англо- американской литературной ситуации рубежа XIX-XX вв. заключалась в том, что антиутопия в этот период, в отличие от прогрессивного жанра утопии, тяготела к консерватизму. В ней воплощалось общественное беспокойство относительно будущего, которое угадывалось из актуальных общественных процессов. Антиутописта страшили всевозможные риски, которые могли сопутствовать изменению и развитию общества. Антиутопия того временем была своего рода механизмом защиты от потенциальных перемен в общественной среде.

Антиутопия того временем была своего рода механизмом защиты от потенциальных перемен в общественной среде. Эта цель достигалась посредством создания сатиры на современные общественные движения, а также на предыдущие утопические произведения.

Эта цель достигалась посредством создания сатиры на современные общественные движения, а также на предыдущие утопические произведения*. В качестве наиболее популярных антиутопий того времени можно назвать следующие произведения: «Колона Цезаря. История XX века» И. Доннелли; «Машина времени» и «Когда Спящий проснется» Г. Уэллса.

В конце 19-го века стало понятно, что утопия была адекватным литературным способом выражения социалистических идей. Дело в том, что по своему жанровому определению утопия была призвана описывать «идеальное общество», конец истории человечества, конечную точку социального прогресса. Со своей же стороны, социализм и являлся обозначением того же самого идеального состояния человеческого общества, лишенного всяких недостатков. Такое соответствие формы и содержания и было найдено в обозначенный выше временной период.

Поэтому, сама задумка Лондона создать социалистическую утопию на основе современного материала с некоторой пропагандистской задачей, выглядела вполне органично и вписывалась в рамки более ранней литературной традиции. Как следствие, и в рамках этой статьи придется прикоснуться к социалистическим воззрениям Лондона и проследить их отражение в романе.

Антиутопическая (дистопическая) составляющая «Железной пяты»

«Железная пята» создавалась непосредственно под впечатлением от неудачных революционных событий 1905 года в России. По свидетельству дочери Лондона, Джоан, поражение, которое потерпели русские революционеры в 1905 году, в глазах Лондона ничуть не ослабило идею о реальности революции, а лишь убедило его в том, что действовать нужно скорее насильственным путем, нежели чем дипломатическим.

Описания ужасной жизни рабочих, которых социум сделал похожими на диких грязных зверей,

отупевших от постоянной непереносимо тяжелой работы и голода, были неприятны современным читателям Лондона, в основном, принадлежащим к среднему классу. Наиболее жутким для них в описаниях жизни рабочих было то, что элемент вымысла был совсем незначительным. В качестве примера силы воздействия описаний Лондона можно привести отрывок спора главного героя и его будущей супруги, на тот момент не задумывавшейся о социальной ситуации в обществе:

— Насколько мне известно, вы или ваш отец, что одно и то же, состоите акционерами Сьеррской компании.

— Какое это имеет отношение к нашему спору? — негодовала я.

— Ровно никакого, если не считать того, что платье, которое вы носите, забрызгано кровью. Пища, которую вы едите, приправлена кровью. Кровь малых детей и сильных мужчин стекает вот с этого потолка. Стоит мне закрыть глаза, и я явственно слышу, как она капля за каплей заливает все вокруг*.

Читателям приходилось иметь дело не с отвлеченным описанием индустриальных ужасов отдаленного будущего, а с действительностью, лишь легко завуалированной под литературный вымысел. Так, например, считается, что события финальных эпизодов романа (описание поражения восстания, организованного Эрнестом, его арест и гибель многих его соратников) были непосредственно навеяны событиями реальными. А именно, в 1886 г. в США происходила целая серия забастовок, начавшаяся с восстания на Хеймаркет в Чикаго. Во время этого восстания в рядах полицейских, вызванных для усмирения митингующих, взорвалась бомба. Руководители восстания были приговорены к смертной казни, через несколько лет их невиновность была доказана, а взрыв был сочтен провокацией, предпринятой против недовольных.

Описания «социальной бездны» в «Железной пяте» подкрепляются объяснениями причин создания такого бедственного положения рабочего класса. Даются эти объяснения устами главного героя, Эрнеста Эвергарта, которому Джек Лондон «подарил» почти все свои идеи, высказанные им в его публицистических эссе («Революция и другие эссе»; «Война классов»).

Стоит отметить, что жанр утопии, как правило, предполагает наличие персонажа-чужака, попадающего в новый для него мир (устройство мира может быть дано со знаком «плюс» – утопия, или же со знаком «минус» – антиутопия), а также наличие персонажа, принадлежащего к этому миру, чья роль состоит в предоставлении объяснений главному герою-чужаку. Необычной особенностью романа в этом контексте будет то, что чужаком является не сам главный герой, а рассказчица, а новым миром для нее будет не другая страна или вселенная, а другой социальный класс. Роль объясняющего персонажа была отдана главному герою – Эрнесту Эвергарту.

В качестве аргумента крайней необходимости социальных реформ Джеком Лондоном используются современные социологические теории (социал-дарвинизм, марксизм и тд.) и статистические данные. Однако для создания образов революционеров Лондон использует своего рода «антинаучный прием», привлекая культурную традицию, а именно – христианскую символику. В романе присутствует галерея идеализированных образов революционеров, которые возводятся в ранг святых и мучеников революции, а сама революция отождествляется с алтарем свободы. Эрнест сравнивается со Христом, распятым провозвестником правды. На этом фоне финальные сцены романа – картины подавления спровоцированного властями стихийного восстания в Чикаго, приобретают апокалиптическое значение: изображается колоссальная бойня, даются отвратительные портреты «жителей бездны», пролетариата, который, в идеале, должен был стать движущей силой революции.

Так, проведя читателя сквозь ужасные картины социальной действительности, снабженные научно-популярными социологическими объяснениями, Лондон рисует, по истине, колоссальную картину поражения восстания, дела жизни главного героя.

В романе присутствует галерея идеализированных образов революционеров, которые возводятся в ранг святых и мучеников революции, а сама революция отождествляется с алтарем свободы.

Утопическая составляющая

Мрачные давящие описания социальных бед рабочего класса и невыносимо тяжелый и кровавый финал романа в некоторой степени уравновешиваются наличием утопической составляющей произведения. Как уже было сказано ранее, для создания утопического пласта романа Лондоном была введена фигура историка Антони Мерредита.

Его комментарии делятся на несколько групп: комментарии по хронологии «рукописи» и описание перспективы исторических событий, данное с позиции науки «Эры всеобщего братства»; комментарии относительно тех или иных реалий описываемого в романе исторического времени (данные с точки зрения человека XXVII века); наконец, не очень большая группа комментариев – те, что касаются позиции рассказчицы.

Этот пласт текста практически не дает читателю никакого представления о жизни в XXVII веке, лишь констатируется. А его приход и события, описываемые в рукописи, разделяют еще семь столетий революционной борьбы. Из примечаний комментатора можно вычленить не так уж много: общество XXVII века изжило практически все недостатки общества современного, избавившись не только от социальных пороков, но и от низменных стремлений, навязываемых капиталистическим укладом экономики. Мередиту многое из современных реалий в романе кажется диким и варварским. А низменные человеческие устремления, игравшие видную роль в XX веке, сохранились лишь как отзвуки далеких изживших себя инстинктов, ненадолго проявляющихся в поведении маленьких детей XXVII века.

Скорее всего, такое расположение акцентов в произведении было связано и с тем, что самого писателя больше интересовали пути прихода к социализму, а не структурное устройство общества после его прихода. В этом духе создана уже упоминавшаяся нами утопия Э. Беллами «Взгляд назад: 2000-1887). Зная огромную популярность этого произведения среди современников, очень сложно предположить, что сам Джек Лондон не был знаком с этой книгой.

После прочтения статьи у вас, как и многих современников Лондона могло остаться чувство недоумения. Для чего, будучи убежденным социалистом, ратовавшим за жесткую необходимость социальных реформ, предлагать читателю столь неоднозначный роман? Мрачные эпизоды «Железной пяты» вполне могли перевесить оптимистический факт констатации прихода социализма в глазах читающей публики.

Ответить на этот вопрос, или попытаться как- то по-другому обосновать жанровую двойственность романа крайне сложно. Возможно, Джек Лондон, подобно своему герою предчувствовал, какое колоссальное количество времени должно пройти в напряженной революционной работе и пропаганде (например, еще 7 столетий), чтобы люди, наконец, пришли к рациональному устройству общества. Но в то же время он понимал, что немногие из голодающих рабочих, но даже и из кругов революционеров-идеалистов, согласятся пожертвовать своими силами и жизнью ради туманного результата, насладиться которым не смогут даже внуки современного поколения.

Автор, однако, не дает своим сомнениям развернуться в полную силу, он как будто делает уступки сам себе и, в конце концов, все-таки отвоевывает счастливый финал для всего человечества. В подтверждение этой точки зрения можно привести фрагмент из письма к Клодсли Джонсу (один из первых преданных читателей и поклонников Лондона, с кем у него завязалась переписка) от 1900 года: «Я хотел бы жить при социализме, хотя я и осознаю, что социализм не является следующим шагом; я знаю, что капитализм должен сначала отжить свое.

Сначала мир должен быть выжат до предела, сперва должна развернуться борьба между нациями, не на жизнь, а на смерть, более жестокая, интенсивная и распространенная, чем раньше. Я бы предпочел проснуться завтра в социалистическом государстве*, где жизнь течет спокойно и гладко; но я не проснусь; я знаю, что ребенок должен переболеть всеми своими детскими болезнями, чтобы стать мужчиной…». ■

Отзыв: Книга “Железная пята” – Джек Лондон – Джек Лондон «Железная пята». Ему поклон И долгие лета.

Эрнест Эвергард
Канненгем Эвис.
Он тверд и горд.
Борьба – ее девиз.

Читайте также:  Белый Клык – краткое содержание Лондона

Джек Лондон для меня один из известнейших американских писателей двадцатого века. Творения его известны во всем мире, а лучшие сочинения писателя привлекают своим жизнелюбием и пафосом оптимизма, прославляя любовь к свободе и твердую волю человека в борьбе с суровой природой. Но творчество Джека Лондона, на мой взгляд, противоречиво: в нем сочетаются протест против буржуазных порядков, близость к идеям социализма и, с другой стороны, крайний индивидуализм, а к концу творческого пути — сближение с мещанской моралью.
Лондон родился в семье обедневшего фермера в Сан-Франциско. С детстких лет он испытывает нужду и узнает труд; когда учился в школе, он подрабатывал торговлей газет, затем трудился на консервной фабрике, а в четырнадцать лет, сбежав из дома, начал вести жизнь самостоятельно, полную разнообразных приключений и бедствий. Лондон устраивается матросом на торговое судно; возвратившись в Америку из плавания, он меняет множество профессий, скитаясь вместе с большой толпой других безработных по разным штатам, сидит в тюрьме за бродяжничество.

В 1897 году я вижу Лондона, завлеченного «золотой лихорадкой», которая была вызвана тем, что на Клондайке и в Северо-Западной Канаде было найдено золото, он отправился на дальний Север в поисках счастья. Холодный Север, суровейшая природа, крутые нравы золотодобытчиков и индейцев дали Лондону большой и свежий материал для множества его произведений, которые он пишет, возвратившись на родину.
Начиная с 1900 года, появляются сборники его творений о трудной жизни золотоискателей и индейцев Севера, потом о приключениях и происшествиях в южных морях, часть из которых описана мной в предыдущих отзывах. Рассказы имеют огромный успех, Джек Лондон становится профессиональным автором. Северные и морские рассказы писателя включены в ряд сборников, таких как «Сын волка», «Дети мороза», «Сказки южных морей» и другие.
В этих талантливых, оригинальных произведениях, которые представляют для меня особый интерес, выражается протест Джека Лондона против общественной несправедливости, против пошлости и мельчания человеческой личности в капиталистическом обществе, Лондон противопоставил этой действительности жесткую природу Севера и людей, сбежавших от цивилизации. Автор часто описывает и «нецивилизованные народы» — индейцев Севера, аборигенов островов Тихого океана. Он романтизирует их, выделяя цельность их характера, смелость и закалку в борьбе за жизнь, силу ярких чувств: рассказы «Северная Одиссея», «Сказание о Кише», «Белое безмолвие» и другие. Лондон возвеличивает человека, победившего «белое безмолвие», суровую природу. Один из прекрасных рассказов этого времени — «Любовь к жизни» — высоко оцененную читателями.
Но своих главных героев — золотоискателей и охотников — писатель рисует крайними одиночками-индивидуалистами, которые стоят на высшей ступени, как-бы возвышаясь над другими людьми. Их исключительность натуры, превосходство ума, сильная воля, физическая сила помогают одерживать победу и подчинять себе не только природу и животных, но и людей более слабых. Ненавидя буржуазную действительность, противопоставляя ей природу и настоящих людей, в его понимании, Лондон, сам того не замечая, приходит к той же буржуазной морали, которая пропагандирует угнетение одного человека другим. Это вытекало из ошибочных заблуждений Лондона о жизненных законах человеческого бытия, которые будто бы являются продолжением законов животного мира: в вечной борьбе за существование, когда слабый подчиняется сильному.
Одновременно с созданием северных и морских рассказов Лондон пишет и резко обличительные творения, направленные против капиталистической действительности. Такова, например, замечательная книга очерков «Люди бездны», явившаяся результатом его пребывания в качестве корреспондента в Лондоне. В это время усиливается интерес писателя к общественной жизни, он начинает участвовать в рабочем движении, вступает в социалистическую партию, штудирует сочинения основоположников рабочего движения.
Заметное влияние на мировоззрение Лондона после 1905 г. оказала 1-ая русская революция 1905 г., за событиями которой писатель внимательно следил. Он писал о русской революции, выступал в защиту ее на митингах. Джек Лондон разъяснял, что революция в России встречает сочувствие и отклик у рабочих всех стран, что задержать это возмущение невозможно. Революционные события 1905 г. в России, подъем рабочего движения в США, в котором участвует писатель, вызывают углубление общественной темы в его творчестве. В 1905—1910 гг. он пишет ряд публицистических работ социалистического содержания, это сборники «Революция», «Борьба классов» и роман «Железная пята».
Встретились два человека, дочь знаменитого физика, Эвис Каннигем и социалист Эрнест Эвергард, проповедующий защиту рабочих от жестокой эксплуатации хозяевами жизни, владеющих заводами, банками, пароходами. На одном из обедов Эрнест жестко критикует сложившуюся обстановку в современном обществе, но Эвис не соглашается с ним. Тогда молодой человек, чтобы подтвердить свои убеждения, рассказывает о рабочем Джексоне, который добросовестно выполняя свои обязанности на заводе, потерял руку и в результате был выброшен на улицу. Желая проверить события, изложенные социалистом Эвергардом, Каннингем принимается за собственное расследование и в результате ошеломлена полученными результатами, после чего полностью переходя на сторону Эрнеста. Олигархи, противостоящие социалисту Эвергарду, хотят поставить его в неловкое положение, опровергнув его убеждения, но тот при помощи фактов и неопровержимой логики доказывает неизбежность победы социалистов.
Творение «Железная пята» издан в форме вспоминания жены социалиста Эрнста Эвергарда, рукопись которой была издана уже при социалистическом обществе. Она посвящается описанию пролетарской революции, победившей «железную пяту», то есть олигархов капиталистических трестов, буржуазный строй. Героем романа является не человек, бегущий от социальных противоречий в природу, как в северных рассказах, а пролетарский революционер Эвергард, возглавляющий борьбу с несправедливым строем. Лондон рисует неизбежность пролетарской революции и победы социализма и яростное сопротивление буржуазии накануне своей неминуемой гибели. Как бы предвидя фашизм, Лондон изображает жестокий террор против рабочего класса, подчеркивает невозможность мирного пути к социализму.
Но даже в этом романе, по моему глубокому убеждению, Лондон не преодолел до конца своего индивидуализма и культа сильной личности. Революция в его изображении — это не столько борьба рабочего класса, сколько деятельность небольшой группы революционеров во главе с Эвергардом, осуществляющих восстание против «железной пяты». Рабочие массы как сознательная и организованная сила в романе почти не показаны, — это толпа рабов, возглавляемая «сильной личностью» — Эвергардом.

У Джека Лондона
Роман «Железная пята».
У Джека Лондона –
Борьба – не суета!

Железная пята (роман)

Железная пята
The Iron Heel

Обложка 1-го издания
Жанрроман
АвторДжек Лондон
Язык оригиналаанглийский
Дата первой публикации1908
ИздательствоMacmillan Publishers [d]
Текст произведения в Викитеке

«Железная пята» (англ. The Iron Heel ) — роман-антиутопия американского писателя Джека Лондона. Выпущен в свет в 1908 году издательством «Макмиллан».

По сюжету, роман представляет собой автобиографическую рукопись американской революционерки XX века Эвис Эвергард, найденную лишь в XXVII веке, в эру Братства Людей. Предисловие и все примечания написаны корреспондентом XXVII века, нашедшим рукопись. Основной текст написан от лица Эвис Эвергард.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Исследование олигархии
  • 3 Параллели с реальным будущим
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Сюжет

Эвис Каннингем, дочь известного физика, знакомится с Эрнестом Эвергардом, социалистом. За обедом он подвергает критике всю систему современного общества, обвиняя его в эксплуатации труда. Эвис не соглашается, тогда Эрнест приводит ей пример Джексона — рабочего, потерявшего руку на заводе из-за добросовестности, и выкинутого хозяевами на улицу. Это побуждает Эвис заняться исследованием жизни рабочих. Результаты столь ужасающи, что она проникается взглядами Эрнеста.

Эрнеста приглашают в клуб местные воротилы, чтобы он выступил там с речью. Они думают выставить его на посмешище, но он логикой и фактами показал им, что переход власти к социалистам неизбежен. На это был получен ответ: «Всё это так, но сейчас власть в наших руках. Силой этой власти мы удержим власть. Если вы протянете руки к нашим богатствам мы их оторвём. В громе пушек и пулемётов вы услышите наш ответ».

Эвис влюбляется в Эрнеста, но заправилам не нравится связь дочери известного физика с социалистом. Её отцу предлагают возглавить грандиозный институт. Он отвечает отказом, и пишет книгу о рабочем классе. Книгу отказываются печатать, а вскоре у семьи отбирают дом и все акции. Одновременно с этим епископ Морхауз, друг Каннингемов, также просвещенный Эрнестом, обращается к прихожанам с проповедью социального равенства. Его объявляют больным и отправляют в сумасшедший дом.

Эвис и Эрнест женятся. Эрнеста избирают в Конгресс от социалистической партии.

Тем временем в стране происходит окончательная гибель мелких предприятий. Они поглощаются трестами, управляемыми олигархами. В поисках прибылей они выходят на внешние рынки, где сталкиваются с конкуренцией Германии, где происходят такие же события в экономике. Борьба за рынки сбыта приводит к войне. Рабочие во всех странах организуют всеобщую забастовку, в результате заключается мир. В Германии социалисты свергают кайзера и приходят к власти. В США напротив, усиливается власть олигархов. Эрнест называет их власть Железной пятой.

Доведенные до отчаяния разорившиеся фермеры поднимают восстание. Восстание жестоко подавляется армией, которая к тому времени превращается в орудие Железной пяты. Тем временем олигархи подкупают влиятельные профсоюзы. Увеличивается зарплата и сокращается рабочий день у высококвалифицированных рабочих. В привилегированное положение попадают работники связи, транспорта, машиностроения, ВПК. Им также предоставляют удобное жилье, лучшее медицинское обслуживание, их детям — лучшие школы. В то же время у прочих работников снижается зарплата, возрастает рабочий день, отменяется обязательное образование. Большинство рабочих селят просто в бараках, где исчезает само понятие культуры. Вместо зарплаты низкоквалифицированным рабочим выдают пайки, а труд становится обязательным.

Отец Эвис бесследно исчезает. Епископ Морхауз притворяется «выздоровевшим» и выходит из сумасшедшего дома. В тайне от всех он распродает своё имущество и тратит деньги на благотворительность, а после исчезает и скрывается. Роман заканчивается описанием чудовищной бойни при подавлении восстания в Чикаго осенью 1917 года. Как становится известно из рукописи и примечаний к ним, в 1932 году в США состоялось второе крупнейшее восстание рабочих, однако оно также было жестоко подавлено. Эрнест был схвачен и казнён, следы Эвис (чья рукопись осталась незаконченной) затерялись. После описываемых событий прошло 700 лет, пока в результате многочисленных восстаний власть олигархии не пала и не наступила социалистическая эпоха Братства людей.

Исследование олигархии

Романы про деловых людей сочинялись и прежде: о нравах дельцов писали и Бальзак, и Флобер, и Гюго, и, разумеется, Островский и Достоевский. Однако тема олигархии как политико-финансового конгломерата впервые прозвучала именно в «Железной пяте». И даже, несмотря на то, что сам по себе как сугубо жанровое, литературное творение роман не отличался художественными достоинствами, книга тем не менее обрела заслуженную репутацию национального бестселлера. Однако признания «Железная пята» добилась лишь после 1933 года. Когда к власти в Германии пришли нацисты во главе с Гитлером, аналитики как в Америке, так и в Европе, обратили внимание на то обстоятельство, что некоторые из общественных тенденций, в полной мере проявивших себя в реальной европейской политике того периода времени, были предсказаны в романе. Наиболее основательно о достоинствах и недостатках «Железной пяты» высказался Джордж Оруэлл. В 1945 году он опубликовал очерк, в котором обстоятельно коснулся романа Джека Лондона. Отмечая стилистическую слабость повествования, Оруэлл в то же время оценил пророческие сентенции, содержавшиеся в сюжете романа:

«Железная пята» — неважная книга и содержащиеся в ней мрачные пророчества в целом не сбылись… Однако в некоторых отношениях он (Лондон) был гораздо более прав, чем все другие прорицатели; прав в силу той самой черты своего характера, благодаря которой он был хорошим рассказчиком и недостаточно последовательным социалистом.

Параллели с реальным будущим

Некоторое количество упоминаемых в романе будущих событий имели параллели со случившимися в реальности. Так, в главе 13 рассказано о стремлении олигархии США к войне с Германией по десяткам причин, из-за чего 4 декабря 1912 года «немецкая эскадра, подойдя к Гонолулу, потопила три американских крейсера и таможенный катер и обстреляла город. На следующий день Германия и США объявили друг другу войну». Это расценивается как концептуальное совпадение с атакой японцев на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года [1] . Однако война была быстро подавлена стачками и забастовками в обеих странах, революции в России и Германии частично вызваны нежеланием продолжения Первой мировой войны [1] . В 15-й главе упоминается стремление Японии к владычеству на континенте под прикрытием лозунга «Азия для азиатов» (Asia for the Asiatics). В главе 17 описывается как в 1913-м году американская буржуазия, желавшая разделаться с Социалистической партией, посредством своей агентуры взрывает здание Конгресса США, свалив вину на социалистов, после чего начинает террор против неё. В реальности подобная провокация устроена в 1933-м году НСДАП, способствовавшая захвату власти, запрету Коммунистической партии Германии и репрессиям против неё.

Читайте также:  Сын волка - краткое содержание романа Лондона

Джек Лондон – Железная пята

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Джек Лондон – Железная пята краткое содержание

Железная пята – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Записки Эвис Эвергард нельзя считать надежным историческим документом. Историк обнаружит в них много ошибок, если не в передаче фактов, то в их истолковании. Прошло семьсот лет, и события того времени и их взаимосвязь — все то, в чем автору этих мемуаров было еще трудно разобраться, — для нас уже не представляет загадки. У Эвис Эвергард не было необходимой исторической перспективы. То, о чем она писала, слишком близко ее касалось. Мало того, она находилась в самой гуще описываемых событий.

И все же, как человеческий документ, «Эвергардовский манускрипт» исполнен для нас огромного интереса, хотя и здесь дело не обходится без односторонних суждений и оценок, рожденных пристрастием любви. Мы с улыбкой проходим мимо этих заблуждений и прощаем Эвис Эвергард ту восторженность, с какой она говорит о муже. Нам теперь известно, что он не был такой исполинской фигурой и не играл в событиях того времени столь исключительной роли, как утверждает автор мемуаров.

Эрнест Эвергард был человек выдающийся, но все же не в той мере, как считала его жена. Он принадлежал к многочисленной армии героев, самоотверженно служивших делу мировой революции. Правда, у Эвергарда были свои особые заслуги в разработке философии рабочего класса и ее пропаганды. Он называл ее «пролетарская наука», «пролетарская философия», проявляя известную узость взглядов, которой в то время невозможно было избежать.

Но вернемся к мемуарам. Величайшее их достоинство в том, что они воскрешают для нас атмосферу той страшной эпохи. Нигде мы не найдем такого яркого изображения психологии людей, живших в бурное двадцатилетие 1912 — 1932 гг., их ограниченности и слепоты, их страхов и сомнений, их моральных заблуждений, их неистовых страстей и нечистых помыслов, их чудовищного эгоизма. Нам, в наш разумный век, трудно это понять. История утверждает, что так было, а биология и психология объясняют нам — почему. Но ни история, ни биология, ни психология не в силах воскресить для нас этот мир. Мы допускаем его существование в прошлом, но он остается нам чужд, мы не понимаем его.

Понимание это возникает у нас при чтении «Эвергардовского манускрипта». Мы как бы сливаемся с действующими лицами этой отзвучавшей мировой драмы, живем их мыслями и чувствами. И нам не только понятна любовь Эвис Эвергард к ее героическому спутнику — мы ощущаем вместе с самим Эвергардом угрозу олигархии, страшной тенью нависшей над миром. Мы видим, как власть Железной пяты (не правда ли, удачное название!) надвигается на человечество, грозя его раздавить.

Кстати, мы узнаем, что создателем утвердившегося в литературе термина «Железная пята» явился в свое время Эрнест Эвергард — небезынтересное открытие, проливающее свет на вопрос, который долго оставался спорным. Считалось, что название «Железная пята» впервые встречается у малоизвестного журналиста Джорджа Милфорда в памфлете «Вы — рабы!», опубликованном в декабре 1912 года. Никаких других сведений о Джордже Милфорде до нас не дошло, и только в «Эвергардовском манускрипте» бегло упоминается, что он погиб во время чикагской резни. По всей вероятности, Милфорд слышал это выражение из уст Эрнеста Эвергарда — скорее всего во время одного из выступлений последнего в предвыборную кампанию осенью 1912 года. Сам же Эвергард, как сообщает нам манускрипт, впервые употребил его на обеде у одного частного лица еще весной 1912 года. Эта дата и должна быть признана исходной.

Для историка и философа победа олигархии навсегда останется неразрешимой загадкой. Чередование исторических эпох обусловлено законами социальной эволюции. Эти эпохи были исторически неизбежны. Их приход мог быть предсказан с такой же уверенностью, с какой астроном исчисляет движение звезд. Это правомерные этапы эволюции. Первобытный коммунизм, рабовладельческое общество, крепостное право и наемный труд были необходимыми ступенями общественного развития. Но смешно было бы утверждать, что такой же необходимой ступенью явилось господство Железной пяты. Мы в настоящее время склонны считать этот период случайным отклонением или отступлением к жестоким временам тиранического социального самовластия, которое на заре истории было так же закономерно, как неправомерно стало впоследствии торжество Железной пяты.

Недобрую память оставил по себе феодализм, но и эта система была исторически необходима. После крушения такого мощного централизованного государства, как Римская империя, наступление эпохи феодализма было неизбежно. Но этого нельзя сказать о Железной пяте. В закономерном течении социальной эволюции ей нет места. Ее приход к власти не был исторически оправдан и необходим. Он навсегда останется в истории чудовищной аномалией, историческим курьезом, случайностью, наваждением, чем-то неожиданным и немыслимым. Пусть же это послужит предостережением для тех опрометчивых политиков, которые так уверенно рассуждают о социальных процессах.

Капитализм почитался социологами тех времен кульминационной точкой буржуазного государства, созревшим плодом буржуазной революции, и мы в наше время можем только присоединиться к этому определению. Следом за капитализмом должен был прийти социализм; это утверждали даже такие выдающиеся представители враждебного лагеря, как Герберт Спенсер. Ожидали, что на развалинах своекорыстного капитализма вырастет цветок, взлелеянный столетиями, — братство людей. А вместо этого, к нашему удивлению и ужасу, а тем более к удивлению и ужасу современников этих событий, капитализм, созревший для распада, дал еще один чудовищный побег — олигархию.

Социалисты начала двадцатого века слишком поздно обнаружили приход олигархии. Когда же они спохватились, олигархия была уже налицо — как факт, запечатленный кровью, как жестокая, кошмарная действительность. Но в то время, по свидетельству «Эвергардовского манускрипта», никто не верил в долговечность Железной пяты. Революционеры считали, что низвергнуть ее — дело нескольких лет. Они понимали, что Крестьянское восстание возникло наперекор их планам, а Первое вспыхнуло преждевременно. Но никто не ожидал, что и Второе восстание, хорошо подготовленное и вполне созревшее, обречено на такую же неудачу и еще более жестокий разгром.

Очевидно, Эвис Эвергард писала свои записки в дни, предшествовавшие Второму восстанию, в них ни слова нет о его злополучном исходе. Несомненно также, она надеялась опубликовать их сразу же после свержения Железной пяты, чтобы воздать должное памяти погибшего мужа. Но тут наступила катастрофа, и, готовясь бежать или в предвидении ареста, она спрятала записки в дупле старого дуба в Уэйк-Робинлодже.

trounin.ru

Блог литературного обозревателя, критика, писателя

Джек Лондон «Железная пята» (1908)

«Железная пята» — дневник из прошлого, найденный в далёком будущем, спустя семь веков. События дневника происходят в начале XX века, в те времена, когда люди почувствовали острую социальную несправедливость при полном праве на счастливую и достойную жизнь. Скинув путы феодального рабства и подпав под рабство экономическое, человечество продолжает пребывать в счастливом неведение своего зависимого положения. Джек Лондон, не даром же участник социалистического движения, ещё не написал «Мартина Идена», яркого писателя-революционера, но уже написал «Белого Клыка», беззаботную смесь волка и собаки, претерпевшую в жизни все те же тяжбы социального неравенства. Промежуточным вариантом между «Мартином Иденом» и «Белым Клыком» явился на свет фантастический роман о будущем противостоянии пролетариата с капитализмом.

В голове рисуется некий Эквилибриум, мир без права на собственную точку зрения с борцами за право выражать собственную точку зрения. Почему бы не представить, что вместо сжигания книг и иного антиутопического порабощения личной свободы, миром начинают править капиталисты, явившиеся плодом технической революции, устранившие кустарный труд, облегчившие этот самый труд, удешевившие товар, позволившие его быстрее и легче производить, одновременно с этим — устранившие от труда людей, передоверяя производство квалифицированным специалистам и высокопроизводительной технике. Картинка перед взором рисуется красивая, однако Лондон пошёл дальше. Его герои не стали молча смотреть на развитие ситуации, устраивая свои собственные революции с погромами, забастовками и настоящими военными действиями.

На этот раз США не в авангарде мировых событий. Социализм победил везде, кроме последнего оплота капитализма. Тем труднее приходится пролетариату бороться за свои права. Лондон отсылает читателя в Древний Рим, давая истоки понимания значения пролетариев — так называли ненужную прослойку общества, которая не приносила государству никакой пользы, только нещадно плодилась, создавая много новых социальных проблем. Боевой единицей социализма являются как раз представители пролетариата — униженные и оскорблённые, выкинутые на свалку, вынужденные прозябать в бедности и терпеть лишения. Работодатель обижает работников, не соблюдает технику безопасности, выжимает все соки. Некогда боровшиеся за социальную справедливость аболиционисты, когда гремела гражданская война между Севером и Югом, и подумать не могли о возможной новой напасти в виде закабаления собственного населения отдельным слоём общества, перетянувшим под свой контроль абсолютное большинство доходов и благ высшего света. Любая травма на работе означает для работника голодную смерть, любая просьба о повышении уровня зарплаты — отправляет инициаторов на нищенское существование. Такой жестокий мир был на самом деле: достаточно ознакомиться с творчеством Драйзера и других американских писателей начала XX века — все они писали о социальной несправедливости и об униженном существовании людей, обречённых жить в жестоких условиях, навязанных работодателями. Лондон прорабатывает ситуацию гораздо глубже, он пытается увидеть к чему приведёт сложившаяся ситуация. У него была своя точка зрения, имеющая право на существование — её он и изложил в «Железной пяте».

Власть всегда идёт рядом с деньгами. Только властьимущие могут себе поднять зарплату, тогда как, например, медики этого сделать не могут, безропотно наблюдая за несправедливым распределение средств. Никто не желает ходить на работу просто так, да ради удовольствия. Минули те времена, когда свой труд помогал выживать в мире — теперь люди вынуждены зарабатывать на существование и жить от зарплаты до зарплаты, принося пользу обществу и позволяя себе прокормиться. Но не может быть такого, чтобы каждый в этом мире жил только для своего удовольствия. Нужен компромисс. Лондон подошёл более радикально, приравнивая сложившуюся ситуацию к рабству, убеждая читателя, что даже в Библии рабство не порицается, а наоборот одобряется. Деньги правят миром и правительством. В «Железной пяте» правительство всегда выбирается то, что будет более лояльно к капиталистам. И правительство тоже старается создать благоприятную для себя обстановку вокруг. Только не исповедовали американцы конфуцианство с даосизмом, они не стали терпеть унижения и развязали открытую войну, ввергая страну в новый раскол, затянувшийся в семивековое противостояние.

«Железная пята» в художественном плане довольно сухая книга. «Письма Кемптона-Уэйса» не прошли для Лондона даром. Там писатель выступил с позиции учёного, ратующего за любовь с точки зрения физиологии, религии, генетики и etc. В «Железной пяте» любви нет, но есть экономическая модель мира. Тем, кто слабо представляет современные мировые кризисы, книга окажется полезной. Лондон наглядно продемонстрирует потолок сбыта продукции при перенасыщении общего рынка, что и приведёт к кризису, который просто обязан закончиться войной. Вы никогда не задумывались над простой истиной, что если где-то война, то просто какая-то страна на нашей планете пытается избежать кризиса? Никакая человеческая мораль и никакие иные домыслы участников военного конфликта не должны серьёзно восприниматься. При болезненности всего процесса — просто кто-то ищет выгоду, стараясь встряхнуть свою собственную экономику. На самом деле, «Железная пята» — произведение с очень глубоким смыслом, изучение которого стоит, как минимум, ввести в школьную программу.

Читайте также:  Белое безмолвие - краткое содержание романа Лондона

Очень едко Лондон касается СМИ — четвёртой власти. В «Железной пяте» нет понятия самостоятельности СМИ. Они все курируются капиталистами, пишут только выгодную им информацию. Оппозиционная пресса тоже существует, но её никто не читает — она никому неинтересна. Её не стараются убрать из информационного потока, она никому не мешает. Просто, такого рода литература, вызывает улыбку от публикуемых в ней новостей, недоумение от точек зрения и недоверие к выводам — такое мнение у большинства. Капитализм широк — более крупные капиталисты выдавливают мелких. Мелкие ищут защиту у набирающих оборот пролетариев, а те с сожалением указывают на упущенные моменты, так часто публикуемые ими в своих газетах.

Стоит ли, при всём вышесказанном, касаться темы детского труда. Ребёнка ставят к станку с малых лет, выжимают все соки и выкидывают чуть погодя. Такое было всегда… Он не доживёт до пенсии — одной проблемой меньше. Впрочем, в «Железной пяте» нет понятия пенсий. Вся ситуация доведена до такой ситуации, когда неудивительна социальная напряжённость, вылившаяся в военное противостояние, при действиях властей, сравнимых с событиями на площади Тяньаньмэнь.

Борьба за свободу — фикция! Человек желает лучшего только для себя, легко забывая о себе подобных в случае успеха.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: лондон железная пята критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Jack London The Iron Heel analysis, review, book, content

Краткое содержание Маленькая хозяйка Большого дома Лондон для читательского дневника

Есть люди, жизнь которых насыщенна трагедией и трудностями с самого ее начала. Про таких говорят: «Лучше бы они не рождались совсем». Одна юная особа, которая славилась крепким характером и храбростью, но при этом большая неженка, как и все люди аристократического происхождения. Она проживала в большом обустроенном доме, где была этакой маленькой хозяйкой. Паола (так звали девушку) обладала редким качеством – умением подчинять себе людей и нравиться всем.

Спустя несколько лет девочка выросла. Характер ее стал крепче, сама она похорошела не только внешностью, но и умом.

Будучи разумной, привлекательной и веселой, она встретила своего будущего мужа – Дика Форреста. Это был молодой, как и Паола, по возрасту человек, который с первого взгляда влюбился в эту красавицу. Но он полюбил ее не только за миловидность, но и за силу, независимость духа, которые Паола так тщательна стремилась скрыть, чтобы ее считали милой и скромной.

У Паолы чувства к молодому человеку возникли отнюдь не сразу. Но спустя некоторое время, она также полюбила его. Дик Форрест сделал ей предложение и девушка, согласившись, вышла за возлюбленного. И молодожены стали жить просторном, богатом и уютном доме.

Дика Форреста нельзя было отнести к слабохарактерным личносятям. На первый взгляд он производил впечатление замкнутого и скрытного человека, потому что никогда не вступал в беседу первым. Но, по правде говоря, душа Форреста не была такой очерствевшей, как казалось. Просто это был человек умный, многое поведавший и испытавший в жизни, ведь еще в юном возрасте он ушел из дома в поисках приключений и ярких впечатлений.

Молодые люди жили спокойной и мирной жизнью, ни в чем себе не отказывая и не ругаясь друг с другом.

Но годы шли и в жизни супругов появляется человек, который разрушает их счастливую и спокойную жизнь. Его зовут Ивэн Грэхем. Он очаровывается прекрасной Паолой, которая также испытывает к нему любовные чувства.

Ивэн Грэкхэм хочет увести Паолу в другой город, но та не может принять точное решение. Она испытывает глубокое уважение к своему нынешнему мужу и не решается ему об этом рассказать. Но этого делать и не приходится, ведь Форрест уже в курсе отношений его жены с другим мужчиной. И он не хочет им мешать, а даже пытается помочь. Поэтому, чтобы не лишать их счастья быть вместе, Форрест совершает самоубийство. Паола, чувствуя за собой вину, не может смириться со сложившейся ситуацией и следует примеру своего мужа.

Это произведение непроизвольно заставляет задуматься о верности выбора и его последствиях.

Читать краткое содержание Маленькая хозяйка Большого дома. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Джек Лондон. Краткие содержания произведений

  • Белое безмолвие
  • Белый Клык
  • Бурый волк
  • Зов предков
  • Любовь к жизни
  • Маленькая хозяйка Большого дома
  • Мартин Иден
  • Мексиканец
  • Морской волк
  • На берегах Сакраменто
  • Сердца трех
  • Сказание о Кише

Картинка или рисунок Маленькая хозяйка Большого дома

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Действие романа начинается с момента, когда Этьен Лантьен, пытается трудоустроиться. Герой произведения остался без работы, так как ударил своего начальника.

Автор рассказывает необычную историю детства, которая приключилась с его школьным другом Семином. Как-то раз стекло в двери кабинета директора оказалось разбитым. В этом обвинили мальчугана Воробьева, постоянно бьющего стекла

Чудная история про двух озорных мальчишек, которые поверили в чудеса. Два друга Вадик и Вовка как-то сидели дома у Вадика и раскрашивали картину.

Рикки Тикки Тави – это мангуст, который попал к людям и начал с ними жить. Он стал для них не только домашним питомцем, но и настоящим другом. Познакомившись со всеми обитателями новой для него территории

Основу оперы составляет трагическая история молодой японской девушки. Действие начинается с повествования о том, что американский солдат Бенджамин Франклин Пинкертон состоит

Отзыв: Книга “Маленькая хозяйка большого дома” – Джек Лондон – Просто это “не мое” произведение

Сегодня поделюсь своим мнением о романе, который очень и очень долго читала и вот сейчас, наконец, закончила. С творчеством Джека Лондона я вроде не знакома, не припоминаю, чтобы когда-либо читала его произведения, хотя может и было такое, за всю жизнь я прочла столько книг, что уже все и не упомнишь, а в памяти остается лишь то, что зацепило. Вообще книгу я взяла ради романа “Сердца трех”, он был в списке моих книг, которые я хочу прочитать. Список представляет собой огромное количество книг, которые я выписываю, беру в закладки, фотографирую название и уже не вспомню что в тот момент сподвигло меня на занесение произведения в список). Ну это я отвлеклась, в книге, как это часто практикуется, два романа Джека Лондона: “Маленькая хозяйка большого дома” и “Сердца трех”. Книга начинается с “Маленькой хозяйки”. Про это произведение и будет мой отзыв.

Роман начинается с описания расписания Дика Форреста. Это очень богатый человек, правда, он уже родился богатым и не поднимался с низов, но сумел приумножить свои миллионы своими силами. Несмотря на то, что Дик всегда был и останется очень богатым человеком, он не перестает очень много работать. Судите сами: подъем в 4.30 утра, сидя в постели он до 6 утра работает с бумагами, затем завтрак, затем опять корректура, в семь утра он начинает обзванивать своих рабочих и давать им указания на день, затем ванная, затем просмотр корреспонденции, далее объезд своих владений, с девяти до десяти работа с секретарем, с десяти до одиннадцати встречи с управляющими и экономами и весь день в работе. Дик по праву заслуживает быть богатым, много ли людей начинают работать в пол пятого утра и заканчивают за полночь?

Далее автор описывает жизнь Дика Форреста с детства и по сегодняшний день. Занимательно, парень даже ребенком был очень разумным и знал чего хотел. После жизнеописания Дика на “сцене”, наконец, появляется маленькая хозяйка большого дома – Паола.

Честно, она не вызывает у меня никакой симпатии). Слишком положительная, слишком идеальная, как впрочем и ее муж. Оба просто идеальная парочка. Возможно я слишком цинична и в 1915 году такие люди существовали, сейчас таких уж днем с огнем не сыщешь). Описание Паолы я, пожалуй, доверю самому автору.

Третий персонаж, который играет большую роль в романе это Грэхем. Старый друг Дика, вместе с которым они пережили немало приключений. Грэхем был приглашен хозяином пожить в большом доме, пока он (Грэхем) не напишет книгу.

И случилось невероятное – между Паолой и Грэхемом вспыхнула страстная любовь. Паола, прожившая с Диком 12 лет и ни разу не взглянувшая в сторону другого мужчины потеряла голову! А Грэхем, все жизнь ловко избегавший сильных любовных чувств и относящийся к Дику с огромной дружеской любовью изнемогал от страсти и желания обладать этой женщиной!

Как трое взрослых и мудрых (Паоле 38 лет, Дику и Грехэму по 40) будут разбираться в сложившейся ситуации? Что переживает каждый участник событий? Это мы узнаем на страницах романа “Маленькая хозяйка большого дома”.

Не зацепило. В-О-О-Б-Щ-Е. Во-первых, сюжет банален, хотя нет, возможно в 1915 году это и не было банальным, назовем просто скучным. Никаких интриг, скандалов, страсти. Дик с самой первой минуты знает о том, что его жена воспылала страстью к другому и не делает абсолютно ничего. А Паола просто так и не созревшая женщина, которая не понимает себя и своих чувств. Вся ее страсть к Грэхему произросла от холодности мужа. И странно, что умный и мудрый Дик этого не понял и не предотвратил трагедии. Когда ты спишь с женой в разных кроватях и в разных частях дома, а потом уделяешь ей несколько минут днем, то можно догадаться, что женщина начнет искать тепла и обыкновенного внимания на стороне.

Автор не слишком умело и не полностью раскрыл чувства главных героев, их мысли и поступки. На мой взгляд, произведение слабенькое. Долгие, скучные, фальшивые диалоги, непонятные поступки, несамостоятельность и нежелание героев брать ответственность за свои поступки. Дик все видел с самого начала, но не поговорил ни с Паолой, ни с Грэхемом, ни попытался показать жене, что любит ее и нуждается в ней. Паола решила, что любит обоих и не будет ничего предпринимать, пусть само все решится. Ну и Грэхем, единственный, к кому я чувствую какую-то симпатию, потому что он здесь самый пострадавший. Он действительно любит Паолу, но при этом питает дружеские чувства к Дику и очень уважает последнего, поэтому не может ни поговорить с ним о сложившейся ситуации, ни забрать Паолу и уехать.

В общем, я могу еще долго критиковать и разбивать в пух и прах писателя, но больше не буду, кто он и кто я))).

Кстати, сам писатель считал “Маленькую хозяйку большого дома” своим лучшим произведением, но у критиков мнение, сходное с моим

Подводя итог, скажу, что мне роман “Маленькая хозяйка большого дома” не понравился совсем. Возможно я просто не поняла идеи автора или не прониклась трагедией, может, слишком цинична для такого жанра. Но нет, не мое.

Только из уважения к Джеку Лондону ставлю 4 и рекомендую, но только любителям романтики и трагедий. Суровым реалистам лучше не читать).

Ссылка на основную публикацию